Звонкие и глухие согласные звуки
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
Согласные звуки
Звонкие согласные
Твёрдые | [б] | [в] | [г] | [д] | [ж] | [з] | [л] | [м] | [н] | [р] | |
Мягкие | [б’] | [в’] | [г’] | [д’] | [з’] | [л’] | [м’] | [н’] | [р’] | [й’] |
Глухие согласные
Твёрдые | [п] | [ф] | [к] | [т] | [ш] | [с] | [х] | [ц] | |||
Мягкие | [п’] | [ф’] | [к’] | [т’] | [с’] | [х’] | [ч’] | [щ’] |
Вспомните! Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:
(дубóк) дубки́ (лугá) луг
(стрижи) стриж (снежный) снежки
В одинаковой части (в корне) одного и того же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:
(много)
Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным согласным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.
Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, гри
Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:
- или изменить слово: глаз — глаза, островки — островок, дубки — дубок,
- или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком
Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, — это орфограмма: морж, ложка, суп, загадка, поезд.
Все правила русского языка. 2 класс
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Звонкие и глухие согласные звуки
Оцените и поделитесь с друзьями!razviwaika.ru
как проверить парные согласные по глухости глухости?
Парные звуки согласные Бывают такие опасные! Звук нечётко слышится… Буква, какая, пишется? Но поставил рядом гласный – И согласный неопасный! Знать парные по звонкости — глухости согласные: Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, З — С, Ж — Ш. Парные глухие: П, Ф, К, Т, С, Ш. Непарные глухие: Х, Ц, Ч, Щ. ПРАВИЛО: Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й) , либо буква В. Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова: Снег — снега, снеговик; мороз — морозище, морозный. Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне — смотрит. Парный согласный находится в окончании. Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) — дуб, либо в середине слова (но обязательно в корне) — берёзка. Услышав два глухих согласных подряд (берёзка) , тоже нужно выполнить проверку. <a href=»/» rel=»nofollow» title=»47612196:##:load/russkij_jazyk_parnye_soglasnye/1-1-0-12″>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
Парные звуки согласные Бывают такие опасные! Звук нечётко слышится… Буква, какая, пишется? Но поставил рядом гласный – И согласный неопасный! Знать парные по звонкости — глухости согласные: Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, З — С, Ж — Ш. Парные глухие: П, Ф, К, Т, С, Ш. Непарные глухие: Х, Ц, Ч, Щ. ПРАВИЛО: Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й) , либо буква В. Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова: Снег — снега, снеговик; мороз — морозище, морозный. Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне — смотрит. Парный согласный находится в окончании. Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) — дуб, либо в середине слова (но обязательно в корне) — берёзка. Услышав два глухих согласных подряд (берёзка) , тоже нужно выполнить проверку.
touch.otvet.mail.ru
Способы проверки написание буквы, обозначающей парный по звонкости-глухости -согласный на конце слова
Тема: Способы проверки написание буквы, обозначающей парный по звонкости-глухости -согласный на конце слова
Цель: учить различать проверочные слова от проверяемых, подбирать проверочные слова для безошибочного письма.
Организационый момент
А) запись даты и вида работы
Б) запись минутки чистописания.
Актуализация знаний
Перечислите согласные глухие звуки.
Какие звуки называются звонкими, какие – глухими?
Перечислите парные звуки по глухости – звонкости.
Назовите звуки и звонкие и глухие, не имеющие пары.
Целеполагание
Тема нашего урока «Способы проверки написание буквы, обозначающей парный по звонкости-глухости -согласный на конце слова». Какие учебные задачи поставим перед собой? (отвечают)
Работа по теме урока
А) Орфографическая минутка
Записать слова, подчеркивая парную согласную по звонкости –глухости, которую нужно проверять. (у доски 3 человека (по строчке), остальные в тетрадях)
ФИЗМИНУТКА
Б) Творческий диктант
К названным словам подобрать подходящее по смыслу слово с парным согласным по звонкости-глухости и записать его. (один у доски, остальные в тетрадях).
В) Проверочный диктант
Зима в лесу.
Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Снежные шубы надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Вот сугробю Там спит медведь. (28 слов).
Слова для справок: сковал, надели.
Рефлексия урока
Домашнее задание: готовиться к диктанту.
infourok.ru
Материал по русскому языку на тему: Проверочная работа. Парные согласные в середине и в конце слова
Проверочная работа по теме
«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
на конце слова или перед согласным»
Фамилия ____________________________ 1 вариант
1. Дополни пары:
б д . г . ж
. . с . ф .
2. Как проверить парный согласный в корне слова? Подчеркни правильный ответ.
- подобрать слово с ударной гласной в корне
- подобрать любое родственное слово или изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или согласный звук [ н ]
3. Выпиши слова с парными согласными в корне слова. Рядом напиши проверочное слово.
Груз, корень, стакан, дуб, сказка, жаба, узкий, фасоль, шарф.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вставь пропущенную парную согласную. Рядом напиши проверочное слово.
_____________________ фла…ки (ж/ш) _____________________ ко…ка (ж/ш)
_____________________ улы … ка (б/п) _____________________мя…кая (г/х)
_____________________ пры…ки (ж/ш) _____________________жира … (в/ф)
_____________________бере …ка (з/с) _____________________ сла …кая (т/д)
_____________________ тетра…ка (д/т) ____________________ реди…ка (с/з)
5. Определи границы предложений. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь. Запиши правильно текст.
__________________________________
Наступила ранняя зима выпал пушистый сне… занесло им тро…ки и доро…ки в лесу медве…ь готовился к зиме он натаскал в свое жильё мя …кой душистой хвои медведю не страшна зима.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Исправь ошибки, если они есть.
Гриб, рак, карандаж, рыпка, сапог, яготка, лёд, морос, жёлуть, слаткий, сказка, дожть, братишка, игружка, жирав.
7 . Звуко- буквенный разбор слова книжка
книжка [ ] … слога, … глас., … согл.
к — [ ] ___________________________________________
н — [ ] ___________________________________________
и — [ ] ____________________________________________
ж — [ ] ____________________________________________
к — [ ] ____________________________________________
а — [ ] ____________________________________________
_____________
. б., . зв
8. Из каждой пары слов выпишите только проверочное слово.
Ястреб – ястребы, ветка – веточка, скользить – скользкий,
моржи – морж, брови – бровь, рубашка – рубашечка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме
«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
на конце слова или перед согласным»
Фамилия ____________________________ 2 вариант
1. Дополни пары:
. д з . в .
п . . к . ш
2. Как проверить парную согласную в корне слова? Подчеркни правильный ответ.
- подобрать слово с ударной гласной в корне
- подобрать любое родственное слово или изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или согласный звук [ н ]
- Выпиши слова с парными согласными в корне слова. Рядом напиши проверочное слово.
Снегирь, столб, лимон, журавль, глазки, верблюд, сладкий, лужа, минутка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вставь пропущенную парную согласную. Рядом напиши проверочное слово.
________________________поду …ка ( ж/ш) ______________________ ко…ка (ж/ш)
________________________оши… ка ( б/п) _______________________ лё…кая(г/х)
________________________ избу … ка (ж/ш) ______________________ ту…ли(в/ф)
________________________ ска…ка (з/с) ______________________ яго..ка (т/д)
________________________ мину…ка (д/т) ______________________ ни…кий(с/з)
5. Определи границы предложений. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь. Запиши правильно текст.
__________________________________
Наступила ранняя зима выпал пушистый сне… занесло им тро…ки и доро…ки в лесу медве…ь готовился к зиме он натаскал в свое жильё мя …кой душистой хвои медведю не страшна зима.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Исправь ошибки, если они есть.
Труз, столб, малыж, книшка, туфли, дуб, сапошки, хлеп, медведь, глаткий, завот, огород, сугроп, скольский, загатка.
7 . Звуко- буквенный разбор слова сказка
Сказка [ ] … слога, … глас., … согл.
с — [ ] ___________________________________________
к — [ ] ___________________________________________
а — [ ] ____________________________________________
з — [ ] ____________________________________________
к — [ ] ____________________________________________
а — [ ] ____________________________________________
_____________
. б., . зв
8. Из каждой пары слов выпишите только проверочное слово.
Лебедь — лебеди, клетка – клеточка, низкий – низенький,
глаз — глаза, утюг — утюги, кошка – кошечка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
nsportal.ru
План-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме: Проверка написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце
Русский язык 2 класс (1 — 4)
Тема: «Проверка написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце».
Цели: 1. Формирование навыков грамотного письма, развитие умение находить слова с парными согласными на конце и подбирать к ним проверочные слова.
2. Развитие восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
3. Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: рисунки березы, зайца, газеты; карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, контрольный лист, плакат с изображением Деда Мороза; звездочки, карточки с буквами, таблица «Парные согласные по звонкости – глухости», учебник О. Соболева «Русский язык. 2 класс».
Ход урока.
- Организационный момент.
– Закройте глаза. Представьте себе, что Глазастик пригласил нас полетать на его воздушном шаре. Мы все вместе сели в корзину и стали подниматься вверх, все выше и выше. Мы летим под облаками, а земля плывет под нами. Земля вся покрыта пушистым белым снегом, все искрится на солнышке. Солнце светит из-за тучки, мы протянем солнцу ручки. Солнышко согревает нам лицо, руки, нам тепло и приятно. У нас отличное настроение, нам весело, мы самые счастливые на свете. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. Пусть это счастливое настроение и ваши улыбки будут с нами до конца урока.
- Запись даты и вида работы.
- Минутка чистописания.
На доске: ЗАРЯ СОЛНЫШКО ЗЕМЛЯ
– Глазастик играл в прятки с буквами из слов, записанных на доске. Все буквы, кроме одной, Глазастик нашел быстро. А одну букву он искал очень долго, т.к. она решила полетать между звездами. Догадайтесь, что же это за буква – озорница?
– Эта буква обозначает согласный, парный звонкий, парный твердый звук. Какая эта буква? (буква З)
– В каком слове она живет? ( в слове ЗАРЯ)
– А почему не в слове земля? (т.к. [з’] – согласный, парный звонкий, парный мягкий звук)
– Посмотрите на траекторию полета буквы З в космосе.
На доске: ЗАРЯ ЗЕМЛЯ
– Из чего состоит траектория полета? (из буквы З и «мертвой петли»)
– На что нужно обратить внимание при письме?
– Пишите до тех пор, пока не закончится топливо в вашей ракете, т.е. пока не устанет рука.
IV. Словарная работа.
– Запишите слово «Словарь:»
На доске: Б_РЁЗА М_РОЗ ЗА_Ц Г_ЗЕТА
– Мудрейкин приглашает вас и Глазастика в фотоателье, где очень любит бывать буква З.
– Посмотрите внимательно на слова, которые решили сфотографироваться. Постарайтесь их запомнить.
(слова убираются с доски, вывешиваются рисунки с изображением: березы, зайца, газеты)
– Напишите слово, которое осталось без фотографии, обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. (мороз)
– Напишите слово, на конце которого пишется буква, обозначающая согласный, непарный глухой, непарный твердый звук. (заяц)
– Напишите слово, от которого не захотела уйти одна гласная буква. (береза)
– Напишите слово, в котором «живет другое слово» (газета)
Проверка: рисунки убираются, вывешиваются карточки со словами.
М_РОЗ ЗА_Ц Б_РЁЗА Г_ЗЕТА
– Проверьте порядок написания слов.
– Кто все слова написал правильно?
– Положите перед собой 4 карточки с гласными буквами.
– Покажите букву, которую вы вставили в 1 слово? 2 слово? 3 слово? 4 слово?
– В каком слове есть еще одна ловушкам? (мороз)
– Что это за ловушка? (парный согласный на конце слова; слышим звук [с], пишем букву з)
V. Актуализация опорных знаний.
– А сколько всего пар согласных звуков по звонкости-глухости вы знаете? (11 пар)
– Вспомним эти пары.
На доске:
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [ ’] [ ’] [ ’] [ ’] [ ’] |
– Какие звуки сбежали? (глухие)
– Вернем их на место.
(ученики ставят карточки на нужное место).
– Согласны или нет?
– Назовем эти пары. (хором)
– Чем отличается звонкий звук от глухого? (у звонкого есть шум и голос, а у глухого только шум)
– Что происходит с парными согласными на конце слова? (они становятся глухими; звучат одинаково)
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать букву на конце слова? (проверить)
– Как проверить парный согласный на конце слова?
– Вернемся к слову мороз. Проверьте парный согласный [с] на конце слова.
VI. Постановка темы и задач урока.
– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Проверка написания слов с парными согласными на конце)
– Какие учебные задачи можно перед собой поставить?
– А кто или что может помочь нам решить эти задачи?
– Сейчас нам поможет в этом учебник и Мудрейкин.
VII. Работа по учебнику
с.106, №98
– Прочитайте задание.
– Что предлагает нам сделать Мудрейкин?
1,2,3 слова: 1 у доски с объяснением, остальные – в тетради.
3,4 слова: 1 с обратной стороны доски, остальные в тетради самостоятельно.
Проверка: согласны или нет?
– Как проверить парный согласный на конце?
Физминутка
«Волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… засыпают…
Шея не напряжена
И рассла-бле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко,… ровно,… глубоко…
(Пауза)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
– Я буду называть слова. Если слово начинается на согласный звонкий звук вы подпрыгните и поднимите руки вверх, если на глухой согласный звук – присядете.
Зайка, бегемот, филин, волк, слон, дятел, тигр, корова, жираф, гусь, шмель, петух, сорока.
VIII. Работа по карточкам.
Игра «Найди пару».
– Мудрейкин любит учить, играя. И вот он придумал игру «Найди пару».
– Посмотрите на карточки.
– Что нужно сделать? (соединить слова и вставить пропущенные буквы)
I вариант. II вариант.
морозы гри грибы моро города рука рукава горо леса ма маки ле | глаза ду дубы гла пруды ле львы пру носы бо бока но |
Проверка: взаимопроверка + образец.
• •Б • •З • •В • •Д • •К • •С |
– Если нет ни одной ошибки, поставьте 5.
– Если одна ошибка – 4.
– А если 2 и более ошибок – нужно еще потренироваться.
IX. Работа с деформированным предложением.
– Давайте поднимемся по этой лестнице к картине, которую нарисовал для вас Глазастик.
Вывешивается рисунок с изображением Деда Мороза.
– Кто изображен на этом рисунке? (Дед Мороз)
– Что необычного вы заметили на этой картине? (медведя и ежа)
– Почему? (потому что медведь и еж зимой спят)
– Как вы думаете, почему они оказались на этой картине? (потому что они тоже хотят встретить Новый год и получить подарки от Деда Мороза)
– Найдите на этой картине предметы, в названии которых на конце пишется буква, обозначающая парный согласный звук по звонкости-глухости.
Подберите проверочные слова.
–Глазастик придумал два предложения к своей картине и нес их вам, но вдруг споткнулся и упал, предложения рассыпались и все слова перепутались.
– Давайте поможем Глазастику и восстановим эти предложения.
На доске:
СКОРО ДЕД ПОДАРКИ ГОД НАСТУПИТ ПРИГОТОВИЛ НОВЫЙ МОРОЗ ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЕТЯМ
Составляют:
Скоро наступит долгожданный Новый год.
Дед Мороз приготовил подарки детям.
– Почему некоторые слова внутри предложения написаны с большой буквы?
– Спишите любое понравившееся предложение.
– Выделите все ловушки в этом предложении.
X. Итог урока.
– Над какой орфограммой работали сегодня на уроке вместе с Мудрейкиным и Глазастиком?
– Как проверить парный согласный на конце слова?
XI. Домашнее задание.
«Волшебный черновичок» с. 33. Выполните на этой странице те задания, которые захотите.
XII. Рефлексия.
«Украсим нашу елочку». (как плодотворно прошел урок)
Красная звездочка – урок прошел полезно, плодотворно.
Желтая звездочка – урок прошел довольно неплохо, средне.
Голубая звездочка – плохой урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
nsportal.ru
Проверочная работа по теме «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным»
Проверочная работа по теме
«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
на конце слова или перед согласным»
Фамилия ____________________________ 1 вариант
1. Дополни пары:
б д . г . ж
. . с . ф .
2. Как проверить парный согласный в корне слова? Подчеркни правильный ответ.
подобрать слово с ударной гласной в корне
подобрать любое родственное слово или изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или согласный звук [ н ]
3. Выпиши слова с парными согласными в корне слова. Рядом напиши проверочное слово.
Груз, корень, стакан, дуб, сказка, жаба, узкий, фасоль, шарф.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вставь пропущенную парную согласную. Рядом напиши проверочное слово.
_____________________ фла…ки (ж/ш) _____________________ ко…ка (ж/ш)
_____________________ улы … ка (б/п) _____________________мя…кая (г/х)
_____________________ пры…ки (ж/ш) _____________________жира … (в/ф)
_____________________бере …ка (з/с) _____________________ сла …кая (т/д)
_____________________ тетра…ка (д/т) ____________________ реди…ка (с/з)
5. Определи границы предложений. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь. Запиши правильно текст.
__________________________________
Наступила ранняя зима выпал пушистый сне… занесло им тро…ки и доро…ки в лесу медве…ь готовился к зиме он натаскал в свое жильё мя …кой душистой хвои медведю не страшна зима.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Исправь ошибки, если они есть.
Гриб, рак, карандаж, рыпка, сапог, яготка, лёд, морос, жёлуть, слаткий, сказка, дожть, братишка, игружка, жирав.
7 . Звуко- буквенный разбор слова книжка
книжка [ _____________________ ] … слога, … зв., … букв.
8. Из каждой пары слов выпишите только проверочное слово.
Ястреб – ястребы, ветка – веточка, скользить – скользкий,
моржи – морж, брови – бровь, рубашка – рубашечка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по теме
«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
на конце слова или перед согласным»
Фамилия ____________________________ 2 вариант
1. Дополни пары:
. д з . в .
п . . к . ш
2. Как проверить парную согласную в корне слова? Подчеркни правильный ответ.
подобрать слово с ударной гласной в корне
подобрать любое родственное слово или изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или согласный звук [ н ]
Выпиши слова с парными согласными в корне слова. Рядом напиши проверочное слово.
Снегирь, столб, лимон, журавль, глазки, верблюд, сладкий, лужа, минутка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставь пропущенную парную согласную. Рядом напиши проверочное слово.
________________________поду …ка ( ж/ш) ______________________ ко…ка (ж/ш)
________________________оши… ка ( б/п) _______________________ лё…кая(г/х)
________________________ избу … ка (ж/ш) ______________________ ту…ли(в/ф)
________________________ ска…ка (з/с) ______________________ яго..ка (т/д)
________________________ мину…ка (д/т) ______________________ ни…кий(с/з)
5. Определи границы предложений. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь. Запиши правильно текст.
__________________________________
Наступила ранняя зима выпал пушистый сне… занесло им тро…ки и доро…ки в лесу медве…ь готовился к зиме он натаскал в свое жильё мя …кой душистой хвои медведю не страшна зима.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Исправь ошибки, если они есть.
Труз, столб, малыж, книшка, туфли, дуб, сапошки, хлеп, медведь, глаткий, завот, огород, сугроп, скольский, загатка.
7 . Звуко- буквенный разбор слова сказка
Сказка [ _____________________ ] … слога, … зв., … букв.
8. Из каждой пары слов выпишите только проверочное слово.
Лебедь — лебеди, клетка – клеточка, низкий – низенький,
глаз — глаза, утюг — утюги, кошка – кошечка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
«Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Тема : Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Цель : закреплять умение писать слова с парными звонкими и глухими согласными звуками на конце слова.
Планируемые результаты: учащиеся научаться проверять звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.
Планируемый результат:
Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению темы;
2. Метапредметные умения:
а) познавательные умения:
— различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;
— распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;
б) регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
— исправлять ошибки в учебном тексте.
в) коммуникативные умения:
— формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;
3. Предметные умения:
— писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце слов;
— писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.
Оборудование: карточки для работы в парах, слайды, картинка лука и луга, веера, лента букв, карточки с телеграммами.
Ход урока:
Организационный момент.
Читаю стихотворение.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять.
— Проверьте, все ли готово у вас к уроку.
— Хорошо. Тогда мы начинаем.
— Я предлагаю вам сегодня работать под девизом: (слайд №1)
« Хочешь грамотным быть – учись думать и мыслить»
Актуализация опорных знаний.
— Поиграем в игру « Вопрос – ответ»
1. Мы произносим и слышим …..(звуки)
2. Мы произносим и пишем ….(буквы)
3. {б}, {п}, {в}, {г}, {ш}, {р}, {н} – это …. (согласные звуки)
4. {у}, {и}, {а}, {о}, {ы}, {э} – это …(гласные звуки)
5. В каждом ряду назовите «лишний звук»:
{о}, {ы}, {в}, {и}, {у}
{б}, {к}, {р}, {э}, {с}
6. Назовите парные звонкие и глухие согласные.
7. Назовите непарные звонкие.
8. Назовите непарные глухие.
9. Назовите непарные мягкие.
10. Назовите непарные твердые.
3. Минутка чистописания :
Г, к ,п, б ,д ,т ,ж ,ш ,р
— Что общего у всех этих букв?
— Какая буква лишняя? (Лишняя буква р)
— Почему? ( Буква р обозначает непарный согласный звук, а все остальные звуки образуют пары по звонкости – глухости)
Запись букв.
— Пропишите эти буквы. Не забывайте о наклоне и ширине букв, о правильной посадке.
4. Объявление темы и целей урока:
— Что же нас ждет сегодня на уроке русского языка?
— Послушайте внимательно стихотворение и пробуйте определить тему нашего урока:
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке» .
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Все расставить по местам.
— Догадались? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.( Слайд №2)
— Какова же цель нашего урока?( Учиться писать слова с парными согласными на конце слова)
— Для чего нужно изучать эту тему?
5. Словарная работа
— Поиграем. Кто правильно и быстро из словаря учебника выпишет слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова за 2 минуты.
— Кто выписал 2 слова, 3 слова, 4 слова.
Читает тот, кто выписал 2 слова, 3 слова, 4 слова. Оценивание.
6. Работа по теме
1. Отгадайте загадки:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Прикрепляется картинка
Пришла весна,
Зазеленела трава.
Вышли вдруг
Коровы на … (луг)
— Что обозначает слово «луг», на которой вышли коровы?
Прикрепляется картинка
Самостоятельное составление транскрипции.
— Проверьте, правильно ли вы составили транскрипцию этих слов.
Открывается на слайде.
— Что заметили? (транскрипции слов одинаковые)
Неужели загадки об одном и том же? ( Нет, это разные слова)
— А как вы докажите, что это два разных слова, а не одно и то же? ( В первой загадке говорится о луке – это овощ, а во второй луг – участок с травянистой растительностью).
— Послушайте еще раз слово (лук). Можете ли вы точно сказать: я назвала овощ или участок с травянистой растительностью? (Может первое, а может второе. Слова звучат одинаково.)
— Произнесем слова вместе и прислушаемся.
Какой звук слышится на конце первого слова? (На конце первого слова слышится звук (к)
— Какой звук слышится на конце второго слова? (На конце второго слова слышится звук (к)
— А теперь посмотрим как пишутся эти слова. (учитель открывает первое слово)
— Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нем (к)? (Звук (к) обозначен буквой ка).
— Читаем второе слово. (Луг)
— Какой звук слышится на конце этого слова? (На конце слова слышится (к))
— Какой буквой обозначен (к)? (Звук (к) обозначен буквой г)
— Посмотрите на транскрипции и скажите, какими буквами может обозначаться звук (к) на письме? (На письме звук (к) может обозначаться буквами г и ка) таблица из букв
— Смотрите, какой хитрый звук: он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы – г или кА. Можно ли при письме доверять такому звуку и писать так, как слышишь? (Нет)
— Почему? (Можно написать не ту букву)
— Как называется такая позиция звука?
Значит, согласному звуку, стоящему на конце слова в слабой позиции, доверять нельзя.
— Что же нужно сделать, чтобы не допустить ошибки на письме? (Проверить слово)
— Подберите проверочное слово. Как правильно подобрать проверочное слово? (Изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный).
— Лук – лука, луг – луга.
Работа над правилом
— Как проверить парный согласный на конце слова? (Нужно изменить слово, чтобы после согласной стоял гласный)
— Какие слова являются проверочными? (Слова, в которых после согласного произносится гласный является проверочным)
— А теперь я проверю, как вы поняли правило? (слайд №3)
Восстанови правило.
Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ___ слова или подобрать ___ слова так, чтобы ___ этой согласной стояла ___.
( Дети восстанавливают правило).
Физкульминутка « Танцуем с животными»
Упражнения в правописании слов с парными согласными в корнем
— Ребята! Верблюд тоже хотел с нами потанцевать, но не смог прийти. (На слайде открывается картинка верблюда). А вы знаете, где живет верблюд?
Он получил телеграмму от цыпленка, как нужно пройти к нам в школу, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте.
Дорогой верблюд!
Иди прямо через зеленый лук.
Справа от тебя будет большой прут, а на нем деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Ждем тебя.
— Почему верблюд ничего не понял?
— Назовите слова, в которых допущены ошибки? (Подчеркивают слова, зачеркивая ошибки). (Заранее подготовленные учащиеся находят в словаре и читают, что такое пруд, прут, плод, плот; на слайде появляются картинки).
— Как проверить парный согласный на конце слова? (Нужно изменить слово, чтобы после согласной стоял гласный)
— Выпишите слова, в которых допущены ошибки, исправив их, подобрав проверочные слова.
— Обменяйтесь тетрадями. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш товарищ. Выставите отметку карандашом.
Самостоятельная работа. (Разноуровневая)
— А теперь самостоятельно проверьте свои знания в правописании слов с парными согласными. (На партах карточки с заданием).
1. Вставь пропущенные буквы.
У Сережи на рисунке ястре_(б) . У ястреба сильный клю_(в). А вот жира_(ф) жует морко_(вь). Чей это жира_(ф)? Жирафа нарисовали Ле(в) и Гле_(б).
2.Измени слово так, чтобы они обозначали один предмет.
Жираф –
Сапоги –
Дубы –
Луга –
Грибы –
Шкафы –
Флаги –
Забей гол з, с
Моро_, вку_,ужа_,арбу_,ры_,интере_,полю_,моро_.
Спиши. Выбери нужную букву.
Кла (д,т) , ёр(ш,ж), фло(т,д), манне(ж,ш), нево(д,т), поя(с,з), камы(ш,ж) ,гара(ш,ж), пля(ж,ш), коло(с,з), кара(сь,зь), огоро(т,д).
— А теперь проверим.
— Какое правило помогло вам справиться с заданием.
Итог урока. Рефлексия.
— Продолжите высказывания:
Сегодня я узнал …
Мне захотелось …
Я выполнил задания …
У меня получилось …
Я понял, что теперь смогу …
Я смог …
7.Домашние задание.
(закончить работу с карточками).
infourok.ru