Звонкие и глухие согласные как запомнить – Глухие и звонкие согласные. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник

Звонкие и глухие согласные звуки.



Согласные    делятся   на   звонкие  и  глухие
в   зависимости  от  того,  как   они  произносятся,
участвует  ли  в  их  образовании  только  шум,
или  шум   и   голос.


Как   вообще  образуются   звуки  речи?
Звуки, из   которых  состоят  слова,

образуются  при  помощи  органов  речи.


Органы  речи  человека — это   лёгкие,

дыхательное   горло, гортань, голосовые

связки, рот, язык, губы, нос.


   Когда   мы  выдыхаем  воздух  из  лёгких, он  по

дыхательному   горлу  движется  в  гортань, где  путь  ему

преграждают  голосовые  связки. 

Протискиваясь  сквозь  связки, воздух

заставляет  их  дрожать, и  образуется

голос.



Пройдя   сквозь  голосовые   связки, 

воздух  встречает  в   полости  рта  различные  препятствия.

Их   устраивают   нос, нёбо, зубы  и  губы  человека. 

Так   рождаются   согласные  звуки.

 Одни   из  них  состоят   из  шума  и  голоса,  а  другие — 

только   из  шума. 



Для   того, чтобы  понять,  как  образуются  звонкие  и  глухие 
согласные  звуки, можно  провести  небольшой  эксперимент.

Приложите  ладонь  к  своему   горлу  и  произнесите  пары 
согласных   звуков, надо  постараться   тянуть  каждый   звук   подольше:

[б]   —  [п],    [д]   — [т],     [з] —  [с].

Когда   вы   произносили  звуки [б], [д], [з], горло  дрожало.
Значит, в  образовании   этих   звуков  участвовал  не  только 
шум, но  и  голос!

А   когда   звучали  [п], [т], [с]  горло   оставалось  почти  
неподвижным. Значит,  эти  звуки   образуются   только   шумом,  без  голоса.


Звонкие   согласные  состоят   из   шума   и  голоса, 
Глухие   согласные   состоят  только   из  шума.

В  русском   языке   согласные  звуки  образуют  11  пар по  звонкости — глухости   


            ПАРНЫЕ        СОГЛАСНЫЕ
         
                ТВЁРДЫЕ                              МЯГКИЕ 
                    пары (6)                                 пары (5)

  звонкие            глухие                  звонкие        глухие

      [б]                  [п]                           [б’]               [п’]
      [в]                  [ф]                           [в’]               [ф’]

      [г]                  [к]                            [г’]               [к’]
      [д]                  [т]                            [д’]               [т’]
      [ж]                 [ш]
      [з]                  [с]                             [з’]               [с’]

Как   вы  видите   из   этой   таблицы,  
пары  по  звонкости — глухости   есть  и  у  твёрдых,
и  у  мягких   согласных   звуков.

В  каждой   паре  звуки   отличаются  только  тем,
что  звонкий  звук,  например, [д] состоит  из  голоса  и  шума, 
а   глухой  звук  [т] — только  из   шума. В   остальном  же 
эти  звуки  совершенно  одинаковы:  
одинаково  складывались  губы,  одинаково  двигался  язык.

Парные   по  звонкости — глухости  согласные  
легко   перепутать.  При  написании  слов  с  парными 
звонкими  или  глухими  согласными  надо  быть  очень 
внимательными, подбирать  проверочные  слова.

  
     Не   все  звонкие  и  глухие  согласные  парные.
Среди  них  есть  и  одиночки. Их  называют  непарные.

Непарных   глухих   согласных  5: [х],[х’],[ц],[ч’],[щ’].

Непарных   звонких — 9: [й’],[л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[р],[р’].
Непарные   звонкие  [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[р],[р’]  называют 
сонорными, что  в  переводе  с  латинского  значит  «звучные».

В   их  образовании   почти   не  участвует  шум. 


Подведём  итоги. 

Парные (по  звонкости — глухости) звонкие  согласные  
твёрдые:

[б],[в],[г],[д],[ж],[з]

Парные  звонкие  согласные  мягкие:

[б’],[в’],[г’],[д’],[з’]

Непарные   звонкие   согласные   твёрдые:

[л],[м], [н], [р].

Непарные  звонкие  согласные  мягкие:

[й],[л’],[м’],[н’],[р’]

Парные   глухие   согласные  твёрдые:

[п],[ф],[к],[т],[ш],[с]

Парные   глухие  согласные  мягкие:

[п’],[ф’],[к’],[т’],[с’]

Непарные   глухие   согласные   твёрдые:

[х],[ц]

Непарные   глухие   согласные  мягкие:

[х’],[ч’],[щ’]




Эта   статья   поможет  вам  правильно  производить
  
фонетический разбор слов.

Здесь  вы   можете   прочитать  о  твёрдых  и  мягких 

согласных   звуках.

В этой статье    можно   узнать  о  гласных  звуках  и  буквах.


www.podgotovkakshkole.ru

Учим звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и гласные звуки в сказке!

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки,  твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку. Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в книге «Сказочное королевство».

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном городе Буквоград. А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали

гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя: 6 гласных звуков  [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими. Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж],[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими!  И в доказательство своего твердого решения они  выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ],[й] и

[ч] очень расстроились и испугались, что  в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно… Так появились

звонкие и глухие согласные. А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки  [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные.

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют… Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает… А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. :) Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

:)

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в этой статье.

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

Всего самого доброго!

С уважением,

Людмила Поцепун.

Загрузка…

tsvetyzhizni.ru

Как запомнить какие звуки гласные, а какие согласные?

Гласные зву­ки про­из­но­сят­ся толь­ко голо­сом, а в обра­зо­ва­нии соглас­ных зву­ков при­ни­ма­ют уча­стие  как голос, так и шум.

Гласные звуки

Гласные звуки русского языка

Гласные звуки русского языка

У глас­ных зву­ков гово­ря­щее назва­ние: они про­из­но­сят­ся голо­сом, при этом струя воз­ду­ха сво­бод­но про­хо­дит через полость рта, не встре­чая ника­ких пре­пят­ствий.

Термин «глас­ный» име­ет корень глас-, что в пере­во­де со ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка зна­чит «голос».

К глас­ным отне­сем зву­ки а, о, у, и, ы, э.

После мяг­ких соглас­ных пишут­ся бук­вы е, ё, ю, я, кото­рые обо­зна­ча­ют зву­ки э, о, у, а:

  • пять [п’ а т’]
  • нёс [н’ о с]
  • лес [л’ э с]
  • люк [л’ у к].

Согласные звуки

Согласные звуки русского языка

Согласные звуки русского языка

Согласные зву­ки обра­зу­ют голос и шум, воз­ни­ка­ю­щий в резуль­та­те пре­одо­ле­ния воз­душ­ной стру­ёй пре­пят­ствий в поло­сти рта (зубы, смы­ка­ние и раз­мы­ка­ние губ и т.д.).

Глухие согласные

С помо­щью шума обра­зу­ют­ся глу­хие соглас­ные, мяг­кие и твер­дые:

[п] — [п’], [ к] -[к’], [ф]-[ф’], [т]-[т’], [с]-[с’], [х]-[х’], [ч’], [ш], [щ’,] [ц].

Звонкие согласные

В обра­зо­ва­нии звон­ких соглас­ных одно­вре­мен­но участ­ву­ет как голос, так и шум.

Звонкие соглас­ные име­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

[б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’], [л]-[л’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’], а так­же [й’], [ж], [ж’].

Длинный мяг­кий звук [ж’] встре­ча­ет­ся в неболь­шом коли­че­стве слов:

дрож­жи, вож­жи, езжу, виз­жать, брюз­жать и пр.

Видеоурок «Согласные звуки и их буквы»

Скачать ста­тью: PDF

russkiiyazyk.ru

Звонкие и глухие согласные

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                   Что такое глухие и звонкие согласные?

·                   Что такое сонорные согласные?

·                   Как соотносятся согласные по звонкости-глухости?

Итак, мы помним, что звуки речи бывают гласные – они образуются только при помощи голоса. И согласные – в них присутствует шум, иногда с голосом, а иногда без.

При произнесении гласных звуков воздух не встречает препятствий на своём пути. Поэтому он свободно выходит изо рта, и к голосу ничего не примешивается.

А при произнесении согласных звуков воздух встречает препятствия. Образуется шум. Как вы думаете: а сколько шума может быть в согласном звуке?

В том-то и дело, что может быть много, а может быть и поменьше.

Количество голоса и шума в разных звуках может быть разным. И классификация согласных строится именно на этом.

Вообразим себе гласные: у них есть только голос. Много голоса. Как думаете, есть ли согласные, которые хотят быть похожими на гласные? Конечно, есть. В них тоже довольно много голоса.

Такие звуки называются сонорными.

В сонорных звуках голос преобладает над шумом.

Сонорными являются, например, звуки [м], [н], [л], [р] и [й].

В других звуках есть уже и голос, и шум.

Это – звонкие звуки.

Считается, что в звонких звуках голос сочетается с шумом.

Звонкими являются такие звуки, как [б], [в], [г], [д], [ж]. И другие.

И, конечно, есть звуки, в которых совсем нет голоса, а есть только шум.

Это – глухие звуки.

Глухие звуки образованы только при помощи шума. Глухими являются звуки [п], [ф], [к], [с], [ш] и другие.

Почему мы перечислили виды согласных именно так? Дело в том, что звонкие и глухие согласные образуют пары. Поэтому их называют вместе.

[б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с]. Как вы думаете, мы перечислили все пары звонких и глухих звуков?

Нет. Ведь нельзя забывать, что согласные бывают твёрдые и мягкие. И у мягких согласных тоже есть пары по звонкости-глухости.

Если мы поставим знаки мягкости в наши пары, то у нас получится…

[б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г’] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’].

Есть также глухие звуки, которые не имеют пары.

Это [х] и мягкий [хˈ]; [ц], [чˈ] и [щˈ].

К ним нельзя подобрать пару по звонкости.

Сонорные звуки тоже не имеют пар по глухости.

Перечислим все сонорные звуки:

[м] – [м’], [н] – [н’], [л] – [л’], [р] – [р’] и [й].

А теперь, когда мы уже знаем, какими бывают согласные звуки, давайте попробуем представить их в каком-нибудь интересном виде.

Обозначим голос жидкостью красного цвета. А шум будет синего цвета.

Гласный звук будет выглядеть вот так. Он содержит только голос.

Во второй ёмкости к голосу подмешаем немного шума.

Это сонорный звук.

В третьей банке есть и голос, и шум. Это, конечно, звонкий звук.

А в последней ёмкости – только шум. Это глухие звуки.

ещё раз подробно рассмотрим все виды звуков.

В сонорных звуках голос преобладает над шумом.

Почему их так называют? Слово «сонорный» произошло от латинского «сонорэ», то есть, «звонкий».

Такое слово можно услышать, например, в книгах о Гарри Поттере: одно из заклинаний звучит очень похоже.

Бэгмен выхватил волшебную палочку, направил себе прямо на горло и приказал:

   — Сонорус!

   И с этого мгновения его голос превратился в громовой рёв, заполнивший до предела забитый стадион…

Что мы можем сказать о звонких звуках? В звонких звуках голос сочетается с шумом.

Иногда к звонким звукам относятся и сонорные: их тогда называют непарными звонкими.

Запомнить все эти звуки помогает такая фраза:

 Мы, звери, убежали. Догоняй!

В этой фразе содержатся все звонкие и сонорные звуки русского языка.

Ну, а что же можно сказать о глухих звуках? Глухие звуки содержат только шум.

Эти глухие звуки составляют пары со звонкими звуками. Выходит так: если в звонком звуке немного убавить звучание голоса, то получится глухой звук.

Но есть и непарные глухие звуки.

Это [х] – [хˈ], [ц], [чˈ] и [щˈ].

Все глухие звуки легко запомнить при помощи фразы:

Стёпка, хочешь щец?

Фи!

Итак, что же нам требуется запомнить?

Согласные звуки в русском языке бывают звонкие, глухие и сонорные.

Звонкие и глухие согласные обычно образуют пары.

Однако есть непарные глухие согласные.

Сонорные согласные пар не образуют.

videouroki.net

Конспект урока русского языка «Глухие и звонкие согласные на конце слова»

6.05.2016

Русский язык

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развития фонематического слуха, умения соотносить произношение и написание слов; способствовать воспитанию культуры учебного труда.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся видеть и объяснять процесс оглушения звонких согласных (парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими), составлять простейшую графическую схему слова; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; коммуникативные – умеют договариваться, приходить к общему мнению в решении учебно-познавательной задачи; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Образовательные ресурсы: иллюстрация королевства Алфавит; сигнальные карточки парных согласных.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Орешек знаний тверд, но все же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет

Желанье сильное узнать.

II. Чистописание.

− Назовите буквы, в которых есть элементы С, hello_html_36a970c7.png.

Учитель записывает на доске буквы, которые называют: ж, х, э, с.

− Запишите эти буквы в порядке их следования в алфавите.

− Какая буква «лишняя»? (Э.)

− Дайте ей характеристику.

III. Введение в тему.

– Мы отправляемся в сказочное королевство Алфавита. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.

− Сколько букв в русском языке?

− Какие буквы не обозначают звуков?

− Сколько гласных звуков? (6.)

− Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)

IV. Сообщение темы урока, постановка целей.

− Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных.

− Послушайте сказку.

ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные − с согласными. Буквы а–я, у–ю, ы–и, э–е, о–ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были звонкие буквы.

А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнером. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

− Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости – звонкости в начале и на конце слова.

V. Изучение нового материала.

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умений читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями, выполнять знаково-символическое моделирование; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; установление причинно-следственных связей.

1. Работа по тетради.

Задание 1, с. 41 (работа в парах).

Вывод: парные согласные в начале слов − в сильной позиции.

hello_html_m326e76a9.pngМинутка мышечной релаксации

На фоне тихой музыки.

− Глазки закрываем,

Спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем…

Дышим все легко, ровно, глубоко…

Шея не напряжена

И расслаблена.

Наши ручки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Пауза 1–2 минуты.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

2. Работа по учебнику (с. 76).

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике, развитие умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

− Прочитайте пары слов.

− Ответьте на вопросы учебника.

Вывод: на конце слов парные звонкие согласные «теряют» голос, то есть оглушаются.

3. Игра «Парный звонкий согласный заболел».

Один ученик называет «здоровый» парный согласный (с голосом, звонкий), второй − «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой). (Б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с.)

Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.

4. Работа по учебнику.

Упражнение 41, с. 76.

− Сейчас я предлагаю вам провести исследование на тему «Правописание парных согласных на конце слов». Но для этого нам предстоит отправиться… Угадайте, куда?

(Зоопарк.)

− Кто был в зоопарке?

− Закройте глаза и вспомните, что вы интересного видели в зоопарке.

− Что такое зоопарк? (Ответы учащихся.)

Учитель зачитывает по толковому словарю В. И. Даля, что означает слово «зоопарк».

− А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, ученые-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи.

Познавательные УУД: формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное в языковых явлениях.

− На территории сказочного королевства есть зоопарк. (Учебник, с. 77.)

− Прочитайте названия животных под рисунком.

− Что заметили? (Последние звуки произносятся одинаково.)

− Определите, какую букву надо написать на конце каждого слова.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Запись пар слов.

hello_html_m326e76a9.pngФизкультминутка

Мы к плечам приблизим кисти

И вращение начнем.

Раз − два − три − четыре − пять.

Стоп! Теперь назад вращать.

(Ученики, приставив руки к плечам,

делают вращательные движения.)

Перед грудью руки ставим

И рывком их выпрямляем.

(Ученики рывками отводят руки от груди

в стороны.)

Одну руку вверх поднимем,

А другую вниз опустим.

(Ученики nоnеременно плавным движением

поднимают и опускают выпрямленные руки.)

А теперь мы приседаем,

Приседания считаем.

А когда закончим счёт,

Захотим присесть ещё.

(Ученики делают приседания.)

А теперь давайте вместе

Мы чуть-чуть пройдём на месте.

(Ученики ходят на месте.)

Всё, окончена разминка,

И за парты мы садимся.

(Ученики садятся за парты.)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа с пословицами (лингвистическая, лексическая).

На доске записаны пословицы.

− Прочитайте пословицы. Напишите их в тетради, вставляя нужные буквы. Объясните смысл пословиц.

Старый дру.. лучше новых двух.

Тру.. кормит, а лень портит.

− Какие буквы вставили?

− Какие слова могут быть проверочными?

2. Работа по учебнику.

Упражнение 42, с. 78.

Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).

Часть учащихся работает по индивидуальным карточкам.

КАРТОЧКА 1

Вставь пропущенную букву Б или П.

ястре.. стол..

спосо.. ло..

хле.. сиро..

су.. шта..

сер.. пото..

КАРТОЧКА 2

Вставь пропущенную букву В или Ф.

жира.. уда..

шка.. клю..

тетере.. остро..

взры.. шар..

морко..ь зо..

КАРТОЧКА 3

Вставь пропущенную букву Г или К.

зву.. четвер..

дру.. бере..

кру.. утю..

тан.. пустя..

фла.. со..

КАРТОЧКА 4

Вставь пропущенную букву З или С.

гла.. кара..ь

пару.. арбу..

гру.. сеноко..

голо.. ры..ь

моро.. свя..ь

VII. Итог урока.

− Как парные глухие и звонкие согласные произносятся и пишутся в начале слова? На конце слова?

− Как следует проверять парные согласные на конце слова?

− Будьте очень внимательны. Поднимайте сигнальные карточки с парными согласными.

Вот царь зверей − могучий ле..,

А тут жира.. с длиннющей шеей.

Ушастый ё.. . Чем не хорош?

Ено..-красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры..ь.

Плывет могучий бегемо..,

Медве..ь над нерпою ревет.

И белый голу..ь там летает,

Всех отдохнуть нас приглашает.

− Урок окончен! Молодцы!

infourok.ru

Упражнения «Звонкие и глухие согласные звуки», ФГОС

Звонкие и глухие согласные звуки.

Карточка № 1

Выпал первый снежок. Побелели тропки в лесу. Берега речки Камышинка оделись в прозрачный ледяной воротничок.

1. Запиши текст.

2. Во втором предложении подчеркни глухие согласные, в третьем предложении — звонкие согласные.

Карточка № 2

Прочитай.

Б В Г _________

П Ф К _________

1. Допиши парные согласные.

2. К каждой паре подбери примеры слов.

3. Запиши эти пары слов.

Карточка № 3

На реке у берега стоял ______. Спелый _____упал на землю. Ребята бежали на ________. У Алёши в руках был _______. Мальчик гонит гусей на _______.

Слова для справок: плод, плот, прут, пруд.

1. Чем похожи слова, данные для справок? В чём их различие?

2. Спиши предложения. Вставь подходящие по смыслу слова. Рядом напиши проверочные.

3. Составь и запиши предложения со словами молод, молот.

Карточка № 4

Выпал сне__ . Кате хотелось по сне_ ку погулять. Она вышла в са _ . Там был сле _ зверька.

1. Какое правило надо вспомнить, чтобы написать слова с пропущенными буквами без ошибок?

2. Дополни текст 1-2 предложениями. Запиши их.

3. Подчеркни согласные в конце слов. Подбери проверочные слова.

Карточка № 5

Снег да мороз царствует всюду. Избы стоят притихшие. Из труб валит дым. Суровый январь заглянул и в лес. Около старой ёлки громадный сугроб. Может, там медведь спит?

1. Как понять выражение царствуют всюду?

2. Выпиши слова, в которых звонкую согласную на конце слова надо проверять.

3. Запиши два последних предложения. Запиши ответ на предложение-вопрос.

Карточка № 6

Стоят жаркие деньки. Глеб и Олег бегут на пляж. Там ребята строят плот. Рядом морская вода омывает берег и ноги мальчиков. Они бегут купаться. Хороша водица!

1. Как бы ты озаглавил данный текст?

2. Выпиши предложения, в которых есть орфограмма на парную согласную на конце слова.

3. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери к ним проверочные слова. Повтори правило.

Карточка № 7

Мороз не страшен.

Лес скинул листву. Он стал совсем голым. Тихо подкрался мороз. У берегов озера лёг тонкий лёд. Стайки рыб спрятались на дно. Там им тепло.

1. Перечитай текст по слогам. Обрати внимание на слова, которые могут вызвать у тебя затруднения при написании.

2. Подумай, сколько частей в этом тексте. Вторую часть начни писать с красной строки.

3. Запиши текст по памяти. После написания сделай сам проверку.

Карточка № 8

Изгоро _ ь, шка _ , стол _ , бро _, гара _ , гла _ , пока _ , поез _ , шар_ , бро _ь.

1. Подумай, какие парные согласные ты напишешь на конце каждого слова? Какие подберешь проверочные слова?

2. Запиши эти пары слов. Первым записывай проверочное слово. Подчеркни орфограмму.

3. С одним из слов составь предложение. Запиши его. Подчеркни парную согласную на конце слова.

Карточка № 9

Друг — человек, близкий по интересам, товарищ, приятель.

Дуэт — музыкальное произведение для двух исполнителей.

1. Постарайся запомнить значения новых для тебя слов.

2. Запиши одно из толкований, по выбору.

3. С одним из слов составь предложение и запиши его.

4. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Вспомни правило.

Карточка № 10

Герб — отличительный знак государства.

Герб — отличительный знак города, земли (области).

Долг — обязанность; то, что необходимо выполнить.

Долг — то, что взято на время, взаймы.

1. Постарайся запомнить значения новых для тебя слов.

2. Запиши одно из толкований, по выбору.

3. С одним из слов составь предложение и запиши его.

4. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери проверочные слова.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Парные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие согласные

Типы парных согласных

Парные согласные — это буквы, имеющие пару по некоторым признакам. В русском языке есть два основных признака для таких букв: соотношение по твердости и мягкости и по глухости и звонкости.

По последнему признаку пары образуют [б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [ж] — [ш], [з] — [с]. Из них звонкими являются [б], [в], [г], [д], [ж], [з]; глухими [п], [ф], [г], [т], [ш], [с].

На каждое правило есть исключение, поэтому оставшиеся [й], [л], [м], [н], [р] — только звонкие. Аналогично и с всегда глухими звуками [х], [ц], [щ].

С соотношением твердости и мягкости ситуация похожая. Почти все твердые буквы могут иметь «мягкую» пару. Как и в предыдущем случае, под это правило не попадают твердые [ц], [ш], [ж] и мягкие согласные [ч], [щ], [й].

Справка! Чтобы добавить твердому звуку немного мягкости, используется символ . Он же и показывает в транскрипции, что буква, перед которой стоит этот знак, читается мягче. Так [р] превращается в [р’], [л] — в [л’], [с] — в [с’] и так далее.

Парные буквы очень коварны: не всегда понятно, какую выбрать, особенно если это корень слова или последний слог. Поэтому существуют правила, облегчающие задачу. Таблица парных звонких и глухих согласных поможет быстрее понять эти правила.

Парные согласные в корне слова

Буквы в корне слова по звонкости можно разделить на три группы:

  • б, в, г, д, ж, з;
  • п, ф, к, т, ш, с;
  • й, л, м, х, ц, ч, щ.

C последней строкой проще всего — у них нет пары по данному признаку. Первые две группы — звонкие и их глухие пары.
Перед выбором верной буквы в корне слова важно вспомнить, что написание и произношение в русском языке различается, поэтому потребуется проверка.
Проверить, звонкий или глухой согласный в слове, можно следующими способами.

  • Выбрать однокоренное слово с гласной после спорной согласной. Например, «молотьба — молотить», «косьба — косить», «сладкий — сладок».
  • Если в слове чередующиеся буквы [г]-[ж], [д]-[ж], [ц]-[ч], можно подобрать однокоренное слово с другой согласной: «тяжкий — тяга», «сладкоежка — еда».

В русском языке часто встречаются слова, в которых парные звуки находятся рядом, и возникает путаница. Это связано с тем, что если звонкая согласная стоит перед глухой, то она оглушается: слово «ложка» мы произносим и слышим как «лошка», «мягкий» — как «мяхкий». В обратном случае происходит озвончение: «футбол — фудбол», «сделать — зделать». Знание правил озвончения и оглушения поможет не только грамотно писать, но и говорить на русском языке, с чем тоже нередко возникают ошибки.

Внимание! Но не все согласные в корне можно проверить. Придется запомнить написание следующих слов: август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др.

Парные согласные в конце слова

В конце слова буквы проверить легче. Для этого существуют два способа:

  • Изменить слово так, чтобы после спорной последней буквы стояла гласная: зуб — зубы, медведь — медведи, завод — заводы.
  • Подобрать однокоренное слово, в котором сразу после согласной следует [л], [м], [н], [р]: гриб — грибной, круг — круглый.

Полезное видео

sklonenie-slova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *