Про женщин (108 фото)
У нас уже публиковалась такая подборка, теперь полная версия!
Осторожней на работе! Много НЮ!
Дамы в поисках самцов (17 фото)
Зрелые женщины, которые устали от одиночества и неудовлетворенности и ищут себе партнера в соответствующих группах в социальных сетях.
30 фильмов, которые должна посмотреть каждая женщина до 30 лет — Что посмотреть
В этих фильмах женщины самых разных стран, сословий и веков делятся с нами своими секретами, проблемами и переживаниями. С ними мы находим ответы на те вопросы, которые ставит перед нами жизнь, примером одних вдохновляемся, поступки других кажутся нам неправильными.
Титр собрал 30 картин, в которых молодые женщины найдут частичку себя и своей судьбы.
Когда Гарри встретил СаллиWhen Harry Met Sally, 1989
Гарри и Салли познакомились по дороге в Нью-Йорк. Им понравилось общаться друг с другом, но они пришли к выводу, что друзьями им не быть, потому что Гарри не умеет дружить с красивыми женщинами. Снова встречаются они спустя пять лет, и на этот раз дружить не хочет Салли. Зато спустя еще шесть лет они приходят к выводу, что теперь дружеские отношения между ними возможны.
Жареные зеленые помидорыFried Green Tomatoes, 1991
Теплый, ласковый фильм о дружбе двух женщин, владелиц кафе «Полустанок» в 30-е годы в США. Бонусом — неповторимая атмосфера маленького южного городка.
Блондинка в законеLegally Blonde, 2001
Парень бросает блондинку Эль, потому что она легкомысленна и несовместима с его планами стать сенатором. Девушка поплакала, пострадала, потом взяла себя в руки и поступила в колледж на юридический факультет вместе со своими розовыми платьями и карманной собачкой. Все ради того, чтобы доказать возлюбленному, что она не настолько блондинка и способна справиться с серьезной работой.
Скрытые фигурыHidden Figures, 2016
В 60-е годы женщины в США были в принципе довольно бесправной частью общества, а что касается чернокожих женщин, то к этому прибавлялась еще и расовая дискриминация. Фильм «Скрытые фигуры» рассказывает о том, как, несмотря на все это, в NASA работали афроамериканки-математики. Между прочим, гении своего дела.
Коко до ШанельCoco avant Chanel, 2009
Прежде чем стать всемирно знаменитой модельершей, которая сама решает, как будут одеваться женщины в новом сезоне, Коко Шанель пришлось пройти тяжелый путь. В фильме ее образ воплотила очаровательная Одри Тоту.
Девчата1961
Ужасно добрый и наивный советский фильм о девушке, которая приехала в таежный поселок работать поварихой. Девочке до всего есть дело, всем хочется помочь, и она все время попадает в смешные истории.
Всё о ЕвеAll About Eve, 1950
История противостояния молодой амбициозной актрисы и стареющей, уставшей от работы звезды. История о том, через что можно переступить ради успеха и сколько друзей у тебя в конце концов останется.
Деловая женщинаWorking Girl, 1988
У молодой женщины появился шанс совершить карьерный прорыв, и она с головой бросается в приоткрытую дверь. История карьеристок из 80-х годов получилась просто шикарной благодаря Харрисону Форду, Сигурни Уивер и Мелани Гриффит.
Дьявол носит PradaThe Devil Wears Prada, 2006
А это сюжет о современных карьеристках в исполнении Энн Хэтэуэй и Мэрил Стрип. Совсем другие акценты расставляются, поднимаются другие вопросы. Очень интересно сравнивать.
Гусарская баллада1962
1812 год. В Россию вторгается Наполеон со своим гигантским разношерстным войском, собранным по всей Европе. Барышня Шурочка Азарова чувствует, что не может сидеть на попе ровно и смиренно ждать, пока русские войска без нее отвоюют страну. Она переодевается в гусарский мундир и самовольно едет на фронт.
Язык нежностиTerms of Endearment, 1983
История непростых взаимоотношений дочери с матерью в 1985 году собрала аж 5 Оскаров. Две судьбы, которые расходятся, а потом сходятся в понимании, что нет более близких людей на земле, чем мать и дочь.
ИсчезнувшаяGone Girl, 2014
Начинается все с того, что молодая женщина исчезает из дома. В доме находят следы борьбы, кровь и цепочку «ключей». Супружеская пара с небольшим стажем умудрилась за пять лет так попортить друг другу нервы, что это все выливается в жутковатый сюжет. Да, и такое бывает.
ЕлизаветаElizabeth, 1998
Елизавета, дочь Генриха VIII и Анны Болейн, становится королевой Англии после смерти своей сестры, ревностной католички Марии I Тюдор. Ради блага государства начинающая правительница должна выйти замуж и родить детей, и выбор женихов у нее не очень велик — либо испанский король, либо брат французского короля. А выйти просто за своего возлюбленного Роберта Дадли она не имеет права.
Завтрак у ТиффаниBreakfast at Tiffany’s, 1961
История легкомысленной прожигательницы жизни Холли Голайтли, мечтавшей выйти замуж на миллионера. Холли путает имена, хранит телефон в чемодане, убегает из квартиры через окно и обожает ювелирный магазин «Тиффани». А Холли обожают зрители, потому что по сути — она просто милый ребенок, заблудившийся в большом городе.
Москва слезам не верит1979
А это советская история о том, что все будет хорошо, главное — не сдаваться. Мы все ее прекрасно знаем и любим за очень удачное сочетание сказки и реальности.
ШоколадChocolat, 2000
В тихий французский городок середины прошлого века приезжает незнакомка. Симпатичная Виенн разводит бурную деятельность, вызывая любопытство скучающих горожан. И вот наконец — открывается шоколадная лавка. Из нее доносятся восхитительные ароматы и манят зайти внутрь. Местные власти и священники противятся образу жизни Виенн, пытаются настроить против нее местных жителей. Но нет того, с чем не справились бы душевная теплота и шоколад.
ДикаяWild, 2014
Если кажется, что жизнь зашла в тупик, просто выбираете трудный маршрут, рюкзак за спину и — в путь. Так поступила героиня Риз Уизерспун. Путь будет нелегким, но он все расставит по своим местам.
БелльBelle, 2013
В Англии начала XIX века у женщин в принципе не было особых прав, всем их имуществом распоряжались мужчины. А у незаконнорожденной мулатки не было шансов даже на замужество. Это биографическая драма о жизни Дайдо Элизабет Белль — дочери английского джентльмена и чернокожей женщины по имени Мария Белль.
МаленаMalèna, 2000
13-летний мальчик пылает любовью к красивой женщине Малене. Разумеется, никто не принимает его в расчет, поэтому он практически незамеченным таскается всюду за ней и знает до мельчайших подробностей все, что с нею приключилось в маленьком городке после гибели мужа на фронте.
ПрислугаThe Help, 2011
В 1960-е годы в США молодые девушки должны были только выходить замуж, вести хозяйство и рожать детей. У молодой и амбициозной Скитер были другие планы — она хотела стать знаменитой журналисткой. Поэтому ей пришлось искать обходные пути.
Дневник Бриджит ДжонсBridget Jones’s Diary, 2001
Это история о том, что не надо бояться быть смешной. Возможно, мужчина вашей мечты любит в вас именно это. Во всяком случае, Бриджит Джонс, которая все время влипает в дурацкие ситуации, иначе замуж бы и не вышла.
Маленькие женщиныLittle Women, 1994
У сестренок Марч очень разные характеры, но они держатся очень дружно, и это им, несомненно, помогает, поскольку их юность выпала на годы Гражданской войны. Отец отправляется в армию, а сестры с матерью еле сводят концы с концами.
Анонимные романтикиLes émotifs anonymes, 2010
Трогательная комедия о двух одиноких чудаках. Анжелика готовит лучший в мире шоколад, она — гений своего дела. Только очень стеснительная, поэтому никому не признается в своем мастерстве и готовит гениальный шоколад анонимно. А еще ей очень нравится кондитер Жан-Рене, который тоже ужасно застенчив. Никто из них не может сделать первый шаг, но вместе делают очень вкусные конфеты.
Жестокий романс1984
Если отбросить все тонкости, связанные со временем действия, то это сюжет о том, как богатый красавчик потерял интерес к девушке после первой же ночи. Сейчас он ей просто не позвонил бы, она бы напилась, поплакалась подружкам и нашла бы себе другого, а 150 лет назад — это настоящая трагедия.
Мамма MIA!Mamma Mia!, 2008
Солнечная, музыкальная комедия о молодости и любви. Накануне свадьбы невеста, которая не знала своего отца, получает сразу трех. До свадьбы надо разобраться, кто поведет девицу к алтарю.
Улыбка Моны ЛизыMona Lisa Smile, 2003
Молодая учительница-феминистка приезжает работать в закрытый женский колледж в Массачустетсе. Здесь воспитывают будущих прилежных жен и домохозяек. А Кэтрин учит своих студенток, что они могут добиться в жизни большего, если захотят.
ФридаFrida, 2002
Биографическая драма расскажет о замечательной мексиканской художнице Фриде Кало. Ее жизнь стала примером стойкости и жизнелюбия для женщин всего мира.
Под солнцем ТосканыUnder the Tuscan Sun, 2003
Успешная писательница Фрэнсис Мэйес после трудного развода уезжает в Италию, чтобы развеяться от печалей и набраться новых впечатлений. Здесь неожиданно она решает купить полуразрушенную, но живописную виллу в Тоскане и заняться ее восстановлением. И это отличная терапия для женщины, выходящей из депрессии.
ПредложениеThe Proposal, 2009
Маргарет управляет крупным издательством в США, а сама родом из Канады. Однажды она узнает, что ее рабочая виза закончилась и придется возвращаться на родину. Чтобы избежать краха карьеры, она идет на отчаянный шаг — делает предложение своему помощнику, местному гражданину и добродушному парню Эндрю.
Большие глазаBig Eyes, 2014
Молодая художница Маргарет Кин пишет потрясающие картины женщин и детей с преувеличенно большими глазами. Для публики это глоток свежего воздуха, ее работы покупают, выставляют в галереях, о них говорят, их печатают на открытках. Но никто, даже ее собственная дочь, не знает, кто истинный автор этих полотен. Маргарет работает тайком, в маленькой комнатке, а весь мир считает, что создал картины Уолтер Кин, ее муж.
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Бесплатные знакомства с женщинами в России 💕 Cайт знакомств bimeon.ru
Внимание! В вашем браузере отключен javascript! Из-за этого многие возможности сайта для вас недоступны. Включите javascript в настройках вашего браузера.
Скрыть форму поиска
Россия, женщины, только с фото
Поделиться ссылкой в социальных сетях:
Надя, 60 летНижний Новгород, Россия
1 фото в возрасте от 50 до 61 лет Да…. Я такая….. Адекватного мужчину. Елена, 51 год
Нижний Новгород, Россия
6 фото в возрасте от 40 до 60 лет По натуре веселая, но в свете последних событий, происхолящих в моей жизни, разочаровавшаяся в жизни.. Жду волшебника, который вновь разукрасит мою жизнь праздничными красками и заставит улыбаться, радоваться жизни… Очень верная и преданная… если, конечно, кому-то это еше нужно Хочу найти своего единственного мужчину, который полюбит и примет меня со всеми моими проблемами… Доброго, честного, самодостотачного.. Который нуждается в заботе, любви и ценит верность Елена, 49 лет
Краснодар, Россия
2 фото в возрасте от 49 до 58 лет Хочу встретить свою вторую половинку Надежного для жизни, доброго, порядочного мужчину. Елена, 47 лет
Оренбург, Россия
7 фото в возрасте от 44 до 56 лет Рост 170, вес 68 Надежного и внимательного человека. Svetlana, 46 лет
Славянск-на-Кубани, Россия
1 фото в возрасте от 42 до 52 лет Не ханжа, не зануда, люблю жизнь!!! Умного, доброго… МУЖЧИНУ!!!
Любящих выпить, судимых и бродяг прошу не беспокоить… Галина, 59 лет
Минусинск, Россия
2 фото в возрасте от 58 до 65 лет Я интроверт, со всеми вытекающими из этого последствиями. Стараюсь жить в гармонии с собой и быть толерантной к окружающим. Для общения, совместного отдыха, верного спутника до конца жизненного пути, спокойного и умного. Алина, 44 года
Москва, Россия
3 фото в возрасте от 44 до 60 лет Я маленькая городская дама… Я родилась и выросла в самом лучшем городе Москва. С детства мечтала заниматься научной деятельностью, поэтому получила высшее образование и бесценный опыт в дальнейшей работе. С радостью принимаю участие в творческих мероприятиях.
Живу настоящим. Люблю ветер с моря.
С наслаждением поболтаю о ваших увлечениях и послушаю умного собеседника. Хочется, встретить мужчину, с которым будет интересно общаться, интересно молчать, интересно вместе.. Ольга, 55 лет
Санкт-Петербург, Россия
10 фото в возрасте от 48 до 60 лет Спокойный человек, с добрым характером, но постоять за себя умею! Хорошо готовлю, люблю домашний уют, люблю заботиться о своём мужчине и близких. Гарантирую ласку, заботу, вкусную еду и уют, но и в ответ жду многого и во всём люблю взаимность. Надеюсь встретить самодостаточного, состояашегося мужчину для взаимоприятных отношений, во всех смыслах этого слова. А дальше-жизнь всё покажет. Анна, 44 года
Одинцово, Россия
1 фото в возрасте от 40 до 55 лет Добрая. нежная. люблю готовить. Доброго. верного. мужчину… Татьяна, 56 лет
Пугачёв, Россия
4 фото в возрасте от 57 до 66 лет Водолей, рождённый в год чёрного Кота( Кролика). Дружелюбна, общительна. Живу в небольшом частном доме. Ненавижу лентяев и пьяниц. Пенсионерка( не люблю этого слова), но продолжаю работать. Очень люблю крупных лохматых собак, кошек, природу, свои ростишки. Мужчину, доброго, надёжного, любящего животных, умеющего выполнять мужскую работу по дому, возможно согласного на переезд. Светлана, 52 года
Санкт-Петербург, Россия
2 фото в возрасте от 45 до 55 лет Я не идеальна. Вот от слова совсем))
И знаете, это невероятный кайф быть настоящей, это ценят и распознают, пусть и далеко не все. Мужчину. Друга. Близкого человека. Марина, 56 лет
Георгиевск, Россия
1 фото в возрасте от 52 до 62 лет В данный момент нахожусь на пенсии, но работаю. Без в/п, с ч/ю, не люблю ложь. Хочу найти мужчину без вредных привычек, доброго, любящего…. Елена, 33 года
Москва, Россия
6 фото в возрасте от 33 до 42 лет О себе сложно судить, каждый сделает свои выводы при общении. А вообще я добрый человек, хочу любить и дарить кому-то свою любовь. Хочу найти мужчину для серьезных отношений, с перспективой создания семьи. Альбина Александрова, 64 года
Уфа, Россия
5 фото в возрасте от 55 до 68 лет Яркая, скромная, порядочная. Имя-настоящее, сама- реальная, живая и тёплая… ранимая и добрая. Лишь бы тот, с кем рядом засыпаю… был бы тем, с кем хочется проснуться Татьяна, 66 лет
Азов, Россия
4 фото Живу скромно, ценю то, что имею. Спокойная, уравновешенная. Умею создавать уют в доме и в душе. Буду рада знакомству с мужчиной, который сможет позвонить и спросить: » Как дела»? Наталья, 45 лет
Москва, Россия
2 фото в возрасте от 40 до 49 лет считаю себя атеистом
верю в себя Адекватного. Веселого. Одинокого. Атеиста. Alla, 52 года
Волжский, Россия
3 фото в возрасте от 46 до 56 лет I am interesting, cheerful, sincere, with a sense of humor. I like to travel and relax by the water. I have many interests — music, astrology, psychology and my favorite cat. I’m never boring. I am looking for a single man from Europe, tall, normal build, about my age, with a sense of humor and common interests.
на сайте
Илона, 51 годСанкт-Петербург, Россия
4 фото в возрасте от 45 до 55 лет Верю в свою мечту. Доброго жизнерадостного человека. МУЖЧИНУ. ЛЮБОВЬ, 57 лет
Крымск, Россия
4 фото в возрасте от 55 до 70 лет УВАЖАЮ честных и особенно жизни радостных людей с чуством юмора. Верить хотелось бы в чудо что есть мужщины добрые нежные не меркантильные с чуством юмора простые как я сама Смелый и надежный. хотела что бы. кто то был сильней меня устала быть сильной. Безвредных привычек все внормуОбожаю с бород и усы типаж с михаймова. Светлана, 48 лет
Волгоград, Россия
1 фото в возрасте от 45 до 55 лет Внимательная, чуткая
Обонятельная
Для секса нужно взаимопониманием Друга, который бы понимал.
Не люблю, когда люди врут.
Мой девиз: как ты ко мне относишься, так и я к тебе.
Приветствуем вас на странице онлайн знакомств с женщинами в России. Здесь вы можете бесплатно без регистрации просматривать анкеты женщин со всей страны. Но после регистрации вы получите доступ к общению с женщинами и девушками не только в России, но и в других странах мира. Если вы хотите познакомиться, найти свою любовь, завести новые знакомства, друзей, вторую половину, наш сайт знакомств ждёт вас!
Добро пожаловать на Портал, посвящённый Женщине. Женщина — человек женского пола. Слово «женщина» обычно обозначает взрослого человека, а для обозначения ребёнка или подростка используются слова «девочка» и «девушка». В некоторых случаях слово «женщина» используется вне зависимости от возраста, например в выражении «права женщин». Слово «женщина» также может обозначать гендерную идентичность, а не пол человека. Обычно женщина в период с полового созревания до менопаузы может рожать детей и кормить их грудью, хотя некоторые женщины — в частности, бесплодные, интерсексуальные и трансгендерные — этого не могут. |
|
Женщины (фильм, 1966) — Википедия
«Женщины» — советская мелодрама 1966 года из трёх новелл по одноимённому рассказу Ирины Велембовской. Один из лидеров советского кинопроката 1966 года — 36,6 млн человек (6-е место).
О трёх поколениях женщин — работниц мебельной фабрики, об их любви, о радостях и печалях рассказывает этот фильм.
Дуся Кузина приезжает в начале пятидесятых из деревни в город, случайно знакомится с работницей мебельной фабрики Екатериной Тимофеевной Бедновой — вдовой с сыном, которая селит её у себя и помогает устроиться работать на фабрику. Через некоторое время Евдокия начинает встречаться с известным всей фабрике Юрием. Их отношения заканчиваются неудачным абортом, и Евдокия узнаёт, что детей у неё уже не будет.
Спустя несколько лет девушка Аля (Алевтина) Ягодкина из Дусиной деревни хочет уехать с Виктором — городским парнем, приехавшим в деревню в командировку. Мать уговаривает дочь и Виктора сначала оформить свои отношения. Виктор соглашается, но появляется только через два месяца. Алевтина прогоняет его и признаётся матери в том, что беременна. Примерно через год после рождения сына мать Алевтины просит приехавшую в отпуск Евдокию устроить её дочь на ту же фабрику, потому что будущего в деревне у матери-одиночки нет. Алевтина едет с Евдокией в город, а сына оставляет с матерью.
Екатерина Тимофеевна, которая уже руководит фабричным профсоюзным комитетом, случайно узнаёт, что Евдокия держит Алевтину в ученицах больше положенного и к тому же берёт с неё плату за жильё. Екатерина Тимофеевна начинает опекать Алевтину, приглашает её к себе домой на встречу Нового года и знакомит со своим сыном-студентом Евгением. Они начинают встречаться, но Аля не сообщает Евгению о том, что у неё есть ребёнок. Мать против отношений единственного сына с матерью-одиночкой, и рассказывает сыну о ребёнке Алевтины. Но Евгений не собирается отказываться от Али. Воспользовавшись отъездом сына на практику, Екатерина Тимофеевна затевает суровый разговор с Алевтиной. Та уходит с фабрики и возвращается в деревню. Евдокия обличает Екатерину Тимофеевну — любящая, но справедливая мать понимает, что поступила неправильно. Она едет в деревню, у колодца встречает пожилую женщину с мальчиком и догадывается, что это мать Алевтины и её сын.
Фильм был снят по одноименной повести начинающего литератора Ирины Велембовской. «Женщины» стал дебютом на большом экране выпускника режиссёрского факультета ВГИКа Павла Любимова[1]. Режиссёр вспоминал о совместной работе с Велембовской:
Не устаю благодарить судьбу за выпавшее мне счастье общения с Ириной Александровной Велембовской — и просто дружеского, и в совместной работе в кино («Женщины», «Впереди день») — и скорблю о том, что оно было относительно кратким и сделано слишком мало, не столько, сколько бы хотелось. <…> Я уверен, что в весьма неожиданном для меня, шумном, а потом, как оказалось, долговременном успехе нашего первого совместного фильма «Женщины» (экранизации её небольшой повести) сыграли роль не только трогательный сюжет и мастерское владение Велембовской диалогом (каждую фразу, как говорили актёры, «вкусно произносить»), но не в последнюю очередь свет доброты, излучаемый нашим любимым автором. Этот свет, присущий всем произведениям Велембовской, даже когда она пишет о людях глубоко ей несимпатичных, почувствовали все без исключения наши знаменитые и не очень знаменитые актрисы, которых я приглашал на пробную съёмку, причём они ещё не были знакомы с автором повести, а только читали режиссёрский сценарий. Они воистину сражались за право сниматься у начинающего режиссёра в экранизации повести малоизвестной тогда писательницы. |
На главные роли в картину Любимову популярных в то время актрис. Дусю Кузину сыграла Инна Макарова, известная по ролям в фильмах «Девчата», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Высота» и «Молодая гвардия». Нина Сазонова, исполнившая роль Екатерины Бедновой, снималась у Любимова уже во второй раз: в 1963 году она сыграла главную роль в его дипломной работе — новелле «Тётка с фиалками» в альманахе «Юность». В роли Али Ягодкиной снялась студентка Московского театрального училища имени Щукина Галина Яцкина, для которой картина стала вторым появлением на экране. Зная о том, что судьба Галины, приехавшей из Саратова в Москву, чтобы стать артисткой, схожа с судьбой её героини, режиссёр посоветовал ей постараться в кадре оставаться самой собой[1]. Много лет спустя Яцкина рассказывала в одном интервью:
Я помню, как режиссёр Паша Любимов мне тогда сказал: „Галя, послушай, не мудри, никаких образов мне не надо, мне нужно, чтобы ты сыграла саму себя, ту девочку, которая приехала из провинции поступать в Москву“. Так что я ничего специально не играла. И поэтому, когда мне говорят: „Ой, Вы так Альку сыграли!“ — я отвечаю, что это не моя заслуга, это заслуга моих родителей. |
Роль Жени Беднова стала одной из первых работ в кино Виталия Соломина.
Съемки городских эпизодов фильма проходили в Ярославле.[2] Операторы удачно вписали в развитие сюжета практически все основные туристические места города: Речной порт, Волжская набережная с беседкой и Арсенальной башней, Стрелка Волги и Которосли, площадь им. Подбельского (бывшая Рождественская, ныне — Богоявленская), Спасо-Преображенский монастырь и т. д.[1] Сельские сцены снимали в деревне Итларь под Ростовом.
Песня Яна Френкеля на стихи Михаила Танича «Любовь-кольцо» («Нагадал мне попугай счастье по билетику…») звучит в фильме в исполнении Нины Бродской, а «Вальс расставания» Яна Френкеля и Константина Ваншенкина спели дуэтом Нина Сазонова и Пётр Любешкин.
Картина «Женщины» имела большой успех и стала одним из лидеров советского проката 1966 года, собрав у экранов 36,6 миллионов зрителей и заняв 6 место по посещаемости. Удачный первый опыт сотрудничества подтолкнул Павла Любимова и Ирину Велембовскую к его продолжению, и через четыре года после выхода на экраны фильма «Женщины» они выпустили свою новую совместную работу — кинокартину «Впереди день».
- Съёмки городских эпизодов фильма проходили в различных живописных местах города Ярославля:
Спасо-Преображенский монастырь;
Женщины в Византии — Википедия
Женщины в Византии играли важную роль, однако многие детали их жизни являются предметом дискуссий. Многочисленные источники (хроники, юридические тексты, агиографическая литература) рисуют картину патриархального общества Византии, в котором женщины не имели самостоятельного значения и находились в заточении в гинекее. Долгое время внимание историков привлекали только выдающиеся византийские женщины, в основном императрицы, особенно супруга императора Юстиниана I Феодора, оказавшая значительное влияние на события первой половины VI века.
Научное изучение правового и экономического положения женщин в Византии началось во второй половине XIX века и интенсивно продолжается в настоящее время. Предметом изучения являются как женщины вообще, так и связанные с ними вопросы семейного и имущественного права. Скудость сохранившихся источников приводит к разнообразным оценкам места женщин в византийском обществе. С развитием гендерных исследований в 1970-х годах существует тенденция к пересмотру ранних взглядов, согласно которым эта роль не была значительной.
Источники сведений[править | править код]
Как отметил в 1967 году один из пионеров современных византийских гендерных исследований Ж. Гродидье де Матон, о жизни византийских женщин известно довольно мало, поскольку невелики наши знания о византийском обществе вообще. Византийское искусство уделяло не очень много внимания повседневной жизни, светская литература появилась поздно, и вообще византийские писатели больше внимания уделяли «вечным» или государственным вопросам. Женщины в Византии, за исключением императриц, не являлись публичными персонами и редко попадали на страницы исторических хроник. Таким образом, основными источниками сведений по данному вопросу являются, прежде всего, юридические тексты, позволяющие проследить в отдельных аспектах роль женщин на протяжении всей византийской истории. Посвящённое женщинам законодательство обширно: по подсчёту английской исследовательницы Дж. Баклер, издавшей в 1929 году биографию Анны Комнины, из 242 выпущенных между 565 и 1204 годами новелл, 56 посвящены женщинам[1]. Также ценны религиозные тексты различных жанров — проповеди, жития святых, среди которых было немало женщин, а также надгробные речи[2].
Агиографическая литература, несмотря на её общую аскетическую установку и пропаганду полового воздержания, относилась к массовому жанру и потому, наряду с писаниями жизненного пути святых и их религиозного опыта, она содержит рассказы на различные темы, представлявшие интерес для византийского обывателя. К числу таких тем относилась и повседневная жизнь женщин. Исследователи по-разному оценивают отношение к женщинам, выраженное в литературе этого типа. Так, по мнению К. Галатариоту, в женоненавистичном и патриархальном византийском обществе религиозные идеалы отрицали у женщин не только сексуальность, но и пол. С другой стороны, проанализировавший основные агиографические сюжеты для периода с V по XII век А. П. Каждан, отметивший, что византийская житийная литература в целом благосклонна к женщинам. Так, в житии святого Мартиниана[en] отмечается, что Бог создал как Адама, так и Еву, а впоследствии сам явился в мир посредством женщины. В рассказе об Андрее Юродивом говорится, что женщину создал не дьявол, но Бог — с целью улучшить мир, и всякий, кто желает взять себе жену, может это сделать с божьего разрешения[3]. Агиографы признают, что женский пол слаб, но способен преодолеть свою слабость, и действовать, как мужчины. При необходимости женщины могли встать на городские стены с оружием в руках или же проявить большую стойкость, чем мужчины, перед лицом гонителей веры. Однако авторы этих произведений отделяют эти экстраординарные события от повседневной жизни женщины, которую только чрезвычайные обстоятельства могут заставить забыть скромность и выйти на улицу[4]. Анализ сведений бытового характера, предоставляемых агиографической литературой сложен, поскольку сложно отделить реалии современной автору эпохи от его представления о том, как эти реалии выглядели в описываемое им время[5].
Ещё несколько категорий источников представляют интерес с точки зрения изучения жизни женщин в Византии. Ряд византийских текстов был создан женщинами. Крупнейший из них — это исторический труд Анны Комнины «Алексиада», часто анализировавшийся в этом качестве. Сохранилось поэтическое наследие монахини Кассии (IX век). Известны также разнообразные хозяйственные и юридические документы, составленные женщинами[6]. Типиконы женских монастырей ценны как источник сведений об организации заведений, созданных женщинами и для женщин. Эти уставы не создавались по образцу уставов мужских монастырей и учитывали специфику жизни монахинь. Самым подробным из них является устав монастыря Кехаритомене[en], основанного императрицей Ириной Дукиней в XII веке и существовавшего как минимум до начала XIV века. Несколько типиконов монастырей, основанных знатными дамами, сохранилось от палеологовской эпохи. Некоторые типиконы женских монастырей были написаны мужчинами, например, около 1400 года монах Нил Дамила создал устав женского монастыря на Крите[7].
Характеризуя совокупность сохранившихся сведений о византийских женщинах, английская исследовательница Дж. Херрин[en] отмечает, что все эти документы несут отпечаток мужской предвзятости, выделяющей исключительно необычных, с точки зрения жителя Византии, женщин или же какие-то необычные аспекты их жизни. Источники обращают внимание преимущественно на обладательниц исключительного богатства или на родственниц императора, тогда как сведения о сельских жителях Византии, составлявших большинство населения империи, крайне скудны. Агиографические тексты ценны, но и они не дают информации о беднейших слоях общества; практически полностью утрачены записи о рождениях, смертях и браках[8].
Византийские гендерные исследования[править | править код]
Основной источник: [9]Первые работы, описывающие византийских женщин, стали появляться во второй половине XIX века. В России это были изданные в 1859—1860 годах очерки писателя и журналиста Р. В. Орбинского о супругах императоров Юстиниана I и Романа II Феодоре и Феофано, дочерях Константина VIII Зое и Феодоре[10][11]. Согласно П. В. Безобразову, в ряде работ о византийской культуре рассматривавшего и роль женщин, «женщину <в Византии> вообще не уважали», однако практически это имело отношение только к женщинам среднего класса, то есть занимавшим общественное положение выше крестьянок, но ниже родственниц императора. Ограничившись краткими замечаниями общего характера, историк подробно остановился на трагической судьбе двух императриц эпохи иконоборчества — Ирины и блаженной Феодоры[12]. Двенадцати императрицам посвящена первая часть «Византийских портретов» французского византиниста Ш. Диля, предисловие к которым написал П. В. Безобразов. Не ограничиваясь жизнеописанием конкретных женщин, французский историк попытался дать общее представление о жизни императриц и на примере высших и средних слоев общества показать византийскую семью и её гендерные особенности в целом[13]. В дальнейшем регулярно появлялись и продолжают появляться в настоящее время монографии и сборники статей, посвящённые выдающимся византийским женщинам. Вопрос о том, каким образом женщины осуществляли управление империей, исследовала Дж. Херрин; она же является автором ряда монографий и статей в Оксфордском словаре Византии на гендерные темы.
Со второй половины XIX века началось исследование правовых аспектов положения византийской женщины. Примерно в то же время ценные замечания о правовом положении византийских женщин сделал известный византинист В. Г. Васильевский. Византийские корни русского семейного и брачного права исследовал А. С. Павлов. В 1909 году И. И. Соколов опубликовал работу о поводах к разводу в Византии, в которой было обращено внимание на неравноправное положение женщины в вопросах развода[14]. В 1970-е годы появились важные работы в этом направлении. В статье Ж. Бокам (Joëlle Beaucamp) «La situation juridique de la femme à Byzance» (1977, в 1990-е годы вышла двухтомная монография «Le statut de la femme à Byzance (IVe-VIIe siècle)») были заложены основы современных представлений о правовом статусе византийских женщин, проанализированы основные источники светского и канонического права, предложена классификация налагаемых на женщин ограничений, а также выделены уникальные, по сравнению с мужчинами, права. Правовой статус женщин прослеживается также в работах советского историка Е. Э. Липшиц. В 1980-е годы византийское право, в том числе семейно-брачное право и законодательство императриц, изучали немецкие историки, такие как А. Шминк, М. Т. Фёген[de] и Д. Зимон[de]. Виды эротических отношений в юридических источниках рассматривал греческий учёный С. Троянос[de]. Исследовался также вопрос о месте женщины в религиозной жизни империи и её физическом месте в храме (Р. Ф. Тафт, А.-М. Тэлбот, Дж. Л. Хаксли).
Одним из первых роли женщин в сравнении с мужчинами уделил внимание византинист и историк Церкви Н. А. Скабаланович. Согласно его взгляду, византийская женщина была «лицом, на котором держался весь семейный порядок Византии и которое всего более несло тяготы домашней жизни»[15]. Из советских византинистов вопросам византийской семьи уделяли внимание А. П. Каждан («Византийская семья», 1969) и Г. Г. Литаврин («Как жили византийцы», 1974, 1-е изд.). Примерно в те же годы семью как часть византийской культуры исследовал немецкий византинист Х. Хунгер[de]* («Reich der neuen Mitte. Der christliche Geist der byzantinischen Kultur», 1965). Основной прогресс в византийской гендерной проблематике в 1980-е годы связан с именем А. Лаиу[en], предметом исследований которой стали роль женщины в семье, её участие в экономической деятельности, обществе и политике, грамотности среди женщин и множество других вопросов. В тот же период ряд работ по византийской семье опубликовала Э. Патлажан[en]. В 1990-е годы заметным явлением в византийских гендерных исследованиях стало исследование Л. Гарланд о о женщинах, оказавших влияние на историю Византии VI–начала XIII веков (Byzantine Empresses. Women and Power in Byzantium, AD 527-1204, 1999) и коллективная монография под редакцией Л. Джеймс, посвящённая гендерной истории Византии IV–XII веков (Women, men and eunuchs: gender in Byzantium, 1997). C начала 2000-х годов публикует свои работы по различным вопросам, касающимся византийских женщин, Дж. Херрин; в 2014 году вышла её монография Unrivalled Influence. Women and Empire in Byzantium.
Общие положения[править | править код]
Законодательство, применимое к мужчинам, относилось и к женщинам, тогда как обратное утверждение не всегда верно. Византийское право, за редкими исключениями проституток и актрис, не рассматривало женщин как субъектов экономической деятельности, сосредотачиваясь на трёх основных сферах: ограничения правоспособности в некоторых сферах, установлении моральных правил и определении места женщины в семье и связанным с этим вопросам брака[16]. Основные ограничения, накладываемые законодательством на женщин, были сформулированы ещё во времена Юстиниана I (527—565), развиты в сводах Эклоге (VIII век) и Прохироне (IX век) и интегрированы в конце IX века в законченных при Льве VI (886—912) Базиликах. Основным из них был запрет занимать какие-либо публичные должности или выполнять публичные обязанности. Особо отмечался запрет на исполнение судебных обязанностей или функций банкира. Под эти ограничения не подпадало занятие императорского престола, поскольку в юридических текстах императрица рассматривалась только как жена императора[17]. Следующее важное ограничение касалось невозможности для женщин участия в судебном процессе, ни с целью представления своих собственных интересов, ни, тем более, интересов своих мужских родственников. Следствием этого было то, что женщины могли предстать перед судом только в ряде особо тяжёлых случаев — убийстве, оскорблении величества и других действиях против государства. Также женщины не могли быть свидетелями по завещанию[18]. Наконец в семейном праве, женщинам, за исключением матерей и бабушек, было запрещено исполнять обязанности воспитателя или опекуна. В Базиликах это ограничение, введённое при Юстиниане, было уточнено — имелись в виду те мужские обязанности, которые женщины не могли исполнять по причине слабости своего пола. В X веке эти запреты были повторены в «Большом синопсисе» Базилик. Составленный Евстафием Ромеем[en] в XI веке юридический сборник «Пира» запрещал женщинам быть учителями. В этом же сборнике подробно разбирался вопрос о том, в каких случаях женщина могла быть обвинена в преступлении[19]. В противовес перечисленным случаям дискриминации, в отдельных ситуациях женщинам предоставлялась дополнительная правовая защита. Так, для них допускались исключения из принципа, согласно которому незнание законов не освобождает от ответственности. Такими исключениями, например, могли быть некоторые неочевидные случаи инцеста[прим. 1]. Эти вопросы подробно разбираются в «Большом синопсисе» и «Пире». Кроме этого, законодательство защищало женщин при поручительстве перед третьими лицами, а также от принуждения к браку с опекунами[21].
В вопросах регулирования моральной сферы несколько тем привлекали особое внимание светских и религиозных законодателей. Прежде всего это установленный при Юстиниане и зафиксированный также в сборнике канонического права того же периода «Номоканоне в XIV главах» запрет на похищение. Похититель и его соучастники могли быть подвергнуты самым разнообразным карам, начиная от отлучения от церкви и вплоть до убийства на месте преступления. Эти установления были подтверждены и уточнены (необходимо было различать похищение и совращение[en]) в более позднем законодательстве. При императоре Романе III (1028—1034) к числу наказаний была добавлена конфискация имущества[22]. Законодательство о запрещении сводничества и вовлечения в проституцию, в частности рабов, наиболее подробно изложено в Базиликах[23].
Вопросы брака[править | править код]
Для всего средиземноморского региона было характерно подчинённое положение женщины. Ж. Гродидье де Матон отмечает усиление этой тенденции в Византии по сравнению с периодом Принципата, что он связывает с ориентализацией нравов общества. Это проявлялось в различных формах правового неравенства, начиная с определения дополнительных мелких обязанностей, и вплоть до откровенной несправедливости. Так, например, только вдова должна была соблюдать строгий траур в течение года. Аналогичное требование накладывалось и на супругу пропавшего солдата, которая после этого могла повторно выйти замуж только после того, как офицер поклянётся на Евангелии, что видел труп пропавшего. При этом, однако, случались коллизии, и тогда судьба «вдовы» находилась полностью в руках «воскресшего» мужа. Такое неравное положение сложилось уже ко времени Юстиниана. Другим примером является установленное при императоре Льве VI правило совершения развода в случае безумия одного из супругов — женщина должна была ждать пять лет, пока этот диагноз будет считаться доказанным, тогда как мужчина только три. В случае супружеской неверности, хотя наказание и было одинаковым для обоих супругов (вплоть до смертной казни во времена Юстиниана и отрезания носа или лишения глаза в более поздний период), муж мог отказаться впустить неверную жену в дом, оставив ей только возможность уйти в монастырь, то жена должна была принять своего безносого или одноглазого супруга[24]. Уличённая в супружеской неверности женщина не могла выйти замуж повторно и лишалась права свидетельствовать[25]. С другой стороны, женщины имели и некоторые преимущества: поскольку считалось, что они не в состоянии следить за своим языком, для них не предполагалось сурового наказания за клевету, тогда как если муж ложно обвинял жену в неверности, та получала развод, а всё бесчестье падало на мужа. И даже если обвинение оказывалось справедливым, то всё равно муж терял право на распоряжение приданым. Однако он сохранял это право, если развод был по другой причине, например, если жена была завсегдатаем театра[26]. В целом, по оценке французской исследовательницы правового положения византийских женщин Ж. Бокам, в вопросах развода существовало значительное неравенство в пользу мужчин как в светском законодательстве, так и в каноническом праве. Так, правило 9 Василия Великого гласило, что хотя согласно Евангелию развод за прелюбодеяние полагается как мужчинам, так и женщинам. Согласно обычаю, женщинам полагалось «удерживать мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде находятся. Поэтому не знаю, может ли прямо прелюбодейцею наречься живущая с мужем, оставленным своею женою, ибо здесь обвинение падает на оставившую мужа, по какой причине она отступила от брака. Ибо если потому, что биема была и не стерпела ударов, то подобало паче претерпеть, нежели разлучаться с сожителем; если потому, что не стерпела утраты имения, и сей предлог не достоин уважения»[27][28].
Начиная с издания Эклоги императором Львом III Исавром в 726 году, основной задачей женщин, с точки зрения общества, считалось воспроизводство человеческих ресурсов, что выражалось в соответствующих формулировках законодательства, в котором вопросы брака и размножения были тесно связаны. В целом, относящееся к женщинам законодательство рассматривало преимущественно вопросы брака. Эклога и последующее законодательство уделяли значительное внимание укреплению семьи: последовательно сокращалась власть отца семейства и увеличивались права женщин и детей, сокращалось число допустимых причин для развода и разрыва помолвки. Законодательство не исключало для женщин возможности иметь равные имущественные права со своими мужьями, равно как и занимать положение главы семьи после смерти супруга[29].
Греческая исследовательница А. Лаиу[en] проанализировала процентное содержание судебных дел, относящихся к женщинам в правовых источниках XI—XIV веков. При их общей значительной доле (от 36 до 71 % от общего количества), основными темами являлись вопросы приданого и других имущественных вопросов, а также брака и развода. С течением времени фокус законодательной активности менялся — если в XI—XIII веках каноническое право рассматривает в основном моральные аспекты брака, то в XIV веке интерес законодателей касался в основном прав женщин на собственность в браке, а также их имущественным спорам с близкими родственниками[30]. Важным вопросом являлась возможность для женщин вступать во второй и последующие браки. Такие браки, несмотря на то что они были запрещены, особенно для женщин, были широко распространены. Византийский правовед XIII века Димитрий Хоматиан упоминает об одном случае, когда некая женщина была замужем четырежды. Значение темы брака и размножения в поздневизантийском обществе, по мнению А. Лаиу, основывается на демографических соображениях. По её данным для крестьян XIV века, при ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 25 лет и рождаемости примерно 44 ребёнка на 1000 человек в год и выживаемости 50 % в первые пять лет жизни, женщина должна была родить не меньше 6 дочерей, чтобы хотя бы одна из них дожила до 30 лет[31].
С точки зрения церковного права[править | править код]
Каноническое право налагало на женщин примерно такие же ограничения, как право гражданское. В различных сборниках церковного права воспроизводились принятые начиная с IV века решения, согласно которым женщинам запрещалось главенствовать в церкви. 17 правило Гангрского собора (IV век) запрещало женщинам «мнимое подвижничество»[32], 11 правило Лаодикийского собора (IV век) запретил «поставлять в Церкви так именуемых пресвитерид», то есть старших диаконисс[33], 70 правило Трулльского собора (691) предписывала женщинам молчать во время литургии[34]. Эти запреты были подтверждены патриархами в середине XI века[35]. 48 канон Трулльского собора устанавливал, что жена священника, произведённого в епископы должна быть пострижена в монахини и поселена в монастырь далеко от мужа. Законом императора Исаака II от 1187 года это положение было уточнено: теперь, если супруга отказывалась от пострижения, то и её муж должен был отказаться от епископского сана. По мнению Ж. Гродидье де Матона, это свидетельствовало не о предоставлении женщинам права свободного выбора, а о заботе государства о целостности семьи[24].
Предметом многочисленных исследований является существование в Византии диаконисс, то есть принявших посвящение в священство женщин. Достоверное известно о диакониссах повсеместно в ранней Церкви и в Византии с IV по конец VII века, как минимум в Константинополе и Иерусалиме. Законодательство Юстиниана допускало женщин-священников к богослужению в Софийском соборе. О них упоминается у Константина Багрянородного (X век) и в составленном Анной Комниной панегирике своему отцу, императору Алексею I Комнину. Вопрос о том, когда прекратилось посвящение диаконисс, является дискуссионным[36].
Экономическая роль женщины в семье определялась значением её приданого, которое вместе с брачным даром мужа становилось имущественной основой семьи. После смерти женщины приданое переходило в первую очередь к её детям, во вторую — к её родителям, тогда как вдовец имел только права пользования этим имуществом. Приданое могло быть потрачено только в редких случаях, главным образом при условии угрозы выживанию семьи, прежде всего детей. Хотя женщина сохраняла право на своё приданое, распоряжался им её муж; в случае ненадлежащего управления жена могла подать в суд на супруга. Это имущество, которое могло включать в себя недвижимость, наличные или драгоценности, в силу своей природы в общем случае не могло быть инвестировано в рискованные предприятия, но на практике были возможны различные способы обойти это ограничение. В палеологовский период известны также случаи, когда женщины могли использовать своё приданое самостоятельно для ведения предпринимательской деятельности[37].
Экономическая активность женщины зависела от её социального положения. Значительная экономическая роль аристократок отмечается с конца XI века. Так, писательница XIII века Анна Комнина писала о своей бабке Анне Далассине, матери императора Алексея I Комнина (1081—1118), что император «решительно ничего не предпринимал без её совета, но, посвящая её в свои замыслы, пользовался помощью матери и постепенно приобщал её к управлению государством»[38]. То, что это было не исключением, а достаточно типичным явлением для того времени, свидетельствуют успехи невестки Далассины Ирины Дукини в управлении хозяйством в основанном ею монастыре[en]. В XIV веке византийские женщины получили больше возможностей для контроля над своим имуществом. Известно, что мать императора Иоанна VI Кантакузина (1347—1354) управляла своими складами в Константинополе. И, как сообщает в своих воспоминаниях императрица, это было её решение оказать поддержку будущему императору Андронику III (1328—1341) в его борьбе за власть. К тому же периоду относится информация о самостоятельном распоряжении семейным имуществом супруги и дочери[fr]* крупного чиновника Никифора Хумна[39].
Прибытие около 881 года в Константинополь богатой вдовы Данилиды[en] с подарками для императора Василия IСохранившиеся женские завещания предоставляют дополнительные сведения о тех способах, которыми жительницы Византии могли распорядиться своим имуществом. В основном эти тексты демонстрируют нарочитое благочестие завещательниц. Так, мать Иоанна Кантакузина, почувствовав приближение смерти передала свои земли и богатства монастырю Кутлумуш с тем, чтобы монахи молились за её грехи. Состоятельная вдова куропалата Смбата Пакуриана Кала распорядилась в 1090 году своим обширным имуществом более разнообразно: многочисленные рабы должны были быть отпущены на свободу, её парики освобождались от налогов и должны были молиться за её грехи, различным частным лицам, в том числе императору Алексею I отходило различное движимое имущество. Часть средств была завещана близким родственникам[40]. Сохранилось также гораздо менее детальное завещание её мужа, назвавшего Калу своей душеприказчицей. Сравнительно непримечательным образом поступила некая монахиня Ипомона, которая завещала своё имущество монастырю в обмен на предоставление ей и её детям ежегодно денег на пропитание[41].
Самым естественным занятием для женщин византийцы считали ведение домашнего хозяйства, прежде всего ткачество. Сохранившийся типикон монастыря Ирины Дукины также предписывает монашкам это занятие. Однако существовало различие между ткачеством для себя и своей семьи и работой на продажу. Это могло стать поводом для семейного конфликта или даже развода, как в одном из случаев в практике церковного деятеля XII—XIII веков Иоанна Апокавка[42]. Это было не единственным занятием, доступным для женщин. В течение всей византийской истории упоминаются женщины, занимавшиеся торговлей, работавшие кормилицами или повивальными бабками[43]. О том, что большинство торговцев на рынках Константинополя были женщинами, сообщал в XIV веке арабский путешественник Ибн Баттута. Либерализацией законодательства относительно возможности женщинам распоряжаться своим приданым объясняют рост, начиная с XI века числа женщин, занятых в торговле, производстве продуктов питания или даже ростовщичестве. Согласно имеющейся статистике для XIV века, до 75 % предпринимательниц принадлежали к аристократии[44]. Из судебной практики известно о случаях, когда источником дохода женщин были чудотворные иконы или доля в приносимом ими доходе, складывавшегося из приношений верующих[45].
Максимальные возможности для ведения собственного дела были у не вышедших повторно замуж вдов, получивших право распоряжаться семейным имуществом. Число таких женщин могло составлять до 20 % от общего населения во все периоды. В сельской местности вдовы могли платить налоги и вполне успешно вели своё хозяйство. Экономическая активность городских вдов изучена хуже, но отдельные случаи известны. Об участии женщин в сельскохозяйственных работах почти ничего не известно. К числу их занятий в этой сфере относились сбор винограда, уход за мелкими животными и в редких случаях пастушество[46].
Детство. Воспитание. Отношения с родителями[править | править код]
Большинство византийских родителей любили своих детей независимо от пола. Однако, если у них уже была одна или несколько дочерей, отсутствие сына воспринималось как несчастье, сопоставимое с бездетностью. Причина этого была в том, что сын вместе со своими детьми рассматривался как продолжатель семьи, тогда как дочь, которой было необходимо выделить приданое, как дополнительная финансовая нагрузка на родителей[47]. Посвятивший один из разделов своего трактата о военном искусстве управлению домашними делами автор XI века Кекавмен писал о том, как следует обращаться со своими дочерьми: «опозорившаяся дочь совершила проступок не только против самой себя, но и против родителей и против всех, принадлежавших к её роду. Держи дочерей в затворе, как осуждённых, подальше от чужих глаз, дабы не очутиться в положении как бы ужаленного змеёю»[48]. Обучению девочек в семье уделялось меньше внимания, чем мальчикам. Чаще всего было достаточно начального домашнего образования, которое начиналось приблизительно с шести лет. Девочек учили читать, писать, считать, петь (в основном псалмы). В круг чтения входили преимущественно жития святых. Вероятно, это образование давалось дома — не известно упоминаний о существовании специальных школ для девочек. Следствием одарённости в раннем возрасте для девочки мог стать ранний брак, как это было в случае святой IX века Феодоры Фессалоникийской[fr], обручённой в возрасте 7 лет[49].
Поскольку в целом браки заключались рано, обычно к 12 или 13 годам, у девочек было немного времени, чтобы обучиться ведению домашнего хозяйства. С точки зрения поведения в доме, девочкам внушались преимущественно запреты — не сидеть за столом с мужчинами, мало есть, не пить вина, опускать глаза вниз, не шутить и не смеяться громко и т. п. Если к ней обращались, девочка должна была отвечать как можно короче и тише. Категорически осуждалась нагота, и даже демонстрация локтя могла быть оправдана только крайним возбуждением. Порицая падение нравов в начале XV века в рассуждении «О причинах наших несчастий», монах Иосиф Вриенний[fr] к таковым причинам относил и распространившееся обыкновение женщин спать обнажёнными[50].
Распространённым мотивом в источниках является затворнический образ жизни византийских женщин. Рассказывая о землетрясении 1064 года, историк XI века Михаил Атталиат, современник советовавшего держать дочерей в заточении Кекавмена, говорит о женщинах, обычно сидящих дома, а тут забывших стыд и выбежавших на открытое место. Аналогичный случай приводит историк Михаил Пселл, говоря о возбуждении, охватившем Константинополь после изгнания из столицы императрицы Зои — «Я сам видел, как многие из тех, кто до того никогда не покидал женских покоев, бежали по улицам, кричали, били себя в грудь и горестно оплакивали страдания царицы»[51]. Известен также рассказ историка IX века Иоанна Каминиата[en] о разграблении Фессалоник[en] арабами в 904 году[прим. 2], когда девицы, никогда до того не выходившие из дома, должны были бежать через общественные места вместе с другими женщинами. В коллекции житий писателя X века Симеона Метафраста приводятся подобные случаи из жизни мучениц IV века, вынужденных покинуть свои «девичьи покои» (др.-греч. παρθενικών θαλάμων). Неизвестно, насколько эта реалия соответствовала описываемому автором периоду. Такого рода описания известны вплоть до падения Константинополя в 1453 году[53]. C другой стороны, в большом количестве других текстов говорится о возможности для женщин свободно передвигаться и вести активную жизнь в обществе. Исследователи предпринимали различные попытки согласовать эти противоречивые сведения. Так, по мнению А. Лаиу, сообщения о женском затворничестве после XI века отражают не реальное положение дел, а идеализированное представление о нём авторов, и уже в XII веке ситуация была совершенно другой[54]. Сложность данного вопроса усугубляет разнообразие используемой в источниках терминологии для обозначения мест уединения женщин[55].
Замужество и воспитание детей[править | править код]
По мнению А. П. Каждана, в основанной на христианской морали системе ценностей византийцев сохранение целомудренности представляло значительную ценность, официальная доктрина восхваляла брак и объявляла его великим и ценным даром божьим[56]. Обе основные силы византийского общества — государство и церковь — имели свой взгляд на необходимость заключения брака. Государство в целом всячески поощряло вступление своих граждан в брак, особенно в период тяжёлой демографической ситуации VIII-IX веков. С точки зрения государства, долгое время брак был чисто гражданским делом, регулировавшимся соответствующим законодательством, и до конца IX века для вступления в брак было достаточно выполнения гражданских процедур. С начала X века роль церкви в этом вопросе существенно возросла[57]. Свойственный раннему христианству эсхатологический взгляд на мир, следствием которого стало отрицание ветхозаветного взгляда на бездетную женщину, как на проклятую, и крайние аскетические тенденции в церкви Византии, были отвергнуты в канонах Гангрского (ок. 340 года) и Трулльского соборов (692 год). Несмотря на это, в агиографических текстах встречаются как восхваление безбрачия, так и положительные оценки законного брака, заключаемого с целью воспроизводства и сдерживания похоти[58]. Распространённой темой является противопоставление целомудрия и брака, от которого женщина может скрыться в монашеской келье. На браке часто настаивали родители девушки, и тогда другим компромиссом мог стать неконсуммированный брак. Либо же, как в случае святой V века Мелании Младшей, женщина могла в какой-то момент объявить о своём желании вести воздержанную и праведную жизнь[59]. В практическом отношении касательно брака византийцы руководствовались двумя основными соображениями. С одной стороны, большинство византийских родителей стремились выдать своих дочерей замуж по достижении ими 12 лет, вне зависимости от желания самой девочки. С другой стороны, невесту требовалось обеспечить приданым, что могло оказаться непосильным для семейного бюджета, и тогда родители могли, столь же мало интересуясь мнением девочки, предопределить ей безбрачие. Уже начиная с трёх лет дети могли быть отданы для обучения в монастырь, хотя практику принудительного безбрачия для детей осуждал ещё Василий Великий. Распространённым обычаем были ранние помолвки, после заключения которых жених поселялся в доме своей будущей супруги[60].
Как было показано выше, утрата супруга могла дать женщине финансовую независимость. В противоположность этому, известны документы, в которых женщины выражают чувство беспомощности, возникавшее после смерти мужа. Упомянутая ранее состоятельная вдова Кала Пакуриана, несмотря на своё богатство и наличие многочисленных родственников, жаловалась, что «осталась незащищённой, безутешной и одинокой». Анна Комнина завершает «Алексиаду» плачем, в котором она говорит о том, что утратив отца и мать, самым большим потрясением для неё стала смерть мужа, пережив которую, она «погрузилась в море отчаяния»[61]. Положение вдовы было тяжелее в случае её бездетности; по словам вдовы Пакурианы, бездетность это «позорнейшая вещь, особенно для женщины»[62].
О материнстве в Византии известно очень немного. В основном это разрозненные упоминания в разнообразных источниках, агиографические тексты и рассказы об образцовых матерях Ветхого и Нового заветов (например, Богородицы или её матери Анны). По подсчётам американского византиниста Питера Хэтли (Peter Hatlie), всего в десяти текстах эта тема рассматривается подробно — речи на погребение, составленные в честь своих матерей Григорием Назианзином (IV век), Феодором Студитом (IX век), Михаилом Пселлом (XI век), речь Хорикия Газского в честь матери епископа Газы Маркиана (VI век), житие Марты[en], матери