Методическая разработка по развитию речи (младшая группа): Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе
Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Краткое описание:
Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.
Игра «Угадай, кто кричит
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Краткое описание:
Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Краткое описание:
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игра «Угадай, на чем играю»
Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.
Краткое описание:
Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.
Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.
Игра «Угадай, что делают»
Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.
Краткое описание:
Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения
Игра «Угадай, кто идет»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.
Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.
Краткое описание
Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.
Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 — 5 раз
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Идите с нами играть»
Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.
Игра « Не разбуди Катю»
Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.
Краткое описание:
Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом
Игра «Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки
Краткое описание:
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот
Игра «Кто как кричит?»
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.
Краткое описание:
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу»
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.
Игра «Дует ветер»
Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой — сильный ветер, качающий ветви деревьев.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у…» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.
Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса
Игра «Кот и мыши»
Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.
Краткое описание:
Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:
«Тише, мыши.
Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!»
Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами
Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом
Упражнение «Гудок»
Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.
Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза.
Краткое описание
Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.
Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа.
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Сказка «Поспешили — насмешили»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Краткое описание:
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква — к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи — пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко — корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го — горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му — мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Краткое описание:
Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз — с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание:
На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Краткое описание:
Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук «п» на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
Игра «Птицеферма»
Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.
Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Краткое описание:
Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 — 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам… (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 — 4.
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.
Краткое описание:
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова
Игра «Подбери по цвету»
Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.
Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани
Краткое описание:
Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.
Игра «Кто внимательный?»
Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.
Краткое описание:
Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий — второго, первый — третьего.
Методические указания. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.
Игра «Угадай, близко или далеко поезд»
Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.
Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй — удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.
Краткое описание:
Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит — ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у громким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.)
Далее педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку.
Методические указания. Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).
nsportal.ru
«КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ» К №17 Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы. Материалы: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например: Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится…). Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить…). Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше…) Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит…) Что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать…). Что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет…). Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает…). | «ЧЕЙ ГОЛОС?» Карта №18 Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль. В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют. — Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.) — Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка? — Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка? — Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка? — Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.) — Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.) — Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка? (Кудахчет.) — Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.) |
«МАША ОБЕДАЕТ» Карта №19 Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Материалы: Кукольная комната со столом, накрытым скатертью, стульями; игрушки: собачка, кошка, курочка, кукла; кукольная посуда: чашка, миска, блюдце, черепушка (баночка или др.). Обратимся к детям с такими словами: «Машенька пришла с прогулки (показываем куклу) и очень хочет есть, ей пора обедать». Разденем куклу и усадим за стол. Будем читать стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» и, используя игрушки, разыгрывать представление. Час обеда подошел. Села Машенька за стол. (Появляется собачка.) — Гав, гав, гав! — Кто это к нам? — Гав, гав, гав! — Кто это там? — Это я. Ваш верный пес. Ваш Арапка, черный нос. День и ночь Я дом стерег. Наработался, продрог. Не пора ли обедать? — Иди, Арапка, Мой свои лапки. (Собачка моет лапки и подходит к дому.) | . — Мяу. мяу! — Кто ж теперь К нам царапается в дверь? (Появляется кошка.) Это наша кошка Мурка. Мурка — Серенькая шкурка. — Я вам погреб стерегла. Всех мышей перевела. Крыс прогнала из подвала. Наработалась, устала. Не пора ли обедать? (Кошка садится у входа.) — Куд-куда, куд-куда! — Кто еще спешит сюда? Вошла курочка рябая. (Приходит курочка.) — Як вам прямо из сарая Я не ела, не пила, Я яичко вам снесла. Не пора ли обедать? Двери отперли, (Кукла подходит к дверям и открывает их.) И вот Маша всех к столу зовет: Пса Арапку, Кошку царапку. Курочку рябку. (Игрушки проходят в комнату и садятся за стол.) Никому отказа нет. Подан каждому обед. (Взрослый расставляет посуду.) Собачке — в миске, В блюдечке — киске, Курочке-несушке Пшено в черепушке, А Машеньке — в тарелке, В глубокой, не в мелкой. |
nsportal.ru
Картотека по развитию речи (младшая группа): КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
«ПОКОРМИМ ПТЕНЧИКОВ»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: Вос-ль «Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат.» Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети по шире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
«КТО КАК КРИЧИТ?»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяютзвукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко.
Как?
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель:ориентироваться на род имени существительного при определении
предмета по его признакам.
Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход:Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?
(Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это?
(Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.»
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
«ЛЯГУШКА И ЛЯГУШАТА»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают).«Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«МЕДВЕЖАТА МЕД ЕДЯТ»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту и «слизывать»мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
«ЧАСЫ»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак»! — Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
«ПОЗОВИ СВОЮ МАМУ»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развиватьинтонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Такая же работа проводится со всеми детьми.
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяумяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко) (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте, кто в этом домике живет «мяу-мяу»? (произносит тихо) Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяютзвукосочетания по нескольку раз.
«ОТЗОВИСЬ»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развиватьинтонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
«ТЕРЕМОК»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании. — Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку. кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.
Прискакала к теремку. лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:
— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель:упражняться в образовании форм родительного падежа
множественного числа существительных.
Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая, ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая, лошадки, утята, Буратино, мешок.
Ход:Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
Комментируем:
— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это?
(Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.
— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки.
Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки.
(«Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки.
(«Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»
«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Ход: Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:-Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.) — Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)
— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки! Игра повторяется 2—3 раз.
«ЛОТО»
Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах). Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).
Ход: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:
— Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинкенарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.
Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.
«ПОРУЧЕНИЯ»
упражняться в образовании форм повелительного наклонения
глаголов скакать, ехать.
Материалы: грузовик, мышка, мишка.
Ход:Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям: — Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)
— Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь? Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.
«МИШКА, ЛЯГ!»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.
Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).
Ход:В гости к детям приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок. ляг на спинку. ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с игрушкой.)
По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе:
мишка, ляг на животик». Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки, поскачи, попляши, напиши письмо и др.
«ПРЯТКИ»
Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).
Материалы: грузовик, мишка, мышка.
Ход: В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки.
Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим: — Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!
Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!
Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.
Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.
«ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.
Ход:В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть.
Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.) Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные’ игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
«ДОМИКИ»
Цель: употреблять названия детенышей животных.
Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др. — по количеству детей, строительный материал. Ход:Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».
В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.
На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.
«ПОЕЗД»
Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
Ход:Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Взрослый-водящий произносит слова стих-я о поезде.
На сЧух-чух! — пых-чу,
Пых-чу, во-рчу —
Сто-ять на ме-сте не хо-чу!
Сту-чу, вер-чу — Са-дись ско-ре-е, Про-ка-чу.
У-уу! У-уу!»…
Со слов «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»— топают ногами, на слова «Колесами верчу, верчу»—делают круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.
«КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
Ход:Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».
Обращается к детям:
— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать. А как вы думаете, какая профессия у Ирины
Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию.
Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?
— Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
— А что делает врач?
— Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.
— А что делает портной?
— Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.
Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий. (Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей.)
«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ»
Цель: соотносить названия действий с собственными движениями.
Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).
Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова.
Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
— Где ладошки? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший—печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот.
Вот.
На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?»—дети протягивают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.
«КТО ПОЗВАЛ?»
Цель: Составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.
У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и ‘говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка».
Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая, ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая, лошадки, утята, Буратино, мешок.
Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
Комментируем:
-Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.
-Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»
«КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ»
Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.
Материалы: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например:
Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится.).
Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить.).
Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше.)
Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.)
Что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать.).
Что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет.).
Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.).
nsportal.ru
Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему: Картотека дидактических игр по развитию связной речи для детей младшего возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации….
Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возрастаЛогическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развити…
Дидактические карточки по развитию связной речи у детей младшей группыДидактические карточки по развитию связной речи у детей младшей группы…
Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ…
Развитие связной речи у детей младшего возраста.Развитие связной речи у детеймладшего дошкольного возраста….
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
Интегративно – коммуникационный проект «Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста»Проблема: у детей, младшего дошкольного возраста, плохо развита речевая функция….
nsportal.ru
Картотека дидактических игр по развитию речи 2я младшая группа
Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе
Игра «Познакомим мишку с игрушками».
Цель: обучение детей чётко называть игрушки, правильному произношению звуков (м, п, б, мь, пь, бь).
Ход: воспитатель предлагает ребёнку чётко назвать игрушки. Затем накрывает игрушки скатертью и просит на ощупь определить какая игрушка лежит под скатертью, ребёнок называет. Когда все игрушки будут названы, воспитатель говорит: «Ты хорошо знаешь названия игрушек, а Мишка не знает, как называются игрушки, скажи ему». Ребёнок называет: «Это машина, паровоз, погремушка, Петрушка, Буратино, барабан, кубик, банан». И поочерёдно показывает и объясняет, как с каждой игрушкой играть.
Игра «Помоги одеться Тане».
Цель: обучение детей в правильной последовательности одевать куклу, чётко называть предметы одежды.
Ход: воспитатель показывает и рассказывает: «Утром мама разбудила Таню и сказала ей: «Пока я буду готовить завтрак, ты оденься сама». Встала Таня и не знает, что ей надевать. Решила она надеть тапочки, а потом носочки. Что решила надеть кукла? Что сначала надевают? Будем надевать правильно: носочки, тапочки, платье. (Ребёнок повторяет). После завтрака мама говорит Тане: «Сейчас пойдём гулять, но на улице холодно, ты оденься потеплее». (Мама приготовила колготки, ботинки, кофту, штанишки, шапку, пальто и ребёнок перечисляет все эти предметы). Сняла Таня тапочки и носочки и стала надевать (что?) колготки, штанишки, кофту….После прогулки пришла Таня домой и стала раздеваться. Что сначала стала снимать Таня?
Воспитатель просит ребёнка проговорить, что снимает Таня.
Игра «Кто бы это мог быть?»
Цель: развитие силы голоса, обучение звукоподражанию.
Ход: воспитатель рассказывает: «Летом Галя отдыхала в деревне у бабушки. Около дома, где она жила, стояли три маленьких домика. Галя очень хотела узнать кто живёт там. Девочка подошла к одному из домиков и тихо произнесла: «Тук-тук-тук». Как постучала Галя? Ребёнок повторяет. И вдруг слышит Галя, как кто-то за дверью: «Ко-ко-ко, кудах-тах-тах!» Кто бы мог это быть? Это курица. Ребёнок всё повторяет. Потом Галя подошла ко второму домику и постучала немного погромче: «Тук-тук-тук». И услышала Галя: «Ку-ка-ре-ку!» Как постучала девочка? Что она услышала? Ребёнок повторяет. Догадалась девочка, кто живёт. Подошла Галя к третьему домику и постучала громко: «Тук-тук-тук». Но её никто не ответил. Тогда Галя постучала посильней. И вдруг услышала за дверью чей-то голос: «Га-га-га». Догадалась Галя: «Это гусь!» Ребёнок всё проговаривает.
Игра «Чья мама?»
Цель: обучение детей в правильном подборе детёнышей животных к взрослым животным.
Ход: воспитатель рассказывает и показывает картинки: «Играли на поляне слонёнок, щенок и лисёнок. Кто играл на поляне? Вдруг прибегает к ним ослик. Кто прибегает? Ослик говорит: «Вы тут все прыгаете, а вас мамы ищут». Ослик не знал у кого какая мама и всё перепутал: слонёнку ослик сказал, что его ищет мама-лиса. Как называют маму слонёнка? Слониха. А лисёнка ищет мама-свинья. Кто мама у лисёнка? Лисица. А поросёнка ищет мама-собака. Кто мама поросёнка? Свинья. Правильно ослик называл у детёнышей их мам? Ребёнок ещё раз повторяет взрослых животных и их детёнышей.
Игра «Теремок».
Цель: обучение детей чётко и громко называть животных, живущих в теремке.
Ход: воспитатель ставит домик на стол и говорит и показывает: «Это терем-теремок. В нём живут разные звери: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Все звери в теремке живут дружно. Сейчас они пойдут гулять по лесу. Назовите зверюшек, которые пойдут гулять? Кто из зверюшек вернулся домой?» Воспитатель действует с игрушками, а дети (ребёнок) называет зверюшек, которые уходят гулять или возвращаются в теремок.
Игра «Поезд»
Цель: развитие силы голоса.
Ход: воспитатель показывает картинки на которых изображены три поезда разной величины и которые едут и гудят; задания ребёнку
— Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так: « Ту- ту — ту!» (воспитатель гудит очень громко). Покажи, какой поезд гудит вот так: «Ту-ту-ту!» (воспитатель гудит средней силы). А какой поезд гудит так: «Ту-ту-ту!» (воспитатель гудит очень тихо).
— Теперь ты погуди, как поезд, который едет рядом с нами; — как поезд, который удаляется от нас;
— как поезд, который находится очень далеко от нас.
Игра «Три медведя»
Цель: развитие высоты голоса.
Ход: воспитатель показывает сюжетные картинки из сказки «Три медведя», спрашивает у ребёнка:
— Вспомни, из какой сказки эти медведи. Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка?
— Угадай, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок? Воспитатель рычит голосом разной высоты. Самый низкий – папа, самый высокий – Мишутка, средний – мама.
— Изобрази, как рычат медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-меведь.
— Угадай, кто это говорит: «Кто сидел на моём стуле?» воспитатель поочерёдно произносит разной высоты голоса (низкий, средний и высокий).
— Покажи разными голосами (изображи), как говорят Мишутка, медведь-папа и медведица-мама.
Игра «Колобок»
Ход: воспитатель показывает сюжетную картинку из сказки «Колобок» и обращается к детям (ребёнку)
— Помнишь ли ты, как называется эта сказка? Посмотри на картинку и назови сказочных героев.
— Угадай, кто это говорит? Воспитатель говорит за зайца, медведя, волка и лису разными голосами.
— А теперь сам превратись в зайца, волка, лису, медведя и скажи: «Колобок, колобок, я тебя съем!» разными голосами.
Игра «Лягушкина семейка»
Цель: развитие речевого слуха.
Ход: воспитатель рассказывает и одновременно выставляет игрушки: «На болоте жили лягушки: лягушка-папа, лягушка-мама и маленький лягушонок. Лягушка-папа квакал вот так: ква-ква.
Лягушка-мама квакала вот так: ква-ква-ква.
А лягушонок пел песенки вот так: ква-ква, ква-ква-ква.
— Угадай, кто квакает: папа, мама или лягушонок? ( Воспитатель изображает лягушку-маму, лягушонка и лягушку-папу).
— А теперь ты сам поквакай: как лягушка-папа, как лягушка-мама, как маленький лягушонок.
Игра «Раз, два, три, за мною повтори!»
Цель: развитие речевого слуха.
Ход: воспитатель показывает рисунок и говорит: «Посмотри на рисунок. Девочка поёт: «А-а-а-а», волк воет: «У-у-у-у», мышка пищит: «И-и-и-и», певец поёт: «О-о-о-о», медведь ревёт: «Ы-ы-ы-ы».
— Угадай, кто это? ( Воспитатель произносит эти звуки, а ребёнок угадывает).
— Изобрази всех, кто нарисован на картинке.
— Угадай, кто пел свою песню сначала, а кто потом? Воспитатель произносит по два вида звуков, например: «А-а-а-а, и-и-и-и».
Игра «Теремок»
Цель: развитие высоты и тембра голоса.
Ход: воспитатель показывает картинку и рассказывает: «Ты, конечно, узнал какая это сказка? Все герои сказки говорят разными голосами. (Воспитатель изображает мышку, лягушку, зайца, лису, волка и медведя).
— Угадай, кто это говорит? (Воспитатель изображает по очереди всех животных, а ребёнок угадывает).
— Теперь ты загадывай мне, а я буду отгадывать! (Ребёнок по очереди изображает всех героев).
Игра «Кто кричит?»
Цель: различение высоты голоса.
Ход: воспитатель рассказывает: «На полянке играют животные – мамы со своими детёнышами: коза и козлёнок, корова и телёнок, лошадь и жеребёнок, свинья и поросёнок. Мама-коза кричит вот так: «Ме-ме-ме» (воспитатель произносит низким голосом), а маленький козлёнок кричит так: «Ме-ме-ме» (воспитатель произносит высоким голосом). Так воспитатель изображает всех животных.
— Угадай, кто кричит – мама или детёныш? ( Воспитатель изображает поочерёдно любого животного и детёнышей, а ребёнок называет и показывает картинку).
— Теперь ты загадай мне, как кричат животные и их детёныши, а я буду отгадывать.
Игра «Том – дом – ком»
Цель: различие слухового внимания.
Ход: воспитатель рассказывает, что изображено на картинках: «Это – дом; это – снежный ком, а это – мальчик Том».
— Покажи: где Том; где ком; где дом.
— Повтори за мной в том же порядке: Том – дом – ком, ком – Том – дом, дом – ком – Том. Если ребёнок не справляется с заданием, то можно называть слова, показывая картинки.
Игра «Прятки»
Цель: правильное использование предлогов: в, на, около, под, перед.
Ход: воспитатель рассказывает и показывает детям: « Однажды двое друзей мишка и мышка решили поиграть в прятки. Мышка стала прятаться, а мишка её искать. Куда спряталась мышка? Дети помогают мишки: мышка в кабине, на машине, под машиной, перед машиной, около машины. А теперь будем помогать прятаться мишки. Спрячь мишку на машину, под машину, в кабину, около машины». Дети называют, где спрятались игрушки.
Игра «Это правда или нет?»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход: воспитатель читает стихотворение, а ребёнок должен внимательно слушать, чтобы заметить ошибки. Если ребёнок не замечает ошибок, то воспитатель разбирает каждое предложение из текста, выясняя возможную ошибку.
«Тёплая весна сейчас, А зимой среди ветвей,
Виноград созрел у нас. «Га-га-га», — пел соловей.
Конь рогатый на лугу Быстро дайте мне ответ –
Летом прыгает в снегу. Это правда или нет?
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
Игра «Продавец и покупатель»
Цель: описание игрушки и возможных с ней действий.
Ход: воспитатель вначале игры выполняет роль покупателя, ребёнок – продавец. В магазине продаются: кукла, зайка, слон, машина, мячик. Воспитатель говорит: «Я хочу купить белого цвета, пушистого, с длинными ушами». Ребёнок подаёт зайку. Потом роль продавца выполняет воспитатель, а ребёнок в роли покупателя. Покупатель описывает желанную игрушку, продавец её подаёт и спрашивает: «Что ты будешь с ней делать? Как будешь с ней играть?» Покупатель – ребёнок рассказывает.
Игра «Подбери слово»
Цель: умение подбирать слова к определённым глаголам.
Ход: воспитатель рассказывает детям: «Зайчик бежал по лесу и подумал: «Я – зайчик, я бегу. Но ведь бежать могу не только я. Кто ещё может бегать?» Воспитатель предлагает детям из набора предметных картинок выбрать те предметы (животные), которые бегают. Потом можно подбирать слова (картинки) к глаголам: стоит, идёт, летит, сидит и лежит .
Возможны усложнения: из набора картинок вначале выбрать – кто бежит? Потом — что бежит? Кто стоит? Что стоит?
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: формирование представлений у детей о том, что в слове существует начало и конец.
Ход: воспитатель говорит: «Посмотри на бумажную полоску – в ней как будто спрятаны слова. Слова интересные, разные, но начало у них у них одинаковое – ска-. Давай узнаем, какие это слова. Начинаем искать: ска…- …..мейка, — подсказывает ребёнок. Хорошо. Продолжаем узнавать другие слова, которые также начинаются». Ребёнок подсказывает: ска – калка, ска – зка, ска – терть…. Воспитатель заключает: «Вот оказывается, как много слов было спрятано в этой полоске. А какие слова можно вспомнить, если у них имеется часть, например: — ли». Ребёнок предлагает слова: ли – (сичка), Ли – (да), Ли – (за), ли – (стики), ли – (ственница), ли – (монад), ли – (мон).
При необходимости можно использовать предметные картинки для подсказки.
Игра «Одинаково ли звучат слова?»
Цель: формирование представлений, что слова звучат по разному.
Ход: воспитатель спрашивает: «Одинаково ли звучат части слова папа: па-апа…Что ты слышишь? Правильно, я усиливаю голос, когда произношу первую часть слова. Произнеси слово папа так, чтобы хорошо слышалась эта первая часть».
Вслушайся в слово лиса. Я его произношу так: «лиса-а». Какая часть звучит сильнее? Верно, вторая часть. Повтори это слово со мной: лиса-а. Ясно слышится, что вторая часть в слове лиса звучит сильнее, заметнее.
Игра «Сравни животных»
Цель: обучение сравнению животных, выделяя их противоположные признаки.
Ход: воспитатель предлагает рассмотреть две игрушки – мишку и мышку. Рассказывает о мишке: «Мишка большой, а мышка…(маленькая). Мишка косолапый, неуклюжий, а мышка…(ловкая, шустрая, быстрая). Мишка бурый, а мышка…(серая). У мишки голос грубый, а у мышки…(тонкий). У мишки хвост короткий, а у мышки…(тонкий). Мишка любит мёд и малину, а мышка любит…(сыр и сухари).
Про мышку рассказывает ребёнок. Аналогично можно сравнивать другие игрушки с ярко выраженными особенностями.
Игра «Угадай игрушку»
Цель: обогащение словаря прилагательными, формирование умения находить игрушку по описанию.
Ход: воспитатель показывает 4-5 игрушек и называет их. Это – зайка, лиса, утёнок, бабочка. Ребёнок правильно повторяет. Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серого цвета. Хвостик короткий, а уши длинные. Прыгает ловко и очень любит морковку». Спрашивает: «Про какую игрушку я рассказала?»
Предлагает ребёнку описать одну из игрушек.
Игра «Назови части целого предмета»
Цель: обогащение словаря существительными, формирование умения выделять и называть части целого предмета.
Ход: воспитатель показывает ребёнку предметные картинки и говорит: «Это кот. У кота имеется голова, уши, нос, глаза, усы, тело, лапы, когти, хвост. Это дом – крыша, труба, окно, дверь, балкон;
Это дерево – ствол, ветки, листья.»
Игра «Отгадай предмет»
Цель: обогащение словаря существительными, формирование умения по составным частям определять целостный предмет.
Ход: воспитатель раскладывает предметные картинки и называет что на них изображено. Дети повторяют. Воспитатель говорит: «Кабина, кузов, колёса. Что это?» Дети называют этот предмет и показывают картинку. Воспитатель говорит: «Уши, лапки, хвост, туловище. Назовите игрушку». Дети называют и показывают картинку.
Далее называть части изображённого предмета предлагается одному из детей, а остальные дети отгадывают.
Игра «Жили – были»
Цель: формировать у детей умения отвечать на вопросы развёрнутыми фразами.
Ход: воспитатель приносит детям игрушку Мишутку и говорит, что Мишутка принёс с собой предметные картинки и не знает, что будет в будущем с предметами, которые изображены и просит ему подсказать. Воспитатель поочерёдно выкладывает на стол (или на магнитную доску) картинку и задаёт вопрос, дети отвечают (ответов может быть много).
— Жил-был цыплёнок, что с ним потом стало?
— Жила-была тучка, что с ней потом стало?
— Жил-был ручеёк, что с ним стало?
— Жило-было семечко, что с ним стало?
— Жил-был цветок, что стало с ним?
— Жило-было яичко, что с ним стало?
Мишутка благодарит детей за оказанную помощь и оставляет в подарок картинки, а в следующий свой приход принесёт другие картинки.
Игра «Отгадай предмет по описанию»
Цель: согласование по родам прилагательные с существительным.
Ход: воспитатель называет несколько прилагательных и предлагает детям из набора картинок, которые разложены на столе, выбрать то, что подходит по описанию, например:
— Дикое животное, живёт в лесу, большое, лохматое, любит мёд.
— Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
— Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
— Транспорт, большой, тяжёлый, с крыльями и хвостом.
— Овощ, красного цвета, круглый, его используют в салат и в борщ.
— Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
— Длинные уши, хвост короткий, дикое, его домик под кустиком.
infourok.ru
Картотека по развитию речи на тему: Картотека игр по развитию речи во 2 младшей группе
Картотека игр по развитию речи.
2 младшая группа.
Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко — на плите сбежало моло… (ко).
Ща-ща-ща — зеленая ро… (ща).
Чу-чу-ну — педаль кру… (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
Общие слова
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.
Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…
2. Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это…
молоток, пила, топор — это…
сосна, берёза, клён — это…
Цветные предложения
К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.
Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.
Назови ласково
Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Кто больше?
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч — круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот — мягкий, шершавый.
Машинка — большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям :
1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)
Шаги
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”
Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
«Кто это?» знакомимся с профессиями
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
Путаница
Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.
«Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать».
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребёнок любой —
У апельсина цвет … голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака … мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две … курицы.
Известно каждому ребенку —
Корова — мама …жеребёнка.
Отгадай слово
Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.
«Я скажу: «Лоша… », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Материал: игрушки — кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.
Лошадки и поезд
Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.
«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»
Игра повторяется 3 раза.
nsportal.ru