Химические эффектные опыты: Занимательные химические опыты для детей дома – Мастер-класс «Занимательные опыты по химии»

Мастер-класс «Занимательные опыты по химии»

Мастер — класс в кабинете химии (каб. № 314)

«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

Преподаватель И.И.МАТЮГИНА

(Все опыты проводят и текст читают студенты группы 15Т).

Добрый день, уважаемые гости!

Мы приветствуем Вас в стенах нашего колледжа и хотим показать Вашему вниманию, как интересно проходят у нас уроки химии. На занятиях мы не только решаем химические задачи, пишем уравнения но и проводим интересные опыты и делаем интересные проекты. Наши студенты побеждают и занимают призовые места на зональных и областных конкурсах.

 Ваша задача сегодня – внимательно следить за химическими опытами и постараться их объяснить, а если Вам будет интересно, мы приглашаем Вас к нам в Кулебакский металлургический колледж, поверьте нам, здесь очень интересно.

И так, мы начинаем!

Опыт № 1“Вулкан”.

Высыпаем на асбестовою сетку растертый в порошок дихромат аммония (в виде горки), на верхнюю часть горки кладет несколько головок спичек и поджигает их лучинкой.

Сущность опыта – экзотермическое разложение дихромата аммония при местном нагревании.

Ведущий:

— Нет дыма без огня – гласит старая русская пословица. Оказывается, с помощью химии можно получить дым без огня. И так, внимание!

Опыт № 2. «Дым без огня»

Берем две стеклянные палочки, на которые накручено понемногу ваты, и смачивает их: одну в концентрированной азотной (или соляной) кислоте, другую в водном 25%-ом растворе аммиака. Палочки следует поднести друг к другу. От палочек поднимается белый дым.

Сущность опыта – образование азотнокислого (хлористого) аммония.

Ведущий:

— А теперь представляем вашему внимаю следующий опыт – “Стреляющая бумага”.

Опыт № 3 “Стреляющая бумага”.

На листе фанеры листочки бумаги . При прикосновении к каждому листочку стеклянной палочкой раздается выстрел.

Примечание:  заранее нарезаются узкие полоски фильтровальной бумаги и смачиваются в растворе йода в нашатырном спирте. После этого полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.

Сущность опыта – экзотермическое разложение непрочного соединения NI3*Nh4.

Ведущий:

— У меня есть яйцо. Кто из вас, ребята, очистит его, не разбивая скорлупы?

Опыт № 4. Как очистить сырое яйцо от скорлупы

Участник помещает яйцо в кристаллизатор с раствором соляной (или уксусной) кислоты. Через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.

Сущность опыта – в состав скорлупы в основном входит карбонат кальция. В соляной (уксусной) кислоте он переходит в растворимый хлорид кальция (ацетат кальция).

Ведущий:

— Ребята, а можно ли сжечь сахар без помощи огня? Давайте проверим!

Опыт № 5. Горение сахара без пламени

Участник высыпает в стакан, поставленный на блюдце, сахарную пудру (30 г), туда же вливает 26 мл концентрированной серной кислоты и перемешивает смесь стеклянной палочкой. Через 1-1,5 минуты смесь в стакане темнеет, вспучивается и в виде рыхлой массы поднимается над краями стакана.

Сущность опыта – серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ, одновременно образуется сернистый газ. Выделяющиеся газы выталкивают массу из стакана.

Ведущий:

— Какие вы знаете способы добывания огня?

Из зала приводят примеры.

Ведущий:

— Попробуем обойтись без этих средств.

Опыт № 6. Получение огня

Участник насыпает на кусок жести (или кафельную плитку) растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин. Через некоторое время появляется огонь.

Сущность опыта – в результате реакции выделяется атомарный кислород и глицерин воспламеняется.

Другой участник вечера:

— Я тоже получу огонь без спичек, только другим способом.

Опыт 7. «Волшебная палочка»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота h3SO4 (конц.), спирт или бензин. Посуда, оборудование, материалы: Фарфоровая ступка, фарфоровый тигель, стеклянная палочка, спиртовка, вата, большой кристаллизатор с водой. Измельчают в ступке перманганат калия в тонкий порошок и помещают один микрошпатель его в фарфоровый тигель. Добавляют в тигель одну каплю концентрированной серной кислоты и размешивают стеклянной палочкой. Этой стеклянной палочкой, смоченной в смеси, прикасаются к фитилю спиртовки или к кусочку ваты, смоченной бензином и ле- жащей на асбестовой сетке.

На глазах у зрителей произойдет воспламенение. Внимание! Большее количество смеси перманганата с серной кислотой крайне взрывоопасно! После окончания опыта тигель со смесью осторожно погружают в сосуд с большим количеством воды. Объяснение процесса. При взаимодействии перманганата калия с серной ки- слотой образуется оксид марганца (VII): 2KMnO4 + h3SO4 → K2SO4 + Н2О + Мn2О7 Он обладает очень сильным окислительным действием и крайне неустойчив. Разлагается при ударе или сотрясении со взрывом: Мn2О7 → Мn2О3 + 2O2↑

Опыт 8. «Огнедышащий дракон»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота h3SO4 (конц.), ацетон. Посуда, оборудование, материалы: Стеклянная трубка, корковая пробка, вата, тигель. Для опыта нужна толстостенная стеклянная трубка (d = 1,5 см, длиной 36 см), изогнутая ближе к одному концу. Внутрь трубки плотно до середины вставляют корковую пробку со сквозным отверстием (около 0,5 см в диаметре). За 1 – 2 мин до демонстрации опыта в фарфоровый тигель насыпают немного перманганата калия и добавляют несколько капель концентрированной серной кислоты. Один конец трубки опускают в приготовленную смесь и слегка вращают так, чтобы на краю стекла 8 образовалось колечко из оксида марганца около 2 мм шириной. Держа трубку смоченным концом вперед вверх, с другого конца вставляют в нее (неплотно) кусок ва- ты, смоченной ацетоном, и проталкивают вату внутрь трубки. Конец трубки (со стороны ваты) берут в рот и направляют ее вперед вверх, при этом сильно дуют. Из противоположного конца трубки вырывается громадное пламя. Внимание! Стеклянная трубка должна быть достаточно длинной, что- бы экспериментатор не обжегся. После опыта конец трубки и тигель со смесью погружают в сосуд с большим количеством воды. Объяснение процесса. Такое же, как в опыте 1 «Волшебная палочка».

Опыт 9. «Фейерверк на столе»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), древесный уголь, железо Fe (порошок), восстановленное водородом. Посуда, оборудование, материалы: Железный тигель, штатив с кольцом, керамический треугольник, чашка с пес- ком, горелка, спички, железный лист, ступка. Внимание! Иметь наготове противопожарные средства: воду, песок. Хорошо измельчают в ступках по- рознь древесный уголь, перманганат ка- лия, порошкообразное железо. Помещают в железный тигель по одному микро- шпателю каждого из веществ и смешивают их в нем стеклянной палочкой. На кольцо штатива кладут керамический треугольник и ставят штатив на железный лист. После этого нагревают тигель, пока из него не начнут вылетать искры. Объяснение процесса. Перманганат калия – сильный окислитель. При нагревании он разлагается с выделением кислорода: 2КМnО4 → К2МnО4 + МnО2 + О2 Железо и уголь – восстановители. Они сгорают при накаливании в кислороде:

3Fe + 2О2 → Fe3O4 С + О2 → СО

Опыт 10 «Горение восстановленного железа»

Реактивы: Порошок железа. Посуда, оборудование, материалы: 9 Спиртовка, ложечка для нагревания веществ, спички. Порошок восстановленного железа всыпают в пламя горящей спиртовки. Возникает сноп красивых искр. Объяснение процесса. Железо сгорает при накаливании в кислороде с образованием искр.

Опыт 11. «Самовоспламеняющаяся жидкость»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), глицерин. Посуда, оборудование, мате- риалы: Фарфоровая ступка с пестиком, фарфоровая чашка, пипетка. В фарфоровую чашку помещают 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а затем из пипетки наносят 3 – 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется:

14КМnО4 + 2С3Н5(ОН)3 → 6CO2 + 7МnО2 + 7К2МnО4 + 8Н2О

Опыт 12. «Фейерверк в стакане»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота h3SO4 (конц.), этиловый спирт. Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан. В стакан наполовину объема наливают концентрированной серной кислоты, а 10 затем по стенке осторожно приливают в него этиловый спирт. Слой этилового спирта должен иметь толщину не менее 1,5 – 2 см. При добавлении спирта следят за тем, чтобы между его слоем и серной кислотой была видна четкая граница, иначе опыт не удастся. В темноте в стакан бросают несколько кристалликов перманганата ка- лия. Как только кристаллик достигнет границы между спиртом и кислотой, про- изойдет вспышка, сопровождающаяся слабым шипением. Объяснение процесса. В момент вспышки происходит окисление спирта на границе раздела жидкостей. После того как этот опыт окончен, следует разбавить жидкость в стакане большим количеством воды и медленно вылить в канализацию.

Опыт 13. «Самовоспламеняющаяся жидкость»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (су- хой), глицерин. Посуда, оборудование, мате- риалы: Фарфоровая ступка с пестиком, фарфоровая чашка, пипетка. В фарфоровую чашку помеща- ют 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а за- тем из пипетки наносят 3 – 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется: 14КМnО4 + 2С3Н5(ОН)3 → 6CO2 + 7МnО2 + 7К2МnО4 + 8Н2О

Опыт14. «Фейерверк в стакане»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота h3SO4 (конц.), этиловый спирт. Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан. В стакан наполовину объема наливают концентрированной серной кислоты, а 10 затем по стенке осторожно приливают в него этиловый спирт. Слой этилового спирта должен иметь толщину не менее 1,5 – 2 см. При добавлении спирта следят за тем, чтобы между его слоем и серной кислотой была видна четкая граница, иначе опыт не удастся. В темноте в стакан бросают несколько кристалликов перманганата ка- лия. Как только кристаллик достигнет границы между спиртом и кислотой, про- изойдет вспышка, сопровождающаяся слабым шипением. Объяснение процесса. В момент вспышки происходит окисление спирта на границе раздела жидкостей. После того как этот опыт окончен, следует разбавить жидкость в стакане большим количеством воды и медленно вылить в канализацию.

Опыт 15. «Огненный дождь»

Реактивы: Оксид хрома (III), гидрат аммиака (25 %-ный раствор). Посуда, оборудование и материалы: Колба (250 мл), ложечка для сжигания веществ, спиртовка, спички, электрическая плитка, стеклянная пластина. В колбу налить 25 %-ного раствора гидрата аммиака, смочить стенки. Избыток раствора слить и за- крыть колбу стеклянной пластиной. Поставить колбу на плитку для более интенсивного образования паров аммиака. В ложечке для сжигания веществ накалить оксид хрома (III) в пламени спиртовки. Открыть колбу с аммиаком, внести нагретый оксид хрома (III), сбросить его с ложечки. Наблюдается сноп искр – огненный дождь. Объяснение процесса: Аммиак подвергается каталитическому окислению с образованием воды и бесцветного газа азота: 4Nh4 + 3O2 → 2N2 + 6h3O

Опыт 16. «Несгораемая нитка»

Реактивы: Хлорид натрия NaСl (насыщенный раствор). Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан, штатив с лапкой, нитка, карандаш, спички. Суровую нитку пропитывают насыщенным при комнатной температуре раствором поваренной соли и высушивают, а затем ее вновь опускают в насыщенный раствор поваренной соли, и операцию пропитки повторяют 2 – 3 раза. Нитку окончательно хорошо высушивают и подвешивают на ней к лапке штатива карандаш, гайку или близкий по массе предмет. Спичкой поджигают нитку снизу. После того как огонь погаснет, подвешенный предмет не падает. Объяснение процесса. При горении кристаллики поваренной соли спекаются; в результате образуется новая, «несгораемая» нить. Пропитка тканей растворами различных неорганических солей повышает их устойчивость к огню, и поэтому такая пропитка широко используется для повышения огнестойкости горючих материалов

Опыт 17. «Несгораемая бумага»

Реактивы: Насыщенный раствор нитрата калия KNO3. Посуда, оборудование, материалы: Газетная бумага, химический стакан, спиртовка, спички. Приготавливают насыщенный раствор калийной селитры KNO3, опускают в него на 5 – 7 мин лист газетной бумаги. По истечении указанного времени его вынимают из раствора и сушат. Затем вносят в пламя горелки: бумага не горит, а тлеет. Объяснение процесса. При нагревании нитрата калия образуется нитрит калия KNO2 и кислород: 2KNO3 → 2KNO2 + O2↑ От выделяющегося кислорода бумага обугливается и обгорает, а разлагаться начинают следующие, соседние порции кристаллического нитрата калия

Опыт 18. «Несгораемый платок»

Реактивы: Ацетон, вода. Посуда, оборудование, материалы: Носовой платок, 2 фарфоровые чашки, спиртовка, спички, тигельные щипцы. Целый хлопчатобумажный платок (удобно использовать мужской носовой платок) смачивают водой, воду слег- ка отжимают. Платок демонстрируют зрителям, а затем кладут его на металлический поддон и осторожно смачивают ацетоном или диэтиловым (медицинским) эфиром. Склянки с ацетоном или эфиром немедленно убирают. Не теряя времени, спичкой или лучиной поджигают платок на поддоне. Держа горящий платок щипцами, показывают его студентам. После того как пла- мя погаснет (до этого момента трогать платок руками нельзя), совершенно целый платок демонстрируют зрителям. Влажная ткань не загорается.

Опыт 19. «Огонь-художник»

Реактивы: Насыщенный раствор нитрата калия KNO3. Посуда, оборудование, материалы: Деревянная палочка или кисточка, лист плотной бумаги, кнопки, тлеющая лучина. При нагревании нитраты щелочных металлов выделяют кислород. На этом свойстве нитрата калия основан следующий занимательный опыт с «бегущим» огнем. Готовят 20 – 30 мл насыщенного раствора нитрата калия (нитрат натрия гигроскопичен и по- этому использовать его не рекомендуется). С помощью заточенной деревянной палочки или тонкой кисточки этим раствором делают 19 на листе плотной бумаги какой-либо рисунок (ширина линий рисунка может составлять до 5 мм). На рисунке не должно быть пересекающихся линий. Сделанный рисунок тщательно высушивают (на батарее центрального отопления, над лампой и т. д.). ленно движется хорош При демонстрации опыта приготовленный заранее рисунок укрепляют в вертикальном положении. К началу каждой линии рисунка прикасаются тлеющей лучиной. По тем местам бумаги, где был нанесен раствор селитры, мед о видный в темноте огонек, и рисунок как бы «проявляется». Объяснение процесса. При нагревании нитрата калия KNO3 происходит реакция: 2KNO3 → 2KNO2 + O2↑ От выделяющегося кислорода бумага обугливается и обгорает тем местам, где был нанесен раствор селитры

Опыт 20. «Мешочек с деньгами не горит» Посуда, оборудование, материалы: Пятикопеечные монеты (или кусочек меди), батистовый мешочек, спиртовка. 5 – 10 штук пятикопеечных монет (можно взять кусочек меди) помещают в батистовый мешочек и нагревают его на пламени спиртовки. Мешочек с деньгами не горит. Объяснение процесса. Тепло от пламени спиртовки сразу передается меди (медь – хороший проводник тепла), и ткань не успевает загореться.

Опыт № 21. Получение огня

Участник насыпает на кирпич небольшое количество кристаллов перманганата калия и капает на него концентрированную серную кислоту. Вокруг этой смеси он складывает тонкие щепки в виде костра, но так, чтобы они не касались смеси. Затем смачивает спиртом небольшой кусочек ваты и держа руку над костром выдавливает из ваты несколько капель спирта так, чтобы они попали на смесь. Костер моментально загорается.

Сущность опыта – происходит энергичное окисление спирта кислородом, который выделяется при взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия. Выделяющееся при этой реакции тепло зажигает костер.

Ведущий:

— А теперь удивительные огни!

Опыт № 22. Разноцветные огни

Участник помещает в фарфоровые чашки ватные тампоны, смоченные этиловым спиртом. На поверхность тампонов он насыпает следующие соли: хлорида натрия, нитрата стронция (или нитрата лития), хлорида калия, нитрата бария (или борной кислоты). На кусочке стекла участник готовит смесь (кашицу) из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Он берет стеклянной палочкой немного этой массы и касается поверхности тампонов. Тампоны вспыхивают и горят разными цветами: желты, красным, фиолетовым, зеленым.

Сущность опыта – ионы щелочных и щелочноземельных металлов окрашивают пламя в различные цвета.

Ведущий:

— Дорогие ребята, я так устал и проголодался, что прошу вас разрешить мне немного покушать.

Ведущий:

— Ребята, я получи письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто сможет помочь мне узнать, в чем тут дело?

Опыт № 23. Горящее письмо

Учащийся из зала (заранее подготовленный) прикасается тлеющей лучинкой к карандашной метке на листе бумаги. Бумага по линии рисунка медленно сгорает и огонек, передвигаясь по контуру изображения, обрисовывает его (рисунок КМК).

Сущность опыта – бумага сгорает за счет кислорода селитры, выкристаллизовавшейся в ее толще.

Примечание: на лист бумаги заранее наносится рисунок крепким раствором калиевой селитры. Его необходимо наносить одной непрерывной линией без пересечений. От контура рисунка тем же раствором следует провести к краю бумаги линию, отметив ее конец карандашом. Когда бумага высохнет, рисунок станет незаметным.

Опыт №24 Фейерверк в цилиндре

Фейерверк в цилиндре стеклянный цилиндр объемом 100-200 мл наливают 50-100 мл концентрированной серной кислоты, затем по стенке сосуда, стараясь не допустить смешивания, медленно приливают 30-60 мл этанола (можно использовать денатурат). Если теперь в цилиндр понемногу подсыпать не слишком мелкие кристаллики перманганата калия, то на границе между слоем серной кислотой и слоем спирта возникают огненные вспышки в виде фейерверка

Опыт № 25 Фараоновы змеи

На кирпиче установи тарелку, на которую конусом насыпь песок, пропитанный денатуратом. В верхней части конуса сделай пробиркой углубление, в которое всыпь смесь: 2 г бикарбоната натрия и 13 г сахарной пудры, предварительно хорошо растертой в фарфоровой ступке. Спирт подожги, и через некоторое время из конуса начнет выползать черная «змея», которая вспучивается углекислым газом, образованным при разложении бикарбоната натрия, и выталкивается парами воды и углекислого газа. Тело «змеи» непрочно — прикоснись к нему, и «змея» рассыплется. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается «змея».

«Фараоновы змеи» можно приготовить и по другим рецептам:

а) 1. Бихромат калия — 5 г
2. Калийная селитра — 2,5 г
3. Сахарный песок — 7 г

б) 1. Размельченный древесный уголь — 1,2 г
2. Сахарный песок или пудра — 8 г
3. Аммиачная селитра — 4,5 г

Опыт № 26 . Кровавый опыт

Для получения крови будем использовать реакцию между роданидом и солью железа(III), например: 2FeCl3 + 6KSCN = Fe[Fe(SCN)6] + 6KCl.

Обычно для реакции используют роданид калия или аммония и хлорид железа(III). В ходе ее протекания образуется кроваво-красный автокомплексный роданид.

Для опыта необходимо взять стаканы с растворами роданида калия (аммония) и хлорида железа(III), а также две стеклянные палочки с намотанной на них ватой. Подготовьте пластмассовый или стальной нож. Он должен быть затупленным, иначе опыт может стать действительно кровавым.

Ладонь протрите раствором соли железа (зрителям можно сообщить, что это дезинфекция раствором йода.  Нож смочите раствором роданида (зрителей можно снова обмануть сказать, что это спирт). Далее начинайте себя резать ножом. Появляется кровь.

Упрощенно: Fe(SCN)3 + 3NaF = FeF3 + 3NaSCN.

 Фторидный комплекс железа(III) бесцветный. Поэтому, если протереть рану ватой, смоченной в растворе фторида натрия, роданидный комплекс разрушается, и образуется более устойчивый комплекс [FeF6]3 . Кровь исчезает. Зрителям показывают, что на ладони раны нет.

 

Опыт 27. Ампициллиновый хамелеон

Возьмите таблетку ампициллина и измельчите ее. Поместите порошок в пробирку, прилейте к нему 5 мл дистиллированной воды и закройте пробкой. Полученную смесь встряхивайте в течение 1-2 мин, а затем профильтруйте.

В пробирку налейте 1 мл полученного раствора ампициллина и столько же 5-10 % раствора NaOH. В полученную смесь добавьте 2-3 капли 10 % раствора CuSO4. Встряхните пробирку. Появляется фиолетовое окрашивание, характерное для биуретовой реакции. Постепенно окраска изменяется на бурую.

 Опыт 28.Опыты с бриллиантовым зеленым (зеленкой) Внимание! Чтобы не испачкаться, опыты с «зеленкой» лучше проводить в защитных перчатках! В пробирку налейте 1 мл раствора бриллиантового зеленого и столько же 2-5 % раствора HCl. Окраска раствора изменится на оранжевую.

В пробирку налейте 1 мл раствора бриллиантового зеленого и по каплям 5-10 % раствор NaOH. Образуется бледно-зеленый осадок основания бриллиантового зеленого.

Опыт 29. Качественная реакция борную кислотуВ фарфоровую чашку налейте 2 мл этилового спирта. Добавьте в чашку немного кристаллической борной кислоты и 1-2 капли концентрированной серной кислоты. Подожгите спирт. Во время опыта соблюдайте осторожность! Пламя приобретет зеленоватый оттенок. Борная кислота дает со спиртом сложный эфир. При его сгорании образуется оксид бора, который и окрашивает пламя. 3С2Н5ОН + Н3ВО3 =(С2Н5О)3В + 3Н2О

2(С2Н5О)3В + 18О2 =В2О3 + 12СО2 + 15Н2О

Опыт 30. Синие растворы В пробирку налейте 5-10 % раствор сульфата меди(II). Прилейте к нему несколько капель концентрированного раствора аммиака. Выпадает студенистый осадок гидроксида меди(II):СuSO4 + 2NH3H2O = Cu(OH)2 + (NH4)2SO4. Продолжайте добавлять в пробирку раствор аммиака. При этом осадок постепенно растворится, а раствор приобретет красивый насыщенный синий цвет. Это образовался комплексный ион [Сu(NH3)4]2+: Cu(OH)2 + 4NH3 = [Сu(NH3)4](OH)2

Опыт 31. «Волшебные палочки»

Реактивы: Растворы лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина, соляной кислоты HCl, гидроксида натрия NaOH. Посуда, оборудование, материалы: Химические стаканы (5 шт.), стеклянные трубки (2 шт.). Три химических стакана наполняют растворами лакмуса, метилового оранже- вого и фенолфталеина примерно на 3/4 объема. В других стаканах подготавливают растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Стеклянной трубочкой набирают раствор гидроксида натрия. Перемешивают этой трубочкой жидкости во всех стака- нах, незаметно выливая каждый раз из нее небольшое количество раствора. Цвет жидкости в стаканах изменится. Затем набирают таким способом кислоту во вторую трубочку и перемешивают ею жидкости в стаканах. Окраска индикаторов опять рез- ко изменится. Объяснение процесса. Растворы индикаторов меняют окраску в зависимости от среды раствора. Лакмус краснеет в кислой среде и синеет в щелочной среде. Метиловый оранжевый приобретает красную окраску в кислой среде, оранжево- желтую – в щелочной среде. Для фенолфталеина малиновая окраска характерна в щелочной . «Растворимость стекла в воде» среде, в кислой среде он бесцветен

Опыт 32. «Искрящиеся кристаллы»

Реактивы: Сульфат калия K2 4 SO , кристаллогидрат Na2SO4 . 10h3O, горячая кипяченая во- да. Посуда, оборудование, материалы: стакан, стеклянная палочка. Попробуйте смешать 108 г сульфата калия, 100 г кристаллогидрата сульфата натрия Na2SO4 . 10h3O (глауберовой соли) и добавить порциями при помешивании немного горячей кипяченой воды, пока все кристаллы не растворятся. Раствор оставьте в темноте для охлаждения и кристаллизации двойной соли. Как только начнут выделяться кристаллы, раствор будет искриться: при 60 0 С слабо, а по мере охлаждения все сильнее и сильнее. Когда кристаллов выпадет много, вы увидите целый сноп искр. Если провести по выделившимся кристаллам на дне сосуда стеклянной палочкой, то снова появятся искры. Объяснение процесса. Свечение и искрообразование вызваны тем, что при кристаллизации двойной соли состава Na2SO4 2O выделяется много . 2K2SO4 . 10H энергии, почти полностью превращающейся в световую.

Химический вечер на тему «Занимательные опыты»

Химический вечер

«Занимательные опыты»

Выполнила учитель химии Плотникова П.С.

Уссурийск, 2009

Внеклассное мероприятие по химии

«Занимательные опыты»

Цели:

  1. Подчеркнуть значение химии в жизни человека,

  2. Продолжение знакомства учащихся с химией,

  3. Повышение познавательной активности учащихся к химии, продемонстрировав ее занимательную сторону,

  4. Воспитание соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов

Место проведения мероприятия: кабинет химии.

Оборудование: штатив с пробирками, коническая колба, химические стаканы, спички, стеклянные палочки, лабораторный штатив, скальпель, вата, фарфоровая чашка, лучина.

Реактивы:

Карбонат натрия, раствор NH3 10%-ный, соляная кислота (конц.), серная кислота (конц.), сахарная пудра, порошок магния, хлорид кальция 10%-ный раствор, хлорид бария 10%-ный раствор, сульфат магния 10%-ный раствор, гексацианоферрат калия 5%-ный раствор, хлорид железа 10%-ный раствор, нитрат калия (насыщ. р-р.), дихромат калия, гидроксид натрия 20%-ный раствор, серная кислота 10%-ный раствор, тиоцианат калия, фторид лития.

Подготовка к мероприятию: до начала мероприятия были распределены роли между студентами-проктикантами, все опыты были заранее проделаны .

Литература:

  1. Г. П. Хомченко, Ф.П. Платонов, И.Н. Чертков Демонстрационный эксперимент по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.

  2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2006.

  3. М. Ю Горковенко. Поурочные разработки по химии: 8класс.- М.: ВАКО, 2007.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово:

«Дамы и господа, ученики 8 «А», 8 «В» классов. Добро пожаловать на вечер химии, который проведу для вас я, Настасья Петровна и Андрей Алексеевич (показываю на него)

Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. Она нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю и многим другим. С другой стороны это наука абстрактна: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает грозные формулы и сложные законы.

Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука- старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования… И старая наука молодеет…

И так, объявляю вечер, посвященный химии открытым!!!

Сейчас мы проведем и покажем ряд демонстрационных опытов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии…»

  1. Подготовка:

Один из опытов проведем в два этапа, один из которых, подготовительный, будет сейчас и для него нужны помощники, а другая часть будет немного позже… (говорит Н. П.)

Одному добровольцу из 8 «А» дали лист бумаги и стакан с насыщенным раствором KNO3 , и попросили что-нибудь написать, то же самое сделали с добровольцем из 8 «В» класса, но раствором желтой кровяной соли. После чего листочки повесили сушиться на штативы, так что бы они были на глазах у учеников.

  1. Опыты:

  1. Облако из колбы:

Наверни-ка, в некоторых фильмах вы видели, как из чего-нибудь, например, из вазы или кувшина, выходит облако. Давайте выпустим свое облако. ( говорит и демонстрирует А. А.)

Описание опыта: В колбу емкостью 2 – 3 литра насыпаем порошок карбоната натрия слоем 1 – 2 см и осторожно наливаем 10%-ный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, был не толще 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливаем в колбу немного концентрированной соляной кислоты. Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам и стелется по поверхности стола.

  1. Три чуда: молоко, творог и газировка

Химия, удивительная наука, она может превращать воду в молоко, творог или газировку. Сейчас я это вам продемонстрирую (говорит и демонстрирует А. А.)

Описание опыта: В один стакан насыпают 2 чайные ложки хлорида кальция СаС12, а в другой — столько же карбоната натрия Na2C03 и наливают в каждый стакан воды примерно на 1/4 их объема. Затем полученные растворы сливают вместе, и жидкость становится белой, как молоко. Этот опыт надо демонстрировать быстро, так как карбонат кальция СаС03 выпадает в осадок и зрители могут заметить, что это вовсе не молоко. Но если добавить к смеси избыток соляной кислоты, то «молоко», закипев, мгновенно превращается в «газированную воду».

Если к разбавленному водному раствору хлорида бария ВаС12 добавить раствор сульфата калия MgS04, образуется белый осадок сульфата бария BaS04, похожий на творог.

  1. Апельсин, лимон, яблоко

Обладая некоторыми специальными химическими знаниями можно перейти из одного сока в другой (говорит и демонстрирует Н. П.)

Описание опыта: Сначала показываем зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавив щелочь, превращаем «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делаем, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляем немного серной кислоты, затем добавляем немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».

Обратного хода от «яблок» к «апельсинам» и «лимонам» нет: окислительно-восстановительную реакцию повернуть вспять не удастся.

  1. Хирургия

Некоторые химики научились творить настоящие чудеса, с помощью изготовленной ими же живой воды заживляют раны. (Говорит и демонстрирует Н. П.).

Описание опыта: Заранее готовили растворы хлорида железа (Ш), тиоцианата калия, фторида лития. Выбрали добровольца, смочите ватку «спиртом» (тиоцианат калия) и протерли ему руку, затем продезинфицировали скальпель, раствором «иода» (хлорид железа (Ш)). Провели «скальпелем» по участку кожи, обработанному «спиртом», и потекла «кровь». После этого «заживляем рану», для этого смачиваем ватку в «живой воде» (раствор фторид лития). «Кровь» исчезнет, а под ней — здоровая кожа.

  1. «Огненная надпись» (демонстрирует А. А.) и «секретные чернила» (демонстрирует Н. П.)

А теперь подошло время для выполнения опытом, для которых делали заготовки в начале вечера. (горит Н. П.).

Описание опытов:

  • Н. П. снимает листочек со штатива и демонстрирует его, на нем ничего нет, затем протирает его ваткой, смоченной в растворе хлорида железа (Ш), на желтом фоне появляется синяя надпись.

  • А. А. демонстрирует второй чистый листок, висящий на штативе, и не снимает его, а подносит к нему тлеющую лучину. Листок не загорается, а лишь обугливается высохшая надпись.

  1. Костер без спичек

В походе может возникнуть ситуация, при которой спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась, но это не помеха для человека знакомого с химией, он может разжечь костер без спичек или зажигалки. Сейчас я покажу способ, как это можно сделать (говорит и демонстрирует А. А.)

Описание опыта: делаем смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Помещаем смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее ложем лучинки (дрова), таким образом, что бы они не касались смеси. Смачиваем ватку обильно спиртом и выдавливаем каплю спирта на смесь. Костер загорается.

  1. Эскимо:

Многие дети любят мороженое, химики тоже любят это лакомство, но на этом они не остановились и придумали свой способ приготовления эскимо. (говорит и демонстрирует Н. П.)

Описание опыта: Сахарную пудру помещаем в высокий стеклянный стакан, смачиваем ее водой и перемешиваем стеклянной палочкой, до получения густой кашеобразной смеси, затем приливаем по палочке концентрированную серную кислоту и быстро перемешиваем смесь в стакане. В скором времени содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы поднимается, увлекая вверх стеклянную палочку.

  1. Вулкан Бёттгера:

По имени Вулкана, бога огня древних римлян, названы огнедышащие горы – вулканы, внезапно просыпающихся и уничтожающие окрест все живое во время страшных извержений. Свои домашние вулканы придумали и химики, самый известный из которых проделал немецкий химик Рудольф Бёттгер. Он получил оранжево-красное вещество и решил испытать его на способность воспламеняться от горячей лучины. Давайте посмотрим, что же произошло (говорит и демонстрирует А. А.)

Описание опыта: Насыпаем немного дихромата калия в фарфоровую чашечку, затем добавляем немного порошка магния, хорошо перемешиваем смесь и формируем в чашечке горкой. Прикасаемся к вершине «вулкана» горящей лучиной. Горящая смесь выбрасывает большое количество искр, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет, из оранжевого в зеленый.

  1. Закрытие:

Спасибо за внимание. Наш химический вечер подходит к концу. Мы надеемся, что вам все понравилось и вы по другому взглянули на эту сложную и иногда скучную науку. (говорит Н. П.)

Вечер занимательной химии

Вечер занимательной химии

При подготовке химического вечера требуется тщательная подготовка учителя к проведению опытов.

Проведению вечера должна предшествовать продолжительная, тщательная работа с учащимися, при этом одному ученику не следует поручать больше двух опытов.

Цель проведения химического вечера – повторить полученные знания, углубить интерес учащихся к химии и привить им практические навыки в разработке и осуществлении опытов.

Описание основных этапов проведения вечера занимательной химии

I. Вступительное слово учителя на тему “Роль химии в жизни общества”.

II. Занимательные опыты по химии.

Ведущий (роль ведущего выполняет один из учеников 10-11-го класса):

— Сегодня мы проводим вечер занимательной химии. Ваша задача – внимательно следить за химическими опытами и постараться их объяснить. И так, мы начинаем! Опыт № 1: “Вулкан”.

Опыт № 1. Описание:

Участник вечера высыпает на асбестовою сетку растертый в порошок дихромат аммония (в виде горки), на верхнюю часть горки кладет несколько головок спичек и поджигает их лучинкой.

Примечание: вулкан будет выглядеть еще более эффектно, если к дихромату аммония добавить немного порошкообразного магния. Компоненты смеси сразу перемешать, т.к. магний сгорает энергично и находясь в одном месте вызывает разбрасывание раскаленных частиц.

Сущность опыта – экзотермическое разложение дихромата аммония при местном нагревании.

Ведущий:

— Нет дыма без огня – гласит старая русская пословица. Оказывается, с помощью химии можно получить дым без огня. И так, внимание!

Опыт № 2. Описание:

Участник вечера берет две стеклянные палочки, на которые накручено понемногу ваты, и смачивает их: одну в концентрированной азотной (или соляной) кислоте, другую в водном 25%-ом растворе аммиака. Палочки следует поднести друг к другу. От палочек поднимается белый дым.

Сущность опыта – образование азотнокислого (хлористого) аммония.

Ведущий:

— А теперь представляем вашему внимаю следующий опыт – “Стреляющая бумага”.

Опыт № 3. Описание:

Участник вечера выносит на листе фанеры листочки бумаги, дотрагивается до них стеклянной палочкой. При прикосновении к каждому листочку раздается выстрел.

Примечание:  заранее нарезаются узкие полоски фильтровальной бумаги и смачиваются в растворе йода в нашатырном спирте. После этого полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.

Сущность опыта – экзотермическое разложение непрочного соединения NI3*Nh4.

Ведущий:

— У меня есть яйцо. Кто из вас, ребята, очистит его, не разбивая скорлупы?

Опыт № 4. Описание:

Участник вечера помещает яйцо в кристаллизатор с раствором соляной (или уксусной) кислоты. Через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.

Сущность опыта – в состав скорлупы в основном входит карбонат кальция. В соляной (уксусной) кислоте он переходит в растворимый хлорид кальция (ацетат кальция).

Ведущий:

— Ребята, у меня в руках фигурка человека из цинка. Давайте оденем его.

Опыт № 5. Описание:

Участник вечера опускает фигурку в 10%-й раствор ацетата свинца. Фигурка покрывается пушистым слоем кристаллов свинца, напоминающим меховую одежду.

Сущность опыта – более активный металл вытисняет из растворов солей менее активный металл.

Ведущий:

— Ребята, а можно ли сжечь сахар без помощи огня? Давайте проверим!

Опыт № 6. Описание:

Участник вечера высыпает в стакан, поставленный на блюдце, сахарную пудру (30 г), туда же вливает 26 мл концентрированной серной кислоты и перемешивает смесь стеклянной палочкой. Через 1-1,5 минуты смесь в стакане темнеет, вспучивается и в виде рыхлой массы поднимается над краями стакана.

Сущность опыта – серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ, одновременно образуется сернистый газ. Выделяющиеся газы выталкивают массу из стакана.

Ведущий:

— Какие вы знаете способы добывания огня?

Из зала приводят примеры.

Ведущий:

— Попробуем обойтись без этих средств.

Опыт № 7. Описание:

Участник вечера насыпает на кусок жести (или кафельную плитку) растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин. Через некоторое время появляется огонь.

Сущность опыта – в результате реакции выделяется атомарный кислород и глицерин воспламеняется.

Другой участник вечера:

— Я тоже получу огонь без спичек, только другим способом.

Опыт № 8. Описание:

Участник вечера насыпает на кирпич небольшое количество кристаллов перманганата калия и капает на него концентрированную серную кислоту. Вокруг этой смеси он складывает тонкие щепки в виде костра, но так, чтобы они не касались смеси. Затем смачивает спиртом небольшой кусочек ваты и держа руку над костром выдавливает из ваты несколько капель спирта так, чтобы они попали на смесь. Костер моментально загорается.

Сущность опыта – происходит энергичное окисление спирта кислородом, который выделяется при взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия. Выделяющееся при этой реакции тепло зажигает костер.

Ведущий:

— А теперь удивительные огни!

Опыт № 9. Описание:

Участник вечера помещает в фарфоровые чашки ватные тампоны, смоченные этиловым спиртом. На поверхность тампонов он насыпает следующие соли: хлорида натрия, нитрата стронция (или нитрата лития), хлорида калия, нитрата бария (или борной кислоты). На кусочке стекла участник готовит смесь (кашицу) из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Он берет стеклянной палочкой немного этой массы и касается поверхности тампонов. Тампоны вспыхивают и горят разными цветами: желты, красным, фиолетовым, зеленым.

Сущность опыта – ионы щелочных и щелочноземельных металлов окрашивают пламя в различные цвета.

Ведущий:

— Дорогие ребята, я так устал и проголодался, что прошу вас разрешить мне немного покушать.

Опыт № 10. Описание:

Ведущий обращается к участнику вечера:

— Дай мне, пожалуйста, чай и сухарь.

Участник вечера дает ведущему стакан с чаем и белый сухарь.

Ведущий смачивает сухарь в чае – сухарь синеет.

Ведущий:

— Безобразие, ты же меня чуть не отравил!

Участник вечера:

— Простите мен, я, наверное, перепутал стаканы.

Сущность опыта – в стакане находился раствор йода. Крахмал, находящийся в сухаре, посинел.

Ведущий:

— Ребята, я получи письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто сможет помочь мне узнать, в чем тут дело?

Опыт № 11. Описание:

Учащийся из зала (заранее подготовленный) прикасается тлеющей лучинкой к карандашной метке на листе бумаги. Бумага по линии рисунка медленно сгорает и огонек, передвигаясь по контуру изображения, обрисовывает его (рисунок может быть произвольным).

Сущность опыта – бумага сгорает за счет кислорода селитры, выкристаллизовавшейся в ее толще.

Примечание: на лист бумаги заранее наносится рисунок крепким раствором калиевой селитры. Его необходимо наносить одной непрерывной линией без пересечений. От контура рисунка тем же раствором следует провести к краю бумаги линию, отметив ее конец карандашом. Когда бумага высохнет, рисунок станет незаметным.

Ведущий:

— Ну а теперь, ребята, переходим ко второй части нашего вечера. Химические игры!

III. Командные игры.

Участникам вечера предлагают разбиться на группы. Каждая группа принимает участие в предложенной ей игре.

Игра № 1. Химическое лото.

На карточках, разграфленных как в обычном лото, пишутся формулы химических веществ, а на картонных квадратиках – названия этих веществ. Участникам группы раздают карточки, а один из них вытаскивает квадратики и называет вещества. Выигрывает тот участник группы, который первым закроет все поля карточки.

Игра № 2. Химическая викторина.

Между спинками двух стульев натягивается веревка. К ней на ниточках привязываются конфеты, к которым прикреплены бумажки с вопросами. Участники группы поочередно ножницами срезают конфеты. Игрок становится владельцем конфеты после того, как отвечает на приложенный к ней вопрос.

Игра № 3.

Участники группы образовывают круг. В руках у них химические знаки и цифры. Двое из игроков находятся в середине круга. По команде они составить химическую формулу веществ из знаков и цифр, которые держат остальные игроки. Побеждает тот участник, который быстрее составит формулу.

Игра № 4.

Участники группы делятся на две команды. Им раздаются карточки с химическими формулами и цифрами. Они должны составить химическое уравнение. Побеждает та команда, которая составит уравнение первой.

Вечер заканчивается вручением призов наиболее активным участникам.

Занимательные факты по химии (8 класс) по теме: Химический вечер «Занимательные опыты»

Химический вечер

«Занимательные опыты»

Выполнила учитель химии Панченко П.С.

Уссурийск, 2009

Внеклассное мероприятие по химии

«Занимательные опыты»

Цели:

  1.  Подчеркнуть значение химии в жизни человека,
  2.  Продолжение знакомства учащихся с химией,
  3.  Повышение познавательной активности учащихся к химии, продемонстрировав ее занимательную сторону,
  4.  Воспитание соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов

Место проведения мероприятия: кабинет химии.

Оборудование: штатив с пробирками, коническая колба, химические стаканы, спички, стеклянные палочки, лабораторный штатив, скальпель, вата, фарфоровая чашка, лучина.

Реактивы: 

Карбонат натрия, раствор Nh4 10%-ный, соляная кислота (конц.), серная кислота (конц.), сахарная пудра, порошок магния, хлорид кальция 10%-ный раствор, хлорид бария 10%-ный раствор, сульфат магния 10%-ный раствор, гексацианоферрат калия 5%-ный раствор, хлорид железа 10%-ный раствор, нитрат калия (насыщ. р-р.), дихромат калия, гидроксид натрия 20%-ный раствор, серная кислота 10%-ный раствор, тиоцианат калия, фторид лития.

Подготовка к мероприятию: до начала мероприятия были распределены роли между студентами-проктикантами, все опыты были заранее проделаны .

Литература: 

  1. Г. П. Хомченко, Ф.П. Платонов, И.Н. Чертков Демонстрационный эксперимент по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.
  2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2006.
  3.  М. Ю Горковенко. Поурочные разработки по химии: 8класс.- М.: ВАКО, 2007.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово:

«Дамы и господа, ученики 8 «А», 8 «В» классов. Добро пожаловать на вечер химии, который проведу для вас я, Настасья Петровна и  Андрей Алексеевич (показываю на него)

Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. Она нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю и многим другим. С другой стороны это наука абстрактна: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает грозные формулы и сложные законы.

Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука- старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования… И старая наука молодеет…

И так, объявляю вечер, посвященный химии открытым!!!

Сейчас мы проведем и покажем ряд демонстрационных опытов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии…»

  1. Подготовка:

Один из опытов проведем в два этапа, один из которых, подготовительный, будет сейчас и для него нужны помощники, а другая часть будет немного позже… (говорит  Н. П.)

Одному добровольцу из 8 «А» дали лист бумаги и стакан с насыщенным раствором  KNO3 , и попросили что-нибудь написать, то же самое сделали с добровольцем из 8 «В» класса, но раствором желтой кровяной соли. После чего листочки повесили сушиться на штативы, так что бы они были на глазах у учеников.

  1. Опыты:
  1. Облако из колбы:

Наверни-ка, в некоторых фильмах вы видели, как из чего-нибудь, например, из вазы или кувшина, выходит облако. Давайте выпустим свое облако. ( говорит и демонстрирует А. А.)

Описание опыта: В колбу емкостью 2 – 3 литра насыпаем порошок карбоната натрия слоем 1 – 2 см и осторожно наливаем 10%-ный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, был не толще 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливаем в колбу немного концентрированной соляной кислоты. Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам и стелется по поверхности стола.

  1. Три чуда: молоко, творог и газировка

Химия, удивительная наука, она может превращать воду в молоко, творог или газировку. Сейчас я это вам продемонстрирую (говорит и демонстрирует А. А.)

Описание опыта: В один стакан насыпают 2 чайные ложки хлорида кальция СаС12, а в другой — столько же карбоната натрия Na2C03 и наливают в каждый стакан воды примерно на 1/4 их объема. Затем полученные растворы сливают вместе, и жидкость становится белой, как молоко. Этот опыт надо демонстрировать быстро, так как карбонат кальция СаС03 выпадает в осадок и зрители могут заметить, что это вовсе не молоко. Но если добавить к смеси избыток соляной кислоты, то «молоко», закипев, мгновенно превращается в «газированную воду».

Если к разбавленному водному раствору хлорида бария ВаС12 добавить раствор сульфата калия MgS04, образуется белый осадок сульфата бария BaS04, похожий на творог.

  1.  Апельсин, лимон, яблоко

Обладая некоторыми специальными химическими знаниями можно перейти из одного сока в другой (говорит и демонстрирует Н. П.)

Описание опыта: Сначала показываем зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавив щелочь, превращаем «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делаем, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляем немного серной кислоты, затем добавляем немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».

Обратного хода от «яблок» к «апельсинам» и «лимонам» нет: окислительно-восстановительную реакцию повернуть вспять не удастся.

  1.  Хирургия

Некоторые химики научились творить настоящие чудеса, с помощью изготовленной ими же живой воды заживляют раны. (Говорит и демонстрирует Н. П.).

Описание опыта: Заранее готовили растворы хлорида железа (Ш), тиоцианата калия, фторида лития. Выбрали добровольца,  смочите ватку «спиртом» (тиоцианат калия) и протерли ему руку, затем продезинфицировали скальпель,  раствором «иода» (хлорид железа (Ш)). Провели «скальпелем» по участку кожи, обработанному «спиртом», и потекла «кровь». После этого  «заживляем рану», для этого смачиваем ватку в «живой воде» (раствор фторид лития). «Кровь» исчезнет, а под ней — здоровая кожа.

  1.  «Огненная надпись» (демонстрирует А. А.) и «секретные чернила» (демонстрирует Н. П.)

А теперь подошло время для выполнения опытом, для которых делали заготовки в начале вечера. (горит Н. П.).

Описание опытов:

  1. Н. П. снимает листочек со штатива и демонстрирует его, на нем ничего нет, затем протирает его ваткой, смоченной в растворе хлорида железа (Ш), на желтом фоне появляется синяя надпись.
  2. А. А. демонстрирует второй чистый листок, висящий на штативе, и не снимает его, а подносит к нему тлеющую лучину. Листок не загорается, а лишь обугливается высохшая надпись.
  1.  Костер без спичек

В походе может возникнуть ситуация, при которой спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась, но это не помеха для человека знакомого с химией, он может разжечь костер без спичек или зажигалки. Сейчас я покажу способ, как это можно сделать (говорит и демонстрирует А. А.)

Описание опыта: делаем смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Помещаем смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее ложем лучинки (дрова), таким образом, что бы они не касались смеси. Смачиваем ватку обильно спиртом и выдавливаем каплю спирта на смесь. Костер загорается.

  1. Эскимо:

Многие дети любят мороженое, химики тоже любят это лакомство, но на этом  они не остановились и придумали свой способ приготовления эскимо. (говорит и демонстрирует Н. П.)

Описание опыта: Сахарную пудру помещаем в высокий стеклянный стакан, смачиваем ее водой и перемешиваем стеклянной палочкой, до получения густой кашеобразной смеси, затем приливаем по палочке концентрированную серную кислоту и быстро перемешиваем смесь в стакане. В скором времени содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы поднимается, увлекая вверх стеклянную палочку.

  1.  Вулкан Бёттгера:

По имени Вулкана, бога огня древних римлян, названы огнедышащие горы – вулканы, внезапно просыпающихся и уничтожающие окрест все живое во время страшных извержений. Свои домашние вулканы придумали и химики, самый известный из которых проделал немецкий химик Рудольф Бёттгер. Он получил оранжево-красное вещество и решил испытать его на способность воспламеняться от горячей лучины. Давайте посмотрим, что же произошло (говорит и демонстрирует А. А.)

Описание опыта: Насыпаем немного дихромата калия в фарфоровую чашечку, затем добавляем немного порошка магния, хорошо перемешиваем смесь и формируем в чашечке горкой. Прикасаемся к вершине «вулкана» горящей лучиной. Горящая смесь выбрасывает большое количество искр, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет, из оранжевого в зеленый.

  1. Закрытие:

Спасибо за внимание. Наш химический вечер подходит к концу. Мы надеемся, что вам все понравилось и вы по другому взглянули на эту сложную и иногда скучную науку. (говорит Н. П.)

Занимательные опыты по химии. DjVu

      Предисловие
      Опыты должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправным началом к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету. Наблюдаемые явления учащиеся должны понимать, так как только при этом можно добиться глубоких, а не формальных знаний.
      Книга «Занимательные опыты по химии» предназначена для учителей. Опыты в ней классифицируются по темам школьной программы. Данную книгу нельзя рассматривать как практикум или предъявлять к ней такие же требования, как к руководству для лекционных демонстраций. Пособие предназначается учителям химии для подготовки к тематическим вечерам, а также к другим мероприятиям: заседаниям «Клуба любознательных», новогодним, праздничным утренникам и прочим вечерам, на которых планируются демонстрации химических опытов.
      Поскольку описать все известные занимательные опыты невозможно, а такая цель и не ставилась, в пособие включены только те опыты, которые не требуют длительного времени проведения и по возможности являются доступными для школ. Рецепты, методики проведения опытов заимствованы из различных пособий (1 — 18), которые стали традиционными, а также использован личный опыт работы автора. При классификации опытов приходилось относить опыт к теме по веществу, участвующему в химическом процессе, и делать ссылки, где еще можно использовать данный опыт.
      При демонстрации опытов большое значение имеет чистота приборов, сосудов и реактивов, а также оформление установки и действия демонстратора. Спокойные и уверенные манипуляции — залог успеха во время опыта, а они вырабатываются при неоднократном повторении. Главное в работе — это осторожность, уверенность, продуманность всех действий. При непродуманном выполнении даже самый простой опыт может стать опасным. Поэтому перед каждым опытом следует повторить и освоить правила техники безопасности (13).
     
      I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
      В геме «Первоначальные химические понятия» одной из основных задач является ознакомление учащихся с признаками химических реакций на основе атомно-молекулярного учения. Поэтому в дополнение к опытам, рекомендованным в учебнике и учебных пособиях, после приобретения учащимися некоторых знаний по химии можно использовать эффектные опыты с последующими пояснениями наблюдаемых явлений.
      1. Действия одни, а результат разный
      Оборудование: два цилиндра с картонными крышками, в которые вставлены глазные пипетки, а снизу имеются крючки для прикрепления индикаторной бумаги или ваты, твердые хлорид аммония и хлорид натрия, концентрированная соляная кислота, раствор гидроксида калия, фильтровальная бумага, раствор фенолфталеина, вата.
      Поместите сухие соли в цилиндры (рис. I). Фильтровальную полоску бумаги смочите раствором фенолфталеина, повесьте на крючок в крышке. Пипетки наполните к о н ц е н т р и р о в а н н ы м раствором щелочи и вставьте в отверстие крышек. Выдавите щелочь на соли. В цилиндре, где был хлорид аммония, происходит химическая реакция, о чем можно судить по изменению фенолфталеиновой бумаги, а в другом цилиндре таких признаков нет.
      Опыт можно видоизменить, используя концентрированную соляную кислоту, которой смачивают комочек ваты, прикрепляя ее на крючок в крышке. Остальные операции те же. Образуется белый дым хлорида аммония.
      2) Дым без огня
      Оборудование: два стеклянных цилиндра (или стакана) с крышками, 25°о-ный водный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота.
      В один чисто вымытый цилиндр налейте несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой — раствор аммиака. Оба цилиндра закройте крышками и поставьте друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом следует показать, что цилиндры «пустые». Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (па сгенках) переверните вверх дном и поставьте на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку уберите: образуется белый дым — признак химической реакции.
      3. Диффузия веществ
      Оборудование: три стеклянные трубки большого диаметра длиной 30 — 50 см, закрывающиеся с двух сторон пробками, концентрированная соляная кислота. 25%-ный раствор аммиака, иод кристаллический, синяя лакмусовая бумага, крахмальная бумага, смоченная фенолфталеином, вата, три железных прутка.
      Укрепите стеклянные трубки в штативах в горизонтальном положении. В каждую трубку с одного конца вставьте пробку с прутком (2), на который нанизаны кусочки индикаторных бумаг с одинаковыми промежутками между ними (рис. 2): в первой трубке — влажная лакмусовая бумага, во второй — смоченная раствором фенолфталеина, а в третьей — влажная крахмальная бумага. С другого конца (1) первой и второй трубок соответственно назначению бумаг вставляют комочки ваты, смоченные кислотой и раствором аммиака; в третью трубку помещают несколько
      кристалликов иода. Трубку с иодом слегка подогрейте. Через некоторое время последовательно одна за другой кусочки бумаг меняют окраску. Опыты позволяют сформировать понятие о скорости диффузии веществ.
      4. Самовоспламенение меди в парах серы (тяга!)
      Оборудование: пробирка, железный штатив с лапкой, горелка, крышка от тигля, пучок тонкой медной проволоки.
      В лапке штатива закрепите вертикально пробирку и поместите в нее несколько кусочков черенковой серы. Осторожно нагрейте серу в пробирке до кипения. Как только сера закипит и пары ее заполнят пробирку, опустите в них при помощи щипцов пучок тонкой медной проволоки (проследите, чтобы проволока не касалась стенок пробирки и кипящей серы). Происходит самовоспламенение меди в парах серы. В результате реакции образуется сульфид меди (I):
      Если сера в пробирке загорится, то следует прикрыть пробирку крышкой от тигля.
      5. Черная змея
      Оборудование: эмалированный кювет (большая тарелка), промытый и прокаленный речной песок, твердый гидрокарбонат натрия, сахарная пудра, спирт.
      В кювете или в тарелке смешайте песок со спиртом, формуя их конической мензуркой. В центре конуса сделайте углубление, в котором поместите смесь из 10 г гидрокарбоната натрия и 65 г сахарной пудры. Подожгите спирт. Из сахарной массы, которая превращается сначала в карамель, «выползает» черная извивающаяся змея. Размеры змеи зависят от длительности горения спирта.
      6. Странная ткань и странная жидкость
      Оборудование: химический сгакан или большая пробирка, белая ткань (марля), хлорид кобальта (II), фильтровальная бумага, держалки, горелки.
      Для проведения опыта в химическом стакане растворите соль, чтобы получить раствор 40 — 50%-ной концентрации. В растворе пропитайте ткань, после чего выньте ее и просушите между слоями фильтровальной бумаги, а потом в руках до появления голубой окраски. Для ускорения процесса можно воспользоваться утюгом, но нельзя пересушивать ткань. Подготовленную ткань голубого цвета покажите учащимся, разрезав ее на две части. Затем одну часть поместите в кулак и в течение некоторо-
      го времени сильно продувайте его, следя за цветом ткани. Как только ткань станет белой, кулак разожмите и покажите учащимся, сравнивая с цветом ткани, не побывавшей в кулаке. Воспользовавшись утюгом, можно ткани вновь вернуть голубой цвет.
      «Странное» свойство ткани основано на гидратпой изомерии. Хлорид кобальта [Со(Н20)б]С12 является аквасолью розового цвета (смоченная ткань оставалась белой). При подсушивании же ткани вода из внутренней сферы комплекса перешла во внешнюю сферу — соль [СО(Н20)4С12]2Н20 приобрела синюю окраску. При продувании ткань вновь увлажняется.
      Опыт со «странной» жидкостью целесообразно провести в пробирке. Для этого приготовленный раствор сначала нагрейте в пламени горелки. Цвет раствора меняется от розового до красного и синего. При погружении пробирки в стакан с холодной водой цвет вновь становится розовый. Этот опыт основан на изменении цвета водных растворов, зависящем от температуры. Холодные растворы имеют розовый цвет, а горячие — пурпурнокрасный, фиолетовый и синий. Водный 50%-ный раствор хлорида кобальта (II) при 60 °С аметистового цвета, при 80 °С — пурпурного, а при 100 — 130 °С — синего.
      Водный раствор хлорида кобальта (II) используется для приготовления индикаторной бумаги, которая служит для определения степени атмосферной влажности.
      Оба опыта можно показать учащимся при повторении признаков химических реакций, обратив внимание на то, что не всякое изменение цвета служит признаком химической реакции. Кроме того, опыт с тканью закрепляет понятие о кристаллогидратах.
     
      II. КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ
      В практике работы школ кислород получают из перманганата калия и хлората калия. В первом случае процесс безопасен. Только надо следить, чтобы вместе с газом не увлекался перманганат калия, а для этого в газоотводную трубку помещают рыхлый комочек ваты. В другом случае необходимо соблюдать осторожность, так как хлорат калия в смеси с органическими веществами, углем и прочими примесями при нагревании взрывоопасен. Поэтому хлорат калия проверяют на чистоту. Для этого достаточно поместить небольшое количество соли в пробирку и нагреть. Если соль спокойно плавится, без вспышек, то ее можно использовать для получения кислорода. Но если появляются вспышки при плавлении, то такую соль очищают методом перекристаллизации. Процесс разложения хлората калия ускоряется в присутствии катализаторов (Мп203, Fe203, Сг203, CuO, Si02 и др.).
      Обычно готовят смесь хлората калия с оксидом марганца
      (III) или (IV) в соотношении 2:1. Смесь тщательно перемешивают стеклянной палочкой в фарфоровой чашке или прямо в пробирке встряхиванием. При этом она должна распределяться ровным слоем так, чтобы между смесью и верхней стенкой пробирки было свободное пространство для выхода газа при почти горизонтальном положении пробирки. Не допускать закупоривания смесью дна пробирки. Нагревание вести на слабом огне, постоянно перемещая пламя горелки от дна пробирки к отверстию. Газометр наполняют кислородом по общепринятой методике.
      1. Окислитель с помощником
      Оборудование: два цилиндра, тройник, две стеклянные трубки с тонкооттянутым концом или трубки со вставленными пробочками из сухой сердцевины бузины (барботеры), 1%-ный раствор хлорида кобальта (II), 25%-ный раствор аммиака, газометр с кислородом.
      В два цилиндра налейте по 15 мл раствора хлорида кобальта (II), добавьте 150 — 200 мл воды. Из газометра (или из кислородной подушки) с помощью тройника направьте одновременно в оба цилиндра кислород, используя трубки-барботеры. Никаких изменений не наблюдается. Во второй цилиндр прилейте раствор аммиака до растворения осадка гидроксида кобальта (II) — образуется грязно-синий раствор. При дальнейшем пропускании газа раствор приобретает цвет чая (рис. 3).
      В целях экономии кислорода можно первый цилиндр заменить промывалкой (рис. 3) с раствором хлорида кобальта (II). Кислород, прошедший через промывалку, используется для окисления кобальта (II) в кобальт (III):
      Ион кобальта Со2+ обладает очень слабыми восстановительными свойствами. После же добавления аммиака он образует комплексное соединение, у которого восстановительные свойства повышаются. Таким образом, под действием аммиака средняя соль хлорида кобальта перешла в комплексное соединение, которое далее окисляется кислородом.
      Этот же опыт можно провести в пробирках. В одну пробирку налейте раствор хлорида кобальта (II). Во вторую — к раствору хлорида кобальта прилейте раствор аммиака до образования раствора грязно-желтого цвета. В обе пробирки долейте воду до краев и закройте их пробками. Целесообразно использовать пробки на железном прутке (рис. 4). Далее пробирки переверните и поместите их в кристаллизатор с водой (в химический стакан). Пробки откройте под водой и наполните пробирки до /2 объема кислородом, после чего вновь пробирки закройте пробками и сильно встряхните. В пробирке, в которую добавили раствор аммиака, образуется коричневый раствор комплексного соединения кобальта (III).
      Опыты можно использовать на тематических вечерах как загадку, раскрывающую роль раствора аммиака при растворении осадков.
      2. Огненная струя (самовоспламенение парафина)
      Оборудование: пробирка (или небольшая жестяная банка), длинная лучинка, ведро (или большая металлическая банка), горелка, парафин.
      Привяжите пробирку к длинной лучинке (или приделайте к небольшой металлической банке длинную металлическую держалку). Наполните пробирку на /д парафином (или жестяную банку слоем 5 см). Нагрейте парафин до кипения и сильно кипящий па-
      Рис. 4. Сухой способ наполнения пробирок газом
      рафин выливайте тонкой струей с высоты 15 — 20 см в ведро (металлическую банку). Парафин вспыхивает, образуя огненную струю.
      На воспламенение парафина влияет большая поверхность соприкосновения его с воздухом (кислородом).
      3. Блуждающее пламя
      Оборудование: медная сетка, спиртовая горелка, тигельные щипцы.
      Зажгите спиртовую горелку и накройте ее пламя медной сеткой. Пламя останется только под сеткой.
      Поместите медную сетку над потушенной горелкой так, чтобы она касалась фитиля спиртовки, и поднесите горящую спичку к верхней поверхности сетки. Пламя горящего спирта появляется только над сеткой. Сетку можно приподнимать и опускать — вместе с ней будет «блуждать» и пламя.
      Как следует из опыта, пары спирта проходят через сетку, а пламя нет. Это явление объясняется высокой теплопроводностью меди. Теплота от пламени поглощается сеткой и, распространяясь по ней, передается окружающему воздуху. Температура паров спирта становится ниже температуры их воспламенения, и горение прекращается. Таким образом, медная сегка останавливает распространение пламени. На этом явлении основано устройство предохранительной лампы Дэви.
      4. Почему загорается лучинка!
      Оборудование: пробирки, железный штатив, сухие соли перманганата калия и нитрата калия, лучинки, горелка.
      В пробирки насыпьте по 1 г сухих солей, укрепите их в лапках штатива и нагрейте до плавления нитрата калия и до потрескивания перманганата калия. Не прекращая нагревания, прикоснитесь сухими лучинками к солям. Лучинки вспыхивают в результате образования вначале тлеющего угля, который в атмосфере кислорода горит ярким пламенем. Кислород получается в результате разложения солей:
      В пробирке с нитратом калия реакция идет энергичнее, поэтому нагревание надо сразу же прекратить. Это объясняется тем, что из 1 г нитрата калия выделяется кислорода больше, чем из такого же количества перманганата калия.
      Опыты могут быть использованы в теме «Признаки химических реакций», а также и в викторинах о солях азотной кислоты.
      5. Невидимый проявитель
      Оборудование: выпрямитель ВС-24М или ВС-12, преобразователь высоко вольтный типа «Разряд-1», «Разряд-2» или более новой модификации (2), две металлические стойки (3), самодельный озонатор (4), состоящий из стеклянной трубки длиной 60 — 80 мм, диаметром 18 — 20 мм, двух металлических трубок — искроразрядников диаметром 2 — 3 мм, длиной 40 — 60 мм или двух инъекционных игл (5), промывалки — 2 шт. (6, 7), газометр с кислородом.
      Приготовьте иодокрахмальный раствор. Соберите установку согласно рисунку 5. Металлические стойки (3) целесообразно изготовить из проволоки с изоляцией (И). При отсутствии на металле изоляционного слоя стойку покрывают изоляционной лентой или вставляют в полихлорвиниловую (резиновую) трубку. При заполнении промывалок иодокрахмальным раствором надо следить за уровнем жидкости, чтобы ее не перелить во избежание попадания раствора в озонатор (капли воды в озонаторе нарушают образование искры). Демонстрацию опыта начинают с подачи кислорода из газометра через промывалки. Изменений в промывалках нет. После включения одной клавиши (К) прибора появляется прерывистый искровой разряд в озонаторе (4) между концами искроразрядников (молния в миниатюре).
      Для ускорения демонстрации включают вторую клавишу, чтобы наблюдался непрерывный разряд. Через 40 — 60 с в про-мывалке (7) появится характерная синяя окраска крахмала от действия молекулярного иода. Промывалка (6) служит для доказательства того, что кислород, являясь окислителем, не может окислить иодид-ион, а поскольку в промывалке (7) появляется синее окрашивание, значит, озон — газ (аллотропное видоизменение кислорода), имеет иной состав и обладает специфическими свойствами, является более сильным окислителем, чем кислород.
      Наблюдаемые эффекты надо объяснить, используя уравнения реакций.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *