Зрр зпр – Задержка речевого развития — симптомы, признаки, лечение (ЗРР, ЗПРР), задержка развития речи у ребенка.

Содержание

что это такое, причины и лечение нарушения

ЗПР проявляется как нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Это комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций.

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения. Все нарушения психоэмоционального развития проявляют себя в одинаковой степени, ни одно из них не является преобладающим.

Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. У детей страдает воображение, запоминание, внимание становится рассеянным.

Если у детей диагностируется задержка речевого развития (ЗРР), все основные психические функции, кроме речи, остаются сохранными. Основной признак задержки речевого развития – несоответствие уровня речи возрастным нормам. Речевые умения отстают от нормы на несколько возрастных периодов, хотя умственная деятельность, интеллект и эмоции в норме. Ребёнок понимает обращённую речь, адекватно на неё реагирует, выполняет 1–2-ступенчатые инструкции, но сам говорит мало и неохотно, не пользуясь речью, как инструментом общения. Без коррекционных действий ребёнок, повзрослев, становится малообщительным и неконтактным.

Причины возникновения ЗПРР у детей

Нарушение работы речевых и двигательных областей головного мозга ведёт к расстройству речи, интеллектуальных способностей, двигательных функций. ЗПРР у ребёнка может развиться по следующим причинам:

  • Повышение внутричерепного давления, которое может быть последствием неправильно выполненных прививок, перенесённых инфекционных заболеваний.
  • Родовая травма, длительный безводный промежуток, гипоксия плода.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Слишком ранний отказ от грудного вскармливания.
  • Социальные факторы, отсутствие речевой практики в семье в период формирования у малыша речевых зон головного мозга.
  • Заболевания органов желудочно-кишечного тракта, слуха, аллергия, воспаление аденоидов, отит, черепно-мозговая травма, перенесённые в раннем детстве.
  • Аномалии строения или повреждение шейного отдела позвоночника во время родов, операции кесарева сечения.

Задержка психоречевого развития у детей может быть заподозрена, если отмечаются следующие симптомы:

  • с трудом выполняет элементарные задания по словесной инструкции без использования зрительной помощи или жестов;
  • развитие речи у ребёнка не соответствует возрастным нормам;
  • не может концентрировать внимание во время игровой деятельности, чтения ему книг, просмотра мультфильмов, прослушивания детских песенок и стихов;
  • бедный словарный запас, он неправильно понимает смысл простых слов;
  • не может играть со сверстниками в игры, свойственные его возрасту.
Особенно внимательно нужно отнестись к ситуации, когда ребёнок отказывается от общения со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Возможные причины этих нарушений – аутистические проявления или отклонения психического развития.

Если не обратить вовремя внимание на ЗРР, то со временем, к 5–6 годам, заболевание перерастёт в общее недоразвитие речи, которое сложнее поддаётся коррекции.

Диагностирование и обследование

Диагностика задержки речевого развития проводится следующими специалистами:

  • Невролог поможет справиться с заболеваниями нервной системы, лежащими в основе дефекта.
  • Педиатр диагностирует и лечит соматические заболевания, которые могли способствовать задержке речи.
  • Дефектолог занимается с детьми коррекцией речи и развитием высших психических функций начиная с трёхлетнего возраста. Занятия направлены на развитие речи, мышления, памяти, внимания, мелкой и крупной моторики.
  • Логопед поможет стимулировать речевое развитие, освоить правильное речевое дыхание, артикулированию звуков, научит управлять своей речью, формулировать мысли, высказывания, освоить лексику, грамматические формы. Занятия можно начинать с 3–3,5 лет.
  • Педагог-психолог устанавливает диагноз ЗПР у детей младшего школьного возраста или у дошкольников на основании специальных тестов.

Невролог может назначить МРТ, электроэнцефалографию, компьютерную томографию, нейросонографию для исключения очага поражения в головном мозге.

Самостоятельно провести первичную диагностику речевых проблем 3,5–4,5-летнего малыша можно с помощью наблюдения за ним и проведения несложных тестов:

ребёнок ловит мяч
  1. Чтобы узнать, понимает ли ребёнок значения слов, можно произнести название предметов в ближайшем окружении, не глядя на них, и предложить их показать.
  2. Для определения понимания значений прилагательных, нужно показать два одинаковых предмета разных цветов, спросить: «Где красный (мяч)? А где синий?».
  3. Чтобы узнать, понимает ли малыш глаголы, можно показать 2–3 картинки, где один и тот же персонаж выполняет разные действия, спросить: «Где (птичка) летит, клюёт, сидит?».
  4. Для определения понимания значений предлогов предложить малышу положить игрушку или карандаш на коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой, под коробку.
  5. Чтобы выяснить верно ли ребёнок употребляет грамматические категории, ему предлагают назвать слово во множественном числе (это рука, а это… руки), создать уменьшительную форму существительного (у великана ноги, а у гномика… ножки), изменить глагол по родам (пёс убежал, а собака… убежала).
  6. Для определения состояния фразовой речи предложить закончить начатое предложение про объект, изображённый на картинке (девочка… купила в магазине хлеб, мальчик… едет домой на велосипеде).
  7. Для определения умения сохранять рисунок слова, предлагают повторить за взрослым слова, состоящие из 3–4 слогов: самовар, молоток, полицейский, экскаватор, одуванчик, перебежал и т. д.

Медикаментозное лечение

Лечение задержки речевого развития у детей может проходить амбулаторно, в режиме частичной госпитализации или в условиях круглосуточного наблюдения в стационаре без ограничения передвижения по отделению.

В соответствии с причиной, из-за которой развилась задержка психического развития у детей, обязательно проводится лечение основного заболевания. Используются разнообразные группы препаратов: ноотропы, витамины, сосудистые, успокоительные, психостимуляторы, адаптогены.

Если установлен диагноз ЗПРР, лечение должно быть комплексным. Нельзя отдавать предпочтение только одному препарату, т. к. в этом случае не будет лечебного воздействия на все нервные структуры.

  • Ноотропы: Фенотропил, Ноотропил, Семакс, Пантогам, Танакан, Глиатилин, Энцефабол, Глицин, Глютаминовая кислота, Биотредин, Кортексин. Эти препараты активизируют функцию головного мозга, стимулируют запоминание, познавательную, умственную деятельность у психически инертных людей, улучшают устойчивость клеток головного мозга к кислородному голоданию, успокаивают и улучшают настроение в случае необходимости, предупреждают судороги и поведенческие расстройства. Обладают дезинтоксикационными свойствами.
  • Витаминные комплексы: Нейромультивит, Мильгамма и витамины: биотин, тиамин, никотиновая кислота, цианокобаламин или поливитамины, содержащие в своём составе группу В, Е, С, РР, фолиевую кислоту и микроэлементы. Без витаминов и микроэлементов в организме невозможны процессы нормальной жизнедеятельности.
  • Сосудистые: Винпоцетин, Кавинтон, Детралекс, Инстенон, Вазобрал, Циннаризин, Ницерголин, Мемоплант. Данные лекарства улучшают мозговое кровообращение, приток артериальной крови и отток венозной крови из мозга, усвоение кислорода и питательных веществ головным мозгом, нормализуют тонус сосудов головы и шеи.
  • При психоречевой расторможенности, эмоциональных потрясениях организм нуждается в нормализации обменных процессов в нервной системе. С этой целью используются успокоительные препараты: Пустырник, Ново-пассит, Персен, Бромистый калий, Валериана и настойки мелиссы, пиона, зверобоя.
  • Психостимуляторы — безрецептурные препараты: Адаптол, Церебролизин, Актовегин, Фенибут, Чаванпраш. Активизируют умственную и в меньшей степени физическую активность. Ускоряют мышление, уменьшают усталость, сонливость и вялость, повышают способность концентрировать внимание, работоспособность, общительность.
  • Адаптогены: женьшень, элеутерококк, лимонник, радиола, маточное молочко, алоэ, пихта, левзея, шиповник. Кроме этих, ещё лекарственные средства: Лецитин, Дибазол, Янтарная кислота, Мумиё, Пантокрин, Мелаксен, Аргинин. Растительные и искусственные адаптогены надо применять исключительно по назначению врача, т. к. они имеют много дополнительных эффектов. Например, Дибазол снижает артериальное давление, а Мелаксен является снотворным препаратом.

Биологически активные препараты тонизируют нервную систему, повышают устойчивость организма к внешним неблагоприятным воздействиям, улучшают настроение, работоспособность, повышают аппетит. Действие развивается постепенно.

Если задержка речевого развития у детей вызвана гидроцефалией, то будет головная боль, тошнота, рвота. Потребуется назначение обезболивающих, противорвотных, мочегонных средств.

Немедикаментозное лечение

Необходимым условием успешности лечения является подключение немедикаментозных методов, к которым относятся:

  • занятия с логопедом;
  • массаж;
  • ЛФК;
  • занятия с психологом;
  • краткосрочные сеансы индивидуальной психотерапии по 1 часу 2 раза в неделю через 3, 6, 12 месяцев;
  • дельфинотерапия;
  • трудотерапия;
  • иппотерапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • магнитотерапия.

Чтобы лечение было эффективным, следует установить между ребёнком и специалистом доверительные отношения, взаимопонимание и должный контакт. Можно подключать семейную и поведенческую психотерапию.

Для развития речи используются следующие упражнения и задания:

  • Учить ребёнка рассказывать об изображении на картинке. Часто менять картинки не надо. Целесообразно постепенно наращивать словарный запас, описывая одну и ту же картинку.
  • Эмоционально рассказывать ребёнку какую-либо историю, вызывая у него желание вам подражать.
  • Прочитать короткий интересный рассказ и попросить пересказать.
  • Учить вместе стихи, потешки, песенки.
  • Как можно больше общаться с малышом, при этом стараясь не понимать его жестов, а настаивать на произнесении звуков, слогов и слов.
  • Показывать ребёнку изображения, просить последовательно разложить их и составить рассказ.
  • Постоянно обогащать словарный запас малыша.
  • Обучить говорить монологом, а в дальнейшем — поддерживать диалог.
  • Стараться вместе описывать, сопоставлять, учить обобщать события и природные явления.

Одно из самых основных условий достижения успеха — ребёнку должно быть интересно играть и учиться. На совместных занятиях обстановка должна быть доброжелательной.

Детки с ЗПР плохо удерживают внимание, быстро теряют интерес к заданию, отвлекаются, часто не могут довести игру до конца. Это сказывается на развитии речи, поэтому надо проявлять такт и терпение. Продолжительность занятий должна нарастать постепенно.

Несколько упражнений для домашних занятий по коррекции ЗРР:

  1. Угадай кто. Спрятать игрушки или изображения животных и предложить поискать их, одновременно имитируя их голоса.
  2. Угадай игрушку. Разбросать по комнате игрушки, предложить отыскать одну из них, называя лишь её признаки.
  3. Части целого. Показать картинку или игрушку, называя части объекта (нос, глаза, уши, голова, шея, руки, ноги, туловище, хвост), предложить повторить за взрослым.
  4. Какой? Рассмотреть пять знакомых игрушек или предметов быта. Угадывать и доставать их из коробочки или мешочка, затем предложить малышу описать их, называя цвет, форму, поверхность, вкус и т. д.
  5. Назови ласково. Показать картинку с большим предметом, предложить назвать такой же маленький предмет ласково.
  6. Чего не хватает. Показать картинки, где изображены предметы с недостающими деталями (шарик без нитки, цветок без стебля, флажок без палочки).
  7. Чего не стало. Показать сначала три игрушки, затем больше, предложить малышу закрыть глазки, убрать одну и затем назвать исчезнувшую, вспомнить, где она стояла, вернуть на место, затем поменяться ролями.

Способы профилактики нарушения

Воздействуя на причины задержки речевого развития, можно эффективно проводить профилактику, лечение и снизить заболеваемость.

К основным профилактическим мероприятиям относятся:

  • соблюдение режима сна и бодрствования;
  • совместное проведение семейных праздников и мероприятий, на которых детям уделяется должное внимание;
  • раннее начало занятий с логопедом индивидуально или в специальных коррекционных группах;
  • чтение детской литературы, совместное изучение детских стихотворений, прогулки, поездки;
  • сбалансированное питание, исключающее или уменьшающее из рациона малыша булку, печенье, яйца, молоко, мёд, конфеты, картошку, свёклу, сухарики, курицу, креветки, шоколад, экзотические фрукты и ягоды;
  • психотерапия в группе.

Индикатором эффективности лечения является соответствие речевого и психического развития возрастной норме.

Советы терпеливым и внимательным родителям, что делать для детей с ЗПР:

  • Регулярно осуществлять медицинские осмотры с привлечением невролога, педиатра, логопеда, отоларинголога, ортопеда, офтальмолога.
  • Развивать у малыша понимание речи, используя простые инструкции типа «дай книжку», «возьми со стола чашку и отнеси бабушке воды».
  • С малышом надо читать, петь, разговаривать, озвучивая все свои действия и окружающие события и стараться вызывать его на диалог.
  • Не дожидаясь, когда ребёнок заговорит, надо развивать сенсорные умения малыша научить различать предметы по размеру, форме, цвету, развивать мелкую моторику кисти.

На видео ниже показано как научить ребёнка формам и цветам:

Самые частые ошибки родителей, приводящие к проблеме

У родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР. При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи. На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом.

Не стоит ждать до четырёх или пяти лет, чтобы обратиться к логопеду для постановки звуков. Коррекцией задержки развития речи нужно заниматься в более раннем возрасте, и она осуществляется несколько иначе, чем исправление неверного произношения. Отсутствие коррекционных мер приведёт к тому, что задержка речи перерастёт в общее недоразвитие речи, что влечёт за собой отставание в развитии ребёнка и стабильное снижение интеллекта.

Некоторые родители не хотят идти на эти занятия, не понимая, что не только занятия с логопедом и медикаментозное лечение, а ещё и коррекционные программы, грамотно выстроенная психотерапевтическая среда помогут решить/вылечить проблему.

Дети с ЗПР требуют лечения, которое начинается со внедрения правильных установок в стратегию общения его родителей. Неправильное родительское поведение в подобных случаях ухудшает и так неблагоприятную обстановку развития малыша. Надо помнить о том, что на ребёнке не должны отражаться социальные и возрастные кризисы семьи. Малыш тянется к взрослым и будет больше похож интеллектуально на того родителя, с которым он интенсивнее общается, кому подражает.

Задержка психоречевого развития (ЗПР) у детей

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР): симптомы, лечение, занятия

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития (ЗРР), которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием.

Задержка психоречевого развития

Что это такое

Задержка психоречевого развития (зпрр) является следствием задержки речевого развития (зрр) в раннем возрасте до 4 лет. Нарушение развития речи влекут за собой общее недоразвитие психики.

Поэтому, если до 4 лет ребенку поставлен диагноз «задержка речевого развития (ЗРР)» важно не ждать, что малыш «сам разговорится», а вести коррекционную работу: принимать медикаментозное лечение, если его назначает врач-невролог и заниматься с логопедом или в домашних условиях

ЗПРР и ЗРР

В МКБ-10 ЗПРР не выделяется в отдельную категорию. Отдельные элементы, характеризующие данную патологию, встречаются в тех же разделах, что и ЗПР – F80-F89.

Почему возникает ЗПРР

Чаще всего ЗПРР возникают на на резидуально-органическом фоне. Причинами в большинстве случаев становятся неврологические изменения:

  • Поражения ЦНС
  • Опухоли
  • Доброкачественные образования (кисты).

Часто ЗПРР идет рука об руку с РДА (ранним детским аутизмом), ДЦП (синдромом Дауна). Так что если в анамнезе такой диагноз – вы в группе риска.

Данная классификация – важная часть подбора лечения, поскольку болезнь или нарушение, вызвавшее отставание в речи, может иметь особую симптоматику, подлежащую коррекции в индивидуальном порядке.

Причины и проявления зпрр

Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.

Этапы развития речи

При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра.

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.

Аутоагрессия у детей с зрр

Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Диагностика

При подозрении на ЗПРР или РАС необходимо пройти осмотр широкого перечня специалистов. Что же включает в себя такое обследование?

  1. Первый этап – визит к неврологу, который произведет оценку состояния ребенка, направит на дополнительные исследования. При подтверждении диагноза, он назначит таблетки. Также будут даны направления на ЭЭГ и МРТ, позволяющие оценить состояние мозга и выявить нарушения его работы.
  2. Следующий шаг – консультация отоларинголога или сурдолога, при которой выявляются проблемы со слухом.
  3. Порой позволяет оценить ситуацию поход к генетику, выявляющий генетические мутации и отклонения.
  4. Логопед и детский психолог оценят соответствие речевых навыков возрастным нормам развития.

Обследования при зрр

Возраст играет огромное значение: если ребенок совсем не говорит в 5 лет – считается, что это грубая задержка психоречевого развития. Исправить ситуацию все еще возможно, но вероятность удачного исхода крайне невысока.

В случае двухлетнего карапуза терапия окажется в разы эффективнее. Потому дожидаться пятилетнего возраста, когда сложности станут заметны невооруженным взглядом, не стоит: в таком вопросе лучше проявить излишнюю осторожность, чем рискнуть здоровьем своего наследника.

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Только специалист, знающий особенности работы мозга, способный предусмотреть потенциальные аллергические реакции и учитывающий индивидуальный уровень возбудимости, способен подобрать подходящий набор препаратов.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут

Медикаменты при зрр

Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.

Занятия с логопедом при зрр

В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:

Пальчиковая игра "Цветок"

Пальчиковая игра "Футбол"

Квиллинг

Квилинг

Лепка из пластилина:

Лепка из пластилина для развития мелкой моторики при зпрр лошадка

Лепка из пластилина для развития мелкой моторики при при зпрр жираф
Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол

Игры с одеванием кукол для развития моторики рук

На улучшение памяти и внимательности:

  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.

Чтение книг

Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия

Иглорефлексотерапия при зпрр

Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.

Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
    Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками –  не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось  – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

ЗПРР, как лечить заболевание Задержка психоречевого развития у детей

ЗПРР — что это за диагноз? Он заключается в существенном отклонении от возрастных норм психического и речевого развития.

Задержка психоречевого развития у детей — так звучит расшифровка диагноза ЗПРР.

Задержка или индивидуальные особенности развития

Серьезность этой проблемы заключается в том, что четко диагностировать ЗПРР на ранних стадиях не представляется возможным. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем, обусловленном многими факторами, темпе.

Но часто родители упускают момент и ждут, что все разрешится само собой.

Задержка или индивидуальные особенности

Какой же выход? На что обращать внимание, чтобы вовремя понять, что у ребенка диагноз ЗПРР и надо бить тревогу?

Рекомендация на данном этапе — наблюдение.

Нормы психоречевого развития детей

Особенности психоречевого развития по возрастам приведены ниже.

В возрасте от 0 до 1 года.

Нормы развития речи по возрастам 0-1 год

От 1 до 2 лет.

Нормы развития речи по возрастам 1-2 года

Нормы развития речи по возрастам 1-2 года-

2-3 года

Нормы развития речи по возрастам 2-3 года

3-4 года

Нормы развития речи по возрастам 3-4 года

Нормы развития речи по возрастам 3-4 года-

4-5 лет

Нормы развития речи по возрастам 4-5 лет

5-6 лет

Нормы развития речи по возрастам 5-6 лет

6-7 лет

Нормы развития речи по возрастам 6-7 лет

Нормы развития речи по возрастам 6-7 лет-

Предлагаемый перечень носит рекомендательный характер. И если ваш годовалый малыш имеет в своем арсенале не 10, а 8 слов — это не повод для паники!

Особенности психоречевого развития детей

Симптомы и признаки ЗПРР

Что же это за заболевание ЗПРР? Обратите внимание, если:

  • к 4 месяцам ребенок не реагирует на попытку общения, не улыбается;
  • к 8 месяцам не лопочет односложно па-па, ба-ба;
  • к 1 году эмоционально неактивен, повторяет 2-3 слова;
  • к 1.5 годам не знает своего имени, не реагирует на обращенные к нему просьбы;
  • к 2 годам не отвечает на вопросы словами “да” или “нет”, уединяется, не может сосредоточиться на просмотре картинок, у него маленький словарный запас;
  • к 3 годам его речь мало понятна;
  • он не умеет строить предложения;
  • разговаривает либо очень быстро, либо, наоборот, медленно.

Задержка психоречевого развития у детей 3 лет может выражаться и в том, что ребенок “отзеркаливает”, повторяет обращенные к нему слова.

Кроме этого, стоит обратить особенное внимание, если наблюдаются нарушения со стороны психики малыша:

Признаки нарушения психики при ЗПРР

Может наблюдаться стереотипия, когда ребенок бесцельно и многократно повторяет одно и то же слово или совершает стереотипные ритмичные движения. Например, раскачивается, размахивает руками.

Это уже повод! Для того, чтобы действовать!

Официальная медицина утверждает, что эффективность лечения такого заболевания как ЗПРР напрямую зависит от того, когда оно начато.

Если вы заметили симптомы ЗПРР в 2 или 3 года, то чем раньше вы начнете работать с этой проблемой, тем лучшего можно ждать результата.

Бывает, что диагноз ЗПРР ставят в 5 лет, когда многие благоприятные факторы к излечению уже упущены. Что такое ЗПРР в этом случае и есть ли надежда на выздоровление? Здесь уже речь идет о грубой задержке психоречевого развития. Шансов на излечение немного, но они есть.

В такой ситуации действует то же правило: не ждать, а действовать, помогать, вместе работать над проблемой и не отчаиваться.

Надо отметить, что если у детей психика без патологий, а только лишь нарушена речь, то здесь имеет место ЗРР — задержка речевого развития. В этом случае ребенок все понимает, адекватно реагирует, но общения избегает.

Задержка речевого развития ЗРР

Причины заболевания

Каковы же причины этого заболевания ЗПРР? Официальная медицина относит к ним:

  • нарушения в работе головного мозга и центральной нервной системы;
  • здоровье мамы в период беременности: травмы, отравления, инфекции могут спровоцировать нарушение психоречевого развития ребенка в раннем возрасте;
  • течение родов: родовые травмы, обвитие ребенка пуповиной, гипоксия плода;
  • генетическая предрасположенность.

Эти факторы могут явиться причинами заболеваний, которые провоцируют следующие психоречевые нарушения у детей:

Заболевания провоцирующие ЗПРР

Нужно понимать, что ЗПРР на резидуально-органическом фоне — это следствие, поэтому лечить надо основное заболевание.

Своевременная диагностика увеличит шансы на выздоровление.

Диагностика и комплексное обследование

Чтобы подтвердить или исключить диагноз ЗПРР, необходимо комплексное обследование.

Ребенка должны осмотреть следующие специалисты, чтобы проанализировать симптомы и при необходимости назначить лечение:

  • Педиатр оценивает общее состояние и назначает лечение соматических заболеваний.
  • Невролог выявляет нарушения в работе нервной системы, проводит инструментальную диагностику головного мозга.
  • Логопед принимает меры по улучшению работы речевого аппарата.
  • Психолог анализирует состояние ребенка по специальным тестам.
  • Дефектолог проводит коррекцию речи и занимается развитием внимания, памяти, мышления, мелкой и крупной моторики.

Когда поставлен диагноз и встал вопрос “Как лечить?”, на плечи родителей ложится большая ответственность. Выполняя рекомендации врачей, они должны терпеливо и настойчиво заниматься с ребенком, чтобы совместными усилиями преодолеть недуг.

Помощь при ЗПРР

При подтверждении диагноза «задержка психоречевого развития» назначается лечение.

Его основу составляют физиотерапевтические процедуры, в частности, магнитотерапия: она активизирует работу коры головного мозга. А также назначааются занятия с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение тоже имеет место, но в общей схеме его доля минимальна.

В качестве дополнительных мер могут быть назначены:

  • лечебная физкультура,
  • арт-терапия,
  • мануальная терапия.

Необходимо соблюдать рекомендации по организации режима дня:

  • сбалансированное питание,
  • прогулки на свежем воздухе,
  • активные игры,
  • общение со сверстниками.

Самое главное, что ребенок должен чувствовать эмоциональную поддержку своих родных и близких. Потому что это — реальная сила, которая поможет ему справиться с нарушениями и стать здоровым.

Дополнительное лечение ЗПРР

Хочется обратить внимание на альтернативные методы лечения. Это — иппотерапия, дельфинотерапия, музыкотерапия. Может быть кто-то посчитает их пустой тратой времени. А зря.

Иппотерапия — лечебная верховая езда, помимо чисто физического аспекта воздействия на тело, выполняет неоценимую психоэмоциональную роль. Ребенок учится чувствовать, жить душой. Это помогает ему раскрепоститься, открыться миру, не бояться его.

Иппотерапия как метод лечения ЗПРР

Дельфинотерапия — общение с дельфинами, оказывающее мощный лечебный эффект. Нахождение в воде помогает расслабиться, снять мышечные зажимы. Дельфины же обладают добрым нравом и очень любят детей. Кроме того, звуки, которые они издают, воздействуют на организм человека на клеточном уровне, обновляя и исцеляя его.

Дельфинотерапия при ЗПРР

Музыкотерапия — лечение музыкой. Этот вид терапии воздействует на эмоции человека и гармонизирует его психоэмоциональное состояние. Благодаря этому ребенок становится уравновешенным, у него появляется уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям.

Прогнозы на выздоровление при ЗПРР

На благоприятный прогноз при диагнозе ЗПРР влияет много факторов. В их числе и время начала лечения.

Но надо помнить, что ЗПРР — это не приговор. Как бы ни была тяжела ситуация, в которой вы оказались, надо верить в благополучный исход. При этом делать все, что возможно. И дать силы своему ребенку преодолеть непростой период своей жизни. А сила эта — в вашей любви!

ЗРР, ЗПР. Задержка речевого развития, задержка психического развития

Ежегодно статистика детей с задержкой речевого развития неумолимо растет. Малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Ответственность за выявление этой патологии в первую очередь ложится на родителей. Именно они должны вовремя увидеть первые тревожные признаки и обратиться за квалифицированной помощью специалистов.
Однако если отставание в речевом развитии осталось не замеченным, и по этой причине своевременно не была проведена коррекционная работа, то по мере взросления ребенок все больше будет отставать в развитии от возрастных норм, и его психическое здоровье также пострадает. В будущем ребенку будет тяжело общаться со сверстниками, воспринимать новую информацию, возникнут трудности в обучении.

С начала 2000-х годов в России число детей с отклонениями в психоэмоциональном развитии возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) напрямую влияет на интеллектуальные способности ребенка, развитие его высших психических функций, таких, как мышление, воображение, память, внимательность. Таким образом, при ЗРР формируются предпосылки задержки психоречевого развития малыша (ЗПРР), риск возрастает.

Нельзя не отметить и тот факт, что врожденные психические и неврологические заболевания в свою очередь провоцируют проблемы в речевом развитии.

По статистике 20% детей старше 5 лет имеют диагноз ЗПРР. Как правило, это обусловлено тем, что именно в этом возрасте ребенок должен уже активно общаться с другими людьми, но только тогда, когда родители видят обратное, они идут за помощью к специалисту. Однако, 5 лет — довольно поздний возраст для начала коррекционных и лечебных мероприятий от ЗПРР. Родители должны знать, что если ребенок не заговорил к 6 годам, то шансы на его полнейшее излечение практически нулевые. Конечно, здесь очень важны такие моменты, как степень заболевания, применяемые методики лечения и коррекции. Поэтому чем раньше взрослые выявят признаки патологии, тем больше шансов на выздоровление.

 

К симптомам задержки психоречевого развития относятся:

· Отсутствие у малыша реакции на слова родителей и их жестикуляцию в возрасте 4х месяцев;
· Отсутствие лепета в 8 месяцев;
· Отсутствие речевой активности в 12 месяцев;
· Непонимание простых слов и отсутствие реакции на собственное имя в 1,5 года;
· Скудный словарный запас и сложности с заучиванием новых в возрасте 2х лет;
· Неумение формулировать простые предложения в возрасте старше 2х лет;
· Неумение строить предложения, медленная речь, проглатывание окончаний в 3 года;
· Неумение обобщать предметы и говорить правильно построенными фразами в 4 года;
· Искажение звуков, неумение вести диалог, высказывать свои желания, пересказывать увиденное в 5 лет.

 

Факторы, провоцирующие ЗПР

Родителям также нужно знать факторы, которые провоцируют задержку психоречевого развития у детей. К основным причинам относятся болезни женщины во время беременности (инфекционные заболевания, отравления, травмы), на плод негативно влияет кислородное голодание (гипоксия). Тяжелые роды (стремительные, затяжные, преждевременные), травма ребенка в процессе родовой деятельности (перинатальная энцефалопатия, травма шейных отделов позвоночника, травма центральной нервной системы), тяжелые инфекционные заболевания, которые могли спровоцировать заболевание мозга и генетические патологии, нарушающие структуру головного мозга ребенка, также являются факторами возникновения ЗПРР. Неправильное воспитание ребенка – гиперопека со стороны родителей или наоборот игнорирование и отсутствие должного внимания к малышу – тоже являются причинами задержки психоречевого развития.

Если говорить о физическом состоянии детей с ЗПРР, то оно тоже слабое. У детей, страдающих этой патологией, может наблюдаться повышенное слюноотделение и гиперактивное поведение. Такие дети зачастую агрессивны, невнимательны, быстро утомляются и обладают слабой памятью. Ребенок с задержкой психоречевого развития медленно думает, имеет не развитую фантазию и испытывает большие трудности в общении с другими людьми, поэтому сторонится посторонних.

Такой метод диагностики, как электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет обнаружить нарушения в головном мозге. Для того, чтобы поставить ребенку диагноз «задержка психоречевого развития», специалисты применяют тесты на внимание, мышление, зрительную и слуховую память. Как правило, ребенка с такой патологией наблюдают совместно врачи невролог, нейропсихолог и логопед.

В Тюменском центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори» разработаны и успешно апробированы уникальные методики по восстановлению здоровья детей с такими диагнозами, как задержка речевого развития и задержка психоречевого развития. В арсенале центра безмедикаментозные методы коррекции и лечения: Специалисты центра (нейропсихолог, невролог логопед, психолог, остеопат) проведут необходимые обследования и подберут индивидуальный курс лечения ребенка.

| Дефектолог для детей с задержкой речевого развития

Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог. Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор». Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы.

Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речисвязанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности. Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР  есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития.

В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.

Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения |

Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. Неврологи утверждают: это состояние можно исправить, самое главное – начать коррекцию как можно раньше.

Как определить ЗПРР у ребёнка, что делать при подозрении на заболевание и каковы прогнозы этого состояния, «Лабиринт 42» узнал у Екатериной Черкаевой, детского невролога, специалиста по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителя медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро»,  «Кемеровчанки года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.


«Особенности в поведении ребёнка можно отметить уже в полтора года»

– Задержку психоречевого развития (ЗПРР) официально должны определять члены психолого-медико-педагогической комиссии. Обычно там присутствуют невролог, логопед, психиатр, психолог. Официально поставить такой диагноз раньше 3-5 лет сложно. Но коррекцию можно и нужно начинать как можно раньше. По моему опыту, уже в полтора года можно отметить особенности в поведении ребёнка, в его реакциях на окружение, игровой детальности, тонкостях его восприятия мира. Конечно, на такого ребёнка нужно обратить внимание и предпринять меры.

Невролог может определить риск задержки психического развития у ребёнка. А следующие специалисты, которые будут наблюдать маленького пациента, уже обратят более пристальное внимание на особенности в развитии малыша.

Чтобы ответить на вопрос, врождённое заболевание или оно может появиться позже, нужно понимать причины задержки психики.

Причин очень много: это могут быть соматические заболевания, например, гипотиреоз, почечная недостаточность, частые пневмонии. Такие дети подолгу и часто лечатся в больницах. Эти заболевания задерживают созревание и развитие центральной нервной системы, а это может приводить к задержке речи и многим другим проблемам.

Также причины могут быть психогенного генеза, это может быть обусловлено неблагоприятными условиями существования: недостаточность общения со взрослыми и сверстниками, безнадзорность. Иногда ЗПРР обусловлено негрубым поражением головного мозга или генетическими факторами. Например, родители рассказывают, что папа ребёнка тоже заговорил только в пятилетнем возрасте, и это никак не повлияло на него в дальнейшем. Что касается изменений в мозге: это могут быть кальцинаты, расширение боковых желудочков.

Ещё причины ЗПРР – нарушение слуха или зрения с самого рождения. Если есть такие проблемы, родителям стоит заранее побеспокоиться о последствиях и начать коррекцию.

Родители редко жалуются на задержку психики ребёнка. В основном приходят с жалобами на задержку речи. Но мы должны понимать, что эти вещи взаимосвязаны.

«Отличить задержку психоречевого развития от умственной отсталости сложно»

– У таких детей есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная. Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним. Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание. Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.

Память у детей с ЗПРР может быть избирательна. Родители часто рассказывают: что-то их ребёнок запоминает хорошо, а что-то совсем не может задержать в памяти.

Такие дети лучше воспринимают зрительную информацию, чем слуховую. Им тяжело с первого раза выполнить какую-либо команду или сложную инструкцию. Первую часть инструкции он может запомнить, а вторую уже нет. Зрительные пособия дети с задержкой психоречевого развития воспринимают лучше.

У них есть проблемы с эмоционально-волевой сферой, они не могут заставить себя что-то сделать, негативно реагируют на отказы, любят манипулировать родителями. Им не хочется делать какое-то задание, и в ход идут слёзы и истерики. Это довольно частое явление при задержке психики.

Проявления зависят от возраста ребёнка. С 2 до 3 лет свои показатели, с 3 до 5 – свои. Невролог или дефектолог должен смотреть за состоянием конкретного ребёнка и оценивать его со своей профессиональной точки зрения. У таких ребят бывают проблемы с моторикой, многие не умеют кататься на велосипеде, например, так как не могут скоординировать тело. Одно из проявлений моторной неловкости: неумение прыгать на двух ногах. Также детям с ЗПРР свойственна некая инфантильность.

Отличить ЗПРР и умственную отсталость достаточно сложно, особенно в маленьком возрасте. До пяти лет различия почти не выявить, поэтому всем ставят, как правило, задержку психики. У детей с умственной отсталостью нарушены почти все сферы одновременно. Они тяжело поддаются коррекционной работе, им сложнее усваивать информацию. Ребёнок с ЗПРР может плохо говорить и иметь плохую концентрацию, но при этом у него может быть хороший мыслительный процесс.

«Нарушения при ЗПРР обратимы»

– Все нарушения эмоционально-волевой сферы: проблемы с памятью, концентрацией, восприятием, вниманием, мышлением, саморегуляцией, неустойчивостью эмоций  – это всё обратимые изменения, которые нужно корректировать до школы.

Если вы видите, что ребёнку трудно даётся обучение, не ждите чуда, а действуйте. Многие родители думают, что всё «пройдёт само», и ребёнок всему научится постепенно. Но важно вовремя заметить проблему и начать её корректировать. Лучше перестраховаться и сводить малыша к нейропсихологу на диагностику. Сейчас это доступно. Специалист проверит, как ребёнок выполняет упражнения на мышление, внимание. И тогда уже можно будет делать какие-то выводы относительно состояния ребёнка.

Стандартно при ЗПРР занимаются с дефектологом, психологом, логопедом, так как речевые проблемы никуда не денутся. Обязательно нужно периодическое наблюдение у невролога. Но невролог не является основным специалистом при этом заболевании. В основе коррекции здесь, на мой взгляд, должна лежать педагогическая программа, по которой нужно заниматься от 3 до 5 раз в неделю, в зависимости от нарушений. К неврологу же я рекомендую ходить раз в три месяца на интенсивные курсы восстановительного лечения, которые могут включать и медикаментозное лечение, и массажи, и микрополяризацию, и магнитотерапию, и Томатис-терапию. Подход к лечению зависит от невролога.

«В школьном возрасте поздно начинать коррекцию»

– Исход задержки психики возможен положительный, без последствий для ребёнка, если всё сделать грамотно, интенсивно и, главное, до школы. В идеале – восстановить всё до 4-5 лет. Конечно, многое зависит от причины ЗПРР. Например, при органическом поражении головного мозга всё не так просто. Если проблемы с гиперопекой, и родители сами делают ребёнка безвольным и эгоцентричным, то нужно больше заниматься с психологом, в том числе семейным.

На исход задержки психики влияет много факторов: от ответственности родителей и серьёзности нарушений до возраста ребёнка. Когда ребёнка впервые приводят к неврологу в 8 лет, и у него явно серьёзные проблемы, он не справляется со школьной программой, это плохо. В таком возрасте поздно начинать коррекцию. То есть её, конечно, можно и нужно начинать, но прогнозы по такому ребёнку будут не очень хорошие, и последствия для его дальнейшей жизни останутся довольно серьёзные.

Я могу понять некоторых родителей, которые ждут, когда ребёнок подрастёт, и некоторые симптомы исчезнут сами по себе. Такое бывает, кажется, что ребёнок растёт, взрослеет, у него становится лучше со вниманием и концентрацией. Но при ЗПРР это не полноценно восстанавливается, и в школе ребёнку будет сложно, а время окажется упущено. Сейчас вся информация есть в интернете, родители могут почитать, изучить всё. Есть сомнения – обращайтесь к неврологу, дефектологу или сразу нескольким специалистам.

«При грамотном лечении у ребёнка не остаётся последствий, которые будут мешать в дальнейшей жизни»

– Стандартные методы коррекции задержки психоречевого развития – это медикаментозное лечение, электрофорез на шею, массаж шейно-воротниковой зоны. Логопеды могут начать коррекцию по своему направлению с пятилетнего возраста.

У каждого невролога своя схема лечения одного и того же ребёнка. Есть родители, которые ходят сразу к нескольким неврологам. Всё зависит от опыта специалиста, его восприятия ребёнка, знаний.

Лично я считаю, что сегодня применять только медикаментозное лечение – неэффективно. Задержек психики и речи стало очень много среди детей, и всем назначают одни и те же ноотропы, которые можно пропивать бесконечно. Основой должно стать педагогическое воздействие. Только на лекарствах далеко не уехать.

Назначение современных методов зависит от симптомов болезни у ребёнка. Тем, у кого есть серьёзные проблемы со слуховой концентрацией, подходит Томатис-терапия, которая направлена на тренировку как раз этого навыка.

Магнитотерапия головного мозга обычно используется для седации ребёнка, чтобы он стал более спокоен, усидчив и концентрирован. Подходит не каждому маленькому пациенту. А занятия с дефектологом, логопедом и психологом подойдут абсолютно всем.

Если правильно организовать коррекционную работу с ребёнком, будет сильная положительная динамика. С взрослением ребёнка, после диагностики мы уже не находим у него изменений, которые будут мешать в дальнейшей жизни.

Читайте также: «Важно попытаться встать на место ребёнка с аутизмом и понять его»

Задержка развития ребенка. Какая бывает, что делать?

Задержка развития ребенка

Задержки в развитии у детей – насущная проблема для многих современных родителей
Мы хотим предложить вам ее качественное решение без негативных последствий

Предлагаем Вам рассмотреть метод коррекции с помощью принципов натуропатии
Традиционная медицина неспособна объяснить причины данного и других недугов, а натуропатия может объяснять многие процессы
Если Мы пользуемся принципами натуропатии, то соответственно нам не нужны обследования и заключения врачей в поликлиниках

Гораздо более информативными будут наблюдения за поведением и отслеживания улучшений и откатов на диете, продуктах пчеловодства и при других терапиях

Мы корректируем диету ребенка и добавляем продукцию Тенториум

Давайте для начала обозначим и проанализируем каждую разновидность данного недуга. В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек

ЗРР – задержка речевого развития

ЗПРР – задержка психоречевого развития

ЗПР – задержка психического развития

ЗМР – задержка моторного развития

ЗПМР – задержка психомоторного развития

Задержка речевого развития или ЗРР

Речь можно считать основой общего развития подрастающего ребенкаЗРР у детей задержка речевого развития

Это один из ведущих показателей того, что маленький человек адекватно воспринимает окружающий мир и готов взаимодействовать с ним
Такая форма общения присуща только людям

А потому, если у ребенка возникают проблемы с речью – это серьезный повод бить тревогу

В каком случае следует обращаться к специалистам для выявления отклонений, а когда все предпринятые меры будут следствием мнительности?

Внимательно следите за тем, соответствует ли развитие вашего ребенка установленным нормам
Конечно, не бывает правил без исключений, и все дети могут взрослеть по-разному
Однако существует тот необходимый минимум, который малыш должен освоить к определенному возрасту

Подробно данные нормы описаны в статье сайта Задержка речи у детей

И помните: чем раньше вы отследите возможные отклонения, тем проще будет восстановить здоровье ребенка и догнать сверстников
Как правило, соответствующий диагноз ставится в возрасте до 4-х лет

Виды задержек речевого развития у детей

Чтобы сделать обзор всех видов ЗРР, мы предлагаем взять за основу классификацию, предложенную Л.О. Бадаляном

ЗРР у детей задержка речевого развития Тенториум виды

ЗРР, возникшие в результате поражения ЦНС – центральной нервной системы

Афазии
Алалии
Дизартрии

ЗРР, возникшие в связи с функциональными изменениями ЦНС

Заикание
Мутизм
Судромутизм

ЗРР, возникшие в связи с различными дефектами и поражениями артикуляционного аппарата

Ринолалия
Механические дисплазии

Все остальные ЗРР, возникшие вследствие перинатальных, педагогических  прочих проблем

Каковы основные причины ЗРР – задержки речевого развития у детей?

пренатальные нарушения

В официальных медицинских кругах ЗРР считается довольно сложным недугом, истинные причины которого зачастую остаются невыясненными

Среди основных называют следующие

Перинатальные патологии
Различные родовые травмы
Наследственность
Психические отклонения
Болезни головного мозга
Проблемы со слухом
Травмы головы
Отклонения в развитии ротовых мускулов и мускулов лица

Как устанавливается причина ЗРР?

Для того чтобы вылечить недуг, нужно точно знать, почему он появился
Причину задержки речевого развития у ребенка можно установить, проведя комплексное его обследование у врачей традиционной медицины, натуропатам не все обследования нужны, но пройти их не помешает

Пройти специальное тестирование на выявление соответствия умений ребенка его возрасту

Шкала Бейли
Шкала раннего речевого развитияшкала бейли задержки в развитии
Денверский тест
Проверить слух у сурдолога
Определить нарушение моторики лицевых мышц – сложности при глотании
Сравнить процессы понимания речи и ее воспроизведения
Проанализировать способы взаимодействия взрослых с ребенком
Определить, насколько хорошо работает головной мозг, с помощью МРТ, ЭЭГ и других методов
Пройти детского психолога и психиатра, а также посетить логопеда и невропатолога

Как лечить ЗРР?

Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующее лечение и в некоторых случаях успешно избавиться от них

Традиционные медицина и врачи предлагает сочетать следующие методы

кортексин задержка речи

Прием медикаментов, назначенных неврологом или психиатром
Они призваны питать нейроны мозга – Кортексин, Лецитин, Нейромультивит и т.п.

Современные аппаратные процедуры, такие как: рефлексо- и магнитотерапия
Они способны активизировать работу головного мозга, улучшить речь, но имеют множество противопоказаний

Занятия с дефектологом и логопедом по индивидуально выстроенным программам, в которые входят различные игровые упражнения

Один из видов логопедического массажа, подобранный для каждого конкретного ребенка

В качестве дополнительных методов лечения родители могут также использовать дельфино- или иппотерапию

Мы предлагаем вам заменить медикаментозное лечение на уникальную восстановительную программу – эффективную и безопасную
Ведь только живые продукты могут эффективно зайти в клетку и там поработать

ЗРР, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями

отставанием от сверстников
проблемами с учебой
дальнейшим получением профессии

Поэтому основная задача родителей таких особенных детей – вовремя заметить проблему и грамотно избавиться от нее

Задержка психоречевого развития – ЗПРР

Вовремя нескорректированная задержка речевого развития со временем может перерасти в более сложную проблему и стать ЗПРР – задержкой психоречевого развития

Дело в том, что речевые отклонения затормаживают нормальное развитие мышления ребенка
Хотя верна и обратная связь – врожденные проблемы психического и неврологического характера влекут за собой речевую задержку

В отличие от ЗРР, диагностируемой в раннем детском возрасте, задержка психоречевого развития, как правило, устанавливается специалистами у детей, перешагнувших пятилетний рубеж
Статистические данные последних десятилетий свидетельствуют о том, что сегодня каждый пятый ребенок имеет те или иные формы ЗПРР

Опасность состоит в том, что мозг человека, как известно, формируется до 8 летМозг ребенка
И, если печальный диагноз был поставлен слишком поздно, то многие процессы просто стали необратимыми или условно необратимыми, по нашему мнению

В любом возрасте стоит начать работать над улучшением состояния ребенка
В нашей программе есть взрослые дети, которым более 10 лет и у них потрясающие улучшения от применения натуропатии

Задача родителей таких детей – отслеживать поведение и навыки ребенка, а также выявлять возможные отклонения от нормы

Предлагаем вашему вниманию основные симптомы, по которым можно распознать задержку психоречевого развития или аутизм

К 4 месяцам у ребенка отсутствует реакция на родителей, их слова и жесты
В этом же возрасте вас должно насторожить отсутствие у ребенка улыбок

К 9-12 месяцам малыш должен вовсю лопотать, то есть говорить «мама», «баба», «дядя», «гага» и проч
Молчание ребенка – веский повод обратиться к врачу

К полутора годам симптомом задержки психоречевого развития является отсутствие в лексиконе ребенка простых слов вроде «дай» и «баба»
Более того, малыш не только не произносит их сам, но и не понимает, когда их говорят другие

Еще один яркий признак ЗПРР в этом возрасте – неумение жевать или проблемы с пережевыванием пищи

Случается, что к двум годам такие дети все же набирают ограниченный запас простейших слов, но не схватывают на лету новые, как это обычно делают здоровые двухлетки

К двум с половиной годам ребенок все так же использует слова по отдельности
Он не способен сложить их в осмысленную фразу
Как правило, такие малыши многого не понимают, в частности, элементарных названий предметов

К трем годам дети с задержкой психоречевого развития все еще не понимают, что им говорят, сами толком не говорят, не составляют предложения из слов
Если они и произносят слова, то делают это неправильно, скомкано, медленно, протяжно
Нередко такие малыши попросту копируют речь взрослого, слово в слово повторяя за ними фразу вместо собственного осмысленного ответа

Также ребенок, страдающий ЗПРР, в любом возрасте

Страдает повышенным слюноотделением
Невнимателен
Агрессивен
Быстро устает
Плохо развит физически
Медленно соображает

Более того,

У него всегда полуприкрытый рот
Ему свойственна гиперактивность
В его поведении нередки вспышки агрессии

Само собой, с набором таких качеств этим особенным детям очень сложно выстраивать нормальные отношения со сверстниками и посещать обычные учебные заведения
От этого страдает их эмоциональная сфера

Причины задержки психического и речевого развития – ЗПРР

Как правило, причины возникновения и развития отклонений в психоречевом развитии сходны с причинами появления речевых задержек

Это болезни, травмы, стрессы, отравления, которым подверглась мама малыша во время беременностигипоксия задержка развития
Гипоксия в перинатальный период
Тяжелое протекание родов, а также различные родовые проблемы – обвитие, травмы, в первую очередь, повреждение ЦНС, головного мозга
Инфекционные заболевания, которые перенес сам ребенок в раннем возрасте
Наследственная предрасположенность или генетические дефекты
Педагогические факторы – жестокое обращение с ребенком или же, наоборот, гиперопека
Тяжелая травма психического характера, перенесенная в раннем возрасте

Каждому родителю также следует знать, какие заболевания могут повлечь за собой задержку психоречевого характера в развитии ребенка

Это

Все болезни, связанные с центральной нервной системой
Эпилепсия
Детский церебральный паралич – ДЦП
Опухоль головного мозга и, как следствие, гидроцефалия
Ишемия головного мозга
Повышенное внутричерепное давление
Различные патологии сосудов головного мозга
Ликвородинамические нарушения головного мозга
Лейкодистрофия головного мозга

Нередко задержка психоречевого развития может перерасти в более серьезную проблему – аутизм

Подробно об этой болезни и о ее характерных признаках читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ

Как лечить задержку психоречевого развития – ЗПРР?

Традиционный подход к лечению психического и речевого развития такой же, как и в случае, когда у ребенка страдает только речь
Особенному малышу рекомендуется комплексная помощь в виде аппаратной терапии, медикаментов, психологических сеансов, логопедических упражнений.

Биомедицинский подход предлагает основной упор в лечении таких детей делатьбиомедицина

на диету
и на восполнение дефицита микроэлементов в их организме

Нам близок именно такой путь
Более того, мы взяли его за основу, только немного видоизменили
Как показывает практика, наша программа восстановления детей с ЗПРР и подобных им работает очень эффективно
Если вы хотите знать больше, переходите по ссылке

До сих пор официальная медицина дает детям с задержкой психоречевого развития инвалидность, считая данный недуг неизлечимым
Мы же говорим о том, что все это лечится
Главное – начать спасать ребенка как можно раньше

Задержка психического развития у детей – ЗПР

задержка психического развития

Данный недуг характеризуется

отставанием в развитии памяти ребенка
его внимания
мышления
а также проблемами в формировании эмоционально-волевой сферы

Как правило, диагноз Задержка психического развития ставится уже подросшему ребенку – в предшкольном или младшем школьном возрасте
Нередки случаи, когда указанные отклонения всплывают в процессе тестирования при поступлении в школу

Почему же возникает задержка в психическом развитии у детей?

Причины ЗПР

Они почти полностью повторяют те причины, которые способствуют появлению и развитию психоречевых отклонений у детей
О них уже было сказано выше
Это отклонения биологического и социального характера

Чтобы дать вам наиболее полное представление о видах психических задержек в развитии у детей, воспользуемся классификацией Клары Самойловны Лебединской, известного детского психиатра и дефектолога ХХ века
Именно ее систему чаще всего используют отечественные специалисты

Лебединская считает, что ЗПР целесообразно разделить на следующие виды

Конституциональные задержки психического развития у детей, то есть, те, которые определяются наследственностью

Соматогенные ЗПР возникают вследствие недуга, который повлек за собой изменения в работе головного мозга малыша
К ним относятся разного рода инфекции, а также астения, дистрофия, аллергия и проч.

Психогенные отклонения психического характера – результат негативных социально-психологических условий – невнимание родителей, нехватка общения с другими детьми и проч.

Церебрально-органические задержки психического развития, как правило, вызваны тяжелыми перинатальными осложнениями (вредными привычками беременной, перенесенными ею вирусными и инфекционными заболеваниями, сильным токсикозом и проч.)
Перечисленные факторы влекут за собой серьезные нарушения мозговой деятельности

Симптомы ЗПР – задержки психического развитияпсихика

По каким признакам можно отличить нормально развивающегося ребенка от того, который отстает в развитии?

Как правило, перед самым поступлением в школу эти симптомы уже довольно ярко выражены

Ребенок с ЗПР не обладает элементарными навыками, характерными для его возраста
Ему сложно обслуживать себя самостоятельно – обуваться, одеваться, чистить зубы, кушать и т.д.
Уже в первый год жизни они развивались медленнее нормы – позже сели, начали ходить и проч.

Такие дети часто необщительны, замкнуты, практически не общаются с другими ребятами

Нередко ребенок, страдающий отставанием в психическом развитии, проявляет агрессию, тревожность, нерешительность

При этом следует отличать задержку психического развития от умственной отсталости
Если признаки ЗПР остаются у ребенка к окончанию младших классов (с 1 по 4), врачи, скорее всего, поставят ему диагноз Умственная отсталость

При таком заболевании процессы, происходящие в организме, считаются необратимыми
При задержке психического развития у вас есть шанс вылечить ребенка

Дети с симптомами ЗПР способны принимать помощь со стороны
Умственно отсталые малыши таким навыком не обладают
Умственно отсталые дети не пытаются понять увиденное и прочитанное, тогда как дети с ЗПР стараются это сделать

Лечение задержки психического развития – ЗПР

Это непростой процесс, но имеющий смысл
Данный недуг поддается лечению при грамотном комплексном подходе
Задержки психического развития устраняются с помощью слаженной работы педагогов, психологов с одной стороны, а, в первую очередь, конечно же, родителей особенных детей

Медики рекомендуют параллельно давать ребенку лекарственные препараты …
Мы же предлагаем вам иной путь – эффективный и безопасный
Восполняя нехватку жизненно важных питательных веществ в организме и ограничивая в него поступление токсинов, вы значительно активизируете мозговую активность своего малыша
Ткани в организме меняются и начинают выполнять нужные функции, здоровых тканей!

Как правильно это делать, мы рассказываем вам в специальной программе восстановления особых детей
Ознакомиться с ее основными принципами можно по ССЫЛКЕ

Задержка моторного развития – ЗМР

Данный вид отклонений проявляется уже на первом году жизни ребенка
И он заметен довольно явно
В то время как другие дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, малыш с ЗМР всего этого не делает

Причины ЗМР – задержки моторного развитиядвигательные функции

Если у маленького человечка двигательный аппарат хорошо развивается, все перечисленное он делает вовремя или даже раньше нормы
В чем причина проблем с двигательными функциями?

Их несколько

Наследственные факторы
Состояние здоровья родителей
Перинатальные проблемы – травмы, стрессы, болезни, вредные привычки, неправильное питание и тяжелые условия труда будущей матери
Родовые отклонения – преждевременные роды, стремительные, затяжные, переношенность, недоношенность, родовые травмы

Задержка моторного развития: симптомы

Ниже приведены признаки, по которым можно определить ЗМР в том или ином возрасте

К концу первого месяца жизни малыш все еще не держит головку или держит ее меньше положенных 30 секунд

К концу второго месяца ребенок не способен поднимать голову на высоту 5 см от горизонтальной опоры

К концу третьего месяца малыш все так же не держит головку ни в горизонтальном, ни в вертикальном положении (в норме – в течение одной минуты). Его не интересуют игрушки и собственные ручки

К концу четвертого месяца ребенок не пытается приподняться из положения лежа на животе

К концу пятого месяца все еще не умеет переворачиваться с живота на спину и при этом до сих пор толком не держит голову

К концу шестого месяца малыш не тянется к игрушкам

К концу седьмого месяца ребенок с ЗМР не может садиться не то что самостоятельно, но даже при помощи взрослого

К концу восьмого месяца малыш не умеет ползать задом

К концу девятого-десятого месяцев жизни у ребенка не получается уверенно сидеть, ползать, стоять у опоры

Серьезный повод для родителей всестороннее обследовать ребенка с целью выявить задержки моторного развития

Если к окончанию первого года жизни малыш не совершает хотя бы двух шагов
Если к двум годам словарный запас малыша не превышает десяти слов
Если к трем годам он продолжает плохо говорить, много падает, а также не интересуется играми, свойственными его возрасту

Три года – это, конечно, уже слишком запущенный случай

Как правило, моторные отклонения врачи диагностируют гораздо раньше
Этому способствуют

знаменитая шкала оценки новорожденных Апгар
анализ крови на выявление генетических заболеваний
ультразвуковая диагностика мозга
а также регулярные осмотры специалистов, в том числе и невролога, начиная с первого месяца жизни и до года

Лечение ЗМР – задержки моторного развития

Нередко перечисленные симптомы недуга со временем проходят сами собоймассаж ребенку задержки в развитии
Однако в ряде случаев малышу требуется скорая квалифицированная помощь, чтобы в дальнейшем он смог вести полноценную жизнь

Представители официальной медицины при отклонениях в моторном развитии назначают следующий комплекс мер

Регулярные курсы массажа
Физиотерапию
Лекарственные препараты, в том числе и ноотропы, подробнее о вреде которых вы можете прочитать ЗДЕСЬ

Последний пункт легко можно заменить натуральным источником необходимых организму питательных веществ, о котором мы подробно рассказываем в нашей восстановительной программе для особых детей

Более того, любое лечение задержки моторного развития будет неэффективным без строгой диеты, так как мозг будут продолжать атаковать токсины, а, следовательно, он будет и дальше разрушаться

Правильное питание в сочетании комплексом натуральных витаминов и минералов, а также физиотерапия и физические упражнения творят настоящие чудеса – избавляют детей, одного за другим, от ЗМР и подобных заболеваний
Истории удивительных исцелений и отзывы родителей вы можете прочитать на нашем сайте в специальном разделе

Задержка психомоторного развития – ЗПМР

Этот вид отклонения в развитии ребенка определяется двигательными и психическими нарушениями

Нередко они могут носить неспецифический доброкачественный характер, то есть, без повреждения головного мозга, и протекать при отсутствии неврологических проблем
Такого рода отклонения в психомоторном развитии легко корректируются адекватным уходом за ребенком, правильным питанием и соответствующими занятиями с ним

Те же задержки, которые вызваны повреждением головного мозга и центральной нервной системы, нужно устранять куда более действенными методами
Они называются специфическими или болезненными

Первая степень специфических ЗПМР – преобладают отклонения моторных навыков при небольшой речевой задержке

Вторая степень проблем психомоторного характера характеризуется отставанием ребенка по всем указанным навыкам
При своевременном лечении малыш способен «догнать» сверстников, но при этом ряд его действий так и будет замедленным.

Ребенок с третьей степенью ЗПМР серьезно отстает от своих ровесников – не менее чем на два возрастных интервала
При этом его проблемы все время прогрессируют.

Для начала следует установить причину возникновения данной проблемы

ЗПМР, как правило, появляется в результатегенетика и задержки у детей

Генетической предрасположенности ребенка к подобным недугам
Неприятностей, возникших во время беременности
Родовых травм и отклонений
Тяжелых заболеваний, перенесенных в раннем возрасте

Более подробно обо всех этих причинах мы говорили выше, когда описывали ЗМР – задержки моторного развития детей

Не последнюю роль в возникновении и развитии ЗПМР также играет и социальный фактор

педагогическая запущенность ребенка
недостаток внимания и любви со стороны родителей
плохие условия жизни
неполноценное питание и т.п

О симптомах отставания ребенка в психическом и моторном развитии также было сказано выше
Лечение ЗПМР врачи предлагают традиционно медикаментозное в совокупности с занятиями и физическим воздействием на двигательный аппарат

Мы разработали особую программу восстановления здоровья, которая базируется на специфической диете и восполнении дефицита в организме ребенка питательных веществ
Подробнее об этом инновационном методе вы можете узнать ЗДЕСЬ

Те недуги, которые официальная медицина признает неизлечимыми, эффективно устраняются теми родителями, которые хотят видеть своего ребенка здоровым
И все виды задержек, описанные в этой статье, не исключение

Если ваш малыш страдает подобным недугом, напишите нам, и мы вместе будем бороться за его полноценную жизнь!

Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум
План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами.
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *