Уроки логопеда звук логопеда: План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков. – Постановка звука «С» ребенку поэтапно. Занятия, конспект для логопеда, родителей, видео уроки, последовательность упражнения с картинками. Артикуляционная гимнастика

Конспект логопеда — постановка звука [ф] при ОНР

Конспект индивидуального логопедического занятия.
Логопедическое заключение: ОНР III при дизартрическом компоненте.

Тема: Постановка звука [ф].

Цель: Обучение правильному произношению звука [ф].

Задачи:

Образовательные:

  • формирование правильной артикуляции звука [ф], знаний об акустических особенностях звука;
  • обучение выполнению движений по подражанию, словесной инструкции.

Коррекционные:

  • развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и направленной воздушной струи;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, концентрации внимания;
  • развитие ориентировки на листе бумаги в клетку и пространственной ориентации.

Воспитательные:

  • воспитание положительного интереса к занятию, художественным произведениям.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ф], игрушка ежик, картинки – артикуляционная гимнастика, лист в клетку, карандаш, картинка – раскраска с изображением ежа.

План занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Самомассаж лица.
  3. Физкультминутка.
  4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.
  5. Уточнение артикуляции звука [ф].
  6. Постановка звука [ф] по подражанию.
  7. Упражнение для развития фонематического восприятия.
  8. Графический диктант.

III. Итог занятия.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Логопед. Ты любишь ходить в гости?
Ребенок. Да.
Логопед. Тогда в путь! Но, кто же сегодня пригласил тебя? Отгадай загадку.

(Логопед загадывает загадку.)

Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит – ф-ф-ф…
Весь в иголках, не возьмешь,
Кто же это, (имя ребенка)?
Ребенок. Еж!

Логопед. Сегодня тебя ждет веселый ежик. С ним никогда не бывает скучно потому, что этот забавный зверек знает много игр.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

1.1. Упражнения для губ.

Логопед. Вместе с ежиком выполни гимнастику для губ.

(Логопед читает стихотворение.)

«Улыбка».
Ежик наш знаком всем детям,
Он тебя улыбкой встретил.

(Ребенок широко улыбается, растягивая губы, удерживает до 7 секунд.)

«Спрячем зубки».
Губу верхнюю поднял,
Зубки верхние показал.
А теперь наоборот
Плотно закрываю рот.

(Ребенок повторяет несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд.)

«Расчешем нижнюю губу».
Посмотри, расческа – зубы
Ежу причесывает губы.
(Ребенок проводит верхними зубами по нижней губе 6 – 8 раз, массируя ее.)

1.2. Упражнения для языка.

Логопед. Посмотри и послушай, как встречает утро веселый ежик. Выполняй упражнения для языка вместе с ним неспеша, правильно.

(Логопед читает стихотворение.)
Ежик рано утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо – влево, вправо – влево
Чистит зубки он умело.

(Ребенок потягивается. В улыбке открывает рот, кончиком языка «чистит» 5 – 6 раз за нижними зубами.)

Ежик наш расческу взял,
Он причесываться стал.
Мы за ним не отстаем,
Все покажем языком.

(Ребенок в улыбке прикусывает язык зубами и «протаскивает» его вперед – назад.)

Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Ежик спинку выгибает,
Ежик спинку прогибает.

(Ребенок широко открывает рот, поднимает спинку языка, уперев кончик за нижние зубы. Затем поднимает язык за верхние зубы. Выполняет 6 – 8 раз.)

Вот и завтракать пора:
Еж тебе напек блины,
Со сметанкой они.

(Ребенок в улыбке открывает рот, широкий язык кладет на нижнюю губу. Удерживает под счет до 8.)

Как сметану любит ежик?
Оближи скорее ротик!

(Ребенок широко открывает рот. Облизывает широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.)

А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашку нальем.
Ежик сыт, ежик рад,
Ежик любит всех ребят!

(Ребенок открывает рот, высовывает язык, загибая боковые края и кончик языка вверх. Ритмично хлопает в ладоши.)



2. Самомассаж лица.

Логопед. А теперь ты научи друга выполнять массаж лица, который помогает быть умным, внимательным и произносить четко все звуки.

(Логопед читает стихотворение.)

Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Ежик мой колючий
Будет очень рад.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем!

Ребенок. Взявшись за середину ушной раковины, оттягивает ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. (1 раз.)

А теперь по кругу щечки
Быстро разотру:
Ежику колючему

Память разовью.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек
Нужно делать всем!

Ребенок. Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисует» круги на щеках. (Делает 1 мин.)

На подбородке круг черчу:
Ежику помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Чтобы думал лучше
Ежик озорной,
Я поглажу лобик,
Друг мой дорогой.
Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

Ребенок. Теми же двумя пальцами «рисует» круги на подбородке, круги на лбу – 1 минуту. (Делает по 1 разу.)

Чтобы ежик лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Я волшебные очки
Нарисую поскорей.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

Ребенок. Массирует двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (Делает 1 мин.)

Массаж носа.

Ребенок. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимает на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, под счет до 10.

(Делает по 1 разу.)

Точка 1 чуть ниже крыльев носа. Справа и слева.
(Логопед читает стихотворение.)
Я подушечками пальцев
В точки попаду:
Ежику колючему
Носик разомну.
Раз, два, три — скажу, четыре
Точка 2 чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева.
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем!

Ребенок. Откинувшись назад на спинку стула, делает длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устал наш ежик,
Выполнял старательно.
Знает: польза от массажа
Будет обязательно!

3. Физкультминутка.

Логопед. А сейчас выходи на полянку, где ежик любит порезвиться с друзьями.
(Логопед читает стихотворение.)
По сухой лесной дорожке
Топ – топ – топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.

Ребенок стоит, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях – перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, согнутые в коленях, делают частые шажки.

Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок.
Ох, ох, ох!
Ребенок приседает, обхватив руками колени.
Ощетинит еж иголки –

Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!

Ребенок встает, раскрыв пальцы рук перед грудью, продолжает делать частые шажки.

4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.

Логопед. Приятно наслаждаться красотой леса, свежим воздухом.
Упражнение «Подышим свежим воздухом».
Ребенок делает вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы — 3 раза.
Логопед. Кажется, подул сильный ветер.
Упражнение «Ветерок».

Ребенок делает вдох ртом, почувствовав, как при этом надувается живот; выдох с силой, слегка прикусив верхними зубами нижнюю губу.

5. Уточнение артикуляции звука [Ф].

Логопед. Ежику очень понравилось с тобой играть. Он от радости зафыркал ф – ф – ф..
Что делают губы, зубы и язык, когда произносим звук [Ф]?
(Логопед показывает профиль звука [Ф].)
Ребенок рассказывает. При произнесении звука [Ф]:
— нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;
— верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой;
— язык принимает положение следующего гласного звука;
— голосовые связки не работают, голос не звучит.
(Если ребенок затрудняется, логопед уточняет правильность артикуляции звука [Ф].)

6. Постановка звука [Ф] по подражанию.

Логопед. А сейчас ты попробуй произнести звук [Ф]. Как фыркает еж?
Ребенок произносит звук [Ф].

7. Упражнение для развития фонематического восприятия.

Логопед. Забавный ежик приготовил для тебя еще одну игру.
«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ф]».
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок хлопает в ладоши.)

Изолированно: Ф, М, Н, Ф, П, Ф, Д, Ф Т, Б.
В слогах: ФА, АП, ФУ, БЫ, ОФ, УТ, ФЫ, ДА, АФ.
В словах: ФОНАРЬ, ДОМ, ТЕЛЕФОН, КОТ, КОФТА, ШАРФ, БАНКА, ШКАФ, ЛУК.

8. Графический диктант.

Логопед. Тебе понравилось гостить у ежика? Но пришло время возвращаться.
Нарисуй дорожку, по которой пойдешь домой.

(Ребенок по словесной инструкции рисует дорожку: от точки клетка вправо, клетка вверх, 3 клетки вправо, клетка вниз, клетка вправо, 3 клетки вверх, клетка вправо, 2 клетки вниз, клетка вправо, 2 клетки вверх, клетка вправо,3 клетки вниз, 2 клетки вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо – там и дом).

III. Итог занятия

Логопед. Какой звук ты сегодня учился произносить?
Ребенок. Звук [Ф].
Логопед. Молодец! Ты очень старался, поэтому у тебя все получилось. Веселый ежик дарит свою фотографию, которую ты раскрасишь дома. И не забудь потренироваться правильно произносить звук [Ф].

Также по теме:

Уроки дикции для детей: бесплатные видео для занятий на дому

Уроки дикции для детей: бесплатные видео для занятий на дому

Дикция лучше всего формируется в возрасте 4-5 лет, когда многие вещи воспринимаются в форме игры. Но начинать тренировать лучше с года, как только малыш научился выговаривать первые слова. Если ребенок не очень хорошо разговаривает для своего возраста, не стоит спешить обращаться к неврологу, логопеду. Проблему можно решить регулярными неутомительными занятиями: делать артикуляторную гимнастику, логопедические упражнения и массаж, произносить короткие скороговорки с трудно сочетаемыми звуками. Главное делать акцент на проблемных звуках: шипящих, рычащих, глухих.

 

ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН собрали в статье лучшие видео уроки по тренировке дикции для детей, по которым можно заниматься самостоятельно в домашних условиях.

 

Артикуляционная гимнастика

 

Для быстрого запоминания и восприятия каждое с забавным названием («Бегемотик», «Вкусное варенье», «Месим тесто», «Индюк» и т.д.) Названия отражают суть действия, демонстрируются детьми. Автор рекомендует выполнение объемной тренировки проводить под ритмичную музыку, чтобы ребенок делал все с удовольствием и меньше уставал.  

 

Комплекс упражнений

Галина Резник предлагает вниманию зрителя полный комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-7 лет. Показан процесс обучения с подробным объяснением каждого движения губ, зубов, языка, количеством повторений. Для удобства восприятия лицо малыша снято крупным планом. Занятие дополняется показом картинок животных, предметов, так как они помогают понять смысл выполняемых движений: «Змейка»- высунуть тонко язычок, «Качели» — вверх-вниз и т.д. Ролик рекомендован к просмотру родителям. Для достижения результата следует заниматься ежедневно по 15-20 минут.

 

Создание препятствия

В видеоролике от канала «Поколение М» упражнения для улучшения дикции показывает педагог студии «Непоседы» Алена Булахова. Рекомендует начинать с артикуляционной гимнастики, затем переходить на другой уровень, с использованием скороговорок. Для занятий потребуется хорошо вымытый инструмент (пробка, ручка, карандаш), который помещается в рот и зажимается зубами. Создавая искусственное препятствие, звуки и буквы нужно стараться проговаривать так, чтобы речь была понятна окружающим.

 

 

С орехами

 

Автор канала «IceMary Live» – девочка-подросток. Она показывает игровой способ тренировки дикции с помощью грецких орехов за щекой. На разложенных перед ней листах бумаги написаны короткие скороговорки с разными звуковыми сочетаниями, которые она пытается выучить за одну минуту, засекая затраченное время на таймере. Тексты дублируются на экране, поэтому зритель может самостоятельно повторять в процессе просмотра.

 

Уроки логопеда, звук «С»

 

Профессиональный логопед Юлия Орлова дает урок родителям с рекомендациями, что делать, если ребенок неправильно воспроизводит звук или не произносит его вообще. Советует начать обучение самостоятельно, без привлечения специалистов. На первом этапе выполнять задания вдвоем, сидя рядом. Занятие необходимо обязательно проводить перед зеркалом, чтобы видеть артикуляцию, проанализировать допущенные ошибки. Показано положение зубов, губ и языка при произношении буквы «С», правильность выдыхания для получения воздушной тонкой струйки (упражнение «Заборчик»). Для корректировки можно пользоваться инвентарем: ватной палочкой, ложкой.

 

 

Звук «К»

На канале детской театральной студии «АртЭко» представлен видеоурок для улучшения дикции и техники речи. Особый акцент делается на отработку согласной буквы «К», которая иногда не звучит из-за недостаточной активности и тренированности речевого аппарата. Показан ряд упражнений для исправления положения и достижения четкого произношения: несложные фразы и примерные скороговорки, в которых буква проговаривается в сочетании с гласными. Маленькие актеры повторяют их медленно, с разной интонацией (поругать, похвалить, возмутиться). По мере освоения темп ускоряется. Занятие проходит в интересной игровой форме.

 

Труднопроизносимая «Р»

 

После просмотра видео от канала «Правильная речь Вашего ребенка» можно максимально быстро научить малыша выговаривать «Р». Предложен комплекс приемов для разминки языка: «Качели», «Красим потолок», «Лошадка». Показана отработка звука при помощи стихотворений, веселых песенок, легких загадок. Для воспроизведения названий животных и предметов с проблемной буквой использован игровой вариант с красочными картинками. Ролик с элементами мультипликации, будет интересен детям. Автор считает, что игра – самый лучший и естественный способ обучения.

 

 

Скороговорки

В видеоролике от канала «Ваш ребенок» зрителю представлена целая серия забавных скороговорок, понятных для детского восприятия. Каждая тематически проиллюстрирована. Из большого количества можно выбрать подходящую для развития правильной речи и улучшения дикции ребенка. Помимо формирования языковых навыков, они способствуют развитию воображения у детей. Ролик без авторских комментариев, с приятным музыкальным оформлением.

 

Веселые уроки

Видео канала «Deti TV» можно не только посмотреть, но и поучаствовать в процессе урока, повторяя пропущенные фразы в веселых скороговорках.  Дополнительно рассказывается об их пользе для тренировки дикции. Интересная подача информации: общение двух девочек разной возрастной категории. Вначале с целью обучения скороговорку проговаривает старшая, постепенно убыстряя темп и выразительно жестикулируя. Затем пытается повторить младший ребенок. Ролик смотрится легко и непринужденно.

 

 

Распевка 

Урок педагога Кристины Иваницкой, из которого зритель узнает об эффективном способе распевки на дикцию и разогрева голосового аппарата. Метод заключается в повторении под музыку легких слогов с использованием согласных и гласных букв (зи-зе-зу и т.д.). Присутствуют упражнения на плавное мычание, рычание с добавлением других звуков. Темп постоянно меняется с медленного на быстрый, усложняется воспроизведением словосочетаний на одной ноте. Благодаря хорошей артикуляции рта укрепляются мышцы языка. Кристина рекомендует занятия для детей 4-6 лет.

 

Нельзя заставлять заниматься, если ребенок болен или устал. Только положительные эмоции обеспечат эффективность занятий.

 

Логопедическое занятие на тему «Звуки речи и буквы»

Конспект логопедического занятия

Тема: Звуки речи и буквы.

Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.

Задачи:

Образовательные:

  1. уточнить понятие звуков речи и букв;

  2. учить навыкам работы со словарем;

  3. познакомить детей со смыслоразличительной функцией ударения.

Развивающие:

  1. совершенствовать навыки звукобуквенного, слогового и фонематического анализа;

  2. развивать умение отвечать полным предложением;

  3. развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать вежливость, навыки общения.

Оборудование: зеркала; индивидуальные орфографические словари; цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей.

  1. Артикуляционная гимнастика (5 мин).

Упражнения для губ:

«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).

Упражнения для язычка:

«Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Маляр», «Вкусное варенье» 3 раза.

  1. Основная часть (12 мин).

А) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и буквах.

— Ребята, послушайте стихотворение.

Воробей мой, воробьишка!

Серый-юркий, словно мышка.

Глазки — бисер, лапки — врозь,

Лапки — боком, лапки — вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону —

Видишь, хлебца накрошил…

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть…

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко…

Фурх! Удрал… Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

— Почему воробей не сказал спасибо? /Потому что воробей не говорит. Он только чирикает/.

— Какие ещё волшебные слова мы знаем? /Пожалуйста, извините, здравствуйте/.

— Хорошо. Теперь послушайте.

Логопед стучит, хлопает, топает.

— Это речь? /Нет/.

— Какие звуки речевые? /Речевые звуки те, которые мы произносим/.

— Правильно. Чем же отличаются речевые звуки от неречевых? /Речевые звуки мы понимаем, а неречевые – нет/.

— Теперь послушайте, как я скажу. С, у, п. Что я произнесла? /Вы произнесли звуки/.

— А если я скажу быстро суп, что получится? /Получится слово/.

— А если я запишу, что это будет? /Это будет слово/.

Логопед записывает слово суп на доске.

— Из чего состоит слово? /Слово состоит из букв/.

— Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем/.

Затем — хоровое проговаривание.

— На какие 2 группы делятся звуки? /Звуки бывают гласные и согласные/.

— Как произносятся гласные звуки? /Гласные произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.

— А согласные? /Произносятся с преградой/.

— Что образует преграду? /Преграду образуют зубы, губы и язык/.

Б) Работа в тетрадях. Развитие фонематического анализа. Дифференциация гласных и согласных.

— А сейчас открыли тетради, записали число, начертили табличку. В одной колонке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.

— А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Наполовину синий, наполовину зеленый/.

Логопед чертит таблицу на доске.

— Я буду читать слоги и слова, а вам нужно записать первую букву в нужный столбик.

Логопед показывает образец выполнения задания.

Го, та, ам, уф, кино, окно, письмо, ива.

Далее – коллективная проверка.

— Ребята, давайте ещё раз вспомним, как произносятся гласные? /Гласные произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.

— А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.

-Что образует преграду? /Преграду образуют зубы, губы и язык/.

  1. Пальчиковая гимнастика (2 мин).

— А сейчас мы потренируем наши пальчики.

«Ножницы», «Хлопки», «Огонь», «Ежик», «Замок», «Стряхнули капельки водички».

Логопед показывает верное выполнение упражнений.

  1. Основная часть (продолжение) (8 мин).

В) Работа с алфавитом.

— Ребята, а кто знает, где живут буквы? /Буквы живут в алфавите/.

— Алфавит – это последовательность букв русского языка. Повторили все хором. /Алфавит – это последовательность букв русского языка/.

— Зачем нам нужен алфавит? /Алфавит нужен, чтобы буквы стояли по порядку/.

— Посмотрите на доску. Вам нужно расставить эти слова по алфавиту. Какое слово будет первым? /Дуб/.

— Почему? /Потому, что буква д – первей буквы п и с/.

Аналогично: пальто, стол.

— Хорошо. Запишите в тетради слова в правильной последовательности. /Дуб, пальто, стол/.

Дети записывают слова в верном порядке.

— Где ещё нам может пригодиться алфавит? /В журнале учителя/.

— Хорошо. А если мы не знаем, как пишется слово, где мы будем смотреть правильное написание? /Будем смотреть в словаре/.

— Как стоят слова в словаре? /Слова в словаре стоят по алфавиту/.

Логопед раздает детям орфографические словари.

— А теперь кто быстрее найдет в словаре слово картошка?

Дети находят в словаре нужное слово.

— Как вы искали? /Мы искали по первой букве/.

— Да, для того, чтобы быстро найти слово в словаре, нужно найти его первую букву.

6. Физминутка (2 мин).

— А сейчас немножко отдохнем. Встали все возле парт.

Игра «Носик, ушко, макушка».

— Я буду называть носик, ушко или макушку, а вы мне должны показать то, что я назвала.

Логопед называет слово, а показывает совсем другое.

— Хорошо. Присаживайтесь.

7. Основная часть (продолжение) (8 мин).

Г) Беседа о слогах.

— Ребята, из чего состоят слова? /Слова состоят из слогов/.

— Да. А какое правило о гласных и слогах мы знаем? /Сколько в слове гласных, столько и слогов/.

— Как называется слог, на который падает ударение? /Ударный слог/.

— А гласная как будет называться? /Ударная гласная/.

— Как называется слог, на который не падает ударение? /Безударный слог/.

— А гласная? /Безударная гласная/.

Д) Работа над ударением.

— Хорошо, посмотрите на доску. Прочитайте предложение. /Пугало пугало сорок сорок/.

— Мы не поймем, что это за предложение, пока не поставим ударение.

Логопед вместе с детьми расставляет ударение в словах.

— Таких слов много. Посмотрите, атлас и атлас, белки – белки, замок-замок.

Е) Работа в тетрадях. Схема предложения. Звукобуквенный и слоговой анализ.

— А теперь возьмите любое слово из тех, о которых мы только что говорили и придумайте предложение. /Белки прыгали с ветки на ветку/.

— Начертим схему предложения.

— Разделим слова на слоги, подпишем гласные, обозначим их красным кружком.

— Теперь согласные выделим. Мягкие каким кружком обозначим? /Зеленым/.

— А твердые? /Синим/.

Дети выполняют звукобуквенный анализ слов.

Далее – индивидуальная проверка.

  1. Итог занятия (2 мин).

— О чем мы сегодня говорили?

— Что мы делали на занятии?

— Что вам больше всего понравилось?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.

Подгрупповое логопедическое занятие. Тема: «В мире звуков»

Конспект подгруппового логопедического занятия

по теме: «В мире звуков»

Цель: формирование понятий «Звук», «Речевые звуки», «Неречевые звуки».

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

— познакомить детей с понятием звук;

— познакомить детей с неречевыми звуками;

— научить дифференцировать речевые и неречевые звуки;

Коррекционно – развивающие:

— развивать слуховое внимание, восприятие, память;

— развивать артикуляционную моторику;

— развивать дыхание;

— развивать чувство ритма;

— развивать фонематические процессы;

Коррекционно – воспитательные:

— воспитывать умение слушать и слышать логопеда, других детей;

— воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: ноутбук, презентация «Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений», компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно», мешочек с предметами (погремушка, свисток, колокольчик, молоточек, бумага, будильник), картинки с изображением животных (заяц, медведь, лиса, волк, белка, еж).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на занятии необычный гость. Его зовут Звуковичок. Он живет в царстве звуков, которых необъятное множество на нашей Земле. Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

2. Развитие слухового восприятия. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: Звуковичок принес с собой некоторые звуки. Вот его волшебный мешочек, а что в нем, попробуйте отгадать, но только по звуку.

Дети закрывают глаза. Звучат следующие предметы: колокольчик, погремушка, свисток, будильник, шелест бумаги, стук молоточка.

Логопед: Молодцы! Как вы угадали, что за предметы лежат в мешочке? (По звуку).

3. Игра «Что звучит?»

Логопед: Прислушайтесь… Сколько разнообразных звуков нас окружает. Давайте снова закроем глаза и послушаем звуки за окном. Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машины). Что скрипнуло? (Дверь). Послушайте и определите, какие еще звуки доносятся.
Скажите, что мы с вами слушали? (Звуки).

Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. Все это — неречевые звуки, звуки окружающего нас мира.

4. Развитие слухового внимания и памяти.

Логопед: Звуковичок приготовил для вас стихотворение. Внимательно его послушайте.

Чтение стихотворения с показом предметных картинок.

Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: му-му-му.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
Мимо машины трещали: тр-тр-тр.
Листья на ветру шумели: ш-ш-ш.
А комары всё пели: з-з-з.

Логопед: А теперь давайте расскажем его вместе.

(Логопед читает стихотворение, дети договаривают последние звуки).

5. Физминутка. Звуковичок предлагает нам отдохнуть.

Выполнение движений по ходу стихотворения.

Как живёшь?
Вот так! (Показывать.)
Как идёшь?
Вот так!
А бежишь?
Вот так!
Ночью спишь?
Вот так!
Как молчишь?
Вот так!
А грозишь?
Вот так!
Тик-так,- 3 раза
Все часы идут вот так!
Смотри скорей, который час:
Налево — раз,
Направо — два.
Тик-так, — 3 раза
Мы тоже можем так,
Тик-так…

6. Развитие слухового внимания и памяти. Игра «В музыкальной комнате».

Логопед: Наш Звуковичок талантливый музыкант, он очень любит играть на музыкальных инструментах. И сейчас Звуковичок приглашает нас посетить его музыкальную комнату, где он репетирует свои выступления.

Вы снова закроете глазки и будете внимательно слушать, Звуковичок проиграет для вас композицию на разных инструментах, а вы должны угадать какие инструменты звучали и в какой последовательности.

Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» → Раздел «Неречевые звуки» → «Музыкальные инструменты». Дети знакомы со звучанием данных музыкальных инструментов.

7. Кинезиологическое упражнение «Колечко».

Логопед: Звуковичок проиграл для вас свои любимые композиции, он так старался, что его пальчики немного устали. Давайте разомнем и наши пальчики вместе с гостем.

Поочередно перебирать пальчиками, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д. Сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.

Логопед: Давайте с вами вспомним: все звуки животных и птиц, звуки, которые издают музыкальные инструменты, предметы быта совсем не похожи на речь человека, поэтому как называются эти звуки? (Неречевые).

8. Знакомство с речевыми звуками.

Логопед: А что же такое речевые звуки, как вы думаете? Когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки (а, о, у…). Эти звуки называются звуками речи или речевые звуки.

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

С помощью чего мы произносим звуки? Человек произносит различные звуки с помощью органов речи, а именно языка, губ.

9. Артикуляционная гимнастика с использованием презентации.

Логопед: Чтобы мы проговаривали все речевые звуки четко и правильно, необходимо выполнять специальную гимнастику. Звуковичок, придумал интересные упражнения для ваших язычков.

«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Блинчик», «Месим тесто», «Чистим зубки», «Часики», «Иголочка», «Качели», «Вкусное варенье».

10. Дыхательная гимнастика «Бегемотики».

Логопед: Чтобы красиво и правильно произносить звуки речи нужно уметь правильно дышать. Для этого Звуковичок превращает нас в бегемотиков:

Сели бегемотики, (дети садятся на стулья)

Положили лапки на животики. (Кладут руки на живот)

То животик поднимается, (делают длительный вдох носом)

То животик опускается. (Делают выдох ртом)

11. Произношение отдельных звуков. Развитие просодики.
Однажды на лесной полянке собрались: Зайка, Мишка, Лиса, Волк, Белочка, Ежик. (Выставляются картинки животных)
Решили они показать друг другу, как хорошо они умеют петь.
Лисонька запела: А-А-А.
Волк: У-У-У.
Мишка: Ы-Ы-Ы.
Белочка: И-И-И.
Ежик: Э-Э-Э.
Давайте споем вместе с ними.
Вот такие разные звуки мы пропели за зверей.

Звуки речи звучат по-разному:
Р-Р-Р, Д-Д-Д (громко)
П-П-П, Т-Т-Т (тихо)
Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж (с голосом)
Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)
(Дети произносят звуки).

12. Итог занятия.

Логопед: Что нового мы сегодня узнали на занятии? Какие неречевые звуки вы слышали? Какие игры вам больше всего понравились. Давайте еще раз вспомним, как называются звуки природы, звуки окружающего нас мира, звуки, которые могут издавать разные предметы? А как называются звуки, которые произносит человек? Молодцы!

Консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему: автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда.


Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда»

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в самостоятельной речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.

Цель данного этапа — добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. К новому материалу следует переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести поставленный звук. Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания, многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип»«автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука», вместо «рука», так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т. к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация идет дольше.

Здесь перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить»«забыть» дефектное произношение. В логопедических группах в детском саду, фронтальные занятия с логопедом проходят ежедневно, плюс на занятиях, которые проводят воспитатели закрепляется пройденный материал. А так же и логопед, и воспитатели бесконечно «поправляют» речь ребёнка, автоматизируя поставленные звуки. И очень важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.

Скорость введения звуков в речи у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего нескольких занятий и звук автоматизирован в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается на долгое время — зависит это, прежде всего от индивидуальных особенностей ребёнка:

1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия — говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т. е. нервные клетки, которые обеспечивают движения данной мышцы, еще не достаточно созрели, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет. Сюда же относится слабость мышц артикуляционного аппарата в целом.

Особенности строения органов артикуляционного аппарата, например, укороченная подъязычная уздечка– пока звук полностью не автоматизируется в речи ребенка необходимо продолжать артикуляционную гимнастику.

2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности — т. е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителямввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

На что обратить внимание при выполнении домашнего задания:

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком. Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим; все задания выполняются до конца; занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

2. Звукопроизношение. Задача логопеда – поставить звукавтоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

3. Мелкая моторика. Графомоторные навыки. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Таким образом: исправление речи — длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи — это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе. Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми, а логопедическое занятие общей продолжительностью 1 час в неделю. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

• не ругать ребенка за неправильную речь;

• исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *