Как по часам определять время: «Почему некоторые люди не понимают время по стрелочным часам?» – Яндекс.Знатоки – Что такое время или учим часы?

Содержание

Как определять время по часам

Говорят, все необходимые навыки приходят к ребенку в нужное время, и торопить его в развитии не стоит. А вот когда малыш сам начинает проявлять неподдельный интерес к той или иной теме, то помочь ему в её освоении будет очень даже не лишним. Сегодня мы начинаем новую серию статей, которые помогут вам научить деток всяким-разным полезным жизненным навыкам.

Как научить ребенка определять время по часам?

Время – понятие абстрактное и малышам сложно понять, о чем мы толкуем, когда пытаемся объяснить, что такое минуты и часы.
Как их потрогать? Как ощутить? Куда бегут стрелки на часах? И почему за веселой игрой время проходит быстрее, чем в скуке?

Малышу сложно будет сразу понять часовой механизм. Поэтому процесс знакомства со временем проще разделить на несколько этапов, начав не с минут и часов, а с более длительных временных промежутков:

  • 1. Учимся ориентироваться во времени суток

    Утро, день, вечер, ночь – составляющее одного дня. Ребенок лучше запомнит их последовательность, если к каждому времени суток вы привяжете то или иного событие. Например, утром встает солнышко, и все просыпаются. Днем мы играем и гуляем, вечером готовимся ко сну, а ночью отдыхаем.

  • 2. Осваиваем понятия прошлого, будущего и настоящего

    Вчера, сегодня, завтра – следующий этап познания временных промежутков. Они станут для ребенка более понятными, если вы будете планировать и обсуждать с ним предстоящие поездки или походы в гости, а также вспоминать прошедшие события. Более глобальные понятия будущего и прошлого можно объяснить, показывая малышу старые семейные фотографии, иллюстрации из далекого прошлого или предполагаемого будущего (книги про динозавров, космические путешествия или умных роботов).

  • 3. Знакомимся с временами года

    Понимание времен года – еще один важный этап. Обсуждайте с ребенком, как сменяются сезоны, читайте стихи и загадки о зиме, весне, лете и осени. Объясняйте, что происходит с природой, чем отличается наша одежда, и какие праздники мы отмечаем в разные времена года.

  • 4. Новые знакомые: час, минута, секунда

    Вот теперь можно начинать разговор и о более точных временных промежутках. Для начала ребенку будет достаточно объяснить, что каждая секунда – это хлопок в ладоши. 60 быстрых хлопков – это минута. Для лучшего представление, постоянно обращайте внимание на то, сколько времени малыш тратит на то или иное занятие. Например, мы чистим зубки примерно 2 минуты, кушаем – 10 минут, рисуем – 20 минут. Складывайте между собой мелкие события, чтобы объяснить понятие часа.

  • 5. Который час?

    Для первого знакомства следует купить часы со стрелками (игрушечные или настоящие). Главное, чтобы циферблат был достаточно большой и понятный. На помощь вам также придут красочные детские книги, обучающие определять время по часам. Объясните ребенку, что длинная стрелочка отсчитывает минуты, а коротенькая – часы. Быстрая бегущая стрелочка – это секунды. Для начала крохе достаточно будет научиться определять время с точностью до часа

    (короткая стрелочка сделала полный круг – прошел 1 час). Затем до получаса (длинная стрелка на 12 – ровно такой-то час, длинная стрелочка на 6 – полчаса). Следующий шаг – освоить пятиминутки. Для этого можно наклеить напротив каждого часа стикеры – подсказки (1 – 5 минут, 2 – 10 минут, 3 – 15 минут, 4 – 20 минут и т.д.) Старайтесь применять полученные знания на практике: засекайте время прогулки, время на чистку зубов. Спросите малыша:
    «Папа приходит с работы в шесть часов. Как думаешь, как скоро он придет?»

  • 6. Осваиваем электронные часы

    После того, как ребенок легко ориентируется во времени по механическим часам, можно освоить часы с электронным циферблатом. Для наглядности сравнивайте показания на них, и навык пользования электронными часами постепенно придет.


Обучить ребенка читать циферблат – задача непростая. Мы советуем вам набраться терпения, замедлить свой внутренний бег и никуда не спешить. Помните: «Всему своё время!»
Другие статьи блога «Воспитание» на УфаМаме:

ЧЕМ занять ребенка на даче?
«Дети-Маугли» – сыновья природы.
Альфа-родительство – брать ли на вооружение?
Как научиться слушать и слышать своего ребенка?
Первые друзья детей. Как не попасть в плохую компанию?

Как определить время без часов — Рамблер/субботний

Как определить время без часов

Фото: depositphotos.com

Со всеми случаются ситуации, когда надо срочно понять, сколько сейчас времени, а часов или смартфона нет под рукой. В этом вам помогут несколько несложных способов.

С помощью руки и линии горизонта

Если вы оказались вдали от цивилизации, например, заплутав в лесу, примерно узнать время вам поможет всего лишь ваша рука и солнце. Выйдите на местность, где ничто не загораживает линию горизонта. Выставите руку вперед, ладонью к себе, и совместите мизинец с линией горизонта. Согните большой палец, чтобы он не мешал вам. Вторую руку поставьте над первой в таком же положении, ладонью к себе, приложив их одна к другой друг над другом. Делайте так, пока верхняя граница вашей руки совпадет с нижней границей солнца. После этого просто пересчитайте пальцы, которые поместились между горизонтом и солнцем, каждый из них — это примерно 15 минут.

С помощью компаса

Если вы отправились в лес или в поход, у вас с собой наверняка есть компас. Он и поможет понять, сколько примерно сейчас времени. Для этого способа лучше всего, чтобы ярко светило солнце. Итак, установите прибор на ровной поверхности и поставьте так, чтобы стрелка указывала ровно на север. На центр компаса поставьте спичку. Если тень от спички указывает на 180 градусов, то сейчас ровно 12 часов дня. 90 градусов — это 6 утра, и так далее. Получается, 15 градусов на компасе — это час времени.

Также можно сделать подобные солнечные часы самостоятельно, нарисовав цифры, например, на тарелке. После этого часы тоже нужно будет сориентировать на север. С помощью такого приема можно достаточно точно определить время, в интервале от 30 до 45 минут. В полдень вы сможете проверить, достаточно ли точны ваши часы. Так, в 12 часов тень от «стрелки» будет указывать ровно в 12 часов.

С помощью Полярной звезды и Большой медведицы

Если уже наступила ночь, и узнать время при помощи солнца невозможно, вы можете попытаться сделать это по звездам. Для начала отыщите на ночном небе Большую медведицу. Мысленно соедините две звезды из правой части ковша и продолжите эту линию. Вскоре неподалеку вы заметите очень яркую звезду. Это и будет Полярная звезда. Теперь представьте, что она — центр воображаемых часов. Тогда самая правая звезда Большой медведицы будет аналогом стрелки. Оцените, в какой примерно сектор ваших воображаемых часов попадает эта звезда. К сожалению, одного знания этого способа будет недостаточно, так как для правильного определения времени необходимо учитывать дату. Дело в том, что с изменением времени года созвездия на небе меняют свое положение. Это происходит из-за движения Земли вокруг солнца и вокруг своей оси на протяжении года.

Видео дня. На видео попал поросенок-мутант с лицом человека

Читайте также

Как определить время без часов: способы

Определить время без часов довольно сложно и далеко не каждому под силу. Чаще всего, если человек забыл свои часы дома, а мобильный телефон мог разрядиться, начинается легкое волнение. Так как мы не можем на 100% располагать временем. Существует множество вариантов, как определить время без часов. Еще со школьной скамьи нас учат этим правилам, и каждый человек должен хотя бы немного ориентироваться в способах определения времени.

По небу и линии горизонта

Если вы собираетесь в туристический поход или просто отдохнуть от современных технологий, тогда понадобится вспомнить уроки географии. Чаще всего мы ориентируемся по небу, но только, если оно не затянуто тучами.

Как можно определить время без часов

Если захотели узнать примерное время без часов, то необходимо выбрать место, с которого будет хорошо видно солнце. После нужно осмотреться. Если вокруг много деревьев и они загораживают обзор солнца, следует отойти в другое (более свободное) местечко. Для правильной оценки нужно видеть четкую линию горизонта. Необходимо помнить, если солнце закрывает облака, то оценка времени будет не точная. Далее потребуется наша рука, а точнее ладонь. Ее нужно совместить с линией горизонта. Необходимо расположить мизинец так, чтобы он совпадал с линией. Для более точного результата следует сделать усилие, чтобы ладонь была на одном месте. Руку можно использовать любую. Но лучше правую, так как она является ведущей для большинства людей.

Как без часов определить время

Дальше большой палец руки рекомендуют согнуть внутрь ладони. Это действие нужно, чтобы во время определения он просто не мешал. Затем вторую ладонь необходимо поставить выше другой в расправленном виде. И так совершать эти действия, пока верхняя ладонь не достигнет высоты солнца. Она должна достичь нижнего его края, но не заходить за него. Когда прикладывают одну ладонь на другую, необходимо считать количество пальцев. Когда верхняя рука достигнет нижнего края солнца, нужно подсчитать сколько пальцев уместилось между солнцем и линией горизонта. Рекомендуется каждый брать за пятнадцать минут. Полученное число следует умножить на число пятнадцать.

Вот так мы узнаем точное время. По информативности этот метод не совсем точный, так как пальцы имеют разную толщину. Можно узнать только приблизительное время.

Определяем по солнцу

Всегда интересно было разгадывать историю наших предков и в особенности то, как определяли время без часов раньше. Примерно это можно было делать по солнцу. Именно этот принцип лег в основу солнечных часов. Стрелка была тенью от гномона.

Как определить время

Такие часы имели множество недостатков и самым главным был, конечно, неправильный показатель времени и определение его только тогда, когда ярко светит солнце, а на небе нет туч.

Определение времени по звездам, животным и цветам

Еще один метод — наблюдение за звездами. Они могли с точностью показать время. Звезды имеют определенную цикличность. С их помощью могли в древности определить день года. Также раньше древние жители наблюдали за растениями и животными. С их помощью определяли время года. Так, например, цветки растений открываются и закрываются в определенное время. Некоторые виды цветов раскрывались именно утром, а закрывались они вечером.

Основываясь на этих принципах, в древности определяли время года и суток. Также пение птиц человеку помогало узнать время, так как, к примеру, жаворонки начинали петь в два часа ночи. Всем известно, что пение петуха чаще всего происходит в утреннее время. Поэтому с помощью этой птицы определяли, что наступило утро. Для жителей деревни петух считался главным «определителем». С его криком люди вставали пораньше и месили тесто. Для жителей в древности не стоял вопрос, как определить время, им подсказывала сама природа. И это для них было выше всего.

При помощи компаса

Как без часов определить время суток? Итак, наше драгоценное время нельзя увидеть или потрогать. Но оно все равно есть и все события в окружающем мире протекают мимо нас. Время всегда находится в движении. Его нельзя повернуть назад, остановить или задержать. В школе (начиная с начальных классов) нас учат не только наукам, но и необходимым в жизни знаниям. Первоклашек приучают правильно и грамотно проводить время. Дети постарше должны не только разбираться в нем, но также и без него уметь ориентироваться.

Как узнать время без часов

Так, к примеру, как определить время без часов в 5 классе? Дети должны уметь пользоваться компасом. Процесс определения с данным прибором совершать нужно в ясную погоду. Поставьте компас на ровную поверхность, определите направление на север, установите стрелку так, чтобы она указывала на север и на цифру 180 градусов. На центр устройства поставьте спичку. Теперь посмотрите, куда падает тень. Если она указывает на 180 градусов, то это значит, что сейчас ровно 12 часов дня. Если же на 90, то это шесть утра. И так далее можно разобраться с такими своеобразными часами. Получается, что час времени равен пятнадцати градусам на компасе. Итак, мы сможем без труда получить текущее время.

Как без часов узнать время

Часто в походы берут компас, опасаясь потеряться и запутаться во времени. Компас в таком путешествии крайне необходим. Он выручал во многих ситуациях и помогал даже выжить, если вы потерялись. Поэтому на уроках географии для школьников вводят обязательно эту тему и закрепляют специальными тестами. И каждый ребенок обязан знать эти правила, чтобы в непредвиденной ситуации смог воспользоваться умением определить время без часов.

Предметы и тени помогут определить время

Как можно определить время без часов? Солнечные часы хоть и не слишком точно покажут время, но иногда они только и спасают. Например, если человек находится дома, то он часто замечает, в какое время и где можно увидеть солнце. Наблюдать можно и за тенями предметов, которые стоят всегда на своих местах. Это может быть дерево, столб или стена. Вот эти предметы и будут являться часами, на которых указывает солнце. По ним можно отследить время, если внимательно наблюдать за тенью. Все делается достаточно просто.

Интересные факты про время

Поэтому время является главным спутником на протяжении всей нашей жизни. Множество пословиц придумано про него. Его нельзя потрогать, а некоторые пытаются заглянуть в будущее и узнать, что будет дальше. Время меняет нас и нас заменяют другие люди, это просто неизбежно. Самым красивым определением времени без часов является пение птиц. Каждая из них начинает свое пение в определенный час. В далеком прошлом так и подсчитывали время, а в особенности это было популярно в деревнях. С пением петуха просыпались жители. После чего начинали заниматься своими делами. Петух пел три раза. Первый его крик слышали в два часа ночи. Он был предупредительный. Следующий — еще через два часа. Это означало окончательный подъем. Тогда люди начинали заниматься хозяйством. Всегда приятно просыпаться под звуки живой природы и радоваться наступившему дню.

Как определить время без часов в 5 классе

Со школьной скамьи нас учат определять время и ценить каждую минуту своей жизни. Иногда время длится очень долго, в основном тогда, когда мы скучаем. А на выходных или при веселом занятии не успеваем следить за ним.

Когда, кому и в каких условиях пригодятся знания?

Теперь понятно, как узнать время без часов. Как видите, вариантов достаточно много. Конечно, в наше время, если забыли или даже потеряли часы, а мобильник не работает, то можно спросить у прохожих.

Как без часов определить время суток

Поэтому старые методы нам считаются смешными. И мы не будет следить за звездами, определять время по теням. А если такая ситуация случается в туристическом походе и у нас просто нет выбора, тогда данные знания просто необходимы. Важно для далеких путешествий брать с собой компас. Он не только поможет определить путь, но и подскажет нужное время. И солнечные часы в этом случае станут просто необходимы. Тогда по тени можно узнать точное время. Поэтому для дальних походов стоит внимательно изучить все возможные сложности, которые там могут возникнуть.

В заключение

Теперь вы знаете то, как можно определить время. Как видите, вариантов несколько. Выбирайте для себя подходящий. Надеемся, что наши советы вам помогут! Желаем удачи!

Материал (подготовительная группа) по теме: Консультация «Как научить ребенка определять время по часам».

Рекомендации для родителей

Консультация «Как научить ребенка определять время по часам».

Мамы и папы! Чтобы ваш ребенок понимал время и не опаздывал в школу на урок, познакомьте его с работой часов.

А для этого:

1. Сделайте макет часов вместе с ребенком или используйте механические часы с крупным циферблатом.

2. Покажите где часовая стрелка, а где минутная.

3. Объясните ребенку, что часовая  и минутная стрелка двигаются по кругу с разной скоростью. За 1 час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая только от одной цифры, до другой. Счет минут идет от цифры 12.

4. Предложите ребенку обвести минутной стрелкой целый круг. Сколько времени прошло?

5. Покажите ребенку как прочитать часы: если минутная стрелка стоит на цифре 1, то часы показывают 1 час.

6. Задайте ребенку посложнее задание: минутная стрелка прошла 1 час. Покажите это на модели. Куда передвинулась часовая стрелка? (на цифру 2)

Спросите ребенка: “Который час показывают часы” (2часа).

7. Научите последовательно “ читать” часы и минуты. Не спешите давать сложные задания, пока ребенок не поймет движения часовых стрелок.

8. Наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие, если ребенок ошибается. Повторите практическое задание вместе с ним еще раз.

9. Поощряйте, пусть даже маленькие успехи ребенка в определении точного времени по часам.

ОКНо или очень короткие новости о том,

 Как разные люди определяли время

Уважаемые родители!

Познакомьте детей с историей измерения времени: В старину, чтобы узнать сколько дней пройдет, использовали такой способ:

Каждое утро, на восходе солнца люди нанизывали камешек с отверстием на крепкую травинку или прутик. И определяли, сколько дней прошло до сбора урожая, возвращения охотников.

Древний персидский царь вручил воинам, охранявшим мост. Ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день нужно развязать по узлу. И когда все узлы будут развязаны, воины могут вернуться домой.

Расскажите ребенку о разных способах измерения времени человеком. Интерес воспитывается через постижение истории.

“Как совершать путешествия – прогулки”

Мамы и папы!

— Давайте вместе совершим путешествие в разные части суток. Покажите мне разный цвет неба, действия людей. Как изменяется положение солнца на небе.

— Используйте любую возможность, чтобы показать мне красоту природы в разное время суток: полюбоваться закатом, послушай пение птиц, стрекотание кузнечиков. Услышать тишину ночи, поискать яркие звезды.

— После прогулки предложить мне нарисовать увиденное или услышанное.

— Перед сном не забудьте пожелать мне “Доброй ночи” и еще раз вспомнить со мной приятные ощущения от прогулки.

Памятка “О чем расскажет календарь”

Найдите вместе с ребенком в календаре дату его рождения.

Предложите ему определить, какой это день недели, время года.

Помогите ему найти даты рождения мамы, папы, бабушки, дедушки, братика или сестрички.

Попросите его рассказать, что он узнал об этих датах у календаря.

Материал (старшая группа) на тему: Как научить ребенка определять время по часам.

Время — абстрактное понятие, его не пощупаешь и не попробуешь на вкус. Расскажем, как научить детей понимать время по часам, осознавать протяженность времени и правильно пользоваться такими понятиями как «час», «минута», «секунда». 

Глядя на часы взрослые называют какие-то цифры и добавляют иногда к ним слова вроде «начало пятого», «четверть третьего», «пол шестого», «без пяти десять». Как во всем этом разобраться ребенку?  

Когда знакомить ребенка с часами

Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам:

1. Считать от 1 до 100. 

Пусть ребенок напишет на листе бумаги цифры от 1 до 60. Пока пишет, пусть проговаривает.

  • Если этот навык еще не отработан, повесьте этот лист бумаги на видное место и пусть ребенок регулярно повторяет.
  • При любой возможность показывайте малышу однозначные и двузначные числа и просите правильно их назвать.
  • Обязательно хвалите за успехи, поощряйте.

2. Считать пятерками. 

Пусть ребенок напишет цифры, желательно при этом проговаривать: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60.

  • Сочините песенку «Считаем пятерками» на любой мотив. Главное, чтобы легко запоминалось. К песне можно добавить хлопки, притопы, прыжки и т.п. Например, на все цифры, заканчивающиеся на 5 — приседаем, на 0 — встаем.
  • Регулярно пойте эту песню, чтобы ребенок хорошо усвоил счет пятерками в прямом и обратном порядке.

3. Иметь общее представление о времени.

Ребенок должен понимать значение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь». 

  • Пусть ребенок придумает и скажет, какие у него ассоциации с каждым временем суток.
  • Убедитесь, что ребенок понимает, что за ночью наступит утро, потом день и т д.
  • Можно спросить: «Что мы делаем по утрам?”, «Что происходит вечером?”, «Что ты будешь делать ночью?» и т.п.

4. Визуально распознавать числа от 1 до 12, уметь их писать.

5. Знать, что такое «до», «после», «четверть», «половина».

Если все это ваш ребенок уже знает и умеет, смело можете объяснять ему время на часах.

Как объяснить ребенку, что такое время

childage.ru

Знакомьте ребенка с понятием времени на конкретных примерах. 

  • Хлопайте с ребенком в такт секундной стрелке.

Объясните, что сейчас вы хлопаете в такт со временем.

  • Обращайте внимание ребенка на то, сколько времени нужно для выполнения того или иного дела/действия. Обязательно озвучивайте это.

Например, одна серия любимого мультфильма идет 25 минут. Засеките, сколько времени ребенок будет чистить зубы, переодеваться в пижаму и т.п.

  • Объяснить ребенку, что в сутках 24 часа.

Примерно половину из них он отдыхает и спит. Еще половина уходит на какие-то дела: завтрак, обед и ужин; игры с друзьями, детский сад или школа и пр.

  • Обратите внимание ребенка, что время движется только вперед.

Время невозможно вернуть назад. Его ход можно измерить при помощи часов.

Как познакомить ребенка с часами и научить определять время

heaclub.ru

Ребенок знает, что время можно определить по часам, но не знает, как они работают и как определить, который час, глядя на стрелки и циферблат.

1. Покажите большие настенные часы.

Лучше всего, если для обучения вы найдете большие настенные часы с тремя стрелками и дополнительными делениями. Так ребенку будет легче усвоить, как определять время по часам.

2. Обратите внимание, что стрелки неодинаковые.

Спросите, чем они отличаются (одна длиннее, вторая короче, третья самая тонкая или отличается по цвету). Скажите, что короткая стрелка – часовая, длинная – минутная, самая тонкая — секундная (есть не во всех часах)

3. Покажите, как двигаются стрелки.

Объясните, что значит «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Установите обе стрелки на 12 и покажите, как они ходят.

4. Объясните, что значит «ровно час».

Скажите ребенку, что минутная (большая) стрелка главнее (она же больше!), она подталкивает маленькую. Когда большая стрелка на цифре 12, это значит «ровно час».

  • Оставьте большую стрелку на 12, а маленькую передвигайте на 1, 2, 3…, называя при этом время. «Сейчас ровно час», «Сейчас ровно два часа», «Сейчас ровно…» Попросите ребенка повторить это с другими значениями, переставляя маленькую стрелку.

Дайте ребенку время, чтобы хорошо усвоить то, что вы ему рассказали. Закрепите это на простых упражнениях.

  • Придумайте вместе с ребенком ассоциации на каждую цифру. Например: «Сейчас ровно пять часов, папа закончил работы и собирается домой», «Сейчас шесть часов, можешь посмотреть свой любимый мультфильм», «Сейчас девять часов вечера, пока чистить зубки и готовиться ко сну». 
  • Вместе с ребенком составьте режим дня. На каждый час придумайте определенное занятие. Можно нарисовать самодельные часики или вырезать соответствующие картинки. В нашем мастер-классе «Режим дня Настоящего космонавта» есть шаблон для распечатывания.
  • В течение дня обращайте внимание малыша на настенные часы, когда стрелки приближаются к нужным отметкам.

5. Объясните, что значит «час», «минута», «секунда».

  • Один час — это 60 минут.

Покажите циферблат, разделенный на маленькие деления (см. картинку выше). Проходит ровно час, пока минутная стрелка сделает полный оборот по циферблату.

  • Секунда короче минуты. В одной минуте 60 секунд.

Продемонстрируйте ребенку, что секундная стрелка за 1 минуту делает один оборот, пробегает весь циферблат. 

Увидеть циферблат — это не значит понять и почувствовать время. Обязательно придумайте и выполните с малышом упражнения, чтобы он увидел на конкретном примере, что можно успеть сделать за одну минуту.

  • Предложить нарисовать как можно больше кружков на листе бумаги. Поставьте на телефоне секундомер или используйте песочные часы для контроля времени. Сравните, сколько кружочков малыш успел нарисовать за 1 минуту, за 2 минуты, за 3.
  • Понаблюдайте за секундной стрелкой. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка смещается только после того, как секундная сделает полный оборот на циферблате.
  • Отметьте вместе с ребенком, где на циферблате находится в данный момент минутная стрелка. Затем предложите порисовать, поиграть или посмотреть мультфильм. После этого снова вернитесь к часам и пусть ребенок сравнит, где сейчас находится минутная стрелка. Сколько времени прошло, пока он занимался своими делами?

6. Объясните, что значит «пол часа», «четверть часа».

  • Ребенок уже усвоил, что час — это 60 минут. Значит, пол часа — это половина этого времени, т.е. 30 минут.
  • Объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать «четверть часа», т.е. 15 минут пройденного часа. Четыре раза по 15 минут — вот и целый час прошел.

7. Объясните двойное значение цифр. 

  • Расскажите, что минутная стрелка преодолевает отрезок от одной цифры к другой за 5 минут. 
  • Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, цифра 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. Поставьте минутную стрелку на 4 и скажите: «Сейчас 20 минут». Затем покажите минутной стрелкой на 5 и скажите: «Теперь 25 минут».
  • Пройдитесь по всему циферблату, напевая песенку «Считаем пятерками».

8. Научите ребенка «читать» обе стрелки одновременно.

  • Начните с простого: 12:30, 3:15, 4:45. Обратите внимание, где находится часовая и минутная стрелки. Проговорите, сколько сейчас времени.

9. Научите определять минуты, не кратные пяти.

  • Если ребенок уяснил пятиминутные интервалы, добавьте между ними промежуточные метки. Точечками или маленькими циферками разделите расстояние между 12 и 1.Попросите ребенка заполнить остальные минуты, одновременно считая вслух.
  • Укажите минутной стрелкой на минуту, не кратную пяти, а часовой на час. Определите время вместе с ребенком. Повторяйте и тренируйтесь, пока он не поймет, как читать временные отметки на часах.

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок разобрался в принципе определения времени, попросите его передвинуть стрелки по вашему заданию. Например, «Покажи шесть минут третьего», «Сейчас ровно час дня. Через 13 минут нам нужно собираться на прогулку. Покажи на часах, где будут располагаться стрелки в этот момент» и т.п.

Как объяснить ребенку время: игры с часами

Превратите обучение в увлекательное занятие творчеством и поиграйте с часами. Когда ребенок сделает часы своими руками, он лучше и быстрее запомнит все, что вы ему рассказывали о стрелках, минутах и секундах, сможет тренироваться в любое время, когда у него будет желание.

«Умные часики»

Простое игровое пособие, которое можно сделать из бумаги вместе с ребенком. Ребенок быстро научится понимать время по часам и сможет без труда называть, сколько минут показывает стрелка, ведь самодельные часики ему в этом помогут подсказками.

Вам понадобится:

  • цветная бумага 2-х цветов;
  • циркуль или любой предмет круглой формы, который можно обвести;
  • ножницы;
  • клепка для фиксации стрелок.

1. Вырежьте из цветной бумаги два круга одинакового размера, но разного цвета. Это двойной циферблат.

2. Верхний круг пронумеруйте 1, 2, 3… 12 (часы), а нижний 05, 10, 15, 20… 60 (минуты).

3. Сделайте надрезы между цифрами на верхнем круге, чтобы можно было отогнуть бумагу и увидеть цифру, обозначающую минуты.

4. Вырежьте стрелки. Минутная стрелка по цвету должна соответствовать нижнему кругу и быть длиннее, часовая стрелка — в цвет верхнего круга и чуть короче по размеру. Это ВАЖНО!

5. Зафиксируйте стрелки так, чтобы их можно было двигать.

Потренируйтесь, двигая стрелки. Если ребенок затрудняется ответить, сколько времени показывают часы, разрешите ему отогнуть бумажку и подсмотреть. Не стыдите, если он ошибся или задумался. Акцентируйте внимание на успехах, чаще хвалите.

Полученные знания нужно закреплять на практике. Побуждайте ребенка озвучивать время как можно чаще. Например, «Через 5 минут приходи обедать», «Напомни мне через 10 минут, чтобы я выключила чайник», «Через полчаса начнется твой любимый мультфильм», «Через два часа вернется с работы папа» и т.п.

Так ребенок научится быстро и точно определять время по часам и планировать свое личное время, придерживаться режима дня, никуда не опаздывать.

Единицы времени. Определение времени по часам

Здравствуйте, дорогие ребята.

Я рада снова видеть вас. И хочу начать нашу встречу с вопросов, на которые даётся один и тот же ответ:

Что быстрее мысли?

Что возвратить нельзя?

Что идёт без ног?

Догадались? Это время.

Время невозможно увидеть, потрогать, но измерить его можно. И сегодня мы с вами поговорим о

единицах измерения времени.

Вспомните, какие единицы времени вы знаете? Это год, месяц, неделя, сутки, час, минута. Сегодня мы поговорим только о некоторых из них. А начнём с такой единицы времени, как год.

Что же такое год? Это время, за которое наша планета Земля делает один полный круг вокруг Солнца. Год делится на четыре сезона – зима, весна, лето и осень.

В каждом сезоне по три месяца. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Весенние – март, апрель май, летние – июнь, июль, август. Осенние – сентябрь, октябрь, ноябрь. Всего – двенадцать месяцев.

Мы говорим: «Единица измерения времени – месяц». Но ведь вы знаете, что месяцы различаются по количеству дней. Помните ли вы, в каких месяцах по тридцати одному дню? Это январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь. Таких месяцев в году семь. А вот в апреле, июне, сентябре и ноябре – по тридцать дней. Таких месяцев, как видите, четыре. Самый интересный месяц года – февраль. В нём обычно двадцать восемь дней. Но один раз в четыре года в феврале бывает двадцать девять дней. В нашем тысячелетии это было в две тысячи четвёртом году, в две тысячи восьмом, две тысячи двенадцатом, две тысячи шестнадцатом. Эти годы называются

високосные.

Обычно в году триста шестьдесят пять суток, а в високосном – триста шестьдесят шесть.

Сутки – это время, за которое земля совершает полный оборот вокруг своей оси. В сутках двадцать четыре часа.

Людям постоянно надо ориентироваться во времени. Мы должны в определённое время встать, вовремя пойти в школу или на работу. Если мы собираемся куда-нибудь в путешествие, стоит опоздать на минутку, и поезд уйдёт, или самолёт улетит. Чтобы этого не произошло, необходимо уметь определять время по часам

.

В повседневной жизни мы обычно пользуемся или часами с циферблатом и стрелками, или часами с электронным табло.

Как я уже говорила, в сутках двадцать четыре часа, а вот на часах со стрелками есть числа только от одного до двенадцати. Поэтому за сутки часовая стрелка проходит два полных круга. Сутки как бы делятся на две части. И если, например, мы скажем: «Поезд прибывает в три часа», необходимо обязательно уточнить – в первой половине суток он прибывает, то есть в три часа ночи, или во второй половине суток – в три часа дня. Для того, чтобы не путаться, часто используют не двенадцатичасовой счёт времени, а двадцатичетырёхчасовой. Тогда во второй половине суток про время говорят не «час дня», а тринадцать часов, не десять часов вечера, а двадцать два часа.

Как запомнить этот счёт, ведь на часах-то чисел от тринадцати до двадцати четырёх нет? Это не трудно. Нам просто надо узнать, сколько часов прошло от начала суток. К двенадцати прибавляется то число, на которое указывает часовая стрелка. Допустим, сейчас день, и часовая стрелка указывает на число три. Прибавляем к двенадцати три, получается пятнадцать. Значит, сейчас пятнадцать часов. Вечером часовая стрелка указывает на девять. Двенадцать плюс девять – двадцать один. Значит сейчас двадцать один час.

Ну а если, допустим, вы услышали, что любимая телепередача начинается в семнадцать часов. Как определить это время на часах? В этом случае надо вычитать двенадцать. Семнадцать минус двенадцать – пять.

То есть передача начнётся в пять часов вечера. Папа приходит с работы в девятнадцать часов? Девятнадцать минус двенадцать – семь часов вечера.

Посмотрим на часы с электронным табло.

Чаще всего они показывают время в двадцатичетырёхчасовом формате. Глядя на них, не ошибёшься, какое время они показывают. Но иногда встречаются такие часы и с двенадцатичасовым счётом. Тогда на циферблате есть ещё две латинские буквы – AM или PM. Буквы AM – это первые буквы латинских слов ante meridiem [æntıməʹrıdıəm], что означает «до полудня», то есть в первую половину суток. Буквы РM – первые буквы латинских слов post meridiem [͵pəʋstməʹrıdıəm], что означает «после полудня», то есть во вторую половину суток.

Так что, если увидите на табло число восемь с буквами AM, значит, сейчас восемь часов утра. А если то же число с буквами РM – восемь часов вечера.

Ну а сейчас я предлагаю вам несколько заданий. Выполните их, а потом мы проверим, внимательно ли вы слушали, всё ли поняли.

Подумайте и запишите, сколько часов прошло от начала суток, если сейчас два часа дня, четыре часа дня, восемь часов тридцать минут вечера? Не забыли? К данному числу прибавляем двенадцать. И вот что получается.

И ещё задание. Запишите по-другому, в двадцатичетырёхчасовом счёте: три часа дня, пять часов вечера, девять часов вечера, двенадцать часов ночи.

Ну а теперь давайте проверим. Несмотря на то, что эти два задания кажутся разными, выполнять их надо одинаково. К данному времени прибавлять двенадцать.

Хочу обратить ваше внимание на то, что двенадцать часов ночи можно записать и как двадцать четыре часа, и как нуль часов. Ведь этот момент является концом одних суток, и, одновременно, началом следующих суток. На часах с электронным табло числа двадцать четыре нет, а после двадцати трёх часов пятидесяти девяти минут появляются нули.

Вот и заканчивается время, отведённое на нашу встречу. А ко времени надо относиться с большим уважением.

Ведь время обладает огромной магической силой. Вот как говорится о времени в одной из загадок в книге Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»:
Всё без пощады съедаешь ты:
Птиц и зверей, деревья, цветы.
Точишь железо, сталь поедаешь.
Твёрдые скалы в прах обращаешь.
Здания рушишь, царей убиваешь,

Гордую гору с долиной равняешь….

А я сегодня прощаюсь с вами. Ведь время не ждёт. До свидания, друзья мои.

Час. Минута. Определение времени по часам

- Что случилось, Минус? Почему ты такой расстроенный? И почему ты не пришёл на приём, который устраивала наша царица-математика в честь нас, математических знаков. Уж не заболел ли ты?

- Ой, Плюсик! Почему ты сегодня не зашёл за мной? Я не смог там быть, потому что не знал, когда прийти.

- Но ведь тебе было прислано приглашение. И там ясно было написано, что на приёме надо быть в 12 часов 30 минут.

- Мало ли, что там было написано. Прочитать-то я прочитал, а вот определить на этих часах со стрелками, когда это -12 часов 30 минут, не смог. Ну, не разбираюсь я в этих часах!

- Как тебе не стыдно, Минус. Ты уже не маленький ребенок, тебе уже более 500 лет, а ты до сих пор не научился пользоваться часами.

- Подумаешь, пятьсот лет. Успею еще научиться!

- И опять куда-нибудь опоздаешь! Давай-ка, сегодня я познакомлю тебя с единицами измерения времени — часом и минутой. А еще я расскажу тебе о том, какими приборами измеряли время в старину, и какими пользуются сейчас.

- А что часы измеряли разными приборами?

- Да. В древние времена для измерения времени использовали солнечные часы.

Самые древние солнечные часы ученые раскопали в Египте. Этим часам уже больше 3,5 тысяч лет. Часто солнечные часы — это вертикальный столбик в центре круга, а круг разделен на деления — шкалу. В солнечный день столбик отбрасывает тень и, в зависимости от времени дня, направление и длина тени изменяется. Но вот ночью и в пасмурный день такими часами пользоваться невозможно

Люди пытались придумать другие приборы, с помощью которых можно измерять время. Таким прибором стали водяные часы.

Много сотен лет водяные часы верно служили людям. Вода капала из одного сосуда в другой. И по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько времени «утекло». Кстати, а знаете ли вы, что первый на Земле будильник тоже был водяным. Вода из нижнего сосуда вытесняла воздух, который поступал к присоединенной флейте. И та начинала громко свистеть.

А еще были огненные (или огневые) часы.

Они измеряли время по количеству масла сгоревшего в лампе, или воска в свече. Единицей измерения времени в них стала свеча. Часто такие часы использовали ночью. За ночь обычно сгорало три свечи. Захотел кто-нибудь ночью узнать, который час. А ему отвечают: «Две свечи». Значит, большая часть ночи прошла. Осталась одна свеча. Скоро рассвет. Ну конечно, точными такие часы назвать было нельзя.

- Ничего себе — и солнце, и воду, и огонь заставляли работать — измерять время.

- А еще и песок. Да-да. Песочные часы — это два сосуда, соединенные между собой узеньким отверстием, через которое песчинки медленно пересыпаются из одного сосуда в другой за определенное время. Пересыпался весь песок — часы перевернули, и опять начинаем отмерять время.

- Но сейчас-то не такими часами время измеряют.

- Да. Примерно 1300 лет назад в Китае были изобретены первые механические часы. Но они не были похожи на современные часы. А называются часы механическими потому, что внутри них находится механизм, который заставляет стрелки двигаться по кругу.

- Это всё очень интересно. Но вот я сейчас чаще вижу не такие часы. А какие-то, на которых просто циферки меняются.

- О да, это уже современные, электронные часы. Там нет механизма. А управляет сменой цифр маленькое устройство — кварцевый генератор.

- Всё-всё, Плюс. У меня уже голова кругом идет — солнечные часы, водяные, огневые, песочные.

- Но я еще про атомные не рассказал. Они самые точные.

- Хватит, расскажешь как-нибудь потом. А сейчас научи меня, пожалуйста, определять время по часам.

- Ну что же. Давай приступим. Посмотри на эти механические часы

В них есть самая короткая и толстая стрелка — часовая, стрелка подлиннее и потоньше — минутная. И самая длинная и тонкая — секундная. Она такая худенькая, наверное, потому, что очень быстро бегает. За то время, пока она оббежит целый круг, минутная стрелка сдвинется только на одно деление. Этот промежуток времени называется одна минута. Минутная стрелка, как ты уже понял, движется гораздо медленнее. Пока она сдвинется с одного деления на другое, можно спокойно досчитать до 60. А вот часовая стрелка — страшно ленивая. Она движется о-о-чень медленно. Представь себе, что она передвинется с одной цифры на соседнюю за то время, пока минутная пройдет целый круг.

- Ого, целый круг? Так она же совсем медленная. Столько времени пройдет, пока минутная стрелка обойдет этот круг.

- Да, и этот промежуток времени называется один час. Поэтому говорят, что 1 час, это 60 минут. А для того, что бы в тетрадях не писать — час, минуты, люди договорились, что после числа вместо слова час пишем просто букву ч, и даже точку не ставим. А вместо слова минут пишем мин. И тоже точку не ставим. И теперь можно записать:

- Ты так интересно рассказываешь. Ну а как же, все-таки, определить, который сейчас час?

- Ну что же, посмотри на эти часы.

Маленькая толстенькая часовая стрелка указывает на число 3, и минутная на 12. Это значит, что часы показывают ровно 3 часа. Когда минутная стрелка смотрит вверх, на число двенадцать, время мы определяем только по часовой стрелке.

На этих часах — 4 часа, на этих — 2 часа, здесь 7 часов, а вот на этих — 11 часов. А теперь посмотри на последние часы — обе стрелки смотрят вверх. Это 12 часов.

А теперь еще раз внимательно посмотри на циферблат часов. Видишь, на нем есть маленькие черточки. Их 60. Шестьдесят и промежутков между этими черточками. Минутная стрелка проходит один такой промежуток между черточками за 1 минуту. Ты же помнишь, что в 1 часе 60 минут. А если присмотреться, то между черточками напротив чисел по 5 промежутков. Это значит, что, пока минутная стрелка пройдет от числа 12 до числа 1, пройдет 5 минут, от числа 1 до числа 2 — ещё 5 минут, и так далее.

- Ну а как время-то определить?

- Посмотри на эти часы.

Часовая стрелка стоит на числе 8, а минутная — на числе 3. Часовая нам подсказывает, что было восемь часов, но после этого минутная уже отошла от 12 на 5, еще 5 и еще 5, то есть на 15 минут.

Это значит, что сейчас 8 часов и 15 минут. А так как 8 часов уже было, и теперь часовая стрелка стала двигаться к числу 4, то можно сказать и так — пятнадцать минут девятого.

- Значит, 8 часов и 15 минут это то же, что и пятнадцать минут девятого?

- Совершенно верно. А теперь посмотри на эти часы. Который час они показывают?

- Та-ак. Часовая стрелка на числе 6, минутная на числе 4. Считаем количество минут, пройденных минутной стрелкой от числа 12. 5+5+5+5 всего получаем 20 минут. Значит сейчас 6 часов 20 минут.

- А как сказать по другому?

- Так как уже прошло двадцать минут после шести, то скоро будет семь часов. Значит, можно сказать, что сейчас двадцать минут седьмого.

- Молодец, Минус. Отлично! А теперь посмотри вот на эти часы. Который час они показывают?

- Так. 2 часа и 5+5+5+5+5+5 ага, 30 минут. Или тридцать минут третьего.

- Определил время ты точно. Но вот «тридцать минут третьего» — так не говорят.

- А почему?

- Дело в том, что так как 1 час — это 60 минут, а число 60 можно получить из двух чисел — 30 и 30, то можно сказать, что 30 — это половина 60. Значит, тридцать минут — это половина часа или, как говорят, полчаса. На наших часах два часа уже было, да еще прошло полчаса. Можно сказать, что часы показывают половину третьего часа или, попросту, полтретьего.

- Ух ты, а вот на этих часах — полшестого.

- Верно. Ну и вот, посмотри еще на эти часы. Который час они показывают?

- Так. 9 часов и 5+5+5+5+5+5+5+5+5… ого сколько! Целых 45 минут. Очень неудобно считать.

- А вот здесь можно считать гораздо проще. Отсчитывать по пять минут не по движению часовой стрелки, а в обратную сторону. Видишь, было 9 часов, но уже скоро будет 10. Мы сейчас посчитаем не сколько минут уже прошло от 9 часов, а сколько осталось до 10.

- 5+5+5. 15 минут осталось до 10 часов.

- Абсолютно точно. И мы можем сказать, что часы показывают без пятнадцати десять.

- А вот на этих часах — без пяти двенадцать?

- Ну, Минус, теперь ты понял, как на часах со стрелками определять время?

- Я-то понял. А вот интересно, поняли ли это ребята, которые смотрели нашу историю?

- Я уверен, что те, кто смотрел и слушал внимательно, все поняли

- Отлично! А теперь я загадаю тебе загадку. Что больше — 1 час или 25 минут?

- Ох ты какой! Не запутаешь меня!

- Отлично!!! Ну вот и закончился наш урок. Надеюсь, ты больше никогда никуда не опоздаешь.

- Конечно. Спасибо тебе, Плюс!

- Не за что. Обращайся. До свидания!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *