Конспект логопедического группового занятия по теме : «Звуки [Р],[Рь],буква Р,р»
Конспект логопедического группового занятия для детей с ФФНР в 1 классе.
Тема: «Звуки «Р – Рь». «Буквы «Р,р».
Цель занятия: Закрепить произношение звуков «Р – Рь» в речи детей, учить
дифференцировать звуки «Р – Рь» в устной речи и на письме.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
учить детей давать сравнительную характеристику звуков «Р – Рь»;
Учить давать полные ответы на поставленные вопросы;
Коррекционно – развивающие:
учить дифференцировать звуки «Р – Рь» в слогах, словах, предложениях;
Учить координировать речь с движением;
Развивать фонематический слух и зрительное восприятие;
Формировать навык чтения и письма;
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать наблюдательность и навыки аккуратного письма;
Воспитывать усидчивость и умение выслушивать товарища;
Оборудование:
Схема характеристики звуков, предметные картинки: Доктор Айболит, репка, сорока, ворона, воробей, Буратино, Карлсон; мяч, демонстрационные таблицы для чтения, альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы №3 О.С. Гомзяк «Говорим правильно в
6 – 7 лет», простые карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
-Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: Рак, речка, радуга, роза, рыба, ребус, рис, Россия, ряженка, рысь.
Дети называют первый звук в слове и садятся на места.
— Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем работать?
— Правильно, сегодня мы вспомним эти два звука и букву, которая обозначает эти звуки.
— Мы сегодня будем работать со звуками
«р – рь».
3.Основная часть занятия.
А) Анализ характеристики звуков.
-Ребята, к нам в гости пришли сказочные герои. В их именах есть звуки, с которыми мы сегодня будем работать. И они попросили помочь рассказать им об этих звуках. Поможем им?
— Тогда слушайте и отгадайте, кто пришёл первым. «Всех излечит, исцелит добрый доктор …
— Правильно. Это доктор Айболит. (Выставляется картинка с изображением доктора Айболита). Какой последний звук слышится в слове «доктор»?
Давайте ему расскажем, что мы о нём знаем. (Выставляется схема характеристики звуков).
-Как называется сказка, в которой дедка за …, бабка за дедку…?(Выставить картинку с изображением репки). Какой первый звук слышим в слове «репка»? Расскажите, что вы о нём знаете.
-Сравните эти звуки. Чем они похожи? Чем отличаются?
Б) Развитие фонематического слуха и правильного произношения звуков.
— Теперь приготовьте ладошки и ловите слова со звуком «Р». (Рак, лев, радуга, весна, ручей, белка, роза, снег, робот). Сколько слов поймали?
— Что вы делали?
— Что я произносила?
-К нам в гости пришли те, у кого тело покрыто перьями.(Выставляются картинки – сороки, вороны, воробья). Но они перепутали голоса. Как голос подаёт воробей?
-Что делает ворона?
— Сорока?
Птицы говорят вам: «Спасибо!»
— А теперь к нам пришёл в гости тот мальчик из сказки у которого длинный нос. Кто это?
— Договорим для Буратино слоги в словах:
Кону ..(ра)
Помидо ..(ры)
Кенгу ..(ру)
Детво ..(ра)
Гита ..(ра)
Ша ..(ры)
Го ..(ры)
Но ..(ра)
— А умеете ли вы договаривать слова?
Ра – ра – ра – начинается …
Ры – ры – ры – надуваем мы …
Ро – ро – ро – я налью воды в …
Ры – ры – ры – закусали …
Ар – ар – ар – закипает …
Ор – ор – ор – на стене …
Ыр – ыр – ыр – любит мышка кушать …
Ра – ра – ра – крикнем дружно мы …
— Молодцы! А теперь Буратино предлагает выполнить физминутку.
— Да.
— Айболит.
— Этот звук согласный, твёрдый, звонкий. Обозначается синим цветом.
— Репка.
-Первый звук в слове «репка» — звук «рь».
-Этот звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зелёным цветом.
-Оба звука согласные, звонкие. Отличаются тем, что один звук – твёрдый, другой – мягкий.
-Семь.
— Ловили звук «Р».
— Слова.
— Это птицы.
— Он чирикает.(Чир – чир)
-Она каркает.(Кар – кар)
— Она трещит.(Тр – тр)
— Это Буратино.
РА.
РЫ.
РУ.
РА.
РА.
РЫ.
РЫ.
РА.
Игра.
Шары.
Ведро.
Комары.
Самовар.
Узор.
Сыр.
Ура!!!
4. Физминутка Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
5.Организационный момент.
— Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слова, а вы должны заменить первый звук в слове на звук «Р» и назвать новое слово.
Танец — …
Хобот — …
Забота — …
Пугать — …
Нога — …
Кот — …
Мука — …
Мычать — …
Поза — …
Мак — …
Тома — …
Дети называют слова и садятся на свои места.
Дети встают полукругом.
Ранец.
Робот.
Работа.
Ругать.
Рога.
Рот.
Рука.
Рычать.
Роза.
Рак.
Рома.
6.Связь звуков с буквой.
— Следующий гость очень любит варенье и умеет летать. У него есть пропеллер.
(Выставить картинку с изображением Карлсона). Расскажите Карлсону как называется буква, которая обозначает два звука «Р – Рь».
(Выставить изображение с буквой «Демонстрационные таблицы» Цуканова, Бетц.) Сколько элементов у большой и маленькой буквы «Р».
— Давайте откроем тетради на странице 18 и выполним задание № 4. Прочитайте слова в первом столбике сверху вниз. Во втором.
(Дети составляют из первых букв слов новые слова.) Запишите их в пустых клетках.
Молодцы! Карлсону очень понравилось как вы выполняли задание.
— Это Карлсон.
— Эта буква называется «ЭР».
— У большой и маленькой буквы «ЭР» по два элемента.
Дети читают слова.
Дети записывают получившиеся слова.
7. Оценка занятия. Итог.
— Пришла пора нашим гостям прощаться.
-Первыми прощаются те гости, в названии которых столько слогов, сколько раз я хлопну в ладоши. (Логопед хлопает 3 раза так, чтобы дети не видели рук). Кто простился первым?
Во второй раз топнуть 4 раза. Кто простился вторым?
Третий раз моргнуть 2 раза. Кто простился третьим?
— Молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали. Всем гостям понравилось.
— Первым простился Айболит, сорока, ворона, воробей.
— Буратино.
— Карлсон.
Конспект и презентация логопедического занятия на тему «Звуки Р-Рь….» (1класс)
Логопедическое занятие
на тему:
« Звуки / Р и Р‘/, буквы Рр.
Звуковой анализ слов. Животные водоёма.»
( 1 класс, группа ФНР)
Цель: Формировать полноценные фонематические процессы для развития устной и письменной речи детей младшего школьного возраста.
Задачи:
· Диагностическая: обследовать фонематические процессы (слуховое восприятие звуков р-рь в словах), письмо.
· Практическая: подготовка артикуляционного аппарата (гимнастика), моторика, пальчиковая гимнастика.
· Познавательная:выполнение звукобуквенного разбора слов, формирование пространственных представлений, формирование знаний об окружающем мире.
· Коррекционная: формировать психические процессы память, речь, мышление, звукопроизношение.
· Воспитывающая: прививать интерес к родному языку и окружающему миру.
· Здоровьесберегающая: создание благоприятного психологического климата, создание ситуации успеха, охрана зрения.
Оборудование: компьютер, тематическая презентация, листочки для определения настроения, графические схемы, индивидуальные тетради и альбомы для работы, лента букв, мнемотаблицы, массажные шарики, вертушка для дыхания, индивидуальные зеркала, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Орг.момент. (слайд 1)
(Эмоциональный фон настроения) смайлик на листочке
2. Формирование цели:
Я не случайно просила назвать вас слова с определённым звуком. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии?
Говорить о звуках (р-рь).
3. Артикуляционная гимнастика:
Готовим артикуляционный аппарат, чтобы правильно произносить звуки. (слайд 2-10)
4. Дыхательные упражнения
Дуем на мельницу. Упражнение «заводим мотор».
Длительное произношение звуков хором, по одному.
(слайд 11)
5. Знакомство с буквами Рр (слайд 12)
Прописывание в воздухе.
Работа с массажными шариками (подготовка к письму).
Рисуем букву в тетради по клеточкам. (графический диктант)
Прописывание букв Рр в тетради
Как рычит взрослый тигр? (слайд 13)
6. Работа со слогами (слайд 14)
Повторите за мной слоги РА_РА_РА, какой звук слышим после (р)——? (а) какой получили слог РА (запишем)
Аналогично РО_РО_РО, РУ_РУ_РУ, РЫ_РЫ_РЫ.
В этих слогах, какой звук (р) – твёрдый или мягкий?
Подчеркните синим карандашом букву Р.
(слайд 15)
Запомни и повтори слоги:
ра – ро – ру – ры ро – ру – ры – ра ры – ра – ро – ру
Повтори слова, выделяя звук Р, определим кол-во слогов: (хлопками)
Рак рот руль рыба роза
Ров рота Русь рык Рома
Рыть рана рука робот Рая
(Запись одного слова со схемой)
Как рычат тигрята? (слайд 16)
Аналогичная работа. (слайд 17)
Проговори слоги и слова:
Ре – ре – ре рё – рё — рё
Ри – ри — ри ря – ря – ря рю – рю — рю
Запись в тетради : Ре рё ри рю ря — мягкий звук (схема)
Запомни и повтори слоги:
ря – ре – рю – ри — рё
ре – ря – рю – рё — ри
рё – рю – ря – ри – ре
План-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме: Конспект логопедического занятия на тему «Звук и буква Р»
Тема: «Звук и буква Р»
Лексическая тема: «Птицы»
Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.
Цель:
- Четкое произнесение и характеристика звука [Р];
- Выделение согласного звука [Р] в словах и определение места звука;
- Звуковой анализ и составление схем слов;
Задачи:
Образовательные:
- Учить различать звук [Р] в словах на слух;
- Активизировать и расширять словарь по темам «Птицы»;
Коррекционные:
- Развивать фонематический анализ и синтез, представления;
Воспитательные:
- Воспитывать внимательность, усидчивость.
Ход занятия:
1.Угадывание темы занятия.
— Как каркает ворона, когда она дразнит собаку? (Кар-кар, кар-кар)
— А как рычит собака при этом на ворону? (Р-р-р)
— Какой звук встречается в карканье вороны и рычании собаки? (Р)
— Молодцы, угадали. Сегодня на занятии мы будем знакомиться и изучать звук [Р].
2.Рассмотрение в зеркало артикуляции согласного звука [Р].
— Произносим звук [Р], смотрим в зеркало и наблюдаем.
— Есть ли преграда, когда мы произносим звук [Р]? (Да)
— Где воздух встречает преграду?
— Значит, какой звук [Р] – гласный или согласный? (Согласный)
— Дрожит ли при произношении звука горлышко? (Да)
— Значит, звук звонкий или глухой? (звонкий)
Запомни: Звук [Р] – согласный, звонкий, твердый.
БУКВА Р (эр): Буква Р – в рисунках «палка и дуга»,
Или «над рекой радуга».
Полукруг мы к палочке вверху приставим –
Букву Р красиво прочитаем.
— Давайте, построим из пальцев рук букву «Р».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим.
Руки правой – указательный
К кольцу слева прислоним.
Вот так воображенье –
Буквы Р у нас творенье!
3.Работа по картинкам.
— Логопед показывает картинки, дети называют название предмета, определяют место звука [Р] в словах.
— Вспоминают слова, в которых есть звук [Р].
4.Пальчиковая гимнастика.
— Выполнить упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ра, ро, ру, ры. Сначала правой рукой, затем левой, а потом сразу двумя руками.
— Затем выполнить упражнение «Есть игрушки у меня».
5.Составление схем слов.
— Каждому раздам карточки с написанным словом: ТОРТ, РОМА, РЫБА, КРОТ, самостоятельно составляем схему этого слова, затем все вместе проверим и разберем.
6.Синтез и анализ слов.
— Назови слово, соединив по порядку звуки:
[Р], [Ы], [Б], [А]; [К], [Р], [О], [Т]; [Г], [Р], [У], [Ш], [А];
[Д], [В], [О], [Р].
7.Поговорить чистоговорки:
ОР-ОР-ОР- в гости Мурку звал Трезор.
АР-АР-АР- на стол ставил самовар.
УР-УР-УР- говорила кошка «Мур!»
ИР-ИР-ИР- ах, спасибо вам за пир.
РА-РА-РА- в гости нам идти пора.
РО-РО-РО- надо ехать на метро.
РЫ-РЫ-РЫ- мы возьмем с собой шары.
РУ-РУ-РУ- всем подарим по шару.
РА-РА-РА- будет рада детвора.
8. Игра «Закончи слово» (с мячом).
— Логопед произносит начало слова, а вы должны добавить последний
звук [Р], выделяя его голосом.
ЖА(Р) ТИ(Р) КОМА(Р) БО(Р)
ПА(Р) МОТО(Р) ШАХТЕ(Р) ХО(Р)
ША(Р) ЗАБО(Р) СВЕТОФО(Р) КОВЕ(Р)
ТОПО(Р) СО(Р) ШОФЕ(Р) ПОМИДО(Р)
9.Подведение итогов занятия.
Презентация к уроку на тему: Презентация к логопедическому занятию по теме «Звук и буква Р»
Слайд 1
Звук и буква Р Автор : Гильмутдинова Гульназ Ринатовна , Учитель-логопед МАОУ СОШ №5 г .Лабытнанги ЯНАО 2015Слайд 2
Отгадай загадки: Кошки этой ты берегись – Она не домашняя кошка, А хищная …
Слайд 3
рысь
Слайд 4
Артикуляция звука
Слайд 5
Произнеси звук [Р] Есть ли преграда, когда мы произносим звук [Р ]? Где воздух встречает преграду? Значит, какой звук [Р ] – гласный или согласный? Дрожит ли при произношении звука горлышко? Значит, звук звонкий или глухой?
Слайд 6
ЗАПОМНИ звук [ Р ]: СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЁРДЫЙ
Слайд 7
Артикуляционная гимнастика «Улыбка – Трубочка» Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. «Футбол » Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Слайд 8
« Грибок» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку .
Слайд 9
« Гармошка» Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении . «Качели » Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз .
Слайд 10
«Чистим зубки» Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону .
Слайд 11
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами ). «Маляр» Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Слайд 12
«Барабан» («Дятел «) Улыбнуться , приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох ).
Слайд 13
Автоматизация звука в слогах Ра- ра , ра-ра-ра Ро-ро , ро-ро-ро Ру-ру , ру-ру-ру Ры-ры , ры-ры-ры Ра- ро — ру-ры Ро-ру-ры-ра Ру-ры-ра-ро Ры-ра-ро-ру Дра-дры-дро-дру Дры-дро-дру-дра Дро-дру-дра-дры Дру-дра-дры-дро Тра — тры — тро -тру Т ры — тро -тру- тра Т ро -тру- тра — тры Тру- тра — тры-тро
Слайд 14
Автоматизация звука в слогах Говорит взрослый Говорит ребенок Рая едет на базар ар-ар-ар , ар-ар-ар. Федор подметает двор, ор-ор-ор , ор-ор-ор. У корыта много кур, ур-ур-ур , ур-ур-ур . Ираида пьет кефир ир-ир-ир , ир-ир-ир . Ровный красный помидор ор-ор-ор, ор-ор-ор. Фермера зовут Захар, ар-ар-ар , ар-ар-ар. Мастер разрезает шнур, ур-ур-ур , ур-ур-ур .
Слайд 15
Автоматизация звука в словах Произносить (читать) слова РА-РА-РА — дыра, баранки, пирамида, детвора,гора РА-РА-РА — рак, рама, работа, радио, рана, ракета РО-РО-РО — рот, ров, робот, Родина, роза РО-РО-РО — мороз, творог, ворона РУ-РУ-РУ — руль, Русь, руки, рукав РУ-РУ-РУ — парус, кукуруза, шнур РЫ-РЫ-РЫ — рыба, рыбак ,рынок , рысь РЫ-РЫ-РЫ — корыто, перышко, бурый
Слайд 16
Автоматизация звука в предложениях Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р ]. У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра — барабанщик. Вера ест пирожное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт кукуруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает помидоры.
Слайд 17
Назови предметы. Определи место звука [Р] в словах
Слайд 18
Звуки [Р] — [Р ‘] обозначается вот такой буквой Как запомнить букву Р? Каждый может, например, Руку на бочок поставить И друг другу Р представить.
Слайд 19
Построим из пальцев рук букву «Р» Указательный с большим Мы в кольцо соединим. Руки правой-указательный К кольцу слева прислоним. Вот так воображенье – Буквы Р у нас творенье!
Слайд 20
Расставьте слоги по порядку. Прочти правильно текст. Выпиши слова с буквой Р. цаЗай в суле кийвся дитоби . томЛе его ностьбезопас виситза от рыхбыст ног. мойЗи же он деваетна лыйбе рядна. жетЛя под елью, еле шитды , ритсмот по ронамсто , шорохо шитслы . буйПопро , динай его!
Слайд 21
Проверяем Зайца в лесу всякий обидит. Летом его безопасность зависит от быстрых ног. Зимой же он надевает белый наряд . Ляжет под елью, еле дышит, смотрит по сторонам , хорошо слышит. Попробуй , найди его!
Слайд 22
Спасибо за внимание