Воспитание детей от 0 до 3 лет. Родителям на заметку
Думаю, перед многими мамами и папами вставал вопрос о том, когда лучше начинать воспитание своего ребёнка. Каждый любящий родитель пытается дать своему малышу максимальное количество своей любви, ласки и заботы. И, конечно же, мечтает о том, чтобы его дитя в будущем стало хорошим человеком. Все знают, что становление личности начинается с воспитания. А когда надо начинать воспитывать ребёнка? И что из себя вообще должно представлять это воспитание?
Волшебная таблетка
Кто из нас не мечтал в детстве о волшебной таблетке для осуществления какой-нибудь мечты? Это же так здорово – съел таблетку, и все возможные знания у тебя в голове. Или, например, научился на скрипке играть. Ну, либо просто стал хорошим человеком. Только вот в реальной жизни не всё так просто. Для того, чтобы измениться в лучшую сторону, нужно долго и упорно работать над собой.
А причём здесь мы? Разговор ведь о воспитании детей, не так ли?
Почему-то некоторые родители считают, что ребёнок родился, растёт, времени ещё много до того момента, как он придёт и скажет: «Мама, папа, я теперь взрослый.» А это значит, что с воспитанием можно не торопиться, успеется. Или же думают, что однажды случится чудо и их чадо вдруг станет замечательным человеком и вообще уникальной личностью. Только и здесь нужно поработать. Через все преодолимые и непреодолимые преграды перелезать, пубертатные периоды переживать и работать, работать. Ведь если вы хотите, чтобы ваш чудесный малыш стал не менее замечательным человеком, знайте, что ваш вклад в это преображение должен быть огромным. И начинать нужно как можно раньше.
Воспитание ребёнка до года
Что вообще представляет из себя воспитание маленького человечка? Здесь речь идёт не столько о самой дисциплине, сколько о закладке необходимой для развития малыша базы. Когда ребёнок правильно и своевременно развивается, у него здоровая психика, а это значит, что и воспитание с первых дней происходит естественным образом.
В первый год жизни родители ходят на приём к педиатру каждый месяц, чтобы оценить то, как развивается их малыш. И врач помимо всего прочего оценивает нервно-психическое развитие ребёнка. Каждый месяц у малыша должны появляться новые навыки, которые помогают определить его нормальное развитие. Когда выявляют отсутствие или же отставание в появлении навыков, рекомендуют родителям уделить более пристальное внимание развитию их чада.
Психологи утверждают: «Все проблемы родом из детства.» Чтобы обеспечить своему ребёнку гармоничное развитие и полноценную жизнь в будущем, нужно начинать с самого рождения.
Воспитание новорождённого. С чего начать?
Есть несколько правил, которых нужно придерживаться, чтобы заложить основы правильного воспитания ребёнка.- Позитивно относиться к новой жизненной роли. Теперь вы родители. И только тогда, когда вы с удовольствием будете выполняться свои родительские обязанности, в вашей семье будет царить радостная атмосфера тепла и спокойствия, что очень важно для формирования здоровой психики малыша.
- Учиться понимать, что нужно ребёнку. В самом начале это будет сложно. Разговаривать малыш не может, а его плач пока не имеет тех оттенков, которые мама будет различать уже спустя какое-то время. Важно реагировать на плач ребёнка, ведь это его способ показать, что ему что-то нужно. Со временем вы научитесь быстро определять, чего именно он хочет.
- Создавать прочную связь с малышом. Это, пожалуй, самое главное правило. Связь малыша с мамой начинает формироваться с первых минут его жизни, когда он получает первые капли ценного молозива из материнской груди. И для того, чтобы ребёнок развивался, рос здоровым и чувствовал себя комфортно, необходимо поддерживать эту связь.
Как сформировать связь с малышом?
Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо. И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?
- Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.
- Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.
- Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.
- Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.
- Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.
- Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны. На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.
Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.
Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.
Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.
И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.
Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет
Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.
Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:
- Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего – отличная среда для их жизнедеятельности.
- Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
- Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
- Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.
К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время
перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.
Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.
- Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
- Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
- В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.
Поговорим о режиме дня
Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам. И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить. Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.
Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.
Воспитание ребёнка до года. Трудные дети
Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.
В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».
Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.
Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.
При воспитании детей от 0 до 3 лет важно придерживаться определённых правил
Не стоит считать, что дисциплина – это чёткое «нельзя» или «можно». Это, скорее, определённый стиль жизни человека. И, как уже говорилось ранее, воспитание, а с ним и дисциплина начинают закладываться у ребёнка с первых дней его жизни. Есть правила, которых стоит придерживаться всем родителям, когда они начинают сталкиваться с первыми проявлениями характера их маленького человечка:- Спокойствие. Это, вообще, очень важный принцип в общении с ребёнком. Излишняя эмоциональность, направленная на малыша, со временем может сформировать невротические состояния у него. Да и не может пока ребёнок понять причины недовольства или страха родителей. А крик и вовсе его собьёт с толку. Это очень сложно, но необходимо – научиться сдерживать свои эмоции (даже если это практически невозможно, даже если весь пол на кухне в молоке, а телефон чуть не отправился в унитаз) и спокойно поговорить с ребёнком, при необходимости переключив его на что-то более безопасное.
- Вовремя установите ограничения. Родителям порой сложно отказать своему ребёнку, но важно донести до него, что есть то, что делать можно, и то, что делать нельзя. Нужно уметь отвечать «нет». При этом важно помнить, что малыш ещё не способен сразу понять, чего от него хотят. Родителям предстоит объяснить ребёнку на понятном ему языке, почему же ему не стоит делать что-то. Как пример, можно взять случай с горячим чаем. Вы устанете отдергивать ручки ребёнка от чашки или отодвигать её подальше, пока, наконец, не дадите ему понять, что такое «горячо». По мере накопления собственного опыта, малыш уже сможет понимать причины запретов в отношении определённых действий.
- Если запреты не помогают, предложите ребёнку альтернативу. Это может быть любая игрушка, способная переключить внимание, или же какое-то новое действие, которое отвлечёт его от предыдущего. Внимание ребёнка несложно переключить, потому что в маленьком возрасте дети очень пластичны и открыты для познания окружающего их мира. То, что они всё исследуют, как раз свидетельствует о том, что их развитие в норме.
- Не давайте ребёнку доводить себя до истерик. Что такое истерика? Это состояние, которое малышам контролировать уже невозможно. Бьющийся в истерике ребёнок в большинстве случаев даже не может сам успокоиться. Ему требуется помощь родителей. Но ведь истерика – это кульминационный момент. А перед ней ребёнок какое-то время капризничает или плачет. Родителям необходимо следить за состоянием своего малыша и вовремя предотвратить то состояние, когда он уже не сможет регулировать свои эмоции. Самое главное, родителям самим нужно сохранять спокойствие. Только так можно преодолеть все капризы и плач и обойтись без истерик. К слову, когда у ребёнка уже началось это состояние, успокоить его крайне сложно. И если малыша взять на руки, гладить и говорить ему что-то тихим голосом, не позволяя своим эмоциям вырываться наружу, он через какое-то время затихает сам, замирает на руках у родителей. А уже после нужно понять, из-за чего вообще ребёнок начал истерику. Может, в каком-то случае было бы достаточно немного уступить желаниям малыша, или же отвлечь его какой-то игрой, или просто уделить ему внимание.
- Контролируйте агрессию. Такое поведение ребёнка может быть своеобразным способом привлечения внимания. Чтобы это не превратилось в дурную привычку, родителям нужно во время таких действий снова переключить малыша. Каким образом? Покажите ему пример ласкового и нежного отношения на собственном примере. Поцелуйте, погладьте ребёнка. Предложите малышу самому погладить игрушку или кого-то из родителей. Дети любят ласку, они чувствуют её и тянутся к ней. Ребёнку самому понравится потом проявлять нежность. В моменты агрессии ребёнка важно сохранять спокойствие. Реагируя на такое поведения негативно и даже агрессивно (шлёпнув ребёнка или укусив его в ответ – да-да, бывает и такое), родители подают ему очередной пример и в следующий раз малыш повторит свои действия.
Можно ещё пару слов сказать о сосании пальца. Эта тема всегда вызывает много споров. Нужно отметить, что сосание пальца – само по себе безвредное действие в раннем возрасте. У новорождённых развит сосательный рефлекс. Более того, сам процесс сосания успокаивает малыша. А палец рядом, его можно в любой момент в ротик сунуть. Переживать стоит тогда, когда ребёнок не прекращает эту привычку после двух лет. Ещё стоит понаблюдать за ребёнком ночью. Тревожный признак, когда малыш сосёт свой палец всю ночь. И тут нужно его переключать. Подкладывать какую-нибудь игрушку, чтобы он её обнимал, в дневное время играть с ним, чтобы он отвлекался. И не одёргивать резко ребёнка, потому что это может лишь укрепить его привычку.
В заключение хотелось бы сказать, что всё, что вы закладываете в вашего малыша сейчас, расцветёт в нём в будущем и обязательно найдёт свой отклик. Поэтому запаситесь терпением, будьте спокойны и дарите ему всю свою любовь.
Воспитание детей от 0 до 3 лет методики воспитания и советы
Воспитание детей от 0 до 3 лет — целая наука. На основе базы, заложенной в этом возрасте, формируется вся дальнейшая жизнь ребенка. Возраст 0-3 года является для малыша самой главной вехой в жизни. Недаром японская система раннего развития основана на понимании принципа «после трех уже поздно». И воспитание ребенка 3 года гораздо сложнее, нежели воспитание ребенка до трех лет. Чтобы понимать, как воспитывать, родители сначала должны разобраться в видах воспитания.
Воспитание можно разделить на несколько видов:
- физическое;
- эстетическое;
- ментальное;
- социальное.
Физическое воспитание
Как правильно воспитывать ребенка? В течение первых трех лет жизни малыш переходит от полной беспомощности до полной физической независимости.
С рождения до 3 месяцев дети учатся контролировать свои мышцы и движения. Первый месяц развития ребенка очень важен. С развитием моторики дети будут учиться взаимодействовать с окружающей их средой. В один месяц отроду ребенок может поворачивать голову из стороны в сторону, когда лежит на спине или животе, и может двигать ручками.
От 3 до 6 месяцев координация продолжает улучшаться все больше, чем ближе ребенок подходит к 6 месяцам. В 3 месяца ребенок обычно учится переворачиваться с живота на спинку, а в 6 месяцев — со спины на живот. Физическое воспитание детей 3-6 месяцев может заключаться для родителей фактически только в массаже.
От 6 до 12 месяцев, когда ребенок приближается к своему первому дню рождения, его моторные навыки продолжают развиваться, и он может начать исследовать уже мир вокруг. В возрасте 5-6 месяцев ребенок может начать сидеть без поддержки, а начинает стоять с поддержкой в 7-8 месяцев. Примерно в 8,5 месяцев дети начинают ползать, пользуясь руками и коленками. Способность самостоятельно стоять занимает немного больше времени — годовалый малыш должен уже должен обладать этим навыком.
От 12 до 24 месяцев. К 12-месячному возрасту обычный ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно. Между 13 и 15 месяцами навыки ходьбы улучшаются, и маленький человечек может уже самостоятельно пройти хотя бы через комнату. Воспроизведение движений, таких, как поднимание ножек, бросание мяча, начинается около 18 месяцев, и в это время дети могут начать бегать, подниматься по лестнице с посторонней помощью и играть в мяч.
От 24 до 36 месяцев координация улучшается, и малыш ходит уже более плавно. В списке умений детей до 3 лет — стояние на одной ноге, хождение на цыпочках и хождение назад. Здоровый ребенок в 2 года умеет прыгать на месте, в состоянии перепрыгнуть через объекты по достижении 3 лет. В период с 30 до 36 месяцев, малыши начинают ходить вверх по лестнице, чередуя ноги без помощи взрослого и без держания за поручень. В этом возрасте уже в течение летнего сезона нужно начинать ходить на разные спортивные площадки и гимнастические комплексы, чтобы развивать ловкость и координацию. Зимой малыша такого возраста можно ставить на лыжи.
Эстетическое воспитание
Это формирование у детей хорошего вкуса, чувства красоты, а также раскрытие творческих способностей. Нужно заниматься эстетическим воспитанием, даже если вы считаете, что у вас в семье нет творческих людей, и ребенку это не нужно. Эстетическое воспитание не поможет вам вырастить великого художника или музыканта. Это всего лишь один из факторов воспитания счастливого полноценного гражданина.
Действие произведений искусства для детей этого возраста огромно. Они с первых месяцев любят слушать приятные мелодии.
Дети слышат и слушают музыку с самого рождения. Сначала они просто слушают, затем начинают подпевать, еще позднее добавляют движения и танцы. Для детей 3 лет и младше рекомендуется классика, звуки природы и детские песенки. Обязательно нужно читать и учить с малышом стихи детских авторов (Барто, Маршак), потешки, загадки, читать сказки народов мира.
Рисование красками и пальчиками, лепка из пластилина, изготовление аппликаций занимают особое место в жизни малыша. Через такие занятия дети учатся чувствовать и любить прекрасное. Занимаясь художественными поделками, ребенок выражает свое восприятие окружающего мира. Это важно для его развития.
Ближе к году нужно начинать рисовать пальчиковыми красками, в 1,5 года — карандашами, фломастерами или восковыми мелками, лепить из пластилина. В два года добавляется третий способ познания мира — рисование красками, простая работа с цветной бумагой и подручными средствами для поделок.
Ментальное воспитание
Раннее развитие ребенка — это инвестиции в его будущее. Эти основные понятия, установленные в течение многолетних исследований выдающихся нейробиологов.
В первые несколько лет жизни 700 новых нервных связей формируются каждую секунду. Органы чувств начинают развиваться первыми, а на базе этого развиваются языковые и когнитивные функции.
Мозг является наиболее гибким в начале жизни, но, по мере созревания, мозг берет на себя все более сложные функции и уже не реагирует на изменения так оперативно. Постоянные стрессы в раннем детстве нарушают процесс развития мозга, приостанавливают его, что может привести к проблемам на протяжении всей жизни в процессе обучения, поведения и физического и психического здоровья.
В возрасте 3, а иногда только в четыре месяца малыш уже может гулить в ответ на разговоры с ним, поворачивает головку на звук колокольчика, погремушки или голоса.
В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш способен перекладывать игрушки из одной руки в другую.
В возрасте 6-12 месяцев малыши уже могут сконцентрироваться на занятии и даже немного посидеть, заинтересовавшись книжкой или игрушкой. Произносят самые простые слова «мама», «папа», «дай».
От 12 до 24 месяцев ребенок непрестанно совершенствует свои навыки, практически каждый день выучивает по новому слову. Ребенок учится лучше говорить, двигаться, взаимодействовать с окружающими.
От 24 до 36 маленький человек учится понимать чувства других, ставить себя на место других. Трехлетний ребенок знает, что такое любовь, дружба, боль и обида.
Эмоциональное воспитание
В возрасте 0-3 года малышу особенно нужны положительные эмоции. Он активно впитывает настроение окружающих и совсем скоро начнет копировать мимику и настроение взрослых. В этом возрасте ребенок должен видеть родителей в хорошем настроении, с улыбкой. Годовалому ребенку бесполезно пока выстраивать систему запретов. Воспитание ребенка от 1 до 2 лет лучше выстраивать не запретами, а отвлекая от желаемой розетки или комода.
В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок начинает осваивать речь. Малыш третьего года жизни уже вполне способен понимать ваши слова, оценивать эмоции и интонацию, запоминать запреты.
Около 3 лет начинается пресловутый «кризис трех лет», когда ребенок делает все наперекор:
- нарушает запреты, установленные родителями;
- постоянно проверяет рамки того, что можно и что нельзя;
- хулиганит и наблюдает за реакцией взрослых;
- хныкает, капризничает и истерит.
Поведение ребенка в этот момент просто ужасное. То, как проявят себя родители в этот период, сыграет большую роль в будущем в жизни ребенка. Нельзя ни уступать, ни идти на принцип и ломать характер ребенка.
Важно учитывать и темперамент ребенка при воспитании. Ребенок-холерик суетлив, тревожен, очень подвижен. А его настроение быстро меняется от веселого к печальному. Таким детям обязательно нужен спорт и общение с другими детьми.
Меланхолик замкнут в себе. Любые начинания такого малыша по данному психотипу важно поощрять! Не критиковать, не приказывать, а запрещать мягко.
Ребенок флегматичного темперамента не любит показывать ни свои радостные чувства, ни печаль от поражения. Поэтому взрослым важно ребенка наполнять эмоциями, постоянно мотивировать, заинтересовывать.
Дети-сангвиники являются лидерами. Такой ребенок открыт, легко общается со сверстниками. Однако сангвиники — совсем неусидчивые. Иногда воспитатели жалуются на их эмоциональное поведение. Поэтому родители должны проявить упорство и выработать это качество у детей-сангвиников. Обучение усидчивости впоследствии перейдет в воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет такого психологического типа.
На самом деле все аспекты воспитания — что детей до 3 лет, что от 3 до 5 лет — тесно переплетены между собой, и нельзя выделить что-то одно, упустив другое.
Психология воспитания детей 3-4 лет в дальнейшем основана на принципах справедливой системы запретов и учета темперамента, то есть на тех же, что и воспитание ребенка 3 лет. А самое важное правило — это безусловная любовь родителей. Включите любовь и полное принятие малыша в воспитание ребенка 3-4 года, психология и советы окружающих в данном случае могут отойти на второй план. В пять лет начинается новый период развития.
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
Ребенок от года до трех
Сборник состоит из трёх частей: статей психологов Наталии Кедровой, Марии Баулиной и «сказок-воспиталок», которые помогут малышу научиться делиться, слушаться старших, помогать друзьям.
Я сам!
Если разделить мир на больших и маленьких, то получится, что большой — это тот, кто все умеет делать сам, а маленький — тот, кто многого или совсем ничего не умеет, а значит, ему обязательно нужны помощники и защитники. Большим нужно заботиться о маленьких, уступать им, помогать, а маленькие должны слушаться и расти, чтобы скорее стать большими.
Ребенок запутался в сложных застежках своего костюмчика, потому что он еще маленький, и ему нужно помочь. А вот он орудует ложкой, правда, при этом раскидывает кашу по скатерти, столу и полу, но зато пробует есть сам, потому что уже большой. В своей жизни малыш все время оказывается между двумя мирами: с одной стороны, он независимый, самостоятельный, большой и никто ему не нужен, с другой — снова маленький, беспомощный, требующий заботы и внимания. Когда ребенок начинает взрослеть»? Есть ли определенная граница, перейдя которую он перестает быть маленьким и становится самостоятельным, взрослым?
Можно выделить несколько важных этапов становления самостоятельности, которые напрямую связаны с физическим и интеллектуальным развитием ребенка, а также с изменением его отношений с окружающими людьми.
Большой или маленький?
Каждый месяц тело малыша меняется: ножки становятся более крепкими, руки — ловкими, появляются первые зубки. Каждое изменение (то есть взросление) дает ребенку возможность освоить новые движения, подчинить себе новые предметы. Еще совсем недавно малыш только ждал, пока его перенесут на другое место, а теперь он может сам переползти от надоевших игрушек в другой угол комнаты, где спрятаны интереснейшие мамины вещи… Пройдет еще немного времени — и уже получится дойти, даже добежать, до двери, лестницы и до того заветного угла! Уйдут в прошлое те времена, когда ребенку приходилось успевать за маминой рукой (вовремя открывать рот и ловить ложку с супом или кашей), теперь можно смело зажать ложку в кулаке и справиться с супом самостоятельно. Повзрослевшие пальчики помогут заснуть пуговицу в петельку, карандаш — в дырку, попробуют нажать на все кнопки (и не только кнопки), а что-то постараются сразу отвинтить… Теперь каждый раз, когда малыш добьется какой-либо цели, он будет переживать осознание своей взрослости и самостоятельности («я сам!», «я большой!»), в которых заложена основа гордости, уважения к себе, уверенность в своих силах и правах.
Этапы взросления
Самостоятельность как свойство личности начинает формироваться примерно в год, когда у малыша появляется возможность передвигаться и удерживать предметы, а также заявлять о себе словами. Иногда этот процесс начинается немного раньше времени, а в некоторых случаях задерживается. Как бы то ни было, сначала ребенок воспринимает свои успехи как целостное переживание своего собственного «Я». Он не понимает, что у него «всего лишь» получается удержать ложку или что он «всего лишь» дошел от стенки до стула. Этот опыт дает ему право на вывод: «Я уже большой».
После того как у малыша получилось попасть ложкой в рот, ему начинает казаться, что он может проявить самостоятельность и в чем-то другом, что, конечно, не всегда совпадает с его реальными возможностями. Однако, руководствуясь именно этим чувством, он пытается завладеть столовым ножом или старается навести порядок на столе… и оказывается сильно разочарован своими неудачами и вашими запретами, ведь только что он был совсем большим, а теперь опять стал маленьким!
Мудрые взрослые позволяют ребенку экспериментировать в безопасных ситуациях, контролируя не столько действия малыша, сколько пространство вокруг него. Они позволяют ему отбежать на несколько шагов, но не дают пропасть из виду, разрешают пробовать еду ложкой, но отодвинут нож, позволят проползти под столом, но помогут пригнуть голову и не ушибиться. Если у малыша хорошо получается управлять своим телом: пальчики хорошо слушаются, ноги крепко и надежно держат, а взрослые при этом принимают самостоятельность ребенка, признают за ним право на ошибку, к трем годам он приобретет уверенность в себе и осознает, что «я сам — это хорошо». В дальнейшем он будет чувствовать себя увереннее в достижении целей, в умении договариваться с другими людьми и сможет получить удовольствие от дела, которым занят в данный момент времени.
Переживания родителей № 1
Часто взрослых пугают попытки ребенка проявить самостоятельность. Их раздражает неловкость малыша и то, что у него ничего не получается как следует, а от этого вокруг так много беспорядка. Более того, поведение маленького человечка бывает им не совсем понятно: то он, как взрослый, настаивает на своем, а то оказывается совершенно беспомощным перед простейшей задачей. Почувствовав такое отношение к себе, малыш может испытать довольно сильное чувство стыда или неловкости от своей неуклюжести и незадачливости и отказаться от попыток настаивать на своей самостоятельности.
Кроме того, настойчивые попытки взрослых усовершенствовать действия малыша, помочь ему добиться большей точности, аккуратности, только ухудшают положение, заставляют испытывать замешательство и неловкость. Если же раздражение взрослого ко всему прочему сопровождается насмешками и иронией, то ребенок может надолго отказаться от попыток действовать самостоятельно. В такой ситуации некоторые дети решат, что лучше навсегда остаться маленьким, чем слушать обидные папины упреки («что это за руки-крюки!»), а многие постараются изо всех сил как можно скорее стать большими и сильными. И в том и в другом случае у ребенка формируется чувство стыда за свою неловкость. Ему стыдно «быть маленьким», и это ощущение мешает его отделению от матери и делает его более зависимым от взрослых.
Переживания родителей № 2
Иногда взрослые по-другому относятся к росткам самостоятельности ребенка. Они так рады, что малыш начал что-то делать сам, что готовы как можно скорее поверить в его «взрослость» и предоставить ему гораздо больше самостоятельности, чем ребенок может выдержать. «Наш Денис такой молодец, он уже давно ест сам!» — с гордостью говорят родители. Но малышу важно не только проявлять свою самостоятельность, ему нужно получать помощь окружающих и одновременно иметь возможность побыть маленьким, чтобы еще некоторое время погреться под лучами родительского внимания и заботы. Иначе решение «я сам» будет связано с таким печальным переживанием, как: «Я один, и никого нет рядом, кто бы меня покормил, утешил, взял на ручки, дал бы возможность побыть маленьким». И вместо радости и уверенности в себе самостоятельность оказывается с окрашенной чувством одиночества и безнадежности.
Что можно посоветовать таким родителям? Набраться побольше терпения, поскольку период становления самостоятельности довольно длителен и всегда требует от взрослых активного присутствия. Нужно не только хвалить или поправлять ребенка, очень важно с ним сотрудничать и помогать ему делом: поддержать за ручку, помочь пролезть под столом или справиться с пуговицами и шнурками. Тогда у малыша в душе сложится правильная картинка взаимоотношений с близкими ему людьми: «Я сам, но мы — вместе, потому что мы нужны друг другу».
Если взрослые пытаются во что бы то ни стало изменить или исправить действия ребенка (заставляют его брать ложку по-другому, предлагают подниматься и спускаться по лестнице так, как им кажется более удобным) это может вызвать бурный протест малыша. В некоторых случаях он даже захочет отказаться от попыток осваивать предложенный вид деятельности и надолго переложит кормление или спуск по лестнице на взрослых. Лучше дождаться того времени, когда ребенок будет выполнять эти действия более уверенно, и только после этого обучить его более удобным способам включать свет или проводить линии фломастером по бумаге.
Наталия Кедрова, психолог-психотерапевт
О том, как развивается ваш малыш от года до двух
Не знаю как вам, ну а мне этот возраст кажется наиболее симпатичным. Не то, чтобы другие были наименее хороши, просто в год малыш начинает вести себя иначе, нежели прежде. Рассуждения “по-взрослому” в сочетании с маленьким ростом и ещё плохо выговариваемыми словами не могут никого оставить равнодушным. Но запаситесь терпением, т.к. в самом начале второго года жизни вашего чада происходят потрясающие события, поэтому сидеть, сложа руки, вам вряд ли удастся. Наверное, для всех родителей самым долгожданным и волнующим событием становится момент, когда ребёнок совершает первые шаги и лепечет первые слова. Чтобы ему было проще входить в мир взрослых, позволяйте ему проявлять самостоятельность, естественно под вашим неуклонным присмотром.
Если малыш любит забираться высоко (на стулья, столы и т.д.) – можно устроить в его комнатке небольшой спортивный зал с качелями, лесенками и прочими игровыми снарядами. Всё это должно быть очень устойчивое, а на полу предполагается мягкое покрытие.
Если вам ещё не доводилось обедать всей семьёй, то сейчас самое время попробовать. Вам понадобится сиденье для ребёнка, прикрепляемое к столу или стулу. Запаситесь специальными пластиковыми столовыми приборами для малыша. Ничего страшного, если первое время всё вокруг будет залито и заляпано едой, через пару недель ваши ожидания увенчаются успехом, а совместная трапеза будет в радость не только вашему ребёнку, но и вам!
Самыми первыми словами вашего малыша, скорее всего, станут “мама” и “папа”, и произнесёт он их в возрасте около года. С этого момента всё больше и больше слов он будет запоминать, и к концу второго года способен будет строить простейшие фразы, и выговаривать около 200 слов. Чтобы малышу было проще начать говорить, внимательно слушайте его, называйте окружающие предметы, отвечайте ему не коверкая слова, чтобы ребёнок слышал их правильное звучание. Конечно же, нужно читать малышу сказки и стишки, показывая картинки и рассказывая о том, что на них изображено. Вы увидите, что ваш ребёнок сам с удовольствием будет говорить о том, что видит, подражая вам, пусть пока ещё на своём языке. Главное, чтобы ему это доставляло удовольствие
Дитя и телевизор — держите дистанцию
Главная трудность нашего «общения» с телевизором в том, что мы нередко воспринимаем его как некое одушевленное существо. За экраном течет какая-то своя жизнь, и мы часто используем телевизор для того, чтобы оживить пустую квартиру. Между тем, это всего лишь одна из «вещей века», предмет, не обладающий ни волей, ни властью. Его легко можно переключить или выключить…
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление — самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу, Телевизионная программа — калейдоскоп образов и звуков). Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Дли сравнения: просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснений отношений… При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
Сколько же времени малыш может проводить у голубого экрана? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, поскольку все нормы рассчитаны на среднестатистического ребенка. И все же до года не оставляйте кроху перед экраном более чем на 15 минут в день. От года до трех это время можно увеличить до получаса.
Вторая опасность телевидения заключается и том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимости. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается — чем не настоящий друг?
Что делать, чтобы итого не произошло? Никогда не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с нами, поиграть, почитать, а вы никак не можете этого сделать, Предложите ему игру, в которую он может играть один, отправьте его в гости к соседскому мальчику — только не нажимайте заветную кнопку! Рано или поздно малыш сам обнаружит, что с помощью телепередач можно в какой-то мере компенсировать одиночество и скуку, но это не будет сделано с вашей подачи. Кстати, для того чтобы объяснить ребенку место телевидения в жизни людей, можно подчеркнуть «суррогатность» общения с ним. Если ребенок поссорился с другом и не хочет мириться, но при этом просит вас поиграть с ним, можете предложить ему посмотреть телевизор со словами: «Я сейчас не могу играть с тобой. Ты мог бы пригласить Петю, но он тебе не нравится, вот и смотри теперь мультики».
Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.
Еще одна опасность телевидения — в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах — думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.
Такая форма взаимодействия привлекательна и для детей, и для взрослых. Взрослыми руководит желание снять с себя на какое-то время ответственность за происходящее и окунуться в круговорот событий, а для детей это состояние является вполне привычным, поскольку они пока еще ни за что не отвечают, не влияют на ситуацию, которую выстраивают другие.
Что и когда смотреть?
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Теле- и видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультиков и фильмов для них так же важна, как для взрослых — в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.
0-6 месяцев: там что-то движется
Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы он служит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает. В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2-3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором — нет. И малыши были гораздо более заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.
Наш совет: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда даете ребенку грудь или бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка.
6-18 месяцев: слепое подражание
В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Тем не менее эти моменты он использует с максимальной пользой. С шести месяцев ребенок может научиться правильно пользоваться игрушкой, увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность к имитации появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле просмотр телевизора — это определенный опыт. Однако до того, как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, ребенок все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на малыша никакого влияния.
Наш совет: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.
18 месяцев-3 года: требуются объяснения
Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей — озвучить то, что он интуитивно чувствует. «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет». Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.
Наш совет: В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее возвратиться к
☀ Воспитание ребенка ☀ от года до трех лет
Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным. Если упустить этот период и не выработать у ребенка правильные модели поведения, то в дальнейшем может быть очень сложно перевоспитать его.
Можно выделить два основных этапа в развитии малыша: от года до двух, и от двух до трех лет.
Возраст от 1 до 3-х лет — период формирования характераОсобенности воспитания ребенка в период от года до двух лет
На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.
Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родителиОднако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания. Особое внимание следует также уделять:
- Умыванию, гигиеническим процедурам;
- Развитию культурных навыков;
- Одеванию;
- Внешнему виду;
- Режиму питания;
- Режиму сна;
- Общению с родителями и посторонними людьми;
- Общению со сверстниками;
- Понимают требований взрослого человека;
- Соблюдению порядка в доме.
Совет: Развитие и воспитание ребенка следует производить в разных направлениях, при этом стремясь использовать не поучительную, а игровую форму.
Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.
Что нужно знать родителям о воспитании
Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую одежду будут сопровождаться истериками.
Лучшие книги по воспитаниюЧтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:
- Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
- При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
- Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
- Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.
В 2-3 года дети копируют поведение старшихСовет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.
Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет
Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.
Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:
- Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать. Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
- Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
- Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».
После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.
Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого
Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.
Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзяСовет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.
Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.
Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.
Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.
Родители должны сохранять терпениеОсобенности воспитания ребенка в период от двух до трех лет
К 2-3 летнему возрасту ребенок начинает пользоваться многими умениями, полученными в процессе развития, и становится личностью. Это время часто становится сложным для родителей.
Ребенок осознает свое «Я» и показывает его, но при этом еще не совсем понимает требований и опасности, не всегда может осуществить свои задумки.
Проявления кризиса 3-х лет и что делать родителямНа что следует обратить внимание при воспитании в данный период:
- В момент кризиса не провоцируйте развитие конфликта, а напротив, стремитесь его погасить. Лучше даже уступить ребенку в непринципиальном случае, нежели отстаивать до конца свою точку зрения и тем самым лишь усугубить кризисную ситуацию;
- Играйте с ребенком. Зачастую, чтобы заставить малыша поесть, проще сказать простую фразу: «Я положила котлетку в тарелку, но ты ее ни в коем случае не трогай». После такой фразы малыш пожелает взять котлету сам;
- Помните, что ребенок, совершая дурной поступок, не желает сделать зло. Он изучает мир, реакцию на свои действия;
- Стремитесь не вешать распространенные ярлыки: «Ты хулиган», «ты неряха». Лучше попытаться исправить ситуацию в обратную сторону.
Ребенок – это счастье, помните об этом даже в трудные моменты. Только проявляя терпение и упорство можно вырастить достойного, уверенного в себе человека. Первые три года – самые важные для становления характера и поведения.
Сложности приучения к горшку
Когда ребенку исполняется два годика, следует активно начать приучение к горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.
Приучение к горшку надо начинать в 1,5 годаСоветы для родителей, приучающих детей к горшку:
- Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
- Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
- Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
- Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
- В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный к унитазу.
Приучение малыша к самостоятельности
Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.
Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.
Приучение к самостоятельности — важный элемент воспитанияВ воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.
Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.
Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.
как правильно. Психология и воспитание от 1 до 3 лет
Содержание:
Воспитывая ребенка, которому больше года и меньше трех лет, помните, что обойтись без слова «нельзя» вам не удастся. Да и пробовать не стоит. Человеку в этом возрасте для нормального развития просто необходимы ограничения.
Первые запреты
Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.
Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.
Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.
Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания «гладить», «прикасаться одним пальчиком», «осторожно трогать». Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.
Сначала «нельзя», потом «можно»
Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.
Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе «нельзя», а затем спрашивать: «Можно?». Так что сначала появляются «нельзя», а потом уже «можно».
Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много «нет» или «да» наносит вред самодисциплине ребенка. Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если малыш постоянно слышит одни «нельзя» (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни), он просто не будет на них реагировать.
Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и «нельзя» в небольших количествах дополняет жизнь.
Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.
До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.
Если же ваша совместная жизнь напоминает позиционную войну, то стоит задуматься, почему так происходит. Ведь стойкое сопротивление любому маминому запрету нормально только в кризисные периоды, а они длятся недолго. Скорее всего, вы слишком часто говорите «нет», поэтому и в ответ слышите то же.
Как вводить запреты и ограничения
Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений. Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов.
Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.
Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).
Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».
Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».
Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.
Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем. Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
советы и особенности воспитания для родителей
Родители часто ошибочно полагают, что до 3-ех лет малышу можно не уделять особого внимания воспитанию и развитию, поскольку ребенок слишком маленький, ничего не понимает. Психология детей до 3 лет показывает, что в этом возрасте ребенок каждый месяц приобретает новые навыки и важно правильно использовать возрастные особенности для нормального развития личности.
Особенности возраста
У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения. Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность. Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения. Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает. Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии.
Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова. Ребенок может объясняться с родителями с помощью жестов и отдельных слов, но поощрять такой способ общения нельзя.
Кризис 2 лет
Малыш уже понимает, что мир — огромный, не вертится вокруг него. Он овладел минимальными навыками самообслуживания, пытается подражать взрослым, стать самостоятельным. В 2 года большинство детей начинают посещать детский сад и сталкиваются с очередным возрастным кризисом.
Чтобы облегчить процесс адаптации, следует придерживаться простых правил:
- заранее подготовить малыша к посещению детского сада;
- не показывать волнения;
- не обещать, что малыш сможет уйти домой пораньше, если обещание невозможно выполнить;
- прощаться спокойно, быстро, не превращать временно расставание в трагедию.
Даже активные и контактные дети, попав в новую обстановку, испытывают стресс. Им особенно нужна родительская поддержка и внимание, тогда привыкание к детскому саду пройдет легко, быстро.
Психологические приемы воспитания
Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей. Чтобы облегчить этот процесс следует использовать психологические навыки, разработанные специалистами по детской психологии.
Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение. Дети любят играть с сыпучими и податливыми материалами, эту особенность полезно использовать в ежедневных играх.
В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии. Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными. Малоподвижных, инертных малышей принуждать к активным играм не следует. Им достаточно коротких разминок, спокойных игр.
Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители.
К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.
Советы родителям
Задача родителей — создать безопасные комфортные условия, при которых кроха может активно познавать окружающий мир. Нужно выдерживать баланс, не давя чрезмерной опекой.
Основные правила воспитания:
- хвалить достижения малыша;
- не переделывать задание за ребенка;
- приучать к незнакомому постепенно;
- поощрять исследовательский интерес;
- не требовать идеальный результат с первого раза;
- терпеливо относится к неаккуратности, медлительности;
- не использовать игнорирование, как наказание;
- стимулировать самостоятельность.
Каждый ребенок — индивидуальность, со своими физиологическими, психологическими особенностями. Важно учитывать темперамент, характер, личные потребности крохи, не пытаясь переделать малыша. Тогда он вырастет гармоничной здоровой личностью.
Роль развивающей игры
Для малыша дошкольного возраста игра — основной способ познания. В процессе игры он приобретает жизненный опыт, подражает взрослым, усваивает свою социальную роль. Чтобы научить ребенка определенным навыкам, следует использовать эту особенность возраста, каждое занятие сопровождать элементом игры.
Нельзя мешать самостоятельной игре малыша. Взрослому кажется, что катать машинку по столу скучно, но для дошкольника это —возможность освоить, как движется машинка, ощутить ее вес, изучить форму. По-настоящему скучные занятия дети бросают. Чтобы увлечь малыша неинтересным, но полезным делом, важно показать собственный пример. Мальчик охотнее повторяет действия за папой, а девочка — за мамой. Если взрослые готовят обед, дети с удовольствием сидят рядом, играют с продуктами: лепят из теста или пересыпают крупы. Подражая отцу, малыш будет «помогать» ему чинить машину.
Стремясь помочь родителям, дети портят, ломают вещи. Этот период нужно переждать. Нельзя высмеивать или ругать ребенка, если он хотел помочь накрыть на стол и случайно уронил тарелку. Лучше попросить его помочь принести веник, чтобы убрать осколки. Играя он быстро осваивает необходимые навыки.
Формирование авторитета взрослого
Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность. Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию. Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.
Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.
Приучение к горшку
Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.
Чего нельзя делать при приучении к горшку:
- Заставлять.Добиваться того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
- Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
- Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
- Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
- Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
- Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.
Как приучать к самостоятельности
В психологии воспитания детей до 3 лет выделяют необходимость развития первичной самостоятельности. Чем ближе кризис 3 лет, тем важнее для малыша осознавать себя отдельной личностью. Он должен понимать, что некоторые действия становятся только его обязанностью, родители не будут выполнять их за него.
Поскольку мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита, он будет тратить на простейшее действие гораздо больше времени, чем взрослый. Но чем активнее он тренируется, тем быстрее у него получится правильно надеть кофту, держать ложку, собрать игрушки в коробку. Сначала малыш может ошибаться, например, пытаться есть суп вилкой, а не ложкой. Чтобы научить его правильно выбирать столовые приборы, нужно реагировать мягко, терпеливо. Достаточно просто показать ему, как пользоваться ложкой. Через некоторое время он сам поймет, что ложкой есть суп удобнее.
Таким образом следует прививать и другие навыки. Дошкольник повторяет за взрослыми, ему нужно объяснять, показывать. Тогда он сможет учиться на наглядном примере. В этом возрасте его нужно мягко направлять, нельзя принуждать или ругать за стремление сделать все самостоятельно. Сталкиваясь с недовольством родителя или воспитателя, он потеряет уверенность в себе, будет бояться совершить ошибку. Такие дети выделяются на фоне сверстников: пока другие дети пытаются застегнуть пуговицы или надеть ботинки, не самостоятельный малыш будет ждать помощи взрослых.
Чтобы не нарушить нормальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте, нужно проявить чуткость, терпение. Малыш должен быть уверен, что родители поддержат, но не будут ограничивать исследовательский интерес.
Ребенок в 3 года / Календарь развития ребенка
день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
месяц январь февраль март апрель май