Артикуляционная гимнастика для звуков Р, Л
Артикуляционная гимнастика для звуков Р, Л
Внимание, родители!
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился говорить труднопроизносимые для него звуки и сумел достигнуть лучших результатов в речевом развитии, проявляйте активное участие в его обучении. Именно живое общение в семье, в первую очередь, помогает детям овладеть навыками правильного произношения.
Даже если вам удалось обратиться за помощью к лучшему в городе учителю-логопеду, не стоит надеяться, что теперь проблема вашего ребенка легла на его плечи. Специалист разработает специальную программу обучения, где некоторую часть придется выполнять именно вам.
Такие задания требуют обязательного выполнения либо ежедневно, либо через день. Чтобы обучение не превратилось для ребенка в регулярную скучную рутину необходимо превращать каждый урок в интересную игру, которая не оставит малыша равнодушным.
Важно: чем чаще будут проводиться уроки по обучению звукопроизношения, тем скорее ваше чадо добьется ожидаемого результата.
Программа также требует к себе соблюдения следующих рекомендаций:
➢ продолжительность ежедневного занятия должно составлять 10-20 минут;
➢ задания следует выполнять у зеркала: так ребенок сможет видеть, как губы и язык образуют нужные звуки;
➢ обеспечьте комфортную атмосферу для обучения;
➢ каждое задание нуждается в повторном закреплении;
➢ заметив усталость ребенка, обеспечьте ему отдых.
Упражнение 1: «Заборчик»
Чтобы убедиться в том, что у вашего ребенка сформировался правильный прикус, при котором верхний ряд зубов должен немного перекрывать нижний, попросите ребенка улыбнуться, продемонстрировав стиснутые зубы, и удержать эту «улыбку» в течение 5 секунд.
Упражнение 2: «Лошадки»
Данное упражнение рассчитано на укрепление мышцы языка методом его подъема.
Ключевым моментом обучения является «цоканье» языком. Для этого заставьте ребенка улыбнуться, показав зубки и держа рот полуоткрытым, а после щелкнуть несколько раз языком. Сначала цоканье выполняется медленно, а после следует увеличить его темп. Обратите внимание, чтобы нижняя челюсть оставалась статичной и ребенок издавал именно цоканье, а не чмоканье.
Упражнение 3: «Маляр»
На этом этапе мы отработаем подъем и подвижность языка.
Итак, просим малыша вновь улыбнуться с открытым ртом. Затем ему необходимо с помощью кончика языка «погладить» небо. Наблюдайте за тем, чтобы губы, наряду с нижней челюстью, оставались статичными во время выполнения упражнения. Также не допускайте того, чтобы кончик языка при продвижении вперед касался зубов или высовывался изо рта.
Упражнение 4: «Грибок»
Это упражнение помогает закрепить подъем языковой мышцы и разработать подъязычную уздечку.
Вновь просим ребенка улыбнуться с открытым ртом, продемонстрировав зубы. Теперь ему необходимо поднять и прижать язык большей площадью к небу, после чего открыть рот. В результате язык будет походить на небольшой «грибок». Рекомендуется, чтобы в этот момент ребенок сохранял улыбку, а каемка языка тесно прижимались к небу. Повторяя данный урок, открытие рта необходимо делать более широким.
Упражнение 5: «Фокус»
Теперь мы закрепим уже знакомый подъем языка, а также научим ребенка придавать ему вид «ковшика» и управлять воздухом.
Итак, просим ребенка вновь улыбнуться с приоткрытым ртом, после чего верхняя губа должна накрыться передней частью языка. Важно, чтобы в это время каемка языка плотно прилегали к губам, а в его центре образовался канал для воздуха. Теперь просим ребенка сдуть ватку, положив ее на кончик его носа.
Обращайте внимание на необходимость статичности нижней челюсти, а также не допускайте подворачивания или натяжения нижней губы на нижний ряд зубов.
Упражнение 6: «Пароход гудит»
Текущее упражнение позволит ребенку правильно произносить звук «Л». Для этого вновь просим его улыбнуться и слегка прикусить кончик языка. Теперь ему необходимо издавать длительное «Ы», что в результате, позволит обоим услышать выраженное «Л».
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р и Л
Трудности с сонорными звуками – обычное дело для большинства детей, ведь чем сложнее звук, тем позже он закрепляется в речи ребенка. Малыш вполне способен освоить «проблемные» звуки самостоятельно с течением времени, но не стоит рассчитывать, что это дастся ему легко и не вызовет сопутствующих проблем психологического характера. Поэтому психологи и педагоги настоятельно рекомендуют помогать детям «подтягивать» трудные элементы речи, используя комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков. Делать это можно с помощью специальных упражнений и стихов.
Задумайтесь, один только звук Р имеет два десятка вариантов нарушений произношения. Профилактика дастся малышу легче, чем исправление большинства из них.
Лучшая профилактика ранних проблем с речью – это артикуляционная гимнастика для звука Л и Р. Она показана всем, даже детям с идеальной речью гимнастика пойдет на пользу тем, что приучит держать в тонусе речевой аппарат и мышцы лица. В случае с сонорными, гимнастика позволит ребенку овладеть звуками Р и Л раньше остальных. Это значит, что он будет соответствовать или опережать рекомендуемый уровень развития для своего возраста, не будет комплексовать по поводу отставания, легко овладеет навыком, который дается крайне тяжело другим детям.
Помните, что ребенку не понравится, если его будут заставлять делать что-то сверх того, что уже заставляют. Если вы подадите гимнастику как суровую необходимость, она вызовет скуку и отторжение. Проявите смекалку и фантазию, научитесь заинтересовывать малыша игрой. Если у него есть друзья-ровесники, привлеките к занятиям и их тоже, родители скажут вам спасибо, а ваш собственный ребенок будет охотнее заниматься в компании.
Правила выполнения упражнений
- Упражнения следует выполнять только в присутствии взрослого и при его участии, потому что неправильное выполнение не даст никаких результатов.
- Артикуляционная гимнастика для звука Р или Л должна выполняться перед большим зеркалом, ребенок должен видеть в нем и взрослого и себя. Таким образом, он сможет повторять за взрослым, копируя его технику.
- Гимнастику нельзя делать на голодный желудок и сразу после еды. После приема пищи желательно подождать 1–2 часа.
- Занятие на постановку звука длится до 20 минут, упражнения повторяются до 15 раз в зависимости от сложности.
- Каждое движение должно быть напряженным, с максимальной нагрузкой для мышц. Занятия должны разогревать речевой аппарат, оставляя ощущение тепла и легкой боли, но без надрыва.
- Гимнастика на звук Р не должна выполняться быстро, главное не скорость, а чеканность движений. Не позволяйте ребенку просто кривляться, следите, чтобы он именно работал над чеканкой.
Комплекс упражнений для сонорных звуков
- Окошко. Держать рот открытым на счет 5–10, затем закрытым на такой же счет. Губы и язык расслаблены. Кончик языка лежит возле нижних зубов в естественной позе.
- Заборчик. Показываем зубки в широкой улыбке. Челюсти сомкнуты, уголки губ максимально разведены. Счет до 10.
- Бублик. Вытягиваем губы вперед при сомкнутых зубах так, чтобы часть зубов была видна, то есть не смыкая губы. Счет до 10.
- Месим тесто. Вариант упражнения для сонорных на звук Л выглядит так: язык укладывается на нижнюю губу в расслабленном состоянии и прохлопывается верхней губой со звуком «пя-пя-пя».
- Блинчик. Расслабленный плоский язык, напоминающий по форме блин, свободно лежит на верхней губе, накрывая ее. Рот открыт без напряжения, губы расслаблены. Счет до 10.
- Иголочка. Язык узкий и острый, высовывается вперед сквозь приоткрытый рот и удерживается в таком положении на счет до 10. Затем убирается за нижние зубы.
- Вкусное варенье. Вариант для свистящих и сонорных: «варенье слизывается только с верхней губы. Язык в расслабленном положении на нижней губе поднимается к верхней и проводит по ней сверху вниз, в этом же движении уходит за верхние зубы, рот закрывается.
- Чашечка. Из положения «блинчик» края языка нужно приподнять, чтобы получилось подобие чашки. Удерживать под счет сначала снаружи (на верхней губе), затем завести за зубы.
- Качели. Выполняется широким кончиком языка. Язык высовывается изо рта, попеременно тянется к носу и опускается к подбородку.
- Чистим зубки. Язык двигается по верхним зубам из стороны в сторону, снаружи и внутри. Рот приоткрыт, губы в легкой улыбке.
- Маляр. Малыш открывает рот и широким языком начинает «красить» верхнее небо. Движения от зубов в сторону горла и обратно к зубам плавные и с нажимом. Следите чтобы язык не дергался и не «цокал», челюсть должна оставаться неподвижной.
- Пароход. Вариант для сонорных: долгий звук «ы» произносится с прикушенным кончиком языка, губы разведены в улыбку. Должен отчетливо слышаться звук «л».
- Лошадка. Исходное положение «маляр», язык прижат к верхнему небу. Язык отрывается от неба со щелчком – «цоканьем». Челюсть остается неподвижной.
- Грибок. Плоский язык «приклеивается» к небу максимальной площадью – это шляпка грибка, а роль ножки выполняет корень языка и уздечка. Положение удерживается под счет.
- Гармошка. Исходное положение «грибок», язык широко «приклеен» к небу, губы в улыбке, рот приоткрыт. Открывайте и закрывайте рот, не отрывая язык от неба и не двигая губами.
Методическая разработка по логопедии: Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука Л
Комплекс упражнений для правильного произнесения звука Л
1. «Наказать непослушный язычок»
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
2. «Вкусное варенье». (Чашечка)
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
3. «Пароход гудит»
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
4. «Индюк» производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не пос лышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широк им и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала
5. «Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
6. «Лошадка» (Пощелкаем язычком)
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
7. «Лошадка едет тихо»
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2.Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
8. «Дует ветерок»
Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
9. Описание правильной артикуляции звук Л
При произнесении звука Л:
— зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние;
— кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят;
— воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон;
— голосовые связки создают звучание голоса.
Картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему: Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Л`
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л], [Л`].
Наказать непослушный язычок.
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Пароход гудит.
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Индюк.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Качели.
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Лошадка.
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Дует ветерок.
Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
Грибок.
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Внимание! 1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Материал по логопедии на тему: Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
Щеки я не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне надо удержать.
4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
6. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Рот окрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние — смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).
Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад-вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И болтает на бегу.
8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.
В барабан мы бьем
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук
Слышен звонкий стук.
12. «Комар»
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).
Материал (1 класс) на тему: Артикуляционная гимнастика для звука л.
Характеристика звука Л.
Звук л — согласный, звонкий, твердый.
Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:
- губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;
- зубы незначительно разомкнуты;
- язык — узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
- между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
- голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Упражнения
I Упражнения для губ.
- «улыбка» т.е. равномерное растягивание губ с оскалом верхних и нижних резцов.
- «хоботок» или «трубочка» т.е. вытягивание губ вперёд.
- Попеременное выполнение этих упражнений.
II Упражнения для языка.
- Упражнения для распластывания языка.
- просунуть кончик языка между губами, помять его губами, произнося слог па, после 5-6 произнесений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать положение языка в течение 5-7 секунд.
- Просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусывая его посредине произносится слог та, после 5-6 произнесений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать положение языка.
- «Лопатка». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком состоянии, считая про себя до 5.
- «Иголочка». Открыть рот. Высунуть язык далеко вперёд. Напрячь мышцы языка и сделать его узким. Подержать его в таком состоянии, считая про себя до 5.
- «Лопатка» — «Иголочка» (попеременное выполнение этих упражнений)
- Упражнения для кончика языка.
- Поместить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние резцы.
- Поместить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы
- Попеременно поместить кончик языка на нижнюю, на верхнюю губу, за верхнюю, за нижнюю губу, за верхние, за нижние резцы.
- «Слизывание»:
а) Слизывание кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости.
б) Круговые движения кончиком языка по верхней и по нижней губе.
- “Орешек” – это перекатывание языка в ротовой полости с упором кончика языка в слизистую щеки.
- «Болтушка» — Быстрые движения кончиком языка внутрь ротовой полости.
- Узким языком посчитать зубы.
- Узким языком надавить на правую, левую щёку.
- «Парус» — кончик узкого языка поднят и прижат к верхним зубам, боковые края языка опущены, образуя с боковыми зубами щель.
- Упражнения для выработки сильной воздушной струи.
- Подуть на кончик плоско высунутого языка
- Подуть на кончик высунутого языка в пузырёк или в бутылочку (бутылочкой дотронуться до нижней губы).
- Свернуть язык трубочкой и подуть на кончик высунутого языка.
- “Фокус” – на кончик носа кладётся кусочек ваты, папиросной бумаги, ребёнку предлагается, высунув язык изо рта и подняв кончик языка, подуть на него.
Консультация по теме: Дистанционное обучение. Артикуляционная гимнастика на звук [л].
Артикуляционная гимнастика для звука [л].
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
- Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
- Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Правильная артикуляция звука «Л»:
— губы открыты
— зубы разомкнуты
— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы
— воздушная струя умеренная и теплая
— звук «Л» звонкий
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
Чередовать «Блинчик – Иголочка»
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Индюк»
Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Пароход гудит»
Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л»
Уважаемые родители!
Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.
Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!
Способ постановки звука [Л] по подражанию
Проще всего поставить звуки, если они вообще отсутствуют в речи ребёнка. В этом случае не придётся убирать ложный стереотип звукопроизношения.
Звуки [Л], [Л’] можно вызвать по подражанию. Взрослый вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [Л]: широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка приподнят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздух проходит по ним вбок, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию). Но этот способ постановки большинство детей освоить не в состоянии. Придётся прибегать к уловкам.
Для начала, расскажите ребёнку сказку. Например, такую:
«Как маленький пароходик научился гудеть»
«Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».
(Автор сказки: Е. Г. Карельская)
Выполняя это упражнение, можно заметить, что щёки раздуваются. В этом нет ничего страшного, т.к. мы говорили, что звук [Л] – боковой и воздух при его произнесении поступает в щёки. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: [Л___а], [Л____у], [Л____о], [Л____ы], [Л____э]. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ____, УЛ_____, ОЛ____, ИЛ____, ЭЛ_____, ЫЛ____.
Автоматизация звука [л]
Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке ( см артикуляцию на звук л)
1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]
Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__
2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце
Образец: пол__, у-гол__
|
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине
Образец: пол__ка, и-гол__ка
|
|
|
|
4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э
5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале
Образец: л__ак, л__а-па
|
|
|
|
|
6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине
Образец: ка-л__ач, са-л__ат
|
|
|
|
7) Произносить (читать) слоги
Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы
|
|
8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]
Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__
|
|
|
|
9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]
Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__
|
|
|
|
10) Произносить (читать) словосочетания
Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат
- Голубое платье.
- Светлая луна.
- Плохая лодка.
- Жёлтый платок.
- Сломанная пила.
- Холодный подвал.
- Голодный волк.
- Толстая палка.
- Тяжёлый молоток.
- Спелая клубника.
- Тёплое пальто.
- Колкая ёлка.
- Оловянный солдатик.
- Золотой колос.
- Голубые глаза.
- Шёлковая блузка.
- Глубокий колодец.
11) Проспрягать предложения
- Я ел (а) молочную лапшу.
- Я купил (а) блокнот и мел.
- Я сломал (а) велосипед.
- Я плыл (а) на лодке по волнам.
- Я ел (а) спелую клубнику.
Образец:
- Я пил(-а) холодное молоко.
- Ты пил(-а) холодное молоко.
- Он (она) пил(-а) холодное молоко.
- Мы пили холодное молоко.
- Вы пили холодное молоко.
- Они пили холодное молоко.
12) Произносить (читать) предложения
Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко
- У стола стоял стол.
- Володя уехал в колхоз.
- Алла купила белое платье.
- Мила несла голубой флаг.
- По волнам плывёт лодка.
- Клава захлопала в ладоши.
- Клуша подмела пол.
- У слона белые клыки.
- Белка сидела около дупла.
- Клава купила лук и свёклу.
- Мила ела клубнику из лукошка.
- Николай сломал велосипед.
- Володя забыл, куда положил пенал.
13) Произносить (читать) чистоговорки
- Сел и всё съел.
- Около кола колокола.
- Клава ловко лук полола.
- Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
- Кол около стола, стол около кола.
- Палку толкал лапкой Полкан.
- В уголок Алёнка села — у Аленки много дела.
- Не велик соловей, а голосок золотой.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
- Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
- Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
- Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.
14) Произносить (читать) и пересказывать текст
Шалун
У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».
15) Произносить (читать) стихотворения
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.
Клава ловко лук полола,
Мыла пол и полки Лала,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну, а маленькая Света,
Ела сладкие конфеты.
— Заяц белый,
Заяц белый!
Ты куда
За лыком бегал?
Заяц белый
Отвечал:
— Я не бегал,
Я скакал.
16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение
Клоун-чудак
Клоун-чудак делал всё не так:
Ломом копал, лопатой ломал.
Долотом шил, иглой долбил.
Колуном пилил, пилой колол.
Метлой белил, а кистью мёл.