Как учат уроки дети: Секреты как научить ребёнка делать уроки самостоятельно – Как правильно учить уроки с ребенком

Содержание

Как правильно учить уроки с ребенком

Как правильно учить уроки с ребенком

Многие дети считают необходимость выполнения домашнего задания настоящим наказанием. Придя домой со школы, они хотят отбросить портфель подальше, и насладится отдыхом, занимаясь любимыми делами. Детям, особенно первоклассникам, нелегко войти в ритм «взрослой жизни», когда необходимо вовремя делать то, что не всегда нравится. Но во время обучения в школе в сознание ребенка закладываются важные аспекты, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Поэтому, каждому родителю будет полезно узнать, как правильно учить уроки с ребенком и помогать ему настроиться на подготовку домашнего задания.

Рабочее место школьника. Каким оно должно быть?

Необходимо выделить для ребенка его собственное место, предназначенное для работы над домашним заданием. Оно должно состоять из удобного стола, отрегулированного по высоте стула и лампы, закрепленной на столе слева, если ребенок правша, и справа, если он левша. Желательно чтобы это был отдельный стол, который папа с мамой не будут использовать для своих нужд. На нем не должно быть никаких посторонних предметов, не имеющих отношения к обучению.

Если у ребенка есть возможность посещать продленку, необходимо ею воспользоваться. Если он будет делать уроки под присмотром педагога, то сможет «подтянуть» отстающие предметы.

Распределение времени

Придя со школы, ребенок должен иметь возможность отдохнуть и подкрепится. Это позволит ему набраться сил для плодотворного выполнения домашней работы. Оптимальным временем для этого является промежуток с 16 до 21 часа вечера.

В начальной школе детям на выполнение всего домашнего задание требуется примерно 2 часа. Когда ребенок справится с одним предметом, нужно дать ему возможность отдохнуть в течение 5-10 минут. Но использование в этот короткий промежуток времени компьютера, планшета или другого гаджета стоит исключить, поскольку виртуальные развлечения надолго направят сознание ребенка в другое русло, после чего ему будет нелегко перейти к работе над уроками.

Начиная с 5-го класса, детям требуется больше времени на подготовку домашнего задания по возросшему количеству сложных предметов, что совершенно естественно.

В каком порядке учить уроки?

Для рационального распределения сил на работу с домашним заданием необходимо учитывать особенности и предпочтения конкретного ребенка:

  •     рекомендуется начинать делать уроки с выполнения заданий по любимым предметам. Если ребенок начнет работу с удовольствием, ему будет легче настроиться на решение более сложных заданий.
  •     Детям, которым трудно настроится на учебу, лучше начинать с легких заданий, помогающих им «раскачаться».
  •     Если ребенок быстро устает, рекомендуется начать с более сложных и трудоемких предметов, поскольку позже они будут даваться ему еще тяжелее.

Роль родителей в подготовке домашнего задания

В период посещения ребенком начальных классов, его родителям нередко приходится принимать участие в подготовке домашней работы. При этом рекомендуется учитывать некоторые рекомендации:

  •     На начальном этапе взрослым стоит присутствовать возле ребенка, указывать на ошибки и направлять школьника, облегчая для него поиск решения. При этом важно отказаться от соблазна сделать все за него. Школьник должен быть в состоянии самостоятельно сделать уроки, можно лишь помогать ему направляющими вопросами. Чтобы не засорять чистовик множеством помарок, вначале необходимо работать в черновике. Проверив задания, если ребенок допустил несколько ошибок, нужно указать ему на них и попросить их исправить.
  •     Со временем родителям нужно все больше отстраняться от этого процесса, поощряя малыша делать уроки самостоятельно. Но проверять выполненную работу все равно необходимо.
  •     По мере взросления школьник должен переходить на выполнение домашней работы без посторонней помощи. Но если у него возникнут вопросы или ему понадобится помощь, он должен иметь возможность обратится к родителям.
  •     Начиная с 5-6 класса, ученикам позволяют делать уроки самостоятельно, не забывая проверять итоговый результат, чтобы не проглядеть проблемы с развитием ребенка.

Нельзя запугивать ребенка

Помогая делать уроки маленькому школьнику, многие родители ощущают в себе желание наказывать своего малыша за каждую провинность. Если ребенок сделал ошибку, категорически не рекомендуется ругать его за это. Такое поведение взрослых вызовет у него чувство страха, он станет более замкнутым и выполнение домашнего задания превратится для него в настоящую пытку.

Если он совершил ошибку, необходимо повторить вместе с ним соответствующее правило и проработать примеры, чтобы ребенок мог сам прийти к правильному решению. Он должен научиться исправлять ошибки и преодолевать трудности, а не боятся неправильно составить предложение, пропустить запятую или не справится с решением задачи с первого раза.

Когда нужно активно помогать ребенку учить уроки?

Развивать самостоятельность необходимо с ранних лет, но в некоторых случаях разумнее помочь юному школьнику, принимая участие в подготовке домашнего задания. Это актуально в таких жизненных ситуациях, когда он приходит после дополнительных занятий, кружков и секций уставшим, или если он заболел. Помощь может заключаться в прочтении родителем заданного длинного рассказа, поиске информации в книгах, справочниках или интернете, подготовке деталей для уроков труда. Но основную умственную работу ребенок должен делать сам.

Правильно подойдя к процессу помощи ребенку в решении домашних заданий, родители дадут ему возможность преуспеть в обучении и подготовке к взрослой жизни.

Елена, www.kraskizhizni.com

Как правильно делать уроки с ребенком дома, советы психолога

Нередко, когда родители выполняют с ребенком уроки дома, то постепенно общее дело перерастает в скандал и крики. Детям бывает не так просто усвоить информацию. Как правильно делать уроки с ребенком, когда родители покрикивают? Ведь у него портится настроение и пропадает желание к учебе. Первоклассник страдает, но и родители тоже страдают не меньше его.

Как правильно делать уроки

Ребенок ленится учиться что делать

Когда ребенок отказывается выполнять домашние уроки и выдумывает различные отговорки, оттягивая время, родителям вместо криков на своего ребенка, необходимо выяснить причину такого поведения. Для начала нужно убедиться в том, что ребенок здоров и его ничего не беспокоит. Потом следует узнать у ребенка – на все ли школьные предметы у ребенка распространяется такое отношение.

Если ребенку не нравятся какие-то конкретные предметы в школе, родителям необходимо расспросить ребенка об этом подробно, чтобы точно знать, почему именно он не любит тот или иной предмет в школе. Причин может быть достаточно много:

  • ребенку тяжело дается предмет,
  • ему не нравится педагог,
  • на этом уроке ребенку скучно,
  • урок вызывает неприятные ассоциации.

Когда знаешь причину, по которой ребенок не хочет делать уроки, то намного легче найти пути решения этой проблемы.

Даем ребенку отвлечься

Если ребенок недавно вернулся из школы, не нужно сразу предлагать ему браться за уроки. Для начала, ребенок должен отдохнуть немного от школы, отвлечься. Самым идеальным отдыхом после аппетитного полдника или обеда, может стать позитивная прогулка или подвижные игры. Только отдохнувший ребенок может приступать к выполнению домашней работы. У него должны быть ясные мысли и свежая голова.

Ребенок ленится учиться что делать

Как правильно делать уроки без стресса для ребенка

Если ребенок будет выполнять уроки всегда примерно в одно время, то он не будет испытывать стресса. Просто ребенок уже знает, что подходит время к выполнению домашнего задания и предварительно готовится к этому. Он становится более собранным и организованным. Уже потом, на подсознании, выполнение уроков он воспринимает, как что-то естественное: как чистить зубы, умываться, принимать пищу, ходить в туалет, ложиться спать.

Когда ребенок готов выполнять уроки, необходимо давать ему короткие перерывы, чтобы он не переутомлялся, и у него было немного времени для отдыха. Будет достаточно даже 5 минут (можно и больше).

Взрослые тоже любят устраивать себе перерывы на работе – пьют чай или кофе. Ведь, это дает заряд бодрости. Ребенок тоже может выпить стакан сока, съесть яблоко, да и просто немного размяться. За короткий перерыв, и глазки отдохнут.

Если ребенок учится в первом классе, то ему особенно тяжело вырисовывать прописи или выполнять другие задания. Самое главное, что следует сделать родителям – не давить на ребенка и позволить ему выполнять задание постепенно. Родитель обязательно должен быть рядом, чтобы смог всегда что-то подсказать. Дети могут долго застрять над одним заданием, и помощь взрослого ему просто необходима. Только так он сможет выполнять уроки без стресса. Уже потом, по мере взросления, ребенок понятные ему задания будет выполнять сам, а более сложные задания ему смогут помочь выполнить родители. А может, ребенок все задания будет выполнять самостоятельно, а родители только проверять. Но они обязательно должны хвалить его, чтобы он и дальше радовал их своими результатами.

Не нужно выполнять домашнее задание за ребенка

Конечно же, будет разумно, если ребенок будет сам выполнять свои уроки, а не его родители. Просто из-за своей занятости, многие родители выполняют уроки за ребенка, тем самым, хотят побыстрее освободиться. Это неправильно. Так ребенок никогда не научится быть самостоятельным. А виной тому будут родители, которые показали ему дурной пример. И если однажды ребенок попросит маму сделать за него уроки, то не стоит удивляться, сами виноваты, что не научили ребенка быть ответственным и самостоятельным. Родители всегда могут подсказать ребенку и направить его на верное действие, но ни в коем случае не делать за него уроки. Это просто недопустимо.

Ребенку с трудом даются знания

Вот родители убедились в том, что учеба в школе – приносит ребенку больше негативных эмоций, чем позитивных. Первое, что они должны сделать – откровенно поговорить со своим ребенком. Только интонация разговора не должна быть в грубой и строгой форме, родители должны быть абсолютно спокойными. Беседа с ребенком должна быть легкой и непринужденной. И то, о чем будут говорить родители, должно заинтересовать ребенка. Например, мама может сказать о том, что, когда она была в его возрасте, ей тоже не просто давался тот или иной предмет, но она старалась, училась и в итоге добилась хороших результатов. Ребенку важно понять, как правильно делать уроки, что не все в жизни бывает легко и просто. Чтобы получить желаемый результат, необходимо прикладывать много усилий. Родители также могут выделить те предметы, которые им давались в школе лучше всего.

Ребенку не нравится школьный педагог

Ребенку, вполне, может не нравиться школьный учитель. Но родителям следует проявить чувство такта. Они должны объяснить своему ребенку, что в каждом человеке есть, как положительные, так и отрицательные качества. Только это не повод, чтобы не делать уроки.

Возможно, педагог строгий, поэтому ребенок чувствует себя на его уроках не совсем комфортно. Родителям следует объяснить ребенку, что если он будет хорошо готовиться по этому предмету, отвечать на уроках, то педагог его заметит и станет намного добрее. Учителя любят умных ребят, а не лодырей. Ребенок должен усвоить эту информацию, только тогда проблема исчезнет сама собой.

Если разговор с ребенком так ничего и не решил, родителям следует поговорить с учителем и выяснить, почему у него с ребенком не сложились отношения. Если учитель знает причину, то возможно, что-то изменит в своей тактике поведения.

Как правильно делать уроки без стресса для ребенка

Ребенок не общается с одноклассниками, если с ребенком не дружат

Если ребенок замкнутый и малообщительный, то у него могут не сложиться отношения с ребятами в классе. Это и послужит причиной не выполнять домашнее задание, вплоть до нежелания ходить в школу.

Ребенок постоянно находится в напряженном состоянии, и чтобы снять это напряжение, необходимо устроить ребенку праздник, пригласить гостей. Если с ребенком не дружат — это здорово ему поможет.

Пусть ребенок занимается дополнительно

Если родители знают, какие трудности у ребенка возникают в выполнении домашнего задания (ребенку не просто дается письмо или он с трудом пересказывает текст), то родители могут устроить ему дополнительные задания. Чтобы не напрягать ребенка в будни, родители могут помочь ребенку с выполнением заданий в выходные дни. Так хотя бы будет больше времени, чтобы сосредоточиться и без спешки выполнить задание. Такой метод обязательно даст свои результаты, а ребенок поверит в свой потенциал.
Если ребенок отстает по какому-либо предмету, то родителям необходимо его «подтянуть». При этом нельзя перегружать ребенка дополнительными заданиями по другим предметам, это будет лишним.

Родители должны быть терпеливыми и конструктивными. Если они совместно с ребенком будут прилагать усилия, отнесутся к нему со всей доброжелательностью, то ребенок сможет выполнять уроки без стресса. Помощь родителей ему в этом просто необходима.

Как нельзя учить уроки с ребенком?

Многие специалисты считают, что мать и отец не должны вмешиваться в процесс обучения. Однако, не всем родителям удается соблюдать это правило. Когда ребенок идет в первый класс, взрослые переживают сильнее, чем он, о том, что его ждет в школе и привыкнет ли он к учебному процессу. Собственная тревога заставляет родителей совершать такие ошибки:

  • они делают уроки за ребенка, когда он говорит, что устал, или отказывается выполнять домашнее задание;
  • каждый день ходят к классному руководителю для того, чтобы узнать, как отвечал ребенок, как общался со сверстниками, усвоил ли материал;
  • слишком серьезно относятся к записям в дневниках и неудовлетворительным оценкам — ребенка наказывают, лишают удовольствия и своего общения.

Такое отношение к школьной жизни ученика объясняется тем, что родители имеют повышенную тревожность, которая связана со школой. Возможно, они сами страдали от несправедливого отношения своих родителей или учителей, боялись принести домой «двойку», потому что знали, что из-за этого им придется страдать, в детстве были приучены к тому, что, сначала они должны быть прилежными учениками и только потом детьми — со своими желаниями, чувствами, потребностями.

Тревога взрослых по поводу обучения передается детям, и отношения между членами семьи портятся. Что делать, чтобы избежать этого? 

  • нужно видеть в ребенке личность и только потом ученика;
  • школа — это ответственность ребенка. Взрослые не должны лишний раз беспокоиться о том, как он подготовил уроки, собрал ли портфель, какие у него отношения с одноклассниками.

Если родители чрезмерно контролируют эти процессы, то ребенок может вырасти несамостоятельным. Чем проще они будут относиться к тому, что происходит у него в школе, а, вместо этого, станут чаще весело проводить время вместе, общаться как, близкие друзья, тем лучше будет чувствовать себя ребенок, а это значит, что его мотивация к обучению вырастет, хорошее настроение позволит заниматься уроками с удовольствием.

Хороший вопрос. Делать ли уроки с ребенком?

3. Родитель должен помочь организовать пространство. Банально, но факт — рабочий стол должен быть чистым и убранным. К урокам стоит приступать не сразу после школы, а подождав, когда ребенок отдохнет. На выполнение уроков отводится четкое и заранее определенное время. Если не успел, то выясняем почему. Много задали, кучу времени потратил на сборы, отвлекался? Важно рефлексировать и анализировать, почему такое произошло. Иногда стоит проявить твердость: «На часах 21:00, и меня не волнует, что у тебя будет в школе, я хочу, чтобы ты был здоров и выспался, а потому заканчивай с уроками и отправляйся спать».

4. Стоит избегать роли контролера: «Какая у тебя оценка сегодня?!», напротив продемонстрировать заинтересованность: «Жи и ши точно так пишутся, всегда? А бывают исключения?». Внимание акцентируется на содержании, а не на результате и оценке. Особенно хорошо это работает в более взрослом возрасте.

5. Не помогать, если не просит помощи, не лезть, не проверять, если ребенок уверен, что все правильно. Доверять до какого-то предела, дать возможность ребенку справиться со своими трудностями или хотя бы их увидеть. Сплошь и рядом ситуации, когда ребенка пасла трепетная бабушка (или мама, папа), примерно класса до 6-го. И в этом возрасте у «малыша» уже достаточно развилась апатия, ему самому уже ничего не хочется, отсутствует интерес, а также опыт проживания собственных ошибок.

6. Еще одна важная задача родителей — поддерживать ребенка, который должен знать, что он всегда может прийти за помощью. Задача родителя в этот момент не выложить готовое решение на блюдечке, а наводящими вопросами привести ребенка к решению. Да, такой подход требует терпения, времени и веры в ребенка. Но это рабочая схема, которая пригодится не только в начале школьной жизни, но станет базовым алгоритмом решения задач. Если же ребенок привык, что за него решают, он потом будет безвольно ждать помощь, не пытаясь сразиться с задачей самому.

3 причины, по которым родители не должны делать уроки вместе с ребенком

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие родители считают, что, если не контролировать выполнение «домашки», ребенок будет учиться хуже. Но исследователи из университетов Остина и Дьюка (США) доказали, что это не так. Они 30 лет собирали данные о том, как вовлеченность мам и пап в процесс обучения влияет на оценки. Оказалось, что родительская помощь в младших классах бесполезна, а в средней школе и вовсе негативно влияет на результаты экзаменационных тестов.

AdMe.ru рассказывает о том, почему за уроки должен отвечать сам ребенок, а не его родители.

1. Ребенок теряет мотивацию к учебе

3 причины, по которым родители не должны делать уроки вместе с ребенком

По результатам исследования, чем больше родители вовлечены в выполнение домашних заданий, тем меньше ребенку хочется учиться. Самая низкая мотивация у тех детей, родители которых сидят рядом с ними, подсказывают, контролируют или даже сами делают за них уроки. А вот школьники, на которых не «давят» родители, учатся охотнее.

Попытайтесь ослабить контроль и помогайте, только если ребенок сам попросит вас об этом. В таком случае объясните ему то, что непонятно, но не делайте задание вместо него. Если ребенок терпеть не может домашние задания, психолог Людмила Петрановская советует не заставлять, а «присоединиться» к нему в его эмоциях: признать его право не хотеть пересказывать параграф из скучного учебника или писать одну и ту же букву 10 строк подряд. А потом научить «глотать лягушку» (справляться с трудными и неприятными делами) — например, рассказать, как делаете это вы сами.

2. Ребенок не учится ответственности

3 причины, по которым родители не должны делать уроки вместе с ребенком

Заставляя ребенка садиться за уроки, контролируя их выполнение и наказывая за плохие оценки, вы берете ответственность за учебу на себя, а значит, снимаете ее с ребенка. И пока вы стоите у него над душой, он не захочет взять эту ответственность сам.

По мнению Людмилы Петрановской, воспитывая ребенка методом кнута и пряника, мы оказываем ему медвежью услугу, ведь во взрослой жизни вместо наград и наказаний — естественные последствия наших действий. Если мы будем плохо работать, нас уволят, а если будем есть одни чипсы, наше здоровье испортится. Позвольте последствиям наступить. Забыл, что задали нарисовать рисунок? Значит, придется сделать это вместо игр на компьютере. Не выучил уроки? Разбирайся с учителем сам. Умение отвечать за свои поступки и распределять свои силы и время для будущего точно важнее, чем умение четко выполнять чужие команды.

3. Ухудшаются отношения между родителями и детьми

3 причины, по которым родители не должны делать уроки вместе с ребенком

«Уроки сделаны. Мать охрипла. Дочь оглохла. Соседи выучили наизусть. Собака пересказала», — все помнят эту шутку, но, когда дело доходит до домашних заданий, становится не до смеха. Вместо того чтобы контролировать решение каждой задачки, психологи советуют выстраивать доверительные отношения со сво

Как научить ребенка правильно учить уроки?

Вряд ли можно найти ребенка, который бы с удовольствием садился за уроки, оставляя в стороне прогулки, игры или другие занятия по душе. Психологи уверяют: девять из десяти детей с трудом садятся за парту дома и выполняют домашние задания в самое кратчайшее время. Организованность и усидчивость присущи лишь единицам школьников — такие дети считаются исключением из правил.

Так что не стоит переживать, если ваш ребенок уже который час не может сесть за парту, а, наконец, усаживаясь за книжки и тетрадки, уже через пять минут начинает искать различные причины, чтобы только не учить уроки (сходить в туалет, попить воды, поесть что-нибудь и пр.). Оказывается, подобным образом ведет себя большинство совершенно нормальных и психически здоровых детей. Какими же методами выработать у ребенка привычку учить уроки самостоятельно, в хорошем темпе, качественно и не отвлекаясь на мелочи?

  1. Прививаем интерес. Самое важное правило быстрого выполнения уроков – это увлеченность учебой. Привить этот интерес, конечно, способны только взрослые (воспитатели в детском саду, первые учителя, а также сами родители). Когда ребенок заинтересован и мотивирован на быстрое и качественное выполнение домашних заданий, когда ему нравится получать новые знания и он понимает, что умеет это делать, процесс выполнения уроков не затягивается до вечера. Интерес прививается личным примером родителей, их терпением в процессе обучения, а также профессионализмом педагогов.
  2. Правильная привычка. Чтобы выработать у первоклассника привычку грамотного выполнения уроков, психологи и учителя советуют: первый год родителям необходимо постоянно сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашних заданий. Малыш обязательно должен знать, что ему помогут, и он не останется один на один с учебниками и тетрадями, многое из написанного в которых с первого раза ему будет не совсем понятно. Во втором и третьем классе контроль над выполнением уроков психологи рекомендуют ослабить, а к концу начальной школы желательно добиться того, чтоб

НЕ ДЕЛАЙТЕ С ДЕТЬМИ УРОКИ!

«Уроки сделаны. Мать охрипла. Дочь оглохла. Соседи выучили наизусть. Собака пересказала», – вот шутка о домашней педагогике. Но если вы прочтете советы Александра Лобка, ситуация может измениться

Нужно ли учить уроки с детьми?

«Уроки сделаны. Мать охрипла. Дочь оглохла. Соседи выучили наизусть. Собака пересказала», – вот шутка о домашней педагогике. Но если вы прочтете советы Александра Лобка, ситуация может измениться.


И. А. Гринюк, «Проверка уроков»

«Ваш ребенок плохо учится. Вы не занимаетесь с ним дома». Эту удивительную фразу родители могут услышать на каждом родительском собрании.

Государственный стандарт начального образования напоминает семьям, что они участвуют в образовании своих детей. Именно семьям адресованы проверочные тесты и поясняющие значки в учебниках начальной школы. В прошлом году даже было установлено (приказ Минобрнауки РФ от 17 июля 2015 г. № 734»), сколько времени ребенок должен тратить на домашние задания: во втором-третьем классе – по полтора часа, а в четвертом-пятом – по два часа в день.


Нужно ли учить уроки с детьми? Как направить мощную энергию детского воображения в мирное русло, позволяющее быстро и эффективно осваивать предметы школьной программы? На вопросы отвечает кандидат философских наук, доктор психологических наук Александр Лобок

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Не мешайте детям писать шпаргалки

 – Родители делятся на две категории: успевающие и неуспевающие. Те, которые успевают уделять время своему ребенку, спрашивают: нужно ли заниматься с ним дома? Нужно ли помогать ему осваивать школьную программу? Есть ли здесь какой-то рецепт?

 – Заниматься с детьми подготовкой уроков по привычным школьным правилам я бы не советовал вообще. Такие занятия вызывают у ребенка разве что стойкое отвращение к школьной программе. Учите вместе с ними стихи, занимайтесь вещами, которые доставляют обоюдное удовольствие.

Главный вопрос в том, ловите ли вы кайф от этих занятий. Любой школьный предмет надо попытаться превратить в увлекательную игру. Это и есть самый общий рецепт.

– О какой игре можно говорить, когда перед родителями чаще всего ставится другая задача: вызубрить до завтра с ребенком параграф «от и до»?

– Вообще-то это и есть первое испытание нашей педагогической  креативности. Вспомни: когда ты в детстве читала что-нибудь невероятно скучное и отвратительное, что ты делала? Ты начинала фантазировать, уходила в выдуманный мир.

Дети придумывают для себя огромное количество игр, превращающих то, что им скучно и неприятно в то, что весело и увлекательно. Именно так поступает любой ребенок, которого наказали, поставив в угол. Он вовсе не чувствует себя наказанным, рассматривая полоски на обоях. Он населяет их персонажами из своих фантазий, в считанные минуты создает целый мир, и – вот уже целые баталии разыгрываются у него перед глазами!

Пусть родители попробуют, читая со своими детьми параграф учебника, одновременно рисовать на полях книги … фантазии, которые рождаются в голове у детей. Пусть ребенок расскажет, что он видит. Или нарисует!

Простейшее задание: конкурс фантазий к каждому скучному параграфу. Пусть будет ворох фантазий. Любых! Пометьте скучнейшие страницы искрами фантазии. Разрисуйте воображением любое слово, любое предложение! Тогда родители увидят, как на полях учебника вдруг появятся «якоря» – то, за что при чтении цепляется воображение их ребенка.

– Но для «конкурса фантазий» нужно время! А его не хватает даже на то, чтобы выучить урок!

А «учить» при таких обстоятельствах все равно не получается! Это я сразу говорю! Поэтому нужно поставить перед собой другую задачу: не выучить урок, а сделать содержание учебника интересным для ребенка.

Для этого – раскрасить учебник своим воображением. Просто повеселиться! И тогда со временем даже самый неинтересный параграф начнет оживать. А то, что казалось детям бессмысленным, понемногу приобретет для них смысл. Да, речь идет о времени. Сразу это не получится.

Кстати, насчет креативных игр. Преодолевая скуку зубрежки, дети изобрели множество потрясающих вещей. Скажем, что такое шпаргалка? Только не говори мне, что это– способ правильно ответить урок или сдать экзамен.

Сам формат шпаргалки – это, прежде всего, абсолютно детская игра. Надо писать на сложенных в гармошку бумажках бисерным почерком! Надо вместить содержание огромного учебника в миниатюрное пространство! Большое сделать крошечным! Да это же просто «Алиса в стране чудес!». И, кстати, если собрать все, когда-либо придуманные учениками шпаргалки, это будет целое море креатива!

В нашем скучном мире человек спасает себя только силой своего воображения. Если мы научимся пользоваться термоядерной энергией детского воображения, перед нами откроются огромные возможности. В том числе – и для освоения школьной программы.  Это будет потрясающий прорыв. А мы не только не умеем, но даже не хотим сделать попытку конвертировать энергию воображения наших детей в учебные предметы,

– Если я правильно поняла эту мысль — в школе ребенок будет изучать школьную программу, а дома, с помощью родителей, — играть в нее?

На самом деле любой хороший педагог тоже учит детей играть со школьной программой. Он дразнит детей идеями и мыслями и учит детей дразнить учебник своими вопросами и встречными мыслями. Но хороших учителей не так уж много.

Моя задача – обучать родителей. Учить их играть с содержанием учебников и придумывать свои собственные креативные игры. Придумывать такие задачи, которые бросали бы вызов интеллекту ребенка (и их собственному).

Мария Виик, 1912

Как превратить дефициты в ресурсы

Одна из моих любимых тем, – как превратить дефициты в ресурсы. Как сделать интересным скучное до тошноты?

Одна из распространенных родительских жалоб: «Мой ребенок ненавидит учить стихи». Я спрашиваю: «Как вы учите с ним стихотворение?»

«Повторяю с ним, еще раз повторяю, еще… » — «И…?» — «И… еще раз повторяю!»/ В результате этих усилий: дети начинают испытывать жгучую ненависть к классической поэзии.  Но стоит  превратить эту задачу в игру «пазлового» типа, как все волшебным образом меняется: ребенок начинает щелкать стихи, как семечки!

– Что-то не усматриваю я сходства между складыванием пазла и стихотворением из школьной программы… 

– Смотри: почему дети с таким увлечением играют в компьютерные игры? Компьютерная игра основана на нескольких важных законов. Во-первых, за любое свое действие ты получаешь или теряешь очки. Во-вторых, тебя никто не оценивает, ты соревнуешься с самим собой. Сделав что-то быстрее, ты можешь завоевать больше очков и перейти на другой уровень игры. В-третьих, ты сам определяешь траекторию своего движения внутри игры. Тебя никто не ведет по заранее придуманному им маршруту – ты сам себе хозяин.

Теперь попробуем применить эти принципы на деле и посмотрим, как складывать пазл, получая очки и переходя на новый уровень. А заодно – выучивать наизусть стихи. Именно «заодно» в качестве побочного эффекта игры!

Школьные тексты мы знаем. Сыграем в современную поэзию! Сейчас мы выучим наизусть кусочек из поэмы Алексея Парщикова «Я жил на поле Полтавской битвы». Поэтические тексты Парщикова сложны для восприятия. Тем более – для заучивания наизусть.

Откроем страницу наугад и попробуем превратить в пазл первую попавшуюся на глаза строфу. Для игры нам потребуются: бумага, ножницы и секундомер. Я беру листок бумаги и записываю выбранный текст. Но записываю его хитрым образом.

Я не читаю стихотворение заранее вслух. Ты не должна ровным счетом ничего знать заранее. Моя  цель — сделать из стихотворения загадку. И это сделать предельно просто. Записываю на бумагу начало первого слова и произношу его вслух:

«УМИ…».  Делаю паузу. Что происходит в этот момент? Возникает задачка, которая провоцирует твое воображение. Во время паузы ты начинаешь активно соображать. Ты пытаешься понять авторский замысел. Итак, я говорю: «УМИ…» Продолжи этого слово! – «Не знаю» — «Есть гипотеза?». – «Нет! Разве что… УМИлялся?» — «Молодец! Это очень важно, что ты не побоялась дать свой вариант. В стихотворении стоит другое слово, но главное – ты придумала свое, и это здорово! Так что продолжаем:  УМИрал! Следующее слово: «Умирал, но ОБО…» Продолжай! — «ОБОшел?» — «Здорово, молодчина! Хотя слово другое: ОБОжая МАР…» — «МАРт?» — «Ух ты, какая креативная! Хорошее слово. Но в стихотворении – другое слово: МАРфу. Следующее слово «ГУ…» — «ГУ… ГУсь, наверное ?» — «Браво! А слово другое: Губы МАР»- «МАРФОЙ?» — «Правильно, молодец! Губы Марфой ОС…» — «ОСвежая?» — «Правильно, отлично, молодец! Ура! У нас получается две строчки: «Умирал, но обожая Марфу, Губы Марфой освежая…»

Ты вела себя как нетипичный ребенок, который не подглядывал за мной в книгу. Взрослые почему-то так не делают. Детям  нравится подглядывать правильный ответ. Этот как раз норма!

Продолжает двигаться так: слово за словом, строчка за строчкой. Я предлагаю тебе прощупывать своими догадками не известный заранее текст. В результате возникает эффект абсурдистского сотворчества.

Ты занимаешься изобретением своих слов и своих смыслов. А текст в результате становится для тебя живым и понятным. Самое главное – с каждой новой строкой ребенок становится все смелее. Он смеется, когда удается придумать по-настоящему смешные варианты, и радуется, когда какой-то вариант вдруг получилось угадать…

«Умирал, но — обожая
Марфу. Губы освежая —
Марфой. Где она ложится,
в картах чертится граница,
начинается война,
комаровичей весна».

— По-моему, я уже запомнила эту строфу наизусть. Это все?

— Нет, это только начало. Теперь приступает к следующему этапу. Берем секундомер. Разрезаем по строчкам бумагу, на которой мы написали стихотворение. Листочки со строками как следует перемешали на столе! Ставим секундомер.

Теперь твоя задача – собрать это стихотворение из отдельных строк, как собирают пазл. Собирая, ты еще раз его вспомнишь. Старт! Отлично! Ты собрала его за 19,6 секунд. Еще раз перемешиваем строки стихотворения. Старт! Теперь ты собрала его за тринадцать секунд! Целых шесть секунд выигрыша!

Когда ребенок осознает, что он сделал прогресс на шесть секунд, он начинает с упоением отдаваться этой игре: даже оставшись один,  он составляет стихотворение из перемешанных листков и  проверяет себя по секундомеру.

Александр Лобок, кандидат философских наук, доктор психологических наук

Но это только первый ход! Теперь берем замечательный инструмент под названием ножницы и разрезаем стихотворение на отдельные слова. И тоже ставим секундомер. Надо собрать стихотворение из отдельных слов. Посмотрим, какой рекорд ты поставишь. Вперед! Отлично!.. На самом деле стихотворение можно разделить и на части слов. В этом случае будет тренироваться еще и орфографический навык.

Достаточно собрать этот стихотворный пазл три-четыре раза, чтобы обнаружить, что стихотворение к тебе как приклеено…

Речь  идет не только о стихах. Можно выучить, играя в строки и слова, трудный параграф учебника, запомнить длинную формулу… Задача родителей — сделать так, чтобы у детей при заучивании возникал азарт игры.

Для меня важно не просто дать родителям технологии эффективных и увлекательных игр, но и научить их самим изобретать такого рода игры.

–  Играя, легко запоминать. Но я не уверена, что играя, можно понимать…

– Прежде всего, надо выделить нашу главную цель. Перед нами —  ребенок, которому не даются школьные предметы. Благодаря технологии такой игры он начинает верить в свои силы. Он перестает воспринимать учебник, как врага. Это — огромный плюс. Ему больше не надо тратить силы на механическую зубрежку. У него впервые появится время для главного: чтобы думать и понимать.

— Не попробовать ли тогда разложить на пазлы школьный учебник? И тогда семьи могли бы играть на досуге в школьную программу?  

 

 — Конечно! Я думаю, это будет следующий этап. Одна из задач ближайшего времени – разработка образовательных компьютерных игр принципиально нового класса. На основе школьной программы по тому или иному предмету можно сделать языковые и математические игры.

Можно заложить в программу любое произведение мировой литературы, на любом языке. Вся школьная программа превратится в множество игр, по которым ребенок будет   путешествовать в произвольном режиме. И — играть, играть, играть, непрерывно соревнуясь со своими товарищами и с самим собой.

А. — Е. Паолетти (1834–1912), «Дети делают домашнее задание»

Другая математика


 — Ты упомянул математические игры. Школьная математика – головная боль для большинства родителей. Ты – автор книги «Другая математика». В ней описаны причины математической неуспешности у детей. С чего все начинается? Кто и когда делает главную ошибку?

– Проблемы с математикой чаще всего означают то же самое: ребенок не научился… играть в математику.

Играть в нее так, как играет в нее любой профессиональный математик. И – получать от игры удовольствие. Вопрос стоит так: почему большинство детей не могут воспринимать математику как игру?По моим наблюдениям, фундаментальная ошибка делается родителями, еще до школы, когда детей учат считать.

Простейший пример: мама поднимается с пятилетним ребенком по ступенькам и приговаривает: «один, два, три, четыре, пять…». И ей невдомек, что она в это время закладывает бомбу замедленного действия под будущие уроки математики, искажает в сознании своего ребенка  базовые структуры математического восприятия мира. Потому что «два» — это не вторая ступенька, а ОБЕ пройденные ступеньки. «Три» — это не третья ступенька, а все три одновременно. Спросите у этого ребенка: «Где ТРИ?» — и он покажет на третью ступеньку! Значит, он ничего не понял. «Третья ступенька» и «три ступеньки» — это разные вещи. Если взгляд ребенка не может уловить пройденный путь (от первой ступеньки ко второй и третьей), это означает, что он путает пространство и цифру.

В итоге, когда в пятом классе я прошу детей показать на линейке один сантиметр,  восемь из десяти показывают пальчиком на…. цифру один. И лишь двое из десяти показывают один сантиметр двумя пальчиками. Они понимают, что один сантиметр – это не точка, но расстояние между точками.

В основе математических неуспехов множества детей лежат языковые ошибки взрослых. Маме, которая учит малыша считать: «один, два, три, четыре, пять…», невдомек, что она  совершает лингвистическую диверсию против собственного ребенка.

Родителям следует иметь в виду, что математическая точность – это точность парадоксальная. Ребенка с детства учат, что один – один, два – два. А математика состоят из других вещей. Один может быть равен миллиону? Любой математик скажет: конечно, может. Один равен миллиону миллионных! Один может быть равен чему угодно, но все зависит от размерности, от масштаба – это фундаментальная истина математики.

Для ребенка с математическим с мышлением это понятно. Если же он не понял этого с самого начала, его сознание неизбежно сломается, когда он перейдет в мир дробных чисел. Поэтому так много детей ненавидят дроби. Зато те дети, которые почувствовали красоту дробного мира, этот мир обожают.

–  Но родители больше озабочены тем, чтобы ребенок научился считать без калькулятора …

– Инструментальные техники счета – другая история. Философия и эстетика математики и счетные навыки – это разные вещи. Родители могут помочь ребенку осваивать будущую школьную программу по математике, начиная с 5-6 лет.  

Все, что для этого нужно — по вечерам весело и азартно всей семьей резаться в «Архикард». Это – придуманная мною (и уже становящаяся знаменитой) колода карт, в которую заложены примерно полторы сотни игр. Они позволяют освоить все навыки устного счета, развить математическую интуицию, научиться работать с дробями и отрицательными числами.

Кстати, я давно заметил, как улучшается психологический климат в семьях, которые играют в «Архикард» (многие даже берут его с собой в отпуск, чтобы играть в поезде или на пляже). Дети и родители, увлеченные общей игрой, начинают лучше слышать, чувствовать и понимать друг друга.

Игра  учит ребенка важному навыку — расслабляться по отношению  к математике.  Да-да, мы не умеем именно этого – расслабляться и получать удовольствие от предмета, который кажется нам таким сложным! Ребенок всегда зажат, когда думает о математике: он обязательно должен сделать к завтрашнему уроку  то-то и то-то, обязательно должен решить те или иные задачи. Это – стресс.

Н. П. Богданов — Бельский, «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895)

На уроках учитель тратит сумасшедшее количество времена на освоение математических навыков. И зачастую добивается обратного. Это – тоже стресс. А через игру счетные навыки  осваиваются как побочные эффекты.

Ребенок начинает на автомате складывать, умножать, делить… У него реально формируется мускулатура счета, развивается геометрическое воображение. А главное – появляется  ощущение того, что математика – это ВКУСНО.  

И такой вкус к математике может развиться у любого ребенка. Не только у того, которого считают математически одаренным! Ведь любой математик прекрасно понимает, что предмет, которому он посвятил свою жизнь, — это игра. Так давайте же учиться у людей, которые стали хорошим математиками. Они всю жизнь в нее играли!

Итак, мнение известного педагога таково:

ДЕЛАТЬ уроки вместе с ребенком — не надо. Играть вместе с ребенком, и помочь ему  научится учиться – необходимо. У вас нет на это времени? Но вы уже тратите это время – когда проверяете вечером выученное ребенком к завтрашнему дню. И вы тратите это время зря.опубликовано econet.ru. 

Светлана Кириллова

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *