Звуки гласные и согласные звонкие и глухие твердые и мягкие – Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Двойная роль букв е, ё, ю, я.Фонетический разбор.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент(1-2 минуты)

Приветствует учащихся, контролирует  их готовность к уроку, создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоциональное включение в урок.

2. Актуализация имеющихся знаний. Постановка целей (8-9 минут)

Регулятивные: принимают учебную задачу и ищут пути её решения.

  • Предлагает двум ученикам составить на доске (остальным в тетради) схему «звуки речи». Дополняют схему записями, которые объяснит учитель.
  • Предлагает проблемную задачу в произношение слов. Записывает на доске слова. Просит 5 учеников произнести по одному слову.

Что

Чтобы

Конечно

Скучно

скворечник

  • Составляют схему «звуки речи»
  • Решают проблемную задачу, произносят слова. Записывают в тетрадь правильное произношение слов.

Что  [шт]

Чтобы [шт]

 Конечно [шн]

 Скучно [шн]

Скворечник [шт]

3. Изучение нового материала (20 минут)

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.  

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других.  Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  • Объяснение теории по учебнику.
  • Разбор упражнение 206 (Один ученик на доске, остальные в тетрадях).
  • Разбор упражнение 207 (Устно.)
  • Разбор упражнение 208 (Один ученик на доске, остальные в тетрадях).
  • Объяснение теории №2

 

  •  Ученики прослушивают теорию.  Сами формулируют, что можно и нужно записать в тетрадь.
  •   Выполняют упражнения 211, 215 (самостоятельно в тетрадях).
  • Устная проверка упражнения 211.
  • Письменная проверка у доски упражнения 215.

 

  • Слушают теорию.

Слушают вопросы и отвечают на них, исходя из прослушанного.

  • Делают упражнение 206.
  • Устный разбор упражнения 207.
  • Делают упражнение 208.
  • Слушают теорию.

 

  • Записывают правила в тетрадь.
  •  Выполнение упражнения 211,215 (самостоятельно в тетрадях).

 

  • По одному отвечают упражнение 211.
  • Несколько человек выходят к доске и записывают слова из упражнения 215.

4. Первичное повторение,  закрепление, рефлексия. (7 минут)

Предметные: Знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.

Личностные: Проявляют готовность к усвоению и использованию в речи единиц языка.

  • Вопрос-ответ по правилам, которые изучили на уроке.
  • Формулируют вывод о роли согласных твёрдых и мягких , согласных звонких и глухих.
  • Обсуждают трудности, возникшие в процессе работы (согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие,парные, непарные.).
  •  

5. Подведение итогов урока (3 минуты)

Личностные: Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Задают учителю вопросы, которые  вызвали сложности.

Вместе с учителем разбирают эти сложные опросы.

Делают вывод по пройденной теме.

  • Принимают учебную задачу, задают возникшие вопросы.

nsportal.ru

Урок русского языка в 5 классе «Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие»

Тема, класс:

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. 5 класс

Обучающие:

       систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

       дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости

       формировать умение различать их;

       составление транскрипции слов.

        расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

  •  расширять  кругозор обучающихся;

  • воспитывать эстетический вкус.

                                                  Ход урока.

                                      1 этап. ОрганизационныйМотивирование к учебной деятельности

2 этап. Проверка д/з Упр 280

                                 3 этап.  Актуализация знаний. Формулирование темы.

Сколько на свете звуков?         Сколько звуков у речи?
Сколько  в лесу — снежинок,          Сколько струек у  речки.
Сколько в дожде дождинок.
Сколько в  песке  —   песчинок.

На эти вопросы ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, их так много.

А знаете, ребята. Чтобы составить несколько миллионов слов. Сколько надо звуков?(42)

    Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)

  • Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.

(Корень, звонкийтранскрипция, приставка, ударение, подлежащее, суффикс, синонимы,  звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный)   Проверка.

(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)

  • Перечислите все гласные звуки. Сколько их?

  • Какая позиция в слове является «опасной» для некоторых гласных?

( Слабая, в безударном положении)

2.  Послушайте, ребята, сказку.

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

— Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

— Может и заболели, — проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

— А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

— Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

— Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

—  О каких звуках идёт речь в сказке?

 — О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.)

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Прочитайте её, ответьте на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?

(учащиеся: парные звонкие и глухие)

— Прочитаем, как нужно.

— Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)

— Какой вывод можно сделать?

(нельзя подменять согласные)

Учитель: Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему  сегодняшнего урока.

Итак, тема урока: «Согласные звонкие и глухие .

                      4 этап. Целеполагание и мотивация

— каковы же цели нашего урока?

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова;

  • Знать, что по глухости-звонкости согласные бывают парными и непарными

                5 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.

   Получение новой информации происходит из

материала параграфа 56 стр. 130

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

V- знал(а)

+ — новое для меня

— — думал(а) иначе

? – осталось непонятным

       Работа с текстом после прочтения:

.   —  Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

    — Какая информация была новой?

    —  А о чём вы думали иначе?

     -Что осталось непонятным?

6 этап. Первичная проверка понимания.        

— Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

Кто сможет разгадать его?

б-п     г-к      д-т

в-ф    з-с      ж-ш

л   м  н  р  й

ч  щ    ц

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

(уч-ся думают и отвечают:  некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

  Учитель:  итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.

Задание: выпиши из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные. Какой звук слышится на месте буквы Б в выделенном слове? Почему он не соответствует букве?


У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела 

озябшие лапы.

Задание:

Индивидуальное: Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо. Сделай транскрипцию

Выпиши слова в таком порядке: в которых 1. только глухие согласные, 2. только звонкие согласные, 3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные(работа в парах)

1.У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.

2.      У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.

3.      Ло..ь всегда опередит
Истину немно..ко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоно..ка.

4.      Людоеда людое..
Приглашает на обе…
Людое.. ответил: — Нет!

Не пойду к тебе, сосе..
На обе.. попасть не худо,
Но отню..ь не в виде блюда!

Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1, корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2, колокольчики3, куёт3

Взаимопроверка + проверка

Задание:  каждому учитель даёт слова. Дети должны установить трудный согласный в слове и проверить его письменно. (для слабых)

1-й ученик: Поля                    2-й ученик: Диана                           3-й ученик Софья

Ястреб                                         косьба                                             отбой

Хрустнуть                                    властный                                       сердце

Клад                                             пастбище                                       ошибка

Площадь                                      уловка                                            пароход

Класс тем временем выполняет задание:

Определи, истинно или ложно высказывание: у всех согласных есть пары по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.
Задание:в следующих словах найди непарные по  звонкости-глухости и твёрдости-мягкости звуки. Затранскрибируй выделенные слова.

Пулемётчик, молотьба, сыроежка, ромашка.

6 этап. Первичное закрепление.

УПР 285 стр 130

7 этап. Домашнее задание.

1)    параграф 56,

2)    упражнение 284

А ещё  я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, попробуйте выполнить их, а потом  , на следующем уроке, сможете оценить свои работы сами.

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные Б)  парные и непарные; В) сильные и слабые

2Отметь слова, в которых все согласные — глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

 [ в ];  [ д ];  [ ц ];  [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31; Б) 32; И) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;Б) дуб;В) пруд;Г) молотьба.

2 вариант

1.На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные; Б)  парные и непарные; В) сильные и слабые

2.Отметь слова, в которых все согласные — звонкие:

а ) говорил, поил, мешал;

б ) теснота, говор, повар.

3.Укажите глухие согласные:

 [ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

4. Сколько звуков в речи?

А) 47; Б) 60; В) 42.

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Мороз; Б) хоровод; В) варежка; Г) просьба.

8 этап. Рефлексия.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Я сегодня на уроке узнала…

На следующем уроке я бы хотела…

infourok.ru

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Двойная роль букв е, ё, ю, я.Фонетический разбор.

Русский язык в 6 классе.

Дата:

Тема: Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Двойная роль букв е, ё, ю, я.Фонетический разбор.

Цель:

  • Повторение темы «Звуки и буквы», фонетический разбор слова;

  • Воспитание любви к предмету;

  • Способствовать развитию логического мышления при выполнении практических заданий.

Задачи:

  1. Повторить что такое звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Двойная роль букв е, ё, ю, я.Фонетический разбор.

  2. Способствовать развитию критического мышления, умения обмениваться знаниями, взаимопомощи, оценивать свою работу и работу других, через работу в группе и диалоговое обучение.

  3. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Результат обучения: ученики повторяют, что такое звуки и буквы, как делать фонетический разбор.

Критерии успеха:

Я знаю, что буквы и звуки.

Я умею правильно делать фонетический разбор слова.

Я могу анализировать русский язык.

Модули, используемые на уроке: критическое мышление (Блум), инклюзивное обучение, критериальное оценивание, возрастные особенности, обучение тому, как учиться.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя (задания на урок)

Форма работы

Деятельность ученика

Оценивание

1

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Вы готовы начать наш урок?

Но прежде чем мы начнем, давайте настроимся на работу!

Фронтальная

2

Создание коллаборативной среды.

Тренинг «Части тела»

Фронтальная

Учащиеся участвуют в тренинге.

3

Постановка темы и целей урока.

Как вы думаете? Что мы сегодня будем изучать?

Фронтальная

Ученики высказывают свои предположения, составляют план работы по данной теме.

4

Актуализация знаний.

Но прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, давайте повторим то, что вы уже знаете.

  1. «Работа над ошибками»

Индивидуальная работа.

Учащиеся выполняют работу над ошибками, которые они допустили в диктанте.

Рефлексия! (Какие трудности у вас возникли во время заполнения кластера)

3

Изучение нового материала.

Что вы помните с прошлого учебного года?

Индивидуальная работа.

Учащиеся вспоминают основные правила.

  1. «Определи»

Перепиши, выдели корень, подбери проверочное слово, определи и сформулируй правило.

Работа в паре.

Учащиеся переписывают слова, вставляют пропущенные буквы, определяют правило: правописание безударной гласной в корне слова.

.

Взаимооценивание + Самооценивание.

Учащиеся самостоятельно вырабатывают критерии оценивания, после проверки выставляют полученный бал в лист оценивания.

  1. «Повтори и разбери»

Учащиеся знакомятся с правилом на ст. 18 – 19

Упражнение 26. (Уважение, радость)

Выписать слова, сделать фонетический разбор слов.

Работа в паре.

Учащиеся выполняют упражнение 26, выписывают слова, делают фонетический разбор по образцу в учебнике.

Взаимооценивание + Самооценивание.

Учащиеся самостоятельно вырабатывают критерии оценивания, после проверки выставляют полученный бал в лист оценивания.

  1. «Определи звук»

Упражнение 27. Учащиеся дают характеристику звукам.

Фронтальная работа. (Устно)

Учащиеся выполняют упражнение 27, дают подробную характеристику звукам.

Рефлексия! (Какие трудности у вас возникли при объяснении постановки знаков препинания?)

  1. «Кто больше?»

Упражнение 29. Составь слова так, чтобы они отличались друг от друга одним звуком.

Фронтальная

работа.

Учащиеся выполняют упражнение, составляют слова

Взаимооценивание + Самооценивание.

Учащиеся самостоятельно вырабатывают критерии оценивания, после проверки выставляют полученный бал в лист оценивания.

***

  1. «Распредели»

Упражнение 31.

Распределить в три столбика слова по количеству звуков и букв.

Индивидуальная работа

Учащиеся распределяют слова в три столбика по количеству звуков и букв.

Взаимооценивание + Самооценивание.

Учащиеся самостоятельно вырабатывают критерии оценивания, после проверки выставляют полученный бал в лист оценивания.

Рефлексия! (Какие трудности у вас возникли при объяснении постановки знаков препинания?)

5

Подведение итогов

Ответьте на следующие вопросы:

Что такое звук?

Что буква?

Сколько букв в алфавите?

Сколько звуков и почему?

Назовите всегда мягкие, твердые, звонкие, глухие.

Фронтальная работа

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.

Сравнение с критериями успеха!

6

Домашнее задание

§3 упражнение 28, 31,34

7

Оценивание

Учащиеся подсчитывают количество баллов, выводят суммативную оценку.

8

Рефлексия

«Снежный ком»

infourok.ru

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие ,глухие и звонкие.

Предмет: русский язык

Класс :6

Тема: Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие ,глухие и звонкие.

Цель:

            Систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные при изучении раздела «Фонетика» в предыдущих классах; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности. учебник, учебные тексты. урок обобщения и систематизации знаний.

Тип : комбинированный

Оборудование: учебник, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Экспресс-опрос

♦Что изучают фонетика и графика?

♦ Что такое фонема?

♦ В чём различие звука и буквы?

♦ На какие две группы делятся все звуки речи?

♦ Сколько согласных звуков в русском языке? Охарактеризуйте их.

♦ Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости.

♦ Какие звонкие звуки являются непарными?

♦ Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки?

♦ Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я?

♦ Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? Приведите примеры.

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

             Какое место в ряду лингвистических дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании различное решение. Одни рассматривали фонетику как часть грамматики, другие — как самостоятельную дисциплину. Фонетика — единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.

            Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение состоит в том, что фонетико-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется всё языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка. Фонетика учит понимать, что язык — единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Практическое значение фонетики неоспоримо. Её достижения используются в самых различных областях: в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков; в методике обучения чтению и письму; в обучении произношению и орфографии неродного языка; в решении ряда технических задач:

А) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам  связи;

Б) в кибернетике — для разработки проблем автоматизации управления производственными процессами при помощи речевых команд и т. п.

IV. Работа над темой урока

1. объяснение темы(Учащиеся составляют тезисы.)

            — Наша речь складывается из бесчисленного количества разных звуков, которые являются результатом сложной артикуляционной деятельности человека. В каждом языке эти звуки группируются и объединяются в огромное число звуковых типов — фонем. Фонема — это кратчайшая звуковая единица, способная различить звуковые оболочки разных слов. В русском языке выделяется 6 гласных и 35 согласных фонем. Изучением звуков речи занимается фонетика (от греч. ркопе — звук). Фонетика — это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. Звук — мельчайшая языковая единица. Звуки мы произносим и слышим. Для записи устной речи, приближенной к её звучанию, используется особый вид письма — фонетическая транскрипция. Это совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, например: посев — [пас’эф] (’ — запятая справа над буквой обозначает мягкость согласного звука).

            Звуки же на письме обозначаются определёнными значками — буквами. Буквы мы пишем и видим написанными. Таким образом, буквы являются знаками, используемыми для отображения на письме звучащей речи. Буквы, их начертания, а также соотношение между звуками и буквами изучает графика. Совокупность букв, расположенных в определённом порядке, называется алфавитом или азбукой.

            Звуки речи делятся на гласные и согласные (гласных звуков — 6, а согласных — 37). Гласные звуки состоят только из голоса, т. к. при образовании гласных звуков струя выдыхаемого воздуха проходит через полость рта, не встречая преграды, поэтому не возникает шум. Ударные гласные звуки русского языка — [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

            Согласные звуки состоят из шума, некоторые — из шума и голоса, т. к. при их образовании струя воздуха обязательно встречает преграду в полости рта, преодолевает её, в результате чего возникает шум. Например: [б], [п], [м], [в], [ф], [н], [к], [г], [д], [з], [т], [с] и др. В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие.

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа сопоставительного характера

             Сопоставьте количество букв и звуков в следующих парах слов. Правильно назовите буквы и звуки. Чем объяснить расхождения в количественном составе букв и звуков в словах?

Мол — моль, угол — уголь, ад — яд, нож — ложь, колос — колосс, сесть — съезд, шить — сшить, обедать — объедать, Ницца — виться, гнусный — грустный.

           Вспомните правила произношения отдельных звуков, их сочетаний и некоторых грамматических форм. Произнесите правильно следующие слова.

Вода, трава, ворота, хожу, провёл, гроза; весёлый, петух, чеснок, ночевать, деревня, неделя, река; мясник, взяла, пятно, часы, щавель, очарован.

 

Город, гусь, согнуть, могла, гребу, дуга, гость, нога, грозный, гасить, голос; богатый, благодать, благодарить.

 

Поступь, голубь, прорубь, вкривь, вкось, семь, восемь, озимь, оземь, обувь, зыбь, накипь, приготовь(те), поставь(те), добавь(те), экономь(те), познакомь(те).

 

Четверть, твёрдый, ветвь, молитвенный, две, дверь, медведь, людмила, Дмитрий, звезда, зверь, змей, свет, святой, спелый.

 

Счастливый, совестливый, жалостливый, участливый, праздный, звёздный, наездник, участник, частный, добросовестный, чувство, радостный, сердцевина, здравствуй, туристский, расистский.

 

Слепого, богатого, синего, больного, этого, того, кого, чего, своего, всего, знающего, оставшегося, сегодня, сегодняшний.

 

Булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, скучный, Кузьминична, конечно, нарочно, яичница, яблочный, молочный, Фоминична, скворечник, полуночник, язычник; что, ни за что, чтобы, кое-что.

 

2. Практическая работа с языковым материалом

 

 Прочитайте афоризмы и запишите их. Выпишите сначала слова с мягкими согласными, затем — с твёрдыми. Выполните фонетический анализ выделенных слов. Подчеркните в словах звонкие и глухие согласные.

 

Какое из приведённых качеств человека вы считаете главным? Приведите примеры проявления этого качества сегодня, современно ли оно?

 

1) любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего (М. Горький).

 

2) Во внутреннем мире человека доброта — это солнце (В. Гюго).

 

3) Сердечность — такой же дар, как красота и ум (В. Качалов).

 

4) Идеальный врач — это человек, обладающий глубинным знанием жизни и человеческой души, который интуитивно распознаёт любое страдание и боль любого рода и восстанавливает мир одним своим присутствием. Если лекарь приносит больному любовь и милосердие, если он праведен и добр, образован и учён, то ничего не может быть лучше такого лекаря. Поэтому любовь должна быть мерилом и законом медицины (Д. Савонарола).

4. «Занимательная фонетика»

♦ Ответы на «кроссвордные» вопросы запишите в две колонки:

В правую — с твёрдым произношением согласного ([тэ], [дэ]),

В левую — с мягким ([т’э], [д’э]). Колонки дополните своими

Примерами. Прочитайте вслух.

1) Знак препинания в виде чёрточки. 2) Кровеносный сосуд. 3) Паровозоремонтная мастерская. 4) Человек, собирающий марки. 5) лицо, идущее первым в соревновании. 6) Часть механизма машины. 7) Шарф, надеваемый на шею.  Гостиница. 9) Розыгрыш вещей и денежных сумм по билетам. 10) Источник, откуда черпаются новые силы, средства, запас. 11) Сквозной проезд под землёй, в горах. 12) Выразительное чтение стихотворений наизусть. 13) Образец какого-либо предмета, изготовленного обычно в уменьшённом виде. 14) Краткое изречение, в котором заключена основная идея поведения или деятельности кого-нибудь.

 

1. Тире. 2. артерия. 3. Депо. 4. Филателист. 5. лидер. 6. Деталь. 7. Кашне. 8. Отель. 9. лотерея. 10. Резерв. 11. Туннель. 12. Декламация. 13. Модель. 14. Девиз.

 

5. работа с упражнениями учебника.

 

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

 

Объяснение д/з.

 

 

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *