Что должен уметь делать ребенок в 3 месяца?
Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.
В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир
Основные умения
Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.
Познание окружающего мира
Трехмесячный ребенок:
- активно познает окружающий его мир;
- координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
- крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
- пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.
Познание окружающих людей
Малыш в 3 месяца:
- внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
- вслушивается в его голос;
- может запомнить голоса родных людей;
- различает их интонации;
- осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, — это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
- умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
- плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
- активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.
Хватательный рефлекс
Кроха в возрасте 3 месяцев:
- теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
- все чаще открывает ладошки;
- ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
- при удачной попытке тянет ее в рот;
- изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
- владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
- тянется ручками к взрослым;
- подтягивается, когда его берут на ручки.
Физическая активность ребенка
Малыш в 3 месяца:
- перекатывается со спинки на животик;
- охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
- если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.
Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития — и об этом должны помнить все — у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.
Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру
Отклонения в развитии
Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:
- удерживать головку даже на непродолжительное время;
- реагировать на источник голоса, шума — любого звука извне;
- тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
- следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
- реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
- разглядывать собственные ручки;
- корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
- играть своими пальчиками.
Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.
Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры
Корректировка развития
Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.
- Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
- Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
- Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
- Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
- Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
- Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.
К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать — тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!
agushkin.ru
Ребенку 3 месяца — что он должен уметь делать?
Младенец быстро растет и развивается. Вот ему уже три месяца. Ребенок все еще большую часть времени спит, но во время его бодрствования родители замечают, как много новых умений появляется у крохи, он начинает активно интересоваться окружающим миром. Что должен уметь делать ребенок в этом возрасте и не отстает ли он в развитии, интересует каждого заботливого родителя.
Физиологическое развитие
Трехмесячный малыш значительно отличается от новорожденного. У малыша округлились щечки, появились складочки на руках и ногах.
Ребенок в три месяца уверенно держит головку в вертикальном положении, поднимается на предплечья из положения «лежа на животе». Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на животик. Проходит повышенный тонус мышц. Появляются более скоординированные движения. Малыш может схватить игрушку, поднести к лицу, берет пальцы в рот, изучает свое тело.
Проходят некоторые рефлексы новорожденного, но не все. Рефлекс ползанья и сосания еще сильно выражены.
Система пищеварения продолжает развиваться: увеличивается объем желудка, ребенок больше кушает.
Вес и рост
Вес и рост ребенка в 3 месяца зависит от его веса и роста при рождении. Если новорожденный малыш в среднем весит 3,0-3,9 кг, то в три месяца его вес составит от 5,2 до 6,2 кг. Мальчики обычно весят немного больше, чем девочки.
В среднем девочки на третьем месяце набирают 700-800 грамм, мальчики 800-900 г. Всего за три месяца средняя прибавка в весе составляет 2200 г (600+800+800).
Средний рост ребенка в три месяца составляет 58- 62 см. Прибавка за третий месяц – 2,5 см, всего с рождения – 8,5 см.
Окружность головы малыша увеличивается на 1 см, а грудной клетки – на 1,5 см. Таким образом, окружность головы по-прежнему немного больше.
Средние значения показателей физиологического развития малыша довольно условные величины и зависят от разных факторов: питание, наследственность, заболевания ребенка и прочие.
Кормление
Основным питание в три месяца остаются материнское молоко или адаптированная смесь. Конечно, грудное вскармливание более предпочтительно. В этом возрасте не нужно вводить никакой прикорм или допаивать малыша водой. Допаивание возможно только в сильную жару или при обезвоживании ребенка.
Как правило, к этому возрасту лактация у кормящей матери уже установилась. Но бывают ситуации, когда молока прибывает недостаточно. Например, если мать испытывает стрессы, неправильно питается, сильно устает. Для увеличения лактации необходимо отрегулировать режим дня кормящей мамы и ее питание. Стоит исключить вредную пищу, добавить в рацион молочные продукты, животный белок, чай, морсы, компоты. Можно принимать отвары трав для увеличения лактации.
Еще один хороший способ увеличить количество молока – чаще прикладывать малыша к груди, не делать больших перерывов. Если не удается наладить лактацию и обеспечить достаточное количество молока, малыш недостаточно прибавляет в весе, то необходимо проконсультироваться со специалистом по поводу докармливания ребенка.
Теперь ваш малыш все чаще будет проявлять свои эмоции
Режим
В 3 месяца у ребенка уже установился свой определенный режим. Младенец просыпается приблизительно в одно и то же время, кушает через определенные промежутки времени, больше бодрствует. Тем не менее, основную часть суток малыш все-таки спит – примерно 16 часов. Основное время ночью 8-10 часов, и несколько раз днем по 1-2 часа.
Рекомендуется минимум два раза в день выносить ребенка на улицу. Можно совместить прогулку со сном, на свежем воздухе сон более крепкий. В теплое время можно проводиться с ребенком на воздухе несколько часов подряд. Не стоит выносить малыша только в сильный мороз, когда температура ниже -10 градусов.
Уход
- Ребенок нуждается в каждодневных гигиенических процедурах.
Утро лучше начать с умывания. Протираем лицо младенца тампоном, смоченным теплой водой. Протирая глазки, нужно менять тампон для каждого глаза. - Почистите аккуратно ушки малыша с помощью ватных жгутиков.
- Осматривайте ногти младенца, при необходимости остригите их, чтобы кроха не поцарапал себя.
- Чистить нос и ушки каждый день не обязательно. Это необходимо делать по мере необходимости. Лучше выполнять эти действия после купания. Стричь ногти также можно после купания, когда ногтевая пластина более мягкая.
- Обязательно нужно подмывать ребенка под проточной теплой водой после опорожнения кишечника и после того, как он пописает несколько раз. После каждого мочеиспускания мыть не нужно.
- Нужно ежедневно купать малыша. Процедуру лучше проводить до кормления перед ночным сном. Температура воды 36-37 градусов. Применять косметические средства при купании каждый день не рекомендуется. Мыло лучше использовать 1-2 раза в неделю.
- Можно начинать закалять ребенка. Устраивать малышу воздушные ванны (постепенно повышая время до 10 минут).
- Можно делать ребенку массаж. Легкие поглаживания и постукивание мышц ручек, ножек, спинки. Это поможет нормализовать тонус мышц крохи, укрепит физическую форму ребенка. Достаточно 5-10 минут.
Лучше делать это до приема пищи.
Психологические изменения
Малыш трех месяцев продолжает активно развиваться психоэмоционально. Он умеет улыбаться, начинает гулить, реагирует на звуки. Что должен уметь делать малыш в 3 месяца? К концу третьего месяца малыш овладевает такими умениями:
- Начинает узнавать маму и близких людей;
- Умеет выражать свои эмоции криком;
- Начинает произносить отдельные звуки;
- Улыбается при положительных эмоциях, видя улыбки близких людей;
- Старается обратить внимание родителей звуками, пытается «говорить»;
- Поворачивает голову на звук;
- Скучает в одиночестве, требует внимания;
- Следит за движущимися игрушками, обращает внимание на яркие однотонные предметы;
- Рассматривает свои ручки, интересуется своим телом, изучает его ручками;
- Хорошо удерживает головку в вертикальном положении или приподнимаясь на ручках лежа на животе;
- Пытается сгибать ножки, поворачивается на бок, а иногда и переворачивается на животик;
- Пытается ползти лежа на животе, чаще получается назад;
- Если малыша держать подмышками, то он упирается ножками в твердую поверхность;
- Сует в ротик пальцы и игрушки, может сосать пеленку, мамину одежду;
- Любит щупать различные предметы, развивая тактильные ощущения.
Не всегда трехмесячный ребенок обладает всеми этими умениями. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее. Поэтому если кроха пока не научился что-либо делать из этого списка, не нужно переживать.
Больше информации о жизни малыша в этот период – в этом видео:
Как стимулировать развитие, чем можно занять
Известный детский врач Комаровский Е.О. акцентирует внимание, что для ребенка очень важно общение с близкими людьми. Регулярные занятия с малышом помогают стимулировать его к получению новых умений и знаний.
Если мама постоянно беседует со своим ребенком, то он быстрее учится произносить звуки, имитирует речь. Хорошо, чтобы ребенок видел маму, когда она говорит. Он смотрит на движение ее губ и старается их повторять.
Можно комментировать все свои действия. Так малыш быстрее запомнит и поймет слова.
Для стимуляции познавательного развития ребенка 3 месяца можно предпринять такие действия:
- Использовать подвижные игрушки. Можно для этих целей прибрести специальный детский мобиль.
В нем игрушки крутятся по кругу, играет музыка. Детям очень нравится наблюдать за этим процессом. Можно повесить в зоне досягаемости несколько игрушек или погремушек, чтобы ребенок мог дотянутся и потрогать их ручками, ударить, подергать. Такие занятия хорошо увлекают малыша этого возраста. Главное, чтобы игрушки были безопасны, не имели мелких деталей.
- Для развития тактильных ощущений можно давать ребенку трогать игрушки из разных на ощупь материалов, или просто куски различной ткани: бархат, вельвет, шелк и другие.
- Познакомьте кроху с яркими картинками с крупными изображениями людей, предметов, животных.
- Дети этого возраста любят музыку, интересные звуки.
- Чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции, можно для него станцевать, спеть, покружиться, посмеяться.
Малыш он чутко улавливает настроение мамы.
Конечно же, для физического развития ребенка понадобятся специальные упражнения.
С малышами в этом возрасте можно поиграть. Подойдут такие игры:
- Прятки. Мама прячется за платком или бортиком кровати ненадолго и спрашивает: «Где мама?». Выглядывает и говорит: «А вот мама!». Дети обычно очень радуются появлению мамы.
- Стишки и потешки. Рассказывайте крохе разные стишки, сопровождая их действиями.
- Поиграйте с малышом в обезьянку. Возьмите его на руки. Расстояние от его лица до лица мамы 20-25 см. Когда ребенок сосредоточился на лице матери, можно начинать. Покажите ему язык и спрячьте. Так несколько раз. Можно широко открывать и закрывать рот, глаза.
Ребенок постепенно старается повторить движения. Подражание поможет малышу в будущем освоить многие умения.
Общение с малышом теперь доставляет еще больше удовольствия
Упражнения с малышом
Для получения видимого эффекта выполнять занятия с младенцем нужно регулярно.
- Ребенок лежит на твердой поверхности, на спине. Покажите ему яркую игрушку, расположив ее на расстоянии 20-30 см напротив лица ребенка. Двигайте игрушку поочередно влево и вправо, малыш должен следить за ней. Хорошо сопровождать это упражнение словами, превратив его в игру. Например, показали яркий кубик: «Смотри кубик». Добились фиксированного взгляда малыш, и, двигая кубик говорите: «Где же кубик? А вот кубик!»
- Положение то же. Поднесите к стопам ребенка мяч. Ребенок попытается попинать его ногами.
- Можно проделать упражнение 1, заменив игрушку колокольчиком. Ребенок будет реагировать на звук, и поворачивать голову в сторону источника звука. Спрашивайте у малыша: «Где звенит?»
- Поворачивайте ребенка на бочок. Пусть попробует переворачиваться обратно на спинку или на живот.
- Положите малыша на животик. Он опирается на предплечья и поднимает головку. Поставьте перед ним игрушку, чтобы ребенок тянулся за ней. Под стопы малыша поставьте руки. Малыш немного проползет за игрушкой, отталкиваясь стопами ног.
- Малыш лежит на спине. Предложите ему указательные пальцы рук, а когда он ухватится, попытайтесь немного приподнять верхнюю часть туловища. Ребенок уже пытается сам поднимать головку.
- Поддерживая младенца подмышками, ставим на твердую поверхность. Он крепко упирается стопами ног. Может слегка приседать.
Хорошо упражнения совмещать с небольшим массажем. Это поможет укрепить мышцы ребенка.
Один день малыша
С малышом в возрасте 3 месяца можно интересно проводить время. Просыпаясь, кроха улыбается маме, и ее настроение поднимается. Распорядок дня в этот период выглядит примерно так:
6 часов утра. Ребенок просыпается. Первое кормление.
6.30 – утренние гигиенические процедуры.
7.00 – игры с малышом.
7.30 – сон.
9.00 – второе кормление.
9.30 – бодрствование, прогулка.
10.30 – сон. Можно на свежем воздухе.
12.30 – пробуждение, кормление.
13.00 – занятия с ребенком, игры.
14.00 – сон.
15.30 – кормление, бодрствование, прогулка.
16.30 – сон, можно совместить с прогулкой.
17.30 – пробуждение, бодрствование, кормление по требованию.
19.00 – купание, массаж, кормление
20.00 – укладывание на ночной сон.
23.00 – последнее кормление и сразу укладывание спать.
Такой режим дня всего лишь рекомендация. У многих детей сон бывает более короткий и частый. Грудное кормление по требованию также не допускает 3-х часов перерыва. Поэтому каждый регулирует свой распорядок под особенности биоритма своего ребенка.
Возможные проблемы
У ребенка в этот период развития могут возникать такие сложности:
- Прибавка в весе недостаточна. Дети прибавляют в весе неравномерно. Особенно зависит от того, какой способ кормления у ребенка. Так малыши на грудном вскармливании набирают вес несколько медленнее. Однако, если прибавка в весе совсем маленькая, то матери стоит пересмотреть организацию лактации. В случае, если малыш голодает, врач посоветует докармливать его. Бывают ситуации, когда ребенок болеет и поэтому недостаточно прибавил в весе. В любом случае следует проконсультироваться с врачом.
- Короткий и беспокойный период сна. У малышей в этом возрасте еще недостаточно зрелая нервная система. Это может вызывать ее переутомление и некрепкий непродолжительный сон. Поможет пересмотр режима дня малыша. Длительные прогулки на свежем воздухе.
- В три месяца обычно проводят первую прививку АКДС. Вакцина имеет ряд побочных эффектов и может вызывать различные реакции организма: повышение температуры, покраснение, отек, уплотнение в месте укола, потеря аппетита, понос и другие. В большинстве случаев достаточно дать ребенку жаропонижающее и обезболивающее и реакция пройдет за 2-3 дня. Но иногда требуется помощь врача. В это время необходимо особенно внимательно следить за самочувствием крохи.
Если у вас еще остались вопросы об этом периоде жизни малыша, рекомендуем вам посмотреть следующее видео:
umnyash.com
Что должен уметь ребенок в 3 месяца
Трехмесячный малыш радует родителей новыми умениями и навыками, однако важно точно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца, чтобы своевременно контролировать его физическое и психическое развитие. Этот непростой период характеризуется активным ростом крохи, причем фаза бодрствования только продлевается. Задача взрослых – подмечать даже малейшие перемены в развитии и поведении малыша, своевременно обращаться к участковому врачу за подробной консультацией. Видя, что умеет ребенок в 3 месяца, можно судить о его сознательности.
Развитие ребенка в 3 месяца
По возрасту и весу показано ежемесячно консультироваться с педиатром, который дает рекомендации, согласно установленной стандартами ВОЗ таблице прибавки массы тела. Родителей должен беспокоить тот факт, что кроха недобирает в весе, да и перебор тоже не на пользу. Дети в 3 месяца учатся брать игрушки, внимательно следят за их перемещением перед глазами. Грудничок будет выглядеть озадаченно, но не утратит интерес к вновь появляющимся на расстоянии вытянутой руки предметам. На этом умения трехмесячных малышей не заканчивается, родителей ждет много увлекательного.
Достижения ребенка в 3 месяца
В движениях ручками помогает малышу особая осознанность, а его действия перестают быть хаотичными и беспорядочными. Он уверенно держит головку, старается перевернуться со спины на животик, но по-прежнему занимает положение лежа. Если в детскую кроватку повесить мобиль и завести, он будет осознанно реагировать на источники звука. Не могут не радовать и другие умения ребенка в 3 месяца. Вот маленькие достижения грудничков:
- начинают реагировать на мелкие предметы;
- учатся поворачивать головку из положения лежа на животе;
- начинают переворачиваться;
- поднимают голову при резких звуках;
- стараются удерживать игрушку;
- учатся показывать радость и грусть;
- умеют различать звуки;
- начинают делать несложные физические упражнения.
Что должен уметь делать ребенок
Малыш в таком возрасте еще живет грудным вскармливанием, особенности питания не рекомендуется менять до возраста полугода. При посещении детского врача становится понятно, какие навыки и новые умения должны присутствовать у грудничка в столь нежном возрасте. Четко следовать представленной информации не рекомендуется, однако обращать внимание на отдельные нюансы все же не будет лишним. Вот основные требования ВОЗ, что должен делать ребенок в 3 месяца:
- некоторые дети умеют переворачиваться;
- ребенок реагирует на яркую погремушку;
- может научиться держать яркую игрушку;
- некоторые дети уже улыбаются;
- опираются о пальцы родителя и стараются приподняться.
Психомоторное развитие
Если говорить о здоровых малышах, в 3 месяца они отличаются повышенной активностью, моральной уравновешенностью, любознательные и излишне суетливые. Мелкая моторика маленьких ручек очень важна, но развита не до конца – не хватает навыков, а во всем остальном можно дать следующую оценку развития 3 месячного крохи. Итак:
- ребенок устойчиво лежит на спине;
- голова симметрично фиксируется на весу;
- центр тяжести тела по-прежнему смещен;
- ноги тянутся к животу, если кроху слегка потянуть за ручки;
- при попытке поставить ребенка ноги остаются в согнутом положении;
- в состоянии покоя кисти разомкнуты, сжимает при пробуждении;
- рефлексы автоматической ходьбы и опоры исчезают.
Психическое развитие
Если погладить кожу малыша в 3-х месячном возрасте он обязательно заулыбается или по-другому отреагирует на этот жест. Мышцы спины развиты не до конца, но помогают ребенку удерживать голову и познавать окружающий мир. Это уже не новорожденный, а грудничок, которому тоже свойственны перепады настроения, хандра, повышенное беспокойство. Кроха в таком возрасте не должен отказываться от общения, умеет реагировать на мимику и интонацию. Занятия с мамой ему приносят удовольствие, главное – чтобы вовремя кормили грудным молоком.
Навыки ребенка в 3 месяца
Если новорожденный больше спит, то 3-х месячный ребенок стремится к изучению окружающего мира, общению, тесному контакту с родителями. Он всячески привлекает внимание взрослых, разговаривает на своем уникальном языке. В организме ребенка на данном этапе не протекает глобальных процессов, однако его сознание уже склонно к обучению. Одни и те же действия крох совершает по многу раз, готовится к самостоятельности. Вот его основные навыки, что должен уметь маленький ребенок в 3 месяца:
- самостоятельно держит голову;
- переворачивается;
- опирается на одну ногу и отталкивается;
- привыкает к выработанному режиму кормления;
- пытается ползти на одном месте.
Особенности развития недоношенного ребенка
Важно понимать, что должен уметь ребенок в 3 месяца, если мать родила его недоношенным. Некоторые детки еще не держат голову, а другие не способны удержать в руке погремушку и пару секунд. Физическое и психическое развитие малыша в 3 месяца нарушено патологическими родами, а дать оценку физиологическим и поведенческим особенностям пострадавшей стороны может только лечащий врач. Все зависит от степени патологического процесса – не более. Вот основные особенности для недоношенного в 3-х месячном возрасте:
- основные развлечения на протяжении суток – кормление и сон;
- ребенок фокусирует взгляд на родителях, удерживает его несколько секунд;
- формируется хватательный и сосательный рефлекс;
- улыбка еще отсутствует, но уже наблюдается сосредоточенный взгляд;
- настроение меняется, а вместе с ним и мимика лица.
Отклонения в развитии
Если новорожденный появился на свет в результате патологических родов, не исключено, что его здоровье может заметно пострадать уже в раннем возрасте. Ели у трехмесячных крох наблюдается отставание в развитии, требуется срочно сообщить об этом специалисту, пройти диагностику и преступать к эффективному лечению. Потенциальные отклонения могут развиваться и после кесарева сечения. В целом, речь идет о следующих аномалиях. Ребенок:
- не умеет держать головку и фокусировать взгляд;
- не может сосредоточить внимание на приближенной игрушке;
- не реагирует на звуки, громкие разговоры, хлопки;
- перестал рассматривать ручки, больше не тянет ножку;
- ребенку помогают брать игрушку с близкого расстояния;
- не играет с пальчиком.
Уход за ребенком
Груднички меньше плачут, чем новорожденные, поэтому у родителей начинают появляться ночи полноценного отдыха. Ребенок должен развиваться, а взрослые люди только этому способствовать и ухаживать за новым человеком. Способствует повышению способностей крохи массаж. Проводить сеанс можно в воде или на суше, массаж отлично расслабляет перед сном. Другие мероприятия по уходу за крохой представлены ниже:
- Ежедневно выполнять водные процедуры, обаятельно мыть руки себе и ребенку после каждой прогулки на улице.
- Родитель должен уметь выполнять массаж, а проводить указанную процедуру желательно дважды за сутки – утром и вечером.
- Тщательно осматривать кожу рук на предмет инфекционных заболеваний, а при наличии таковых отправиться в поликлинику, проконсультироваться с дерматологом.
- Не передерживать памперс, иначе он наполняется водой и создает на чувствительной коже видимое и болезненное покраснение, раздражение.
- Кормить ребенком мама должна только грудным молоком, лактация согласно правилам ВОЗ, дополнительно можно вводить прикорм, но не задействовать его даже на половину.
Видео
mosmama.ru
как соблюдать правильный уход и влиять на развитие
В этой статье:
В возрасте 3,5 месяцев развитие ребенка идет полным ходом. Малыш становится более активным и интересным. Он очень любит прикосновения близких, о чем спешит сообщить открытой улыбкой. Телесный контакт для него не просто удовольствие. На этом этапе это часть его сенсорного развития и возможность получить больше информации об окружающем мире.
Как происходит физическое и психологическое развитие ребенка в 14 недель и в какие игры можно поиграть с крохой, чтобы сделать этот процесс еще более активным? Об этом ниже.
Особенности физического развития ребенка на 4-м месяце жизни
Если сверить показатели веса в 2,5 и в 3,5 месяца, то можно будет увидеть, что ребенок не терял времени зря и активно набирал массу. За месяц здоровый малыш должен будет добавить около 800 граммов и вырасти не менее чем на 1,5-2,5 сантиметра.
В 3,5 месяца ребеночек уже не испытывает особых сложностей, удерживая голову в вертикальном положении. Он уверенно смотрит по сторонам, ищет взглядом интересные для него игрушки и предметы, пытается дотянуться и схватить их.
В положении на животе кроха уже умеет использовать одну руку в качестве опоры, когда ему нужно добраться до желанной игрушки, также малыш пробует опираться на предплечье, и у него это отлично получается.
Большинство деток в 3,5 месяца уже свободно меняют положение со спины на живот и обратно, реагируют на источник звуков, поворачивая голову. Забавно и весело на 4-м месяце жизни происходит купание: кроха получает откровенное удовольствие, пытается плыть, подгребая воду руками, играет с игрушками.
Многие малыши на 4-м месяце жизни уже делают отчаянные попытки сесть. Они изо всех сил тянутся вверх, если предложить им ухватиться пальцы ваших рук, удерживаются в полусидячем положении с опорой из нескольких подушек или маминых рук. Злоупотреблять «сиденьем», несмотря на стремление крохи. нежелательно, так как его спинка еще недостаточно окрепла для таких испытаний.
Чтобы ребенок имел хороший аппетит и крепко спал, желательно придерживаться определенного режима дня (см. таблицу).
Процедуры | Утро | Обед | Вечер | Поздний вечер (ночь) |
Питание | 6-00, 9-30 | 13-00, 16-30 | 20-00 | 23-30 |
Сон | 7-30-9-30 | 11-00 — 13-00, 14-30 — 16-30 | 18-00-19-30 | 20-30 — 6-00 |
Купание | 19-30 (20-30) |
Естественно, что в таблице приведены примерные часы сна и кормления. Вы можете корректировать график малыша, принимая во внимание его потребность спать по 2 часа 4 раза в день и необходимость 6-разового питания.
Кстати, о кормлении. В 3,5 месяца малыш по-прежнему находится на грудном вскармливании. Кормить его, как это видно из таблицы, нужно не чаще, чем через каждые 3,5 часа. Можно пробовать понемногу добавлять в рацион малыша натуральный яблочный сок.
Крайне желательно предлагать ребенку пробовать новое лакомство с чайной ложки. Кроме яблочного сока и пюре на этом этапе малышу больше ничего нельзя, так как его пищеварительная система еще не совершенна, и новые продукты, скорее всего, вызовут аллергическую реакцию.
В 3,5-4 месяца многие детки уже начинают испытывать боли и дискомфорт из-за опухания десен в преддверии прорезания первых зубов. Успокоить кроху можно с помощью специальных гелей, а также резинового кольца, которым он сможет почесть десны.
Как развивается малыш на 4-м месяце психологически?
Психологическое развитие малыша в 3,5 месяца происходит не менее активно, чем физическое. На этом этапе малыш осознанно ищет общества мамы, радуясь ее присутствию особенно бурно. Ребенок с удовольствием проводит время и в обществе других близких ему взрослых, реагируя на них оживлением и радостью. Трехмесячный кроха пока еще доверяет посторонним людям — не выражает страха и беспокойства в их присутствии.
На 14-й неделе развития малыш разделяет игрушки на любимые и нелюбимые. Он следит глазами за движущимися предметами и взрослыми, перемещающимся по комнате, проявляет живой интерес к зеркальному отражению, обогащает «речь» новыми звуками, подражая взрослым.
Малыш в 3,5 месяца способен оценить музыку, с удовольствием слушает песенки и стишки, проявляя оживление ручками и ножками, пытается повторять интонации автора. Если кроху немного пощекотать, он будет заливисто хохотать. Еще одно достижение малыша — способность различать запахи и цвета. Ребенок может получать удовольствие, нюхая живой цветок, и обязательно сделает выбор в пользу более яркой игрушки.
Родителям на этом этапе важно стимулировать психологическое развитие малыша.С ребенком нужно будет чаще говорить, называть его по имени, менять тембр и громкость голоса, наблюдая за его реакцией. Не стесняйтесь корчить гримасы малышу, стараясь изменить выражение его лица. Ребенка это позабавит, а со временем он станет повторять за вами, тренируя таким образом мимические мышцы, пытаясь выражать эмоции.
В 3,5 месяца кроху уже можно оставлять в кроватке или манеже одного в период бодрствования. Если повесить над его головой музыкальный мобиль, он будет наблюдать за ним, пытаться воспроизводить звуки, выражая эмоции. Также с малышом можно играть на развивающем коврике, где он сможет потрогать разные на ощупь предметы, послушать звуки колокольчиков и трещоток, попробовать дотянуться до самых ярких деталей без помощи взрослых.
Развивающие игры для малыша в 3,5 месяца
Играя с малышом в соответствующие его возрасту игры, вы сможете ускорить его развитие и сделаете совместное времяпровождение более интересным и забавным. Выбирайте веселые и полезные игры – и в периоды бодрствования крохи вам никогда не будет скучно вместе.
Игра «Сели-встали!»
Основные цели:
- развитие моторики;
- укрепление спины и конечностей;
- налаживание контакта на эмоциональном уровне.
Все, что вам потребуется для проведения игры — это мягкое детское одеяло. Уложите малыша на одеяло, желательно на полу, и пообщайтесь с ним так, чтобы он вам улыбнулся. Дайте крохе возможность схватить вас за пальцы рук и подняться в сидячее положение. Это будет первым этапом. На втором этапе пусть малыш попробует встать – естественно, с вашей страховкой. На третьем этапе ребенку нужно будет снова сесть, а завершением игры станет положение лежа.
На протяжении игры не забывайте о счете — объявляйте его четко и громко. Малыши обычно бурно реагируют на упражнение и с удовольствием выполняют задание, со временем запоминая, что нужно делать на счет «один», «два», «три» и «четыре».
Игра «Большой-маленький»
Основные задачи игры:
- улучшить чувство пространства;
- потренировать вестибулярный аппарат;
- наладить эмоциональную связь.
Начинайте играть в медленном темпе, чтобы ребенок адаптировался к происходящему, но перед тем как приступать, сделайте малышу легкий массаж ладоней и настройте его на позитивный лад.
Играть в эту игру можно в нескольких вариантах. Один из них — это совместные хождения по дому, во время которых малышу нужно будет показывать окружающие предметы, делая акцент на большие и маленькие. Как только обход будет окончен, нужно будет аккуратно поприседать с крохой на руках, рассказывая ему, как он становится то большим, то маленьким.
Второй вариант игры заключается в следующем. Вам нужно будет поднять кроху на вытянутых руках над головой, чтобы он ощутил себя большим, после чего вместе с ним присесть, поясняя, что теперь он маленький. Сопровождать действия можно забавными стишками про гномиков, великанов и лесных зверушек.
Очень важно, чтобы во время игры малыш осознал разницу между большим и маленьким, проявлял интерес к процессу.
Игра «Отжимаемся с удовольствием»
Цели игры:
- укрепление мышц спины и плечевого пояса;
- развитие тактильных навыков;
- улучшение координации тела.
В этой игре вам нужно будет использовать опять же мягкое одеяло и музыкальное сопровождение. Лучше будет проводить игры на полу. Положите кроху на одеяло на животик и немного поговорите с ним ласковым голосом, чтобы он привык к новой обстановке. Когда малыш адаптируется, возьмите его коленки и слегка поднимите, сделав паузу в верхней точке. Наблюдайте за крохой и увеличивайте время игры постепенно.
Со временем ребенок привыкнет к «отжиманиям» и сам будет делать попытки поднять ножки вверх, упираясь предплечьями в пол.
Проблемы ребенка в 14-недельном возрасте
Самая частая проблема для малыша в 3,5-4 месяца — это отказ от груди. Для ребенка этот период развития считается переходным, и часто мамы именно в это время переводят его на искусственное вскармливание. На самом деле отлучать малыша от груди в столь раннем возрасте не рекомендуется, поэтому, если кроха сам отказывается от груди, следует выявить причину отказа и попытаться ее устранить.
На решение малыша могут повлиять:
- ЛОР-заболевания, мешающие процессу сосания. Обратитесь к педиатру для получения рекомендаций по лечению и, как только малыш выздоровеет, продолжайте грудное вскармливание.
- Режущиеся зубы. Малыш может отказываться от груди из-за острых болей в деснах. В таком случае нужно пробовать прикладывать его к груди в сонном состоянии, продлевая таким образом лактацию.
- Гиперлактация. Излишнее количество молока также может отпугнуть малыша, тогда он будет нервничать и часто срыгивать. Наладить кормление в этом случае можно, пробуя кормить ребенка из одной груди два раза подряд.
- Недостаток молока. Если у малыша кормление вызывает сложности, он не наедается и вынужден прилагать усилия для «добывания» пищи, то отказ от груди неизбежен. В этом случае нужно будет постараться наладить лактацию или ввести докорм, сохраняя грудное вскармливание; стоит почаще прикладывать кроху к груди.
- Ребенок реагирует на раздражители. Постарайтесь, чтобы во время кормления в доме сохранялась тишина и ничто не отвлекало малыша от груди.
- Привычная для ребенка во время кормления поза изменилась, и он протестует. Просто перестройтесь на обычное для малыша положение,и все наладится.
- Трещины или лактостаз в груди. Старайтесь прикладывать кроху к здоровой груди.
Также обязательно запишитесь на прием к врачу, если в 3,5 месяца малыш:
- не переворачивается на живот из положения на спине;
- не способен удерживать погремушку в руках;
- не удерживает голову в вертикальном положении;
- слабо реагирует на свет и звуки;
- не общителен;
- имеет плохой аппетит;
- недобирает в весе;
- часто плачет;
- плохо спит.
Все это может быть сигналом начала опасного заболевания. Поэтому своевременное обращение к врачу поможет избежать возможных негативных последствий. Помните о том, что развитие младенца в каждом случае происходит по индивидуальной схеме. Но если вы будете наблюдать за крохой, играя с ним и отмечая новые достижения, вовремя выявляя причины возможных проблем, процесс этот пройдет гладко и без серьезных сбоев.
rebenkoved.ru
Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
Что умеет ребенок?
* развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаузнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;
* узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
* выводит рулады, произносит первые слоги;
* захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;
* улавливает свое имя и реагирует на него;
* приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
* по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
* выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
* при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
Когда малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик, в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют мамам и папам поспать шесть часов подряд ( правда, не всегда ночью ).
С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.
В первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга ( и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем ) позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.
В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.
К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.
На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по головке, и не хочет вас никуда отпускать.
Забавные звуки
В 4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».
Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.
Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку.
Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки ( сначала надо брать гласные ).
Осваиваем переворот
развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаЧтобы помочь ребенку научиться ( или тренироваться ) переворачиваться на бок, поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.
На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества ( например, тяжесть ), способен соотносить различные свойства предметов ( оптические, звуковые и т.д. ).
Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.
С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона ( 1-1,5 сой ). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани ( фланель, шелк, клеенку и т.д. ). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.
Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.
Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.
Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы ( мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д. ). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.
Игры-потешки
развитие ребенка, что умеет ребенок, развитие ребенка 4 месяцаМама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:
* Тушки-тушки, сели на подушке,
* Пришли подружки,
* Столкнули с подушки.
* Подниму дочушку ( сынульку ) на крутую горку.
* Бух! Покатились, с горки свалились.
Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:
* Ножки-топтыжки пошли молотить,
* Ручки-грабельки сено воротить.
Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:
* Толкачики – рогачики, оп!
* Перевертушки!
Тащить за ножки на себя:
* Поехали – поехали за солью, за солью.
Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:
* Куй, куй, ковалек,
* Подай сапожок,
* На маленьку ножку
* Золоту подковку.
Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:
* Тут лес ( волосы ),
* Тут поляна ( лоб ),
* Тут бугор ( нос ),
* Тут – сердце живет ( положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца ).
Театр одной мамы
Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…
Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучались в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
doshkolnik.ru
Что должен уметь ребенок в 2 месяца (мальчик, девочка): критерии развития
Каких-то два месяца назад вы находились в томительном ожидании появления своего крохи на свет. Сейчас же маленький человечек стал постоянным поводом для счастья и тревог одновременно. Понять, нормально ли развивается новорожденный малыш, родители вряд ли сумеют, если нет явных отклонений. Уже после 2 месяцев мамы и папы могут объективно оценить темпы прогресса и с гордостью рассказывать об успехах малютки друзьям.
За два месяца маленький человечек приобретает множество новых навыковФизические параметры
Рост и вес двухмесячного ребенка может очень сильно разниться. Это нужно четко знать и помнить постоянно, чтобы избежать ненужных тревог. Многое зависит от размера и веса при рождении, а также от наследственности.
Параметры роста, веса и объема головы ребенка 2 месяцев:
Пол | Вес, кг | Рост, см | Окружность головы, см |
Девочки | 3,9-6,6 | 53-61,1 | 35,8-40,7 |
Мальчики | 4,3-7,1 | 54,4-62,4 | 36,8-41,5 |
Одни детки уже при рождении имеют вес, который другие набирают в 3, а то и 5 месяцев. Слишком обращать внимание на абсолютные показатели не стоит, лучше проанализировать динамику прироста и привеса. По рекомендациям ВООЗ прибавка в весе за второй месяц в среднем составляет около 800 грамм, рост увеличивается на 3 см, окружность головы – на 1,5 см. С момента рождения до двух месяцев ребенок вырастает на 6 см, а поправляется почти на 1,5 кг.
Таблица прибавки в весе и росте используется ориентировочно. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети развиваются по-разномуСуществуют доступные таблицы и графики, в которых обозначены верхняя и нижняя границы нормы веса. Они разработаны отдельно для девочек и мальчиков. Если ребенок находится в этом поле, то не нужно никакого дополнительного докорма, даже если малыш не набрал ни грамма за месяц. Ежедневные взвешивания и применение препаратов «для аппетита» просто категорически воспрещены. Как говорит доктор Комаровский во многочисленных видео о первых месяцах жизни, лучше купить на эти деньги успокоительного маме (бабушке), чтобы та отстала от дитя.
Моторное развитие
Физическое развитие малыша в первые месяцы жизни протекает постепенно. Поочередно ребенок должен научиться управлять головой, руками, корпусом, ногами. Появление характерных движений для того или иного возраста довольно условно, так как моторное развитие во многом обусловлено наследственностью. Рассмотрим, какие движения педиатры относят к характерным для 2-месячного возраста.
Движения головы
К 2-м месяцам ребенок умеет удерживать голову, находясь на руках у мамы. В положении лежа на животе малыш может поднимать головку и задерживать ее в таком положении до 1 минуты. Упор при этом происходит на предплечья, грудь приподнимается над поверхностью, ножки вытянуты. В вертикальном положении (столбиком) ребенок без поддержки может продержать голову около 30 секунд.
Головушку малыш может приподнимать всего на несколько секунд, и это хороший результат развития ребеночкаДвижения рук
После двух месяцев малыш начинает активно интересоваться своими руками. Происходит интенсивное нарастание количества осознанных движений:
- Ощупывание. Тактильные ощущение доминируют над всеми остальными. Ребенок гладит ладошками постель, окружающие предметы, ощупывает себя, теребит одежду.
- Хватание. Хватательный рефлекс угасает, на смену ему приходит осознанное движение. Еще неловко, но ребенок пытается захватить висящие над ним игрушки, вцепляется в предложенные погремушки и удерживает их до 10 секунд, пытается поднести пойманные предметы ко рту.
- Координация. Малыш с 2 месяцев начинает понимать, что он может управлять руками и всячески развивает этот навык. Он должен с интересом разглядывать ладошки, подносить их ко рту, хватать одной рукой другую, забавляя себя и окружающих. Если к концу 3-го месяца ребенок так и не заинтересовался собственными руками, скажите об этом своему педиатру.
Психоэмоциональное развитие
Психоэмоциональное развитие ребенка сильно зависит от окружения: от отношений между членами семьи, количества внимания, которое уделяется малышу. Если с ребенком разговаривают, улыбаются ему, детеныш в ответ делает то же самое: гулит, фокусируется на взрослом, мимикой реагирует на изменение интонаций.
Когда малыш смотрит на маму, улыбается ей и пытается говорить пока только гласные звуки, это не может не нарадовать родителейЗрительные реакции
Двухмесячный малыш способен концентрировать взгляд на людях и предметах. Чтобы захватить внимание маленького человечка, объекты должны находиться на расстоянии не более 60 см от глаз. Оптимально – 30 см. Тогда, кроме фокусирования на вещи, ребенок проявляет и заинтересованное слежение. Если игрушка медленно движется по дуге, ребенок будет поворачивать головку вслед за ней.
На обращение к нему взрослых кроха поворачивается и смотрит в лицо говорившему в течение 10 секунд. Дольше всего карапуз может рассматривать свои руки: разглядывание ручек может длиться до 5 минут.
Формирование бинокулярного зрения, т.е. зрения, осуществляемого двумя глазами, приводит к получению единого стереотипного изображения и знаменует собой новый этап в развитии зрительно–ориентировочных реакций. Рассматривание ребенком своего кулачка говорит о появлении интереса к объектам внешнего мира, что является важным шагом в развитии интеллекта карапуза. Улыбка и рассматривание руки – это начальная стадия научения.
Развитие слуха
В 2 месяца ребенок обладает острым слухом. В этот период он начинает негативно реагировать на резкие и слишком громкие звуки: замирает на несколько секунд, широко раскрывает глаза, морщит личико и через 10-15 секунд начинает плакать.
На типичные окружающие звуки малютка реагирует поворотом глаз, а позже – головы. Если ребенок заинтересуется звуком во время еды, то активизирует или замедлит сосательные движения, а может прекратить кушать и повернуться в сторону шума.
Не удивляйтесь, если после громкого шума малыш заплакал, так как в два месяца ребенок обладает хорошим слухом и может легко напугаться от посторонних звуковРечь
Речь маленького ребенка неотрывно связана со слухом. Карапуз очень часто вслушивается в издаваемые звуки и потешно гулит. Может тихонько агукать или пронзительно пищать. Крики приобретают отчетливые интонации, по которым родители могут определить, раздражен ребенок или спокоен. Речь состоит из гласных в разных вариациях: а-а, а-у, у-э и т.д.
Эмоциональные проявления
К 2 месяцам кроха приобретает обширный арсенал вербальных и невербальных эмоциональных проявлений. В голосе проявляются не только требовательные, но и просительные интонации (возникает «просящий» способ коммуникации), крики сменяются восклицаниями с паузами, в которых малыш ожидает реакции на свои возгласы.
Приподнятое настроение ребенок показывает мимикой и улыбкой. Некоторые улыбаются едва заметно – одними кончиками губ; другие – более выражено, потешно морща носик и блестя глазами; отдельные «экземпляры» в хорошем настроении весело похихикивают. В состоянии спокойствия кроха серьезен и насторожен. Ощущения дискомфорта карапуз выражает хныканьем и сморщенным личиком.
Эмоции ребеночка в два месяца становятся все более разнообразны. Одни детки тихие и спокойные, что даже почти не улыбаются, а другие могут уже и хохотать начатьИнтеллект
В 2 месяца малыш четко осознает простейшие причинно-следственные связи. С появлением в поле зрения мамы, он прекращает плакать и замирает в ожидании начала кормления. Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, начинает открывать ротик и совершать сосательные движения, когда видит бутылочку.
К двум месяцам малыш достаточно подрастает и крепнет, чтобы совершать первые осознанные движения. С каждым последующим месяцем физическая активность возрастает быстрыми темпами. Не успеете оглянуться, как ваша ляля начнет ползать, а там и примет вертикальное положение, став окончательно похожей на взрослую человеческую особь. Развиваются не только физические умения, но и эмоции, и интеллект.
Эмоциональные изменения этого нежного возраста получили название «комплекс оживления». С его появлением у ребенка прослеживается четкая эмоциональная реакция на людей. При приближении близких наблюдается последовательное чередование замирания, двигательного оживления, улыбки и гуления, сопровождающегося пытливым взглядом в глаза. В 2 месяца маленький человек прочно встает на путь развития общение и задача родителей это желание удовлетворять и поддерживать.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »Поделитесь с друьями!
vseprorebenka.ru
развитие, что должен уметь новорожденный, режим и уход
Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку все больше требуется эмоционального контакта. Границы познания карапуза расширяются с каждым днем.
В трехнедельном возрасте малыш требует еще больше контактов с мамой, поскольку формируется устойчивая эмоциональная связьУмения 3-недельного карапуза
Когда новорожденному малютке 3 недели, он растет и развивается со стремительной быстротой. Всего за последнюю неделю кроха прибавил 1 см роста и набрал около 250 граммов. Физиологическая желтуха, сухость остались позади, а кожа малютки приобрела естественный оттенок. Ранка на пупочке к этому моменту подживает или это случится совсем скоро. Кроха уже такой большой, что он уже готов к первой стрижке ноготков.
В движениях ручек и ножек уже больше осознанности – это связано с тем, что кроха пытается контролировать мышечную активность. Череп, получивший свойственные процессу родов изменения, принимает свою правильную форму. Новорожденный малыш проявляет все больше активности, а к вечеру заметна усталость от эмоций, которая выражается в раздражительности и капризности.
У крохи на третьей неделе жизни уже есть следующие способности:
- удерживать головку на протяжении 15 секунд, а потом, отдохнув, приподнимать снова;
- из положения лежа на спине хватается на мамины пальцы и пытается приподняться;
- умеет лежать на животике;
- первое гуление в виде звуков.
В трехнедельном возрасте у малютки появляется первая мимика. Ножки и ручки по-прежнему сохраняют повышенный мышечный тонус. Кроха учится чувству равновесия.
Еще немного и малыш одолеет науку поднимания головки из положения лежа. Шустрые ребятки уже порой на рефлекторном уровне осиливают переворот на спину.
Трехнедельный малыш учится выражать свои эмоции – на его лице можно заметить улыбку или гримасыРазвиваем сенсорику
Новорожденный на 3 неделе жизни прекрасно реагирует на всевозможные шумы. Внезапный звук вызывает вздрагивание у малыша, а очень сильный – даже плач.
Кроха учится фокусировать взгляд, пытаясь задержать его на отдельных вещах и предметах. В этом возрасте кроха впервые осознанно улыбается маме или папе, когда они говорят с ним ласковым и добрым голосом (подробнее в статье: когда новорожденный ребенок начинает улыбаться осознанно?). Малютка начинает пользоваться своим плачем для выражения осознанных требований. Обоняние у деток становится более чутким.
Кроха хорошо следит глазами за предметами, которые двигаются на небольшом расстоянии от него. Цвета малютка пока различает плохо. Он уже узнает мамино лицо и при следующей встрече одаряет любимую мамочку улыбкой и радостными звуками. Папин голос малютка сможет распознать среди ряда других.
Тактильные занятия
Осязательные способности сейчас играют главенствующую роль. Наиболее чувствительными частями являются ступни, ладони и лицо. Кроха любит, когда его ласкового гладят, сочетая такие движения с легким массажем, а также чрезвычайное удовольствие приносят водные процедуры. Малютка нуждается в телесном контакте с мамой, поэтому чаще выкладывайте его себе на живот без одежки или берите понянчить на руках. Не стоит злоупотреблять одеждой с зашитыми краями рукавов, тугим пеленанием или его абсолютным отсутствием, а также не используйте большое количество слоев одежды.
Для тренировки осязания прекрасно подходит способ свободного пеленания, когда пеленка не стесняет движения малютки. Для ножек и ручек всегда есть тактильные ограничители в виде пеленки, одежки или ласковых родительских рук.Наряду с осязанием обостряется и обоняние. Ребенок легко почувствует мамин запах, поэтому родительнице не следует пользоваться духами.
Трехнедельному ребенку очень нужен телесный контакт с мамойДля трехнедельного возраста характерен такой эффект как замирание. Малышу приятно слушать определенный звук, он замирает и сосредотачивается на нем. Он обожает слушать чужие голоса, из которых мамин является самым любимым. Уже с этого возраста можно заниматься развитием речи, произнося слова четко, ясно, с правильным ударением. Интонация речи также очень важна. Особенно радостно крохи слушают слова, облаченные в ритм – потешки, стишки, песенки.
Поведение крохи
Новорожденный чувствует, что единственные помощники для него – это папа и мама. Именно им кроха жалуется на грязный подгузник и делает это с помощью плача.
Регулярное удовлетворение просьб ребенка приводит к тому, что он становится более спокойным и доверчивым к своим родителям. В этом возрасте кроха улыбается или плачет уже выражая эмоции, а не только отображая физиологические потребности.
Трехнедельный малыш скоро поймет, что между причиной и следствием есть связь, научится управлять событиями. К примеру, если у него грязный подгузник, причиняющий неудобство, нужно заплакать и придет мама, которая сразу же его сменит.
- Занимайтесь развитием шейных мышц. Ребенка следует положить на живот, а самому немного приблизиться к уровню его лица. Крохе придется приложить усилия и приподнять головку, чтобы увидеть вас. Дети на этом этапе уже учатся подражанию, поэтому можете попробовать показать ему язык.
- Не забывайте о развитии зрительной координации. Малютка лежит на спине, а взрослый водит слабо горящим фонариком над ним. Свет фонаря может быть желтоватым или красноватым. Изначально отсутствующая реакция постепенно сменится попытками проследить за движущимся объектом.
- Прикосновения также очень важны в этом возрасте. Голышка, лежащего на спине, мама нежно целует в животик, а затем проводит по нему тканями с различной текстурой (шелк, мех). Говорите, с какой частью тела вы сейчас играете, а также описывайте материал, которым вы прикасаетесь. Так будет развиваться и тактильная чувствительность.
Игры и занятия
Во время игр следите за реакцией карапуза. При первых признаках усталости следует закончить занятия, сменив вид деятельности или уложив кроху спать. От общения со взрослыми ребенок получает только положительные эмоции.
Полезные игрушки в трехнедельном возрасте:
- погремушки (блестящие, красные или черно-белые) диаметром не более 15 см;
- черно-белые развивающие картинки;
- колокольчики с приятным звоном;
- колобки с различными лицами;
- мобиль с музыкой.
Для игр специалисты предлагают следующие идеи:
- Передвижение игрушки в разные стороны, стимулирующее малютку следить за ней.
- Игры с погремушками с различным звучанием и текстурой.
- Вкладывать малышу в ручку небольшие предметы, чередуя руки. Занятие стимулирует развитие осязания, учит исследовать окружающий мир.
Как долго можно продолжать игры? На каждое занятие необходимо потратить не больше 2 минут, иначе вы рискуете получить переутомление ребенка.
Начать знакомство с окружающим миром ребенку поможет музыкальный мобиль или разнообразные игрушки над кроваткойУход
Необходимо тщательно следить за выбором гардероба младенца. Одежда должна быть выполнена из натуральных тканей с наружными швами. Детские вещи стирают отдельно от взрослых. Для стирки выбирайте средства с минимумом отдушек и красителей.
Трехнедельного малютку можно купать два-три раза в неделю. Следите за чистотой кожи в области подгузника.
Нелишним будет вспомнить о важности воздушных ванн. Позволяйте крохе лежать на пеленке без одежки, переворачивая его периодически то на животик, то на бочок, то снова на спинку (рекомендуем прочитать: как и когда можно переворачивать новорожденного на живот?).
В этом возрасте можно вводить такие способы ухода за крохой, как выполнение успокаивающего массажа перед сном, гимнастика и пассивное закаливание:
- легкие поглаживающие движения во время переодевания;
- стопы малютки массируйте большими пальцами: рисуйте восьмерку на поверхности стопы, а пальчики гладьте по всей длине;
- поглаживания по направлению от бедер к стопам;
- разведение ножек в стороны и прижимание их к животику;
- сведение, разведение и сгибание рук в стороны; дать крохе пальчики, стимулируя подтягивание;
- упражнения на фитболе.
Применяйте воздушные ванны с температурой воздуха около 22˚С. Водные процедуры следует завершать ополаскиванием более прохладной водой, на 3-4 градуса ниже чем при купании.
Питание
Как много малыш съедает в этом возрасте, как часто он кушает и сколько составляет прибавка в весе? В среднем 3-недельные карапузы едят 10-12 раз в сутки. В итоге малыш должен съедать объем, равный 1/5 своего веса. Сколько это в миллилитрах? Это примерно 500 мл молока или смеси в сутки.
Чтобы не переживать о том, наедается ли кроха и хватает ли ему еды, следует ориентироваться на прибавку в весе:
- малютка на грудном вскармливании прибавляет в весе в среднем 150-200 г в неделю;
- когда прибавка в весе менее 100 г, мама должна забеспокоиться;
- для спокойствия проводите контрольное взвешивание, для чего малютку без одежки взвешивают в одно и то же время: разница в весе и будет величиной, отображающей объем порции, которую ребенок ест.
Стул и срыгивания
Частота стула напрямую связана со способом кормления:
- При грудном типе вскармливания ребенок какает 2-8 раз в сутки (см. также: режим кормления ребенка по месяцам). Цвет кала при этом желтый, кашицеобразный с запахом масла и молока.
- При искусственном вскармливании стул у крохи более твердый и темный. От смеси цвет испражнений становится коричневым или с горчичным оттенком, а запах характерно неприятным. Какает малютка в 2 раза реже, чем при грудном вскармливании.
Материнское молоко дает крохе все необходимые вещества для полноценного развития, поэтому вопрос питания для кормящей мамы является приоритетным. Все, что мама не получит из еды, ребенок возьмет из ее организма. Крайне важно восполнять потери кальция и витамина D, которые необходимы для здоровья ногтей, зубов и волос.
Когда малютка плохо какает или страдает от колик, чаще выкладывайте его на животик и массируйте его по часовой стрелке. Неплохо помогает способ выкладывания малютки себе на живот, тоже животиком, под который подкладывают теплую пеленочку. Покормив ребенка, следует подержать его немного вертикально, чтобы дать возможность выйти лишнему воздуху. Одним из советов специалистов является выполнение велосипеда. Для этого малыша кладут на спинку, колени прижимают к животику, а затем ножки распрямляют. Ближе к 3-4 месяцам такие явления пройдут сами собой.
Уже со второй недели жизни и примерно до возраста 6 месяцев крохи часто срыгивают. Явление характерно для деток, кушающих мамино молоко, и для тех, кто находится на смеси. Это связано с незрелостью нижней части сфинктера пищевода, что приводит к выводу молока в ротик, при этом захватывается и часть воздуха из желудка. Приведем характеристику срыгиваний после молока или смеси:
- происходят сразу после приема пищи;
- небольшие по объему;
- без примеси желчи;
- однократные;
- самочувствие у него при этом хорошее.
При наличии перечисленных выше признаков беспокоиться не следует. Явление это временное и пройдет само собой.
Сон
Трехнедельный карапуз обычно спит около 18-22 часов в сутки. Время бодрствования все больше увеличивается. Крохи еще не вполне освоили переход от отдыха к бодрствованию, поэтому они нуждаются в помощи. При характерных признаках, таких как капризность, касание ушек, потирание глазок, малютку следует уложить спать. Возможно, в этот период малютка захочет научиться засыпать с пустышкой.
Приучайте ребенка различать смену времени суток. В дневное время делайте много света и шума, а в ночной период соблюдайте тишину, темноту и укладывайте малютку спать.
Никогда не оставляйте кроху на диване или пеленальном столике без присмотра – он может получить травму.
Получая подкрепление от материнского молока, детский иммунитет все же остается недостаточно сформированным, поэтому не стоит часто посещать места, где много людей. Соблюдайте гигиену и мойте лицо и руки перед контактом с малышом. Спальня младенца должна регулярно проветриваться, но сквозняков при этом быть не должно.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »Поделитесь с друьями!
vseprorebenka.ru