Умение ребенком различать твердые и мягкие согласные звуки в словах, является один из важных составляющих элементов фонетического разбора слова. Приобретя этот навык, дети начинают грамотно писать слова, перестают делать пропуски букв в словах. Для начала необходимо убедиться в наличии четких знаний ребенком русского алфавита. Умении различать гласные буквы в алфавите и их графический образ : А, Е, Ё, У, И, О, Ы, Э, Ю, Я (10). Количество и графический образ согласных букв: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц , Ч, Ш, Щ (21) Ь, Ъ — знаки, которые не являются ни гласными, ни согласными буквами, Овладев этими навыками, учимся различать твердые и мягкие согласные звуки. Необходимо запомнить, что [Ц], [Ж], [Ш] — всегда твердые а [Ч,], [Щ,], [Й,] — всегда мягкие. Во всех остальных случаях, гласные : Например, ГЛОБУС [Г] — твердый звук, обозначается синим цветом; [Л] — твердый звук, так как после него стоит гласный звук А, [О] — гласный звук, обозначаем его красным цветом; [Б] — твердый звук, так как после него стоит гласный звук У, [У] — гласный звук, обозначаем его красным цветом; [С] — твердый звук, обозначаем его синим цветом. гласные: Е, Ё, И, Ю, Я Например, СНЕГИРЬ [С] — твердый звук,обозначается синим цветом; [Н] — мягкий звук, так как после него стоит гласный звук Е, [Е] — гласный звук, обозначаем его красным цветом; [Г] — мягкий звук, так как после него стоит гласный звук И, [И] — гласный звук, обозначаем его красным цветом; [Р] — мягкий звук, обозначаем его зеленым цветом, так как после него Ь — знак, который не являются ни гласной, ни согласным буквой, |
Маркировка кабеля — Википедия
Маркиро́вка ка́беля — нанесение на кабель цветовой разметки, условных знаков (надписей), бирок и этикеток, а также специальных электронных маркеров. Маркировка сообщает о свойствах данного кабеля, позволяет однозначно идентифицировать его среди других кабелей или обнаружить место его залегания.
- заводская маркировка — цветовая, буквенная или другая маркировка, наносимая на заводе-изготовителе.
- маркировка кабельных окончаний — маркировка, наносимая на окончания кабельных линий, в виде условных знаков (надписей), бирок и этикеток в процессе прокладки или подключения кабелей, например, к кроссу (в телефонии)
- электронный маркер — используется для обозначения трасс инженерных коммуникаций (телекоммуникационных или силовых кабелей, трубопроводов и т. п.).
Заводская маркировка — система буквенно-цифровых (реже символьных) обозначений, позволяющая определить характеристики кабеля, область его применения и прочую информацию, необходимую для грамотного и полноценного использования кабеля, наносимая на тару на которой доставляется кабель (коробки, барабаны и пр.) а также непосредственно на внешнюю сторону изоляции кабеля с целью облегчения его идентификации на месте. Как правило, данная система разрабатывается техническо-конструкторской службой (технический директорат, отдел главного конструктора, отдел главного технолога) на заводах выпускающих кабель, определенным образом стандартизируется и в последующем становится широкодоступной продавцам и конечным потребителям кабельно-проводниковой продукции.
Силовой кабель[править | править код]
Маркировка европейских кабелей
- har (harmonized) — продукция стандартизирована
- цифры 03, 05 или 07 — рабочее напряжение, соответственно 300/300, 300/500 или 450/750
- буквы v или r — тип изоляции, соответственно ПВХП или резина
- буквы U, R, K, F — тип проводника, соответственно: цельный, многопроволочный, гибкий для стационарной проводки, гибкий.
Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям в России[править | править код]
5 Идентификация посредством цветов
5.1 Общие положения
Для идентификации проводников применяют чёрный, коричневый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, светло-синий (именуемый далее синим), фиолетовый, серый, белый, розовый, бирюзовый цвета.
Примечание — Перечень цветов и их буквенный код приведены в ГОСТ 28763.
Цветовая идентификация должна быть выполнена на концах и желательно по всей длине проводника или посредством цвета изоляции, или посредством цветных меток, за исключением неизолированных проводников, где цветовая идентификация должна быть выполнена на концах и в точках соединений.
5.2.1 Разрешенные цвета
Для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности жёлтый и зелёный цвета. Жёлтый и зелёный цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.
5.2.2 Нейтральный и средний проводники
Нейтральный и средний проводники следует идентифицировать синим цветом. Синий цвет не должен быть использован для идентификации никакого другого проводника, кроме заземленного линейного проводника. Если применяют идентификацию посредством цвета, неизолированные проводники, используемые в качестве нейтрального или среднего проводников, должны быть или окрашены посредством синей полосы шириной от 15 до 100 мм в каждом устройстве или оболочке и каждом доступном месте, или окрашены синим цветом по всей их длине.
5.2.3 Фазные проводники в электрических цепях переменного тока
Для фазных проводников предпочтительными цветами являются чёрный, коричневый и серый.
Для фазного проводника однофазной электрической цепи, питающейся непосредственно от однофазного источника питания, предпочтительным цветом является коричневый. В том случае, если однофазная электрическая цепь является ответвлением от трехфазной электрической цепи, цветовая идентификация фазного проводника однофазной электрической цепи должна совпадать с цветовой идентификацией того фазного проводника трехфазной электрической цепи, с которым он имеет электрическое соединение.
5.3.2 Защитные проводники
Защитные проводники должны быть идентифицированы посредством двухцветной желто-зеленой комбинации.
Комбинация жёлтого и зелёного цветов предназначена только для идентификации защитного проводника.
Желто-зеленая цветовая комбинация должна быть такой, чтобы на любых 15 мм длины проводника, где применяют цветовое обозначение, один из этих цветов покрывал не менее 30 % и не более 70 % поверхности проводника, а другой цвет покрывал остаток этой поверхности.
Если неизолированные проводники, используемые в качестве защитных проводников, поставляют с окраской, они должны быть окрашены в желто-зеленый цвет или по всей длине каждого проводника, или в каждом отсеке или блоке, или в каждом доступном месте. Если для цветовой идентификации используют липкую ленту, то должна быть применена только двухцветная желто-зеленая лента.
Примечание 3 — В тех случаях, когда защитный проводник может быть легко идентифицирован посредством его формы, конструкции или положения, например концентрическая жила, допускается не выполнять цветовое обозначение по всей его длине, однако концы или доступные места должны быть идентифицированы графическим символом или желто-зеленой двухцветной комбинацией, или буквенно-цифровым обозначением «РЕ».
5.3.3 PEN-проводники
PEN-проводники, когда они изолированы, должны быть маркированы посредством одного из следующих способов:
желто-зеленым цветом по всей их длине и, кроме того, метками синего цвета на их концах и в точках соединений;
синим цветом по всей их длине и, кроме того, метками желто-зеленого цвета на их концах и в точках соединений.
— ГОСТ Р 50462-2009 (МЭК 60446:2007) БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИНЦИПЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ИНТЕРФЕЙСА «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА», ВЫПОЛНЕНИЕ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ — Идентификация проводников посредством цветов и буквенно-цифровых обозначений
Телекоммуникационный кабель[править | править код]
В зависимости от области применения кабелей (телефония, сети передачи данных, электронно-вычислительная аппаратура) цветовая маркировка кабелей, использующихся для одних и тех же целей (например, вторичное электропитание) может отличаться.
Буквенная маркировка телекоммуникационных кабелей производится только на внешней оболочке многожильных кабелей (и то не всегда).
Цветовая кодировка оболочки[править | править код]
Витая пара категории 6 (у каждой пары свой цвет, второй провод в паре двухцветный: второй цвет — белый) 25-жильный кабель с двухцветной схемой кодировкиМногие стандарты определяют цветовое соответствие покрытия функциональному назначению кабеля, провода или отдельной жилы. Некоторые стандарты являются узкоспециализированными, некоторые стандартизированы международными метрологическими организациями и рекомендуются к повсеместному использованию.
Маркировка жил в 25-парном кабелеЦвет | Стандарт | |||
---|---|---|---|---|
Русск. | Англ. | DIN 47002 | DIN IEC 757-83 (CENELEC-HD 457) ГОСТ 28763-90 | ГОСТ 28763-90 |
Чёрный | Black | sw | BK | Ч |
Коричневый | Brown | br | BN | КЧ |
Красный | Red | rt | RD | К |
Оранжевый | Orange | or | OG | Ж |
Жёлтый | Yellow | ge | YE | Ж |
Зелёный | Green | gn | GN | З |
Синий (голубой) | Blue | bl | BU | С |
Фиолетовый | Violet | vi | VT | Ч |
Серый | Grey | gr | GY | Б |
Белый | White | ws | WH | Б |
Розовый | Pink | rs | PK | К |
Бирюзовый | Turquoise | tk | TQ | БЗ |
Золотой | Gold | — | GD | ЗЛ |
Зелёно-желтый | Green-Yellow | gnge | GNYE | ЗЖ |
Серебристый | Silver | — | SR | СР |
DIN[править | править код]
Цветовой код жил в кабеле с повторением цветов после позиции № 45[править | править код]
Составлен согласно DIN 47100. Маркировка жил и цветов изоляционного покрытия выполняется в соответствии с DIN 47002 и DIN IEC 304 (в соответствии с согласования документа HD 402 S2). Для улучшения идентификации, а также по соображениям безопасности, в качестве основного цвета выбран более яркий цвет, в качестве второго цвета выбран более темный цвет. Сочетание цветов состоит из 10 основных цветов.
Четырехжильный кабель является исключением и характеризуется использованием последовательности белого, жёлтого, коричневого, зелёного цветов.
Цветовой код жил в кабеле без повторения цветов после позиции № 45[править | править код]
Номер пары | Цвет пары | Номер пары | Цвет пары | Номер пары | Цвет пары | Номер пары | Цвет пары | Номер пары | Цвет пары |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Белый | 2 | Коричневый | 3 | Зелёный | 4 | Жёлтый | 5 | Серый |
6 | Розовый | 7 | Синий | 8 | Красный | 9 | Черный | 10 | Фиолетовый |
11 | Серый-розовый | 12 | Красный-синий | 13 | Белый-зелёный | 14 | Коричневый-зелёный | 15 | Белый-жёлтый |
16 | Жёлтый-коричневый | 17 | Белый-серый | 18 | Серый-коричневый | 19 | Белый-розовый | 20 | Розовый-коричневый |
21 | Белый-синий | 22 | Коричневый-синий | 23 | Белый-красный | 24 | Коричневый-красный | 25 | Белый-чёрный |
26 | Коричневый-чёрный | 27 | Серый-зелёный | 28 | Желтый-серый | 29 | Розовый-зелёный | 30 | Желтый-розовый |
31 | Зелёный-синий | 32 | Жёлтый-синий | 33 | Зелёный-красный | 34 | Жёлтый-красный | 35 | Зелёный-чёрный |
36 | Жёлтый-чёрный | 37 | Серый-синий | 38 | Розовый-синий | 39 | Серый-красный | 40 | Розовый-красный |
41 | Серый-чёрный | 42 | Розовый-чёрный | 43 | Синий-чёрный | 44 | Красный-чёрный | 45 | Белый-коричневый-чёрный !!! |
46 | Жёлтый-зелёный-чёрный | 47 | Серый-розовый-чёрный | 48 | Синий-красный-чёрный | 49 | Белый-зелёный-чёрный | 50 | Зелёный-коричневый-чёрный |
51 | Белый-жёлтый-чёрный | 52 | Белый-коричневый-чёрный !!! | 53 | Белый-серый-чёрный | 54 | Серый-коричневый-чёрный | 55 | Белый-розовый-чёрный |
56 | Розовый-коричневый-чёрный | 57 | Белый-синий-чёрный | 58 | Коричневый-синий-чёрный | 59 | Белый-красный-чёрный | 60 | Коричневый-красный-чёрный |
61 | Чёрный-белый |
Цветовой код витой пары с повторением цветов[править | править код]
Цвет (или сочетание цветов) пар производится в соответствии с нижеприведённой таблицей. Начиная с позиции № 11, маркировка осуществляется с помощью одного (далее двух) цветных колец, с кольцом шириной от 2 до 10 мм. Расстояние между кольцами приблизительно 7 мм.
Номер пары | Цвет пары | |||
---|---|---|---|---|
Первый цвет | Второй цвет | |||
1 | 23 | 45 | Белый | Коричневый |
2 | 24 | 46 | Зелёный | Жёлтый |
3 | 25 | 47 | Серый | Розовый |
4 | 26 | 48 | Синий | Красный |
5 | 27 | 49 | Черный | Фиолетовый |
6 | 28 | 50 | Серый-розовый | Красный-синий |
7 | 29 | 51 | Белый-зелёный | Коричневый-зелёный |
8 | 30 | 52 | Белый-жёлтый | Желтый-коричневый |
9 | 31 | 53 | Белый-серый | Серый-коричневый |
10 | 32 | 54 | Белый-розовый | Розовый-коричневый |
11 | 33 | 55 | Белый-синий | Коричневый-синий |
12 | 34 | 56 | Белый-красный | Коричневый-красный |
13 | 35 | 57 | Белый-чёрный | Коричневый-чёрный |
14 | 36 | 58 | Серый-зелёный | Желтый-серый |
15 | 37 | 59 | Розовый-зелёный | Желтый-розовый |
16 | 38 | 60 | Зелёный-синий | Жёлтый-синий |
17 | 39 | 61 | Зелёный-красный | Жёлтый-красный |
18 | 40 | Зелёный-чёрный | Жёлтый-чёрный | |
19 | 41 | Серый-синий | Розовый-синий | |
20 | 42 | Серый-красный | Розовый-красный | |
21 | 43 | Серый-чёрный | Розовый-чёрный | |
22 | 44 | Синий-чёрный | Красный-чёрный |
Цветовая кодировка TKD[править | править код]
Номер пары | Цвет(а) жилы | Номер пары | Цвет(а) жилы | Номер пары | Цвет(а) жилы |
---|---|---|---|---|---|
0 | Зелёный-жёлтый | 38 | Красный-жёлтый | 71 | Синий-белый-красный |
1 | Чёрный | 39 | Синий-жёлтый | 72 | Жёлтый-белый-красный |
2 | Синий | 40 | Фиолетовый-жёлтый | 73 | Зелёный-белый-красный |
3 | Коричневый | 41 | Белый-жёлтый | 74 | Коричневый-белый-красный |
4 | Бежевый | 42 | Коричневый-жёлтый | 75 | Красный-белый-чёрный |
5 | Жёлтый | 43 | Красный-синий | 76 | Синий-белый-чёрный |
6 | Зелёный | 44 | Белый-синий | 77 | Жёлтый-белый-чёрный |
7 | Фиолетовый | 45 | Оранжевый-синий | 78 | Зелёный-белый-чёрный |
8 | Розовый | 46 | Коричневый-синий | 79 | Фиолетовый-белый-чёрный |
9 | Оранжевый | 47 | Жёлтый-фиолетовый | 80 | Оранжевый-белый-чёрный |
10 | Прозрачный | 48 | Зелёный-фиолетовый | 81 | Коричневый-белый-чёрный |
11 | Красный-белый | 49 | Белый-фиолетовый | 82 | Красный-белый-зелёный |
12 | Синий-белый | 50 | Оранжевый-фиолетовый | 83 | Жёлтый-белый-зелёный |
13 | Жёлтый-белый | 51 | Коричневый-фиолетовый | 84 | Фиолетовый-белый-зелёный |
14 | Зелёный-белый | 52 | Чёрный-белый | 85 | Оранжевый-белый-зелёный |
15 | Фиолетовый-белый | 53 | Чёрный-жёлтый | 86 | Коричневый-белый-зелёный |
16 | Оранжевый-белый | 54 | Чёрный-красный | 87 | Красный-белый-синий |
17 | Коричневый-белый | 55 | Чёрный-зелёный | 88 | Жёлтый-белый-синий |
18 | Синий-красный | 56 | Чёрный-синий | 89 | Оранжевый-белый-синий |
19 | Жёлтый-красный | 57 | Чёрный-фиолетовый | 90 | Коричневый-белый-синий |
20 | Зелёный-красный | 58 | Серый-белый | 91 | Жёлтый-белый-фиолетовый |
21 | Белый-красный | 59 | Серый-чёрный | 92 | Зелёный-белый-фиолетовый |
22 | Оранжевый-красный | 60 | Серый-жёлтый | 93 | Оранжевый-белый-фиолетовый |
23 | Коричневый-красный | 61 | Серый-красный | 94 | Коричневый-белый-фиолетовый |
24 | Красный-чёрный | 62 | Серый-синий | 95 | Синий-красный-чёрный |
25 | Синий-чёрный | 63 | Серый-фиолетовый | 96 | Жёлтый-красный-чёрный |
26 | Жёлтый-чёрный | 64 | Красный-серый | 97 | Зелёный-красный-чёрный |
27 | Зелёный-чёрный | 65 | Синий-серый | 98 | Белый-красный-чёрный |
28 | Фиолетовый-чёрный | 66 | Жёлтый-серый | 99 | Коричневый-красный-чёрный |
29 | Белый-чёрный | 67 | Зелёный-серый | 100 | Жёлтый-красный-зелёный |
30 | Оранжевый-чёрный | 68 | Фиолетовый-серый | 101 | Белый-красный-зелёный |
31 | Коричневый-чёрный | 69 | Белый-серый | 102 | Оранжевый-красный-зелёный |
32 | Красный-зелёный | 70 | Оранжевый-серый | ||
33 | —зелёный | ||||
34 | Фиолетовый-зелёный | ||||
35 | Белый-зелёный | ||||
36 | Оранжевый-зелёный | ||||
37 | Коричневый-зелёный |
Пучки телефонного кабеля согласно VDE 0815 и VDE 0816[править | править код]
Desina[править | править код]
Область применения. Особые требования | Цветовое соответствие | |
---|---|---|
Экранированные силовые кабели | Оранжевый (orange) | RAL2003 |
Кабели энкодеров | Зелёный (green) | RAL6018 |
Кабели полевых шин 4 x 1,5 мм² Cu, 2 x POF | Красно-сиреневый (violet) | RAL 4001 |
Периферийные устройства; датчики 4 x 0,34 мм² | Жёлтый (yellow) | RAL1021 |
Силовые кабели для трёхфазных моторов | Чёрный (black) | RAL 9005 |
Кабели управляющих цепей (24 вольта постоянного тока) | Серый (grey) | RAL 7040 |
Кабели, применяемые в сфере телекоммуникаций и связи обычно имеют большое число жил: до 200 и более. Быстро обнаружить нужную жилу (кабельное окончание) позволяет маркировка, которая наносится на этапе закладки кабеля или при его подключении к кроссу (расшивочным колодкам, распределительным щитам и панелям, разъемам аппаратуры и т. п.).
Маркировка кабеля (кросса) используется для идентификации кабеля (в пучке однотипных кабелей) или каждой жилы (внутри одного кабеля). Маркировка производится с двух сторон на окончаниях кабельных линий.
В телефонной связи кабельные окончания обычно маркируют цифрами: 125, 234, … и т. п.
Для маркировки кабелей на напряжение до 1 кВ рекомендуется применять бирки прямоугольной формы; для кабелей на напряжение выше 1 кВ — круглой; для контрольных кабелей — треугольной формы[1]. Если линия состоит из нескольких параллельных кабелей, то в обозначение каждого из них к номеру линии добавляются буквы «А», «Б», «В» и так далее.
На бирке указывается:
- у силовых кабелей — напряжение, сечение, номер или наименование линии,
- у контрольных кабелей — то же, дополнительно количество жил,
- у муфт и заделок — номер муфты, дата монтажа, фамилия и инициалы монтёров производивших монтаж. На бирке концевой муфты обязательно должны быть указаны номера или обозначения пунктов, откуда и куда проложен кабель. На концевых муфтах и заделках бирки размещаются на расстоянии 100 мм от шейки муфты или заделки; на соединительных и ответвительных муфтах — на расстоянии 100 мм от одной из шеек муфт; на кабелях, проложенных в траншеях, каналах, туннелях и в помещениях, — с обеих сторон прохода кабеля в закрытых устройствах и на прямолинейных участках через каждые 20 метров. Размер бирки 120 × 40 мм, крепятся стальной оцинкованной проволокой диаметром 2 мм. Текст, в случае применения бирки из листового хлорвинила или винипласта, наносится острым нагретым предметом, выдавленные надписи заливаются краской.
Характеристики маркировки[править | править код]
Современные решения для маркировки кабельных окончаний позволяют сегодня получать различные виды маркировки, отличающиеся:
Способы маркировки[править | править код]
Самым простым способом маркировки кабельных окончаний является нанесение надписей на кабели вручную с помощью несмываемых маркеров. Надписи могут делаться на самом кабеле или на маркировочной ленте, которая затем приклеивается к кабелю. Недостатком данного способа является кустарность и недолговечность. Достоинством — дешевизна. Наиболее часто такой способ маркировки применяется IT службами компаний малого и среднего бизнеса.
Другой дешевый метод маркировки — самоламинирующиеся[неизвестный термин] маркеры производства, которые заменяют собой кабельные бирки как устаревший способ маркировки. Достоинством таких маркеров высокая термостойкость (более 200 градусов Цельсия) превышающая термостойкость самого кабеля, долговечность (до 50 лет использования), износоустойчивость (часто превышает прочность оболочки кабеля). Самоламинирующийся маркер так же стоек к бензинам растворителям и т. д. Рекомендован для использования монтажными организациями, операторами связи, системными интеграторами.
Другой способ маркировки — использование маркировочных элементов заводского изготовления. Имеет другие ограничения — это ограниченный выбор вариантов маркировки и ориентация на типы кабелей, выпускаемые только данным производителем.
Третий способ маркировки — использование специального маркировочного оборудования. Данный способ используется компаниями, профессионально занимающимися прокладкой и обслуживанием телефонных и телекоммуникационных сетей. Маркировочное оборудование используют: операторы связи, системные интеграторы, инсталляторы.
Иногда также применяется цветная изолента.
Цветная изолента также применяется для маркировкиМаркировочное оборудование[править | править код]
В 1960-х годах были очень популярны аппараты для холодного или горячего тиснения. Сейчас это оборудование морально устарело, хотя оно до сих пор эксплуатируется на многих производствах России. На смену им пришли термотрансферные принтеры, позволяющие наносить маркировку на кабель или провод, работающие от компьютера, обладающие внутренним объёмом памяти и позволяющие сохранять необходимую информацию.
Помимо нанесения маркировки непосредственно на кабель возможна маркировка различными вариантами маркировочных (самоклеящихся) лент. Современное маркировочное оборудование позволяет изготавливать сложные надписи и обозначения, отличающиеся:
- шрифтами
- количеством строк символов
- типом и цветом ленты
- расположением символов (продольное / поперечное)
- внутренним ресурсом памяти
и другими характеристиками.
Электронный маркер используется для обнаружения мест залегания кабелей (силовых и телекоммуникационных), канализаций, газопроводов и т. п.
Электронный маркер является пассивным устройством. Маркеры закапываются над трассами залегания кабельных трасс и/или над ключевыми точками (муфты, пересечения трасс кабеля и т. п.). Для поиска маркеров используются специальные устройства — маркероискатели.
В режиме поиска, маркероискатель излучает радиосигнал на резонансной частоте маркеров. Маркер, настроенный на ту же резонансную частоту, отражает радиосигнал. Отраженный радиосигнал обнаруживается маркероискателем, при этом пользователю выдается сигнал об обнаружении.
Характеристики электронного маркера[править | править код]
- пассивная работа (не создает электронных помех, так как активируется только при наведении электрического поля маркероискателя)
- долговечность (пластиковый корпус устойчивый к воздействию внешних факторов)
- типичная глубина закладки: 0.5-2.5 м.
- ↑ Бондаренко В. П., Плетник М. И. Справочник электромонтажника. Издание третье, переработанное и дополненное.. — К.: Будівельник, 1976. — С. 93. — 254 с.
Урок чтения «Буква «я» и ее звуки». 1-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
- раскрыть роль буквы Я – показателя мягкости согласных звуков.
- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
- воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята!
– Меня зовут Наталья Александровна, урок обучения грамоте проведу у вас я.
– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.
II. Актуализация знаний.
– Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд
– С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)
– А что мы произносили? (звуки)
– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)
– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные)
– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)
– Назовите гласные буквы этого слова. (о и)
– Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги)
– Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)
III. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками слайд
– Это буква Я
– Буква Я – хитрая буква
– Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до города в котором мы с вами живём.
– Как он называется? (Москва)
– Правильно, столица нашей Родины.
– В России очень ценятся яблоневые сады
– Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем сажать яблоньки.
– Помогать нам в этом будет девочка Рая.
– За правильные ответы вы будете получать яблочки.
IV. Открытие нового.
– Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом
– На какой вопрос нам надо ответить?
К какой группе букв относится буква Я? |
(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки)
– Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Тянется? (да)
– Какая это буква? (гласная)
– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)
– Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)
– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)
– Положите перед собой звуковку буквы Я.
– Обведём контур звуковки красным цветом
– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Сколько звуков слышим? (два)
– Какие? ([й`а])
– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])
– Произнесите его.
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)
– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.
– Впечатайте второй звук буквы. ([а])
– Произнесите его.
– Какой он? (гласный)
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.
Вывод:
– Итак, давайте подведём итог.
– Какая это буква? (гласная)
– Сколько звуков у буквы Я? (два)
– Какие? ([й`а])
– Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
– Открываем второй секрет буквы Я. слайд: девочка со 2 вопросом
– На какой вопрос нам надо ответить?
К каких случаях буква Я обозначает два звука? |
(Читаем схему слова «яблоки», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящей в начале слова; делаем звукобуквенный анализ слова «Рая», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящую после гласного)
Чтение схемы к слову «яблоки»
– Положите перед собой карточку №1. слайд
– Прочитайте верхнее слово. (яблоки)
– Давайте прочитаем схему к этому слову.
– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ки – 3 слога)
– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])
– Каким гласным образован этот слог? ([а])
– Впечатайте звук в схему.
– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Впечатайте звук в схему.
– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])
– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])
– Назовите 2 слог. ([лоооо])
– Какой гласной образован? ([о])
– Какой согласный стоит перед ним? ([л])
– Назовите 3 слог? ([кииии]
Какой гласной образован ? ([и])
– Какой согласный стоит перед ним? ([к`])
– Какой слог ударный? (первый)
– Назовите два звука первого слияния. ([й`а])
– Какой буквой мы их обозначим? (я)
– Напечатайте букву я над слиянием.
– Посмотрите на слово.
– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)
Вывод:
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)
– Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.
– Значит мы не до конца ответили на вопрос.
Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски)
– Положите перед собой карточку №2.
слайд
– Прочитайте слово.
– Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.
– Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога)
– Назовите 1 слог. ([рааа])
– Каким гласным образован слог? ([а])
– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)
– Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])
– Какой он? (твёрдый)
– Почему? ([а] обозначает его твёрдость – раскрашиваем)
– Назовите 2 слог. ([й`аааа])
– Каким гласным образовании слог? ([а])
– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)
– Впечатайте звук в схему.
– Назовите согласный перед ним. ([й`])
– Какой он? (мягкий – раскрашиваем)
– Впечатайте звук в схему.
– Какой слог ударный? (первый)
– Назовите звуки второго слияния. ([й`а])
– Какой буквой мы их обозначим? (я)
– Напечатайте букву я над слиянием.
– Посмотрите на слово.
– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)
Вывод:
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?
Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы. |
– Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
– Открываем третий секрет буквы Я. слайд: девочка с 3 вопросом
– На какой вопрос нам надо ответить?
Какую работу выполняет буква Я в слиянии? |
(Сравниваем схему слова «яблоки» со схемой слова «яблоня», впечатываем звуки буквы Я в начале слова и в слиянии, обозначаем звуки буквой, наблюдаем над буквой я в слияниях)
Чтение схемы слова «яблоня»
– Положите перед собой карточку №1.
– Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня)
– Сравните схемы слов. (они одинаковые)
– Чем отличаются слова? (буквами)
– Что поменялось? (слияние –ки на –ня)
– Произнесите последний слог и послушайте его.
– Каким гласным образован? ([а])
– Впечатайте звук в схему.
– Какой буквой обозначен звук? (я)
– Какой звук стоит перед гласным звуком? ([н`])
– Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?
– Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.
– Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)
Сказка про букву Я
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный — звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.
Чтение слогов-слияний с буквой Я
– Посмотрите на экран. слайд со слияниями
Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой Я?
Вывод:
– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?
Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии. |
– Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.
– Открываем четвёртый вопрос. слайд: девочка с 4 вопросом
Обобщите, что вы знаете о букве Я? |
(Обобщаем по трём предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)
V. Первичное закрепление.
Чтение слов в тексе из учебника (работа в паре)
– Найдите текст в учебнике
– прочитайте
– найдите в словах букву я
– подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1
– прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука
– прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии
Игра со звуками и
(класс разбивается на варианты)
1 вариант – это звуки 2 вариант – это звуки
– 1 ученик целыми словами читает слова с доски
– если буква Я обозначает два звука, встаёт 1 вариант
– если буква Я обозначает один звук, встаёт 2 вариант
– кто ошибся – выбывает из игры, садится на место.
Варианты меняются звуками, всё начинается с начала.
VI. Итог урока
– с какой буквой познакомились?
– прочитайте вывод урока в учебнике
– его надо выучить дома
– дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки
– прочитайте слова в столбиках в азбуке
– кому сегодня было сложно?
– у кого всё получилось?
– давайте вывесим ваши рисунки о букве Я на доску
– вы сегодня все молодцы!
– спасибо за урок
– урок окончен