комплекс артикуляционных упражнений для шипящих
Содержание статьи
Артикуляционный аппарат отвечает за словообразование и представляет собой целую систему органов и мышц. Артикуляционная гимнастика для звука [ш] помогает укрепить мышцы губ, языка и щек, улучшить кровообращение и помочь ребенку овладеть звуками родной речи.
Причины неправильного произношения шипящих
В норме произношение [ш] появляется в 3-5 лет. Если шипящий звук есть, но он дефектный, говорят о сигматизме звука [ш].
Различают три разновидности сигматизма.
- Межзубный. [Ш] слышится шепеляво. Возникает из-за короткой подъязычной связки или высокого твердого неба.
- Боковой. Вместо [ш] в словах слышится что-то похожее на хлюпающий звук. Это происходит, если мышцы языка с одной стороны слабее, чем с другой. Также нарушение вызывается открытой формой бокового прикуса.
- Носовой. Звук [ш] напоминает храп через нос. Причина — перенапряжение стенки языка сзади.
Мышцы речевого аппарата нужно укреплять с помощью гимнастики, чтобы артикуляционные органы принимали нужное положение при воспроизведении звука. Если игнорировать дефект и пустить развитие речи на самотек, переучить ребенка будет очень сложно. Если у малыша нарушена речь, в дальнейшем это обязательно скажется на чтении и письме.
Артикуляционные упражнения для звука [ш]
Для всей группы шипящих звуков именно [ш] является основой. Это базовый звук, и работа по постановке шипящих начинается со звука [ш].
Если артикуляционный аппарат ребенка слаб, не имеет смысла начинать постановку звука. Малыш физически не может правильно его произносить. Сначала нужно укрепить язык, щеки и губы. Существует целый комплекс артикуляционных упражнений – для звука [ш] и не только, – которые нужно выполнять дома, чтобы развивать подвижность и упругость губ и языка.
- «Улыбочка». Рот закрыт, губы сомкнуты. Растягиваем губы в улыбку и фиксируем в этом положении.
- «Хоботок». Рот держим закрытым, губы вытягиваем в упругий хоботок, удерживаем.
- «Змейка». Слегка приоткрываем рот, высовываем острый, напряженный язычок – и быстро прячем.
- «Часики». Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбочку. Язычок держим на весу и касаемся по очереди уголков рта, двигаем кончиком языка из стороны в сторону.
- «Качели». Приоткрываем рот, как в предыдущем упражнении, улыбаемся. Язык держим на весу и двигаем поочередно вверх и вниз.
- «Месим тесто». Высовываем язык, расслабляем его. Плоский язык кладем на нижнюю губу, верхняя губа лежит на языке. В таком положении произносим: «Пя-пя-пя».
- «Чистим зубки». Рот приоткрыт так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбку. Кончиком языка «чистим» зубы от одного уголка рта к другому. Сначала верхние зубки, в одну сторону и обратно, затем точно так же — нижние.
- «Чашечка». Улыбаемся, приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Плоский язык кладем на нижнюю губу. Края языка стараемся приподнять вверх, чтобы в языке получилось углубление («чашечка»).
- «Лошадка», или «Цоканье». Улыбаемся, приоткрываем рот, язык не высовываем. Кончик плоского язычка кладем на верхнее небо и цокаем.
- «Грибок». Широко открываем рот, плоский язык прижимаем к верхнему небу и удерживаем в таком состоянии столько, сколько получится.
- «Варенье». Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Кончиком языка облизываем верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Представляем, что посередине губы осталось варенье и мы его слизываем.
Выполнять упражнения нужно каждый день. Ребенок должен стараться задерживаться по несколько секунд в каждом положении и удерживать мышцы в напряжении.
Постановка и автоматизация звука [ш]
Когда речевой аппарат ребенка достаточно укреплен, можно попробовать показать ему, как произнести звук [ш]. Сделать это несложно. Нужно взять ушную палочку, поставить ее между челюстями малыша одним концом на себя, а другим – в рот (как будто он ее прикусил) и попросить произнести звук [ш]. Артикуляционный аппарат принимает верное положение. Повторять упражнение с ватной палочкой нужно до тех пор, пока малыш не начнет произносить звук правильно уже без палочки.
Зачастую поставить звук бывает проще, чем его автоматизировать. Не нужно наседать на ребенка и постоянно одергивать. Внедрять правильный [ш] надо постепенно.
- Сначала просим повторять слоги: аш–аш–аш; ош–ош–ош; уш–уш-уш; ыш–ыш–ыш.
- Затем родитель говорит часть слова, а ребенок добавляет звук [ш]: камы–ш; малы–ш; каранда–ш; ланды–ш; мы–шь.
- Подбираем слова с нужным звуком посередине: деду–ш–ка; бабу–ш–ка; лягу–ш–ка; поду–ш–ка; мо–ш–ка; кро–ш–ка; ми–ш–ка; ко–ш–ка; мы–ш–ка. Можно тренироваться на именах друзей: Маша, Миша, Даша, Саша, Ксюша и т. д.
- Постепенно переходим к целым предложениям:
Ши-ши-ши – подрастают малыши.
Уш-уш-уш – я приму горячий душ.
Аш-аш-аш – это мамин карандаш.
Ишни-ишни-ишни – созревают вишни.
- И усложняем:
Нашей Маше
Дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай.
Не забываем делать артикуляционную гимнастику для шипящих звуков каждый день. Это обязательная разминка для речевого аппарата.
Как приучить ребенка заниматься?
Далеко не каждый малыш воспринимает родителя как педагога. Ребенка нужно заинтересовать. Можно посадить любимую игрушку крохи напротив себя и делать вид, что занимаетесь с игрушкой. Но игрушка расстраивает маму: мишка (кукла, зайчик) не слушается и совсем не хочет делать артикуляционную гимнастику. Ай-ай-ай. Мама грустит. Может, любимый сыночек ее порадует?
Очень помогает зеркало, не зря в кабинете логопеда всегда есть этот предмет. Ребенок может немножко покривляться, почувствовать себя более раскованно и не отвлекается на посторонние занятия.
Для того чтобы завлечь маленького непоседу, можно попробовать и визуализацию упражнений.
- Найти интересное видео с нужными упражнениями, где занимается другой ребенок. Возможно, подражать ему будет веселее.
- Подготовить карточки с изображением подходящих предметов для упражнений – это могут быть бегемот, змея, блинчик, варенье и т. д. Так вы наметите своеобразный план занятия: достаете карточку, называете предмет, малыш выполняет упражнение.
- Можно сделать презентацию на компьютере: оформить слайды на тему конкретного упражнения или использовать фотографии ребенка, где он широко открывает рот, как бегемотик, или вытянул губы трубочкой, как слоник.
Это лишь некоторые способы. Вы можете придумать еще много интересного и найти подход к своему ребенку. Посмотрите внимательнее в корзину для игрушек – вдруг там есть что-то, что вам поможет?
И помните: все будет хорошо. Если вы читаете эту статью, значит, уже помогаете своему ребенку говорить правильно. Не торопите его, будьте с ним на одной стороне, и у вас все получится.
Этапы постановки звука Ш — способы, рекомендации
Статья:
В норме артикуляция у ребенка складывается к 4 – 5 годам. Однако не всегда картина столь радужная. Распространенное речевое нарушение у детей — неправильное произношение Ш. Это базовый звук в группе шипящих, и его постановка первостепенна, поскольку является базой для освоения правильного произношения остальных фонем. Из статьи вы узнаете о том, как логопеды ставят Ш, с какими трудностями можно столкнуться и что изначально вызывает проблемы с артикуляцией.
Виды и причины нарушений произношения звука Ш
Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:
- межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
- боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
- носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
- губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».
Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:
- физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
- проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
- длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
- повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.
Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.
Диагностика
Важно оценить, насколько сформированы все компоненты речи. При наличии отклонений логопеды особое внимание обращают на внешний вид губ, тонус языка, состояние прикуса, работу мимических и артикуляционных мышц, силу выдоха. Стандартные диагностические упражнения в логопедии:
- Просьба показать эмоции: радость, удивление, грусть.;
- Вытягивание губ трубочкой и фиксация их в определенном положении;
- Движения челюстью в разные стороны, попытки расслабить язык, сделать его широким/узким;
- Сдувание легкого предмета, игра на дудочке;
- Произношение фонемы отдельно, а также в словах, фразах;
- Составление рассказа из предложенных слов и картинок.
По итогам обследования подбирают подходящие упражнения для постановки. Можно воспользоваться классическими вариантами, широко используемыми в логопедии.
Постановка артикуляции звука Ш
Верное произношение возможно при соблюдении определенных условий. Губы принимают положение «рупора» — чуть скруглены и выдвинуты вперед. Между верхними и нижними зубами остается пространство около 1 мм. Широкий язык принимает форму «чашечки» (боковые стороны прижаты к зубами, а кончик находится за верхними зубами, между языком и небом остается щель).
Если все правильно, то струя выдыхаемого воздуха идет посредине, они широкая и теплая. Голосовые связки разомкнуты, и получается глухой согласный звук Ш.
Необходимо регулярно выполнять упражнения для постановки с логопедом или в домашних условиях, чтобы достичь нужного результата.
Артикуляционная гимнастика
Важно осуществлять постановку поэтапно — сначала важно сформировать достаточную силу и длительность выхода. Логопеды практикуют различные артикуляционные занятия для расслабления языка и отработки его подъема. Нужно идти от простого к сложному, наращивая нагрузку.
На первом этапе постановки звука Ш даются легкие, но важные задания для подготовки мышц языка: сделать губы трубочкой, широко открыть рот на несколько секунд, облизать широким языком в форме чашечки верхнюю губу, водить языком по небу, от зубов к горлу.
Более сложные распространенные упражнения для постановки Ш:
- «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;
- «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;
- «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;
- «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;
- «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.
Для исключения трудностей в постановке Ш во время занятий следите за тем, чтобы ребенок не упирался в небо всем язычком.
Постановка от других звуков
Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:
- Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
- Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
- Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.
Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.
Дыхательная гимнастика
Положите кусочек ваты на стол и предложите малышу сдуть его воздушной струей на конец стола с помощью одного ровного и сильного выдоха. Важно, чтобы губы были сложены трубочкой, а щеки не напрягались. Более увлекательный вариант — вырезать картонные пчелы и цветы, соединить их нитками и сдувать насекомых.
Такие занятия усиливают эффект от артикуляционных упражнений с логопедом и в комплексе дают отличный результат.
Закрепление произношения
Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:
- Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
- Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
- Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
- Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
- Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.
Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.
Игры, стихи, чистоговорки
Чтобы стимулировать проговаривание буквы, предложите логопедические забавы, например, «Змейку в лабиринте». Нарисуйте лабиринт и змейку, предложите малышу помочь ей доползти в домик, ведя пальчиком от старта до финиша и проговаривая Ш. Также можно придумать вариации с мышкой, убегающей от кошки.
В автоматизации звука помогут скороговорки:
- «отыщи ка ушки у нашей лягушки;
- «с мышами во ржи играли ежи, ушли в камыши — и во ржи не души»;
- «вынесла Маришка куклам по коврижке, понравились коврижки Гришке и Иришке»;
- «сшила Саша шапку Сашке, шапкой шишку Сашка сшиб»;
- «шапка да шубка — вот наш Мишутка»;
- «у Полюшки — шляпка, у Любаши — плюшка, у Илюши — шлюпка, у Павлуши – клюшка»;
- «Саша шила для братишки шубу, шапку и штанишки».
Можно придумать любые другие скороговорки про животных, природу, братьев, сестер. Отличный вариант для постановки Ш — интересное прозвище любимой игрушки, например, «волчишко-хвостишко» или «кукушонок-малышонок», а также частое употребление уменьшительно-ласкательных форм слов: зимушка, пятнышко, дядюшка, солнышко.
Но важно строго следить за тем, чтобы малыш правильно произносил Ш в составе часто употребляемых слов — если ошибка войдет в привычку, потом переучивать будет еще сложнее.
Дальнейшие рекомендации
При нарушениях тонуса языковых мышц назначают курс логопедического массажа. Специалисты выполняют его специальным зондом или пальцами. Но при этом не пренебрегайте артикуляционной гимнастикой. Если вы занимаетесь у логопеда, обязательно повторяйте упражнения дома.
Важны настойчивость и терпение родителей и их чада, особенно если вы занимаетесь дома самостоятельно. Не забывайте отслеживать динамику у специалиста. Следите за гармоничным развитием речевого аппарата — разговаривайте с ребенком, показывайте картинки, активно включайте его в обсуждение и составление рассказов. Читайте, развивайте мелкую и крупную моторику. Общая умственная и двигательная активность — профилактика артикуляционных нарушений.
Своевременно посещайте стоматолога и ортодонта, чтобы исключить проблемы, мешающие нормальной артикуляции.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках
Автоматизация звука Ш в словах проводится после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте.
При произношении звука [Ш] следите за артикуляцией (положение губ, щек, зубов).
Артикуляция звука [Ш]:
- губы округлены и выдвинуты вперёд;
- язык в форме «чашечки» поднят вверх к «бугорочкам» за верхними зубами;
- боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
- зубы сближены;
- воздух идёт тёплый (проверить рукой).
- Произносить звук [Ш] изолированно (перед зеркалом):
- Ш…Ш…Ш….
- Следим за тем, чтобы щёки при произношении звука не надувались!
Игры и упражнения на автоматизацию звука [Ш] в слогах:
1.Упражнение «Повтори слоговые цепочки». Просите ребенка произносить ША-ША-ША и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.
ша — шо — шу — ши ша — шу — ши — шо
ша — шо — ша — шу ши — ша — шу — ши
аш — ош — уш — ыш яш — ёш — юш — иш — еш
аш — яш — уш — юш яш — ёш — юш – уш
2. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ши»
У- мы- гало- камы-
каранда- гру- кры- малы-
3. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ша»
Ма- Да- Алё- Ната-
Гри- гру- кры- ни- лап-
4. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «шка»
Пу- мо- поду- вы-
лягу- бабу- деду- игру-
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука [Ш] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Ш] (см. артикуляционную гимнастику).
- Слова произносим медленно, четко выделяя звук [Ш]. Слова повторять 2-3 раза.
- Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
Для большей эффективности звук [Ш] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине и в конце слов.
На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.
1. Автоматизация звука [Ш] в начале слов:
Ша
Ша, шаблон, шаг, шавка, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной, шаляй-валяй, шаман, шамкать, шампиньон, шампур, шанс, шансон, шансонье, шантаж, шантрапа, шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шайтан, шакал, шаланда, шалаш, шалить, шапочник, шар, шарабан, шарада, шарах, шарашка, шарнир, шаровары, шаровой, шарф, шасть, шатание, шатен, шарж, шариат, шарик, шарить, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шашечка, шашист, шашка, шашки, шашлык, шаткий, шатёр, шах, шафран, шахматы, шахматист, шахта, шатун, шаткий, шатёр.
Шо
Шоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорный, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шовинизм, шорты.
Шу
Шум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шуры-муры, шутник, шушера, шушукать, шушукаться, шут, шутить, шутка, шуба, шубейка, шуга, шугать, шулер, шуметь, шумиха.
Ши
Шик, шило, шибать, шибкий, шиит, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шинник, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповки, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма, широкий, шитьё, шифер, шифон, шифоньер, шифр, шифровка, шиш, шишак, шишка, ширь, широта, шитый, шит.
Ше
Шевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейк, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.
2. Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):
Шпага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.
Шлях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.
Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.
Шнур, шнуровка, шнурок, шнырять.
Шрам, шрапнель, шрифт.
Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.
Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.
Шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка.
3. Автоматизация звука [Ш] в середине слов:
Ша
Каша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша,задышать, зашагать, катюша, кошатник, кушать, кушак, клавиша, клуша, мамаша, мешалка, мешанина, мешать, мешаться, туша, душа, дышать, лишать, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка,
Шо
Капюшон, кошёлка, корешок, гребешок, голышом, хорошо, кукушонок, мешок, тушёвка, тушёнка, тушённый, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок,
Шу
Пишу, укушу, ушу, ношу, кошу, коршун, мишура, дышу, машу, прошу, чешуя, брошюра,
Ши
Малыши, голыши, мыши, задушить, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, погрешить,пеший, тушить, тешить, тишина, хорошист, ушиб, пришили, решили,
Ше
Мишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, душевный, крошечный, бешеный, выше, тише, кашевар, кашель, кашемир, кошелёк, колышек, клише, крушение, кишеть, тушевать, пишет, машет, пашет, пешеход, горошек.
4. Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):
Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,
маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.
5. Автоматизация звука [Ш] в конце слов:
Ваш, наш, карандаш, гуляш, ландыш, детёныш, шьешь, шумишь, шантаж, камыш, мышь, шарж, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь, малыш, ковш, душ, катыш, коклюш, ковш, марш, малыш, проигрыш, торгаш, туш, тишь, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, кричишь, молчишь.
Звук [Ш] можно закреплять , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.
Варианты игр:
1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ш] (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ш] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3. «Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ш], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4. «Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком [Ш], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука [Ш]).
5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, шапка — много шапок, машина — много машин, мышь — много мышей). Не забывайте слова произносить правильно!
6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ШАПКА, к маленькому — ШАПОЧКА.
7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — шапкА, но две, три, четыре -шапкИ, пять — шапОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.
Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука [Ш] будут интересным занятием взрослого с малышом.
Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.
Вам также будет интересно:
- Артикуляционная гимнастика
- Биоэнергопластика
- Кинезиология
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация звука Л
- Дифференциация звуков
- Автоматизация свистящих звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
какие причины нарушения, как выполняются артикуляционные упражнения для постановки и закрепления произношения – Развитие речи
Часто детям трудно дается произношение различных фонем и звук «ш» не исключение. Они шепелявят, из-за чего могут подвергаться насмешкам окружающих их сверстников. Чтобы убрать этот дефект нужно провести постановку и автоматизацию звука «ш».
Содержание статьи
Причины нарушения
Такое отклонение в речи называется сигматизмом. Медициной выявлен ряд причин, по которым ребенку не удается выговаривать звук «ш».
- Боковой сигматизм проявляется если звук получается не твердым, а хлопающим. Причиной этого является открытый боковой прикус. Также если у детей присутствует , мышцы языка плохо развиты.
- Межзубной сигматизм обуславливается слишком короткой уздечкой, расположенной под языком. Поэтому язык не может достать до неба. Такая форма отклонения образует шепелявость.
- При носовом сигматизме происходит напряжение мышцы языка в задней спинке.
- Губно-зубной парасигматизм возникает при неверном прикусе у ребенка. Причиной также может стать проблема с фонематическим слухом.
- При зубной парасигматизм заменяет в словах звук «ш» на глухой «т». Возникает при снижении языкового тонуса.
- Свистящий и шипящий парасигматизм обуславливается подменой твердого «ш» на «с» и «з».
Важным фактором является также манера общения родителей с малышом. Часто взрослые специально подражают ребенку, считая такое произношение забавным. Однако малышу кажется, что так и нужно говорить, поэтому он со временем привыкает к неверному произношению.
Врачи и специалисты специально акцентируют внимание на этом моменте, и рекомендуют родителям разговаривать с ребенком правильно.
При плохой артикуляции происходит снижение качества произношения звуков. Также при короткой уздечке возникают проблемы с сосательным рефлексом.
Артикуляционные упражнения
Существует целый ряд упражнений, которые направлены на постановку правильного произношения шипящих звуков. При этом следует учитывать индивидуальную характеристику каждого малыша.
Упражнение «Лопатка» выполняется для расслабления языка. Следует широко улыбаться при открытом рте. Затем язык вытягивается вперед, кончик ложится на нижнюю губу. Язык должен касаться по бокам уголков рта.
Важно: перед постановкой любого звука необходимо правильно отрегулировать движения артикуляционного аппарата во время произношения и закрепить полученный результат до автоматизма. Это единственно верный путь для решения проблемы.
Прием «Пирожок» выполняется, чтобы укрепить языковые мышцы. Он также поможет развить боковые стенки языка. При улыбке с открытым ртом следует положить язык на нижнюю губу. Затем боковые стенки языка поднимаются чтобы образовать впадину по центру. Положение удерживается до десяти секунд.
Подвижность языка улучшается при выполнении задания «Качели». Артикуляционная гимнастика заключается в том, чтобы язык лежал на губе широко и плоско. Нельзя допустить его сужения. Затем язык поэтапно тянется к потолку и полу. Потом движения происходят в сторону верхней и нижней губы.
Далее язык следует расположить между губой и зубами. Нужно проделать это как сверху, так и снизу. После этого язык касается резцов.
Завершить упражнение следует касанием языка альвеол за нижними зубами, а потом за верхними.
Домашнее задание «Язык шагает через зубы» является хорошим способом постановки звука «ш». Он поможет научить ребенка управлению языком. Для этого следует открыть рот и улыбнуться. Широким концом языка проводить касания внутренней части зубов сверху и снизу.
Упражнение «Маляр» способствует исправлению неверного произношения «ж» и «ш». Следует улыбаясь приоткрыть рот и расслабить губы. Нижняя челюсть обязана быть статичной и не двигаться. Кончиком языка нужно поглаживать небо, важно чтобы он не вышел за предел ротовой полости.
Необходимо правильно выполнять артикуляционную гимнастику чтобы упражнения приносили плоды. Каждому ребенку нужно разработать отдельное индивидуальное занятие, которое отвечало бы всем проблемам произношения.
Детям 4-5 лет проводят также дыхательную гимнастику. На стол кладется ватный шар, который следует двигать струей воздуха. Губы нужно сложить в трубочку, при этом щечная часть полости рта участия не принимает.
Важно, чтобы задания были интересными. Тогда малышу, у которого не получается произносить звуки, станет весело и занимательно их выполнять. Это значительно ускорит проявление положительных результатов.
Способы постановки фонемы «Ш»
Специалисты используют механическое становление правильного звука «Ш» с помощью других фонем:
- Постановка от фонемы «с». В момент произношения звука язык поднимается медицинским зондом, похожим на шпатель. Также можно использовать любую стерильную палочку. Когда звук «ш» появится изолированно, нужно пытаться его выговорить без посторонней помощи.
- Постановка от фонемы «р». Выполняется при условии хорошо выговариваемого звука. При воспроизведении инструментом придерживают кончик языка, устраняя вибрирующие движения. Предварительно можно выполнить с малышом упражнение «парус», чтобы правильно поставить язык.
- Постановка с помощью гласных. Здесь наиболее подходят звуки «а», «ы», «э». Ребенка просят воспроизвести одну из фонем и поднимают язычок зондом. Должно получиться аш-ыш-эш.
На заметку: становление «ш» с помощью гласных чаще всего используют при дизартрии. При тяжелых нарушениях речи – этот вариант наиболее действенный особенно, если в лексиконе совсем мало правильно выговариваемых звуков.
Закрепление
После того, как ребенку удалось произнести звук «ш», важно закрепить результат, и автоматизировать процесс.
Для этого создают специальную картотеку заданий для каждого малыша. Начинать нужно с простых слов и словосочетаний, в которых часто встречается проблемный звук. Можно также завести специальную домашнюю тетрадь для закрепления результатов, куда дети, начиная с 1 класса смогут записывать тексты с обильным содержанием буквы «ш».
Необходимо, чтобы ребенок не только фонетически правильно произносил звук «ш», но и верно его использовал в грамматике. При правильном написании и употреблении буквы, малыш и в разговоре будет стараться употреблять ее как нужно.
В такой тетради нужно дать задание на добавление окончаний в словах: Ната…(ша) пи…(шет), Тимо…(ша) хочет ку…(шать), Ма…(ша) собирает ланды…(ши).
Нужно научить ребенка создавать уменьшительно-ласкательную форму слов: дядя – дядюшка, кроха – крошка, ухо – ушко, пятно – пятнышко.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Следует составить текст, где постоянно встречается буква «ш», слова нужно заменить картинками. Ребенок при прочтении будет стараться выговорить слова правильно. Важно сохранять для малыша развлекательную составляющую, тогда он будет воспринимать занятия как игру.
Существует богатый выбор стихов и чистоговорок, которые направлены на постановку звука «ш» у детей.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Малыш должен уметь также правильно употреблять букву «ш» в правописании. Для этого ему нужно составлять предложения с проблемным звуком. Начать можно с простых односложных предложений, постепенно усложняя задачу.
Рекомендации родителям
Чтобы улучшить речевые способности малыша необходимо придерживаться таких правил:
- Благоприятная обстановка. Кроха на раннем этапе развития старается повторять за взрослыми. Родителям следует выстраивать свою речь правильно. Предложения с употреблением сложных для ребенка букв помогут быстрее адаптироваться и справиться с трудностями освоения.
- Комментирование. Чтобы малышу было проще получать новые навыки в общении взрослым нужно озвучивать все свои действия, объясняя зачем они так делают, а не иначе.
- Поэтапные действия. Постепенно внедрять в лексикон ребенка обобщенные понятия и находить вместе с ним связи между предметами и словами. Взрослым необходимо демонстрировать различные приспособления подробно объясняя для каких целей они нужны. После попросить малыша повторить услышанное.
- Игры. Большинство упражнений и заданий с детьми раннего возраста происходят посредством игровых процессов. Здесь можно использовать стихотворения, песни, танцевальные движения с озвучиванием действий и т.д.
Главное условие в развитии ребенка в целом – любящие и терпеливые родители. Постановка правильного произношения любого звука должна происходить постепенно без давления на кроху. Подход к устранению проблемы необходимо совершать комплексно с участием логопеда тут и окружения малыша.
Артикуляционные упражнения и гимнастика для звука Ш
Артикуляционная гимнастика – это комплекс логопедических упражнений, направленных на тренировку и укрепление мышц, задействованных в формировании определенного звука. Кроме того, упражнения приучают язык, зубы и другие органы, ответственные за внятность и четкость речи, находиться в нужном положении.
Комплекс упражнений, выполняемый ежедневно, позволяет избавиться от «каши во рту», избавляет от проблем с речью. Артикуляционная гимнастика для звука «ш» учит правильно произносить шипящие звуки, с которыми у детей часто бывают сложности.
Почему возникают проблемы с шипящими звуками «ш» и «ж»
Сложности с произнесением шипящих звуков («ш», «ж», «щ») возникают по разным причинам. Чтобы определить, почему они не выходят у ребенка так, как надо, необходимо проконсультироваться с опытным логопедом. Специалист поможет найти причину неправильного произношения:
- долгое использование соски часто порождает проблему произнесения свистящих и шипящих звуков;
- особенности физиологии, крупный язык, проблемы прикуса, высокое небо;
- проблемы с произношением этих звуков у взрослых членов семьи, ребенок подражает произношению;
- «сюсюканье» с крохой, коверкать речь малыш начинает, привыкнув к такому обращению;
- проблемы со слухом;
- задержка развития, если малыш отстает, имеет проблемы с мышлением, вниманием и памятью, непременно возникнут сложности с речью;
- иногда объективные проблемы отсутствуют, просто родители требуют от чада больше, чем следует.
Выявление причины проблем с произношением позволяет гораздо быстрее устранить проблему. Часто сначала ребенка учат правильно говорить звук «с». Усвоив произношение этого звука, разобраться с шипящими звуками ребенку будет значительно проще.
Артикуляционные упражнения для постановки шипящих
При постановке звуков «ш» и «ж» используются одни и те же упражнения, поскольку при их произнесении наблюдается одинаковое положение артикуляционных органов. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков включает статические и динамические упражнения. Статические укрепляют мышцы языка, позволяют тренировать его, удерживая неподвижно. Динамические улучшают подвижность языка, тренируют мышцы щек. Логопедические упражнения на звук «ш» и «ж» позволяют добиться правильного произношения.
Статические упражнения для шипящих
«Блинчик»
При выполнении упражнения рот немного приоткрывается, и расслабленный язычок ребенка лежит на нижней губе. Нужно задерживать язык в таком положении на 5-7 секунд.
«Грибок»
Упражнение помогает растянуть уздечку, тренирует мышцы языка. Ребенок улыбается и широко открывает рот. После этого язык присасывается к небу. Оно обычно не сразу получается, можно поддерживать язычок массажным зондом, шпателем или ложкой.
«Чашечка»
Рот широко открыт, язычок высовывается и свободно кладется на нижнюю губу. Затем язык поднимается к небу. При этом кончик языка и боковые края поднимаются и образуют из языка чашечку. Упражнение может не получиться сразу, тогда сначала выполняют «Лошадку».
Динамические упражнения для шипящих
«Лошадка»
Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу и издает цокающий звук. Детям обычно очень нравится это упражнение. Оно укрепляет мышцы языка, делает его более подвижным.
«Вкусное варенье»
Рот приоткрыт. Широкий кончик языка облизывает верхнюю губу. Язык совершает движения сверху вниз и прячется за зубами. Нижняя челюсть не помогает языку.
«Приклеим конфетку»
Ребенок располагает кончик языка на нижней губе. На кончик языка нужно поместить маленький кусочек ириски или леденца. После этого необходимо приклеить конфетку к небу за верхними зубами. Упражнение выполняется в медленном темпе.
Артикуляционные упражнения для звука «ш» позволяют научиться правильно произносить звук «ж», просто подключив к процессу голос.
Как заниматься с ребенком дома
Все эти упражнения помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата, выполняют их ежедневно, перед зеркалом, сначала в медленном темпе. Начинают с 3-5 повторов. Затем темп ускоряют, постепенно доводя до 10 количество повторов каждого упражнения. Можно приобрести для малыша специальное зеркало с увеличением или разрешить ему заниматься перед большим зеркалом.
Если ребенку сложно осилить сразу весь комплекс, разбейте его на 2-3 части с небольшим перерывом. Главное, чтобы ребенок не терял интереса к занятиям. Когда губы и язык получили достаточную разминку, начните вместе с ребенком повторять слова.
Упражнения для звука «ш» повторяйте вместе с ребенком, меняйте их местами, включайте новые существительные, прилагательные и глаголы.
Шуба, шишка, шутка, шепот, шапка, шарик, шарфик, шкаф, шило, шелк, шелест, широкий, школа, шляпа, шаг, шипеть, широкий.
Жаба, желудь, жадина, жук, лужа, жало, лыжи, жираф, пиджак, жар, жидкий, ждать, желтый.
Учите ребенка произносить звуки в словах четко и внятно, не забывайте следить за собственным произношением. Если вы планируете заниматься с ребенком самостоятельно, найдите опытного логопеда и сходите с малышом к знающему специалисту хотя бы на пару приемов, поскольку необходимо точно знать, в каком направлении двигаться.
Важно: даже самые познавательные ролики в интернете имеют рекомендательный характер и не заменяют консультаций специалистов
После того, как ребенок научился произносить отдельные звуки, следует закрепить результат. Автоматизация звука «ш» в игровых упражнениях происходит при повторении слогов и слов с проблемными звуками.
Постановка звуков «ш» и «ж» с помощью игр, картинок и других развлекательных средств
Купите специальные логопедические наборы с картинками. Рассмотрите картинки вместе с ребенком, выберите те, где присутствуют предметы, в названиях которых есть буквы «ш» и «ж».
Предложите поискать такие предметы дома или на улице. Например, еловая шишка в парке, лужа во дворе, шоколад и жевательная резинка в магазине.
Предложите ребенку стихи и скороговорки:
А. Маншиф.
Я спрошу у малыша:
«Что у нас на букву «ш»?»
Он ответит: «Знаю папа,
Шапка, шарики и шляпа».
Т. Керстен.
Грызли мыши камыши,
Мастерили шалаши.
В шалаше у мыши,
И теплей и тише.
Скороговорки:
Шла Маша по шоссе и сосала сушку.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
На окошке кошка, шьет рубашку Тимошке.
Сегодня легко найти стихи и скороговорки, поищите, проявите фантазию, не жалейте времени на занятия с ребенком и результат обязательно проявится.
Дополнительные рекомендации врачей
Если ребенок практически не говорит после 2 лет, обязательно обратитесь к врачу. Необходимо проверить слух малыша и его психическое развитие. Чем старше становится ребенок, тем сложнее будет лечение.
Заниматься с малышом необходимо с самого раннего возраста. Не развлекайте малыша, разрешая ему длительное время смотреть телевизор, старайтесь не давать планшет и телефон. Следите, чтобы ребенок не сосал соску слишком долго, могут возникнуть проблемы с прикусом, которые неизбежно сформируют другие сложности, например, с дикцией и с зубами. Вовремя вводите прикорм, у ребенка должны укрепляться мышцы языка, щек, жевание очень способствует этому процессу.
Заключение
Занятия артикуляционной гимнастикой должны быть системными. Упражнения имеют веселые названия, которые малыши быстро запоминают. Пройдет совсем немного времени, ребенок привыкнет и будет с удовольствием заниматься, однако это произойдет только в том случае, если вы будете активно помогать ему, хвалить за успехи и обращать внимание даже на самые маленькие победы.
Труд и упорство обязательно дадут результаты, и малыш порадует вас веселой скороговоркой или забавным стишком с отличным произношением и четкой дикцией.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
Постановка звука «Ш», «Щ» — артикуляционная гимнастика на шипящие
Постановка шипящих звуков «Ш» и «Щ» производится после того, как ребёнку успешно поставлен свистящий звук «С». Связано это с тем, что у шипящих и свистящих согласных одинаковый принцип образования. Выглядит он так: воздушная струя, выходя из дыхательного горла, проходит через щель, образованную желобком языка. При этом язык слегка вогнут, его боковые края касаются бугорков альвеол.Тренируем органы речевого аппарата
Для успешной постановки согласного звука «ш» наиболее полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
«Широкий язычок»
Предложите малышу улыбнуться широко, как обезьянка. Дайте зеркало, чтобы ему было веселее это делать. Затем попросите улыбнуться, и чуть приоткрыв ротик, показать широкий расслабленный язычок «блинчиком». После этого пусть он положит язычок на нижнюю губу. Желательно удерживать язык в таком состоянии (выложив на нижнюю губу) на счёт от одного до пяти.
«Спрячь конфетку»
Конфета на языкеПопросите юного ученика выложить на нижнюю губку широкий язычок «блинчиком» (как описано в предыдущем упражнении). Положите ему на краешек язычка маленький кусочек какой-нибудь сладости: зефира, пастилы или ириски. Теперь необходимо «спрятать» кусочек сладости в ротике, приклеив его на нёбо, за верхними зубками.
Важный момент: рот ребёнка во время выполнения этого упражнения не должен открываться слишком широко, не более чем на 1,5–2 см. Упражнение должно выполняться в медленном темпе, и это может быть трудно, так как любой малыш будет стараться съесть конфетку быстрее.
«Гриб-невеличка»
Для выполнения этого задания лучше использовать зеркало.
Попросите ребёнка, широко улыбнуться, открыть ротик и показать зубки. Затем он должен постараться прижать всё тело язычка к нёбу. Удерживая язык в таком положении, нужно постараться открыть рот как можно шире. Если малыш посмотрит в этот момент в зеркало, то заметит сходство языка с тоненькой шляпкой маленького гриба, а уздечки языка – с его ножкой.
«Фокус-покус»
Это упражнение отрабатывает навык создания желобка посредине язычка, что является важным навыком для постановки в дальнейшем звука «Ш».
Шаг 1. Ребёнок «показывает» широкий расслабленный язык. Чуть высовывает его из ротика и укладывает «блинчиком» на нижнюю губу. Рот остаётся приоткрыт.
Шаг 2. Прижимает края языка в таком положении к боковым уголкам рта, а сам язычок чуть сужает, формируя «желобок».
Шаг 3. На кончик носика малыша кладётся кусочек ватки. Попросите ребёнка сдуть её, сохраняя положение языка, описанное в предыдущих шагах.
Если задание выполнено правильно, то образовавшийся во время выдоха воздух пройдёт посередине «желобка» и поднимется наверх, сдувая лежащую на носу ватку.
По окончании артикуляционной зарядки желательно провести несколько упражнений на тренировку речевого дыхания.
Учимся произносить «Ш»
Если у детей не было трудностей в произнесении звука «С», то проблем с постановкой согласного «Ш» у них также, скорее всего, не возникнет. Тогда можно приступать к постановке звука «Ш», и делать это лучше следующим образом.
Отработка звуковШаг 1. Предложите малышу произнести «С», долгий «С-с-с», или пропеть слог «С-а-а-а». Возьмите зеркало и попросите его зафиксировать положение языка во время этого.
Шаг 2. Во время произнесения долгого «С-с-с», пользуясь шпателем или указательным пальцем правой руки, приподнимите кончик языка ребёнка выше и чуть придержите его за верхними зубами. Необходимо, чтобы язык коснулся бугорков альвеол.
Шаг 3. Попросите ученика ещё раз выдохнуть струю воздуха, сохранив предыдущее положение язычка, и вы отчётливо услышите как «С-с-а» меняется на «ша».
Внимание: во время постановки звука «Ш» очень важно следить за тем, чтобы дети не упирались всем язычком в нёбо! Это может спровоцировать неверное расположение органов речи во время произнесения «Ш».
Результат:
В результате правильно проведённой постановки согласного «Ш» должна выработаться следующая артикуляция этого звука:
Губы говорящего чуть круглены и немного выдвинуты вперёд.
Между верхними и нижними зубами в момент произнесения звука сохраняется расстояние в 1 мм.
Широкий язык «лопаткой» поднят к альвеолам, но не касается нёба; между языком и нёбом сохраняется щель.
Боковые края языка плотно прилегают к основанию верхних коренных резцов.
Воздушная струя, выдыхаемая при произнесении «Ш» обильная и тёплая.
Учимся произносить «Щ»
Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш».
Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать?
Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.
Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки?
Закрепляем правильное произношение «Ш» и «Щ»
Для автоматизации произношения этих звуков используются классические методы и приёмы: чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов.
Мама с ребёнком«Ш»
Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая.
Мы давали Даше кашу,
Даша, Даша, кушай, кашу!
У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками.
«Щ»
Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.
Щеголиха у щегла щеголихою была.
Что мы знаем о щеглах?
Щеглы – это маленькие красивые птички, которые селятся в широколиственных лесах. Пища щеглов – семена берёзы, осины и чертополоха. Щеглы любят жить не только в лесах, но и рядом с человеческим жильём – в садах и парках. Щеглы вьют гнёзда высоко на ветках деревьев, а их птенцы щеглята появляются на свет из яиц удивительного цвета – голубого, с тёмными пятнышками и небольшими штрихами. Осенью щеглы собираются в большие стаи и улетают туда, где зима теплее.
Проанализируйте текст, используя элементы заданий по развитию речи. Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о щеглах, что ему запомнилось больше всего? Как называются птенцы щеглов? Где живут щеглы?
Во время выполнения этого задания следите за чистотой произнесения звуков «Ш» и «Щ», при необходимости повторите упражнения для их коррекции и правильной постановки.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина ЕленаПостановка звука «Ч» и «Щ»
Постановка звука «Ш»
Постановка звука «Ш», «Щ»: артикуляционная гимнастика на шипящие
Постановка шипящих звуков «Ш» и «Щ» производится после того, как ребёнку успешно поставлен свистящий звук «С». Связано это с тем, что у шипящих и свистящих согласных одинаковый принцип образования. Выглядит он так: воздушная струя, выходя из дыхательного горла, проходит через щель, образованную желобком языка. При этом язык слегка вогнут, его боковые края касаются бугорков альвеол.
Тренируем органы речевого аппарата
Для успешной постановки согласного звука «ш» наиболее полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
«Широкий язычок»
Предложите малышу улыбнуться широко, как обезьянка. Дайте зеркало, чтобы ему было веселее это делать. Затем попросите улыбнуться, и чуть приоткрыв ротик, показать широкий расслабленный язычок «блинчиком». После этого пусть он положит язычок на нижнюю губу. Желательно удерживать язык в таком состоянии (выложив на нижнюю губу) на счёт от одного до пяти.
«Спрячь конфетку»
Попросите юного ученика выложить на нижнюю губку широкий язычок «блинчиком» (как описано в предыдущем упражнении). Положите ему на краешек язычка маленький кусочек какой-нибудь сладости: зефира, пастилы или ириски. Теперь необходимо «спрятать» кусочек сладости в ротике, приклеив его на нёбо, за верхними зубками.
Важный момент: рот ребёнка во время выполнения этого упражнения не должен открываться слишком широко, не более чем на 1,5–2 см. Упражнение должно выполняться в медленном темпе, и это может быть трудно, так как любой малыш будет стараться съесть конфетку быстрее.
«Гриб-невеличка»
Для выполнения этого задания лучше использовать зеркало.
Попросите ребёнка, широко улыбнуться, открыть ротик и показать зубки. Затем он должен постараться прижать всё тело язычка к нёбу. Удерживая язык в таком положении, нужно постараться открыть рот как можно шире. Если малыш посмотрит в этот момент в зеркало, то заметит сходство языка с тоненькой шляпкой маленького гриба, а уздечки языка – с его ножкой.
«Фокус-покус»
Это упражнение отрабатывает навык создания желобка посредине язычка, что является важным навыком для постановки в дальнейшем звука «Ш».
Шаг 1. Ребёнок «показывает» широкий расслабленный язык. Чуть высовывает его из ротика и укладывает «блинчиком» на нижнюю губу. Рот остаётся приоткрыт.
Шаг 2. Прижимает края языка в таком положении к боковым уголкам рта, а сам язычок чуть сужает, формируя «желобок».
Шаг 3. На кончик носика малыша кладётся кусочек ватки. Попросите ребёнка сдуть её, сохраняя положение языка, описанное в предыдущих шагах.
Если задание выполнено правильно, то образовавшийся во время выдоха воздух пройдёт посередине «желобка» и поднимется наверх, сдувая лежащую на носу ватку.
По окончании артикуляционной зарядки желательно провести несколько упражнений на тренировку речевого дыхания.
Учимся произносить «Ш»
Если у детей не было трудностей в произнесении звука «С», то проблем с постановкой согласного «Ш» у них также, скорее всего, не возникнет. Тогда можно приступать к постановке звука «Ш», и делать это лучше следующим образом.
Шаг 1. Предложите малышу произнести «С», долгий «С-с-с», или пропеть слог «С-а-а-а». Возьмите зеркало и попросите его зафиксировать положение языка во время этого.
Шаг 2. Во время произнесения долгого «С-с-с», пользуясь шпателем или указательным пальцем правой руки, приподнимите кончик языка ребёнка выше и чуть придержите его за верхними зубами. Необходимо, чтобы язык коснулся бугорков альвеол.
Шаг 3. Попросите ученика ещё раз выдохнуть струю воздуха, сохранив предыдущее положение язычка, и вы отчётливо услышите как «С-с-а» меняется на «ша».
Внимание: во время постановки звука «Ш» очень важно следить за тем, чтобы дети не упирались всем язычком в нёбо! Это может спровоцировать неверное расположение органов речи во время произнесения «Ш».
Результат:
В результате правильно проведённой постановки согласного «Ш» должна выработаться следующая артикуляция этого звука:
- Губы говорящего чуть круглены и немного выдвинуты вперёд.
- Между верхними и нижними зубами в момент произнесения звука сохраняется расстояние в 1 мм.
- Широкий язык «лопаткой» поднят к альвеолам, но не касается нёба; между языком и нёбом сохраняется щель.
- Боковые края языка плотно прилегают к основанию верхних коренных резцов.
- Воздушная струя, выдыхаемая при произнесении «Ш» обильная и тёплая.
Учимся произносить «Щ»
Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш».
Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать?
Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.
Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки?
Закрепляем правильное произношение «Ш» и «Щ»
Для автоматизации произношения этих звуков используются классические методы и приёмы: чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов.
«Ш»
Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая.
Мы давали Даше кашу,
Даша, Даша, кушай, кашу!
У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками.
«Щ»
Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.
Щеголиха у щегла щеголихою была.
Что мы знаем о щеглах?
Щеглы – это маленькие красивые птички, которые селятся в широколиственных лесах. Пища щеглов – семена берёзы, осины и чертополоха. Щеглы любят жить не только в лесах, но и рядом с человеческим жильём – в садах и парках. Щеглы вьют гнёзда высоко на ветках деревьев, а их птенцы щеглята появляются на свет из яиц удивительного цвета – голубого, с тёмными пятнышками и небольшими штрихами. Осенью щеглы собираются в большие стаи и улетают туда, где зима теплее.
Проанализируйте текст, используя элементы заданий по развитию речи. Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о щеглах, что ему запомнилось больше всего? Как называются птенцы щеглов? Где живут щеглы?
Во время выполнения этого задания следите за чистотой произнесения звуков «Ш» и «Щ», при необходимости повторите упражнения для их коррекции и правильной постановки.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Постановка звука «Ч» и «Щ»
Постановка звука «Ш»
звуков английского языка: артикуляция «CALLE
Звуки английского языка: Артикуляция
Термин «артикуляция» относится к биомеханическому процессу изменения потока воздуха через речевой тракт для создания звуков.
Звуки описываются не тем, как они звучат для уха, а скорее тем, как они воспроизводятся в речевом тракте. В сообщениях ниже, посвященных различным звукам на английском языке, они названы так, и каждый звук описывается в зависимости от того, как органы голоса взаимодействуют друг с другом при создании каждого конкретного звука.Фактически, слово «артикулировать» означает «двигаться». Звуки производятся при перемещении артикуляторов (вещей, которые можно двигать) в речевом тракте (губы, язык и т. Д.). Терминология, относящаяся к органам голоса, артикуляторам и точкам артикуляции, определена ниже. Щелкните верхнюю диаграмму справа, чтобы открыть интерактивную карту, на которой показаны обсуждаемые местоположения и формы.
Альвеолярный
Альвеолярный относится к альвеолярному гребню (фиолетовый на схеме), который представляет собой плоскую область сразу за передними верхними зубами, но перед краем неба.При произнесении этих звуков язык касается ( / t / , / d / , / n / ) или почти касается ( / s / , / z / ) альвеолярного гребня.
Стоматологическая
Dental относится к зубам, особенно к передним верхним зубам. Язык касается этих зубов при воспроизведении звуков ( / θ / , как в th ree, и / ð / как в th ere). Эти зубцы соприкасаются с нижней губой при производстве / f / , как в f, air, и / v / , как в v ery.
Глоттал
Glottal относится к звукам, при которых дыхательные пути сужаются за счет сужения дыхательных путей в задней части глотки. Основными голосовыми звуками в английском языке являются / h / , как в h appy, и гласные.
Лабиал
labial относится к губам. Звуки, издаваемые губами, включают звуки / f / , как в f air, и / v / , как в v ery, в которых нижняя губа касается верхних передних зубов; / b / как в b oy и / p / как в p o p , в которых обе кромки прижимаются друг к другу, чтобы прервать воздушный поток; и / m / , как и в m y, в котором губы соединяются, чтобы полностью выдувать воздушный поток, направляя его через нос.
Ленгуал
Ленгуал относится к язычку. Большинство согласных произносятся при прикосновении языка к другой части рта. Гласные образуются за счет изменения формы языка во рту (это действительно большая мышца).
носовой
Назальный относится к носу. Три звука / m / , как в m, o m, , / n / , как в , n ice, и / ŋ / , как в ri , ng , носовые, что означает, что поток воздуха из тела проходит через нос, а не через рот.
Палатальный
Небный относится к нёбу (плоская пурпурная область на схеме) позади альвеолярного гребня, но перед венумом (см. Ниже). Язык касается неба при воспроизведении звуков. / dʒ / как в j elly. Он почти касается неба в моделях / r / , как в r, ead и / ɝ / , как в dinn , er .
Велар
Velar относится к велуму (зеленый на схеме), который представляет собой мягкую часть неба в самой задней части рта. Обычно это самая дальняя точка, до которой может дотянуться язык, загибая назад. Велюрные звуки производятся, когда задняя часть языка приближается к велуму ( / w / , как в w ait) или контактирует с велумом ( / k / как в c at и / g. / как в г ood).
Читать далее Часть 3.1: Взрывчатые вещества
Нравится:
Нравится Загрузка …
Связанные
11 января 2010 г. — Отправленный Дрю Уордом | Английская лингвистика | CALLE, Drew Ward, ESL, Фонетика, фонология, места артикуляции, точки артикуляции, Произношение, TESOL, голосовой тракт
.Развитие артикуляции и речевого звука
«Артикуляция» — это технический термин, используемый для описания производства гласных и согласных звуков в речи. Они, как правило, развиваются неравномерно. Точно так же, как младенцы не могут ходить в возрасте всего 3 месяцев, малыш не учится произносить все звуки речи сразу.
Патологоанатомы речи установили общие рекомендации относительно того, когда дети обычно развивают свои звуки и в каком порядке. Хотя мнения относительно того, когда ребенку следует овладеть всеми звуками, несколько различаются, обычно они развиваются в следующем порядке:
Возраст | Согласные звуки |
---|---|
2-3 | p, b, m, h, w, d, n, k, t, f, гласные |
3 — 4 | г, г |
4-5 | л, в |
5-6 | s, sh, ch, j, th, blends (st, pl, gr и т. Д.)) |
6–7 | ing, z, r, zh (т.е. «мера») |
Расстройство артикуляции — это когда звуки речи не развиваются вовремя или развиваются неправильно.
Помимо отдельных звуков, патологоанатомы также проверяют, насколько хорошо разговорная речь вашего ребенка понимается вами и другими людьми. Это называется разборчивостью речи, и она также развивается со временем.
Родители обычно понимают ребенка:
Примерно к 4 годам речь ребенка должна полностью пониматься незнакомыми взрослыми, даже если отдельные звуки не идеальны.Если вам часто приходится переводить для других, когда ваш ребенок говорит, это может быть признаком того, что вашему ребенку нужна помощь.
Дети, которых плохо понимают, могут стать зависимыми от родителей в самовыражении, что может повлиять на их независимость и самооценку. Иногда дети разочаровываются из-за того, что их не понимают. Они могут истериться, толкаться, бить или кусаться.
Такие факторы, как повторных инфекций уха в анамнезе, , потеря слуха или проблемы с речью у ближайшего родственника, подвергают ребенка большему риску нарушения артикуляции.
Если у вас есть какие-либо опасения по поводу артикуляции, разборчивости речи и развития звука вашего ребенка, обсудите их со своим педиатром, а затем проконсультируйтесь с логопедом для оценки речи и лечения при необходимости.
Отзыв доктора Сары Коннолли, январь 2019 г.
Еда на вынос
- Расстройство артикуляции — это когда ребенок поздно учится использовать гласные или согласные звуки, или когда ребенок плохо понимает, как он произносит слова.
- Дети с множеством ушных инфекций подвергаются большему риску возникновения проблем с артикуляцией.
- Речевые патологи оценивают и лечат нарушения артикуляции с помощью логопеда.
10 интересных упражнений на артикуляцию для малышей
Вашему малышу трудно произносить определенные слоги? Вы ищете занятия, которые помогут вашему малышу развить речь? Если да, то прочтите статью ниже, чтобы узнать больше о том, что такое нарушение артикуляции, и о некоторых интересных упражнениях на артикуляцию для малышей.
Определение артикуляции:
Артикуляция — это способность издавать четкие звуки речи с помощью языка, губ, зубов, челюсти и неба.
Что такое нарушение артикуляции?
Расстройство артикуляции — это неспособность издавать соответствующие звуки речи. Это двигательное расстройство, которое может поражать людей любого возраста. Но они довольно часто встречаются у детей, поскольку их артикуляторы все еще находятся в стадии развития.
Расстройство артикуляции может включать одну или несколько из следующих речевых ошибок.
- Затруднения при произношении некоторых алфавитов.
- Удаление определенных звуков в начале или в конце слова.
- Создание звуковых ошибок, например замена звуков w на r, ‘th’ на звуки ‘s’ или ‘f’.
- Искажение определенных звуков.
- Тенденция добавлять к слову дополнительный звук при его произнесении, например, звуки «h».
[Прочитано: Упражнения по алфавиту для малышей ]
Упражнения по артикуляции для малышей:
Ошибки артикуляции у малышей можно исправить с помощью действий, которые включают использование различных звуков речи.Вот десять артикуляционных упражнений для дошкольников, которые помогут улучшить его речь в увлекательной игровой форме.
1. Art Wall:
Создавайте различные диаграммы, используя вырезки из журналов или изображения вашего района для каждого целевого звука. Вы можете помочь своему малышу практиковать правильное произношение ежедневно, изучая эти картинки.
2. Время рассказа:
Используйте время рассказа, чтобы вовлечь вашего малыша в некоторые упражнения по артикуляции. Используйте книжки с картинками, которые любит ваш малыш, чтобы помочь ему определять объекты с помощью целевых звуков.
[Читать: Учебные задания для малышей ]
3. Я шпионю за словом:
Нарисуйте или напишите слова с целевыми звуками на листах бумаги, сложите их и спрячьте по всему дому. Тот, кто найдет больше слов и правильно их сформулирует, побеждает в игре. Это отличное упражнение на артикуляцию, если у вас более одного малыша.
4. Миска для снеков:
Возьмите две миски для снеков. Наполните одну смесью конфет и полезных угощений. Используйте другую чашу для размещения целевых слов / изображений.Участники должны выбрать одну бумагу и произнести слово. Для каждой правильной артикуляции участники могут выбрать закуску из миски.
5. Угадай слово:
Участники рисуют картинку, и другие по очереди должны идентифицировать ее устно. Присудите одно очко за каждое правильное произношение. Награди победителя.
[Прочитано: Признаки обучаемости у малышей ]
6. Поручения и слова:
Используйте поручения, чтобы помочь своему малышу в его артикуляционной практике.Например, в продуктовом магазине попросите малыша называть вещи, которые начинаются со звуков «ш» или «ш». Вы можете сделать это при покупке одежды, игрушек или во время других дел.
7. Игры и слова:
Нет лучшего времени для практики артикуляции, чем игры. Например, поощряйте малышей практиковать целевые слова или слоги при каждом броске мяча друг в друга. Или тренируйте новое целевое слово с каждым толчком на качелях.
8. Word Relay:
Сыграйте в игру из пяти слов для каждого целевого звука.Возьмите новый звук, как только закончите предыдущий.
9. Мраморная башня:
Поместите шарики в миску. При каждой правильной артикуляции малыши получают шарик, чтобы поместить его в тонкую стеклянную вазу. Побеждает тот, у кого самая высокая мраморная башня.
[Прочитано: Творческие занятия для малышей ]
10. Час слов:
В течение определенного времени, скажем, от 10 до 15 минут каждый день, вы и ваши малыши говорите только слова с заданными звуками.
Вам не нужно много часов готовиться к уроку, чтобы помочь малышу практиковать артикуляцию. Используйте творческий потенциал в повседневных задачах и наблюдайте, как ваш малыш совершенствует свою речь, участвуя в веселых занятиях.
Надеюсь, вам понравился наш пост о дошкольной артикуляционной деятельности. Как заставить малыша практиковать артикуляцию? Поделитесь с нами своими идеями.