Звуки гласные согласные глухие и звонкие согласные: Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс – Звуки русского языка — гласные и согласные

Глухие согласные звуки — правило, таблица

Глухие соглас­ные зву­ки — это зву­ки, кото­рые состо­ят толь­ко из шума.

Выясним, что такое глу­хие соглас­ные зву­ки в рус­ском язы­ке, какие име­ют фоне­ти­че­ские харак­те­ри­сти­ки и чем отли­ча­ют­ся от звон­ких соглас­ных. Приведем таб­ли­цу глу­хих соглас­ных.

Что такое глухие согласные?

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка наря­ду со звон­ки­ми зву­ка­ми суще­ству­ют глу­хие соглас­ные,  кото­рых насчи­ты­ва­ет­ся мень­ше. Если звон­кие соглас­ные вме­сте с сонор­ны­ми состав­ля­ют чис­ло 20, то глу­хих соглас­ных толь­ко 16.

Глухие и звон­кие соглас­ные в отли­чие от глас­ных явля­ют­ся шум­ны­ми зву­ка­ми. Но шум в их обра­зо­ва­нии про­яв­ля­ет­ся в раз­ной мере.

Звонкие соглас­ные фор­ми­ру­ют­ся из шума и голо­са. При их обра­зо­ва­нии голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся. Эту виб­ра­цию мож­но ощу­тить, если при­ло­жить руку к перед­ней стен­ке гор­ла.

Глухие зву­ки каче­ствен­но отли­ча­ют­ся тем, что они состо­ят пол­но­стью из шума. Выдыхаемая струя воз­ду­ха трет­ся о раз­лич­ные пре­пят­ствия в рече­вом аппа­ра­те гово­ря­ще­го и созда­ет харак­тер­ный шум в обра­зо­ва­нии каж­до­го глу­хо­го зву­ка. Если зажать уши, то звон в ушах не ощу­ща­ет­ся, как при про­из­но­ше­нии звон­ких соглас­ных. Вибрации голо­со­вых свя­зок нет, что сви­де­тель­ству­ет об отсут­ствии голо­са.

Определение

Глухие соглас­ные — это зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум при отсут­ствии голо­са.

Перечислим глу­хие соглас­ные, кото­рые в пись­мен­ной речи соот­вет­ству­ют сле­ду­ю­щим бук­вам алфа­ви­та.

БукваТвёрдый глу­хой звукМягкий глу­хой звук
к[к][к’]
п[п][п’]
с[с][с’]
т[т][т’]
ф[ф][ф’]
х[х][х’]
ч[ч’]
ц[ц]
ш[ш]
щ[щ’]

Как видим, мно­гие глу­хие соглас­ные состав­ля­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Твердость или мяг­кость соглас­но­го мож­но опре­де­лить по его фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Если за соглас­ным сле­ду­ет глас­ный звук [а], [о], [у], [э], [ы], обо­зна­чен­ный соот­вет­ству­ю­щей бук­вой, то глу­хой соглас­ный явля­ет­ся твёр­дым.

Если же за ним сто­ит звук, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глу­хой соглас­ный зву­чит мяг­ко.

Убедимся в этом, срав­нив пары слов:

  • сыро́к [с ы р о к] — си́ний [с’ и н’ и й’]
  • старт [с т а р т] — степь [с т’ э п’]
  • фона́рь [ф а н а р’] — фи́рма [ф’ и р м а]
  • хо́хот [х о х а т] — хитре́ц [х’ и т р’ э ц].

Отметим, что сре­ди этих соглас­ных зву­ков име­ют­ся непар­ные глу­хие по при­зна­ку мягкости/твёрдости:

Внимание!

Глухие соглас­ные зву­ки [ш] и [ц] все­гда толь­ко твёр­дые, а [ч’] и [щ’] мяг­кие неза­ви­си­мо от пози­ции в сло­ве.

Понаблюдаем:

  • шёпот [ш о п а т]
  • цирк [ц ы р к]
  • участник [у ч’ а с н’ и к]
  • щаве́ль [щ’ а в’ э л’].

Глухие и звонкие согласные

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка глу­хие соглас­ные состав­ля­ют со звон­ки­ми соглас­ны­ми пары, сов­па­да­ю­щие по осталь­ным при­зна­кам, кро­ме звонкости/глухости.

Всегда глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] явля­ют­ся непар­ны­ми. У них нет пар­ных звон­ких соглас­ных в рус­ском язы­ке.

Парные согласные

Парные согласные

Озвончение глухих согласных

Глухие соглас­ные зву­чат все­гда при­глу­шён­но в кон­це слов или в паре с глас­ны­ми или сонор­ны­ми зву­ка­ми. Если воз­ник­нет сомне­ние в напи­са­нии соот­вет­ству­ю­щей бук­вы в кон­це, то необ­хо­ди­мо изме­нить фор­му сло­ва, что­бы соглас­ный ока­зал­ся перед глас­ным:

  • укроп — листья укро­па;
  • про­кат — нет про­ка­та;
  • покос — вре­мя поко­са;
  • язык — язы­ки.

Глухие соглас­ные меня­ют каче­ство сво­е­го зву­ча­ния толь­ко в том слу­чае, если после них ока­жет­ся звон­кий соглас­ный. Он ока­зы­ва­ет вли­я­ние на глу­хой звук и пре­вра­ща­ет его в пар­ный ему звон­кий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс назы­ва­ет­ся озвон­че­ни­ем.

Определение

Озвончение — это заме­на глу­хо­го соглас­но­го зву­ка перед звон­ким соглас­ным, кро­ме [л], [м], [н], [р], [й’], [в], на пар­ный звон­кий.

Убедимся в этом, рас­смот­рев сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

  • сбегать [з б’ и г а т’]
  • отбить [а д б’ и т’]
  • просьба [п р о з’ б а]
  • сбруя [з б р у й а].

Озвончение глу­хих соглас­ных созда­ет труд­но­сти в орфо­гра­фи­че­ском напи­са­нии слов. В таких слу­ча­ях нель­зя пола­гать­ся на зву­ча­ние сло­ва, а сле­ду­ет посмот­реть мор­фем­ный состав слов «сбе­гать», «отбить» и выяс­нить, что не суще­ству­ет при­ста­вок з- или ад-.

Если озвон­че­ние про­изо­шло в корне, то под­би­ра­ем про­ве­роч­ное сло­во, что­бы после сомни­тель­но­го соглас­но­го ока­зал­ся глас­ный или сонор­ный звук, кото­рый про­яс­нит его зву­ча­ние:

  • просьба — про­сить;
  • косьба — косить.

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDFПарные согласныеПарные согласные

Конспект урока по обучению грамоте на тему » Согласные звуки:глухие и звонкие». УМК «Гармония».

ТЕМА УРОКА: Согласные звуки: глухие и звонкие (решение частных задач) . 1 класс (1-4) УМК «Гармония».

Освоение предметных знаний ( базовые понятия):

Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Знакомство с приёмом распознования глухих и звонких согласных звуков.

УУД.

Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.

Познавательные: выполнять графическое моделирование слова с помощью фишек-звуков и конструирование печатных букв; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные:стремление к повышению культурного речевого общения, овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

2. Повторение ранее изученного материала.

Игра « Закрой ворота».

-Ставим на локотки руки на парту, изображая открытые ворота, в которых одни звуки пропускаются, а другие-нет.

-Какие звуки «ворота» пропустили?

(о,ы, и…)- это гласные звуки.

-Какие «ворота» не пропустили?( п, д, ш, з)

-Это согласные звуки.

Полная характеристика: согласные, твёрдые или мягкие?

3.Актуализация знаний

-Сегодня мы узнаем ещё один секрет согласных, но нам, как учёным предстоит провести наблюдение_ исследование

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (Шар)

Два рога — не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит — так воет.

Сядет — землю роет. (Жук)

Звонкий, громкий и прыгучий.

Улетает аж за тучи.

И на радость детворе

Звонко скачет во дворе. (Мяч)

— Произнесите слова-отгадки. Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах.

Что интересного вы заметили? (Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.) Как называются такие согласные звуки ?

4. Целеполагание
Как вы думаете над какой темой будем работать, чему научимся ?

(«Глухие и звонкие согласные звуки».

 (Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?)

-Согласные звуки, которые произносятся с голосом, учёные назвали звонкими, а согласные , которые произносятся без голоса, -глухими.

— Прочитайте тему нашего урока.
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать глухие и звонкие согласные звуки.

-Вспомните ситуацию, в которой каждый бывал: температура, простуда и скажите: У меня жар.

— А теперь шёпотом.

-Что получилось?

-Открою секрет: «Включаем голос»- получаем один согласный звук , а выключаем» — получаем другой звук.

-Назовите первый звук в слове «жар» и охарактеризуйте его.

-Назовите первый звук в слове «шар» и охарактеризуйте его.

-Слова одинаковыее, но первые звуки разные.

-В этом нам помогут «звуковые схемы»: добавьте над чёрточкой в обозначении звонкого согласного «звоночек».

Чёрточка без «звоночка» –это обозначение глухого согласного звука, а чёрточка со « звоночком» -звонкого согласного звука.

5. Физминутка.

6.. Работа по теме урока

Работа по учебнику (с. 54)

-Что написано в заголовке?

 Наблюдение над особенностью звучания глухих и звонких согласных звуков.

-Найдите рисунки почки и бочки.

Проверьте, верно ли под ними обозначены первые звуки слов-названий.

-Что проверяет мальчик, изображённый на картине? (пила, бинокль)

Какие согласные звуки в этих словах произносятся с шумом?

А при произнесении каких согласных звуков слышится голос?

Распространение новых знаний на мягкие согласные.

-Рассмотрите условные значки в рамке около заголовка.Догадайтесь, что обозначает первый ряд значков?

-Проверим, бывают ли звонкими и глухими мягкие согласные звуки?

-скажите громко, и тихо слово Бил, питон, бетон.

Упражнение в разграничении звонких и глухих согласных. С 54.

Выделите первые звуки из слов на рисунке и покажите , где такие схемы. (сирень, земляника, голубь, кот, фартук,варежки).

Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?

Заслушиваются ответы учащихся.

Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?

Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.

Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.

Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.

Игра «Послушай звук»

Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начитается со звонкого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку зв. согл, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку гл. согл..

Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки.

Физкультминутка  Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.   (С. Маршак)                     

 6. Закрепление изученного материала                                     

Работа по учебнику (с. 55)

-Куда мы попали? (В сад-огород, где перемешались кусты, деревья, овощи и цветы)

-Что же в нём растёт? ( берёза,пион,герань и кизил,горох и калина, бобы и помидор.

В тетрадях для печатания запишите каждое название слоговыми дугами и укажите ударный и безударный слог.

-Произнесите слова и вслушайтесь в первые звуки.

-Внимательным детям откроется секрет, как собраны растения в этом саду.

Садовник собрал растения, в названиях которых первые звуки-пары глухих и звонких согласных. Хором повторяем эти пары: б-п, г-к ,,,

7. Самостоятельная работа

— Найдите слова, подходящие к приведённым слоговым схемам: мальчики ищут слова к одной схеме, а девочки к другой.

8. Подведение итогов урока

— Как различить глухие и звонкие согласные звуки в слове?

9. Рефлексия

— Закончите предложения.

Сегодня на уроке я вспомнил, узнал…

Мне было интересно…

Урок для меня показался…
Моё настроение на уроке было…

Фонетика. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.

Класс _______________

Предмет_________________

Дата:

Тема: Фонетика. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.

Цель: изучить особенности звуков речи.

Задачи:

  1. обучающие:

— изучить фонетику. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие;

— сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки;

2. развивающие:

— создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

— продолжить развитие творческих способностей;

— формирование орфографической зоркости;

3. воспитательные:

— воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Методы работы: устная, письменная

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Сделать синтаксический разбор предложения. (без харак. Д.и.д.)

Настоящий человек уважает память предков.

  1. Изучение нового материала.

  1. Что изучает фонетика?

  2. На какие две группы делятся звуки?

  3. Какими бывают гласные?

  4. В чем отличие ударных гласных от безударных?

  5. Какие согласные всегда мягкие?

  6. Какие согласные всегда твердые?

  7. Когда согласные становятся мягкими?

  8. Что нужно знать о сочетаниях чн, чк, нч, чт, рщ?

  9. Чем отличается буква от звука?

Изучение параграфа в учебнике. _______________________

  1. Закрепление.

Упражнение _______________

Упражнение _______________

Задание 1.

1)Выбери и запиши имена героев сказок, у которых все согласные твердые. (колобок, волк, рыбка, мышь, Лиса, Медведь, Винни Пух, Царь)
2) выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков (медведь, царь, Винни)
3) выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает (колобок, рыбка, лиса, Пух.)

Тест по теме «Фонетика»

1. Назовите слово из 6 звуков: 
А) Тополь.
Б) Береза.

2. В каком слове есть безударный звук [а]?
А) Часы. Б) Дозор.

3.Одинаково ли количество звуков в парах слов? 
Суд – суть; молоть – молот.
А) Да. Б) Нет.

4. Какое слово затранскрибировано? [Паласкт’] малыша.
А) Полоскать. Б) Поласкать.

5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах: циркуль, цинга, жир?
А) [и]; Б) [ы].

6 Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами?
А) Да. Б) Нет.

Самопроверка тестов.

1-б

2-б

3- а
4-б
5- б
6- а

Задание 2.

Произведите фонетический разбор слов льет, лед, перелет. Какие звуки обозначает буква ё в этих словах? Почему количество звуков, обозначаемых этой буквой, в разных словах разное?

  1. Подведение итогов.

Что такое фонетика?

Какие бывают звуки?

Охарактеризуйте согласные и гласные звуки.

  1. Домашнее задание.

___________________

___________________

Сам.

Д.и.д.

Р.р.

Д.и.д.

Сам.

***

***

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Тема урока: «Согласные звонкие и глухие»5 класс.

Тема урока. Согласные звонкие и глухие(Слайд 1)

Цели:; (Слайд2)

—  различать звук и букву, гласные и согласные звуки;

— владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции .

1. Организационный момент

— Отгадайте загадку

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно (звук)

Проверка Д/ З (Слайд №3, 4) Самопроверка.

1 ошибка-4, 2 ош.- 3,

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

2.Повторение.

И сколько вообще есть звуков?

Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём?

  1. Сколько на свете звуков?
  2. Сколько в снегу – снежинок,
  3. Сколько в одежде – дождинок,
  4. Сколько в песке – песчинок.
  5. Сколько звуков у речи?
  6. Сколько струек у речки.

На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бес конечно разные.

— Чем отличается звук от буквы? (Слайд №5 )

 — А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, сколько надо звуков?(42) .(Слайд № 5)

  1. Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)

  1. Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.
  2. (Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих,  звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный  гласный)   Проверка.
  1. На какие группы делятся звуки речи?

(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)

3.Какие звуки являются гласными? (Звуки,  состоящие только из голоса, называются гласными.)

4. Какие звуки являются согласными? (Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными.)

3. Работа над новым материалом

Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени.

Попробуйте произнести звук  д

Затем звук  т

В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте.(Слайд 6)

Вывод:

 Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие,

как  т, к, с, ф, п, ш )  называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса(такие, как б, в, г, д, ж, з  ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.

В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти — согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные — р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные.

Сравним наше правило с правилом в учебнике с 110

4. Работа по учебнику

Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике.

Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр 276.

Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится.

5. Озвончение и оглушение согласных

Учитель

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться.

Могут они оказаться

В слабой или сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные:

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим эти проблемы.

                                                                            (А.Т. Арсирий)

Учитель: (Слайд № 7) Обозначение звонких и глухих согласных на письме

Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.

     САДЫ                САД                        ПОСАДКА

    [сады]                [сат]                        [пасатка]

 

   Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.

(Слайд № 8)    С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.

        просить                        просьба

       [прас , ит , ]                        [проз , ба]

Шалаш  был  рядом  с  домом.

          [ж]                      [з]

Вывод:- глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласными.(Слайд № 9)

— Чтобы не ошибиться  в правописании согласной, какое правило  должны знать?

Дети: (Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в которой после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р н-р: дуб- бубы, круг- круглый).(Слайд№ 9)

Учитель

Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке. Давайте прочитаем её по ролям. 

(Чтение сказки)

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

— Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

— Может и заболели, — проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

— А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

— Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

— Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке.

Вывод: озвончение и оглушение.

Мы вооружились знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и скорее приступим к выполнению заданий. (Слайд№10)

Вывод: прав № 3

  1. Перед вами на экране пословица.(Слайд11)

Ум и здоровье дороже всего.

Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы. Перепишите пословицу в тетради. Внимание на экран! Подчеркните  согласные.

Что можете сказать? (звонкие согласные) – охарактеризуйте согласные звуки.

Вывод: звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

Цель: Какие звуки создают образ тишины в стихотворении Никитина?

Послушайте стихотворение поэта XIX века И.С. Никитина «Тихо ночь ложится».

— Определите тему текста (Ночная природа)

— Какова на ваш взгляд его идея?

(Показать красоту родной природы, её величие)

— Как автор относится к своей родине?

(с любовью, с восхищением, как к живому существу)

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озёр;

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит;

Светлые заливы
В камышах блестят,
Неподвижно нивы
На полях стоят;

Небо голубое
Весело глядит,
И село большое

Беззаботно спит.

             И. С. Никитин

— Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору выразить свои чувства?

(Ночь ложится, луна глядится, небо глядит, село спит — олицетворения, зеркала озёр (метафора), небо голубое — эпитеты и др.)

— Какие звуки больше всего используются в словах для передачи явлений природы? Придают стихотворной речи музыкальное, поэтическое звучание?

(Для передачи таинственной тишины автор использует повтор шипящих, глухих согласных [с], [х]. В стихотворении много звуков [л’], [л]. Это сонорные звуки. Они делают речь музыкальной, плавной.

Звуковое впечатление движения воздуха, облаков, состояния создаётся за счёт гласных [у], [и])

Учитель: Стилистический приём, заключающийся в повторении определённых согласных звуков (или сочетаний звуков) в том или ином речевом отрезке, называется аллитерацией.

Вывод: звуки «подтверждают смысл слов».

А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами.

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные;

Б)  парные и непарные;

В) сильные и слабые

2Отметь слова, в которых все согласные — глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

 [ в ];  [ д ];  [ ц ];  [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31;

Б) 32;

И) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;

Б) дуб;

В) пруд;

Г) молодьба.

2 вариант

1.На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные;

Б)  парные и непарные;

В) сильные и слабые

2.Отметь слова, в которых все согласные — звонкие:

а ) говорил, поил, мешал;

б ) теснота, говор, повар.

3.Укажите глухие согласные:

 [ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

4. Сколько звуков в речи?

А) 47;

Б) 60;

В) 42.

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Мороз;

Б) хоровод;

В) варежка;

Г) просьба.

«Хитрые вопросы»

— В каком слове сорок гласных? (сорока)

— В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп)

Цифровой диктант: 1- звонкий, 2- глухой.

Хоккей, волейбол, теннис, шашки, гимнастика, баскетбол, плавание, мотокросс, дзюдо.(2, 1, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1.)

Выставление отметок

Д/з

  1. Повторите теоретический материал по теме «Фонетика»;
  2.  выпишите пословицы на тему «Труд», в которых встречается процесс оглушения, например: «Терпение и труд все перетрут»;
  3.  попробуйте сочинить сказку  на тему: «Как обиделись гласные и ушли из страны».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *