ВРЕД ТЕЛЕВИЗОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ │ ИССЛЕДОВАНИЯ │ ЗДОРОВЬЕ
Вред телевизора для детей заключается в его негативном влиянии на развитие мозга [1]. Хотя это может быть и не непосредственный эффект. Поскольку дети, проводящие много времени перед экраном телевизора с раннего детства, менее подвижны и не так общительны [2]. А физическая активность [3] и социализация [4] положительно сказываются на процессе развития ребёнка. Вот почему рекомендуется использовать тренировки для детей. Ведь они помогают, как нормализовать двигательную активность ребёнка, так и помочь ему социализироваться. Но вред телевизора для детей может проявляться и в нарушении сна‒бодрствования. Поскольку синий свет мешает засыпать. Поэтому перед сном телевизор не стоит смотреть совершенно точно!
На самом деле, вред телевизора проявляется не только в случае с детьми, но и в случае с пожилыми людьми. Таким образом, 28 февраля 2019 года было опубликовано исследование влияния телевизора на пожилых людей [5]. И оказалось, что просмотр телевизора более 3,5 часов в сутки негативно сказывается и на их когнитивных способностях. Правда, исследователи подчёркивают, что этот эффект может быть обусловлен сидячим и более уединённым образом жизни. При этом чрезмерное времяпрепровождение перед телевизором может быть не причиной, а следствием. То есть у людей ухудшаются когнитивные функции, и, как следствие, они начинают больше смотреть телевизор.
Из всего сказанного выше следует сделать вывод, что проводить перед телевизором более 3-х часов в день не следует. Как не следует вести и уединённый или сидячий образ жизни. При этом стоит заметить, что компьютерные игры, в отношении влияния на когнитивные функции, показывают менее однозначные результаты. Поскольку в пожилом возрасте они могут быть даже полезны. А в детстве и юношестве в умеренном количестве способствовать развитию некоторых когнитивных функций. При этом большое значение ещё имеет диета [6], [7]. Поэтому рекомендуется обратить внимание на детскую диету, диету для мужчин и диету для женщин. Ведь они могут быть полезны!
Вред телевизора
Вред телевизора для детей и подростков может также проявляться и в плохом пищевом поведении [8]. Поскольку люди, проводящие много времени перед телевизором, нередко заедают его просмотр чипсами, булками и прочими фастфудами. И это, не говоря о том, что такое поведение ещё и сопровождается сидячим образом жизни. Следствием которого является атрофия митохондрий. А значение митохондрий переоценить крайне сложно! Поскольку эти клеточные органеллы являются основным антиоксидантом. В то время как оксидативный стресс негативно влияет на состояние нервной системы [9]. Таким образом, способствуя развитию психологических заболеваний [10].
Не удивительно, что в таких условиях XXI век стал веком эпидемии тревожных расстройств [11]. И исследования показывают прямую корреляцию между времяпрепровождением перед телевизором и развитием заболеваний тревожного спектра [12]. На что может оказывать влияние так же сравнение себя с более успешными людьми, которых показывают средства массовой информации [13]. Поэтому необходимо контролировать, как то, сколько времени ребёнок проводит перед телевизором, так и то, какие передачи он смотрит. А лучшим способом воспитания является собственный пример! Поэтому предлагать ребёнку пойти заняться чем-то полезным, сидя на диване перед телевизором ‒ не лучшая идея.
Мозг человека
Заключение
- Вред телевизора для детей, прежде всего, проявляется в его способности негативно влиять на поведение. Поскольку вместо того, чтобы общаться с людьми или заниматься спортом, ребёнок просто сидит перед телевизором.
- Просмотр телевизора может быть причиной развития тревожных расстройств. Поскольку по телевизору люди смотрят на людей, гораздо более успешных, чем они сами. Что может негативно сказываться на их психическом состоянии.
- Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вёл здоровый и правильный образ жизни, прежде всего, его нужно вести самому. Поскольку собственный пример ‒ это лучший способ воспитания.
- Компьютерные игры полезнее телевизора. Особенно в пожилом возрасте. Хотя злоупотреблять ими не стоит. Что, в первую очередь, касается детей. Которые должны общаться со сверстниками и много двигаться!
P.S. Благодарим за внимание! Надеемся, что статья была интересна и познавательна. Если у вас остались какие-либо вопросы, есть замечания или вы хотите высказать слова благодарности, то для всего этого можно воспользоваться формой комментариев ниже. Оценивайте статью, делитесь ею с друзьями в социальных сетях, добавляйте сайт в избранное и боритесь с мракобесием во всех его проявлениях, аминь!
Источники
[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4755299/
[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3920399/
[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5923842/
[4] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4426688/
[5] nature.com/articles/s41598-019-39354-4
[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5946249/
[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5646273/
[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2829711/
[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5193071/
[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3964745/
[11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4610617/
[12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4114517/
[13] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5143470/
[свернуть]
Загрузка…pop-science.ru
Воспитание «ящиком». Вреден ли ребёнку телевизор? | Здоровье ребенка | Здоровье
Наши эксперты:
руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI) Алёна Короткова.
Советским детям была незнакома зависимость от телевизора. Да и откуда ей было взяться, если мультфильмы показывали не чаще пары раз в день, а детские передачи – и того реже! Другое дело – современные малыши, для развлечения которых с утра до ночи работают не один, а сразу несколько телеканалов!
О раннем развитии
Многие родители, завидя в углу телевизора пометку 0+ или гипнотизирующие слова «развивающий мультфильм», сажают детей к экранам буквально с рождения. Однако специалисты не рекомендуют этого делать раньше достижения малышом 2–2,5 года. Мало того, что это бесполезно – мелькающие на экране картинки мозг ребёнка пока просто не воспринимает (поскольку процесс формирования зрительного анализатора заканчивается лишь к 3–5 годам). Но это ещё и вредно.
Доказано, что ведущая роль в этом возрасте у двигательно-осязательного, сенсорного восприятия. Поэтому чем больше кроха будет контактировать с предметами, которые можно потрогать – игрушками, безопасной кухонной утварью, продуктами, – тем лучше. Кроме того, лишь к двум годам окончательно дозревают структуры головного мозга, и воздействие таких сильных раздражителей, как телевизор, может только тормозить процесс созревания. Поэтому хотя бы до двух лет лучше не включать крохе телевизор, а больше с ним гулять, играть, слушать музыку, развивать крупную моторику – танцами и движением, а мелкую – рисованием и лепкой. А самое главное – постоянно разговаривать.
Без отрыва от экрана
Исследования доказали, что у детей-телеманов чаще встречаются задержки речевого развития, ожирение и проблемы с общением, чем у сверстников, живущих более активной социальной жизнью. Кстати, по мнению специалистов, в 3–4 года допустимо смотреть телевизор не дольше 20–30 минут в день, а ближе к школе – не больше часа-полутора (и то лучше не подряд, а с перерывами).
Кстати, сам телевизор желательно вообще удалить из детской. Когда «ящик» включён с утра до ночи, психика ребёнка не отдыхает, а подвергается повышенным нагрузкам (ведь информация в мозгу записывается даже тогда, когда малыш вроде бы и не смотрит в сторону экрана). А если родители ещё и не контролируют содержание телепрограмм, куда могут входить сцены насилия, агрессии или просто что-то страшное, то вред психике может быть нанесён существенный.
Особенно строгих ограничений на просмотр телевизора требуют дети с неврологическими проблемами (например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ). Да и всем остальным детям не стоит смотреть мультики без меры, а также на сон грядущий. Это не поможет им быстрее заснуть. А наоборот, будет мешать процессам торможения. Поэтому хотя бы за час до сна телевизор нужно выключать. Это время лучше провести за спокойным занятием, в идеале – за чтением.
Луч света в тёмной комнате
Не позволяйте детям смотреть передачи в темноте – это вредно для зрения. И следите за их осанкой – длительное нахождение в неправильной позе вредит позвоночнику. Поэтому пусть чадо сидит на стуле со спинкой или диване (а не на табуретке). И не ближе двух метров от телевизора. Также установите строгий запрет на телепросмотры во время еды. Это прямой путь к нарушению пищевого поведения. Со временем эта вредная привычка приведёт к привычному перееданию и лишнему весу, поскольку теряется контроль над объёмом съеденного и чувством насыщения.
Телевизор им природу заменил
Дети 2005–2017‑х годов рождения – самое медийное поколение, значительно опережающее по медиапотреблению не только взрослых, но и подростков и молодёжь. В 2017 году Институтом современных медиа было проведено масштабное исследование на эту тему. Выяснилось, что в России ежедневно три четверти детей от 2 до 12 лет (72%) регулярно смотрят телевизор. Дошколята и младшие школьники сидят перед экраном более двух часов в день. Лидерами в этом плане оказались мальчики 4–5 лет – они ежедневно проводят перед «ящиком» около 2,5 часа.
И если среди подростков и молодёжи время просмотра телевизора с каждым годом сокращается (правда, увы, за счёт роста использования планшетов и смартфонов), то дошколята и первоклассники, наоборот, с каждым годом смотрят телевизор всё активнее – почти 2,5 часа в день (+10% к 2015 году, +2% к 2016 году). Ведь сегодня у каждого пятого ребёнка в России есть свой собственный телевизор, по которому он может смотреть детский пакет телеканалов. Кстати, исследование показало, что единственный ребёнок в семье проводит на 17% больше времени у экрана телевизора, чем дети, растущие с братьями и сёстрами.
Есть и польза
И всё-таки телевизор нельзя назвать злом. Ведь мультики – это удовольствие. К тому же их просмотр можно использовать в качестве поощрения. Также фильмы для детей создают некий общий культурный слой. И если малыш не знает популярных мультяшных телегероев, он рискует стать изгоем в коллективе. И именно по сюжетам мультиков дети в возрасте 3–6 лет строят сюжетно-ролевые игры, полезные для развития социального и эмоционального интеллекта. Но многое зависит от контента. Поэтому следите за тем, что ребёнок смотрит. А чтобы информация, имеющая познавательное и воспитательное значение, не ускользнула от детского восприятия и понимания, смотрите телевизор вместе с ребёнком: поясняйте, где надо, наблюдайте за его реакциями, спрашивайте, что понял, учите делать выводы.
Факты:
Первый телевизор в СССР был выпущен в 1932 году. Это была механическая модель Б‑2. Первый же электронный телевизор – легендарный КВН 49 – был создан в 1949 году.
В конце XIX века инженер Стюарт Блэктон создал первый мультипликационный фильм в виде рисунков в движении, отснятых на плёнку.
Папа Римский Франциск со словами «Это не для меня» отказался от просмотра телепередач, в чём в 1990 году дал обет Деве Марии.
aif.ru
Ребёнок и телевизор: польза или вред?
Помните фразу из одного замечательного мультика о том, что сейчас телевизор является лучшим другом человека? И действительно, в наше время сложно представить себе день, прожитый без телевидения и просмотра разнообразных передач и фильмов.
Кроме того, некоторые родители чуть ли не с пелёнок начинают знакомить детей с голубым экраном. Другие мамы и папы категорически запрещают малышу смотреть даже мультфильмы, беспокоясь об его психологическом здоровье.
Психологи осторожно комментируют подобные опасения, считая, что всего должно быть в меру. И в этом помогут чёткие представления о том, с какого возраста и сколько времени может смотреть телевизор ребёнок.
Содержание статьи:
Польза телевидения для ребёнка
Просматривая каналы, можно обнаружить и действительно хорошие телепередачи, созданные специально для детской аудитории. Стоит ли их смотреть и в чём заключается возможный положительный эффект?
- Расширение кругозора. Двухлетки, редко выбирающиеся куда-то дальше песочницы, могут познакомиться с экзотическими животными, узнать о многообразии окружающего мира. Дети постарше сами с удовольствием подбирают программы о путешествиях и приключениях, которые, порой, интереснее обычных энциклопедий.
- Обогащение лексикона. Малыши впитывают информацию, словно губки, поэтому не стоит удивляться появлению в детском словарике как высокохудожественных слов, так и жаргонизмов. Правильный же подбор телевизионных передач помогает развить у ребёнка грамотную речь.
- Приобщение к историческим и литературным источникам. Подростки не всегда с энтузиазмом читают произведения классиков. Удачные экранизации помогут восполнить пробел в образовании, а наиболее яркие режиссёрские работы заставляют детей самостоятельно прочитывать и изучать книги без понукания и постоянного напоминания родителей и учителей.
Таким образом, нецелесообразно запрещать ребёнку смотреть телевизор. Но не стоит отмахиваться и от многочисленных неприятных последствий, к которым приводит постоянное сидение перед экраном.
Чем вреден телевизор?
Обычно вред телевидения для ребёнка заключается в чрезмерной продолжительности просмотра. Не секрет, что некоторым родителям гораздо проще занять детей телевизором, чем придумывать для них новые развлечения. Какие негативные моменты скрываются в излишнем увлечении ТВ?
- Телепередачи дают большую нагрузку на психическую и эмоциональную сферу ребёнка. Установлено, что чрезмерно увлечённые телевизором дети отличаются неустойчивой психикой, раздражительностью, обидчивостью. Кроме того, из-за неправильного расположения перед экраном снижается острота зрения.
- К сожалению, на многих телеканалах встречаются передачи и фильмы, изобилующие ненормативной лексикой, сценами насилия, эротики. Ребёнок, оставленный один на один с пультом, обязательно наткнётся на подобные нежелательные программы.
- Телевидение – это яркий мир, намного привлекательнее и интереснее обыденности. Судите сами, современные телешоу демонстрируют подросткам важность материальных благ, праздного образа жизни, быстрого успеха. Ребёнок формирует своё мировоззрение на основе глянца и гламура, не в силах противостоять яркой обложке.
Не следует забывать и о вреде малоподвижного образа жизни, к которому присоединяется ожирение. Дети, увлечённые происходящим на экране, не следят за объёмом съеденных порций. Врачи уже бьют тревогу из-за растущего числа маленьких толстяков.
Конечно, доводить ситуацию для тяжёлых случаев не стоит. Важно знать, с какого возраста разрешено смотреть телевизор малышам, сколько времени ребёнок может находиться перед экраном, какие передачи нужно включать детям и как можно контролировать отсмотренные передачи. Обо всём этом мы и поговорим дальше.
Сколько можно смотреть телевизор ребёнку?
Мнение учёных (физиологов, психологов, диетологов) однозначно – просмотр телевизионных передач в детском возрасте должен быть строго регламентирован. Особенно это относится к совсем маленьким или очень чувствительным ребятишкам.
Так, телевизор и грудничок несовместимы. Дети до года не должны смотреть телевизор, а если без этого не обойтись, важно ограничивать просмотр 15 минутами в сутки. В ином случае возможно ухудшение здоровья, появление задержек в речевом и эмоциональном развитии. Кстати, во Франции вообще запрещено производить телепередачи для детей младше 2-х лет, даже развивающие!
Детей младше 3-х лет лучше не приобщать к телевидению (это рекомендует Всемирная организация здравоохранения), но всё же допустимо показывать мультфильмы и специальные детские программы до 30 минут в день. Родителям обязательно нужно находиться в этот момент рядом, чтобы объяснить поступки персонажей и причинно-следственные связи. К 5 годам время увеличивается (до часа в день), а «репертуар» расширяется. Познавательные передачи принесут больше пользы, чем вреда.
На родительский вопрос, когда ребёнку разрешено смотреть телевизор, однозначный ответ дать нельзя. Идеальный вариант – жёсткое ограничение количества проведённого перед экраном времени до школьного возраста. Но и после исполнения 7 лет необходимо контролировать как продолжительность «сеанса», так и качество просмотренного материала.
Как правильно смотреть телевизор?
Расстояние от экрана до детских глаз – крайне важный показатель для нормального развития зрительной системы ребёнка. Чтобы рассмотреть изображение на экране, дети напрягают глаза. Это рефлективное действие, которое не зависит от детского сознания. При постоянных подобных нагрузках может появиться близорукость.
Чтобы предупредить проблемы со зрением, нужно правильно рассчитать расстояние до экрана. Чем больше в нём дюймов (сантиметров), тем дальше от телевизора должен находиться ребёнок. Минимальное расстояние – три метра.
Помимо этого, ребёнок должен смотреть на экран прямо. Дело в том, что когда малыш разглядывает происходящее в телевизоре снизу вверх, напрягаются не только глазные мышцы, но и шейная и позвоночная мускулатура. Нельзя разрешать ребёнку сидеть на полу перед телевизором, необходимо посадить его на стул, расположенный на определённом расстоянии. Не следует обольщаться и рекламой новомодных «плазм», которые якобы предохраняют зрение от перегрузок.
Важно следить и за освещённостью в помещении, не разрешая ребёнку просматривать телевизионные передачи в темноте или при приглушённом свете. Контраст между ярким экраном и тёмной комнатой может привести к головной боли, рези и красным глазам.
Контроль за ребёнком
Сегодня производители телевизионной продукции заботятся и о маленьких зрителях, предлагая им качественный детский контент. Цифровое телевидение предлагает специализированные каналы, которые в режиме нон-стоп транслируют мультики, детские фильмы и развивающие передачи.
Однако существует риск того, что ребёнок не захочет ограничиться только адресованным ему телеконтентом. Вот почему особенно актуальным становится вопрос контроля того, что будут смотреть дети, оставшись один на один с телевизором.
Совсем недавно на отечественном рынке появился детский пульт от компании «Орион». Он снабжён всего 10 кнопками, каждую из которых взрослые могут программировать на определённую частоту. Ребёнок подрастает, а вместе с ним меняется и перечень разрешённых телеканалов. Сначала там будут мультфильмы, а затем добавятся каналы о животных, природе и путешествиях.
Кроме того, можно и заблокировать нежелательные телеканалы. Это можно сделать самостоятельно, зайдя в меню (подробные инструкции есть в интернете), а можно обратиться в службу поддержки провайдера, указав, что именно вы хотите ограничить.
Как отучить ребёнка от телевизора?
Постоянный просмотр телевизора – уже сложившаяся привычка, от которой отучить ребёнка не так-то просто. Дети, привыкшие часто и подолгу сидеть перед голубым экраном, могут и не согласиться с родительскими доводами о вреде этого прибора. Какие существуют правила по отучению от телевизора?
- Самое главное правило – родители сами должны включать его очень и очень редко. Ребёнок перенимает привычки от мамы и папы, вот почему отучить его от просмотра мультиков и передач можно только отказавшись от них самому.
- Не следует воспринимать телевизор в качестве няни. К сожалению, многие мамочки считают это полезное приспособление своим главным помощником. Они надолго оставляют маленьких детей с включёнными мультиками, отправляясь готовить, прибирать, заниматься другими делами.
- Фоновый режим работы телевизора – не самый удачный выбор для родителей, желающих отучить ребёнка от чрезмерного увлечения голубым экраном. Нужно сразу же после просмотра мультфильма или передачи выключать электроприбор.
Итак, телевизор способен принести как пользу, так и вред в вопросе воспитания ребёнка. Главное для родителей – предупреждать возможные нежелательные последствия, ограничивая время нахождения детей перед экраном. Кроме того, нужно позаботиться и о правильном выборе телевизионных программ, мультиков и развивающих передач. И, конечно, следует помнить и о том, что никакой современный гаджет не заменит живого семейного общения, совместных прогулок на свежем воздухе и откровенных разговоров по душам!
detki-pogodki.ru
Как телевизор влияет на ребенка, сколько можно ли детям смотреть телевизор
Телевизоры… в наших домах они есть разные — с плоским экраном и старенькие, «пузатые», современные настенные и гипер крутые с искусственным интеллектом… Сегодня редкая семья обходится без телевизора. Какое же место в нашей жизни занимает этот предмет бытовой техники и как он может повлиять на развитие ребенка?
Роль телевизора в нашей жизни
В средние века и еще раньше в каждом доме был очаг или камин. Люди издавна любили смотреть на огонь, он их завораживал своим танцем. Возле камина вечером собиралась семья, обсуждали прожитый день, строили планы на будущее, делились новостями.
Сегодня эту роль полностью перенял телевизор. Именно возле него собираются по вечерам, в комнату с телевизором проводят гостей. Роль телевизора в нашей жизни велика. Бывает, что он работает часами, создавая в квартире радостный фон.
Но, в то же время, есть много семей, где его попросту не включают, или даже выбрасывают. Почему? Люди не считают потраченным с пользой выброшенное на просмотр передач время, они стараются заняться чем-то более продуктивным и интересным.
Кто прав, а кто нет — бесполезный спор. Мы взрослые люди и сами разберемся в своей жизни. А как же наши дети? Как воспринимают телевизор они?
Что происходит с ребенком во время просмотра телевизора
В мозге взрослого человека и в мозге ребенка одно и то же явление может вызывать разные процессы. Все дело в том, что мозг детей находится в процессе формирования и те явления, которые взрослый не воспринимает всерьез, становятся основополагающими у ребенка. Дети еще не имеют «фильтров» и охотно верят всему, что улыбчивые дяди и тети вещают с экрана телевизора. Это одна сторона вопроса.
Другой момент проблемы заключается в самом видеоряде. Хорошо, если это спокойная передача, но сколько их в телеэфире? Гораздо чаще мелькают реклама, новости, шоу и мультфильмы. Постоянная смена кадров, громкая музыка, яркие цвета — все это раздражает детскую нервную систему. Оставаясь при просмотре неподвижным, ребенок привыкает быть наблюдателем, пассивно воспринимающим жизнь.
Важно
К 4-м годам у детей сформировано 80% всех жизненных установок, к 6-ти — 90%, к 10-ти годам — 97%, и лишь к 18-тилетию человеческий мозг и психика готовы на все 100% ко взрослой жизни.
Предоставленный сам себе во время просмотра, малыш за чистую монету принимает все, что видит с экрана. Ведь, усадив его, мама убежала на кухню, готовить кушать, или в ванную, или делает уборку. Она могла бы пояснить, что так не бывает, вот это реклама — придуманный ролик с актерами, здесь — развлекают людей, так никто на улице не ходит и так далее.
Но мамы (папы, бабушки или другого взрослого, которому малыш доверяет) рядом нет. Изобразительный и звуковой поток беспрепятственно проникает в неокрепшее сознание, формируя искаженное восприятие реальности.
Польза телевидения для ребенка
Да-да, вы не ослышались. Речь пойдет о пользе, которую может принести телевизор при грамотном использовании. Кроме откровенно бесполезных передач, существуют познавательные программы, детские каналы, и другой контент, разработанный для детской аудитории.
Какое положительное влияние могут иметь телепередачи?
- Расширение кругозора. Познавательные программы о животных и растениях будут интересны многим детям, передачи о путешествиях позволят лучше узнать наш мир. Также дети постарше часто выбирают программы приключенческого жанра.
- Обогащение лексикона. В быту мы используем достаточно небольшой словарный запас. Разноплановые телепродукты наполнены словами разной стилистики. Профессиональные термины, жаргонизмы, художественные обороты — все это пополняет словарный запас ребенка и развивает его речь.
- Интересное изложение сложных произведений. Что охотнее сделает подросток — прочтет Булгакова или посмотрит удачную экранизацию по телевизору? Конечно, второй вариант ближе к реальности. То же касается исторических фактов и периодов. Учить греческие войны или посмотреть «300 спартанцев»? Хорошо снятые фильмы пробудят интерес к оригинальным произведениям, будут стимулировать внимательность и помогут наглядно отобразить известные события.
В свете рассмотренных преимуществ, неправильно будет полностью запретить ребенку просмотр телевизора. При этом нужно понимать, что многочисленные доводы «против» основаны не на пустом месте, и считаться с негативным влиянием телевизора.
Вред от просмотра телевизора для ребенка
Как же может негативно отразиться на ребенке излишнее увлечение ТВ?
- Из-за неправильного положения перед телевизором, ухудшается зрение и осанка, могут развиться сколиоз, близорукость и другие нарушения означенной сферы.
- При длительном и частом неподвижном просмотре проявляются последствия малоподвижного образа жизни. Ожирение бывает не только у взрослых, но и у детей. Привычка много есть во время просмотров мультиков может сыграть злую шутку и превратить живого и здорового ребенка в маленького толстяка.
- Практически на всех каналах царит адская смесь из рекламы, сцен насилия, эротических элементов и жаргонной лексики. Если ребенок бесконтрольно переключает пультом каналы в поисках чего-то интересного, он обязательно встретится с таким нежелательным контентом.
- ТВ вызывает повышенную нагрузку на психику и эмоции ребенка, приводя к неустойчивости психики, обидчивости, вспыльчивости.
- Телевидение выглядит очень ярко, как глянцевый журнал. Красивые, холеные и успешные люди, звезды, успех, гламур… Эти атрибуты шоу-бизнеса манят, на их фоне обычная будничная жизнь кажется серой и скучной.
Важно
Помните, жизнь по ту сторону экрана — это всего лишь постановка, актерская игра и спецэффекты. Не принимайте выдуманную реальность за чистую монету.
Мнение психологов
Специалисты в разных областях наук, таких как психология, физиология, диетология придерживаются единого мнения в этом вопросе: времяпровождение ребенка у телевизора должно строго регламентироваться. Контролировать необходимо как время просмотра, содержание видеоряда, так и позицию перед экраном, освещение.
Давайте разберемся, какие же требования к просмотру телепередач ребенком выдвигают ученые.
- Детям до 1 года телевизор запрещен. Если без этого совсем никак — то просмотр должен быть не более 15 минут в день! У грудничков высокий риск появления задержек в психическом, эмоциональном и речевом развитии. Малышей такого возраста вообще нужно оберегать от всего, что их слишком перегружает.
- ВОЗ рекомендует детей до 3-х лет оградить от просмотра телевизора. Максимально допустимы 30 минут в день, исключительно детские мультфильмы и специальные развивающие программы. Просмотр должен быть в присутствии родителей, с их пояснениями происходящего на экране.
- К 5-ти годам допустимое время возле телевизора увеличивается до 1 часа в день. Разрешены развивающие и познавательные передачи, они принесут больше пользы.
Важно
Психологи советуют родителям как дошкольников, так и детей после 7-ми лет, держать на контроле продолжительность просмотра, и, самое главное, содержание.
Почему возникает зависимость от телевизора?
Причины, почему ребенок оказывается возле телевизора, могут быть разные. Это может быть потребность матери в «свободном» времени. Если ребенок тревожен и все время просится на руки, становится невозможной какая-либо работа по дому. Чтобы элементарно принять душ или поесть, мама сажает малыша на стульчик и включает мультики.
Вполне возможна ситуация, когда ребенок у бабушки, а она приболела и не может его вывести на детскую площадку. Изначально, включая мультфильмы, взрослый хочет просто отвлечь от чего-то и развлечь малыша. Никто не предполагает, что банальные «Ну, погоди!» перерастут в какую-то зависимость.
В столкновении детского сознания и телевизора чаще выигрывает именно «ящик». Яркая, стильная и насыщенная приключениями жизнь на экране затягивает. Реальность, вместе с ее работой, бытом, детским садиком и школой, проигрывает. И чем больше ребенок проводит время возле телевизора, тем больше погружается в этот выдуманный мир.
Как отучить ребенка смотреть телевизор
Зависимость от телевизора — такая же непростая проблема, как и многие другие виды зависимостей. Усугубляется она возрастом «пациентов», которым невозможно объяснить всю сложность ситуации и ее последствия. Как же помочь ребенку и отучить его от ТВ?
Избавление от любой зависимости – это долгий процесс, которые требуют понимания и терпения. Сформированная привычка в один день никуда не денется, работа над избавлением от нее должна быть ежедневной.
- Самый важный этап — следить за собой. Если сами родители часами сидят перед телеком, то необходимо ограничить себя. Родители — самые важные люди для ребенка, именно с них он берет пример во всем. Возможно, малыш перенял привычку все время смотреть телевизор именно от вас.
- Телевизор — не няня. Безусловно, его очень удобно использовать в этом качестве, оставив малыша смотреть мультфильмы и занимаясь другими делами. Но все же делать этого не стоит — возникшие у ребенка нарушения психики, расстройства сна, раздражительность доставят гораздо больше проблем, чем его присутствие рядом во время готовки. Постарайтесь вовлекать малыша в ваши занятия, это послужит развивающим моментом в его жизни, познакомит с бытом семьи.
- Перестаньте создавать в квартире «фон» с помощью телевизора. Если вы хотите отучить ребенка от просмотров, то включение «ящика» в фоновом режиме будет неправильным поведением. Так вы не сможете помочь своему малышу, вы лишь спровоцируете новую истерику и требования включить ему то, что он хочет.
Освободившееся время нужно будет как-то использовать. Займите ребенка рисованием, постройте замок из конструктора, почитайте новую сказку, выйдите на прогулку. Это переключит внимание «пациента», поможет ему отвлечься от его зависимости.
Важно
Нужно помнить, что ребенок много времени проводил, сидя пассивно перед экраном. Он не умеет самостоятельно играть, не привык слушать книги. Всему этому придется учиться.
Со временем, втянувшись в игры, чтение и развивающие занятия, ребенок поймет, что кроме сидения у «голубого экрана» существует масса других, не менее интересных занятий.
В дальнейшей жизни более успешным человеком станет не тот, кто все детство просидел у телека, а тот, кто гармонично развивался, получил навыки общения со сверстниками и детьми других возрастов.
blizosti.net
Вред от телевизора. Насколько опасен телевизор для ребенка. — вред от телевизора — запись пользователя Валечка (Vualyashka) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Телевизор и гаджеты
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем" ребенка.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед
вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор, то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, - игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.
Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд - рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое поколение "экранных детей", эти последствия становятся все более очевидными.
Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!
Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь "пустым звуком". Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые они сами никак не могут
воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.Однако внешняя разговорная речь - лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление - словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.
Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.
В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни - "дефицит концентрации". Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты - повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских "шалостей". Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради
достижения какой-то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.И конечно же бич нашего времени - наркотики. Все больше российских детей и подростков уже имеют опыт наркомании, причем это число катастрофически нарастает. Уход в наркотики - яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности обрести смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров, внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения - новой искусственной стимуляции, новых "таблеток счастья".
Разумеется, далеко не у всех детей перечисленные "симптомы" наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача - не напугать в очередной раз читателя ужасающей картиной падения нравов современного подрастающего поколения, а понять истоки этих тревожных явлений.
Так неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.
Детский возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин "фундаментальных" здесь употреблен в самом прямом смысле - это то, на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем более ранний возрастной период у детей, тем более ответственным он является и тем больше определяет дальнейшее развитие человека.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них
именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.По материалам "психологический центр Адалин"
http://www.prodetey.ru/razdel_do_7.html
www.babyblog.ru
Просмотр телевизора для ребенка: польза или вред? | Дети и родители
Телевидение помогает нам быть в курсе событий, узнавать что-то новое и просто приятно проводить время дома. Просмотр детьми передач и мультфильмов нередко выручает родителей, занимая малышей на долгое время. Но так ли это полезно? Совместимы ли ребенок и телевизор?
Наверняка вам доводилось слышать, что некоторые мамы и папы категорически не поощряют такой досуг своих детей, но есть и те, кто не видит в нем ничего предосудительного. Тема влияния телевизора на развитие и здоровье ребенка достаточно спорная и, прежде чем делать выводы, стоит узнать об этом больше.
Сколько ребенку можно смотреть телевизор?
Можно ли смотреть телевизор детям и если да, то сколько? Ответ напрямую связан с возрастом вашего чада.
Дети от рождения до 1,5 лет
Конечно, мало кто включает телевизор грудным детям специально, но он может работать для фона или малыш в первые месяцы жизни смотрит его вместе с мамой. Иногда мультики используют как отвлекающий маневр, помогающий накормить капризного карапуза.
Если речь идет о ребенке до года, это абсолютно недопустимо. В таком возрасте детская психика слишком возбудима. От быстрой смены картинок и безадресных звуков со временем может развиться синдром дефицита внимания, также страдает зрение.
С 18-го месяца жизни допускается включение малышу детских передач или мультфильмов. Но продолжительность просмотра должна ограничиваться 15 минутами в день.
Дети в 2 года
Сколько можно смотреть телевизор ребенку в 2 года? В этом случае действует правило – чем меньше, тем лучше. Разрешать просмотр телепередач нужно строго дозировано.
Для двухлетнего малыша достаточно 20 минут за один сеанс. Таких просмотров можно делать несколько, но не более 3 в день.
Дети в 3-4 года
Нормальным считается, если ребенок в 3-4 года смотрит телевизор по 30 минут. После таких киносеансов обязательно должен следовать перерыв. Более 2 сеансов просмотра в день делать нежелательно.
Очень важно отслеживать не только продолжительность, но и смысл того, что смотрит ребенок. В этом возрасте он формирует для себя приемлемые модели поведения и взаимодействия с окружающими, поэтому мультфильмы не должны содержать сцены жестокости.
Дети в 5-6 лет
В 5-6 лет ребенок может смотреть телевизор по 40 минут подряд, 2 раза в день. Между сеансами обязателен перерыв.
Если ребенок уже пользуется компьютером, игры на нем должны входить в разрешенные часы общения с подобной техникой. Иными словами, общее время, уделяемое видеоиграм и просмотру телевизора, не должно превышать дневной лимит, установленный для данного возраста.
Дети в 7-10 лет
После 7 лет дети могут начинать смотреть ленты, продолжительностью около 1,5 часов. В день допускается один такой просмотр или несколько более коротких с перерывами между ними. Желательно, чтобы время, проводимое за компьютером и просмотром телевизора, не превышало 2 часов в день.
Дети в 11 лет и старше
Если ребенку 11 лет или больше, разрешенное время на просмотр телепередач – до 3-х часов. Также нужно лимитировать общение с компьютером – 1,5-2 часа в день.
Влияние телевизора на ребенка
Отрицать влияние телевизора на ребенка нельзя. Как надеются родители, он может узнать оттуда что-то новое и полезное. Но в большинстве случаев детей интересуют не познавательные телепередачи, а современные мультфильмы и развлекательные шоу, ценность которых весьма сомнительна.
К тому же, чрезмерное увлечение просмотром телевизора ведет к ряду неприятных последствий, таких как:
- задержка речевого развитияу детей младшего возраста;
- отсутствие заинтересованности занятиями, предполагающими приложение усилий;
- гиперактивность и дефицит внимания;
- сложности с восприятием информации на слух;
- плохая память;
- неразвитое абстрактное мышление;
- нежелание читать.
На первый взгляд безобидное занятие может в будущем спровоцировать у вашего чада серьезные сложности с учебой. При частом просмотре телевизора в общении также возникают проблемы – дети не испытывают желания строить диалоги и взаимодействовать со сверстниками.
Вредно ли это?
Негативное влияние телевизора на развитие детей понятно, но на этом нежелательные последствия не заканчиваются. Систематическое отсутствие ограничений на его просмотр может нанести ощутимый вред здоровью ребенка.
Приведем несколько фактов в поддержку того, почему детям нельзя смотреть телевизор часто:
- Если малыш привык кушать под телевизор, создается повышенная нагрузка на пищеварительный тракт, так как достаточное количество желудочного сока при таком приеме пищи не успевает вырабатываться. Кроме того, увлекшись, ребенок съедает больше чем нужно, что в сочетании с малоактивным досугом, ведет к набору лишнего веса.
- Продолжительный просмотр телевизора, особенно в плохо освещенной комнате, перенапрягает глаза. Со временем у ребенка развивается близорукость и другие расстройства зрения.
- Телевизор оказывает чрезмерную нагрузку на детскую нервную систему. Результатом становятся частые головные боли, быстрая утомляемость, нервозность.
- Негативное влияние на мозг. Этот орган находится в развитии до 14 лет, и частый просмотр телевизора способен привести к угнетению работы некоторых его участков. Дети младшего возраста могут отставать в психическом и умственном развитии, а старшего – страдать от соматических расстройств (депрессия, бессонница, беспричинные боли).
Как отучить ребенка от часто просмотра телевизора?
Если вы заметили, что чадо слишком много времени уделяет просмотру телепередач, и вас это не устраивает, возникает вопрос – как отучить ребенка от телевизора? Одними запретами здесь не обойтись, нужно предложить альтернативу нежелательному досугу.
Подходящим занятием станет прослушивание аудиокниг, лепка из пластилина, рисование, настольные игры, прогулки на свежем воздухе, походы на реку летом. Многие дети любят проводить время с родителями, поэтому стоит чаще составлять им компанию в играх.
Важно проявить твердость в своем решении – следить за исполнением договоренности о допустимом времени просмотра ежедневно, не делая исключений. Будет полезен и личный пример. Если вы постоянно смотрите телепередачи, следует сократить время, проводимое за этим занятием.
Чтобы ребенку было проще справиться с соблазном, не ставьте телевизор в детской. Также нельзя включать его на кухне во время еды и оставлять работать для звукового фона.
Могут ли быть последствия?
Нередко в молодых семьях ребенок начинает смотреть телевизор уже в первый месяц жизни. Со временем у него формируется стойкая зависимость от такого досуга, ведущая к отставанию в развитии, проблемам со здоровьем и поведением.
Если это уже произошло, то задавшись вопросом о том, как отучить ребенка от телевизора, родители могут столкнуться с серьезными сложностями. При вводе ограничений у детей появляются истерики, поведение значительно ухудшается. Иногда справиться с такой ситуацией невозможно без помощи детского психолога.
Основные заблуждения
Возникновению запущенных случаев зависимости от телевизора у детей способствуют укоренившиеся в народе мифы. Наиболее известные из них:
- Телевизор помогает малышам развиваться. Это не так. Научные исследования доказали, что дети до 2 лет не могут извлекать из увиденного на экране полезную информацию и применять ее на практике.
- Просмотр телевизора в первые месяцы жизни улучшает сон. В действительности, привычка засыпать под него приводит к нарушению нормального цикла сна у детей.
- Новорожденный не обращает внимания на телевизор. Хотя вы можете этого не замечать, но даже в месяц младенцы наблюдают за вспышками света и сменой картинок. Это вредно для нервной системы ребенка, которая еще не готова к таким нагрузкам.
Ребенок и телевизор – не лучшее сочетание. Малыши, особенно в возрасте до 2 лет, не должны бесконтрольно проводить время перед экраном. Но, даже разрешая посмотреть телевизор детям старшего возраста, не забывайте об ограничении времени. Поощрение полезного досуга ребенка, взамен телевидению и компьютерным играм, – вклад в его здоровье и будущее.
Автор: Яна Семич
Источник — http://mama66.ru
Похожие публикации
Общая информация о статье
Название
Просмотр телевизора для ребенка: польза или вред?
Описание
Телевидение помогает нам быть в курсе событий, узнавать что-то новое и просто приятно проводить время дома. Просмотр детьми передач и мультфильмов нередко выручает родителей, занимая малышей на долгое время. Но так ли это полезно? Совместимы ли ребенок и телевизор?
wellness.co.ua
Вред телевизора для ребенка
Разговоры о вреде, который способен нанести телевизор неокрепшей психике ребенка, постоянно ведутся в прессе и Интернете. Утверждение, что телевизор отрицательно влияет на детей, не совсем правильно. Необходимо иметь чёткое представление о том, какие программы и передачи, в каком возрасте и сколько может смотреть ваш малыш.
В большинстве случаев, вред телевизора для ребенка кроется именно в длительности просмотра. К сожалению, многие родители настолько заняты, что используют время, пока ребёнок занят просмотром телепрограмм, для работы по дому или отдыха. И в этом нет ничего предосудительного — все мы люди. Самое главное, по возможности, контролировать передачи , которые смотрит ребенок. Наилучшим выходом в данной ситуации является приобретение компакт дисков, как обучающих, так и развлекательных.
Говоря непосредственно о телевещании, стоит избегать передач, равно как и мультфильмов, насыщенных сценами насилия или разлук, потерь и одиночества, поскольку детская психика гипервосприимчива к трагичным моментам. С фильмами и передачами, в которых демонстрируются любовные (взрослые) сюжеты стоит подождать до того времени, когда ребёнок будет в состоянии адекватно их воспринимать. Если на экране герой умирает, необходимо объяснить, что это «понарошку», в противном случае, вы получите слёзы, а то и ночные кошмары. Это даёт лишний повод напомнить, какой вред может нанести телевизор вашему ребенку.Какое время просмотра можно считать оптимальным?
Категорически не рекомендуется смотреть телевизор в процессе кормления грудного младенца. Тут, по-моему, без комментариев! В момент великого таинства ничто не должно мешать матери передавать, вместе с молоком, частичку своего тепла и нежности.
До двух месяцев малыш воспринимает звук телевизора как колыбельную, в этот период вред телевизора для ребенка можно считать минимальным. В два, три и четыре месяца он внимательно следит за движением на экране, способен узнавать отдельные сюжеты. К пяти — шести месяцам он может увлечься движением на экране весьма основательно. И вот здесь уже стоит начать следить за тем, не слишком ли много ваш ребенок смотрит телевизор. Заменяйте просмотр телевизора всевозможными развивающими играми. Ребенку важно и ценно живое общение с родителями, обмен информацией, а не бесконтрольное ее поглощение. Например, возраст от шести до восемнадцати месяцев — период подражания, и вы можете насладиться игрой в «угадайку». Какое это животное или ветер, а может просто скрипит дверь? Ребёнок как губка впитывает информацию, снова и снова проверяя правильно ли он понял увиденное (услышанное).
Разговор о вреде телевизора для ребенка будет неполным, если не упомянуть о том, что его зрение, еще не сформировавшееся окончательно, можно легко испортить, если разрешать смотреть телевизор подолгу и близко.
В возрасте до года лучше не оставлять ребенка перед экраном дольше чем на 15 минут в день. Детям до 5 лет желательно смотреть телевизор не дольше 25 минут. Для ребенка от 5 до 8 лет время просмотра должно быть ограничено до 1 часа. После того, как малыш посмотрел телевизор, его глаза должны либо отдохнуть (имеется в виду сон), либо наоборот, активно поработать на свежем воздухе. Ребенок должен смотреть вдаль, чтобы тренировать хрусталики глаз на «дальнее зрение». Ни в коем случае после просмотра мультиков или других передач нельзя немедленно приступать к учебе или чтению занимательных книжек, а также к настольным играм!
Что касается оптимального расстояния до экрана, то обычно руководствуются правилом 3-5 диагоналей. Минимум 3, лучше 5. Чем больше диагональ телевизора, тем дальше его нужно смотреть, поэтому нужно учитывать этот момент при покупке огромных кинотеатров в маленькую комнату. Для большинства обычных телевизоров нормальное расстояние — 2 метра.
Телевизор может навредить, а может и помочь в развитии ребенка. Главное — подходить к этому вопросу с умом и пониманием всех опасностей. Что самое интересное, степень вреда телевизора для ребенка меняется с возрастом. Если в более раннем возрасте важно не испортить неокрепшее зрение, то позже уже на первое место выходит его мозг и психика, куда могут выгружаться горы мусора с экрана.
Ученые выяснили, что вред телевизора для детей сказывается не только на их здоровье, но и на успехах в обучении. Ранее было известно, что вред телевизора приводит к потере или значительному ухудшению зрения детей, набору лишнего веса и детскому и подростковому ожирению, и ряду других проблем со здоровьем.
Новые исследования ученых показывают, что дети, которые постоянно смотрят телевизор, в несколько раз хуже своих сверстников справляются со школьной программой. Они медленнее соображают, не занимаются творчеством, не играют в подвижные игры.
Проблема ещё в том, что большинство родителей сами сидят на «ТВ-игле» и большинство детей, испытывающих вред телевизора на себе, просто вынуждены его смотреть в маленьких квартирах вместе со взрослыми. Но если для взрослых это привычка, то детская психика не выдерживает такой атаки.
Врачи настоятельно рекомендуют полностью исключить телевизор из быта ребенка или существенно ограничить пребывание возле него..
Признаки неблагоприятного воздействия телевизора:
1. Переутомление.
2. Отставание в развитии речи.
3. Неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом – «дефицит концентрации».
4. Трудности в восприятии информации на слух.
5. Пассивность восприятия информации.
6. Резкое снижение фантазии и творческой активности ребёнка.
7. Риск возникновения телевизионной зависимости.
8. Повышение детской жестокости и агрессивности.
Рекомендации родителям
1. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6 – 7 лет).
2. Ограничить время, в течение которого ребёнок сидит у телевизора. Допустимый максимум для ребёнка 7 – 9 лет – 2 часа в сутки.
3. Компьютерные игры можно вводить только после того, когда ребёнок освоит традиционные виды детской деятельности.
4. Чтобы уменьшить негативное влияние телевизора на здоровье и психическое развитие, следует соблюдать несколько простых правил:
- желательно каждые 40 – 60 минут делать перерыв минут на 10;
- нельзя смотреть телевизор, сидя близко к экрану, расстояние до экрана должно быть не менее 2,5 – 3 метров;
- нельзя смотреть телевизор в темной комнате;
- если у ребёнка уже снижено зрение, и он носит очки, не позволяйте ему смотреть телевизор без очков, это приведет к дальнейшему прогрессированию нарушения;
- никогда не предлагайте ребёнку телевизор вместо себя;
- не приучайте ребёнка прибегать к телевизору как к способу утешения в случае неудач;
- не превращайте телевизор в участника семейных ритуалов, совершенно необязательно завтракать, обедать и ужинать перед телевизором, лучше посвятите это время общению;
- не разрешайте ребёнку смотреть всё подряд, лучше заранее, посмотрев программу, определиться, какие передачи ребёнок может посмотреть один, какие вы посмотрите вместе, а от каких лучше воздержаться;
- если ребёнку захочется посмотреть те самые ужастики, которые вы не разрешаете, посмотрите их вместе с ребёнком и обязательно обсудите увиденное;
- приучайте ребёнка относиться к увиденному критично, анализируйте происходящее на экране телевизора, комментируйте, ребёнок должен понять, что далеко не всё стоит принимать за «чистую монету».
5. Высказывайте свою точку зрения: что из увиденного «хорошо», а что «плохо». Давайте оценку с точки зрения норм нравственности и морали, чтобы у ребёнка не сложилось впечатление, что именно так и должны поступать в реальной жизни люди.
6. Следите за безопасным расстоянием просмотра телевизора.
7. Следите за длительностью просмотра телепередач.
8. Следите за содержанием информации, записываемой в мозг вашего ребенка.
9. Используйте телевизор как обучающий тренажер, а не способ «выключить» ребенка.
Соблюдение этих правил поможет вам обезопасить ребенка при просмотре телевизора.
www.cpms-smol.ru