Глухие согласные звуки — правило, таблица
Глухие согласные звуки — это звуки, которые состоят только из шума.
Выясним, что такое глухие согласные звуки в русском языке, какие имеют фонетические характеристики и чем отличаются от звонких согласных. Приведем таблицу глухих согласных.
Что такое глухие согласные?
В фонетике русского языка наряду со звонкими звуками существуют глухие согласные, которых насчитывается меньше. Если звонкие согласные вместе с сонорными составляют число 20, то глухих согласных только 16.
Глухие и звонкие согласные в отличие от гласных являются шумными звуками. Но шум в их образовании проявляется в разной мере.
Звонкие согласные формируются из шума и голоса. При их образовании голосовые связки колеблются. Эту вибрацию можно ощутить, если приложить руку к передней стенке горла.
Глухие звуки качественно отличаются тем, что они состоят полностью из шума. Выдыхаемая струя воздуха трется о различные препятствия в речевом аппарате говорящего и создает характерный шум в образовании каждого глухого звука. Если зажать уши, то звон в ушах не ощущается, как при произношении звонких согласных. Вибрации голосовых связок нет, что свидетельствует об отсутствии голоса.
Определение
Глухие согласные — это звуки, в образовании которых участвует шум при отсутствии голоса.
Перечислим глухие согласные, которые в письменной речи соответствуют следующим буквам алфавита.
Буква | Твёрдый глухой звук | Мягкий глухой звук |
---|---|---|
к | [к] | [к’] |
п | [п] | [п’] |
с | [с] | [с’] |
т | [т] | [т’] |
ф | [ф] | [ф’] |
х | [х] | [х’] |
ч | — | [ч’] |
ц | [ц] | — |
ш | [ш] | — |
щ | — | [щ’] |
Как видим, многие глухие согласные составляют пары по признаку твёрдости/мягкости. Твердость или мягкость согласного можно определить по его фонетической позиции в слове. Если за согласным следует гласный звук [а], [о], [у], [э], [ы], обозначенный соответствующей буквой, то глухой согласный является твёрдым.
Если же за ним стоит звук, обозначенный буквами «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глухой согласный звучит мягко.
Убедимся в этом, сравнив пары слов:
- сыро́к [с ы р о к] — си́ний [с’ и н’ и й’]
- старт [с т а р т] — степь [с т’ э п’]
- фона́рь [ф а н а р’] — фи́рма [ф’ и р м а]
- хо́хот [х о х а т] — хитре́ц [х’ и т р’ э ц].
Отметим, что среди этих согласных звуков имеются непарные глухие по признаку мягкости/твёрдости:
Внимание!
Глухие согласные звуки [ш] и [ц] всегда только твёрдые, а [ч’] и [щ’] мягкие независимо от позиции в слове.
Понаблюдаем:
- шёпот [ш о п а т]
- цирк [ц ы р к]
- участник [у ч’ а с н’ и к]
- щаве́ль [щ’ а в’ э л’].
Глухие и звонкие согласные
В фонетике русского языка глухие согласные составляют со звонкими согласными пары, совпадающие по остальным признакам, кроме звонкости/глухости.
Всегда глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] являются непарными. У них нет парных звонких согласных в русском языке.
Озвончение глухих согласных
Глухие согласные звучат всегда приглушённо в конце слов или в паре с гласными или сонорными звуками. Если возникнет сомнение в написании соответствующей буквы в конце, то необходимо изменить форму слова, чтобы согласный оказался перед гласным:
- укроп — листья укропа;
- прокат — нет проката;
- покос — время покоса;
- язык — языки.
Глухие согласные меняют качество своего звучания только в том случае, если после них окажется звонкий согласный. Он оказывает влияние на глухой звук и превращает его в парный ему звонкий. Этот фонетический процесс называется озвончением.
Определение
Озвончение — это замена глухого согласного звука перед звонким согласным, кроме [л], [м], [н], [р], [й’], [в], на парный звонкий.
Убедимся в этом, рассмотрев следующие примеры:
- сбегать [з б’ и г а т’]
- отбить [а д б’ и т’]
- просьба [п р о з’ б а]
- сбруя [з б р у й а].
Озвончение глухих согласных создает трудности в орфографическом написании слов. В таких случаях нельзя полагаться на звучание слова, а следует посмотреть морфемный состав слов «сбегать», «отбить» и выяснить, что не существует приставок з- или ад-.
Если озвончение произошло в корне, то подбираем проверочное слово, чтобы после сомнительного согласного оказался гласный или сонорный звук, который прояснит его звучание:
- просьба — просить;
- косьба — косить.
Видеоурок
Скачать статью: PDFКонспект урока по обучению грамоте на тему » Согласные звуки:глухие и звонкие». УМК «Гармония».
ТЕМА УРОКА: Согласные звуки: глухие и звонкие (решение частных задач) . 1 класс (1-4) УМК «Гармония».
Освоение предметных знаний ( базовые понятия):
Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Знакомство с приёмом распознования глухих и звонких согласных звуков.
УУД.
Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Познавательные: выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков и конструирование печатных букв; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные:стремление к повышению культурного речевого общения, овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
Начинается урок.
2. Повторение ранее изученного материала.
Игра « Закрой ворота».
-Ставим на локотки руки на парту, изображая открытые ворота, в которых одни звуки пропускаются, а другие-нет.
-Какие звуки «ворота» пропустили?
(о,ы, и…)- это гласные звуки.
-Какие «ворота» не пропустили?( п, д, ш, з)
-Это согласные звуки.
Полная характеристика: согласные, твёрдые или мягкие?
3.Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Шар)
Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет.
Сядет — землю роет. (Жук)
Звонкий, громкий и прыгучий.
Улетает аж за тучи.
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе. (Мяч)
— Произнесите слова-отгадки. Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах.
Что интересного вы заметили? (Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.) Как называются такие согласные звуки ?
4. Целеполагание
Как вы думаете над какой темой будем работать, чему научимся ?
(«Глухие и звонкие согласные звуки».
(Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?)
-Согласные звуки, которые произносятся с голосом, учёные назвали звонкими, а согласные , которые произносятся без голоса, -глухими.
— Прочитайте тему нашего урока.
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать глухие и звонкие согласные звуки.
-Вспомните ситуацию, в которой каждый бывал: температура, простуда и скажите: У меня жар.
— А теперь шёпотом.
-Что получилось?
-Открою секрет: «Включаем голос»- получаем один согласный звук , а выключаем» — получаем другой звук.
-Назовите первый звук в слове «жар» и охарактеризуйте его.
-Назовите первый звук в слове «шар» и охарактеризуйте его.
-Слова одинаковыее, но первые звуки разные.
-В этом нам помогут «звуковые схемы»: добавьте над чёрточкой в обозначении звонкого согласного «звоночек».
Чёрточка без «звоночка» –это обозначение глухого согласного звука, а чёрточка со « звоночком» -звонкого согласного звука.
5. Физминутка.
6.. Работа по теме урока
Работа по учебнику (с. 54)
-Что написано в заголовке?
Наблюдение над особенностью звучания глухих и звонких согласных звуков.
-Найдите рисунки почки и бочки.
—Проверьте, верно ли под ними обозначены первые звуки слов-названий.
-Что проверяет мальчик, изображённый на картине? (пила, бинокль)
Какие согласные звуки в этих словах произносятся с шумом?
А при произнесении каких согласных звуков слышится голос?
Распространение новых знаний на мягкие согласные.
-Рассмотрите условные значки в рамке около заголовка.Догадайтесь, что обозначает первый ряд значков?
-Проверим, бывают ли звонкими и глухими мягкие согласные звуки?
-скажите громко, и тихо слово Бил, питон, бетон.
Упражнение в разграничении звонких и глухих согласных. С 54.
—Выделите первые звуки из слов на рисунке и покажите , где такие схемы. (сирень, земляника, голубь, кот, фартук,варежки).
Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?
Заслушиваются ответы учащихся.
Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?
Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.
Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.
Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.
Игра «Послушай звук»
Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начитается со звонкого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку зв. согл, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку гл. согл..
Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки.
Физкультминутка Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок. (С. Маршак)
Работа по учебнику (с. 55)
-Куда мы попали? (В сад-огород, где перемешались кусты, деревья, овощи и цветы)
-Что же в нём растёт? ( берёза,пион,герань и кизил,горох и калина, бобы и помидор.
В тетрадях для печатания запишите каждое название слоговыми дугами и укажите ударный и безударный слог.
-Произнесите слова и вслушайтесь в первые звуки.
-Внимательным детям откроется секрет, как собраны растения в этом саду.
Садовник собрал растения, в названиях которых первые звуки-пары глухих и звонких согласных. Хором повторяем эти пары: б-п, г-к ,,,
7. Самостоятельная работа
— Найдите слова, подходящие к приведённым слоговым схемам: мальчики ищут слова к одной схеме, а девочки к другой.
8. Подведение итогов урока
— Как различить глухие и звонкие согласные звуки в слове?
9. Рефлексия
— Закончите предложения.
Сегодня на уроке я вспомнил, узнал…
Мне было интересно…
Урок для меня показался…
Моё настроение на уроке было…
Фонетика. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема: Фонетика. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Цель: изучить особенности звуков речи.
Задачи:
обучающие:
— изучить фонетику. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие;
— сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки;
2. развивающие:
— создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
— продолжить развитие творческих способностей;
— формирование орфографической зоркости;
3. воспитательные:
— воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Методы работы: устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Сделать синтаксический разбор предложения. (без харак. Д.и.д.)
Настоящий человек уважает память предков.
Изучение нового материала.
Что изучает фонетика?
На какие две группы делятся звуки?
Какими бывают гласные?
В чем отличие ударных гласных от безударных?
Какие согласные всегда мягкие?
Какие согласные всегда твердые?
Когда согласные становятся мягкими?
Что нужно знать о сочетаниях чн, чк, нч, чт, рщ?
Чем отличается буква от звука?
Изучение параграфа в учебнике. _______________________
Закрепление.
Упражнение _______________
Упражнение _______________
Задание 1.
1)Выбери и запиши имена героев сказок, у которых все согласные твердые. (колобок, волк, рыбка, мышь, Лиса, Медведь, Винни Пух, Царь)
2) выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков (медведь, царь, Винни)
3) выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает (колобок, рыбка, лиса, Пух.)
Тест по теме «Фонетика»
1. Назовите слово из 6 звуков:
А) Тополь.
Б) Береза.
2. В каком слове есть безударный звук [а]?
А) Часы. Б) Дозор.
3.Одинаково ли количество звуков в парах слов?
Суд – суть; молоть – молот.
А) Да. Б) Нет.
4. Какое слово затранскрибировано? [Паласкт’] малыша.
А) Полоскать. Б) Поласкать.
5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир?
А) [и]; Б) [ы].
6 Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами?
А) Да. Б) Нет.
Самопроверка тестов.
1-б
2-б
3- а
4-б
5- б
6- а
Задание 2.
Произведите фонетический разбор слов льет, лед, перелет. Какие звуки обозначает буква ё в этих словах? Почему количество звуков, обозначаемых этой буквой, в разных словах разное?
Подведение итогов.
Что такое фонетика?
Какие бывают звуки?
Охарактеризуйте согласные и гласные звуки.
Домашнее задание.
___________________
___________________
Сам.
Д.и.д.
Р.р.
Д.и.д.
Сам.
***
***
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Тема урока: «Согласные звонкие и глухие»5 класс.
Тема урока. Согласные звонкие и глухие(Слайд 1)
Цели:; (Слайд2)
— различать звук и букву, гласные и согласные звуки;
— владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции .
1. Организационный момент
— Отгадайте загадку
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно (звук)
Проверка Д/ З (Слайд №3, 4) Самопроверка.
1 ошибка-4, 2 ош.- 3,
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).
Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).
2.Повторение.
И сколько вообще есть звуков?
Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём?
- Сколько на свете звуков?
- Сколько в снегу – снежинок,
- Сколько в одежде – дождинок,
- Сколько в песке – песчинок.
- Сколько звуков у речи?
- Сколько струек у речки.
На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бес конечно разные.
— Чем отличается звук от буквы? (Слайд №5 )
— А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, сколько надо звуков?(42) .(Слайд № 5)
- Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?
(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)
- Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.
- (Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный гласный) Проверка.
- На какие группы делятся звуки речи?
(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)
3.Какие звуки являются гласными? (Звуки, состоящие только из голоса, называются гласными.)
4. Какие звуки являются согласными? (Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными.)
3. Работа над новым материалом
Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени.
Попробуйте произнести звук д
Затем звук т
В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте.(Слайд 6)
Вывод:
Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие,
как т, к, с, ф, п, ш ) называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса(такие, как б, в, г, д, ж, з ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.
В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти — согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные — р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные.
Сравним наше правило с правилом в учебнике с 110
4. Работа по учебнику
Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике.
Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр 276.
Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится.
5. Озвончение и оглушение согласных
Учитель | В жизни трудящихся звуков Разное может случиться. Могут они оказаться В слабой или сильной позиции. Гласные и согласные Бывают такие опасные: Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. Проникнув в тайны фонемы, Осилим эти проблемы. (А.Т. Арсирий) |
Учитель: (Слайд № 7) Обозначение звонких и глухих согласных на письме
Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.
САДЫ САД ПОСАДКА
[сады] [сат] [пасатка]
Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.
(Слайд № 8) С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.
просить просьба
[прас , ит , ] [проз , ба]
Шалаш был рядом с домом.
[ж] [з]
Вывод:- глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласными.(Слайд № 9) — Чтобы не ошибиться в правописании согласной, какое правило должны знать? Дети: (Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в которой после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р н-р: дуб- бубы, круг- круглый).(Слайд№ 9)
Сказка о глухих и звонких согласных. Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают. — Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели? — Может и заболели, — проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается? На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными. Может, звук З простудился и голос теряет? — А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС. Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ: — Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай! Улыбнулся Алфавит: — Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга. О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке. Вывод: озвончение и оглушение. |
Мы вооружились знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и скорее приступим к выполнению заданий. (Слайд№10)
Вывод: прав № 3
- Перед вами на экране пословица.(Слайд11)
Ум и здоровье дороже всего.
Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы. Перепишите пословицу в тетради. Внимание на экран! Подчеркните согласные.
Что можете сказать? (звонкие согласные) – охарактеризуйте согласные звуки.
Вывод: звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
Цель: Какие звуки создают образ тишины в стихотворении Никитина?
Послушайте стихотворение поэта XIX века И.С. Никитина «Тихо ночь ложится». — Определите тему текста (Ночная природа) — Какова на ваш взгляд его идея? |
(Показать красоту родной природы, её величие) |
— Как автор относится к своей родине? |
(с любовью, с восхищением, как к живому существу) Тихо ночь ложится Над рекой широкой, Светлые заливы Небо голубое Беззаботно спит. И. С. Никитин |
— Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору выразить свои чувства? (Ночь ложится, луна глядится, небо глядит, село спит — олицетворения, зеркала озёр (метафора), небо голубое — эпитеты и др.) |
— Какие звуки больше всего используются в словах для передачи явлений природы? Придают стихотворной речи музыкальное, поэтическое звучание? |
(Для передачи таинственной тишины автор использует повтор шипящих, глухих согласных [с], [х]. В стихотворении много звуков [л’], [л]. Это сонорные звуки. Они делают речь музыкальной, плавной. Звуковое впечатление движения воздуха, облаков, состояния создаётся за счёт гласных [у], [и]) |
Учитель: Стилистический приём, заключающийся в повторении определённых согласных звуков (или сочетаний звуков) в том или ином речевом отрезке, называется аллитерацией. Вывод: звуки «подтверждают смысл слов». |
А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами.
1 вариант
1. На какие две группы делятся гласные?
А) Ударные и безударные;
Б) парные и непарные;
В) сильные и слабые
2Отметь слова, в которых все согласные — глухие:
а ) писать, витрина, поклон;
б ) капот(у машины), лошадь, кипит.
3.Укажите звонкие согласные:
[ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].
4. Сколько букв в русском алфавите?
А) 31;
Б) 32;
И) 33
5. найди четвёртое лишнее слово.
А) Коробка;
Б) дуб;
В) пруд;
Г) молодьба.
2 вариант
1.На какие две группы делятся гласные?
А) Ударные и безударные;
Б) парные и непарные;
В) сильные и слабые
2.Отметь слова, в которых все согласные — звонкие:
а ) говорил, поил, мешал;
б ) теснота, говор, повар.
3.Укажите глухие согласные:
[ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].
4. Сколько звуков в речи?
А) 47;
Б) 60;
В) 42.
5. найди четвёртое лишнее слово.
А) Мороз;
Б) хоровод;
В) варежка;
Г) просьба.
«Хитрые вопросы»
— В каком слове сорок гласных? (сорока)
— В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп)
Цифровой диктант: 1- звонкий, 2- глухой.
Хоккей, волейбол, теннис, шашки, гимнастика, баскетбол, плавание, мотокросс, дзюдо.(2, 1, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1.)
Выставление отметок
Д/з
- Повторите теоретический материал по теме «Фонетика»;
- выпишите пословицы на тему «Труд», в которых встречается процесс оглушения, например: «Терпение и труд все перетрут»;
- попробуйте сочинить сказку на тему: «Как обиделись гласные и ушли из страны».