Как определить звонкий согласный звук: Как определить согласные звуки 🚩 звонкие согласные звуки русского языка 🚩 Школы – Глухие согласные звуки в русском языке – таблица

Как определить глухой или звонкий согласный звук?

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].
Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

парныенепарные
твёрдыемягкиетолько твёрдыетолько мягкие
[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]
[б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’]
[ж], [ш], [ц]
[ч’], [щ’], [й’]

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.

парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
парныенепарные
звонкиеглухиетолько звонкиетолько глухие
[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]
[п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’]
[й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]
[х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];

Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих.

МБОУ» Знаменская СОШ» учитель начальных классов.

Русский язык 2 класс

Тема « Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?»

«Школа России»

Тема» Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?»

Цель: создать условия для систематизирования и уточнения знаний учащихся о согласных звуках (звонких и глухих) о произношении этих звуков.

Планируемые результаты: учащиеся будут характеризовать звонкие и глухие согласные, подбирать примеры слов с глухими и звонкими согласными в слове.

Личностные результаты: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика.

Ход урока.

I.Организационный момент

У. – Итак, друзья,

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок. Сели.

Ножки вместе, спинки прямо.

К уроку, вы, готовы?

II.Каллиграфическая минутка

У. – Начнём работать. Записали число. Классная работа.

-Спишите с доски первую строчку каллиграфически правильно с повтором

го/пткр

— Прочитайте слова орфографически и запомните их написание. Спишите без ошибок, красиво.

портре’т, удо’д, поплаво’к, потоло’к

III.Словарная работа

У.- Сейчас запишите через запятую словарные слова. Пишем правильно и красиво.

(Словарные слова напечатаны на карточках, буквы для правильного написания закрыты, при проверке они открываются)

Т…релка, дев…чка, м…тель, щ…вель, т…варищ, в…р…бей, кла… ..

У. –Проверяйте как вы написали слова…

IV.Самоопределение к деятельности

У. – Прочитайте слова парами. Слайд2

грибы гриб

тетради тетрадь

утюги утюг

арбузы арбуз

— Произнесите слова второго столбика орфоэпически. Что вы заметили?

(написание слов во втором столбике отличается от произношения)

— Как слышатся эти согласные в первом столбике.

(написание совпадает с произношением.)

-Составьте пары звуков в каждой паре слов.

— Проверьте, у вас так получилось. Слайд 3

[б]-[п] , [д]- [т], [г] -[к], [з] -[с]

-Кто помнит, что это за согласные? Сколько пар должно быть? Каких не хватает?

(парные звонкие – глухие согласные в –ф, ж — ш)

— Определите тему нашего урока. Слайд4

V.Работа по теме

— Откройте учебник на стр.16 Прочитайте тему урока и чему будем учиться.

— Прочитайте заголовок таблицы.

-Какие бывают согласные? Давайте сначала произнесём звонкие согласные, а затем глухие.

— Кто, ребята, из вас помнит, почему согласные так называют «звонкие», «глухие»?

(Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие только с шумом)

— А как определить какой это согласный «звонкий» или «глухой»?

-Давайте проведём опыт. Положите ладонь на горло и попеременно произносите звонкий и глухой согласные звуки. Что вы чувствуете? Дребезжание, вибрацию голосовых связок вы слышите при произношении … верно, звонкого согласного, при произношении глухого согласного нет ни вибрации, ни дребезжания.

— Сделайте вывод: как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

VI.Физминутка

— Если слово начинается на звонкий согласный звук, вы хлопаете, а если на глухой – топаете.

Нежность, честность, смелость, доброта, милосердие, сердечность, храбрость.

-Молодцы. О ком мы можем такие слова сказать? Приятно с таким человеком общаться. Правда?

VI.Закрепление.

Стр.17 упр. 25

(выполняется с комментированием)

VII.Работа в парах

— Замените в словах одну согласную и у вас получится новое слово. Слайд 5

Почка -… , колос — … , точка — …, роза — … , коса — … , том — ….

(проверка слайд 6

Рефлексия слайд 7

-Подчеркните в словах глухие согласные -1вариант, 2 вариант подчёркивает звонкие согласные.

палка, шапка, находка, пух, белый.

Взаимопроверка слайд 8

VIII.Подведение итогов

— Как произносятся звонкие и глухие согласные.

— Как можно определить какой согласный?

-Встаньте те, кому было на уроке всё понятно.

— Кому нужна помощь товарищей или учителя?

Оценивается работа учащихся на уроке.

IХ. Домашнее задание

1гр. получает задание на карточках

Даны опорные слова: 

Ле:, моро:, сне:, сугро:, ё:, медве:ь .

Списать слова, вставить пропущенные буквы. Записать слова во множественном числе. Подчеркнуть парные согласные на конце слова.

2гр. получает задание на карточках.

Даны опорные слова: Ле:, моро:, сне:, сугро:, ё:, медве:ь .

Составить и записать текст с опорными словами на тему «Зима в лесу»

как определить глухая или звонкая буква?

зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухи. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и : [б] , [в] , [г] , [д] , [з] и др. ; состоящие только из шума – г л у х и м и : [п] , [ф] , [к] , [т] и др. Часть звонких и глухих согласных образует пары: [б] – [п] , [в] – [ф] , [г] – [к] , [д] – [т] , [ж] – [ш] , [з] – [с] , [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г’] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’]. Не имеют пар глухие [х] , [ц] , [ч’], [ш’], [х’] и звонкие [р] , [л] , [м] , [н] , [j]*, [р’], [л’], [м’], [н’]. Звук [ш’] обозначается на письме буквой щ или некоторыми сочетаниями согласных: щука [ш’укъ] , счет [ш’от] . При образовании звонких согласных [р] , [л] , [м] , [н] , [j], [р’], [л’], [м’], [н’] голос преобладает над шумом. Эти согласные нызваются с о н о р н ы м и (остальные – ш у м н ы м и : шумные глухие и шумные звонкие).

Часть звонких и глухих согласных образует пары: [б] – [п] , [в] – [ф] , [г] – [к] , [д] – [т] , [ж] – [ш] , [з] – [с] , [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г’] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’]

К звонким ещё входит: с

Приложите к горлу руку. Если горло першит звонкая нет глухая.

спасибо всем большое!

Чтобы проверить глухой ли согласный звук нужно заткнуть уши руками и сказать эту букву, если звук будет приглушён, то значит буква глухая, но если звенит то значит что она звонкая. А буквы : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ — все глухие А все остальные звонкие.

воткните пальцы в уши и произнисите букву (не громко, ) если чувствуете вибрацию то звонкая

Возьмитесь за горло скажите букву если вибрирует то это звонкая если глухая не будет вибрировать!!!

закрой уши и скажи букву, если слышишь её звучание то это звонкая.

озьмись за горло, и когда говоришь букву, то если дрыжит горло то звонакая, если нет, то глухая!! !Видишь как просто!!!)))

нужно запомнить либо все глухие либо все звонкие . выучили 1, 2 осталось

сделать паузу скушать твикс

Приложите к горлу руку. Если горло першит звонкая нет глухая

озьмись за горло, и когда говоришь букву, то если дрыжит горло то звонакая, если нет, то глухая!! !Видишь как просто!!!))) 84 Нравится Пожаловаться 18 ответов `De Vetpan 6 лет назад Мастер (1826) зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухи. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и : [б] , [в] , [г] , [д] , [з] и др. ; состоящие только из шума – г л у х и м и : [п] , [ф] , [к] , [т] и др. Часть звонких и глухих согласных образует пары: [б] – [п] , [в] – [ф] , [г] – [к] , [д] – [т] , [ж] – [ш] , [з] – [с] , [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г’] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’]. Не имеют пар глухие [х] , [ц] , [ч’], [ш’], [х’] и звонкие [р] , [л] , [м] , [н] , [j]*, [р’], [л’], [м’], [н’]. Звук [ш’] обозначается на письме буквой щ или некоторыми сочетаниями согласных: щука [ш’укъ] , счет [ш’от] . При образовании звонких согласных [р] , [л] , [м] , [н] , [j], [р’], [л’], [м’], [н’] голос преобладает над шумом. Эти согласные нызваются с о н о р н ы м и (остальные – ш у м н ы м и : шумные глухие и шумные звонкие). 30 Нравится По

Урок русского языка по теме «Как отличить звонкий согласный звук от глухого»

2.Этап подготовки к активному усвоению знаний.

(3 мин)

Слушание звуков.

Чтение букв на доске

Выявление проблемы-исследования: какие звуки звонкие, а какие глухие?

Дописывание недостающих букв в паре:

б-п

в-ф

г-к

д-т

ж-ш

Привлекает внимание.(Звук метели)

Какие картины представили?

-Какие звуки услышали?

Создаёт проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу.

Надо создать проект.

Класс делится на группы:

АНАЛИТИКИ

ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ

ИЛЛЮСТРАТОРЫ

ИСПЫТАТЕЛИ

-Посмотрите, на доске кто-то стёр тему урока, часть записанных букв. Что делать?

Организует беседу, выявляющую знания детей о звуках русского языка.

-На что могут указывать рисунки колокольчика и наушников?

Сообщает тему урока.

Слушают учителя.

Актуализируют имеющиеся знания о согласных звуках.

-Зимняя метель, ветер.

-Пробиваются звуки, издаваемые птицами.

-Можно услышать звон сосулек.

-Непонятно, какие звуки: звонкие или глухие.

АНАЛИТИКИ:

Формулируют тему урока.

Делают запись в тетради.

Колокольчик –звонкий звук

-Наушники-глухой согласный

-Оформление работы: Дата, классная работа

Запоминать существенную информацию, делать умозаключения на основе анализа имеющихся знаний, грамотно излагать свои мысли.

-запись парных согласных

Проявление интереса к изучаемой теме.

Познавательные УУД:(различение согласных по звонкости-глухости)

3.Этап усвоения новых знаний.

( 10 мин.)

1.-Ой, ребята, я совсем забыла. Ко мне в гости прилетала сорока, передала вот этот пакет и сказала, что в лесу случилась беда и помочь можете только вы.( в пакете –конструктор-треугольники)

-О ком загадка?

(ЛИСА)

2.Ребята, Здесь в записке ещё стихотворение.

Я несчастная лисичка. Ветер дунул посильней. Я на части развалилась,

Собери меня скорей!

Так вот в чём дело! Поможем лисичке? Вам необходимо безошибочно записать словарные слова, расположенные на треугольниках и собрать из них (фигуру) лисицу (м.дведь, в.рона, р.бота, н.деля, л.пата, б.рёза, ф.мил.я, г.зета)

(показ слайда 2 – лисица благодарит детей)

3. Посмотрите на первую букву каждого словарного слова, по какому признаку они схожи? (дают звонкий звук)

— Какие звонкие согласные звуки вы ещё знаете?

— Знаете ли вы глухие согласные звуки? Назовите их? Молодцы!

-Как отличить согласный звонкий звук от глухого?

4.Этап первичного закрепления в речи и  практике.

(8 мин)

1. А теперь проведём игру «Звонкий или глухой». Правила игры: дети определяют со звонкого или глухого звука начинается слово. Со звонкого – прыжок с хлопком рук над головой, с глухого – приседают.

2. Работа по учебнику (с- 17 упр.25) в группах.

1 группа выписывает слова, в которых все согласные буквы дают звонкий звук.

2 группа выписывает слова, в которых все согласные буквы дают глухие согласные звук.

Проверка: каждая группа зачитывает слова, выслушивает замечания другой группы. А затем сравнивает ответы с ответами размещёнными на слайде 3-4.

Письмо букв Л,л

Запись словарных слов

Выделение первых букв каждого слова

Выполнение упр. 25

Работа по карточке. Соединить слово с его звуковой схемой.

Определение звонкости-глухости называемого звука

Определить, в каких словах все согласные только звонкие, а в каких только глухие.

Читает загадку (Рыжая хищница в сарай пришла, кур пересчитала, петуха с собой в лес унесла.)

Просит выделить первый звук в слове-отгадке.

(Ль)

Демонстрирует слайд.

(интерактивное написание букв Л,л)

Проводит минутку чистописания. Контролирует процесс письма.

Сообщает задание и цель его выполнения, организует фронтальную словарную работу.

Задаёт обобщающие вопросы.

АНАЛИТИКИ:

Постановка проблемной ситуации.

Составление этапов работы над проектом.

Проведение исследования, опыта

ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ

\стр. 16 учебника

Организует беседу по теме урока, уточняет знания детей (показывает приёмы, помогающие различать звуки)

1. Организует игру

2. Задает вопросы по новой теме.

3.Организует самостоятельную работу учеников по учебнику в группах..

4. Организует проверку.

Слушают учителя. Делают обобщения, отгадывают загадку, смотрят показ написания букв Л,л, выполняют каллиграфическую запись

Читают слова, объясняют написание.

Записывают словарные слова, составляют из фигур лисицу, делают обобщение, просматривают слайд презентации.

Отвечают на вопросы.

ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ

Проводят опыт.

Учебник стр. 16

Обобщение исследуемого материала, выводы.

Если положить ладонь на горло и попеременно произносить звонкий и глухой согласный звуки, то можно заметить, что при произнесении одних звуков чувствуется дребезжание (вибрация) голосовых связок, а при произношении других –нет.

-Значит, при вибрации слышим звонкие звуки , а остальные –глухие согласные звуки.

ИЛЛЮСТРАТОРЫ

(рисуют, как выглядят глухие звуки, город Звонких звуков)

ИСПЫТАТЕЛИ

Участвуют в игре.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в группах по учебнику.

Зачитывают сделанные записи.

Запоминать существенную информацию, уметь выделять главное и делать обобщения, уметь красиво и грамотно писать, владеть приёмами конструирования из геометрических фигур.

Применять на практике полученные знания.

Воспроизводить информацию, полученную ранее.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, находить ошибки

Коммуникативные и регулятивные УУД:

Понимать на слух выдаваемую информацию, концентрировать внимание на собеседнике.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять самоконтроль в процессе слушания и письма.

Коммуникативные УУД

Понимать на слух ответы обучающихся.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные и регулятивные УУД

Контролировать правильность ответов товарищей.

Осуществлять контроль и самоконтроль. Оценивать работу друг друга.

Уметь слушать в соответствии с поставленной целью. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять ответы.

6.Этап контроля и самопроверки.

(8 мин)

Интерактивная игра

1. Два лося просят вас о помощи. Они поднялись на воздушных шарах в небо, а приземлиться не могут, потому что не умеют различать звуки. Поможем им? (диск)

2. Другой паре лосей тоже требуется помощь, но они не могут взлететь, так как не знают какие предметы необходимо поместить в корзину. (Работа в группах по диску: 1 группа выписывает слова, в которых все согласные буквы дают глухие согласные звук; 2 группа выписывает слова, в которых все согласные буквы дают звонкий звук)

3. Проверка: каждая группа зачитывает слова и размещает их по корзинам, проверяя правильность ответов.

Самопроверка по образцу

Самостоятельное нахождение ошибок и их исправление

1. Организует фронтальную работу по теме (игры «Помоги приземлиться»).

2. Организует групповую работу. (Игра «Помоги взлететь»)

2. Организует самостоятельную работу по заданию диска.

Организует фронтальную проверку по диску

Испытатели:

Выполняют фронтальную работу, распределяют слова по корзинам в соответствии с заданием, аргументируют свой выбор.

Знакомятся с упражнением, выделяют слова в соответствии с заданием, работая в группах, делают записи в тетради

Применять на практике полученные знания, строить речевые высказывания.

Делать записи в тетради, соответствующие заданию.

Личностные УД

Взаимодействуют с учителем и друг с другом.

Метапредметные:

Коммуникативные УД

Принимают мнения других участников группы

Уметь слушать друг друга, принимать во внимание мнение других. Оказывать взаимопомощь

РегулятивныеУД:

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль выполняемых действий, разбирают допущенные ошибки, делают исправления.

Принимать  и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль

7.Этап проектной деятельности.

(7 мин)

— А сейчас вам предстоит очень важная работа, которая покажет на сколько вы научились различать звонкие и глухие согласные звуки.

— По цепочке на первый второй расчитайсь.

Первые номера займут место за столом под №1, а вторые — №2.

Первая группа работает над проектом – «Звонкие согласные звуки,

вторая группа – «Глухие согласные звуки».

Необходимый материал и инструменты лежат у вас на столах.

Определение звонкости-глухости по алгоритму, с опорой на таблицу

(карточка)

Или учебник стр. 16, 17

Замена парного звонкого согласного на парный глухой, образование новых слов, объяснение лексического значения слова

(Работа со словарём

Стр. 133-141

(в конце учебника )

Самостоятельно решить, с каким словарём работать: толковым, орфоэпическим, орфографическим и др.)

1. Организует проектную деятельность в группах с целью проверить уровень усвоения нового материала:

— сообщает цель проекта и этапы его выполнения;

— оснащает необходимым материалом и инструментами

2. Организует защиту проекта

Слушает детей.

Благодарит за работу

Слушают задание,

анализируют информацию, классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному признаку), придерживаются алгоритма деятельности.

Демонстрируют проект, делают обоснование.

-Работу строим по алгоритму: произносим звук, кладём ладонь на горло, если чувствуется вибрация- определяем, что это звонкий звук, если нет- то глухой.

Определять общие признаки звуков, классифицировать их на группы, оформлять проект.

Уметь строить доказательные речевые высказывания

Личностные УД

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе нужных звуков, распределение обязанностей.

Метапредметные:

Умение выслушивать суждения других при необходимости исправлять, делать дополнения

Уметь работать в группах, принимать мнение других, оказывать взаимопомощь.

Познавательные УД

Принимать информацию, анализировать, доказательно выдвигать аргументы.

Коммуникативные и регулятивные УД

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Владение приемами контроля и самоконтроля

Осуществление контроля и самоконтроля, оценивание работы групп

Планировать этапы деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.

Уметь адекватно воспринимать оценки и оценивать работу в соответствии с поставленной целью.

8.Этап подведения итогов. Рефлексия

(3 мин)

А теперь подведём итог урока.

На доске записаны выражения, необходимо их продолжить.

На следующем уроке русского языка мы будем продолжать работу по данной теме.

Оценивание детей.

А сейчас я вас прошу оценить своё настроение. Если оно у вас хорошее, то возьмите магнитики красного цвета, а если ухудшилось в течении урока – синего и разместите из на дереве вместо листочков.

Теперь мы видим на сколько успешно прошёл урок.

Определение области своего знания темы.

Определение области своего знания, незнания и причины

1. Организует беседу с целью обобщения  знаний обучающихся по теме и оценить эмоциональный настрой урока.

2. Словесно оценивает деятельность каждого.

Отвечают на вопросы учителя по заранее подготовленной схеме:

— сегодня на уроке я узнал(а) о …

О том как определить звонкий или глухой звук

— сегодня я научился (лась).

-определять звонкость/глухость согласного

— я (не) понял(а) как…

-какие согласные состоят из шума, а какие из шума и голоса.

— на уроке мне (не)понравилось..

-понравилось работать в группе

Слушают оценку своей работы на уроке.

Осознанно строить речевое высказывание в устной форме, выслушивать мнение других.

Писать слова с парными согласными,

Определять звонкие-глухие согласные

Личностные УД

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Метапредметные:

Познавательные УД

Понимать на слух ответы обучающихся, высказывать свои суждения.

Дополнять, уточнять высказанные мнения. 

Регулятивные УД

Контролируют правильность ответов обучающихся. 

Оценивают свои успехи, настроение.

Коммуникативные УД

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать  и сохранять учебную цель и задачу.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

9.Этап разъяснения домашнего задания.

(1-2 мин)

Запишем домашнее задание:

1 группа – рабочая тетрадь стр. с 10 упр. 17.;

2 группа – из орфографического словаря учебника выписать 5 слов, начинающихся с глухого согласного звука и 5 слов со звонкого;

3 группа – самостоятельно подобрать 5 слов со звонким звуком на конце слова, и 5 слов с глухим согласным звуком на конце слова.

Большое всем спасибо !!

(слайд 6)

Собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

Выбрать слова из орфографического словаря с глухим согласным и со звонким согласным ( по 5 слов)

Самостоятельно придумать слова со звонким и глухим согласным на конце слова

(по 5 слов)

1. Делит детей на группы по уровню усвоения материала и каждой выдаёт индивидуальное домашнее задание.

Объясняет домашнее задание

Слушают учителя, записывают задание.

Понимать информацию и фиксировать в дневнике

Личностные УД

Взаимодействуют с учителем, задают вопросы.

Метапредметные:

Воспринимают информацию.

Конспект урока по русскому языку 2 класс «Школа России» «Как отличит звонкие согласные от глухих»

Кабанова Л.И. 2 «в» класс Русский язык 18.01.18 год

Тема урока: «Как отличить звонкие согласные от глухих».

Цель: различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Задачи: освоение разных способов различения звонких и глухих звуков; овладение умением различать парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки с помощью ленты букв

Метапредметные:

Регулятивные: развитие умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные: развитие умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;

Коммуникативные: развитие умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;

Личностные: развитие потребности совершенствовать свою устную и письменную речь

Оборудование урока для учителя: презентация, рабочая тетрадь, учебник.

Оборудование урока для учащихся: конверты с заданием, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Организационно – мотивационный

Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все замечают.

Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат.

И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперед ума. Желаю вам удачи и новых открытий.

Учитель следит за посадкой.

Встают у парт.

Приветствуют учителя.

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника;

Проверка домашнего задания

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

ТПО № 15, 16

—Оцените выполнение домашнего задания по Листу самооценки

Лист самооценки

Ф.И.____________________________________________________

Критерии

Да + Нет —

Домашнюю работу я выполнил без ошибок

Словарную работу я выполнил без ошибок

Я умею различать звонкие и глухие согласные

Я помогал своему товарищу в паре

Я помогал рабате группы, высказывал своё мнение

Зачитывают письменные задания, отвечают на вопросы

Оценивают выполнение домашнего задания

Регулятивные: существляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Актуализация

— Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

-Сейчас мы с вами поработаем со словарными словами. На экран я буду выводить слова с пропущенными буквами. В тетрадь вы будете записывать только пропущенную букву.

К..ньки, к..пуста. д..кабрь. ж..лтый, м..роз пр..щай, сн..гирь. скор..

-Проверь работу по шаблону и оцените себя в листе самооценки.

Записывают число и классная работа

В тетрадь записывают только буквы. Проверяют по шаблону, оценивают свою работу в листе самооценки.

Регулятивные: существляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Целеполагание.

На доске: [б], [ж], [к], [в]

Что записано на доске?

-Как вы догадались?

-Давайте составим кластер «Звуки»

(гласные и согласные, ударные и безударные, твердые, мягкие, звонкие, глухие, произносим, слышим)

— На какие две группы можно разделить звуки на доске?

-Петя находит звонкие звуки, а Женя глухие.

– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

-Для вас эта тема новая, или мы уже с ней знакомились?

— Что мы с вами должны вспомнить на уроке?

-Кто из вас помнит, как отличить звонкий звук от глухого? Проведем опыт со звуками, которые записаны на доске.

– А ваша задача сегодня на уроке – научиться различать звонкие и глухие

Звуки

транскрипция

составляют кластер

Звонкие и глухие согласные звуки. 2 ученика делят на группы

— Научиться различать звонкие и глухие, а также парные и непарные согласные звуки.

Личностные:

уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные:

умение следовать учебным действиям.

Коммуникативные:

умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Познавательные:

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.

Открытие новых знаний

-Откройте учебник на с. 16. Прочитайте название раздела.

-Прочитайте, что нам надо выяснить на данном уроке.

-Прочитайте заголовок таблицы.

-На какие две большие группы разделили согласные звуки?

По заданию учебника

-По какому признаку еще можно отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?

Работа по ленте букв

-Где на ленте букв располагаются буквы, которые обозначают звонкие звуки? А глухие?

— Назовите буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки?

— Назовите буквы, которые обозначают непарные глухие согласные звуки?

— Назовите буквы, которые обозначают парные по звонкости глухости согласные звуки?

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих

Звонкие согласные и глухие согласные.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса и шума, глухие — только с участием шума

Лента букв

ЛМНРЙ

ХЦЧЩ

БПВФГКТДЖШЗС

Регулятивные:

• умение следовать учебным действиям.

Коммуникативные:

• умение вступать в диалог;

• умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• умение слушать и слышать собеседника.

Физминутка

А теперь проведём игру «Звонкий или глухой». Правила игры: дети определяют со звонкого или глухого звука начинается слово. Со звонкого – прыжок с хлопком рук над головой, с глухого – приседают.

Зима. Снежок. Мороз. Вьюга. Коньки. Санки. Метель. Лыжи. Каток. Горка.

Выполнят движения

Первичное закрепление материала

20 мин

— Отдохнули! А теперь мы с вами еще раз повторим, какие согласные звуки называются глухими, а какие звонкими, для этого откроем рабочие тетради на десятой странице и выполним упражнение №17.

— Кто хочет прочитать задание?

— Ребята, обратите внимание, в задании записаны все согласные буквы и герои этого задания кот и собачка.

— Подумайте, какие звуки будет собирать кот глухие или звонкие? Значит, собачка — звонкие.

— Сейчас мы с вами поиграем. Девочки – будут помогать коту собирать буквы, обозначающие глухой звук, а мальчики – собачке.

— На выполнение задания вам дается 2 минуты.

— Давайте будем проверять. Начнем с девочек, которые помогали коту.

— Какие буквы вы собирали?

— А мальчики слушают девочек и проверяют

Кот собрал (ч, х, т, с, ш, ф, п, ц, к, щ)

— А сейчас девочки проверяют, правильно ли нашли буквы мальчики.

Собака – (б, д, з, н, л, й, ж, м, р, в, г)

— Молодцы!

Оцените свою работу по листу самооценки.

— Ребята под картинкой есть еще одно задание. Поставьте пальчик на первое слово, я буду читать, а вы за мной следите.

Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами.

— Ребята, вы увидели, что некоторые буквы выделены жирным шрифтом. Давайте посмотрим в первом ряду буква й (И-краткая), какой звук она обозначает?

— Он глухой или звонкий?

— А каким способом вы это определили?

— Во втором ряду, какие буквы? Какой звук обозначает буква Ч?

— Она звонкая?

— А буква М?

— Скажите, а звук [м] глухой или звонкий?

— Каким способом вы это определили?

— Так и в третьем ряду, какая буква выделена? Какой она обозначает звук?

— Молодцы! Справились с заданием!

— Теперь, чтобы закрепить знания о парных согласных звуках, давайте откроем учебник на семнадцатой странице и выполним упражнение № 25. Кто хочет прочитать?

1-вариант – подчеркивают слова, в которых все звуки только звонкие

1 вариант- подчеркивают слова, в которых все звуки только глухие

-проверка (Слайд)

Работа в парах

— Ребята, на каждой парте у вас лежит по одному конверту. В конвертах лежат слова, которые вам необходимо распределить между собой. Первому варианту необходимо взять себе слова, начинающиеся с глухих звуков, а второму варианту слова, начинающиеся со звонких. Итак, открываем конверты. На это задание вам 2 минуты.

Аквариум

Мышь

Таракан

Ракушка

Шорох

— Итак, ребята, давайте проверять задание.

— Какие слова выбрали те, у кого был 1 вариант?

— Хорошо, молодцы!

— А у кого был 2 вариант, какие слова вы выбрали?

— Отлично!

— Ребята, никто не назвал слово аквариум, почему?

— Какие вы внимательные! Молодцы, заметили!

Оцените свою работу в паре по листу самооценки

Работа в группе

1 группа выписывает из словаря пять слов, которые начитаются на звонкий согласный звук.

2 группа выписывает из словаря пять слов, которые начитаются на глухой согласный звук.

3 группа выписывает из словаря пять слов, которые заканчивается на звонкий согласный звук.

Защита проекта

-Оцените свою работу в группе по листу самооценки.

— Глухие

\

Коммуникативные:

• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные:

• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные:

• умение следовать учебным действиям.

Рефлексия, итог урока

5-7

— Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

— Какие вы запомнили способы различения глухих и звонких согласных звуков?

hello_html_m5213259a.png

— О звонких и глухих согласных, о парных согласных звуках, о способах различения глухих и звонких согласных.

— С помощью горла, ленты букв и по произношению.

Коммуникативные:

• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные:

• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.

умение проводить личностную рефлексию

Домашняя работа

Рабочая тетрадь страница 10, упражнение № 18,19

— Кто легко справится с заданием и захочет проверить свои силы, тот может составить с двумя словами предложения.

Записывают домашнее задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *