Заикание лечение у подростков: Заикание у подростков: причины, методы лечения – Лечение заикания у детей и подростков в домашних условиях

Содержание

Заикание у подростков: причины, методы лечения

Заикание у подростка

Заикание – самый распространенный дефект речи, от него страдает около 1% людей. Часто заикание встречается у детей дошкольного и подросткового возраста. Оно доставляет много неудобств, особенно в юном возрасте, когда происходит личностное становление ребенка. Из-за дефектов речи, общение со сверстниками становится трудной задачей, ребенок становится замкнутым, скованным, ощущая себя неполноценным, каким-то «неправильным». С подростковым заиканием можно и нужно бороться. Чем раньше начнете борьбу – тем легче избавиться от заикания.

  1. Причины заикания у подростков 
  2. Лечение заикания (врачебный метод) 
  3. Преодоление заикания (психологический метод) 

Основные причины заикания у подростков

Врачи и психологи выделяют несколько причин, из-за которых подросток может заикаться:

  • генетическая предрасположенность; 
  • неврологические причины; 
  • другие дефекты речи; 
  • отношения родителей, стресс, окружающая обстановка; 
  • тревожность о своей «неправильной» речи, которая провоцирует развитие дефектов речи, страх говорить; 
  • другие типы страха. 

Заикание – не просто речевой дефект. В 90% случаев он связан с нарушениями работы нервной системы. Если вы наблюдаете, что ребенок стал заикаться – весомый повод, чтобы обратиться к психологу, врачу или логопеду (в зависимости от причины).

Самыми частые причины — стресс, тревога, нервы, высокая нагрузка. В состоянии, когда подросток пребывает в спокойствии, абсолютной гармонии с окружающим внешним миром, родители могут наблюдать положительную динамику. Но, как только у ребенка возникает стресс, заикание возвращается вновь.

Подросток по многим причинам может иметь дефекты с произношением и речью. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, чтобы выявить причину и назначить правильное медикаментозное лечение или преодоление заикания другими методами.

Лечение заикания (врачебный метод)

Любое лечение необходимо начинать с похода к специалисту. Особенно в ситуациях, когда проблема запущена и поможет только профессиональный психолог или врач. Чем раньше обратиться к врачу, тем лучше для подростка.

Врачи подбирают лечение, основываясь на анамнезе пациента. Проводится комплексное обследование, выяснение причин. После этого, врач подбирает метод лечения. В некоторых случаях достаточно классических методик – выполнение специальных речевых упражнений, дыхательных программ.

Современная медицина сделала огромный шаг вперед — это большой плюс в лечении заикания у детей, подростков, взрослых. Существуют специальные антизаикальные устройства, которые позволяют пациенту точно понять свои проблемы, способствуют тому, чтобы их исправить.

В лечении заикания применяется психологический метод. Приёмы безвредны, безопасны, помогают избавиться от проблемы благодаря психоанализу, гипнозу и самогипнозу.

Преодоление заикания (психологический метод)

Огромное преимущество психологических методов — попробовать их можно и дома, в спокойной, расслабляющей обстановке, где ничто не отвлекает, не раздражает. Ребенок может спокойно практиковать метод самостоятельно в любой удобный момент.

  1. Научиться расслабляться – от внутреннего состояния напрямую зависит качество речи – факт. Способов может быть много – рисование, перебор мелких деталей и т.д. 
  2. Правильное дыхание – помогут практики йоги. Научившись контролировать систему вдоха и выдоха, у многих пациентов наблюдаются значительные улучшения речи. 
  3. Абстрагируйтесь от собственной речи. Подросток начинает слышать, что он заикается, неправильно произносит слова, из-за этого он может начать заикаться сильнее. 
  4. Позитивный настрой, энтузиазм. Без желания и веры в самого себя ничего не получится. Главное – помнить, что заикание – не приговор, тем более в подростковом возрасте. От него можно избавиться. 

Телефон психолога: +7 (918) 612‑79‑20

Индивидуальный и семейный психолог

Читайте также

Отзывы заикание у подростка

Заикание у подростков: отзывы о психологе

Гипноз от заикания

Гипноз от заикания. Метод психолога Полищука

Лечение заикания у взрослых и подростков

Содержание:

  1. Методы лечения заикания
  2. Причины заикания
  3. Виды заикания у взрослых и подростков
  4. Лечение заикания у подростков
  5. Основной курс
  6. Поддерживающий курс

Заикание является заболеванием центральной нервной системы, когда человек во время произношения речи запинается, что вызывается возникновением судорог в мышцах речевого аппарата. Чаще всего с этим недугом сталкиваются дети. В большинстве случаев его продолжительность составляет от пары месяцев до нескольких лет, после чего оно может пройти самостоятельно. Таким образом, лечение заикания у детей не всегда необходимо. У взрослых и подростков, как правило, нарушение функции устной речи обладает психическим характером, реже вызывается травмами и физическими заболеваниями. Лечение заикания у взрослых и подростков часто оказывается более длительным и сложным процессом по сравнению с работой с детьми.

 

Методы лечения заикания

Для логопедов существует аппаратно-программные комплексы:

  • логотерапевтический;
  • БОС-здоровье;
  • выполнение коррекции психо-эмоционального состояния;
  • тренажер дыхания БИОСВЯЗЬ.

Метод лечения заикания у взрослых и подростков зависит от причины недуга, вида заикания.

В настоящее время самым популярным и эффективным средством в ведении борьбы с заиканием является проведение занятий с логопедом. Заикающийся человек обращается к специалисту, которым подбираются свои способы лечения для него, исходя из индивидуальных особенностей пациента. Логопедами используются, как традиционные методики, так и авторские, подробнее на emberint.ru. Составляется программа для лечения заикания у взрослых и подростков, назначаются сеансы, когда больному нужно прийти на индивидуальное занятие со своим специалистом.

Конечно, недостаточно посещения только занятий с логопедом для решения проблем с речью. Широкое применение нашло лечение заикания в домашних условиях. Можно выполнять традиционные упражнения (к примеру, известную «Дыхательную гимнастику Стрельниковой»), принимать медикаменты (препараты, с помощью которых тормозится психика. Их действие направлено на то, чтобы прекратить судороги).

Довольно часто, проводя лечение заикания у взрослых и подростков, логопедом прописывается точечный массаж.

Популярны современные методы лечения заикания, в основе которых лежит применение аппаратов и компьютерных программ. С помощью них возможно эффективное проведение лечения заикания у подростков, поскольку для них характерно обладание высокой степенью мотивации, делая из сеансов оздоровления увлекательную игру.

Причины заикания

На сегодняшний день заикание не изучено до конца, но все же специалистами выделяется несколько основных причин, которые могут привести к ней. Это:

  • наследственный фактор;
  • наличие различных физических травм;
  • возникновение заболеваний и нарушений;
  • появление психических и социальных проблем.

Виды заикания у взрослых и подростков

В зависимости от характера судорог мышц речевого аппарата выделяется клонический, тонический и смешанный вид заикания у взрослых и подростков.

По сосредоточению судорог в различных отделах заикание может быть артикуляционным, голосовым, дыхательным.

Лечение заикания у подростков

Рассмотрим один из распространенных методов лечения заикания у подростков. Полный курс рассчитан на 1 год, и его проведение осуществляется в небольшой группе. Вместе с подростком необходимо овладеть методикой одному из взрослых членов семьи, поэтому один из членов семьи должен строго обязательно присутствовать на всех занятиях и речевых экзаменах.

Первым шагом в коррекции заикания является консультация, в ходе которой будет подробно описана методика лечения заикания у подростков. Желательно, чтобы на эту консультацию пришли все, кто живет вместе с подростком, а также те, кто часто общается с ним.

Основной курс

Основной курс лечения заикания включается в себя 2 подготовительных занятия, продолжительность которых 45 минут, 15 основных занятий продолжительностью 2 часа каждое. Во время основного курса лечения заикания подросток сможет овладеть навыками плавной речи без заикания.

Поддерживающий курс 

Кроме этого, в лечение включаются поддерживающие и обучающие микрокурсы. Такие занятия проводятся в течение года 1 раз в 2-3 недели в небольшой группе, состоящей из 2-3-х человек. Продолжительность каждого занятия 1 часа. Если есть необходимость, то проводится индивидуальное занятие длительностью 1,5 часа. Поддерживающие микрокурсы необходимы для того, чтобы автоматизировать навыки новой речи и воспитать смелое речевое поведения.

 

Благодаря обучающим микрокурсам подросток постепенно переходит от замедленной речи «с рукой» к естественной интонированной речи «без руки». Результатом лечения является овладение подростком речи без заикания, естественной, интонационно окрашенной в обычном темпе и не сопровождающейся пальцами ведущей руки. В течение всего курса лечения заикания у подростков предусматривается обеспечение дистанционным сопровождением и организацией функциональных тренировок, в ходе которых тренируются речевые навыки и навыки общения во всех возможных жизненных ситуациях. После окончания полного курса лечения заикания у подростков, который занимает 1 год, в течение следующего года ребенок должен находиться под обязательным наблюдением логопеда.

Заикание у детей и подростков: лечение, причины, особенности

Заикание, или произнесение с остановкой (которое также называют непроизвольной задержкой речи), является нарушением процесса передачи информации, при котором отдельные звуки или целые слова повторяются по мере того, как говорит подросток, прерывая его речевой поток. В некоторых случаях такие дети произносят долгие звуки либо же поток их речи может на какой-то момент совсем прекращаться.

Заикание впервые становится очевидным еще в дошкольные годы. Примерно у 90% детей в возрасте от 18 месяцев до 4 лет в некоторой степени наблюдаются «нормальные задержки речи». Такое заикание связывают с развитием языка ребенка, которое, вероятно, происходит от того, что процессы в мозге ребенка происходят гораздо быстрее его способности выражать свои мысли при помощи слов. Без чрезмерного внимания со стороны родителей или внешнего стресса такое заикание проходит само собой — обычно это происходит через 2-3 месяца.

Заикание может появиться у детей в любом возрасте — оно служит проявлением сильного стресса или социального давления. Если ребенок школьного возраста заикается, он может стать более застенчивым, что только усилит его чувство беспокойства и задержку речи. Давление со стороны учителей, которые стараются помочь ребенку, или сверстников также может обострить заикание.

В некоторых случаях люди, связанные с заикающимся ребенком (возможно, друзья или родственники), замечая возникающие у него трудности, испытывают чувство дискомфорта и меняют свое поведение по отношению к ребенку. Ребенок, как правило, не осознает, что именно его языковые модели и вызывают такую изменившуюся ответную реакцию, и поэтому испытывает еще больший дискомфорт, связанный с его манерой говорить, что ведет к сохранению заикания на долгие годы. Некоторые дети пытаются справиться с этой ситуацией, избегая любых социальных контактов и общения.

Все подростки обычно пытаются прекратить заикание, но все их попытки, будучи безуспешными, только усилят негативное представление о самих себе и, вероятно, ухудшат признаки заболевания. Тем не менее, как только исчезнет стрессовая ситуация, заикание, как правило, должно постепенно сойти на нет.

И только у незначительного числа детей среднего подросткового возраста — всего около 1% — отмечается так называемое истинное заикание. У таких детей наблюдается скорее наследственная тенденция к проявлению нарушения, а не ответная реакция на внешнее или социальное давление.

Как паузы, так и повторы возникают из-за сокращения речевого аппарата во время вдоха, которое напоминает икоту.

Раньше врачи думали, что заикание как-то связано с нарушением речевого аппарата, но на самом деле оно имеет совсем другие, скорее неврологические, причины.

Иногда заикание исчезает (после лечения или даже само собой), но иногда возобновляется.

Заикание может негативно отразиться на характере ребенка: переживая свой «дефект», он может стать робким, стеснительным, ему будет трудно непосредственно общаться с посторонними людьми.

Но по мере того, как ребенок взрослеет и у него начинает укрепляться нервная система, заикание проходит и после 25-летнего возраста встречается очень редко. Кстати, греческий оратор Демосфен в детстве тоже был заикой, но путем ежедневных упорных тренировок самостоятельно избавился от своего недостатка и даже прославился.

Что является причиной заикания

Чаще всего от заикания страдают детки, у которых только происходит формирование речевой функции — от 2 до 5 лет, но очень редко— в 7-9 лет, и еще реже — в подростковом возрасте.

Считается, что причиной возникновения заикания может стать как кратковременный сильный испуг; так и длительный стресс, чаще всего вызванный неладами в семье (разводом родителей, грубым обращением). Иногда заикание может возникнуть как подражательная реакция ребенка, если он длительное время общается с заикой.

Почти все дети проходят через стадию, когда речь доставляет им определенные трудности и некоторые слова никак не хотят выговариваться. Ребенок может пытаться повторить трудное слово еще и еще раз или запинается, а потом пытается одолеть его с налету, скороговоркой. Это нормальный этап речевого развития. Примерно каждый двадцатый ребенок испытывает трудности, повторяя отдельные слова или слоги, растягивая одни и проглатывая другие. У некоторых детей напряжение при этом заметно даже на лице. К счастью, такая легкая или средняя форма заикания обычно проходит сама по себе. Лишь один ребенок из ста становится хроническим заикой.

Мы не знаем, чем в действительности объясняется заикание. Похоже, некоторые дети уже рождаются предрасположенными к данному расстройству. Как и многие другие речевые проблемы, заикание больше свойственно мальчикам, чем девочкам. Оно часто встречается сразу у нескольких членов семьи, подтверждая, что наследственность играет здесь определенную роль. Исследования головного мозга показали, что у взрослых людей, страдающих заиканием, определенные участки мозга имеют отличия в размерах.

Существует распространенная точка зрения, что заикание — это признак стресса. В этом есть определенный смысл. Заикание наиболее сильно проявляется у детей в те моменты, когда они волнуются. Однако многие дети оказываются под воздействием сильного стресса, но при этом никогда не заикаются, так что стресс не может быть единственной причиной данного явления.

Уздечка языка (складка слизистой оболочки, проходящая по средней линии полости рта и соединяющая дно с нижней поверхностью языка) иногда бывает настолько короткой, что затрудняет движения языка. Однако к заиканию это не имеет никакого отношения.

Почему заикание так часто встречается у детей в возрасте от 2 до 3 лет? На сей счет существует два возможных объяснения. Это тот возраст, когда речь представляет для ребенка особые трудности. Когда он был младше, то пользовался короткими предложениями, над которыми не приходилось особенно раздумывать: «Вот машина», «Хочу гулять». Когда ему исполняется 2 года, он уже старается строить длинные фразы, чтобы выразить новые мысли. Ему приходится порой по 3—4 раза начинать одно и то же предложение, а добравшись до середины, он обнаруживает, что ему не хватает слов. Родители, утомленные его нескончаемой болтовней, не обращают на это почти никакого внимания. Они рассеянно произносят «угу» и продолжают заниматься своими делами. Ребенок еще больше расстраивается, ощущая свою неспособность привлечь внимание слушателей. Определенное влияние на речь может также оказывать свойственное этому возрасту упрямство.

У детей с «истинной» формой заболевания:

  • заикание со временем становится только хуже;
  • существует постоянная модель произношения с удлинениями, паузами, грамматическими формами и повтором слов;
  • могут появляться дополнительные действия, так называемые инициаторы, проявляющиеся в процессе заикания, включая похлопывания по коленкам, постукивания ногами или нервные тики.

Как справиться или бороться с заиканием у детей

Лечить вашего ребенка от заикания должны два специалиста — логопед и невропатолог (или психотерапевт). Логопед занимается выработкой навыков правильной речи, психотерапевт помогает ребенку избавиться от страхов и повысить самооценку.

Постарайтесь установить дома размеренный режим дня и попытайтесь придерживаться его, нормализуйте обстановку в семье. Если ребенок не занят в других кружках, запишите его на занятия по пению — это поможет ему развить навыки правильного дыхания и чувство ритма.

Иногда лечение может занять всего лишь несколько недель, но иногда для выздоровления требуются месяцы работы родителей и врачей.

Вы скажете — зачем же лечить заболевание, которое со временем скорее всего пройдет само? Но ведь ваш ребенок должен у быть успешно адаптирован в школьном коллективе, а заикание может стать серьезной преградой на пути его взаимопонимания со сверстниками. Так что постарайтесь вылечить ребенка еще до того, как отправите его в первый класс.

Когда ребенок обращается к вам, уделяйте ему самое пристальное внимание, чтобы он не нервничал. Просьба говорить медленнее или повторить сказанное заставляет ребенка еще сильнее волноваться и только усугубляет заикание. Вместо этого повторите сами то, что сказал ребенок, причем обращайте внимание на смысл сказанного, а не на то, как это было сказано. Старайтесь говорить спокойно, без напряжения и попросите всех членов семьи придерживаться этого правила. (Замедлять речь не требуется, лучше говорить в естественном темпе.) Заикание у детей усиливается, когда они видят, что на выражение своих мыслей им отводится лишь несколько секунд. Возьмите в семье за правило, чтобы каждый говорил по очереди, не перебивая друг друга и давая всем возможность высказаться.

Ребенку поможет все, что вы предпримете, чтобы снизить уровень стресса. Есть ли у него возможность часто играть с детьми, с которыми он хорошо ладит? Достаточно ли у него игрушек дома и игровых сооружений во дворе? Когда вы общаетесь с ребенком, предоставьте ему возможность проявлять инициативу в разговоре. Игры с ним должны строиться на том, что вы совершаете какие-то действия с предметами, а не говорите о них.

Соблюдение режима дня, отсутствие спешки и суматохи также помогают избавиться от заикания. Если вам пришлось расстаться с ребенком на несколько дней, постарайтесь, чтобы в течение ближайших месяцев это событие не повторилось. Отучитесь от привычки постоянно говорить с ребенком и заставлять его отвечать вам.

Если ваш ребенок заикается, вы можете помочь ему справиться с этим недугом, если попытаетесь решить проблему с соблюдением некоторых простых правил.

  1. Старайтесь использовать для общения с ребенком моменты, которые не будут для него стрессовыми.
  2. Не поправляйте его речь.
  3. Не перебивайте ребенка.
  4. Не пытайтесь закончить предложение за ребенка.
  5. Не просите ребенка повторить фразу или предложение.
  6. 6Не просите ребенка отрабатывать произношение отдельных слов или звуков.
  7. Не просите ребенка говорить медленнее.
  8. Если ребенку будет удобнее, позвольте ему избегать определенных проблемных для него слов или звуков, находя другие слова для замены.
  9. Если ребенку будет удобнее, поспособствуйте тому, чтобы он делал паузы либо сделал полный вдох, а после этого на выдохе произносил фразу.
  10. Слушайте, ободряйте и выражайте ребенку поддержку.

Когда следует обращаться к специалистам при заикании

Поскольку множество детей испытывают те или иные речевые трудности и у большинства из них заикание проходит само по себе, трудно определить, в какой момент следует обращаться за профессиональной помощью. Общее правило, пожалуй, сводится к тому, что специальная помощь нужна при сильном заикании и при любом заикании, которое продолжается более 4—6 месяцев.

Как отличить легкую форму заикания от сильной? При легком заикании ребенок не испытывает от этого особого смущения и чрезмерной сосредоточенности. Его мышцы лица не напряжены и тон голоса нормальный. Он заикается только при сильном волнении и нормально говорит в спокойном состоянии.

При сильном заикании ребенок очень сосредоточен на процессе произношения и старается говорить как можно меньше. Лицевые мышцы сильно напряжены, а тембр голоса повышается (это тоже признак нервного напряжения). Он заикается практически всегда, даже в спокойном состоянии. Если у ребенка сильное заикание, то и вы тоже ощущаете нервное напряжение, разговаривая с ним.

При заикании, как и в любой другой сфере воспитания детей, следует больше прислушиваться к своему сердцу (или разуму). Если речевые затруднения ребенка доставляют вам беспокойство, значит, пришло время обращаться за помощью.

Чем раньше ребенок с сильным заиканием обратится к опытному логопеду, тем лучше. Существуют специальные методики, позволяющие научить ребенка говорить более бегло. Даже если логопед не сможет устранить заикание, то он хотя бы не позволит этому расстройству развиться еще сильнее. Сильное заикание может оказаться серьезной душевной травмой для ребенка, которая будет сказываться на протяжении всей его жизни. Хороший врач поможет ребенку и его семье разобраться с этой проблемой и научит справляться с ней.

Если ваш ребенок продолжает заикаться, обратитесь за помощью к специалистам. Если ребенок начинает заикаться в среднем подростковом возрасте либо если раннее состояние заикания сохраняется или начинает проявляться вновь, попросите вашего педиатра направить вас к специалисту в этой области — чаще всего это будет терапевт, занимающийся языковыми и речевыми проблемами с опытом работы в области заикания детей. Некоторым детям также может потребоваться психологическая консультация для рассмотрения таких вопросов, как низкая самооценка, которая также может приводить к задержке речи.

Вам также следует обратиться за помощью, если:

  • заикание ребенка все усиливается;
  • ребенок становится слишком застенчивым и начинает бояться процесса общения;
  • у ребенка появляются новые формы лицевых гримас или нервных тиков.

Прогнозы для детей с заиканием обнадеживающие: около 80% перестают заикаться к юношескому возрасту. Тем не менее у небольшого числа детей заикание сохраняется и во взрослом возрасте — таким детям и взрослым требуются постоянная поддержка и помощь.

Лечение заикания у детей (подростков) в домашних условиях, народными средствами

Возникновение первых признаков заикания наблюдается в возрасте 2–5 лет. Важно начать лечение в этот период, иначе патология речи может обернуться серьезными проблемами психологического характера, что приведет к ограничению связей с социумом. Терапия проводится комплексно, включая домашние занятия.

Лечение заикания

Последовательность лечения

Терапия начинается со сбора анамнеза, назначения ряда процедур, занятий с неврологом, психологом, логопедом, медикаментозных средств. Лечение заикания у детей самостоятельно в домашних условиях — одно из комплексных мероприятий. Врач проводит обязательную консультацию с родителями о необходимых мерах, способствующих улучшению самочувствия и повышающих эффективность процедур, проводимых в лечебном учреждении.

Первоочередную роль играет психологическая ситуация в семье. Родителям нужно стать более лояльными друг к другу, не ссорится при ребенке. Основной принцип лечения заключается в устранении стрессового фактора, негативно влияющего на самочувствие малыша.

Если у ребенка имеются фобии, необходимо об этом сказать врачу и поспособствовать их устранению.

Консультация специалиста

Нельзя заставлять побороть страх или пытаться высмеять, выставляя фобию как недостаток. Его нужно понять и пережить вместе с ребенком. Полностью победить страх не может даже взрослый человек. Он заложен на генетическом уровне и является одной из составляющих инстинкта самосохранения. Важно разделить с малышом его страх на сегменты и разложить их по полочкам. Научиться вместе избегать их или адаптироваться жить с ними.

Малыш боится собаки. Расскажите об этих животных, посмотрите картинки, разузнайте, что они едят, объясните, почему они громко лают. Сходите вместе на выставку собак, если получится, постарайтесь подойти на максимально близкое расстояние. Постепенно адаптируя малыша и разъясняя интересные факты о явлении, вызывающем ужас, вы избавите его от страха.

Занятия у логопеда

Терапия логоневроза у детей в домашних условиях включает логопедическую работу с родителями. Чем чаще будут проводиться занятия, тем действеннее будет лечение. Артикуляционную гимнастику выполнять с ребенком совсем несложно. Для этого вам понадобится зеркало. Малышам можно преподнести ее как зарядку для языка и рта. Занимайтесь вместе с малышом, показывая ему правильное положение органов речи. Он будет смотреть на вас и повторять движения перед зеркалом. Преподносите все упражнения в виде игры. Ребенок так лучше воспринимает информацию и охотнее идет на контакт.

Занятия у логопеда

  1. Для развития диафрагмы у маленьких детей предлагается упражнение «Ветерок». Установите перед ребенком предметы, которые нужно сдуть. Можете самостоятельно сделать деревья из картона и выстроить лес. Предложите представить, что он ветер, который гулял по лесу и решил немного пошалить. Сначала он подул немного (чтобы деревца не падали), затем чуть сильнее, и в конце подул так сильно, что все деревья вырвало с корнем. В занятиях можно использовать воздушные шары. Предложите сделать квартиру праздничной, украсив ее шариками, которые нужно надуть или посоревнуйтесь, кто больше шаров надует.
  2. Читайте сказки и просите потом рассказать, что ребенок запомнил. Делайте это хитро. Укладывая спать, на ночь читайте сказку. Проделывайте это несколько дней подряд. Через 3–5 дней перед дневным сном ложитесь рядом с малышом и попросите его уложить вас спать, рассказав вам сказочку.
  3. Старайтесь делать упор на упражнениях, которые не особо хорошо выходят на занятиях с логопедом. Так ребенок будет чувствовать себя более уверенно. Устраивайте спектакли дома. Сначала только в тесном семейном кругу: мама, папа, ребенок. В первый вечер сценку ставят мама и папа, а малыш является зрителем. На следующий день один из взрослых зритель, а ребенок переходит на место участника. Плавно подготовьте малыша к увеличению аудитории. Попросите прийти бабушку. Постепенно подведите малыша к тому, что зрителей станет 4–5 человек, задействовав друзей семьи.
  4. Развивайте кругозор. Купите красочные книги с энциклопедическими данными о природных явлениях, животных, растениях, если ребенку любопытно, то можно воспользоваться даже анатомией человека, адаптированной под соответствующий возраст. Читайте вместе, а затем просите малыша рассказать о запомнившихся фактах родственникам или друзьям.

Чтение и пересказ сказок

Упражнения и артикуляционная гимнастика

Хорошо воспринимаются детьми упражнения с языком. Попросите малыша надуть щеки, представив, что он воздушный шар, а затем, при помощи ладошек, сдуть воздух.

Затем следует упражнение «Забияка». Малыш показывает язык, вытягивая его как можно сильнее в попытках достать до подбородка. Затем пытается положить кончик языка на нижнюю губу и удерживать его как можно дольше. Помните, что для ребенка это упражнение тяжелое, т. к. мышцы развиты еще плохо, не заставляйте держать слишком долго. Предложите посоревноваться, кто дольше удержит.

Упражнение «Рыбка говорит». Просите ребенка вытянуть губы в трубочку. Затем открывать рот, издавая звук губами, удерживая их в таком положении. Движения резкие, ритмичные.

Артикуляционная гимнастика

Игра «Обзывалки». Выберите категорию слов: овощи. Скажите ребенку: «Ты, помидорчик, а я кто?». Ребенок называет вас любым овощем, который приходит на ум.

Звуки ставят только с 5 лет. Раньше этим заниматься не следует. Когда начнутся соответствующие занятия с логопедом, можно будет дома учить небольшие скороговорки.

Правильность дыхания

Дети часто говорят взахлеб, пытаясь выдать больше информации. Учитесь с малышом правильно дышать. В этом помогут физические упражнения. Проработка шеи: голова наклоняется вперед на выдох, закидывается назад на вдох. Можно использовать упражнения из детской йоги. В подобных комплексах акцент сделан на дыхании. Предварительно проконсультируйтесь с врачом, какие физические нагрузки будут полезны в вашем случае.

Гимнастика Стрельниковой

Вечером упражнения не выполняют, т. к. это приведет к перевозбуждению нервной системы, и ребенок не сможет уснуть.

Расслабление и рацион

Немаловажным в лечении заикания является подержание иммунитета. Ослабление защитных реакций организма приводит к ухудшению работы мозга, что снижает эффективность лечения патологии речи. Обучитесь расслабляющим техникам массажа. Сделать это несложно. В домашних условиях обычно используется классическая техника, включающая приемы поглаживания и вибраций. Желательно делать массаж перед сном, после расслабляющей ванны.

Не забывайте о правильном питании. Ребенок должен получать достаточное количество витаминов, необходимых для укрепления и восстановления нервных клеток. Сделайте акцент на овощах, фруктах, твороге и кефире.

Правила поведения для родителей

Речевые навыки ребенок получает от родителей. Взрослым следует избегать в речи слов-паразитов. Она должна быть плавной, четкой. Произношение звуков должно быть правильным.

Не сюсюкайте с малышом. Откажитесь от сокращений слов и произношения фраз, сложных для восприятия. Подавайте развивающую информацию в доступной форме, понятной ребенку.

Пение от заикания

Перед поступлением в школу малыша необходимо адаптировать к новой среде и социуму. Работайте сообща с логопедом, неврологом и учителем. Если появились первые симптомы рецидива, не старайтесь оградить ребенка от выступлений перед публикой, но и не давите на него. Готовьтесь вместе к занятиям и ответам у доски. Малыш должен ощущать вашу поддержку. Так он обретет уверенность в себе.

Постарайтесь отвлечь его от проблемы с речью.

Лечение заикания у подростков

В подростковом возрасте рецидивы заикания возникают наиболее часто и приносят ощутимый психологический дискомфорт. Этот период жизни у детей связан с перестройкой организма, чрезмерными нагрузками в школе и возникновением понимания своего места в социуме.

Лечение заикания у подростков заключается в адаптации к сложившимся жизненным обстоятельствам. Необходимо посетить логопеда и психолога, чтобы получить консультацию. Родителям важно выстроить доверительные отношения с подростком. Нужно определить причину, которая спровоцировала рецидив, и постараться ее устранить или снизить влияние.

Игра-упражнения

Чтобы избавиться от заикания самостоятельно, подростку нужно следовать следующей схеме поведения в стрессовой ситуации:

  • Контролировать дыхание.
  • Расставлять паузы.
  • Произносить длинные фразы на вдохе.
  • Не закрываться от окружающих.
  • Не концентрироваться на речевой проблеме.
  • Использовать эффективные тактики расслабления.
  • Находиться больше на свежем воздухе, соблюдать режимы питания, сна.

Исцеление народными методами

Вылечить заикание народными средствами невозможно. Их используют как дополнение к основному лечению. Успокаивающие отвары трав благотворно влияют на нервную систему, но перед их применением необходима консультация врача. Народные рецепты являются хорошей альтернативой таблеткам.

Положительно на нервную систему влияют:

  • Мята.
  • Ромашка.
  • Чабрец.
  • Корень валерианы.
  • Мелисса.
  • Зверобой.
  • Липа.
  • Роза чайная.

Их можно употреблять в виде чая. Чтобы расслабить нервную систему, отвары трав добавляют в ванну. Время водных процедур — 20 мин.

Кроме травяных сборов, можно использовать эфирные масла. Чайное дерево поможет укрепить иммунитет. Эфир цитрусовых повышает настроение. Лаванда успокаивает и тонизирует.

Заключение

В борьбе с заиканием используется целый комплекс мероприятий. Немаловажным является домашнее лечение, которое позволяет закрепить результаты работы врачей и поднять самооценку ребенка. От поведения родителей и их стремления устранить проблемы во многом зависит исход лечения. Все домашние мероприятия проводятся после консультации со специалистами.

Заикание у детей дошкольного возраста и у подростков – причины, поведение детей

Заикание у детей чаще развивается в возрасте 2-6 лет. Мальчики болеют в 3 раза чаще девочек. Детям с заиканием бывает сложно в общении со сверстниками, со старшими. Чем помочь детям дошкольного возраста, в чем особенности заикания у подростков?

Причины заикания у детей дошкольного возраста

Когда у ребенка появляется нарушение речи, следует обратиться не только к логопеду, но и к неврологу. Врач-невролог проводит комплексную диагностику, осмотр ребенка, при необходимости – электроэнцефалографию, УЗИ сосудов головного мозга. Не всегда следует «винить» в заикании у детей центральную нервную систему. Проблема может заключаться не в органической патологии, а в нарушении психоэмоционального развития ребенка.

Как ведут себя дети дошкольного возраста с заиканием

В дошкольном возрасте малыш практически не изменяет свое социальное поведение при наличии заикания. Дефект речи не препятствует общению с детьми в детском саду, на улице.

Если занятия с логопедом начаты с дошкольником, то при поступлении в школу заикание у детей практически исчезает. Важно правильно провести адаптацию к школе, чтобы не возник рецидив.

Бывает, что в дошкольном периоде логопед и родители видят успех в лечении, стойкую ремиссию в заикании у детей. Но увеличение физической и эмоциональной нагрузки у первоклассника может дать рецидив заикания. В этом случае не стоит паниковать, следует возвращаться к логопеду и заниматься дальше. Дома спокойно выполняйте упражнения, рекомендованные специалистом, не игнорируйте дыхательную гимнастику.

Нормализовать эмоциональное состояние ребенка помогает психотерапевт, в некоторых случаях – с применением лекарств.

Заикание у подростков

С десяти лет у детей с заиканием меняется поведение. Особенно это характерно для подростков с невротической формой заикания. При невротическом заикании нарушение речи возникает у ребенка, который говорил слова, фразы, предложения. То есть на фон уже сформированной фразовой речи. Причиной невротического заикания обычно становится острая или хроническая психологическая травма.

После 10 лет подростки начинают осознавать свой дефект, не хотят производить неблагоприятное впечатление на собеседника, стесняются выражать мысль, поскольку им мешают запинки.

Для заикания у подростков характерна логофобия – боязнь высказываться из-за ожидания речевой неудачи. Постепенно формируется порочный круг, заметный родителям и окружающим: ребенок нервничает, чрезмерно контролирует свой разговор, в результате нарушения в произношении звуков усиливаются.

Подросткам с заиканием сложно отвечать на уроках, они волнуются и при разговоре с незнакомым человеком. Но в таком возрасте подросток хочет общаться. Это его естественная потребность – говорить со сверстниками, делиться мыслями и впечатлениями. Речевая коммуникация страдает, заикание становится основной причиной психической травматизации подростка. Быстро наступает утомление в разговоре и общее психическое утомление, «портится» характер ребенка.

Постепенно некоторые подростки начинают избегать речевых нагрузок, максимально ограничивают свое общение. Другие ведут себя иначе – агрессивно, чрезмерно навязывая свое общение одноклассникам, друзьям. В таком возрасте решение проблемы заикания не следует перекладывать только на логопеда. В этом случае помогает работа с психотерапевтом. 

Лечение заикания (логоневроза) у подростков

Методика преодоления заикания, разработанная Л.З. Арутюнян, успешно используется в работе с детьми подросткового возраста.

Полный курс рассчитан на 2 года:

1-й год – это активная речевая работа.

2-й год – наблюдение.

Занятия проходят в мини-группах из двух-трех человек.

Курс состоит из следующих этапов:

1. Консультация (1,5 часа) – для иногородних возможно по скайпу

Перед консультацией мы советуем родителям ознакомиться с видео результатами нашей работы, с отзывами родителей и учителей на наших выпускников.

На консультации родители и подросток узнают о том, что такое заикание, обо всех тонкостях предстоящей работы, о том, как правильно подготовиться к занятиям, обо всех условиях успешного лечения и о том, какие причины могут привести к неудаче, получат ответы на все вопросы, волнующие родителей и самого ребенка.

На консультации желательно присутствие обоих родителей подростка. Присутствие на консультации поможет им в дальнейшем определиться, кто именно и в какой степени сможет помогать ребенку на пути преодоления заикания, т.к. в силу своего возраста он пока еще не готов полностью отвечать за процесс.

2. Основной курс (2 + 15 занятий подряд)

Основной курс состоит из подготовительных занятий (1,5 часа) и 15 занятий основного курса (по 1,5 часа каждое занятие). После этих занятий ребенок будет говорить плавно (без заикания) не только в кабинете логопеда, но и в других простых бытовых ситуациях. Его речь после основного курса будет звучать несколько замедленно и сопровождаться движениями пальцев ведущей руки (это временная мера, на консультации логопед покажет пример такой речи и расскажет для чего это нужно).

Во время основного курса он будет освобожден от посещения школы.

3. Занятия после основного курса (1- й год — 1 раз в 2-3 недели)

Целью этих занятий является автоматизация полученных навыков, воспитание смелого речевого поведения, постепенный переход от речи замедленного темпа «с рукой» к естественной интонированной речи «без руки».

Ребенок научится свободно общаться не только дома с близкими людьми, но и в ситуациях реальной жизни (в магазинах, по телефону, говорить публично, общаться со взрослыми и сверстниками, сначала с небольшой с помощью взрослых, потом самостоятельно…), и, конечно, отвечать устно на уроках в школе, проявляя инициативу в общении.

В качестве речевого материала мы используем задания по развитию речи и школьную программу. Умение держаться и грамотно излагать свои мысли положительно сказывается не только на успеваемости, но, как следствие, на эмоциональном состоянии, уверенности в себе, более высокой самооценке подростка

Кроме плановых занятий на протяжении всего курса мы обеспечиваем бесплатное дистанционное сопровождение родителей и, что очень важно, самого ребенка – подростка, который в ситуациях волнения может получить незамедлительную помощь специалиста.

4. Наблюдение (2-й год – 1 раз в месяц)

После того, как ребенок прошел полный курс избавления от заикания (на протяжении 1 года), его речь звучит плавно, естественно в любых ситуациях общения. Тем не менее, в течение последующего года он продолжает находиться под наблюдением логопеда. Это важно для предотвращения рецидива заикания.

С той же целью ребенок активно участвует во всех речевых испытаниях в центре (речевых экзаменах, конференциях, праздниках) и вне центра (во всех школьных и семейных мероприятиях), продолжая работу по развитию речи, совершенствованию навыков общения, смелого речевого поведения.

На протяжении 2-го года наблюдения мы также обеспечиваем бесплатное дистанционное сопровождение.

Родителей обычно интересует вопрос: могут ли специалисты центра гарантировать положительный результат методики?

Ответ однозначный: да, мы можем гарантировать, что благодаря методике Л.З. Арутюнян можно помочь в преодолении заикания каждому ребенку. Наши логопеды — профессионалы своего дела с большим опытом работы именно в этой проблеме, обеспечат каждому индивидуальный подход и искренне помогут на пути преодоления.

Но родители и сам подросток должны понимать, что для достижения стойкого положительного результата важна совместная работа логопеда, родителей и ребенка. Только качественное, ответственное, постоянное выполнение заданий может гарантировать полное избавление от заикания и предотвращение рецидивов заболевания. Не случайно Папа Римский Иоанн Павел II назвал методику проф. Л.З. Арутюнян «ЧУДОМ ТРУДА».

Лечение заикания у детей — что делать, если ребенок начал заикаться?

Дата публикации: 11.07.2017

Заикание — относится к разряду заболеваний, называемых лого-неврозами. Лечение заикания у детей – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода. Чаще всего они проявляются у детей, когда они начинают разговаривать, где-то в возрасте от 2 до 3 лет. Второй период может возникнуть у подростков от 12 до 15 лет. И вот в эти периоды нужно по-доброму относится к таким детям. Для начала я предлагаю пройти один небольшой тест: Громко и четко с ребенком проговорите слово: «Стрептококк». Ну как получилось? Ваш ребенок смог четко и внятно произнести это слово? Тогда у него с заиканием нет проблем! Но если не смог, обязательно прочитайте статью до самого конца!

Почему возникает заикание?

Сразу хочу сказать, что от испуга не будет заикания! Это все выдумки! А вот почему реально возникает заикание сейчас расскажу более подробно. Заикание может иметь органическую природу. Всем известно, что наш мозг отвечает за движения различных частей тела, а также и за их контроль. Так вот, огромная часть мозга отвечает за губы и язык (центры и зоны формирования речи). Первая проблема нарушение речи может быть связана с инсультом (это у взрослых). Основная причина заикания у детей – это задержка развития речевого центра! У детей может возникать первый период заикания из-за того, что эти центры и зоны формирования речи, которые отвечают за координацию этой речи еще не созрели (позднее созревание этих зон), поэтому нужно правильно подходить к пониманию и лечению ребенка, тогда вы быстрее компенсируете данную проблему. Все мы знаем, что в нашем мозгу два полушария левое и правое. Центр речи находится в левом полушарии (это у правшей) и в случае если центр речи не сформирован, то правое полушарие будет мешать левому, благодаря этому дети и заикаются. Задача учителей, родителей — если у ребенка заикание не мучать его заучиванием стихов и чтением книг, переведите все в письменный формат! 

Типы заикания

Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.

  • Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3,5-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.
  • Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает  постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной

 Виды заикания

Существует три вида заикания:

  1. Клонический вид заикания (повторяющий) – когда человек (ребенок) повторяет какую-то букву. Пример: «Ма-ма-мам-ма-мама». В этом случае идет повторение каких-то звуков.
  2. Конический вид заикания — человек не может начать говорить (стартовать со слова). Он может сказать: «Мммм» и после этого идет пауза в речи, а потом «Мама».
  3. Клонико-тонический (смешанная более сложная форма заикания) — когда вместе с повторением, есть паузы между произношением.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования. Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом. При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда – научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

Помощь с заиканием в домашних условиях

Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами недостаточно, поможет лечение народными средствами. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку. При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.

  1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы типа: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».
  2. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что Ваш ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.
  3. Используйте Вашу мимику и жесты, давая понять ребенку, что Вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращайте внимание на то, как он это сказал.
  4. Выделяйте каждый день в одно и то же время по несколько минут, чтобы уделить все свое внимание ребенку. В течение этого времени позвольте ребенку делать все, что ему хочется. Пусть он руководит Вами и сам решает хочет он говорить или нет. Если Вы разговариваете с ним в это время, то говорите очень медленно и очень спокойно, делая много пауз. Эти минуты тишины и спокойствия помогут создать особую доверительную атмосферу для маленького ребенка и дадут возможность ему почувствовать, что родителям приятно с ним общаться.
  5. Помогите всем членам семьи научиться говорить и выслушивать друг друга по очереди. Для детей, особенно для заикающихся, намного легче говорить, когда их не прерывают и слушатель уделяет им полное внимание.
  6. Понаблюдайте каким образом Вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать своего ребенка, чтобы у него была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Постарайтесь уменьшить число критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, а также замедлите свой темп речи.
  7. И самое главное покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила — это Ваша поддержка его, независимо от того заикается он или нет.

Мне нравится 0


Похожие посты


Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *