Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука р»
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.
учитель-логопед Кидалова Д.В.
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить артикуляцию звука [Р];
Дать развернутую характеристику звука Р;
Развивать фонематическую базу;
Закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;
Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
Коррекционно-развивающие:
• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
• мягкая игрушка “пес – Руди”;
• предметные картинки со звуком Р;
• картинка для игры “доскажи словечко”
Ход занятия
1. Организационный момент
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Руди. Он грустит, так как не умеет красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Руди есть язычок?( пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.
2. Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой.
Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.
Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? ( Повар)
Как под солнышком созреет –
Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).
4. Сообщение темы занятия.
Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку:
А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).
Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)
5. Физкультминутка
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
6. Игра “Что пропало?”
Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
7. Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).
Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.
8. Игра “Доскажи словечко”
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.
Он высокий словно шкаф,
А зовут его … (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)
Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).
В сильный холод января
Ёжика спасет …(нора).
На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).
9. Игра “исправь предложение”
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
10. Итог занятия.
Как рад Руди. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес! Ты молодец!
Разработка логопедического занятия «Звук Р»
Логопедическое занятие с использованием элементов ИКТ
для учащихся 1 класса компенсирующего обучения.
Тема
Цели занятия:
— автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях;
— развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического слуха и восприятия;
—совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
— воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, экран.
Ход урока:
Организационный момент.
Фонетическая зарядка. Слайд №2.
Как рычит тигр: р-р-р-р.
Загадывание загадки. Слайд №3
Когда я чёрен,
Я куслив и задорен,
А лишь покраснею –
Так и присмирею.
Звуковая культура речи.
Какой первый звук вы услышали в слове Рак?
Упражнение на внимание. Слушайте и запоминайте в скороговорке все слова на звук Р. Слайд №4.
Назовите слова которые вы запомнили в скороговорке.
Анализ слов и определение места звука Р в словах: корова, зебра, тигр.
Детям предлагается рассмотреть картинки в электронном варианте.
— сколько слогов в слове?
— сколько звуков в каждом слове?
— назови 1-й, 2-й, 3-й и 4-й звук.
— составление предложения со словами: корова, зебра, тигр, верблюд. Слайд №5.
6. Беседа о животных с опорой на картинки.
7. Предлагаю детям загадать загадки о животных, которые они знают.
8. Логоритмическая разминка. Дети берут маски и изображают животных, имитируя их ходьбу.
9. Найдите общие признаки в словах, обозначающих предметы. Слайд №6.
Арбуз, ромашки, шар.
Обращаем внимание на такие качества предмета как форма, цвет, размер.
10. Работа с индивидуальными зеркалами.
Артикуляция звука [Р].
-Упражнение «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубки».
11. Характеристика звука [Р]. Слайд № 7.
Гласный- согласный. Докажи.
Глухой — звонкий. Докажи.
Твёрдый — мягкий. Назови.
12. Произнеси чётко скороговорку. Слайд №8.
Ра-ро-ры-ру- я подкрался к комару.
Ро-ры-ру-ра- нарисую комара.
Ру-ры-ро-ры- вдруг укусят комары.
Ра-ры-ру-ров- не боюсь я комаров.
13. Составление рассказа по картинке. Слайд №9.
14. Скажите, что было вначале, а что потом? Слайд №10.
15. Игра «Третий лишний». Слайд № 11.
16. Сказочная викторина. Слайд №12.
— Кто из сказочных персонажей носил бабушке пирожки?
— В какой сказке живёт поросёнок Нуф-Нуф?
— Что заменила Золушке тыква?
— Кто искал золотой ключик?
-Как звали друга Чебурашки?
17. Дыхательная гимнастика Ромашки. Слайд № 13.
18. Читаем с выражением стихотворение «Берёзки». Слайд №14.
Итоги: дети вместе с логопедом делают вывод о проделанной работе: какие звуки они изучили на уроке; логопед отмечает работу всех учащихся, делая акцент на положительные результаты.
Открытое логопедическое занятие по теме «Звук [р]»
Этап: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Цели:
- Создать у детей положительное психоэмоциональное настроение.
- Совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.
- Учить произносить звук [Р] изолированно, в прямых, обратных слогах, словах.
- Продолжать учить выполнять звуковой анализ в обратных слогах.
- Развивать мелкую моторику рук, силу голоса, просодическую сторону речи.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже).
- Упражнять в употреблении родительного падежа существительных.
- Формировать направленный длительный выдох.
- Прививать интерес к художественному слову, интонационной выразительности.
- Развивать чувство юмора, умение слышать и чувствовать ритм стиха.
- Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме “насекомые”.
- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
- Воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- картинки: клоуны с рядом пуговиц, машины с дорогой, трактор с дорогой и гаражом, большой и маленький тигры, грузовой и легковой автомобили, лесная полянка, 5 муравьев и 5 комаров, радуга, воробей, муравьи, карандаш.
- подставка с ракетками,
- пособие на дыхание – цветочек,
- пособие на развитие фонематического восприятия — “Тучка и солнышко”.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.
2. Психогимнастика
А теперь давайте поприветствуем свое тело. Повторяйте за мной.
С добрым утром, глазки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись.
Глазки — смотрят, смотрят;
Ушки — слушают, слушают;
Ручки — хлопают, хлопают;
Ножки – топают, топают.
Я проснулся!Дети поглаживают закрытые глазки.
Открывают глаза, смотрят в “бинокль”.
Поглаживают ушки.
Прикладывают ладонь к ушам.
Поглаживают руки сверху вниз
Встряхивают кистями рук.
Поглаживают ножки сверху вниз
Прикладывают ладонь к глазам.Прикладывают ладони к ушам.
Хлопают ручками.
Топают ножками.
Потягиваются высоко.
3. Артикуляционная гимнастика
“Грибок”
Перед ребенком лежит картинка клоун с рядом пуговиц. Логопед осуществляет показ движения: рот широко открыт, язык присасывается к небу, нижняя челюсть оттягивается вниз, палец касается пуговицы, положение фиксируется, затем челюсть возвращается в исходное положение. Далее все повторяется по мере продвижения пальцев по всем пуговицам.
“Гармошка”
Рот широко открыт, язык присасывается к небу, нижняя челюсть оттягивается вниз, возвращается в исходное положение. Руки имитируют игру на гармошке.
“Лошадка”
Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки выполняют одновременные хлопки (удары по коленям).
“Заводим двигатель”
Широкий язык лежит на нижней губе. С силой дуем на язычок, создавая при этом вибрацию. Руками имитирует вращение руля.
“Маляр”
Рот широко открыт, язык выполняет движения по небу вперед-назад. Кисть одной руки имитирует потолок, кисть другой руки – кисточку, которая двигается синхронно движениям языка.
“Барабан”
Рот широко открыт, кончик языка “стучит” в альвеолы (д-д-д). одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот).
4. Характеристика звука, уточнение правильной артикуляции. Сообщение темы.
Ребята, послушайте стихотворение.
— Ррр!- ракета рвется ввысь!
— Ррр! – рычит сердито рысь.
— Ррр, — рокочет ровно робот.
Р сказать и ты попробуй!
— Ррр! – возьмемся за учебу!
— Ррр! – язык широкий — к небу!
Языком, передним краем
Вверх, на десны нажимаем.
Дунь на кончик языка,
Чтоб сильнее задрожал.
Ррр — раскатистый и громкий,
Ррр — рокочущий и звонкий!
Ребята, дайте характеристику звука [Р]. Какой звук [Р]? (согласный, твердый, звонкий, дрожащий).
Когда мы произносим звук [Р], что делает язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам).
Сегодня ребята, мы будем продолжать учиться произносить звук [Р] в слогах и словах.
5. Изолированное произношение звука
Отгадайте загадку.
Куда бежит — сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога,
Что это? (дорога).
Молодцы!
Дима, помоги машинке проехать по дороге без остановок. Веди пальчиком и заводи моторчик р-р-р. А ты Саша, поставь трактор в гараж.
Дима, как рычит большой тигр? Р-Р-Р (громко)
Как рычит маленький тигренок? р-р-р (тихо).
Саша, как гудит грузовая машина? Р-Р-Р (громко)
Как гудит легковая машина? р-р-р (тихо). Молодцы!
6. Произношение звука в слогах и словах. Звуковой анализ в обратных слогах.
Что за птица — алый хвост,
Полетела в стаю звезд (ракета)
Ребята помогите ракетам взлететь в космос, но для этого нужно произносить волшебные слоги и слова. Снимаем с подставки по одной ракете и по очереди произносим за мной:
РА-РА-РА
РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ
РЫ-РЫ-РЫ
РА-РО-РУ-РЫ
А теперь обратно летим на Землю.
АР-АР-АР-ПАР
Ребята в слоге А-Р сколько звуков? Какой первый звук? Какой второй звук? Молодцы!
ОР-ОР-ОР-ХОР
В слоге О-Р сколько звуков? Какой первый звук? Какой второй звук?
Молодцы! Повторяем дальше.
УР-УР-УР-БУР
ИР-ИР-ИР-МИР
ЁР-ЁР-ЁР-КОВЁР
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
7. Пальчиковая гимнастика “Бабочка”
Сейчас ребята давайте сделаем с помощью наших рук “бабочку”. Повторяйте за мной.
Бабочка коробочка
Улетай под облачко
Там твои детки
На березовой ветке. Молодцы!
8. Согласование числительного и существительного
Посмотрите, кто прилетел на лесную поляну? Как их назвать одним словом? (насекомые). Правильно! На поляне и бабочка, и комары, и осы, и паук плетет паутину, и муравьи трудятся – это насекомые.
Дима, посчитай, сколько на поляне комаров? (На поляне один комар, два комара, пять комаров).
Саша посчитай, сколько муравьев ты поймал? (Я поймал одного муравья, двух муравьев, пять муравьев).
9. Игра “Кого, Чего не стало?”
Сейчас ребята подойдите к доске и отгадайте загадки.
Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и … (карандаш)
Собрались мужички без топоров, срубили избу без углов (муравьи)
Чик-Чирик! Не робей! Я бывалый …(воробей)
Крашеное коромысло над рекой повисло (радуга). Молодцы!
Посмотрите внимательно и запомните, как стоят картинки. Закрываем глаза. Дима, кого не стало? (не стало воробья). Саша, чего не стало? (не стало радуги).
10. Игра “Барабек”
Ребята, давайте немного поиграем.
Робин Бобин Барабек | Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек. |
Скушал сорок человек | Взявшись руками за голову, удивляются, Произнося текст с удивленной интонацией. |
И корову, | Приставляют указательные пальцы к голове – “рога”, говорят низким голосом. |
И быка, | Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, — “упрямый бык”. |
И кривого мясника, | Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо- “кривой мясник”. |
И телегу, | Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны – “сидят на телеге” |
И дугу, | Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, — “дуга”. |
И метлу, | Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней “метла”. |
И кочергу, | Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают – “кочерга в печи”. |
Скушал церковь, | Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют – это “свеча”, голову наклоняют вниз, смотрят на “свечу”, произнеся текст серьезно и негромко – “мы в церкви”. |
Скушал дом, | Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом – “крыша дома”. |
Скушал кузню с кузнецом, | Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по “наковальне”, говорят активно, энергично, в ритме движений. |
А потом и говорит: | Разводят руки в стороны. |
— У меня живот болит!!! | Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо. |
11. Придумывание слов
РА-РА-РА, начинается игра.
Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова.
Продолжаем мы игру, где слова со слогом РУ?
12. Упражнение на дыхание
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!
Ребята возьмите цветочек, поднесите его к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы слетела пыльца. Щеки не надуваем. Под пыльцой спрятана картинка. Назовите ее. (У меня рыба. У меня роза). Молодцы! все картинки назвали и пыльцу сдули.
13. Развитие фонематического восприятия
Ребята, кажется, дождь собирается. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, но для этого нужно подобрать картинки в названиях которых есть звук Р и разложить их вокруг солнышка. Молодцы! Правильно подобрали все картинки. Назовите, их и солнышко засверкает своими лучами. Молодцы!
14. Итог.
Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось вам заниматься? Что понравилось? Какие трудности испытывали? Молодцы! До свидания!
План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: Звук Р
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [Р]
ТЕМА: Звук [Р].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
— развитие подвижности артикуляционного аппарата,
— формирование артикуляционного уклада звука [Р],
— развитие фонематического слуха на звук [Р],
— автоматизация звука [Р] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки).
Организационный момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | ||||
Артикуляционная гимнастика. | ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет. ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам. КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов. ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта. ДЯТЕЛ: чёткое многократное произнесение звука [д-д-д] с убыстрением темпа. ЛОШАДКА: цоканье (с постепенным убыстрением темпа). ГРИБОК: рот широко открыт, язык полностью прижат к нёбу и напоминает по форме гриб, удерживать. | |||
Постановка звука. | — по подражанию, — от артикуляционной имнастики, — от опорных звуков [д], [з,] [ж]. | |||
Автоматизация звука в чистом виде. | [Р – Р – Р] | |||
Анализ артикуляции. | При произнесении звук [Р] положение губ и зубов зависит от артикуляции рядом стоящего гласного. Кончик языка напряженный, находится около верхних зубов и вибрирует. Средняя часть спинки языка опущена, идет параллельно твердому небу. Корень языка поднят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки сомкнуты и вибрирует. Воздушная струя идет посередине языка, сильная, прерывистая
| |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [в, р, с, ш, р, л, р …], Ряд слогов: ра, ша, лы, вы, ры, но, ро … Ряд слов: рак, сок, лак, лук, рука, мука и т.д. | |||
Автоматизация звука в слогах. | ||||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Итог занятия. | Какой звук учились произносить правильно? Повторение правильной артикуляции звука. Оценка работы дошкольника. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р] (№1)
ТЕМА: Звук [Р].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
— развитие подвижности артикуляционного аппарата,
— закрепление артикуляции звука [Р],
— развитие фонематического слуха на звук [Р],
— формирование фонематического восприятия,
— автоматизация звука [Р] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах, предложениях, тексте,
— формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | Какой звук чаще остальных слышится в чистоговорке: Раки, раки – забияки, не боятся раки драки. | |||
Артикуляционная гимнастика. | ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет. ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам. КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов. ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта. ДЯТЕЛ: чёткое многократное произнесение звука [д-д-д] с убыстрением темпа. ЛОШАДКА: цоканье (с постепенным убыстрением темпа). ГРИБОК: рот широко открыт, язык полностью прижат к нёбу и напоминает по форме гриб, удерживать. | |||
Изолированное произнесение звука. | Как рычит тигр? [Р – Р – Р ] Как рычит лев? [Р – Р – Р ] Как рычит рысь? [Р – Р – Р ] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. |
При произнесении звук [Р] положение губ и зубов зависит от артикуляции рядом стоящего гласного. Кончик языка напряженный, находится около верхних зубов и вибрирует. Средняя часть спинки языка опущена, идет параллельно твердому небу. Корень языка поднят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки сомкнуты и вибрирует. Воздушная струя идет посередине языка, сильная, прерывистая | |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [в, р, с, ш, р, л, р …], Ряд слогов: ра, ша, лы, вы, ры, но, ро … Ряд слов: рак, сок, лак, лук, рука, мука и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. | ||||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: — количество звуков, слогов в слове, — место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | Ра-ра-ра – раки, раки-забияки, Ра-ра – раки, не боятся раки драки. Ры-ры-ры – вылезают они из норы. Ра-ра – радуга, радуга-дуга, Как мост небесный радуга, Радуга-дуга. Ра-ра – радугу, радугу-дугу. Не могу догнать я радугу, радугу-дугу. Мечтаю пробежаться я по радуге-дуге. Ры-ры-ры – на реке живут бобры. Ров-ров-ров – зубы остры у бобров. Ры-ры-ры – грызут дерево бобры. Ры-ры-ры – строят хатки бобры. Ров-ров-ров – хвост на лопату похож у бобров. Ры-ры-ры – для бобрят бобры добры. | |||
Домашнее задание. | — артикуляционная гимнастика, — упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, — упражнения по автоматизации звука в речи. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р] (№2)
ТЕМА: Звук [Р].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
— развитие подвижности артикуляционного аппарата,
— закрепление артикуляции звука [Р],
— развитие фонематического слуха на звук [Р],
— формирование фонематического восприятия,
— автоматизация звука [Р] в чистом виде, в слогах (между гласными), словах (звук [р] в середине слова), предложениях, тексте,
— формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | «Послушай стихотворение и подумай, над каким звуком мы будем работать»: В зоопарке мы бывали, Птиц, зверей там повидали. Полосатые тигры В клетках рычали: [р – р – р ]. | |||
Артикуляционная гимнастика. | ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам. КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов. ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта. ДЯТЕЛ: чёткое многократное произнесение звука [д-д-д] с убыстрением темпа. ЛОШАДКА: цоканье (с постепенным убыстрением темпа). ГРИБОК: рот широко открыт, язык полностью прижат к нёбу и напоминает по форме гриб, удерживать. | |||
Изолированное произнесение звука. | Как рычит тигр? [Р – Р – Р ] Как рычит лев? [Р – Р – Р ] Как рычит рысь? [Р – Р – Р ] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. | При произнесении звук [Р] положение губ и зубов зависит от артикуляции рядом стоящего гласного. Кончик языка напряженный, находится около верхних зубов и вибрирует. Средняя часть спинки языка опущена, идет параллельно твердому небу. Корень языка поднят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки сомкнуты и вибрирует. Воздушная струя идет посередине языка, сильная, прерывистая | |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [в, р, с, ш, р, л, р …], Ряд слогов: ара, аша, олы, увы, иры, оно, оро … Ряд слов: корова, молоко, детвора, нора и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. | А__Р______А О__Р______О О__Р______Ы У__Р______У И__Р______У | |||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: — количество звуков, слогов в слове, — место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | Ор-ор-ор – вот наш двор. Ра-ра-ра – во дворе у нас гора. Ры-ры-ры – мы катаемся с горы. Ра-ра-ра – очень рада детвора.
Посадили мы горох. Поливали мы горох. Растет в огороде горох. Ру-ру-ру – это кенгуру. Ру-ру-ру – скачет кенгуру. Ру-ру-ру – сумка есть у кенгуру. Рята-рята – в сумке сидят кенурята. Рова-рова – вот корова. Ровы-ровы – рога есть у коровы. Рову-рову-рову – мы пасем корову. Роа-рова-рова – есть траву корова. Рова-рова – молоко дает корова. Рову-рову-рову – любим мы молоко и корову. Ран-ран – вот баран. Ран-ран – упрямый баран. Рана-рана – есть рога у барана. Рана-рана – повстречались два барана. Раны-раны – рогами стукнулись бараны. | |||
Домашнее задание. | — артикуляционная гимнастика, — упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, — упражнения по автоматизации звука в речи. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р] (№3)
ТЕМА: Звук [Р].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
— развитие подвижности артикуляционного аппарата,
— закрепление артикуляции звука [Р],
— развитие фонематического слуха на звук [Р],
— формирование фонематического восприятия,
— автоматизация звука [Р] в чистом виде, в закрытых слогах (обратный тип слога), в словах с данным типом слогов (звук [р] в конце слова), предложениях, тексте,
— формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | Загадка: Был он круглый и зеленый, На кустике висел. Постепенно потолстел, Сочный стал и покраснел. (помидор) Какой звук находится в конце слова? | |||
Артикуляционная гимнастика. | ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам. КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов. ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта. ДЯТЕЛ: чёткое многократное произнесение звука [д-д-д] с убыстрением темпа. ЛОШАДКА: цоканье (с постепенным убыстрением темпа). ГРИБОК: рот широко открыт, язык полностью прижат к нёбу и напоминает по форме гриб, удерживать. | |||
Изолированное произнесение звука. | Как рычит тигр? [Р – Р – Р ] Как рычит лев? [Р – Р – Р ] Как рычит рысь? [Р – Р – Р ] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. | При произнесении звук [Р] положение губ и зубов зависит от артикуляции рядом стоящего гласного. Кончик языка напряженный, находится около верхних зубов и вибрирует. Средняя часть спинки языка опущена, идет параллельно твердому небу. Корень языка поднят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки сомкнуты и вибрирует. Воздушная струя идет посередине языка, сильная, прерывистая. | |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [р, м, ш, р, л, р в, н, р, д, …], Ряд слогов: ар, ам, ол, ор, ир, им, … Ряд слов: помидор, топор, стол, забор и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. | АР ОР УР ИР | |||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: — количество звуков, слогов в слове, — место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | Ор-ор-ор – это помидор. Ор-ор-ор – красный помидор. Ор-ор-ор – растет на грядке помидор. Ор-ор-ор – мы сорвали помидор. Ор-ор-ор – вкусный помидор. Ор-ор-ор – это светофор. Ор-ор-ор – на перекрестке стоит светофор. Ора-ора-ора – есть глаза у светофора. Ор-ор-ор – нам моргает светофор. Красный – стой! Желтый – жди, А зеленый загорит – Он идти нам разрешит. Ар-ар-ар – мы купили самовар. Ар-ар-ар – на стол поставим самовар. Ар-ар-ар – закипел наш самовар. Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Взял Егор в углу топор, С топором пошл во двор, Стал чинить Егор забор, Потерял Егор топор. Вот и ищет до сих пор… Поищи и ты топор! | |||
Домашнее задание. | — артикуляционная гимнастика, — упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, — упражнения по автоматизации звука в речи. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Р] (№4)
ТЕМА: Звук [Р].
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.
ЦЕЛИ:
— развитие подвижности артикуляционного аппарата,
— закрепление артикуляции звука [Р],
— развитие фонематического слуха на звук [Р],
— формирование фонематического восприятия,
— автоматизация звука [Р] в чистом виде, в стечении согласных, в словах со стечением согласных, предложениях, тексте,
— формирование связи звука с буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.
Орг.момент. | Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! | |||
Объявление темы. | Какой звук чаще остальных слышится в чистоговорке: Нашла мышка корку. Утащила корку в норку. Сидит она в норке. Грызет сухую корку. | |||
Артикуляционная гимнастика. | ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам. КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов. ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта. ДЯТЕЛ: чёткое многократное произнесение звука [д-д-д] с убыстрением темпа. ЛОШАДКА: цоканье (с постепенным убыстрением темпа). ГРИБОК: рот широко открыт, язык полностью прижат к нёбу и напоминает по форме гриб, удерживать. | |||
Изолированное произнесение звука. | Как рычит тигр? [Р – Р – Р ] Как рычит лев? [Р – Р – Р ] Как рычит рысь? [Р – Р – Р ] | |||
Анализ артикуляции, характеристика звука. | При произнесении звук [Р] положение губ и зубов зависит от артикуляции рядом стоящего гласного. Кончик языка напряженный, находится около верхних зубов и вибрирует. Средняя часть спинки языка опущена, идет параллельно твердому небу. Корень языка поднят, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки сомкнуты и вибрирует. Воздушная струя идет посередине языка, сильная, прерывистая | |||
Развитие фонематического слуха. | Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши». РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: ряд звуков: [р, т, м, р, л, р, д, ш, р, …], Ряд слогов: тра, тва, дла, дра, два, рта, … Ряд слов: трава, лапа, дом, утро, и т.д. | |||
Связь звука с буквой. |
| |||
Автоматизация звука в слогах. | ПРА ПРО ПРУ ПРЫ ТРА ТРО ТРУ ТРЫ ДРА ДРО ДРУ ДРЫ АРТ ОРТ УРТ ИРТ КРА КРО КРУ КРЫ ВРА ВРО ВРУ ВРЫ РЛА РЛО РЛУ РЛЫ | |||
Формирование фонематического восприятия. | Графический анализ слогов, слов: — количество звуков, слогов в слове, — место звука в слове.
| |||
Автоматизация звука в словах. |
| |||
Автоматизация звука в предложении. | Учила ворона своих воронят: «Вороны в лесу вот так говорят – Кар-кар-кар – картина. Кар-кар-кар – корзина. Кар-кар-кар – картошка. Кар-кар-кар – кормежка. Трое трубачей трубят в трубы. Все бобры добры для своих бобрят. На дворе трава, на траве двора, не руби дрова на траве двора. На лугу под горкой лежит сырок с красной икоркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипит укроп. | |||
Домашнее задание. | — артикуляционная гимнастика, — упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, — упражнения по автоматизации звука в речи. |
СМЕШИЛКИ: исправить ошибки в предложениях.
— Дровами рубят топор.
— На радуге – небо.
— Сахар грызет Иру.
— Дорога едет по грузовику.
— Горшок растет в розе.
— Градусник несет врача.
— Крышка накрыта ведром.
— Пассажиры везут трамвай.
— Забор красит Рому.