Урок 8. условные знаки. масштаб — География — 5 класс
География, 5 класс
Урок 08. Условные знаки. Масштаб.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению условных знаков и знакомству с различными видами изображений земной поверхности.
Ключевые слова
Условные знаки, Масштаб
Тезаурус
Масштаб – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.
Условные знаки — это символы, обозначающие на планах и картах различные объекты.
Легенда – изображение всех условных знаков, которые использованы на данной карте или плане, с объяснением их значений.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Условные знаки – графические символы, с помощью которых обозначают различные объекты.
Для географов таким языком является язык карты. Знаки и обозначения на ней поймет и ученый, и геолог, и военный любой страны. Этот язык помогает создавать планы местности, карты, ориентироваться на любой территории. Без знания условных знаков нельзя понять изображение местности.
На уроке мы узнали для чего нужны условные знаки и масштаб. Условные знаки и масштаб необходимы, чтобы правильно читать план и карту и представлять изображённую на них территорию в реальных размерах.
Масштаб плана или карты — величина, показывающая, во сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности. Различают три вида масштаба: численный, именованный и линейный. Масштаб, записанный в виде отношения (1:5000), называется численным. Этот же масштаб можно выразить словами: в 1 см 50 м. Такой масштаб называется именованным. Для измерения расстояний на плане или карте удобно пользоваться линейным масштабом, изображенным в виде прямой линии, разделённой на сантиметры.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Подчеркивания элементов;
Текст вопроса: Подчеркните, что обязательно указывают на плане?
Варианты ответов:
1. Масштаб
2. Направление ветра
3. Стороны горизонта
4. Названия растений
Правильный вариант ответа:
1. Масштаб
2. Направление ветра
3. Стороны горизонта
4. Названия растений
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Восстановление последовательности элементов вертикальное
Текст вопроса: Разместите последовательно этапы составления плана участка.
Варианты ответов:
А) Изобразите объекты условными знаками, подпишите заголовок плана
Б) Зафиксируйте визирной линейкой направления на выбранные объекты, не поворачивая планшет. Прочертите лучи направлений
В) Подготовьте планшет
Г) Определите шагами расстояние до объектов. Выберите масштаб плана в зависимости от расстояния. Отложите расстояния в масштабе по лучам направлений
Д) Выберите на местности точку полюса и отметьте её на планшете. Сориентируйте планшет и отметьте на нём стрелкой направления на север и юг
Е) Выберите на местности объекты вокруг точки полюса, которые будут изображены на плане
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
В) Подготовьте планшет
Д) Выберите на местности точку полюса и отметьте её на планшете. Сориентируйте планшет и отметьте на нём стрелкой направления на север и юг
Е) Выберите на местности объекты вокруг точки полюса, которые будут изображены на плане
Б) Зафиксируйте визирной линейкой направления на выбранные объекты, не поворачивая планшет. Прочертите лучи направлений
Г) Определите шагами расстояние до объектов. Выберите масштаб плана в зависимости от расстояния. Отложите расстояния в масштабе по лучам направлений
А) Изобразите объекты условными знаками, подпишите заголовок плана
Конспект занятия «Простейшие условные знаки»
Тема занятия: Простейшие условные знаки.
Предметные.
Метапредметные.
1.Развивать познавательный интерес к предмету и творческие способности учащихся.
2.Развивать способности к самостоятельному анализу информации и ее преобразованию.
Формируемые УУД.
Личностные.
1.Развитие мотивации к изучению основ туризма.
2.Умение определять границы собственного знания и «незнания».
3.Ориентация на выполнение морально-нравственных норм.
4.Формирование способности к самооценке и коррекции своей деятельности.
1. Уметь работать с текстом, выделять в нем необходимую информацию.
2. Анализировать и оценивать информацию и делать обобщающие выводы.
3.Уметь использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Коммуникативные.
1.Формировать умение строить продуктивное сотрудничество в группе в общении и совместной деятельности.
2.Развивать коммуникативные способности: умение слушать, участвовать в обсуждении проблемы и принятии решений.
3.Оформлять свои мысли и идеи в письменной и устной форме.
1. Выявление проблемы и определение способов ее решения.
2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
2. Составлять план действий при выполнении работы.
3.Осуществлять контроль, коррекцию и самооценку своей деятельности.
Ход урокаМотивация учащихся
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.
— Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?
— Тогда начнем наше занятие.
— А занятие у нас непростое. Мы сегодня отправляемся в путешествие. Нам прислали письмо. Вот оно. Нас приглашают в гости и предлагают добраться вот по этой карте.
— Путь наш лежит туда, где жили герои произведений Э.Успенского: пес Шарик, кот Матроскин, почтальон Печкин и дядя Федор.
— Догадались, куда мы отправляемся?
— Молодцы! В Простоквашино!
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Содержание урока
— Но для того, чтобы отправиться в путешествие мы должны вспомнить понятия, изученные раннее.
Работать будете в парах.
Тест (Приложение 1)
1)Зачем человек путешествует?
Чтобы убить время.
Чтобы познать окружающий мир.
Чтобы показать себя.
2)Чтобы вернуться из путешествия домой надо запомнить:
Время.
Ориентиры.
Адрес.
3)Как называется местность, которую мы видим вокруг себя?
4)Как называется прибор для определения сторон горизонта?
Барометр.
Термометр.
Компас.
5)Что такое масштаб?
Число.
Размер.
Знак.
6)Что такое изображение предмета сверху?
Рисунок.
Чертеж.
План.
— Сверьте свои ответы с ответами на доске.
— Молодцы! Справились.
— Отправляемся в путь .
— Закройте глаза и представьте, что вы можете видеть из окна электрички.
Объяснение нового материала.
— Итак, вот станция. Мы приехали.
— Скажите, вы могли бы на бумаге изобразить местность, которую вы видели?
(Предполагаемые ответы учеников: да).
— Как бы вы это сделали? (Предполагаемые ответы учеников: нарисовали)
— А можно ли по вашему рисунку точно определить расстояние между объектами?
— А как вы думаете, что для этого нужно?
— Нужно составить план местности
— Что такое план местности?
Так вот план местности — это вид сверху небольшого участка, на котором изображены объекты с помощью условных знаков, а расстояние между ними выражают при помощи масштаба.
— Смотрите, а в нашем письме тоже есть условные знаки и расстояние между объектами выражено при помощи масштаба.
— Так что же это такое?
(Предполагаемые ответы учеников: план местности)
— Условные знаки плана местности мы будем называть топографическими знаками.
— Так куда же нам двигаться дальше?
— Чтобы узнать, нам надо разобраться с условными знаками на плане и определить в каком направлении двигаться.
— Для этого в письме наши друзья предлагают нам отгадать загадки.
Начинается с порога
Даже дальняя :
(дорога).
Он зелёный, много в нем чудес.
Все понятно, ведь это же :
(лес)
Голубая карета — едет все лето.
Зима настает — : встает.
(река)
Это кладезь разных знаний,
Это вам не «кока-кола!»
Это старт для всех призваний,
А короче это :
(школа)
В земле живет
И бежит, и бьёт
Чистый да свежий —
И никто в земле сырой
Его не удержит.
(родник)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(болото, озеро)
— Рассмотрите топографические знаки на нашем плане местности и назовите их.
— И куда же нам двигаться дальше? (Ответы учеников).
— Правильно. Мы пойдем по дороге, через смешанный лес. По грунтовой дороге дойдем до реки, перейдем реку по мосту, пройдем по лугу, обогнем фруктовый сад и тут на берегу озера, у дома нас встретит дядя Федор.
— Так что же нужно для того, чтобы составить план небольшого участка местности? (Ответы учеников).
Физ.минутка
Чтобы с планом разобраться,
Нужно дружно поразмяться.
Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево, вправо наклоняйтесь.
Север, запад, восток, юг
— Выпрямляйся, милый друг.
А теперь рывки руками:
Раз, два, три, четыре,
Открывайте руки шире.
Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!
Смотрим вниз,
По сторонам…
Сядьте тихо.
Приступаем…
Строить необычный план!
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайды 10-17
Слайд 18
Проверка и оценивание ЗУНКов
Практическая работа.
— Итак, вы познакомились с планом местности, с условными обозначениями на нем. Тогда в путь.
— Ребята, а как вы думаете, как пес Шарик, кот Матроскин и дядя Федор проводят свои каникулы? (По предложенному плану местности д.Простоквашино ученики составляю устный рассказ).
— При составлении рассказа по плану местности, что вам помогло? (Предполагаемые ответы учеников: условные обозначения).
— Получили ли вы информацию из данного плана? (Предполагаемые ответы учеников: да).
— Ура мы добрались. А вот нас встречают пес Шарик, кот Матроскин и дядя Федор.
— Чем рисунок отличается от плана местности? (ответы учеников).
Задание. Дан план местности. Сделайте её рисунок.
Слайд 19
Слайд 20
Рефлексия деятельности на занятии
Итог занятия .
— И вот мы вернули домой.
— Что же мы узнали нового, путешествуя?
— Как вы думаете, эти знания нам нужны? Для чего?
Работа в группах.
Вам снова пришло письмо. Почтальон Печкин собрался в гости к дяде Федору. Он просит нас помочь ему добраться до места назначения. Для этого в письме нужно заменить подчеркнутые объекты условными знаками. (Приложение 2)
Иди по дороге, через смешанный лес. По грунтовой дороге дойдешь до реки, перейди реку по мосту, пройди по лугу, обогни фруктовый сад и тут на берегу озера, у дома тебя встретит дядя Федор.
— Все справились с заданием?
— Вам понравилось путешествие? (Презентация к уроку, слайд 23).
— Используя смайлики, оцените ваше участие в работе на занятии. На опорном листе познакомьтесь с критериями самооценки. Если вы сомневаетесь, посоветуйтесь с товарищами в группе.
(Приложение №3)
— А теперь нам предстоит выбрать лучшую группу, ребята которой были активны, давали верные ответы и толковые предложения. Для них у меня подарок.
(Дети обсуждают и выбирают лучшую группу; учитель дарит им веселые смайлики).
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение №1.
2)Чтобы вернуться из путешествия домой надо запомнить:
3)Как называется местность, которую мы видим вокруг себя?
4)Как называется прибор для определения сторон горизонта?
Приложение №2.
Задание: Заменить в письме подчеркнутые объекты условными знаками.
Иди по дороге, через смешанный лес. По грунтовой дороге дойдешь до реки, перейди реку по мосту, пройди по лугу, обогни фруктовый сад и тут на берегу озера, у дома тебя встретит дядя Федор.
(Знаки сделаны на бумаге с клеющей основой и вложены в конверты)
Приложение № 3.
Самооценка деятельности.
Используя смайлик, оцените свою работу на занятии:
Таблица самооценки.
Активный участник, однако, допускающий неточности при выполнении задания.
Участник, показавший не достаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности.
Материал по технологии (5 класс) по теме: Условные и графические обозначения
Технология 5 – 7 классы
Слайд 1
Тема урока: Условные и графические обозначения на уроках технологии.
Слайд 2
Цели урока: — познакомить с системой знаков безопасности, с условными обозначениями инструментов и операций по обработке металла и древесины;
— совершенствовать навыки чтения технологических карт;
Оборудование: компьютер, проектор, примеры графических изображений,
Ход урока:
Слайд 3
І. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:
— Для того чтобы изготовить какую-либо деталь, необходимо сделать графическую документацию.
— Что относится к графической документации?
— Дайте определения технического рисунка, эскиза, чертежа.
— Что называется масштабом?
— Назовите виды масштабов.
Слайд 4
ІІ. Обобщение
— определение технического рисунка, эскиза, чертежа, масштаб, виды масштаба.
ІІ. Изложение нового материала.
- Иллюстративный рассказ
— При выполнении различных операций по обработке древесины и металла необходимо обеспечивать безопасность их выполнения. Решению этой проблемы помогают знаки безопасности. На этом уроке мы научимся правильно ориентироваться в системе знаков безопасности. ГОСТом выбраны четыре цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный. Каждый из них по-своему влияет на психику человека, его ощущения. Красный действует возбуждающе, напоминая об огне, крови, поэтому его используют для привлечения внимания к непосредственной опасности. Жёлтый способствует сосредоточению внимания и применяется как сигнал предупреждения возможной опасности. В сочетании с чёрным цветом он наиболее заметен на расстоянии. Синий ассоциируется с покоем, прохладой и используется для передачи производственной информации. Зелёный применяется для обозначения безопасных условий для человека.
Слайд 5 Запрещающие знаки представляют собой круг красного цвета с символическим изображением на нем объекта чёрного и белого цветов.
Слайд 6
- Не держать заготовку руками! При сверлении на станках запрещено удерживать заготовку руками. Необходимо использовать тиски или специальные прижимы.
- Не работать неисправным инструментом! Нельзя использовать фрезы, свёрла, резцы и другие режущие инструменты с трещинами, сколами зубьев и прочими дефектами.
Слайд 7
- Не работать в рукавицах! При сверлении на станках запрещено работать в рукавицах и с забинтованными пальцами рук.
- Не замерять вращающуюся деталь! Запрещено производить замеры обрабатываемой детали при работающем станке.
Слайд 8
- Не пользоваться неисправной электроарматурой! Включать в сеть электроприборы с неисправными вилками, выключателями, шнурами категорически запрещается.
- Не прикасаться к оголённым проводам! Вы должны усвоить правило: нельзя прикасаться к оголённым проводам вне зависимости от того, находятся они под напряжением или нет.
Слайд 9
- Не оставлять электронагревательные приборы включенными!
Слайд 10 Предупреждающие знаки представляют собой равносторонний треугольник желтого цвета с символическим изображением чёрного и красного цветов.
Слайд 11
- Следите за исправностью инструмента! Во избежание травмы категорически запрещается работать неисправным инструментом.
- Осторожно с режущим инструментом! При работе с любым режущим инструментом надо строго руководствоваться правилами пользования им: он должен быть хорошо заточен, налажен и использоваться строго по назначению. Режьте только от себя.
Слайд 12
- Надёжно закрепляйте сверло в патроне! Закрепление сверла надо производить только при помощи специального ключа.
- Надёжно закрепляйте резец! При обработке металлов на токарном станке резец должен быть прочно закреплён.
Слайд 13
- Берегите руки при пилении! При пилении древесины нужно пользоваться упорами и направителями во избежание травмирования пальцев рук.
Слайд 14 Предписывающие знаки представляют собой круг синего цвета с изображением на нем символа белого цвета.
Слайд 15
- Убирайте стружки и опилки щёткой – сметкой! Уборка стружек и опилок руками или сдуванием может привести к травмам рук, органов дыхания и т.д.
Слайд 16
- Работайте в рукавицах! Работы, при которых возможны травмы рук (резание жести, проволоки), производятся только в рукавицах.
- Работайте в защитных очках! При малейшей возможности травмы лица и глаз обязательно применение защитных очков (точение на станках, сверление, термообработка и др.)
Слайд 17
- Работай в спецодежде! Все работы, которые вы выполняете в мастерской, можно проводить только при наличии спецодежды (фартук, халат).
- Работайте в головном уборе! Для работы на станках надо спрятать волосы под берет.
— В нашей мастерской для лучшего восприятия и запоминания многие знаки выполнены на дверях. Слайды 18 — 21
- Работа по рассмотрению технологических карт.
Слайды 22 — 41
— Для изготовления изделий используются технологические карты. С условными обозначениями инструментов и операций по обработке материалов мы познакомимся из приведённой таблицы.
Слайды 42 — 53
— Все карты построены по единой схеме. Вначале даётся изображение готового изделия, спецификация и краткие сведения и функции (Ф), конструкция (К), технологии (Т) и отделка данного объекта труда или эстетика (Э). Далее приводятся сведения о последовательности изготовления деталей в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении той или иной операции.
№ | наименование | Кол-во | материал | Размеры, мм |
1 2 3 4 | Основание Скоба Шуруп Шлифовальная шкурка | 1 1 2 1 | Древесина Сталь Сталь Сталь | 25 50 110 1 40 80 Ø 3 15 50 240 |
| Шлифовальная колодка предназначена для зачистки и шлифования поверхности изделия или деталей из различных материалов |
Основание шлифовальной колодки – однодетальное изделие. Шлифовальная шкурка крепится к основанию с помощью металлической скобы и двух шурупов. Конфигурация основания шлифовальной колодки может быть различной | |
Примерное время на изготовление изделия одним учеником – 4 часа | |
Поверхность изделия покрывают лаком или краской | |
ІІІ. Практическая работа. Слайд 54
Чтение технологических карт.
1. Внимательно изучите чертёж детали.
2. Пользуясь таблицей, прочитайте технологическую карту и ответьте на вопросы:
1. Как называется изделие и его назначение.
2. Из какого количества деталей состоит изделие, можно ли изменить её форму?
3. Сколько времени потребуется на изготовление изделия?
4. Какие инструменты и приспособления необходимы?
5. Какова последовательность действий при выполнении операций?
6. Какой вид отделки можно использовать для данного изделия и почему?
7. Какие правила безопасности труда необходимо соблюдать при выполнении этих операций?
5 класс – технологическая карта на изготовление приспособления для распиливания
6 класс — технологическая карта на изготовление скалки
7 класс — технологическая карта на изготовление кегли
ІV. Подведение итогов урока
— Назовите виды знаков безопасности.
— Назовете цвет и форму запрещающих, предписывающих и предупреждающих знаков
2. Опрос по условным обозначениям инструментов и операций.
V. Выставление оценок
Условные обозначения погоды| Окружающий мир| 3 класс
Наблюдать за погодой мы начали еще с первого класса. Теперь задание тоже: в течении одной недели каждого месяца заполнять календарь погоды| Условные обозначения были даны в рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс, в 3 классе считается, что ученики помнят с прошлого года. На деле это не всегда так.
Освежить в памяти условные знаки для обозначения погоды поможет эта табличка:
Условные знаки погоды
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Условные обозначения
Карты 2ГИС максимально подробны, благодаря чему вам будет легко сопоставить картинку на экране с реальной местностью и понять, что где находится. Чтобы обеспечить полноту и достоверность карт, в каждом из городов постоянно работают полевые бригады картографов.
Любой объект на картах 2ГИС можно кликнуть и получить по нему подробную информацию. Например, по клику на здание вы увидите его точный адрес, почтовый индекс, этажность и какие организации в нём находятся. А по клику на остановку транспорта — узнаете, как она называется и какие маршруты через неё проходят.
Мы знаем не только официальные названия объектов и мест, но и тысячи «народных» — например, «Хитровка» в Москве, «пять углов» в Санкт-Петербурге, «тёщин язык» в Новосибирске или «домино» в Екатеринбурге.
Здания
Городские территории
Транспортная сеть
Детали городской застройки
- Фонтаны
- Киоски
- Заборы
- Достопримечательности (памятники, мемориальные таблички, скульптуры, памятники архитектуры, памятники природы и др.)
Административные границы
- Населённые пункты
- Районы и микрорайоны
Дополнительные слои
- Для ряда городов доступны дополнительные информационные слои — стоимость бизнес-ланчей, точки доступа к WiFi и многое другое.