Роль бабушек и дедушек в воспитании детей: Статья по теме: Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка в семье – Бабушки и дедушки: их роль в воспитании детей

Бабушки и дедушки: их роль в воспитании детей

Нельзя недооценивать роль бабушек и дедушек в воспитательном процессе. Нередко молодые родители не могут справиться с непредсказуемыми, сложными, а то и вовсе непонятными ситуациями, в которых бабушки и дедушки уже неплохо разбираются. С точки зрения воспитания, участие бабушек и дедушек – обоюдоострый меч, который может как положительно влиять на ребенка (например, от бабушек можно получить внимание и дополнительную ласку), так и оказать глубоко отрицательный эффект (ребенка могут попросту разбаловать). Итак, что нужно учитывать, чтобы взаимодействие ребенка с бабушками и дедушками было удобным и полезным?

Кто в доме главный?

Для начала, необходимо выяснить, кто в семье первостепенно отвечает за воспитание детей. Как правило, такой вопрос актуален для семей, в которых старшее поколение живет вместе с младшим или постоянно бывает в гостях. В данном случае есть сразу три пути развития событий:

Равноправие. Стороны признают, что и родители, и бабушка с дедушкой имеют свои собственные взгляды на взаимодействие с детьми, и могут в равной мере влиять на воспитательный процесс. Вариант равноправия идеально подходит для семей, в которых царят доверительные отношения между старшим и младшим поколением, а взгляды родителей и бабушек-дедушек совпадают в большинстве принципиальных вопросов.

1. Бабушки и дедушки, как более опытные представители семейства, признаются ответственными за воспитание ребенка.

2. За воспитательный процесс отвечают родители, а бабушки и дедушки не должны им мешать.

Лучше всего, если семья обсудит эти варианты и придет к единогласному решению.

Доводы «ЗА»

Даже в случае, если ключевая роль в воспитании ребенка остается на родительских плечах, бабушки и дедушки могут помочь как минимум в трех важных ситуациях:

Молодые родители нередко опасаются принимать ответственные решения, касающиеся ухода за ребенком. В то же время, бабушки, спеленавшие и вырастившие своих собственных детей, отлично знают, что нужно делать.

Родители, как правило, работают, и потому не могут уделять ребенку сто процентов своего времени. Зато сидящие на пенсии бабушки и дедушки – кладезь нежности и постоянного внимания! Они могут читать ребенку сказки, гулять и играть, а постоянное общение с бабушками и дедушками способствует развитию талантов и творческих навыков.

Логическое продолжение пункта второго – пункт третий. Молодым родителям хочется не только работать и возиться с ребенком, но и выкроить немного времени для себя. В этом случае бабушки и дедушки приходят на выручку и нянчатся с малышом.

Доводы «ПРОТИВ»

Не стоит забывать о том, что бабушки и дедушки не так уж безобидны!

Как правило, старшее поколение балует детвору и потакает всем ее капризам. Ребенок учится манипулировать взрослыми, чего ни в коем случае нельзя допускать.

Бабушки и дедушки нередко «захваливают» малышей – даже в том случае, если хвалить особо не за что. В некоторых случаях это помогает ребенку восстановить подорванную веру в себя, но иногда это способствует развитию эгоцентризма.

Бабушки и дедушки, которые привыкли участвовать в жизни внуков, постепенно начинают вмешиваться в жизнь своих детей, подстраивать их под себя, читать морали и не столько помогать, сколько мешать. Важно добиться баланса.

Источник: http://rebenok16.ru/

Роль бабушки и дедушки в воспитании детей

Роль бабушки и дедушки в воспитании детейРоль бабушки и дедушки в воспитании детей

Главная роль в воспитании детей отводится, конечно, родителям. Но у большинства детей есть ещё и бабушки с дедушками, которые желают часто общаться с внуками и привить им свои взгляды на жизнь. Появление в семье малыша может сплотить семью, наладить более доверительные и теплые отношения между взрослыми, а может, напротив, стать источником постоянных конфликтов и споров. Какое же место занимает старшее поколение в жизни младшего?

Положительное влияние

  • Кому, как не любящей бабушке, молодые родители доверят присмотр за ребенком? Бабушки и дедушки охотно остаются с внуками, когда родители на работе, в кино или в гостях.
  • Принеся домой первенца, новоиспечённые мама и папа опасаются сделать что-то неправильно. Опытные бабушки помогут, посоветуют, научат, проведут мастер-класс по купанию новорождённого. Их движения уверенны и в то же время ласковы.
  • У умелых бабушек и дедушек найдется время и терпение на занятия, до которых не доходят руки у родителей: научить внучку вязать и стряпать пирожки, а внука – строгать и мастерить скворечник.
  • Дети любят, когда бабуля или дедуля читают им сказки. В раннем детстве проще привить любовь к чтению, которая сохранится на всю жизнь.
  • Старшее поколение имеет богатый жизненный опыт, которым охотно делится с малышами: истории из их детства сплотят и расширят кругозор ребенка.
  • Детям будет полезно и интересно узнать историю своего рода, рассказанную любимым дедом. Эти знания они в дальнейшем передадут своим внукам.
  • Общаясь с бабушкой и дедушкой, дети учатся с уважением относиться к пожилым, помогать им. Этот ценный опыт они должны пронести через всю жизнь.

Отрицательное влияние

  • Зачастую бабушки, которым внуков привозят на выходные, стремятся выплеснуть на них всю накопившуюся любовь. К сожалению, часто это выражается во вседозволенности: они разрешают бесконтрольно смотреть мультики, закармливают сладостями, покупают любую понравившуюся вещь, позволяют нарушать режим…
  • Сравнивая бабушку, которая всё позволяет, и строгую требовательную маму, ребенок начинает «качать права»: требовать то, что было ему разрешено раньше. Такая ситуация приводит к конфликтам между взрослыми.
  • Подросшего внука хитрая бабушка может уговорить не рассказывать маме о запрещенных сладостях, которые он ел досыта. Ложь родителям становится для ребенка нормой.
  • Для бабушек и дедушек их внук – самый-самый. Им восхищаются, любуются, превозносят любой его поступок. Такое отношение может сформировать у внука завышенную самооценку и убеждение в своём превосходстве.
  • Бабушки испытывают чувство огромной ответственности за здоровье доверенного им внука. И внук всё время слышит: «Слезь, а не то упадешь!», «Застегнись, а не то простынешь!» По мнению таких бабушек, идеальный внук – тот, что сидит в шубе на лавочке, ручки на коленочках. Ребенок лишается нормальной прогулки и становится пассивным и неуверенным в себе.
  • Бабушка, не полностью реализовавшая свой материнский инстинкт, пытается оттеснить мать от ребёнка, полностью взять на себя воспитание внука и уход за малышом, заменить ему родную мать.

Важно, чтобы счастливы и довольны отношениями были все три стороны: бабушки с дедушками, молодые родители и дети. Для этого нужно уметь обсуждать спорные моменты, принимать мнение другого, думать о благе ребенка.

Советы родителям

Почаще благодарите своих родителей за помощь, которую они вам оказываютПочаще благодарите своих родителей за помощь, которую они вам оказывают
  • Помните самое главное: ваши родители любят ваших детей! Не обижайте их упреками и обвинениями в неправильном отношении к ребенку.
  • Почаще благодарите своих родителей за помощь, которую они вам оказывают. Где вы еще найдете заботливую, любящую, безотказную и бесплатную няню?
  • Если необходимо скорректировать их манеру воспитания, сделайте это в мягкой, деликатной форме. Объясните причину своего беспокойства. Просите, а не указывайте.
  • Разговор о принципах воспитания вести без ребенка. Ему незачем знать о ваших разногласиях. Ребенок тревожится, когда наблюдает конфликты дорогих ему людей.
  • Вы для детей должны оставаться главным авторитетом, ваше слово должно быть решающим для ребенка. Ведите себя так, чтобы ребенок хотел подражать вам.
  • Всегда говорите с ребенком о бабушке и дедушке только уважительно: подавайте им пример правильного отношения к пожилым людям.
  • Уступите в непринципиальных вопросах. Мир и согласие в семье важнее.
  • Если после выходных у бабушки и дедушек у ребенка болит живот от неумеренного поедания сладостей или он становится капризным, непослушным, дерзит родителям, то лучше свести общение к минимуму.

Советы бабушкам и дедушкам

  • Хотите помогать – помогайте, но не требуйте за это благодарности.
  • Давайте советы тогда, когда вас об этом просят.
  • Не критикуйте своих детей в присутствии внуков: родители должны быть для них авторитетом.
  • Не подкупайте ребенка дорогими подарками. Спрашивайте у родителей ребенка совета, прежде чем купить любимому внуку новый телефон или планшет.
  • Хвалите ребенка, когда он действительно это заслужил, но не захваливайте.
  • Не делайте любимого внука центром своего внимания. Находите время на себя и свои увлечения.
  • Присматривая за ребенком, старайтесь соблюдать правила, принятые в его семье. Это касается организационных моментов: режим, питание, досуг.
  • Если вы хотите побаловать любимого внука, обязательно согласуйте это с его родителями.
  • Не перетягивайте ребенка на свою сторону в конфликтных ситуациях: ему тяжело находиться между двух огней и видеть любимых людей спорящими.
  • Будьте мудрее. Не настаивайте, даже если уверены в своей правоте. Ваши дети выросли и имеют право воспитывать ваших внуков так, как сами считают нужным.

Самые тёплые отношения складываются, когда бабушка с дедушкой живут отдельно от семьи своих взрослых детей, но имеют возможность часто видеться и при необходимости помогать с воспитанием внуков. Им следует воспринимать себя как помощников в воспитании детей, а не носителей истины в последней инстанции.

Родители и только родители несут ответственность за жизнь, здоровье и будущее ребенка, поэтому ответственные решения должны принимать они, не испытывая давления со стороны других.

10 советов, как наладить отношения в семье (видео)

Воспитание детей Семья

Роль бабушек и дедушек в воспитании детей – Умная мама

Автор invaxi На чтение 7 мин. Просмотров 629 Опубликовано

Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки . Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей существенно. Прежде всего, это помощь, которую оказывают бабушки и дедушки, забота о них, пока родители на работе; ухаживают за ними во время болезни. Тем самым в большой степени помогают снять напряжение и перегрузки родителей.

В наше время очень много семей, в которых оставшихся без попечения родителей детей воспитывают дедушки и бабушки, семей, где бабушки берут на себя воспитание внуков, когда родители работают с утра и до позднего вечера. Как же влияют наши родители на наших детей?

Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка , позволяя ему вольности. По моему мнению, это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не случайно в народе говорят, что человек становится настоящим родителем только с появлением внуков. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, мы начинаем принимать ребенка безусловно, не пытаясь реализовать через него свое понимание, каким должен быть сын или дочь. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность в себе, адекватное принятие жизни.

Однако, помогать родителям в воспитании внуков и воспитывать их самостоятельно – далеко не одно и то же. Как же меняется психология ребенка, а также бабушки с дедушкой, на плечи которых ложится полная ответственность за воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка? С позиции ребенка бабушка и дедушка воспринимаются как родители. Трудно определить возраст, с которого замещение родителей станет менее болезненным. Отношение и характер ребенка будут складываться из того, насколько старшее поколение готово к такому замещению. Все зависит от них самих. Если воспринимают ребенка как огромную ответственность – такое отношение может навредить. Ответственность должна быть такой же, как и у любого родителя. Каждый из нас несет ответственность за своих детей, но при этом не забывает и о своей личной жизни, личных интересах. Также должны вести себя и вторые родители: не тотальный контроль и желание сделать из ребенка человека, а любовь ,забота и возможность для ребенка просто жить.

За годы работы в школе приходилось работать не только с родителями, но и с бабушками и дедушками. И конечно, отношение к воспитанию детей у всех разное.

Условно бабушек и дедушек можно разделить на пять типов.

“Тиран” – это авторитет, который заявляет безапелляционно: делай то, что я говорю, потому что я лучше знаю. Многие родители не хотят общаться с такими дедушками и бабушками и ограждают от них детей, поскольку такой натиск очень трудно выдержать. Тирания воспитывает в ребенке чрезмерное послушание и зависимость.

“Компьютер”– человек, который постоянно поучает, дает оценку всему. С таким человеком трудно общаться, особенно ребенку. Этот тип бабушки довлеет, напрягает, не исполняя прямой обязанности – учить быть компромиссным.

“Мученик” – это альтруист, для которого важнее всего служить ближнему. “Не обращайте на меня внимание, главное, чтобы у вас было все хорошо”– часто говорят такие бабушки и дедушки. У таких людей соответствующее поведение и с внуками, что имеет последствия в виде избалованности ребенка, которому позволяется все на свете.

“Приятель” – это человек, который потворствует в играх и шалостях, не признает никакой ответственности. “Я ничего не мог поделать. Это у вас такой ребенок”, – оправдываются такие дедушки и бабушки, когда родители обвиняют их в том, что не смотрели за ребенком, который “ходил на голове”. “Приятелям” скоро надоедают шалости растущего ребенка, а найти им альтернативу они не могут.

“Руководитель и проводник” – человек разумный, который знает все подводные камни, поэтому смело ведет ребенка по дороге жизни. Но в определенный момент, когда почувствует, что ребенок может сделать что-то сам, уйдет в сторону и даст возможность проявить себя. Человек мудро и здраво умеет балансировать методами воспитания, гармонизируя отношения с ребенком. Иначе говоря, такой человек остается гибким, что позволяет и внуку быть разным, тренироваться, пробуя себя в разных ролях.

Наверное, большинство мам и пап задавались вопросом: “А можно ли доверять стареющим родителям воспитание детей, не испортят ли они ребенка?”. Считаю, что нет проблемы отцов и детей, есть недостаток культуры общения в семье, неумение и нежелание понимать другого. Дело не в установках или шаблонах, что бабушки портят и балуют, а в умении услышать и принять друг друга. Для дедушек и бабушек – это умение принять своих детей и внуков и не реализовывать в них своих ожиданий. Для мам и пап – умение быть снисходительными и толерантными (терпимыми) по отношению к старости. Поэтому вопрос воспитания бабушками связан, прежде всего, с психологией старости– насколько человек стареет и как меняется его внутренний мир.

Вот три самые распространенные ситуации.

  1. Бабушка занимается собой и не принимает участия в воспитании внуков. Когда дети просят посидеть с внуком хотя бы часок, у бабушки находятся неотложные дела. Возможно, что в свое время этой бабушке ее родители тоже не помогали в воспитании детей, поэтому она платит своим детям той же монетой. Но надо помнить, что такой порядок в семейной системе – это не навсегда и не на все поколения. Насколько родители сумеют сказать бабушке, что она им нужна, что она – неотъемлемая часть семьи, настолько у нее появится желание принимать участие в воспитании внуков, понимание того, что внуки– радость, а не повод для очередной ссоры.
  2. Бабушка и дедушка-зло. Нередко встречаются семьи, в которых дети отстраняются от родителей, потому что в свое время натерпелись от них горя. Они уверены, что общение с бабушкой – выпивохой и дедушкой – тираном ничего хорошего ребенку не принесет. Как же поступить? Можно оградиться от частого общения с такой бабушкой, но уважение и умение принять ее со всеми слабостями и недостатками должно быть сформировано. Нужно сказать себе : “Да, мне как маме, это не нравится, но бабушка – часть моей личной истории, отвергая ее – мы отвергаем самих себя”.
    Прятать ребенка от родителей мужа и от него самого свойственно также разведенным женщинам. Таким методом они добиваются лишь того, что формируют у ребенка комплекс страуса, который прячет голову в трудной ситуации. Выход из конфликтной ситуации может быть разным: уступить, пойти на компромисс или сотрудничество, убежать от конфликта.
  3. Бывает, что бабушки-дедушки пытаются заменить живых родителей. Не сложилась у дочери семейная жизнь с отцом ребенка, а тут подвернулся хороший человек. Бабушка предлагает: давай я заберу ребенка, а ты строй свою жизнь и не волнуйся. Тем самым бабушка перекладывает ответственность за воспитание ребенка на себя. Это ошибочная установка – у каждого должна быть своя ответственность.

Воспитание – это метод проб и ошибок, но в первую очередь – это знания, а также умение применить эти знания на практике. Не нужно специально воспитывать, нужно помогать расти и развиваться нашим детям. И получится самый удачный результат , если царит уважение, доверие, понимание двух поколений – старшего и младшего.

Методическая разработка по теме: Роль бабушек и дедушек в воспитании детей

 

Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо от того, живут все вместе, одной семьей или порознь. Здесь доминируют совсем другие аспекты. Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поско льку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!». А опыт выращивания своих собственных детей дает им основание думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке. Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение.

Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой, или с ними обоими.

Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания ребенка, необходимо развернуть именно в его сторону. Давайте попробуем понять ребенка. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли она сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?». И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное — это понимание ребенка, принятие его тайн и детской озабоченности.

Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и отвести, наконец, в зоопарк. Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот.

К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей — все бабушки и дедушки — родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимоотношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно, к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного семейного клана, то другого.

Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом».

Какова же  роль бабушек и дедушек в воспитании внуков в других странах?

Приведу несколько примеров

Бодрые активистки

Бабушки в Швейцарии очень редко сидят со своими внуками, тем более с совсем маленькими. У бабушек здесь своя жизнь, которая только с выходом на пенсию и начинается. Бабушки общаются с другими бабушками за чашкой кофе часов в 8 утра в ресторане, вечером ходят в оперу, днем в зоопарк, им не до внуков, да и вообще, считается, что воспитанием должны заниматься специально обученные люди. Маленького швейцарца ждут редкие визиты вежливости к бабушкам.

 

Редкие гости

Несмотря на то, что Япония располагается на востоке, отношение бабушек к внукам здесь практически европейское. В этой прогрессивной стране не принято особо помогать с внучатами. Тамошние бабушки и дедушки очень-очень редко приезжают в гости к своим внукам (чаще – никогда), а если те сами нагрянут с визитом, то это мероприятие продлится недолго. Японские мамы и папы редко остаются гостить у своих родителей дольше, чем на полдня.

Пенсионерки и красотки

Интересен вопрос отношений бабушек с внуками и в Испании. Бабушки вообще не сидят с детьми. Никогда! Это правило. Женщина пенсионного возраста все свободное время уделяет себе – маникюр, педикюр, прическа каждый день, наряды и буквально тонны украшений – это обязательно. Для них создаются специальные клубы по интересам, где бабушки играют в карты, домино и просто сплетничают. Есть очень дешевые пенсионные экскурсии по Испании и по всему миру (большую часть расходов берет на себя правительство). Повторюсь – никогда бабушка не будет сидеть с внуками. Поэтому с маленькими испанцами занимаются в основном частные няни. Есть профессиональные няни, у которых дома создано подобие детского сада, включающего развивающие игрушки, подгузники всех размеров и детское питание. Часто испанцы нанимают и более дешевый вариант няни – так называемую чику (chika – «девушка») без педагогического образования и обычно действительно молодую девушку.

 Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. Хотя по сути им, сорокалетним, наверное, хотелось бы почувствовать свободу. Во многом такое отношение определяет совместное проживание в силу отсутствия средств на отдельную квартиру у молодой семьи. Но даже, если бабушка живет отдельно, она частенько старается контролировать действия молодой семьи. Под этот контроль, конечно, попадает и такой важный аспект жизни молодой семьи, как воспитание ребенка. А с другой стороны, молодые родители, зачастую и рады «подкинуть» свое чадо в знакомые теплые объятья. Почему нет? Ведь это родные бабушка и дедушка. Они любят нас и наших детей, и соответственно практически обязаны заботиться о своих внуках и внучках. Такие сложные взаимоотношения в семьях, где живут несколько поколений, нередки.

Конечно, лучший вариант жить отдельно от родителей и встречаться с ними в дни праздников общих и специальных, семейных. При этом абсолютно не важно, вместе или раздельно живут эти три поколения. Отдельное проживание бабушек и дедушек отнюдь не уменьшает к ним любовь внуков при правильном воспитании со стороны родителей. Самое главное — правильно построить взаимодействия между поколениями.

Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани. Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет их сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи — воскресные чаепития в доме мамы, свекрови, тещи, комплексная заготовка продуктов для семей, празднование дней рождений всех членов семьи с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.

Традиции — лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку — уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.

Замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя».

Приведем одно из правил в качестве примера:

Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.

Создание семейных традиций — это работа. Не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в будни жизни вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений — это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи и ласке своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Если в семье царит дух взаимоуважения, если родители ребенка почитают своих родителей и формируют у него уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежного «вложения» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО ПЕДАГОГА

В родительский блокнот

❀ Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи.

❀ Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания — это родители.

❀ Проявляя уважение к старшему поколению, вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости.

❀ Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности.

❀ Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Помните, что вы — основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства».

❀ Не забывайте о том, что старость — это мудрость.

❀ Помогайте своим детям, но не теряйте достоинства.

❀ Старайтесь, чтобы ваша помощь не была навязчивой и не лишала среднее поколение самостоятельности.

Важная роль бабушки и дедушки в воспитании детей

Как новые веточки появляются на дереве и дают жизнь молодым листочкам, так и дети быстро вырастают и сами становятся родителями. Еще каких-то тридцать лет назад жили большими семьями в одном доме три-четыре поколения, уважали старших, слушались. Сейчас все изменилось. Молодые семьи торопятся переехать в отдельную квартиру. И когда сами становятся родителями, возникает вопрос, какова роль бабушки и дедушки в воспитании детей? Чем они могут быть полезны юному киберпоколению? Есть и другие вопросы, которые тревожат как молодых родителей, так и бабушек и дедушек.

Не испортит ли влияние бабушки ребенка?

Однажды ко мне пришла знакомая обсудить этот вопрос. В ее глазах стояли слезы. Она вырастила замечательных дочь и сына. А теперь дочь запрещает принимать участие в воспитании внуков. Даже вручила список отрицательного влияния бабушек и дедушек на внуков, распечатанный из интернета.

  •  Бабушки и дедушки непомерно балуют внуков. Они позволяют детям все, исполняют любые капризы и потакают любым желаниям. После общения с ними детей очень сложно снова вернуть в рамки.
  • Бабушки и дедушки слишком опекают внуков, сдувают с них пылинки. «Не бегай, а то упадешь», «Не отходи от меня, потеряешься», «На горку нельзя, поцарапаешь коленку».
  •  Бабушки закармливают внуков. «Я старалась, напекла тебе пирожков, а ты съел только три. Ну, давай еще парочку, а то одна кожа да кости». «Покушал – не бегай, ложись поспи, пусть жирок завяжется».
  •  Есть очень строгие бабушки и дедушки. У них как в исправительном учреждении. Стараются на внуках наверстать все, что не успели с детьми, когда были молоды и работали.

Понятна тревога моей знакомой. Она так ждала появления внуков, а теперь нависла угроза остаться не у дел. Может, действительно, нынешние дети рождаются необычайно умными, им просто не нужны бабушки и дедушки, и их роль в воспитании внуков осталась в прошлом?

Бабушка – первая помощница

Когда рождается первенец в молодой семье, как правило, родители не очень представляют себе, как правильно ухаживать за младенцем. И тут на первые роли выходят умудренные опытом бабушки. Они могут подменить маму на время бессонных ночей, погулять с малышом на улице, пока мама спит или занимается домашним хозяйством, помочь с покупками продуктов или приготовлением обеда.

Внуки подрастают, и заниматься ими не значит только менять подгузники и печь пироги. Именно с бабушкой и дедушкой дети нарабатывают первые социальные навыки общения, учатся взаимодействию до того, как пойдут в детский сад.

Ответственная роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка ─ укрепление семейных связей. Именно они расскажут о предках, их славной истории. Ребенок сможет гордиться ими и брать пример. Кто лучше них помнит правду, как было когда-то, чтобы ребенок мог сам сравнить и сделать выводы. Внук в будущем мог бы дать твердый ответ клеветникам, желающим переписать историю страны.

Бабушка может стать связующим звеном в развитии и укреплении эмоциональных связей. Она знает множество задушевных секретов, которые берегла для своих внучат много лет. А дед знает столько интересных историй, которыми с радостью поделится в походе, пусть даже не очень далеком, под дерево за домом, где ребенок может представить себя отважным мореходом. В это счастливое время рождается воображение, которое позволит в дальнейшем малышу стать известным художником, писателем или просто успешным человеком.

Эпоха полной компьютеризации не отменяет развитие мелкой моторики детей. И тут снова бабушка и дедушка могут быть полезными. Только у бабушки хватит терпения учить детей лепить вареники, а у деда – мастерить скворечник. Взамен попросить юных компьютерных гениев обучить их отправить друзьям электронное письмо или завести аккаунт в «Одноклассниках». Общие дела укрепляют связи между людьми.

Если бабушка совсем старенькая

Если бабушка совсем старенькая, даже тогда она может сыграть важную роль в воспитании внуков. Моя соседка, которая выросла и стала молодой женщиной на моих глазах, как-то сказала, что очень благодарна своей маме, которая заставляла ее заботиться о старой бабушке: носить ей еду, кормить и мыть посуду. Тогда моя соседка обижалась, это казалось ей скучным, лучше бы во дворе поиграла.

Бабушка съедала свою миску супа, гладила по голове девочку и рассказывала, как сама была маленькой. Девочка взрослела, и разговоры между ними становились все более задушевными. Сейчас, когда девочка сама стала мамой, она поняла, что именно уход за старенькой бабушкой научил ее состраданию, доброте, готовности помочь нуждающемуся. Конечно же, ориентиры задают родители. Они должны помнить, что то, как они сами относятся к своим родителям, видят их дети и в дальнейшем возьмут это за образец поведения с собственными родителями.

Договор с хорошей бабушкой

Держу в руках тот самый распечатанный список из интернета. Мне понятны тревоги молодых родителей. Хочется дать ребенку самое лучшее воспитание. Чтобы вырос умным, честным, добрым, порядочным человеком, который умел бы общаться с людьми, нашел бы себя в жизни, был бы счастлив. Чтобы был свободным в своих желаниях, но четко знал, что такое хорошо и что такое плохо.

Однако даже у идеальных родителей, которые точно знают, как воспитать ребенка, при нынешнем ритме жизни не на все хватает времени, поэтому помощь бабушки необходима. Предложила знакомой договориться со своей дочерью о единой линии воспитания подрастающего поколения.

  •  Главные люди для детей – родители. Именно они несут ответственность за жизнь и воспитание детей. Дедушка и бабушка – помощники, и они должны советоваться по ключевым вопросам с родителями своих внуков.
  • Четко определиться с требованиями родителей и поддерживать их. «Мама не разрешает тебе чипсы. И ты знаешь почему. Бабушка солидарна с мамой».
  •  Взять за правило не выяснять отношения между родителями и бабушкой с дедушкой при внуках. Иначе авторитет потеряют и те и другие.

Вот и выходит, что роль бабушек и дедушек в воспитании детей – это роль второго плана. Но есть возможность сыграть ее блестяще – заложить прочный фундамент будущих поколений, помочь родителям вырастить счастливых людей.

Автор Виктория Семибратская
Корректор Татьяна Орлова

Статья написана под впечатлением онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Просмотров: 398

Поделитесь этим с другими:

Важная роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Новости. Первый канал

На деревню к дедушке и на дачу к бабушке — многие считают, что именно летом самое старшее поколение должно заниматься с самым младшим. Мы выяснили, что хорошие бабушки в заботах о внуках в течение всего года, а тех, что еще не прочувствовали своей роли — можно перевоспитать.

В этом году Никита закончил первый класс. Летние каникулы проводит с бабушкой на даче. Энергии мальчугану не занимать. Целый день он носиться по двору, успевает поиграть в баскетбол, покататься на велосипеде и много ещe чего. И если в бадминтон бабушка ещe может составить ему компанию, на остальные подвижные игры ей просто не хватает сил.

Ольга Правосуд: «Возраст-то уже не тот. Естественно, тяжелее. И мальчик. Была-то девочка. А теперь мальчик. С мальчиком тяжелее. Своеобразный характер. Озорные они. Девочки же более послушны. Сидят, играют в куколки».

Никита активно занимается восточными единоборствами. Но отточить свои навыки вдали от спортивной секции очень сложно — бабушка не лучший партнeр для тренировок. Поэтому чаще всего день Никиты начинается на велосипеде и на нeм же и заканчивается. Практически в одиночестве. Он же не виноват, что бабушка за ним не поспевает.

Никита Правосуд: «Не всегда может. Она там занимается своими делами, я своими».

Мама Никиты вся в работе, на дачу приезжает лишь изредка. И каждый раз это для мальчугана как праздник. Но по другому нельзя — мама содержит семью, а бабушка — это в любом случае лучше, чем няня.

Мария Правосуд: «Я бы с большим удовольствием проводила бы большее количество времени с ребeнком. Но поскольку в нашей семье зарабатываю деньги я, и нам хочется одеваться, кушать и чем-то заниматься — я вынуждена работать в таком режиме, при котором ребeнка я вижу очень редко».

Психологи предостерегают: бабушки и дедушки очень нужны детям. Но они никогда не смогут им заменить родителей. А если попытаются — ничего хорошего из этого не выйдет. Бабушка будет воспитывать, мама потом перевоспитывать, а ребeнок — страдать.

Марьяна Безруких, психолог: «Если тактика родителе не совпадает с тактикой воспитания бабушки — это обязательно нужно обсуждать. На это не стоит сердиться. Этим нельзя быть недовольным. Это стоит проговорить. Потому что разная тактика воспитания в семье очень вредит ребeнку».

Впрочем, ребенок может навредить и сам себе. За детьми нужен глаз да глаз. Бабушки и дедушки зоркостью не отличаются, вот попадают малыши в разные передряги.

Андрей Кедров, сотрудник московской службы спасения: «Дети чрезвычайно любопытны, поэтому они просто просовывают куда-то палец. Это их общение с миром материальным. Должны не только увидеть, почувствовать на язык, но и пальчиком».

Это съeмки московской службы спасения. Бабушка не углядела за внуком, и тот успешно просунул голову в отверстие стула. Испуганный мальчик плотно застрял, и вызволить его смогли только спасатели.

Андрей Кедров, сотрудник московской службы спасения: «Полная, старенькая бабушка, с больным сердцем, за которой самой надо следить, не успеет добежать до качели, если ребeнка сильно раскачали и у него уже руки разжимаются».

На самом деле, бабушками сейчас часто становятся женщины, ещe не вышедшие на пенсию. Они без труда поспевают за ребeнком. Но здесь другая проблема. Им приходиться жертвовать своей карьерой, чтобы сидеть с внуками. Мира семье это обычно не приносит — считают психологи. Хотя бывают и исключения. Татьяне Федоровне оставалось ещe 5 лет до пенсии, когда она стала бабушкой. Родители Саши с утра до вечера на работе. Выручить могла только бабушка. И выручила. Сразу приняла решение уйти с работы.

Татьяна Вожегова: «Отговаривали. Говорили, что, давай, сходи сначала в отпуск, вот повозишься месяц и вернeшься. Через 2 недели я пришла, написала заявление».

О сделанном Татьяна Фeдоровна не жалеет. Дети ей благодарны, внучка счастлива. Как воспитывать ребeнка — обсуждает вся семья. Поэтому у родителей Саша скучает по бабушке, у бабушки — по папе и маме.

Лидии Степановне 88 лет. Еe мужу Константину Фeдоровичу — 92. Старики не могут нарадоваться на правнука — Владику всего 8 месяцев. С ним они забывают о своих годах. Может быть, в таком возрасте и сложно присмотреть за малышом, но если помогает вся большая семья — проблем не будет.

Лидия Степановна Мушникова: «Вот у нас самая радость — дети с нами, внуки с нами, правнуки с нами. Вот это и есть богатство старости. Мы до неe дожили».

Ведущий: Разговор о роли бабушек и дедушек в жизни внуков мы поддержим вместе с ведущим научным сотрудником НИИ семьи и воспитания Виктором Головановым. Виктор Петрович, добрый день.

Гость: Добрый день.

Ведущий: Развитие каких качеств у ребенка должно лежать на плечах старшего поколения?

Гость: Прежде всего, конечно, это чувство гражданственности, чувство гражданина. От того, знает ли он своих родных, близких, каково генеалогическое дерево родственников, и самое главное, что непреходящие нравственные ценности, которые тоже закладываются старшим поколением. Поэтому говорить о тандеме внука, бабушки, дедушки очень значимо.

Ведущий: Каково должно быть соотношение: внимание родителей и внимание бабушек и дедушек? Эту формулу нельзя вывести?

Гость: Это очень индивидуально. Здесь нельзя либо только на родителей, либо только на бабушек и дедушек перекладывать ответственность за воспитание. Найти золотую середину, найти место каждого очень значимо. Чаще всего родители устремлены в будущее. Они рассматривают детство, как подготовку к какой-то дальнейшей жизни. А вот бабушки и дедушки они решают задачу здесь и сейчас. И в этом есть определенные различия.

Ведущий: Если родители работают, а воспитание в основном занимаются дедушки и бабушки, ребенок не получится старомодным? Ведь мамы и папы они все-таки ближе к современным достижениям, к современным понятиям о морали?

Гость: Как показывает опыт, конечно в принципе нельзя целиком перекладывать все на бабушек и дедушек. Должна быть разумная истина того, чтобы ребенок, во-первых, был в дошкольном учреждении, в какой-то момент, чтобы он использовал приходящих няню, гувернантку, и где-то приходящие бабушки и дедушка. Там, где целиком перекладывается только на родителей, ну это потом чревато в плане психолого-физиологического развития ребенка определенными трудностями. Ему сложно адаптироваться в коллективе, в жизни и так далее. А когда разумно сочетание дошкольного учреждения и родителя, бабушки и дедушки, то в данном случае ребенок развивается нормально.

Ведущий: Дети становятся такими бурчащими старичками?

Гость: Нет. Бабушки и дедушки несут линию либерального воспитания. Мы с этим встречаемся, когда что-то запрещают родители или жестко обращаются, желая сформировать вот такого спартанца и так далее.

Ведущий: Часто бывает, что бабушки и дедушки балуют внуков. С этим нужно бороться или нет?

Гость: Конечно. В этом плане родитель должен договориться. Мама или отец, я попросил бы, чтобы вот эти требования мои вы не нарушали. Зависит от договоренности. Всегда надо договариваться.

Ведущий: Бабушки и дедушки должны занять более гибкую позицию, чем родители?

Гость: Главный воспитатель и приоритет за родителем. Хотим или не хотим, но это так. Так должно быть. Его требования должны быть учтены и бабушкой и дедушкой, как бы они внутри не сопротивлялись этому.

Ведущий: Большое спасибо, Виктор Петрович. Ведущий научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Виктор Голованов в хорошем смысле указал бабушкам и дедушкам на их место в развитии личности внуков. Давайте еще раз скажем о том, в чем же их роль.

Советы специалиста:

Звучит несколько высокопарно, но самое старшее поколение — это хранители духовности и традиций семьи. Если ребенку не достается такого внимания — зияют бреши в его воспитании.

Но полностью перекладывать заботу о детях только на бабушек и дедушек, а мамам и папа думать исключительно о работе — тоже нельзя. Нужен баланс.

Если у вас конфликт с родителями или с тeщей, то ребенок — вовсе не оружие для ведения боевых действий. Наоборот, дети воспримут эти отношения — как пример для подражания. И в старости — Вы не обрадуетесь.

Бабушки и дедушки должны проявлять больше мудрости и гибкости, чем папы и мамы. И не настаивать на своих методах воспитания. Только что-то мягко посоветовать.

Теплые чувства к внуку в современных бабушках и дедушках часто приходится воспитывать. Надо дать им почувствовать ответственность за малыша, заставить их переживать за его успехи.

Просто вредно отдавать ребенка на дачу на всe лето. Идеальный вариант — месяц у бабушки, другой — в лагере, третий — с обоими родителями.

Консультация (младшая группа): Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков

   

Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков

Помощь старшего поколения в воспитании детей – подарок судьбы для многих молодых родителей. Ведь опыт, знания и умения старшего поколения помогут справиться с трудными и непонятными ситуациями в процессе ухода за малышом. Кроме того, именно бабушки и дедушки заботятся и беспокоятся о подрастающих внучатах с такой любовью и нежностью, которой могут порой позавидовать даже сами родители.

Но бывает и такое, что воспитание ребенка бабушками и дедушками становится причиной конфликтов между поколениями. Ведь излишняя нежность, любовь, а порой и склонность побаловать малыша, противоречат принципам воспитания, которым следуют родители.

  Для того, чтобы частый контакт малыша и старшего поколения родственников не привел к конфликтным ситуациям, проанализируйте плюсы и минусы данного вопроса. И лишь, будучи уверенным, что все, или большинство, аспектов Вас устраивает, отдавайте малыша в заботливые руки бабушек и дедушек.

Интересные факты

  1. Воспитание

Одаренность ребенка – заслуга именно бабушек и дедушек, считают психологи всего мира. Если вспомнить постоянную озабоченность родителей, усталость и нехватку времени, то трудно не согласиться с тем, что полноценное внимание и все свое время могут отдавать ребенку именно старшие члены семьи.

  1. Воспитание капризов

Бабушки и дедушки балуют детей. Если вдуматься, то такая склонность старшего поколения вовсе не вредна ребенку. Ведь это и есть проявление искренней любви и желания порадовать. Но, конечно, тут важно не перегнуть палку и не начать потакать необоснованным капризам. Ну и, конечно же, нельзя разрешать ребенку манипулировать взрослыми, используя в качестве

аргумента их искреннюю любовь.

  1. Воспитание эгоцентризма

Бабушки и дедушки часто «захваливают» любимых внучат «на пустом месте». С одной стороны это хорошо. Психологи утверждают, что похвала, даже не всегда обоснованная, может помочь избавиться малышу от комплексов (или же предотвратить их появление). Но часто старшее поколение уж слишком усердствует, внушая ребенку, что лучше его никого нет.

С данной проблемой поможет справиться лишь «принцип баланса». Это значит, что родители должны трезво оценивать и обсуждать с ребенком его успехи и неудачи. В результате в головке малыша сложится реальное отношение к действительности, и он научится видеть ее с разных точек зрения.
          Согласовывать свои действия со старшими воспитателями необходимо, для формирования адекватной самооценки ребенка. Но делать это нужно не при нем. Иначе ребенок достаточно быстро сообразит, как сыграть на Ваших противоречиях, и Вы получите маленького манипулятора.

  1. Методы воспитания

Старшее поколение часто не приемлет новых методов воспитания. В свою очередь молодые мамы и папы также не приемлют житейскую мудрость и опыт своих родителей. Не встать на путь конфронтации, научиться видеть, как эти методы дополняют друг друга – вот достойный выход и хороший пример взаимодействия любящих людей. К тому же, у Вашего малыша будет крепкая нервная система, если он будет с детства присутствовать «за столом переговоров», а не «на поле боя»! И, вероятно, когда Вы станете бабушкой и дедушкой, он будет прислушиваться к вам.

Хочется также, дорогие родители, обратить Ваше внимание на то, что старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций.

Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани. Семейные традиции, которые включают в себя: обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи – все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет их сердце вдали от родного дома.

В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи – воскресные чаепития в доме мамы, свекрови, тещи, празднование дней рождений всех членов семьи с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.

Традиции лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают, главное ребенку – уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит ни бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.

Дорогие бабушки и дедушки!

Предлагаем вам несколько советов по воспитанию внуков и внучек

  • Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение. Не становитесь бабушками – попустительницами.
  • Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания.
  • Не балуйте их множеством подарков и бесконечным доставлением удовольствия.
  • Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
  • Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о своей работе.
  • Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
  • Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.

Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма

 Если ребенок часто болеет – родители очень переживают, но не знают, что делать. Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям, применяется хорошо всем известный способ – закаливание. Закаливание – целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха, ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту. Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы «гимнастика». В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей – повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается. При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:  

 — дозирование процедур, в зависимости от возраста детей, их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы;

 — постепенное повышение интенсивности процедур: ежедневное, без перерывов их проведение, начиная с самого раннего возраста; постоянный контроль за влиянием процедур на организм; комфортное тепловое состояние детей, положительная эмоциональная настроенность.

Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливание с начала.

Воздушные ванны

Закаливающее действие воздуха связано с разницей температур между ним и поверхностью кожи. Разница между температурой кожи одетого человека и окружающим воздухом. Как правило, невелика,

поэтому отдача тепла организмом почти не заметна. Как только тело человека освобождается от одежды, процесс отдачи тепла становится интенсивным. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем большему охлаждению подвергаются дети. Однако закаливающее действие воздуха зависит не только от его температуры. Существенную роль играют влажность и скорость движения воздуха.

Прием воздушных ванн проводят в хорошо проветренном помещении. Первые воздушные ванны для здоровых детей могут длиться 10-30 мин при температуре воздуха 17-240 С в зависимости от возраста. В дальнейшем их продолжительность увеличивается на 10 мин и доводится до двух часов.

 Водные процедуры

Водные процедуры, по сравнению с воздушными, безусловно, более энергичное средство закаливания. Применяются следующие их виды: обтирание и общее обливание тела, обливание ног, купание в открытых водоемах и контрастные процедуры.

Обтирание – слегка отжатой салфеткой обтирают вначале верхние и нижние конечности от периферии к центру, затем спину, ягодицы, шею, грудь, живот.

Солнечные ванны

Солнечные ванны представляют собой климатическую процедуру, при которой обнаженное тело ребенка подвергается воздействию солнечной радиации, а также окружающей среды. Солнечные ванны целесообразно принимать утром, -т когда земля и воздух менее нагреты, жара переносится значительно легче. Солнечный свет – мощное лечебное и профилактическое средство. Закаливание солнцем можно начинать с первых теплых весенних дней и продолжать его летом и ранней осенью.  

 Хождение босиком

 Хождение босиком – важное закаливающее средство, поскольку охлаждение ног дает рефлекторную реакцию спазма сосудов кожи, носоглотки, почек и чаще всего бывает причиной возникновения так называемых простудных заболеваний. Кроме того, хождение босиком является профилактикой плоскостопия.

 Естественные силы природы – воздух, вода и солнечные лучи – были и остаются нашими союзниками, источниками бодрости и здоровья, непревзойденными средствами закаливания в летний период.

ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ

Основные международные документы, касающиеся прав детей.

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

   В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный Кодекс РФ (1996).

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:

— жить и воспитываться в семье;

— знать, кто является его родителями;

— на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

— на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

— на всестороннее развитие;

— на уважение человеческого достоинства;

— на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;

— на защиту;

— на выражение собственного мнения;

— на получение фамилии, имени, отчества;

— на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

Советы родителям.

  • Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
  • Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

 

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь

                                               (Барбара Л.Вульф)

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность . не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

  1. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей воспринимайте как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!

  1. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя растила, а ты …». Это , граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.

  1. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

Главное — не забывать, что у всего должна быть мера.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о