«Подвижные игры» на уроках физкультуры 1-4 классы
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
для детей младшего школьного возраста.
1-4 класс
Охотники и утки
Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч.
По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: из числа играющих выбираются 3— 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».
Категория: Активные игры с мячом
Развивает: глазомер, ловкость
Лови – бросай!..
По цели и характеру повторяет игру «Лови мяч».
На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, который по очереди бросает мяч детям, а потом ловит его от них, произнося при этом рифмовку:
«Лови, бросай,
Упасть не давай!..»
Воспитатель произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч.
Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличивается до 2—2,5 м.
Воспитатель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.
Категория: Активные игры с мячом
Развивает: глазомер, ловкость
Удочка
Цель игры: развитие ловкости, координации движений.
Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м.
Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см.
Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчиты-вается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.
После смены водящего игра начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость
Караси и щука
По цели и характеру напоминает игру «Ловишка».
Игровая площадка разделена двумя линиями на расстоянии 10—15 м одна от другой. Из играющих выбирается водящий — «щука», а остальные участники игры — «караси». Водящий-«щука» стоит в центре, а «караси» располагаются на одной стороне площадки за линией.
По сигналу или команде учителя «караси» перебегают на противоположную сторону, стараясь скрыться за линией, а «щука» ловит их, дотронувшись рукой.
Когда пойманы 3—4 «карася», они образуют невод, взявшись за руки. Теперь, перебегая от черты к черте, играющие «караси» должны пробежать через невод (под их руками).
Когда щукой пойманы 8—10 человек, они образуют круг-корзину, а остальные караси должны пробежать через нее (дважды пройти под руками).
Когда пойманы 14—16 человек, они образуют две шеренги, взявшись за руки, между которыми должны пройти остальные караси, но на выходе стоит щука и ловит их.
Победителем считается последний пойманный карась.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Дедушка-рожок
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии на расстоянии 10—15 м. Между ними посередине в стороне чертится круг диаметром 1—1,5 м.
Из числа играющих выбирается водящий («пятнашка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две команды и становятся в своих домах за обеими линиями.
Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»
Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»
Сразу после этих слов они перебегают из одного домика в другой через игровое поле, приговаривая:
«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»
Водящий выбегает из своего домика и старается «запятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.
Когда дети перебегут из дома в дом и займут свои места, игра возобновляется, но водящих уже двое.
Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Попробуй поймай
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии, за которыми располагаются «домики» играющих. Расстояние между линиями примерно 6—10 м. Из числа играющих выбирается «ловишка» (водящий), который занимает место между двумя линиями.
Остальные играющие стоят у линии и хором произносят рифмовку:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три — лови!..
После произнесения слова «лови» дети перебегает на другую сторону площадки, а ловишка стремится догнать бегущих и «осалить» их (дотронуться рукой). Тот играющий, до которого ловишка дотронулся прежде, чем он перешел черту, считается пойманным и отходит в сторону, садится возле «ловишки».
Правила игры: после двух-трех перебежек детей от черты к черте проводят подсчет числа пойманных игроков, а затем выбирается новый ловишка:
в ходе игры желательно определить лучшего ловишку.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Кто быстрее?
Цель игры: обучение ходьбе на лыжах (в младших классах) разными способами.
На игровой площадке, покрытой снегом, отмечают линии «старта» и «финиша» с расстоянием между ними 25—30 м.
На линии старта выстраиваются 3—5 играющих на расстоянии 1,5—2 м друг от друга и по сигналу или команде учителя начинают бег на лыжах. Побеждает тот участник, кто первым пересечет линию финиша.
Варианты игры:
забеги можно осуществлять с помощью палок или скользящим шагом без них, определяя победителя по итогам двух заездов;
можно проводить игру, разделив детей на 2—4 команды с равным числом участников, в виде эстафеты.
Категория: Активные игры зимой
Развивает: координацию движений
Прихлопни комара
Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.
На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель держит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.
Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».
Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось прихлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наиболее, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость
Мяч в кругу
Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости, умение бросания мяча.
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной по пояс играющим детям.
Из числа играющих детей выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Водящий становится в центр круга.
По сигналу или команде воспитателя дети начинают перебрасывать мяч друг другу через круг, а водящий старается поймать его. Если водящий ловит мяч, то он занимает место в круге среди других играющих, а ребенок, который бросил мяч, становится на место водящего.
Правила игры: во время перебрасывания (броска и ловли мяча) можно делать шаг вперед или назад, падать в воду, но не вырывать мяч из рук другого; нельзя толкаться.
Категория: Игры на воде
Развивает: ловкость
День и ночь
Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.
На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.
Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.
Категория: народные игры
Развивает: быстроту реакции, силовую выносливость
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Лягушка
Цель игры: обучение прыжкам с места в длину в воде, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Игра проводится на мелководье, где глубина достигает колен ребенка.
Перед началом игры воспитатель показывает детям, как скачет лягушка, а потом предлагает повторить.
Стоя в воде, ребенок глубоко приседает, затем, резко выпрямляя ноги, отталкивается ими от дна и совершает прыжок, вытянув руки вперед. Во время прыжка ноги подтягиваются к рукам. Ребенок опускается на обе ноги.
После овладения техникой прыжка воспитатель может устроить соревнование между 3—4 «лягушками», кто из них прыгнет дальше за 3—5 прыжков.
Категория: Игры на воде
Развивает: опорно-двигательный аппарат
Кто дальше?..
По цели и характеру напоминает игру «Лягушка».
Дети выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга у самой кромки воды. По сигналу (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) или команде воспитателя дети по очереди или одновременно, отталкиваясь двумя ногами, прыгают в воду, стараясь прыгнуть как можно дальше. Победитель определяется после 2—3 попыток.
Вариант игры: от кромки воды ребенок совершает не один, а три прыжка подряд, два из которых совершает уже стоя в воде.
Побеждает ребенок, продвинувшийся дальше остальных после трех прыжков.
Категория: Игры на воде
Развивает: опорно-двигательный аппарат
Кто дальше?..
Цель игры: освоение ребенком бега со скакалкой.
На игровой площадке проводится линия. Одновременно могут участвовать 2—4 ребенка с короткими скакалкам.
По первому сигналу воспитателя они начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу (через 1—1,5 минуты) останавливаются. Побеждает ребенок, который оказался впереди.
Вариант игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—3 м (в зависимости от возраста и умения детей): линии старта и финиша.
У линии старта стоят 2—4 ребенка со скакалками, которые начинают по сигналу воспитателя бег. Побеждает ребенок, который первым пересечет линию финиша.
Категория: Игры со скакалкой
Развивает: координацию движений
Кто дальше?
Цель игры: скольжение по льду с сохранением равновесия, развитие меткости, глазомера.
На игровой площадке «раскатывается» ледяная дорожка длиной 5—7 м. На расстоянии 1,5 м от начала дорожки кладут кубик (шайбу). Дети по очереди, разбегаясь с расстояния 2—3 м, скользят по дорожке на подошве обуви и стараются при скольжении ногой отодвинуть кубик как можно дальше.
Победителем считается тот игрок, который отодвинул кубик дальше всех.
Вариант игры: если после первой попытки кубик все еще находится на ледовой дорожке, игрокам предоставляется вторая попытка. Причем игрок, не сдвинувший кубик в первой попытке, выбывает из дальнейших соревнований.
Категория: Активные игры зимой
Развивает: глазомер, меткость
Белые медведи
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Ловишки».
В середине игровой площадки чертится круг или овал, который изображает льдину. Из числа играющих выбирают двух «белых медведей», которые встают на «льдину». Остальные играющие свободно ходят и бегают вне пределов «льдины» на игровой площадке.
По сигналу руководителя (свисток, хлопок в ладоши и т. д.) или по его команде «белые медведи» отправляются «на охоту». Они идут, взявшись одними разноименными руками (левая—правая) и пытаются обхватить кого-нибудь из играющих свободными руками. Пойманного игрока они отводят на льдину. Когда на льдине оказывается двое пойманных игроков, они становятся второй парой «белых медведей».
Игра оканчивается по договору: когда большая часть играющих стала «белыми медведями» или когда останется 2 — 3 играющих на игровом поле.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Змейка (Проведи мяч)
Цель игры: обучение ведению мяча (ногами, клюшкой, руками), обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводится линия. Перпендикулярно к ней расставляют в ряд 8—10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.
По сигналу или команде воспитателя ребенок должен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.
Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без ошибок.
Вариант игры:
можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить одновременно соревнование на скорость между двумя участниками;
ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;
игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
Эстафета с мячами
Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.
На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч.
По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч воспитателю.
Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч воспитателю.
Варианты игры:
сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;
мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;
комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед — внизу, между широко расставленными ногами.
Подводя итоги игры, воспитатель отмечает четкость командной игры.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
Не урони мяч
Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—6 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Играющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каждый стоящий первым получает мяч и зажимает его между ног.
По сигналу или команде воспитателя дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересечения линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами становятся в конец колонны.
Побеждает та команда, чей последний игрок пересечет первым линию «старта» с мячом в руках.
Вариант игры: на второй линии для каждой команды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажатым между ног мячом к первой линии, передавая его следующему игроку за первой линией.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
Зайцы в огороде
Разновидность «Ловишки», но в роли «ловишки» выступает «собака».
Перед началом игры выбирается из числа играющих или назначает воспитатель «собаку». Остальные дети — «зайцы». На одной стороне игровой площадки рисуют кружки диаметром до 50 см — это «домики-норки» зайцев. На противоположной стороне площадки (на расстоянии 10—15 м) рисуют еще один круг диаметром 1,0— 1,5 м — это будка «собаки».
Расположенная между «норками» и будкой собаки игровая площадка — это огород с грядками. При желании на нем можно обозначить черточками или кружочками грядки.
По первому сигналу воспитателя «зайцы» выбегают из норок и бегут в огород, перепрыгивая через грядки. Там они лакомятся морковкой, капустой…
Воспитатель подает второй сигнал или команду: «Собака бежит!..» После этого зайцы спешат добраться до своих «норок», спрятаться в них, а собака старается поймать зайца, «осалив» его» (дотронувшись до него рукой). Пойманный заяц отходит к будке собаки и больше не принимает участия в игре.
Когда будет поймано 3—6 «зайцев», воспитатель может выбрать из играющих другую «собаку», а пойманные «зайцы» снова возвращаются в игру, которая начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
infourok.ru
Этап | Основное содержание | Дозировка | Деятельность детей | Подготовительный | — В одну шеренгу становись! -Класс, равняйсь! Смирно! Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Александра, сегодня урок физкультуры проведу у вас я. -Вольно! -Класс, На-лево, Кру-гом, На-право, Кру-гом! -В обход налево шагом марш! Ходьба:
Бег: -Класс, бе-гом марш. 1) обычным 2) правым боком. Марш! 3) левым богом. Марш! — Без задания, шагом Марш! Восстанавливаем дыхание. -Направляющий на месте, стой, раз, два. Направо! — На первый, второй, третий. Рассчи-тайсь. 1- на месте. 2- 2 шага вперед. 3- 4 шага вперед. Марш. Комплекс ОРУ:
| 1 мин 2 мин (2 круга) 2 мин (2 круга) 13 мин 1/2 1/2 3 раза 3 раза По 10 на каждую | Строиться в одну шеренгу Выполнять команды Руки подняты вверх, ладони смотрят друг на друга. Как можно выше тянемся вверх Руки расположены на поясе, локти разведены в стороны. На пятках Руки расположены за головой, локти разведены в стороны. Лопатки соединены. Идем в полу приседе Руки расположены за головой, локти разведены в стороны. Лопатки соединены. Идем в полном приседе Бег в среднем темпе Затем правым богом, правое плече ведет Затем левым боков, левое плече ведет Выполнять команды Слушать задания. Выполнять задания Ноги на ширине плеч, спина прямая, руки на поясе. Наклоны головы счет 1-в права, на 2- влево, на 3-вперед, на 4- назад Ноги на ширине плеч, руки на плечах. На 1-4 движение в плечевом суставе вперед. На 5-8 назад. Ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Спина прямая. Рывки руками. На 1-2 правая рука вверху, на 3-4 левая. Ноги шире ширины плеч, ноги прямые, руки на поясе. Наклоняемся. На 1- касаемся правой ноги, ноги не сгибаем, на 2- центр, ноги прямые, на 3- касаемся левой ноги. На 4 –исходное положение Правая нога на носок, руки на поясе. Вращение в голеностопном суставе. На 1-4 на внешнюю сторону, на 5-8 на внутреннюю. Точно также с левой ногой. | Основной | — Кру-гом, на свои места Марш. — Ребята, на 1 и 2 рассчитайсь. — Сейчас мы с вами поиграем в игру «Охотники и утки» 1 номера — это охотники, 2- утки. Затем поменяемся. «Охотники и утки» -Послушайте сюжет игры. Охотник становятся по кругу за чертой. Утки произвольно становятся в середине круга. У одного из охотников в руках мяч. По моему сигналу в разных направлениях «охотники» перебрасывают мяч в разных направлениях, но не входят в круг. Стараясь выбить при этом «уток». «Утка», осаленная мячом, выходит из игры. Когда все «утки» будут подстрелены, играющие меняются местами. Играем на время и посмотрим, какая команда выбьет быстрее всех уток. (По свистку учителя игра останавливаемся, затем переходят к другой) «Антивышибалы» — Послушайте сюжет игры. В центре стоит водящий. Остальные распределяются на противоположных сторонах площадки. Задача игроков – перебросить мяч на противоположную сторону, но так, чтобы его не поймал водящий в центре. Если водящий поймал мяч, то тот, кто его бросил, присоединяется к водящему в центре. И так до тех пор, пока не останется 1 человек. Водящий не должен выходит за пределы площадки, а также мяч перебрасывается их стороны в сторону по очереди. (Что бы было интересней можно, когда останутся 2 человека, по 1 на каждой стороне, что бы они перекидывали мяч друг другу, а те, кто стоит на месте водящего, т.е в центре, ловили его и выходили на ту сторону, из которой он был брошен.) Затем водящий меняется. | 17 мин 2 раза По 2 мин 2 раза | Слушать сюжет игр Играть в игры Одна часть (половина класса) –охотники. Остальная часть (вторая половина) Утки располагаются в кругу (в озере) Охотники располагаются в 1-1,5 от него при этом делятся на пополам, посылая друг другу мяч, должны осалить уток. Осаленные утки выбывают из игры Один водящий. Остальные располагаются на противоположных сторонах площадки. Игроки пытаются перебросить мяч так, чтобы водящий его не поймал. Если же он его ловит то, тот человек от кого он поймал мяч, становиться к водящему в цент и вместе с ним ловит мяч. | Заключительный | — Класс, в одну шеренгу становись! -Сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. 3, 13, 33. Когда я говорю 3- руки на верху, когда я говорю 13- руки перед грудью, когда говорю 33- руки опушены вниз. Ваша задача слушать внимательно, чтобы не ошибиться. — Как ваше настроение? Что вам понравилось на сегодняшнем уроке, а что нет? -Спасибо за урок, в обход на лево к выходу ша-гом марш. | 5 мин | Выполнять команды учителя Играть в игру На 3- поднимать руки вверх На 13-перед грудью НА 33- опускаем вниз Высказывать свою точку мнения |
nsportal.ru
Урок: Физическая культура Тема: Подвижные игры на основе баскетбола | Раздел 7. Развитие взаимоотношений и навыков общения через игры | |||
Учитель: Коваленко Д.В. | Дата: | |||
Класс: 1 | ||||
Цели обучения, которые помогает достичь результатов урока |
| |||
Цели урока | Все учащиеся будут уметь: | |||
Умеют ловить и бросать мяч при постоянной поддержке учителя Умеют работать в команде, выполняя правила игры. | ||||
Большинство учащихся будут уметь: | ||||
Умеют ловить и бросать мяч при незначительной поддержке учителя Умеют работать в команде, выполняя правила игры. | ||||
Некоторые учащиеся будут уметь: | ||||
Умеют ловить и бросать мяч самостоятельно Умеют работать в команде, выполняя правила игры. | ||||
Языковая цель | Учащиеся могут описывать и показывать ряд фундаментальных техник движений (опорно-двигательных, управление телом, объектный контроль) Предметная лексика и терминология: направлять, катить, кидать, бить ловкость, равновесие, координация, скорость, время реакции увертываться разные части тела: грудь, спины, лидер, следующий работать вместе Передвижение, пространство, направление, коленки, нога, спина, связь, посследовательность, вперед, назад, сбоку | |||
Предыдущее обучение | Учащиеся имеют основные навыки и знания о движениях, приобретенные и изученные в предыдущих разделах предмета «Физкультура» | |||
План урока: | ||||
Временные рамки | Запланированная деятельность | Ресурсы | ||
Начало 2 минуты 0-10 минут | Разминка Бег в среднем темпе в течении 1 минуты не прерывно (К) Учащиеся вспоминают правила техники безопасности и поведения на уроке физической культуры в форме кумулятивной беседы. (Г) Классу предлагается разделиться на две группы, мальчики и девочки. В каждой группе учащиеся по очереди демонстрируют обще-развивающие движения для участников группы под музыкальное сопровождение. | Большое, свободное пространство для каждого задания, свисток, музыкальная аппаратура по возможности. | ||
Середина 10-20 минут 20 -35 минут | Задание 1 Игра «Не урони мяч» Играющие в каждой команде становятся парами. У первой пары две палочки. Ими игроки зажимают мяч, чтобы он не упал. По сигналу первые пары должны пробежать 10-15 метров, обогнуть стойку и вернуться в свою команду, не уронив мяч. Если мяч во время бега упадет, игроки должны его поднять, положить на палочки и продолжить бег с того места, где упал мяч. Пара, прибежавшая к финишу первой, получает очко для своей команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков. ( П, Э) Учащиеся в парах, стоят друг напротив друга и своими животами зажимают мяч. Они пытаются удержать мяч между собой и дойти до конуса с линией, не роняя мяча. Повторите это задание, держа руки и кисти поднятыми. Повторите, держа мяч спинами или спиной и животом. Найдите еще способ перемещаться с мячом, оставаясь связанным с партнером. При выполнении данного задания призывайте учащихся к коммуникации друг с другом. Могут ли они использовать другие части тела, когда придумывают свое собственное передвижение с мячом? Найдите взаимосвязи, которые вы увидели во время работы учащихся: живот и спина, спина и живот, спина к спине, живот к животу. | Приложение №4 Большое, свободное пространство для каждого задания. Свисток или барабан для учителя. 2 мяча Свободное пространство, 2-4 мяч | ||
Конец 35-40 | Релаксация
| Просторное чистое пространство и маты или коврики, музыкальное сопровождение |
nsportal.ru
Подвижные игры на переменах и уроках физической культуры для школьников 1-4 классов.
Игры на переменах для школьников 1-4 классов.
Игры и эстафеты.
1. «Космонавты»
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим — места нет!
Как только сказано последнее слово — все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет». Внутри каждой «ракеты» обозначено от двух до пяти кружков, а сбоку — название маршрута, например:
3 — Л — 3 (Земля — Луна — Земля)
3 — М — 3 (Земля — Марс — Земля)
3 — Н — 3 (Земля — Нептун — Земля)
3 — В — 3 (Земля — Венера — Земля)
3 — С — 3 (Земля — Сатурн — Земля).
Каждый кружок в «ракете» — место для участника. Но кружков в «ракетах» на 3-4 меньше, чем играющих. Опоздавшие на «рейс» становятся в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по три раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космосе».
Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось совершить три полета.
2. Горелки
Дети становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3-4 м, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придется водить снова. Водящий становится в пару сзади всех с тем, кого поймал. Другой из этой пары становится водящим.
С. Я. Маршак написал приговорку к этой игре:
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь.
Выходи, тебе гореть, тебе гореть!
3. «Пчелки»
За одной чертой размещаются все играющие. За другой, расположенной на расстоянии 15-20 м, находятся 3-4 игрока — «пчелки».
Ребята, высоко поднимая колени, идут к «пчелкам» и приговаривают:
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал,
После этих слов они останавливаются вблизи от «пчелок».
Глянь, дупло высокой елки…
Показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки:
Вылетают злые пчелки!
«Пчелки» начинают кружиться и изображать полет движениями кистей рук, согнутых в локтях. При этом произносят:
Ж-ж-ж — хотим кусать!
А ребята хором отвечают:
Быстроногих не догнать!
Нам не страшен пчелок рой,
Убежим скорей домой!
После этого ребята убегают домой. За ними гонятся «пчелки». Каждая хочет ужалить — запятнать кого-нибудь из играющих. Ужаленные становятся «пчелками» и идут играть с остальными.
Выигрывает тот, кто ни разу не был ужален.
4. «У медведя во бору»
Все играющие свободно располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.
Дети подходят и медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать, Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будет поймано трое-пятеро ребят.
5. «Два Мороза»
На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:
Мы — два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я — Мороз Красный Нос.
Я-Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! —
и начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
6. «Узнай по голосу»
Ребята становятся в круг, в середине которого находится водящий, которому завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя-узнай!
Руководитель молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос или издать звук птицы, животного, чтобы усложнить игру.
Вариант. Играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!»- делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: «Скок, скок, скок!» (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок)-угадай, чей голосок!»
7. «Светофор»
Изготовляют кружки (диаметр 10 см) красного, зеленого и желтого цвета, которые прикрепляют к палочкам. Ученики стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал — приседают, на желтый — встают, на зеленый — маршируют на месте.
Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный — все стоят, желтый — продвигаются в приседе, зеленый — продвигаются на носках.
За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.
8. «Совушка»
Из числа играющих выделяется «совушка». Ее гнездо в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка»-в гнезде.
По сигналу ведущего: «День наступает, все оживает!»-дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, все замирает — сова вылетает!» — играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо, За один выход она может добыть двух или даже трех играющих.
Затем «совушка» опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться по площадке.
После двух-трех выходов совушки» на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.
Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.
9. «Карусель»
Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом-кругом,
Все бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается.
Вариант. На веревке могут быть метки, на три меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны схватиться за метку. Кому метки не достанется, тот не катается.
10. «Мы тоже можем так»
Играющие образуют круг и размыкаются на ширину вытянутых рук. Руководитель читает стихотворение С. Михалкова «Так». После слов «мы тоже можем так» ребята вслед за руководителем проделывают те движения, которые он им показывает:
Зимой и летом, круглый год,
Журчит в лесу родник.
В лесной сторожке здесь живет
Иван Кузьмич — лесник.
Стоит сосновый новый дом:
Крыльцо, балкон, чердак.
Как будто мы в лесу живем,
Мы поиграем так:
Смотри скорей, который час!
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево — раз! Направо — раз!.
Мы тоже можем так!
Дети ставят руки на пояс, нагибаются сначала вправо, потом влево.
Чтоб стать похожим на орла
И напугать собак,
Петух расправил два крыла…
Мы тоже можем так!
Играющие вытягивают руки в стороны, плавно поднимают их и опускают.
Пастух в лесу трубит в рожок —
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так!
Все приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают указательные пальцы, изображая заячьи уши, прыгают на месте.
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах, на двух руках, —
Мы тоже можем так.
Дети становятся на четвереньки, передвигаются сначала в одну, затем в другую сторону.
Иван Кузьмич сказал:
«Пора! Заждался мой земляк,
Я выезжаю со двора…»
Мы тоже можем так!
Подражая милиционеру, школьники руками показывают путь в одну, а потом в другую сторону.
Иван Кузьмич принес хомут,
И Ласточку запряг,
И вожжи взял, И новый кнут…
Мы тоже можем так!
Играющие становятся парами. В каждой паре кучер и лошадь. Кучера запрягают своих лошадей.
Сначала рысью, а потом
Сменили рысь на шаг,
Конь через мост идет шажком…
Мы тоже можем так
Дети играют в лошадки. Бегут по площадке сначала в одну сторону, затем в другую рысью, а потом шагом.
Теперь пора и отдохнуть:
Устали как-никак!
Поесть, попить и снова в путь…
Мы тоже можем так!
Все приседают и движениями показывают, как наливают чай, размешивают сахар ложечками, нарезают бутерброды, потом пьют, едят и после этого становятся в круг и уходят строем в класс.
11. «Если нравится тебе.
Ребята свободно располагаются на площадке. Руководитель становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает песню и показывает движения. Участники подхватывают песню (мелодия проста и запоминается сразу) и вслед за руководителем проделывают все движения.
Если нравится тебе. Если нравится тебе,
То делай так… То и другим ты покажи.
(два щелчка пальцами над головой) Если нравится тебе,
Если нравится тебе, То делай так…
То делай так… (два щелчка пальцами над головой)
(два щелчка пальцами над головой)
Дальше все строки куплетов повторяются еще три раза, но движения заменяются другими: сначала — два хлопка в ладоши, потом — два хлопка по коленям, потом — два притопа ногами. Затем дети поют:
Если нравится тебе, «Хорошо!»
То ты скажи: Если нравится тебе,
«Хорошо!» То и другим ты покажи.
Если нравится тебе, Если нравится тебе,
То ты скажи: Хорошо, хорошо!
В заключение игры поют:
Если нравится тебе,
То делай все…
Повторяются подряд одно за другим все движения: два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям, два притопа ногами.
Хорошо!
Если нравится тебе,
То делай все…
Все движения повторяются снова.
Хорошо!
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
Хорошо!
12. «Бинго»
Веселый хоровод «Бинго»-любимая игра эстонских ребят. Ребята становятся парами, берутся за руки и образуют круг. Они идут вправо и поют:
Наш лохматый старый песик
Из окна глядит,
Наш лохматый старый песик
Из окна глядит.
Бэ-и-эн-ге-о,
Бэ-и-эн-ге-о,
Бэ-и-эн-ге-о,
Бэ-и-эи-ге-о,
Да, Бинго — вот его имя.
После слов «из окна глядит» пары размыкают руки. Внутренний круг продолжает движение вперед, а внешний идет в обратном направлении. При встрече ребята из внешнего круга и внутреннего круга поднимают попеременно то правую, то левую руку, хлопают друг друга по ладошке и на каждый хлопок произносят одну из букв, составляющих имя пса: -Б-и-н-г-о! Последняя буква «о-о-о!» произносится протяжно, хлопок заменяется крепким рукопожатием. Те, чьи руки встретились в рукопожатии, становятся в пары, и хоровод начинается сначала. Направление движения надо менять.
13. «Красная шапочка»
Играют, как в обычные пятнашки, но по-затейному. У водящего — «волка» картонная полумаска, а у убегающего — красный колпачок.
Кто наденет его, тот становится «Красной шапочкой».
Этого игрока и должен ловить «волк». Но красный колпачок можно передавать другому игроку. Тогда «волк» должен уже догонять новую «Красную шапочку».
Когда «волк» поймает ее, он передает ей свою маску и идет играть наравне со всеми. Колпачок передается другому игроку.
14. «На трех ногах»
В каждом забеге три-четыре пары. Они строятся в шеренгу за общей линией старта. Перед каждой парой установлена поворотная стойка. Партнеры обнимают друг друга за пояс одной рукой; их рядом стоящие ноги (разноименные) связываются широким бинтом или тесьмой чуть ниже колен. По сигналу руководителя участники забега устремляются вперед, сгибают свою поворотную стойку и возвращаются назад. Побеждает пара, первой пересекающая линию финиша — старта. Затем стартуют очередные пары.
В концы можно устроить забег пар-победителей, примерная дистанция бега — 15-20 м.
15. «Тропинка»
Играющие делятся на команды по 8 — 10 человек. Каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Игра начинается с бега детей вправо по кругу, По сигналу «тропинка!» играющие каждого круга должны построиться в колонну и присесть. Когда руководитель подает команду «копна!», каждый круг делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «горка» ребята снова строятся в цепочку (колонну), но при этом первая пара встает на носки с поднятыми руками, вторая — ставит руки на пояс, а остальные приседают.
После каждого выполненного задания игра продолжается с бега детей по кругу вправо. Руководитель каждый раз отмечает, какая группа точнее выполнила задание, за что ей начисляется выигрышное очко. Выигрывает команда, игроки которой наберут большее количество очков.
16. «Западня»
Играющие образуют два круга, Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний — в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подает следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.
Игра продолжается до тех пор, пока во внешнем круге останется три игрока. Они и являются победителями.
Вариант. Шесть игроков, оставшихся во внешнем круге, образуют внутренний круг, Игра повторяется.
17. «Стоп!»
На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» Пока водящий произносит эти слова, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту, После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.
18. «Волки во рву»
Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой. Это коридор — ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями: с одной стороны поуже, а с другой пошире. Двое водящих — «волки» — становятся во рву; остальные играющие — «козы» — размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой стороне площадки линией обозначается пастбище,
По сигналу руководителя «козы» бегут из дому в противоположную сторону площадки — на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «коз», за что «волкам» начисляются выигрышные очки.
После 3-4 перебежек (по договоренности) выбираются новые «волки» и игра повторяется. Выигрывают «козы», не пойманные ни разу, и те «волки», которые набрали большее количество очков.
19. «Не ошибись!»
На листках картона заранее заготавливают рисунки: мельница, дерево, мяч, дровосек, мост, аист, лягушка, бабочка, кошка и т. п.
Играющие строятся в шеренгу или образуют полукруг. Руководитель поочередно показывает листки с рисунками, а дети изображают их позами.
Мельница: одна рука поднята, другая опущена и прижата к телу. Дети показывают, как мельница работает: меняют положение рук.
Мяч: приседают, спина круглая. Играющие начинают подскоки. Стопы ног соединены, колени при подскоках поднимаются высоко.
Дровосек: играющие соединенные пальцы рук поднимают вверх над головой, ноги прямые. Глубоким взмахом ребята имитируют рубку дров.
Можно договориться, что по первому сигналу дети лишь изображают картинку, а по второму делают соответствующие движения.
После каждого задания руководитель отмечает тех, кто удачнее других выполнил задание.
20. «Три движения»
Играющие образуют полукруг. Руководитель показывает три движения. Первое: руки сгибает в локтях, кисти на уровне плеч; второе — руки поднимает вперед на уровне плеч; третье — руки поднимает вверх. Играющие повторяют за ним все движения несколько раз, чтобы запомнить номер каждого из них. Затем начинается игра. Руководитель показывает одно движение, называя при этом номер другого. Играющие должны выполнять те движения, которые соответствуют названному номеру, а не те, которые показывает руководитель. За каждую ошибку игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.
21. «Лабиринт»
Из числа играющих выбираются двое: убегающий и догоняющий. Остальные становятся в шеренги по 5 человек и размыкаются на длину вытянутых рук. Затем все поворачиваются направо и опять размыкаются, разведя руки в стороны. Между играющими, таким образом, образуются как бы параллельные коридоры, направление которых меняется в зависимости от того, в какую сторону они повернуты.
В одном из коридоров находится убегающий, его преследует догоняющий. Передвигаться они могут только вдоль коридоров, подлезать под руки нельзя.
Руководитель условливается с участниками игры, что всякий раз, когда он подает сигнал, все поворачиваются направо и вновь поднимают руки в стороны. Благодаря этому убегающий и догоняющий могут неожиданно оказаться в разных коридорах. Если догоняющему удастся осалить убегающего, дети меняются ролями. После этого выделется новая пара и игра продолжается.
22. «Колесо»
Играющие делятся на несколько групп, по 6-8 человек в каждой, и выбирают водящего. На земле чертят круг диаметром 2 м. Каждая группа выстраивается по одному в затылок друг другу. Группы становятся лучеобразно, как спицы в колесе, лицом к центру круга, на одинаковом расстоянии друг от друга. Первый игрок в каждой колонне стоит на линии круга. Водящий стоит в стороне.
Он бежит вокруг «колеса», становится в затылок последнему игроку в какой-либо спице и дотрагивается до него. Тот передает таким же образом сигнал «вперед!» и т.д. Когда первый в спице игрок получает сигнал, он кричит: «Есть!», бежит вдоль своей колонны, выбегает за «колесо», обегает его снаружи и возвращается на свое место. Все игроки этой колонны (и водящий) бегут за ним, стараясь обогнать друг друга. Игрок, оказавшись в колонне последним, становится водящим.
23. «Воротца»
Все играющие образуют круг. Затем в одном месте его размыкают. Из числа играющих выделяются двое: один — «догонялка», другой — «челнок». Остальные участники игры поднимают руки, образуя воротца. В начале игры в первых воротцах стоит «догонялка», а во вторых — «челнок». По сигналу руководителя игра начинается. «Челнок» бежит змейкой по кругу, не пропуская ни одни воротца, а «догонялка» с полотенцем в руках неотступно преследует его, чтобы запятнать. Если «догонялка» сумеет это сделать до того, как «челнок» дойдет до конца круга, то сам становится «челноком», а прежний «челнок», осаленный им, идет в конец круга и образует новые воротца, Если же «челнок» не будет настигнут раньше, чем проскочит последние воротца, то он получает полотенце и становится «догонялкой», а «челноком» становится очередной игрок из круга.
Вариант. Игроки в кругу рассчитываются на первый-второй, образуя отдельные команды. Каждая команда выделяет поочередно трех «догонялок» и трех «челноков». За каждое удачное преследование команде начисляется выигрышное очко. Выигрывает команда, чьи «догонялки» наберут больше очков.
24. «Попрыгунчики-воробышки»
На полу чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот» становится в центре круга. Остальные играющие — «воробышки» находятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя «воробышки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» — «воробышком», и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.
Вариант. «Воробышки» прыгают на одной ноге.
25. «Выставка картин»
Руководитель выделяет-«директора выставки» и трех «посетителей». Остальные дети — «картины». По сигналу руководителя: «Подготовить выставку!» — дети (кроме водящих) советуются друг с другом и с «директором», какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, вратаря, пограничника, пловца, конника и т. д.). Картину можно изобразить вдвоем или втроем: елочка, под ней зайчик, три богатыря, сказку «Репка» и т. п.
Через 20-30 сек. «директор» объявляет; «Открыть выставку!» По этому сигналу дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. Когда все готовы, по команде «директора» хором дети дружно произносят: «Выставка открыта!»
«Посетители» осматривают «выставку» не более 15 сек. В это время никто не должен шевелиться, изменять принятую позу. По новой команде «директора»: «Три-четыре» — все играющие произносят: «Выставка закрыта!» — и принимают свободные позы, оставаясь на своих местах. Выигрывают те, у которых после закрытия «выставки» соберется больше посетителей. Затем игра начинается сначала.
26. «Зайцы, сторож и Жучка»
Место игры размечается линиями. Первая линия чертится в 2-3 шагах от одной из коротких сторон площадки, вторая на 3-4 шага дальше от первой. Участок между короткой стороной площадки и первой линией — избушка сторожа. Полоса между первой и второй линиями — двор.
Посередине площадки выделенные руководителем дети держат короткие скакалки (забор) на уровне груди. Участок между забором и второй чертой — огород. В 3 — 4 шагах от другой короткой стороны площадки кружками обозначают четыре заячьих норы. Двух игроков выбирают водящими. Один «сторож» (он находится в избушке), другой-«Жучка» (бегает по двору). Остальные играющие — «зайцы» — поровну размещаются в норах. Если играющих много, то в каждой норе они стоят рядами, по 2-3 человека.
По сигналу руководителя «зайцы», составляющие первые тройки во всех нормах, выбегают вперед, прыгают через скакалки и попадают в огород, где присаживаются, шевелят ушами (двигают кистями около ушей) и едят капусту. Когда «зайцы» окажутся в огороде, «сторож» по первому условному знаку руководителя выходит во двор, по второму — три раза (не очень быстро) хлопает в ладоши, как бы стреляя из ружья.
После первого выстрела «зайцы» вскакивают и бегут обратно к себе в норы, причем подлезая под скакалки, стараясь не задеть их. После третьего выстрела «Жучка» догоняет убегающих «зайцев» и салит их. В норах «зайцы» в безопасности. Прибежавшие становятся позади ожидающих очередь бегать. Настигнутые «зайцы» остаются на том месте, где их коснулся рукой водящий. Когда остальные «зайцы» (не настигнутые «Жучкой») прибегут в норы, руководитель отмечает попавшихся и отпускает их. «Жучка» идет на свое место.
В таком же порядке игра продолжается, но при каждой новой перебежке «Жучка» и «сторож» меняются ролями. Из всех нор по очереди выбегают вторые, третьи и т.д. тройки «зайцев». Наиболее ловкими считаются «зайцы», не осаленные «Жучкой».
Согласно правилам, догоняя «зайцев», «Жучка» может подлезать под скакалки или перепрыгивать через них, останавливать любое количество «зайцев». Она не имеет права касаться рукой «зайцев», находящихся в норах.
Следует напомнить детям, чтобы они держали скакалки свободно и легко отпускали их при задевании прыгающими (не следует наматывать скакалки на руки).
Вариант. Вместо одной «Жучки» играют две. На обратном пути «зайцы» не подползают под скакалки, а прыгают через них.
27. «Конники»
Дети располагаются по кругу: это манеж. Изображается выезд спортивных лошадей. Шаг «коня»: согнув руки в локтях, ладони книзу, дети идут по кругу, стараясь касаться коленями ладоней. Повороты: по хлопку руководителя в ладоши дети изменяют направление движения (продолжают продвигаться по кругу, но в другую сторону). Переходы на рысь и обратно на шаг: дети как бы взяв в руки поводья, переходят на бег, высоко поднимая колени, затем, по условному знаку руководителя, опять на ходьбу. Вдоль длинной стороны площадки линиями отмечают стойла для лошадей их на три меньше числа участников игры.
Дети, изображая всадников на спортивных лошадях, разбегаются и выполняют различные команды руководителя. По сигналу руководителя: «В стойла!»-дети бегут к обозначенным местам. Оставшиеся без стойл проигрывают. Игра повторяется три-четыре раза. Побеждают всадники, ни разу не оставшиеся без стойл.
28. «Белые медведи»
Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место — льдина. На ней располагается водящий — «белый медведь», остальные — «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и устремляется ловить «медвежат». Сначала он ловит одного «медвежонка», отводит на «льдину», затем второго. После этого два пойманные «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, пара «медвежат» соединяет свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!» «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Последний пойманный становится «белым медведем».
Правила игры разрешают «медвежонку» выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Вариант. Пара игроков, поймав третьего (окружив руками), не отпускает его и продолжает ловлю втроем. Каждый впоследствии пойманный игрок становится в середину и все вместе ловят остальных. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке останутся два не пойманных игрока. Они и являются победителями.
29. «Бездомный заяц»
Играющие, за исключением двух водящих, разделяются на группы по 3-5 человек. С этой целью лучше всего перед игрой построить детей в круг и рассчитать по три или по пять в зависимости от количества участников, Группы образуют кружки и, размещаясь произвольно на площадке на расстоянии 3-4 м, держатся за руки. В каждом кружке — логове — первый номер изображает «зайца». Один из водящих- «охотник», другой — «заяц», не имеющий логова (бездомный). Водящие становятся в стороне от кружков.
По сигналу руководителя «раз!» водящий «заяц» убегает, а на следующий счет «два!» «охотник» начинает преследовать «зайца». Опасаясь «охотника», «заяц» забегает в любое логово (кружок). Тогда первый номер — «заяц», находящийся там, уступает свое место, а «охотник» начинает преследовать уже его. Если «охотнику» удалось догнать «зайца» и запятнать его, то они меняются ролями.
После того как первые номера «зайцы» побегали, руководитель останавливает игру и предлагает стать на середину в роли «зайцев» вторым номером, а первым стать на их места, Таким же образом в роли «зайцев» становятся и третьи номера и т.д. Можно меняться ролями и следующим образом: каждый раз, когда «заяц» забежит в логово, он меняется местом с очередным игроком, стоящим в пружке. В заключение игры отмечаются играющие, которые ни разу не были пойманы.
Согласно правилам игры, «охотник» может ловить «зайца» только вне логова. «Заяц» не имеет права пробегать через «логово». Если он туда забежал, то должен там остаться. Игроки, образующие логово, не должны мешать «зайцам» вбегать и выбегать.
Вариант. Логово образуют два участника. Вбегающий «заяц» становится спиной к любому играющему, который становится «зайцем» и убегает.
30. «Вызов»
На двух противоположных сторонах площадки на расстоянии 10-20 м чертятся линии городов. Играющие делятся на две равные команды и в каждой выбирают капитана. Одна команда выстраивается шеренгой за линией одного города, другая — за линией другого. Начинают игру по жребию, который бросают капитаны.
Капитан команды, начинающей игру, посылает любого игрока из своей команды в город другой команды, участники которой поднимают руки вперед ладонями вверх, согнув их в локтях. Посланный игрок подходит к противоположной шеренге и трижды касается ладоней одного из игроков, считая вслух до трех. После третьего касания игрок старается быстрее убежать к себе в дом (за линию своего города), а вызванный игрок начинает преследование, стараясь поймать противника до линии его города. Если это удалось ему сделать, то пойманный игрок идет в плен, если нет, то сам идет в плен. Каждый пленник становится в затылок поймавшего его или убежавшего от него игрока. Затем капитан другой команды посылает своего игрока на вызов. Таким образом, игроки команд поочередно выходят на вызов, стараясь убежать от вызываемого игрока.
Каждый участник может не только взять пленного, но и выручить своего товарища из плена. С этой целью он третье касание адресует игроку противоположной команды, у которого за спиной стоит пленник, В этом случае, если играющему удалось уйти от преследователя, он забирает его в плен и выручает из плена своего игрока. Если же ему не удастся уйти от преследователя, то сам идет в плен.
Выигрывает команда, у которой после окончания игры окажется больше пленных. Игра заканчивается, когда все игроки побудут в роли вызывающих.
Следует напомнить, что игроки не имеют права убирать ладони, когда игрок противоположной команды хочет их коснуться.
infourok.ru
Части урока | Содержание частей урока | Дозировка | Методические указания |
Подготовительная часть |
1 Построение, приветствие, сообщение задач урока. Ходьба в чередовании с бегом:ходьба,20м-бег-2-3 раза. 2 О.Р.У. без предмета: И.п -основная стойка, руки вперед .руки в стороны ,вернуться в и.п И.п- стойка ноги врозь, руки к плечам .Поворот туловища влево, руки вверх; вернуться в и.п то же в другую сторону. И.п- стойка ноги врозь ,руки перед грудью. Наклон туловища влево; вернуться в и.п то же в другую сторону. И.п- основная стойка, руки вверх. Приседая ,руки вперед; вернуться в и.п И.п- основная стойка, руки на пояс. Наклон назад в стороны; вернуться в и.п И.п- основная стойка, руки в стороны. Мах левой ногой вперед, руки вперед, голенью коснуться пальцев рук; вернуться в и.п.то же другой ногой. И.п- стоя на левой ноге, правая согнута вперед.4 прыжка на левой ноге,4- на правой. Ходьба на месте | 10мин 1мин 10мин 8 мин | К месту занятий идти в колонне по одному, не отставать и не толкаться. Во время бега дышать ритмично. Правильность выполнения упражнений | Основная часть | 1 Бег. а) бег по кругу в чередовании с ходьбой: 30м-ходьба, 30м –бег; 20м-ходьба,20м-бег, 10м-ходьба,30м-бег б)Игра «Кто первый?»бег на скорость по 4 человекап. в) Бег с преодолением полосы препятствий. 2 Игра с мячом: Гонка мячей по кругу Мяч соседу | 25мин 1мин 2мин 2мин 1мин 5мин 5мин 10мин 5мин 5мин | Команды выполнять одновременно, внимательно слушать учителя .Учить бегу на носках, выпрямлять ногу при отталкивании, выносить бедро маховой ноги вперед, держать туловище прямо. Через препятствия прыгать с ноги на ногу, если высоко- можно с опорой. Мяч не ронять, передавать каждому игроку. | Заключительная часть | 1 Игра « Найди свое место» 2 Подведение итогов урока 3 Возвращение в школу. | 5мин 2мин 1мин 2мин | Соблюдение правил игры. |
nsportal.ru
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) по теме: урок — От игры к спорту
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31»
Занятие по внеурочной деятельности
«Эстафеты с мячом»
Подготовила учитель
физической культуры
Долгих Галина Николаевна
Старый Оскол
2013г.
Занятие № 7(15)
ТЕМА: «Эстафеты с мячом»
Цели: Продолжать формировать знания и представления о безопасном поведении во время занятий подвижными играми с мячом; закрепить сформированные двигательные умения и навыки владеть мячом в подвижных играх: «Передача мяча в колоннах», «Мяч соседу». Развивать координацию движений, быстроты реакции. Воспитывать чувство дружбы, коллективизма.
Класс: 1 «В»
Дата: 17 .12.13г. Инвентарь: 2шт. баскетбольных мяча.
Место: спортивный зал.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Построение в шеренгу по одному. Приветствие. Сообщение задач занятия.
2.Введение в тему занятия.
Слова учителя.
Дорогие ребята! Вы любите играть с мячом?
А какие игры с мячом вы знаете? Давайте посоревнуемся, чья команда больше всей их назовёт. (Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, большой теннис, настольный теннис, хоккей на траве, хоккей с мячом, водное поло, регби, гольф, лапта). Скажите, а какой самый легкий мяч (теннисный) Молодцы! Много игр вы знаете!
Кто может сказать, а какие же качества помогают развивать подвижные игры? (Ловкость, меткость, быстроту, выносливость). В играх не обойтись без смекалки, находчивости, умения быстро ориентироваться и выбирать правильное решение. Не меньшая польза подвижных игр и в том, что они позволяют лучше узнать друг друга, воспитывают честность, взаимовыручку, терпение.
А, чтобы не было беды, очень важно во время игры соблюдать порядок и дисциплину.
Давайте вспомним правила поведения во время игры:
- Играй честно, по правилам.
- Поддерживай игроков своей команды.
- Не унижай соперников.
- Отстаивай свои права не кулаками, и криком, а спокойно, терпеливо.
- Выиграл-не зазнавайся.
- Проиграл-не плачь. Будь настойчивым, и в следующий раз обязательно победишь.
3.Подвижная игра «Класс, смирно!» Ученики строятся в одну шеренгу. Учитель, стоя лицом к играющим, подает команды. Ученики должны выполнять команды только в том случае, если перед командой будет сказано слово «класс!». Если слово отсутствует, то реагировать на команду не надо. Допустивший ошибку, делает шаг вперед и продолжает играть.
Звучат команды «Направо», «Налево в обход шагом марш».
4.Разминка:
Комплекс общеразвивающих упражнений (в движении по кругу).
-Ходьба на пятках, на носках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с различными положениями рук — по 20м. Шаг короткий.
-Ходьба большими шагами (выпадами).
-Бег приставным шагом левым боком вперед, правым боком вперед (50м).
-Прыжки вперед на двух ногах, руки на пояс (25м).
-Руки к плечам, круговые движения локтями вперед, назад (по 16 раз).
-Руки на пояс, движения локтями вперед-назад (16 раз).
-Руки согнуты в локтях, повороты туловища то влево, то вправо, на каждый шаг.
5.Игра «Светофор». Учитель показывает карточки разного цвета, а дети выполняют задания. Желтый – шагают, Красный — стоят и зелёный бегу.
После минутного бега перейти на шаг, выполнить дыхательные упражнения
Сейчас мы проведем баскетбольные эстафеты.
Перестроение в две колонные (команды)
6.Первая эстафета — «Мяч соседу».
Эта игра увлекает детей, и они могут играть в неё часами.
Описание игры
Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. Ведущий стоит за кругом. Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Задание ведущего – дотронуться мяча. Если ведущему это удалось, то игроку у кого был мяч, становится ведущим.
Правила игры
1. Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. Ведущий стоит за кругом.
2. Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу.
3. Задание ведущего – дотронуться мяча. Если ведущему это удалось, то игрок у кого был мяч, становится ведущим.
7.Вторя эстафета – «Передача мяча в колоннах»
Подготовка. Играющие делятся на несколько групп — команд, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки в колоннах стоят на расстоянии вытянутых рук. У впередистоящих в колоннах — по мячу.
Содержание игры.
Вариант 1. По сигналу стоящие впереди игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзади стоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесёт мяч раньше других, получает выигрышное очко. Правила игры: 1. Игра начинается только по сигналу руководителя. 2. Передавать мяч можно над головой, а не другим способом. 3. Уронивший мяч должен его поднять, встать на место и продолжить игру. 4. За каждое нарушение начисляются штрафные очки.
Игра повторяется несколько раз.
8.Итог занятия.
Построение в шеренгу.
-Скажите, с какой игрой мы сегодня познакомились?
-Понравилась ли вам игры?
-Как вы думаете, что эти игры развивают у детей?
nsportal.ru
Игры с бегом Карточка 1 Мышеловка. Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, начинают идти по кругу, приговаривая: Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели, Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки. Переловим всех сейчас! Дети останавливаются, и поднимают руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя «хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают — мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями — игра возобновляется. Игра повторяется 4 — 5 раз. Указания. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить | Карточка 2 Мы, веселые ребята. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три — лови! После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз. Указания. Если после 2—3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка. | Карточка 3 Ловишки. Дети произвольно располагаются на площадке. Ведущий — ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. Воспитатель говорит: «Раз, два, три — лови!» По этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда ловишка поймает 3—4 играющих. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз. Указания. Для того чтобы дети лучше ориентировались, ловишке можно выдавать какой-либо отличительный знак — повязать на руку ленточку, приколоть бант, надеть шапочку с султанчиком и т. п. Если ловишка оказался неловким и долгое время никого не может поймать, воспитатель останавливает игру и назначает другого водящего. | Карточка 4 Карусель. Дети образуют круг, держась за шнур, концы которого связаны. Они берутся за шнур правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движения выполняются в соответствии с произносимым вслух текстом: Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». После того как дети пробегут по кругу 2—3 раза воспитатель подает сигнал к изменению направления движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывают шнур в левую руку и бегут в другую сторону. Затем воспитатель вместе с детьми произносит: Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз, два, раз, два, Вот и кончилась игра! Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнут, воспитатель подаст сигнал (звонок, свисток, хлопки, удары в бубен), по которому играющие снова становятся в круг, берутся за шнур, т. е. занимают свои места на карусели. Игра возобновляется, повторяется 3—4 раза. Указания. Воспитатель может дать детям указание по условным сигналам быстро становиться в круг при повторениях игры. Игрок, не успевший занять место до третьего сигнала, не принимает участия в очередном катании на карусели, а ожидает следующей посадки. |
nsportal.ru