Доктор комаровский запоры у детей 2 лет: Запор у детей: факты и факторы — Библиотека

Содержание

Запор у детей: факты и факторы — Библиотека

Знаете ли вы, что:

  • среди детей до года от запоров мучается практически каждый пятый;
  • среди детей постарше запоры могут отмечаться у каждого шестого;
  • именно на запоры жалуется четверть всех маленьких пациентов врачей-гастроэнтерологов [1, 2].

Запоры – очень распространенная проблема у детей и взрослых. Все дело в том, что процесс дефекации довольно сложный и зависит от множества разных факторов – от строения кишечника до уровня физической активности. И если возникают сложности хотя бы на одном из этих этапов, появляются запоры.

Запор: что это такое?

В переводе с латыни «запор» (constipatio) означает «скопление». Каловые массы накапливаются в толстом кишечнике и не выходят. Проявляться такое состояние может очень по-разному.

Классический симптом – сокращение числа дефекаций. В разном возрасте малыши какают по-разному. Новорожденный на грудном вскармливании имеет стул столько раз, сколько он ест. После 6 недель груднички могут какать как 12–15 раз в сутки, так и 1 раз в 3–5 дней. Впрочем, если малыш находится на искусственном вскармливании, частота стула более регулярна – 1–4 раза в 24–36 часов.

С введением прикорма стул становится более густым и появляется 1–4 раза в день. У дошкольников считается нормой хотя бы 1 раз в 24–48 часов, у школьников дефекация может происходить 3 раза в неделю – и это тоже вариант нормы [3–5].

Но редкая дефекация – не единственный признак запора. Малыш может какать ежедневно или даже несколько раз в день, но если у него отмечаются боли при дефекации, или плотный, сухой стул, или чрезмерно долгое и сильное натуживание, то это все равно расценивается именно как запор.

В чем причина запора?

95% всех запоров у детей являются функциональными. Это подразумевает, что лишь незначительная часть детей имеет какие-то врожденные особенности строения кишечника. У большинства малышей запоры связаны с внешними проблемами. Из них чаще всего отмечаются:

  • Дефицит воды в питании ребенка. Когда малыш находится на исключительно грудном вскармливании, допаивание ему, как правило, не нужно. Но если кроха получает смесь или уже начал есть прикорм, ему обязательно нужны дополнительные источники жидкости. К сожалению, нет единых норм, сколько надо выпивать воды каждому ребенку. Многое зависит от возраста малыша, особенностей его питания, климата и т.д. Существуют только общие рекомендации: в качестве дополнительной жидкости использовать только воду (не компот, соки, сладкие газированные напитки!) и давать ребенку ежедневно не меньше 100–150 мл воды, помимо супов, кисломолочных напитков, молока и других источников жидкости [6, 7].
  • Дефицит пищевых волокон в питании и излишне измельченная еда. С этим часто сталкиваются родители подрастающих малышей. Любимое чадо охотно ест хлеб, каши, вермишель, но плюется овощными и даже фруктовыми пюре и наотрез отказывается есть пищу кусочками. В результате каловые массы образуются очень медленно, становятся более плотными, дефекация затрудняется – и возникает запор.
  • Психологические проблемы. Это характерно, в частности, для детей, которых слишком рано и слишком агрессивно приучают к горшку. Малыши сдерживают позывы к дефекации, чтобы не садиться лишний раз на горшок, – и через некоторое время организм перестает посылать сигналы о необходимости покакать. Каловые массы долго стоят в прямой кишке, растягивают ее, высыхают – дефекация становится болезненной. А если малышу хоть раз было больно покакать, он будет стараться сдерживаться еще сильнее.

Похожая ситуация может возникнуть и у дошкольника, и даже у первоклассника, если им не нравится туалет. Неудобные унитазы, отсутствие достаточной уединенности, плохой запах, грязь – все это может заставить ребенка сдерживать позывы к дефекации до прихода домой. А дома можно и забыть о том, что надо сходить в туалет. Несколько дней в таком ритме – и запор сформировался.

  • Пищевая аллергия. Чаще всего это аллергия к белкам коровьего молока, но также это может быть и реакцией на другие продукты. Иногда запоры являются единственным проявлением пищевой аллергии, иногда к ним присоединяются боли в животе и/или сыпь на коже. Нередко вместе с пищевой аллергией у ребенка может отмечаться и лактазная недостаточность. В этом случае малышу не хватает ферментов для того, чтобы переварить молоко. Чаще всего это состояние сопровождается разжижением стула, но у 10% детей может проявляться, наоборот, запорами.

И это лишь малая часть причин, вызывающих запоры. Еще есть инфекции, нарушения обмена веществ, дефицит физической активности (да-да, если ребенок мало двигается, у него могут возникнуть запоры!), проблемы с пищеварением и многое, многое другое.

Как помочь ребенку?

Поскольку самостоятельно определить причину запоров у ребенка может быть затруднительно, надо, чтобы малыша осмотрел врач. При необходимости он порекомендует дополнительные анализы и обследования, чтобы уточнить диагноз и подобрать лечение.

Ну а до визита к врачу рекомендуется:

  1. Проконтролировать питьевой режим ребенка. Убрать чаи, сладкие напитки и как можно чаще предлагать обычную воду. Если малыш наотрез отказывается ее пить, ему можно давать по 1–2 ложечки воды каждые 30–60 минут. Две ложечки выпить несложно, а за сутки необходимое количество жидкости такими темпами наберется.
  2. Проанализировать питание ребенка, увеличить количество продуктов, обладающих послабляющими свойствами.
  3. Использовать слабительные средства, чтобы восстановить регулярный стул и исключить развитие болезненных дефекаций, которые только усугубляют проблему.

Какое слабительное средство лучше выбрать?

Выбор слабительных средств сегодня чрезвычайно велик. Здесь и свечи, и сиропы, и микроклизмы, и обычные клизмы… Все они имеют свои плюсы и минусы.

  • Свечи с глицерином. Вероятно, это оптимальный вариант, особенно для детей, страдающих от аллергии. Глицерин гипоаллергенен, эффективно устраняет запоры и не обладает побочными действиями, характерными для других видов слабительных средств. Существуют как свечи для взрослых, так и отдельная детская форма – Глицелакс детский. Глицелакс детский можно использовать даже у малышей начиная уже с 3 месяцев. Для достижения необходимого эффекта достаточно 1 свечки в день.
  • Препараты лактулозы. Лактулоза – это пищевые волокна, которые способствуют дефекации. Надо отметить, что при лактазной недостаточности эти препараты противопоказаны, и в любом случае в первые дни приема они могут вызывать сильный метеоризм и боли в животе.
  • Микроклизмы. Эти средства приносят очень быстрое облегчение: уже через 10–15 минут после использования малыш может начать какать. Однако при введении содержимого микроклизмы в прямую кишку ребенок может испытывать неприятные жгучие ощущения из-за раздражающего действия цитрата натрия. Лаурилсульфоацетат натрия, также входящий в состав микроклизм, может провоцировать развитие аллергии у предрасположенных к ней детей.
  • Обычные клизмы с теплой водой. Средство простое и знакомое, но… отнюдь не каждый родитель может поставить клизму правильно. А неправильно сделанная клизма может вызвать у ребенка массу проблем вплоть до необходимости хирургического вмешательства.

Помните: запор – это серьезная проблема! Ориентируйтесь не только на частоту стула, но и на его характер, боли в животе, боли при дефекации. И при возникновении малейших проблем постарайтесь обратиться к педиатру или гастроэнтерологу. Выбирая – еще до визита к врачу! – слабительное средство для ребенка, постарайтесь отдавать предпочтение низкоаллергенным препаратам с минимумом побочных эффектов.

  1. http://cyberleninka.ru/article/n/hronicheskie-funktsionalnye-zapory-u-detey-ot-ponimaniya-problemy-k-adekvatnomu-lecheniyu
  2. http://www.lvrach.ru/2008/07/5537545/
  3. http://www.aboutconstipation.org/site/symptoms/kids-and-teens
  4. http://www.lvrach.ru/2008/07/5537545/
  5. http://cyberleninka.ru/article/n/hronicheskie-funktsionalnye-zapory-u-detey-ot-ponimaniya-problemy-k-adekvatnomu-lecheniyu

опубликовано 28/04/2016 08:00
обновлено 27/04/2016

СИНДРОМ РАЗДРАЖЕННОГО КИШЕЧНИКА

«Кто раздражает кишечник?»

Ваш ребенок стал жаловаться на боль в животе, у него появился жидкий стул или наоборот запоры. Что же делать? Конечно идти к врачу.

И вот Вы слышите диагноз: «Синдром раздраженного кишечника». Что же это такое, и кто его раздражает? Ранее синдром раздраженного кишечника (СРК) диагностировали только у взрослых, последнее время все чаще СРК определяют у детей.

Синдром раздраженного кишечника (СРК) так называемое функциональное нарушение толстой кишки. Термин «функциональное» показывает, что у вашего ребенка нет органического поражения кишечника, т.е. нет воспаления, язв, трещин, глистов и т.д. Но при этом ребенок жалуется на боли в животе и у него проблемы со стулом.

По определению функциональные нарушения — это разнообразная комбинация желудочно-кишечных симптомов без структурных или биохимических нарушений. То есть, нарушена регуляция деятельности органа — он неправильно работает. Наиболее изучены механизмы нарушений нервной регуляции, обусловленные либо вегетативными дисфункциями, нередко связанными с психоэмоциональными и стрессовыми факторами, либо органическим поражением центральной нервной системы и вегетативной дистонией. При этом нарушается моторика органа в случае СРК – толстой кишки. Кишка начинает сокращаться хаотично, не зависимо от продвижения по ней содержимого. Из-за этого у человека болит живот, появляются запоры или поносы. Помните людей с «медвежьей болезнью» — когда перед экзаменами, собеседованием и т.п. появляется неудержимое желание побежать в туалет, при этом не всегда поход в туалет заканчивается «плодотворно». А некоторые дети от волнения «забывают» ходить в туалет и у них возникают запоры. Со временем состояние ухудшается, так как плотный кал травмирует кишку, дети боятся опорожнять кишечник.

У наших детей график жизни очень напряжен – уроки в школе, домашние задания, дополнительные занятия, компьютерные игры, спорт в результате дети боятся опоздать, не выполнить задание, получить плохую отметку, отстать от друзей и в результате хронический стресс. При этом дети могу не жаловаться Вам. Ребенок становится более раздражительный, плохо засыпает, или наоборот быстро устает днем, вялый, с трудом просыпается утром. Вдруг маленький (или уже «большой») человечек начинает жаловаться перед школой на боли в животе, запоры, поносы. Кто-то тут же вызывает врача, а кто-то наоборот считает все это выдумками «лентяя». Но у него ДЕЙСТВИТЕЛЬНО болит живот, и на самом деле ВСЕ проходит, как только Вы его оставляете дома.

Что же делать, если Вы заметили эти симптомы у ребенка. В первую очередь не волноваться и обратиться к педиатру или гастроэнтерологу.

Не удивляйтесь, когда врач начнет расспрашивать о первом годе жизни вашего малыша (даже если «малышу» пятнадцать лет). У больных с СРК на первом году жизни часто бывают сильные колики, которые не проходят от простых режимных мероприятий. Врач тщательно расспросит сколько раз в день стул у ребенка, утром или вечером, из-за чего болит живот (от голода, после еды, перед школой, экзаменами и т.п.), как ребенок спит, ест, учится. Не удивляйтесь, как уже говорилось, причина болей в животе может лежать не в органе который «болит», т.е. кишечнике, а далеко за его пределами. Дальше врач назначит вашему ребенку разные анализы и обследования, в том числе и эндоскопические – осмотр кишки изнутри. Для уточнения диагноза, возможно, понадобиться консультация невропатолога или психоневролога, гинеколога девочкам и других специалистов. Только убедившись, что у ребенка нет воспаления, глистов, инфекции и т.п. доктор может поставить диагноз синдром раздраженного кишечника.

Если Ваш ребенок похудел, у него периодически поднимается температура без признаков ОРВИ, в стуле была кровь, обратите внимание врача на эти симптомы, любой из них исключает диагноз СРК!

Терапия больного синдромом раздраженного кишечника сложный поэтапный процесс. В начале необходимо нормализовать режим дня ребенка. Соблюдение режима дня одно из основных звеньев терапии у таких детей. Ребенок не должен поздно ложиться спать, перед сном обязательно мягкий душ, проветривание комнаты. Прием пищи у таких детей должен быть в одно и тоже время. Родители должны ежедневно контролировать дефекацию ребенка, при этом не только дошкольника, но и младшего школьника, а в более старшем возрасте надо регулярно расспрашивать своего ребенка был ли у него сегодня стул, какой консистенции, не было ли там каких примесей (кровь, слизь, не переваренная пища).

Пересмотрите учебную нагрузку вашего ребенка. После консультации психоневролога определите, сколько дней в неделю может учиться ваш ребенок, сколько часов в день заниматься на компьютере, и смотреть телевизор. Не забывайте про ежедневные прогулки и достаточную физическую нагрузку.

Постарайтесь выявить что беспокоит ребенка, о чем он переживает.

Медикаментозная терапия синдрома раздраженного кишечника комплексная. Врач назначит препараты нормализующие консистенцию стула, корректирующие моторику кишечника и т.д.

Не забывайте что коррекция неврологических нарушений одно из важных звеней в цепи терапии СРК. Не пренебрегайте назначениями психоневролога. Если у Вас возникают вопросы по поводу назначаемых препаратов, вы опасаетесь давать их своему ребенку, обязательно переговорите с врачом – он или заменит препарат или объяснит его необходимость и безопасность.

В заключение хотелось бы напомнить, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Не забывайте, что большое количество занятий может принести Вашему ребенку не только пользу, но и вред, заранее рассчитывайте возможности вашего малыша, и тогда Ваш человечек будет не только умным, но и здоровым. Будьте здоровы.

true fall red dunks nike boots for women on sale

Доктор Комаровский: для иммунитета ребенка полезен… папа — Караван

Но к “какашкам и соплям” Евгений Олегович все же вернулся. Говорил много обо всем – питании, нагрузках детей, спорте, учебниках…

В Алматы доктор Комаровский приехал по приглашению издательства “Алматыкiтап”, которое внедряет для казахстанских школьников электронные учебники на платформе opiq.kz. Об этом мы подробно рассказывали в “КАРАВАНЕ” (см. материалы “Перезагрузка: что казахстанцев ждет с электронными учебниками”, от 27 марта 2019 г. и “То читать не заставишь, то не оторвешь”, от 24 мая 2019 г.). По словам доктора, у родителей школьников возникает множество вопросов – а не вредит ли зрению столь частое общение с планшетом, компьютером? Ведь делать уроки порой приходится в вечернее время.

Евгений Олегович рассказал, что сам когда-то по два часа читал книги с фонариком под одеялом, но зрение не испортил:
– Очки у детей, потому что света белого не видят! Ребенок, подросток, не важно, должен минимум час в день контактировать с дневным светом. Иначе не будет нормального зрения. Будет близорукость или нет – это наследственность в том числе.

Педиатр поделился таким секретом. Чтобы при работе за монитором снизить нагрузку, используйте “правило трех 20-к” – через каждые 20 минут смотрите по 20 секунд на предмет в 20 метрах от вас. В школе за соблюдением правила может следить дежурный по классу или учитель.

И вообще, согласно мировым исследованиям, детям до 2 лет нельзя общаться с гаджетами, которые мешают им воспринимать мир. К доктору часто приводят на прием детей, которые говорят голосом мультяшки Свинки Пеппы. Смартфон – лучший способ для родителей нейтрализовать ребенка, уверен Комаровский. А попросту – отвязаться от него и заниматься своими делами. С 2 до 5 лет допустимо до 1 часа экранного времени в сутки, до 14 лет – до 2 часов.

– Хотя я прекрасно понимаю – у подростка получается совсем не два часа, – говорит Комаровский. – Взял планшет, а к нему – чипсы, сладкие газированные напитки. Все, лишний вес. Родители должны знать: добавленный сахар страшнее любого планшета! Дайте ребенку обычный компот, фрукты.

В XXI веке не пьют соки, а едят фрукты – клетчатка важна для правильного пищеварения – каждый второй ребенок страдает запорами.

Но вернемся к глазам. Оказывается, когда ребенок или взрослый смотрит на экран, он моргает в 5 раз меньше, чем когда смотрит на зеленую траву. Все это ведет к синдрому сухого глаза – бичу современности. А вот еще любопытное наблюдение: если в доме телевизор или компьютер работают в фоновом режиме, то мама произносит 600 слов в час. Когда он выключен – в разы больше. Получается, в таких семьях телевизор воспитывает ребенка.

По поводу зависимости от гаджетов Комаровский привел пример:
– Давайте рассмотрим зависимость мужчины от женщины. Ему с этой женщиной хорошо, когда из сотни возможных вариантов – поехать с друзьями на рыбалку, пойти в кино и так далее, он выбирает то, от чего сердце радуется. Если ребенок дома один, ему не с кем поговорить, кто в этой зависимости виноват? Ребенок становится зависимым, потому что у него нет ничего другого! Больше всего на свете подрастающему поколению не хватает мамы и папы, общения. А бабушки не должны заниматься внуками. Они должны заниматься дедушками.

Много споров, говорит доктор, вызывают школьные рюкзаки. Максимальный их вес должен составлять 10 процентов от веса ребенка. То есть рюкзак первоклашки в идеале должен весить примерно 3 килограмма. Реально ли это, если носить все учебники, тетради, пенал, физкультурную форму, а еще бутерброды?

– Важно, чтобы в рюкзаке было максимальное количество карманов, тогда нагрузка распределяется более или менее равномерно, – рекомендует доктор. – Желательна фиксация ремнем на талии. Если у ребенка большая попа – для его спины страшен не тяжелый рюкзак с учебниками. Нужны спорт, движение…

А вот еще полезные советы и наблюдения от Комаровского: хрящевая ткань детей, оказывается, очень подвержена воздействию никотина, что ведет к хрупкости костей. Поэтому курильщики папа и мама – плохо!

Если ребенок часто болеет, ходит с насморком, скорее всего, дело в местном иммунитете. Классическая квартира осенью, зимой в Алматы: работают батареи, температура воздуха в ней примерно плюс 26 градусов, влажность 20 процентов. На улице в это время минус 10 градусов, влажность – 100 процентов. Открыли форточку – влажность еще снизилась. Если ребенок живет постоянно в сухом воздухе, у него пересыхает слизистая, а в такой среде микробы размножаются гораздо лучше. Важно довести влажность воздуха в помещении до 40 – 60 процентов. Ну и увлажнять слизистую носа, хотя бы обычной водой.

Самым эффективным средством для повышения иммунитета ребенка Комаровский назвал… папу, который регулярно устраивает прогулки на велосипедах, водит семью в горы, а детей – на спорт, в бассейн и так далее.

АЛМАТЫ

О лекарствах, которые «улучшают работу мозга», или Про ноотропные средства – Лікарняна каса Житомирської області

опубликовано 03/04/2015 13:02 в рубриках Болезни и лечение, Лекарства, автор Комаровский Е.О.

Короткое, печальное, но необходимое предисловие.

Уникальность существующего порядка вещей состоит в том, что

  • подавляющему большинству врачей намного легче ЭТО назначить, нежели объяснить, почему ЭТО ребенку не надо;
  • подавляющему большинству родителей намного легче отправиться в аптеку, купить и неделями скармливать ЭТО собственному ребенку, нежели попытаться прочитать и понять, перечитать и все-таки понять;
  • а для особо впечатлительных ЭТО есть в уколах…

***

Ноотропными называют средства, стимулирующие процессы обмена веществ в нервной ткани.

Фармакологическими эффектами препаратов этой группы являются улучшение памяти и способности к обучению, повышение устойчивости клеток нервной системы к неблагоприятным внешним воздействиям (в частности, к нехватке кислорода).

Все ноотропные препараты (ноотропы) близки по своей химической структуре к естественным биологически активным веществам — нейромедиаторам, витаминам, аминокислотам. Именно этим объясняется тот факт, что большинство ноотропов нетоксичны и не имеют опасных побочных эффектов.

Основные показания к применению ноотропов в детском возрасте:

Упомянутые нами выше фармакологические эффекты выявляются производителями препаратов, сформулированные чуть ниже показания к применению — это опять-таки рекомендации производителей ноотропных средств.

Ноотропные препараты чрезвычайно широко применяются в педиатрии, но широта их применения ограничена главным образом границами бывшего Советского Союза.

Несмотря на огромный опыт использования, несмотря на множество обнаруживаемых в экспериментах положительных свойств, несмотря на чрезвычайную привлекательность выявленных фармакологических эффектов и широту показаний к применению, так вот, несмотря на все это, обосновать пользу и эффективность ноотропных препаратов методами доказательной медицины до настоящего времени никому не удалось.

В это трудно поверить врачам, еще труднее — пациентам и родителям пациентов, но ни в США, ни в Западной Европе ноотропные средства не применяются, поскольку, еще раз повторимся, нет доказательств их эффективности.

Читатели, ознакомившиеся со списком ноотропных средств и обнаружившие в нем известные, можно даже сказать хорошо знакомые, названия лекарств, наверняка ждут от автора подробных рассказов о том, когда и как их надо принимать. И заверения в том, что всё это — препараты с недоказанной эффективностью, могут вызвать несогласие и недоумение: уж слишком активно вошли ноотропные средства в повседневную жизнь врачей, провизоров, пациентов, родственников пациентов.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ребенок (даже абсолютно здоровый ребенок!) появляется на свет с «незрелой» нервной системой, которая очень активно совершенствуется («дозревает») в первые годы жизни. Этот процесс «дозревания» сопровождается, во-первых, множеством специфических симптомов (физиологические рефлексы периода новорожденности, повышенный мышечный тонус, дрожание губ, подбородка и конечностей и т. д. и т. п.), а во-вторых, постоянно присутствующей озабоченностью родителей.

Именно в первые годы жизни родители обнаруживают у детей некие «странности» поведения, которые не могут объяснить, руководствуясь собственным опытом. Именно в первые годы жизни вопросы и сомнения касательно нормальности или ненормальности собственного ребенка постоянно беспокоят всех без исключения мам и пап.

Странности, вопросы и сомнения приводят родителей к врачам.

Главный вопрос выглядит так:

— Нормально или нет в наших летах (вставьте нужный возраст) не… — далее произносится нечто, чего ребенок еще не умеет, — сидеть, стоять, переворачиваться, ползать, ходить, брать, бросать, говорить, посещать туалет, спать всю ночь не просыпаясь, слушаться родителей, читать, считать, петь, рисовать и т. д. и т. п.?

Любой ответ «нормально» фактически означает, что у врача нет сомнений в том, что ребенок здоров и что он не нуждается ни в каком лечении.

И вот здесь фактически моделируется ситуация, когда общество испытывает огромную потребность в лекарствах, которые «улучшают работу нервной системы». Еще раз подчеркиваю: это не потребность ребенка или врача, это — потребность существующей модели человеческих взаимоотношений в системе врач-родители-ребенок.

Униженный государством и юридически беззащитный врач не имеет ни малейшего желания брать ответственность на себя.

Врач точно знает, что, не назначив лекарства, он автоматически становится, с одной стороны, «невнимательным и равнодушным специалистом», а с другой — потенциальным виновником всех теоретически возможных в будущем неврологических неприятностей. «Нам 15, у нас каждый день болит голова, а ведь мы в 6 месяцев были у невропатолога, жаловались на дрожащую губку, а он сказал, что все нормально…»

Родители убеждены в том, что существуют некие волшебные капельки, благодаря которым ребенок научится сидеть, говорить, слушаться маму и ходить на горшок.

Родители, как правило, не сомневаются в том, что неврологические проблемы вообще и разнообразные «отставания-отклонения» легко вылечить: главное — вовремя (!!!) назначить правильное лекарство.

Родители не в состоянии понять, что обмен веществ в нервной ткани ребенка происходит настолько интенсивно, что ускорить его фармакологически практически невозможно.

Имеются лекарства, показавшие в эксперименте свою способность положительно влиять на нервную систему и доказавшие свою безопасность, — многочисленные ноотропные средства.

Лекарства назначаются, и через некоторое время после назначения абсолютное большинство детей действительно начинают сидеть, стоять, переворачиваться, ползать, ходить, брать, бросать, говорить, посещать туалет, спать всю ночь не просыпаясь, слушаться родителей, читать, считать, петь, рисовать и т. д. и т. п. Начинают, разумеется, не потому, что лекарства назначили, а потому, что время пришло, потому, что так задумано великой Природой (Богом, Эволюцией). Но согласиться с тем, что «после лекарства» вовсе не означает «благодаря лекарству», очень сложно…

Таким образом, ноотропные средства позволяют решить множество проблем, поскольку:

  • облегчают бремя ответственности врачей;
  • успокаивают родителей;
  • улучшают материальное положение их производителей и продавцов;
  • в большинстве случаев не вредят пациентам.

Неудивительно, что все описанные проблемы совершенно не волнуют реального владельца страховой компании. Там, где за лечение платит именно частная страховая компания, а не пациент и не коррумпированный чиновник, так вот, там (в мире частного капитала) никто не хочет платить за облегчение, успокоение и «не-вред». Там платят за эффективное лечение, подтверждаемое методами доказательной медицины. А вот с этим проблемы…

Хотелось бы, тем не менее, подчеркнуть, что способность ноотропных средств положительно влиять на обменные процессы в нервной ткани — это вовсе не выдумка алчных фармацевтов, это реально существующий факт.

Ноотропные средства действительно способны:

  • активизировать энергетический обмен в нейронах;
  • усиливать синтез белков;
  • увеличивать скорость передачи импульсов в ЦНС;
  • улучшать поглощение глюкозы нервными клетками;
  • укреплять мембраны клеток.

Эти свойства действительно выявляются в экспериментах. Именно эти свойства позволяют ученым рассматривать ноотропные препараты как очень (!!!) перспективную группу лекарственных средств и продолжать их интенсивное изучение. Именно на основании этих свойств формулируются показания к применению ноотропов.

То есть, учитывая способность ноотропов активизировать, усиливать, увеличивать, улучшать и укреплять, делается предположение, что они помогут при задержке речевого развития или при умственной отсталости. А дальше самое печальное — теоретическое предположение не находит своего практического подтверждения при использовании препаратов у реальных больных.

Неудивительны в этой связи два факта:

  • производители ноотропных препаратов никому не обещают быстрого и значимого действия: — всячески подчеркивается, что эффективность, во-первых, умеренная и, во-вторых, для получения эффекта необходим длительный прием — несколько месяцев;
  • все большее количество фармакологов предлагает рассматривать ноотропные средства не в качестве лекарств, а в качестве биологически активных добавок, потенциально способных улучшить качество жизни.

***

Итак, вы покинули кабинет педиатра или невропатолога и в руках у вас список назначенных средств, а в списке этом — ноотропные препараты.

Вы знаете, что ноотропные средства если и используются, то не просто так, а по вполне конкретным показаниям. И это значит, что если вам назначен препарат из группы ноотропных средств, так это потому, что вашему ребенку установлен конкретный диагноз (список показаний-диагнозов см. выше).

Нет диагноза — нет показаний. То есть назначение ноотропных средств не имеет никакого отношения к повышенному внутричерепному давлению, мышечному гипертонусу, минимальной мозговой дисфункции, пирамидной недостаточности и другим модно-популярным отечественным диагнозам.

Вы опять-таки уже знаете, что эффективность ноотропов не доказана, но вы также знаете о том, что они в большинстве случаев безопасны, а спорить с врачом и брать ответственность за «не лечение» на себя нет ни сил, ни особого желания. Значит, будем лечиться… И главное здесь — не навредить. Поэтому при последующем рассмотрении основных ноотропных препаратов мы поставим во главу угла именно безопасность применения.

Пирацетам

Применяется более 40 лет, являясь фактически родоначальником ноотропных средств.

Выпускается во множестве лекарственных форм, предназначенных как для энтерального, так и для парентерального применения, — таблетки, капсулы, гранулы, сиропы, растворы для в/м и в/в введения.

Пирацетам
Piracetam
ЛуцетамНоотобрил

Ноотропил

Нооцетам

Ойкамид

Пирабене

Пирамем

Стамин

Церебрил

 

Не рекомендуется детям первого года жизни, кормящим матерям и беременным (особенно в первом триместре).

Возможные побочные эффекты — боли в животе, тошнота, рвота, запор, диарея, головокружение, головная боль, психическое возбуждение, двигательная расторможенность, раздражительность, неуравновешенность, снижение способности к концентрации внимания, тревожность, нарушения сна.

Препараты нейроаминокислот

Гаммааминомасляная кислота. Выпускается в таблетках. Принимается внутрь до еды. Усиливает действие снотворных и противосудорожных средств. Возможны тошнота, рвота, бессонница, повышение температуры тела, ощущение жара, одышка, реакции гиперчувствительности.

Гопантеновая кислота. Выпускается в таблетках и сиропе. Во время приема возможны аллергические реакции (ринит, конъюнктивит, сыпь). Не рекомендуется в первом триместре беременности.

Никотиноил гамма-аминомасляная кислота. Используется для энтерального приема (таблетки) и парентерального введения (в/м, в/в — растворы). Применение может сопровождаться тошнотой, головной болью, головокружением, раздражительностью, ощущением тревоги, аллергическими реакциями. Противопоказана беременным и кормящим.

Гидрохлорид гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты — известен под торговым именемфенибут, выпускается в таблетках. Раздражает слизистые оболочки ЖКТ (поэтому противопоказан при язвенной болезни). В начале лечения, как правило, вызывает выраженную сонливость. Также возможны раздражительность, возбуждение, тревожность, головокружение, головная боль, тошнота, аллергические реакции. Не используется при беременности и кормлении грудью.

Глицин. Выпускается в таблетках, предназначенных для рассасывания в полости рта. Переносится очень хорошо — редкие аллергические реакции.

Глутаминовая кислота. Формы выпуска — таблетки и гранулы. Побочные реакции — повышенная возбудимость, рвота, диарея. При длительном применении возможны снижение уровня лейкоцитов и гемоглобина, раздражение слизистой оболочки полости рта, трещины на губах. Противопоказана при лихорадочных состояниях, заболеваниях печени, почек, ЖКТ, кроветворных органов. Во время лечения обязательно следует эпизодически делать клинические анализы крови и мочи.

Нейропептиды

Нейропептиды — это образующиеся в нервной системе молекулы белка, обладающие биологической активностью. Лекарственным средствам, содержащим нейропептиды, присуще определенное ноотропное действие. Некоторые препараты этой группы широко известны и активно применяются в странах, где концепция доказательной медицины пока еще не имеет адекватной реализации. К наиболее известным нейропептидным средствам относятсяцеребролизинкортексинактовегинсолкосерил.

Препараты вводятся главным образом в/м. Переносятся хорошо, но возможны аллергические реакции, иногда очень тяжелые.

Пиритинол

Принимается внутрь (суспензия, таблетки, драже). Имеет внушительный список возможных побочных эффектов — нарушения сна, повышенная возбудимость, головная боль, головокружение, быстрая утомляемость, потеря аппетита, тошнота, диарея, аллергические реакции, СТОМАТИТ, боли в суставах, реакции со стороны системы кроветворения. Противопоказан при гиперчувствительности, эпилепсии, печеночной и почечной недостаточности. Не рекомендуется беременным и кормящим. Во время лечения необходим лабораторный контроль (клинические анализы крови и мочи, печеночные пробы).

Винпоцетин

Рассматривается как препарат комплексного действия. Обладает не только ноотропным эффектом, но и способностью улучшать кровообращение в нервной ткани. Тем не менее многочисленные полезные свойства винпоцетина методами доказательной медицины пока не подтверждаются.

Препарат выпускается в таблетках и растворах для в/в введения. Вводить его в/м нельзя. Противопоказан беременным и кормящим. При приеме внутрь переносится хорошо (редкие реакции гиперчувствительности), при в/в введении возможно снижение АД, головокружение, тошнота, флебит.

Винпоцетин
Vinpocetine
БравинтонВинпотон

Винцетин

Кавинтон

 

Циннаризин

Как и винпоцетин, это препарат комплексного действия. Обладает ноотропными свойствами, но к ноотропным препаратам не относится: последние 50 лет используется в качестве средства, улучшающего кровообращение. Применяется внутрь (капсулы, таблетки).

Циннаризин
Cinnarizine
БалциннарзинВертизин

Дизирон

Стугерон

Циннарон

Циннасан

Циризин

В связи с большим количеством побочных эффектов (сонливость, быстрая утомляемость, головная боль, дрожание конечностей, повышение мышечного тонуса, депрессия, сухость во рту, боли в животе, повышенное потоотделение, аллергические реакции, снижение АД) в настоящее время не рекомендуется ни в качестве ноотропного, ни в качестве сосудистого средства. Применение считается оправданным в комплексной терапии мигрени, головокружения, морской болезни.

***

Список ноотропных средств на этом не заканчивается. Стимулирующее влияние на процессы обмена веществ в нервной ткани — то самое ноотропное действие — представляется очень и очень привлекательным. Неудивительно, что существует множество (сотни!) самых разнообразных лекарственных средств, теоретически обладающих ноотропным действием.

Даже беглое перечисление этих препаратов может занять не один десяток страниц, тем не менее все, что вашему ребенку может быть назначено для «улучшения» нервной системы, — это лекарства с недоказанной эффективностью, находящиеся в 4-й фазе клинических исследований (т. н. постмаркетинговые исследования). Только вы — мамы и папы — вправе решать, будет ваш ребенок участником этих исследований или нет.

(Данная публикация представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент книги Е. О. Комаровского «Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства».)

Запор у детей старше одного года: симптомы и лечение

Запор (con-sti-PA-shun) у детей может вызывать беспокойство у родителей. Иногда у детей плохой стул из-за того, что им не рекомендуется регулярно ходить в туалет. Иногда они просто «слишком заняты» играми или чем-то еще, чтобы проводить достаточно времени в туалете до стула.

Признаки запора

Запор — это изменение привычки стула или кишечника ребенка.У ребенка может быть запор, если его стул слишком твердый, слишком редкий, слишком болезненный, слишком большой, слишком широкий или если он не может все это вытолкнуть.

Другие знаки включают:

  • Боль или спазмы в животе.
  • Очень нечастый, хотя и мягкий стул (менее 1 раза в 3 дня).
  • Загрязнение (у ребенка «авария» в штанах).
  • Болезненный стул или дефекация; иногда табурет выглядит как бревна, сосиски или шарики.
  • Прячась в углу комнаты или внезапно становясь очень тихими и неподвижными, когда в противном случае они были бы игривы и разговаривали.

Что делать

  • Если ваш ребенок приучен к туалету, пусть он или она будет сидеть на унитазе в течение 5 минут после еды каждый день. Дайте ребенку поесть, а затем подождите 20 минут после еды, чтобы он / она сели. Прием пищи должен быть один и тот же каждый день. Это нормально, если они будут сидеть после завтрака, обеда и ужина. Или попробуйте выяснить, в какое время дня ваш ребенок обычно стул, и затем посидите.Подставьте ему под ноги скамеечку. Не позволяйте его ступням болтаться и наклоняйте его вперед.
  • Хвалите ребенка и поощряйте его (наклейки, конфеты и т. Д.) Только за то, что он сидит. Это поможет ему или ей придерживаться регулярного графика. Регулярно проверяйте стул или дефекацию, чтобы знать, что для вашего ребенка нормально, а что нет. Стул должен быть мягким, как пюре, а не твердым.
  • Убедитесь, что ваш ребенок ест фрукты, овощи и цельнозерновые злаки каждый день ( Изображение 1 ).Может оказаться полезным добавление в его рацион ежедневной порции хлопьев с отрубями с изюмом или других хлопьев с высоким содержанием клетчатки.
  • Убедитесь, что ваш ребенок пьет больше воды и фруктового сока между приемами пищи. Может помочь порция сливового сока или чернослива один раз в день.
  • Научите ребенка выходить из игры каждый раз, когда у него есть позыв к дефекации или дефекации.
  • Используйте систему вознаграждения.
  • Постарайтесь сохранять спокойствие и не слишком беспокоиться, если у вашего ребенка не может опорожняться.Дайте ему выйти из ванной и попробуйте еще раз днем.

Чего нельзя делать

Не используйте клизмы, суппозитории или слабительные, если только ваш врач или медсестра не скажут вам об этом!

Никогда не наказывайте своего ребенка, если он не может опорожнить кишечник или пачкает штаны. У детей специально не возникает проблем со стулом или дефекацией. Наказание только мешает им развить привычки к правильному стулу.

Награды

Каждому ребенку нравится видеть, насколько хорошо он справляется с проектом.Всем нравится получать вознаграждение за успех. Каждый раз, когда ваш ребенок сидит на унитазе достаточно долго, чтобы у него был стул или дефекация, давайте ему вознаграждение. Делайте это независимо от того, опорожняется он или нет. Вы можете выбрать простую награду (например, любимую телешоу или стикер). Используйте календарь или ежедневные записи, чтобы отслеживать лишние жидкости, которые он пьет, и время, когда он сидит на унитазе ( Рис. 2 ).

Через несколько недель договоритесь о большей награде за сидение на унитазе. Если вы используете систему поощрений каждый день, со временем ваш ребенок выработает свой собственный график здорового кишечника.

Когда звонить врачу

Обратитесь к врачу вашего ребенка, если произойдет одно из следующих событий:

  • Яркие красные полосы крови в стуле.
  • Запор продолжается 3 дня. Ваш ребенок должен стул ежедневно или через день. Если прошло 3 дня, вам нужно позвонить своему врачу или практикующей медсестре за советом.
  • Боль в животе или прямой кишке, сопровождающаяся запором.
  • Если ваш ребенок продолжает пачкать себя, несмотря на то, что принимает лекарства перорально в соответствии с указаниями врача или практикующей медсестры и выполняет запланированное время посещения туалета.

Если у вас есть какие-либо вопросы, обращайтесь в отдел GI Services по телефону (614) 722-3450.

Запор: дети старше одного года (PDF)

HH-I-15 11/84, редакция 9/12 Copyright 1984-2012, Национальная детская больница

Симптомы и причины запора у детей

Каковы симптомы запора у детей?

Симптомы запора у детей могут включать вашего ребенка

  • опорожнение кишечника менее двух раз в неделю
  • твердый, сухой или комковатый стул
  • затрудненный или болезненный стул
  • говорит вам, что он или она чувствуют, что не весь стул изошел
  • изменение положения, чтобы избежать или задержать опорожнение кишечника, в том числе:
    • стоит на цыпочках, а затем раскачивается на пятках
    • сжимая ягодицы
    • выполняет необычные танцевальные движения
  • Вздутие живота или вздутие живота
  • с дневным или ночным увлажнением
  • стул в нижнем белье, напоминающий понос

Если ваш ребенок избегает испражнения или задерживает его, у него может развиться каловая закупорка.

Когда моему ребенку следует обратиться к врачу?

Вашему ребенку следует обратиться к врачу, если его или ее симптомы длятся более 2 недель или не проходят при лечении в домашних условиях.

Немедленно обратитесь к врачу, если у него запор и любой из следующих симптомов.

  • кровотечение из прямой кишки
  • кровь в стуле
  • вздутие живота
  • постоянная боль в животе
  • рвота
  • потеря веса

Что вызывает запор у детей?

У детей чаще всего запор возникает из-за того, что они задерживают стул, чтобы избежать или отсрочить дефекацию.Когда стул остается в толстой кишке слишком долго, толстая кишка поглощает слишком много жидкости из стула. Затем стул становится твердым, сухим и трудно выводимым. Узнайте больше о пищеварительной системе и о том, как она работает.

Ваш ребенок может задержать или избежать дефекации, потому что он или она

  • испытывает стресс из-за приучения к горшку
  • стесняется пользоваться общественной ванной
  • не хочет прерывать воспроизведение
  • боится болезненного или неприятного испражнения
У детей чаще всего запор возникает из-за того, что они задерживают стул.

Некоторые лекарственные средства

Лекарства и пищевые добавки, которые могут усугубить запор у детей, включают

Некоторые проблемы со здоровьем и питанием

Определенные проблемы со здоровьем и питанием могут вызвать запор у детей

Этот контент предоставляется как услуга Национального института диабета, болезней органов пищеварения и почек. (NIDDK), часть Национального института здоровья. NIDDK переводит и распространяет результаты исследований, чтобы расширить знания и понимание о здоровье и болезнях среди пациентов, медицинских работников и общественности.Контент, созданный NIDDK, тщательно проверяется учеными NIDDK и другими экспертами.

Лечение запора у детей

В разделе:

Как я могу вылечить запор у моего ребенка?

Чаще всего вы можете лечить запор вашего ребенка дома, выполнив следующие действия:

Измените то, что ваш ребенок ест и пьет

Изменение того, что ваш ребенок ест и пьет, может сделать его или ее стул более мягким и более легким для прохождения.Чтобы облегчить симптомы, дайте ему или ей

  • есть больше продуктов с высоким содержанием клетчатки
  • пейте много воды и других жидкостей, если ваш ребенок ест больше клетчатки

Прочтите, что вашему ребенку следует есть и пить, чтобы облегчить запор.

Попросите ребенка пить много воды и других жидкостей, чтобы предотвратить запор.

Измените поведение ребенка

Изменение привычек и привычек опорожнения кишечника может помочь в лечении запора.

  • Попросите вашего приученного к горшку ребенка пользоваться туалетом после еды, чтобы выстроить распорядок дня.
  • Используйте систему поощрений, когда ваш ребенок регулярно пользуется туалетом.
  • Сделайте перерыв в приучении к горшку, пока запор не прекратится.

Как врачи лечат запор у детей?

Врач вашего ребенка может порекомендовать ему сделать клизму или слабительное, чтобы помочь вылечить запор. Большинство слабительных — это лекарства, отпускаемые без рецепта, которые нужно принимать внутрь до тех пор, пока дефекация вашего ребенка не станет нормальной.Врач вашего ребенка может порекомендовать прекратить прием слабительного, как только ваш ребенок станет лучше питаться и работать с кишечником. Вы не должны давать ребенку слабительное, если это не предписано врачом.

Если ваш ребенок принимает лекарство или добавку, отпускаемые без рецепта или по рецепту, которые могут вызвать запор, врач вашего ребенка может порекомендовать прекратить их, изменить дозу или перейти на другую. Перед прекращением приема любых лекарств проконсультируйтесь с врачом вашего ребенка.

Как лечить запор у моего ребенка?

Ваш врач может порекомендовать вылечить геморрой или трещины заднего прохода вашего ребенка до

.
  • Внесение изменений в свой рацион для предотвращения запоров
  • с использованием безрецептурной клизмы или слабительного, рекомендованного врачом вашего ребенка
  • заставить его или ее принять теплую ванну, чтобы успокоить область
Изменение привычки опорожнения кишечника и поведения ребенка может помочь в лечении запора.

Как врачи лечат осложнения запора у детей?

Врачи могут вылечить осложнения запора у детей во время посещения врача. Врач вашего ребенка также может порекомендовать лечение в домашних условиях.

Детям в возрасте 2 лет и старше врач может порекомендовать дать минеральное масло. Ваш ребенок будет принимать минеральное масло через рот или через клизму.

Врач вашего ребенка может вылечить выпадение прямой кишки во время визита в кабинет, вручную проталкивая прямую кишку обратно через задний проход ребенка.Помогать ребенку предотвратить запор — лучший способ предотвратить выпадение прямой кишки.

Как я могу предотвратить запор у моего ребенка?

Вы можете помочь предотвратить запор у своего ребенка с помощью тех же средств, что и при запоре

  • Обеспечьте достаточное количество клетчатки в рационе вашего ребенка
  • Попросите ребенка пить много воды и других жидкостей
  • Сделайте опорожнение кишечника частью повседневной жизни вашего ребенка

Узнайте больше о том, как предотвратить запор у ребенка, изменив то, что он ест и пьет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *