Своими руками по развитию речи: Дидактические игры по развитию речи своими руками для дошкольников в ДОУ – Педагогическая разработка » Дидактическое пособие по развитию речи детей младшего возраста»

их роль в речевом развитии дошкольников

Дидактические игры по развитию речи — отличный инструмент, успешно используемый в педагогике для обучения и воспитания детей.

Определение дидактики

Слово “дидактика” переводится с древнегреческого как “обучающий”. Так вот, когда обучение детей проводится в неформальной игровой атмосфере, когда ребенок “учится играючи”, испытывая удовольствие от процесса, — это и урок, и игра, дидактическая игра.

Образное мышление ребенка непосредственно связано с тем, что маленький человек познает мир в игровой форме.

Если вы со своим чадом провели выходной в зоопарке, и на него произвел впечатление орангутанг Буба, то приготовьтесь к тому, что ближайшие несколько дней все члены семьи будут участвовать в игре под названием “Буба в зоопарке”.

Игра как образ жизни, ребенок и орангутанг

Образное мышление помогает ребенку чувствовать красоту окружающего мира, верить в сказку, развивает воображение, творческие способности.

Игра для дошкольника — образ жизни. И если игре придать обучающую направленность, то стопроцентное усвоение материала гарантировано. Вот почему дидактическая игра по развитию речи так активно используется при работе с детьми.

Цель игры

Дидактические игры развивают у ребенка:

  • Познавательные навыки. Ребенок наблюдает, узнает много нового, расширяет уже имеющиеся знания об окружающем мире, живой и неживой природе.
  • Умственные способности. Человек учится думать, выражать свои мысли, строить предложения, рассуждать. А еще — запоминать, сравнивать, оценивать.
  • Речь. Существенно увеличивается словарный запас, улучшается произношение, формируется способность участвовать в диалогах, произносить монологи.
  • Нравственные качества. Ребенок учится помогать, сочувствовать, сдерживать себя, уважать других.
  • Социальную адаптацию. Приобретаются такие навыки, как умение конфликтовать, участвовать в соревновании, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, уступать другим, а также не давать в обиду себя.

Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника

Поэтому, если ваш кроха уже полчаса просит вас поиграть с ним, а у вас на это совершенно нет времени, дайте ему баночку с манной крупой, в которой спрятана фасоль, и попросите его приготовить ужин для питомцев зоопарка. Пока вы варите борщ для папы)).

Ребенок и игра

Виды и примеры дидактических игр для дошкольников

Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные дидактические игры.

Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.

Игры с предметами

1. Волшебный мешочек

Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.

2. Радуга

Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.

Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:

  1. Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
  2. Пазлы.
  3. Лото.
  4. Картинки: найди различия.
  5. Картинки: подбери пару.
  6. Лабиринты.
  7. Конструкторы.

Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.

1. Кукла

Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.

2. Кого нет?

Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.

3. Кубик

Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?

4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.

Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.

Словесные игры что это

Картотека словесных игр

Вот примеры словесных игр, взятых с сайта Социальная сеть работников образования:

Интересные и занимательные дидактические игры помогут развитию связной речи вашего малыша. А еще добавят уверенности в себе, хорошего настроения и чувства коллективизма.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.

Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.

Мишка и шишки

Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).

Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.

Мишки и шишки (стишок)

После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.

Кукольный театр

Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.

Кукольный театр

Магазин Ткани

Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши. Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья. Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные. Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет.

Магазин Ткани

Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.

С мамой наедине

Самое главное, что игры — это общение с маленьким человеком, который с нашей помощью начинает путешествие под названием ”жизнь”. Давайте сделаем его незабываемым, радостным, наполненным живым душевным теплом.

Дидактическое пособие по развитию речи «Игровая полянка»

На полянке, на лесной,

Звуки тут летают.

И садятся на цветы,

Всем нам помогая.

А вдали ползут жуки,

Им домой бы надо.

«Ветерок им помоги!»-

Будут они рады.

Ну а радуга краса,

Разными цветами,

Добавляет красоты

Игровой поляне.

Правила игры.

В пособии «Игровая полянка» представлены различные дидактические игры на развитие фонематического восприятия, автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие воздушной струи, мелкой моторики, формированию сенсорных эталонов, лексико-грамматических конструкций, развитию логического мышления, внимания, памяти.

Игры разработаны для детей с нарушением речи, старшего дошкольного возраста (5-7лет). Данный материал будет полезен учителям-логопедам для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях, воспитателям и родителям в работе с дошкольниками.

 

Цель: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков в словах.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, логическое мышление.

Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах. Развивать мелкую моторику.

Ход игры

Ребёнку предлагается собрать лепестки цветка на заданный звук, затем собрать цветок, прикрепив лепестки к серединке цветка с определённым звуком, различными способами (пришнуровать, пристегнуть пуговицами, прилепить липучкой).

Цель: развитие речевого дыхания.

Задачи: вырабатывать сильную воздушную струю, формировать умение делать правильный и длительный выдох.

Ход игры

Попросить ребёнка помочь насекомым попасть на полянку к своим друзьям. Для этого их необходимо задуть на полянку. Важно следить, чтоб ребёнок не надувал щёки.

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление сенсорных эталонов.

Задачи: укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно – моторную координацию, цвет.

Ход игры

Предложить ребёнку украсить полянку заборчиком из прищепок разного цвета, назвать цвет прищепок.

Цель: закрепление обобщающих понятий.

Задачи: учить группировать предметы методом исключения; активизировать внимание; развивать мышление и речь.

Ход игры:

Ребенок смотрит на картинки, закреплённые в одном ряду, называет предмет, по его мнению, не подходящий к остальным предметам. После правильного ответа ребенок называет обобщающее понятие, к которому относятся оставшиеся изображения, и объясняет, почему это лишний предмет.

Цель: формирование сенсорных эталонов.

Задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур. Закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру. Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её. Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам.

Ход игры:

Детям предлагается выложить геометрические фигуры в определенной последовательности, заданного цвета.

Цель: формирование сенсорных эталонов.
Задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры:

У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на наборное полотно любую фигуру. Второй играющий должен положить фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики.

Задачи: укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно – моторную координацию; закреплять умение различать предметы по форме, цвету и материалу; развивать концентрацию внимания; развивать усидчивость, аккуратность.

Ход игры:

Ребенку предлагается собрать цветок одного цвета или из одного материала (картон, фетр, пористая резина) различными способами (пришнуровать, пристегнуть пуговицами, прилепить липучкой).

Цель: Формирование лексико-грамматических конструкций.

Задачи: закреплять умение согласовывать числительные с существительными, закрепить знания цифр; закрепить умение счёта в пределах 5; закрепить знания цветов, упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры:

В центр цветка помещается серединка с цифрой. Ребёнку предлагается собрать цветок, называя количество предметов, изображённых на лепестке.

Актуальность.

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей чувство удовлетворения, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Это особенно необходимо детям с нарушением речи, у которых недостаточно развиты психические процессы, в том числе речь, при коррекции которой требуются многочисленные повторения материала.

Правила игры представлены в виде книжки-малышки.

Картинки для изготовления пособия взяты из интернет – ресурсов.

Правила игр составлены авторами пособия.

Игра изготовлена из подручных материалов: картонной коробки, самоклею-щейся плёнки, поролона, ниток «травка», цветного фетра, пуговиц, цветной пористой резины, шнурков, ленты «липучки», палочек для шариков.

Авторы составители: Зибницкая Ирина Владимировна, Щербачёва Галина Валерьевна

                                   учителя-логопеды МКДОУ ЦРР — д/сад «501 г.Новосибирск

Статья по развитию речи на тему: Статья «Дидактические игры по развитию речи своими руками»

 Статья «Дидактические игры по развитию речи своими руками»

Игра основной вид деятельности детей , играя ребенок свободно выражает свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Дидактическая игра одна из форм развивающего воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом игра реализует развивающую (которую преследует педагог) и игровую( ради которой действует ребенок) задачи.

Задачи речевых игр:

  • Овладение речью как средством общения
  • Пополнение и расширение активного словаря
  • Развитие связной речи , умение правильно выражать свои мысли
  • Научить  составлять простые предложения и рассказ, опираясь на картинки.
  • Способствовать подготовке обучению в школе: выполнять задания по анализу слов и звуков, закреплять знания букв.

Развивать речь малыша мы можем в самом раннем возрасте , через развитие мелкой моторики. Для этого мы используем различные сенсорные карточки, беря ее в руки малыш называет цвет свои ощущения(шершавая, бархатистая, гладкая). Для малышей постарше делаем карточки из различных материалов, выкладывая цифры и буквы.

Игры с использованием карточек. Почти ко всем лексическим темам собираем карточки с изображением соответствующих предметов . При помощи карточек можно организовать много игр на развитие речи, памяти, внимания например:

«Четвертый лишний», «Кого не стало», «Найди пару», «Чей малыш», «Угадай по описанию,   о чем я думаю», «Собери картинку», «Продолжи ряд».

Для ребят постарше карточки можно использовать  для развития навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха.
Игра «Выбери картинки с нужным звуком»

Задача: сформировать навык у  детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.

Описание. Воспитатель раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук

Игра «Разложи по группам»

Задача: сформировать навык  у  детей выделять начальный звук в слове.

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Описание. Воспитатель раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку.

Игра «Найди звук»

Задача: сформировать навык у детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.

Оборудование: ряды картинок на определенный звук.

Воспитатель говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах».

Игра «Угадай слово»

Задача :закрепить навык выделения начального звука в слове, знание букв, способствовать навыку чтения.

Оборудование: ряды картинок с определенными звуками и карточки с буквами.
Описание. Воспитатель выкладывает перед детьми ряд картинок и просит определить начальный звук в каждом слове. Найти соответствующую букву и выложить эти буквы в том же порядке, что и картинки перед детьми. Затем ребенок , если требуется помощь, то с помощью воспитателя читает получившееся слово. Лучше выкладывать не большие слова из 3-4 букв или имена самих детей, тогда успех гарантирован.

Командные дидактические речевые игры.

Командные игры дают возможность общаться и поддерживать друг друга.

Игра «Кузькин сундучок» 

Оборудование

  • Игровое поле
  • Игровой кубик
  • Фишки для игроков в форме животных помощников Кузьки
  • Карточки с предметами для обозначения групп предметов.
  • Карточки с цифрами
  • Карточки с буквами
  • Карточки со схемами слов
  • Карточки со схемами предложений.
  •  Мешочек
  • Желательно кукла домовёнка  Кузи  и книжка.

Предварительная работа

Перед игрой желательно прочесть или кратко рассказать  сказку про домовенка  Кузьку, познакомить ребят с игрушечным домовенком.

Дети делятся на две команды. Перед детьми выкладывается поле игры и ставятся фишки в виде персонажей сказки. Воспитатель предлагает ребятам помочь Кузьке спасти его волшебный сундучок для этого нужно правильно отвечать на вопросы и по клеточкам добраться до конца пути, передвигая сою фишку. Чтобы сделать один ход (передвинуть свою фишку на одну клеточку), нужно выполнить задание. Игроки из разных команд по очереди бросают кубик и смотрят, что за цифра на нем выпала. Значит, столько слов нужно будет придумать. Какие же это будут слова? Чтобы это определить делаем снова выбор на удачу: для этого либо вытаскиваем карточку с заданием из мешочка .Например, ребенок бросил кубик и на нем выпало 2 точки. Значит, ему надо будет придумать 2 слова (сколько точек – столько слов надо будет придумать). Какие это слова? Чтобы узнать, Достаем карточку с заданиями из мешочка. Что же на нем выпало? Видим – схема слова из 3 слогов. Значит, команде нужно придумать слова из трех слогов. Представитель команды называет два слова (сколько точек выпало ему в игре) из 3 слогов. Например: шоколад, шелуха, шарики. Если он придумывает правильно эти слова – то он передвигается на одну клеточку вперед. Если ошибается или не может придумать – то остается на месте. На игровом кубике нанесены точки,1, 2, 3, а также, как сюрпризный момент, «+» ,«-», «0».Если выпадает «+» переходим на шаг вперед, без вопроса, просто так. Если, «-» переход на шаг назад, а если «0» , то кидаем кубик еще раз. Когда по три человека из команды сделали по своему ходу, воспитатель меняет задание. Придумай предложение с заданным словом. Правила те же, а для слов используем карточки с рисунками. Если в игре были пропуски ходов , то воспитать снова меняет задание Придумай слово на определенную букву. Кидаем кубик, выясняем сколько слов нужно придумать, тянем карточку с буквой –определяем на какую букву будут слова. В ходе игры для ее усложнения можно поменять правила , например, придумай предложение с заданным словом , для этого используются карточки с рисунками различных предметов или придумай предложение с определенным количеством слов. Для этой игры необходимы карточки со схемами предложений или просто цифры.

Игра «Чепуха»

Оборудование – это кубики на гранях 4 кубиков нанесены картинки, с помощью которых нужно составлять предложения и пятый кубик с вопросами , который используется при игре со взрослым или в самостоятельной игре детей умеющих читать.

 Предварительная работа

  • Объяснить значение слова чепуха-ерунда, вздор, небылица.
  • Прочесть стихотворение И. Горбачевой «Чепуха о коте и бегемоте»

Вышел котик из ворот.
Нет, скажу наоборот.

Из ворот выходит кот
Или может бегемот?

Или вместо бегемота
Вышла цапля из болота?

Цапля вышла из болота,
Напугала бегемота!

Нет, стишок мой о котах.
Напишу о них вот так:

Утром вышел из ворот
Полосатый бегемот!

Как? В полоску бегемот?
Нет, опять наоборот!

Полосатый у нас кот,
Спит в болоте бегемот.

Выйдут оба из ворот
Напугают весь народ!

Бестолковая работа,
Мне писать про бегемота!

Потому что Бегемот – 
Это наш любимый кот!

Вот теперь всё на местах:
Кот в полоску и в усах.

Снова напишу: опять
Вышел кот во двор гулять.

Бегемот ушёл в болото,
Цапля встретит бегемота.

Кот по клички Бегемот,
Вышел утром из ворот! Вот!

Вот такая чепуха!
Дети, смейтесь!

Ха-ха-ха!!!

  •  Рассмотреть картинки на гранях кубиков и объяснить правила игры.

Правила  Кубики расставляются по порядку от 1-го до 4-го. На 1-м кубике картинки,  обозначающие предмет (вопрос кто или что?) На 2-м кубике картинки, обозначающие место (вопрос где?). На 3-м кубике картинки , обозначающие время (вопрос когда?). На 4-м кубике картинки, обозначающие действие (вопрос что делали?).Игроки  сидят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает 1-й кубик, выпавшую картинку называет один из игроков и т.д.  до последнего кубика. Когда  названы все кубики,  водящий составляет предложение. Предложение может получиться обычным  или чепуховым. Например, девочка в доме ночью пела песни или лягушка на облаках зимой слушала музыку.

Варианты усложнения.

  • Достать 5-й кубик. Взрослый ведущий наугад выбирает вопрос , написанный на сторонах кубика и предлагает детям пофантазировать.
  • После того, как составили предложение при помощи кубиков, такое же предложение выкладывается карточками на столе, затем составляется следующее предложение и т.д. Все предложения выкладываются карточками на столе , а затем соединяются в общий рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы —  начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.
  • Выложить карточки всех героев перед ребятами. Затем водящий наугад выбирает 1-й кубик и произносит 1-й слог слова, а остальные игроки отгадывают о ком пойдет речь.
  • Выложить карточки всех героев перед ребятами Затем водящий наугад выбирает 1-й кубик и произносит 1-ю букву, а остальные игроки отгадывают о ком пойдет речь.
  • Выложить карточки всех героев перед ребятами Затем водящий наугад выбирает 1-й кубик и называет из какого количества слогов состоит слово и какой звук есть в середине слова.

Итоги.

Играя с детьми в игры, сделанные самостоятельно мы способствуем овладению речью как средством общения, пополняем и расширяем активный словарь, способствуем подготовке к обучению в школе.

Дидактическое пособие своими руками для детского сада по развитию речи, по математике, по временам года с описанием для младшей, средней, старшей группы

На развитие речи детей, внимание, интеллектуальную деятельность, ум, творчество влияет уровень развития мелкой моторики. Это очень важно, так как благодаря этому ребенок способен выполнять множество учебных и бытовых действий. Развить моторику пальчиков у малышей можно, используя изготовленное дидактическое пособие своими руками для детского сада. Другими словами – играя с ребенком. Так развивается внимание, воображение, память, усваивается опыт, вырабатываются привычки, навыки.

Очень просто изготовить такое дидактическое пособие своими руками для детского сада. С описанием некоторых из них можно ознакомиться ниже.

«Хочу все трогать»

Делается такое дидактическое пособие своими руками для детского сада. Средняя группа малышей заинтересуется этой игрой. Она представляет собой 10 тактильных карточек с поверхностями различной структуры и цифрами. С их помощью развивается сенсорное восприятие, умственный потенциал в целом, мелкая моторика, память, дети обучаются счету.

Что понадобится:

  • картон;
  • ножницы;
  • клей;
  • цифры из фетра, бархатной бумаги;
  • различные поверхности.

Использовать можно наждачную бумагу, дерево, кожу, войлок, липучку (колючую часть), ленточки. Тактильные карточки изготавливаются из картона. На каждую наклеивается цифра и фрагмент материала с разными поверхностями. Можно изготовить несколько комплектов, тогда вариаций игры будет больше. Например, найти одинаковые, угадать поверхность на ощупь.

«Разложи в домики камешки»

Сформировать умение различать цвета и правильно называть их поможет следующее изготовленное дидактическое пособие своими руками для детского сада. Младшая группа – целевая аудитория для обучения.

Материалы: камешки, цветной картон, ножницы, клей. Изготавливается четыре коробочки.

Вариации игры:

  • посчитать камешки заданного цвета;
  • разложить их по соответствующим коробочкам.
дидактическое пособие своими руками для детского сада

Польза такого пособия заключается в развитии мелкой моторики, изучении детьми цветов, умении использовать их названия в речи.

«Геоконт»

Можно изготовить еще одно дидактическое пособие своими руками для детского сада. По математике задания можно выполнять с его помощью. Игра представляет собой поле (деревянное) с разноцветными гвоздиками, на которые натягиваются резинки.

Геоконт – это конструктор. На его поле с помощью разноцветных резинок можно делать различные геометрические фигуры, узоры симметричные и несимметричные. Игра развивает познавательные, сенсорные способности детей, память, речь, мелкую моторику, воображение, пространственное мышление, учит согласовывать действия, сравнивать, анализировать. В момент конструирования геометрических фигур у дошкольников задействуются тактильно-осязательный и сенсорный анализаторы, которые способствуют формированию понятия формы, упругости (резиночки растягиваются и возвращаются в исходное положение), погружаются в мир геометрии (узнают, что такое «луч», «прямая», «отрезок», «точка», «угол»).

дидактическое пособие своими руками для детского сада по математике

Геоконт – полезное дидактическое пособие. Своими руками для детского сада для старшей группы его сделать вовсе не сложно. Однако и самым маленьким будет интересно и познавательно натягивать разноцветные резиночки на гвоздики.

«Времена года – куклы»

Дидактическое пособие своими руками для детского сада по временам года можно поручить сделать родителям детей младшего возраста. Оно будет способствовать удержанию внимания, пробудит интерес к играм с куклами.

Для начала необходимо объяснить родителям цель, то, как будут выглядеть все элементы, а также подобрать материалы (вату, ткань, нитки, пуговицы).

Итак, как же сделать такое дидактическое пособие своими руками для детского сада? Основа – четыре куклы, каждая из которых одета в сарафан соответствующего времени года – голубой, зеленый, оранжевый, желтый. На голове у них веночки. Каждая кукла держит корзинку с предметами, что соответствуют временам года. Это могут быть цветочки, кораблики, веточки, сосульки, грибы, фрукты.

дидактическое пособие своими руками для детского сада по временам года

Легко изготовить такое дидактическое пособие своими руками для детского сада. По развитию речи есть много руководств, но это одно из самых эффективных. Также игра «Времена года – куклы» может быть использована в изобразительном искусстве, в театрализованной деятельности детей. Материал применяется в соответствии со временем года.

Необычный, привлекательный вид кукол подталкивает малышей к повторению отдельных слов, словосочетаний, вызывает желание внимательно слушать, что говорит воспитатель. Пособие хорошо использовать в индивидуальных занятиях с детьми. Оно отлично способствует сенсорному развитию, помогает закрепить материал. Воспитатель может использовать кукол для развлечений, как сюрприз на праздниках.

«Солнышко»

Такое дидактическое пособие своими руками для детского сада очень просто изготовить. Материал:

  • разноцветный картон;
  • прищепки;
  • ножницы;
  • маркеры.

Можно вырезать солнышко, ежика, тучку. Прищепки применяются как лучики, колючки, капельки дождя соответственно. Игра помогает развить:

  • моторику пальчиков;
  • мышечную силу;
  • зрительную координацию.
дидактическое пособие своими руками для детского сада с описанием

Все детки с удовольствием будут цеплять и снимать прищепки.

«Паровозик»

Разработайте это наглядное дидактическое пособие своими руками для детского сада. Старшая группа малышей активно будет изучать его на своих занятиях. Находиться пособие должно на видном месте, чтобы дети в любой момент могли к нему подойти, рассмотреть, потрогать, поиграть. «Пассажиры» паровозика меняются каждую неделю. Все зависит от того, какую тему дети изучают. Это могут быть звери, овощи, фрукты, предметы, профессии и т. д.

Пособие позволит закрепить материал, развить любознательность малышей, обогатит их словарный запас, разнообразит игры, поможет развить мышление, будет незаменимым в тренировке памяти, логики.

дидактическое пособие своими руками для детского сада старшая группа

Рассмотрим ход работы с дидактическим пособием на примере.

  1. Сажаем в вагончики паровозика фрукты и один овощ. Задаем детям вопрос: «Что лишнее?»
  2. Малыши должны назвать фрукты-«пассажиры» и обобщить их одним словом.
  3. «Что исчезло?» Игра развивает внимание. Малыш отворачивается, воспитатель убирает один фрукт, ребенок называет его.
  4. Ориентация в пространстве. Спрашиваем у ребенка, какой фрукт едет за грушей, а какой перед бананом, позади яблока, между апельсином и киви.
  5. «Математика». Необходимо назвать «пассажира» второго вагона, последнего, первого. Посадить яблоко в пятый, а сливу в седьмой. Назвать, сколько всего вагонов.
  6. Воспитатель описывает какой-либо фрукт, не называя его. Ребенок отгадывает. Потом наоборот.
  7. «Какой сок можно сделать из яблока?» Учимся образовывать прилагательные.
  8. Изучаем цвета. Воспитатель просит ребенка в вагончик посадить исключительно красные фрукты.

«Сухой аквариум»

Данное изготовленное дидактическое пособие своими руками для детского сада по развитию речи представляет собой набор разноцветных помпонов, которые собраны в коробку или пластмассовый тазик. Такая игра нормализует тонус мышц, стимулирует тактильные ощущения, развивает воображение, речь, учит различать цвета.

дидактическое пособие своими руками для детского сада по развитию речи

Ребенок запускает в аквариум ручки, перебирает шарики, выкладывает их, кладет обратно, сжимает и разжимает кисти. Ценность заключается в том, что нет страха что-либо сломать. Можно положить на дно емкости игрушки и попросить ребенка их найти и достать.

«Найди домик для яичка»

Это дидактическое пособие, своими руками для детского сада изготовленное, поможет воспитателю:

  • научить ребенка различать, называть правильно цвета;
  • формировать умение совмещать яичко и ячейку;
  • развивать моторику;
  • действовать последовательно.

Для его изготовления используется бумажный контейнер, ячейки которого раскрашиваются, и разноцветные капсулы от киндер-сюрпризов. Получается очень красочное, яркое пособие.

дидактическое пособие своими руками для детского сада младшая группа

Играя, дети учатся находить одинаковые яйца и соответствующие им ячейки, считать, раскладывать предметы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *