Дизартрия у детей что это симптомы и лечение: причины, симптомы, классификация и лечение – причины нарушения речи и лечение заболевания

Содержание

что это такое, лечение и формы заболевания

Дизартрия у детей представляет собой сложное речевое расстройство, при котором ребенок не способен произносить слова и предложения внятно и членораздельно. При этом нередко наблюдаются и сбои темпа и ритма речи, в результате которых интонационная окраска речи также не соответствует ее смыслу.

Причины патологии

Распространенность дизартрии у детей составляет не более 6%. При этом патология относится к одной из наиболее распространенных логопедических проблем. Однако изучением и терапией этой проблемы занимаются не только логопеды, но также неврологи и психиатры.

дизартрия у детей

В основе развития дизартрии у детей лежат патологии центральной и периферической нервной системы

В основе развития дизартрии лежат патологии центральной и периферической нервной системы. Они могут появиться как в процессе внутриутробного развития, так и после рождения.

Факторами, провоцирующими возникновение дизартрии у детей во время их пребывания в животе мамы, становятся:

  • возникающая иммунная реакция материнского организма с резус-отрицательной группой крови на резус-положительный плод. Состояние классифицируется как резус-конфликт и с первых месяцев беременности должно быть на особом наблюдении;
  • наличие у беременной соматических заболеваний с хроническим течением;
  • токсикоз и гестоз, провоцирующие гипоксию плода;
  • патологии родовой деятельности;
  • травмы плода, полученные во время его рождения;
  • асфиксия, наблюдающаяся при рождении. Патологическое состояние может возникнуть при длительном пребывании плода в матке после отхождения околоплодных вод, и при обвитии шеи ребенка пуповиной;
  • билирубиновая энцефалопатия, вследствие которой у новорожденных часто развивается ядерная желтуха;
  • недоношенность, срок которой составляет 1 месяц и более.

Дизартрия у детей в дошкольном возрасте может появляться вследствие таких патологий:

  • травмы головы и костей черепа;
  • гнойный отит, развивающийся в среднем ухе;
  • инфекции головного мозга;
  • интоксикации;
  • наследственные заболевания и новообразования в области черепа.

Дизартрия может развиваться у ребенка школьного возраста и взрослого человека на фоне таких состояний:

  • травма головы;
  • проведенные ранее нейрохирургические вмешательства;
  • онкологические образования головного мозга;
  • инсульт;
  • нейросифилис;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз.

Сложность терапии дизартрии всегда напрямую зависит от тяжести имеющихся нарушений работы центральной и периферической нервной систем ребенка.

Виды и стадии дизартрии

По неврологическим показателям речевое расстройство классифицируется с учетом зоны локализации основной патологии. Так, дизартрия бывает:

  • бульбарная. При патологии наблюдаются поражение речевых центров в продолговатом мозге. Состояние сопровождается проблемами с рефлексами сосания и глотания. Также возникают трудности с пережевыванием твердой пищи. Практически все согласные выговариваются одинаково;
  • псевдобульбарная дизартрия. Возникает при повреждении связей между корой головного мозга и черепными нервами. При такой патологии ребенку трудно приподнять кончик языка и удерживать его в одном положении; может возникать насильственный смех и плач;
  • подкорковая, или экстрапирамидная. Проявляется вследствие повреждения подкорковых центров. Речь больного может сопровождаться резкими неконтролируемыми гортанными выкриками. Мышцы лица непроизвольно резко двигаются. Речь нечленораздельная, медленная и постепенно стихающая;
  • мозжечковая дизартрия. Развивается на фоне очагового повреждения проводящих путей и мозжечка. При патологии ребенок может выкрикивать отдельные слоги и слова, речь становится протяжной и медленной. Больной ходит, шатаясь, движения неуклюжие;
  • корковая патология. Возникает по причине воспалительных и деструктивных процессов в мозге. Состояние сопровождается неконтролируемыми мышечными спазмами. Ребенок может не только невнятно произносить слова, но и в отдельных случаях не понимать речь.

В том случае, когда основной причиной развития болезни является детский церебральный паралич (ДЦП), патология условно разделяется на:

  • спастико-паретическую;
  • атактико-гиперкинетическую;
  • спастико-гиперкинетическую;
  • спастико-атактическую.

Патология имеет такие степени тяжести:

  • 1 степень именуется стертой. Наличие у ребенка речевых дефектов обнаруживается только во время логопедического обследования;
  • 2 степень характеризуется понятной речью ребенка, при которой наблюдаются заметные дефекты произношения звуков и слогов;
  • 3 степень устанавливается в том случае, когда речь ребенка понимают только близкие;
  • 4 степень, или анартрия. Речь неразборчива даже для самого близкого окружения ребенка.

В отдельных случаях при 4 степени дизартрии дети не разговаривают вообще.

Признаки патологии

Дефект речи при дизартрии имеет множество специфических симптомов, связанных с недостаточным количеством или патологиями нервных окончаний. К основным признакам патологии относятся:

  • недостаточная или неполная подвижность губных мышц;
  • ограниченный радиус движения языка;
  • отсутствие чувствительности мягкого неба;
  • патология голосовых связок;
  • недостаточно развитая дыхательная мускулатура;
  • патологии строения гортани;
  • невнятность речи.

Дизартрия у детей также сопровождается визуальными физическими дефектами. Проблемы с артикуляцией проявляются повышенной подвижностью либо практически полным отсутствием движений мимических мышц. При гипотонии артикуляционной моторики практически всегда наблюдается плотное смыкание губ и напряженность лица.

При мышечной дистонии язык ребенка неподвижен и вяло лежит в ротовой полости, губы разомкнуты. Одновременно с этим наблюдается слюнотечение, а голос приобретает носовой характер. При попытках заговорить мышечный тонус резко меняется с пониженного на повышенный.

Стертая дизартрия сопровождается небольшим искажением произносимых звуков. При более серьезных степенях патологии ребенок может говорить медленно и протяжно, заменяя при этом отдельные звуки и слоги либо пропуская их во время произношения слов. Из-за анартрии речевые мышцы полностью парализованы и ребенок физически не способен выговаривать слова и слоги.

Дизартрия у детей имеет такие особенности:

  • нарушена артикуляция всех звуков;
  • шипящие и свистящие звуки произносятся сквозь зубы или боковым произношением, при котором кончик языка не вибрирует, а одна его боковая сторона прижата к верхнему ряду зубов;
  • произносимые твердые согласные практически всегда смягчаются;
  • укороченный выдох, при котором речь часто прерывается;
  • глухой и тихий тембр голоса;
  • речь монотонная.

Часто ввиду недостатка общения у ребенка с таким диагнозом наблюдается торможение развития речи, маленький запас слов и дисграфия (нарушение письма).

Диагностика

Постановкой диагноза и последующим лечением больных дизартрией занимается логопед и невролог. Логопед во время первичного приема оценивает как речевые, так и неречевые нарушения. Речевые нарушения определяются после устной и письменной проверки. Устная диагностика включает определение:

  • способа и характера произношения;
  • правильности произношения звуков и слогов;
  • темпа и ритма ведения речи;
  • характер дыхательного ритма во время разговора;
  • разборчивости речи;
  • уровня лексико-грамматического построения предложений во время разговора.

Для проведения диагностики письменной речи ребенку необходимо переписывать отдельные слова и предложения с предоставленного примера, писать под диктовку, читать и пояснять вычитанное, осмысляя полученную информацию.

стертая дизартрия

Диагностика дизартрии у детей позволяет выявить стертые формы

При диагностике неречевых нарушений логопед оценивает работу мимической и артикуляционной мускулатуры, объем их движений и особенности дыхания.

В ходе неврологических обследований могут потребоваться данные МРТ мозга, электромиографии и электроэнцефалографии.

Коррекция дизартрии

Коррекционная терапия включает такие методы:

  • логопедический, общий точечный, артикуляционный и сегменто-рефлекторный массаж;
  • посещение занятий ЛФК;
  • механотерапия;
  • иглоукалывание;
  • применение комплекса упражнений для развития мелкой моторики;
  • дыхательная гимнастика;
  • упражнения для развития голоса.

В дополнение к основным логопедическим методам, лечение может включать в себя сеансы нетрадиционных методов терапии:

  • дельфинотерапия;
  • пескотерапия;
  • изотерапия.

Для достижения положительного результата все назначенные врачом занятия с ребенком должны проводиться ежедневно.

Процесс автоматизации речи и коррекции дизартрии занимает много времени и требует особой настойчивости, потому как первые результаты появляются не ранее, чем через несколько месяцев после начала активных занятий.

Педагогические занятия с логопедом обязательно должны проводиться одновременно с медикаментозной терапией патологии, назначенной неврологом. Наиболее заметный положительный результат от лечения получают пациенты, терапия у которых направлена на устранение первопричины дизартрии.

Прогноз

Нормализации речи до уровня 90-100% можно достичь у пациентов со стертой дизартрией. В таком случае ребенок может учиться в обычной школе, периодически посещая логопедические пункты. При более тяжелых случаях лечение обеспечивает улучшение речи. Однако пациент нуждается в обучении в специализированной логопедической школе.

Читайте в следующей статье: стоит ли делать прививки ребенку

Дизартрия у детей: что это такое, признаки, симптомы и лечение

Дизартрия , нарушение речи. Оно возникает на фоне ухудшении связи между речевым аппаратом и центральной нервной системой. Заболевание проявляется в виде изменения темпа речи, интонации и проблемах с артикуляцией звуков.

Дизартрия у детей что это?

При дизартрии у ребенка наблюдается нарушение всей произносительной части речи и голосообразования. Признаки поражения могут иметь разную выраженность, все зависит от места поражения центральной нервной системы и тяжести дефекта.

Речь ребенка с таким отклонением, будет звучать так, как будто он не может произнести большинство звуков. Например, он будет сильно шепелявить и не выговаривать согласные звуки. Обычному человеку такая речь будет напоминать разговор с набитым ртом.

Дизартрия у детей: что это, признаки, симптомы и лечение

Основные причины

Спровоцировать заболевание могут как внешние факторы, так и уже имеющиеся заболевания. В большинстве случаев избежать возникновения дизартрии у ребенка невозможно. Условия для развития патологии:

  1. Поражение головного мозга. Оно может произойти в результате внутриутробной инфекции, травмы при преждевременных родов или при несовместимости резус-факторов матери и ребенка. Активизировать патологические процессы может тяжелый токсикоз матери или проблемы с развитием плаценты.
  2. Отклонение в работе ЦНС. Такое состояние сопровождается ограничением движения мышц лица. Это характерно для церебрального паралича.
  3. Перенесенный менингит или энцефалит.

Любое из указанных заболеваний может пройти без последствий для организма малыша. Однако, всегда присутствует риск развития дизартрии.

Степени тяжести

Дизартрия имеет несколько степеней тяжести. При легком поражении отсутствуют серьезные нарушения моторики артикуляционного аппарата. В большинстве случае такое состояние возникает на фоне одностороннего поражения нижних отделов передней центральной извилины. Во время проведения неврологического исследования врач видит клиническую картину избирательного поражения мышц артикуляционного аппарата, в частности мышц языка.

Признаки легкой степени дизартрии:

  • ограничения в выполнении тонких и дифференцированных движений языком,
  • периодическое повышение тонуса языка,
  • проблемы со звукопроизношением,
  • нарушенное жевание и глотание,
  • периодические поперхивания,
  • присутствие спазмированности при произношение звуков,
  • медленная речь.

У ребенка возникают проблемы с произношением мягких звуков, так как они требуют дополнительной артикуляции спинкой языка. Все дегенеративные изменения оказывают негативное воздействие на фонематическое развитие малыша. Нарушение грамматического строя или лексики возникают очень редко.

Большинство детей, что страдают от дизартрии, имеют среднюю степень развития болезни. Она возникает из-за обширных односторонних поражений, что локализуются в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. В этом случае возможна недостаточность лицевого гнозиса. Присутствует существенное нарушение мимики. Движение мышц лица практически отсутствует. Ребенку трудно надувать щеки или полностью смыкать губы.

Для средней степени поражения характерны проблемы с движением языка. Пациент не может поднять кончик языка вверх. Голос приобретает носовой оттенок. Наблюдается повышенное слюноотделение, и нарушение жевательного процесса и глотания.

Тяжелая степень заболевания отличается более грубыми и явными нарушениями. В некоторых случаях может наблюдаться анартрия. Речь пациента будет не членораздельной и напряженной.

Возможные осложнения

Дизартрия на начальной стадии опасна для нормального психологического развития ребенка. Недостаточная внятность речи будет препятствовать нормальному общению, а также может вызывать насмешки от других детей. В этом случае социальная адаптация малыша будет проходить проблематично.

Возможное осложнение тяжелой стадии дизартрии , анартрия. Патология возникает в результате глубокого нарушения работы мышечных групп. Лицо ребенка будет напоминать маску, нижняя челюсть немного провисает и движения губ ограничены. Речь полностью отсутствует. Иногда могут присутствовать нечленороздельные звуки.

Диагностика заболевания

Для проведения диагностики необходимо обратиться к детскому неврологу и логопеду. Методы неврологического обследования зависят от тяжести поражений. Чаще всего назначаются следующие диагностические процедуры:

  • МРТ головного мозга,
  • электрофизиологические исследование,
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Параллельно проводится логопедическое обследование. Его цель , оценка речевых и неречевых нарушений. Врач изучает строение артикуляционного аппарата, состояние мимической и речевой мускулатуры. Диагностика устной речи предполагает определение звукопроизношения, разборчивость речи, темпа и ритма. Проводится также и диагностика письменной речи. Ребенку дается текст для списывания и письмо под диктовку. На основе полученных результатов врач ставит диагноз и назначает соответствующее лечение.

Коррекция дизартрии у детей

Лечением и коррекцией речевых нарушений занимается логопед. Для получения максимального терапевтического эффекта родителям рекомендуется тренировать ребенка и в домашних условиях.

Важная часть коррекции отклонения , проведения дыхательной гимнастики. Упражнения можно выполнять в любом месте и положении. Заниматься лучше всего в хорошо проветренной комнате. Длительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. Рекомендуется начинать с 30 секунд, так как у малыша может закружиться голова. Дыхательные упражнения нельзя выполнять перед сном.

Существует большое количество методик и упражнений для тренировки дыхания. Одно из самых простых и эффективных называется &#171,мишка на воздушном шаре&#187,. Алгоритм выполнения:

  1. Исходное положение , лежа на спине, руки должны находиться вдоль туловища,
  2. Ребенок должен представить, что живот , воздушный шар. Когда он делает вдох &#171,шарик&#187, надувается, а при выдохе , сдувается.
  3. На живот ребенка можно положить маленькую игрушку медвежонка или любую другую. Такой прием позволит контролировать правильность выполнения упражнения и сделает его более интересным для малыша.

Коррекция звукопроизношения должна быть комплексной. При необходимости невролог назначает проведение медикаментозного лечения. Рекомендуется прием следующих групп лекарств:

  • сосудистые средства,
  • ноотропы,
  • метаболические препараты,
  • витамины,
  • седативные средства.

Сосудистые препараты позволяют устранить головную боль, головокружение. Ноотропы назначаются при нарушении памяти и задержке психологического развития. Метаболические лекарства позволяют улучшить обмен веществ и предотвращают ослабление памяти. Витамины нужны для поддержания иммунной системы ребенка. При повышенной возбудимости малыша, рекомендуется прием седативных препаратов.

Существуют следующие логопедические приемы коррекции:

  1. Подражание. Ребенок должен повторять правильную артикуляцию взрослого.
  2. Механическое воздействие. Логопед использует специальные зонды.
  3. Физиологический. Основной упор делается на артикуляционные упражнения.

На ранней стадии развития заболевания коррекция проводится при помощи дыхательной гимнастики и артикуляционных тренировок.

Профилактика

Профилактику заболевания будущая мама должна начинать еще в период вынашивания малыша. Необходимо следовать таким рекомендациям:

  1. Во время беременности нужно вести правильный образ жизни и следить за питанием.
  2. Следует полностью отказаться от вредных привычек, что предотвратить токсическое воздействие на плод.
  3. Необходимо своевременно лечить заболевания.

Если возникают нарушения речи, то их необходимо корректировать еще с раннего возраста.

Легче всего вылечить стертую форму заболевания. Такая форма отклонения хорошо поддается коррекции и имеет благоприятный прогноз. Другие типы дизартрии требуют более длительного лечения.

Дизартрия , нарушение речи, при котором малыш не может говорить членораздельно. Важно своевременно выявить патологию и начать терапию. Лечение должно быть комплексным. Родителям необходимо уделять особое внимание домашним занятиям.

Дизартрия у детей: что это, признаки, симптомы и лечение Загрузка…

Дизартрия у детей: симптомы, диагностика и лечение детской дизартрии

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением речедвигательного анализатора и нарушением работы мышц артикуляционного аппарата. Данное логопедическое заболевание является очень распространённым (более распространена только дислалия) и встречается у 3-6% детей до подросткового возраста. Основе этого расстройства лежат органические поражения нервной системы, поэтому при диагнозе дизартрия, помимо лечения у логопеда, также необходимы консультации невролога.

Причины развития дизартрии у детей

Причины развития дизартрии у детей. Aksimed.ua.

Чаще всего дизартрия у ребёнка выступает, как расстройство, сопровождающее детский церебральный паралич (в 65-85% случаев) и имеющее те же причины возникновения.


Заболевания и состояния, перенесённые во внутриутробном периоде развития, которые могут вызвать пороки развития нервной системы:

  • тяжелые токсикозы в период беременности у матери

  • патологическое течение беременности

  • резус-конфликт

  • внутриутробные инфекции

  • хронические болезни матери

  • недоношенность и преждевременные роды

  • гипоксия плода в утробе

  • асфиксия или ишемия головного мозга у новорожденных

  • родовая травма

  • тяжелые наследственные заболевания


 

Заболевания и состояния, перенесённые в раннем детстве, которые могут спровоцировать развитие дизартрии:

  • гидроцефалия

  • черепно-мозговая травма

  • нейроинфекции (менингиты, энцефалиты)

  • интоксикации (как ядовитыми веществами, так и при инфекционных заболеваниях)

  • гнойный отит среднего уха


 

Признаки дизартрии у ребёнка


Основным внешним проявлением дизартрии является нечёткая речь из-за нарушения работы речевого аппарата вследствие гипотонии артикуляционных мышц. Однако, помимо сложностей с произношением, ребёнок испытывает и другие проблемы, вызванные бульбарными нарушениями. Самые распространённые симптомы дизартрии:

  • несмыкание губ и самопроизвольное выпадения языка наружу

  • либо, наоборот, слишком плотно сжатые губы, что вызывается спазмом артикуляционных мышц

  • вялость или полная неподвижность языка вследствие дистония артикуляционных мышц

  • бульбарные нарушения: трудности при приеме пищи (особенно жидкой), частые поперхивания, сложности с глотанием, общее вялое состояние и частые срыгивания у младенцев, гиперсаливация (избыточное выделение слюны и несглатывание её)

  • также у младенцев часто отсутствует лепет в положенном возрасте, а первые слова звучат уже после 2 лет

  • назализация голоса (ребёнок говорит в нос) при отсутствии ринита и прочих ЛОР-заболеваний

  • нарушение речевого дыхания: ребёнку сложно выговорить всю фразу целиком, он делает частые паузы или быстро «задыхается», к концу предложения голос затухает

  • речь немелодична: монотонная, слишком быстрая или, наоборот, растянутая

  • многие звуки в речи искажаются, подменяются другими или пропускаются вовсе (твёрдые звуки смягчаются, речь свистящая или шипящая)
  • из-за гипертонуса голосовых связок голос больного ребёнка обычно очень высокий и даже писклявый

  • иногда из-за паралича речевых мышц может быть полная немота (анартрия)

  • также часто у детей с дизартрией страдает любая мелкая моторика, поэтому они не любят выполнять действия подобной направленности (застёгивать пуговицы, прорисовывать мелкие детали или собирать мелкие конструкторы/головоломки, впоследствии – проблемы с письмом)


Формы и виды дизартрии

Существует несколько классификаций дизартрии: по локализации поражения, по ведущему клиническому синдрому и по степени тяжести заболевания.

Бульбарная дизартрия

Для данной формы дизартрии характерно нарушение или отсутствие бульбарных рефлексов: нарушения сосания и глотания, избыточное слюноотделение, трудности с жеванием, практически полное отсутствие мимики. Голос обычно гнусавый, хриплый, очень тихий, все согласные звуки однообразны.

Псевдобульбарная дизартрия

Это состояние вызвано гипертонусом мышц речевого аппарата либо спастическим параличом. Самой характерной картиной являются нарушения работы мышц языка, гиперсаливация, частое поперхивание. Нарушено произношение сонорных (звонких, но не имеющих глухой пары), шипящих и свистящих звуков.

Корковая дизартрия

Основная причина корковой дизартрии — нарушение произвольной артикуляционной моторики, в то время как речевое дыхание и часто интонационная составляющая сохранны.

Подкорковая дизартрия

Для данной формы характерны гиперкинезы – непроизвольные движения, в частности мимические и артикуляционные. В процессе речи гиперкинезы усиливаются, что может привести к артикуляционному спазму, что ведёт к перепадам тембра (то низкий хриплый, то высокий, писклявый) и силы голоса (то шёпот, то выкрики). Также страдает темп речи и может возникать заикание (как проявление гиперкинеза).

Мозжечковая дизартрия

При данном состоянии речь больного отрывиста, толчкообразна и больше похожа на скандирование, чем на плавную речь. Также характерна атаксия (тремор и слабость конечностей, шаткость походки, нарушения координации движений и равновесия).

 

Также иногда выделяют холодовую дизартрию, которая проявляется при сильных изменениях температуры в помещении, где находится ребёнок. Причиной такого состояния является нервно-мышечное заболевание миастения.


Логопеды выделяют 4 степени тяжести заболевания:

  1. Лёгкая степень (стёртая дизартрия) – окружающими обычно не регистрируется, но логопед сразу же заметит нарушения

  2. Средне-лёгкая степень – речь понятна окружающим, но уже явно заметны нарушения

  3. Степень средней тяжести – речь сильно нарушена, ребёнка понимают только люди, которые с ним часто общаются (родители) и то лишь потому, что уже знают, как ребёнок искажает каждое слово

  4. Тяжёлая степень (анартрия) – речь либо непонятна вообще никому либо совсем отсутствует


Диагностика дизартрии у детей

При речевых нарушениях ребёнка в первую очередь необходимо сводить на консультацию к неврологу, который проведёт необходимые исследования и сможет правильно диагностировать дизартрию. Помимо неврологических тестов и регистрации объективных данных врач невролог назначит:

  • электроэнцефалографию

  • электромиографию или электронейрографию

  • эхо-исследование или МРТ головного мозга

  • трансканальную магнитную стимуляцию


 

После получение результатов этих исследований ребёнок направляется на консультацию к логопеду, который также проведёт логопедические пробы для определения формы и степени заболевания.

Лечение  дизартрии у детей

Лечение  дизартрии у детей. Aksimed.ua.

Лечением дизартрии дальше занимается врач логопед. В ходе логопедических занятий ребёнок будет развивать:

  • мелкую моторику рук

  • моторику речевого аппарата

  • дыхание

  • интонацию, тембр и силу голоса

  • правильное звукопроизношение


 

Помимо занятий с логопедом важно, чтобы ребёнок получал медикаментозное лечение (ноотропы), а также прошёл курс физиотерапии (массажи, ЛФК, акупрессуры и т.д.). Также хорошо себя показывают нетрадиционные виды лечения: игровая, песочная или изотерапия, дельфинотерапия.


В случае ранней диагностики и начала лечения дизартрии, а также несложных органических поражений нервной системы, есть все шансы полностью избавиться от болезни. В то же время нелеченная дизартрия может существенно снизить возможность ребёнка нормально обучаться, а также нарушает нормальные социальные контакты, что может очень негативно повлиять на качество жизни человека.

Дизартрия! Что это? — ВСЁ О ДЕТЯХ

ДИЗАРТРИЯ у детей – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (от полной невозможности говорить, до неразборчивой речи), возникающее в результате поражения ЦНС (центральной нервной системы). Это сложный диагноз, для его подтверждения нужно не только заключение педиатра, но и других врачей, таких как невролог, психиатр и логопед – дефектолог. Встречается дизартрия примерно у 6% детей. И 70 % из них, как правило, с ДЦП. Но в последнее время этот диагноз очень стремительно растёт, и увы детей всё больше и больше с дизартрией.

Для того чтобы говорить мы используем много мышц. К ним относятся мышцы лица, губ, языка и горла, а также мышцы для дыхания. Труднее говорить, когда эти мышцы слабы. Давайте определим признаки и симптомы дизартрии.

Симптомы дизартрии:

Признаки и симптомы дизартрии варьируются, в зависимости от основной причины и типа дизартрии, и могут включать:

  1. Артикуляционные мышцы слабые : ребёнок, сам того не замечая, высовывает язычок, при этом рот полу открыт, губы редко сомкнуты, вялые, или наоборот сильно сжаты;
  2. Повышенное слюноотделение : это может быть ранним признаком дизартрии, если слюни бегут не зависимо от других факторов (например лезут зубы у ребёнка), то это может быть признаком дизартрии.
  3. Искажение звуков в словах : заменяет звуки на другие, пропускает вовсе звуки (одного или сразу несколько)
  4. Нарушение голоса: слишком высокий голос, говорит всегда громко, или наоборот низкий, писклявый.
  5. Нарушение мелодичности речи: речь монотонная, не понятная, слова произносятся слишком быстро, их трудно разобрать
  6. Гнусавость голоса : при отсутствии гайморитов, аденоидов и насморка
  7. Трудности с движением языка или лицевых мышц

В результате этих проблем, детей с дизартрией может быть трудно понять. В некоторых случаях они могут производить только короткие фразы, отдельные слова или вообще не иметь внятной речи.

При дизартрии у вас могут возникнуть трудности с перемещением мышц рта, лица или верхних дыхательных путей, контролирующих речь.

Дизартрия не влияет на интеллект или понимание, но у человека с этим заболеванием также могут быть проблемы в этих областях. Речевые проблемы могут также влиять на социальное взаимодействие, занятость и образование.

Причины дизартрии

Чаще всего причинами дизартрии у детей в перенатальный период являются :

  • Сильный токсикоз во время беременности
  • Хроническая гипоксия плода
  • Острые и хронические соматическое заболевание матери
  • Резус – конфликт
  • Патологическое течение родов
  • Родовые травмы
  • Асфиксия новорождённых различной степени тяжести
  • Ядерная желтуха новорождённых
  • Недоношенность

Мышцы, используемые для речи, контролируются мозгом и нервной системой. Дизартрия может развиться, если любой из них поврежден каким-либо образом.

Мозг подаёт сигнал нашим мышцам и если где то есть проблема, то этот сигнал плохой.

Виды дизартрии

Вид расстройства и его стмпотиатика, зависят от участка пораженнного центра в головном мозге, от этого различают несколько видов дизартрии:

  1. Бульбарная дизартрия : основной признак, это отсутствие мимики. Речевая активность снижена, она очень невнятна, звуки не разобрать. Тихий голос, гнусавость. Акт жевания нарушен, сильное слюнотечение.
  2. Псевдобульбарная дизартрия: характеризуется монотонностью речи, речь замедленная, непонятная.
  3. Корковая дизартрия : структура слова правильная, но слоги ребёнок произносит неверно. Речевая активность затруднена.
  4. Мозжечковая дизартрия : эта форма дизартрии вызывает у детей изменения в тональности и громкости голоса, нарушен речевой поток.
  5. Подкорковая дизартрия : основной признак, что ребёнок говорит в “в нос” и невнятная речь. В некоторых случаях, могут быть, самопроизвольные движения различных мимичиских групп мышц. Такая форма иногда сопровождается заиканием.
  6. Смешанная форма дизартрии : чаще всего возникает из-за травмы у детей в возрасте до 2 лет.

Диагностика дизартрии

Обязательный врач, который будет вести ребёнка с таким диагнозом – это детский невролог. Но одним неврологом не обойтись, обязательно нужно посещать логопеда и возможно даже логопеда – дефектолога. Для начала им предстоит поставить верный диагноз. Невролог назначит пройти ЭЭГ (электроэнцефалографию), МРТ головного мозга, электронейрографию. Логопед отдельно обследует ребёнка, оценивает речь, фонематическое восприятие, когда ребёнок начал говорить, проверяет речевые мышцы, языка, щёк, и по всему этому составляет характеристику болезни.

Ha ocнoвaнии peзультaтoв oбcлeдoвaния нужно определить точный диагноз, дизapтpии это, мoтopная aлaлия, мoтopная aфaзия, или диcлaлия. Так как по своим признаком они могут быть одинаковы, поэтому только специалист поставит точный диагноз.

После заключения невролог и логопед назначают лечение. Обязательно лечение дизартрии требует комплексного лечения. Невролог может назначить:

  • Медикаментозное лечение ноотропными лекарствами (Семакс, Глицин, Энцефабол, Кортексин и т. д.),
  • Физиотерапию
  • Физкультуру с лечебным уклоном (ЛФК)
  • Лечебные ванны
  • Массаж воротниковой зоны

А логопед может порекомендовать логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, он даст рекомендации родителям для занятий, чтобы регулярно заниматься с ним дома. Обязательно нужно будет родителям делать артикуляционную гимнастику с ребёнком, а также уделить внимание развитию речевого дыхания.

Прогноз на выздоровление

Дизартрия лечится очень долго и кропотливо. Очень много усилий нужно приложить самим родителям, им нужно быть исполнительными и обязательными, чтобы выполнять все поручения специалистов. Добиться хороших результатов можно только если коррекция началась рано. Если начать лечение поздно, то прогноз будет на много хуже. Также многое зависит от того, какая именно форма дизартрии.

При лёгкой форме дизартрии, и при условии, что родители будут выполнять все поручения специалистов, речь можно исправить почти полностью. Такие дети даже смогут учиться в общеобразовательной школе.

В остальных случаях возможно только улучшить речевые функции, детям необходимо посещать специальные логопедические сады, где с ними будут родотать логопед и психолог.

Поэтому чтобы придти к хорошему результату, нужно приступать лечению как можно раньше. Так как чудесного излечения ждать не надо, даже самый маленький прогресс в речи – это результат большого труда родителей, невролога, логопеда, массажиста, остеопата.

Хоть и логопеды обычно не берут ребёнка на занятия раньше 4 лет, но родителям отчаиваться не надо, нужно искать логопеда – дефектолога, они обычно работают даже с самыми маленькими пациентами. Но в маленьких населённых пунктах, с этим могут быть проблемы, чтобы найти нужного и тем более хорошего специалиста.

Осложнения дизартрии

Если лечение дизартрии начато поздно, то максимального эффекта не добиться. Поэтому могут возникнуть такие осложнения :

  1. Успеваемость в школе у них на хуже сверстников. Страдает письмо и чтение. Многие не могут справиться даже с программой первого класса. Поэтому лучше заранее начать подготовку к школе.
  2. Проблемы с коммуникацией. У детей с дизартрией проходит сложнее адаптация в детские учреждения. Невнятная речь может стать причиной непринятия ребёнка сверстниками.
  3. Психоэмоциональные нарушения. У детей могут развиться комплексы, они начинают стесняться и замыкаться в себе.

Чтобы не возникли все эти осложнения, нужно как можно раньше начать коррекционную работу. И поставить правильный диагноз.И только после комплексной и совместной работы, врачей, родителей и самого ребёнка, можно добиться хорошего результата. Поэтому нужно не отчаиваться, что вашему ребёнку поставили диагноз дизартрия, а взять себя в руки и провести кропотливую и не лёгкую работу.

Поделиться ссылкой:

Дизартрия у детей

Дизартрия у детейДизартрия – это наиболее тяжелое нарушение речи, так как связано с нарушениями в центральной нервной системе. Это заболевание проявляется нарушением произношения звуков, заменой одних звуков другими, изменение темпа речи, силы голоса. Все это приводит к тому, что речь становится невнятной, тяжелой для восприятия. Дети с дизартрией понимают, что их речь отличается от речи сверстников, им тяжело общаться, трудно находить общие темы для разговоров. Кроме этого, дети раннего возраста достаточно жестоки к тем, кто чем-то отличается от них. Все это в сумме приводит к тому, что дети с дизартрией плохо идут на контакт, они замыкаются в себе и стараются не разговаривать.

Причины и симптомы дизартрии у детей

Симптомы дизартрии развиваются из-за дезорганизованной работы мышц голосового аппарата. В некоторых особо тяжелых случаях у детей может наблюдаться полный паралич голосовых мышц. Помимо симптомов дизартрии детей беспокоит нарушение процессов глотания, они «поперхиваются» при употреблении жидкой и твердой пищи. Паралич мышц может быть не только голосового аппарата, но и мышц лица. В этом случае у детей наблюдается кукольное выражение лица, отвисшая нижняя челюсть, повышенное слюнотечение, невозможность вытянуть губы в трубочку, свернуть язык в трубочку, высунуть язык, происходит сглаживание носогубного треугольника.

Особенностью дизартрии является то, что дети не только не могут правильно произносить слова, но им так же тяжело воспринимать слова. В услышанных словах дети, так же как и при разговоре, производят замену трудно произносимых для них букв. Так если ребенка попросить выбрать из предложенных картинок стол, он выбирает картинку, на которой изображен стул. Это очень затрудняет процесс обучения таких детей в школе, так как они не могут правильно воспринимать школьную программу.

Развитие дизартрии у детей происходит из-за поражения определенных структур головного мозга. Подобное состояние развивается вследствие поражения головного мозга во время беременности или в раннем возрасте. Во время беременности к развитию дизартрии чаще всего приводят внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода вследствие маточно-плацентарной недостаточности, курение матери, резус-конфликт крови матери и ребенка. В раннем детском возрасте данное состояние развивается из-за поражения головного мозга различными инфекционными агентами.

В зависимости от того, какие структурные элементы головного мозга поражаются, принято выделять бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую и псевдобульбарную дизартрию. При каждом из этих видов нарушения речи наблюдаются свои определенные симптомы.

Так при бульбарной форме дизартрии наблюдаются явления паралича мышц лица и голосового аппарата. Это связано с тем, что именно в этой зоне (продолговатый мозг) располагаются центры языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов, которые отвечают за иннервацию данного типа мышц. У детей с подобным нарушением речи наблюдается невнятная речь, при разговоре воздух свободно проходит в полость носа, так как мягкое небо из-за пареза не способно этому препятствовать. Вследствие этого дети говорят как бы в нос. Данная форма дизартрии очень часто развивается при опухолевых поражениях головного мозга.

При подкорковой форме нарушения речи у детей будут наблюдаться явления гиперкинезов. Гиперкинезы – это непроизвольные насильственные сокращения отдельных групп мышц. При дизартрии этими мышцами являются мимические мышцы лица и мышцы голосового аппарата. В данном случае у ребенка наблюдается спокойная правильная речь, которая «срывается» при появлении подобных всплесков гиперкинезов. Чаще всего это происходит при волнении ребенка. В некоторых случаях могут наблюдаться непроизвольные выкрики. Нарушение восприятия речи наблюдается из-за отсутствия плавности в повествовании, постоянно меняющегося тембра и силы голоса. Иногда у детей с подобным нарушением речи может наблюдаться снижение слуха, что еще больше усугубляет проявление дизартрии.

Мозжечковая форма дизартрии в самостоятельном виде встречается довольно редко, чаще всего она сопровождает какую-нибудь другую форму нарушения речи. В изолированной форме она проявляется в виде скандированной речи, которая как бы «разрублена», сопровождается выкриками.
При корковой форме нарушения речи дети способны без проблем произносить отдельные звуки, но когда речь заходит о произношении какого-нибудь слова, особенно если в нем есть сочетание согласных звуков, то в этом случае возникают проблемы с произношением. Дети запинаются, речь останавливается, начинают выпадать звуки в словах, происходит замена одних звуков другими. В некоторых случаях данная форма дизартрии может напоминать заикание.

Псевдобульбарная форма дизартрии – это наиболее часто встречающееся нарушение речи. Это состояние развивается вследствие поражения головного мозга инфекцией, гипоксией в период беременности или в раннем детском возрасте. В этом случае происходит органическое поражение структур головного мозга. По своим проявлением эта форма дизартрии очень близка к бульбарной, но отличается тем, что намного легче поддается коррекции и лечению. Дети сохраняют структуру слова, правильно выставляют ударение, но при сочетании нескольких гласных или согласных букв подряд, происходит их выпадение или замена. Например, стол – ол, лента – лета, духи – дюхи. В некоторых случаях происходит замена одного слова другим, сходным по значению: парта – стол, ветка – палка, ваза – кувшин. Принято различать три степени тяжести псевдобульбарной формы дизартрии.

1. Легкая степень тяжести характеризуется незначительными нарушениями в произношении звуков. Детям с трудом даются только сложные звуки, такие как ж, ш, р, ц, ч. Остальные звуки произносятся с недостаточным участием голоса. При письме у таких детей очень часто происходит замена одних букв на другие. Дети с данным типом заболевания имеют хороший слух, при правильном лечении без каких-либо проблем посещают общеобразовательную школу.

2. Средняя степень тяжести дизартрии встречаются чаще всего. Для детей с данной степенью нарушения речи характерно отсутствие движений мимической мускулатуры лица. Язык очень плохо двигается. Ребенок не может его свернуть в трубочку, поднять вверх и удержать в данном положении. Очень часто дети «поперхиваются» при еде. Затруднено жевание и глотание. Речь очень невнятная, имеет «носовой» оттенок из-за паралича мягкого неба. При произношении звуки в конце слова и при сочетании нескольких согласных подряд теряются и выпадают. Дети с подобными нарушениями речи не могут обучаться в общеобразовательных школах, так как не способны правильно воспринимать школьный материал. Обучение должно проводиться в специализированных логопедических школах.

3. При тяжелой степени нарушения речи у детей наблюдается состояние, которое носит название анартрия. Это состояние характеризуется полным отсутствием движений мимической мускулатуры лица и мышц речевого аппарата. Язык у таких детей неподвижно лежит на дне ротовой полости, нижняя челюсть отвисшая. Речь при таком состоянии полностью отсутствует или наблюдаются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с тяжелой формой дизартрии могут обучаться в специализированных логопедических школах только при сохранении умственной способности.

Лечение дизартрии у детей

При лечении очень важно, чтобы в этом были заинтересованы родители, так как лечебные методики рассчитаны не только на время занятия в логопедическом кабинете, но и в домашних условиях. Для детей с дизартрией основным направлением в лечении является развитие речевой мускулатуры (губы, язык, мягкое небо). Для этих целей целесообразно проводит постепенно усложняющиеся упражнения. Это можно сравнить с обучением ребенка ходьба: сначала ползаем, затем сидим, потом учимся вставать, ходит за ручку и наконец самостоятельная ходьба.

Первое, что необходимо делать ежедневно – это массаж мышц лица. Необходимо слегка поглаживать, затем пощипывать мышцы щек, губ, нижней челюсти. Так же необходимо производить сближение пальцами губ в горизонтальном и вертикальном направлении. Массажировать можно и мягкое небо, но не более 2-х минут. Для этого его поглаживают подушечками указательного и среднего пальца в направлении спереди назад. Очень хороший эффект достигается при самостоятельных занятиях ребенка перед зеркалом, когда он видит, как расположены его губы и язык и старается самостоятельно придать им форму, которую видел ранее при разговоре с взрослыми.

Следующим этапом в лечении дизартрии у детей является применения активной гимнастики речевого аппарата. Для этих целей необходимо производить открывание и закрывание рта, удержание рта открытым или полуоткрытым. Можно производить выдергивание изо рта ребенка прикушенной марлевой повязки. Для гимнастики губ необходимо производить оскал зубов, вытягивание губ в хоботок. Очень хорошо для подобной гимнастики использовать леденец на палочки, который ребенок должен зажимать губами, а вы стараться достать его. Это упражнение очень эффективно, так как при уменьшении диаметра леденца необходимо прикладывать больше усилий.

«Сладкую» гимнастику так же можно использовать и для тренировки языка. В этом случае сладким леденцом производят смазывание попеременно то одного угла рта, то другого, которые ребенок в последствии должен облизать языком. Чтобы способствовать поднятию языка вверх, можно сладкой конфетой смазывать верхнюю губу.

Все эти упражнения можно легко проводить в домашних условиях. Задача логопеда сводится к постепенной постановки произношения различных звуков. Проводится это постепенно, так как есть звуки, которые легко можно поставить (а, п, у, м, к, ы, н и др) и которые очень сложно (р, ш, ж, с, з, ч, щ, т и другие).

Постоянно проводят закрепление ранее изученных звуков. На фоне проводимого лечения дети начинают лучше воспринимать письменные слова, способны усваивать письменный материал. Это является хорошим прогностическим показателем для посещения ребенком общеобразовательной школы.

Помимо тренировки мышц речевого аппарата необходимо проводит гимнастику для пальцев, развивать мелкую моторику пальцев рук. Для этих целей можно применять игры с соломинками и счетными палочками, собирание паззлов, конструкторов.

При раннем начале лечения прогноз у данного заболевания благоприятный. Дети довольно быстро овладевают навыками правильной речи, способны к письму и чтению и успешно обучаются в общеобразовательной школе.

Врач педиатр Литашов М.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *