Всегда звонкие согласные сонорные – Сонорные согласные в русском языке: классификация и артикуляционные упражнения

Содержание

Сонорные звуки в русском языке: характеристика сонорных звуков

В школьной программе доходчиво объясняют, что такое сонорные звуки. Сведения фонетики пригодятся в жизни, так как речь определяет образованного человека. Зачастую дети не могут вымолвить звучные согласные. Вследствие этого немаловажно ознакомиться с информацией о данной фонеме.

Сонорные звуки в русском языке

Изучение книги

Тренировка произношения сонорных звуков по книге

Первым делом необходимо понять, какие звуки сонорные. Это звонкие согласные, которые почти не образовывают шума при звучании. Написание термина различается от произношения. В качестве примера можно рассмотреть слово «след», которое слышится как «слет». Существует глухой и звонкий сонорный согласный звук.

К звучным фонемам имеют отношение следующие буквы и их мягкие варианты: р, л, м, н, й.

«Р» является достаточно звонкой и дрожащей фонемой, которая возникает в области альвеол (отверстие, где располагается зубной корень).

«Л» формируется, когда воздух проходит по кончику языка и соприкасается с альвеолами.

«М» – носовой звук, в образовании которого участвуют обе губы.

«Н» возникает при смыкании кончика языка с верхним рядом передних зубов.

А вот когда задняя часть языка поднимается к нёбу, то создаётся буква «Й». Турбуленция при этом не возникает. В международном алфавите фонетики «Й» представлен как j или «йот».

Характеристика сонорных звуков

В переводе с латинского «сонорный» означает «звучный». При формировании всех сонорных звуков задействован голос. Шум слышен в минимальном количестве. Когда воздух проходит через мягкое нёбо, появляется звук.

Главная отличительная черта состоит в том, что звучание в любом случае находит обходные пути. В зависимости от этого фонеме дают название по месту образования. Сонорные согласные звуки в богатой русской речи не имеют фонетических пар. В любом случае они бывают исключительно звонкими. Окончание слова не оглашается, как это обычно происходит с прочими звонкими согласными.

Акустическая характеристика

Акустическая характеристика звуков

Акустическая характеристика звуков

Первым делом акустика классифицирует фонемы по звонкости. Они бывают вокальными (сонорный гласный звук) и не вокальными (образующие шум). А также разделение происходит по силе. Критерий определяет консонантные и не консонантные звуки. Последняя акустическая характеристика касается высоты. В зависимости от колебания частиц воздуха распознают высокие и низкие фонемы.

Ротовые и носовые сонорные звуки

Согласные можно распределить, отталкиваясь от положения мягкого нёба. Есть ротовые (чистые) фонемы, которые образуются благодаря прижиманию задней части нёба к стенке зева. Из-за этого воздух не может проникнуть в носовую полость. Когда мягкое нёбо открывается, то и кислород может поступать в нос, благодаря чему образуются носовые звуки. К назальным фонемам можно отнести буквы «м» и «н», а также их смягчённые формы.

Сонорные звуки в логопедии

К логопеду чаще всего обращаются, когда требуется исправление неправильного произношения. Если ребёнок имеет хороший слух, но не может чётко воспроизвести звучные согласные, то такое явление в логопедии носит название «дислалия». В этом поможет коррекция речи с помощью специальных упражнений.

Причины проблем с произношением:

  • Физиологические и неврологические. Это могут быть последствия ушных, горловых, носовых заболеваний.
  • Недостаток внимания родителей. Они могут прилагать недостаточно усилий, чтобы ребёнок научился верно произносить слова.
  • Двуязычное воспитание. Если члены семьи говорят на различных языках с отличающимся фонетическим строем, то можно путаться в правильном произношении.
  • Плохой пример. Если окружающие неверно говорят, то такой образец и будет использовать ребёнок.
  • Трудности с различением звуков. Даже если человек имеет безупречный слух, то это неоградит его от данной проблемы.

Отчётливых правил верного произношения нету. В некоторых странах постановке согласных не придают большого значения.

Как научиться произносить звучные согласные?

Логопед с помощью верной техники постановки сонорных звуков поможет избавить ребёнка от дислалии. Чем раньше родители обратятся к профессионалу, тем быстрее решится речевое нарушение.

Способы лечения дислалии:

  • Операция. Требуется, если причина проблемы заключается в дефектах строения тела.
  • Смена круга общения. Если ребёнок имеет неправильное понимание произношения из-за социальных факторов, то можно найти другую среду для коммуникации.
  • Работа с родителями. Прежде всего, они должны давать правильный пример. Зачастую мама, папа и другие родственники начинают сюсюкаться, чем сбивают малыша с толку. Обучение артикуляционным техникам, моторике, решение проблем с направлением воздуха это подготовительный этап, который проводит логопед.
  • Изучение на память слов, словосочетаний, предложений, проводится автоматизация сонорных звуков. Далее потребуется разбивать слова на слоги и буквы.
  • Тренировка произношения в повседневной жизни, продолжается автоматизация. Ребенок должен регулярно оттачивать свои навыки на практике, поборов волнение.

Чтобы избавиться от речевого дефекта, следует посещать логопеда для постановки сонорных звуков. Параллельно делать домашнюю гимнастику. Даже сложные ситуации можно исправить за полгода усердной работы.

akademiarechi.ru

Сонорные согласные в русском языке

Наша речь и речь окружающих нас людей состоит из слов, различающихся по смыслу. Слова, в свою очередь, состоят из звуков, которые мы произносим в процессе речи. Однако слова можно не только произносить, но и записывать, печатать. В тот момент, когда мы хотим зафиксировать произнесенное нами слово, мы обращаемся к буквам. Буквы – это условные знаки, которыми изображаются звуки речи. Непосредственным изучением звуков речи занимается фонетика.

Фонетическая система современного русского языка отличается многообразием звуков. Она представлена двумя большими группами гласных и согласных звуков, каждая из которых имеет ряд особенностей. Принципиальным отличием данных групп является то, что гласные звуки образуются только с помощью голоса, то есть при их произношении воздух свободно проходит через полость рта, не встречая на своем пути никаких преград. В свою очередь, при образовании согласных звуков воздух, проходя через полость рта, наоборот, встречает какие-либо препятствия. Если гласных звуков в русском языке всего шесть ([а], [о], [ы], [и], [э], [у]), то состав согласных выглядит достаточно внушительно. Их в русском языке насчитывается тридцать шесть. В связи с большим количеством согласных звуков их принято разделять на две группы: шумные и сонорные.  В образовании первой группы звуков участвует голос и шум, или только шум. Они делятся на звонкие, состоящие из голоса и шума ([б], [в], [г], [д], [ж], [з]), и глухие, образуемые только с помощью шума ([п], [ф], [к], [т], [ш], [щ], [с], [х], [чʼ]). Особую группы звуков в русском языке представляют сонорные согласные ([м], [н], [л], [р], [йʼ]). В лингвистике их также называют сонантами.

Чтобы понять природу образования сонорных звуков, достаточно обратиться к самому термину. Так термин «сонорный» происходит от латинского слова «sonorus», что в переводе означает «звучный». Именно данное толкование, как нельзя лучше, указывает на природу образования подобных звуков, так как при их произношении ведущая роль отводится голосу, а не шуму. Главное отличие сонорных звуков заключается в том, что они не подвержены позиционным изменениям, то есть им не свойственно оглушение в середине слова и на его конце. В связи с этим сонорные согласные звуки не имеют пары по глухости, являясь всегда звонкими.

Конечно, при образовании сонорных звуков шум тоже присутствует. Однако он настолько минимален, что многие лингвисты утверждают о близости сонорных звуков к гласным. Этот шум возникает в результате того, что воздушный поток, создающийся в процессе речи, встречает какую-либо преграду, которую на пути потока воздуха создают различные органы артикуляции. Все сонорные по способу образования бывают щелевыми ([йʼ]), дрожащими  ([р]) и  смычно-щелевыми (смычно-проходными), которые в русском языке представлены носовыми звуками [м] и [н] и боковым сонорным [л].  Так при произношении звуков [м], [н] органы артикуляции смыкаются, а воздух, минуя смычку, проходит через носовую полость, либо по бокам языка,  что характерно для образования звука [л]. Таким образом, при произношении смычно-щелевых (смычно-проходных) сонорных согласных смычка и щель присутствуют одновременно. При образовании щелевого [йʼ] во время сближения органов произношения воздух в процессе речи с шумом проходит через узкую щель. Что же касается дрожащего сонорного звука [р], то он создается в результате того, что в процессе речи язык образует подвижную преграду, то есть дрожит (вибрирует) по отношению к переднему небу. В связи с эти данный звук еще называют вибрантом.

В разговорной и поэтической речи, а также в диалектах русского языка сонорные согласные, обладающие звучностью, могут являться слогообразующими. Слоговыми они становятся чаще всего в определенных позициях слова, например, в начале слова перед шумным согласным [рта′], [лба′]. Однако эта особенность является позиционно обусловленной, неустойчивой и ненормативной. Общепринятым является и то, что сонорные звуки в русском языке все же не способны к формированию слога. Они не способны нести на себе словесное ударение, в отличие от гласных. Сонорные звуки между собой отличаются и по палатальности, то есть в определенных словах они могут быть как мягкими, так и твердыми. Исключением является только звук [йʼ], который в русском язык не имеет своей твердой пары.

russkyaz.ru

определение и примеры. Сонорные звуки в русском языке :: SYL.ru

Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.

Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.

Каждому звуку присущи следующие характеристики:

  • акустическая;
  • артикуляционная;
  • функциональная (смысловая).

Акустическая характеристика

Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.

Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.

С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.

С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.

акустическая характеристика звуков

Понятие артикуляции

Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.

Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.

артикуляция звуков

Характеристика гласных

Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.

Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).

Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.

гласные звуки

Характеристика согласных

При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своем пути разного рода преграды. Во время преодоления преграды возникает шум. Поэтому главное отличие согласного звука от гласного — это наличие помимо тона (голоса) еще и шума. Возникновение конкретного согласного звука зависит от места образования преграды и способа ее преодоления. Таким образом, все они разделяются в зависимости от соотношения тона и шума, места и способа образования.

По соотношению тона и шума согласные делятся на сонорные звуки, звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные являются шумными, т.к. в их образовании шум участвует или наравне с голосом (звонкие), или преобладает над голосом (глухие).

При произношении согласного звука преграда может быть образована языком или губами, поэтому все согласные делятся по месту образования на губные и язычные.

По способу образования, или по способу преодоления преграды, они бывают смычными, щелевыми, смычно-щелевыми (аффрикатами), смычно-проходными и дрожащими.

Еще одной характеристикой согласных является палатализованность (твердость/мягкость). Пары по твердости/мягкости не имеют только несколько согласных звуков: ж, ц (всегда твердые) и ч, j (всегда мягкие).

Характеристика сонорных звуков

Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово «сонорный» происходит от латинского sonorus. Это означает «звучный». Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.

сонорные звуки

Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков — то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода. Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).

Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.

произношение звука р

Ротовые и носовые сонорные звуки

В зависимости от положения небной занавески образуются разные согласные звуки. Если небная занавеска приподнимается и прижимается к задней стенке зева, проход в носовую полость для воздушной струи закрывается. Образующиеся таким способом звуки называются ротовыми. Или чистыми. Если же небная занавеска опускается, проход в носовую полость для воздушной струи открывается, и носовая полость служит дополнительным резонатором при образовании звука. Таким способом образуются звуки, называемые носовыми, или назальными.

В русском языке только четыре назальных звука: м, м’, н, н’. По месту образования м и его мягкая пара является губно-губным, а по способу образования — смычно-проходным. Звук н и его мягкая пара по месту образования является язычно-зубным, а по способу образования — смычно-проходным.

Итак, понимание, что такое сонорный звук, возможно лишь при полноценном осознании механизма образования звуков. То есть их артикуляции. Знание особенностей сонорных согласных звуков помогает определить их место в фонетической системе русского языка.

www.syl.ru

Сонорные согласные в русском языке: классификация и артикуляционные упражнения

Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

Сонорные согласные  в русском языке

В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки, а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л’], [м’], [н’], [р’].

Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

  1. аппроксиманты;
  2. носовые фонемы;
  3. дрожащие;
  4. одноударные.

Отличительные черты

Как отличить сонанты:

  • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
  • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных. При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
  • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба — [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
  • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог, что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

 Сонорные согласные звуки

Характеристика сонорных согласных

Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

По месту образования выделяют губно-губные ( [м] , [м’]), язычно-губные ( [н] , [н’]), язычно-альвеолярные ( [л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ( [н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ( [л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ( [й]).

По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

 Сонорные звуки

Упражнения на артикуляцию

Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

Артикуляция звука Л

Трудности в русском языке

Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

Обратите внимание!

  1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
  2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

Видео

Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

liveposts.ru

Звонкие согласные — Википедия

Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии для характеристики звонких звуков. В фонетике термин «звонкость (озвончение)» обычно описывает процесс артикуляции звуков, при котором происходит колебание голосовых связок. В фонологии термин «звонкость» может также использоваться для классификации звуков речи по глухости/звонкости. При этом согласные, обозначаемые как «звонкие», могут произноситься и без колебания голосовых связок.

На артикуляционном уровне звонким считается звук, в котором присутствуют колебания голосовых связок, а глухим — звук, в котором голосовые связки не активны. Самым распространённым типом звонкости является модальный голос, когда голосовые связки максимально сближены и колеблются с наибольшей амплитудой. В большинстве европейских языков, включая русский, гласные, сонорные и звонкие шумные звуки (такие как [a], [м], [д]) произносятся с модальным голосом. Гласные и сонорные звуки обычно всегда произносятся с озвончением и не имеют парных глухих звуков. Шумные согласные могут быть как глухими так и звонкими и часто образуют пары, как например [т]-[д], [с]-[з], [ш]-[ж] в русском языке. При отсутствии парного звука в языке обычно присутствует глухой шумный согласный, например, [ц], [ч], [щ] в русском, [s] и [h] в сунданском.

В МФА обычно используются разные символы для глухих и звонких шумных согласных: [p b], [t d], [k ɡ], [q ɢ]. Кроме того, для обозначения позиционного озвончения непарных глухих согласных (например [ц] или [ч] в русском языке) может применяться диакритический знак для звонкости: ⟨◌̬⟩. В Юникоде этот символ кодируются как U+032C ◌̬ «combining caron below» или как U+0325 ◌̥ «combining ring below».

Артикуляционные различия между глухими и звонкими звуками находят отражение и в фонологии при характеристике оппозиций по глухости/звонкости. В некоторых языках (например, русском, испанском,французском) звуки, определяемые как фонологически «звонкие», обычно являются таковыми и в фонетике и всегда произносятся с колебанием голосовых связок в сильной позиции. Утрата озвончения возможна лишь в слабой позиции в результате ассимиляции или конечного оглушения: сад [сат], лодка [лотка]. В других языках (например, английском), фонологическая «звонкость» согласных не гарантирует наличия колебания связок даже в сильной позиции. Термин «звонкий» используется в этом случае для обозначения категории, противопоставленной глухим согласным и обозначает, что в звуках, передаваемых на письме как b, d, g, v, z фонетическая звонкость присутствует в большей степени, чем в согласных, передаваемых на письме как p, t, k, f, s. В отличие от русского языка, английские «звонкие» взрывные [b], [d], [g] в рамках параметра ВНО являются полузвонкими или даже глухими непридыхательными в начальной позиции, а в середине и на конце слова колебания голосовых связок у этих согласных могут затухать на середине артикуляции. «Звонкие» фрикативные [v], [z], [ʒ] в английском языке также часто произносятся с укороченным периодом колебания голосовых связок. Вследствие этого восприятие звонких и глухих шумных в английском языке часто основывается на дополнительных артикуляционных признаках, таких как длительность смычки у взрывных и длительность шума у фрикативных, а также длительность предшествующего гласного. В некоторых языках, например, в яванском, «звонкие» шумные часто произносятся без озвучевания и отличаются от глухих по признаку придыхательной фонации.

Существуют два критерия для определения степени звонкости: интенсивность, связанная с фонацией и длительность, связанная с временем начала воспроизведения звучания, звука. Когда звук описывается как «полузвонкий» или «частично звонкий», не всегда ясно, означает ли это, что колебания голосовых связок имеют низкую интенсивность или что колебания голосовых связок присутствуют только в части звука. Полузвонкость в английском языке связана со вторым критерием, то есть с длительностью голоса.

В языке джуǀʼхоан и некоторых соседних языках отмечаются редкие контрасты по глухости/звонкости. Придыхательные и абруптивные согласные, которые обычно не сочетаются со звонкостью[1], образуют в этих языках пары звонких и глухих: [b͡pʰ, d͡tʰ, d͡tsʰ, d͡tʃʰ, ɡ͡kʰ] и [d͡tsʼ, d͡tʃʼ][2]. Начальная фаза артикуляции у этих согласных сопровождается колебанием голосовых связок, а конечная фаза, во время которой происходит придыхание или взрыв, произносится без голоса.

В некоторых языках, например, в южных диалектах верхненемецкого языка, таких как эльзасский и швейцарский немецкий, две серии шумных согласных, обозначаемых как /p t k f s x/ и /b d ɡ v z ɣ/, могут произноситься без участия голоса и не отличаться по времени начала озвончения. При отсутствии голоса различие между двумя сериями основывается на принципе напряжённости. Примечательно, что в основе контраста по напряжённости и контраста по глухости/звонкости лежат общие принципы восприятия и артикуляции, так как звонкость и напряжённость непосредственно связаны с длительностью согласных. Звонкие и ненапряжённые согласные имеют более короткую артикуляцию, а глухие и напряжённые согласные — более долгую.

  1. ↑ «Звонкие придыхательные» согласные обычно имеют придыхательную фонацию, но не глухое придыхание как в джуǀʼхоан, тaa и подобных языках.
  2. ↑ Ladefoged, P. & Maddieson, I. (1996). The Sounds of the World’s Languages. Oxford: Blackwell. p. 63, 80-81. ISBN 0-631-19814-8.
⚙️   Словари и энциклопедии

ru.wikipedia.org

Что такое сонорные звуки 🚩 сонорные согласные это 🚩 Лингвистика

В образовании сонорных звуков над шумом преобладает тон голоса, созданный колебанием голосовых связок. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.

Как при образовании всех согласных, при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако сила трения струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.

Воздух может найти себе выход либо через нос, так образуются звуки [м], [м’], [н], [н’], либо в проход между боковыми краями языка и щеками — звук [л], [л’]. Если преграда мгновенна, то образуется звук [р], [р’]. Когда щель достаточно широка, то образуется звук [j], соответствующий букве й. По этим причинам шум не образуется. В соответствии с этими способами образования сонанты подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие. Таким образом, к щелевым относится звук [j]. При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя.

Звуки [м], [м’], [н], [н’] относятся к смычнопроходящим, поскольку воздух не проходит через полное смыкание, но находит себе путь через полость рта и носа. Смычнопроходящие подразделяются на ротовые, или боковые ([л], [л’]), и носовые ([м], [м’], [н], [н’])

К дрожащим сонантам относится звук [р], [р’]. При его образовании кончик языка загнутый и поднятый к альвеолам, вибрирует под влиянием воздушной струи. В результате происходит то смыкание, то размыкание с альвеолами. Поскольку края языка прижаты к боковым зубам, то воздушная струя проходит посередине.

Эти согласные не имеют пары среди глухих согласных. Другими словами, по глухости/звонкости они являются непарными. В тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, они ведут себя по-особому. Например, в окружении глухих согласных или на конце слова. В таком положении, в отличии от звонких согласных, они не оглушаются. Для сравнения — коды — код [к`оды — кот]; колы — кол [кал`ы — кол]; впадина [фп`ад’ьна], лампа [л`ампа].

Кроме этого, перед сонантами не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз’ба], слово [сл`ова]). Сонорные звуки, несмотря на звучность и полное отсутствие шумового компонента, не способны формировать ударение, в отличие от гласных. Звук [j] («йот») стоит ближе всего к гласным из всех сонорных звуков. Между собой сонорные звуки отличаются твердостью и мягкостью, а также местом и способом образования.

www.kakprosto.ru

Сонорные согласные в русском языке

Для начала важно отметить, какие согласные сонорные в русском языке. Это звуки, которые произносятся при помощи голоса, практически без шума. К ним относят [л], [м], [р], [л’], [м’], [р’], [j].

Особенности сонорных согласных

сонорные согласные

Они уникальны тем, что похожи как на гласные, так и на согласные. От звонких звуков их отличает то, что когда они произносятся, то шума практически не слышно. Они не имеют парных глухих либо звонких звуков. Именно поэтому сонорные согласные никогда не произносятся глухо ни в конце слова, ни перед глухим согласным. Прекрасным примером может стать слово лампа, где [м] произносится звонко перед глухим [п]. Шумные глухие согласные не произносятся звонко перед подобными звуками, как это происходит, к примеру, в слове просьба, которое мы произносим, как [проз’ба]. Однако не стоит относит сонорные звуки к гласным. Все-таки во время их звучания в полости рта возникает преграда. Так появляется шум, а это вовсе не характерно для гласных звуков. Также такие звуки не имеют еще одной важной характеристики, которая определяет гласные. Из них не образовать слог. Следует отметить, что это характерно именно для русского языка, т. к., к примеру, в чешском сонорные звуки имеют такие особенности. Подобные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими, имеют различные способы образования.

Как образуется звук [л]?

Для того чтобы звук получился правильным, кончик языка должен находиться за верхними передними зубами. А если он не дотягивается до назначенного места, то его звучание искажается и выходит вместо лодка – «уодка».

какие согласные сонорныеЕсли звук находится в мягкой позиции, то язык следует прижать к альвеолам. Случается так, что твердый звук [л] исправить достаточно сложно. Тогда можно попробовать зажимать между зубами язык и произносить этот звук. Но подобное действие можно выполнять только в процессе тренировки. Таким образом, мы видим, что не все сонорные согласные в русском языке поддаются коррекции.

Необходимость упражнений для правильного произношения сонорных согласных

Многие люди абсолютно убеждены, что упражнения для коррекции произношения отдельных звуков не имеют никакого смысла. Они убеждены в том, что этот метод вовсе неэффективен. Достаточно просто понимать сам принцип, как правильно произносить сонорные согласные, и все станет на круги своя. На самом деле, это не так. Практика здесь просто необходима. И обычно она начинается со звука [м]. Это объясняется тем, что он произносится очень естественно, и его используют даже йоговские мантры.

Почему именно сонорные согласные?

В переводе с латинского Sonorus – это «звонкий». Такие звуки не имеют парных глухих и их называют еще носовыми и плавными. Ведь все они образуются при помощи потока воздуха, который проходит сквозь язык, зубы и губы. Ему ничего не мешает, и звук произносится плавно. Переходными считаются [н] и [м]. Для образования таких звуков губы смыкаются плотно, но воздух выходит через носовую полость. Существуют три самых эффективных упражнения для тренировки произношения сонорных согласных:

  • Первое – это повторение фразы, в которой содержится большое количество подобных звуков. Достаточно часто в таких предложениях можно увидеть странные слова, которые никогда не употребляются, но они необходимы для тренировки произношения. Лучше, если оно будет выполнено на одном дыхании и на носовом звучании.
  • Следующее предложение должно быть гораздо сложнее. Оно, как правило, более длинное, поэтому сказать его на одном дыхании довольно сложно. Лучше сразу разделить его на части и также произнести на носовом звучании.
  • Последнее предложение еще более длинное. Но его лучше разделить на две части. Первую выполнить, как и первые два упражнения, а вот перед второй нужно глубоко вдохнуть и сказать так, будто вы что-то отправляете вдаль. Так должна развиваться «полетность» голоса. Все эти упражнения помогут правильно научиться произносить сонорные согласные, если выполнять их систематически.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *