Логопедическое занятие постановка звука с – []. , — .

Постановка звука С — конспект индивидуального занятия с картинками, упражнения, приемы

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С] в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие фонетического слуха.
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.

 

Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Упражнение шарикТрубач упражнение

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Замок-кулак-кольцо

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Занятие с логопедом перед зеркалом

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука  уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы.  Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Автоматизация с в прямых слогах

Автоматизация с в обратных слогах

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления звука  [Ш].

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация с в словах

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

[С] в конце слова

[С] в середине слова

Картинки [С] в слова

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

Автоматизация в предложениях

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Сюжетная картина для составления рассказа

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Кроссворд

Читайте также: Дифференциация звуков [С] – [Ш] речевой материал

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

orechi.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука С»

Цели:

  1. Добиваться правильного звучания звука “С”.
  2. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Закреплять умение расслабляться.
  5. Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания.
  6. Развивать фонематический слух.
  7. Обогащать словарь ребёнка.
  8. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.

Оборудование: игрушка би-ба-бо “Страусёнок”, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

— Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
— Как тебя зовут?
— Фтипан.
— Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
— Фтипан.
— А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
— Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
— Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
— Ну, конечно, звук “С”.
— Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
— Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
— Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).

2. Релаксация.

“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
— Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены
И расслаблены…..
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.

Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.

Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.

Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ).

1. Упражнение “Улыбка”.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

<Рисунок 1>

2. Упражнение “Трубочка”.

Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).

<Рисунок 2>

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).

А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка).

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

<Рисунок 3>

— Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…

<Рисунок 4>

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!

<Рисунок 5>

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

<Рисунок 6>

4. Диафрагмальное дыхание:

А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:

Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

Акустико — артикуляционный профиль звука “С”

<Рисунок 7>

— Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
— Ребёнок – улыбаются.
— Что остаётся между зубками?
— Ребёнок – щель.
— Язычок, какой узкий или широкий?
— Ребёнок – широкий.
— Куда упирается кончик языка?
— Ребёнок – в верхние зубки.
— Язычок, что ещё делает?
— Ребёнок – выгибается горкой.
— Какая воздушная струя?
— Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) — Холодная.
— Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
— Ребёнок – глухой.
— Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
— Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).

Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).

5. Моторика пальцев рук:

Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:

Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.

<Рисунок 8>

6. Фонематический слух:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…

Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:

СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.

Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки, а Симе гуся”..

Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).

— Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
— Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан).
— Правильно! Молодцы!
— Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.

urok.1sept.ru

План-конспект занятия по логопедии: Конспект занятия «Постановка звука С»

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Постановка звука С»


Цели:

Добиваться правильного звучания звука “С”.

Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Закреплять умение расслабляться.

Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания.

Развивать фонематический слух.

Обогащать словарь ребёнка.

Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.

Оборудование: игрушка би-ба-бо “Страусёнок”, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

— Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
— Как тебя зовут?
— Фтипан.
— Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
— Фтипан.
— А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
— Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
— Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
— Ну, конечно, звук “С”.
— Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
— Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
— Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).

2. Релаксация.

“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
— Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены
И расслаблены…..
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.

Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.

Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.

Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ).

1. Упражнение “Улыбка”.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2. Упражнение “Трубочка”.

Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).

А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка).

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

— Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

4. Диафрагмальное дыхание:

А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:

Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

Акустико — артикуляционный профиль звука “С”

— Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
— Ребёнок – улыбаются.
— Что остаётся между зубками?
— Ребёнок – щель.
— Язычок, какой узкий или широкий?
— Ребёнок – широкий.
— Куда упирается кончик языка?
— Ребёнок – в верхние зубки.
— Язычок, что ещё делает?
— Ребёнок – выгибается горкой.
— Какая воздушная струя?
— Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) — Холодная.
— Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
— Ребёнок – глухой.
— Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
— Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).

Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).

5. Моторика пальцев рук:

Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:

Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.

6. Фонематический слух:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…

Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:

СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.

Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки, а Симе гуся”..

Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).

— Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
— Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан).
— Правильно! Молодцы!
— Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.

nsportal.ru

Урок, «Постановка звука «с»»

КГКОУ Школа 4

Логинова Светлана Руслановна

Конспект

Индивидуального занятия по теме: «Постановка и автоматизация звука С»

Амурск

Тема: «Постановка и автоматизация звука С»

Цель: постановка звука [С] в слогах, словах, предложении.

Задачи:

Коррекционно – обучающие: автоматизация звука в слогах, словах, предложениях;

Коррекционно – развивающие: развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развитие логического мышления, внимания, памяти; развитие мелкой моторики пальцев рук;

Воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи.

Оборудование: игрушка слона, колпачок, буква С.

Ход занятия:

1. Организационный момент

— Здравствуй! Сегодня к нам на занятие пришёл слонёнок. Он хочет посмотреть, как ты занимаешься! Но у него одна проблема: пока он ехал на самокате, у него спустилось колесо. Ты хочешь ему помочь? Для этого нужно будет накачать насосом колесо. Но песенка насоса непростая: С – С – С. Сегодня мы будем учиться правильно, произносить звук [С]. А ты хочешь научиться песенке насоса?

2. Основная часть

— Сейчас я расскажу тебе стихотворение, когда ты услышишь звук «С», ты должен поднять букву С.

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Артикуляционная гимнастика

«Блинчик». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Почистим зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Дыхательное упражнение

Выдыхание воздуха посередине языка (лодочка), в колпачок от ручки, фломастера.

Произношение звука «С» в слогах и словах

Са – са – са – оса; со – со – со – соты

Са – са – са – сало; со – со – со – сова

Са –са — са – лиса; со – со – со — колесо

Сы – сы – сы – весы; су – су – су – суп

Сы – сы – сы – сыр; су – су – су – сумка

Сы – сы – сы – сырники; су – су – су – сувенир

Физминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп

(хлопки над головой)

Мы топаем ногами, топ, топ

(высоко поднимаем колени)

Качаем головой

(головой вперед назад подвигать)

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

(руки поднять, опустить)

Мы низко приседаем и прямо мы встаем

(присесть и подпрыгнуть)

Произношение звука «С» в слогах и словах

Мы произнесём слова, а слоненок послушает как мы тянем длинно С:

Сад, Сало, Собака, Самолёт, Сорока, Сапоги

Произношение звука «С» в пословицах

Послушай и повтори за мной пословицы, а слоненок будет смотреть, как ты хорошо запоминаешь.

Сам не отставай да другу помогай. Свято место пусто не бывает. Где много слов, там мало дела. Сегодня густо, а завтра пусто. Ссора до добра не доводит. Своя семья — верные друзья.

Игра «Подскажи словечко»

Нос – как хвост, под ним – рога,

Каждая столбом нога,

Сам огромный, словно дом!

Кто это? Конечно … ! (слон)

3. Итог занятия.

Слонику очень понравилось, как ты занимаешься, а тебе? Что запомнилось на занятии?

infourok.ru

Конспект индивидуального занятия на тему: «Постановка звука С»

Конспект индивидуального занятия

Тема: постановка звука С ( старшая группа)

Цель:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать правильную артикуляцию звука путём применения разнообразных методов и приёмов.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и мелкую моторику пальцев.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение следить за собственной речью.

Оборудование: зеркало, шпатель, вата, спирт, предметные и сюжетные картинки, артикуляционный профиль, мячик.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

— Посмотри, кто приехал к нам сегодня к на занятие — слоник, но что-то он какой грустный , видимо у него что-то случилось — спустились колёса на самокате. А чем можно накачать колёса? (насосом).

— Послушай я тебе спою песенку насоса: с-с-с-с.

— Что мне помогает петь эту песенку? (губы, зубы, язычок).

— Но, чтобы песенка насоса пелась легко и красиво, нужно сделать упражнения для губ и язычка.

2.Артикуляционные упражнения:

« Улыбка»- «Заборчик» — наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй И-И-И-И скажи, свой заборчик покажи.

«Блинчик» — утром рано мы встаём, вкусные блины печём,

Ручейком по сковородке тесто растекается,

посмотри какой красивый блинчик получается.

«Киска сердится» — рассердилась наша киска: ей забыли вымыть миску.

Ты не подходи к ней близко – поцарапать может киска!

« Упрямый ослик» — губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

— А теперь давай произнесём звуки И-ХИ – и — поднесём пузырек к губам и подуем и послушаем , как «Буря воет».

3. Сегодня на занятии мы продолжим учиться красиво петь песенку насоса.

Послушай я тебе её спою (С-С-С-С-С).

Расскажи мне, когда я тебе её пела, как у меня были расположены: губы, зубы, язычок (ребёнок рассказывает, пользуясь символами по мнемодорожке: губы расположены в улыбке, зубы заборчиком, а язычок за нижними зубами).

— А какой ветерок дует? (холодный).

— А голосок спит или звенит? (спит).

— Молодец! Ты всё правильно рассказала. А теперь давай правильно поставим губы, зубы и язычок и вместе споём песенку насоса. Хорошо.

— А теперь ты одна спой мне её.(хорошо).

— Вот теперь давай поможем и накачаем слонику колёса на самокате:

Передний колёс накачаем вместе, а задний ты сама. ( ребёнок по игровой дорожке поёт песенку насоса). Молодец.

— А теперь давай с тобой поиграем. Я, буду тебе называть разные звуки, как — услышишь песенку насоса хлопни в ладоши. (Л,Р,С,Д,Б,С,Х,Ш,М,С). Молодец!

— А теперь я буду называть тебе слоги, как услышишь слог со звуком С — присядь.

— А теперь поиграем со словами, если услышишь слово, в котором есть звук С подпрыгни.

Закрепляем звук С в слогах (пальчики здороваются)

Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы.

Закрепляем звук С в словах ( с массажным шариком):

Са-са-са – сад, сани

Со-со-со – сок, сом

Су-су-су – сук, суп

Сы-сы-сы – сын,сыпать

Закрепляем звук С в предложениях:

У Сани сад. Саня идёт в сад.

У Сони сок. Соня пьёт сок.

Итог: — Какую песенку мы с тобой сегодня учились петь? (песенку насоса),

— Давай ещё раз вспомним, как у нас расположены губы, зубы и язычок?

— Молодец! Ты очень хорошо занималась, старалась.

— Что тебе больше всего понравилось на занятии?

infourok.ru

План-конспект занятия по логопедии на тему: Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].

Конспект индивидуального занятия по подготовке к постановке и постановке звука С

Тема: звук С;

Этап: постановка звука;

Задачи:

1. Развитие правильного артикуляционного уклада;

2. Постановка звука С;

3. Развитие фонематического слуха;

4. Развитие речевого дыхания

5. Развитие артикуляционного аппарата

6. Развитие мимической мускулатуры

Оборудование: круглый леденец на палочке, слон мягкая игрушка, тазик с водой, бумажные кораблики, две куколки, предметные картинки.

Ход занятия

Организационный момент:

Здравствуй, сегодня у нас гость, Слонёнок Саша, пойдём с ним знакомиться

Массаж.

Слонёнок Саша не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить наш ротик, губы и язычок сами могут сделать гимнастику, а вот нёбу мы должны помочь, сделаем массаж.

Артикуляционная гимнастика:

“Лопаточка”

Чок- чок, чок- чок,

Я – весёлый язычок!

Побегу сейчас гулять,

На крылечке загорать.

“Часики”

Чок-чок, чок-чок,

Наш весёлый язычок

На часы взглянул – идут:

“Тик-так, тики-тук!»

“Вкусное варенье”

На солнышке повалялся

И проголодался.

“Маляр”

Хватит отдыхать, вставай!

Не ленись и не зевай,

В руки кисточку возьми,

Потолочек побели

“Чашечка”

Потолочек побелили,

А ведь чашки не помыли!

Чок-чок,чок-чок,

Я весёлый язычок.

День прошел и – на бочок.

Мимическая гимнастика

Посмотри-ка, Слонику понравилась твоя гимнастика, и он широко улыбается, давай и мы улыбнёмся ему широко-широко.

А сейчас, посмотри, наверное, он съел кислый лимон и весь сморщился, давай и мы сморщим лицо. А теперь он рассердился, что мы его не предупредили, давай и мы рассердимся. А теперь все удивимся, что же здесь происходит.

Дыхательная гимнастика

А теперь представь, что мы пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давай подышим:

Если уж в лесу гулять

Надо воздухом дышать!

Подышите, как я. (показ логопеда)

Посмотри, какие кораблики плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Работа над просодикой:

Поиграем в игру «Громко-тихо», я говорю слово «Громко», ты громко произносишь звук А. Я говорю слово «Тихо», ты тихо произносишь звук А. Давай попробуем.

А теперь я буду хлопать в ладоши один раз, ты будешь произносить громко звук А, а если хлопну два раза, то тихо.

Артикуляционная гимнастика:

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

— Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произнеси

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается….

Ты под счёт её держи…

До пяти…до десяти…

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются!

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,

Чищу зубы.

И снаружи…

И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

Постановка звука:

Давай встанем, сделаем язычок «Горкой» и “накачаем насос” , глубокий вдох носом и выдох «катится» с горки, через щёлочку между зубов(ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).

Молодец, у тебя получился очень хороший и чистый звук, давай ещё раз его повторим.

Уточнение артикуляции:

Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

Акустико – артикуляционный профиль звука “С”

— Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? – Ребёнок – улыбаются.- Что остаётся между зубками?- Ребёнок – щель.

— Язычок, какой узкий или широкий?- Ребёнок – широкий.- Куда упирается кончик языка?- Ребёнок – в верхние зубки.- Язычок, что ещё делает?- Ребёнок – выгибается горкой.- Какая воздушная струя?- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) – Холодная.- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?- Ребёнок – глухой.- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили.

Фонематические процессы:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)

Итог: Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотри ещё раз на профиль звука “С” и расскажи по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”) И ещё раз произнеси ССС.

— Ну что, Слоник, научился произносить правильно и красиво своё имя?

— Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Слонёнка (Саша).

— Правильно! Молодцы!

— Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему: Тема:»Постановка звука С»

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Время

1. Орг. момент.

Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол. Рассказывает о том, что сегодня будет очень интересное занятие.

Ребенок входит в кабинет садится за стол. Внимательно слушает логопеда.

1 мин

2.Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение повторяется 5 раз, логопед следит за правильностью их выполнения.

1. «Заборчик».

— Сначала давай поиграем с нашим ротиком. Выполним разные упражнения.  Давай?

— Тогда мы с тобой сомкнем зубки, красиво улыбнемся. Верхние и нижние зубы у нас должны быть видны. Вот так.

Логопед демонстрирует правильное выполнение.

— Смотри в зеркало. Ты правильно делаешь?

2. «Рупор».

— Хорошо. А теперь мы с тобой сомкнем зубки, губки округлим и немного вытянем вперед, как при произнесении звука [о]. Верхние и нижние зубы у нас видны. Смотри, как делаю я.                                  Логопед демонстрирует правильное выполнение.

3. «Лопатка».

— Умничка. А теперь положи широкий язычок на нижнюю губку. Он у нас должен быть как лопатка.

 Логопед демонстрирует правильное выполнение.

— Молодец. Держи так язычок, а я посчитаю до 10.

4. «Почистим зубы».

— А давай научим наш язычок чистить зубки?

— Тогда открой ротик, улыбнись. Кончиком язычка погладь нижние зубки. Вот так.

Логопед демонстрирует правильное выполнение.

5. «Накажем непослушный язычок».

— Но язычок нас иногда не слушается, правда? Давай мы его накажем! Мы с тобой улыбнемся, приоткроем рот, положим язычок на нижнюю губку и будем пошлепывать его губами, произнося «пя-пя-пя».

Логопед демонстрирует правильное выполнение.

— Хорошо. А теперь держи так язычок, а я посчитаю до 5.

— Молодец. Теперь до 10 посчитаю.

ребенок внимательно слушает, наблюдает за верным выполнением упражнений, выполняет их самостоятельно, глядя в зеркало.

— Да.

ребенок выполняет упражнение «Заборчик».

— Да.

Ребенок выполняет упражнение «Рупор».

ребенок выполняет упражнение «Лопатка».

— Да.

Ребенок выполняет упражнение «Почистим зубы».

 Ребенок выполняет упражнение «Накажем непослушный язычок».

5 мин

3. Выделение звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Поймай звук».

— давай поиграем в игру. Тебе нужно будет поймать звук. Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук [с], хлопни в ладоши, поймай его. Договорились?

— Тогда слушай внимательно — [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с].

Далее — аналогичное задание со слогами, а затем словами.

Слоги, которые произносит логопед – ла, со, ро, су, па, су, сы, ба.

Слова, произносимые специалистом – мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

— Да.

При произнесении логопедом звука [с], ребенок хлопает в ладоши.

ребенок выполняет задание.

3 мин

4. Шнуровка «Корабль».

Логопед предлагает ребенку шнуровку.

— Ты когда-нибудь играла в такую игру?

— Она называется Шнуровка. Смотри, как в нее нужно играть.

Логопед демонстрирует правильное выполнение задание.

— Поняла?

— Тогда теперь сделай также сама.

Логопед при необходимости оказывает ребенку помощь.

— Нет.

— Да.

Ребенок выполняет задание.

5 мин

5. итог занятия

Логопед подводит итог и прощается  до следующего занятия.

-Ты молодец. Мне очень понравилось, как ты сегодня занималась. А что тебе больше всего понравилось?

— Хорошо. Спасибо за работу. До свиданья.

— Шнуровка.

— До свиданья.

1 мин

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *