Как научиться ментальной арифметике самостоятельно – Ментальная арифметика – что это такое? Как научиться ментальной арифметике в домашних условиях?

Содержание

Ментальная арифметика | Блог 4brain

Человек начинает развиваться с первых дней своей жизни, но если изначально ему хватает тех знаний и навыков, которые предлагают родители, то с возрастом появляется потребность в профессиональном педагогическом участии, когда потенциал ребенка может быть не просто правильно оценен, но и направлен в нужное русло. Именно поэтому сегодня мы поговорим о ментальной арифметике.

Ментальная арифметика – одна из наиболее молодых, стремительно развивающихся и перспективных методик детского образования. Благодаря ей можно развить умственные, в первую очередь математические способности ребенка, так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления (кстати, здесь вы узнаете, как быстро научиться считать в уме). Причем сделать это можно даже в домашних условиях. Однако сегодня ведутся ожесточенные споры на тему того, что такое ментальная арифметика – просто инновационная идея, способная принести хороший доход, или очень полезная методика для обучения?

Далее мы вкратце расскажем об истории ментальной арифметики, поговорим о том, зачем она нужна детям, рассмотрим ее цели и результаты, которые она приносит, а также осветим основные способы, посредством которых осуществляется обучение. Представленная информация позволит определить плюсы и минусы ментальной арифметики и будет полезна для детей и родителей, заботящихся об умственном развитии своего ребенка.

Краткая история

Методика под интересным названием «ментальная арифметика» была разработана турецким исследователем Халитом Шеном. Ее основой послужил древний абакус – созданные еще 5 тыс. лет назад в Китае счеты, позже модифицированные японцами и ныне известные, как обычный калькулятор. Но, несмотря на востребованность последнего в наши дни, ученые сочли, что устройство абакуса гораздо полезнее для развития детей. Так счеты стали применяться в процессе обучения и послужили причиной появления особой методики, которая сейчас известна, как ментальная арифметика или менар.

Старт обучения менару состоялся в 1993 г. На сегодняшний день функционирует около пяти тысяч образовательных центров, обучающих устному счету, в 50 государствах. Наибольшее распространение метод получил в странах Ближнего Востока, Китае, Таиланде, Австралии, Канаде, Австрии и США. Кроме того, постепенно появляются специализированные организации в Киргизии, Казахстане и России, например, в Астане и Москве, где для детей и родителей ментальная арифметика стала настоящим открытием.

Зачем ментальная арифметика детям?

Согласно общеизвестному мнению, правое полушарие человеческого мозга ответственно за образное мышление, восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Кода человек работает левой рукой, он активизирует работу правого полушария, а когда правой – левого. Таким образом, гармоничная и одновременная работа двух полушарий создает идеальные условия для развития ребенка.

Задача менара – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. А достигается это посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Сравнивая абакус с калькулятором, можно сделать вывод, что второй расслабляет мозговую активность, а абакус, напротив, тренирует и оттачивает деятельность мозга. По схожим причинам также актуальны и популярны методики, обучающие устному счету в домашних условиях, такие, к примеру, как наш специальный курс.

А что касается возраста, когда лучше всего начинать обучение менару, то рекомендуется делать это в период с 4-х до 12-ти лет (в некоторых случаях – до 16-ти), когда мозг находится в состоянии самого активного развития. Исходя из того же посыла, в это время эксперты советуют прививать детям базовые навыки, развивать мышление, изучать иностранные языки, учиться игре на музыкальных инструментах, осваивать боевые искусства и заниматься другими видами деятельности.

Но давайте продолжим разговор о менаре.

Суть ментальной арифметики

Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включаются правое и левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Используя в работе абакус, ребенок учится совершенно свободно выполнять арифметические операции (сложение, вычитание, деление и умножение, вычисление квадратного и кубического корня).

Второй этап предполагает переход учеников у счету в уме, т.е. к ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к абакусу, тем самым стимулируя также и свое воображение. Левым полушарием воспринимаются цифры, а правым – образ косточек абакуса. На этом и построено обучение проведению умственных расчетов – в воображении ребенка появляются счеты, на которых он мысленно проделывает требуемые вычисления. В процессе работы с воображаемым абакусом мозг воспринимает числа в виде картинок, а выполнение математических операций ассоциируется с тем, как на счетах двигаются косточки.

Обучение ментальной арифметике – это очень увлекательный и интересный процесс, по достоинству оцененный сотнями тысяч людей, но плюсы и минусы для себя вы, конечно же, должны определять сами. Но чтобы сделать это вам было проще, мы скажем еще несколько слов, о том, на что направлен менар и какие приносит результаты.

Цели и результаты ментальной арифметики

Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, развитие воображения и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти. Если для овладения менаром был применен профессиональный подход и поставленные задачи были достигнуты, ребенок учится выполнять и простые и сложные математические задачи в уме. Он становится способен, к примеру, за несколько секунд складывать десятизначные числа, умножать сотни и тысячи и осуществлять другие арифметические действия быстрее, чем это делает калькулятор.

А благодаря тому, что как образовательная программа, менар касается не только области математики, но и других сфер, ребенок становится в принципе умнее и увереннее в себе, а также учится эффективно и без ущерба для результата заниматься разными делами в одно и то же время. Надеемся, что теперь определить для себя плюсы и минусы ментальной арифметики вы сможете без особых затруднений.

Теперь же давайте поговорим о том, где можно научиться ментальной арифметике.

Школы ментальной арифметики

К сожалению или к счастью, но сегодня обучение ментальной арифметике проводится хоть и во многих странах мира, но только в специализированных образовательных центрах. Обучение в них длится, как правило, два-три года. Кроме этапов освоения методики, существует также десять ступеней, каждая из которых проходится учениками за 2-3 месяца. Несмотря на то, что в каждом центре есть свои программы, действуют и общие для всех правила.

Группы учеников формируют, исходя из их возраста. Есть три базовых вида групп – это junior, kids и kinder. Занятия проводятся опытными высококвалифицированными педагогами-психологами, прошедшими надлежащую подготовку и аттестацию.

В дополнение к центрам по обучению ментальной арифметике можно встретить и школы, где готовятся специалисты соответствующего профиля. В большинстве случаев преподавателями менара являются люди, имеющие педагогическое и психологическое образование и опыт работы. Важно это по той простой причине, что внимание уделяется не просто уровню преподавания математических знаний и навыков работы с древними счетами, но и методам, которыми пользуются педагоги, ведь всегда должны учитываться психологические особенности развития детей.

В школах по подготовке специалистов по ментальной арифметике постоянно проводятся тренинги и семинары, позволяющие повышать квалификацию, поддерживать высокий уровень профессионализма, отслеживать динамику образовательных процессов и статистику преподавателей и их подопечных. После прохождения обучения будущие учителя проходят экзамены, успешная сдача которых позволяет получить нужные для работы документы (свидетельства, сертификаты, дипломы и т.д.).

Кто-то, конечно, может огорчиться, узнав, что обучить свое любимое чадо менару можно только, отправив его в соответствующее учебное заведение, но на самом деле это не повод расстраиваться. Для детей и родителей есть и другая новость – при желании можно найти учебники и пособия по обучению ментальной арифметике, а это значит, что овладеть ей вполне реально и в домашних условиях.

Обучающие материалы по ментальной арифметике

Сегодня многими обучающими центрами создаются авторские методики по обучению менару, которые выстраиваются с основой на психологические, возрастные и когнитивные особенности детей. Благодаря этому обеспечиваются положительные результаты и эффективность. Эти методики понятным и простым языком излагаются в обучающих материалах.

Всего же существует несколько категорий обучающих материалов. Во-первых, это пособия, предназначенные для преподавателей, включающие в себя пояснения к учебникам, видеоматериалы и методическую литературу. Пособия регулярно обновляются и снабжаются различными вспомогательными сборниками.

А во-вторых, это учебники по ментальной арифметике, обычно представленные двумя вариантами – теоретическим и практическим. Из теоретического учебника ребенок может узнать правила и познакомиться с приемами вычислений на абакусе и всяческими операциями с косточками этих счетов. В практических же учебниках предлагаются упражнения, позволяющие закрепить полученные знания и отточить новые навыки. Все учебники имеют деление по возрастным категориям.

Найти учебники по ментальной арифметике вы можете на просторах интернета, в специализированных онлайн-точках продаж и, конечно же, в традиционных книжных магазинах. Также заметим, что помимо менара для детей и родителей, желающих обучить их считать в уме и вообще приобщить к математике, будет крайне полезно пройти и наш курс по устному счету. К тому же и ходить никуда не надо – сидите себе за компьютером и обучайтесь в домашних условиях.

Ну и напоследок – несколько слов о том, как отзываются люди о ментальной арифметике. Возможно, это поможет вам более четко определить для себя плюсы и минусы менара и решить, стоит ли заниматься этим.

Немного об отзывах

Невзирая на то, что ментальная арифметика является довольно новой программой обучения устному счету, за немногочисленные годы своего существования она успела снискать большую популярность и показать превосходные результаты. Отзывы детей и их родителей говорят о том, что она очень даже полезна и эффективна. Взять во внимание нужно и то, что менар может быть успешно внедрен и в традиционные образовательные программы, став для ребенка дополнительным инструментом освоения арифметических навыков.

Всего несколько часов в неделю приносят отличные результаты уже по прошествии пары-тройки месяцев. Многие родители говорят о том, что у их детей значительно улучшилась память, мышление стало более креативным, повысились способности к сосредоточению. Дети, изучающие ментальную арифметику, более уверены в школе, быстрее делают уроки, становятся более внимательными и наблюдательными, получают на обычных уроках больше положительных оценок.

Из всего этого можно сделать вывод, что менар стал не просто новым способом освоить навыки вычисления, но и результативной методикой для всестороннего развития личности ребенка. Потенциал, активизирующийся при занятиях ментальной арифметикой, способствует формированию успешной и здоровой натуры, имеющей надежный фундамент для вступления во взрослую жизнь.

Ментальная арифметика для детей — Как обучить самому

Ментальная Арифметика или сокращенно (М.А) означает — счёт в уме, или ментально — то, к чему мы стремимся, занимаясь ментальной арифметикой, к развитию памяти у детей, концентрации внимания и как результат быстрый счет.

счет

Если вы сами попробуете вообразить соробан или абакус и произвести несколько действий на нём, вы поймёте, что сделать это не так просто. У детей более развито воображение, поэтому они всегда опережают взрослых в устном счёте. Но не у всех это получается сразу и легко, поэтому мы должны помочь им настроиться и научить работать с воображаемым соробаном или опять же абакусом .

Начинать ментальный счёт в ментальной арифметики можно с самых первых уроков. Сразу скажем, что ментально мы выполняем более простые задания, чем на счётах, решая только примеры по хорошо закреплённым темам. Как научитьв ментальной арифметики ментальному счёту?

Начнем с того, что во второй части урока, мы предлагаем детям хорошо рассмотреть свои соробаны, или абакусы описать их подробно. Затем мы соберём счёты, объяснив детям, что нам необходимо научиться считать без них — ведь мы не будем брать соробан или абакус в магазин для того, чтобы посчитать сдачу.

Самым маленьким можно придумать другую историю, например, про волшебника-хулигана, который прибежал и забрал все счёты. Но мы не будем расстраиваться, ведь хулиган только этого и ждёт. Мы сможем считать и без них! После этого предложите детям закрыть глазки и взять в руки воображаемый соробан или абакус.

Ментальный счет

Перед каждым ребёнком есть воображаемая полочка, на которую мы и поставим наши счёты. Теперь потрогаем по очереди раму, разделительную планочку, покатаем косточки. Всё время держите обратную связь. Просите детей описать всё, что они видят и чувствуют.

Если они захотят, у их воображаемых соробанов или абакусов могут быть особенные детали — косточки разных цветов, бабочки на раме, и т.д. Убедитесь в том, что они детально вообразили свои счёты. Теперь можно начать набирать числа от одного до девяти. Каждый раз спрашивайте, что они делают и смотрите на руки детей -для вас это будет индикатором правильно выполняемых заданий. Набирая число «восемь», они должны сказать, что опустили верхнюю косточку указательным пальчиком, а три нижних подняли к планке большим. Затем можно порешать самые простые примеры. В дальнейшем, начинайте ментальный счёт в ментальной арифметики с базовых упражнений. Торопиться в этом деле не стоит, поэтому оставьте достаточное количество времени до конца урока, и больше не выполняйте никаких заданий, ведь лучше всего мы запоминаем то, что делали последним.

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Ментальная Арифметика Поурочное Планирование Урок 2

Мы уже познакомились с начальными базами знания по Ментальной Арифметике, разобрали первый урок , предлагаем познакомиться с поурочным планированием по Ментальной Арифметике второго урока.

Занятие 2

девочка математикЦель занятия: закрепление знаний детей о числах 1-4, умения откладывать на соробане числа от 1 до 4 и обратно, знакомство с цифрой 5 и развитие умения откладывать число 5 на Соробане, соотносить значение бусинки 5 с числом, а также количество предметов с числом и цифрой; развитие наблюдательности, воображения и памяти.

  1. 1. Знакомство и приветствие (3-4 минуты). Создание положительной атмосферы в аудитории.

— Добрый день, ребята! Рада Вас снова видеть на нашем занятии! Вы помните, как друг друга зовут? (Если ребята с первого занятия вместе , то имеет смысл такая игра: первый ребенок называет свое имя, потом имя своего соседа и так далее, можно в обратном порядке). Если появились новые ребята, то можно поиграть в игру, которая представлена ниже.

Игра на ассоциации (называть любое слово, а ребенок должен, не раздумывая, назвать первое слово, которое приходит ему на «ум»).

Например:

— Я называю (варежка)- ребенок отвечает (холодно)

— Я называю (апельсин)- ребенок отвечает (сок)

— Я называю (обезьяна) — ребенок отвечает (бананы) и т.д.

(ответы детей могут быть совершенно разными и неожиданными). Такая игра развивает воображение, память и быстроту реакции.

  1. 2. Повторение пройденного материала (5-7 минут)

-Повторяем цифры 1-4, считаем на счетах Соробан, откладываем на Соробане 1, 2, 3, 4 в восходящем и нисходящем порядке;

— повторяем термины «братья», «друзья», «расчетная линейка», «как можно обнулить Соробан».

Повторение пройденного материала можно провести в виде игры: В мешочек складываются карточки с разным количеством предметов, дети поочередно, не глядя, достают из мешочка карточку и сколько предметов изображено на карточке, такое количество ребенок у доски откладывает на главном соробане, остальные дети откладывают на маленьких соробанах.

Например:

— карточка с изображением 4 яблок — ребенок откладывает на соробане число 4;

— карточка с изображением 3 рыбок — откладываем на соробане число 2 и т.д.

Повторение пройденного материала в виде энергичной игры не только способствует закреплению навыков счета, но и раскрепощению атмосферы на занятии, чередованию умственных и физических способностей.

  1. 3. Работа с интерактивной доской (Abacus HD) ( 5 минут). Закрепление навыков счета на соробане и поддержание познавательного интереса.

— А теперь, ребята, обратимся к электронному соробану. Поиграем с ним?

По очереди вызывая ребенка к доске, инструктор показывает быстро карточку с числом (1-4) или картинку с количеством разных предметов (это усложнённый вариант, так как ребенок должен еще успеть в течение 1-2 секунд запомнить число или подсчитать, сколько предметов на картинке), а ребенок должен быстро отложить число на электронном соробане.

Обязательно отмечать самого активного, самого быстрого ребенка.

Навык счета

знаки в математикеЦель данной игры: закрепить навыки счета на электронном соробане, развить быстроту реакции, сообразительность.

  1. 4. Подвижная разминка под веселую музыку (2-3 минуты). Музыка «У оленя дом большой». Дети повторяют за инструктором все движения, далее идет ускорение музыки и движений. Данная разминка способствует развитию позитивного настроения, поддержанию физической активности и смены деятельности, а также концентрации внимания.

Слова и движения:

-У оленя дом большой (изображают руками над головой дом оленя)

-Он глядит в свое окно (подносим к глазам кулачки, как будто смотрим в бинокль)

— Заяц по полю бежит (изображаем бегущего зайца)

— В дверь он к нам стучит (складываем пальцы правой руки в кулачок)

— Тук-тук, дверь открой (изображаем стук в дверь, движение- открываем дверь)

— Там в лесу охотник злой (большим пальцем показываем назад, ч то сзади бежит охотник)

— Заяц, заяц, забегай (машем рукой, как бы зазывая зайца в дом)

— Лапку мне давай (складываем руки в ладошки)

Повторяем движения по мере ускорения музыки.

5. Знакомство с числом и цифрой 5.

— Давайте посмотрим, сколько бусинок находится над расчетной линейкой — ОДНА (считаем на одном стержне).

— Одна такая бусинка означает число 5

[чтобы объяснить детям, почему верхняя бусина означает число 5, можно сказать, что внутри этой бусины находится 5 маленьких бусинок]

— Итак, опускаем указательным пальцем «брата» ( бусинку 5) вплотную к расчетной линейке.

Инструктор демонстрирует это на большом соробане, дети повторяют на маленьких соробанах.

— А теперь давайте обнулим соробан и попробуем сыграть в такую игру:

— Я называю быстро любое число от 1 до 5, один из вас показывает это число на большом соробане, остальные повторяют на маленьких. Далее быстро меняемся местами и продолжаем игру.

Цель: закрепить счет от 1-5, развитие быстроты реакции и работы с соробаном, развитие мелкой моторики.

  1. 6. Работа с учебником и дополнительным методическим материалом (7-9 минут). Цел : закрепление изученного материала и развитие мышления, памяти.

Задание 1: дети работают только с цифрой и числом «5»

Задание 2:

— А теперь разукрасим столько лимонов, сколько показано на соробане (стр. 14, учебник «Ментальная арифметика. 4-6 лет».

— Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

— Посмотрите на верхний рисунок, какое число изображено? (Правильно, «5»)

— Сколько лимонов вы разукрасили? (дети отвечают, что пять)

— Правильно, молодцы!

— А какое число отложено на соробане? (дети отвечают, что «5»)

— Посмотрим на вторую картинку. Какое число здесь изображено? (Дети отвечают , что «6»).

— А сколько лимонов вы разукрасили? (6)

— А какое число отложено на соробане ? (6) и т.д.

Примечание: Если детям сложно откладывать на соробане числа 6, 7, 8, останавливаемся пока на значении числа «5».

  1. 7. Интерактивная игра на развитие внимания и памяти, познавательного интереса, усидчивости. (5-6 минут)

— Ни одно торжество не обходится без праздничного торта! Тортик может быть любым: большим или маленьким, слоёным или бисквитным, с шоколадной или кремовой начинкой, но он всегда очень вкусный и красивый! На торты, которые пекут по случаю Дня рождения, обычно ставят и зажигают свечи, причём их количество совпадает с возрастом именинника. А ещё тортик можно украсить разноцветной глазурью, шоколадом, сахарной пудрой, разноцветной посыпкой, благодаря чему каждый торт получается неповторимым. В игре на внимание «Кусочек торта» вам предстоит угадать, какой из четырёх кусочков тортика был от него отрезан, а затем выбрать правильный ответ. Будьте внимательны, ведь некоторые кусочки лакомства очень похожи друг на друга.

8 Итоги урока, домашнее задание (5 минут).

— Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

— Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. А какое задание было самым сложным? С каким вы сразу справились?

— Давайте повторим:

— Где находится расчетная линейка? (Она разделяет верхние и нижние бусинки)

— Что находится под расчетной линейкой? Какие значения чисел? (1, 2, 3, 4)

— Что находится над расчетной линейкой? Какая бусинка? Что она означает? (число 5)

— Расскажите, как нужно обнулять соробан? (складываем клювиком указательный и большой палец и проводим по расчетной линейке, справа налево)

— Домашнее задание: расскажите своим родителям о том, чем вы сегодня занимались.

Экстра-задание (если останется время).

Развитие внимания

мозг девочкиЦель: развитие мышление, логических ассоциаций, внимания.

Задание 5

Обведи предметы, которые могут тебе понадобиться для прогулки весной.

Задание 6

Помоги девочке добраться до подснежника, минуя лужи и ручейки. Раскрась картинку

Задание 7

Среди отображений девочки в зеркале найди одно правильное. Раскрась его.

Задание 8

Определи, кому из ребят какая маска принадлежит. Раскрась рисунок.

Продолжение следует>>>> Ментальная Арифметика поурочное планирование урок 3 .…оставайтесь с нами.

Ментальная Арифметика.

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Базовые упражнения в Ментальной Арифметики

Это самый большой раздел нашего обучения. Мы изучим все правила счёта и к концу этого раздела сможем совершать операции сложения и вычитания с любыми числами!
Итак, в первую очередь познакомимся с соробаном / абакусом— он станет нашим другом надолго!
Как он выглядит вы можете познакомится в статье >>>Построение урока Ментальной Арифметики

Простой счёт

«Простым» мы называем счёт на соробане / абакусе без правил — формул. Такие примеры легко решит любой, поняв принцип. А принцип очень прост. Желая прибавить число, нужное количество косточек мы придвигаем к планке ответа. Нижние косточки — единицы -поднимаем, а верхнюю — пятёрку- опускаем. Если нам нужно вычесть число, то косточки от планки ответа нужно убрать к раме. Таким образом, ответом в примере будет количество косточек, находящихся у планки ответа. Не забываем, что верхняя косточка равна пяти.
Рассмотрим пример:

2+1+5-3

 

У планки осталась одна верхняя косточка, равная пяти, значит, ответ в примере-5. Рассмотрим ещё пару примеров:
83-31

11+25

 

Простое сложение и вычитание можно закрепить, решив примеры в рабочей тетради на страницах 7-18. А мы переходим к формулам.

Сложение с помощью пятёрки

Простым сложением и вычитанием, конечно же, мы не обойдемся. И первые формулы, которые мы начнем изучать — это помощь пятёрки — верхней косточки. Самое важное -хорошо объяснить детям самое первое правило. Так как все остальные имеют общую основу.
Но, перед тем, как мы начнём изучать эти правила, нам необходимо объяснить детям и хорошо закрепить состав числа пять. Сделать это можно разнообразными способами. Включаем пары чисел в составе пятёрки в занятия письмом. Используем пальцы на руке.

Загибаем один палец — осталось четыре. Загибаем два пальчика — осталось три. Можно использовать палочки Кюизенера. Можно изобразить пятёрку, как домик, в котором живут друзья — 1 и 4, 2 и 3. Мы должны убедиться, что все дети хорошо запомнили эти пары чисел, перед тем, как начнём объяснять первое правило.

Итак, первая формула:
+1=+5-4

Для того, чтобы объяснить это правило, мы начинаем прибавлять единицу к каждому числу с нуля. 0+1, 1+1, 2+1, 3+1. Пока у нас всё получается. Теперь пробуем прибавить единицу к четырём. Тут возникает вопрос: как это сделать? Снизу косточек больше нет. Где мы можем взять эту единицу? Мы можем попросить помощи у пятёрки. У неё единица есть. Но, прибавить единицу мы сможем только с другом — четвёркой. Ведь в пятёрке они живут вместе. И тогда нам придётся отнять друга единицы — четыре. Так как нам нужно прибавить всего единицу. Таким образом получается, что 4+1 = +5-4

На соробане / абакусе это действие выполняется одним движением — указательный палец опускает пятёрку, а большой в это время опускает нижние четыре косточки.

4+1 =+5-4

Конечно, это объяснение для детей, оно образно демонстрирует принцип сложения с помощью пятёрки. Получив от нее нужное число, мы должны отнять лишние единицы.
Теперь пришло время ввести понятие «Базовые упражнения».

Базовые упражнения — это все примеры, содержащие данную формулу

То есть, это именно те упражнения, с помощью которых мы будем заучивать движения пальцами и доводить их до автоматизма. Очень важно выполнять действие каждый раз одинаково, тогда, с помощью моторно-мышечной памяти, наши руки через некоторое время сами будут делать нужные движения.

Базовые упражнения к каждой формуле мы будем выполнять на каждом уроке в качестве разминки. Эти упражнения — как гаммы для музыканта. Они выполняют ту же функцию и так же необходимы. И выполнять мы их будем схожим образом — прорешивая каждое упражнение на всех спицах соробана / абакуса, обязательно проговаривая каждое действие, сначала справа налево правой рукой, затем слева направо левой рукой.

Итак, формулу+1=+5-4 содержит только одно базовое упражнение: 4+1

Формула и Базовые упражнения

+1=+5-4

4+1

До того, как мы начинаем изучение фэрмул, базовыми упражнениями тоже нужно заниматься. В этом случае мы тренируем сначала набор всех чисел на всех спицах соробана, затем решаем простые примеры без формул на всех спицах. Нам необходимо приучить пальцы к мелкомоторным движениям, которые не всем даются легко, особенно левой рукой. Для левой руки существует два вида постановки: такая же, как у правой и вторая — работают только указательный (на нижних) и средний (на верхних) пальцы. Каждый может решить, какудобнее для него и сделать выбор всамом начале занятий. Но менять постановку в дальнейшем не стоит. Очень важно заучивать движения в упражнениях одними и теми же пальцами.

Закрепляем первое правило решением упражнений из рабочей тетради.
Следующая формула:
+2=+5-3
Объяснение то же, что и в первом случае. Только прибавить два мы не сможем уже к трём и четырём. Поэтому базовых упражнений в этом правиле два.

Формула Базовые упражнения
+2=+5-3 3+2 4+2

Выполняется на соробане / абакусе, аналогично первой формуле, одним движением: указательный палец опускает пятёрку, одновременно большой палец опускает три косточки.

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради. Следующая формула:
+3=+5-2

Формула Базовые упражнения
+3=+5-2 2+3 3+3 4+3
На соробане/ абакусе выполняется одним движением: указательный палец опускает пятёрку, одновременно большой палец опускает две косточки.

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради.

И последняя формула в данной теме:
+4=+5-1

Формула Базовые упражнения
+4=+5-1 1+4
2+4 3+4 4+4
На соробане/ абакусе выполняется одним движением: указательный палец опускает пятёрку, одновременно большой палец опускает одну косточку.

1+4=+5-1

4+4=+5-1

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради.
Обратите внимание детей на то, что друг числа всегда идёт в туже сторону, что и пятёрка.
Мы закончили тему «Сложение с помощью пятёрки». Не забывайте каждый урок выполнять базовые упражнения. Это имеет большое значение в формировании моторного навыка.

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Секреты которые вам помогут в освоении ментальной арифметики.

Школьная пора для многих детей — это не только новые знакомства и новая глава жизни, но и повседневная рутина усвоения новых знаний. К сожалению, методики преподавания в современных школах направлены, скорее, на зазубривание материалов, а не на попытки раскрыть индивидуальность каждого ребенка. В результате, многие дети начинают хуже учиться — и их можно понять. Если ребенку неинтересно, предмет кажется скучным, а значит — неважным, падают успеваемость и настроение, а школа начинает восприниматься как каторга. Что можно сделать, чтобы ребенок снова почувствовал интерес к учебе? Рекомендуем проверенную методику — ментальную арифметику, секреты которой мы и осветим в данном материале.

секреты ментальной математики, секреты ментальной арифметики

Преимущества ментальной арифметики

Сегодня существует огромное количество методик, которые призваны помочь ребенку в нелегкой школьной жизни. Чем же среди них выделяется ментальная арифметика?

Ментальная арифметика в качестве «базы» использует упражнения на счетах абакус. Первый и самый заметный их эффект — более быстрый счет в уме. Уже этот навык поможет на многих школьных предметах (математике, химии, физике). Но если суть ментальной арифметики только в этом, почему же она так популярна уже более 2 000 лет? В чем заключаются секреты ментальной арифметики, и почему именно ее рекомендуют мировые специалисты в области психологии и педагогики?

Секреты ментальной арифметики в том, что она:

  • развивает и левое, и правое полушария мозга, что дает ребенку возможность для личностного роста и проявления своих способностей;
  • универсальна и применима на любых предметах в школе и ВУЗе, также полезна в большинстве современных профессий;
  • дает возможность быстро понимать и сортировать разные данные, выделяя для себя главное и отбрасывая ненужное. В современном мире такой навык исключительно полезен, ведь ежедневно мы получаем огромное количество информации;
  • дает ребенку уверенность в своих силах, помогает найти новые увлечения, новых друзей, стать практичнее и ответственнее.

Абакус позволяет развить потрясающую скорость счета — ребенок учится считать быстрее взрослых и даже калькулятора! Сначала он передвигает косточки на счетах пальцами, а потом они и вовсе становятся ему не нужны — достаточно просто представлять механизм работы абакуса в воображении.

Секреты ментальной математики заключаются в том, что она гармонично развивает оба полушария мозга. Поэтому дети на занятиях могут виртуозно считать в уме и при этом выполнять какие-то действия параллельно: прыгать через скакалку, танцевать, петь.

Именно эти особенности и являются секретами методики и объясняют, почему ее используют в таких передовых странах, как Япония и США, а также многих азиатских государствах.

секреты ментальной математики, секреты ментальной арифметики

Процесс обучения ментальной арифметики

Стадия первая.

Сначала дети работают с абакусом – древними счетами. Они изучают его строение, расположение косточек, которые надо двигать, запоминают, где на нём единицы, а где десятки. Они учатся верному положению рук и последовательности действий. На этой стадии отрабатывают работу с абакусом, доводя её до автоматизма.

Стадия вторая.

Ученики выполняют арифметические действия ментально, то есть в уме. Они в своём воображении представляют счёты и решают примеры. На этой стадии отрабатывают точность и скорость операций.

Стадия третья.

Когда ребенок усвоит простые примеры на небольшой скорости, то его задания становятся более трудными. Увеличивается скорость чтения примеров, усложняются арифметические операции, вместе со счётом малышу приходится рассказывать наизусть стихотворение или приседать. Чем дольше времени уходит на эту стадию, тем быстрее и эффективнее развивается ребенок.

секреты ментальной математики, секреты ментальной арифметики

Секрет эффективности ментальной арифметики

Эффективность ментальной арифметики строится на четырёх «слонах»:

  1. Внимательность. На занятиях по данной методике вашему ребенку будет некогда отвлекаться. Всё его внимание будет направлено на устный счет. Данное обучение требует активной интеллектуальной работы, которая способствует повышению концентрации.
  2. Всестороннее развитие. Дети на уроках не только считают арифметические примеры. Они ещё и рассказывают стихотворения наизусть или выполняют физические упражнения. Но при этом не перестают считать! Выполняя несколько действий одновременно, ребенок полноценно развивается.
  3. Выход из зоны комфорта. Как и при других занятиях, преподаватель или родитель не должен сразу говорить ребенку правильный ответ. Малыш должен сам подумать, его можно только направить на правильный путь. Но при этом не стоит переусердствовать. Если у сына или дочери что-то не получается, нужно ещё раз пройти предыдущий материал. Нагружая ребенка, следует учитывать его индивидуальность.
  4. Повтор урока. Начиная следующее занятие, нужно вспомнить материал прошлого. Также нужно помнить о дозировке объёма. Лучше заниматься 15 минут каждый день, чем мучить малыша два часа раз в неделю.

секреты ментальной математики, секреты ментальной арифметики

Школа ментальной арифметики «АМАКИДС»

Наша методика ментальной арифметики сочетает и работу на абакусе, и современные технологии. В частности, упражнения в нашем центре дети выполняют с использованием интерактивной онлайн-системы. Они поданы в игровой форме, а примеры и задачки в разных режимах и на разных скоростях интересны детям и увлекают их, позволяя заниматься с удовольствием.

Первые результаты появляются обычно уже через 2–3 месяца занятий — ребенку становится проще проходить школьную программу, он с удовольствием делает уроки, ему интересно, что будет дальше. При этом курс достаточно гармонично впишется даже в график детей, которые ходят в несколько кружков или секций: 1 занятие в неделю (длится 2 школьных урока) и 15 минут в сутки на проверку и тренировку дома подойдут практически всем.

Что дает ментальная арифметика ребенку

За творчество и логику у человека отвечают разные полушария мозга. Много десятилетий, а то и столетий, люди спорят — а что важнее? Какое полушарие главнее и несет больше ответственности? Идеальный вариант — гармоничное развитие, которое позволяет научиться быстро считать, читать, мыслить творчески и нестандартно, а также в короткие сроки принимать правильные решения.

Что такое ментальная арифметика

Ментальная арифметика – это уникальная методика, позволяющая за счёт быстрого устного счета развить одновременно два полушария головного мозга. Данная программа даёт прекрасный результат для активизации мозга и его гармоничного развития.

Ментальная арифметика пришла к нам из Древнего Китая. Позже она переместилась в остальные страны Азии, где сейчас является частью обязательной школьной программы. Постепенно этот курс завоевал весь мир, ведь он делает из детей настоящих гениев.

Ментальная арифметика позволяет с помощью специальной техники устного счета и абакуса (древних счетов, которые можно смело называть самым первым калькулятором на планете), выработать навыки, которые являются основой для дальнейшего успешного обучения в школе и в университете.

что дает ментальная арифметика ребенку, что дают занятия ментальной арифметикой

С какого возраста начинать

Начинать заниматься ментальной арифметикой лучше с 5 лет. В этом возрасте малыш начинает понимать, зачем ему надо учиться. У него формируется самостоятельность, ответственность, умение распоряжаться своим временем. Кроме этого, до 6 лет у детей в мозге находятся максимальное количество синапсов – нейронных связей. Чем больше у человека этих связей, тем активнее работает его мозг. Он лучше запоминает новую информацию и навыки.

Как проходит обучение

Методика ментальной арифметики AMAKids разработана таким образом, чтобы заниматься могли три возрастные группы детей: младшая (5–6 лет), средняя (7–10 лет) и старшая (11–16 лет). У каждой из этих групп своя адаптированная программа, но основной инструмент, с помощью которого происходит обучение, один и тот же — абакус. Кроме того, все тренировки проводятся с использованием современной интеллектуальной онлайн-платформы.

Групповые занятия проходят в центрах ментальной арифметики AMAKids один раз в неделю. Но очень важно, и тренеры предупреждают об этом и детей, и родителей на самом первом занятии, чтобы дети регулярно выполняли домашние задания. Это занимает не больше 15–20 минут в день, однако значительно улучшает качество обучения и ускоряет процесс. Наличие современной онлайн-платформы делает процесс тренировок очень интересным для ребенка. Ему не нужно работать только с тетрадью или книгой, как в школе. Достаточно включить ноутбук, планшет или компьютер, зайти в специальную программу под своим именем и можно тренироваться сколько угодно!

Причем мы бы рекомендовали сначала выполнить задание по ментальной арифметике, а уже потом приступать к домашним заданиям из школы, потому что мозг после таких тренировок работает действительно иначе, и позитивные изменения будут заметны уже через очень небольшой срок.

что дает ментальная арифметика ребенку, что дают занятия ментальной арифметикой

Благодаря обучению ваш ребенок сможет

Результаты того, что дает ментальная арифметика ребенку, не заставят себя ждать долго: уже через 1–2 месяца занятий дети начинают считать на воображаемом абакусе со скоростью, которая значительно превышает скорость взрослых. Одновременно со счетом постепенно учатся выполнять простые спортивные упражнения, читать стихотворения, петь или танцевать. Таким образом, гармоничное развитие обоих полушарий происходит в достаточно высоком темпе.

Что дают занятия ментальной арифметикой:

  • Улучшается концентрация внимания;
  • развивается фотографическая (моментальная) память;
  • развивается точность и скорость реакции на поставленную задачу;
  • появляется и развивается воображение и представление;
  • развивается творческое мышление;
  • развивается многозадачность — у ребенка формируется навык, направленный на одновременное выполнение нескольких действий.

Кроме того, ментальная арифметика дает ребенку в будущем большую фору среди сверстников. Ведь у вашего малыша будет множество преимуществ в интеллектуальной среде. Он сможет успешно закончить школу, поступить в престижный вуз и получить отличную работу.

Как это работает Ментальная Арифметика?

Данная методика счета основана на древнем виде счет – абакусе. Сегодня мы пользуемся калькулятором, но, как оказалось, абакус гораздо полезнее для детей. Его использование в образовании привело к созданию целого направления, называемого ментальной арифметикой. Эта программа предназначена для любых возрастов от 5 до 99 лет и пользуется успехом уже в 62 странах мира, в том числе и в России.

Как выглядит инструмент в Ментальной Арифметике

Счёты для ментальной арифметики представляют собой прямоугольную раму с рядами спиц, которые обозначают единицы, десятки, сотни и так далее. На каждой спице по 5 косточек, разделённых по всей длине перекладиной. Считать полагается слева направо, то есть, чтоб получить двузначное число, надо сначала левой рукой откладывать десятки, а потом правой – единицы. Со временем движения рук доводятся до автоматизма.

Цель данных занятий по задачам по Ментальной арифметике— научить вашего ребенка быстро умножать и делить, прибавлять и вычитать, К сожалению, это навык, которого не хватает многим школьникам. И если со сложением и вычитанием все проще, то умножение и деление становится настоящей проблемой.

Неумение считать становится причиной половины оши­бок на ОГЭ {Основной государственный экзамен) и ЕГЭ (Единый государственный экзамен), не говоря уже о проблемах с обучением в начальной школе, где практи­чески вся математика базируется на умении выполнять простые арифметические действия.

Естественно, успех ребенка в математических дисцип­линах скорее связан с умением логически мыслить и решать задачи, но для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в математике, ему нужно уметь быстро и качест­венно работать с числами и проводить операции с ними в уме и на бумаге быстро и без раздумий.

Зачем заниматься ментальной ариф­метикой

начитанная соваСейчас родители чрезвычайно увлеклись новым направ­лением, которое называется Ментальная арифметика. Вы, скорее всего, слышали о нем и, возможно, даже водили на

Будучи разработчиком методик эффективного обучения, я решил, во-первых, подробно изучить эту методику, во-вторых, протестировать на группах ребят, а в-третьих, провел эксперименты с детьми, которые обучились этой методике.

Сейчас я подробно расскажу обо всех плюсах и минусах этой методики, а также объясню, почему считаю, что не стоит тратить время и деньги на занятия ментальной арифметикой.

Давайте сначала разберемся, что такое ментальная арифметика и почему она настолько популярна.

Это способ выполнения арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления) с помощью специальных счётов Абакуса.

Работа Ментальной Арифметики

Ребенок запоминает значение различных чисел, со­поставляя их с определенным положением косточек на счетах. Далее считает, производя манипуляции со счетами сначала в реальности, а потом в уме с воображаемыми счетами.

В итоге ребенок настолько хорошо представляет эти счёты в своем воображении и доводит этот навык до такого автоматизма, что мгновенно выполняет действия в уме даже с многозначными числами.

Но, помимо умственных способностей, ментальная арифметика развивает и личностные качества ребенка: повышение самостоятельности, внимания, упорства, появление уверенности в себе.Овладение Ментальным счетом поможет вашему ребенку повысить успеваемость в школе.

Плюсы системы Ментальной Арифметики

Плюсы системы. То, что система работает и что ребенок по окончании курсов получит результаты и будет виртуозно совершать арифметические действия в уме, — это факт, если, конечно, вы занимаетесь по правильной методике и в сертифицированном центре, где с ребенком работают профессиональные педагоги.

Развивается воображение: ребенку необходимо предс­тавлять Абакус, а это отличная тренировка.

На занятиях выполняются упражнения на синхрони­зацию обоих полушарий мозга. Да, эти упражнения эффективны.

В чем эффективность данной методики

цифры числаНесмотря на кажущуюся простоту заданий и быстроту их выполнения, такой формат обучения очень скоро сфор­мирует навык умножения-деления,

И вот почему.

Во-первых, ребенок постепенно «отрабатывает» однотип­ные задания небольшими объемами, т. е, в первый день учится складывать маленькие однозначные числа (только маленькие и только однозначные), доводя этот навык до автоматизма. Во-вторых, ребенок выполняет задания максимально быстро с секундомером.

Зачем это нужно? Нас не интересует как таковая скорость выполнения заданий ребенком (хотя ребенок не должен об этом знать). Необходимо, чтобы ребенок выполнял задания максимально быстро, а работа с секундомером позволяет полностью сконцентрировать внимание ребенка на решении задачи.

В-третьих, задания позволяют ребенку развить внимание и научиться еще быстрее работать с числами.

Ну и в-четвертых, оперативная работа над ошибками позволяет сразу выявить неправильно выполненные задания и решить их еще раз верно, уменьшив в несколько раз вероятность последующих ошибок.

Результатом данной методики становится развитие воображения, внимания, аналитических способностей, слуха, наблюдательности. После прохождения данного метода счета  дети научаются складывать, вычитать, делить и умножать крупные числа (порой и 10-значные) в уме за несколько секунд.

Инструкция по выполнению

Для плодотворной работы, говорим честно нужны еще и родители, вообще в идеале , когда сами родители обучают ребенка. Но, если это не возможно,помогите малышу . Давайте упражнения, которые мы вам будем выкладывать или выложенные уже на сайте развивающие занятия. Целью занятий не является обучение начальному счету с нуля, то есть ребенок должен уметь «худо-бедно» считать. Наша задача — доведение навыка счета до совершенства.

Вы занимаетесь с ребенком ежедневно в течение 21 дня без перерывов. Такая интенсивность занятий — один из факторов успеха.

Занятия длятся от 15 до 30 минут. Этого достаточно для качественной тренировки.

Задания выполняются с секундомером, время выполнения фиксируете в конце каждого задания.

Все арифметические действия ребенок выполняет в уме, кроме дней 9-12 и 15-21. В эти дни ребенок может считать столбиком. Это необязательно, но не воспрещается.

Тщательно проверяйте правильность выполнения каждого задания непосредственно после его выполнения (ответы в приложении).

После выполнения каждого задания ребенок вычеркивает пройденный этап. В конце каждого дня ребенку присваивается уровень.

Успехов в освоении!

Ваш сайт Ментальная Арифметика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *