Границы возраста дошкольного возраста – : .

Содержание

16 Психология развития. Лекция «Дошкольное детство» Дошкольный период (3 –7 лет) План

  1. ССР, ВД, ОН и развитие личности дошкольника.

  2. Общая характеристика психического развития.

  3. Психологическая готовность к обучению в школе.

  4. Кризис 7 лет.

Возрастные границы данного периода: от 3 до 6-7лет. Верхнюю границу периода принято обозначать по возрасту начала школьного обучения. Дошкольное детство – большой временной период. Его условно делят на два подпериода – младший дошкольный и старший дошкольный возраст – с границей, приходящейся примерно на 5 лет. Это деление связа-преобразованием самой ведущей деятельности и качественными изменениями психики, обусловленными ее развитием. Достаточно представить себе детей 3-4 и 6-7 лет, чтобы понять, что деление это вполне обоснованно, – насколько отличаются по своим возрастным возможностям представители периода, называемого дошкольным детством.

Дошкольный период совместно с младшим школьным возрастом входит в одну эпоху развития – детство. При этом, согласно периодизации Д.Б. Эльконина, дошкольный период развития связан с ориентацией ребенка на мир людей, в то время как младший школьный возраст – на мир вещей.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вопрос 1: сср, вд, он и развитие личности дошкольника. Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте – познание социальных отношений, существующих в мире взрослых людей, вокруг этих отношений «вращается» вся активность ребенка, все развитие в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – это период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками.

Во взаимоотношениях с другими людьми – взрослыми и сверстниками – находится теперь источник переживаний ребенка. Дошкольник чрезвычайно зависит от отношения окружающих к нему. Если они относятся к ребенку ласково, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Это имеет определяющее значение для нормального психического и личностного развития ребенка, выработке у него положительных качеств и доброжелательного отношения к окружающим.

Изменения в социальной ситуации развития существенно отличают ее от условий предыдущего этапа по двум основаниям:

– появляется ориентация на совместную деятельность со сверстником, появляется так называемое «детское сообщество»;

– увеличивается количество и усложняется качество требований со стороны взрослых, предъявляемых к поведению дошкольника: соблюдение правил и норм общественной морали. Дошкольный возраст – это возраст социализации.

studfile.net

Психология дошкольного возраста. Младший и старший дошкольный возраст

Вопросы психологии дошкольного возраста являются важными и значимыми в развитии и воспитании детей. Дело в том, что основы правильного восприятия мира закладываются в детстве. Они в дальнейшем помогают формировать индивидуальную картину мира личности, способствуют становлению самосознания. Психология дошкольного возраста включает в себя множество связанных между собой компонентов, которые и определяют степень успешности развития ребенка. Конечно, все дети не могут быть одинаковыми.

психология дошкольного возраста

Развитие у каждого из них протекает по-разному. Однако имеются общие составляющие, которые и изучает дошкольная педагогика. Психология детей дошкольного возраста базируется на основных принципах воспитания и развития: растить личность, которая способна взять на себя ответственность. Это важнейшая задача, и ее никак не следует упускать из виду. Ответственность за собственные поступки и действия не возникает сама по себе, нужно приложить к этому определенные усилия.

В данной статье будут рассмотрены особенности психологии детей дошкольного возраста. Информация окажется полезной педагогам, которые работают с данной группой ребятишек, а также родителям.

Возрастные границы

Поистине удивительной наукой является детская психология. Дошкольный возраст – это интересный этап в жизни каждой личности. Возрастные границы этого периода достаточно большие: от трех до семи лет. Особенности психологии дошкольного возраста во многом определяются тем, к какой группе относится ребенок. Соответственно, подход к воспитанию будет несколько различным.

психология детей младшего дошкольного возраста

Психология младшего дошкольного возраста включает в себя такие понятия, как половая принадлежность, потребность быть замеченным взрослыми. К этой группе относятся дети от трех до пяти лет. Психология старшего дошкольного возраста учитывает такие важные составляющие, как формирование самооценки, развитие творческих способностей, самосознания. Возрастные рамки данного периода – пять-семь лет.

Ведущая деятельность

Каждый период развития характеризуются собственным занятием, которое в этот момент является для личности наиболее востребованным и главным. Психология детей младшего дошкольного возраста такова, что им нравится играть с различными предметами. Пока им комфортнее взаимодействовать лишь с игрушками: строить из кубиков «дома», лепить из пластилина, собирать мозаику или пирамидку. Общение с другими детьми носит эпизодический характер и часто заканчивается спорами.

В пять-шесть лет ребенок начинает сильно нуждаться во взаимодействии со сверстниками. Если к этому моменту он все еще по каким-то причинам не начал посещать детское образовательное учреждение, то его развитие даже может начать отставать. Дело в том, что для успешной социализации малышу необходимо находиться в коллективе ровесников. Сравнение себя с другими дает мощный стимул для развития всех познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

возрастная психология дошкольный возраст

Ведущей деятельностью в пять-шесть лет является сюжетно-ролевая игра. Ребенок стремится взаимодействовать со сверстниками. Если понаблюдать за детьми в старшей и подготовительной группах, то можно заметить, что они разбиваются на небольшие островки. Такие маленькие подгруппы обычно объединяются по интересам. При выборе того или иного микроколлектива большую роль играют личные симпатии. И если психология младшего дошкольного возраста базируется на потребности быть одобряемым взрослым, то для детей постарше большое значение имеет возможность проявлять свою индивидуальность. Раскрытие потребностей происходит в процессе взаимодействия с равными себе.

Психология детей старшего дошкольного возраста такова, что они стремятся в первую очередь к коллективной деятельности, чтобы быть принимаемыми группой. Им необходимо выстраивать индивидуальные связи, заводить новых друзей, поддерживать отношения со сверстниками.

Новообразования

В каждом возрастном периоде перед личностью стоит определенная задача, которую необходимо решить. В дошкольном детстве имеется несколько таких новообразований:

  1. Умение видеть результаты своего труда. Ребенок учится делать выводы из своих поступков и действий. То есть постепенно приходит осознание, что в результате определенных шагов последует вполне конкретная реакция. Ребенок уже в возрасте четырех лет способен усвоить, что если баловаться на занятиях в детском саду и мешать остальным, можно вызвать недовольство воспитателя.
  2. Развитие речи является мощным новообразованием на протяжении всего дошкольного детства. Сначала ребенок учится правильно выговаривать слова, затем – строить предложения. К пяти-шести годам речь становится правильно оформленной, грамотной, изобилует сложными предложениями.
  3. Общение со сверстниками. В дошкольный период жизни ребенок учится взаимодействовать с окружающими. У него начинает выстраиваться собственное мнение по поводу какой-то ситуации или человека, появляются личные симпатии.

Кризисный период

Развитие ребенка, как правило, происходит не поступательными движениями, а скачкообразно. По наблюдениям родителей и воспитателей, еще вчера малыш вел себя одним образом, а сегодня стал поступать иначе. На самом деле в нем давно зрела готовность к переменам, но отсутствовала уверенность в том, что новая потребность может быть проявлена. Этап кризиса в психологии называется переломным моментом, который меняет способ мышления, способность воспринимать окружающую реальность в целом.

Родителям следует быть предельно внимательными, чтобы не пропустить значимые перемены в жизни сына или дочки. Как вести себя с ребенком в этот непростой для него период, изучает возрастная психология. Дошкольный возраст – это особый мир детства, когда малышу необходимо чувствовать себя любимым, защищенным от всех неприятностей. В пять-шесть лет и мальчик, и девочка живут в своем мире, который сильно разнится с миром взрослого человека.

психология младшего дошкольного возраста

Кризисный период всегда показывает, к чему следует стремиться родителям в отношениях с детьми, и помогает понять интересы самого ребенка. В три года у малыша возникает потребность эмоционально отделиться от мамы с папой: он начинает чувствовать себя личностью. Возникает чувство негативизма, стремление во всем противоречить взрослым, всячески демонстрировать самостоятельность. «Я сам» — это характерная особенность трех лет, связанная с необходимостью отстаивать свою индивидуальность.

Второй кризис дошкольного детства связан с развитием самосознания и подготовкой к школе. Обычно он наступает в шесть-семь лет. Ребенок начинает осознавать, что общество выдвигает к нему определенные требования, и ему отныне приходится соответствовать возложенным на него ожиданиям. Он еще больше стремится к самостоятельности, однако для него теперь крайне важно быть принимаемым в социальной группе. Одним из самых интересных этапов детства является дошкольный возраст. Психология развития ставит своей задачей изучение значимых периодов становления личности.

Половая идентификация

Уже в три года ребенок знает, мальчик он или девочка. Кроме того, малыш без сомнения умеет определить пол своих одногруппников. Сначала кроха идентифицирует себя с родителем своего пола, старается подражать ему. Мальчики обращают внимание на отцов, хотят быть такими же сильными и мужественными. Девочки соотносят себя с матерью, подражают ей. В пять-шесть лет дочка вполне может начать помогать на кухне, участвовать во всех повседневных делах семьи.

Как правило, дети в младшей группе легко взаимодействуют с представителями как своего пола, так и противоположного. Зато, достигая примерно пяти лет, ребенок начинает больше общаться с представителями своего пола. У девочки появляется потребность иметь подругу, играть с ней в куклы, делиться секретами, а на мальчиков она пока смотрит без особенного интереса. На этом этапе развития они для нее являются существами с другой планеты.

Большинство дошкольников принимают свой пол безоговорочно и очень довольны им. Например, мальчики могут с некоторым пренебрежением отзываться о девочках, считая их слабыми, зато гордятся при этом собственной силой. Психология детей младшего дошкольного возраста такова, что они больше сосредоточены на своем внутреннем мире и предпочитают строить дружеские отношения, основываясь на половой принадлежности.

Главная потребность ребенка

Каждый маленький человечек прежде всего хочет чувствовать себя любимым. Ребенку важно понимать, что его всецело принимают в семье таким, какой он есть на самом деле, а не за какие-то заслуги. Ведь в противном случае он начнет считать себя плохим, недостойным любви и лучшего отношения. Когда родители навязывают собственным чадам определенную модель поведения, то, конечно, не задумываются над тем, насколько ранят внутренний мир малыша, заставляют чувствовать себя обманутым, растерянным, ненужным. Главная потребность ребенка заключается в любви. И задача родителей состоит в том, чтобы помочь ему почувствовать себя всецело принимаемым.

Психология дошкольного возраста изучает внутренний мир и эмоциональные потребности ребенка. Если они не учитываются, у маленького человека наступает состояние фрустрации, которое никак не может положительным образом сказываться на общем развитии личности.

Формирование самооценки

Почему так важно с раннего детства развивать у малыша адекватное самовосприятие? Самооценка во многом определяет то, как он будет в дальнейшем относиться к самому себе. Она покажет, позволит ли ребенок другим относиться с пренебрежением к собственной личности или все-таки заставит уважать свой выбор. Формирование самооценки происходит в период от трех до пяти лет. Именно в это время маленький человек начинает получать от взрослого оценку своим действиям. Если поступки характеризуются как положительные и малыша в целом хвалят воспитатели, то он будет чувствовать себя комфортно в обществе. В противном случае его постоянным спутником станет неизменное чувство вины. Родители не должны слишком сильно ругать свое чадо. Старайтесь избегать несправедливой критики, будьте деликатнее.

дошкольная педагогика психология детей дошкольного возраста

Психология дошкольного возраста такова, что ребенок воспринимает все намного серьезнее, чем есть на самом деле. Он не может еще сформировать самостоятельный образ самого себя без участия взрослого. Для этого ему не хватает жизненного опыта, элементарной уверенности в собственных силах. Когда мы хвалим ребенка, у него в подсознании откладывается, что он как личность чего-то стоит и ценен сам по себе. В случае частой критики (особенно несправедливой) наше чадо только замыкается и перестает доверять окружающему миру. Говоря иными словами, самооценка складывается из того, как взрослые относятся к ребенку. Дайте понять малышу, что всегда остаетесь на его стороне. Сын или дочка должны знать, что неразрешимых ситуаций не бывает. На собственном примере покажите, что из всего можно извлечь свои плюсы.

Развитие познавательных процессов

Психология дошкольного возраста – удивительная и полезная наука. Она способна вовремя подсказать родителям правильный выход из сложившейся ситуации, дать основания для поддержки и дополнительной радости. Иногда взрослым бывает самим достаточно тяжело справиться с тревожащей проблемой. И тогда на помощь приходит педагогика. Психология дошкольного возраста ориентирована как раз на вопросы развития детей, в том числе на любые психологические сложности.

Познавательные процессы в обязательном порядке участвуют в становлении личности. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи невозможно без систематических занятий с ребенком. Сколько времени этому необходимо уделять? На самом деле для дошкольника достаточно всего пятнадцати-двадцати минут в день. Развитие познавательных процессов лучше происходит в форме игры. Тогда ребенок сможет максимально расслабиться и усвоить гораздо больше.

Развитие творческих способностей

Каждый человек в чем-то талантлив. И маленький ребенок, которому всего четыре года от роду, не является исключением. Родители первыми должны заметить способности своего чада, чтобы с малых лет развивать таланты, а не прятать их. К сожалению, часто можно наблюдать такую картину: реальные природные задатки губятся на корню, возможности закрываются. И все это родители делают неосознанно, ставя перед чадом целую кучу ограничений. В таком случае можно ли удивляться тому, что дети растут безынициативными, пассивными и ленивыми?

особенности психологии детей дошкольного возраста

Маленький ребенок всему учится, играя. Он пока не умеет все в жизни воспринимать всерьез. Развитие творческих способностей должно начинаться с осознанного намерения привнести в жизнь ребенка больше ярких красок и впечатлений. Лучше записать малыша четырех лет в несколько тематических кружков по интересам. В ходе занятий следует обязательно понаблюдать за ним и сделать соответствующие выводы: что получается лучше, что хуже, к чему душа лежит, какие природные склонности имеются.

Для того чтобы способности действительно развивались, нужно освободить сознание от всяческих страхов. Родители иногда опасаются возможной неудачи еще больше самих детей, оттого и пропадает желание двигаться вперед. Не бойтесь экспериментировать, тратить денежные средства на получение нового опыта. Приобретение полезных навыков – первостепенная задача. Позвольте малышу действительно почувствовать себя значимым и ценным.

Действенные советы для родителей и педагогов

Взрослые люди часто задаются таким важным вопросом: как развить в ребенке полноценного члена общества с высокими нравственными ценностями? На что обратить особое внимание? Где взять дополнительную поддержку? Что нужно учитывать при воспитании малыша?

  1. Учите его уважать самого себя. В современном обществе так много людей, которые могут пошатнуть нашу самооценку! Не отнимайте у собственного чада возможность ценить себя. Никогда не унижайте – ни наедине, ни тем более прилюдно. Малыш не должен чувствовать уязвимость, испытывать стыд перед социумом. В противном случае вы поможете ему только сформировать низкую самооценку.
  2. Развивайте в нем индивидуальность. Личность не может быть счастливой, если она выполняет в жизни чужие цели, решает не свои задачи. Позвольте ребенку иметь свой собственный ориентир, не препятствуйте развитию индивидуального мнения по какому-то вопросу. Пройдет время, и вы увидите результаты такого воспитания: малыш станет более уверенным в себе.
  3. Гармоничное развитие личности. Действительно счастливый человек интересуется всем, а не только работой. У него в арсенале имеется множество увлечений, внутренний мир отличается невиданным богатством. Такой индивид всегда открыт для новых впечатлений, с удовольствием получает нужные ему знания. Он никогда не унизит другого, не сделает больно окружающим. Гармоничный человек стремится жить в мире с собственными эмоциями и уважает чувства других людей. Именно к такому идеалу и следует стремиться, воспитывая ребенка.
детская психология дошкольный возраст

Таким образом, вопросами становления самосознания, преодолением кризисов, изучением особенностей поведения занимается возрастная психология. Дошкольный возраст является важным этапом во всестороннем развитии личности. Именно в этот период маленький человек принимает основные уроки социума, учится эффективно взаимодействовать с окружающими. Родители и педагоги должны всячески поддерживать ребенка во всех его начинаниях, способствовать формированию устойчивого интереса к различным полезным занятиям, развивать творческое мышление, возможность видеть ситуацию с нескольких сторон сразу.

fb.ru

4(4) Общая характеристика дошкольного возраста

1. Границы возраста – 3 года – 6.5 лет

2. Социальная ситуация развития — Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям между ними и к новой ситуации развития ребенка. Общение со взрослым приобретает внеситуативный характер и осуществляется в двух различных формах — внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной. В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером для его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением «быть, как взрослый» и невозможностью это стремление реализовать на деле. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. 

3. Возрастные новообразования – налядно-образное мышление, позже словестно-логическое мышление. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте.

4. Ведущая деятельность и ее характеристика – игра (Предметная игра, сюжетно-ролевая игра)

5. Возрастной кризис, характерный для данного периода – кризис 6 лет. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами, стоит потеря непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. 

6. Данный возраст в различных концепциях:

— Психоанализ — Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального развития (с 3-х о 6-7 лет), в течение которой источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка. 

Эдипов комплекс — это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. «Мама, я хочу на тебе жениться!» — вот фраза, говорящая сама за себя. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемыйстрах кастрации, который заставляет его отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития 
супер-эго
 ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Комплекс Электры — вариант Эдипова комплекса для девочек — протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом — олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.

Эриксон — Предприимчивость и чувство вины (Инициатива или чувство вины). Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки. 
Пиаже
 — Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Если в период развития сенсомоторного интеллекта основными средствами умственной деятельности ребенка были предметные действия, 
то в рассматриваемом периоде ими являются операции. Принципиальное отличие состоит в том, что рождение операции — это предпосылка становления собственно логического мышления человека.Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления ребенка и представление о сохранении. Эгоцентризм мышления обусловливает такие особенности детского мышления, как синкретизм, неумение сосредоточиваться на изменениях объекта, необратимость мышления, трансдукция (от частного к частному), нечувствительность к противоречию, совокупное действие которых препятствует формированию логического мышления.

Внутри этого периода Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет. В рамках дооперациональной стадии формируются образно-символические схемы, основанные на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений типа «луна ярко светит, потому что она круглая». Отсутствие собственно операций побуждает ребенка устанавливать связи между объектами не на основе логического рассуждения, а интуитивно. 

7. Познавательное развитие в этом возрасте — В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

8. Личностное развитие и развитие самосознания — периодом первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. По А. Н. Леонтьеву, личностное становление в этом возрасте связано, прежде всего, с развитием соподчинения или иерархии мотивов. Деятельность ребенка, как правило, побуждается и направляется уже не отделенными мотивами, которые сменяются или вступают в конфликт между собой, а определенным соподчинением мотивов. Если связь между мотивами и результатом действия понятна ребенку, то он еще до начала действия предвосхищает значение будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. Примечательно, что эмоции могут появляться до выполнения действия в форме эмоционального предвосхищения.

9. Социальное развитие — В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, в основном, себя. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения. К 6 годам ребенок начинает воспринимать и себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику. 

studfile.net

Возрастные границы и социальная ситуация развития дошкольного возраста

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 6-7 лет. Его появление обусловлено теми новообразованиями, которыми завершилось раннее детство. Начало формирования сознания в раннем детстве приводит к тому, что у ребенка появляется новообразование, которое Л. С. Выготский назвал «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации развития, что проявляется в кризисе трех лет. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается?

Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Д. Б. Эльконин говорил, что дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, его функций, его задач, как вокруг своего центра. Причем взрослый уже воспринимается обобщенно, а не конкретно, как в раннем детстве: взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.

Движущей силой психического развития дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с удовлетворением ряда потребностей. Одной из таких насущных потребностей является потребность в общении с взрослыми. Удовлетворяя эту потребность, ребенок усваивает социальный опыт, происходит становление личности дошкольника. Ведущим средством общения становится речь. Именно это делает данный период психического развития сензитивным для развития речи. В общении с взрослыми ребенок удовлетворяет познавательную потребность. Дошкольники задают тысячи вопросов, поэтому этот возраст и называют возрастом вопросов.

Как отмечают исследователи, вопросы, которые задает дошкольник, отличаются от вопросов, которые задают дети в раннем детстве. У последних эти вопросы чаще носят коммуникативный характер, а у дошкольников – познавательный. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к партнеру. Такое сотрудничество ребенка и взрослого получило название познавательного общения. Существует и другая форма общения – личностная, в которой ребенок обсуждает свои поступки и поступки других людей с точки зрения нравственных норм. Это требует более высокого уровня развития интеллекта, поэтому ребенок становится в позицию ученика, отказавшись от партнерства.

Вторая потребность – потребность в общении со сверстниками. Между детьми возникают различные формы взаимоотношений, приобретается опыт сотрудничества. К старшему дошкольному возрасту дети уже могут чередовать и согласовывать действия, совместно выполнять одну операцию, контролировать действия партнера и исправлять его ошибки, принимать замечания партнера и исправлять свои ошибки. В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими и опыт подчинения.



В основе психического развития ребенка в дошкольном возрасте лежит противоречие: с одной стороны ребенок является членом общества, вне общества он жить не может, его основная потребность – жить вместе с окружающими его людьми. С другой стороны, ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых, жизнь его проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Поэтому единственная деятельность, в которой возможно смоделировать реальные отношения, – это игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность

В дошкольном возрасте

Игра –основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени он проводит в играх. В этом возрасте появляетсясюжетно-ролевая играсовместная групполвая игра, в которой участники распределяют и берут на себя различные социальные роли. Этоне просто любимое занятие дошкольников, но и ведущий вид деятельности в этом возрасте: в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.

При всем многообразиисюжетно-ролевых игрвсе они имеют свою структуру: сюжет и содержание игры, роль, игровые действия, игровой материал, правила.

В сюжете и содержании игрынаходит выражение моделирование детьми взаимоотношений взрослых в какой-либо сфере (бытовой, профессиональной и др.). сюжеты могут быть разнообразными, даже если дети берут одну и ту же тему.

Взяв на себя какую-либо роль (функцию взрослого человека), ребенок воспроизводит его деятельность. Но воспроизведение это носит обобщенный, символический вид. Благодаря этому в сюжетно ролевой игре появляется одно из важных новообразований дошкольного возраста – символизм, т.е. перенос значений одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из роли, начинает придумывать сюжет. Главная роль – это роль человека, который по сюжету игры руководит другими.



Роли выполняются при помощи игровых действий. Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны. Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и т.п.), а могут быть словесными (советы больному, замечания ребенку и др.). По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

В игровых действиях используется игровой материал (игрушки, предметы, при помощи которых можно разыграть роль). Главная особенность игрового материала в том, что он может использоваться не в своем значении, а как заместитель других, начтоящих предметов (символизм). Игровой материал не обязательно внешне должен быть похож на настоящие предметы, но обязательно должен давать возможность совершать с ним игровые действия.

Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдались известные им правила поведения людей в той ситуации, которую отражает сюжет игры. Ребенок получает удовольствие от того, что он действует так, как требуют правила игры. Если же правила нарушаются, игра не заладится (“Ты неправильно играешь! Так не играют!”).

В сюжетно-ролевой игре развивается мотивационная сфера ребенка, его готовность к школе; формируются нравственные основы будущего школьника; развивается воля ребенка; складываются наиболее благоприятные условия для развития интеллекта; формируется воображение как психологическая основа творчества; игра способствует развитию детского общества.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, поскольку как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него.

cyberpedia.su

Развитие детей дошкольного возраста: особенности и этапы

Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.

Особенности развития с 3 до 7 лет

В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.

Память и мышление

У детей 3-4 лет память пока непроизвольная. Они лучше запоминают то, что вызвало у них какие-то эмоции, то есть, ребенок скорее запомнит яркую картинку или привлекательный видеоролик, чем монотонные наставления.

Но уже к семи годам у детей формируется механическая память. Это помогает им запоминать что-то без осмысления — например, учить новые слова. И если в 3-4 года словарный запас ребенка составляет обычно около 1 000 слов, то к 6-7 годам это уже 2 500 — 3 000 слов.

Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. Если в три-четыре года малыш сперва делает что-то, потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А в шесть-семь лет ребенок уже различает причину и следствие и способен переносить такие логические цепочки и на другие похожие ситуации.

Психика и эмоции

В период от 3 до 7 лет у детей закладывается самосознание. Они учатся оценивать себя с разных позиций — насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. И здесь огромную роль играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его.

Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку — проговорить, что он чувствует и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно заполнить жизнь малыша яркими эмоциональными впечатлениями — дать ему больше общаться со сверстниками, чаще ходить в цирк и в театр на детские постановки, в музеи и экспериментариумы.

Рост и развитие

Физическое развитие тоже не стоит на месте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы.

Кроме того, нужны и физические активности — активные игры на свежем воздухе и прогулки. Но чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому.

Поэтому родителям детей, которые уже в этом возрасте серьезно занимаются гимнастикой, фигурным катанием, танцами и другими видами спорта, важно особенно внимательно следить за здоровьем своих чад и не забывать о регулярных визитах к доктору. Сложится ли у ребенка спортивная карьера — это еще вопрос, а вот проблемы со здоровьем у него могут остаться на всю жизнь.

www.spb.kp.ru

Основные новообразования дошкольного возраста: общая характеристика развития ребенка

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.

новообразования детей дошкольного возраста

Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Появление потребности в осмыслении причин и взаимосвязей процессов окружающего мира. Ребенок, не обладая достаточными знаниями, пытается объяснить происходящее вокруг него: «Темно, потому что солнышко спать пошло».
  2. Формирование этических и эстетических представлений: «Пачкаться некрасиво».
  3. Изменение мотивов поступков от «хочу» к «надо».
  4. Развитие волевых качеств. Импульсивность постепенно уступает место сознательному самоограничению в поступках и желаниях в соответствии с общими нормами и правилами поведения.
  5. Осознание себя как личности. Появление стремления занять значимое, достойное место в отношениях со взрослыми и сверстниками, участвовать в общественных делах.
  6. Появление выраженной потребности в новых знаниях, ребенок становится «почемучкой». Высокая познавательная активность говорит о его психологической готовности к школьному обучению.
новообразованием дошкольного возраста является

Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.

основные новообразования дошкольного возраста

Сидение раскрывает горизонты зрительного восприятия окружающего. Отдаленные предметы становятся доступными для детей только с помощью взрослых, и отношения между ними становятся ситуативно-деловыми (по М. И. Лисиной). Движение руки по направлению к недоступному предмету все более принимает указательный характер: хватательное движение в сторону желаемой вещи взрослый воспринимает как сигнал «дай мне это» и подает ее ребенку. Со временем, с повторением этой ситуации, ребенок осознанно использует это движение руки как указующий жест.

Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.

Начав уверенно ходить, малыш целеустремленно и настойчиво находит и преодолевает всяческие препятствия. Заявление «Я сам!» — это признак формирования силы воли и стремления к освоению пространства. В 1,5 года он уже способен манипулировать добрыми и нежными чувствами к нему, добиваясь от взрослых желаемого, но может проявить жалость и сочувствие, если видит, что кто-то плачет — обнимет, поцелует, погладит.

центральное новообразование дошкольного возраста

К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого — расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.
личностные новообразования дошкольного возраста

Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:

  1. Кризис новорожденности. Ребенок, попадая при рождении во внешнюю среду, вынужден приспосабливаться к новым условиям существования, раздражителям (температура воздуха, воды, свет, множество звуков). Резко меняется тип дыхания и питания.
  2. Кризис первого года. Обозначает переход от младенчества к раннему дошкольному возрасту. Стремление к самостоятельности и познанию окружающего вызывают повышенную активность, которая требует разумного сдерживания со стороны взрослых. Это вызывает бурную, порой истерическую, реакцию, протест против ограничений. Ребенок становится неуправляемым, упрямым, деспотичным, агрессивным, противоречивым в своих поступках, но в то же время уже ориентируется не только на физическую помощь, но и на одобрение взрослыми своих действий, ищет его. Происходит разрыв зависимых отношений со взрослыми, однако физических и психологических возможностей самостоятельного существования еще нет.
  3. Кризис трех лет. В младшем дошкольном возрасте новообразования в психологической сфере, в физическом развитии приводят к росту волевых качеств, к потребности действовать самостоятельно. Крайние формы кризисных проявлений — негативизм, бунт, своеволие, в чем проявляется потребность в равноправии со взрослыми, в уважении с их стороны. Он требует считаться с его желаниями, чего бы они ни касались, и видит в этом признак «взрослости». Появляются новые вкусы и привязанности, привычки, формы поведения при обесценивании старых. Нередки ссоры с близкими и другими детьми, так как ребенок требует от них исполнения своей воли, не соглашается выполнять из требования.
  4. Кризис 6-7 лет. Психологические и личностные новообразования дошкольного возраста делают ребенка внутренне готовым к обучению в школе, формируют чувство взрослости и вызывают потребность демонстрировать это окружающим. Копирование поведения взрослых выливается в манерничание, долгая пауза между просьбой к ребенку и ее исполнением оборачивается непослушанием и упрямством, но критика вызывает слезы и скандалы… Ребенок отвергает «детские» игры и игрушки и стремится участвовать во «взрослых» делах.
дошкольный возраст новообразование

Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

  • Не кричать, не оскорблять, не сравнивать его с «хорошими детьми». Спокойное объяснение причин недовольства взрослых — кратчайший путь к осознанию ребенком своего поведения.
  • Разнообразить и постепенно усложнять любую его деятельность (познавательную, художественную, физическую) с учетом возраста и личных интересов.
  • Также усложнять правила поведения и увеличивать их количество, учитывая дошкольные возрастные новообразования (психологические, личностные, социальные).
  • Стимулировать желание участвовать в общих делах, поддерживать отношения с другими детьми, уважать их мнения.

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.

основные психологические новообразования дошкольного возраста

Взрослые должны быть грамотными в выборе воспитательных средств, когда психологические новообразования дошкольного возраста заявляют о себе изменениями в поведении ребенка порой не в лучшую сторону. И здесь уместен совет Фрекен Бок (кто ее не знает!): «Терпение, только терпение!»

fb.ru

Примеры границ классов роста детей дошкольного возраста г. Великого Новгорода

Крайние варианты роста, отражают патологические отклонения и часто связаны с эндокринными нарушениями в организме. Такие дети требуют консультации или наблюдения эндокринолога.

3. Варианты роста от «ниже среднего» до «высокого» (1-5-й классы роста) являются вариантами нормы. Определение степени физического развития связывается в этом случае с оценкой гармоничности массы тела и окружности грудной клетки и пропорциональности исследуемых признаков по единым генетическим росто-половым стандартам,разработанным Е.А. Шапошниковым. В оценочный цикл мы включили показатели окружности грудной клетки. Данные стандарты пригодны для использования на всей территории Российской Федерации (табл. 2, 3).

Таблица 2

Оценочная таблица физического развития мальчиков дошкольного возраста

Таблица 3

Оценочная таблица физического развития девочек дошкольного возраста

Примечание. Отставание или опережение веса обозначаются символами «-» или «+» перед цифрой степени (±II), а отставание или опережение размера окружности грудной клетки – после цифры степени (II±).

4. В соответствии с классической схемой, предложенной еще в 1959 г. А.Б. Ставицкой и Д.И. Арон, комплексную оценку физического развития принято выражать через понятия «среднее», «ниже среднего», «выше среднего», «высокое» и «низкое». Расплывчатость рассматриваемых понятий как выразителей степени физического развития связана с тем, что они не являются ни количественными, ни абстрактными критериями, отражающими отношение к стандарту. «Среднее» может быть, например, между высоким и низким, горячим и холодным, мягким и жестким и т. д., а может и усредненным значением в ряду каких-либо показателей (стандарт роста, веса, окружности грудной клетки). В приложении к оценке степени физического развития это понятие несет информацию, которая трудно поддается расшифровке. «Среднее» физическое развитие может рассматриваться здесь как занимающее среднее положение между «хорошим» и «плохим», но оно не соответствует понятию «хорошее». «Высокая» степень физического развития по выраженности роста созвучна понятию «хорошее», но это не всегда так. Если высокому росту не соответствует вес и (или) окружность грудной клетки по стандарту, физическое развитие ребенка выходит из ряда «хорошего» и может быть отнесено к «ухудшенному» или «плохому» по стандарту.

Оценка степени физического развития отражает отношение исследуемого показателя к стандарту и может быть выражена существующими в русском языке определениями: «хорошее» (I степень), «ухудшенное» (II степень) и «плохое» (III степень). Их предложил в 1965 г. Н.Г. Властовский.

Ориентируясь на оценочную схему НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР, рекомендуем модифицированную схему оценки физического развития (табл. 4). Она позволяет в упрощенной форме определить как степень отклонения антропометрических показателей от стандарта [хорошее (гармоничное), ухудшенное (дисгармоничное), плохое (резко дисгармоничное) физическое развитие], так и степень пропорциональности сравниваемых показателей между собой (пропорциональное, диспропорциональное физическое развитие).

Таблица 4

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *