Игры на физкультуре 3 класс – План-конспект урока по физкультуре (3 класс) на тему: Конструкт урока физической культуры для 3 класса: «Подвижные игры и эстафеты с мячами»

Учебно-методический материал по физкультуре (3 класс) на тему: Подвижные игры для младших школьников на уроке физической культуры

Подвижные игры для младших школьников на уроке физической культуры

Кто подходил»

        Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.

        Содержание игры. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.

        Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.

        Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила игры: 1. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.

«Космонавты»

Подготовка. По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников — «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» рисуют 2-5 кружков — «ракет». И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Сбоку каждого «ракетодрома» можно написать маршруты, например:

З-Л-З (Земля — Луна — Земля)

 З-М-З (Земля — Марс — Земля)

 З-Н-З (Земля — Нептун — Земля)

 З-В-З (Земля — Венера — Земля)

 З-С-З (Земля — Сатурн — Земля)

Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг.

Содержание игры. Дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

 Для прогулок по планетам.

 На какую захотим,

 На такую полетим!

 Но в игре один секрет:

 Опоздавшим — места нет!

        Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет».

        Опоздавшие на «рейс» становятся в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космосе». Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется.

        Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта.

Правила игры: 1. Начинать игру — только по установленному сигналу руководителя. 2. Разбегаться — только после слов: «Опоздавшим — места нет!»

«Караси и щука»

        Подготовка. На одной стороне площадки находятся «караси», на середине «щука».

        Содержание игры. По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.

        Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины — круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».

        Когда пойманных «карасей» станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши — коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. «Щука», Находящаяся у выхода из верши, ловит их.

        Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки».

        Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все «караси» обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за спину «щуки» и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все «караси» отпускаются, и выбирается новая «щука».

«Белые медведи»

        Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место — льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке.

        Содержание игры. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и устремляется ловить «медвежат». Сначала он ловит одного «медвежонка» (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!» «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Последний пойманный становится «белым медведем».

        Побеждает последний пойманный игрок.

 Правила игры: 1. «Медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил «медведь». 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

«Два Мороза»

        Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются «братья Морозы»: «Мороз Красный Нос» и «Мороз Синий Нос».

        Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:

Мы -два брата молодые,

 Два Мороза удалые:

 Я — Мороз Красный Нос,

 Я — Мороз Синий Нос.

 Кто из вас решится

 В путь-дороженьку пуститься?

                Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

 И не страшен нам мороз! —

        и начинают перебегать из одного города в другой. «Морозы» их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

        Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

 Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.

                                «Совушка»

        Подготовка. Из числа играющих выбирается «совушка». Её гнездо — в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде.

        Содержание игры. По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» — дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает — сова вылетает!» — играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.

        Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

        Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего — поймавшего большее количество игроков.        

         Правила игры: 1. «Совушке» запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному — вырываться. 2. После двух-трёх выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.

«Волки во рву»

        Подготовка. Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой. Это коридор — ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями; с одной стороны — уже, а с другой — шире. Двое водящих — «волки» — становятся во рву; остальные играющие — «козлята» — размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой её стороне линией обозначается пастбище.

        Содержание игры. По сигналу руководителя «козлята» бегут из дому в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «козлят», за что «волкам» начисляются выигрышные очки.

        После 3-4 перебежек (по договорённости) выбираются новые «волки» и игра повторяется.

        Выигрывают «козлята», не пойманные ни разу, и те «волки», которые набрали большее количество очков.

Правила игры: 1. Перепрыгивание через ров обязательно. 2. Пойманные «козлята» не выбывают из игры.

«Мяч на полу»

        Подготовка. Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.

        Содержание игры. По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.

        Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими.

        Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу. 2. Осаленный по ногам водящий сразу же идёт на место осалившего его. 3. Осаливать можно не выше коленей. 4. Первый водящий не считается проигравшим.

«Передача мячей в колоннах»

        Подготовка. Играющие делятся на несколько групп — команд, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки в колоннах стоят на расстоянии вытянутых рук. У впередистоящих в колоннах — по мячу или другому предмету.

        Содержание игры. Вариант 1. По сигналу стоящие впереди игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзадистоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны к руководителя, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесёт мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем также по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонн и не доставят мяч руководителю.

        Выигрывает команда, которая закончит игру первой с наименьшим количеством штрафных очков.

        Правила игры: 1. Игра начинается только по сигналу руководителя. 2. Передавать мяч можно над головой, а не другим способом. 3. Уронивший мяч должен его поднять, встать на место и продолжить игру. 4. За каждое нарушение начисляются штрафные очки.

Вариант 2. Можно передавать мяч и под ногами, широко расставив их.

«Гуси-лебеди»

        Подготовка. На одной стороне площадки (зала) проводится черта, отделяющая «гусятник». Посередине зала (площадки) ставятся четыре скамейки, образующие коридоры («дорога между горами») шириной 2-3 м. На другой стороне площадки кладутся маты — это «гора». Все играющие, кроме двух, становятся в гусятник — это «гуси». За горой чертится кружок — «логово», в котором помещаются два «волка».

        Содержание игры. Руководитель произносит: «Гуси-лебеди, в поле!» «Гуси» проходят по «горной дороге» в «поле», где и гуляют. Затем руководитель говорит: «Гуси-лебеди, домой, волк за дальнею горой!» «Гуси» бегут к себе в «гусятник», пробегая между скамейками — «по горной дороге». Из-за дальней горы выбегают «волки» и догоняют «гусей». Осаленные останавливаются. Пойманные подсчитываются и отпускаются в своё стадо «гусей». Играют два раза, после чего из непойманных выбирают новых «волков». И так игра проводится 2-3 раза, после чего отмечаются ни разу не пойманные «гуси» и «волки», сумевшие поймать больше «гусей».

Побеждают «гуси», которые ни разу не были пойманными, и «волки», сумевшие поймать большее количество «гусей».

         Правила игры: 1. «Волки» ловят «гусей» до «гусятника». 2. «Волки» могут ловить «гусей» только после слов «за дальней горой». 3. Нельзя прыгать через скамейки или бежать по ним.

«Кто дальше бросит?»

        Подготовка. На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м от неё параллельно ей проводятся 3-4 линии с интервалом между ними 4 м. Играющие делятся на несколько групп — команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока по мешочку с горохом.

        Содержание игры. Играющие поочерёдно в своих командах бросают мешочки с горохом возможно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны.

        Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию.

        Правила игры: 1. Каждый может бросить только одни мешочек. 2. Мешочки бросают по очереди каждый раз по сигналу руководителя. 3. Бросивший мешочек сразу уходит в конец своей колонны.

«Метко в цель»

        Подготовка. Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впередистоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.

        Содержание игры. По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя играющие второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза.

        Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков.

        Правила игры: 1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя. 2. При броске заходить за стартовую черту нельзя. Бросок зашедшего за черту не засчитывается.

«Кто обгонит?»

        Подготовка. Играющие располагаются вдоль одной из стен зала. Они делятся на пятёрки и берутся за руки. Это команды.

        Содержание игры. Задача команд — по сигналу учителя, прыгая на одной ноге, достичь линии, нарисованной перед ними в десяти шагах.

        Затем команды поворачиваются и совершают прыжки в обратную сторону.

        Выигрывает команда, которая первой достигла границы. Игру можно усложнить, дав задание прыгать на одной ноге, а другую, согнув, держать за голеностопный сустав.

        Правила игры: 1. Нельзя вставать на обе ноги. 2. Игроки не должны расцеплять руки. 3. При нарушении правил команде засчитывается поражение.

«Попади в мяч»

        Подготовка. Для игры нужны один волейбольный мяч и теннисные мячи в количестве, равном половине участвующих. Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах площадки на расстоянии 18-20 м друг от друга. Перед носками играющих проводятся линии, а посередине площадки кладётся волейбольный мяч. Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому мячу.

        Содержание игры. По сигналу руководителя игроки бросают мяч в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу тоже бросают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно. Так, поочерёдно команды метают мячи установленное количество раз. Продолжительность игры 8-10 мин.

        Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту команды, стоящей напротив.

        Правила игры: 1. Если в ходе игры волейбольный мяч выкатится в сторону от играющих, его кладут в зону площадки на той же линии. 2. В этом случае обстрел волейбольного мяча начинается с двух сторон одновременно. 3. Каждый загнанный за черту противника мяч приносит команде одно очко.

Подвижные игры по физической культуре (3 класс)

Подвижные игры для 3-4 классов в школе

«Меткий футболист»

В начерченный на земле круг кладут мяч, в 6 шагах от которого за чертой становится игрок. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак, имеющий форму ведра без дна. Игрок поворачивается кругом на 360°, стараясь снова оказаться лицом к мячу, подходит к мячу и ударяет по нему ногой. Редко кому удается выполнить упражнение с первого раза.

Головой удержи мяч

Две пары играющих, стоя рядом,берутся за руки,кладут на плечи большой надувной мяч и прижимая его головой с каждой стороны, бегут до указанного места и обратно,стараясь не уронить мяч.Побеждает пара, успешно выполнила задание.

«Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

«Скакалка-подсекалка» («Рыбаки и рыбки»)

Играющие становятся в круг, в середине — водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают в тот момент, когда ручка скакалки под ногами. Тот, кого скакалка задела выше ступни, выбывает из игры. Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает ее за спиной.

Другой вариант игры предусматривает смену водящего каждый раз, когда кто-либо из стоящих по кругу заденет ее ногой.

«Живая цель»

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертят круг. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Один из стоящих по кругу берет в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает, увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местом. По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается.

«Мячом в цель»

Посередине площадки кладут волейбольный мяч, а играющие с теннисными (резиновыми) мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Каждый по очереди бросает свой мяч в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара волейбольный мяч откатился дальше.

«Подвижные игры для 3-4 класса»

Подвижные игры для 3-4 классов

Подвижные игры для 3-4 классов в школе

«Меткий футболист»

В начерченный на земле круг кладут мяч, в 6 шагах от которого за чертой становится игрок. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак, имеющий форму ведра без дна. Игрок поворачивается кругом на 360°, стараясь снова оказаться лицом к мячу, подходит к мячу и ударяет по нему ногой. Редко кому удается выполнить упражнение с первого раза.

«Точный расчет»

Для каждой команды на земле чертят круг диаметром 40—60 см. В него с завязанными глазами становится играющий команды. Его задача, выйдя из круга, сделать 8 шагов и опять вернуться в круг. Если нога на черте, то упражнение не считается выполненным.

«Хлопни по шару»

К опоре привязывают хорошо надутый шарик для каждой команды разного цвета на расстоянии не менее 2 шагов. В 8—10 шагах от своего шарика становится играющий с закрытыми глазами. В руках у него гимнастическая (или любая другая) палка. Игрок без помощи делает поворот кругом на 360°, затем идет вперед. Его задача — остановиться перед шаром и ударить по нему палкой.

«Два капитана»

Играют две команды. Команды стоят в окружностях, начерченных мелом в противоположных концах площадки. Правила игры те же, что и в баскетболе, только команды кидают мяч не в сетки, а каждая своему капитану. Он должен поймать его. В этом случае команда получает 1 балл. Игра идет до 15 баллов.

«Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

«Рыбаки и рыбки»

Играющие становятся в круг, в середине — водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают в тот момент, когда ручка скакалки под ногами. Тот, кого скакалка задела выше ступни, выбывает из игры. Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает ее за спиной.

Другой вариант игры предусматривает смену водящего каждый раз, когда кто-либо из стоящих по кругу заденет ее ногой.

«Стой!»

Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга. Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный (новый водящий), схватив мяч, кричит: «Стой!» Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т. п.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, а остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит: «Стой!» и кидает мяч в кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.

Правила запрещают сходить с места после команды «Стой!», но пока мяч не в руках водящего, можно как угодно перемещаться по площадке.

«Живая цель»

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертят круг. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Один из стоящих по кругу берет в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает, увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местом. По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается.

«Мячом в цель»

Посередине площадки кладут волейбольный мяч, а играющие с теннисными (резиновыми) мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Каждый по очереди бросает свой мяч в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара волейбольный мяч откатился дальше.

Игры для занятий в зимний период

«Снежками в круг»

Соревнуются в меткости две команды по 6—8 человек. Они располагаются за общей чертой на расстоянии 5—8 м от глухой стены, забора или деревянного щита, где напротив каждой команды чертят круг диаметром 0,5 м. Команды группируются произвольно. Несколько минут отводится игрокам для подготовки снежков. По сигналу каждая команда начинает бросать снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свой круг. Побеждает команда, игроки которой сделают это быстрее.

«Живые мишени»

Две команды строятся шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 10—12 шагов. Каждый участник предстоящей перестрелки очерчивает себя кругом радиуса 0,5 м. Руководитель игры становится сбоку между шеренгами. По его сигналу «Первый, начинай!» первый номер одной из команд делает снежок и бросает его в игрока, стоящего напротив. При этом бросающий не имеет права выходить из круга. Тот, в кого бросают, может увертываться любым способом (приседать, подпрыгивать), но не выходит из круга. Затем подается новая команда: «Первый, отвечай!» Теперь уже игрок другой команды бросает ответный снежок.

Когда все игроки бросят по одному разу снежки друг в друга, судья подсчитывает число попаданий. За каждое попадание команде засчитывается 1 балл. После трех туров подсчитывается общее число баллов, набранное командами. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

«На санках с пересадкой»

Команды (7—8 человек) строятся в колонну по одному за общей линией старта. Перед каждой из них — отмеченная цветной бумагой или флажками дорожка шириной 3—4 м. В конце дорожки стоит поворотный знак: флажок, ком снега. Направляющие держат за веревку санки, на которых сидит очередной игрок команды. По сигналу санный экипаж отправляется в путь. Участники едут до поворотной стойки, огибают ее и возвращаются назад. Затем они объезжают свою команду (против часовой стрелки) и тот, кто вез санки, остается в конце колонны, второй игрок встает с санок, чтобы отправиться в путь с санками, на которых занял место очередной (стоящий впереди) игрок его команды. Выигрывает команда, чьи игроки раньше побывали в роли как ездового, так и седока.

«Компас»

На земле рисуют круг диаметром 2—3 м. На расстоянии примерно 3 м от окружности пишут (отмечают) стороны света, сверяя с компасом: С (север), Ю (юг), 3 (запад) и В (восток). Играющие становятся спиной к центру и слушают команду руководителя: «Юг!», «Север!», «Запад!», «Восток!» Услышав, к примеру, команду «Север!», все должны повернуться в сторону севера. Игроки, стоявшие лицом к югу, поворачиваются на 180°, другим достаточно сделать пол-оборота направо или налево.

Подают различные команды, и играющие принимают соответствующие положения. Тот, кто ошибся (повернулся не в ту сторону), получает штрафной балл. Победителем оказывается набравший наименьшее число штрафных баллов.

Подвижные игры с элементами спортивных в 3 классе

Конспект урока 3 Класс.

Подвижные игры с элементами спортивных.

Задачи урока:

Образовательная: обучить основным движениям и приемам используемым в спортивных играх..

Развивающая: развивать основные физические качества ; силу, ловкость, скорость, координационные способности

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, чувство товарищества.

Продолжительность урока 45 мин.

Место проведения: спортивный зал.

Используемый инвентарь: мячи.

1мин.

Добиться четкого выполнения.

Подготовить организм к предстоящей нагрузке

Направо! За направляющим в обход по залу шагом марш!

30с.

Спина прямая. Дистанция 2 шага.

Тянуться выше!

Профилактика плоскостопия.

На носках руки в верх в замок марш.

15с.

Тянуться выше.

Профилактика плоскостопия.

На пятках руки на пояс марш!

15 с.

Шаги короче.

Профилактика плоскостопия

Руки в стороны, на внешней стороне стопы марш!

15с.

Спина прямая. Руки прямые.

Развитие координационных способностей

Спиной вперед марш!

Шагом марш!

15с.

10с.

Дистанция 2 шага. Смотреть назад через левое плечо.

Подготовить ССС. К предстоящей нагрузке.

Бегом марш!

30с.

Соблюдать дистанцию 2шага.

Подготовить организм к предстоящей нагрузке

-Руки на пояс, приставными шагами правым боком марш!

-Левым боком марш!

30с.

Дистанция 2 шага. Спина прямая.

Подготовить ССС к предстоящей нагрузке

С высоким подниманием бедра марш! Руки согнуты в локтях, перед собой ладонями вниз, коленями касаться ладоней.

15с

Шаги короче. Движения чаще, колени выше.

Развивать координационные способности.

Бег без задания.

По сигналу(свисток) поворот на 180 градусов.

Без задания марш!

Шагом марш!

30с.

Дистанция 3 шага.

Восстановить дыхание.

Упражнения на восстановление дыхания.

1-2Руки через стороны вверх, вдох; 3-4руки в низ выдох.

15-30с.

Следить за дыханием. Шаг медленный.

Организовать обучающихся к проведению ОРУ

Перестроение:

Налево, в колонну по два, интервал 4 шага, дистанция 2 шага. Марш! Направляющие на месте (левой, левой, раз два три) стой раз-два.

15-30с.

Соблюдать дистанцию и интервал 2 шага.

ОРУ с мячами.

Обучить упражнениям с мячами

Раздать мячи:1первая шеренга взять мячи и встать на место. Вторая шеренга взять мячи и встать на место.

15-30с

Соблюдать технику безопасности.

Формировать навык правильной осанки

и.п.- стойка ноги врозь, в руках мяч

1-руки вверх,

2-встать на носки

3-руки вниз

4-и.п.

3-5повт.

Смотреть на мяч.

Руки выше.

Укрепить мышцы плечевого пояса.

и.п.- стойка ноги врозь, руки с мячом вперед

1-4 круговые движения рук вправо

5-8 влево

3-5 повт.

Больше амплитуда.

Укрепить мышцы спины.

и.п- стойка ноги врозь руки с мячом вверх

1-наклон вперед,

2и.п

3 отклониться назад

4 и.п

3-5повт.

Ноги прямые, спину прогнуть.

Укрепить мышцы спины.

и.п.- стойка ноги врозь, руки с мячом вверх

1-наклон вправо

2и.п.

3 наклон влево

4 и.п.

3-5 повт.

Ноги не сгибать! Глубже наклоны.

Укрепить мышцы спины.

и.п- стойка ноги врозь, руки с мячом согнуты в локтях перед грудью

1- 3поворот туловища вправо,

4 -и.п.

5-7вправо,

8-и.п.

3-5повт.

Спина прямая, локти в стороны.

Укрепить мышцы ног.

и.п. стойка ноги врозь,

1- руки с мячом вперед присед

2и.п.

5-10 повт.

Вперед не наклоняться.

Укрепить мышцы ног.

и.п. стойка ноги врозь, руки с мячом вперед.

1 присед на правую ногу

2и.п.

3присед на левую ногу

4и.п.

3-5повт.

Ноги шире. Спина прямая.

Развивать общую силу.

и.п.- упор лежа.

Отжимания:

1- согнуть руки

2 и.п.

5-10 повт.

Руки выпрямлять полностью.

Укрепить мышцы ног

и.п- стойка ноги врозь, руки с мячом внизу

1-прыжком в широкую стойку руки вверх

2 и.п.

5-10 повт.

Максимальная высота прыжка.

Восстановить работоспособность после нагрузок

и.п.- о.с. мяч у ног. руки вверх- вдох,

и.п- выдох.

5-10 повт.

Вдох глубокий, выдох- продолжительный.

Основная часть.

Разучить правильное расположение рук.

1)подбросить мяч перед собой и поймать.

5 повт.

В стойке! Следить за положением рук. Упр. Выполнять по сигналу.

Способствовать развитию ловкости, координационных способностей.

2)Подбросить мяч перед собой, хлопнуть в ладоши, поймать.

5 повт.

Ноги согнуты. Мяч высоко не подбрасывать. По сигналу!

Способствовать развитию ловкости, координационных способностей.

3) Подбросить мяч перед собой, дать ему удариться об пол, поймать.

5повт.

Следить за мячом

Закрепить навык обращения с мячом

4)Подбросить и поймать мяч 5 раз подряд.

3-5мин.

Следить за положением рук и ног .

Закрепить навык ведения мяча.

Ведение мяча стоя на месте. Правой рукой,

потом левой рукой.

5-10 повт.

В стойке. Ноги согнуты в коленях, плечи вперед.

Закрепить навык ведения мяча.

Ведение мяча поочередно правой и левой рукой

5-10 повт.

В стойке.

Первая шеренга положить мячи и вернуться на место.

15с

Убрать мячи.

Закрепить приемы передачи мяча.

Первая шеренга кругом! По команде выполняется передача мяча партнеру с ударом об пол.

5-10 повт.

В стойке! Бросок мача направлять ближе к ногам партнера. Мяч передавать точно в руки партнеру.

Закрепить приемы передачи мяча.

По команде передача мяча партнеру от груди.

5-10 повт.

В стойке. Смотреть на мяч. По сигналу!

Закрепить знания строевых упражнений.

Направо! к направляющим сомкнись!

15-30с.

Подготовить инвентарь для эстафет.

Отнести мячи и встать на место (оставить 2 мяча)

15с

Убрать мячи.

Эстафета

Закрепить полученные навыки.

Передача мяча над головой, последний в колонне получив мяч перебегает в начало колонны. Побеждает команда, которая первой достигнет опред. линии.

1-3 мин.

Следить за положением рук на мяче.

Эстафета

Закрепить полученные навыки.

Обучающиеся выполняют ведение мяча в движении, обходят конусы. Ведение в одном направлении выполняется правой рукой, в обратном- левой рукой.

3-5мин.

Следить за соблюдением техники безопасности.

Игра «Математика.»

Закрепить полученные навыки.

Игрок бросает мяч игроку команды противника и задает вопрос (3+5) если мяч пойман и ответ верный выбывает игрок первой команды и право подачи и вопроса переходит второй команде, если нет, то выбывает игрок ловивший мяч, и следующий игрок первой команды бросает мяч и задает вопрос следующему игроку команды противника. Первый игрок становится в конец своего строя. Побеждает команда в которой остается больше игроков.

5-10 мин.

Следить за соблюдением правил игры.

Завершающая часть

Организовать обучающихся к окончанию занятия.

Собрать инвентарь. Подвести итоги занятия. Проверить усвоенные знания.

1-3 мин

Становись! Равняйсь! Смирно! Занятие окончено. Оценивание. Разойтись!

Подвижные игры для 3 класса

 

КОНСПЕКТ   УРОКА

ПО  ТЕМЕ  «ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ»

/3 КЛАСС/

 

 

Тема  урока: Подвижные игры.

Цель урока: 1) развивать интерес детей к физической культуре на основе подвижных игр;

2) сохранять и укреплять здоровье.

Задачи урока:

·         формировать двигательные умения и навыки, обогащать свой двигательный опыт;

  • обучать детей коллективной игре, умению видеть и понимать партнеров и соперников;
  • воспитывать культуру эмоционального поведения в спортивно-игровой деятельности.
  • Тип урока: комбинированный

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: свисток, кегли, ленточки, мяч, карточки.

Используемые технологии и методы: фронтальный метод, игровые технологии.

Длительность: 45 минут

 

Содержание урока

Дозировка

Организационно — методические указания

I.

Подготовительная часть:

10-12 мин.

 

1.

Вход в спортивный зал, построение в шеренгу, приветствие, расчёт по порядку.

2мин.

Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку

2.

Сообщение задач урока

   

3.

Ходьба по залу с заданиями на осанку, с изменением положения рук:

а) на носках,
б) на пятках,
в) перекат с пятки на носок,
г) спортивная ходьба с переходом на медленный бег.

1мин.

Следить за осанкой и соблюдать дистанцию.

4.

Беговые задания:

-Высоко поднимая бедро

-С захлестыванием голени назад

-Приставными шагами вправо (влево)

-Спиной вперед приставным шагом

-Со звуковым сигналом

2 мин.

 

Вдох носом выдох ртом

Пятки касаются ягодиц

На 4 счета вправо, на 4-влево

Смотреть через правое (левое) плечо

По сигналу — бег в противоположную сторону

5.

Ходьба, восстановление дыхания.

 

Руки через стороны вверх – вдох, наклон – руки вниз выдох.

6.

Упражнения в движении:

3-4 мин.

   

а) упражнения для рук и плечевого пояса,

6-8раз.

Рывки руками назад (согнутыми и прямыми)

 

б) наклоны к прямой ноге на каждый шаг (ногу ставить на пятку),

 

 

 

в) выпады поочередно левой и правой ногой с пружинящим покачиванием,

 

Сзади стоящая нога прямая, руки на поясе.

 

г) махи согнутой и прямой ногой на каждый шаг.

10-12 раз.

Мах прямой ногой, опорную ногу в колене не сгибать.

 

д) прыжки в полном приседе

10 раз

   

е) легкий бег с переходом на ходьбу

1 мин

Следить за равнением и дистанцией.

7.

Построение в одну шеренгу

2 мин.

Учащиеся по команде «Разойдись!», расходятся по спортивному залу. По команде «Становись!» должны быстро встать на свое место. Направление построения шеренги указывает учитель.

II

Основная часть.

28-30 мин

 

1

Перестроение через середину зала в колонну по 3.

 

Следить за равнением.

2

Игра «Вызов номеров»

 

В колоннах рассчитываются по порядку. Водящий задает пример (например, 10-4) и ответ на этот пример будет номером игрока. Игрок с этим номером должен  оббежать кеглю и возвратиться на свое место. Капитаны подсчитывают очки. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

3

Перестроение колону по одному, ходьба по залу на восстановление дыхания.

   

4.

Игра «Гандбольные салки»

Класс делится на две команды. Игроки водящей команды, имея один волейбольный мяч, передавая его из рук в руки, стараются, не выпуская мяч из рук осалить убегающих игроков. Осаленные  игроки садятся на скамейку. Выигрывает команда, осалившая за меньшее время больше соперников.

15 мин

Учитель назначает капитанов, и они выбирают себе команду. Игрок, владеющий мячом, может пробежать не более 3-ех шагов, после чего должен коснуться соперника или выполнить передачу партнеру. Если водящий осалил соперника, но при этом сделал больше трех шагов или бросил мяч в соперника, то это не засчитывается как осаливание.

5

Перестроение колону по одному, ходьба по залу на восстановление дыхания.

   

6

Построение в одну шеренгу

   

7

Перестроение через середину зала в колонну по 3.

 

Следить за равнением.

8

Игра «Волшебные буквы»

5 мин

Каждый участник по очереди бежит до конца зала и берет одну карточку с буквой. Из букв команда собирает слово (быстрота, гибкость, ловкость). Побеждает команда, которая первой соберет слово.

III

Заключительная часть

5 мин

 

1.

Игра на внимание «3-13-33»

2 мин

На счет «3» -руки вперед, «13»-руки к плечам, «33»-руки вверх. Допустивший ошибку делает шаг вперед и продолжает игру.

2.

Итоги урока

1 мин

Подведение итогов урока

3.

Домашнее задание. Краткая беседа о закаливании организма.

2 мин

Развивать гибкость

 

 

Сборник подвижных игр направленных на развитие координационных способностей учащихся 3 класса на уроках физкультуры

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

Сборник подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей учащихся 3 класса на уроках физкультуры.

Камышлов, 2017 г.

Сборник подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей для учащихся 3 класса / сост. Тихонова В.В. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Руководитель: Ершов И.А. Преподаватель педагогических дисциплин.

Рецензент: Петкин И.Н. Преподаватель педагогических дисциплин.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования подвижных игр, для развития координационных способностей у младших школьников. В подобранных подвижных игр для учащегося появляется уникальная возможность развить свое равновесие, а по мимо этого еще такие навыки как ловкость, гибкость, выносливость, сила.

Данный сборник подвижных игр предназначен для учителей начальных классов, при проведении уроков, во внеурочной деятельности, для студентов педагогических специальностей при подготовке и проведении уроков.

©Камышловский педагогический колледж, 2017

Содержание

Введение 4

1. Игры, на развитие способности к кинестезическому дифференцированию 7

1.1. Бросок мяча в цель 7

2. Игры, на развитие способности к ориентированию в пространстве 8

2.1. Бег к заданным ориентирам 8

2.2. Маятник – бросок – цель 10

3. Игры, на развитие способности к комплексной реакции 12

3.1. Упражнение – реакция – мяч 12

4. Игры, на развитие способности к равновесию 16

4.1. Балансирование и повороты на гимнастической скамье 16

4.2. Стойка на одной ноге 17

5. Игры для развития способности к ритму т темпу 18

5.1. Сохранение ритма и темпа 18

5.2. Точный темп бега 20

5.3. Бег с мячом 23

6. Игры, для развития способности к перестроению двигательных действий и моторному приспособлению 25

6.1. Прыжки вверх с места, стоя на возвышении 25

6.2. Прыжки вверх с попаданием в цель 28

Список литературы 29

Приложение

Введение

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Координационные способности зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Большое значение для развития функции мышления имеют подвижные игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры.

Для развития ребенком координационных способностей имеется ряд подвижных игр.

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка.

Подвижная игра — это сложное эмоционально-окрашенная двигательная деятельность обусловленная правилам (А.Р. Кенеман)

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач. Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.

Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Игры, на развитие способности к кинестезическому дифференцированию

Бросок мяча в цель

«Попади в мяч»

Цель: формирование меткости, глазомера, координации движений

Оборудование: свисток

Обоснование: посреди площадки кладется волейбольный мяч, класс делится на две команды, которые располагаются за 18-20 метров. У одной из команд мячи. По команде учителя команда с мячами метает их в волейбольный мяч. Задача: перекатить волейбольный мяч за счет удара мячей за линию к противоположной команде. Затем, то же самое выполняет другая команда. Команды метают мяч установленное количество раз. Побеждает та команда (за определенное время), которая закатит мяч за линию.

Правила игры: Бросать только по сигналу. При броске нельзя заступать за линию. Если мяч откатывается в сторону, его возвращают на место (на том же уровне только по центру).

Игры, на развитие способности к ориентированию в пространстве

Бег к заданным ориентирам

«Пятнашки»

Цель: формирование скорости, быстроты реакции, ловкости.

Оборудование: яркий платочек.

Обоснование: назначается водящий – «пятнашка». Он берет в руку яркий платочек и становится в центре площадки; остальные располагаются по площадке. По сигналу водящий поднимает платочек вверх и говорит: «Я – пятнашка». После этого водящий старается догнать и коснуться играющих. Игрок, которого коснулся водящий, становится «пятнашкой», ему передается платочек, прежний «пятнашка» становится обычным играющим.

Правила игры: новый водящий должен поднять руку вверх и сказать: «я – пятнашка». Нельзя сразу касаться прежнего водящего. При учете результатов игры роль первого «пятнашки» не учитывается.

«Космонавты»

Цель: формирование быстроты, ловкости, внимания.

Оборудование: 15-20 кружков, квадратов.

Обоснование: на полу в различных 5 местах, раскладываются 15-20 кружков, рядом по 3 кружка. Каждая группа кружков образует ракету, а кружки – это место в ракете. Весь зал – ракетодром. Количество мест в ракете меньше, чем игроков. Дети за руки идут по кругу и говорят:

«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет – опоздавшим места нет».

После этих слов дети бегут к ракетам и стараются занять место.

Выигрывает тот, кто дольше всех совершал «полет»

Правила игры: опоздавшие собираются в центре круга. Из кругов нельзя выталкивать.

(Приложение 1)

Маятник – бросок – цель

«Два мороза»

Цель: формирование быстроты, ловкости, верткости.

Оборудование: мел, свисток.

Описание: на расстоянии 3-4 шагов от лицевых линий площадки проводятся параллельные прямые. Огороженные места являются «домами». Все играющие, кроме двух водящих, располагаются за одной из линий, «в доме». Водящие — в центре площадки. По сигналу они громко говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые:

Я – мороз красный нос,

Я – мороз синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого они перебегают на противоположную сторону площадки.

Водящие догоняют, касаясь их рукой. Осаленные игроки останавливаются. Остальные дети собираются в «доме». Руководитель отмечает задержанных «морозами» игроков и отпускает их в «дом» к остальным детям. Игра ведется дальше.

Через некоторое время назначаются другие «морозы». Лучшими «морозами» признаются те, кто больше «осалил» игроков.

Правила игры: запрещается толкать друг друга. Выбежавшим из «дома» нельзя возвращаться обратно. Водящие не имеют права касаться рукой игроков, находящихся за линией «дома».

Игры, на развитие способности к комплексной реакции

Упражнение – реакция – мяч

«Эстафета с мячами»

Цель: формирование умения быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.

Оборудование: мячи, мел, свисток.

Описание: на игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2-3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1-1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч. По сигналу учителя или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй – третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч учителю.

Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч учителю.

Варианты игры:

  • сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;

  • мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;

  • комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед – внизу, между широко расставленными ногами.


«Рывок за мячом»

Цель: формирование координационных движений, ловкости, выносливости.

Оборудование: мяч, мел.

Обоснование: играющие делятся на 2 равные (по числу игроков) команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами. Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, называя новый номер, и т.д. Играют установленное время. Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

Правила игры: начинать бег можно с высокого или низкого старта (по договоренности). Если 2 игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

«Русская лапта»

Цель: формирование выносливости, ловкости, быстроты реакции.

Оборудование: бита, малый мяч.

Обоснование: Площадка делится на город, поле, и кон. Одна команда располагается (по жребию) в городе, другая – в поле. Выбирается (назначается) капитан в каждой команде. Капитан команды находится в городе, устанавливая очередность подачи мячей, а капитан команды, расположенной в поле, размешает своих игроков по полю, а одного посылает в город подавать мячи. По сигналу учителя игроки в городе по очереди лаптой отбивают мяч, подброшенный подающим. После удачного удара он бежит через поле в кон, и если успеет, то обратно. Если игроки в поле поймают мяч, не давая ему коснуться земли, то команды меняются ролями. При попадании мячом в игрока команда с поля быстро перебегает в город, а другая команда спешит завладеть мячом и в свою очередь запятнать убегающих. В городе остается команда, которой удается выполнить перебежку, не будучи осаленной.

Правила игры: Каждый игрок имеет право на один удар, капитан, если он бьет последним,- на три удара. Перебегать от города до кона можно только в пределах поля.

(Приложение 2)

Игры, на развитие способности к равновесию

Балансирование и повороты на гимнастической скамье

«Мост»

Цель: формирование умения балансировать координацию на гимнастической скамье.

Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования.

Обоснование: ребенок должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда ребенок вернется в исходное положение.

Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

Общие указания и замечания: после объяснения, демонстрации и опробования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить.

Стойка на одной ноге

«Гусеницы»

Цель: обучение в игровой форме прыжкам на одной ноге, развитие координации движений.

Оборудование: мел, свисток.

Описание: на игровой площадке перед началом игры проводят дне параллельные линии на расстоянии 6-10 м (в зависимости от возраста и возможностей играющих детей). Это линии «старта» и «финиша».

В зависимости от числа участников, все играющие дети делятся ни 2-3 команды с равным количеством игроков.

По команде учителя, команды подходят к линии старта и строятся в колонну друг за другом с дистанцией между колоннами 1,5-2 м. Каждый играющий сгибает ногу в колене. Стоящий за ним ребенок одну руку кладет на плечо стоящего впереди, а другой рукой держит его согнутую ногу. У последнего игрока нога просто согнута в колене. Таким образом, образуется команда-цепочка. По сигналу учителя каждая из команд-цепочек начинает движение вперед, передвигаясь прыжками на одной ноге.

Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет расстояние между линиями и пересечет линию «финиша».

Игры для развития способности к ритму т темпу

Сохранение ритма и темпа

«Октябрята»

Цель: формирование быстроты реакции, внимательности.

Оборудование: мел.

Обоснование: на противоположенных сторонах площадки на расстоянии 13-15м одна от другой обозначаются две линии. Все играющие строятся за линией на одной стороне площадки, водящий – в центре. По сигналу учителя дети говорят:

Мы, ребята-октябрята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать!

Как только будет произнесено слово «догнать», все играющие перебегают на другую сторону за линию, а водящий старается их осалить. Когда все перебегут за линию, а водящий старается их осалить. Когда все перебегут, учитель предлагает осаленным поднять руку, подсчитав детей, дает сигнал для повторения игры.

Правила игры: водящих надо менять. На большой площадке может быть двое водящих.

«Фигура»

Цель: формирование меткости глазомера, координации движения

Оборудование: свисток

Обоснование: играющие становятся в круги, берутся за руки. Водящий — в центре круга. По сигналу дети продвигаются по кругу вправо — влево, меняя темп (медленно, быстро, бегом). По другому сигналу все останавливаются и принимают какую-нибудь позу. Водящий выбирает того игрока, поза которого ему больше понравилась. Меняется с ним местами. Игра продолжается, но играющие движутся в другую сторону. Побеждает тот, кто больше всех был водящим.

Правила игры: идти по сигналу

«Птицы и клетка»

Цель: формирование творческой активности, ловкости

Оборудование: музыкальное сопровождение

Обоснование: для игры желательно подобрать две музыкальные мелодии. Половина игравших, взявшись за руки, образуют круг – «клетку». Другая половина играющих — птицы «располагается свободно по внешнему кругу. Под музыку внутренний круг – клетка — двигается, припрыгивая, вправо, а игроки внешнего круга – влево, вытянув руки в стороны, подражая полету птиц. По сигналу учителя клетка останавливается, и играющие поднимают соединенные руки вверх, музыкальное сопровождение меняется. Птицы начинают пробегать под руками внутрь клетки и выбегают из нее. Учитель неожиданно дает второй сигнал – музыка прекращается и клетка» закрывается «игроки внутреннего круга приседают и опускают руки вниз.

Птицы, оказавшиеся внутри считаются пойманными.

Игра возобновляется и продолжается, пока не переловят всех, птиц. Затем играющие меняются ролями.

Правила игры: клетка может захлопываться только по сигналу учителя.

Точный темп бега

«Не попадись»

Цель: обучение в игровой форме ходьбе, бегу, развитие ловкости, координации движений.

Оборудование: мел, свисток.

Описание: на игровой площадке чертится круг диаметром 5-8 м (в зависимости от возраста играющих детей).

Из играющих детей выбирается водящий, который располагается внутри круга в любом месте. Остальные дети становятся вокруг круга на расстоянии полушага от черты.

По сигналу учителя дети прыгают в круг, бегают по нему и выскакивают обратно. Водящий бегает в пределах круга и старается коснуться играющих, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего каждый играющий должен успеть покинуть пределы круга.

Тот играющий, до кого успел дотронуться водящий в пределах круга, получает штрафное очко, но остается в игре (или выбывает из игры). Через некоторое время учитель подсчитывает число штрафных очков и тех играющих, кого не успел коснуться водящий. Производится замена водящего, и игра начинается сначала.

Вариант игры: можно несколько изменить условия игры. Водящим становится первый же игрок, до кого дотронулся прежний водящий в пределах круга, а ведущий занимает место игрока.

«Охотник и зайцы»

Цель: обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.

Оборудование: мел, обручи, свисток.

Описание: из числа играющих детей выбирают двоих: «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети — «зайцы» чертят для себя на игровой площадке кружки – «домики» диаметром до 50 см.

Каждый заяц занимает свой «домик» — кружок. Учитель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живущего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превращается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убегать от гоняющегося теперь за ним охотника.

Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охотником, а охотник – зайцем.

Вариант игры: общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3-4 взявшиеся за руки. Они открывают «двери» (поднимают руки) перед «бездомным зайцем», пуская его в дом, и закрывают перед «охотником». Одновременно через другие «двери» домик покидает заяц, находившийся в нем. В остальном игра идет по тем же правилам.

Бег с мячом

«Змейка (Проведи мяч)»

Цель: формирование умения ведению мяча, обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.

Оборудование: мячи, кегли, кубики, колышки, клюшка.

Описание: на игровой площадке проводится линия. Перпендикулярно к ней расставляют в ряд 8-10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.

По сигналу или команде учителя ребенок должен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.

Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без ошибок.

Вариант игры:

  • можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить одновременно соревнование на скорость между двумя участниками;

  • ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;

  • игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.


«Не урони шарик»

Цель: кроме закрепления навыков ходьбы и бега, дети развивают ловкость и координацию движений.

Оборудование: мел, свисток, столовая ложка, шарик от пинг-понга.

Описание: на игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5-10 см (в зависимости от возраста играющих). Это линии «старта» и «финиша».

На линию старта одновременно выходят 2-3 игрока. Каждому ребенку дают столовую ложку, в которой лежит шарик от пинг-понга. Играющий держит ложку в вытянутой руке, не придерживая шарик другой рукой.

По сигналу учителя дети начинают движение от линии старта. Их задача состоит в том, чтобы дойти или добежать до линии «финиша», но при этом не уронить шарик. Если игрок в процессе движения уронит шарик, то должен поднять его, вернуться на то место, где уронил, положить шарик в ложку и только потом продолжить движение.

Победителем считается ребенок, первым пересекший линию «финиша» и не уронивший шарик. Можно устраивать новые забеги среди победителей каждого предварительного забега.

Вариант игры: игра может проводиться в виде эстафеты, когда все участники разделены на 2-3 команды в зависимости от количества участников:

  • играющий должен донести шарик в ложке до линии финиша, а вернуться бегом, передав ложку и шарик следующему игроку;

  • играющий должен донести шарик в ложке в оба конца, передав их следующему играющему.

Игры, для развития способности к перестроению двигательных действий и моторному приспособлению

Прыжки вверх с места, стоя на возвышении

«Рыбак»

Цель: формирование умения основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.

Оборудование: скакалка, ленточка.

Описание: на игровой площадке дети представляют роль рыбок, они образуют круг диаметром 4-5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит водящий играющий роль рыбака. У него в руке скакалка-удочка, длина которой должна быть равна радиусу круга. К концу скакалки длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек-крючок. Рыбак держит удочку понизу и плавно водя ею по кругу пытаясь словить рыбку.

Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах так, что бы водящий ни поймал их ноги скакалкой. Ребёнок не должен покидать свое место в кругу. Если водящему удалось поймать «рыбку», то движение рыбака прекращается, пойманный ребенок становится на место водящего. Учитель отмечает наиболее, ловких, сумевших не попасться на крючок рыбака.

«Не урони мяч»

Цель: формирование умения прыжкам, ловкости и координации движений.

Оборудование: мячи, мел (канат), свисток.

Описание: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4-6 м (в зависимости от возраста играющих детей).

Играющие дети делятся на 3-4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каждый стоящий первым получает мяч и зажимает его между ног.

По сигналу или команде учителя дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересечения линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами становятся в конец колонны.

Побеждает та команда, чей последний игрок пересечет первым линию «старта» с мячом в руках.

Вариант игры: на второй линии для каждой команды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажатым между ног мячом к первой линии, передавая его следующему игроку за первой линией.

«Рыбки»

Цель: обучение в игровой форме видам движения (ходьба, бег), развитие ловкости и координации движений.

Оборудование: свисток, цветные рыбки из картона с ниткой.

Описание: перед игрой воспитатель заготавливает из картона «рыбки» (длина – 15-20 см, ширина – 5-7 см), которые окрашиваются в цвета играющих команд (например, синие, красные и зеленые рыбки). К хвостику каждой рыбки привязывается нитка длиной 50-60 см.

Игра предполагает соревновательный характер двух или трех (в зависимости от числа детей) команд с равным числом участников в каждой команде.

Дети выстраиваются на игровой площадке и делятся на команды. Каждая команда получает «рыбок» своего цвета. Каждый ребёнок получает «рыбку» цвета своей команды, и свободный конец нитки заправляет за свой носок так, чтобы при ходьбе или беге «рыбка» тянулась сзади на нитке, касаясь пола – «плыла».

После этого команды выходят на игровое поле. По сигналу учителя дети начинают ходить и бегать по площадке, стараясь наступить на «рыбку» противника и в то же время не дать «поймать» свою «рыбку». Ребенок, чью рыбку «поймали» (выдернули нитку из носка), выбывает из игры, а «рыбку» забирает поймавший игрок.

После окончания игры учитель подводит итоги. Побеждает та команда, у которой осталось больше непойманных своих рыбок, но больше «пойманных» чужих «рыбок».

Правила игры: во время игры нельзя хватать руками игрока другой команды, толкаться, наступать на ноги другим игрокам.

Прыжки вверх с попаданием в цель

«Угости белку орешком»

Цель: обучение прыжкам с разбега, развитие координации движения и глазомера.

Оборудование: свисток, корзина, шарики (шар пинг-понга, мяч).

Описание: на игровой площадке на вертикальной стойке или на горизонтально натянутом шнуре, находящемся на высоте 1,5-2 м, повесить корзиночку (можно 2-3 корзиночки) так, чтобы она находилась на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка.

Перед началом игры учитель объясняет детям, что в этой корзиночке (в «гнездышке») живет белка, которая очень любит орешки. Потом каждому играющему дают камешки округлой формы или шарики для пинг-понга, которые заменяют орешки. Чтобы угостить белку орешком, ребенок должен подпрыгнуть и забросить «орешек» в корзинку.

Правила игры: по усмотрению учителя дети могут прыгать с места или с разбега расстояние 2-3 м) Каждый ребенок делает по 3-5 попыток положить «орех» в корзинку белочке. Учитель отмечает технику прыжка и приземления, а также того, кто положил больше «орешков».

Список литературы

  1. Жеребьева Г.В. Как развивать координационные способности//библиотека международной спортивной информации (БМСИ) URL: http://bmsi.ru/doc/94c7d6ba-f570-431a-bcc0-b84853e3b005 (Дата обращения: 15. 02.2009)

  2. Подвижные игры: Учебное пособие. / под общ. ред. В.Ф. Мишенькиной — Омск: 2004.

  3. Раджабова Е.В. Подвижные игры для развития координационных способностей у младших школьников//инфоурок URL: https://infourok.ru/podvizhnie-igri-dlya-razvitiya-koordinacionnih-sposobnostey-u-mladshih-shkolnikov-472285.html (Дата обращения: 9.10.2015)

  4. Синдеева Н.В. Методическая разработка «Развитие координационных способностей у младших школьников средствами подвижных игр»//мультиурок URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-razvitiie-koordinatsio.html (Дата обращения: 15.11.2016.)

  5. Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних спец. учеб. заведений физ. культ. / под общ. ред. Ю.М. Портных. — М.: Физкультура и спорт, 1984.

  6. Худяшова А. Подвижные игры для развития координационных способностей// otherreferats URL: http://otherreferats.allbest.ru/sport/00098634_0.html (дата обращения: 16.12.2010)

  7. Худяшова А.М. Подвижные игры для развития координационных способностей//allbest Выбери лучшее! URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00099360_0.html (Дата обращения: 16.12.2010)

Приложение 1

Приложение 2

План-конспект урока по физкультуре (3 класс) на тему: Конспект урока физической культуры 3 класс «Подвижные игры»

Часть урока

Конкретные задачи

Содержание

Время

Методические указания, команды

Вводная часть

Организовать детей на урок

Содействовать общему разогреванию и постепенному втягиванию организма в работу

Построение. Организационные команды

Приветствие.

— Меня зовут Софья Александровна.

Проверка готовности. Проверка формы одежды.

Построение в колонну по одному.

Сообщение задач урока

— Сегодня на уроке мы разучим разминку в движении после чего поиграем.

Прохождение  разминочных кругов.

Разогревающе-разминочный бег (3 минуты), после которого класс переходит в шаг. Обучающиеся выполняют дыхательные упражнения.

— Переходим к разминке в движении в колонне по периметру зала.

Разминка в движении

Ходьба на носках с поворотами головы направо-налево.

Ходьба на пятках, руки сзади в замок, на каждый второй шаг поднимать руки как можно выше.

Ходьба с поворотами туловища на каждый шаг: при повороте напрво сжимать кисти в кулак, при повороте налево – разжимать.

Ходьба с выпадами: на выпад правой – руки вверх, на выпад левой – руки за спину.

Продвижение прыжками ноги скрестно – ноги врозь. Ноги скрестно: впереди то правая, то левая.

Ходьба в присяде.

Ходьба на четвереньках. Коленями пола не касаться, руки под ноги впереди идущих не подсовывать.

— Разминка окончена.

/Ученики проходят к скамейкам и садятся/

10 мин

-Здравствуйте, ребята.

— По порядку рассчитайсь.

— На первый второй рассчитайсь.

— Напра-во. Шагом марш. Медленным бегом, марш.

— Шагом.

Основная часть

Содействовать развитию координационных способностей

 — А сейчас пришло время подвижным играм. Сначала мы поиграем в известную игру «Белые медведи».

В углу зала находится льдина. На ней находятся двое водящих – белые медведи, а остальные – медвежата. Водящие, взявшись за руки, по сигналу выбегают ловить медвежат. Догнав медвежонка, водящие должны соединить руки так, чтобы тот оказался между ними. Пойманного игрока отводят на льдину и идут ловить других. Когда пойманных игроков будет двое, они также берутся за руки и помогают ловить оставшихся. Двое медвежат, пойманные последними, считаются самыми ловкими и становятся новыми водящими.

Медвежатам не разрешается разъединять руки водящих и вырываться, когда их ведут на льдину, а белым медведям – хватать убегающих за руки и одежду. Медвежата, выбежавшие за границу площадки, считаются пойманными.

— Теперь поиграем в игру «Колдунчики».

Водящий – колдун, который должен обездвижить всех игроков: кого коснется, тот заколдован и стоит на месте, не сходя с него ни на шаг, держа руки в стороны, пока не спасут. Расколдовать обездвиженных могут другие игроки своим касанием.

Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не окажутся заколдованными. Если водящий долго не справляется со своей задачей, то его меняют. Для усложнения спасения иногда вводят правило: спасающему необходимо пролезть между ног у обездвиженного.

— Наверняка всем известна игра «Пустое место».

Игроки встают по кругу, держа руки за спиной. Водящий находится за кругом. Проходя по кругу, он дотрагивается до руки или спины одного из игроков и убегает. Тот, до кого дотронулся водящий, бежит по кругу позади играющих в обратную от водящего сторону, стремясь опередить его и занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и водит.

— Поиграем теперь в игру «Салки с домиками».

Играющие располагаются по всей площадке. Один из них водящий. Водящий поднимает руку и говорит «Я салка!» После этого бежит за кем-нибудь из играющих, стараясь догнать и коснуться рукой. Играющий, которого касается салка, становится новым салкой, а прежний – включается в игру вместе с другими. Но убегающие могут спрятаться в дом, сказав «Я в домике» и подняв руки, изобразив домик.  Если все игроки спрятались по домам, то можно ловить любого.

— Теперь пришло время поиграть в игру «Совушка».

В углу зала гнездо Совушки (1-2 метра). Остальные игроки – полевые мыши. Совушка в гнезде, а мыши располагаются по всему полю (залу). По сигналу учителя «День» все мыши выскакивают начинают бегать, прыгать по всему полю. Днем Совушка спит в своем гнезде. Но вдруг учитель говорит : «Ночь» По этому сигналу все мышки замирают на месте, а Совушка просыпается, вылетает из гнезда на охоту и смотрит, кто из играющих пошевелится. Если Совушка заметит, что кто-либо шелохнулся, она забирает эту мышь в гнездо. Совушка ловит мышей до тех пор, пока учитель не скажет: «День!» По этому сигналу Совушка улетает в сое гнездо, а мыши начинают бегать и резвиться до следующего сигнала «Ночь!» Подводя итоги игры, учитель отмечает тех игроков, которые не были пойманы во время игры.

25 мин

Заключительная часть

Содействовать более быстрому восстановлению функционального состояния организма

Построение.  

Подведение итогов.

— Поздравляю вас с окончанием первой четверти.

5 мин.

В одну шеренгу становись.

-Урок окончен. До свиданья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *