Дымковская игрушка роспись: Дымковская роспись

Содержание

Дымковская роспись

Гончарное ремесло – один из старейших русских промыслов. Помимо полезной в быту утвари, на свет появлялись глиняные фигурки, которые выполняли роль игрушек и обрядовых предметов. Так началась история дымковской росписи – самобытного символа Вятского края и народного искусства России в целом.


Праздничное побоище

Весенний праздник Свистопляска на Вятской земле отмечался с языческим размахом. Повод сложно назвать радостным: таким образом чтили память погибших в Хлыновском побоище. По преданию вятская и устюжская дружины в темноте перепутали друг друга с вражескими воинами, что закончилось большой трагедией. Но время лечит, и на память об этом событии остался праздник с песнями, плясками и, как видно из названия, свистом. Специально для этого изготавливали свистульки – игрушки с отверстиями. Вскоре это оформилось в традицию, а фигурки стали красить в яркие цвета. Так постепенно оформилась дымковская роспись, названная в честь слободы у города Вятки (ныне Кирова).

Возрождение росписи

Традиционно производством игрушек занималось женское население слободы Дымково. Мастерицы сами набирали в округе красную глину, месили её с речным песком и лепили фигурки. Из шарообразного комка формировалось тело, затем с плавными переходами жидкой глиной прикреплялись детали – руки, ноги, хвосты, аксессуары. После просушки поделку покрывали разведённым в молоке мелом, искусно расписывали красками, подчёркивали позолотой и добавляли последним слоем взбитое яйцо для яркости. Красочный товар привозили в Вятку, где игрушки охотно раскупали.

Искусство передавалось от поколения к поколению, но в 20-х годах XX века чуть не оказалось преданным забвению. Промысел от вымирания спасла мастерица Анна Мерзина, которая продолжала лепить игрушки, в то время как её товарки осваивали более выгодный тогда гипс. Чуть позднее была организована артель, чтобы мастерицы сохранили традиции и передали их будущему поколению. Так возродилась дымковская роспись на игрушках со всей своей самобытностью и узнаваемым почерком.

Особенности дымковской игрушки

Основные элементы росписи – круги, клетки, полоски и точки с чёткими границами. Кажется, что игрушку украшал ребёнок – возможно, поэтому она неизменно вызывает только положительные эмоции. Поскольку фигурки выполняются только вручную, на свете не существует двух абсолютно одинаковых изделий, каждая игрушка индивидуальна и с характером. Самые популярные образы – яркие птицы с пышными хвостами, барыни в изысканных городских нарядах, барашки, лошадки, колокольчики, кавалеры и всадники. Коллекционеры ценят сюжетные фигурки, с помощью которых можно создавать сценки – например, деревенский праздник.

Дымковская роспись всегда контрастная и жизнерадостная – чёрный цвет присутствует минимально, только для подчёркивания деталей. Такая игрушка уже несколько веков вызывает положительные эмоции, поэтому и пользуется спросом, поэтому-то незамысловатому и самобытному вятскому сувениру быть. И кстати, вмешательство современных технологий в производство до сих пор незначительно – традиции мастерства остаются неизменными.

Музей русской печи в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Традиционную русскую печь видел каждый: на иллюстрациях к сказкам, в деревенском доме у бабушки, в музее. Но бывали ли вы внутри печи? Только в ЭТНОМИРе у вас есть такая возможность! Милости просим заглянуть в самую большую в мире Русскую Печь высотой с трёхэтажный дом и узнать всё о её истории и устройстве!

Поднявшись внутри по кованой винтовой лестнице на самый верх, вы окажетесь на одной из обзорных площадок ЭТНОМИРа. Отсюда открывается замечательный вид на парк и можно рассмотреть с высоты избы, расположенные вокруг печки.

Дымковская игрушка: народный промысел — Щи.ру

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Технология изготовления Дымковской игрушки | «Слобода Дымково»

Дымковская игрушка — глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком — рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде — полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус — готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают — вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями — кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной — светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке — окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание — это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса — роспись.

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски — очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали — это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали — смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Дымковская роспись | Городской парк

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды

Сказка из глины

Дымковская глиняная игрушка – явление уникальное и не имеющее аналогов в мире. Это один из самых старинных промыслов России, существующий более 400 лет. Несмотря ни на что, Дымковский промысел сохранил все свои традиции и сегодня является визитной карточкой не только Кировской области, но и всей России.

Автор: Гульнара Рафаиловна Царева

 Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Сказка из глины»
для обучающихся 5–7-х классов 

Вариант проведения занятия: [PDF] [DOCX]
Презентация: [PDF] [PPTX]

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к художественному культурному отечественному наследию.

Задачи:

  • приобщение детей к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность;
  • воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Рассмотрите слайд, прочитайте стихотворение.

— Знаете ли вы, о каком древнем русском промысле идёт речь в этом стихотворении? Почему этот промысел так называется?
(Дымковская игрушка называется так, потому что родилась она в слободе Дымково недалеко от города Вятки).

— Как называется этот город сегодня?
    


Дымковский промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова (Вятки). Разные легенды народ слагает о дымковской игрушке. Послушайте одну из них.

Посмотрите видеофрагмент.

— Как жители города Вятки поминали своих предков?

— Знаете ли вы, как этот обычай связан с дымковской игрушкой?


По традиции в день поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова (Вятки), сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю под названием Хлыновское побоище, устраивались массовые гуляния и большая ярмарка, которая проходила в четвёртую субботу после Пасхи. Этот праздник получил название Вятская свистунья или Свистопляска. Здесь вятские жители пели, плясали, свистели в глиняные расписные свистульки, которые привозили на продажу из слободы Дымково. Изначально все дымковские игрушки были свистульками и каждая имела свой тайный смысл: медведь символизировал силу, баран счастье, а корова достаток. Со временем игрушки утратили свой первоначальный смысл, как и сам праздник.
   

— Что сегодня означает слово «свистопляска»?

— Рассмотрите картинки, представленные на слайде, и попробуйте объяснить смысл слов, значение которых сегодня сильно изменилось.

Проверьте себя. 

 


Яркие расписные игрушки так нравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство дымковской игрушки стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Москву и другие крупные города. Однако уже к концу XIX века производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешёвыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами А. А. Мезриной, Е. А. Кошкиной и Е. И. Пенкиной – потомственных мастериц, сохранивших приёмы лепки и росписи игрушек. В сороковые годы минувшего века старейшие мастерицы стали активно заниматься сказочной темой.

Выполните задание.
   


Начавшаяся Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Казалось, что в такое тяжёлое время дымковские игрушки не нужны, но это мнение было ошибочным. Вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В 1942 году производство игрушек возобновили.

Посмотрите видеофрагмент. Прочитайте высказывание художника Алексея Ивановича Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. Ответьте на вопросы.

— Как изменилась тематика образов дымковской игрушки в годы Великой Отечественной войны? Почему?

— Почему Алексей Иванович Деньшин сравнивает дымковскую игрушку с воинственной песней, поднимающей дух бойца? 


Традиции изготовления дымковской игрушки передавались из поколения в поколение. Дымковские мастерицы и сегодня лепят игрушки исключительно вручную, поэтому каждая игрушка уникальна. В одной из своих книг Алексей Иванович Деньшин, во многом благодаря которому сохранился дымковский промысел, подробно описал сложную технологию создания игрушек.

Посмотрите видеоролик.

Выполните задание.
    


Дымковская игрушка – символ радости и жизненной силы. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесённого орнамента. Отличительными чертами дымковской игрушки являются не только сочетание холодных и тёплых оттенков, геометрический орнамент, но и выразительность образов, мягкий юмор, душевность и оптимизм.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

— В чём состоит характерная особенность дымковской росписи?

— Почему, на ваш взгляд, невозможно отыскать среди огромного множества игрушек две одинаковые?


В 1948 году в Вятке открылась игрушечная мастерская Художественного фонда. Игрушка развивалась и обретала новые формы. О том, какой была игрушка, помогает не забыть музей, существующий при мастерских. Сегодня в нём хранится более тысячи экспонатов. Фонды формировались с 50-х годов прошлого века.

 — Рассмотрите иллюстрации дымковских игрушек, представленных на слайде, и попробуйте назвать основные образы дымковской игрушки.
(Барыни, индюки, офицеры, лошадки).
    


Дымковская игрушка не любит «одиночества». Часто художницы создают целые композиции. Самая впечатляющая из них – карусель. Пассажиры-всадники свободно снимаются, вершина может украшаться петушком. Существует также огромное количество других композиций дымковской игрушки: это парочки, колодцы, печки, чаепития, домики, лодочки. Дымковская игрушка всегда отражала представления людей об отношениях, о природе вещей, в ней, как в зеркале, можно было увидеть древние образы окружающего мира.

 

Используя отдельные образы (см. слайд 11 презентации), попробуйте создать свои композиции и дать им наименования. 

 

 

 


Сегодня глиняная игрушка из Дымково стала одним из самых популярных русских сувениров. Дымковская игрушка – один из немногих народных промыслов, не имеющих серийного производства. Каждая игрушка – это уникальное произведение искусства. Дымковский промысел является достоянием России, а его произведения – национальное богатство, создаваемое как для современников, так и для будущих поколений.

— Как вы думаете, в чём состоит основное отличие дымковской игрушки?

Выполните задание.

— Как вы думаете, каким образом народные промыслы способствуют связи поколений?


 

 

 

 

элементы росписи игрушки, дымковской барышни, узоры для детей, фото

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

Дымковская игрушка, XIX в.

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

Различные круги — символ солнца, волны — неба

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

Цветовая палитра

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

План действий:

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.

Удачных стартов!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

образец, орнамент и декоративное рисование

Дымковская роспись не менее древний вид русского народного прикладного искусства, чем другие виды живописи. Родиной этой техники считается село Дымково, в котором и начали производить глиняные свистульки и расписные шарики к  весеннему празднику Свистопляска. Дымковская роспись представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров. И только спустя 400 лет об этих удивительных и красочных изделиях узнала вся страна, и спрос на них стал огромным.

Традиционно свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козел, олень, лошадка, баран, но постепенно стали приобретать все более вычурные формы и уже в XIX веке среди животных могла встретиться и барыня в нарядном платье, и купчиха, и офицер или другие категории горожан.

Разбираемся в создании дымковской росписи на различных изделиях

Дымковскую игрушку всегда можно отличить неповторимой яркой краской – на белом фоне изделия могут встречаться до десяти различных цветов. Яркий праздничный цвет – это отличительная особенность дымковской палитры. При этом орнамент всегда самый простой – круги, зигзаги, точки, волнистые линии образуют определенные узоры, которые несут определенную информацию. Как и прочие виды народных промыслов, дымковская роспись символична – волнистая линия обозначает воду, звездочка в середине круга – солнце и другие небесные светила, перекрещенные полоски – колодец.

Для производства дымковских игрушек используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с коричневым мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, а затем отдельные элементы скрепляют между собой, используя жидкую красную глину. Следы соединений аккуратно заглаживают, чтобы добиться ровной поверхности.

Затем вылепленные игрушки тщательно просушивают, обжигают в специальных печах при высоких температурах, и только после этого, покрывают специальными темперными белилами, поверх которых будут наноситься дальнейшие узоры.

Раньше декоративное рисование велось палочками и перьями с помощью темперных красок, замешанных на яйце с квасом, а расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом, что придавало краскам дополнительный блеск и яркость. С развитием химической промышленности для росписи стали применяться яркие анилиновые красители и потребность в покрытии изделий яичной смесью пропала.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали, которые придают дополнительный блеск и вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Давайте подробнее разберем процесс создания дымковской игрушки на примере небольшого мастер-класса.

Разбираем простой мастер-класс по созданию дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки можно условно разделить на два этапа  — создание формы и роспись созданной формы. Исходя из этого, подготавливаем все необходимые материалы и инструменты.

В качестве материала для изготовления глиняной скульптуры используется красная глина и песок, но добыть эти вещества достаточно сложно, поэтому в качестве альтернативы можно использовать полимерную глину, которую можно приобрести в любом магазине творчества. Также в качестве формообразующего материала можно использовать обычное соленое тесто, рецепты которого можно найти в сети, или же воспользоваться обычным пластилином.

Этапы изготовления дымковской скульптуры.

На начальном этапе перед тем ка приступить непосредственно к лепке, необходимо выбрать образец, с которого вы будете копировать вашу скульптуру. Вы, конечно, можете попробовать импровизировать, как это делают настоящие мастера, но с образцом работать будет проще.

После этого мысленно разделяем образец на составляющие – лапы, хвост, крылья, голову – все, что, по вашему мнению, должно крепиться к основе.

После того, как образец выбран и мысленно разделен на составляющие части приступаем к созданию основы – по сути это комок глины шарообразной формы, деформированный в соответствии с формой туловища игрушки.

Далее приступаем к изготовлению отдельных деталей игрушки – делаются они также из комков глины, только меньшего размера, которым необходимо придать форму соответствующей детали.

С помощью воды и некоторого количества глины соединяем составные части в единое целое и создаем плавные переходы от туловища к конечностям.  На этом же этапе можно делать украшения на игрушках – шарики, колечки, короны и оставить игрушку в покое до полного высыхания.

Приступаем к раскраске игрушки – для этого покрываем ее сначала белой краской в 2 – 3 слоя, чтобы краски, которые мы будем наносить в дальнейшем, не казались слишком бледными. Для росписи игрушки можно воспользоваться обычными гуашевыми красками или более дорогими, но удобными в применении акриловыми.

Если вы не уверены в твердости своей руки или в правильности выбора цветов или узоров, то попробуйте нарисовать картинки на бумаге – и потренируетесь, и увидите, как со стороны выглядит выбранный орнамент.

Вот, по сути, и все, что касается изготовления дымковской игрушки. Остается лишь высушить ее и при желании покрыть лаком  — это надежней закрепит краситель и придаст скульптуре дополнительный блеск.

В качестве образцов для создания дымковской игрушки можно воспользоваться изображениями, представленными на фото.

Видео по теме статьи

Этот вид народно творчества достаточно прост в исполнении и с ним вполне может справиться любой желающий даже в домашних условиях. Особенно интересен и полезен он для детей, поскольку лепка и рисование развивает детскую моторику и фантазию, а возможность сочетать различные красители прививают художественный вкус и чувство гармонии.

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов об изготовлении и росписи дымковской игрушки, которые помогут вам освоить этот удивительный вид народного творчества.

Русские игрушки — Дымково

г традиция изготовления глиняных игрушек лучше сохранилась в 20 века, чем традиции других рукотворных русских игрушки. Поселок Дымково близ города Кирова (бывш. известный как Вятка) — самый известный центр фаянса производство игрушек. Поселок основан в 15 веке. века горожанами Северный город Великий Устюг которые восстали против господства Москвы и установили царем Иваном III в глухие края.Некоторые из них в том числе многие квалифицированные мастера и производители игрушек переехали в место, которое в то время было известно как город Хлынов.


Л.Фалалыева. «Репа». 1966

Изготовление игрушек торговля в первую очередь продвигалась на нужды местного фестиваля известный как «праздник свиста».Там было большой спрос во время фестиваля на различные свистки изготовлены местными мастерами в виде фигурок птиц, лошадей и ягнят. Фестиваль уходит корнями в языческое поклонение Ярило, славянскому солнечному божеству. Другой древний местный фестиваль стимулировал спрос на игрушки, в том числе всевозможные популярные развлечения, такие как общественные конкурсы для кулачных бойцов и лепки снеговиков.В 19 веке такие сельские праздники были довольно большим делом, они совпадали с ярмарками и другими торговыми мероприятиями и продолжалась в течение нескольких дней.
Дымковские игрушки были сформированы из местная красная глина, смешанная с мелким речным песком, чтобы предотвратить растрескивание кольца стрельбы. Сначала была изготовлена ​​массивная основа игрушки. сформированный, а затем к нему прикреплялись более мелкие фрагменты (сундук, руки, голова, бахрома на платье, косы для волос или платья хесад).


З.Пенкина. «Емеля на плите». 1989

Готовые игрушки сушили несколько дней, обжигали три — четыре часа, загрунтован мелом, растворенным в пахте, и раскрашен темпера рисует на белом фоне.(Это только Дымковские производители игрушек, которые «отбелили» свою продукцию погрузив их в суспензию порошка мела в молоке.) При сушке загрунтованной игрушки на сквозняке казеиновая пленка появилась поверхность и закрепил меловой налет.
Древнейшие мотивы дымково игрушки животные и птицы. Однако дымковская игрушка торговля известна прежде всего красочными статуэтками гордые знатные дамы, толстые купчихи, элегантные джентльмены, доблестные гусары и группы фигурок, изображающие сюжеты от цирковой жизни и открытых рынков.Очаровательно живые и часто забавные персонажи игрушек графически представляют повседневную жизнь маленького русского городка в 19 век.
В состав игрушки входят в основном юбка в форме колокола и туловище с прикрепленными небольшими шаровидными голова, согнутые руки и миниатюрные детские фигурки. Дымковские игрушки раскрашены в десяток цветов, а не два-три, характерные для другой русской фаянса игрушки.Они украшены характерным орнаментом из квадратов, полосы, круги, петли или точки. В заключение игрушка украшен бриллиантами из сусального золота, которые придают ему вид чрезвычайно праздничный.


З.Пенкина. «Чаепитие». 1995

Современное Дымковские игрушки включают старинные мотивы, а также вторая половина 19 века, такие как барыни (или хозяйки), нянки (или няни), водоноски (или женщины-водоносцы) и другие.В 1930-х годах на дымковских игрушках стали изображать сказки и современный образ жизни. Были также многосимвольные композиции на стендах, фигуры людей выше 30 см и др. Массивный, отвлеченный и несколько гротескные формы дымковских игрушек подчеркнуты рюшами, пышные воротники и другие особенности. Импровизированная яркая картина игрушки представляет собой геометрический орнамент из кругов, клеток, и точки разных цветов и размеров.Дымковские игрушки призыв нашим современникам своей артистичностью, четкостью характеров, остроумный юмор и оптимизм. Это черты, которые делают это оригинальное искусство превосходит время.


З.Пенкина. «Емеля на санях».1996



Дымковские игрушки

Дымковские игрушки , уникальное явление в Русское народное искусство , входят в число самых популярных произведений народных мастеров из Россия и все более мир .На протяжении многих десятилетий народного искусства выставки неизменно включали фигурки из цветной глины и фигурные композиции.

Происхождение Дымково игрушки восходит к древним временам и связано с местным праздником Вятской губернии Свистопляска (« танец со свистком », танцы со свистом и под свисток ). Фестиваль включал в себя поминовение предков, катание глиняных мячей по крутому склону реки , игровые бои , прогулки, а также богатые базары, где продаются сладости, орехи, но в основном глиняные игрушки и свистки на сумму тысячи долларов Дымково специально по случаю.

Главными производителями игрушек были женщины и дети, которые работали сезон союзник сначала , а затем на протяжении всего года . Всего было , три вида глины, игрушки, мячи, свистульки и куклы. Первые два имеют древнее происхождение и связаны с языческими символами плодородия, что также должно объяснить преобладание женщин с детьми, домашних животных и птиц среди мотивов фигурок.
С течением времени языческие символы уступили место повседневной тематике, а глиняные шары и свистки были заменены фигурками и группами, украшавшими подоконники, шкафы , как модный фарфор.
Однако все еще уходящие корнями в древние традиции , Дымково игрушки не были имитацией фарфора , а превратились в оригинальное искусство, живое и всегда актуальное. игрушки процветали на новых темах и предметах, взятых из жизни и, в то же время, модифицированных человеческим воображением.
Таким образом, был сформирован новый мир Дымково игрушек , со своими традициями и образами; Были установлены новые художественные медиа и стандарты, которые были характерными нового искусства на протяжении всего его развития .
Дымково игрушки привлекают наших современников артистичностью, четкостью характеров, остроумным юмором и оптимизмом. Это те черты, которые делают это оригинальное искусство превосходящим время.

Музей истории и современности «Дымковские игрушки»

Дымковские игрушки, также известные как «Вятские игрушки» или «Кировские игрушки», вылеплены раскрашенными глиняными фигурками людей и животных (иногда в виде свистульки).Это один из древнерусских народных промыслов, который до сих пор существует в селе Дымково под Кировом (бывшая Вятка). Традиционно дымковские игрушки изготавливают женщины.
Традиция изготовления свистульки в виде лошади, всадника и птицы восходит к древним магическим ритуальным изображениям и имеет отношение к сельскохозяйственным календарным праздникам. Позже фигурки утратили свое магическое значение и превратились в детские игрушки, изготовление которых стало художественным ремеслом.Вплоть до 20 века производство этой игрушки приурочивалось к весенней ярмарке «свистулка». Первое письменное упоминание об этом событии относится к 1811 году, однако считается, что оно просуществовало около 400 лет, таким образом, история Дымковской игрушки датируется как минимум 17 веком.
Самые древние мотивы дымковских игрушек — животные и птицы. Однако дымковский игрушечный промысел славится прежде всего красочными фигурками гордых знатных дам, толстых купеческих жен, элегантных господ, доблестных гусар, а также группами фигурок, изображающих сцены из цирковой жизни и открытых рынков.Очаровательно живые и часто забавные персонажи игрушек наглядно отображают будни маленького русского городка XIX века.
В конце 19 века ремесло пришло в упадок, потому что дымковские игрушки были вытеснены с рынка лепными гипсовыми статуэтками фабричного изготовления, имитировавшими изделия из фарфора. Однако в советское время дымковское ремесло возродилось. В 1933 году они организовали артель «Вятская игрушка», которая превратилась в мастерскую Художественного фонда РСФСР.В наши дни дымковские игрушки известны как популярный русский сувенир.


Сегодня:
Музей, открытый в 2011 году, находится в одном здании с мастерскими. Его коллекция насчитывает более 700 предметов. Экспозиция представляет разные периоды развития ремесла. Здесь представлены очень простые и более сложные многофигурные игрушки, изготовленные рядом мастеров. В музее также хранятся игрушки 19-20 вв. Здесь проходят тематические выставки современных мастеров, мастер-классы и семинары по проблемам развития ремесел.Также в музее доступны экскурсии, фильмы о мастерах и ремеслах. В магазине музея продаются работы современных мастериц.

1965 Русский Дымковский народный художественный гончарный глина Книга Л. Дьяконова

Доставка

Ознакомьтесь с полной политикой доставки и часто задаваемыми вопросами.

Примечание. Товары, сделанные на заказ, обычно включают время выполнения заказа или индивидуальное окно доставки, которое подробно описано в Описание товара.

Сведения о доставке всех остальных товаров см. Ниже:

Бесплатная доставка
Для некоторых объявлений возможна бесплатная доставка.
Небольшие предметы обычно доставляются в течение 2 недель с даты покупки, а более крупные предметы и мебель могут Доставка занимает до 6 недель.
При возврате товара с бесплатной доставкой стоимость обратной доставки будет снята с покупателя.
Бесплатная местная подвозка
Самовывоз на месте позволяет клиентам осмотреть товар во время получения и избежать затрат на доставку.
После покупки на адрес электронной почты, связанный с заказом, отправляется электронное письмо с подтверждением, которое включает: Проверка получения и контактная информация продавца
Пожалуйста, свяжитесь с продавцом в течение 5 дней, чтобы согласовать получение
Доставка посылок
Отгрузка осуществляется через признанных перевозчиков, таких как UPS, FedEx и DHL.
Посылкой можно отправлять только те предметы, которые можно безопасно упаковать в коробку или конверт.
Стоимость доставки начинается от 9 долларов США и зависит от размера, веса, упаковки и стоимости товара.
Товары обычно доставляются в течение 2 недель с момента покупки.
Доставка по месту жительства
Товар доставляется в ваш дом и размещается в выбранной вами комнате (установка и подключение не включены).
Местные тарифы доступны для большинства товаров, место доставки которых находится в пределах 50 миль.
Стоимость доставки начинается от 149 долларов США, в зависимости от типа продукта, размера, местонахождения покупателя и продавца и стоимости. товара.
Местные доставки обычно занимают до 3 недель.
Доставка на дом
Товар доставляется в ваш дом и размещается в выбранной вами комнате (установка и подключение не включены).
Доставка может занять до 6 недель и до 8 недель, если покупатель или продавец находятся за пределами стандартные маршруты доставки.
Стоимость доставки начинается от 299 долларов США, в зависимости от типа продукта, размера, местонахождения покупателя и продавца и стоимости товара.
Тип доставки Менее 2000 долларов США Более 2000 долларов США
Доставка на дом в кресле 299 долларов США 399 долларов США
Большая обработка > 35 куб. футов <52 куб. футов 399 долларов 449 долларов
Хрупкое и / или негабаритное обращение Цена может отличаться.В зависимости от материала, расположения и размера. Цена может отличаться. В зависимости от материала, расположения и размера.
Доставка, управляемая продавцом
Доставка осуществляется продавцом через грузоотправителя по выбору продавца.
Доступно на товарах по усмотрению продавца.
Местная доставка, управляемая продавцом
Доставка по обочине дороги осуществляется продавцом в пределах ограниченной географии.
После покупки письмо с подтверждением будет отправлено на адрес электронной почты с подтверждением, связанный с заказом, и включает в себя: Код подтверждения получения и контактную информацию продавца
Пожалуйста, свяжитесь с продавцом в течение 5 дней, чтобы согласовать доставку.

Киров, музей «Дымковская игрушка: история и современность». История, особенности и интересные факты

В Кирове в 2011 году открылся Музей дымковой игрушки. Это событие многие годы ждали местных жителей и гостей города, ведь яркие, расписные, забавные изделия местных мастериц давно стали визитной карточкой Вятки, а за рубежом — России.

Необычная деревня Дымково

Считается, что дымковская игрушка зародилась в XV-XVI веках в поселке Дымково, которое находилось недалеко от города Вятка (Хлынова, Киров). Практически в каждой семье этого уникального поселения жила мастерица, которая лепила из местной красной глины забавные фигурки людей и животных, передавая свое мастерство дочери и внучке. Игрушки каждой семьи имели свои особенности: они различались формой, цветом, орнаментом и позволяли точно определить руку мастера.Так зародились традиции народного промысла дымковской игрушки.

Тогда они были востребованы на городских ярмарках. Чаще всего в них играли дети — родители несли в подарок разноцветные свистульки. Но их купили для украшения дома.

От 30 до 50 семей в Дымкове копали глину, размягчали ее, натирали мелом и красителями, а после завершения работы в полях лепили, сушили и обжигали фигуры до весны. Начали рисовать ближе к ярмарке, особенно спешили на праздник Свистка.

Свисток или Вятский свисток

В Вятском крае есть легенда, рассказывающая о появлении дымковской игрушки. В XIV-XV веках иностранцы напали на город Хлынов и хотели его взять штурмом. Горожане обратились за помощью к соседям из Великого Устюга. Те откликнулись и бросились на помощь. Но они пришли в город ночью и на другую сторону, неожиданно для Вятичей. Приняв их за врага, осажденные бросились в бой. Произошла ужасная братоубийственная резня.

Хотя документальных подтверждений этому факту нет, местные жители сочли событие достоверным и отметили день поминовения погибших в ту ночь. Утром все собрались в мемориальной часовне на торжественный панихиду, а затем устроили народные гуляния в знак победы жизни над смертью. На Свистопляском празднике прошли кулачные бои, с высокого берега Вятки катали глиняные шары, пели, танцевали.Конечно, было много угощений и вкусностей. Но главными на празднике были глиняные игрушки. Женские фигуры символизировали вдов, оплакивающих умерших мужей. Разнообразными свистками запасались все, от мала до велика, и весь день ходили по улицам, устраивая челку. Описание праздника путешественниками появилось только в 19 веке, но корни его явно языческие.

Со временем традиции свиста изменились, исчезли кулачные бои и воздушные шары.Остались веселые гуляния и озорные свистки по городу. Мероприятие стало больше похоже на веселую ярмарку. Последний праздник прошел в конце 20-х годов прошлого века. Потом традиция полностью исчезла.

Первые игрушки

Те же путешественники назвали глиняные игрушки, которые торговцы выставляли на продажу, удивительными и неповторимыми. Трудно было догадаться, что за животное изображено на рисунке: медведь или коза, или даже что-то фантастическое. В Дымковском музее им. Кирова хранятся изделия древнейших кустарных промыслов, произведенные в конце XIX века.До этого никому и в голову не приходило, что дешевые глиняные свистульки имеют какую-то ценность. Когда в столице появилась мода украшать дом фарфоровыми статуэтками, провинциальные вятичи стали ставить глиняные дымковские фигурки на подоконники и на шкафы. Был спрос на элегантных барышень, разрисованных кавалеров и забавных животных.

Наряды хозяйок были раскрашены в строгом соответствии с последней модой, что увеличивало их стоимость. Пышные юбки и воланы, шапки с лентами и капюшоны с кружевом, зонтики и ридикюли — эти тщательно выполненные детали присутствуют на фигурах тех лет.

Не игрушка, а сувенир

В 1882 году дымковские игрушки были представлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Посетители проявили неподдельный интерес к необычным, забавным фигурам.

Изделия вятских мастеров стали покупать в других городах России. И вот спустя восемь лет экспозиция заняла не маленький уголок, а целый отдел. В 1890 году художник А. Бенуа организовал Первую выставку игрушек, ведущей которой стала Вятка. Именно тогда появились коллекционеры, благодаря которым первые свистки и фигурки можно увидеть в Вятском музее глиняных игрушек.

Игрушки начала ХХ века

Дымковский сувенир того времени делали мастера так же, как их мамы и бабушки — первые игрушки. Местную глину готовили для работы, мяли, делали эластичной. Руки теперь лепили сложные композиции, применяя для украшения различные элементы декора. Затем сушили изделие несколько дней. Потом надо было топить русскую печь. Фигурку подготовили к росписи. Для этого ее отбелили раствором мела на молоке.И только потом рисовали красками, смешанными с яичным белком. Кисти, конечно же, самодельные. А для особой красоты были применены кусочки сусального золота.

Как видно из экспозиции музея, особенностью истории дымковской игрушки является трансформация самих изделий, а не технология их изготовления. Мастерство женщин села Дымково постепенно возрастало от простых забавных свистков до сложных и замысловатых композиций. Теперь это были не просто хозяйки и господа, утки и коровы.Мастерицы лепили все, что видели вокруг.

Ценность дымковских игрушек в том, что посмотрев на них, можно буквально изучить детали загородной, провинциальной жизни, настолько точно они воспроизведены в изделиях. Вот стадо идет с пастбища, а женщины в капюшонах ждут коров. Няня гуляет с детьми, а усатый военный ухаживает за кокетливой дамой.

Первая книга о дымковской игрушке вышла накануне революционных событий в России, в 1917 году.Благодаря Алексею Деншину это ремесло не исчезло в тяжелые годы жизни страны, а было восстановлено с возрождением лучших традиций.

Советские мастера — золотые руки дымки

Внимание государства и общественности к дымковской промышленности либо исчезло в тяжелые годы, либо благодаря энтузиазму и целеустремленности вновь возродилось. Помимо А. Деншина, пейзажиста, подвижника и знатока дымковского промысла, много трудившегося над сохранением производства игрушек, называются имена мастериц, которые никогда не бросали работу в промысле и передавали свое мастерство дочерям и внучкам. известный.

В музее дымковской глиняной игрушки представлены коллекции, созданные целыми династиями известных мастериц. Это семьи Мезриных, Кошкиных, Безналичных, Пенкиных. Изменилась жизнь поселка Дымково, расширилась тематика композиций. Например, возник колхозный мотив с его хозяйством, полевыми работами, птичником. А кто-то развивал тему сказок и прошлого.

Даже в годы Великой Отечественной войны производство игрушек было возобновлено уже в 1942 году.Позитивную, оптимистичную работу сравнивали с бодрой воинственной песней. После войны средства были направлены на улучшение условий труда и обучение мастериц. Дымковская игрушка снова стала участником выставок разного уровня. Так это было признано за рубежом.

Работа В.Г. Харламова

Кировский музей дымковских игрушек встречает посетителей неожиданной работой. На стене под названием «Дымковское ремесло» изображено поселение, в котором зародилось ремесло, его природа и исторический ландшафт.Кроме того, на холсте собраны портреты старейших мастериц и юных учениц, женщин, стараниями которых уже много веков пользуется Дымковская игрушка.

Местный художник В.Г. Харламов написал свою картину в 1982 году, к открытию музея отреставрировал ее и добавил новые лица и события.

Современный музей Дымковской игрушки Кирова

Открытие состоялось в марте 2011 года на средства, выделенные городской администрацией в виде гранта на развитие рыболовства.В настоящее время музей владеет коллекцией, содержащей более 700 экспонатов. Он хранитель традиций ремесел и способствует повышению интереса к работе мастеров, развитию туризма в Вятском крае.

Адрес музея Дымковской Той Кирова: ул. Свободы, 67. Находится в том же здании, что и Кировское отделение Союза художников России. Практически все мастера, работающие сегодня в ремесле, являются членами Союза. Созданный музей, помимо постоянной экспозиции, имеет возможность устраивать персональные выставки своих мастеров.В музее можно посмотреть документальные фильмы об истории развития народных промыслов.

Особенность создания игрушки в том, что за прошедшее столетие технология не претерпела никаких изменений. Использована та же местная красная глина, изделие вылеплено вручную, что придает ему уникальность. Обжиг, который раньше проводился в русской печи, теперь ведется в электрическом при температуре 900 градусов. Раскрашиваем игрушки темперными красками.

Желтые страницы путешественника для Санкт-Петербурга.Дымковские игрушки

ДЫМКОВО ИГРУШКИ

Дымковские игрушки — одно из древнейших ремесел и практически единственный вид народного творчества, дающий нам уникальный шанс проследить его развитие на протяжении почти полутора веков.

Первое упоминание о дымковских игрушках относится к 1811 году, но очевидно, что речь идет о развитом, действующем производстве, а не о его начальной стадии.

Этнографы считают, что самобытный стиль дымковских игрушек обозначился впервые в XV-XVI веках, а ремесло зародилось в поселке Дымково на другом берегу реки, недалеко от города Вятка.Хотя в русское средневековье зародилось несколько необычных стилей художественной керамики, некоторые из которых не забыты и по сей день, глиняные игрушки из поселка Дымково затмили другие своей популярностью в качестве русского сувенира.

Многие исследователи считают, что создание дымковской глиняной игрушки связано с ритуальным весенним праздником Свистуня (свистунья, напоминающим русское слово свистопляска, имеющее современное значение массового столпотворения), который был посвящен солнцу, и для которого женщины а девочки (эта работа считалась исключительно женской) всю зиму задолго до праздника лепили из глины игрушки: лошадей, овец, коз, медведей, оленей и уток.По сути, все эти незамысловатые игрушки были довольно простыми, поскольку их основная функция была волшебной, а не декоративной. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистков, в их изготовлении прослеживается определенная ирония.

Магический смысл праздника был утерян в 19 веке, и праздник превратился в оживленную ярмарку свистулей с непрерывным свистом. Свистки, без которых когда-то было невозможно участвовать в празднике и делались просто для игры, сохранились, но приобрели все более гротескные, декоративные формы.Древнее ремесло не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие, поскольку в игрушку были добавлены новые бытовые и сказочные предметы. Разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Дымковская глиняная игрушка стала отчетливо приобретать характер малой народной скульптуры, становясь с одной стороны более декоративной, а с другой — обогащаясь новыми сюжетами и сюжетами, взятыми из реальной жизни и переделанными народной фантазией. Тотемные и мифологические персонажи (Сирин женщина-птица, двуглавые кони и др.) теперь были лишь частью сюжета дымковских игрушек.

Если в древности главной темой были животные и младенец (символы женского плодородия), то в 19 веке стали появляться женщины в народных костюмах, с младенцами, птицами, корзинами с пирогами и балансировочными стержнями, на скамейках и лодках. Начали появляться многофигурные композиции с названиями «Путешествие на санях», «Пить чай», «Прогулка с детьми», «Ночью» и т. Д.

Позже мастера дымковской игрушки обратились к городской тематике, изображая ее с использованием вкусов простых людей, далеких от вкусов высшего общества.Все персонажи — крестьяне мужского пола, горожане, купчихи, прекрасные дамы, модницы, модники, офицеры и скоморохи (этакий клоун-менестрель), изображенные в керамической игрушке в обобщенном виде, как тип или сословие (крестьяне) , солдаты, горожане) или функции (няня, музыкант, танцовщица, дровосек и т. д.). Отличия только в цветах и ​​разновидностях одежды, лица изображены с помощью нескольких цветовых пятен: черные дуги и точки образуют брови и глаза, а красные круги — румяные щеки и рот.

Фигурки и композиции служили украшением подоконников и посудных шкафов, заменив дорогие фарфоровые статуэтки. Но их создатели не были подражателями, просто создавая бледные имитации фарфора. Это было новое, самобытное и неповторимое искусство, рожденное маститой глиняной игрушкой.

Так постепенно сформировался неповторимый мир дымковских игрушечных образов и самобытной художественной композиции.

Признаками глиняной игрушки как вида народного творчества являются ее лаконичность и общность, отображение фигур в лоб или в профиль, состояние движения в неподвижности, наличие собирательных типов образов, в которых живые наблюдения сочетаются с поэтической фантазией. .Все это приобрело конкретную форму выражения в дымковской игрушке в сугубо местных приемах лепки, раскраски и орнаментальной росписи, а также в особенностях композиции.

Весь процесс, от подготовки глины до окончательной росписи обожженной и побеленной фигуры, состоит из строго очерченных, последовательных операций и приемов. Изготовление дымковской игрушки предполагает своеобразное знание законов ее условного языка. Строгая заданность предметов и форм — это не только ограничение, накладываемое сувенирной стилистикой, но и гарантия сохранения старинных традиций в практически неизменном виде.

Сырье для производства дымковских игрушек — местное: красная глина, смешанная с просеянным речным песком. Процесс изготовления игрушек из глины очень прост. Сначала из глиняного теста вылепливается туловище фигурок вручную, затем из жидкой глины к нему прикрепляются глиняные шарики (голова и руки). Швы заглаживаются мокрой тряпкой. Свистки тоже лепят вручную, а отверстия протыкают палкой. Готовые фигурки просушиваются и обжигаются в печи, отбеливаются мелом, растворенным в молоке, и раскрашиваются темперой (до 1953 года использовались анилиновые красители).

Обычно игрушка расписывается простыми геометрическими орнаментами: яркими пятнами, кругами, зигзагами, полосами, точками, ромбами, клетчатым узором в различных сочетаниях. Между тем контрастирующие радостные цвета (от 4 до 10): синий, красный, голубой, желтый, желтовато-оранжевый, малиновый, зеленый, иногда дополненные бриллиантами из медных листьев, создают неповторимый праздничный колорит, который делает Дымковские игрушки самобытны. Одно время для украшения изделий использовалось даже сусальное золото.Хотя геометрические узоры всегда были неприхотливыми, они несут в себе определенную информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, пересекающиеся полосы указывают на рамку колодца, а круги со звездой в центре обозначают солнце и другие небесные тела.

Каждый мастер делает игрушку целиком, от лепки из глины до последних мазков краски. Несмотря на строгие стилистические рамки, которые во многом продиктованы статусом дымковских игрушек как сувениров, все авторы привносят в свои творения свой творческий почерк и предпочитаемую цветовую схему.

Каждая фигурка сделана вручную, единственной ей нравится. И по сей день это ремесло не производится на массовых конвейерах, что отличает его от других народных промыслов.

Народные глиняные игрушки из России

Один из самых симпатичных сувениров, которые можно привезти из России, — керамическая народная игрушка. Их очень много, но самые живые и самые игрушки из тополя — вятские. Их называют дымковскими игрушками, потому что изначально они производились в селе Дымковская Слобода.Дымковской игрушке почти пятьсот лет. Фигурки традиционно изготавливались женщинами и детьми, которые работали вместе в семьях, деля работу в соответствии с навыками, необходимыми для каждого шага. Каждый человек специализировался на определенной части тела или принадлежностях. Все части соединяли, швы протирали влажной тряпкой или мокрым пальцем, а затем фигурки оставляли сушиться на несколько дней.




После умирания фигурки обжигались на открытом огне, а затем помещались в раствор молока и измельченного мела, чтобы получился ровный белый грунт для краски.Краски были шести цветов: синего, желтого, зеленого, оранжевого, малинового и черного. Иногда также включались оттенки и смеси голубого, розового и коричневого. Живопись представляла собой геометрический орнамент из кругов, клеток и точек разного цвета и размера.
Большинство фигурок женщин, мужчин, детей и животных отражали деревенскую жизнь. Массивные, абстрактные и несколько гротескные формы игрушек подчеркивали рюши, пышные воротники и другие детали. Сначала они были игрушками, но позже стали забавными коллекционными предметами и давали возможность крестьянам, которые их производили, получать дополнительный доход.


В конце 19 века ремесло пришло в упадок из-за того, что дымковские игрушки были вытеснены с рынка лепными гипсовыми статуэтками фабричного изготовления, имитировавшими изделия из фарфора. Однако в советское время дымковское ремесло возродилось. Тогда в игрушках, помимо привычных мотивов, стали изображать и сказочных персонажей. Современные дымковские игрушки соответствуют традиционному стилю, но каждая отражает индивидуальный стиль мастера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *