Кукла своими руками театральная: МК Домашний кукольный театр | Страна Мастеров – Домашний кукольный театр своими руками, идеи для дома и садика

Творческий проект «Театральная кукла своими руками»

Тема работы: «Театральная кукла своими руками»

Направление: искусствоведческое

Авторы:

Руководитель:

Оглавление

Ι.Введение

    1. Выбор темы и обоснование проекта……………… ……………..3

    1. Цели и задачи………………………………………………………3-4

ΙΙ. Поисково-исследовательская часть

2.1. История возникновения кукольного театра…………..…..……..5-7

2.2. Происхождение народных театральных кукол.……….…………7-8

2.3. Виды кукол………………………………………………………….8-9

2.4 Поиск вариантов проекта…………………………………………. 9

III. Практическая часть

3.1. Составление технологической карты……………………………..10-11

3.2 Экономическое обоснование проекта…..…………………………11

3.3. Разработка рекламного проекта изделий …………………………12-14

IV. Заключительная часть

4.1 Анализ проделанной работы………………………………………..15

Список используемой литературы…………………………………… 16

Приложение…………………………………………………………….17-18

Ι.Введение.

Выбор темы и обоснование проекта.

Все дети любят играть с куклами, зачастую одушевляя их, придавая им различные позы, говоря за них. Так же известен вид театрального искусства – театр кукол, где представление разыгрывается куклами-актёрами.

В первом классе наш дружный коллектив посетил театрализованное представление во Дворце Культуры «В стране дорожных знаков». На сцене мы увидели кукол. Они задвигались и заговорили как живые, стали ещё привлекательнее и интереснее. Мы смотрели спектакль и смеялись. Нам всем очень понравилось представление, нам захотелось самим побывать в роли артистов. Поэтому у нас возникла идея сделать куклы для кукольного театра в нашем классе. Но мы не хотим рассматривать создание театра только как развлечение. Театр должен нам помочь развиваться, научить дружбе, трудолюбию, правдивости и доброте. Поэтому мы совместно с классным руководителем решили разработать проект создания кукольного театра.

Театр кукол – это не только театрализованная постановка. Это ролевая игра со зрителем. А ведь все дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Объект исследования: театральная кукла, её строение.

Предметом нашего исследования стала технология изготовления кукол театрального представления, а проектно-исследовательскую работу мы решили назвать

«Театральная кукла своими руками». Выбранная тема, на наш взгляд, интересна, так как любая вещь, сделанная своими руками, ценна для творца, а её применение полезно для окружающих. Кроме этого, 2019 год объявлен президентом России В.В. Путиным годом театра.

В своей исследовательской работе нам хотелось проследить историю театральных кукол, узнать об их разновидностях, доказать, что театральную куклу можно сделать самостоятельно с помощью подручных материалов, простых инструментов и фантазии, соблюдая определенные этапы в работе. Также нам хотелось бы показать, что жанр кукольных представлений интересен и в наши дни.

Цели и задачи.

Гипотеза исследования: сделать куклу по силам практически всем, а «театральной» делает куклу появление её перед зрителями и их интерес к ней.

Цель проекта: создание кукольного театра с помощью изготовленных своими руками кукол и всех необходимых реквизитов для постановки кукольного спектакля.

Задачи:

— изучить историю кукольного театра и выяснить, какие бывают виды кукол;

— провести опрос по данной теме среди одноклассников;

— отобрать и систематизировать информацию по теме проекта и публично представить материал работы;

— разработать этапы изготовления куклы из подручного материала и реализовать их;

— отобрать нужные сценарии для постановки;

— провести репетиции;

— показать театральное представление для родителей на внеклассных мероприятиях и для учащихся начальной школы.

Методы исследования:

— изучение литературы и анализ материала;

— опрос-анкета одноклассников;

— изготовление кукол.

Ход работы:

  1. Изучить различную литературу по теме проекта.

  2. Составить вопросы анкеты по теме проекта и обработать полученные результаты опроса детей.

  3. Поэтапно создать куклы из подручного материала по эскизу.

  4. Приготовить и показать представление с участием своих театральных кукол.

  5. Сделать вывод и презентацию для защиты исследовательской работы.

Мы думаем, что наши куклы покорят сердца зрителей, принесут им радость и немного счастья, ведь «театр – это школа добрых чувств, красоты и человеческого братства» (Войтмил Рабадан).

ΙΙ. Поисково-исследовательская часть.

В куклы некогда играть,

Куклы надо изучать.

Куклы тоже развивают,

Историю театра раскрывают.

История возникновения кукольного театра.

Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, кости, глины или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища стали все больше походить на театральные представления. С помощью кукол разыгрывали легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. 

В энциклопедии записано: «театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (цветок, шарик), изображающий живое существо и также приводимый в движение актёрами-кукловодами…».

Кукольный театр существовал уже в древнем Египте, Греции, Риме. Во время торжественных праздников шли спектакли с участием кукол. «Спектакль» располагался на колесницах. К зрителям подъезжала телега с актёрами. Держа кукол в руках, они играли первую сцену и ехали дальше, следующая колесница продолжала действие.

В древнем Риме устраивали шествие с гигантскими механическими куклами. Такие куклы наводили страх или потешали зрителей. В античном мире куклы олицетворяли Богов.

Необычным и единственным в мире театром кукол на воде является вьетнамский. В таком театре актёры управляют куклами, находясь под водой и дыша через специальные тростниковые трубочки.

Театр кукол во все времена притягивал человека своей схожестью с живыми созданиями. Человек сопоставлял себя с куклой, которой постоянно управляют с помощью ниточек, палочек или рук. Тема свободы человека тревожила философов уже с античных времён.

Люди были уверены, что при помощи кукол можно создать то, что завуалировано от глаз. Диво превращения куклы в оживлённого персонажа при помощи воображения человека дало возможность театру кукол перенести многие века и устройства жизни людей, при этом не потеряв своего очарования и привлекательности.

Статуэтки исполняли сцены из жизни Богов, чем привлекали множество народа Египта. В Греции создавали большие фигуры, которые двигались лишь в праздники. За Грецией последовал Рим. Затем один из жителей Греции придумал, как воссоздать мир, используя при этом ящик без передней стенки. Это был первый театр, который визуально разделял мир людей и Богов. Потом придумали кукол, которые изображали людей – они стояли внизу, а над ними возвышались Боги. Внизу ящика сделали отверстие, в которое помещались палки для управления куклами. Из небольших сцен в дальнейшем возрождались большие пьесы. Так и сформировался кукольный театр, который стал народным искусством.

Простые люди (крестьяне, рабочие) очень любили кукольный театр. Он был интересен и знатным образованным людям. Только их статус не позволял признаться в том, что их интересы совпадают с простолюдинами. Им приходилось довольствоваться механическими театрами (музыкальные табакерки, часы с движущимися фигурками, домашние шарманки, театрально-музыкальные ящики).

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который называли шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной длинноносый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты.

Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и малое чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел,   бросал  в шапку медные копейки.  То, что не решались сказать вслух рабочие люди и мужики, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. Представления бродячих кукольников запрещались, но они появлялись снова и снова в разных местах и во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова. Он был организован в 1931 году (Центральный театр кукол). Большую часть спектаклей поставил С.В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Происхождение народных театральных кукол.

Несмотря на разные языки и традиции, у актёров кукольников, а также у кукол было много общего. У кукольников была большая ширма, за которую они прятались во время представления.

Нам удалось выяснить, что в каждой стране существовали куклы под определённым именем. Петрушка, Полишинель, Панч, Пульчинелла, Касперле – это герои народных кукольных представлений, которые были очень распространены в 15 – 16 веках в разных странах.

История возникновения театральных кукол начинается с куклы по имени Маккус, которую подарил человечеству античный мир Древнего Рима. Эта кукла была найдена при раскопках. Это был занятный человечек с горбом на спине, крючковатым носом, толстым животом и необыкновенно живым, пронзительным взглядом. Кукла обладала удивительным секретом. Если его поворачивать в разные стороны, Маккус выглядел то весёлым, то сердитым, то возмущенным. Своей выразительностью он приглянулся итальянским кукольникам.

По образу древнеримского Маккуса итальянцы создали своего Пульчинеллу. Пульчинелла родился в начале 16 века и стал родоначальником героев народного театра кукол в Европе.

Пульчинелла – итальянец, кукла в чёрной маске. Снять маску Пульчинелла не может, потому что она не из материи и не из бумаги – просто часть его рожицы закрашена чёрной краской. Смотреть на Пульчинеллу и весело, и страшно – чёрная маска придаёт ему что-то загадочное.

Со временем забавная кукла перекочевала во многие страны Европы, где получила новые имена, но сохранила внешность и неуёмный характер. Так во Франции появился Полишинель, в Германии – Гансвурст, в Англии – Панч, в Чехии – Кашпарек, а в России – Петрушка.

Полишинель – герой французского народного театра, в начале своей жизни он был «ниточной» куклой, управлялся двенадцатью нитками. К подошвам ног Полишинеля был приделан свинец, для устойчивости. Он мог ходить и танцевать, а однажды он даже выступал во дворце перед королём.

Однако со временем устройство Полишинеля претерпело изменения: нитки убрали, сшили ему кафтан, в который можно было вставлять пальцы правой руки – он стал перчаточной куклой.

Панч – добродушный толстяк, герой английского театра. Он всегда весел. Хозяин Панча, весельчак Джон, был бродячим актёром. Он не ходил пешком, а ездил в фургоне, в котором помещались и люди, и куклы, и стол, и стулья.

Петрушка – неунывающий человек забавлял народ на ярмарках, в балаганах или просто на улицах. Русский Петрушка принадлежит к многочисленной семье героев европейской уличной кукольной комедии. Интересна история возникновения имени нашего героя – куклы Петрушки. Есть предположение, что горластый забияка в красном колпаке с петушиным профилем нередко появлялся на представлении верхом на петухе, сам вылитый петух, вместе с характером он мог позаимствовать и его имя, так как в России всякий петух – Петя.

Прошло несколько веков, но весёлые «Братцы» до сих пор популярны – каждый в своей стране.

Виды кукол.

Театральные куклы различают по видам.

Куклы вертепа. Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

Петрушечная кукла (перчаточная) – персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка – один из представителей перчаточных кукол.

Минирующая кукла – верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актёра, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

Во второй половине XX века были придуманы пальчиковые куклы: один палец – одна кукла. Затем люди придумали куклы с открывающимся ртом, пищащие.

Из Англии пришли и получили широкое распространение марионетки – куклы на нитках.

Марионетка (в том числе штоковая) – кукла, приводимая в движение актёром-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актёра, как кукла-перчаточная, а только управляется ею изнутри. Благодаря этому она отличается значительным разнообразием пропорций и размеров. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов свойственных человеку. Широкий и пластичный жест тростевой куклы делает её особенно пригодной для воплощения на сцене пьес героико-романтического репертуара. Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так в Китае на улицах Пекина или Кантона может появиться дракон – огромная кукла метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек.

Планшетная (выводная) кукла – театральная кукла, которая «умеет ходить» по планшету или полу сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.

Есть ещё большие ручные куклы, когда часть тела кукловода становится телом куклы.

Ростовая кукла. Куклы надевается на человека. Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

Куклы театра теней – плоскостные фигурки, существующего издавна в Китае, Японии, Корее, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода яркая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне возникает цветная, резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мистические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны на музыкальных инструментах и поют.

Сила театральной куклы в том, что она неживая. Если человек на сцене сядет на стул, начнёт зевать или моргать, зрители могут этого не заметить. Если то же самое сделает кукла, зрительный зал разразится смехом, потому что в этот момент кукла высмеивает людей, не умеющих себя вести. Значит, кукла помогает людям лучше познать себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Кукла – это обобщённый образ живого существа: человека, оленя, голубя. Оживление куклы, превращение её из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям и маленьким, и взрослым чудом. Куклы могут вызвать смех и слёзы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Благодаря сказочности в кукольном театре можно создавать такие спектакли, какие нельзя поставить в других театрах.

Поиск вариантов проекта.

Нам понравились все предложенные варианты театральных кукол, но своими руками захотелось изготовить куклу-перчатку. Она нам показалась одной из самых простых кукол, потому что она надевается на руку, как перчатка. Кукла-перчатка «оживёт» и, тем самым, вызовет неподдельный интерес. Ведь она сможет шевелить руками, вертеть и кивать головой, разговаривать, смеяться, петь песни…   Создание сценариев кукольных спектаклей с игрушками разовьют фантазию и сплотят класс ещё больше. При помощи инсценировок с перчаточными куклами можно расширить свой словарный запас.

III. Практическая часть.

Составление технологической карты.

Превращается рука

И в котёнка, и в щенка,

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант — и всё в порядке!

В. Берестов.

А теперь мы вам покажем, как можно дома сделать перчаточную куклу — девочку.

п/п

Последовательность операций

Изображение

1

Подберем ткань.

2

Сделаем вот такие выкройки:

hello_html_m6f5b0dc.jpg

3

Обведем выкройки и вырежем с учетом краев для шитья.

4

Пришиваем все детали так, чтобы через шею указательный палец мог попасть в отдел головы.

hello_html_7a5a69de.jpg

5

Оформляем лицо, рисуем или пришиваем глазки, носик, ротик.

6

Украшаем куклу различными аксессуарами.

hello_html_m7ed68768.jpg

7

У нас получилась вот такая девочка

В приложении находятся выкройки, при помощи которых вы дома можете сами приготовить перчаточную куклу. Туловище у всех кукол одинаковое, а вот голову можно изготовить тремя различными способами: папье-маше, выкроить из ткани или просто взять голову от старой ненужной игрушки. Как вам удобно, так и делайте. В нашем кукольном театре есть все три варианта.

Экономическое обоснование проекта.

Положительные стороны:
— материалы общедоступны;
— технология изготовления посильна;
— дизайн соответствует назначению;
— стоимость изделия невысокая;

— мы не нанесли вред окружающей среде, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы;

— наша поделка дарит только положительные эмоции;
— изделие имеет художественную ценность.

IV. Заключительная часть.

4.1 Анализ проделанной работы.

Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол – особый вид театрального представления, в котором вместо актёров действуют куклы. Театральные куклы существуют с античных времён и дают реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Считаем, что цель, которую мы ставили перед собой, достигнута. Мы научились шить перчаточные куклы, водить куклу над ширмой, создавать декорации для спектаклей, узнали много нового о кукольном театре, заинтересовали театром своих родителей и одноклассников, сделали интересным своё свободное время. В итоге в нашем театре насчитывается 27 перчаточных-кукол. Кроме этого мы смогли организовать совместно с классным руководителем четыре выступления кукольного театра. Проведенная работа безусловно сплотила наш коллектив, так как за четыре месяца поучаствовать в постановке получилось у всех ребят класса. Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным. И это здорово!

Нашу творческую работу высоко оценили учителя и ученики начальных классов.

В перспективе нашего проекта мы хотели бы записать на видео выступление кукольного театра и обязательно поучаствовать с ним в конкурсе.

Наш проект мы хотели бы закончить словами Константина Станиславского: «Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». Любите театр, и он ответить вам взаимностью!

Список используемой литературы

  1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. — М.: Молодая гвардия, 1981.

  2. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.

  3. Греф А. «Техника театра кукол». Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.

  4. Гугасова А.Н. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.

  5. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.

  6. Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.

  7. Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. – М.: Просвещение, 1996.

  8. Смирнова Н.И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982.

  9. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.

  10. Электронная Интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wiki

  11. http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)

  12. http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)

  13. http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).

Пhello_html_21430b33.jpgриложение №1

Приложение №2

hello_html_mf894640.jpg

hello_html_m1eceb90.gif

Исследовательский проект «Театральная кукла своими руками»

КГБУ «Заринская общеобразовательная школа-интернат»

ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА СВОИМИ РУКАМИ

Исследовательский проект

Секция воспитательской работы

Автор:

Чистяева Олеся, 8 класс,

Рубцова Лариса, 6 класс.

Руководитель:

Калашникова Наталья Ивановна,

воспитатель.

Заринск – 2018

Аннотация

Почти все дети любят играть с куклами, зачастую одушевляя их, придавая им различные позы, говоря за них. Так же известен вид театрального искусства – театр кукол, где представление разыгрывается куклами-актёрами. Так в чём заключается различие между обычной и театральной куклой? Только ли способностью двигаться? Можно ли создать театральную куклу своими руками? И сохраняется ли интерес к кукольным представлениям в наши дни?

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что кукла играет важную роль не только в жизни ребёнка, но и взрослого человека. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Театр кукол – это не только театрализованная постановка. Это ролевая игра со зрителем. А ведь все дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаются в тот или иной образ.

Объект исследования: театральная кукла, её строение.

Предметом нашего исследования стала технология изготовления кукол театрального представления, а проектно-исследовательскую работу мы решили назвать «Театральная кукла своими руками». Выбранная тема, на наш взгляд, интересна, так как любая вещь, сделанная своими руками ценна для творца, а её применение полезна для окружающих.

В своей исследовательской работе нам хотелось проследить историю театральных кукол, узнать об их разновидностях, доказать, что театральную куклу можно сделать самостоятельно, с помощью подручных материалов, простых инструментов и фантазии, соблюдая определенные этапы в работе. Так же нам хотелось бы показать, что жанр кукольных представлений интересен и в наши дни.

Гипотеза исследования: сделать куклу по силам практически всем, а «театральной» делает куклу появление её перед зрителями и их интерес к ней.

Цель проекта: создать кукольных персонажей своими руками для театрального представления.

Задачи:

— изучить историю кукольного театра и выяснить, какие бывают виды кукол;

— провести опрос по данной теме среди детей школы;

— отобрать и систематизировать информацию по теме проекта и публично представить материал работы;

— разработать этапы изготовления куклы из подручного материала и реализовать их;

— показать театральное представление кукол.

Методы исследования:

  1. Изучение литературы и анализ материала.

  2. Опрос-анкета обучающихся школы.

  3. Изготовление своей куклы.

Ход работы:

  1. Изучить различную информацию по теме проекта.

  2. Составить вопросы анкеты по теме проекта и обработать полученные результаты опроса детей.

  3. Поэтапно создать куклы из подручного материала по эскизу.

  4. Приготовить и показать представление с участием своих театральных кукол.

  5. Сделать вывод и презентацию для защиты исследовательской работы.

Мы думаем, что наши куклы покорят сердца зрителей, принесут им радость и немного счастья – ведь «Театр – это школа добрых чувств, красоты и человеческого братства» (Войтмил Рабадан).

1. Введение.

«Фея знала своё дело,

И, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело

Совершая чудеса.

Фея кукол создавала

Мастерила, колдовала,

Всё чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в её руках послушно,

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже,

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавали людям Фея.

Потому что это средство

Чтобы вечно помнить детство.

Лариса Рубальская.

Кукла – это предмет, который вызывает большой интерес у каждого человека с момента рождения. Кукла является предметом общения, успокоения, забавы.

Первобытные люди создали первых кукол (идолов, истуканов) как изображение богов, перед которыми они преклонялись, потом эти идолы стали добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками.

Очень часто первым театром для нас, детей, становится театр кукол. Там, где игрушки оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на нас – детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство даёт реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Все дети любят театр кукол. А что это такое? Кто является актёрами этого театра? Как и кто создаёт сказку? Как сделать куклу? Сложно ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести целое исследование. Такое исследование очень интересно, так как можно узнать много нового о театре, куклах, традициях культуре театра кукол России и других стран. Тема «Театральная кукла своими руками» нас очень заинтересовала.

2. Исследовательский этап.

2.1. История возникновения кукольного театра

«Театр – это такая кафедра, с которой можно много миру говорить добра» — так говорил Н.В.Гоголь о театре.

В современном понимании театр кукол – это одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.

В энциклопедии записано: «театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (цветок, шарик), изображающий живое существо и также приводимый в движение актёрами-кукловодами…».

Кукольный театр существовал уже в древнем Египте, Греции, Риме. Во время торжественных праздников шли спектакли с участием кукол. «Спектакль» располагался на колесницах. К зрителям подъезжала телега с актёрами. Держа кукол в руках, они играли первую сцену и ехали дальше, следующая колесница продолжала действие.

В древнем Риме устраивали шествие с гигантскими механическими куклами. Такие куклы наводили страх или потешали их. В античном мире куклы олицетворяли Богов.

Необычным и единственным в мире театром кукол на воде является вьетнамский. В таком театре актёры управляют куклами, находясь под водой и дыша через специальные тростниковые трубочки.

Театр кукол во все времена притягивал человека своей схожестью с живыми созданиями. Человек сопоставлял себя с куклой, которой постоянно управляют с помощью ниточек, палочек или рук. Тема свободы человека тревожила философов уже с античных времён.

Люди были уверены, что при помощи кукол можно создать то, что завуалировано от глаз. Диво превращения куклы в оживлённого персонажа при помощи воображения человека дало возможность театру кукол перенести многие века и устройства жизни людей при этом, не потеряв своего очарования и привлекательности.

Статуэтки исполняли сцены из жизни Богов, чем привлекали множество народа Египта. В Греции создавали большие фигуры, которые двигались лишь в праздники. За Грецией последовал Рим. Затем один из жителей Греции придумал, как воссоздать мир, используя при этом ящик без передней стенки. Это был первый театр, который визуально разделял мир людей и Богов. Потом придумали кукол, которые изображали людей – они стояли внизу, а над ними возвышались Боги. Внизу ящика сделали отверстие, в которое помещались палки для управления куклами. Из небольших сцен в дальнейшем возрождались большие пьесы. Так и сформировался кукольный театр, который стал народным искусством.

Простые люди (крестьяне, рабочие) очень любили кукольный театр. Он был интересен и знатным образованным людям. Только их статус не позволял признаться в том, что их интересы совпадают с простолюдинами. Им приходилось довольствоваться механическими театрами (музыкальные табакерки, часы с движущимися фигурками, домашние шарманки, театрально-музыкальные ящики).

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников.

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова. Он

был организован в 1931 году (Центральный театр кукол). Большую часть спектаклей поставил С.В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ОБРАЗЦОВ (1901—1992)

2.3. Происхождение народных театральных кукол.

Несмотря на разные языки и традиции, у актёров кукольников, а также у кукол было много общего. У кукольников была большая ширма, за которую они прятались во время представления.

Нам удалось выяснить, что в каждой стране существовали куклы под определённым именем. Петрушка, Полишинель, Панч, Пульчинелла, Касперле – это герои народных кукольных представлений, которые были очень распространены в 15 – 16 веках в разных странах.

История возникновения театральных кукол начинается с куклу по имени Маккус, которую подарил человечеству античный мир Древнего Рима. Эта кукла была найдена при раскопках. Это был занятный человечек с горбом на спине, крючковатым носом, толстым животом и необыкновенно живым, пронзительным взглядом. Кукла обладала удивительным секретом. Если его поворачивать в разные стороны, Маккус выглядел то весёлым, то сердитым, то возмущенным. Своей выразительностью он приглянулся итальянским кукольникам.

По образу древнеримского Маккуса итальянцы создали своего Пульчинеллу. Пульчинелла родился в начале 16 века и стал родоначальником героев народного театра кукол в Европе.

Пульчинелла – итальянец, кукла в чёрной маске. Снять маску Пульчинелла не может, потому что она не из материи и не из бумаги – просто часть его рожицы закрашена чёрной краской. Смотреть на Пульчинеллу и весело, и страшно – чёрная маска придаёт ему что-то загадочное.

Современен забавная кукла перекочевала во многие страны Европы, где получила новые имена, но сохранила внешность и неуёмный характер. Так во Франции появился Полишинель, в Германии – Гансвурст, в Англии – Панч, в Чехии – Кашпарек, а в России – Петрушка.

Полишинель – герой французского народного театра, в начале своей жизни он был «ниточной» куклой, управлялся двенадцатью нитками. К подошвам ног Полишинеля был приделан свинец, для устойчивости. Он мог ходить и танцевать, а однажды он даже выступал во дворце, перед королём.

Однако со временем устройство Полишинеля претерпело изменения: нитки убрали, сшили ему кафтан, в который можно было вставлять пальцы правой руки – он стал перчаточной куклой.

Панч – добродушный толстяк, герой английского театра. Он всегда весёл. Хозяин Панча, весельчак Джон, был бродячим актёром. Он не ходил пешком, а ездил в фургоне, в котором помещались и люди, и куклы, и стол, и стулья.

Петрушка – неунывающий человек забавлял народ на ярмарках, в балаганах или просто на улицах. Русский Петрушка принадлежит к многочисленной семье героев европейской уличной кукольной комедии. Интересна история возникновения имени нашего героя – куклы Петрушки. Есть предположение, что горластый забияка в красном колпаке с петушиным профилем нередко появлялся на представлении верхом на петухе, сам вылитый петух, вместе с характером он мог позаимствовать и его имя, так как в России всякий петух – Петя.

Прошло несколько веков, но весёлые «Братцы» до сих пор популярны – каждый в своей стране.

2.4. Виды кукол.

Театральные куклы различают по видам.

Куклы вертепа. Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

Петрушечная кукла (перчаточная) – персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка – один из представителей перчаточных кукол.

Минирующая кукла – верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актёра, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

Во второй половине XX века были придуманы пальчиковые куклы: один палец – одна кукла. Затем люди придумали куклы с открывающимся ртом, пищащие.

Из Англии пришли и получили широкое распространение марионетки – куклы на нитках.

Марионетка (в том числе штоковая) – кукла, приводимая в движение актёром-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актёра, как кукла-перчаточная, а только управляется ею изнутри. Благодаря этому она отличается значительным разнообразием пропорций и размеров. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку. Широкий и пластичный жест тростевой куклы делает её особенно пригодной для воплощения на сцене пьес героико-романтического репертуара. Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае, на улицах Пекина или Кантона может появиться дракон – огромная кукла метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек.

Планшетная (выводная) кукла – театральная кукла, которая «умеет ходить» по планшету или полу сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.

Есть ещё большие ручные куклы, когда часть тела кукловода становится телом куклы.

Ростовая кукла. Куклы надевается на человека. Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

Куклы театра теней – плоскостные фигурки, существующего издавна в Китае, Японии, Корее, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода яркая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне возникает цветная, резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мистические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны на музыкальных инструментах и поют.

Сила театральной куклы в том, что она неживая. Если человек на сцене сядет на стул, начнёт зевать или моргать, зрители могут этого не заметить. Если то же самое сделает кукла, зрительный зал разразится смехом, потому что в этот момент кукла высмеивает людей, не умеющих себя вести. Значит, кукла помогает людям лучше познать себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Кукла – это обобщённый образ живого существа: человека, оленя, голубя. Оживление куклы, превращение её из наживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям и маленьким и взрослым чудом. Куклы могут вызвать смех и слёзы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Благодаря сказочности в кукольном театре можно создавать такие спектакли, какие нельзя поставить в других театрах.

2. Анкетирование.

Интернет и телевиденье отучило людей ходить в театр, мы считаем, что наша работа поможет ребятам нашей школы окунуться в волшебство театра кукол, пробудит желание посетить театр или просто сделать свою куклу, тем самым сделает нашу жизнь интереснее.

В ходе исследовательской работы провели анкетирование среди учеников 6 и 8 классов школы, и предложили ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое театр кукол?

  2. Любите ли вы кукольный театр?

  3. Посещали ли вы театрализованные представления кукол?

  4. Какие театральные куклы бывают?

  5. Чем отличается театральная кукла от простой куклы?

  6. Как сделать куклу своими руками?

  7. Как называется одна из первых театральных кукол в России?

В результате проделанной работы мы выяснили, что ребята:

— любят кукольный театр, но очень мало знают о нём;

— очень мало знают о видах кукол, но все утвердительно ответили, что они оживают в руках актеров и разговаривают их голосами;

— все дети бывали на театрализованных представлениях с участием кукол;

— половина опрашиваемых не знают, как сделать театральную куклу, вторая половина – выдвигает идею их изготовление из обычных обыденных вещей, например: перчатка, варежка или носок.

Таким образом, выяснили, что театр кукол люди придумали не зря, театр и в наш век компьютеризации не утратил свою значимость в жизни людей.

3. Практическая часть.

3.1. Выбор и обоснование оптимального варианта.

Нам понравились все варианты театральных кукол, но своими руками захотелось изготовить куклу перчаточную или мимирующую куклу. Посоветовавшись, мы решили сделать мимирующую куклу. Она нам показалась одной из самых простых кукол, потому что она надевается на руку и её можно изготовить из варежек или носков из пары «потеряшек».

Минирующая кукла уникальна тем, что многофункциональна. Если она выполнена в ярких цветах, то её можно применять для игры-забавы и театрального представления. Кукла «оживёт» и, тем самым, вызовет неподдельный интерес. Ведь она сможет шевелить, вертеть и кивать головой, разговаривать, смеяться, петь песни.

3.2. Этапы изготовления куклы.

1. Нарисовали эскизы мимирующей куклы из варежек..

2. Пришили основы глаз (шарики от дезодорантов, мебельные пуговицы).

3. Приклеили зрачки глаз из плоских пуговиц.

4. Пришили волосы из цветной бахромы.

5. Из остатков ткани выкроили юбки, обработали их и пришили к основе.

6. Подобрали репертуар для выступления.

3.3 Итог работы.

Для создания кукол использовался бросовый материал (варежки-потеряшки), лоскутки ткани, остатки бахромы и пуговицы.

Изделия выполнялись с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в чёткой последовательности технологической операции, при правильном применении инструментов, материалов, оборудования.

При помощи мимирующих кукол инсценировали попурри песен из мультфильмов для детей начальных классов.

  1. Заключение.

Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол – особый вид театрального представления, в котором вместе актёров действуют куклы. Театральные куклы существуют с античных времён, и дают реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Все дети любят спектакли с куклами. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами.

Наши театральные куклы – особенные, сделанные своими руками. В отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, театральная постановка не только реально видима, но и материально ощутима, присутствует рядом, её можно потрогать. Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным.

Нам удалось изготовить кукол, и это было нам по силам. Показали театральное представление с нашими героями, чем заинтересовали детей. Это значит, что гипотеза подтвердилась и цель нашего проекта — достигнута.

Эпиграф.

Весь мир – театр.

Мы все – актёры поневоле.

Всесильная судьба распределяет роли,

А небеса следят за нашею игрой.

(Пьер Ронсар).

Список использованных источников информации:

1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.

2. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.

3.Электронная Интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wiki

4. Греф А. «Техника театра кукол». Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.

5.Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.

6.http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)

7.http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)

8.http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников.

Театр кукол – настоящая магия. Волшебство оживления неживой игрушки мало кого оставит равнодушным. Но эта магия имеет ряд особенностей. Важна не только то, как выглядит кукла, но и то, какая пластика ей присуща. Тот или иной тип куклы может сработать на Вашу идею, или полностью ее загубить. Так какую же куклу выбрать? Попробуем разобраться

Вертепная кукла.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 1

на фото: Яшка и Компания спектакль «Вифлеемская звезда»

Не смотря на то, что вертепные куклы самые примитивные – именно они стали моей первой любовью. Это был Рождественское представление. Горели свечи и в маленьком домике – вертепе творилось чудо. Вертепная кукла — это кукла на единственном стержне. Ручки и ножки (если они есть) болтаются. Управляется снизу, через прорези в дне вертепа. Кукла не способна на красивые жесты. Была рождена в древнем Риме, но известность обрела благодаря христианству. Рождественские вертепы рассказывали историю царя Ирода и о Рождении Христа. Позже, кроме религиозных, появились и сатирические, лубочные представления. В современном же мире, мне кажется, такая кукла прекрасно подойдет для литературных театрализованных чтений, рассчитанных на небольшую аудиторию. Потому что, традиционно, для подобных спектаклей очень важен текст.

Петрушечная кукла, или перчаточная кукла.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 2

на фото: Театр «Папьемашенники»

Посмотрите на то, какой гибкой и шустрой может быть Ваша кисть. Вот и петрушечные куклы, особенно сделанные по Вашей мерке, способны на многое. Заметим, правда, что исторически такие куклы использовались в комедийных и сатирических представлениях. Позже их стали использовать в спектаклях — сказках. У этого есть свои причины: пропорции кукол перчаток – это, как правило, большая голова и короткие ручки. Даже самый романтический, нежный персонаж с такими пропорциями будет выглядеть забавным. Петрушечные куклы не способны на лирический широкий жест, но за то они могут быть юркими, бойкими и живыми. Так что этот вид кукол я бы рекомендовала именно для тех спектаклей, где персонаж должен быть забавным: комедии и сказки.

Тростевая кукла.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 3

на фото: Рязанский театр кукол «Тайна четырех кололев»

Любимая кукла театра Образцова. Управляется снизу тростями, закрепленными на руках куклы, и гапидом, (рукоятка, которая идет из головы куклы в тело, где ее держит кукольник). Может быть быстрой, а может быть плавной. Родилась эта кукла не так давно, но спектр ее использования широчайший. Кроме того, что у куклы довольно длинные руки, что делает ее жесты такими разнообразными, головку куклы так же можно механизировать. Кукла может моргать, открывать рот, шевелить ушами, вертеть и качать головой, если того требует идея спектакля, вся механизация головки управляется с гапида, так что чрезмерная механизация может усложнить работу. Такая уникальная кукла подходит для любого спектакля. Единственным ее минусом является то, что для управления такой куклой нужно два человека, или очень большая сноровка.

Марионетка.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 4

на фото: Чехия.Народный театр марионеток.

Королева театральных кукол. Несмотря на нити, глядя на марионетку всегда создается ощущение чуда. Основных видов марионетки два. Первый управляется исключительно нитями, закрепленными на ваге (крестовине) , вторые же крепятся к ваге жестким штоком за голову, или тело, остальные же части управляются так же нитями. И у того и у того вида кукол есть свои преимущества. Выбирая марионетку для спектакля надо помнить, что, не смотря на то, что кукла может быть комичной, марионетка кукла не быстрая и, для управления профессиональной марионеткой нужен опыт. С любительской куклой все намного проще, но и она не сможет двигаться так быстро, как тростевая, или петрушечная кукла. Я бы рекомендовала марионетку для лирических произведений, или для комических номеров, где не требуются резкие движения.

Мимирующая кукла, и маппеты.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 5

на фото: Персонажи Улицы Сезам» Берт и Ерни

Многие помнят «Маппет шоу», «Улицу Сезам». Это самые популярные примеры кукол маппетов. Кукла управляется следующим образом – одна рука кукольника у куклы в голове, управляет мимикой, вторая рука становиться одной из рук куклы, вторая же рука куклы закреплена на теле. Или же второй рукой управляются трости, закрепленные на руках куклы. Мимирующая кукла- кукла разговорная, ведь именно разнообразие мимических ужимок делает ее такой смешной. Настоящим мастером этого типа кукол является Марта Цифринович. Непременно найдите в сети видео с ее работами. Я бы рекомендовала этих кукол для спектакля, где акцент делается именно на диалогах, или монологах. Важно помнить, что из-за забавной мимики зрители могут начать смеяться даже над самыми трагическими произведениями.

Планшетная кукла

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 6

На фото: Театр кукол Образцова «Все кувырком»

Кукла открытого управления, то есть . Сейчас этот тип стал очень популярен. Он не требует особых навыков, но требует слаженности команды, так как, точно так же как и тостьевой куклой, планшетными куклами часто управляют несколько человек ( хотя есть исключения), но в отличие от тростьевых кукол, зрители видят кукловодов, которые держат куклу за рукоятки в голове и туловище, а так же за руки и ноги. Именно это делает куклу очень подвижной и живой. Правда, при недостаточной слаженности команды теряется магия «ожившей куклы», поскольку зрители видят людей, двигающих куклой. Но если кукла пластична и артистична, актеры кукловоды вскоре перестанут быть заметны зрителю. Подходит для любого жанра.

Куклы театра теней.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 7

На фото: театр Ученый медведь. «Волшебное зеркало»

Театр теней имеет очень древнюю историю. С одной стороны он был рожден, как мистическое зрелище. Кукловодов почитали так же, как и жрецов. Но вскоре театр перекочевал в народ, спектакли начали носить сатирический характер. Куклы управляются с помощью тростей,закрепленных к подвижным частям кукол. Куклы бываюткак простыми, которые крепятся всего на одну трость, так и довольно сложными, с несколькими тростями и тяжами. Спектакли теневого театра обладают непередаваемой атмосферой тайны и волшебства. Чаще это спектакли литературные, где чтец читает текст, а куклы иллюстрируют его. Но бывают и исключения. На мой взгляд, куклы этого типа универсальны, и так же подходят для любого жанра.

Театр кукол — уникальное явление исскуства, обладающее своей неповторимой магией — магией оживления. При виде театральной куклы, оживающей в рукач актера, даже взрослые, серьезные люди превращаются в детей. Надеюсь моя заметка помогла Вам разобраться, какая кукла подойдет для Вашей задумки, или просто позабавила.

(Заглавное фото: Театр Образцова. «Необыкновенный концерт)

Консультация для родителей Театральная кукла своими руками

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик»

города Невинномысска

Консультация для родителей

«Театральная кукла своими руками»

Составил: Гребеник Зоряна Михайловна

воспитатель МБДОУ №50

г. Невинномысска

Дата проведения: 30.11.2018

Тема: «Театральная кукла своими руками»

Цель: повышение педагогической культуры родителей по проблеме гармоничного развития дошкольников через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Формировать представления родителей о способах организации театрализованной деятельности в домашних условиях.

  2. Способствовать вовлечению родителей в совместную с детьми театрализованную деятельность через создание театральной куклы своими руками.

  3. Организовать театрализованный практикум по овладению родителями техникой создания пальчиковой куклы.

Литература:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991

  2. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

  3. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Давайте познакомимся: «Театральная кукла своими руками!»

Ох уж эти удивительные куклы!

Предлагаем Вам устроить вместе с ребенком познавательное и веселое путешествие в мир кукол. А кукольный театр можно создать своими руками.

Многие мамы, которые играли с детьми куклами-перчатками, согласятся: для ребенка это действительно чудо. Ребенок часто старается одушевить игрушку, относится к ней, как к живой. А если она еще и двигается, разговаривает, радуется и грустит, то может надолго стать настоящим другом. Наверняка, вы уже побывали в кукольном театре и с удивлением наблюдали, как искренне кроха смеется веселым проделкам героев. Или может совсем по-настоящему расплакаться, жалея куклу. В этом нет ничего удивительного. Для ребенка кукла – живая и настоящая. И часто именно кукла может в два счета объяснить то, что маме не удавалось втолковать упрямому сыну или дочурке.

Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с ребенком примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от ребенка. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. Итак, попробуем…

Какие бывают куклы?

Существует множество видов кукол для театра: марионетки, тростевые, планшетные, куклы-перчатки и даже пальчиковые куклы. Марионетка — это кукла на ниточках. Суставы у такой куклы подвижные, поэтому она может ходить и танцевать почти, как настоящая. Обычно их делают из дерева. Но, если пофантазировать, марионетку можно сделать из пенопласта, картона, консервных банок, пластиковых бутылок и даже спичечных коробков. Бывают и куколки-малышки, которые одеваются на пальчики. Их легко сделать, свернув в трубочку бумагу, разрисовав красками или фломастерами и приклеив ушки, усики и другие необходимые детали. Такие куколки просто не заменимы в дороге или длинной очереди, когда нужно чем-то развлечь малыша. Ну, а если куколок под рукой нет, можно просто разрисовать фломастером пальчики и показать веселый пальчиковый театр. Но, конечно, для домашнего театра чаще всего используются куклы-перчатки.

Куклы-перчатки

Перво-наперво, необходимо сшить саму перчатку, которая будет играть роль туловища куклы. Но сначала нужно сделать выкройку. Положите на бумагу руку в таком виде, как будто на нее одета кукла (указательный палец управляет головой, большой и мизинец — руками, два других пальца поджаты). Теперь обведите руку с припуском на объем. Если кукла шьется для малыша, то обводить нужно его ручку. По бумажной выкройке сделайте выкройку из ткани. Ткань должна быть мягкой и достаточно плотной. Подойдет байка, бязь или флиз. Теперь сошьем перчатку и наша основа готова. Сделать голову для куклы можно разными способами. Самый простой — модифицировать старую мягкую игрушку или куклу, пришив ее голову, ладошки, хвост к нашей перчатке-основе. Для этих же целей можно купить дешевые мягкие игрушки и вместе с малышом «оживить» их, превратив в куклы-перчатки. Но есть способ поинтересней, который, кстати, используется и при изготовлении кукол для профессионального кукольного театра.

Пишем сценарий

Выбор постановки во многом определяется возрастом ребенка. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст

сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята – злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем.

Приглашаем в «Творческую мастерскую пальчиковой куклы» (по мотивам сказки «Дюймовочка»)

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию несколько вариантов удивительных мини-кукол. Эти куклы способны всего лишь на пальчике вызвать смех, либо сочувствие. Они очень маленькие, с пальчик, дюйм.

Обращали ли вы внимание, как ваш малыш играет со своими игрушками? Занимаясь с куклами, зверюшками или машинками, ребёнок выступает в роли учителя, доктора, полицейского, пожарного, проговаривая слова и за себя, и за своих подопечных. Ролевые игры очень нравятся детям, поскольку они помогают познавать окружающий мир. Проживая взрослую жизнь «понарошку», малыш приобретает необходимый жизненный опыт, получает навыки общения, совершенствует разговорную речь. Хотите поучаствовать в забавах малыша, помочь ему получить новые знания? Тогда сделайте для ребёнка пальчиковый театр своими руками.

Сегодня мы расскажем о том, как самостоятельно сделать для малыша это увлекательное занятие. Конечно, в наше время нет ничего невозможного, и весь антураж и «актёров» для театра можно купить. Но гораздо интереснее и важнее сделать всё самим.

Делаем ширму

Прежде всего вам необходимо обустроить настоящую театральную сцену с кулисами и декорациями, а говоря проще — сделать ширму. Поскольку пальчиковый театр довольно миниатюрный, подойдёт обычная картонная коробка. Заднюю стенку удалите, а в передней вырежьте окошко — сцену. Коробку задекорируйте по своему усмотрению цветной бумагой, яркими кусочками ткани, фольгой или разрисуйте красками. Не забывайте про занавес. Подойдёт красивый лоскут материи, собранный «на кулиску». Обязательно подключайте к работе ребенка, заинтриговав его предстоящим сюрпризом. Ширму можно сшить из куска ткани и затем натягивать её между двумя стульями или в дверном проёме.

Продумайте, какие спектакли вы будете ставить в первую очередь, и запаситесь необходимым реквизитом. Например, для «Трёх медведей» вам понадобится игрушечная мебель, для «Колобка» — атрибуты леса (деревья и кусты), для «Красной шапочки» — корзинка и т.п. Когда сцена и декорации готовы, можно приступать к изготовлению труппы.

Мастерим кукол для пальчикового театра

Актёры для нашего театра должны быть небольшими и легко надевающимися на палец. Способов изготовления игрушек может быть несколько. Рассмотрим их по порядку

Из солёного теста

Вылепить героев сказок для вашего театра можно из солёного теста. Для его приготовления вам понадобятся:

Все ингредиенты соедините и хорошо вымешайте. Тесто должно быть эластичным и не крошиться. Для прочности можно добавить 2–3 ложки сухого обойного клея. Вылепите из теста всех персонажей. Готовые изделия подсушите в духовке или на солнце. После полного высыхания приступайте к раскрашиванию и декорированию. Красить лучше всего акриловыми красками, а окончательно закрепить работу — лаком. Не забывайте привлекать малыша к изготовлению игрушек, поручив ему лепить более простые экземпляры и раскрашивать их.

Из ткани или пряжи

Пальчиковый театр своими руками. Если вы хоть немного владеете крючком или спицами, то героев будущих спектаклей можно связать из остатков пряжи. Маленькому ребёнку такая технология ещё недоступна, но вы можете поручить карапузу наклеивать куклам глазки из бусинок или бумаги, привязывать хвостики и т. п. Яркие вязаные куклы украсят любую постановку.

Ещё одна замечательная идея — пошить кукол из цветного фетра. Это можно сделать вручную или на швейной машинке. Выкройки персонажей основных сказок можно найти в интернете. Распечатайте их, переведите на ткань, вырезайте и шейте. Не забывайте в готовых игрушках оставлять отверстие для пальца. Глаза, рот и нос можно аккуратно вышить нитками, волосы и шерсть — сделать из пряжи. Вязаные или сшитые игрушки долговечны. Сделанные вами герои смогут кочевать от представления к представлению.

Из бумаги

Для изготовления бумажных артистов вам нужно будет взять:

  • белую или цветную бумагу;

  • ножницы;

  • цветные карандаши, фломастеры или краски;

  • клей ПВА.

Сделать игрушки из бумаги можно по-разному. Например, скачать из интернета шаблоны-схемы, распечатать их и склеить. Или самому нарисовать выкройку, раскрасить будущего персонажа, вырезать и соединить при помощи клея. Если вы знакомы с оригами, то актёров легко сложить из бумажного листа, используя эту технику, а затем раскрасить и приделать необходимые детали. Пальчиковых кукол можно изготовить, используя технику папье-маше, использовав в качестве основы небольшой воздушный шарик.

Единственным минусом бумажных кукол является их недолговечность, они могут прослужить всего один-два спектакля. Но в этом же и их преимущество, поскольку у вас появится повод к каждой новой постановке снова приниматься за работу, совершенствуя мастерство. Тем более что изготовление бумажных кукол вполне по силам и маленькому ребёнку.

Из шариков

Очень интересная идея — делать пальчиковых кукол из шариков для пинг-понга. В шарике прорежьте отверстие для пальца, а затем декорируйте, как вам подсказывает фантазия. Для шерсти животных или волос подойдут кусочки меха или остатки пряжи, глаза и нос — бусины или пуговицы, рот можно нарисовать фломастером. Из лоскутков ткани сшейте для актеров одежду, вставив в верхнюю часть резинку, чтобы закрепить платье на пальце.

Из дерева

Если папа или дедушка владеет токарным делом, можно выточить кукол из дерева. После обработки шлифовальной бумагой артистов нужно будет раскрасить и покрыть лаком. Такие игрушки, вне всякого сомнения, станут украшением вашей труппы.

Работаем над спектаклем

Когда и декорации, и актёры готовы, можно приступать к самому спектаклю. Совсем необязательно инсценировать известную сказку. Вы можете придумать сценарий самостоятельно, разыгрывая, к примеру, конфликтную ситуацию, которая недавно произошла с участием вашего малыша на улице или в магазине. Посмотрев на себя со стороны, посмеявшись вместе с вами над капризным зайкой, ленивой кошечкой или грубияном-мишкой, ребёнок научится критически оценивать своё поведение. Только обязательно придерживайтесь принципа: смеяться не над малышом, а вместе с ним. Вводите в спектакли новых персонажей, переделывайте произведения, пусть концовка сказки окажется для ребёнка неожиданной — лиса не съела колобка, он убежал и поёт весёлую песенку, охотники не застрелили волка, он лихо отплясывает вместе с бабушкой и Красной шапочкой. Малышу нравится, когда всё заканчивается хорошо, это приносит ему положительные эмоции, поднимает настроение. Домашний пальчиковый театр — это средство не только для воспитания карапуза, но и для объединения семьи. Придумывайте роли и для папы, и для бабушки с дедушкой, и для других ребятишек. Обязательно подготовьте музыкальное сопровождение для ваших спектаклей, запишите различные звуки — шум дождя, стук копыт, шорох листьев. Поручая малышу роль, не забывайте, что ребёнок не профессиональный артист и не сможет запомнить большой и сложный текст. Пусть добавляет слова от себя, импровизирует. Это не только помогает развитию речи, но и побуждает кроху фантазировать, стимулирует воображение. Домашний пальчиковый театр — это возможность в игровой форме показать ребёнку наглядные примеры дружбы и взаимовыручки, честности и трудолюбия, доброты и сострадания. Кроме того, театр учит и воспитывает карапуза, развивая у него: эстетические и творческие наклонности; умение мастерить, создавать вещи своими руками; вдохновение и фантазию.

Сейчас предлагаем создать сказочный образ по мотивам сказки «Дюймовочка».hello_html_m6863708f.jpg

Лягушка. Подготовим такие детали: 2 основы, деталь для глаз из белого фетра и ещё два чёрных овала для глаз.

hello_html_4b468dc9.png

Мелкие детали можно приклеивать на фетр. Наносим клей момент на белую деталь и клеим её на переднюю часть. Затем приклеим сверху чёрные глазки. Красными нитками швом «назад иголка» вышиваем рот.

hello_html_m54cd87e1.png

Теперь складываем две части тела и сшиваем, используя петельный шов.

hello_html_1c9cdc1.png

Мышь полевая. Необходим фетр серого цвета.

hello_html_d0aecaa.png

Наконец, вариант создания Дюймовочки и ее принца.

hello_html_ec038fe.png

Куклы, созданные своими руками, вдохновляют не только на творческое созидание и поиск. Это неповторимые эмоции при создании куклы и ожидание представления, игры, сказки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *