Для детей разминка для рук – Упражнения для разминки пальчиков

Содержание

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки

Детская пальчиковая гимнастика, разрабатывающая пальцы рук, универсальна и позволяет заниматься с каждым воспитанником по отдельности или с целой группой. Главным критерием для достижения результата является регулярность упражнений. Ежедневные короткие занятия помогают способностям закрепиться и совершенствоваться.

Содержание статьи:

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Пальчиковая гимнастика – это проверенный инструмент для тренировки точности и координации движений верхних конечностей.

Физиологически связь между формированием навыков речи и четкостью выполнения тонких действий руками объясняется соседством в головном мозге областей, контролирующих эти процессы. Потому, упражняя пальцы ребенка уже с первых месяцев, легко можно стимулировать образование способности говорить у детей.

Совершенствование произношения – это не все плюсы занятий на моторику. Воздействие на определенные участки на ладонях и фалангах оказывает благотворное влияние на работу всех систем организма. Делая массаж этих точек или выполняя специальные действия, можно улучшить работу головного и спинного мозга, органов пищеварительной системы, выделительной и кровеносной систем.Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки

В практике дошкольного воспитания задачи для развития моторики пальцев очень распространены и выполняют целый ряд функций. Минутные увлекательные инсценировки с пальцами позволяют избавиться от лишнего напряжения, нервозности, повышенной утомляемости воспитанников, наладить с ними психоэмоциональный контакт.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, проводимая с музыкальным сопровождением, также дает возможность привить любовь к музыке, воспитать чувство ритма, развить музыкальный слух.

Современным детям предоставлено мало возможностей для развития точности движений. Тесная взаимосвязь между возникновением речевых умений и согласованностью движений вынуждает искать способы совершенствования последней.

Совершение несложных заданий тренирует способность запоминания, учит сосредотачиваться, согласовывать произносимые слова с заданной постановкой рук. Кроме того, такого рода игры – отличное средство подготовки основы для формирования навыков письма.

В группах раннего возраста гимнастика более ориентирована непосредственно на движения. Дошкольники постарше занимают более активную позицию в процессе, выполняя необходимые действия и одновременно проговаривая соответствующие слова.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей в воспитательной практике может быть включена по сути в любой режимный момент. С помощью коротких тренировочных комплексов можно легко завладеть вниманием группы, заменяя виды деятельности, совмещать активные спортивные тренировки с другими видами занятий, помочь дошкольникам собраться и сконцентрироваться.

А в ходе проведения всякого рода праздничных мероприятий и конкурсов пальчиковые постановки просто незаменимы.

Участие дошкольников в такого рода театрализованных играх оказывает содействие не только становлению координационных умений, но и стимулирует фантазию и раскрывает творческий потенциал. Представляя себя персонажем повествования, ребенок может сам придумывать реплики или пересказывать уже заученный ранее текст.

Виды пальчиковых игр

Вариантов сценок для развития ловкости манипуляций руками много, но все их условно можно разделить на категории:

  1. Пассивная зарядка. Эти упражнения являются массажем. Такие сеансы рекомендованы для тренировки пальцев верхних конечностей детей самой младшей возрастной группы. Все манипуляции осуществляет взрослый, проговаривая при этом текст, связанный тематически с движениями. Начиная с 3-летнего возраста можно поручить самостоятельное выполнение массирующих движений как подготовку к непосредственной тренировке мышц.Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки
  2. Сгибание и разгибание пальцев. Задания этой группы подходят и малышам, и старшим детям. На этапе ознакомления с зарядкой взрослый может не только демонстрировать правильную технику, но и содействовать движениям ребенка. Но на более поздних этапах рекомендуется самостоятельная работа дошкольников. Воспитатель должен занимать наблюдательную позицию и устно корректировать действия подопечных в случае неточности выполнения упражнения.
  3. Статическая зарядка для пальцев. Суть этих тренировок сводится к изображению посредством кисти руки какого-либо предмета или существа. Задания могут быть продемонстрированы наглядно либо схематически в виде рисунков на карточках.
  4. Динамические движения, инсценировка сюжетов. К этой группе относится и пальчиковый театр.

Перечисленными вариантами занятия для слаженности движений верхних конечностей и пальцев не ограничиваются. Совершенствованию точных манипуляций способствуют такие занятия, как перекатывание объемных тел в ладонях и между пальцами, лепка из пластилина, глины, песка, различные техники рисования, шнуровки, нанизывание и перебирание предметов на нитку.

Эффективны задания, требующие совершения вращательных движений кистью, конструирование, плетение. Такие занятия задействуют все мышцы кисти руки, благотворно воздействуя на координацию и легкость движений.

Подготовка к проведению занятий

Пальчиковая гимнастика категорически не рекомендуется в тот момент, когда дети болеют или испытывают какой-то дискомфорт. В качестве главной рекомендации по освоению упражнений для становления точных движений пальцев рук является положительная атмосфера в коллективе.

Перед воспитателем в первую очередь стоит задача установки эмоционального контакта с каждым ребенком.

В занятия, проводимые с группой, необходимо обязательно вовлечь каждого участника. Важно вызвать интерес к такому виду деятельности и поддерживать его на протяжении всего урока. Нельзя акцентировать внимание, если какое-то действие не получается у малышей сразу. Тем более не стоит давать негативных оценок по этому поводу. Для отработки правильного выполнения нужно просто повторить показ.

Как и в любой зарядке, начинать желательно с разминки. Для этого можно покатать в ладонях карандаш или массажный мяч. Желательно сопровождать манипуляции словами, поскольку так воспитанники учатся слушать и понимать сказанное, сопоставлять смысл текста с производимыми действиями.Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео урокиПальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки

Лучше всего малыши воспринимают упражнения в сочетании с короткими стишками или песенками. Для разминки также подходит легкий массаж каждого пальца в отдельности и всей кисти. Взрослый может легко помассировать детские руки, но можно научить ребенка выполнять самомассаж. Следующей ступенью тренировки выступают непосредственно тренинги.

Продолжительность занятий в разных возрастных группах

Продолжительность занятий для разных возрастов может варьироваться. Как правило, сами тренировки не используются в качестве самостоятельного занятия, а включаются в него как один из элементов.

Потому непосредственно тренинг чаще всего занимает около 5 мин. Поскольку долго удерживать внимание дошкольников из младших групп довольно сложно, то для них рекомендованы более короткие по продолжительности занятия.

Исходя из этого, можно организовывать пальчиковые упражнения с такой продолжительностью:

Возрастная группаВид занятияПродолжительность упражнений
От одного года до двух летМассаж2-3 мин
3-4 годаМассаж

Гимнастика

2-3 мин

Около 5 мин

5-6 летГимнастика5-15 мин

Строгих ограничений по продолжительности тренинга нет. Если задача воспринимается детьми с удовольствием, занятия можно повторить несколько раз. Однако не стоит переусердствовать в этом, чтобы интерес к подобным упражнениям не пропадал.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, как правило, повторяется в течение дня 2-3 раза. Техники можно менять. Но следует также учитывать, что на разучивание движений требуется повторение одного и того же задания ежедневно по крайней мере в течение недели.

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет

  1. Разминка «Пальчики» направлена на отработку сгибания и разгибания пальцев верхних конечностей. Работать нужно с каждой фалангой поочередно, помогая свободной рукой.
  2. Сцена «Ветер» – это иллюстрация целого сюжета. Движения постановки изображают, как ветер раскачивает дерево, как краб шевелит клешнями, как чайка ловит рыбу под водой, как крокодил разевает пасть.
  3. Упражнение «Игрушки» отрабатывает хлопки ладонями и кулаками, постукивания кончиками пальцев по ладони, а также сгибание пальцев и последующее распрямление.

    Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео урокиПальчиковая гимнастика для пальцев рук для детей в стихах

  4. «Колобок – румяный бок». В ходе гимнастики выполняются круговые движения ладонями относительно друг друга, постукивания кулаком одной руки по кончикам пальцев другой, сгибание и разгибание пальцев, скрещивание их в «замок».
  5. Упражнение «Снежинка». Выполнение этого упражнения направлено на закрепление навыка сжимания кулаков, выпрямление пальцев, поочередное постукивание их кончиками по ладони, расслабление мышц ладони с помощью потряхивания руками.
  6. В упражнении «Снежок» задействована рука целиком. Для выполнения производятся движения, изображающие лепку и подбрасывание снежка.
  7. Элементы упражнения «Клен» закрепляют навыки сгибания и выпрямления пальцев, поочередное соединение их кончиков друг с другом, сцепления кистей рук в замок и выполнение ими встряхивающих движений.Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки
  8. Инсценировка сказки «Колобок» включает в себя такие движения, как вращение, встряхивание и махи кистями и всеми конечностями, перебирание пальцами.
  9. Пантомима «У Оленя» затрагивает тренировку мышц как кисти, так и всей конечности в целом. Инсценировка требует растопыривать пальцы, смыкать их кончиками над головой, бегать ими по поверхности, противопоставлять один из них остальным, широко разводить в стороны руки, постукивать кулаком по ладони, использовать мимику и рукопожатия.

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 5-6 лет

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей в возрасте 5-6 лет более разнообразна, поскольку дети уже более внимательны, способны запоминать и воспроизводить гораздо больший объем информации.

Для организации уроков в таких коллективах должно быть подготовлено большее количество вариантов игр. Картотеку упражнений можно подбирать согласно тематике. В то же время нельзя пренебрегать повторением пройденного материала для закрепления полученных знаний и умений.

  • Упражнение «Замок» тренирует навыки переплетения пальцев, сцепление их в замок, вращение сцепленных между собой кистей, постукивание кулаками по поверхности, разъединение сомкнутых в замок пальцев.Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки
  • «Помощники». Отрабатывается вращение пальцами, сгибание и разгибание каждого из них и постукивание ими по ладони, удержание в статическом положении.
  • «Помиримся». Отрабатываются вращение противопоставленными остальным большими пальцами, сгибание и разгибание, смыкание их между собой.
  • «Удивительно». Задачей постановки выступает тренировка сжимания пальцев руки в кулак. В ходе упражнения сначала сжимается один кулак, затем ладонью второй руки нужно помочь сжать кулак еще крепче. В конце упражнения выполняется легкое встряхивание конечностями. Проводить зарядку нужно поочередно для обеих рук.
  • «Прогулка». Инсценировка позволяет поработать над движениями каждого пальца в отдельности. Для выполнения этого упражнения требуется сжать кулак, противопоставив ему палец, с которым в данный момент осуществляется работа – медленное или быстрое постукивание подушечками по поверхности.
  • Пальчиковая сказка «Маланья». В ходе упражнения необходимо выполнять хлопки ладонями, располагая то одну, то другую руку сверху, сомкнуть кончики пальцев над головой, растопыривать их, чертить ими в воздухе, обрисовывая те или иные контуры в соответствии с текстом сказки, изображать при помощи кистей рук чашку и ложку, показывать, как хлопают ресницы.
  • «Шла ворона через поле». Отрабатывает шаги кончиками пальцев по поверхности, элементы счета (дошкольникам необходимо показать определенное количество пальцев), демонстрацию каждого пальца в отдельности, размеренные постукивания кулаками и ладонями по поверхности.Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки
  • Пальчиковая игра «Дети в лес грибной пошли» тренирует перебирание пальцами по поверхности, сгибание или разгибание пальцев при перечислении действий, соответствующих словам.
  • «Корзина с грибами». Перед дошкольниками ставится задача сцепить руки в лодочку, развести их в стороны, согнуть и разогнуть пальцы, противопоставить большой палец прочим пальцам.
  • «Съедобные грибы». С помощью сценки отрабатываются сгибание и разгибание пальцев, шаги пальцами по поверхности, подъем рук вверх с растопыренными пальцами.
  • «Мамы». Для выполнения упражнения потребуется разведение в стороны и обхват себя руками, поочередное сгибание пальцев, сцепление их в замок.
  • Пальчиковая игра «Мамины помощники». Основными элементами гимнастики выступают удары кулаками в такт словам, хлопки и поглаживание ладонями друг о дружку, сгибание пальцев поочередно.
  • «Кто приехал». В ходе занятия отрабатываются быстрое смыкание, хлопки кончиками пальцев поочередно, хлопки в ладоши.
  • «Кто где живет». В постановке выполняются поочередное сгибание пальцев на руке, чередование хлопков в ладоши и ударов кулаков друг о друга.
  • «Белочка». В задании требуется выполнить быстрые шаги пальцами по поверхности, поочередное и синхронное сжимание кулаков на обеих руках.
  • «Голодная мышка». В упражнении выполняются поочередное загибание пальцев на руках, разведение рук в стороны с выпрямленными пальцами.
  • «Лиса». В задании отрабатываются потирание ладоней, растопыривание пальцев, поворот и поглаживание руки с разных сторон, шаги пальцами по поверхности, удары кулаками по поверхности.
  • Гимнастика «Снеговик». Осуществляется воображаемая лепка из комка снега, поглаживание ладонью о сжатый кулак второй руки, подбрасывание снежка в воздух, встряхивание руками, сгибание пальцев руки, шаги по поверхности, посыпание воображаемых крошек на землю, поглаживание рук, повороты рук то вверх, то вниз ладонями, изображение процесса поедания супа и укладывания спать (руки сложены вместе и прижаты к щеке).Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки
  • «Снежный ком». Отрабатывает сжимание ладоней, смыкание кончиков пальцев над головой, вращение кулаком возле кончика носа, описывание сферы в воздухе.
  • «Елка». Пальчиковое задание подразумевает выполнение размеренных хлопков ладонями, ударов кулаками, шагов пальцами по поверхности, разведения рук в стороны, сгибания пальцев на руках поочередно.
  • Постановка «Деревья». Выполняется потирание ладоней, растопыривание пальцев, соединение локтей и выпрямление кистей рук (ствол и крона), встряхивание всеми верхними конечностями, противопоставление указательного пальца прочим, вытягивание рук вверх с выпрямленными пальцами, соединение кончиков пальцев в одну точку (бутон), вращение указательными пальцами, разведение рук в стороны и немного вниз с выпрямленными пальцами, изображение с помощью пальцев гриба (кулак – ножка, ладонь сверху – шляпка).Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки
  • «Листья». Упражнение отрабатывает технику выполнения волнообразных махов ладонями, плавного встряхивания кистей, шагов кончиками пальцев, скрещивания кистей с выпрямленными пальцами, поочередного сгибания пальцев, хлопков ладонями.
  • «Ягоды». От дошкольников требуется поочередно соединить одинаковые пальцы правой и левой руки, пошагать всеми пальцами, согнуть и разогнуть их в соответствии с произносимыми словами.
  • «Фрукты». Для его выполнения потребуется дополнительный атрибут – массажный мяч, который необходимо захватить двумя ладонями. Основные движения гимнастики – смыкание пальцев поочередно, противопоставление большого пальца сомкнутым в кулак остальным.

Правильно организованные занятия по пальчиковой гимнастике вызывают неподдельный интерес у дошкольников. Когда воспитатель умеет создать комфортные для выполнения упражнений условия и грамотно подобрать материал, дети не только с радостью приступают к тренировке пальцев рук, но и проявляют фантазию, придумывая движения к разучиваемым стихам и песням.

Автор: Рафикова Елена

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о пальчиковой гимнастике

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких:

kidteam.ru

«Пальчиковая гимнастика (1-2 класс)»

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинаем разгибать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.

Кто из пальчиков ловчее?

Ручку кто держать умеет?

Пальцы дружно отвечают,

Головами все кивают.

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

Пальцы в гости приходили,

Тук, тук, тук — стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали, там страшный зверь.

Дети постукивают по парте подушечками всех десяти пальцев одновременно. Четверостишие повторяют несколько раз.

Ножки вместе, ровно спину.

Мы сидим за пианино.

Мы разучиваем гамму.

Ножки вместе, спинку прямо.

Дети держат кисти рук над партой и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о парту, как будто играют гаммы. Четверостишие повторяют несколько раз.

Идёт по парте человек,

Переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось? Рожки.

Дети сжимают правую руку в кулачок, затем разгибают указательный и средний пальцы и как будто идут ими по парте. Произнося две последние строчки четверостишия, поднимают два растопыренных пальца вверх. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

Что у нас случилось тут?

Гуси по столу идут.

Остановятся и вот

Нагибаются вперёд.

Упражнение выполняют стоя. Дети кладут ладони на стол пальцами вперёд и переносят вес тела как можно дальше вперёд, оставляя руки прямыми. При этом напрягаются запястья. Повторяют упражнение несколько раз.

Возвращаемся домой,

Но уже бежим спиной.

Это будет потрудней,

Но ты усилий не жалей.

Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой — к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют верхнюю пару и меняют пары местами. Продолжают упражнение в быстром темпе.

Мы бежим сегодня кросс.

Кто обгонит? Вот вопрос.

Обогнать мы всех хотим

И бежим, бежим, бежим.

Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой — к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют нижнюю пару и меняют пары местами. Продолжают упражнение в быстром темпе.

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо — влево. Повторяют четверостишие несколько раз.

Вот за партами ребята

Расшалились, как котята:

Парты пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Дети растопыривают пальцы обеих рук и ставят их подушечками на парту. Затем начинают тереть пальцами парту, подтягивая их к ладони.

Нашу руку разогнём,

Вверх ладонью повернём,

Пальцы на себя потянем —

Выгибать запястье станем.

Дети сгибают правую руку в локте, поворачивают ладонью вверх и левой рукой отгибают вниз пальцы правой руки, выгибая правое запястье. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Без пальто гулял глупышка,

И замёрз он, как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой. Затем то же самое проделывают с мизинцем правой руки. Повторяют упражнение несколько раз.

Мы пришли смотреть балет.

Гаснет в зале верхний свет.

Ах, какой балет хороший!

Мы похлопаем в ладоши.

Дети хлопают в ладоши. Повторяют четверостишие несколько раз.

Вот встречаются зайчата.

Как согреться нам, ребята?

Чтобы побыстрей согреться,

Надо спинками тереться.

Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. Повторяют четверостишие несколько раз.

Мы на парту пальчик ставим.

Снизу — четверо друзей.

А теперь сильнее давим —

Будут пальчики сильней.

Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев — снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее. Повторяют четверостишие несколько раз.

Вот четыре важных братца

Вышли потренироваться.

Надо парту крепче сжать,

Чтобы очень сильным стать.

Дети зажимают край парты указательным и большим пальцами. Указательный палец — под партой, большой — над партой. Затем то же самое проделывают другой рукой. При хорошем исполнении упражнение выполняют двумя руками одновременно.

Мы ручку правильно берём,

Кладём на средний палец,

Теперь большим её прижмём,

А указательным ведём,

Чтобы она качалась.

Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее. Затем то же самое проделывают другой рукой.

Вот стоит большая ёлка,

А на ней растут иголки.

Есть на ёлке также шишки,

А внизу — берлога мишки.

Дети соединяют подушечки больших, указательных и мизинцев обеих рук, а средние и безымянные сгибают и соединяют вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы. Повторяют четверостишие несколько раз.

Строим мы в лесу шалаш.

Будет прочным домик наш.

Столбики мы в землю вроем,

Сверху ветками накроем.

Дети соединяют подушечки больших, указательных, безымянных и мизинцев обеих рук, а средние сгибают и соединяют вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы. Повторяют четверостишие несколько раз.

«Осенние листья»

  Раз, два, три, четыре, пять,

  Будем листья собирать.

  Листья березы,

  Листья рябины,

  Листики тополя,

  Листья осины,

  Листики дуба мы соберем,

  Маме осенний букет отнесем.

 Загибают пальчики, начиная с большого

 Сжимают и разжимают кулачки.

 Загибают пальчики, начиная с большого.

 «Шагают» по столу.

«Кормушка»

  Сколько птиц к кормушке нашей.

  Прилетело? Мы расскажем.

  Две синицы, воробей,

  Дятел в пестрых перышках.

  Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

«Жил да был один налим»

  Жил да был один налим,

  Два ерша дружили с ним.

  Прилетали к ним три утки

  По четыре раза в сутки

  И учили их считать:

  Раз, два, три, четыре, пять.

Движения имитирующие движения плавников. Взмахи ладонями.

  Сжимать и разжимать кулачки.

  Загибать пальчики.

«За ягодами»

  Раз, два, три, четыре, пять,

  В лес идем мы погулять.

  За черникой,

  За малиной,

  За брусникой,

  За калиной.

  Землянику мы найдем

  И братишке отнесем.

Пальчики обеих рук здороваются,

  начиная с большого.

  Оби руки идут по столу.

  Загибают пальчики, начиная с

  большего.

«Мы во двор пошли гулять»

  Раз, два, три, четыре, пять,

  Мы во двор пришли гулять.

  Бабу снежную лепили,

  Птичек крошками кормили,

  С горки мы потом катались,

  А еще в снегу валялись.

  Все в снегу домой пришли.

  Съели суп, и спать легли.

Загибают пальчики, начиная с большого.

  «Идут» по столу указательным и

  средним пальчиками.

  «Лепят» комочек двумя ладонями.

  «Крошат хлебушек»

  Ведут указательным пальцем

  правой руки по ладони левой.

  Кладут ладошки на стол то

  одной, то другой стороной.

  Движения воображаемой ложкой.

  Руки под щеку.

«Елочка»

  Перед нами елочка:

  Шишечки, иголочки.

  Шарики, фонарики,

  Зайчики и свечки,

  Звезды, человечки.

Пальцы рук сплетены, из больших пальцев — верхушка «елочки». Кулачки, указательные пальчики выставлены. «Шарики» из пальцев вверх, вниз «Ушки» из указат. и среднего

 пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты. Ладони сложены, пальцы

 растопырены, средний и указательный стоят на столе.

«Вышел дождик погулять»

  Раз, два, три, четыре, пять,

  Вышел дождик погулять.

  Шел неспешно, по привычке,

  А куда ему спешить?

  Вдруг читает на табличке:

  «По газону не ходить!»

  Дождь вздохнул тихонько:

  — ОХ!

  И ушел.

  Газон засох.

Удары по столу пальчиками.

  «Шагают»

  Удары ладонями по столу.

  Хлопок.

  Хлопки по столу.

«Цветы»

Наши алые цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки,

    Головой качают,

    Тихо засыпают.

Медленно разжимать пальцы из

 кулачков, покачивать кистями рук

 вправо – влево, медленно сжимать

 пальцы в кулаки, покачивать

 кулаки вперёд – назад.

    «Котёнок»

     2             3         4              5

Кусается сильно котёнок – глупыш,

      5                4           3               2

 он думает: это не палец, а мышь

 (смена рук)

      2                3            4             5

    Но я же играю с тобою, малыш,

      5                 4            3            2

 А будешь кусаться–скажу тебе «Кыш!»!

Пальчики «скачут» по столу в

 ритме стихотворения.

«Моя семья»

 Раз-два-три-четыре!

 Кто живет в моей квартире?

 Раз-два-три-четыре-пять!

 Всех могу пересчитать:

 Папа, мама, брат, сестренка,

 Кошка Мурка, два котенка,

 Мой щегол, сверчок и я — вот и

     вся моя семья!

Хлопки на счет.

 Поочередное загибание пальцев.

«Осень»

  Ветер по лесу летал,

  Ветер листики считал:

  Вот дубовый,

  Вот кленовый,

  Вот рябиновый резной,

  Вот березки золотой,

  Вот последний лист осинки

  Ветер бросил на тропинку.

Плавные волнообразные движения ладонями.

  Загибают пальчики на обеих руках.

  Спокойно укладывают ладони на стол

«Летит оса»

Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами

«Верба»

Уж верба, вся пушистая, 

Раскинулась кругом,

Опять весна душистая

 Повеяло крылом. 

Сжимают кулачки, резко разжимают кулачки, крутят руками, машут кистями рук

«Котята»

Вот за партами ребята

расшалились, как котята:

парты пальчиками трут,

словно лапками скребут.

Ребенок ставит подушечки пальцев на стол и иммитирует движение котят, подтягивает пальцы к ладони, а затем оттопыривает. Выполняет сразу двумя руками.

«Овощи»


Мы капусту рубим,

Мы морковку трём

Мы капусту солим,

Мы капусту жмём

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз, пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.

Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти, интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

«Фрукты»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот. 

Будем яблоки крошить

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, 

Угостим честной народ.

 Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки

«размешивают», загибают пальцы по одному, начиная с большого. Опять «варят» и «мешают».

«Медведь»

Без нужды и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый

Слышит – каплет Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода!

Заспешил медведь наружу.

Заливает! Не до сна!

Вылез он и видит: лужи,

Тает снег…Пришла весна!

Сжимают и разжимают кулачки, складывают ладошки вместе, подкладывают под щёку.

Сжимают и разжимают кулачки. Пальчиками стучат по столу, качают головой. Вытягивают руки вперёд, раздвигают пальцы. Указательным и средним пальцами «бегают» по столу.

Сжимают и разжимают кулачки.

infourok.ru

Физминутки для рук и пальцев

Физминутка для рук и пальцев предназначена для организации минутки здоровья на уроке у детей в детском саду.

Цель физкультминутки: снятие утомляемости детей младшей и средней группы, восстановление физических сил дошкольников.

Физминутки для пальчиков на уроках в начальной школе обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

Физкультминутки для уставших пальчиков рук

Пальчиковая гимнастика Цветок

Солнце поднимается – (Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу).
Цветочек распускается! (Разводим одновременно пальцы рук в стороны).
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится. (Сводим пальцы вместе).

Физминутка Обед

Этот пальчик вымыл ручки,
Этот пальчик сел за стол,
Этот пальчик съел весь супчик,
Этот – выпил весь компот,
А вот этот не поел –
Потому и похудел!
(Массируем подушечки пальцев поочередно, начиная с большого и заканчивая мизинцем).

Пальчиковая Физкультминутка

Дети встают из-за парт, становятся в проход так, чтобы можно было вытянуть вперед руку и не задеть товарища.

Вот помощники мои, (вытягиваем ручки вперед)
Их как хочешь поверни. (поворачиваем кистями в разные стороны)
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели (хлопаем в ладоши)
И работать захотели.
Тихо все на место сели. (дети садятся за парты)

Физминутки Мы писали

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали. (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Вы скачите пальчики, (пальчики «скачут» по столу)
Как солнечные зайчики. (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок. (пальчики «скачут» по столу)
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет. (лёгкие движения кистями рук вправо-влево)
Вы не бойтесь ветра, (зайки, «погрозить» пальчиком)
Веселитесь на лужайке. (помахать пальцами обеих рук)

Пальчиковая физминутка

В этой разминке повторяем движения за словами:

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Физминутка для рук «Замок»

(Ладони прижаты друг к другу).
На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок).
Кто его открыть бы смог?
— Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).
— Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).
— Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).
И – открыли! (Расцепляем пальцы).

Физминутка Семья

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(Пальчики сжаты в кулачок. По очереди разгибаем и массируем пальчиками левой руки пальчики правой руки, начиная с большого пальца. Затем повторяем стихотворение и все движения, меняя руки).

Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).
Мы морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Полезные материалы

doshkolnik.net

Сборник «Упражнения для рук» — начальные классы, прочее

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

Г.Ю. Аллакулова

2014

Составитель:

Аллакулова Галина Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «Мамоновская ООШ» Пронского района Рязанской области, 2014.

Данный сборник содержит упражнения для рук.

Цель: предупреждение и снятие утомляемости рук, способствование повышению работоспособности.

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

Г.Ю. Аллакулова

2014

Где ладошки? Тут, тут,

На ладошках – пруд, пруд,

Палец большой – это гусь молодой,

Указательный – поймал,

Средний – ощипал,

Безымянный – печь топил,

А мизинец — суп варил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот. Вот!

Мы писали, мы писали,

А теперь мы тихо встали.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Теперь пальчики сожмем

И опять писать начнем.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди

Встали пальчики – ура

В школу нам идти пора.

                                 * * *

3

Этот пальчик – бабка, этот пальчик – дедка,

Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама

А вот это я – малыш. (хлопки)

1,2,3,4,5 – вышли пальцы погулять

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине

Этот пальчик безымянный…

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал…

Очень ловок и удал.

Долго – долго мы лепили,

Наши пальцы утомили

Пусть немного отдохнут

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведём

И опять лепить начнём.

* * *

4

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведём,

Снова рисовать начнём.

* * *

Мы сегодня рисовали

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём

Снова рисовать начнём

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

 ФИЗМИНУТКА «ПАЛЬЧИКИ»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

1 вариант.

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. (активное сгибание и разгибание пальцев)

5

Пусть немного отдохнут, Снова рисовать начнут. (встряхнуть руками перед собой)

Дружно локти отведем, (энергично отвести локти назад)

Снова рисовать начнем.

2 вариант.

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали, Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем, (плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями)

Ноги вместе, ноги врозь, Заколачиваем гвоздь, (разводить и сводить ноги, притоптывая)

3 вариант.

Долго, долго мы лепили, Наши пальцы утомили, (встряхивание кистями перед собой) Пусть немного отдохнут, И опять лепить начнут. Дружно руки разведем И опять лепить начнем, (отвести руки назад — вниз, отклонившись на спинку стула)

6

4 вариант.

В прятки пальчики играли И головки убирали, (сжимание и разжимание кистей)

Вот так, вот так, Так головки убирали, (сгибание и разгибание 1 и 2 фаланг пальцев)

Физминутка «Деревья в лесу»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу, (плавные покачивания поднятыми вверх руками)

Руки нагнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу, (встряхивание рук перед собой)

В стороны руки плавно помашем Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем — Крылья сложили назад. (2 раза)

7

Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослымЕсли так делать систематически, то ощутим быстрый результат. 
Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. 

Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. 

8

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.


Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

9

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? 

10

1.Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

11

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:


Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём, 
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

12

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

13

ДЛЯ РУК

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

Учитель: Руки подняли и помахали.

Дети: Это деревья шумят.

Учитель: В стороны руки и помахали.

Дети: Это к нам птицы летят.

Учитель: Быстро присели, руки сложили.

Дети: В норке зверюшки сидят.

Учитель: Встали и тихо за парты все сели.

Дети: Дети учиться хотят.

14

kopilkaurokov.ru

Пальчиковая гимнастика для детей 3, 4 и 5 лет в стихах

Развитие умственных способностей ребенка напрямую зависит от развития моторики рук. Это связно со строением коры головного мозга человека: речевые зоны расположены рядом с зоной, отвечающей за движение рук.

Гимнастика для пальцев – первый помощник родителей в гармоничном развитии ребенка. Ее нужно и важно начинать с самого малого возраста. Шуточная и игровая форма упражнений вызовет у малыша массу восторгов, а пальчиковая гимнастика для детей в стихах будет способствовать развитию памяти и усидчивости.

Такое занятие отличный способ отвлечь малыша в дороге, поиграть с ним, научить новым словам, заинтересовать и поработать над усидчивостью.

Давайте подробнее остановимся на пользе тактильных игр для самых маленьких и для детей 4-5 лет.

Пальчиковые игры направлены на развитие:

  • Речи. Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет помогает малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит, занимаясь с пальчиками малыша. Центры мозга, отвечающие за речь, активизируются, развивается словарный запас. Замечено, что пальчиковые игры помогают малышу рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
  • Внимания. У малыша развивается устойчивость, концентрация и объем внимания. Чем младше ребенок, тем ему сложнее сконцентрироваться и «усидеть на месте». Занятия с пальчиками способны заинтересовывать малыша и привлечь его внимание. Такая тренировка внимания поможет ребенку хорошо подготовиться к школе, когда нужно быть внимательным в течение всего урока.
  • Памяти. Все движения пальчиков сопровождаются считалками, стихами или рассказом. Малыш следит за словами, ассоциирует их с движениями собственных пальцев. Это способствует развитию как кратковременной (удержать внимание на объекте), так и долговременной памяти (выучить стишок наизусть).
  • Мелкой моторики. Постоянное повторение упражнений способствует развитию подвижности и гибкости пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика для детей 3 — 4 лет отличается от упражнений для детей 4-5 лет. Набор упражнений усложняется. Так постепенно ребенок учится хорошо владеть своими руками и пальцами. В школе ему будет гораздо проще научиться писать и чертить под линейку.
  • Воображения. Любой рассказ или стихотворение, сопровождающие упражнения, способствуют пробуждению и развитию творческого потенциала малыша. Во время занятий ребенок начинает фантазировать, представлять себе персонажей и объекты стихов. Это поможет ребенку проявить собственное творчество в будущем.

В каком возрасте начинать занятия?

Это тот случай, когда можно сказать, что чем раньше, тем лучше. Но если вы не успели начать рано, то начинайте прямо сейчас!

Тактильный интерес к окружающему миру малыш начинает демонстрировать уже в 4-месячном возрасте: рассматривает людей и объекты, тянет все в рот, трогает предметы и игрушки.

Уже начиная с этого возраста можно и нужно уделять внимание его пальчикам. Легкие движения, массаж, сгибания под добрый голос мамы обязательно понравятся ребенку. Помните считалку про сороку-ворону? Отличные упражнения для первого опыта проведения пальчиковой гимнастики.

Насколько полезны занятия пальчиковой гимнастикой?

Маленький ребенок познает мир с помощью игры. Чем разнообразнее игры, тем интереснее малышу. В Китае и Японии с древних времен используют акупунктурную технику: активация точек на теле человека, которые связаны с нервной системой и внутренними органами. На подушечках пальцев и в целом на кистях рук таких точек очень много. Поэтому при занятиях гимнастикой идет не только умственное развитие малыша, но и укрепление здоровья.

Как заниматься пальчиковой гимнастикой?

Занятия с малышом можно проводить в любое время и в любом месте, постепенно усложняя и увеличивая количество движений. Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет должна быть направлена на развитие не только тактильных ощущений (как для младенцев), но и на развитие творчества. В этом возрасте ребенок уже будет сам проявлять инициативу, менять правила игры, придумывать персонажей. Поддержите его в этом, придумайте вместе с ним веселые истории и стихи.

Утром встали пальчики

(все пальчики вытягиваются)

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять

(по очереди каждый пальчик сгибается)

Потянулись мальчики, будем танцевать

(совершаются вращательные движения)

Не ленитесь пальчики, встаньте же опять

(повторяем каждое движение заново).

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет способна пробудить у ребенка интерес к более серьезному развитию творческих навыков. В этом возрасте воображение ребенка уже достаточно сформировано, и он может сам придумывать игры, новые движения и т.п.

Давайте рассмотрим этапы усложнения пальчиковых игр в зависимости от навыков выполнения и возраста ребенка.

  1. Вначале взрослый сам показывает малышу движения и собственными руками сгибает и массажирует пальчики малыша.
  2. Постепенно ребенок старается самостоятельно повторять движения. Сначала одной рукой, затем двумя. Взрослый помогает малышу своими руками.
  3. Следующий этап: ребенок и взрослый делают гимнастику одновременно, но каждый своими собственными пальцами.
  4. Затем ребенку предлагается самостоятельно выполнить гимнастику под рассказ или стихотворение, которое читает взрослый.
  5. Ребенок самостоятельно рассказывает текст и под него выполняет нужные движения.
  6. Ребенок самостоятельно придумывает движения под текст. А затем может самостоятельно придумывать собственный текст и движения к нему.

Постоянные занятия пальчиковой гимнастикой совершенствуют умственные способности ребенка, улучшают артикуляцию, и подготавливают ребенка к обучению в школе.

Пальчиковая гимнастика в стихах

 

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли (ладошки под щечку).

Рыбка

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)
Два – поймаем. («ловят», приседают)
Три – уроним (встают, «роняют»)
И … сломаем! (топают)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Гости

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

 

Пальчиковая гимнастика для детей 4 — 5 лет заложит хорошую базу для красивой и грамотной речи. Подготовит руку ребенка к письму, разовьет усидчивость и интерес к получению новых знаний.

Преимуществом гимнастики для пальцев и рук можно назвать то, что для ее проведения не требуется особенных навыков и умений. Любой взрослый человек сможет заняться таким видом деятельности с малышом. Есть только одно очень важно условие для успеха: регулярность. Если регулярно уделять занятием 15-20 минут, результаты будут потрясающими.

Начинайте заниматься с младенчества, не бросайте занятия, усложняйте, проявляете творчество и заинтересовывайте ребенка.

С уверенностью можно сказать, что результаты такого развития порадуют и взрослых и детей.

sportgym.by

Учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему: упражнения для рук

Упражнение 1

Стать пятки вместе, носки врозь, плечи слегка отвести назад, голова прямо, руки опустить. Поднять руки вверх, посмотреть на них и опуститься на носки. Опустить руки, стать на всю ступню.

Упражнение 2

Стать пятки вместе, носки врозь, пальцы сжать в кулаки и приставить к плечам. Поднять руки вверх, ладонями внутрь, посмотреть на них. Опустить руки.

Упражнение 3

Стать пятки вместе, носки врозь, руки заложить за голову (пальцами касаться затылка) локти отвести назад. Поднять руки вверх ладонями внутрь, посмотреть на них. Заложить руки за голову.

Упражнение 4

Стать пятки вместе, носки врозь, руки опустить, пальцы в замке. Поднять руки вверх, повернуть ладонями вверх, не размыкая рук, потянуться. Опустить руки.

Упражнение 5

Стать пятки вместе, носки врозь, руки заложить за голову. Развести руки в стороны ладонями вверх (разжать пальцы). Пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам.

Упражнение 6

Стать пятки вместе носки врозь, пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам. Развести руки в стороны ладонями вверх (разжать пальцы). Пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам.

Упражнение 7

Стать пятки вместе, носки врозь, руки опустить. Поднимать и опускать плечи.

Упражнение 8

Стать пятки вместе, носки врозь, руки вытянуть вперёд (или развести в стороны). Сжимать пальцы в кулак и разжимать их.

 

Упражнение 9

Стать прямо, поставить ноги врозь на ширину плеч, руки опустить. Одновременно обхватить правой рукой левое плечо, левой рукой — правое плечо, развести руки в стороны, снова обхватить руками плечи (погреемся). Опустить руки.

Упражнение 10

Стать прямо, поставить ноги врозь на ширину плеч, руки слегка согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Энергично выдвигать руки вперёд (как боксёры)

Упражнение 11

Стать пятки вместе, носки врозь, руки поставить перед грудью. Два-три раза отвести локти назад. Развести руки в стороны, опустить.

Упражнение 12

Стать пятки вместе, носки врозь, руки опустить. Делать прямыми руками попеременно и вместе круговые движения вперёд и назад (как мельница).

 

 

nsportal.ru

Материал по логопедии (1 класс) по теме: Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Доклад

подготовила:

логопед Управления

образования

Нарижняя Е.А.

     

2012 год

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев “отстаёт”, то отстаёт и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась постепенно.

Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.

Учителя в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. Всё это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.

Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Изучив проблему и учтя рекомендации учителей начальных классов, мы предлагаем включать в ежедневные занятия с ребенком задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук.

 Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма. Эти упражнения можно проводить на физ.минутках во время уроков.

1. Пальчиковая гимнастика

1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

3. «Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

5. «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

6. «Рыбка».
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.  

8. «Восьмерки».
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

9.«Собака»

Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается .

10. «Летит оса»

Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами.

11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

  1. Пальчиковые игры

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. 

  1.        “Паучок”

Паучок ходил по ветке,   (Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут”
А за ним ходили детки.         По предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил ,    (Кисти свободно опущены, выполняем                  стряхивающие
Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,  (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять,                  пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки,       (Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке.         (“Паучки” ползают по голове.)

«Гусь»

— Где ладошки? Тут?                    (Спрятать руки за спинную)                                              — Тут!                                              (Протянуть руки вперед ладонями вверх.)                        — На ладошках пруд?                                                                                                   — Пруд!                                                                                                                          — Палец большой – это гусь молодой.(Поочередно загибать пальцы обеих  рук.)                                                                                                 Указательный поймал,                                                                                 Средний гуся ощипал,                                                                                Этот палец печь топил.                                                                                         Этот палец суп варил.                                                                                      Полетел гусь в рот,                        (Разжать кулаки, поднять руки вверх,                                      А оттуда —  в живот!                        встряхнуть кистями.                                                     Вот!                                                  Хлопнуть в ладоши.)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,          (Движения прямыми кистями вниз-вверх.                                                                                           Мы морковку трем,           Движения кулаков к себе и от себя.                                                                                          Мы капусту солим,      Движения пальцев, имитирующие посыпку солью.                                                                                             Мы капусту жмем.          Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)

 «Замок».

На двери висит замок,         (пальцы ритмично соединяются в замок
Кто его открыть бы смог?           несколько раз. )                                                                         Потянули, потянули            (Руки тянутся в разные стороны)                 Покрутили, покружили         (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали,         (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли!                        (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

« Алые цветки»

Наши алые цветки                 ( Ладони соединены в форме тюльпана.                                                                                                           Распускают лепестки.             Пальцы медленно раскрываются. Плавно                                                                                          Ветерок чуть дышит,              покачиваются, затем они медленно                                                                                            Лепестки колышет.                 закрываются. Кисти рук покачиваются.)                                                                                                Наши алые цветки                                                                                            Закрывают лепестки.                                                                                              Тихо засыпают,                                                                                                Головками качают.

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,     Пальцы рук сжаты в кулаки, большие                                                                                                                                                                                            .                                                   пальцы опущены вниз и как бы прыжками                                                                                                                                                                                        .                                                   двигаются по столу .                                                                     А вторые догонять,      Ритмичные движения по столу указательными пальцами                                                                                               Третьи пальчики бегом,    Движения средних пальцев в быстром темпе                                                                                               А четвертые пешком,       Медленное движение безымянных пальцев по столу.                                                                                              Пятый пальчик поскакал,  Ритмичное  касание поверхности стола обоими                                         .                                         мизинцами                                                                                                                       И в конце пути упал.       Хлопок кулаками по поверхности стола.

« Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне, (Руки поставить вертикально, ладони —                                                            друг к другу, округлить.                            Утром весенним раскрыл лепестки.   Развести пальцы.                                          Всем лепесткам красоту и питанье     Пошевелить пальцами.                                                                 Дружно дают под землей корешки.  Ладони — вниз, тыльной стороной       .                                                               друг к другу, пальцы развести.)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *