План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа): « Дымковская игрушка. Лошадка »
Рисование. Тема: « Дымковская игрушка. Лошадка »
Программное содержание: Организовать совместную деятельность с целью знакомства с традициями росписи дымковской игрушки. Создать условия для рисования дымковской игрушки – лошадки
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с дымковской росписью.
- Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора.
- Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству.
Ход НОД.
I. Сюрпризный момент.
1.Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, надо отгадать загадку:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я? /дымковская игрушка/
Ну что? Отгадали?
2.А сейчас давайте вспомним, что мы знаем о селе Дымково и о дымковской игрушке.
А для начала послушаем сказку.
Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица — Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить.
Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.
Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.
И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.
Рассказала Настенька о своей мечте.
Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.
Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.
А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков — лошадок, уточек, индюшат и козлят.
А игрушки с тех пор стали называть Дымковские.
Как же было всё на самом деле я вам сейчас расскажу.
Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности.
История создания дымковской игрушки
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Особенности дымковской игрушки
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Процесс изготовления дымковской игрушки
Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:
• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.
Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.
Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.
Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.
П 3.А сейчас мы с вами посмотрим, как выглядит дымковская игрушка.
«Дымковская игрушка на все времена» https://www.youtube.com/watch?time_continue=102&v=x2rfWkmAisw
— А сейчас мы с вами превратимся в настоящих мастеров и будем расписывать дымковскую игрушку.
II. Основной этап занятия.
1.- А какую фигурку вы будете расписывать, вы узнаете, отгадав загадку.
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет поутру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?…
— Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться расписывать фигурку Дымковской лошадки.
— Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности считалось, что фигурка коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла.
2.- Давайте подумаем, из каких элементов будет состоять узор? (круги, волны, точки)
— Какие цвета используют мастера Дымково?
(красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный)
— Какие части мы закрасим полностью? (хвост, гриву, копыта, уши.)
А как расположены узоры на фигурке? (вдоль ног, шеи, туловища)
3.- А сейчас мы приступим к выполнению росписи игрушки коня. У вас уже нарисован шаблон лошадки. Обведите получившийся рисунок черным фломастером.
— Прорисуйте черным цветом гриву, копыта и нос лошадки.
— Нарисуем глазки. А ушки раскрасим в яркий красный цвет.
— А теперь останется нанести узор. Узор на лошадках будем рисовать фломастерами. Цвет может быть у всех разный. А вот форма узора должна состоять из кругов, точек, овалов.
— А теперь нанесите узор на свои фигурки. А я буду помогать тем, у кого возникнут затруднения.
IV. Этап подведения итогов
— Подведем итоги нашей работы.
- — Как называется игрушка, которую мы с вами расписывали?
- — Почему игрушка называется дымковской?
- — Из чего ее лепят?
- Какие дымковские игрушки вы знаете?
- Краски каких цветов мастера используют для росписи?
- Какие узоры используют дымковские мастера для росписи игрушек?
Молодцы! На все вопросы ответили правильно..
-Сегодня на занятии вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывали игрушки. У всех получились очень яркие, красивые лошадки.
Давайте устроим выставку работ и посмотрим, что у нас получилось.
— Занятие окончено. Всем спасибо!!!
НОД по рисованию «Дымковская лошадка» I младшая группа
Конспект НОД по рисованию «Дымковская лошадка» I младшая группа.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие «Изобразительное искусство».
Интеграция областей: развитие речи, чтение художественной литературы.
Цели: познакомить детей с дымковской игрушкой и ее узором, продолжать знакомить с приемом рисования ватной палочкой.
Задачи: — формировать представление детей о народных игрушках и их особенностях;
— развивать эстетическое восприятие, творческое воображение;
— воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.
Словарь: дымковская игрушка, лошадка, нарядная, радостная, весёлая, праздничная.
Оборудование и материал: иллюстрации с изображением дымковских игрушек, дымковские игрушки, шаблон дымковской лошадки на каждого ребенка, краски, ватные палочки, салфетки.
Ход НОД:
Вводная часть (мотивация).
Педагог: — Ребята посмотрите, к нам в гости пришли игрушки. Вы их узнали?
Это дымковские игрушки.
Педагог: — Посмотрите, какие они все яркие, красивые и очень разные. Обратите внимания, все эти игрушки имеют свои традиции. Много- много лет назад, в одном селе люди рано по –утру, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали тогда село Дымково. Люди в том селе были веселые! И делали они игрушки из глины и появились там мастерицы, которые стали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями (пояснение сопровождается показом элементов).
А затем, дымковские мастера выносили свои весёлые игрушки на ярмарки и базары. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Полюбились такие игрушки!
И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки.
Основная часть.
Педагог: — Ребята, какой цвет основы бывают у всех дымковских игрушек?
Ответы детей (только белые)
Педагог: — Какие цвета использованы в украшение игрушек?
Дети: Красный, желтый, голубой, зеленый, оранжевый
Педагог: — Давайте рассмотрим, какие узоры используют мастера дымки?
Ответы детей ( кольцо, круг, точка, прямая линия)
Дидактическая игра: «Найди отличие»
Педагог: — Ребята, посмотрите. Я тоже как мастер разрисовала лошадку, используя цвета и узоры дымки. Лошадке так понравился наряд, она стала веселой. Улыбается. Посмотрите, дети, сколько грустных лошадок. Почему?
Ответы детей. (лошадки не раскрашены, поэтому грустные)
Педагог: Давайте мы им нарисуем наряд, и они будут улыбаться.
Физкультминутка
Ты скачи, скачи лошадка,
Скок, скок, скок,
По дорожке ровной, гладкой,
Скок, скок, скок,
Ты скачи все прямо, прямо,
Скок, скок, скок,
Мимо дома, стой – тут яма,
Цок, цок, цок.
Дети: продуктивная деятельность.
Педагог обращает внимание детей на то, что сегодня рисуем ватными палочками, а не кисточками. Берём ватные палочки, обмакиваем в краску и рисуем синие круги. Затем берём другую ватную палочку, красную краску и ставим маленькие точки. Стараемся соблюдать расположение узора.
Заключительная часть (рефлексия)
Педагог: — Молодцы, дети. Лошадка радуется красивому наряду! Рассматривание и анализ работ.
Вопросы:
Дети, что мы с вами рисовали? 2. Чем украшали? 3. Как называются игрушки?
Дымковская лошадка.
Конспект НОД по рисованию во II младшей группе «Строим башню». (Пирамидку)
Цель: изображение предметов квадратной формы, создавая на их основе целостное изображение.
Задачи: — формировать умение свободно ориентироваться на листе при изображении квадрата;
— развивать логическое мышление, умение красиво располагать рисунок на листе;
— воспитывать уверенность в своих силах.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал: щенок (игрушка), кубики разного цвета и размера,
Альбомные листы формата А5, простые и цветные карандаши.
Ход НОД.
Вводная часть (мотивация).
Педагог: Загадывает загадку.
Я, друзья, совсем не злая.
В дом чужой идет – залаю.
Задавака? Забияка?
Нет! Обычная. (Собака)
Дети: отгадывают.
Щенок:- Здравствуйте, ребята!
— А я вам что-то принёс! (
Щенок: Вы знаете, что можно строить из кубиков?
Дети: отвечают.
Щенок: А что такое «башня»? (Ответы детей)
Педагог: Сейчас мы тебе, щенок, всё покажем.
Основная часть.
Педагог строит из кубиков башню, обобщая ответы детей (кубик, на кубик) ; спрашивает детей, кто выше: башня или щенок (они одинаковы) ; что необходимо сделать, чтобы башня стала выше щенка (добавить ещё один кубик). Все ответы сопровождаются действием.
Педагог: — Что надо нарисовать, чтобы на рисунке получился кубик? Дети отвечают.
Дидактическое упражнение «Выложи башню».
Педагог: — Ребята, башню, которую вы выложили из квадратов можно подвинуть? (можно — дети передвигают её с листа на стол). А можно ли убрать башню с рисунка? (Педагог показывает на нарисованную башню из кубов. ) Почему? (Ответы детей)
Педагог детям даёт показ рисования башни, предварительно спрашивая, что надо нарисовать внизу листа, чтобы поставить башню, и она не упала (
Динамическая пауза:
Это правая рука,
Это левая рука,
Похлопали немножко
Весёлые ладошки.
Наши плечики подняли,
Всем улыбку мы послали.
Дети: продуктивная деятельность.
Педагог обращает внимание на то, как дети держат карандаш, на последовательность линий для квадрата; какой цвет они выберут для следующего кубика.
«
В конце занятия щенок проводит игру «Путаница». Дети выходят из-за столов, отворачиваются, а педагог в это время меняет детские рисунки на столах. После команды щенка («Раз, два, три, свой рисунок ищи! ») все ищут свои работы и садятся на то место, где лежит рисунок.
Заключительная часть (рефлексия). Рассматривание и анализ работ.
Тема: «Дымковская лошадка» рисование
задачи:
— формировать представление детей о народных игрушках и их особенностях;
— развивать эстетическое восприятие, творческое воображение;
— воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.
Тема: «Строим башню» (пирамидка из квадратиков) рисование
задачи:
— формировать умение свободно ориентироваться на листе при изображении квадрата;
— развивать логическое мышление, умение красиво располагать рисунок на листе;
— воспитывать уверенность в своих силах.
http://odezhda-master.ru/product_info.php?products_id=1494205
http://odezhda-master.ru/product_info.php?products_id=1501301
http://odezhda-master.ru/product_info.php?products_id=1494823
http://odezhda-master.ru/product_info.php?products_id=1513645
Конспект по рисованию во второй младшей группе
Тема: «Божья коровка»
Программное содержание:
Цель: создание выразительный образ насекомого – божьей коровки.
Задачи: — формировать умение создавать композицию на основе зеленого листочка.
— развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым;
— воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.
Оборудование:
Игрушка «Божья коровка» или картинка (фото) с изображением божьей коровки. Листы бумаги, вырезанные в форме листика и тонированные в зеленый цвет. Гуашь красная и черная. Кисточки и ватные палочки.
Подкладные листы, неразливайки с водой, салфетки для промокания кисточек.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за божьей коровкой.
2. Разучивание потешки:
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях, (Показ картинки или игрушки). Узнаете?
Это божья коровка Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок.
Расскажите, какие они, божьи коровки? Нравятся ли вам? Почему? Как нужно вести себя при встрече с этим насекомым?
Правильно нужно оберегать божьих коровок. Послушайте рассказ, написанный Андреем Усачевым. В нем рассказывается история одной божьей коровки.
БОЖЬЯ КОРОВКА
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.
— Да ты просто красный жук, — вторили другие. Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
Давайте поможем божье коровки найти черные пятнышки. Мы сейчас с вами нарисуем божью коровку с черными пятнашками. Согласны? Но сначала мы сделаем физкультминутку.
Физкультминутка «Божьи коровки».
Мы божьи коровки (прыжки) —
Быстрые и ловкие (бег на месте)!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы (наклоны)!
И кушать мы давно хотим (гладим животик)…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!
Ребятки, мы с вами сейчас нарисуем на этом зеленом листочке (показ листочка) божью коровку. Вот такую. (Показ выполненного рисунка-образца).
Спинка у Божьей коровки какой формы? Круглой. А какого цвета? Красного. Красную спинку удобно рисовать кисточкой.
Закрашивая спинку, помните, что кистью водим легко, только в одну сторону.
Затем кисточку тщательно промойте в одной воде, прополощите в другой и обмакните ворс кисточки о салфетку. Мы рисуем гуашевой краской, а она не любит лишнюю воду. Теперь обмакните ворс кисточки в черную краску и нарисуйте голову Божьей коровки-полукруг. Закрасьте его.
Нарисуйте на голове усики. Сколько их? Два усика — две маленькие прямые линии. Спинку Божьей коровки разделим пополам линией черного цвета. Ведите линию самым кончиком ворса кисточки.
Какого цвета у Божьей коровки точечки? Черного? Сколько их? Шесть. Чем будет удобнее рисовать точечки? Ватной палочкой.
Нарисуйте три точечки с одной стороны и три с другой.
Какие красивые Божьи коровки получились у вас, ребята. Как настоящие, живые Божьи коровки. Молодцы!
БОЖЬЯ КОРОВКА
План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия по рисованию «Дымковская лошадка» в старшей группе
Конспект занятия по рисованию «Дымковская лошадка» в старшей группе
Цель: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки). Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии). Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная). Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.
Развивающие: развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Материал и оборудование: дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты лошадки, таблицы с изображением элементов дымковской росписи, рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи. Разучивание стихов по теме.
Ход занятия
Воспитатель: — Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша, эта девица-душа
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет.
Песню тихую поет.
О каких игрушках идет речь в этих стихах?
Дети: — О дымковских игрушках.
Воспитатель: — Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках. Назовите их.
Дети перечисляют: — Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…
Воспитатель: — Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.
Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?
Дети перечисляют цвета: — Синий, красный, оранжевый…
Воспитатель: — Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?
Дети: — Белый цвет.
Воспитатель: — Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.
Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.
Дети перечисляют: — Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка).
Воспитатель: — Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг, прямую и волнистую линию…
Дети выполняют задание.
Воспитатель: — А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня. Сначала мы нарисуем мелкие детали — это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза, и какой краской?
Дети. — Глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём «тычка».
Воспитатель. Что ещё мы нарисуем чёрной краской?
Дети. — Ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.
Воспитатель. — А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву?
Дети. — Можно использовать коричневую краску.
Воспитатель. — А чем вы украсите своего коня?
Дети. — Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца.
Воспитатель: — Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его, как мастера. Приступайте к работе.
Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.
Физкультминутка:
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Дети заканчивают работу, моют руки.
Из раскрашенных силуэтов составляю панораму «Дымковская лошадка».
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка!
Дети: — Да! Игрушки яркие, праздничные.
Воспитатель: — Раз у нас получился настоящий праздник, расскажите стихи о дымковских игрушках.
1 ребенок:
— Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги
От капелек росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
2 ребенок:
— Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
3 ребенок:
— Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
5 ребенок:
— Что за конь!
Только тронь –
Со всадником вместе
Ускачем верст за двести!
Подведение итогов:
В конце занятия выставляются все расписанные силуэты лошадок. Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.
Воспитатель: — Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.
На этом занятие окончено.
План-конспект занятия по рисованию (средняя группа): Конспект занятия по декоративному рисованию (Дымковская игрушка «Лошадка») для детей 4–5 лет
Конспект занятия по декоративному рисованию (Дымковская игрушка «Лошадка»)
для детей 4–5 лет
Тип занятия: интегрированное
Вид занятия: Игровое
Возрастная группа: Дети 4-5 лет
Тема ОД: «Лошадка».
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция областей: «Художественно — эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Учить детей украшать силуэты изделия, элементами дымковской росписи. Продолжать формировать интерес к декоративному рисованию.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, приобщать к истокам русской культуры и народно-прикладному творчеству. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, особенностей узоров и цвета узоров. Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, точки, волнистые линии).
2. Развивающие задачи:
развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно рисовать элементы дымковской росписи: круги, прямая линия, волнистая линия, точки, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; мелкую моторику рук.
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
методы и приемы (игровой, наглядный (показ презентации, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная)
Словарная работа: Слобода, обжигать, расписывать.
Оборудование: Дымковские игрушки
Презентация «Дымковские игрушки»
Элементы дымковской росписи.
Раздаточный материал: Вырезанные шаблоны дымковских лошадей на каждого ребенка
Гуашь, салфетки, кисти тонкие, ватные палочки, баночки с водой.
Предварительная работа
Рассматривание презентации из серии «Дымковская роспись», дымковских игрушек. Чтение стихов и потешек об дымковских игрушках.
Индивидуальная работа: Обратить внимание на положение кисточки в руке у Андрея, учить Милену рисовать волнистые линии.
1. Вводная часть.
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я вас приглашаю в старинное село Слобода Дымково. Это очень старинное название деревни. В Слободе Дымково живут мастера, которые изготавливают вот такие красивые дымковские игрушки. Посмотрите, что за корзиночка стоит на столе, а рядом письмо лежит. А в корзиночке дымковские игрушки.
Давайте сядем и рассмотрим дымковских игрушек и узнаем от кого письмо. (Дети рассматривают игрушки)
А письмо из слободы Дымково. Слобода – это такое старинное слово деревни. В наше время это село или поселок. (словарная работа)
Ребята посмотрите, здесь в конверте есть письмо и лошадки, они очень грустные. Давайте узнаем, почему? (воспитатель читает письмо)
Дорогие ребята! У нас случилась беда. Скоро ярмарка, а все мастера ушли в отпуск. Вот остались не расписанные игрушки-лошадки. Жители Дымково просят помощи. Дети мы поможем жителям?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: А как мы им поможем?
Дети: Мы нарисуем узоры
Воспитатель: Дети дымковских игрушек расписывали мастера.
Мастера (Словарная работа) – это люди, которые лепят разные игрушки из глины и обжигают их.
Слово обжигать (Словарная работа) – это когда мастер, слепив игрушку, отправляют их в очень горячие печки для просушивания. Такие изделия очень прочные.
Слово расписывание (Словарная работа) -это слово значит рисование узоров на готовых глиняных игрушках.
Чтобы помочь грустным игрушкам, предлагаю нам превратимся в настоящих дымковских мастеров.
Игра- превращение «В мастера превратись»
Один, два, три, четыре, пять (порядковый счет до 5 ФЭМП)
(хлопаем в ладошки)
В превращалочку играй, (берутся за ручки)
Два шага налево (выполняют движения согласно тексту)
Два шага направо
Глазки мы закроем
Глубоко вдохнем (дыхательное упражнение)
И тихо, тихо выдохнем
Вот теперь мы мастера!
2. Основная часть
Воспитатель: Но чтобы приступить к работе, сначала посмотрим на работы настоящих мастеров в презентации «Дымковские игрушки»
Воспитатель: Ребята, вам понравились дымковские игрушки?
Дети: Да.
Воспитатель: А какой главный цвет присутствует в росписи дымковской игрушки?
Дети: Белый.
Воспитатель: Сейчас посмотрим, как мы будем расписывать лошадку.
Продолжить показ слайда с техникой прорисовки узоров.
(Воспитатель описывает последовательность рисования узоров лошадки).
Воспитатель: С начала, рисуем линии на гриве лошадки, затем рисуем глаза и уздечку черной краской. Закрашиваем ушки лошадки в синий цвет, чтобы было красиво и хвост черной краской.
Рисуем волнистые линии сверху, вниз по туловищу лошадки, не забываем оставлять место для кружочков.
Воспитатель: Наши глазки устали, предлагаю сделать зарядку для наших глаз.
Гимнастика для глаз: «Яркое солнышко»
«солнце ослепило наши глазки», закрыть глаза ладонями, затем открыть глаза и поморгать. (1-3 повторить)
Воспитатель: Дети, покажите в воздухе, как мы будем рисовать волнистую линию, кружек, точку. (Дети повторяют технику рисования волнистой линии, кружочка и точки в воздухе)
А чтобы рисовать кружочки возьмите ватные палочки.
Одним кончиком ватной палочки рисуем желтые кружочки, а другим кончиком ватной палочки рисуем точки внутри кружочков. (нетрадиционное рисование)
Воспитатель: Перед тем как начнем рисовать, давайте вспомним узоры и поиграем в игру «Назови элементы узора»
Вот лежат геометрические фигуры, выбирайте, кому какая геометрическая фигура нравится. (Дети берут по одной геометрической фигуре)
Воспитатель: А теперь назовите геометрическую фигуру и цвет и переверните фигуру и назовите элемент узора. (ФЭМП)
Дети: Прямая линия, волнистая линия, клетка, точка, круг.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: А теперь приступайте к работе мастера.
Старайтесь, чтобы работы были аккуратными.
Не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачиваем о салфетку.
Воспитатель: Ну-ка мастера потрудитесь,
раскрасьте лошадку не ленитесь.
Дети приступают к работе.
Самостоятельная работа детей.
(Классическая музыка Д. Шостакович «Забвение» во время самостоятельной работы детей)
Индивидуальная работа: Обратить внимание на положение кисточки в руке у Андрея, учить, Зарину рисовать волнистые линии.
Воспитатель: Дети, наши пальчики устали, давайте немного отдохнём, а затем продолжим рисовать.
Физкультминутка
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали. (активное сгибание и разгибание пальцев)
Пусть немного отдохнут,
Снова рисовать начнут. (встряхнуть руками перед собой)
Дружно локти отведем, (энергично отвести локти назад)
И рисовать начнем.
Дети продолжают самостоятельную работу.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: А сейчас нам пора обратно превращаться из мастеров в детей детского сада. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же станем снова детьми. Не забывайте, что сейчас мы превращаемся обратно, значит, и счёт у нас будет обратный.
«Пять, четыре, тир, два, один».
Вот и снова мы маленькие дети.
Рефлексия
Воспитатель:
— Скажите, вам понравилось наше превращение в мастеров?
— Какую игрушку мы расписали?
— Каким узором мы рисовали? (Дымковский роспись).
— Как думаете, нужная ли работа дымковских мастеров.
Воспитатель предлагает полюбоваться лошадками. Выбрать, понравившуюся лошадку. Предложить рассказать, почему им понравилась эта лошадка.
Худ.слово: «Все лошадки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны как березки,
Кружочки, волны, точки.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
Воспитатель: Вот наши лошадки засветились, заиграли яркими красками. Я эти лошадки сегодня же обратно отправлю письмом в слободу Дымково.
Жители слободы Дымково будут благодарны вам за помощь.
Сегодня вы были отличными мастерами дымковской росписи.
Я горжусь вами! Спасибо за вашу работу, мастера.