Развитие ребенка в 5 месяцев — малыш на пятом месяце продолжает стремительно развиваться и осваивать новые методы общения с окружающим миром, используя гуление, улыбку и смех, которые с каждым днем становятся более выраженными и осмысленными, чего не отмечалась на первых трех месяцах после появления на свет.
Дети в этом возрасте становятся более активными, а их движения приобретают уверенность и мобильность. Они уже хорошо умеют переворачиваться и постепенно учатся садиться начиная с самых простых поз. Пятый месяц развития крохи это тот период, когда закрепляются и усовершенствуются уже полученные навыки и осуществляется переход, к новому этапу жизни, когда ребенок уже начинает самостоятельно сидеть.
[Скрыть]Содержание
Физические показатели ребенка в 5 месяцев
С наступлением пятого месяца, весовые и ростовые показатели малыша увеличиваются уже не так заметно как раньше. Но зато его психическое развитие с каждым днем становится более совершенным. Малыш осваивает новые навыки и уже пытается садиться, что не может не радовать родителей.
Практически все безусловные рефлексы у крохи угасают, а рефлекс Моро остается до конца пятого месяца и только потом начинает идти на спад. В физическом развитии наблюдаются заметные изменения.
Весовые и ростовые показатели
Чтобы получить примерный вес пятимесячного крохи, необходимо умножить на его показатели, определенные при рождении на два.
В конце пятого месяца, вес карапуза должен составлять от 6,5 до 7,5 килограммов при росте от 63 до 65 сантиметров. За месяц ребенок наберет примерно 700 грамм и прибавит около двух сантиметров в росте.
Что должен уметь пятимесячный малыш
В пять месяцев ребенок может уверенно сидеть, если его поддерживать под спину. Также малыш может сидеть и самостоятельное, если будет держаться руками за какой-либо предмет для равновесия. Самостоятельно, без поддержки, сидеть он еще не может.
- Если поставить кроху вертикально и поддерживать его при этом подмышки, то он будет стоять прямо, не сгибая ног.
- Держа ребенка в воздухе параллельно поверхности лицом вниз, он начинает приподнимать корпус и голову, удерживая их в таком положении.
- Если подтянуть его за руки, когда он будет лежать на спине, то малыш сам подтянется и будет удерживать голову, не давая ей запрокидываться назад.
- В позе на спине, малыш будет приподнимать ноги руки, рассматривать их и тянуть в рот. Таким образом, ребенок познает себя и развивается.
- В позе на животе, кроха уже уверенно поднимется на предплечьях и удерживает голову приподнятой.
- Малыш протягивает руки за движущимися предметами и хватает их.
- Ребенок самостоятельно переворачивает с бока на бок и с живота на спину.
Мышечная система спины у пятимесячного карапуза настолько хорошо развита, что он может лежа на животе приподнимать голову и двигать верхними и нижними конечностями, принимая позу «самолетика».
Психоэмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев
Ребенок с каждым днем начинает лепетать все разборчивее, выдавая уже не примитивные звуки как раньше, а их сложные сочетания. Малыш может произносить их сочетание, повторять по нескольку раз, менять местами, в результате получая что-то вроде звуков свирели.
В этом возрасте карапуз часто разговаривает сам с собой, четко разделяя при этом слоги. Он уже умеет отличать нежную и строгую интонацию своих родителей и обижается, когда на него кричат или ругают. Ребенок перестает гулить, когда с ним разговаривают и внимательно прислушивается к речи.
Он все время старается обратить на себя внимание. Малыш уже без труда узнаете близких родственников и настораживается при виде лиц незнакомых людей. Он уже начинает улавливать связь между голосом, чертами лица и внешним видом человека, складывая все это в единый образ, который ребенок запоминает и использует, когда необходимо отличить одного человека от другого. Кроха любит рассматривать яркие картинки с изображением людей, выделяя на них, улыбающиеся лица.
Пятимесячный малыш очень общительный в присутствии своих родителей, но при появлении посторонних людей, он становится замкнутым, пугливым и осторожным. В этом возрасте у ребенка совершенствуется функция управления своим телом и улучшается зрение, становясь более зорким, поэтому кроха без труда может выбрать понравившуюся игрушку и взять ее.
Пока он еще не может находить спрятанные под чем-то предметы, но если скрывать их не полностью, то малыш без проблем обнаружит где они.
Большинство малышей в этом возрасте, могут запоминать характеристики различных предметов начиная от их цвета и размера и заканчивая тем, какие они на ощупь, предпочитая понравившиеся вещи другим.
К шестому месяцу, дети могут не только хватать и держать игрушку, но и тянуть ее на себя или даже отнимать. Самостоятельные игры в этом возрасте становятся дольше и составляют от 10 до 15 минут.
Если некоторые из вышеперечисленных навыков у ребенка отсутствуют, его нужно показать педиатру и обследовать, чтобы понять, чем вызваны подобные нарушения.
Необходимые упражнения
С наступлением пяти месяцев, родители должны сконцентрировать свое внимание на развитии опорно-двигательной системы. Особое внимание следует уделять гимнастике, разработанной для развития мышечного корсета спины, так как ребенку нужно учится сидеть, а также закрепить умение переворачиваться со спины на живот и обратно.
Чтобы упражнения давали результат, ими с крохой нужно заниматься минимум полчаса в день, сочетая с расслабляющим массажем, который поможет снять усталость с мышц после гимнастики. Выполняя упражнения необходимо постоянно считать их количество вслух, чтобы помочь малышу сформировать чувство ритма, которое у него сейчас закладывается. Также их можно делать под ритмичную музыку.
Такие развивающие упражнения представлены:
- Приседаниями с прогибом в позвоночнике — для выполнения упражнения необходимо положить малыша на спину, положить крохе в ладони свои большие пальцы так, чтобы он их сжал. Остальными пальцами нужно аккуратно взять его за запястья. Затем необходимо развести руки крохи в стороны и подтягивать его к себе до тех пор, пока он не сядет. Далее, нужно поднять верхние конечности малыша в верх и зафиксировать их в таком положении, обхватив одной рукой. Пальцами свободной руки нужно провести вдоль позвоночного столба малыша в направлении снизу вверх. Во время этой процедуры ребенок на рефлекторном уровне разогнет спину. После этого, аккуратно поддерживая его голову, следует положить ребенка в ту позу, с которой было начато упражнение, то есть на спину.
Подползанием
Для выполнения упражнения, малыша нужно положить на живот и разложить на расстоянии от него несколько любимых игрушек. Когда ребенок их увидит, он будет пытаться дотянуться до них. Хотя такие движения еще далеки от полноценного ползания, они все равно являются первым шагом к тому, чтобы кроха начал самостоятельно ползать.
Тренировать малыша таким образом, нужно ежедневно, раскладывая вокруг него яркие и интересные игрушки на небольшом расстоянии. Чтобы ребенок пытался ползти, необходимо положить ладонь под его ступни для создания своеобразной опоры. Таким образом, можно спровоцировать ползки и хватание ребенком предметов. Подобная гимнастика позволит проработать все группы мышц малыша и быстрее научить его полноценно ползать.
- Все упражнения необходимо сопровождать массажем — однако в пять месяцев его следует немного усложнить. Кроме привычных поглаживаний, растираний и вибраций, необходимо подключить поколачивание, валяние, разминание и пощипывание.
- Также нужно продолжать носить кроху на руках — с ним необходимо разговаривать и показывать ему окружающие предметы. Ребенку нужно позволять заниматься исследованием окружающего мира, давая ему как можно больше различных предметов. Однако здесь следует быть осторожным, так как малыш все тянет в рот. Чтобы обезопасить его от различного рода проблем, нужно следить за тем, чтобы они были чистыми и безопасными для здоровья.
Примерно на полчаса в день, ребенка необходимо помещать в манеж, но оставлять его на большее количество времени, не нужно, так как длительное нахождение в кроватке или манеже вызывает у малыша чувство замкнутого и ограниченного пространства, что приводит к нежеланию исследовать многогранный окружающий мир.
Развивающие игры в 5 месяцев ребенка
Выбор игр, интересных для пятимесячного крохи невелик. С ним можно поиграть в «Ладушки», «Ку-ку» и «Сороку ворону». Также детки этой возрастной категории любят играть в игры со звуковым сопровождением.
Можно рассказывать малышу о том, какие звуки издают животные, пародируя их. Чтоб ребенок лучше усвоил информацию, при озвучивании животного, его нужно показывать на картинке. Также будет необходимо читать крохе книжки с различными развивающими стишками и потешками. Они помогут карапузу развивать память и внимательность.
Чтобы малышу было интереснее познавать свое тело, родителям нужно прикасаться к каждой его части и озвучивать их ребенку, применяя уменьшительно-ласкательные названия.
Чтобы развлечь и заинтересовать малыша, к его ползункам, можно пришить маленькие колокольчики, чтобы они звенели, когда ребенок шевелил ногами. Для рук можно сделать браслеты с колокольчиками и яркими нашивками, карапуз будет их с интересом разглядывать при подъеме рук кверху.
Для ускорения развития речевых навыков, в лексикон ребенка нужно постепенно вводить новые слоги. Прислушивайтесь к тому, что вам рассказывает кроха и отвечайте ему, используя его слоги, добавляя к ним новые. Спустя некоторое время малыш начнет использовать и их. Во время общения с карапузом, нужно чтобы он видел лицо родителя, дабы иметь возможность следить за жестами и мимикой.
Играть с ребенком перед зеркалом
Для этого необходимо взять малыша на руки и помахать его ручкой отражению в зеркале. Скорее всего, ребенок удивится, так как не поймет, откуда там взялась его мама с неизвестным ребенком на руках. Пока еще малыш не воспринимает отражение в зеркале как взрослый, он думает, что перед ним такой же живой человек, как и он сам. Если взять при этом игрушку в руки, то ребенок будет пытаться ее схватить в отражении, не замечая, что мама или папа держать ее в руке. Только в полтора года кроха начнет понимать, что в зеркале находится не человек или объект, а просто отражение.
Чтобы развить тактильную чувствительность, следует пошить набор различных маленьких подушечек из разных тканей типа шелка, фетра, велюра, мешковины и прочих. Когда ребенок будет лежать на животе, их необходимо разложить перед ним, чтобы он смог их изучать, трогать и разглядывать. Когда кроха подрастет, эти подушечки можно будет выкладывать парами по размеру, рисунку или цветовой гамме.
Если мама или бабушка любят шить, они могут сделать специальную текстильную книжку для ребенка, куда они поместят аппликации, выполненные из различных тканей со шнуровкой, пуговицами, липучками и прочим декором. Тематика может быть разной, в зависимости от того, какого пола малыш.
Сон и питание
Режим бодрствования и сна у пятимесячного крохи остается таким же, как и месяц назад, не претерпевая существенных изменений. Для каждого ребенка он будет индивидуальным. На него воздействуют биоритмы организма карапуза и его темперамент. Некоторые детки рано ложатся и рано просыпаются, а остальных не уложить до глубокой ночи и не поднять утром, так как они предпочитают поспать подольше. Дети в этом возрасте еще путают день и ночь, но все же в темное время суток они спят гораздо дольше, чем днем, просыпаясь по нескольку раз для того, чтобы поесть и поиграть.
Режим приема пищи пока тоже остается неизменным. Грудное вскармливание и кормление детской смесью должно все также осуществляться по требованию. Прикорм в пятимесячном возрасте можно вводить в том случае, если у женщины мало молока, малыш плохо набирает массу, капризничает либо не наедается. Причиной для введения прикорма могут стать также колики, запоры, скудный или редкий стул и частое срыгивание после каждого приема пищи.
Но прежде чем вводить первый прикорм, мамочка должна посоветоваться с педиатром, чтобы он определил причины вышеописанных проблем и уже на их основе правильно подобрал тип прикорма.
Заключение
Пятимесячный карапуз продолжает осваивать все новые и новые навыки общения. Он гулит, смеется и улыбается, делая этого гораздо выразительнее и осмысленнее, чем ранее. Он двигается более точно и активно. Кроха переворачивается, сидит при поддержке спины, вертит головой, удерживая ее, рассматривает, щупает и тянет в рот, те предметы, которые ему интересны. Также он узнает всех близких ему людей.
Пять месяцев является тем периодом, который дает возможность малышу закрепить и усовершенствовать полученные навыки, постепенно переходя на новую стадию развития, позволяющую ему освоить самостоятельное сидение и ползание, доставив родителям много радости и позитива своими действиями.
Развитие ребенка на пятом месяце жизни
В этот период ребенок ежедневно совершает массу открытий, как в окружающем его мире, так и в своих собственных возможностях. Младенец обретает все больше новых физических навыков и стремится к общению со взрослыми. Пятимесячные дети становятся заметно активней, в периоды бодрствования постоянно переворачиваются, меняют позы, пытаются ползать и изо всех сил стараются закрепить приобретенные умения и навыки.
На пятом месяце жизни малыши, безусловно, проявляют себя как целеустремленные труженики. Ваша задача на этом этапе все свои силы направить на закрепление приобретенных умений и на помощь младенцу в открытии новых возможностей собственного тела. Для того чтобы понимать, к чему стремиться, вам нужно узнать, что должен уметь ребенок в пять месяцев. При этом не забывайте учитывать особенности темпов развития своего чада.
Умения
- Младенец стремится находиться в положении с лучшим обзором, то есть вертикально, и может стоять при поддержке около 5 минут. Быстро развивающиеся дети могут уметь самостоятельно вставать в кроватке, придерживаясь за решетки. Не нужно пугаться, что у малыша от этого станут кривыми ноги. Если он делает попытки подняться раз за разом и сам стоит в течение некоторого времени, значит, его мышечная система и скелет готовы к подобным нагрузкам.
- Пятимесячный ребенок может присаживаться при поддержке или самостоятельно подтягиваться на ручках, хватаясь за пальцы взрослых, но некоторые дети развиваются раньше. Если ваш малыш, опираясь на свои ручки, сидит некоторое время без вашей поддержки, значит, он достаточно для этого окреп, и вам не стоит бояться, что такое положение тела навредит его органам и позвоночнику.
- Развивается противопоставление большого пальчика остальным пальцам руки, оно проявляется при захватывании пятимесячным ребенком различных объектов. Специально учить такому положению пальчиков малыша не стоит, он сам возьмет игрушку как положено, когда придет время.
- При удерживании ребенка на руках в воздухе лицом к полу, он инстинктивно должен выгибаться, приподнимая верхнюю часть тела, а в положении лежа на животе умеет свободно двигать руками и ногами.
- Шейные мышцы пятимесячного младенца уже достаточно хорошо окрепли, и при подтягивании его за ручки из горизонтального положения, он должен уметь удерживать головку.
- Перевороты со спины на животик и наоборот к концу пятого месяца жизни должны быть освоены малышом, причем делать это он умеет через разные стороны тела.
- Координация движений рук у малыша на пятом месяце позволяет ему хватать предметы, не отрывая от них взгляд.
Большая часть значимых рефлексов новорожденного на пятом месяце либо исчезает, либо перерождается в физические навыки.
Зная, как должно протекать развитие ребенка в 5 месяцев и что он должен уметь в этом возрасте, вы можете направить свои силы на помощь малышу в приобретении тех навыков, которые он обязан освоить. Регулярные тренировки будут способствовать укреплению умений грудничка переворачиваться и координировать свои движения.
Если каждый день учить делать его перевороты в разные стороны, малыш довольно освоит их и будет уметь их совершать без затруднений. Участковый педиатр покажет вам, как развивать ребенка в 5 месяцев посредством специальных упражнений.
Уход
Из-за того, что большинство детей в настоящее время склонны к аллергическим высыпаниям на коже, а в пятый месяц жизни в их рацион вводится все больше незнакомых продуктов, вам нужно внимательно следить за состоянием дермы малыша и осуществлять регулярный уход за ней.
Ежедневные водные процедуры освежают кожу младенца и эффективно тренируют его мышцы. Купание в ванной теперь может растянуться на длительное время, поскольку детям нравится плескаться и исследовать «поведение» игрушек в воде. Малышей очень увлекают опыты по их бросанию и «подтоплению» с последующим всплытием и приводят в восторг переливание воды из емкости в емкость и пускание мыльных пузырей. После ванной рекомендуется делать малышу расслабляющий массаж.
Сон
На пятом месяце жизни большинство детей много времени посвящает ночному сну, просыпаются они только чтобы покушать. Изменяется и дневной режим. Поскольку малышу становится интересен окружающий мир, то на прогулках он теперь не спит, а увлеченно рассматривает те объекты, мимо которых мама провозит его на коляске. Из-за этого должен слегка измениться ваш распорядок дня, выходить на прогулки нужно будет в другое время, а укладывать спать вы будете малыша уже дома, что весьма удобно. Пока ребенок спит, вы можете заняться накопившимися делами по хозяйству или прилечь рядом с младенцем и немного отдохнуть.
Поскольку у пятимесячного ребенка изменяется характер рациона с введением прикорма, и он дольше остается сытым, малыш может больше спать днем. У некоторых детей изменяется режим сна в светлое время суток, они отдыхают два раза днем, а ночью спят до 10 часов.
Понять, что пришло время переходить с трехразового дневного сна на двухразовый, вы сможете, когда ваш малыш начнет с трудом укладываться спать и будет долго засыпать.
Эмоции и психология
Пятимесячный ребенок должен уметь различать своих и чужих, к родным он относится доверительно, а к посторонним настороженно. На попытки незнакомых взрослых взять его на руки, младенец отвечает плачем и капризами. В этом возрасте малыш умеет уже воспринимать голосовые интонации: в ответ на ласковый тон он улыбнется вам, а от строгого — начнет обижаться и даже плакать. В то же время и в самом лепете младенца уже можно различить определенные интонации и звуки, которые означают различные просьбы. Внимательные родители уже на пятом месяце жизни малыша понимают желания малыша и начинают общаться с ним. Количество эмоциональных оттенков, которые испытывает ребенок, к пятому месяцу увеличивается, и все эти чувства ярко отражаются на его лице.
Речь
На пятом месяце жизни младенец активно развивает свой речевой аппарат. Он может подолгу гулить, повторяя одинаковые слоги, с интересом вслушиваясь в их звучание. Вы можете заметить, что в детском лепете появились интонации, напоминающие взрослую речь.
Внимательно прислушивайтесь к тем звукосочетаниям, которые издает ваш малыш, и если вы услышите что-то похожее на реальные слова, повторите за ним и обрадованно похвалите. Младенцу очень важно ваше одобрение его успехов, оно будет стимулировать его развиваться и тренироваться дальше. Продолжайте учить с малышом разные звукосочетания и короткие слова, и пусть сейчас у него будет плохо получаться произносить их, он будет рад вашему вниманию и присутствию и, несомненно, будет очень стараться.
Вес и рост
По окончании пяти месяцев жизни ребенок набирает еще 600-700 грамм веса, а рост увеличится примерно на 2 см. Как правило, разница в этих цифрах у детей разных полов до сих пор сохраняется. Мальчик обычно бывает крупней, чем девочка, но это зависит не только от половой принадлежности, влияние на рост и развитие детей оказывает наследственность, питание, активность и перенесенные за весь период заболевания.
Кормление
Пятый месяц жизни несет для малыша определенные изменения. Питание становится пятиразовым с перерывом между кормлениями в 4 часа. Если до этого из-за каких-то причин педиатр считал, что младенцу рано вводить прикорм, то сейчас кишечник ребенка вполне подготовлен к перевариванию отличающихся от молока видов пищи.
Знакомьте пятимесячного малыша с новыми продуктами осторожно, по одному, отмечая реакцию кожи на них и изменение характера стула. Поскольку аллергия на новое питание может проявляться не сразу, будет удобно завести дневник, куда вы будете вписывать названия продуктов, которые попробовал ребенок и особенности его реакции на них. Пятимесячный малыш умеет глотать густую пищу и захватывать ее губами с ложечки.
К возрасту пяти месяцев в организме малышей заканчивается запас железа, полученный им в период внутриутробного развития, поэтому педиатр рекомендует вам использовать смеси и каши с повышенным содержанием железа, учитывая особенности состояния здоровья вашего ребенка.
Игры
Эмоциональное и психологическое развитие малыша достигает уже уровня, на котором ему начинают нравиться игры. Пятимесячный ребенок может увлечься одной игрушкой и заниматься ей в течение 5-10 минут, для маленьких детей это уже колоссальное достижение.
Младенцу в возрасте пяти месяцев понравятся традиционные игры с элементами пряток: вы можете поиграть с ним в «Ку-ку» или скрывать из его вида какой-то предмет, внезапное появление которого приведет малыша в восторг.
Пальчиковые игры также все еще интересны пятимесячным детям, они и сами временами начинают ритмично лепетать и загибать себе пальчики, словно повторяя «Сорока-белобока» и «Мальчик-пальчик».
Поскольку речевое развитие малышей в пять месяцев проходит довольно активными темпами, ваша задача закрепить наработанные артикуляционные навыки. Показывайте ребенку картинки с животными или игрушки, проговаривайте их названия, нарочито растягивая гласные и четко произнося согласные, подражайте тем звукам, которые они издают. Малыш будет стараться повторять движения ваших губ и звукосочетания.
Пятимесячный ребенок вполне уже может запоминать наименования частей своего тела, поэтому дотрагивайтесь до носика, ушек, ручек и ножек малыша, четко произнося их названия. Для развития памяти младенца чаще читайте ему коротенькие ритмичные потешки и стишки.
Вы можете показывать ребенку фотографии с родными и близкими, называя их по именам. Со временем малыш сможет узнавать в семейном альбоме не только папу с мамой и бабушек с дедушками, но и указывать пальчиком на фото, где изображен он сам новорожденный.
Чему нужно уделить особое внимание на пятом месяце?
- К возрасту пяти месяцев практически у всех детей либо уже появляются первые зубки, либо они готовятся к появлению на свет. В арсенале у малыша должны быть прорезыватели, за которыми нужно осуществлять уход, чтобы не занести ребенку в ротовую полость инфекции. Также для облегчения болевых ощущений у детей педиатр рекомендует вам использовать специальные охлаждающие и болеутоляющие гели.
- Для развития мышц пятимесячного малыша полезно заниматься с ним гимнастикой и регулярно делать массаж. Особое внимание нужно уделять наращиванию спинного корсета, поскольку эта мускулатура необходима для того, чтобы младенец начал садиться самостоятельно.
- Дети на пятом месяце жизни учатся пользоваться игрушками, осваивают нанизывание колечек на стержень, осознанно нажимают кнопки на музыкальных игрушках.
- Постоянно разговаривайте с младенцем, когда он лежит в кроватке или сидит коляске.
- Поскольку зуд из-за режущихся зубок заставляет малыша тянуть все в рот, регулярно осуществляйте уход за теми игрушками, которым пользуется ребенок. Промывайте их под струей воды, обдавайте кипятком, если это не навредит им, и просушивайте.
- Пятимесячного ребенка можно на некоторое время помещать в манеж, окружая его интересными и безопасными игрушками.
Развитие ребенка в 5 месяцев: сонное царство
Большинство детей в 5 месяцев уже спят всю ночь напролет. Но все же не все. Чтобы приучить малыша к нормальному режиму сна, организуйте заведенный порядок отхода ко сну. Начинайте с теплой ванны вечером, после которой некоторое время укачивайте малыша, пойте ему песню или рассказывайте сказку.
Не забывайте укладывать ребенка в кроватку тогда, когда он засыпает, а не тогда, когда он уже заснул. В этом случае ребенок будет вынужден учиться засыпать самостоятельно, а не полагаться всегда на вашу помощь.
Днем пятимесячные дети, как правило, спят два раза, понемногу – один раз утром и второй раз после обеда. Старайтесь не откладывать время короткого сна до тех пор, пока малыш устал и начинает капризничать. Укладывайте ребенка в кроватку при первых признаках набегающего сна.
Какого цвета мир вокруг?
На этапе развития ребенка в пять месяцев его зрение продолжает улучшаться. Конечно, в этом возрасте оно у детей еще не 100%-ное, но они уже могут видеть объекты на разных расстояниях, могут фокусировать зрение, не скашивая глаза.
Радикально меняется цветовое восприятие малыша! Если в 4 месяца карапуз уже в состоянии заметить большую красную пуговицу на красной ткани (то есть он уже способен различить объем и фактуру в одной цветовой гамме), то к 5 месяцам ребенок может вполне свободно различать несколько оттенков одного и того же цвета. Хотя по-прежнему больше всего дети в возрасте до полугода реагируют на яркие, контрастные цвета — красный, голубой, желтый.
Речевое развитие ребенка в 5 месяцев
На этапе развития в 5 месяцев ребенок уже вовсю лопочет. И некоторые из издаваемых звуков даже могут походить на слова. Пятимесячный малыш способен складывать гласные и согласные звуки (что-нибудь вроде «ба-ба»). Не слишком радуйтесь, когда услышите что-то похожее на «па-па» или «ма-ма». Это просто звуки, пока еще в столь малом возрасте дети не наделяют подобные звуки никаким смыслом. Подождите пару месяцев, и эти «па-па» и «ма-ма» уже приобретут в сознании говорливого крохи именно ваши черты.
Кстати, мир для 5-месячного малютки приобретает новые оттенки не только за счет развития цветового восприятия, но и по причине того, что малыш начинает различать нюансы всевозможных звуков. Например, если прежде для него собачий лай и автосигнализация представляли собой единый слуховой раздражитель, то теперь эти звуки в сознании ребенка воспринимаются уже по-разному.
Постепенно малыш начинает «увлекаться» звуками — распознавать их, и по-разному на них реагировать. Одни звуки его явно развлекают — смешат, удивляют, восхищают. Другие ему могут не нравиться — ребенок морщится «в ответ» на них, капризничает, может даже заплакать. Как правило, самым приятным для ребенка звуком является мелодичный голос его мамы…
Полезные советы
- Уже начиная с 5 месяцев дети начинают активно реагировать на музыку. Включайте для малыша мелодии различных жанров, начиная от классики и джаза до поп-музыки. Ребенок будет улыбаться, махать ручками, и может быть даже издавать звуки, следуя в такт мелодии.
- Ребенок в 5 месяцев очень любопытен и охотно рассматривает новые предметы. Всякий раз давая ему что-то в ручки, четко и громко произносите название, вроде: «Это — мячик», «Это — кролик», «Это — твоя шапка». Это поможет малышу быстрее заговорить, потренирует его память, поможет научиться быстро распознавать различные предметы по их названиям.
- Уберите подвесные игрушки из детской кроватки. Как только малыш научится самостоятельно вставать на ножки, держать за бортик кровати, он может запутаться в них.
- К возрасту 5-6 месяцев ребенок проявляет заметную заинтересованность, видя самого себя в зеркале. Не лишайте его этого удовольствия — достаньте ему игрушку, в которой бы присутствовало безопасное зеркальце.
- Если вы до сих пор не сделали квартиру безопасной для ребенка, позаботьтесь об этом. Скройте все электрические розетки, уберите из досягаемости моющие средства и вообще любые предметы и вещества, которые могут быть опасны. В том числе и мелкие детали, которыми ребенок может подавиться. Не забывайте вовремя убирать чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами – ваш ребенок уже вполне способен сдернуть их со стола.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: о навыках в двух словах
5 месяцев в развитие ребенка — это такой важный и трогательный период, когда постепенно из крошечного беспомощного комочка малыш начинает превращаться в довольно мобильную и общительную личность. В двух словах подытожим, что должен уметь делать младенец в 5 месяцев:
- Ребенок уже умеет переворачиваться со спины на животик, а возможно даже — и обратно;
- Если малыша держать за ручки, но он способен несколько секунд простоять на ножках;
- При поддержке спины ребенок может долгое время сидеть. Некоторые детки уже умеют и любят садиться, держась «за ручки» или за бортик кроватки;
- Из нескольких игрушек ребенок способен выбрать сначала одну, потом другую;
- Уверенно держит предметы двумя руками;
- Ребенок в 5 месяцев распознает несколько оттенков одного цвета, а также различает звуки;
- Малыш «обожает» издавать всевозможные звуки и слоги. Однако осознанные первые слова — еще впереди.
Ребенок 4 месяца. Пятый месяц ребенку
Вашему малышу уже 4 месяца! Физические навыки ребенка становятся все более отлаженными, мышцы начинают слушаться. Психологическое развитие ребенка также не стоит на месте.
Кроха уже узнает близких родственников, не только маму и папу, но и дедушку с бабушкой, если они приходят достаточно часто. Малыш отличает их не только внешне, но и по голосу. В новых местах ребенок с интересом или с осторожностью осматривается.
На пятом месяце жизни малыш начинает различать и делить окружающих на «своих» и «чужих». Если до этого кроху мог взять на руки любой, то сейчас ребенок уже показывает, кому он доверяет, а к кому относится с недоверием.
На пятом месяце жизни малыш начинает понимать интонации голоса. Если вы будете нежно и ласково что-то говорить, то ребенок непременно улыбнется, даже если вы не улыбаетесь, и наоборот, если ваш голос строгий, то малыш может расплакаться, даже если вы говорили с кем-то другим. Поэтому уже сейчас все споры решайте без присутствия крохи.
На пятом месяце жизни ребенок весит 6-7 килограмм. Некоторые дети в 4 месяца уже не просыпаются ночью для того, чтобы подкрепиться. Но это все индивидуально: один ребенок может спать всю ночь, а другой добирает это время днем. В целом сон занимает у ребенка 14-16 часов в сутки. В приучении малыша ложиться спать на всю ночь большую роль играет распорядок дня. В этом ребенку должны помочь родители.
У некоторых деток уже начинают резаться зубки или начинается подготовка к росту зубов. Поэтому уже сейчас у малыша должны быть специальные игрушки для жевания и массирования десен. В этот период ребенок может стать раздражительным и капризным. Старайтесь искать причины плача и способы изменения настроения крохи.
Что умеет ребенок на пятом месяце жизни?
- Лежа на спинке, ребенок может приподнять голову и плечики.
- Подтягиваясь на ручках, малыш уже достаточно легко садится и при поддержке может какое-то время задержаться в положении сидя.
- Многие карапузы уже осваивают переворот с животика на бок.
- Ребенок берет в руки игрушки. Он уже научился захватывать предметы в крохотную ручку, противопоставляя большой палец всем остальным.
- Может удерживать в ручках небольшой мяч.
- Среди разнообразия игрушек малыш выбирает именно ту, которую хочет, а не ту, что ближе.
- У малыша уже появляются любимые игрушки, с которыми он играет чаще других.
- Если дать ребенку новую игрушку, он с интересом будет ее изучать внешне, тактильно и даже на вкус.
- Музыкальные и пищащие игрушки вызывают восторг у малыша в 4 месяца. Кроха уже понимает связь его действий и звуков. Хотя очень громкие игрушки могут напугать ребенка.
- Если забрать у него игрушку в самом разгаре игры, то малыш расстроится или попытается забрать ее снова.
- Ребенок в 4 месяца подолгу может гулить, радуясь своему голосу, изучая его и пытаясь повторять различные звуки.
- Малыш пытается общаться, отвечать в разговоре или что-то лепетать в такт любимой «потешке».
- Малыш с удовольствием рассматривает яркие и красивые картинки в книжках.
- Если накрыть личико пеленкой, то малыш уже знает, как убрать предмет со своих глаз.
Малышу не терпится научиться ползать, сидеть, ходить, он пробует все новые и новые движения. Время инстинктов проходит. На пятом месяце жизни ребенок совершает свои действия, опираясь на навыки. И чем больше навыков, тем проще даются новые достижения.
Гигиена малыша на пятом месяце жизни
Каждое утро умывайте личико ребенка, протирайте глазки. Чтобы малыш не боялся, во время процедуры напевайте одни и те же песенки («потешки»). Так ребенок уже будет знать, что ему предстоит.
Малыши на пятом месяце жизни становятся очень активными. Бывает, у ребенка на спинке появляется потничка. Купайте малыша, добавляя в воду отвары трав ромашки или календулы. Если сыпь не проходит, покажитесь врачу: возможно, у ребенка аллергия.
В любом случае малыша купайте ежедневно, но мыло применяйте не чаще 3 раз в неделю, чтобы не пересушить кожу. Промывать половые органы нужно после каждого «похода в туалет». Старайтесь уменьшать время пользования памперсами: надевайте их только на ночной сон или прогулку.
Идеальная температура в комнате 21 градус. Проветривать помещение нужно не менее 5 раз в день. Если на улице тепло, уходя на прогулку, оставляйте открытым окно. Ежедневные прогулки на свежем воздухе для ребенка обязательны. В любое время года желательно проводить на воздухе не менее 2 часов в день.
Развитие малыша на пятом месяце жизни
Малыш уже вовсю желает ползать? Не препятствуйте ему, пусть тренируется.
- Можете научить ребенка интересной игре: положите его на животик лицом к краю кровати и подавайте игрушки, которые он будет сталкивать на пол. Вы удивитесь, как эта забава понравится ребенку. Он с удовольствием будет слушать, как игрушка падает на пол. Эта игра позволяет малышу изучать причинно-следственные связи.
- На пятом месяце жизни можно играть с ребенком в… «догонялки». Водите игрушкой в пределах досягаемости крохи и время от времени позволяйте малышу поймать ее. При этом хвалите ребенка и радуйтесь победе вместе с ним. Тогда малыш поймет, чего вы от него хотите, и начнет активнее пытаться поймать игрушку. Игра развивает моторику и координацию.
- Играя с ребенком, рассказывайте все, что делаете, называйте все предметы, которые его интересуют, называйте цвета, формы и пр. Такая игра помогает в развитии речи малыша. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта ребенка. Произнося слова, говорите их четко и правильно, не допуская сюсюкания и уменьшения слов. По время всех процедур пойте крохе песенки, рассказывайте стишки и повторяйте вместе с ним звуки.
- Малыш с интересом будет наблюдать в окно, возможно, на какие-то звуки он будет реагировать испугом. Ребенок на пятом месяце жизни может беспокоиться, если мамы нет рядом. Если раньше недовольство малыша почти всегда было связано с физиологическим состоянием (голод, холод, боль), то сейчас ребенок уже умеет расстраиваться от отсутствия общения, прикосновений, от невозможности что-то получить или сделать.
- Малыш уже может тянуть ручки к маме, когда хочет ее внимания или просит взять на ручки. Кроме криков и плача, ребенок учится пользоваться жестами.
- На несколько минут (5-10) малыш может заняться игрушками самостоятельно, без вашего участия. А потом непременно потребует внимания взрослого. 4 месяца – это период психологического развития, когда огромную роль в развитии ребенка играет общение.
- По-прежнему развивайте рецепцию кожи ребенка: давайте ему в ручки предметы, различные на ощупь. Добавьте в изучения и такие приемы: дайте малышу потрогать водичку и скажите «мокро», вытрите ручки полотенцем, скажите «сухо». Поднимая вверх малыша, говорите «вверх», опуская, говорите «вниз».
Массаж и гимнастика для ребенка на пятом месяце жизни
- Лежа на спинке, скрещивайте ручки малыша на груди и выпрямляйте их, снова сгибайте и выпрямляйте.
- Тяните ребенка за ручки, усаживая его. Снова опускайте на спинку и снова за ручки приподнимайте.
- Придерживая одну ручку, лежа на боку, тренируйте малыша поворачиваться. Даже если он уже и сам отлично справляется, все равно вы тренируете и разрабатываете его мышцы.
- Когда малыш лежит на животике, приподнимайте его за локти, помогайте ему встать на колени, потом на ножки.
- Когда лежит на спинке, помогайте ребенку крутить ножками, имитируя кручение педалей, как на велосипеде.
Прикорм ребенка на пятом месяце жизни
Уже в 4 месяца педиатр может порекомендовать вводить прикорм, если ребенок кушает смеси. Обычно первый прикорм — это фруктовое пюре. Прикорм следует вводить осторожно, так как по консистенции пюре отличается от смеси. Возможно, малыш даже будет выплевывать или выталкивать язычком новую пищу, но расстраиваться не стоит.
Видимо, ребенок еще не готов. В любом случае, в первые дни такой прикорм имеет обучающую цель — познакомить ребенка с новыми вкусами. Примерно через месяц (если малыш не отказался от нового яства) можно будет одно кормление заменить на фруктовое пюре.
Прививки ребенку в 4 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-2), против полиомиелита (ИПВ-2) и против гемофильной инфекции (Хиб-2).
А что умел делать ваш малыш в 4 месяца? Как вы начинали вводить прикорм? Ждем ваши комментарии!
Развитие ребенка в 5 месяцев
Еще месяц назад когда ребенку было 4 месяца, существовали две категории: белое и черное, счастье и несчастье. Теперь же многообразный окружающий мир вызывает у малыша целый вихрь чувств и эмоций, которые он выражает, лепеча что-то бессвязное. Именно на 5-ом месяце жизни ребенка можно заметить некоторые особенности характера и темперамента.
Психология
В это время ребенок уже совершенно ясно осознает, что в его собственном мире есть те, кому можно доверять (мама и папа), а есть чужие. Именно сейчас начинает проявляться явное недоверие к незнакомцам. Для него очень важно, кто находится рядом. И на руки пойдет далеко не ко всем. И каждому новому лицу будет выказано недоверие, пока маленький не привыкнет.
К концу пятого месяца ребенок неплохо ориентируется в интонациях голоса. Если к нему подойти с ласковым словом, то он начнет улыбаться. А реакцией на рассерженный голос будет плач.
Больше всего малыш любит наблюдать за своими родителями, он следит за их действиями и перемещениями, прислушивается к их разговору. Если мама вдруг покинула комнату, малыш еще какое-то время будет смотреть на то место, где она только что была. Будто пытаясь вернуть ее обратно силой взгляда.
Начинают появляться любимые игрушки, и если такого любимчика забрать, малыш рассердится и не скроет своего раздражения.
Физиология
На пятом месяце жизни вес ребенка становится больше в два раза, чем в роддоме. Т.е. на 5 месяце жизни возрасте здоровый ребенок должен весить примерно 7 килограммов. Таблица развития ребенка до 1 года.
Грудное вскармливание дает ребенку не только насыщение, он в это время очень тесно общается с мамой, ощущая ее теплоту и заботу. Поэтому, помимо основных кормлений грудью, надо докармливать малыша по требованию в течение дня.
Если врач принимает решение о введении прикорма, то пора предложить малышу угощение в виде пюре из фруктов. Лучше всего начинать с яблочного, постепенно добавляя в меню банановое, грушевое и персиковое пюре. Если все пройдет хорошо, следует пополнить рацион кашей и пюре из овощей.
Ребенок 5 месяцев: развитие и питание.
- Малыш все время делает попытки встать, но это получается только при посторонней помощи
- Может продолжительное время сидеть при поддержке, и даже пробует садиться, подтягиваясь на ручках
- В состоянии сам выбрать игрушку
- Осознанно захватывает игрушку и удерживает ее
- Распевное гуление с прислушиванием к звукам, которые он сам же и издает
Питание ребенка в 5 месяцев жизни.
Тяжелее в два раза становится ребенок в 5 месяцев развитие, и питание рассчитывается согласно его весу. Точнее вес малыша делится на 7 (приблизительно 900-1000 г) — это и будет суточная норма потребления объема пищи. Количество кормлений должно сохраняться — 6 раз в день. Значит, если 900-1000 г разделить на 6 — получится 150-170 г, при этом промежуток между кормлениями составляет 3,5 часа.
На вопрос, что должен есть ребенок в 5 месяцев развития, ответ однозначен — это грудное материнское молоко или адаптированная молочная смесь. Поверьте, лучше этой пищи нет ничего. Если малыш хорошо прибавляет в весе, активен и здоров — не стоит начинать перегружать пищеварительную систему. Да, кроха в этом возрасте интересуется, что едят родители. Сейчас очень модно вводить педагогический прикорм (давать попробовать все со стола взрослых в малом количестве).
Совет.
Хочется дать малышу нового питания — съешьте сами, а ребенок получит эти продукты через ваше молоко.
Еще одной особенностью кормления является то, что не может сдержать сильного любопытства ребенок в 5 месяцев, развитие и питание становится прерывистым. Даже если найти укромный уголок, его все равно будет отвлекать каждая мелочь. Это вполне нормально, наберитесь терпения.
Развитие ребенка на 5 месяце жизни.
Гимнастика в период бодрствования должна занимать не более 15 минут, дабы малыш не уставал от упражнений.
Занятие лечебной физкультурой (ЛФК) поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.
В этом периоде начинается активное прорезывание зубов. Поэтому надо быть морально готовым к капризам и плохому настроению малыша. И всегда стараться держать под рукой игрушки, которыми можно «почесать» десенки и покусать их.
В процессе прогулок также заметны перемены. Если раньше, очутившись на свежем воздухе, ребенок мгновенно засыпал, то теперь он заинтересованно поглядывает по сторонам, наблюдая за происходящем из своей коляски.
Навыки ребенка в 5 месяцев постоянно совершенствуются, он стремится к подражанию взрослой речи. Особенно преуспевает в копировании интонаций. Его лепет наполняется певучими гласными и слогами типа «ба-ба», «ня-ня».
В лепете крохи по интонациям и звукам внимательные родители могут уловить всевозможные просьбы и даже нетерпеливые требования. Например, если забрать игрушку, ребенок продемонстрирует свое недовольство путем раздраженного крика.
Навыки ребенка в 5 месяцев.
Подошло время расширить игрушечный ассортимент и дать ребенку возможность забавляться с теми, которые раньше были украшением кроватки. Ведь маленькому теперь мало только любоваться игрушкой, ему надо ее потрогать, повертеть в руках, попробовать на вкус.
Чтобы малыш чувствовал близость матери, и чтобы домашние дела не стояли на месте, можно воспользоваться рюкзачком-кенгуру. При этом желательно, чтобы мама вслух описывала свои действия маленькому помощнику.
Ребенку на 5 месяце жизни можно предложить несколько игрушек. Спустя какое-то время он сможет их различить и выбрать ту самую, любимую, которая на все времена.
Уже с раннего возраста стоит приучать ребенка к принятию самостоятельных решений: надо дать игрушку в одну руку, затем в другую. Со временем он сам научиться пользоваться двумя ручками по очереди.
Сон
Наконец-то наступает счастливое время для родителей — сон ребенка ночью продолжается (о, счастье!) до 10 часов. Правда, ночное кормление остается пока в силе.
Бывает так, что ребенок «перегулял» и ему никак не уснуть. В этом случае достаточно нежно погладить его по спинке, как малыш расслабится и заснет.
Очень удобно укачивать малыша, сидя с ним в кресле-качалке. Если покачивания будут сопровождаться ласковыми словами, сказанными мамой тихонечко на ушко, то кроха быстро успокоится и предастся сну.
Недаром испокон веков матери пели своим детишкам колыбельные песни,
которые всегда были безотказным средством для успокоения младенца перед сном. Важным моментом для малыша является исполнение песен знакомым и родным маминым голосом.
Особенно комфортно крохе в окружении знакомых лиц, к которым он уже привык, поэтому будет лучше, если готовить ко сну его будут родители.
Безопасность
Совсем скоро в детской комнате начнет ползать и изучать ее «ландшафт» маленький жилец. Все крупногабаритные предметы интерьера (шкафы, комоды, телевизор) должны быть надежно закреплены к стене или полу. У крохотного исследователя должно быть много места для ползанья, лазанья и перемещения.
Облегчить прорезывание первых зубов ребенку помогут игрушки-прорезыватели. Наиболее безопасными считаются плоские прорезыватели из прозрачного пищевого силикона. Их легко дезинфицировать и невозможно прокусить, в отличие от гелиевых прорезывателей.
Надо быть осторожным и внимательным, приобретая детские игрушки. Ведь если у малыша имеется хотя бы один зуб, он может откусить часть предмета, тем самым поставив собственную безопасность под угрозу.
Читайте:Ребенок в 6 месяцев развитие и питание
В пять месяцев ваш ребенок попробует новые блюда: каши, овощные пюре, ягоды. Попытается сесть, поспорить с вами за игрушку и, возможно, предпримет попытки поползать на четвереньках!
Рост и вес малыша
За пятый месяц жизни ребенок набирает в среднем 700 граммов и вырастает на 2 см.
Показатели нормы*. Возраст ребенка – 5 месяцев |
Нижняя граница нормы |
Верхняя граница нормы |
Вес мальчиков, кг |
6,1 |
8,3 |
Вес девочек, кг |
5,9 |
7,7 |
Рост мальчиков, см |
61,1 |
67,0 |
Рост девочек, см |
60,8 |
66,0 |
Окружность головы мальчиков, см |
41,2 |
44,6 |
Окружность головы девочек, см |
40,3 |
43,2 |
*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров
Развитие ребенка
Физическое развитие
В пять месяцев дети любят проводить время на детском коврике. Любимые позы: лежа на животе, опираясь на выпрямленные ручки. Так ему гораздо лучше видно, что происходит вокруг него. Ребенок может занимать себя уже целых полчаса.
Ребенок активно использует свой голос. Он уже понял, что взрослые всегда на него реагируют и спешат исполнить любое желание. А еще крохе нравится с ним «играть». Он покрикивает, поет и постоянно меняет тембр голоса.
На пятом месяце ребенок стал более подвижным. Ведь к 5 месяцу у него полностью нормализовался тонус мышц на руках и ногах. Теперь они стали более послушными. Ребенок свободно двигается и уже в состоянии достичь поставленной перед собой цели. Например, взять из маминых рук игрушку. На первый взгляд кажется, что все так просто! На самом деле он научился этому только сейчас. Малыш может долго удерживать интересный предмет в руке, перекладывать его из одной руки в другую долго, рассматривать и затем тянет в рот.
Когда ребенок берет игрушку в рот, он многое о ней узнает. Это один из методов познания окружающего мира. Поэтому не запрещайте малышу грызть игрушки, просто следите за тем, чтоб они всегда были чистыми.
Зрение ребенка 5 месяцев
Ребенок уже может сконцентрировать свое внимание на каком-то предмете в течение 10-15 минут. Причем если раньше он смотрел лишь на то, что само бросалось в глаза (например, яркий мягкий медвежонок), то теперь кроха сознательно выбирает «объект для наблюдения». Проведите с ребенком несложную тренировку, поучите его дольше концентрировать взгляд. Положите ребенка на живот, на расстоянии 70 см от его глаз катайте красный мячик. Малыш будет внимательно следить за ним, провожать его взглядом.
Здоровье ребенка 5 месяцев: прививки от АКДС и полиомиелита, диатез, режим
На 5 месяце месяце нужно провести ребенку третью вакцинацию от дифтерии, коклюша и столбняка — АКДС (она делается в комплексе) и отдельно — от полиомиелита.
Узнайте у врача, нужен ли ребенку прием витамина Д. А если вы уже даете его ребенку, то поинтересуйтесь, есть ли необходимость изменить дозировку.
Прогулка ребенка 5 месяцев
Ребенок в пять месяцев должен проводить на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Лучше выходить на прогулку несколько раз в день. Малыш уже живо интересуется происходящим вокруг, с ним стало интереснее гулять. Иногда меняйте коляску на слинг, так вы сможете без проблем подойти с ребенком к каждому дереву, потрогать кору и веточки, показать поближе уличных животных и птиц, яркие вывески.
Если на улице теплое время года и солнечно, сходите на пикник. Возьмите с собой еду для себя и ребенка, книгу или плеер и отправляйтесь в парк. Умеренные порции ультрафиолетового облучения необходимы растущему детскому организму. Только не забывайте, что у маленького ребенка кожа очень нежная, поэтому ее нельзя подставлять под палящие солнечные лучи. Они бывают двух видов: UVB и UVA. Первые более короткие, они попадают только в поверхностный слой кожи — эпидермис и могут вызвать ожоги. Лучи UVA проникают глубже, и мы не чувствуем их непосредственного вредного воздействия. Но оно есть – эти лучи вызывают раннее старение кожи.
Пока ребенку не исполнится полгода, не следует брать его на пляж. Даже когда в летний день ребенок находится в тени деревьев, нельзя раздевать его полностью.
В холодное время года прогулки для ребенка обязательны. По возможности доставайте ребенка из коляски, подставляйте личико под редкие солнечные лучи.
И лужи, и мокрые листья, и дождь — все способно заинтересовать вашего малыша. Не упускайте возможность показать ему природу в каждое время года.
Упражнения для детей 5 месяцев
1. Велосипед
Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.
2. Легкие шаги
Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.
Ползание. Как научить ребенка ползать.
Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.
Что делать, если у ребенка текут слюни
Если у вашего ребенка обильно текут слюни, то на это есть две причины: прорезывание первых зубов и появление в рационе новых продуктов. Так пищеварительная система ребенка реагирует на новый вид пищи.
Прорезывание зубов, как правило, проходит болезненно: у ребенка зудят десны, может появиться насморк, небольшой отит, нарушится пищеварение, может подняться температура.
Специального лечения не требуется. Действуйте по обстоятельствам: если температура у ребенка превысила 38 градусов, дайте жаропонижающее болеутоляющее средство. Это на какое-то время снимет боль. К деснам прикладывайте охлажденные прорезыватели, хорошо помогает холодный кусочек яблока. В аптеке купите специальный гель для облегчения прорезывания зубов.
Психическое развитие
В этом возрасте мамочки обожают баловать своих детей новыми яркими игрушками. Превратите каждую покупку в развивающее занятие. Покажите малышу, как пользоваться различными предметами — шарик бросать, пирамидку собрать, плюшевую игрушку обнять и так далее. Не забывайте, что каждая игрушка будет попробована на вкус. поэтмоу позаботьтесь о безопасности.
Почаще разговаривайте с ребенков. Задавайте вопросы, вводите новые слова, меняйте интонации. Разговаривайте иногда шепотом.
Что умеет ребенок?
— переворачиваться со спины на живот;
— лежа на животе, долго «плавать», поднимая одновременно ручки и ножки;
— пищать от удовольствия, громко смеяться;
— хватать игрушки, которые мне протягивают на уровне груди;
— легко снимать носочки со своих ножек;
— оценивать расстояние до интересующего предмета,
— понемногу есть с ложки.
Уход за малышом
Кормление
Для малышей, которые находятся строго на грудном вскармливании, особого режима питания нет. Кормите ребенка по требованию. В 5 месяцев прикорм пока не вводят. конечно, если у малыша нет проблем со здоровьем, а у мамы вдоволь молока.
У ребеночка-искусственника — пятиразовый прием пищи с перерывами по 3,5-4 часа. В среднем малыш ест до 1000мл смеси ежедневно. Прикорм, помимо овощей и каши, уже включает растительное масло и фруктовые пюре.
Сон
Самое важное нововведение — это то, что в 5-месячном возрасте малыши уже могут спать по ночам непрерывно по 10 часов. Это большое облегчение для родителей. Дневной сон — без изменений: 5 часов, разбитых на 3 «подхода».
Гигиена
В этом возрасте гигиенические процедуры уже хорошо знакомы малышу. Продолжайте их выполнять в том же режиме. что и раньше. Умывайте личико ребенка, протирайте глазки. Носик и ушки чистите, когда это необходимо. Обязательно регулярно постригайте ноготочки: малыш может легко поцарапаться. Массаж и ежедневная гимнастика также обязательны.
Мини-программа |
1. Продолжать развивать у ребенка восприятие предметов, предлагая ему для рассматривания и практического действия игрушки, обладающие различными видимыми свойствами — (цвет, форма, величина и пр.) и скрытыми свойствами (упругость, динамичность, масса, фактура, звучание и т.п.), с которыми ребенок знакомится в процессе непосредственного самостоятельного действия (манипулирования). 2. Обогащать сенсорный опыт ребенка, привнося в занятия с предметами более сложные виды ориентировки: зрительно-слуховые, зрительно-осязательные и др., возникающие при формировании первых навыков манипулирования с предметами (игрушками). |
1. Обогащать чувства ребенка, используя различные моменты режима и специальные игровые ситуации с предметами (игрушками). 2. Активизировать практическое взаимодействие ребенка со взрослым в процессе игры с предметами. |
1. Продолжать развивать у ребенка подготовительные речевые навыки: вокализацию, «гуление». 2. Способствовать их возникновению без побуждающих действий со стороны взрослого, т.е. по инициативе ребенка, как результата его эмоциональной достаточности. |
1. Создавать ребенку условия для овладения более сложными общими двигательными умениями (поворотами). 2. Продолжать формировать у ребенка целенаправленные движения руки к предмету: различные способы захвата и притягивания. 3. Способствовать развитию действий руки — ладоней и пальцев, предлагая соответствующие виды игровых действий с предметами.
|
Задачи |
1. Учить ребенка узнавать знакомые предметы или игрушки из различных положений: лежа на спине, на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. 2. Из этих положений учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним. 3. Побуждать малыша из положения лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки ребенка, при этом выполнять поворот на бок с целью овладения игрушкой (предметом), находящимся от него сбоку. |
1. Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком, находя яркие ситуации показа предметов, игрушек и просто ласкового общения. 2. Эмоционально «подпитывать» ориентировочно-исследовательские действия малыша, направленные на запоминание и узнавание знакомых и незнакомых объектов (людей, игрушек). |
1. Давать «образцы» правильного произношения звуков родного языка. 2. Включать их в фольклорные «переклички» с использованием уже имеющихся у ребенка вокализаций (речевое подражание). 3. Побуждать к вокализациям, используя магнитофонные записи речевых реакций самого ребенка (подражание «самому себе»). |
1. Продолжать развивать у ребенка крепость мышц рук, плечевого пояса и шеи, побуждая к ярким поисковым, ориентировочно-исследовательским действиям, требующим удержания тела в положении лежа на спине и опираясь на ладони выпрямленных рук. 2. Способствовать овладению ребенком поворотами с живота на бок, со спины на живот. 3. Продолжать развивать соответствующее положение ладони и пальцев, способствующее раскрытию кулачка и умению брать (перехватывать) игрушку, протянутую ребенку взрослым. |
Реализация мини-программы и задач воспитания |
Занятие 1 Материал. Матрешка-неваляшка. Ход занятия. Взрослый создает специальные игровые ситуации, в которых осуществляются задачи воспитания. Он показывает ребенку, лежащему на спине, игрушку. Например, матрешку-неваляшку (1-2 мин.) с расстояния 50 см. Затем перемещает игрушку так, что она оказывается сбоку. Раскачивает ее, привлекая внимание малыша. Взрослый подтягивает край пеленки, на которой лежит ребенок, и таким образом стимулирует его поворот на бок. Вместе с тем малыш как бы делает его сам. При этом методе «пассивного» обучения (с помощью пеленки) ребенок получает все те ощущения, которые соответствуют реальному самостоятельному действию, и очень скоро овладевает поворотами на бок (влево и вправо), со спины на живот и т.д. Когда малыш перевернется на бок, мама помогает ему высвободить ручку. Последнее совершенно необходимо, если ребенок делает поворот на живот. Когда малыш принимает устойчивую позу, взрослый придвигает к нему игрушку. Ребенок тянет руки к матрешке, расположенной теперь уже перед ним, дотягивается рукой, дотрагивается до нее, отталкивает, раскачивает, т.е. приводит ее в действие. Варианты Взрослый показывает матрешку-неваляшку ребенку, находящемуся на руках у другого взрослого, т.е. из вертикального положения (сажать малыша не следует). Ребенка поддерживают под спинку. Он «узнает» неваляшку с расстояния 50-80 см. Взрослый подносит малыша к игрушке, давая возможность исследовать ее из вертикального положения.
Занятие 2 Материал. 2 гладких цветных кольца (например, красного и белого цвета) диаметром 10-12 см и сечением 1-1,5 см, к которым прикреплены маленькие колокольчики или бубенчики. Можно использовать также шарик-погремушку, укрепленный на кольце. Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама показывает малышу колечко, встряхивает его, приводя в движение колокольчик. Затем осторожно вкладывает кольцо в руку малыша между большим и четырьмя другими пальцами и помогает удержать предмет, обхватив руку ребенка своей рукой. Встряхивает кольцо. Говорит: «Динь-динь!», имитируя голосом звук колокольчика. Делает паузу (15 сек.). Убедившись, что дитя удерживает предмет, постепенно отпускает его руку, давая возможность действовать самостоятельно. Аналогичные действия проводятся с колечком другого цвета. Во второй части занятия мама укрепляет на ленточке эту же игрушку. Теперь игрушка зависает на высоте 10-15 см над грудью ребенка слева или справа от него. Мама подводит на ленте кольцо к руке малыша, чтобы оно коснулось его пальцев, побуждая ребенка схватить и притянуть к себе предмет. В третьей части занятия, если ребенок овладел действием захватывания кольца, мама может повторить это упражнение, положив ребенка на живот. Аналогичные занятия проводятся с другими игрушками (цветными трубочками, шариками, вертушками и пр.), расположенными перед ребенком на низко натянутом шнуре (на уровне его полусогнутых или поднятых вверх рук). Ребенок может не только захватывать предметы, но и смещать их влево или вправо.
Занятие 3 Материал. 3 разноцветных шарика (диаметром 3-4 см) и 3 разноцветных кубика (3x3x3 см), пластиковые или деревянные, имеющие сквозное отверстие. Их цвет выбирается произвольно, но так, чтобы при нанизывании на ленту (длиной 150 см), получилась красочная гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов. Ход занятия. Ребенка кладут на живот так, чтобы его туловище наполовину оказалось в кольце, очерченном лентой. Все предметы на другой части ленты располагаются полукругом перед малышом. Мама дает возможность ребенку рассмотреть лежащие перед ним шарики и кубики. Если малыш не делает попыток протянуть руку к предмету, взрослый передвигает шарик или кубик к нему поближе, а при необходимости выполняет это действие рукой малыша в замедленном темпе, давая возможность рассмотреть предмет. «Ш-а-р-и-к, ш-а-а-а-р-и-к! К-у-у-у-б-и-к!» — говорит мама, интонируя голосом, повышая и понижая его, выделяя гласные звуки «а», «у», которые входят в состав речевых звуков при гулении. Через 2-3 мин. следует перевернуть ребенка на спину и дать возможность немного отдохнуть. Во второй части занятия взрослый помогает ребенку сделать поворот со спины на бок и на живот. Лежа на животе, он вновь захватывает и подтягивает к себе игрушки. Так дитя действует 2-3 мин., после чего мама поворачивает его на спину. Аналогичные занятия проводятся с игрушками, которые ранее (в 2-3 мес.) использовались как вкладыши (ягодка, грибок, куколка, морковка, огурчик, груша и т.п.), а также с разноцветными колокольчиками.
|
1. Близкий человек подходит к малышу. Затем сразу же подходит незнакомый. Ребенок при виде близкого человека радуется, оживляется. При виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения. Если знакомый взрослый уходит, малыш хмурится и может заплакать. Незнакомый взрослый ласково разговаривает с малышом, лежащим на спине (30-60 сек.), после паузы (30 сек.) с ребенком заговаривает близкий человек. После следующей паузы вновь подходит и разговаривает с малышом незнакомый взрослый. Ребенок прислушивается к незнакомому голосу, ищет говорящего глазами. При повторных обращениях малыш демонстрирует нейтральное отношение. К голосу близкого человека прислушивается, ищет его, улыбается. «Призывает» его, беспокоится. Если взрослый замолкает и не подходит к малышу, может заплакать.
|
1. Взрослый создает атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Голосовые проявления отражают его настроение. Малышу необходимо «услышать» самого себя. Ребенок начинает «гулить», произносить нараспев гласные звуки, артикулируя их четко и правильно. Если ребенок пассивен, взрослый может его активизировать. Используется магнитофонная запись его же голоса. Желательно сделать такую запись в моменты, когда ребенок в хорошем настроении, весел и «гулит», как говорится, от всей души в часы бодрствования. Ребенок, прислушавшись, начинает повторять свои же голосовые реакции. Взрослый разговаривает с малышом ласково. Затем после паузы (5 сек.) строго, потом опять ласково. Ребенок на ласковую интонацию оживляется, на строгую — хмурится, может заплакать. |
Общие движения Повороты тела 1. Взрослый регулярно в часы бодрствования кладет малыша на живот, на расстоянии 50 см кладет игрушку и наблюдает. Ребенок поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук. Проявляет интерес к тому, что демонстрирует взрослый, действуя с игрушкой, проявляет желание дотянуться, схватить и т.п. 2. Взрослый создает ситуации, помогающие ребенку сделать самостоятельные повороты. С этой целью игрушку кладет рядом с ребенком так, чтобы он не мог ее взять без поворота. Ребенок следит за игрушкой, поворачивает голову, туловище, ложится на бок и сразу переворачивается на живот. Выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову. Развитие действий руки Взрослый демонстрирует ребенку предмет (игрушку) с длинной ручкой (10-12см). На высоте 20-30 см над грудью ребенка взрослый держит погремушку (5-10 сек.), привлекая к ней внимание. Ребенок смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее из рук взрослого. Может выполнить это действие и одной рукой.
|
Показатели развития ребенка к концу 5-го месяца |
1. У ребенка наблюдаются целенаправленные действия притягивания и захватывания предметов и игрушек с расстояния вытянутой руки (30-50 см) из удобного положения. 2. Малыш может удерживать предмет в течение 30 и более секунд. В случае неудачи ребенок делает попытки к повторному действию без побуждений со стороны взрослого. 3. Ребенок узнает знакомые предметы и игрушки, отличает их от незнакомых, впервые увиденных. Знакомый предмет воспринимается как «комплекс свойств» не только визуально (зрительно), но и на основе практического действия — физического контакта. Взаимодействие с предметами и игрушками принимает характер манипулирования, в основе которого активные исследовательские действия. Малыш стремится воздействовать на предмет или игрушку, выявить их «скрытые» свойства. Это подготовительный этап к развитию предметной деятельности. |
1. Ребенок отличает близких людей от чужих. Узнает голос близкого человека, не только говорящего, но и поющего. 2. Ребенок стремится войти в контакт с мамой (ухаживающим взрослым). Ярко реагирует на ее настроение, «откликается» на ее улыбку, смех, игровые действия. Отличает «строгие» нотки в ее голосе от ласкового, приветливого обращения. 3. «Гуление» часто сопровождает контакты взрослого с ребенком. Малыш гулит, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и удержать его около себя. |
1. Ребенок подолгу певуче гулит. При этом демонстрирует сформировавшуюся артикуляцию гласных звуков, которые произносит в часы бодрствования без видимых действий со стороны взрослого, а только при виде его или в момент яркой, игровой ситуации. 2. Способен подражать «самому себе», слыша свой голос в магнитофонной записи. 3. Гуление является необходимым компонентом общения (двустороннего контакта ребенка и взрослого). Гуление начинает выступать как средство коммуникации. Произведения малых фольклорных жанров (потешки, пестушки, песенки, присказки и т.п.) для маленьких эмоционально воспринимаются ребенком и способствуют развитию речевых навыков. |
1. Ребенок может относительно долго лежать на животе, подняв туловище и опираясь на ладони выпрямленных рук. 2. Ребенок переворачивается со спины на живот. 3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Ребенка берут подмышки и опускают на твердую опору. Твердо опирается полностью выпрямленными ногами и всей стопой о поверхность в течение 3-4 мин. 4. Ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее до 1 мин., не роняет.
Пояснение: С 4-го месяца начинает формироваться положение ладони и пальцев, удобное для захватывания предметов, в частности, дифференцированное положение большого пальца. К 5-му месяцу раскрывается кулачок ребенка, что позволяет свободно брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в течение 1-2 мин. |