Закаливание детей водой дошкольного возраста – Консультация (средняя группа) на тему: Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы

Содержание

Закаливание детей дошкольного возраста

Человек от рождения наделен удивительным даром — приспосабливаться к окружающей среде. Это дает возможность мобилизовать резервы организма в сложной ситуации. Регулярное закаливание детей дошкольного возраста повышает устойчивость подрастающего поколения к внешнему влиянию, прежде всего переохлаждению. Тщательно подготовленные взрослыми тренировки помогают детскому организму адекватно реагировать на температурные и другие изменения.

Польза от закаливания в раннем возрасте

Окружающий нас мир постоянно меняется, после теплого дня наступает прохладная ночь, лето сменяется осенью, затем приходит зима. Организм человека приспособился к реагированию на эти изменения с помощью терморегуляции. Повышение температуры приводит к расширению поверхностных кровеносных сосудов, усилению потоотделения и уменьшению выработки тепла в организме. При участии нервной и кровеносной системы под воздействием холода теплоотдача снижается.

Закаливание детей дошкольного возраста — это развитие способности нервных рецепторов, коры головного мозга и кровеносных сосудов кожи быстро реагировать на изменения температуры.

Влияние закаливания на здоровье ребенка:

  1. улучшение кровотока и нормализация давления;
  2. повышение интенсивности обмена веществ;
  3. увеличение жизненной емкости легких;
  4. укрепление костно-мышечной системы;
  5. улучшение состояния кожного покрова;
  6. укрепление иммунной системы;
  7. развитие стрессоустойчивости.

Закаленные дети:

  • более приспособлены к внезапным переменам погоды, неблагоприятному климату;
  • быстрее адаптируются при поступлении в детский сад, школу;
  • легче переносят сезонные инфекции и другие заболевания;
  • реже болеют и быстрее выздоравливают.

Закаливание водой, воздухом и солнцем лучше начинать летом, когда сама природа способствует укреплению здоровья людей всех возрастов.

Благоприятное значение свежего воздуха, теплых лучей солнца и чистых природных вод никто не отрицает. Но холодные обтирания или обливания не начинают в тот момент, когда ребенок заболел или только перешел в новый детский коллектив. В первом случае речь должна идти о лечении, во втором следует уделить внимание адаптации.

Правильное закаливание детей дошкольного возраста – не короткая компания, это образ жизни, отношение человека к своему здоровью. Многое в формировании полезных привычек зависит от родителей, показывают ли они своим примером, как хорошо быть крепкими и выносливыми.

Общие принципы и правила закаливания детского организма: постепенность, системность, последовательность (советы педиатров)

Начало проведения закаливающих процедур с ребенком любого возраста потребует максимального внимания от родителей. Обычно уже с первых посещений и приема в поликлинике участковый педиатр, патронажная медсестра рассказывают, как проводить закаливание воздухом, купать малыша . Родителям следует учесть, что ребенок не умеет оценивать свои ощущения, поэтому требуется соблюдение определенных условий и правил.

Польза от закаливания

Педиатры предлагают следовать несложным принципам закаливания:

Постепенность. Резкие изменения температурных и других условий негативно влияют на неокрепший организм. Нельзя спешить с закаливанием и предъявлять высокие требования к нетренированному ребенку. Детское тело быстро теряет тепло и нагревается.

Систематичность. Отсутствие регулярности — самая распространенная ошибка. В таком случае закаливающие процедуры будут неэффективными, перерывы сведут на нет все ранее достигнутые результаты.

Учет возрастных и других индивидуальных особенностей. Максимальной осторожности при закаливании требуют физически слабо развитые или ослабленные ребята. Только врач сумеет дать правильную и развернутую оценку состоянию здоровья, поможет с выбором процедур и средств.

Последовательность. Закаливание ребенка начинают с грудного возраста и продолжают на протяжении всех последующих периодов.

Комплексный подход. Используются важнейшие естественные факторы, проводится закаливание солнцем, свежим воздухом, водой. Важно и то, процедуры развивают не один орган или систему, а действуют на весь организм.

Обзор средств и методов закаливания детского организма

Наибольшее воздействие на организм человека оказывают главные компоненты природы:

Вода. Удивительное вещество, которое А. де Сент-Экзюпери называл «самой жизнью». Это доступное, неиссякаемое, как солнечный свет и воздух, средство закаливания. Теплопроводность и удельная теплоемкость воды выше, чем воздуха, поэтому она оказывает на терморегуляцию более мощное воздействие. Как только человек погружает ноги в холодную воду, у него через минуту начинает снижаться температура слизистой оболочки полости носа. Снег, паровая баня и ледяная прорубь — это тоже вода, только в других своих агрегатных состояниях.

Атмосфера. Человек живет на дне воздушного океана, в условиях постоянно меняющихся температур, влажности и давления. Закаливание воздухом — это постепенное увеличение раздражения рецепторов в коже и слизистых холодным воздухом. В таком случае организм становится устойчивее к температурным колебаниям.

Солнечный свет. Излучение нашего светила при разумном пользовании помогает закаливанию организма. Ребенок после солнечных ванн лучше себя чувствует, хорошо спит. Ультрафиолет необходим для выработки витаминов и нормализации обмена веществ.

С высотой давление и температура падают, меньше становится кислорода. Когда закаливание детей дошкольного возраста связано с подъемом на холм, в гору, спуском с обрыва к водоему, то укрепляется дыхательная система, активизируются обмен веществ и терморегуляция.

Хождение босиком по траве, земле, песку и гальке — развлечение для детей. Но это еще и важное средство закаливания и оздоровления. Происходит раздражение рефлексогенных зон на подошве, связанных с внутренними органами.

Методы и приемы закаливания:

  1. Водные процедуры:
    • гигиенические ванны;
    • умывания;
    • обливания стоп;
    • обтирания;
    • общее обливание и душ;
    • купание в море, озере, реке;
    • обтирание снегом;
    • моржевание.
  2. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  3. Воздушные ванны.
  4. Солнечные ванны.

Доктор Комаровский в предлагаемом видео рассуждает на тему «С чего начать?» и призывает родителей не спешить с обливаниями, а заняться комплексным оздоровлением детей.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Закаливание водой: умывание, обтирание, контрастный душ, купание (практические советы и основные правила)

Подходящие по температуре и интенсивности водные процедуры хорошо воздействуют на ребенка и взрослого. Влияние заключается в активизации работы сосудистой, мышечной и нервной системы. Закаливание водой бодрит ребенка, улучшает аппетит и сон. Крайне нежелательно длительное охлаждение при купании, когда малыш бледнеет, у него синеют губы и появляется озноб.

Температура воды для купания малыша до 6 месяцев должна быть +37°С, со второго полугодия и для более старших детей — ее можно, со временем постепенно понижать на 0,5°С, тем самым закаляя малыша. После ванны ребенка обливают из кувшина водой на 2°С прохладнее, чем, та в которой он мылся. Можно приговаривать в это время:

Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

Ежедневно снижают температуру воды для обливания после ванны на 1°С и доводят до +28°С.

Обтирания — одна из щадящих водных процедур, которую можно проводить в течение всего года. Начинают тренировки, когда ребенку исполнится полгода с растираний ног и рук сухой рукавичкой из мягкой ткани или концом махрового полотенца. Через несколько дней обтирают теплой водой (+36°С). Постепенно снижают температуру на 1°С и доводят до 26–28°С. Дошкольников обтирают сначала водой с температурой 33°С. Затем используют воду комнатной температуры. Вся процедура длится в среднем 5 минут и после ее окончания ребенка вытирают насухо.

Умывание — проводится ежедневно утром и вечером, начиная с 11–12 месячного возраста. Сначала обмывают лицо, руки и шею малыша прохладной водой (+18°С). После 1,5 лет ребенка также ежедневно умывают теплой водой до пояса, постепенно снижая ее температуру до комнатной.

Обливание стоп ребенка проводят с 1,5–2 лет. Сначала воздействуют теплой водой, затем ее температуру снижают ежедневно на 1°С и доводят до +20°С. Длительность процедуры и область воздействия прохладной воды увеличивают постепенно.

Общее обливание и контрастный душ начинают с годовалого возраста.

Закаливание водой не должно пугать ребенка, вызывать отрицательные эмоции. Поэтому следят, чтобы струя не попадала на голову малыша до 3 лет.

Дошкольника обливают из кувшина, расположив емкость на высоте 30 см. Температуру снижают постепенно с +36°С до +20…23°С.

Закаливание водой

Контрастный душ — сильная закаливающая процедура, ее длительность, как и обливания, не должна превышать 2 минут. Сначала используют теплую воду (+36°С) и умеренно прохладную (+25°С). Через неделю делают два перепада температуры воды, переходя от теплой к прохладной, затем к холодной. Во время контрастного душа не желательно мочить голову ребенку.

Купание в море, реке, озере проводится с того момента, когда малыш начинает ходить. Это одна из самых действенных закаливающих процедур, комплексная по своей сути.

Закаливание воздухом: рекомендации и практические советы

Ребенка, не приученного к условиям улицы, часто сравнивают с тепличным растением. Такой малыш чаще подвергается простудным заболеваниям, становится вялым, апатичным, плохо ест. Полноценное закаливание воздухом обеспечивают регулярные проветривания, прогулки на улице и воздушные ванны. Они способствуют укреплению здоровья, развитию выносливости детей.

Рекомендации родителям:

  • Сквозное проветривание комнаты проводите только во время отсутствия в ней ребенка.
  • В теплое время года форточку оставляйте постоянно открытой.
  • Не курите в комнате, где играют или спят дети.
  • Гуляйте с ребенком на улице ежедневно, как в солнечную, так и в пасмурную погоду.
  • Приучайте малыша к холодному воздуху постепенно.
  • Дети 5–6 лет должны гулять зимой не менее 3–4 часов ежедневно, в теплое время года могут находиться на улице большую часть дня.
  • Одевайте ребенка по сезону, чтобы он не переохладился и не перегрелся.

Воздушные ванны — эффективный метод закаливания. Его значение не сводится только к влиянию температуры воздуха. Одновременно воздействует рассеянная солнечная радиация, пары воды, фитонциды растений. В результате совершенствуется способность к терморегуляции, очищаются и увлажняются дыхательные пути.

8 практических советов родителям:

  1. Начинайте регулярные процедуры, когда ребенку исполнится 2–3 месяца с того, что оставляйте его раздетым на несколько секунд. Постепенно увеличивайте время.
  2. Зимой проводите воздушные ванны в проветренной теплой комнате.
  3. Летом закаливание воздухом маленьких детей проводите вне дома, в тени.
  4. Оденьте ребенку только трусики и головной убор, пусть самостоятельно играет на улице.
  5. Если погода дождливая, оставайтесь в комнате, но откройте окна.
  6. Первая воздушная ванна для ребенка до 3 лет — 5-минутное воздействие воздуха при температуре +20°С. Постепенно увеличивайте время процедуры до 60 минут.
  7. Для детей 4–5 лет достаточно на первый раз воздушной ванны продолжительностью 5–10 минут при температуре +18°С. Затем увеличьте продолжительность до 1–3 часов.
  8. Воздушную ванну сочетйте с солнечной, например, проводите до или после нее.

Закаливание солнцем: основные правила и практические советы

Ультрафиолет в умеренных количествах полезен, но перегревание ведет к тепловому и солнечному удару, вызывает вялость, снижает сопротивляемость организма инфекциям. Считается, что закаливание солнцем — сильнодействующая процедура, об этом не должны забывать родители. В результате солнечных ожогов температура кожи повышается до +40°С.

Ультрафиолет противопоказан при поносе, туберкулезе, сердечно-сосудистой недостаточности.

Правила проведения солнечных ванн:

  • Дети в возрасте до 12 месяцев летом должны находиться в мозаичной тени деревьев.
  • Ребята старше 1 года играют на улице без майки в течение 5 минут.
  • После появления загара продолжительность солнечной ванны увеличивают до 10 минут.
  • Повторять тренировки можно 2–3 раза в течение двухчасовой прогулки.

Главные советы родителям:

  1. Прервите солнечную ванну, как только заметите, что ребенок стал вялым, у него покраснело лицо и началось усиленное потоотделение.
  2. Временно не проводите закаливание солнцем детей, если они истощены, плохо себя чувствуют, испытывают лихорадочное состояние.

Закаляйте ребенка и приучайте к здоровому образу жизни

Закаливание воздухом

Древние греки утверждали, что здоровье — высшее благо. Трудно не согласится с этим афоризмом, ведь болезни перечеркивают все планы на будущее, отнимают много сил, а порой забирают и жизнь.

Немало людей своим примером доказали, как много значит регулярное закаливание для укрепления здоровья. Гениальный русский физиолог И.П. Павлов отмечал, что человек наделен выдающейся способностью регулировать прирожденную силу или слабость.

Бесстрашный российский полководец А.В. Суворов боготворил холод, постоянно подвергал нагрузкам свой организм, ведь от рождения он был слабым и болезненным. Тем взрослым, кто проводит закаливание детей дошкольного возраста, обязательно надо рассказать ребятам о таких примерах. Насколько эффективными были процедуры можно судить по тому, как Павлов и Суворов даже в преклонном возрасте были полны сил и энергии.

Занимаясь закаливанием детей, следует соблюдать перечисленные в статье принципы и правила. Главное, чтобы процедуры подбирались индивидуально с учетом состояния здоровья ребенка. Положительный эффект родители отмечают уже через три недели занятий. Особенно полезны природные факторы — вода, воздух и солнце. Контрастный душ, хождение босиком тоже помогают растить ребенка закаленным, устойчивым к болезням и стрессам.


Методы закаливания детей дошкольного возраста

Методы закаливания детей дошкольного возраста

Закаливание — существенный раздел оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов

Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах:

  • Рациональный выбор процедур

  • Систематичность их проведения

  • Постепенность и увеличение силы воздействия

  • Непрерывность

  • Индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы

Одним из наиболее доступных и простых методов закаливания является воздушное закаливание.

Основное условие его эффективности — постоянное пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 20-21 градусов по Цельсию; влажностью воздуха в пределах 60% при отсутствии бактериальной загрязненности. Закаливание воздухом не требует проведения специальных процедур. Оно осуществляется и во время пребывания детей на прогулке.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°. 
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т.п.

Закаливание солнечными лучами происходит во время разнообразных игр на прогулке. Пребывание детей на солнце увеличивается постепенно. Также постепенно открывают участки поверхности тела детей —сначала дети остаются в трусах и в майках, а затем в одних трусах. На голове должна быть хлопчатобумажная панама

 Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

— в младших группах до 20-25 мин.

— в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. 
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием  детей, как во время приема солнечной ванны, так и после нее. 


Закаливание водой

 При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

 2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем «до красноты».

 3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее «соприкосновения с телом».

Начинать закаливание водой надо с наименее резких воздействий — местных обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. В качестве местных закаливающих водных процедур можно использовать умывание после ночного и дневного сна, мытье рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом, мытье ног перед сном, обтирание, игру с водой. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму.

Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней). 

 Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. 
После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

 

Общие водные закаливающие процедуры оказывают более резкое раздражающее влияние, чем местные, что объясняется, прежде всего большей площадью холодового воздействия, поскольку вода соприкасается одновременно со всем телом, за исключением головы.

Обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних 
В теплые дни процедуру проводят на воздухе, в холодные, сырые или ветреные — в помещении. Для обливания можно использовать душ, садовую лейку или кувшин. Ребенок становится на деревянную решетку (чтобы не пачкать подошвы ног после обливания). Сначала он обмывает под струей воды руки (с мылом), лицо, слегка смачивая влажной рукой голову. Затем струю воды с высоты 40—50 сантиметров направляют ему на шею, минуя голову. Ребенок поворачивается, поочередно подставляя спину, бок, грудь и т. д. Вода должна широким потоком стекать по телу.
Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня. 
Использование тех или иных закаливающих мероприятий в большой степени зависит от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п.

Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. 
Ребенка следует приучать мыть ноги прохладной водой. Общеизвестно, что летом ребенок должен вымыть ноги, перед тем как лечь в постель или обуться. Это элементарное правило гигиены. Между тем это прекрасное закаливающее средство, которое действенно, как и все другие способы при систематическом применении. Нельзя пропускать ни одного дня, дети должны обмывать ноги независимо от погоды и от того, ходили они в этот день босиком или нет. Температуру воды следует постепенно снижать. 
Летом лучше всего мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие. К тому же ребенку легче овладеть навыком самостоятельно мыть ноги, потому что он не опасается замочить пол. 
Нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д. Старшие дети быстро начинают умываться самостоятельно, младшим надо помогать. 

Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно. 

Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. 

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для взрослых, помогающих детям во время закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Жесткую кожу смазывают вазелином, кремом, холодные руки согревают, кольца, перстни обязательно снимают.

Закаливание детей среднего дошкольного возраста

Закаливание детей 4-5 лет.

Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

Умывание — самый доступный вид закаливания водой. Детям 4- 5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание (продолжительность от 30 сек до 2 мин) проводят после воздушной ванны. Можно также применять обливание ног. Рекомендуется контрастный метод, когда поочередно используется то горячая, то холодная вода. Обливают обычно стопу и 2/3 голени первоначально в течение 6-8 сек водой с температурой 38 °С, затем здоровых, крепких детей подвергают обливанию в течение 3-4 сек водой с температурой 18 °С, а часто болеющих, незакаленных- 28 °С. В первом случае проводят четырехразовое чередование воды, во втором — трехразовое. Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание проводят обычно после дневного сна.

Прекрасной закаливающей процедурой для детей среднего дошкольного возраста является плавание в бассейне. В последние годы доказана огромная оздоровительная роль регулярных занятий плаванием, благодаря которым в процесс дыхания вовлекается больший, чем обычно, объем легких, что повышает их жизненную емкость и способствует лучшему обогащению крови кислородом.

Такие занятия являются важным фактором профилактики заболеваний органов дыхания. Дети, с которыми систематически занимаются плаванием, становятся жизнерадостными, спокойными, имеют хорошую двигательную активность, завидный аппетит и крепкий сон. Закаливание воздухом детей среднего дошкольного возраста проводится в виде воздушных ванн, которые сочетаются с утренней гимнастикой. Ребенок занимается в легкой одежде (трусы, майка, тапочки) при температуре воздуха в комнате 18-20 °С, после чего умывается холодной водой (руки до локтей и грудь до пояса). Прохладный воздух положительно воздействует на ребенка во время ежедневных 2-3-разовых прогулок на улице при температуре воздуха не ниже -10 °С. Одно из самых эффективных закаливающих средств — солнечные ванны, которые, однако, для детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста должны быть строго дозированы (до 1 года вообще не используются). Солнечной ванне должна предшествовать воздушная. Первоначальная длительность солнечной ванны 5 мин, каждый день она может увеличиваться на 1-2 мин.

Лучшая пора для закаливания — лето. Разумно проведенное лето помогает предохранить малыша от простудных заболеваний в холодное время года. Лучше, если отдых ребенка организуется в родных местах с привычными климатическими условиями.

Прогулки на свежем воздухе- также эффективное средство закаливания детей. Особенно полезны они в солнечную погоду в «кружевной тени» (под деревьями). Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок.

Каждый ребенок нуждается в максимально длительном пребывании на свежем воздухе (в зимнее время не менее 3-4 ч), конечно, при этом не следует нарушать режим. Для прогулки его надо одеть в соответствии с температурой воздуха, влажностью, силой ветра, имея в виду, что при той же температуре влажный воздух холодит больше, чем сухой, а ветер усугубляет охлаждающее действие воздуха.

Во время прогулки не следует закрывать детям нос и рот. Одежда должна быть достаточно теплой, но в то же время легкой, не стесняющей движений. Захваченные с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т.д. заставляют малыша больше двигаться, бегать. Не следует прекращать прогулки во время болезни ребенка, если врач не отменил их: свежий воздух — хороший помощник в борьбе с инфекцией. Очень важно, чтобы ребенок сам стремился к свежему воздуху, солнцу, воде.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

* если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

* если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

* повышенная температура у ребенка .

* страх у ребенка перед закаливанием.

Закаливание проводится путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

Комплексное планирования повседневного закаливания :

Солнечные (воздушные) ванны Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т.к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара. Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.

Прогулки на свежем воздухе Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.

Закаливание горла Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36?, а затем после привыкания снижать на 1?, каждые 5 дней доведя до 16-18?.

Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней. Обтирание Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук ребенка, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обтирают грудь, потом живот, спину, ноги до паха. Оптимальное время проведения данной процедуры — перед сном. Температура воды при этом должна быть примерно 27?, то есть близкой к температуре голой кожи.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

Массаж волшебных точек ушей

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

«Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

«Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

«Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

«Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Ушки ты свои найди И скорей их покажи. А потом, а потом Покрутили козелком. Ушко кажется замёрзло Отогреть его так можно. Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами. А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

Гимнастика после дневного сна:

Во время сна детей воспитатель готовит оптимальные условия для проведения гимнастики: снижает температуру в помещении за счет проветривания.

Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастика после сна направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель может, начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Оздоровительная гимнастика может включать комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки, комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

1-й комплекс «Весёлый котёнок»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, И.П., вдох (через нос).

4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох.

6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

2-й комплекс « Прогулка по морю»

1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.

2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.

3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.

4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.

5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.

6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.

3-й комплекс «Прогулка в лес»

1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.

3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.

5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки за голову, вдох — подняться на носки, выдох — присесть.

6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

4-й комплекс «Дождик»

1. И.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами. Капля первая упала — кап!

То же проделать другой рукой. И вторая прибежала — кап!

2. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели,

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Мы их вытирали.

4. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

5. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

6. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.

7. И,-.П.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.

5-й комплекс «Прогулка»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.

2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.

3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.

4. «Пешеход»И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.

5. «Молоточки»И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.

6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.

Точечный массаж

Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.

Консультация: «Закаливание организма ребёнка дошкольного возраста»

Консультация для родителей

на тему: «Закаливание организма ребёнка дошкольного возраста»

Составила: воспитатель Птицына Е.М.

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА


                Закаливание организма — одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания — приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде.

              Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце.

              При закаливании вообще, а в детском возрасте особенно надо руководствоваться следующими правилами:

1. Соблюдать постепенность при применении средств закаливания (снижение температуры воздуха в помещении, облегчение одежды).
2. Систематически использовать разнообразные средства закаливания (свежий воздух в помещении, прогулки достаточной длительности, облегченная одежда, специальные процедуры и др.).

3. Учитывать состояние здоровья и индивидуальную чувствительность детей.
Начатые мероприятия не следует прерывать без достаточных на то оснований, иначе образовавшиеся условные рефлексы разрушатся. Необходимые условия закаливания — внимательное наблюдение воспитателя, руководство и контроль врача.
             Как же следует разумно использовать естественные факторы природы? Наиболее доступным в детском учреждении является закаливание воздухом. Воздух в помещении всегда должен быть свежий. С этой целью во время прогулки или сна детей на воздухе в комнатах проводится сквозное проветривание. Кроме того, даже в присутствии детей в помещении периодически открываются форточки, а с потеплением наружного воздуха и окна.

             В целях закаливания используются также воздушные ванны. Первые воздушные ванны проводятся в помещении, чтобы на ребенка действовал воздух определенной температуры (20—22°С).

             По мере роста детей продолжительность воздушной ванны постепенно увеличивается — с 3—4 до 10 мин к концу первого года жизни: воздушные ванны повторяются 2—3 раза в день и приурочиваются к переодеванию детей после сна.
Постоянные прогулки, занятия физическими упражнениями и дневной сон на открытом воздухе — все это должно быть непременным условием воспитания в детском саду. Надо приучить детей играть, заниматься, есть и спать в теплую погоду при открытых окнах, в холодную — при открытых форточках (фрамугах).
Как предусмотрено режимом детского сада, дети должны быть на свежем воздухе в холодное время года не менее 3—4 часов в день. Зимой, в морозные дни (—20 —25°С) приходится сокращать длительность прогулок, но нельзя совсем лишать детей пребывания на воздухе. В такие морозы можно выводить детей на улицу два-три раза в день на короткое время (15— 30 мин). При этом надо следить, чтобы дети были достаточно тепло одеты. Необходимо, чтобы пальто было теплым, но легким и по росту ребенку; валенки невысокими, чтобы они не затрудняли движений детей.

                 Прогулку следует организовать так, чтобы дети больше двигались и вовремя сменяли подвижную деятельность на спокойную. В очень холодные дни, особенно в северных районах, детей во время прогулки необходимо, если они озябли, вводить на короткое время (около 5 мин) в вестибюль погреться.
Летом жизнь детей переносится на воздух. В теплые солнечные дни одежда детей постепенно облегчается, и, наконец, дети остаются в трусиках, легкой обуви, а если позволяет почва, босыми. С наступлением жары в такой одежде дети ходят в течение всего дня. Для проведения воздушных ванн в прохладную погоду организуются игры большой подвижности, а в теплую погоду — менее подвижные.
             Воздушные ванны в дождливые дни переносятся на веранду, под навес или в помещение с открытыми окнами. Воздушные ванны для маленьких детей начинают летом с 5 мин и доводят до 12—20 мин, для детей средней и старшей групп — до 30 мин. Удобнее всего проводить их перед водными процедурами.
Закаливание оказывает благотворное воздействие в том случае, если одежда детей как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка. При выборе одежды необходимо учитывать деятельность детей, например, на время подвижных игр с интенсивными движениями одежду следует облегчать (при этом надо быть очень внимательным к состоянию здоровья каждого ребенка, учитывать условия, в которых проходит игра: нет ли ветра и т. п.). Воспитатель внимательно следит и за тем, как дети одеты в помещении. При нормальной температуре достаточно, если на ребенке рубашка или майка, трусы и колготки, платьице на девочке, костюмчик на мальчике. Старшие дети (4—6 лет) могут быть в носках или гольфах. Важно, чтобы на ногах были туфли или легкие ботинки с каблучком. Нельзя допускать, чтобы в помещении дети ходили в теплых тапочках на войлочной подошве или после прогулки оставались в рейтузах, фуфайках, теплых ботинках.
              При проведении водных процедур надо соблюдать основное правило: перед началом процедуры дети не должны охлаждаться.
Закаливающее влияние могут оказывать все гигиенические процедуры: мытье рук, ног, лица, тела ребенка — при правильной их организации. Надо постепенно приучать детей, с одной стороны, к более низкой температуре воды, с другой — к постепенному воздействию воды на все большие участки тела. Малыши (2—3 лет) моют прохладной водой лицо и кисти рук, дети постарше моют лицо и руки до локтя, а старшие дошкольники обтирают влажной рукой шею и верхнюю часть груди (водой все более низкой температуры, но не ниже 16°С). Температура воды снижается постепенно.

              Для подготовки организма маленького ребенка к обтиранию водой желательно ежедневно проводить сухие обтирания: тело ребенка растирается куском чистой фланели или другой мягкой ткани до появления легкого покраснения. После 2—3 недель сухого обтирания можно приступать к влажным обтираниям.
              Приучать маленького ребенка к обтиранию водой следует с большой осторожностью. В группах детей раннего возраста эту процедуру целесообразнее проводить утром после пробуждения детей или после второго дневного сна, причем тело ребенка перед обтиранием должно быть теплым.
Начальная температура воды для обтирания — 33—32°С. Понижая температуру воды каждые 2—3 дня на 1°С, ее доводят до 25—22°С. Обтирание производится рукавичкой, хорошо впитывающей воду. Рукавичек должно быть столько же, сколько детей. Перед обтиранием рукавички кладут в таз с водой, а затем измеряют ее температуру. После употребления рукавички кипятят и просушивают. Сначала во время этой процедуры малышей покрывают теплым одеялом, оставляя обнаженной только ту часть тела, которая обтирается водой.
Обтирание нужно проводить в определенной последовательности: вначале руки (от кистей к плечам), затем грудь и живот. Положив ребенка на живот, обтирать спину, ягодицы и кожки. После обтирания каждая часть тела тотчас же вытирается досуха, а затем все тело ребенка растирается мягким сухим полотенцем до легкого покраснения, после чего ребенка завертывают или одевают в его обычную одежду. При проведении этой процедуры дети старше 8 мес. могут сидеть и лишь во время обтирания ножек им приходится лежать.

           Систематическое обтирание в течение 2—3 мес. подготавливает детей старше года к летним обливаниям. Начальная температура воды должна быть 33—32°С; ее снижают через каждые 2—3 дня и доводят до 28—25°С. Ребенка ставят в таз или ванну и обливают из лейки с высоты 5—10 см, причем струю воды направляют на тело ребенка так, чтобы не намочить голову. После этого детей хорошо вытирают и растирают кожу до покраснения.
Душ для детей младше года не рекомендуется: он вызывает сильное раздражение нервной системы.

            Начальная температура воды для обтирания детей младших и средней групп — 32° С, для старшей — 28° С. Через каждые два-три дня температура снижается на 1° и доводится до 18°С для средней группы и до 16° С для старшей группы. В случае вынужденного перерыва вода нагревается до той же температуры, что и в последний раз.

           Для проведения обтирания следует все приготовить заранее: раздетые дети не должны ждать процедуры. Мальчиков и девочек рекомендуется обтирать отдельно. Обтирать тело ребенка надо по частям (руки, грудь, спина, ноги), с последующим вытиранием сухим полотенцем. Благотворное влияние обтирания заключается не только в действии воды, но и в массаже кожи. Старших детей надо приучать обтираться самостоятельно, привлекать их к подготовке к этим процедурам.
           Хороший закаливающий эффект дает систематическое обливание стоп и нижней части голени прохладной водой. Ноги детей перед обливанием должны быть теплыми. Для обливания пользуются ковшом или лейкой так, чтобы смочить сразу всю обливаемую поверхность. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). Обливание продолжается 15—20 сек, после чего нужно насухо вытереть ноги мягким полотенцем. В летнее время, когда дети бывают грязными, сначала их моют теплой водой с мылом, а затем обливают прохладной водой.
В летних условиях общее обливание для детей всех групп проводится перед обедом. Температура воды для младших детей вначале —34—32 °С, для средних и старших — 30 °С; через каждые три-четыре дня ее снижают на 1° и доводят до 24°С в младшей и до 22°С в средней и старшей группах. Зимой в средней и старшей группах обливание можно продолжать при температуре воды 26°С.
После обливания дети досуха вытираются (зимой надо растирать тело ребенка более энергично). Температура воздуха в помещении, где проводится обливание, не должна быть ниже 18°С.

               Осенью, зимой и весной для проведения водных процедур в детском саду можно установить наиболее удобное в данных условиях время (но не раньше чем через 30—40 мин после приема пищи). Следует помнить, что перед ночным сном эти процедуры проводить не следует. Самое удобное время — после дневного сна.

             Зимой перед душем дети надевают резиновые шапочки, чтобы не намочить голову. Заведующий должен заранее распределить обязанности между няней и воспитателем: кто из них будет проводить водные процедуры, кто вытирать после этого детей и т. д.

             Купание в естественных условиях (в реке, пруду, озере) — один из полезнейших видов закаливания. Дети очень любят купаться. Купание в открытом водоеме разрешается детям с 3— 4 лет после предварительного систематического закаливания водными процедурами. Начинать купание на даче надо только после того, как дети привыкнут к новым условиям и к действию воздуха, солнца.

              Заведующему и врачу следует тщательно осмотреть место для купания. Нельзя купать детей там, где выше по течению поят скот или купают лошадей. Берег, где раздеваются дети, должен быть чистым, дно реки ровным, лучше всего песчаным. На берегу для раздевания детей хорошо иметь подстилки.
Начинать купание можно при температуре воды 22°. Продолжительность купания для детей средней группы — от 3 до 5 мин, для детей старшей группы до 10—15 мин. Во время купания в каждой группе должно быть не менее двух взрослых; один из них в купальном костюме находится вместе с детьми в воде.

             Одновременно следует купать 10—12 детей.
Во время купания воспитатель наблюдает, чтобы дети больше двигались и не нарушали установленных правил: не заходили дальше указанного места, не толкали друг друга и т. д. После выхода из воды детей следует тотчас же досуха вытереть.
            Если ребенок разгорячен, надо дать ему возможность перед купанием несколько минут посидеть раздетым на берегу, при этом вспотевших детей сначала досуха обтирают полотенцем. Некоторые дети даже после короткого пребывания в воде синеют, начинают дрожать. Надо предложить им немедленно выйти из воды, хорошо растереть полотенцем; затем, посоветовавшись с врачом, заменить им купание другой водной процедурой.

              Купать детей больше одного раза в день не следует. В прохладную и дождливую погоду ограничиваются обливанием или обтиранием.
Для закаливания солнечными лучами совершенно необязательны специальные солнечные ванны, во время которых дети должны спокойно лежать, поворачиваясь через определенное время с одной стороны на другую. Солнечными ваннами можно считать и пребывание детей под лучами солнца во время прогулки.

               Детей старше 1 года выводят под прямые солнечные лучи только после того, как в течение нескольких дней их прогулка проводилась в светотени. Во время солнечных ванн дети могут спокойно играть. Воспитатель регулирует пребывание детей под лучами солнца: сначала 5—6 мин, а после появления загара — 8—10 мин; во время прогулки можно провести 2—3 солнечные ванны. Во избежание ожогов одежду детей облегчают постепенно: сначала они ходят в трусах и майках, затем только в трусах. Голова обязательно должна быть прикрыта панамой или косынкой.

              Все мероприятия по закаливанию должны проходить под контролем врача. Он же проводит предварительный инструктаж для воспитателей и обслуживающего персонала, объясняет, как проводить ту или иную процедуру.

Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания


             Обучение в процессе физического воспитания направлено на овладение двигательными навыками, специальными знаниями, привитие навыков правильной осанки, личной и общественной гигиены, а также развитие физических качеств.
Содержание обучения в дошкольных учреждениях определяется «Программой воспитания в детском саду».

           В детских спортивных школах и в семье детей обучают более сложным упражнениям (фигурное катание, художественная гимнастика и др.), проведение которых требует создания особых условий.
           В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется одновременно обучение, воспитание и развитие. Формируя двигательные навыки у детей передавая им знания, воспитатель решает и задачи нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.

           Обучение, проводимое со всей группой детей, содействует воспитанию у них умений, необходимых для успешных занятий в школе: заниматься в коллективе; слушать, когда объясняют всей группе; наблюдать за показом; оценивать качество выполнения упражнений; организованно выполнять задания и др.

             При систематических занятиях физическими упражнениями у детей улучшается физическое развитие, совершенствуется работа всех органов и систем, возрастают защитные свойства организма, развиваются физические качества, повышается работоспособность в различных видах деятельности.

Двигательные умения и навыки


              Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык.

           Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач.

          Особенно ярко это выражается в подвижных играх.
Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность: возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического порядка (сильные эмоции, необычная обстановка и т. п.). Со стабилизацией связана возможность длительного сохранения навыка без упражнения: навыки езды на велосипеде, плавания, передвижения на лыжах, на коньках сохраняются в основных чертах на протяжении всей жизни.

             В процессе становления навыка появляются легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия («чувство воды» в плавании, «чувство снега» в ходьбе на лыжах, «чувство ребра» в фигурном катании, «чувство мяча» в играх).
            По мере упрочения навыка повышается роль двигательного анализатора, «мышечного чувства», зрительный контроль переключается на условия выполнения движения и появляется возможность варьировать технику в зависимости от рельефа местности, сопротивления внешних сил, ограничения пространства и т.п.

             Вариативность двигательного навыка связана с возникновением нового умения — применять приобретенный навык в сложных меняющихся условиях, в целостной деятельности. Такие умения всегда осознаются.

             Понятие «навык» не обязательно означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенное движение повторяется многократно. Поэтому надо детей сначала научить правильно выполнять упражнения и только после этого переходить к закреплению навыка.

Консультация на тему: «Закаливание детей воздухом, солнцем, водой»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                     »ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 »ЖЕМЧУЖИНКА»                                                                МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                                                                                                ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ                                                                                                                                    

                295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08  E-male: [email protected]

Консультация для родителей:

«Закаливание детей воздухом, солнцем, водой»

 

 

                                                                                 Подготовил: воспитатель Антосик Н.С.

г.Симферополь

 Почему закаливание необходимо?

  Многие родители не считают нужным проводить закаливание детей, потому что не видят в этом необходимости: они сами росли без закаливания, в их семье и в окружающих семьях нет подобной традиции. Наоборот, есть традиции кутать малыша, ограждать его сквозняков в доме и луж во дворе. Это объясняется тем, что долгие годы люди жили в трудных условиях, терпели холод, недоедание, плохо одевались. Замерзнуть,  намокнуть           набегаться босиком дети всегда могли сами, а мамы должны были их отогреть и накормить.

     Сейчас образ жизни существенно изменился, Все меньше дети бегают и играют на улице, все больше проводят времени в помещении, сидя у телевизора или за компьютером.

Прибавим к этому бытовой комфорт, постоянное пребывание в тепле, повышение калорийности питания и уменьшения физических нагрузок. Гиподинамия, недостаточная мышечная активность, способствуют снижению сопротивляемости организма к инфекциям  и неблагоприятным внешним факторам, ребенок становится, апатичным, неуравновешенным, часто пребывает в плохом настроении. Родителям требуется прикладывать усилия для поддержания здоровья детей и давать детям то чего им не хватает – закаливание. движение, занятие физкультурой. 

   Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры – это закаливание в повседневной жизни. Оно показано всем детям и не требует особых условий.

   Как приучить ребенка к закаливанию и зарядке?

Самое любимое занятие маленького ребенка – игра. Поэтому и зарядка должна строиться в виде подвижной игры с сюжетом. Маленькие дети неусидчивы и не могут долго находится в одном положении, поэтому исходные положения при выполнении упражнений необходимо разнообразить: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, присев.

Каждое упражнение должен выполнять сам взрослый, и делать его весело, с азартом, чтобы заинтересовать малыша. Бодрая музыка, детские стихи сделают зарядку интереснее.

Станьте ребенку примером для подражания. Малыш намного охотнее будет участвовать в закаливающих процедурах, видя, что родители сами с удовольствием в них участвуют.

Нельзя проводить курс закаливания время от времени. Закаливание – это образ жизни: полезный эффект исчезает сразу же, как только вы перестаете закаляться.

Общие правила закаливания детей:

закаливающие процедуры необходимо проводить систематически, регулярно, в одно и то же время;

сочетайте их с физическими упражнениями и массажем;

увеличивайте время проведения процедуры постепенно. Начиная от нескольких минут;

при выборе закаливающей процедуры учитывайте состояние здоровья ребенка, уровень его физического развития. Привычный температурный режим ;

не допускайте перегрева или переохлаждения ребенка, одежда и обувь малыша должны соответствовать температуре воздуха, быть из натуральных материалов;

лучше всего проводить закаливающие процедуры в форме игры и развлечения.

Основные факторы закаливания я- природные : солнце, воздух и вода.

Лето надо использовать для закаливания солнцем.

 

 

 Закаливание солнцем

При принятии солнечных ванн, необходимо выполнять следующие условия:

 

Ребенку не рекомендуется проводить на солнце больше двух часов подряд. За 20 минут до того, как вы собираетесь выходить на улицу, нанесите солнцезащитный крем.

Самое подходящее время – до 11 ч утра и после 17 ч вечера; послеполуденного солнца следует избегать.

Во время прогулок обязательно надевайте легкие головные для предотвращения перегрева и солнечного удара.

 К началу процедур закаливания ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие – либо процедуры, насильно вводить их не нельзя.

 Воздушное закаливание

Начинать повседневное закаливание детей рекомендуется с воздушных ванн. Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее. Стоит учесть, что при температуре ниже +17 и выше + 26 С мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая – к простуде.

  Ребенок не должен стоять в холодном помещении – так малыша легко простудить. Закаливание работает, когда ребенок выполняет физические упражнения. Поэтому воздушные ванны хорошо сочетать  с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение и оставьте малыша заниматься в трусиках. майке, и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать.

 

Лучший способ закаливания воздухом – гулять в любую погоду и много двигаться на прогулке. Очень хорошо начать прогулку с пробежки.

 Закаливание можно проводить и вовремя сна

    Подходящая для закаливания температура во время сна – на 2 – 3 градуса ниже. Чем обычная температура, при которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн.

  Перед сном помещение проветрите или оставьте открытой форточку, если не холодно, но следите, чтобы не было сквозняков. Для малышей до 3лет поддерживайте температуру во время сна около 22- 23 *С. Для детей 4-5 лет постарше- 20 – 21*С, а с 6 – 7 лет – 19 – 21*С.

 Всегда учитывайте состояние ребенка. Начинайте  закаливание, когда ребенок полностью здоров.

 

 Массаж стоп.

 Отличная закаливающая процедура – ходьба босиком по песку, гальке, дорожке или траве( поверхностям, которые подстраиваются под свод стопы).Неровная поверхность будет воздействовать на множество нервных окончаний, что положительно повлияет на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, защитит от плоскостопия . Тактильные ощущения важны для ступней так же, как и для ладоней. Если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему. Специальная дорожка, предназначенная для массажа, стоп , массажный коврик будет хорошим решением.

Маленьким детям вредно ходить босиком по твердой поверхности: у них еще идет формирование свода стопы, поэтому обувь дома ребенку носить нужно обязательно, иначе может развитья плоскостопие.

 

 

 

 Водное закаливание

 

Наиболее эффективным способом укрепление иммунитета детей дошкольного возраста считается закаливание водой.

 Процедуры водного закаливания:

умывание прохладной водой;

обтирание;

гигиенические ванны с водой. По температуре приблизительно равной температуре тела человека;

ванны для ног, обливание ног;

общее обливание;

контрастный душ;

купание в открытых водоемах.

 

Расширенное умывание.

Это самый простой вариант водного закаливания. Начните умывать ребенка сначала теплой водой, а когда он привыкнет, сделайте воду прохладнее. Умывайте не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шею. Ребенок быстро привыкнет в течение дня несколько раз умываться холодной водой.

 Обтирание

Очень простая и действенная процедура. Нужно просто смочить полотенце в прохладной воде и быстро обтереть тело, начиная с верхней части туловища. Температура воды для обтирания не должна быть ниже +18*. Сразу после обтирания необходимо вытереться сухим полотенцем.

Контрастное обливание стоп и голеней.

Это одна из самых эффективных методик. Ножки ребенка попеременно обливаются теплой и прохладной водой. Если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливания заканчивается прохладной водой, если организм малыша ослаблен, заканчивать процедуру надо теплой водой. Перед обливанием уместны физические упражнения для разогрева.

Купание в открытых водоемах.

Начинать купаться в природных водоемах ребенку можно в тихую погоду без ветра, при температуре воздуха не ниже + 25 *С и воды +23* С Лучшее время для начала купания – около полудня, когда прогреваются и вода и воздух, а контраст в температурах минимальный. Очень важна последовательная подготовка ребенка. Сначала обтирание мокрым полотенцем, затем умывание прохладной водой, а потом уже купание.

 

 Не следует экспериментировать с интенсивным закаливанием. Это огромный стресс ля детского организма, и последствия внезапного обливания холодной водой на снегу или начала хождения босиком зимой очень трудно предсказать. В любом случае следуйте правилу: сначала проверь на себе!

Закаливание сократит частоту болезней. И если в детском саду начнется эпидемия, то ребенок, если и заболеет, выздоровеет быстрее и многократно уменьшится вероятность осложнений.

«Система закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.

Организм дошкольников характеризуется недостаточной функциональной готовностью физиологических систем, назначением которых является поддержание теплового комфорта.

Поэтому детский организм отвечает неблагоприятными реакциями даже на незначительные отклонения в погоде. Именно в раннем и дошкольном возрасте закаливание приобретает особое значение.

Существует несколько форм закаливания.

Самое распространенное закаливание воздухом включает в себя:

  • Систематические прогулки на улицу, вне зависимости от погоды,

  • Сон на улице,

  • Воздушные ванны,

  • Хождение босиком.

Закаливание водой — это:

  • Влажные обтирание,

  • Обливание ног,

  • Умывание,

  • Полоскание горла.

Закаливание солнцем основывается на контрасте температур, которых можно достичь:

  • Отдыхом в тени,

  • Солнечными ваннами.

На закаливание детей в условиях существующего режима дня в ДОУ отводится время от окончания дневного сна до полдника (т. е. с 15.00 до 15.30).

Сначала необходимо детей постепенно пробудить от сна. Провести гимнастику пробуждения, это могут быть упражнения, как в кроватке, так и стоя у кроватки. Затем детям предлагается выполнение различных закаливающих процедур:

Умывание – это не только гигиеническая, но и при определенной организации хорошая закаливающая процедура. Во-первых, необходимо умываться водой комнатной температуры (18–20°) и даже теплой при каждом удобном случае. Закаливающее обмывание, включает в себя омовение лица, шеи и рук до локтя.

Полоскание рта и горла водой понижающейся температуры. Для полоскания дети набирают 2/3 стакана холодной водопроводной воды, в течение 10–15 с, 2–3 раза меняя воду, хорошо полощут рот, а затем 2–3 раза по 5–7 с производят полоскание горла. Процедуру заканчивают точечным массажем миндалин, наложив большой и указательный пальцы на область проекции миндалин, проведя 5–6 круговых массирующих движений. Это обеспечивает активный приток крови к миндалинам и является хорошим средством профилактики ангины.

Прогулка необходима 2 раза в день продолжительностью 2–3 ч до обеда и 1–1,5 ч – после обеда, а в летнее время солнечные ванны от 5–6 до 8-10 мин 2–3 раза в день (пребывание в тени не ограничивается).

В настоящее время ведущим способом закаливания детей в ДОУ являются воздушные ванны и хождение босиком, так как они имеют возможность разнообразить формы и методы их применения, позволяют реализовать наиболее важный вид закаливания – замедленное холодовое воздействие.

• хождение босиком как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве), постепенно увеличивая время с 2–3 мин до 10–12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20–22°.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2–3 мин увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

Методика солевого закаливания

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.

Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.

Механизм действия: Механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Оборудование: 3 коврика,

а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,

б) с нашитыми палочками.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды.

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Закаливающие мероприятия в группе

Ходьба босиком по «дорожкам здоровья»:

«паровоз» (фасоль, пробки, скорлупа грец. орехов, палочки)

Мокрая дорожка

«Ягодки» (грец. орех)

«Камни»

«Цветочная поляна»

Ползание на четвереньках с мешочками на спине

Туннель

Ребристая дорожка «Крокодил»

Массаж ног мячами «Ёжики»

Коврик со «следками»

Перешагивание препятствий


Список использованной литературы:

1. Анисимов, В.В. Учебник для вузов: Общие основы педагогики: / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д Никандров. – М., Просвещение, 2006.-574с.

2. Артюхов, Ю.А. Как закалить свой организм. — Минск: Харвест, 1999. – 224с.

3. Апарин В., Крылов, В. О пользе хождения босиком // Наука и жизнь. – 2001. – №3 – С.40-43

4.Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. / В.И.  Андреев. -2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

5.Боброва, В.Г. Теоретические вопросы профессионально педагогических умений / В.Г. Боброва // Профессионально-педагогические умения и пути их формирования: межвузовский сб. научных трудов. – Волгоград: ВГПИ, 1985.– С. 20–30.

6. Борисов, А.Ю. Роскошь человеческого общения / А.Ю. Борисов. – М., 1998. – 184 с.

7. Бондаревская, Е.В. Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999.- 560 с.

8. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учеб.пособие. / Г.В. Бороздина. – М., ИНФРА-М, 2000. – 224 с.

9. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. / Е.В Бондаревская. — Ростов-на-Дону.: изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. – 352с.

10. Белопольский, Ю.В. Оленич, В.Б. Педиатрия. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

11. Барабанов, А.Г. Высшее физкультурное образование: проблемы и решения: Автореф. монографии на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. М., 1996. – 47с.

12. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988. – 198с.

13. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. / С.Л. Вигман. — Изд-во Проспект М., ТК Велби, 2006. — 208 с.

14. Воронцова, И.М. Беленький, Л.А. /Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. — С.-Петербург: Медицина, 2003. – 324с.

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Система закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Малыш»

Скоробогатова Н.М.

Мичуринск 2017-18 уч.год

Статья: Закаливание детей дошкольного возраста

Закаливание детей дошкольного возраста дома и в детском саду

Закаливание детей дошкольного возраста – это самый эффективный путь к укреплению организма и профилактики простудных заболеваний. Закаляться можно разными способами, соблюдая определенные условия.

Основные методы 

Каждый метод для укрепления иммунитета заключается в умышленном воздействии холода на детский организм.

Закаливание детей дошкольного возраста включает в себя целую систему процедур

Основные процедуры можно разделить на 2 группы:

  • Принятие воздушных ванн. Это делают в трусах и майке при температуре воздуха от 17⁰ С до 26⁰ С. При этом ребенок должен заниматься физическими упражнениями, например делать зарядку.
  • Водные процедуры. Самый эффективный способ – контрастное обливание стоп и голеней. Для этого следует чередовать теплую и прохладную воду. Кроме этого, полезно обливать ребенка ведром воды, температурой 28⁰ С, после чего растирать тело сухим полотенцем. Каждые 7 дней нужно понижать температуру воды на 1⁰ С, постепенно доведя до 20⁰ С. Полное обливание подходит для детей, старше 4-х лет.

Использовать ту или иную процедуру нужно, учитывая индивидуальные особенности ребенка и общее состояние его здоровья. В любом случае процесс должен приносить только положительные эмоции и радость ребенку.

Как закаляться в домашних условиях и в детском саду

В повседневной жизни укрепить детский иммунитет можно такими способами:

  • Давайте ребенку ходить босиком по полу или по ковру.
  • В саду и дома лучше применять расширенное умывание, то есть мыть руки до локтей, шею и верхнюю часть грудной клетки. Сначала это делают теплой водой, а потом прохладной.
  • Как можно чаще нужно проветривать комнату или помещение, особенно перед сном. В хорошую погоду оставляйте на ночь открытым окно, но так, чтобы не было сквозняков.
  • Для принятия воздушных ванн и во время сна понижайте обычную температуру в комнате на 3⁰ С. Для детей старше 3-х лет идеальная температура воздуха – 19-21⁰ С.

Эти простые действия позволят ребенку адаптироваться к переменам температурного режима. Таким образом, закаливание практически не отнимает время и не требует особенных условий. Так закаляться можно как дома, так и в саду.

Общие принципы 

Главными принципами является систематичность и постепенность. Начатая закалка дома, должна иметь своё продолжение в детском саду. Процедуры необходимо повторять ежедневно и в одно и то же время. Нагрузки на организм должны быть последовательными, чтобы не спровоцировать тяжелые заболевания.

Важно осуществлять комплексный подход к процессу, например, после обливания можно отправиться на прогулку или заняться плаванием.

Приучайте ребенка с ранних лет к здоровому образу жизни, это станет хорошей профилактикой вирусных и бактериальных заболеваний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *