Звуки речи таблица 1 класс – Методическая разработка (русский язык, 1,2,3 класс) по теме: Звуки и буквы.Справочная таблица.

Учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему: Таблица «Звуки и буквы»

Звуки и буквы

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Все звуки разделяются на ГЛАСНЫЕ и  СОГЛАСНЫЕ.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

  1. При произнесении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, не встречая преград.
  2. Образуют слог.

Сколько в слове гласных, столько и слогов (дом – 1 слог, ста-кан – 2 слога, у-чеб-ник – 3 слога и т.д.). Слог может состоять из одного гласного звука без согласного: а-у – 2 слога.

  1. Под ударением находятся в сильной позиции: что слышим, то и пишем.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

  1. Произносятся с шумом и голосом или только с шумом. Воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ.
  2. Не образуют слога.

ЗВУКИ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

УДАРНЫЕ

БЕЗУДАРНЫЕ

ЗВОНКИЕ

ГЛУХИЕ

ТВЁРДЫЕ

МЯГКИЕ

ПАРНЫЕ

НЕПАРНЫЕ

Буквы ъ и ь звуков не обозначают.

ТРАНСКРИПЦИЯ

В русском языке слово не всегда пишется так, как слышится. Когда надо условно показать на письме, как произносится слово, пользуются специальными скобками — [  ].

Например: река — [р’и к а]

То, что записано в скобках [  ], то есть произношение слова, называется транскрипцией.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ

Гласные буквы

Гласные звуки

а

я

[а]

о

ё

[о]

э

е

[э]

у

ю

[у]

и

[и]

ы

[ы]

10 букв

6 звуков

Гласные буквы а, о, у, э, ы показывают твёрдость предыдущего согласного звука.

Гласные буквы я, ё, ю, е, и показывают мягкость предыдущего согласного звука.

а – [м а]

мя – [м’ а]

ЛЕНТА БУКВ

Буквы, обозначающие гласные звуки: А – Я         О – Ё         У – Ю         Э – Е         Ы         И

Ь

Ъ

Буквы, обозначающие звонкие (сонорные) согласные звуки:

Л М Н Р Й

Буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки:

З

Г

Д

В

Б

Ж

Буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки:

С

К

Т

Ф

П

Ш

Буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

Х Ц Ч Щ

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].    Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс): Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы.

Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении заданий.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс автор Канакина В.П., печатная тетрадь к учебнику, тетрадь, компьютер, карточки для работы в парах,  карточка-сеть для итогового повторения, золотые рыбки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжки, ручки  и  тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

— Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/

-Для чего нам нужно изучать русский язык? /Чтобы быть грамотными людьми/

II. Чистописание

-Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы продолжить обучение нам нужны тетради.

-Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/

И наклонно положу. /Кладут наклонно/

Я, друзья, от вас не скрою — /Берут ручки/

Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/

Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/

За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа/

— Весной тает снег, превращаясь в воду, вода течёт к рекам, разливаясь и затапливая ближайшие земли. Это природное явление называется половодье, паводок. /Показ на экране/

-Вода течёт волнами. На минутку чистописания к нам волна заглянула.

-Посмотрите, какая буква спряталась в волне? /п/  Перенесите волну к себе в тетрадь и продолжите её до конца строчки.

-На какую букву начинаются слова паводок. половодье? /На п/  Запишите эти слова красиво к себе в тетрадь. /Слова напечатаны, учитель пишет письменными буквами на доске/

— Это время очень опасно для жизни. Каждый год во время паводка гибнут люди. Вода закрывает низины, углубления. Мы не видим место куда можно встать, поэтому можно утонуть. Лёд слабый, на него нельзя выходить. Гулять можно только около дома, на возвышенности.

III. Самоопределение к деятельности.

-Весна. Мы выходим на улицу и звуки весны окружают нас повсюду: журчат ручьи, поют птицы, кричат ребятишки, пуская кораблики.  Все рады солнцу и весне. И так хорошо становится. /Звучат в записи звуки весны/

— На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки? /Речевые и неречевые/

— Мы не буквы, мы — звуки речи

Изучает фонетика нас.

Мы не буквы, мы — звуки речи

Произносят и слышат  нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласной — прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

— Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

— Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с.45. Прочитайте тему урока. /Звуки и буквы/

— Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/

Учитель читает сведения на с.47 в рубрике «Обрати внимание!»

IV. Работа по теме урока.

— А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.

-Жили-были в одной волшебной стране звуки.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ».

— Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали …/гласными/.

Учитель выставляет на доску карточку со словом «ГЛАСНЫЕ»

-Назовите их. /А, о, и, у, э, ы/

Фонетическая зарядка.

— Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой, вдохнули … /Учитель показывает на ленте букв различные чередования звуков, а дети поют./

— Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом.  И назывались они…/согласными/.

Учитель выставляет на доску карточку со словом «СОГЛАСНЫЕ»

— Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило  её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”.

— Ребята, а чем отличаются звуки от букв? /Ответы детей/

Работа с учебником.   Упражнение №2 с.46

-Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.

Звуки мы слышим и произносим.

/Составляют предложение под руководством учителя. Записывают в тетрадь самостоятельно. /

— На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? /С гласными/

-Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? /Ударными и безударными/

Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и «БЕЗУДАРНЫЕ»

— Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? /Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие/

Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, «ГЛУХИЕ», «ТВЁРДЫЕ», «МЯГКИЕ».

На доске получилась таблица:

                      звуки                                         буквы

                    гласные                                 согласные

ударные        безударные               звонкие                глухие

                                                твёрдые      мягкие        твёрдые    мягкие

— Для того, чтобы звуки могли веселиться волшебник подарил им карнавальные наряды в виде кругов. Какие достались гласным и  какие согласным?/Дети отвечают/

На доске под таблицей появляются символические обозначения звуков (взяты из системы «Школа 2100»).

V. Звуко-буквенный анализ слов.

Работа с учебником. Упражнение №4 с.47- выполняют по рядам.

/По одному представителю от ряда работают у доски на наборных полотнах, по окончании проверка/.

— Давайте попробуем нарядить слова, которые мы видим в виде рисунков,  в разноцветные карнавальные костюмы и в буквенную одежду.

-Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом/

-Составьте звуковую схему слов из кругов, через тире запишите слово буквами.

-Проверим, все ли справились с поставленной задачей?

-Одинаковое ли в словах количество звуков и букв?

Физкультминутка

Физкультминутка с движениями.

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся за парты.)

 Под звуки природы дети выполняют упражнения для глаз. Дети остаются сидеть за партами.

-Глазкам нужно отдохнуть.   /Ребята закрывают глаза/

-Нужно глубоко вздохнуть. /Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты/

-Глаза по кругу побегут.  /Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки/

 — Много-много раз моргнут.  /Частое моргание глазами./

 -Глазкам стало хорошо.»

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

 -Увидят мои глазки все! /Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка./

V. Звуко-буквенный анализ слов (продолжение)

— Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах может не совпадать? /Дети отвечают/

— Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы. Давайте в тетрадь запишем слово ЯМА. Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт.

/Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях./

— А теперь нарядим слово в карнавальный костюм. /Рисуют  в тетрадях звуковые обозначения в виде кругов , на доске прикрепляют готовые  круги из набора/.

— Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше? /Дети отвечают/

VI. Упражнения в транскрибировании слов.

— Давайте  составим к слову «ЯМА» звуковой костюм, который называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ. С этим словом мы уже знакомились и что оно обозначает знаем. Но  не лишним будет повторить, как обозначаются в транскрипции звуки. Нам поможет в этом «Страничка для любознательных», которая находится в нашем учебнике на с.48. Прочитаем /Читает хорошо читающий ученик, остальные следят./

— А теперь запишем транскрипцию в тетрадь и на доску. Проверим. /[ й,ама]

Игра «Найди ошибку». Работа в парах

— Сегодня мы говорили о половодье. Талая вода течёт в реки, а из рек попадает в море.

Учитель выставляет на доску карточки со словами “МОРЕ” и «ВОДА»

— У вас на партах лежит по два варианта транскрипции к каждому слову. Сейчас вы будете работать в парах. Вы должны посоветоваться и показать правильный вариант. Как будете готовы поднимите руки, соединённые рукопожатием.

[ мор,э]     [ мор,е]    [ вада]     [ вода]

— Молодцы. Это [ мор,э]  и   [ вада].    

Учитель выставляет на доску карточки с правильными транскрипциями.

VII. Закрепление пройденного материала.

Работа в печатных тетрадях.  с.24 №3

— Откройте ПТ на с 24, №3. Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения слов (транскрипции) : конь, кит, тигр, белка, тюлень. Замените звуковые обозначения буквами. Запишите в тетрадь слова — названия животных.

/Дети комментируют с места и пишут/.

VIII. Контроль и оценка знаний.

— Ребята, сегодня весь наш урок так или иначе связан с водой. Люди испокон веков ловили в воде рыбу. И старик в сказке А.С.Пушкина закидывал в море невод и на третий раз вытянул невод с золотой рыбкой. А что обозначает слово «НЕВОД»? /Ответы детей/

— Вот и мы сейчас расставим сеть, чтобы поймать правильные ответы, которые обозначают золотых рыбок.

— Вот наша сеть.

На магнитную доску учитель прикрепляет таблицу и 8 рыбок.

        

У каждого ребёнка  на парте такая же таблица.

— А вот и рыбки. Выбрав правильный ответ, мы узнаем, в какую ячейку “поймалась” рыбка, и поставим туда крестик в тех табличках, которые лежат у вас на партах. Я вам буду говорить по два предложения, одно из которых будет правильное. Если правильным окажется первое предложение, то вы поставите крестик в верхнюю ячейку, а если правильным окажется второе предложение – в нижнюю.

Контрольные задания:

1. Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

2. Звук можно услышать и произнести. 

Букву можно услышать и произнести.

3. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4. Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

5. Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог.

6. Ударный слог в слове произносится слабее других.

Ударный слог в слове произносится сильнее других.

7. Буквами обозначаются  на письме звуки.

Звуками  обозначаются  на письме  буквы.

8. Алфавит – это все буквы в беспорядке.

Алфавит – это все буквы по порядку.

Последующая проверка с демонстрацией правильных ответов на доске. В ячейку с правильный ответом прикрепляется золотая рыбка.

IX. Итоговая рефлексия.

— Итак, ребята, что же лежит в основе нашей речи, с чего всё начинается? /Со звуков/.

— Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать.

— Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? /Ответы детей/

— А теперь у вас есть возможность оценить себя. Нарисуйте у себя  в тетрадях две волшебные палочки и оцените себя по двум умениям:

  • работу в тетрадях, правильное красивое письмо;
  • отличаете ли вы звуки от букв, можете ли вы давать характеристику звукам.

Если ребёнок не испытывает затруднений в умении, то он ставит крестик вверху палочки, если не совсем уверен, то крестик ставится посередине (выше или ниже середины), а если совсем не уверен – внизу палочки.

— Вам понравился урок?

 — Что особенно понравилось на уроке?

 — Какие трудности возникли

Использованные источники:

  1. Канакина В.П. Русский язык 1 класс. Методическое пособие: М, «Просвещение», 2011
  2. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга для учителя. Составитель М.А.Козлова: М., «Олимп», 1998
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 2.:Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002
  4. http://www.proshkolu.ru/user/cbljhbyf/file/2134597/
  5. http://matveyrybka.ucoz.ru/news/fizkultminutki_v_stikhakh/2011-05-22-337
  6. http://detochki-doma.ru/fizkultminutki-v-nachalnoy-shkole/

nsportal.ru

Памятка «Звуки речи» — Начальные классы

ГЛАСНЫЕ

БУКВЫ: А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е

ЗВУКИ: А, О, У, Ы, Э, И

СОГЛАСНЫЕ

ЗВОНКИЕ ПАРНЫЕ

Б

В

Г

Д

Ж

З

ГЛУХИЕ ПАРНЫЕ

П

Ф

К

Т

Ш

С

ЗВОНКИЕ НЕПАРНЫЕ: Л, М, Н, Р, Й

ГЛУХИЕ НЕПАРНЫЕ: Ч, Щ, Х, Ц

ТВЁРДЫЕ НЕПАРНЫЕ: Ж, Ш, Ц

МЯГКИЕ НЕПАРНЫЕ: Ч, Щ, Й

ГЛАСНЫЕ

БУКВЫ: А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е

ЗВУКИ: А, О, У, Ы, Э, И

СОГЛАСНЫЕ

ЗВОНКИЕ ПАРНЫЕ

Б

В

Г

Д

Ж

З

ГЛУХИЕ ПАРНЫЕ

П

Ф

К

Т

Ш

С

ЗВОНКИЕ НЕПАРНЫЕ: Л, М, Н, Р, Й

ГЛУХИЕ НЕПАРНЫЕ: Ч, Щ, Х, Ц

ТВЁРДЫЕ НЕПАРНЫЕ: Ж, Ш, Ц

МЯГКИЕ НЕПАРНЫЕ: Ч, Щ, Й

ГЛАСНЫЕ

БУКВЫ: А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е

ЗВУКИ: А, О, У, Ы, Э, И

СОГЛАСНЫЕ

ЗВОНКИЕ ПАРНЫЕ

Б

В

Г

Д

Ж

З

ГЛУХИЕ ПАРНЫЕ

П

Ф

К

Т

Ш

С

ЗВОНКИЕ НЕПАРНЫЕ: Л, М, Н, Р, Й

ГЛУХИЕ НЕПАРНЫЕ: Ч, Щ, Х, Ц

ТВЁРДЫЕ НЕПАРНЫЕ: Ж, Ш, Ц

МЯГКИЕ НЕПАРНЫЕ: Ч, Щ, Й

ГЛАСНЫЕ

БУКВЫ: А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е

ЗВУКИ: А, О, У, Ы, Э, И

СОГЛАСНЫЕ

ЗВОНКИЕ ПАРНЫЕ

Б

В

Г

Д

Ж

З

ГЛУХИЕ ПАРНЫЕ

П

Ф

К

Т

Ш

С

ЗВОНКИЕ НЕПАРНЫЕ: Л, М, Н, Р, Й

ГЛУХИЕ НЕПАРНЫЕ: Ч, Щ, Х, Ц

ТВЁРДЫЕ НЕПАРНЫЕ: Ж, Ш, Ц

МЯГКИЕ НЕПАРНЫЕ: Ч, Щ, Й

multiurok.ru

1.1 Звуки и буквы

Видеоурок: Звуки и буквы

Лекция:  Звуки и буквы

                                                                                                                                                       

Как в мире много звуков! Нам важны звуки речи, которые отличны тем, что именно с их помощью образуются слова.

Звуки представляют собой самые маленькие нечленимые единицы речи. Они создают звуковую оболочку слов и выполняют смыслоразличительную функцию.


Звуки делят на: 

  • гласные,

  • согласные. 

Гласные создаются при помощи голоса. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

Гласные могут быть под ударением и без. 

Звуки, при возникновении которых струя воздуха встречает во рту преграду, есть согласные

Согласные делятся на: 

  • твёрдые и мягкие, 

  • звонкие и глухие. 

У многих согласных звуков есть:

  • пара по твёрдости-мягкости: [б] – [б’],   [в] – [в’],   [г] – [г’],   [д] – [д’],   [з] – [з’],   [к] – [к’],   [л] – [л’],   [м] – [м’],   [н] – [н’],   [п] – [п’],   [р] – [р’],   [с] – [с’],   [т] – [т’],   [ф] – [ф’],   [х] – [х’],

  • по звонкости-глухости: [б]- [п],   [в]- [ф],   [г]- [к],   [д]- [т],   [ж]- [ш],   [з]- [с]. 

Звуки, не составляющие пару по звонкости-глухости:

 

  • глухие: [х],  [х’],  [ц],  [ч’],  [щ’], 

  • звонкие: [р],  [л],  [м],  [н],  [й’].


NB! «Степка Фец, хочешь щец?» – все глухие согласные.

      «Умная голова, разбирай Божьи дела!» – все звонкие.

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

Для обозначения на письме звуков, применяют буквы – графические символы.

 

В русском алфавите 33 буквы: 

  • 10 означают гласные, 

  • 21 – согласные, 

  • а ещё ъ и ь, которые не означают звуки.

NB! Буквы мы пишем и читаем, звуки мы говорим и слышим.


Буквы е, ё, ю, я

играют двойную роль. Два звука они означают: 

1) после гласного (се[й’а]ть), 

2) в начале слова ([й’у]ла), 

3) после разделительных ь и ъ знаков (вь[й’у]га). 

Когда они стоят после согласного, то означают один звук ([э], [о], [у],[ а]) и мягкость предыдущего согласного: о[р’о]л.

Единицей чтения и письма является слог. Слог произносится одним выдыхательным толчком.

NB! Сколько гласных, столько и слогов!

Ударение – произнесение одного слога с большей силой. Иногда только ударение помогает различать слова.


cknow.ru

Урок «Звуки и буквы». 1-й класс

Цели урока:

образовательные:

  • уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов;

развивающие: развивать внимание, смекалку;

воспитательные:

  • учить работать в парах, в группах, учить слушать музыку и понимать ее настроение, учить работать с пословицами.

Оборудование:

  1. две разные по настроению и по тембру мелодии;
  2. карточки зеленого, синего и красного цветов;
  3. карточки с гласными буквами;
  4. демонстрационные карточки со словами;
  5. картинки с изображением разных предметов;
  6. карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Чистописание.

3. Проблемная ситуация.

Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают?

(Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки нашей речи. А на какие звуки можно разделить все звуки нашей речи? (Ответы детей: гласные и согласные) Вот посмотрите, перед вами несколько примеров:

  • ш — ш — ш
  • р — р — р
  • кап — кап
  • динь — динь
  • бом — бом
  • тик — так

Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные?

(Ответы детей)

А давайте и мы с вами попробуем изобразить разные по тональности мелодии похожими звуками нашей речи. (Звучат две разные музыкальные композиции: веселая детская песенка и торжественная классическая мелодия) Как вы думаете, какие звуки больше подойдут к первой мелодии? (Ля — ля, на — на) А ко второй? (Трам -трам, тада — дадам) Вот видите, нам удалось лишь несколькими звуками изобразить настроение музыкальных произведений! Какие же звуки сыграли здесь главную роль? (Мягкие и твердые согласные)

А как вы думаете, дети, чему будет посвящен весь наш сегодняшний урок?

(Тему урока по возможности называют дети)

4. Тема урока «Звуки и буквы» Тему называют дети.

Скажите, ребята, а чем же отличаются буква и звуки? (Ответы детей: звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим) По отдельности лишь некоторые звуки русского языка образуют слова, да и то очень короткие и ничего не значащие. А вот сливаясь вместе, звуки образуют слоги и слова. Но и здесь нужно быть очень внимательными — соединяться вместе звуки и буквы должны в определенной последовательности, а то, недалеко и до ошибки! Давайте проверим, умеете ли вы правильно сочетать звуки и буквы. Мы поиграем в игру «Найди свой домик».

Игра «Найди свой домик». (Игра является одновременно и физкультминуткой)

Стояло на опушке два домика. В одном жили мягкие согласные звуки, а в другом — твердые. Гласные тоже жили с ними, и, выходя на улицу, всегда возвращались в свои дома. Сможете ли вы, будучи гласными, найти свои дома? (Четверо детей выходят к доске. Двое берут карточки синего цвета, а двое — зеленого. У всех остальных детей на парте карточки с изображением гласных букв. По команде учителя гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных должны занять место в домике с зеленой карточкой, а гласные, которые пишутся после твердых согласных — в домике с синей карточкой.)

Вышли спозаранку
Буквы на полянку.
Отдыхали и гуляли,
Только их домой позвали.
Раз, два, три — слоги собери!

После того, как гласные заняли свои места, хозяева домика — согласные — проверяют, все ли буквы зашли в свой дом.

Скажите, ребята, а чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков) А почему? (Согласные могут обозначать два звука — твердый и мягкий) Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки — зеленая, красная, синяя)

Игра «Молчанка».

  • Задание 1. Учитель читает слова, дети поднимают карточку, соответствующую первому звуку, затем последнему по заданию учителя. (Аист, белка, ворона, иголка, яблоко и т.д.)
  • Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (Облако, лиса, горка, пень, ива и т.д.)
  • Задание 3. Учитель показывает картинку с изображением предмета, дети молча называют себе предмет, изображенный на картинке, и снова показывают нужную карточку.

(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)

А как вы сможете поработать не с одним звуком, а сразу со всеми? Попробуем? Перед вами слова и схемы слов. Попробуйте найти нужную схему к слову. (Слова написаны в одном столбике, а схемы этих слов в — другом. Соединить стрелками слова и их схемы) А теперь давайте с одним из этих слов поиграем в игру «Живые звуки».

Игра «Живые звуки». Я приглашаю сюда столько детей, сколько звуков в слове МИШКА. Каждый из вас становится живым звуком. Вы становитесь по порядку, а я буду звать вас к себе, но только нужно быть очень внимательными. Итак, ко мне подойдет первый гласный звук в этом слове.

(И) А теперь ко мне подойдет второй согласный в этом слове (Ш), и т.д. Вы молодцы! Справились с заданием неплохо.

А теперь с нами поиграть хочет и Незнайка. Он тоже учится в первом классе и считает, что он хорошо умеет составлять звуковые схемы слов. Вот посмотрите. Как он составил схему своего имени. Как вы думаете, не допустил ли он ошибок? (Дети исправляют схему слова НЕЗНАЙКА — З К З С К С СК)

Физкультминутка

Работа в тетрадях. Раз вы так хорошо справились, значит, я могу быть уверена, что в своих именах вы точно не допустите ошибок. Давайте каждый из вас напишет в тетради свое имя и рядом составит его звуковую схему. (Дети работают в тетрадях)

Работа в парах. А теперь обменяйтесь тетрадями для проверки выполненного задания.

Итак, мы неоднократно убедились, что каждый звук в слове должен занимать свое место. В редких случаях бывает так, что при замене одного звука на другой тоже получается слово, но уже совсем с другим значением. Давайте выполним с вами упражнение 11 на стр. 12 и убедимся в этом. (Письменно дети выполняют упражнение в тетрадях)

Физкультминутка для глаз (выполняется на офтальмотренажере)

5. Закрепление материала.

Ну что ж, ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня и, думаю, вам не составит труда выполнить последнее задание на карточках, которые получит каждый из вас. (Учитель раздает карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

Задание на смекалку. На доске пословица: СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ — НЕ ПОЙМАЕШЬ. Скажите, ребята, а эта пословица как-нибудь связана с нашей темой? (Ответы детей) Ребята, а сколько раз в этой пословице встречается звук [а]? (5 раз)

6. Рефлексия. О чем говорили сегодня на уроке? Чем отличается буква от звука? Какую характеристику мы даем гласным и согласным звукам?

urok.1sept.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Звуки речи» (1 класс)

Тема: «Звуки речи»

  1. Необходимо дать:

  1. Понятие звука

а) все, что мы слышим, это звук

б) все, что произносит человек – звуки речи

  1. Слог состоит из звуков.

  2. Схема звука.

  3. Количество звуков в слове и его схема.

  4. Понятие гласного и согласного звука.

а) гласные звуки: признаки, термин, этимология

б) согласные звуки: признаки, термин, этимология

  1. Языковой материал:

  1. Звук

а) звуки природы

б) звуки речи

  1. Гласные и согласные звуки.

  1. Повторение.

Слог.

План урока.

Цель урока: изучить понятие звук и понятия «гласные и согласные звуки».

Задачи урока: 1) познакомить с понятием «звук»;

2) познакомить с признаками гласных звуков;

3) познакомить с признаками согласных звуков;

4) развить фонематический слух учащихся;

5) развить артикуляционный аппарат;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Начнем урок с хорошего настроения и улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

  1. Повторение.

  1. Изучение нового материала.

  1. Понятие звука

– Ребята, прислушайтесь к шуму за окном. Что вы слышите?

— Правильно. Кто-то слышал пение птиц, а кто-то шум от машин.

— А сейчас я предложу вам аудиозапись.

(Различные звуки природы)

— Что вы слышите?

— Какие звуки?

— Правильно, это шум дождя.

Отодвинуть стул.

— Что я сейчас сделала?

— А что случилось, когда я подвинула стул?

— Что вы услышали?

— Да, все, что вы сейчас услышали: и пение птиц, и шум от машин, и шум дождя, и шум от стула, все это – издаваемые звуки.

— А вам нравится пение птиц?

— А какие именно вам нравятся птицы?

— Птицы издают самые красивые звуки, согласны?

— Так что мы с вами слышим?

— Правильно, все, что мы слышим — звуки.

— Кто и что издавали эти звуки? В процессе чего они издавались?

— А они живые или не живые?

— А кто относится к живым?

— А к неживым?

— Так вот звуки могут издавать все предметы: и живы, и неживые. Все эти звуки мы слышим.

— А теперь послушайте меня внимательно.

— [ааааааа]

— Что вы услышали?

— Кто его произносил?

— Ребята, покажите, как вы удивляетесь. Произнесем это все вместе.

— Что вы сейчас сделали?

— А что вы слышали, когда удивлялись и смеялись?

— Но вы же не только слышали эти звуки, нот и произносили их.

— Значит кто произносил звуки?

  1. Слог состоит из звуков.

– Что мы произносили, кто мы с вами разговаривали?

Вывесить картинку «аист».

— Посмотрите на картинку! Кто это?

— Составим схему этого слова.

— Сколько слогов в этом слове? Подставим ладошку к подбородку и произнесем это слово.

— Сколько слогов?

— Какой 1-й слог?

— А 2-й?

— … иди к доске и составь схему.

— Определи, какой слог ударный?

— Что нам нужно сделать, чтобы определить, какой слог ударный?

— Позовем слово.

— Какой слог ударный?

— А какой это слог по схеме?

— Значит куда мы должны поставить ударение?

— Итак, слово тоже состоит из звуков.

— Послушайте, как я произнесу слово «аист». [а-и-с-т]

— А теперь произнесём все вместе и при каждом произнесении загибаем пальчик.

— Какой звук вы услышали первым?

— Загибаем пальчик.

— Какой звук услышали 2?

— Загибаем пальчик.

— Какой звук услышали 3?

— Загибаем пальчик.

— Какой звук услышали 4?

— Загибаем пальчик.

— Итак, из скольких звуков состоит слово «аист»?

— Все, что мы с вами произносим тоже состоит из звуков.

  1. Схема звука.

— Итак, звук мы с вами слышим, но не видим, и для того чтобы мы с вами увидели звук, придумали домик для него, обозначили и поместили звук в «квадратик».

— И в каждом таком домике – «квадратике» живет отдельный звук.

  1. Количество звуков в слове и его схема.

— Итак, вернемся к схеме слова аист.

— Что мы знаем о слове «аист»?

— А что знаем об этом слове из схемы?

— Из скольких звуков состоит это слово?

— По этой схеме можно увидеть количество звуков в слове?

— Тогда как мы будем составлять схему к слову «аист»?

— А с помощью чего мы обозначаем звук?

— Значит каждый звук мы поместим в отдельный квадратик.

— Какой звук мы поместим в 1-й квадратик?

— А какой во 2?

— 2-й звук мы поместим рядом с 1-м, в соседний квадратик.

— Какой звук мы поместим в 3-й квадратик?

— … подойди к доске и помести его рядом со 2-м квадратиком.

— Какой звук мы поместим в 4-й квадратик?

— … подойди к доске и помести его рядом с 3-м квадратиком.

— Что у нас получилось?

— А теперь видно из скольких звуков состоит слово «аист»?

— Правильно. Эта схема называется схемой слова, поделенного на звуки.

Вывесить картинку с изображением кошки.

— Кто изображен на картинке?

— Определите, из скольких слогов состоит слово «кошка»?

— Что для этого нужно сделать?

— Из скольких слогов?

-Какой 1-й слог?

— А какой 2-й?

— Определите в этом слоге ударный слог.

— Какой слог ударный?

— Какой он по счету?

— Составьте схему этого слова, поделенную на слоги.

— … подойди к доске и запиши схему.

— У всех так получилось?

— А сейчас мы составим схему этого же слова только поделенную на звуки.

— Послушайте, как я его произнесу. [к-о-ш-к-а]

— А теперь все вместе.

— Сколько звуков в этом слове?

— Какой звук вы услышали первым?

— Какой звук услышали 2?

— Какой звук услышали 3?

— Какой звук услышали 4?

— Какой звук услышали 5?

— А теперь напишем схему нашего слова.

— Какой звук мы поместим в 1-й квадратик?

— А какой во 2?

— 2-й звук мы поместим рядом с 1-м, в соседний квадратик.

— Какой звук мы поместим в 3-й квадратик?

— … подойди к доске и помести его рядом со 2-м квадратиком.

— Какой звук мы поместим в 4-й квадратик?

— … подойди к доске и помести его рядом с 3-м квадратиком.

— Какой звук мы поместим в 5-й квадратик?

— … подойди к доске и помести его рядом с 4-м квадратиком.

  1. Понятие гласного и согласного звука.

а) гласные звуки, признаки

— Так что мы с вами узнали о слове?

— Теперь возвращаемся к нашему слову «аист».

— Какой 1-й звук?

а) Поется/Не поется

— Поиграем в игру, которая называется «Пропевание звука».

Мы с вами пропоем звук [а]. Послушайте, как это делаю я: ааааааааааааа

— А теперь попробуем пропеть все вместе.

— Значит можно пропеть звук [а]?

— Что мы узнали о звуке [а]?

б) Способ образования звука

— Ребята, сейчас приложим наши ладошки к горлышку и произносим звук [а]. Поем все вместе этот звук.

— Почувствовали ли вы что-нибудь в горлышке?

— Правильно! При произношении звука [а] у нас внутри что-то дрожит.

Это дрожат голосовые связки, которые нам нужны для образования звуков.

— Когда мы произносим звуки, голосовые связки начинают дрожать. Именно с их помощью мы произносим все звуки.

— Что вы ещё узнали о звуке [а]?

в) Произношение

— А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [а].

— Что вы слышите при произношении?

— Наши зубы разомкнуты, губы открыты и язычок не мешает.

— Правильно! Так, когда мы произносим [а] мешают ли нам губы и зубы?

— При произношении [а] зубы нам не мешают, рот раскрыт, и поэтому губы тоже не мешают, т.е. при произношении [а] не возникает никаких преград во рту.

— Вспомним, что же мы узнали о [а].

— Первое – мы его можем … (пропеть)

— Второе – при помощи чего он образуется? (голосовые связки)

— И третье – при произношении этого звука не возникает …

— Как расположен рот?

— А нам что-нибудь мешает при произношении?

Термин «гласные звуки»

— С помощью чего образуется [а]?

— Раньше, для обозначения слова «голос» люди употребляли слово «глас», и звуки, которые образуются с помощью голоса так и называются – гласные звуки.

— Так как мы назовем [а]?

— Перечислите еще раз все признаки [а].

Посмотрите на схему слова «аист».

— Какой звук мы поместили в 1-й квадратик?

— А какой он?

— И теперь, когда мы знаем, что звук [а] является гласным звуком, мы поместим его в другой домик, который покрашен в красный цвет.

— А что теперь мы можем сказать об этой схеме?

— А какой 2-й звук в слове «аист»?

а) Поется/Не поется

— Попробуем пропеть этот звук: ииииииии

— Можно ли этот звук пропеть?

б) Способ образования звука

— А сейчас мы с вами узнаем, что участвует в образовании звука [и].

— Итак, поем: иииииииии

— Что вы почувствовали?

— А что это было?

— А как его еще называют?

— Так что мы с вами знаем о [и]?

в) Произношение

— А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [и].

— Как были расположены наши зубы?

— Наши зубы разомкнуты, губы открыты и язычок не мешал.

— Что мы узнали о звуке [и]?

— Какой звук [и]? Перечислите его признаки.

— Тогда как он называется?

— А в каком домике его поселим?

— А теперь как выглядит наша схема?

б) согласные звуки: признаки

— Выделите 3-й звук в этом слове.

а) Поется/Не поется

— Попробуем его пропеть.

— Поется ли он?

— Так что мы узнали о [с]?

б) Способ образования звука

— Теперь приложим ладошку к горлышку и произнесем [с].

— Что вы почувствовали?

— Участвуют ли голосовые связки в произношении этого звука?

в) Произношение

— А теперь, подставьте одну ладошку к горлу, а другую ко рту. Произносим [с].

— Что вы чувствуете?

— Правильно, струя воздуха проходит через рот, и мы слышим шум.

— Так дрожат ли голосовые связки в образовании [с]?

— А что участвует в образовании этого звука?

— Сейчас мы с вами разберем, как нужно расположить губы и зубы, чтобы образовался этот звук.

— Что мы делаем с губами: [с]. Что мы сделали?

— Что мы делаем с зубами: [с]. Что мы сделали?

— Свободно ли проходит струя воздуха?

— А почему? Что ей мешает?

— Какая возникает преграда?

— Итак, при произношении [с] возникает преграда и эта преграда и эта преграда – сомкнутые губы.

— Так что мы еще узнали о [с]?

— А что мы узнали про [а] [и]?

— Можно ли пропеть [а]?

— А [с]?

— Похожи ли эти звуки?

— Мы можем сказать, что [с] – гласный звук?

— Почему?

— Правильно! Звуки, которые нельзя пропеть и при их образовании возникают преграды и образуется шум называются согласные звуки.

— Согласные звуки мы пока оставим в белых квадратиках.

— Что мы сейчас можем сказать о схеме слова «аист»?

— Какой же 4-й звук в слове «аист»?

а) Поется/Не поется

— Попробуем его пропеть: ттттттт

— Так что мы узнали об этом звуке?

б) Способ образования звука

— Теперь приложим ладошку к горлышку и произнесем [т].

— Что вы почувствовали?

— Участвуют ли голосовые связки в произношении этого звука?

в) Произношение

— А теперь, подставьте одну ладошку к горлу, а другую ко рту. Произносим [т].

— Что вы чувствуете?

— Правильно, струя воздуха проходит через рот, и мы слышим шум.

— Так дрожат ли голосовые связки в образовании [т]?

— А что участвует в образовании этого звука?

— Сейчас мы с вами разберем, как нужно расположить губы и зубы, чтобы образовался этот звук.

— Что мы делаем с губами: [т]. Что мы сделали?

— Что мы делаем с зубами: [т]. Что мы сделали?

— Свободно ли проходит струя воздуха?

— А почему? Что ей мешает?

— Какая возникает преграда?

— Итак, при произношении [т] возникает преграда и эта преграда и эта преграда – сомкнутые губы.

— Так что мы еще узнали о [т]?

— Как расположены наши зубки при произношении слова «аист»?

— А что мы делаем с язычком?

— Как проходит струя воздуха? Свободно?

— А что ей мешает?

— Итак, при произношении звука [т] появляется преграда?

— И что же является преградой?

— А теперь назовите три признака [т].

— Тогда что мы можем сказать об этом звуке? Какой он?

— А в какой домик мы его поселим?

— А теперь как выглядит наша схема?

— Что мы можем сказать об этой схеме?

  1. Закрепление.

— Послушайте загадку.

Жу-жу-жу, я на веточке сижу

И звук [ж] всегда твержу.

(Жук)

— Правильно, это жук.

— Посчитайте, сколько в этом слове слогов.

— Поставьте ударение.

— Как будет выглядеть наша схема?

— … подойди к доске и запиши схему.

— Молодцы! А теперь посчитаем, сколько в этом слове звуков.

Послушайте, как я его произношу: ж-у-к

— А теперь повторим все вместе.

— Сколько же звуков?

— Какой 1-й звук в этом слове?

— А 2-й?

— Ну а 3-й?

а) Поется/Не поется

— Выделите 1-й звук. Попробуйте его пропеть.

— Получилось?

— Что мы скажем об этом звуке?

б) Способ образования звука

— А теперь, подставьте ладошку к горлу и произнесите его.

— Что вы почувствовали?

— Правильно, это дрожь.

в) Произношение

— А теперь, подставьте одну ладошку к горлу, а другую ко рту. Что происходит?

— Что мы слышим?

— Значит, что участвует при образовании этого звука?

— Сейчас мы с вами разберем, как нужно расположить губы и зубы, чтобы образовался этот звук.

— Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен вверху.

— Свободно ли проходит струя воздуха?

— А почему? Что ей мешает?

— Какая возникает преграда?

— Назовите 3 признака, которые мы определили.

— Тогда как он называется?

— … подойди к доске и запиши схему.

— Выделимте 2-й звук в этом слове. (у)

а) Поется/Не поется

— Пропойте его.

— Можно ли пропеть этот звук?

б) Способ образования звука

— А сейчас мы с вами узнаем, что участвует в образовании этого звука.

— Подставьте ладошку к горлу и произнесите [у].

— Что вы почувствовали?

— А что это было?

— Так что мы с вами знаем о [у]?

в) Произношение

— А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [у].

— Наши зубы разомкнуты, губы открыты и язычок не мешал.

— Что мы узнали о звуке [у]?

— Какой звук [у]? Перечислите его признаки.

— Тогда как он называется?

— … подойди к доске и запиши схему.

— Ребята, а какой 3-й звук в этом слове?

а) Поется/Не поется

— Попробуем его пропеть: ккккк

— Так что мы узнали об этом звуке?

б) Способ образования звука

— Теперь приложим ладошку к горлышку и произнесем [к].

— Что вы почувствовали?

— Участвуют ли голосовые связки в произношении этого звука?

в) Произношение

— А теперь, подставьте одну ладошку к горлу, а другую ко рту. Произносим [к].

— Что вы чувствуете?

— Правильно, струя воздуха проходит через рот, и мы слышим шум.

— Так дрожат ли голосовые связки в образовании [к]?

— А что участвует в образовании этого звука?

— Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

— Свободно ли проходит струя воздуха?

— А почему? Что ей мешает?

— Какая возникает преграда?

— Итак, при произношении [к] возникает преграда.

— Так что мы еще узнали о [к]?

— Какой это звук?

— … подойди к доске и запиши схему.

— Что у нас получилось?

— А из скольких слогов это слово?

— Какой звук поселился в 1-й квадратик?

— А какой он?

— Какой звук поселился во 2-й квадратик?

— А какой он?

— Какой звук поселился в 3-й квадратик?

— А какой он?

  1. Рефлексия.

— А сейчас вспомним, что мы сегодня узнали на уроке?

— А звуки какие? Они одинаковые?

— Молодцы, ребята!

infourok.ru

Конспект и презентация по русскому языку на тему «Звуки и буквы» (1 класс)

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Звуки и буквы «

Цели урока:

образовательные:

уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов;

правильно произносить звуки и называть буквы;

развивающие:

развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира;

воспитывающие:

воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.

Задачи:

Повысить интерес к предмету.

Активизировать деятельность учащихся через использование ИКТ.

Способствовать расширению словарного запаса, успешному развитию речи учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация

карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные”.

набор значков для обозначения звуков.

карточки зеленого, красного цветов;

карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Русский язык непременно вам поднимет настроение.

— На нашем уроке сегодня много гостей. Давайте поздороваемся.

– Вместе с нами отправится в путь по дороге знаний ваш любимый герой…( Незнайка)

– Из какого произведения он к нам пришел в гости?

2.Работа в тетради. Вспомните правила положения тетради и посадки. Запишите число.

Минутка чистописания (Слайд 2)

  1. Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы. Почему эти буквы мы называем хитрыми?

— Пишите красиво!

НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ

— Что объединяет эти слоги и слова?

  1. Мягкий знак – хитрый знак:

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Только в слово просится!

— Для чего Ь просится в слово?

— Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ.

Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему?

  1. Работа у доски и в тетради со словами:

(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн.

(самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас.

  1. Почему в словах разное количество букв и звуков?

Запишите в тетрадь.

  1. Словарная работа.

  1. Отгадайте загадки:

— Летом наедается, зимой высыпается.

— Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.

2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым словарем.)

4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.)

5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске:

Медведь на ухо наступил.

Медвежьи объятия.

Медвежья услуга.

— Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.)

— Запишите тот, который вам больше понравился.

3. Проблемная ситуация.

Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки человеческой речи. Вот посмотрите, перед вами несколько примеров: прослушивание нескольких звуков

Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные? (Ответы детей)

4. Динамическая пауза. (Прослушивание сказки “Как звуки превратились в буквы“) 

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так они и познакомились

– Понравилась ли вам сказка? О чем она? Какова главная мысль сказки?

– Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Кто определит тему нашего урока? 

Звуки и буквы

5. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах

  1. Работа по теме урока.

  1. Стр. 46, упр. 1 (устно).

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте.

  1. Разбор слова ПОЮ. Почему разное количество букв и звуков в словах?

— Звуки речи возникают тогда, когда работают речевые органы. Какие?

— Язык, губы, зубы, голосовые связки

— Солнечным утром,когда ты видишь первую зелень травы и слышишь щебет птиц, хочется всех поприветствовать какими-то вежливыми словами ?

Работа в тетради ( на стр. 23 рабочей тетради прочитайте задание № 1 .

-Посовещайтесь в парах, какие слова, на ваш взгляд пропущены в предложениях.

1 вариант записывает 1 предложение; 2 вариант записывает 2 предложение

Взаимопроверка

– Какое предложение записали? Прочитайте. Проверьте 

— Что же помогло вам записать приветствие? (буквы)

Учитель выставляет на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. Тогда учитель ставит между карточками со словами карточку со знаком вопроса и спрашивает: слайд 3,4

— Какой вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)

Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.

— Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:

— А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)

Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры. — стих

— Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)

Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.

— Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)

Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:

Буквы Звуки

Гласные согласные

Ударные безударные глухие звонкие

твердые мягкие

-Что мы повторяли, составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки)

Работа в учебнике стр 46 упр. 2,3

— Прочитайте слова: утро трактор врач птица 

— Произнесите первый звук в каждом из данных слов. А теперь понаблюдаем, смотря в зеркальце, как при произнесении звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. (Зеркальце) Расскажите о своих наблюдениях.

6. Физминутка 

7. Закрепление изученного материала.

А вот какая неприятная история произошла с нашим героем Незнайкой. Однажды он решил пригласить в гости все звуки русского языка. И как вы думаете, сколько он поставил стульев? Он поставил ровно столько стульев, сколько букв в алфавите. Что там началось?! Гости стали ссориться, браниться друг с другом. А почему? Оказывается, звуков в русском языке больше, чем букв. Их – 42, букв – 33!!! 

Скажите, ребята, так чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков)

А почему? (Согласные могут обозначать два звука — твердый и мягкий)

Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки — зеленая, красная, синяя)

Игра «Молчанка». (Слайд )

Задание 1. Учитель читает слова, дети поднимают карточку, соответствующую первому звуку, (ворона, аист, медведь, иголка, заяц.)

Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (учитель, карандаш, пенал, ребята , ученик)

(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)

— Что повторили! (различие гласных и согласных звуков)

-Какие слова нам в этом помогли? (словарные, написание которых нужно запомнить)

Звукобуквенный анализ слов

РТ стр 23 ур 2 несколько учащихся у доски

Выходит Незнайка Игра “Буквы заблудились“ (Слайд)

– Ребята наш проказник Незнайка что-то напутал в стихотворении, а теперь никак не может

понять, о чем там говориться. Давайте ему поможем.

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мишка дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок. (кочкам)

— Что пожелаем Незнайке?

Проверочный тест

– Вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь я хочу проверить ваши знания. Если вы уверены в своих знаниях, вы можете выполнить весь тест. А если вы сомневаетесь, тогда сделайте то, что можете.

карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

Проверка теста. (Слайд )

– Ребята, а теперь внимательно сверьте свои записи с правильными ответами на доске.

– Молодцы, кто выполнил все задания!!!

–Хорошо, кто выполнил 2 задания!

–Остальные – подтянитесь!

Итог урока. (Слайд )

— Скажите, на какой главный вопрос мы помогли Незнайке ответить? (чем буквы отличаются от звуков?)

— В начале урока мы перед собой поставили цели. Каких целей достигли?

Рефлексия учебной деятельности.

— Какой вид работы запомнился больше всего?

-Возьмите зеркальце, произнесите звук И.

Пусть такое позитивное настроение сопровождает вас целый день.

( Слайд )

ВАМИ МНЕ НЕ НАХВАЛИТЬСЯ: ВЫ УМЕЕТЕ УЧИТЬСЯ.

ВСЕ, ЧТО ВЫ О ЗВУКАХ ЗНАЛИ, МНЕ СЕЙЧАС ВЫ РАССКАЗАЛИ.

ЧТО О БУКВАХ ПОМНИЛИ, – ТОЖЕ МНЕ НАПОМНИЛИ.

И С ФОНЕТИКОЙ ДРУЖИЛИ, И ОШИБКИ УСТРАНИЛИ.

И СЛОВАРНЫЕ СЛОВА НЕ СТРАШНЫ ДЛЯ ВАС ДРУЗЬЯ!

И, НАДЕЮСЬ, ЧТО В ТЕТРАДКАХ Я НЕ ВСТРЕЧУ НЕПОЛАДКИ!

ЗАНИМАЛИСЬ ВЫ ОТЛИЧНО! КАЖДОМУ В НАГРАДУ ЛИЧНО

ДАЮ СЛОВО: МО-ЛО-ДЕЦ!!! ЗДЕСЬ УРОКУ И КОНЕЦ.

ВСТАЛИ. ДРУЖНО НА ПРОЩАНЬЕ ГОСТЯМ СКАЖЕМ:

– ДО СВИДАНЬЯ!!!

Карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.

Карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.

Карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.

Карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.

Карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.

Карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.

hello_html_m30628282.jpg

hello_html_m656a83ed.jpg

hello_html_m23988f54.jpg

hello_html_m112fd716.jpg

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *