ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ
УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
«Игра имеет преимущество перед всеми другими формами,
так как дает возможность организовать, прежде всего, жизнь
самих детей, их собственную активность, их самостоятельность».
А.П. Усова
Одной из основных задач работы коррекционной школы-интерната является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация в условиях современного общества.
Игра — вид детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те психические качества, свойства, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность занимались А.К. Аксенова, М.Н. Перова, А.А. Катаева, Л.Б. Баряева, Э.В. Якубовская, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева, и др.
А.К. Аксенова отметила: «В процессе игры мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми детьми, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо совсем недоступной».
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, игра активизирует психические процессы, вызывает у детей интерес к процессу познания. В игре дети охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение и облегчить процесс усвоения знаний.
Для этого необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала.
Задачи игровой деятельности:
развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
развитие воображения как основы творческой деятельности;
развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
формирование в процессе игр нестандартного мышления;
развитие координации и мелкой моторики пальцев рук;
организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих заданий.
В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая собственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на занятии с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, что служит успехом достижения общеобразовательных, коррекционных и воспитательных целей и задач.
Игра занимает особое место в педагогическом процессе, так как является средством развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни, средством воспитания у детей навыков общественного поведения. «Игра, жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий.
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
Игра «Составь букет».
Дидактическая цель. Представлений о размере, цвете и числе предметов, имеющихся у ребёнка
Средства обучения. Рисунки цветов разных размеров.
Содержание игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных открыток, цветной бумаги букет цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, белых и красных гвоздик, число ромашек и васильков, больших и маленьких цветов.
Игры, требующие воспроизводящей деятельности.
Игра «Математическая рыбалка».
Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средства обучения. Рисунки 10 рыбок.
Содержание игры. На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Педагог поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все дети, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее педагогу.
Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. К преобразующей деятельности относятся игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля.
Игра «Домино».
Дидактическая цель. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Содержание игры. Педагог пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Дети составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи:
7 -5 = 2 2 + 6 = 8 8 + 2=10 10 -8 = 2 2 + 5 = 7
Дети составляют цепочку примеров по заданному правилу.
Игры, в которых включены элементы поиска и творчества.
Игра «Веселый Карандаш»
Дидактическая цель. Составление из кругов, квадратов, треугольников разных рисунков.
Средства обучения. По одному кругу, треугольнику, квадрату.
Содержание игры. На магнитной доске расположены фигуры: круг, треугольник, квадрат. Педагог говорит детям, что в гости к ним пришел Веселый Карандаш, он предлагает загадки: «Что можно нарисовать, используя квадрат? (Парусную лодку, домик.) Треугольник? (Флажок.) Составьте из любой фигуры рисунок, какой вам больше нравится».
Игра для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии способствует повышению заинтересованности к занятию, повышает качество усвоения учебного материала, вовлекает в учебный процесс каждого ребенка, занимательные материалы игры делают занятия интересными и разнообразными. Соревновательный характер игры увлекает детей, повышает качество и эффективность мыслительной и познавательной деятельности ребенка. Положительные эмоции которые возникают во время игры, активизируют деятельность ребёнка с ОВЗ, обеспечивают решение задач, которые связаны с формированием способности сравнивать, сопоставлять делать выводы и обобщения. А это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на занятиях, давать посильное задание каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.
Литература:
1.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
4. Кумариной Г.Ф., Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред.. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
5. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.
Статья «Дидактические игры для детей с ОВЗ»
Левина Алла Геннадьевна
Учитель-дефектолог
Дидактические игры, как наиболее эффективный способ развития
познавательных способностей у детей с ОВЗ
«Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью,
должно руководить, не насилуя его»
К.Д. Ушинский
У детей нашей школы может наблюдаться: сочетание умственной отсталости и раннего детского аутизма, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи, сочетание глухоты и слабовидения. Поэтому мы стараемся адаптировать занятия для наших учащихся. В этом нам помогают дидактические игры разных видов и степени сложности.
Дидактические игры представляют собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях с поставленной задачей. Многие дидактические задачи-игры требуют у детей умения рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
Находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
Сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам;
Делать правильные выводы и обобщения.
Интерес дидактических игр еще и в том , что их можно использовать, как в процессе организованного обучения на уроках, так и во внеурочное время. А также на определенном этапе можно усложнять дидактическую задачу игры.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами;
настольно-печатные игры;
словесные игры.
Важное значение имеет содержание и структура дидактических игр. Структура включает в себя три раздела:
дидактическая задача;
игровые правила;
игровые действия.
Использование дидактических игр на занятиях с нашими детьми помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к учебе. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Занимательность может быть задана неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, создание проблемной ситуации, необычайной формой ведения урока. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На уроках ученик, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначениях, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма цвет, величина, вес, качество материала и др.
Надо только найти золотую середину: не усложнять — дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, — дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе овладения учащимися игрой после показа игровых действий целесообразно их выполнение совместно с учителем. Роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила (зависит от сложности нарушения в развитии), поэтому учитель или воспитатель продолжает помогать им в процессе игровой ситуации.
Один из примеров дидактической игры с постепенным переходом от простого к сложному – «Волшебный мешочек», сочетающая в себе таинственность, интерес к находке, множество развивающих задач на уроках математики, русого языка, чтении и окружающего мира.
Дидактические задачи:
— развивать умение называть характерные признаки предмета (геометрические фигуры, цифры, буквы, животные и т.п.),
— развивать сенсомоторные навыки, воображение, логическое мышление, память;
— повторять пройденный материал;
— воспитывать умение слушать друг друга и наблюдать за происходящими действиями.
Ход игры (разные варианты):
педагог дает каждому ребенку рассмотреть, потрогать и описать предметы, которые приготовлены для игры. После этого один из предметов кладется в мешочек и ребенок должен отгадать его.
предметы кладутся в мешочек, дети по очереди ощупывают их, описывают , называют, вынимают и все определяют, правильно ли он угадан.
педагог дает вытащить из мешочка каждому ученику по предмету и назвать первую или последнюю букву в названии, разделить название на слоги, поставить ударение, разделить слово для переноса, назвать орфограммы и т.п.
Педагог сам определяет, какой вариант игры подходит для достижения педагогических задач, как в групповых занятиях, так и в индивидуальных.
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Например, в дидактической игре «Купи игрушку» учащиеся получают игрушку или ее картинку, если правильно ее произнесут или разделят на слоги, определят количество слогов. В дальнейшем можно предложить детям «покупать» сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем из двух и т.д.
Для учителя важно понять, что игры в школе — это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые лишь для занимательности разнообразия заданий. Игры в школе — прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить. Так, например, с помощью картинок с животными можно повторить алфавит, раскладывая картинки с названия животных в алфавитном порядке в дидактической игре «Поможем зверям».
Необычность постановки вопроса заставляет ученика задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Например, «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?»
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. В виде игры можно провести проверку домашнего задания, подготовительную работу к усвоению нового материала, повторение и закрепление пройденного материала. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать ребята. Учитывая вариативность дидактических игр, исходя из возможностей работы класса и отдельных учеников, учитель может выбрать необходимые для урока упражнения. Такие как: «На что похожа буква», «Доскажи словечко», «Что перепутали?», «Найди по описанию», «Чего не хватает?» .
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
Список литературы:
И.В. Чумакова «Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта», М., 2001 г.;
О.В. Титова «Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП», М.,2004 г;
Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб,2002г;
А.Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников», М., 2003 г.;
Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом для детей с проблемами в интеллектуальном развитии», СПб, 2005 г.
Дидактические игры на развитие воображения для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Игра «Портрет заговорил».
Цель. Продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ.
Ход. Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе
Игра « Найди картину на палитре».
Цель. Развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры ( холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение.
Ход. 1-е задание. Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор.
Игра «Чего не стало?».
Цель. Развивать наблюдательность. Внимание.
Ход. Педагог закрывает на картине, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.
Игра – упражнение « Опиши соседа»
Цель. Учить внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет.
Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.
Игра «Волшебные картинки».
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши. Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
Игра «Чудесный лес».
Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы. Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.
Упражнение «Сказка – рассказ».
Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.
После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
Разноцветные салфетки
Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: “Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?”. Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах. В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая — песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.
Игра «Угадай настроение».
Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица.
Ход. Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.
Подготовили: Ануфриева С.В., воспитатель МБ ДОУ № 2 г.Мурманска и Зубович Д.Н., воспитатель МБ ДОУ № 2 г.Мурманска. для воспитателей ДОУ, участников семинара-практикума «Игровые технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами» , организованного на базе МБДОУ
№ 59 г. Апатиты, январь, 2018 год.
«Игры на развитие воображения
с детьми ОВЗ и детьми инвалидами»
2018
Инклюзивное образование, на сегодняшний день, рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Имеющиеся нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья, создают определенные трудности в приобретении представлений об окружающем мире, приводят к обеднению социального опыта, что отрицательно сказывается на развитии воображения. Как следствие недоразвитие воображения, препятствует развитию психических процессов, овладению познавательной деятельностью, отрицательно влияет на формировании эмоций, интересов и личности в целом.
Рассматривая этапы и закономерности развития воображения в онтогенезе, Л.С. Выготский подчеркивал, что способность к воображению не дается от рождения. Она развивается по мере накопления человеком практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций в течение всей жизни.
Анализ научных работ (В.И. Лубовской, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и др.) по изучению воображения детей с отклонениями в развитии (нарушениями анализаторов, задержкой психофизического развития, умственно отсталых), показывает, что воображение у таких детей формируется по тем же законам становления человеческой психики, что и у детей нормально развивающихся. Отмечаются и его специфические особенности, зависящие как от характера, так и от причин нарушения.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с окружающим миром.
Осложнения видов игр, которые усваивает ребенок на протяжении дошкольного периода, обусловливает формирование прогрессивных психических изменений. Выступая ведущей деятельностью данного возраста, игра обеспечивает ряд функций для психического развития дошкольников.
«Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:» Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? «
«Выдумай историю»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.
«Продолжи рисунок»
Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.
Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
«Клякса»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.
Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
«Оживление предметов»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной. Представить: пояс — это змея, а меховая рукавичка — мышонок. Каковы будут ваши действия?
«Нарисуй настроение»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Материал: бумага, акварельные краски
Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.
«Рисунки с продолжением»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Материал: бумага, акварельные краски
Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.
«Новое назначение предмета»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета. Предмет может «гулять» по кругу, пока для него придумываются новые назначения.
Игра «На что похожи облака?»
Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме. Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.
Игра «Найди недостаток в портрете».
Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.
Ход. Детям раздаются изображения одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей). Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.
Игра « Составь натюрморт».
Цель. Закрепить знания детей о натюрмортах.
Ход. 1задание. Детям даются плоскостные изображений неживой и живой природы. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе.
2задание. Предлагается составить натюрморт из разных предметов (посуда, продукты, цветы, игрушки а также фон для натюрморта). Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определённого вида, дают название работе.
Картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему: Картотека игр для детей с ОВЗ
Картотека игр для детей с ОВЗ.
Игры по русским народным сказкам.
Игры с детьми 3-4 лет
Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (3-4 года)
Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Количество играющих: 5-6 детей
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» (3-4 года)
Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Количество играющих: 4-6 детей
Игровое правило: внимательно слушать собеседника
Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» (3-4 года)
по сказке «Курочка Ряба»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
— Курочка Ряба, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка Ряба, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Настольно-печатная игра «Парные картинки» (3-4 года)
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
Количество играющих:
Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки
Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.
Игровое действие: поиск нужных карточек.
Настольно-печатная игра «Сложи картинку» (3-4 года)
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность
Количество играющих:
Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку
Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки
Настольно-печатная игра «Лото» (3-4 года)
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках
Количество играющих:
Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке
Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки
Настольно-печатная игра «Домино» (3-4 года)
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку
Количество играющих:
Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки
Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
Игры с детьми старшего дошкольного возраста
Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Количество играющих: неограниченно
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам
Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)
Количество играющих: неограниченно
Материал: картинки с овощами и фанты
Игровое действие:
Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.
Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»
Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов
Количество играющих:
Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку
Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.
Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж
«Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста c ОВЗ».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида»
Картотека: «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста c ОВЗ».
Составила воспитатель:
Генрих И.В.
г. Шарыпово 2016г.
Дидактические игры, используемые на занятиях,
с применением пособия «Семицветик».
1. Дидактическая игра «Собери ромашку».
Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [Л] и [Р]), называет картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно составить предложения с каждой из картинок.
2. Дидактическая игра «В каком королевстве живет звук»
Цель: определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат красного цвета (синего, зелёного). Дети находят картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласный звук (твёрдый согласный, мягкий согласный звук), и выкладывают их на лепестки.
В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, конец, середина).
3. Дидактическая игра «Посади в вагоны»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения, развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Ход игры: В центр цветка выложить картинку вагона с тремя окошками с определенным местом звука в слове, например в середине, и объяснить, что на лепестки цветка надо выложить только те картинки, которые определяют место буквы в слове.
4. Игра «Змейка или колокольчик»
Цель: закрепление понятий «звонкости – глухости» твёрдых и мягких согласных звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего цвета с изображением колокольчика (звонкий звук) или змейки (глухой звук). Дети находят и выкладывают на лепестки соответствующие картинки.
5. Игра «Какая картинка лишняя?»
Цель: развитие фонематических процессов, формирование произвольного внимания, мыслительных операций.
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего звуку цвета, на лепестки – картинки которых начинаются на заданный звук и 1 – 2 картинки с другими звуками. Ребёнок должен найти лишние картинки.
6. Игра «1,2,3 — слог прочти»
Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, закрепление навыков слогового чтения.
Ход игры: Ребёнок прочитывает слоги, даёт характеристику произнесённым звукам. Затем предлагаем придумать слова с любым из прочитанных слогов.
7. Игра «Короткое или длинное»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, формировать произвольное внимание.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением шарика, который имеют одно окно (слова из 1 слога), два, три и четыре соответственно. Дети подбирают подходящие по слоговому составу слова и выкладывают их на лепестки.
Можно предложить игру «Найди лишнюю картинку»: ребёнок отыскивает картинку, не подходящую по слоговому составу.
8. Игра «Подбери картинки на автоматизируемый звук»
Цель: автоматизация, дифференциация звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук. Ребёнок выделяет этот звук и находит аналогичные картинки, выкладывая их на лепестки.
9. Игра: «Признаки времени года».
Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением символа времени года. Ребёнок подбирает подходящие картинки и выкладывает их на лепестки. Задание закрепит представления ребёнка о временах года (признаки, приметы), познакомит с пословицами и поговорками на заданную тему. Также возможно заучивание стихотворений о временах года.
Работа может проводиться по любой лексической теме.
10. Игра «Вкусный сок».
Цель: обогащение словарного запаса, формирование навыков образования относительных прилагательных.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением стакана. Дети на лепестки выкладывают картинки с изображением фруктов и говорят, какой сок получился (лимонный, яблочный и т.д.).
Далее можно предложить составить предложения с полученными прилагательными.
11. Игра «Посчитай-ка».
Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными, автоматизация звука.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук, на лепестки – картинки с изображением цифр от 1 до 9. Ребёнок считает предметы (один помидор, два помидора, … пять помидоров и т.д.).
Возможно составление предложений с полученными словосочетаниями.
12. Игра «С предлогом дружим».
Цель: закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с обозначением предлога, на лепестках картинки с изображением предметов. Ребёнок употребляет слово с предлогом (например, из-под стола, из-под шкафа и т.д.).
После знакомства со всеми предлогами можно выполнять другое упражнение: в центре – картинка с изображением предмета, на лепестках – картинки с обозначениями предлогов.
На всех этапах проводится работа по составлению предложений.
13. Игра «Один — много».
Цель: закрепление умения образовывать существительные множественного числа.
Ход игры: В центр выкладывается картинка логотип игры «Один – много», на лепестках выкладываются картинки с изображением предметов или животных, о которых нужно сказать во множественном числе.
14. Игра «Жадина».
Цель: развитие умения согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с существительными.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картина с изображением «Жадины». На лепестки помещаются картинки, про которые надо сказать моя собака, мой мяч. Можно использовать картинки на определенный автоматизируемый звук.
15. Игра «Назови ласково».
Цель: развитие умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Ход игры: в центр выкладывается картинка логотипа игры, а на лепестки выкладываются картинка на автоматизируемый звук, о которых надо сказать ласково.
16. Игра «Кто что делает?»
Цель: развитие умения спрягать глаголы в настоящем времени.
Ход игры: в центр цветка выкладывается картинка-действие, а на лепестки выкладываются картинки с надписями: Я, ТЫ, ОН, МЫ, ВЫ, ОНИ.
17. Родственные слова
Цель: умение образовывать родственные слова, умение выделять главного слова в группе родственных.
Ход игры: выбранную картинку, поместить в центр цветка и определить, является ли родственным слова, изображенные на картинках к слову в центре, если да, то поместить его на лепесток.
18. Игра «Наоборот»
Цель: развитие умения образовывать антонимы.
Ход игры: в центр цветка выкладывается логотип игры «Наоборот», а на лепестки выкладываются картинки, и предлагается ребенку назвать противоположное по смыслы
Дидактические игры для детей С ОВЗ
Игры для детей с ОВЗ
Игры, подходящие для работы с детьми с особенностями развития.
“Найди отличие”
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
“Ласковые лапки”
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
“Кричалки—шепталки—молчалки”
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.
“Гвалт”
Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
“Менялки”
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого … (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
“Разговор с руками”
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина (рис. 1).
“Говори!”
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”
Рис. 1. “Разговор с руками”:
(Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе (в комнате, классе) потолок?”… “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”… “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
“Броуновское движение”
Цель: развитие умения распределять внимание.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
“Час тишины и час “можно””
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
“Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно-му ребенку (а тот их “не слышит”).
“Передай мяч”
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
“Сиамские близнецы”
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать: лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.” Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинками, головами и др.
“Зеваки”
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
“Колпак мой треугольный” (Старинная игра)
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
“Слушай команду”
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
“Расставь посты”
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
“Король сказал…” (Известная детская игра)
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.
“Запрещенное движение”
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
“Слушай хлопки”
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
“Замри”
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
“Давайте поздороваемся”
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
“Веселая игра с колокольчиком”
Цель: развитие слухового восприятия.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя.
Игры за (столами)
Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.
С этой целью полезно использовать “Пальчиковые игры”, которые приводятся в книге М. Рузиной “Страна пальчиковых игр”, а также в других изданиях. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как “Лестница в небо”, “Кукольный веер”, “Гонки” и др.
Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут “превращаться” то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, приведенных ниже.
“Многоножки”
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
“Двуножки”
Игра проводится аналогично предыдущей, но в вгонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки, между ^двуножками” соседей по парте.
“Слоны”
Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот”, остальные — в “ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры “Кричалки — шепталки — молчалки”.
“Морские волны”
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога “Штиль” все дети в классе “замирают”. По сигналу “Волны” дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”.
“Ловим комаров”
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: “Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет “ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си дит рядом. По команде “Стой!” вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? “Начали!”… “Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!”
Картотека по коррекционной педагогике на тему: Картотека игра с детьми ОВЗ
Картотека музыкально-дидактических игр для детей ОВЗ
«Музыкальный оркестр»
Музыкально-дидактические игры с использованием детских музыкальных инструментов способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.
У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. Игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, способствует развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Знакомство с инструментами осуществляется как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5–7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Применяются разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в записи и т. д. С помощью музыкально-дидактических игр развивается чувство ритма, дети учатся правильно передавать ритмический рисунок знакомых песен и работать над новыми. Для этого используются такие дидактические пособия, как: ложки, погремушки, кубики, колокольчики, палочки, колотушки, молоточки, треугольники.
Знакомство с музыкальными инструментами проводится с учетом возрастных особенностей.
Игра «Определи»
Музыкальный руководитель исполняет на бубне различные ритмические рисунки, которые передают движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя – на нижнюю, зайчика – на среднюю, птичку – на верхнюю). Медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика – быстрым постукиванием указательным пальцем, птички – легким потряхиванием бубна над головой.
Игра «Волшебный мешочек или определи инструмент»
Способствует развитию тембрового слуха. Дети определяют знакомые инструменты на слух, закрепляют навыки игры, исполняют попевки, песенки.
Игра «На чём играю»
Для развития тембрового слуха. Ребята по очереди становятся ведущими и загадывают музыкальные загадки на различных музыкальных инструментах. У всех детей карточки с изображением музыкальных инструментов. Ребенок-ведущий за ширмой проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети определяют звучание инструмента и показывают карточку с его изображением.
Игра «Какая птичка поет?»
Большая и маленькая игрушечные птички находятся на столе. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). После этого музыкальный педагог за ширмой поочередно берет до первой и до второй октавы, предлагает ребятам угадать, какая птичка поет.
Игра «Прогулка»
В качестве игрового материала используются музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает отправиться (мысленно) на прогулку с молоточками. По ходу рассказа педагог ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. Спуск по лестнице – удары по ладони; бег – частые удары; медленные удары мячом о землю – медленные удары молоточком; прыжки через скакалку – удары молоточком ускоряются; редкие капли дождя – редкие удары молоточком; сильный ливень – частые удары молоточком; дети бегут под крышу – быстрые, ритмичные удары молоточком. В дальнейшем дети могут сами придумывать рассказ с использованием молоточка.
Игра «Наш оркестр»
Для игры используются детские музыкальные игрушки и инструменты (треугольники, бубны, колокольчики), большая коробка. Сообщаем ребятам, что им пришла посылка, показываем ее, достаем музыкальные инструменты, раздаем каждому. Все дети по очереди играют на них. Эта игра пробуждает самостоятельную деятельность ребят.
Игра «Музыкальный магазин»
Помогает осваивать какой-нибудь музыкальный инструмент и развивает самостоятельную деятельность. Игровым материалом может выступать игрушечный проигрыватель с вращающимся диском, пластинки с иллюстрациями к знакомым песням, инструменты (баян, аккордеон, металлофон). Ребенок-покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок-продавец должен сыграть на нем ритмический рисунок или мелодию знакомой песни.
Игра «Знакомство»
Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени с одновременным его проговариванием (Ве-ра – два удара, На-та-ша – три удара и т. д.).
Игра «Музыкальное эхо»
Ребенок повторяет сыгранные звуки в заданном ритме. Сначала ритм должен быть самым простым, например два коротких звука, один долгий; четыре коротких звука и один долгий; долгий звук, два коротких и один долгий. Повторять ритм ребенку следует на каком-то одном инструменте, но лучше на том же, на котором играл взрослый.
Игра «Музыкальный клубочек»
Детям выносится коробочка, в котором находится клубочек с нитками. Ребёнок тянет за верёвочку и пропевает любой гласный звук. Когда ребёнок остановится, верёвочку отрезаем. Из верёвочки ребёнок может сложить любой рисунок и попробовать изобразить его голосом. Играть можно в группе детей и составлять совместную картину, которую в итоге пропевают все дети в группе.
Игра «Наше путешествие»
Используются металлофон, треугольник, бубен, ложки, барабан, музыкальный молоточек. Предлагаем детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на музыкальном инструменте.