Картотека дидактических игр по речевому развитию детей 4-5 лет
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? — Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? — Темнеет, тает. Птицы – что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Какой овощ?»
Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья
«Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска
. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.
«Угадай, кто позвал?»
Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.
Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
Материал по развитию речи (средняя группа): Дидактические игры по развитию речи для детей 4-5 лет.
МАДОУ №6 «Золушка»
Дидактические игры по развитию речи для детей 4-5 лет.
Составила :Воспитатель
Плахтинская Н.И
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
Дидактическая игра «Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
Дидактическая игра «Близко — далеко»
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход игры: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Ход игры: предложить детям закончить предложения:
Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)
Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)
Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
Дидактическая игра «Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на го.
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само.
Ры-ры-ры — детей много у го.
Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог: — Дети: Красный — мак, огонь, флаг. Оранжевый — апельсин, морковь, заря. Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа. Зелёный — огурец, трава, лес. Голубой — небо, лёд, незабудки. Синий — колокольчик, море, небо. Фиолетовый — слива, сирень, сумерки.
Дидактическая игра «Какое что бывает?»
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Ход игры: Расскажите, что бывает: зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка …. широким — река, дорога, лента, улица … Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
Дидактическая игра «Игра в загадки»
Цели: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Картотека по развитию речи (средняя группа) по теме: Игры по речевому развитию (для детей 4-5 лет)
Картотека
Игр по речевому развитию
(для детей 4-5 лет)
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? — Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? — Темнеет, тает. Птицы – что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Какой овощ?»
Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья и т.д.
«Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята и т.д.
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
«Подбери словечко»
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая).
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.
Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему: Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3-5 лет
в рамках тематических недель.
воспитатель
Грачева Л. М.
2014-2015
Тема недели «Игрушки», «Детский сад и семья»
Дидактическая игра «Зачем нужны игрушки»
Цели:
- формировать умение у детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке, отвечать на вопросы;
- формировать умение правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные, сочетать их с существительными;
— Все малыши любят играть в игрушки. Посмотрите: кукла, машина, мяч, пирамидка, неваляшка, конструктор. Как можно назвать все это одним словом? (Игрушки) Зачем нужны игрушки? Как можно в них играть?
Воспитатель называет машину. Дети называют действия, которые можно производить с машиной.
Машина – ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол и т.д.
Конструктор – из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу и т.д.
Мяч – бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, бросать в кольцо, играть в футбол…
Кукла – одевать, гулять с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в коляске.
Дидактическая игра «Познакомим Мишку с игрушками»
Дети садятся на ковре в кружок. Игрушки стоят на столе перед ними. Воспитатель берет 6-7 игрушек и предлагает назвать их и запомнить. Затем накрывает игрушки скатертью. Незаметно от детей одну игрушку воспитатель убирает. Открыв игрушки, спрашивает у детей: «Какой игрушки не стало?»
Дидактическая игра «Кто у нас в гостях?»
Воспитатель читает стихотворение, а дети договаривают слова по смыслу.
Пыхтит как пышка Шапка и шубка —
Пухлый … (Мишка). Вот и весь … (Мишутка.)
Воспитатель показывает детям большого лохматого медведя (игрушку).
— Посмотрите, это Мишутка. Какой он? (Большой, лохматый, коричневый.) Какие у Мишутки лапы? (Большие, мягкие.) Какие ушки? (Маленькие, круглые.) Какие у Мишутки глазки? (Черные, как бусинки.) А как Мишутка ходит? (Переваливается с липы на лапу.)
— Кто хочет рассказать про Мишутку?
Сначала рассказывает педагог.
— Это Мишутка. Он большой и лохматый. У него мягкие лапы, ушки маленькие. Глаза у Мишутки как бусинки.
Дидактическая игра «Познакомим Мишку с игрушками»
Дети садятся на ковре в кружок. Игрушки стоят на столе пе¬ред и им и. Воспитатель берет 6—7 игрушек и предлагает назвать их п запомнить. Затем накрывает игрушки скатертью. Незаметно от детей одну игрушку воспитатель убирает. Открыв игрушки, спрашивает у детей: «Какой игрушки не стало?»
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Воспитатель приглашает детей в хоровод со словами:
Хоровод мы водим, весело играем,
Круг остановился — себя называем
Да так ласково!
Начинает игру воспитатель. Она называет свое имя и одно- нроменпо хлопает в ладоши: Та-ня, затем называет свое имя ласково и снова хлопает: Та-неч-ка.
Каждый ребенок выполняет задание. Например: Ле-на, Ле- ноч- ка. И т.д.
Воспитатель приглашает детей сесть на ковер возле себя. Все дети любят играть. С какими игрушками вы любите играть? (Ответы детей.)
Воспитатель вносит в группу куклу и обращается к детям: Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? (Кукла.) Куклу зовут Маша. Как зовут куклу? (Хоровые и индивидуальные ответы.) Кукла большая или маленькая? (Большая.) Какие волосы у Маши? (Черные.) Какого цвета глаза у Маши? (Коричневые, карие.) У Маши длинные черные ресницы. (Дети рассматривают глаза и ресницы куклы.) Что надето на Маше? (Платье) Какое оно, какого цвета? (Синее.) Что на ногах у Маши? (Гольфы, ботинки.) Какого они цвета? (Гольфы белые, ботинки красные.)
После ответов детей воспитатель предлагает им послушать свой рассказ о кукле Маше.
Моя кукла Маша. Она большая. У Маши черные волосы. Глаза у Маши карие с длинными черными ресницами. На Маше надето нарядное синее платье. На ногах белые гольфы и красные ботинки.
Теперь кто-нибудь из вас расскажет про куклу Машу. (2-3 рассказа.)
— Как можно играть с куклой? (Одевать, кормить, брать с собой па прогулку, катать в коляске, уложить спать, петь ей колыбельную песенку.)
Воспитатель поет, дети подпевают:
Баю-баю-баю, куколку качаю.
Кукла засыпает, глазки закрывает.
Воспитатель предлагает желающим детям взять куклу на руки и спеть колыбельную.
— Ну вот, наша кукла уснула. Положим куколку в кроватку.
Дидактическая игра «Какие МЫ?»
Воспитатель, обращаясь к детям, просит их рассказать, какие мы? Мы… (Каждый ребенок называет прилагательное — дружные, веселые, хорошие, послушные, шумные, добрые, ласковые, красивые.)
Тема недели «Золотая осень», «Овощи и фрукты» , «Грибы»
Дидактическая игра «Расскажи про осень»
Цели:
- формировать умение детей отвечать на вопросы, с помощью воспитателя пересказывать небольшие рассказы, развивать диалог;
- формировать умение детей употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительными, учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных;
- Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков «в», «ф», произносить с разной силой голоса.
Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и задает вопросы. (Можно использовать иллюстрации «Осенние мотивы».)
— Листья на деревьях какие? (Желтые, красные.) Деревья осенью какие? (Печальные, разноцветные.) Трава какая? (Сухая, коричневая, желтая.) Небо какое? (Ясное или хмурое, пасмурное.) Тучи какие? (Серые.) Дождик осенью какой? (Холодный.) Осень какая? (Красивая, печальная, холодная, дождливая, разноцветная…)
Воспитатель читает стихотворение и обращается к детям:
Дождик, дождик кап-кап-кап, Все равно пойдем гулять.
Мокрые дорожки Наденем мы сапожки.
— Надевайте сапожки и отправимся гулять.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в лесу. Раз-два-три — посмотри! В лесу много деревьев, а деревья
— это вы! (Дети поднимают руки вверх.) Подул ветер, закачались деревья, зашумел лес. (Дети покачиваются вправо-влево.)
Ветер сверху набежал: «в-в-в» Дул он долго, зло ворчал: «ф-ф-ф».
Ветку дерева сломал. И деревья все качал: «ф-ф-ф».
Дети произносят звуки «в» и «ф» громко и протяжно. Роль ветра можно предложить ребенку.
— Как ветер дует? (Сначала тихо, еле слышно, затем сильно.) После игры дети собираются на коврике около воспитателя.
Дидактическая игра «Отгадай и назови»
Спрятался за пень, Кто проходит близко,
Шапка набекрень. Кланяется низко. (Гриб.)
— Какие грибы вы знаете? Все грибы можно есть? Почему? Что значит съедобные? И несъедобные? Как заготовить грибы на зиму?
Бусы красные висят, Очень любят бусы эти
Из кустов на нас глядят. Дети, птицы и медведи. (Ягоды.)
— Какие лесные ягоды вы знаете? (Малина, земляника, брусника, ежевика, клюква, черника, голубика, костяника, морошка.) Все ли ягоды можно есть? Как заготовить ягоды на зиму? Какие еще бывают ягоды? (Садовые.)
Дидактическая игра «Какой? какое?»
Варенье из черники — (черничное),
компот из земляники — (земляничный),
кисель из малины — (малиновый),
желе из голубики — (голубичное),
варенье из ежевики- (ежевичное),
сок из клюквы — (клюквенный),
пастила из клюквы-(клюквенная).
Мы по ковру идем с тобой –
Он разостлался сам собой,
Его никто не ткал.
Лежит у речки он лесной
И желт, и синь, и ал! (Луг.)
— Что такое луг? (Открытое место около реки за лесом.)
— Какие травы и цветы растут на лугу? (Перед детьми картинки цветов и трав.)
— Как их называют? (Луговые.)
— Какие еще бывают цветы? (Лесные, садовые, полевые.)
— Цветы можно рвать? Почему?
— Чем полезны луговые травы?
— Как заготовить лечебные травы на зиму?
Дидактическая игра «Назови ласково»
Гриб — грибочки; лес — …, пень- …, река- …, луг — …, куст — …, зверь — …, дерево- …, цветок — …, трава — …, лист — …, ягода- ….
— А теперь скажи все это со словом лесной.
(Дети стоят полукругом. Педагог бросает мячик и называет: ягодка- ребенок должен продолжить: лесная ягодка.)
Гриб- …, зверь — …, птица — …, орехи — …, озеро- …, поляна- …, дорога — …, птица -…
Дидактическая игра «Измени слово»
— В лесу растут разные деревья. Какие деревья вы знаете? (Береза, ель, сосна, клен, тополь и другие.)
— Про дерево — как можно ласково сказать? (Деревце.) Повторите вместе со мной — деревце. В лесу дерево не одно, а много… Как правильно сказать? (Много деревьев.)
— У дерева есть ветки. Много… (Веток, ветвей.) Одна… (Ветка.) Как ласково мы скажем? (Веточка.)
— На дереве растут листья. Много… (Листьев.) Осенью на дереве остался один лист. Как мы ласково его назовем? (Листик, листочек.)
— Под деревом трава, много… травы. Как мы ласково ее на- юном? (Травушка.) В траве цветы, много… (Цветов.) А на полями только один цветок. Как ласково его назовем? (Цветочек.)
— Около деревьев растут кусты, много… (Кустов.) А возле березы один куст. Как ласково его назовем? (Кустик.)
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (используется театр на фланелеграфе).
Аня и Маруся взяли корзины и пошли в лес за грибами. До леса дошли быстро. Они шли от деревца к деревцу и искали грибы. И вдруг Аня поняла, что она потерялась. Испугалась девочка и закричала: «Ау-ау!» А лес отвечал: «Ау-ау!», «Ау-ау!»
Вопросы к тексту:
1. Как звали девочек?
2. Куда они пошли?
3. Как они шли по лесу?
4. Что произошло в лесу?
5.Как кричала Аня в лесу?
6. Что отвечал девочке лес?
Как вы думаете, ребята, чем закончилась эта история? (Дети предлагают свои варианты окончания рассказа.)
Дидактическая игра «Вершки — корешки»
Цели:
• формировать умение детей отвечать на вопросы, строить законченные предложения самостоятельно или с помощью воспитателя, отгадывать загадки;
•закрепить представления об овощах. Формировать умение образовывать, прилагательные от существительных и активно употреблять их и речи;
• формировать умение детей четко проговаривать слова, регулировать темп речи и силу голоса.
Детям предлагается разложить овощи по разным корзинкам.
В коричневую корзинку — овощи, которые растут и созревают
в земле, в желтую — которые растут и созревают на земле. Затем дети, с помощью воспитателя, составляют предложения. Например:
В коричневой корзинке лежат картошка, морковка, редиска, репа, потому что эти овощи растут и созревают в земле. В желтой корзинке лежат огурец, помидор, кабачок, потому что эти овощи растут и созревают на земле.
Воспитатель загадывает детям загадки. Дети должны назвать и показать тот овощ, о котором загадка. Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте, поскорее отгадайте!
Расту в земле на грядке я — Красная, длинная, сладкая.
(Морковь.)
Зелен, и высок, и густ На огороде вырос куст. Покопай немножко — Под кустом … (Картошка.)
Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?.. (Репка.)
Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка, Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
(Капуста.)
Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … (Лук.)
(Огурец.)
Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … (Свекла.)
Лежит меж грядок, Зелен и сладок.
Щеки розовые, а нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она.
(Редиска.)
Он круглый да красный, Как глаз светофора. Среди овощей нет сочней …
(Помидора.)
Дидактическая игра «Что растет в саду?»
Цели:
• формировать умение детей отвечать на вопросы, с помощью воспитателя составлять описательный рассказ по игрушке;
• формировать умение образовывать прилагательные от существительных и использовать их в речи, называть предметы и их части, закреплять в активном словаре обобщающие слова;
• формировать умение четко и громко произносить слова потешки и стихотворения, сочетая их с движениями.
Яблоко растет в саду? — Да.
Картошка растет в саду? — «Нет». (Почему?)
Груша…- Да.
Помидор… — «Нет». (Почему?)
Тыква… — «Нет». (Почему?)
Апельсин… — Да.
Свекла… — «Нет». (Почему?)
Мандарин…- Да.
Огурец… — «Нет». (Почему?) И т. д.
После вопроса «Почему?» дети должны уточнить: «Потому что это овощ».
Воспитатель предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать о нем. Например:
— Саша, что у тебя в руках? (Яблоко.) Какое оно? (Круглое, красное, большое и т.д.).
— Язычок из фруктов сварил варенье, посмотрите.
На фланелеграфе воспитатель выкладывает изображение банок с наклейками фруктов.
— Варенье из яблок как называется? (Яблочное.)
— Варенье из груш? (Грушевое.)
— Варенье из лимонов? (Лимонное.)
— Варенье из мандаринов? (Мандариновое.)
— Варенье из апельсинов? (Апельсиновое.)
— Наш Язычок поел варенье и облизнулся, вот так (воспитатель показывает — язык двигается по верхней и по нижней губе дети повторяют: «Ах,какое вкусное варенье!»). Повторите, что сказал Язычок. (Дети по одному повторяют.)
Язычок сел на крыльцо (язык на нижней губе) и, чтобы не скучать, стал передразнивать всех, кто проходил и проезжал мимо.
Воспитатель проговаривает четко и медленно, а дети повторяют:
Просигналила машина: би-би-би.
Язычок передразнивал: би-би-би.
Зайчик стучал в барабан: бум-бум-бум.
Язычок передразнивал: бум-бум-бум.
Собачка играла в мячик: бах-бах-бах.
Язычок передразнивал: бах-бах-бах.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Используются картинки на фланелеграфе.
Воспитатель называет предметы, изображенные на картинках:
— Автобус, трамвай, яблоко. Что лишнее, почему? (Яблоко лишнее, потому что это фрукт, а автобус и трамвай — транспорт).
— Морковь, самолет, капуста. Что лишнее, почему?
— Земляника, малина, грузовик. Что лишнее, почему?
— Груша, апельсин, колесо. Что лишнее, почему?
— Кукла, мяч, троллейбус. Что лишнее, почему?
Дидактическая игра «Отгадай и назови»
Спрятался за пень, Кто проходит близко,
Шапка набекрень. Кланяется низко. (Гриб.)
— Какие грибы вы знаете? Все грибы можно есть? Почему? Что значит съедобные? И несъедобные? Как заготовить грибы на зиму?
Бусы красные висят, Очень любят бусы эти
Из кустов на нас глядят. Дети, птицы и медведи. (Ягоды.)
— Какие лесные ягоды вы знаете? (Малина, земляника, брусника, ежевика, клюква, черника, голубика, костяника, морошка.) Все ли ягоды можно есть? Как заготовить ягоды на зиму? Какие еще бывают ягоды? (Садовые.)
Дидактическая игра «Какой? какое?»
Варенье из черники — (черничное),
компот из земляники — (земляничный),
кисель из малины — (малиновый),
желе из голубики — (голубичное),
варенье из ежевики — (ежевичное),
сок из клюквы — (клюквенный),
пастила из клюквы — (клюквенная).
Мы по ковру идем с тобой — Он разостлался сам собой,
Его никто не ткал. Лежит у речки он лесной
И желт, и синь, и ал! (Луг.)
— Что такое луг? (Открытое место около реки за лесом.)
— Какие травы и цветы растут на лугу? (Перед детьми кар¬тинки цветов и трав.)
— Как их называют? (Луговые.)
— Какие еще бывают цветы? (Лесные, садовые, полевые.)
— Цветы можно рвать? Почему?
— Чем полезны луговые травы?
— Как заготовить лечебные травы на зиму?
Дидактическая игра «Назови ласково»
Гриб — грибочки; лес — …, пень — …, река — …, луг — …, куст — …, зверь — …, дерево — …, цветок — …, трава — …, лист — …, ягода — ….
— А теперь скажи все это со словом лесной.
(Дети стоят полукругом. Педагог бросает мячик и называет: ягодка — ребенок должен продолжить: лесная ягодка.)
Гриб — …, зверь — …, птица — …, орехи — …, озеро — …, по¬ляна — …, дорога — …, птица —….
Тема недели «Домашние животные», «Животные средней полосы России»
Дидактическая игра «Кого не стало?»
На столе игрушки: кошка, собака, лошадь, коза, свинья, корова, овечка. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть|, игрушки и запомнить их. Дети закрывают глаза. Воспитатель, убирает одну игрушку (например, козу). На слова: «Раз, два три — смотри!» дети открывают глаза и смотрят, какой игрушки не стало.
Кого не стало? (Не стало козы.) И т.д. И конце игры воспитатель еще раз уточняет обобщающее понятие «домашние животные».
Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»
Воспитатель загадывает загадки. В игре используются картинки с изображением диких животных и фланелеграф.
1. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
На фланелеграфе появляется «волк».
— Волк какой? (Серый, лохматый, большой… дикий, умный…)
— Как называется его дом? (Логово.)
2. Хожу и пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
Белка какая? (Рыжая, пушистая, маленькая…) Рядом с волком воспитатель выставляет на фланелеграф белку.
— Как называется домик, в котором живет белка? (Дупло.)
3. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
А в деревне кур крадет. (Лиса.)
Появляется на фланелеграфе лиса.
— Лиса какая? (Рыжая, пушистая, хитрая.)
— Как называется домик лисы? (Нора.)
4. Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц.)
Появляется заяц.
— Расскажите, какой заяц? (Маленький, трусливый, летом серый, а зимой белый…)
— Как называется дом зайца? Есть ли у него дом? (Зайчиха выводит своих зайчат в гнезде, в высокой траве. Когда зайчонок подрастает, его домом становится весь лес.)
5. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
На фланелеграфе рядом с другими животными появился медведь.
— Расскажите про медведя. Какой медведь? (Большой, огромный, лохматый, косолапый…)
— Как называется дом медведя? (Зимой- берлога, летом —
весь лес.)
Словесная игра «Доскажи словечко»
Зимой в лесу холодно, а летом жарко. Летом все звери ищут, где бы напиться воды. К водопою спешат звери со своими детенышами (воспитатель читает стихотворение, дети, договаривая фразы, называют детенышей диких животных). Используются картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)
За мамой лисицей крался … Кто? (Лисенок.)
За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)
За мамой медведицей шел … Кто? (Медвежонок.)
За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)
За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)
Далее это стихотворение можно продолжать, если дети зна других диких животных:
За мамой лосихой топал… Кто? (Лосенок.)
За мамой барсучихой бежал… Кто? (Барсучонок.)
На фланелеграф дети выставляют диких животных и их детенышей.
Все ребята молодцы! Ножками потопаем,
Мы вам всем похлопаем, Ручками помашем,
Вместе с вами спляшем
Под музыкальное сопровождение дети произвольно пляшут.
Дидактическая игра «Продолжи»
У птички маленькие лапки, а у медведя – большие (лапищи)
У птички маленький носик, а у медведя большой (носище)
У птички маленькие глазки, а у медведя – большие (глазищи)
У птички маленькая головка, а у медведя – большая (головища)
Как летает птичка? Покажите. Как ходит медведь? Покажите.
Дидактическая игра «Чьи детки?»
Педагог раскладывает иллюстрации с изображением домашних животных и птиц на одном столе, а их детенышей – на втором столе. Детям предлагается найти папу, маму, их детеныша, т.е. собрать семью и назвать их. Например: корова- бык- теленок, коза- козел- козленок ( а если их много? – козлята), кот- кошка- котёнок (котята), свинья- хряк- поросенок (поросята), крольчиха- кроль- крольчонок (крольчата), петух- курица- цыпленок ( цыплята), гусь- гусыня- гусенок (гусята), утка – селезень –утенок (утята) и т.д. Когда семьи воссоединились, педагог предлагает детям разделиться на две подгруппы.
— Вспомните, как зовет корова своего теленка, как отвечает ей теленок? Как зовет коза козленка? Как отзывается козленок? и т.д. Первая подгруппа – родители, вторая – дети. Детям первой подгруппы на ушко каждому ребенку педагог называет домашнее животное или птицу. Затем детям второй подгруппы (чтобы никто не слышал) называют детенышей. Педагог спрашивает: «Где чьи детки?» «Родители» и «дети», имитируя звуки выбранных домашних животных или птиц, ищут свою семью. Игра проводится несколько раз. Каждый раз дети меняются ролями.
Дидактическая игра «Потерялись дети»
На столе картинки с изображением домашних животных и птиц и их детенышей. Дети ищут пару: животное + его детеныш.
И называют. (У коровы — теленок, у лошади -…, у свиньи -…, у овцы — …, у курицы — …, у утки — …)
А теперь — в обратный путь. Мы прощаемся с деревней.
Дидактическая игра «Найди пару»
Педагог раскладывает на столе перевернутые картинки с изображением животных и их детенышей так, чтобы получились пары, и предлагает детям взять по одной картинке, но никому не показывать, а подумать, как их изобразить. Как только зазвучит музыка, «животные-мамы» и «детеныши» начинают двигаться по группе, имитируя движения медведицы, лисицы… ежонка…). Если по движениям затрудняются найти пару, то призывают друг друга характерными звуками. Когда пары воссоединятся — общий танец.
Тема недели «Мебель. Посуда. Электроприборы»
Дидактическая игра «Что для чего?»
— Чашка для чего? (Чтобы пить.) Что можно пить из чашки?
-Блюдце для чего? Нож для чего? Кастрюля для чего нужна? (Далее – чайник, кофейник, сковорода, вилки, ложки?)
-Какую еще вы посуду знаете?
-Где хранится посуда?
-Где хранится сахар? (В сахарнице)
— На кухне есть ящик, где хранят хлеб. Как он называется? (Хлебница)
— Куда мама кладет конфеты? (В конфетницу)
Дидактическая игра «Скажи правильно»
Если игрушка сделана из дерева, она какая? (Деревянная.) Из пластмассы? (Пластмассовая.) Из глины? (Глиняная.) Из кожи? Из металла? Из резины? Из бумаги? Из картона? Из стекла?
Тема недели «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»,
Дидактическая игра «Чье гнездо?»
Гнездо воробья — воробьиное.
Гнездо вороны — воронье.
Гнездо голубя — голубиное.
Гнездо (дупло) синицы — синичье.
Педагог предлагает детям поиграть.
Дидактическая игра «Отгадай, что за птица»
Группа делится на ведущих и отгадывающих детей.
Ведущие выбирают иллюстрации с изображением птиц (голубь, снегирь, ворона, скворец, воробей, синица, поползень).
Ведущие по очереди (кто готов), не называя птицы, рассказывают о ней (величина, окрас, среда обитания, чем питается). Отгадывающие должны назвать. Затем дети меняются ролями. (Можно добавить: ласточка, зарянка, галка, свиристель.)
Тема недели «Мой родной город»
Дидактическая игра «Скажи со словом городской»
Улица в городе — городская улица, школа — …, дом — …, парк — …, магазин — …, транспорт — …, мост — …, река — …, житель —….
Послушайте.
В далекие-далекие времена не было города Москвы, а была маленькая деревня, стоящая на высоком холме. И деревня эта называлась Кучково. Из всех городов и селений ехали в Кучково торговать. Люди здесь были богатые и очень красивые. Но вскоре на эту землю пришел князь Юрий Долгорукий, и деревня Кучково стала называться град Москов. Город строился, росли дети. Вот прошло много-много лет, и град Москов стал называться городом Москвой. Теперь нет деревянных домов – дома каменные, железнобетонные, кирпичные.
Вопросы:
Каким был наш город в древние времена? Как назывался город? Какие люди жили в деревне Кучково? Кто переименовал деревню? Как стала называться деревня? (Град Москов) Как сейчас называется город? (Город Москва) Какие сейчас в Москве дома? Кто из вас сможет рассказать историю нашего города?
Дидактическая игра «Магазин»
Сегодня я всех приглашаю в путешествие по городу. Что ин¬тересного можно увидеть, путешествуя по городу? (Улицы, дома, парки, площади, памятники, театры и особенно большое количество магазинов.) Не забудем взять деньги (бумажки).
В группе в разных местах развешены картонные или бумажные силуэты и вывески магазинов. Под музыку, взявшись за руки, дети отправляются в путь. Педагог читает стихотворение Г.Горбовского «Городские вывески» и проводит детей вдоль «магазинов».
Мы идем по тротуару, Тут мы видим «Хозтовары» —
Мы глядим по сторонам. Утюги и мыло там.
Дети подходят к магазину «Хозтовары». Нас встречает «продавец»- ребенок. Продавец должен рассказать всем о том, что продается в его магазине (мыло, порошки стиральные, клей, посуда, краска, замки, мочалки…).
Ярко буквами белея, Кукуруза там, рожки
Чуть левее — «Бакалея». И мука на пирожки.
Детей встречает «продавец» этого магазина — другой ребенок. Он рассказывает, что покупают в бакалее (крупы, макароны, соль, сахар, специи, спички…).
Мы идем по тротуару, «Канцелярские товары»,
Мы читаем как стихи: «Фрукты – овощи», « Цветы»
Дети подходят к магазину «Канцелярские товары». Что же здесь продается? Продавец – ребенок рассказывает, что можно купить в этом магазине.
В магазине «Фрукты — овощи» продавец – педагог: В этом магазине вы купите все, что растет в саду и в огороде. Что же? Покажите овощи. ( Дети перечисляют, какие овощи; рассказывают.) А какие сладкие плоды? (Дети отвечают.) И орехи — какие?
— Мы побывали в разных магазинах, но не во всех. Дети собираются «передохнуть» (за столом). На столе разложены картинки , вывески магазинов. Где мы еще не были? Подходим к вывеске с батонами, булками, бубликами.
— Что за вывеска такая? На каком магазине мы ее увидим? Расскажите, что можно купить здесь. (Дети рассказывают)
На следующей вывеске нарисованы туфли и сапоги.
— А это вывеска какому магазину подойдет? ( « Обувь») Что можно купить в этом магазине? Какую обувь.
А здесь не вывеска, а витрина. И все книжки, книжки…
— Где увидим такую вывеску? («Книжный магазин» или просто «Книги».) что купим здесь?
Следом идет вывеска, на которой нарисованы молоко и молочные продукты.
— Эта вкусная вывеска висит на каком магазине? Что можно здесь купить?
Детям показывают эмблемы аптек: красный крест или чашу, обвитую змеей.
— Как называется такой магазин? Что можно в нем купить?
— Кто мне ответить, какой магазин больше других любят посещать дети?
(Магазин, в котором продаются игрушки) И мы с вами отправимся в этот магазин. Дети, подходят к магазину, на котором написано «Игрушки». Какие игрушки в нем можно купить? В магазине детей встречает продавец (помощник воспитателя): « Здравствуйте! Что вы хотите купить?» на прилавках много разных игрушек. (Небольшой секрет – все игрушки родители принесли из дома именно в этот день)
Дидактическая игра «Большой— маленький»
У педагога картинки с изображением предметов.
— Я буду говорить о большом предмете, а вы — о маленьком. Я нарисовала большой дом — а вы- маленький домик.
Я играла в большой мяч…; подушка…; перо…; стул…; стол…; диван…; окно…; дверь…; пальто…; книга…; лист… и т.д.
— Расскажите, карандаши какие? (На столе лежит коробка с 12 карандашами.) (Длинные, деревянные, разноцветные, гладкие, ребристые, острые, теплые…)
— Все это мы видим, ощущаем. А если мы с вами положим карандаши в черный мешочек, опустим в него руку и попытаемся рассказать о каком-либо карандаше? Ребенок опускает руку- пытается рассказывать. Можно ли определить цвет карандаша, лежащего в мешочке? (Цвет определяют только с помощью зрения — глаз.)
— Перед вами картина (любая). Расскажите, какого цвета предметы на этой картине. (Желтые листья, красное солнце, зеленый лист, коричневый дом, белая крыша, серая туча, серое небо, черная дорога, синий цветок… т.д.)
— А теперь вместе с вами мы сочиним «Разноцветную сказку». Я начинаю, а вы продолжайте.
Мне приснилось, что я попала в разноцветную страну. Я увидела… Мне очень понравился… И я решила…
Дальше сказку можно продолжать в зависимости от фантазии детей.
На дом можно предложить родителям сочинить и вместе с детьми записать сказку или историю о цветных карандашах.
Тема недели «Насекомые»
Дидактическая игра «Один — пять»
Педагог Дети:
один комар — пять комаров
одна оса — пять ос
жук — пять жуков
пчела — пять пчел
стрекоза — пять стрекоз
кузнечик — пять кузнечиков
муравей — пять муравьев
муха — пять мух
бабочка — пять бабочек
— Расскажите, какие из этих насекомых жужжат? пищат? стрекочут? (Жужжит жук, комар пищит, кузнечик стрекочет.)
43.Игра «Ежик развешивает грибы» Цель: образовывать сравнительную степень имен прилагательных. Оснащение: сюжетная и предметные картинки . Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Расскажите ребенку небольшую историю про хозяйственного ежика: «Жил да был в лесу еж. Был он очень хозяйственным. Собирал осенью грибы, солил их на зиму. Да еще сушил. Любил еж из сушеных шляпок варить суп, а из сушеных ножек — грибное рагу. Растопит еж в норе печку и начинает грибы к сушке готовить — нанизывает на веревочки ножки и шляпки. Еж был очень умный. Он не нанизывал все подряд, а сортировал шляпки и ножки по величине. Сначала он нанизывал большие, а затем — по убывающей. Он знал, что ближе к печке они высохнут быстрее. Маленькие хорошо высохнут и подальше от нее. Привяжет еж веревочку за один конец к печке и начинает на нее нанизывать грибы. Когда еж нанижет грибы на веревочку, то привязывает второй конец к гвоздику в стене. Грибов много. Тяжело ежу одному с ними справиться». Предложите ребенку помочь ежу — рассортировать шляпки и ножки грибов по величине. Попросите его «нанизать их на веревку» — наложить вырезанные части гриба на нарисованные веревочки; назвать величину частей гриба по убывающей: большая шляпка, поменьше, еще меньше; большая ножка, поменьше, еще меньше. Попросите ребенка сравнивать величину и называть ее: большая — больше, маленькая — меньше. | 44.Игра «Съедобный — несъедобный» Цель: называть грибы; определять их качества «съедобный — несъедобный»; согласовывать существительные, обозначающие грибы, с именами прилагательными, обозначающими их качества, в мужском и женском роде. Оснащение: сюжетная и предметные картинки, цветные карандаши. Ход игры: покажите ребенку на картинке условные обозначения: вилка и нож — съедобный гриб, машина «Скорой помощи» — несъедобный гриб. Расскажите ему о том, что обозначают эти условные обозначения. Предложите ребенку рассмотреть полянку с грибами, назвать их. Попросите его определить, какие грибы съедобные, а какие — нет. Предложите соединить съедобные и несъедобные грибы с соответствующими условными обозначениями карандашами разного цвета. Попросите ребенка рассказать маленькой девочке Машеньке о том, какие грибы съедобные, а какие несъедобные. Съедобные — лисичка, опенок, подберезовик, сыроежка. Несъедобные — мухомор, бледная поганка. Предложите ребенку поиграть в игру с мячом. Прочтите рифмовку: Я бросаю, ты лови, Гриб съедобный назови. Поиграйте в «игру наоборот»: вы называете гриб, а ребенок определяет и называет его качество (съедобный, несъедобный). | 45.Игра «Огорчен — весел» Цель: образовывать краткие прилагательные от прилагательных «веселый» и «грустный» — «огорчен» и «весел». Оснащение: сюжетная и предметные картинки . Ход игры: предложите ребенку рассмотреть первую картинку. Попросите его назвать эмоциональное состояние ежиков-грибников (веселый — веселые). Прочтите рифмовку: Как-то два друга поехали в лес, Корзинки с собой прихватив. Грибы собирали, другим не мешали. Вот сели они на полянке. К ним старый грибник подошел, В корзинке у них он нашел: Поганку, горькушку и злой мухомор. Сказал несъедобным грибам строго: «Вон!» Стоят грибники, а в корзинке… Лишь листья одни от осинки! Предложите ребенку рассмотреть эмоциональное состояние грибников на второй картинке. Назвать его (каждый ежик огорчен). Спросите: «Кто весел?» (Весел старый грибник — медведь.) Предложите ребенку рассмотреть изображенные лица людей. Попросите его одних сделать веселыми, а других — грустными. Предложите нарисовать им рот и брови. Спросите ребенка: «Кто огорчен?» (Мужчина огорчен, мальчик огорчен, женщина огорчена, девочка огорчена.) После выполнения работы спросите ребенка: «Какое настроение у мальчика, девочки? Кто из них огорчен, а кто весел?» |
Презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему: ЦОР. Дидактические игры по развитию речи для детей 4 — 5 лет с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы.С ребенком четырех лет можно играть в словесные игры, которые хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать….
Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаИгры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказо…
Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до…
Семинар-практикум для воспитателей по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»….
Дидактические игры по развитию речи для детей средней группыСловесные игры способствуют развитию речи, слуха, расширению словарного запаса у дошкольников….
Дидактическая игра по развитию речи для детей 3-5 лет «Среда обитаниия»Дидактическая игра «Среда обитания »Игровое оборудование: Игровое поле формата А-3 (3-5 штук разного вида), карточки с изображением животных, насекомых, птиц, морских обитателей, мелкие игрушки животн…
Дидактическая игра по развитию речи для детей 3-5 лет «Сказочные домики»Дидактическая игра по развитию речи для детей 3 – 5 лет «Сказочные домики»Игровое оборудование: Большая карточка формата А-3. С изображением 4 домиков. Первый домик одноэтажный с зеленой крышей, второ…