Дымковские узоры и орнаменты – Ой!

образец, орнамент и декоративное рисование

Дымковская роспись не менее древний вид русского народного прикладного искусства, чем другие виды живописи. Родиной этой техники считается село Дымково, в котором и начали производить глиняные свистульки и расписные шарики к  весеннему празднику Свистопляска. Дымковская роспись представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров. И только спустя 400 лет об этих удивительных и красочных изделиях узнала вся страна, и спрос на них стал огромным.

Традиционно свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козел, олень, лошадка, баран, но постепенно стали приобретать все более вычурные формы и уже в XIX веке среди животных могла встретиться и барыня в нарядном платье, и купчиха, и офицер или другие категории горожан.

Разбираемся в создании дымковской росписи на различных изделиях

Дымковскую игрушку всегда можно отличить неповторимой яркой краской – на белом фоне изделия могут встречаться до десяти различных цветов. Яркий праздничный цвет – это отличительная особенность дымковской палитры. При этом орнамент всегда самый простой – круги, зигзаги, точки, волнистые линии образуют определенные узоры, которые несут определенную информацию. Как и прочие виды народных промыслов, дымковская роспись символична – волнистая линия обозначает воду, звездочка в середине круга – солнце и другие небесные светила, перекрещенные полоски – колодец.

Для производства дымковских игрушек используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с коричневым мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, а затем отдельные элементы скрепляют между собой, используя жидкую красную глину. Следы соединений аккуратно заглаживают, чтобы добиться ровной поверхности.

Затем вылепленные игрушки тщательно просушивают, обжигают в специальных печах при высоких температурах, и только после этого, покрывают специальными темперными белилами, поверх которых будут наноситься дальнейшие узоры.

Раньше декоративное рисование велось палочками и перьями с помощью темперных красок, замешанных на яйце с квасом, а расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом, что придавало краскам дополнительный блеск и яркость. С развитием химической промышленности для росписи стали применяться яркие анилиновые красители и потребность в покрытии изделий яичной смесью пропала.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали, которые придают дополнительный блеск и вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Давайте подробнее разберем процесс создания дымковской игрушки на примере небольшого мастер-класса.

Разбираем простой мастер-класс по созданию дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки можно условно разделить на два этапа  — создание формы и роспись созданной формы. Исходя из этого, подготавливаем все необходимые материалы и инструменты.

В качестве материала для изготовления глиняной скульптуры используется красная глина и песок, но добыть эти вещества достаточно сложно, поэтому в качестве альтернативы можно использовать полимерную глину, которую можно приобрести в любом магазине творчества. Также в качестве формообразующего материала можно использовать обычное соленое тесто, рецепты которого можно найти в сети, или же воспользоваться обычным пластилином.

Этапы изготовления дымковской скульптуры.

На начальном этапе перед тем ка приступить непосредственно к лепке, необходимо выбрать образец, с которого вы будете копировать вашу скульптуру. Вы, конечно, можете попробовать импровизировать, как это делают настоящие мастера, но с образцом работать будет проще.

После этого мысленно разделяем образец на составляющие – лапы, хвост, крылья, голову – все, что, по вашему мнению, должно крепиться к основе.

После того, как образец выбран и мысленно разделен на составляющие части приступаем к созданию основы – по сути это комок глины шарообразной формы, деформированный в соответствии с формой туловища игрушки.

Далее приступаем к изготовлению отдельных деталей игрушки – делаются они также из комков глины, только меньшего размера, которым необходимо придать форму соответствующей детали.

С помощью воды и некоторого количества глины соединяем составные части в единое целое и создаем плавные переходы от туловища к конечностям.  На этом же этапе можно делать украшения на игрушках – шарики, колечки, короны и оставить игрушку в покое до полного высыхания.

Приступаем к раскраске игрушки – для этого покрываем ее сначала белой краской в 2 – 3 слоя, чтобы краски, которые мы будем наносить в дальнейшем, не казались слишком бледными. Для росписи игрушки можно воспользоваться обычными гуашевыми красками или более дорогими, но удобными в применении акриловыми.

Если вы не уверены в твердости своей руки или в правильности выбора цветов или узоров, то попробуйте нарисовать картинки на бумаге – и потренируетесь, и увидите, как со стороны выглядит выбранный орнамент.

Вот, по сути, и все, что касается изготовления дымковской игрушки. Остается лишь высушить ее и при желании покрыть лаком  — это надежней закрепит краситель и придаст скульптуре дополнительный блеск.

В качестве образцов для создания дымковской игрушки можно воспользоваться изображениями, представленными на фото.

Видео по теме статьи

Этот вид народно творчества достаточно прост в исполнении и с ним вполне может справиться любой желающий даже в домашних условиях. Особенно интересен и полезен он для детей, поскольку лепка и рисование развивает детскую моторику и фантазию, а возможность сочетать различные красители прививают художественный вкус и чувство гармонии.

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов об изготовлении и росписи дымковской игрушки, которые помогут вам освоить этот удивительный вид народного творчества.

sdelala-sama.ru

«Дымковская игрушка роспись лошадки»

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

infourok.ru

Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

www.culture.ru

Презентация по рисованию на тему: Обучение детей рисованию элементов дымковской росписи.

Слайд 1

Обучение детей рисованию элементов по мотивам Дымковской росписи. Подготовила воспитатель Калиниченко Анна Михайловна МАДОУ города Когалыма « Цветик- семицветик »

Слайд 2

Мир Дымковской игрушки- это мир нарядных, сказочных и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц .

Слайд 3

З адачи: 1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства- дымковской глиняной игрушкой . 2.Учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. 3.Учить составлять узоры по мотивам дымковской росписи на силуэтах. 4.Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании. 5.Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. 6.Развивать у детей эстетический вкус, творческую фантазию и воображение.

Слайд 4

Дымковская игрушка Дымковская глиняная игрушка названа так по селу Дымково, где впервые она появилась. Из местной глины лепили забавные игрушки-свистульки—барышень, нянь, индюков, козликов, 3-х и 2-х головых коней. Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её оборками. Потом подсушивают изделие на воздухе, а дальше обжигают в печах, белят (в смеси молока и мела ). Затем приступают к росписи. Краски для росписи выбирают яркие , блестящие . Для Дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов , колец, зигзагов и полос. Часто применяют контрастное сочетание цветов- красного, малинового, желтого, голубого, зелёного. Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с озорным и весёлым названием «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех — и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Слайд 5

Цветовая палитра

Слайд 7

Элементы дымковской росписи

Слайд 9

Друзья! Удачи Вам и творческих успехов!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *