фотографии, история игрушки, мастерицы, музеи и выставки.
«Не свисти — денег не будет». Эта примета точно не работает в Дымковской слободке. Вот уже 400 лет здесь делают глиняные свистульки — дымковскую игрушку.
Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках.
Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.
Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.
Мастерица Анна Мезрина
Анна Афанасьевна Мезрина. Мастерица, которая в 20-х годах ХХ века спасла промысел от вымирания. Ремесло перестало кормить, и лишь она в то время в Дымкове лепила и расписывала игрушки. Товарки перешли на более выгодную работу — с гипсовыми изделиями.
Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.
В годы Великой Отечественной войны ремесло почти забросили. Но яркие фигурки с радостью покупали эвакуированные, и в 1942 году мастерицы снова взялись за работу. А спустя два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный.
Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка
Праздник Преображения в дымковском стиле. Работа Людмилы Верещагиной. В основу легли реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря. В композиции — храмы, крестный ход, сценки из городской жизни. Всего 120 фигурок.
Дымковская игрушка — среди музейных экспонатов Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга. Выставляется «дымка» по всему миру: от США до Японии. А полвека назад расписные глиняные фигурки пополнили фонд Международной академии керамики в Женеве.
Нынешний Киров (бывшая Вятка) — город дымковский. Скульптура «Семья» выполнена по канонам «дымки», в местном театре — балет «Дымковская игрушка». К 640-летию раскрасили город в узнаваемые цвета. Даже снеговики зимой здесь дымковские. Дети — они что видят, то и рисуют.
Скульптурная композиция «Семья» в Кирове
Балет «Дымковская игрушка»
Стелу с надписью «Киров» раскрасили под «Дымку»
Дымковская игрушка (рассказ для детей и не только)
Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?
Содержание
История дымковской игрушки
Система образов и сюжетов
Изготовление дымковской игрушки
Дымковская роспись в детском саду и школе
Дымковский промысел в XXI веке
Ребенок и народные игрушки
История дымковской игрушки
Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:
- она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
- эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.
Дымковские игрушки (картинки)
В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.
Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.
|
Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.
Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.
Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.
После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку. |
Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.
В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.
Система образов и сюжетов
Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.
Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:
- Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
- Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
- Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
- Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
- Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.
Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.
Изготовление дымковской игрушки
Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.
Лепка
Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.
Барыня
Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.
Животные
Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.
Сушка
Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.
Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.
Обжиг
В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.
Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.
Побелка
В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.
Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.
Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.
Цвета
Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.
|
Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки. Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.
Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.
Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.
|
Роспись
|
Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых поделок.
Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент изделий является символичным.
- Волнистая линия напоминает реку, водную гладь.
- Окружность с точкой – солнце.
- Клетки из пересекающихся линий – сруб дома.
Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.
Дымковская роспись в детском саду и школе
Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному искусству в детском саду и общеобразовательной школе.
Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.
Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных. Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по дымковским канонам.
Дымковский промысел в XXI веке
Как бы ни развивалась техника, знаменитое ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна.
Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.
В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.
Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.
Ребенок и народные игрушки
Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания. Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.
- Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки, дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.
- В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла, рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.
- Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные забавы с фигурками. Они заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок или придумать свои истории.
- Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и посвященные народным узорам. Ребенок с удовольствием раскрасит барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть, дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое хобби или даже профессию.
Раскраски
Надеемся, что наш рассказ о дымковской игрушке вдохновил вас не только на то, чтобы передать информацию об этом удивительном народном творчестве своим детям или воспитанникам, но и на то, чтобы попробовать воссоздать процесс изготовления глиняной поделки в домашних условиях или условиях образовательного учреждения.
Видео о дымковской игрушке / Презентация / видео / фильм / Киров /
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. У. Греков
Дымковская игрушка. Е. А. Кошкина. Игрушки «Скоморох на свинье», «Индюк». 1930-е гг. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва). Фото А. И. Нагаева
ДЫ́МКОВСКАЯ ИГРУ́ШКА, традиционный рус. народный худож. промысел. Его возникновение в слободе Дымково, близ Вятки (ныне на территории г. Киров), по-видимому, относится к кон. 18 в. и связано с нар. весенним праздником «Свистунья» («Свистопляска»), участники которого свистели в глиняные игрушечные свистульки и перекидывались расписными глиняными шариками. В сер. 19 в. под влиянием фарфоровой пластики в дымковском промысле возникают новые формы игрушек: изображения животных, птиц, водоносок, всадников, дам, кормилиц и др. Д. и. лепится из красной глины, перемешанной с мелким речным песком. После просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке) и украшают геометрич. орнаментом, состоящим из клеток, овалов и кругов; декор завершают ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. К кон. 19 в. произ-во глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешёвыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами А. А. Мезриной – потомств. мастерицы, сохранившей приёмы лепки и росписи игрушек, и худ. А. И. Деньшина – автора первых монографий о промысле и организатора цеха в составе кооперативного т-ва «Вятский художник» (1933), где работали Мезрина, О. И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина. С этого времени Д. и. представлена в экспозициях почти всех выставок рус. нар. иск-ва. В 1953 товарищество преобразовано в худож.-производств. мастерские при Кировском отделении Худож. фонда СССР; с 1992 объединение «Нар. худож. промысел «Дымковская игрушка»». Среди мастериц: Е. И. Косс-Деньшина, З. В. и Р. В. Пенкины, Л. С. Фалалеева, Н. П. Трухина, О. И. Коновалова, З. Ф. Безденежных, Л. Д. Верещагина, Н. П. Борнякова, Р. А. Колчанова, А. В. Кузьминых, Л. Н. Докина, В. П. Племянникова, З. П. Фомина, Г. И. Баранова, А. Д. Видякина, Л. В. Грудцына, Н. А. Ефремова, Н. Н. Скурихина.
Дымковская игрушка — история и описание игрушки
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.
Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.
Дымковскую игрушку делают из ярко-красная глины, которую перемешивают с с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и долепливают. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).
Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров. Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.
Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины. Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов
В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции. Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.
115 фото и видео мастер-класс изготовления игрушки своими руками
Самый яркий и дивный образ создания культурных ценностей народом представляет собой дымковская игрушка, картинки с изображением которой завораживают как детей, так и взрослых.
Мир увидел это красочное миниатюрное чудо около четырех веков назад, благодаря самобытному весеннему торжеству Свистунья (в более раннее время – Свистопляска), возникшему в пригородном поселке Дымково (сейчас это часть города Киров, расположенного на реке Вятка).
Его жительницы заблаговременно готовились к веселью и гуляниям. Они лепили сосудообразные флейты или, как их называли в народе, свистульки для детей и взрослых, придавая им очертания разных зверюшек:
- лошадки
- поросенка
- уточки
- медведя
Чаще всех можно было встретить расписного индюка. Причиной тому был его большой и широкий хвост, который с нанесенным орнаментом смотрелся особенно празднично и красиво и обязательно обращал на себя внимание.
В качестве сырья использовали глину насыщенного красного цвета, добытую в местных карьерах, ее перемешивали с речным песком.
Все детали фигурки выполняли вручную, затем их склеивали при помощи жидкой глины. Неровности и швы аккуратно разглаживали смоченным в воде кусочком мягкой ткани.
Вылепленное изделие сушили и обжигали в печи. Перед тем, как нарисовать всевозможные фигурки и цветочки, наносили белила – разведенный в молоке мел.
Затем расписывали яркими красками нескольких оттенков. Готовили их из пигментных порошков, смешивая их с квасом или яичным желтком. Применяли различные узоры – волнообразные и зигзагообразные линии, клетки, ромбы, точки, круги.
Такие элементы украшения символичны, их идея заключается в определенном значении:
- звезда в ободке – солнце;
- волнистая полоса – вода;
- скрещенные прямые – колодец.
Заключительным этапом было покрытие поверхности белком яйца для придания глянцевого блеска.
Краткое содержимое статьи:
Продолжение истории
Со временем о празднике позабыли. А дымковский промысел не исчез и возродился в двадцатом веке. Он стал разнообразнее и существует в наши дни. Этот вид глиняного художественного искусства известен во всех уголках мира. Редкий турист, побывав на ярмарке или в музее, не увезет с собой такую покупку на память или в качестве презента для родных и друзей.
Кроме изначальных свистушек появились крохотные копии сельских и городских жителей в красивых подробным мелочами народных костюмах.
Это и мамаши с детьми всех возрастов, в окружении домашней утвари и скота; мужики с музыкальными инструментами, сидящие на лавочках; барыня в крупных ажурных бусах; детвора на карусели; веселое катание молодежи на снежной горке; столичные модницы с зонтами и в экипажах; парнишка, продающий рыбу из корзины; цирковые артисты верхом на оленях и лошадях; гусары в форме.
Перечислять можно бесконечно, ведь фантазия мастериц неиссякаема. Есть целые серии, состоящие из фрагментов жизни крестьян и горожан. И каждая диковинка, сделанная вручную, уникальна, невозможно найти точно такую.
Перенимая опыт
Конечно, воссоздать оригинальный образец народного творения в домашних условиях невозможно. Можно только попытаться повторить исторический шедевр.
Но сейчас лепка и раскрашивание их по шаблону в стиле дымковской росписи стали популярными в качестве хобби для людей, не имеющих навыков в этой области.
А если есть возможность и желание, можно посетить интересные мастер-классы. Наблюдение за трудом умельцев и профессионалов поистине приковывает внимание. Непременно захочется повторить все увиденное. Такое мероприятие доставит уйму эстетического удовольствия.
Кроме того, это еще и прекрасное развивающее интеллект занятие для детворы дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь труд маленьких пальчиков, которые пытаются из кусочка теста вылепить петушка, хоть и требует большого усердия и терпения, отлично развивает мелкую моторику, играя тем самым важную роль в развитии ребенка.
Пользу от таких сеансов рукоделия заметят и подтвердят все родители. Достаточно обзавестись материалом для основы и нехитрым инвентарем для работы с ним. Понадобятся кисточки, краски, набор стек для обработки, фото образцов, как пример и безграничное воображение.
Все эти материалы для творчества можно приобрести в специализированных отделах большинства торговых центров и супермаркетов, где они представлены широким ассортиментом.
Для изготовления дымковской крошки с нуля подойдет специальное тесто из соли и муки, гипс или полимерная глина.
Перед тем, как приступить к выполнению восхитительных и неповторимых миниатюр, нужно изучить информацию об особенностях и тонкостях создания маленьких силуэтов. Полезные советы значительно облегчать процесс и сэкономят не один час.
Свое отражение дымковская забава находит и в детских раскрасках. На их страничках можно увидеть знакомых животных, нарядно одетых людей и даже героев любимых сказок. На них нанесены контуры затейливых узоров для расцвечивания.
Малышам нужно использовать множество цветов красок и проявить старание и сосредоточенность, чтобы поэтапно придать цвет всем сегментам и деталям.
Такие раскраски подойдут для детей средних и старших групп детского сада. Кроме досуга, они предоставят возможность познакомиться с этим видом древнего творчества, и расширить кругозор.
Подготовить листики для раскрашивания с изображением дымковских игрушек можно и самостоятельно, распечатав картинки из интернета.
Также можно перенести контуры простым или черным карандашом. Такая многоэтапная работа подойдет и будет интересна ученикам на уроках творчества вплоть до 5 класса.
Таким образом, придуманная много лет назад затея для небольшого праздника и ярмарочной торговли, не только не утратила интерес к себе в наше время, но и расширила область своего применения.
Дымковская игрушка – это колоритный сувенир с узнаваемым всюду живописным украшением, отличный подарок и интересный образ для развивающих занятий с детьми. Картинки с ее изображением можно рассматривать бесконечно, изучая до мелочей.
Фото дымковской игрушки
Как нарисовать дымковскую ? игрушку поэтапно
Следуя подробной пошаговой инструкции, вы узнаете, как нарисовать дымковскую игрушку поэтапно. Чтобы создать эту русскую народную игрушку, вам понадобятся только самые обычные инструменты и материалы, которые легко найдутся в любом доме. Совместное поэтапное создание такой игрушки будет очень занимательным и веселым, как для детей, так и для родителей или воспитателей в группе.
Содержание материала
Инструменты и материалы
- Бумага;
- фломастеры;
- ножницы;
- гуашевые краски;
- ватные палочки.
Пошаговое изготовление дымковской лошадки
- Для начала на чистом листе бумаги карандашом рисуем эскиз для будущей игрушки. Обратите внимание, что конь стоит к нам боком, а значит нам видно только две ноги, а другие две спрятаны за ними. Рисуем сначала туловище и голову, затем добавляем гриву и хвост.
- Далее подготовленные шаблоны обводим по контуру черным фломастером. Стараемся обводить аккуратно по карандашу, но при необходимости его потом можно будет слегка подтереть.
- После этого лошадку нужно разукрасить. Для создания нужного узора, обмакиваем ватную палочку в яркую гуашевую краску и прикладываем к бумаге в нескольких местах. Ватная палочка оставит на лошадке цветную точку. Рисование таких точек под силу детям не только старшей, но и младшей группы в детском саду. Точки можно расположить рядами, кругами или ставить в произвольном порядке. Для точек подойдут самые разные цвета, например, красный, синий, желтый. Здесь все зависит только от ваших пожеланий.
- Затем обмакиваем другой конец ватной палочки в другую краску и продолжаем украшать лошадку. По желанию можно сделать горизонтальные линии на ногах, а также вертикальные по туловищу.
- Гриву и хвост можно украсить волнистыми линиями, предварительно обмакнув еще одну ватную палочку в яркий цвет.
- Дымковская игрушка (рисунок полностью должен высохнуть) готова, и теперь ее нужно аккуратно вырезать по контуру с помощью ножниц. Если краски не успеют просохнуть до конца, вы только размажете их, и рисунок будет испорчен. Делать это нужно поэтапно, осторожно огибая линии головы, и туловища. Вырезанную лошадку можно сразу же использовать для игр.
Видеоинструкция
Посмотрев это видео, вы узнаете, как нарисовать дымковскую игрушку лошадку. Автор пошагово рассказывает как нарисовать заготовку для игрушки, а затем раскрасить ее фломастерами и красками. Процесс создания такой картинки достаточно простой и доступен даже для начинающих.
Итак, теперь вы знаете, как выглядит рисунок дымковской игрушки, как нарисовать такую игрушечную лошадку в народном стиле и как ее можно разукрасить. А вам раньше попадалась на глаза дымковская лошадьили подобные рисунки? А может, вы даже интересовались, как выглядит дымковская игрушка (картинки), как нарисовать такую лошадку? Расскажите об этом в комментариях.
Что такое дымковская игрушка. Как лучше сделать: нарисовать или слепить
Среди большого разнообразия современных игрушек, не каждый ребенок скажет вам, что такое дымковская игрушка. Да это и неудивительно. Обрядовая игрушка свистулька из глины, так любимая взрослыми и детьми в старые времена, сейчас оказалась забыта, затерта пластиковыми и электронными играми.
Что такое дымковская игрушка?
Дымковская игрушка – это один из русских народных промыслов. Зародился этот промысел в слободе Дымково (недалеко от города Вятка) скорее всего от обычая лепить глиняные свистульки на праздники.
Сегодня к дымковской игрушке причисляют не только свистульки, но и любые поделки-игрушки из глины, затейливо и ярко раскрашенные. Каждая игрушка — это уникальная работа конкретного мастера.
Некоторые интернет-ресурсы продают дымковские игрушки по довольно высоким ценам, однако родителям и детям никто не мешает самим сотворить нечто подобное и побыть хоть ненадолго самим мастерами дымковской игрушки.
История дымковской игрушки
Четыреста лет развивался дымковский промысел. Все это время мастера придумывали новые темы, образы, характерные рисунки для глиняных поделок. яркие насыщенные цвета, веселые персонажи и отличное качество — все это делало дымковскую игрушку знаменитой и популярной. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова стали известны по всей России.
Более 100 тысяч игрушек, выпущенных в маленьком селе, продавались в столице и Оренбургской губернии.
59 семей из Дымково занимались этим промыслом. Они сами добывали глину, лепили, обжигали, белили и раскрашивали поделки. Среди самых известных фамилий былии Кошкины, Никулины.
В начале 20 века спрос настал закат промысла в Дымково. Мастера перешли на другие работы и лишь несколько остались верны своей работе.
Варианты дымковских игрушек
Наиболее известные образы дымковских игрушек — барыня, индюк, барашек, лошадка. Реже другие персонажи и домашние животные. Главное отличие дымковской игрушки — яркие цвета, веселые сюжеты. Из многих дымковских фигурок легко создавать определенные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, хранит в себе индивидуальность мастера.
Дымковский индюк или павлин
Яркий индюк, красочный словно павлин, с алой длинной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры этой игрушки варьируют: от крошечных — 5 сантиметровых, до внушительных 40 см.
Дымковская барыня
Барыня — изысканная городская дама или традиционная барыня в кокошнике. В руках у фигурки может быть хлеб, сумочка ведро или двойная игрушка — барыня под ручку с кавалером.
Дымковский барашек
Барашек — фигурки могут отличаться размерами рожек, раскраской туловища, но часто присутствует позолота.
Дымковская лошадка
Лошадка — традиционная фигурка в ярко-голубых пятнах — «яблочках».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются в виде всадника на коне, праздного городского или деревенского «кавалера».
Популярны фигурки собачек, свинок, птичек, колокольчиков.
Как слепить дымковскую игрушку из глины
Можно самим вылепить и раскрасить дымковскую игрушку своими руками, а можно использовать готовую модельку для раскрашивания. Некоторые производители предлагают целые наборы для лепки и раскрашивания игрушек.
Если вам такой подход не нравится и вы с детьми сами решили быть мастерами, придется приобрести в магазине глину.
ИНТЕРЕСНО! Для производства игрушек в Вятке мастера используют местную красную глину, но для поделок с детьми лучше приобрести специальную готовую глину. Она продается в сухом виде (порошок) или в брикетах.
Может возникнуть резонный вопрос: зачем покупать, ее же в природе полно? Однако найти в природе чистую глину (без примесей песка) довольно сложно. Слепленные фигурки из такой глины будут рассыпаться.
Сухую глину перед лепкой следует вымешать с водой, а глину в брикетах на некоторое время подержать в сырой тряпочке.
ВАЖНО! Лучше использовать белую или голубую (кембрийскую) глину, тогда при высыхании игрушки получатся более светлого оттенка и их не нужно будет покрывать белилами.
Когда вы с ребенком подготовили глину, нужно придумать игрушку которую вы будете лепить. Среди персонажей Дымковской игрушки чаще встречаются человеческие образы — няньки с детьми, водоноски, барыни, скоморохи. Также часто можно увидеть животных — баранов с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, уточки.
Вы с малышом можете слепить любую фигурку, какую задумаете. Если воображение ничего не подскажет, можно воспользоваться готовыми альбомами с инструкциями по лепке дымковской игрушки.
Например, рабочей тетрадью «Дымковская игрушка» Автор: Шпикалова Тамара Яковлевна, Величкина Галина Андреевна. В этом альбоме приведены не только примеры игрушек, но и подробно показаны этапы лепки, а также цвета и рисунок игрушек. Или альбомом Дымковская игрушка из серии «Наш вернисаж» автора Лыковой Ирины Александровна издательства «Карапуз».
Как раскрасить дымковскую игрушку
Готовую игрушку из глины необходимо высушить. На производстве сушат поделки от 2 до 20 дней, а потом обжигают в муфельных печах. Но в домашних условиях можно просто хорошо высушить свою игрушку.
Настало время для раскрашивания.
ИНТЕРЕСНО! Раньше дымковские игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья.
Вы с ребенком можете использовать для раскрашивания своей поделки как готовые краски в наборе, так и просто обычную гуашь. Самое важное — помнить, что дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она должна быть яркая, насыщенная радостная.
ИНТЕРЕСНО! Дымковские мастера в первую очередь стремились наносить узоры, символизирующие красоту, здоровье, счастье. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.
Наиболее ярко (преобладание красного цвета) раскрашивали индюков, барынь, баранов. Узор часто носил фантастический характер. И правда, где можно встретить алого индюка?
Дополнительным украшением служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование — отличительная черта дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота кусочки, наносили кистью, смоченной в яичном белке, и расправляли с помощью сухой кисточки.
Если вы не знаете как раскрасить игрушку, воспользуйтесь нашими готовыми раскрасками.
Раскраска Дымковская игрушка
Вы можете скачать и распечатать раскраски Дымковская игрушка.
Надеемся, наш рассказ о дымковской игрушке вам понравился. Творите и наслаждайтесь!
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Дымковские глиняные игрушки вятского художника Л. Н. Докена, Вятка, Россия — оригинал
Библиотека Конгресса не владеет правами на материалы в своих коллекциях. Следовательно, он не лицензирует и не взимает плату за разрешение на использование таких материалов и не может предоставить или отказать в разрешении на публикацию или иное распространение материала.
В конечном счете, исследователь обязан оценить авторские права или другие ограничения на использование и получить разрешение от третьих лиц, когда это необходимо, перед публикацией или иным распространением материалов, найденных в фондах Библиотеки.
Для получения информации о воспроизведении, публикации и цитировании материалов из этой коллекции, а также о доступе к оригинальным элементам см .: Коллекция фотографий Уильяма К. Брамфилда — Информация о правах и ограничениях
- Консультации по правам : Нет известных ограничений на публикацию. Для получения информации см. «Коллекцию фотографий Брамфилда» https://hdl.loc.gov/loc.pnp/res.273.brum
- Номер репродукции : LC-DIG-ppmsc-03164 (цифровой файл из оригинала)
- Телефонный номер : LC-B05-00228
- Консультации по доступу : [u’Используйте цифровое изображение: исходный слайд хранится в холодильнике для сохранения. ‘]
Получение копий
Если изображение отображается, вы можете скачать его самостоятельно.(Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов за пределами Библиотеке Конгресса США по соображениям прав человека, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт.)
Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через Услуги копирования Библиотеки Конгресса.
- Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или прозрачность.Если вышеприведенное поле «Номер воспроизведения» включает номер воспроизведения, который начинается с LC-DIG …, то есть цифровое изображение, сделанное прямо с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства публикационных целей.
- Если есть информация, указанная в поле «Номер репродукции» выше: Вы можете использовать номер репродукции, чтобы купить копию в Duplication Services. Это будет
составлен из источника, указанного в скобках после номера.
Если указаны только черно-белые («черно-белые») источники, и вы хотите, чтобы копия показывала цвет или оттенок (при условии, что они есть на оригинале), обычно вы можете приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, и включив каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.
- Если в поле «Номер репродукции» выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Службу тиражирования.Укажите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.
Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.
Доступ к оригиналам
Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять квитанцию о звонках в Распечатках. и Читальный зал фотографий для просмотра оригинала (ов). В некоторых случаях суррогат (замещающее изображение) доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.
Товар оцифрован? (Уменьшенное (маленькое) изображение будет видно слева.)
- Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленькие) изображения, когда вы находитесь за пределами библиотеки
Конгресс, потому что права на товар ограничены или права на него не оценивались.
ограничения.
В целях сохранения мы обычно не обслуживаем оригинальные товары, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было использовать. Например, стекло и пленочные фотографические негативы особенно подвержены повреждению. Их также легче увидеть в Интернете, где они представлены в виде положительных изображений.) - Нет, товар не оцифрован. Перейдите к # 2.
- Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленькие) изображения, когда вы находитесь за пределами библиотеки
Конгресс, потому что права на товар ограничены или права на него не оценивались.
ограничения.
Указывают ли указанные выше поля Консультативного совета по доступу или Номер вызова, что существует нецифровой суррогат, типа микрофильмов или копий?
- Да, существует еще один суррогат. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
- Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к # 3.
- Если вы не видите миниатюрное изображение или ссылку на другого суррогата, заполните бланк звонка. Читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут. Другие материалы требуют записи на более позднее в тот же день или в будущем. Справочный персонал может посоветуют вам как заполнить квитанцию о звонках, так и когда товар может быть подан.
Чтобы связаться со справочным персоналом в Зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашей Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал с 8:30 до 5:00 по телефону 202-707-6394 и нажмите 3.
Музей истории и современности «Дымковские игрушки»
Дымковские игрушки, также известные как «Вятские игрушки» или «Кировские игрушки», представляют собой лепные раскрашенные глиняные фигурки людей и животных (иногда в виде свистульки).Это один из древнерусских народных промыслов, сохранившийся до сих пор в селе Дымково под Кировом (бывшая Вятка). Традиционно дымковские игрушки изготавливают женщины.
Традиция изготовления свистульки в виде лошади, всадника и птицы восходит к древним магическим ритуальным изображениям и имеет отношение к сельскохозяйственным календарным праздникам. Позже фигурки утратили свое магическое значение и превратились в детские игрушки, изготовление которых стало художественным ремеслом.Вплоть до 20 века производство игрушек приурочивалось к весенней ярмарке «свистулка». Первое письменное упоминание об этом событии относится к 1811 году, однако считается, что оно просуществовало около 400 лет, таким образом, история Дымковской игрушки датируется как минимум 17 веком.
Самые древние мотивы дымковских игрушек — животные и птицы. Однако дымковский игрушечный промысел славится прежде всего красочными фигурками гордых знатных дам, толстых купеческих жен, элегантных господ, доблестных гусар, а также группами фигурок, изображающих сцены из цирковой жизни и открытых рынков.Очаровательно живые и часто забавные персонажи игрушек наглядно отображают будни маленького русского городка XIX века.
В конце 19 века ремесло пришло в упадок, потому что дымковские игрушки были вытеснены с рынка лепными гипсовыми статуэтками фабричного изготовления, имитировавшими изделия из фарфора. Однако в советское время дымковское ремесло возродилось. В 1933 году они организовали артель «Вятская игрушка», которая превратилась в мастерскую Художественного фонда РСФСР.В наши дни дымковские игрушки известны как популярный русский сувенир.
Сегодня:
Музей, открывшийся в 2011 году, находится в одном здании с мастерскими. Его коллекция насчитывает более 700 предметов. Экспозиция представляет разные периоды развития ремесла. Здесь представлены очень простые и более сложные многофигурные игрушки, изготовленные рядом мастеров. В музее также хранятся игрушки 19-20 вв. Здесь проходят тематические выставки современных мастеров, мастер-классы и семинары по проблемам развития ремесел.Также в музее доступны экскурсии, фильмы о мастерах и ремеслах. В магазине музея продаются работы современных мастериц.
Дымковские игрушки , уникальное явление в Русское народное искусство , являются одними из самых популярных произведений народных мастеров России и всех более мир . На протяжении многих десятилетий выставок народного творчества неизменно включали фигурки из цветной глины и фигурные композиции. Происхождение Дымково игрушки восходит к древним временам и связано с местным праздником Вятской губернии Свистопляска (« свисток », танцы со свистом и под свисток ). Фестиваль включал в себя поминовение предков, катание глиняных мячей по крутому склону реки , игровые игры поединков , прогулки, а также богатые базары, где продаются сладости, орехи, но в основном глиняные игрушки и свистки сделано тысячами в год. Дымково специально по случаю. Основными производителями игрушек были женщин и детей, которые работали сезон союзник сначала , а затем на протяжении всего года . Всего было найдено трех видов пластилина , игрушек, мячей, свистульок и кукол. Первые два имеют древнее происхождение и связаны с языческими символами плодородия, что также должно объяснить преобладание женщин с детьми, домашних животных и птиц среди мотивов фигурок. |
Фон игрушечная глина. Дымковские игрушки. Русское искусство и ремесла. Бесшовные текстуры. Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Image 62581847.
Игрушка для фона из глины. Дымковские игрушки. Русское искусство и ремесла. Бесшовные текстуры. Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 62581847.Фон Игрушечная глина. Дымковские игрушки. Русское декоративно-прикладное искусство. бесшовные модели. акварельная иллюстрация.
M L XLТаблица размеров
Размер изображения | Идеально подходит для |
S | Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения. |
M | Брошюры и каталоги, журналы и открытки. |
л | Внутренние и наружные плакаты и печатные баннеры. |
XL | Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны. |
Используете это изображение на предмете перепродажи или шаблоне?
Распечатать Электронный Всесторонний
7000 x 7000 пикселей | 59.3 см x 59,3 см | 300 точек на дюйм | JPG
Масштабирование до любого размера • EPS
7000 x 7000 пикселей | 59,3 см x 59,3 см | 300 точек на дюйм | JPG
Скачать
Купить одно изображение
6 кредитов
Самая низкая цена
с планом подписки
- Попробовать 1 месяц на 2209 pyб
- Загрузите 10 фотографий или векторов.
- Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц
221 ру
за изображение любой размер
Цена денег
Ключевые слова
Похожие изображения
Нужна помощь? Свяжитесь со своим персональным менеджером по работе с клиентами
@ +7 499 938-68-54
Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать.Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie
. ПриниматьДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА | Элен | Фотографии и советы на Постиле
Загруженное изображение
список Дымковской барышни: 5 тысяч изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАimg0.liveinternet.ru
Дымковская игрушка — Самое интересное в блогах
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАяндекс.ru
Дымковская игрушка фото: 19 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАяндекс.ру
Дымковская игрушка индюк шаблон: 3 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАстранмастеров.ru
изделия из глины, гипса, природного материала. | Страна Мастеров
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАmycoll.ru
Дымковская игрушка-индюк-клише: 3 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАsolnechni-den.blogspot.ru
Солнечный день …: Дымковская игрушка. Мастер класс. Соленое тесто.
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАmsbook.ru
Дымковская игрушка из пластилина: 928 изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАdymkovo.com
Индейки | \ «Дымково село \» — дымковская игрушка
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАxxlbook.ru
Дымковская игрушка фото: 20 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАЗагруженное изображение
Дымковская игрушка фото: 20 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАnsportal.ru
Материал по изобразительному искусству (ИЗ) по теме: Дымковская игрушка | Социальная сеть педагогов
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАmycoll.ru
Технология изготовления дымковской игрушки «Индюк»
. Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАspr.ru
Дымковская игрушка фото: 21 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАtutdizain.ru
Дымковская игрушка фото: 21 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАjili-bili.ru
Фото товара Дымковская игрушка. Альбом детского художественного творчества.
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАjili-bili.ru
Фото товара Дымковская игрушка. Альбом детского художественного творчества.
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАдзили-били.ru
Дымковская игрушка фото: 21 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАo-detstve.ru
Дымковская игрушка фото: 21 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАimg1.liveinternet.ru
Дымковская игрушка фото: 21 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинки
Элен ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА4212938842121287320445063204398331874528317446003152057731465856301502433014998316925394169088441690707416906253168662851686625316866145168660671686603116865816816716816865658167
: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
Разноцветные дымковские фигурки, в том числе свистульки, представляют собой одно из самых известных и старейших изделий ручной работы из глины в России.
Название этих своеобразных игрушек происходит из села Дымково, ныне район города Вятка (Киров). Он появился из-за любви к гончарным традициям на вятских землях еще в древности. По мнению многих исследователей, создание дымковской глиняной игрушки было связано с обрядовым весенним праздником Свистопляска (то есть свистком) в честь Солнца. Для участия в празднике требовались глиняный свисток, которым можно было издавать звуки, и раскрашенный глиняный шар, чтобы бросать друг другу.
Свистки были сделаны в виде различных тотемных животных, таких как медведь, коза, овца, олень, но на самом деле были довольно простыми, их функция была скорее магической, чем декоративной. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистков, заметна определенная ирония, с которой мастера их создавали. Так, медведь-свисток мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а козел — в забавных штанах. Такие глиняные свистульки изготавливали исключительно женщины и девушки, заранее готовившиеся к празднику.
В 19 веке праздник превратился в шумную ярмарку, обязательно со свистом. Магический смысл праздника был утерян. Свистки остались и приобрели более причудливые декоративные элементы. В то время как раньше главным объектом внимания были животные, в 19 веке появились игрушки, на которых изображались одетые женщины с младенцами, корзины с пирогами или коромысла, сидящие на скамейках или в лодках. Позже мастера дымковской игрушки обратились к городским сюжетам, со стильными дамами, горожанами, офицерами, торговцами скоморохами и (странствующими менестрелями-клоунами).
Что бы ни изображала дымковская игрушка, она всегда выделяется своей неповторимой витиеватой расцветкой. На белом фоне очень весело смотрятся темно-голубой, зеленый, желтый, оранжевый и малиновый цвета. Вместе может быть до десяти цветов. Орнамент всегда довольно простой, с клетками, полосками, кругами, точками, ромбами и зигзагами в различных сочетаниях. Однако эти простые геометрические узоры несут определенную информацию. Так, например, волнистая синяя линия обозначает воду, скрещенные полосы обозначают бордюр, а круг со звездой посередине символизирует Солнце или другие небесные тела.
Способ изготовления дымковских игрушек тоже кажется довольно простым: игрушка вылеплена вручную из местной красной глины, смешанной с речным песком. Свистки протыкаются специальной палкой. Фигурка изготовлена частями. Отдельные детали скрепляются жидкой глиной, стыки заглаживаются влажной тряпкой. Игрушку сушат и запекают, а затем белят мелом, разведенным в молоке. Потом красится.
Каждая дымковская игрушка — ручная работа и уникальна, существует как единственный экземпляр.Каждый мастер вносит свою манеру и колорит. Дымковское игрушечное ремесло до сих пор не выпускается серийно, что отличает его от других народных промыслов.
В настоящее время русская культура переживает тенденции, аналогичные западным, этнические мотивы становятся неотъемлемой частью творчества скульпторов, художников, дизайнеров и модельеров. Есть надежда, что дымковская игрушка не будет забыта, а наоборот, будет развиваться, переосмысляться и интерпретироваться на новом уровне.Укоренившись в древнем языческом мировоззрении, он может служить неиссякаемым источником вдохновения для творческой личности.
Сегодня любой желающий, будь то ребенок или взрослый, может попробовать сделать дымковскую игрушку. Главное, что вам понадобится — это глина и фантазия. В противном случае яркий свисток, привезенный из России, может стать отличным сувениром и подарком.
ruslink100070
ruslink100029
Источники :
традиции.ру
ruschudo.ru
самофар.ru
Традиционные русские народные промыслы дымковские игрушки
Нина Борнякова. Учитель. 1979. 32X23X X17 см. Русский музей, Ленинград. Традиционные русские народные промыслы Дымковские игрушки Традиционные русские народные промыслы Дымковские игрушки
В описаниях праздника в местной прессе XIX века видно его превращение из календарного обряда в веселый праздник с ярмаркой и развлечениями, где много детей. с восторгом и увлечением играли в игрушечные свистульки.Смена режима праздника привела к появлению новых форм и сюжетов дымковских игрушек. Хотя самые ранние фигурки, которые можно найти в музеях, относятся к концу 19 — началу 20 веков, их анализ в сочетании с информацией местной прессы дает представление о том, каким было это ремесло на протяжении всего 19 века, т.е. грамм. характер игрушек, предметы, продукция и т. д.
Основными производителями игрушек были женщины и дети, которые работали сначала по сезонам, а затем в течение всего года.В качестве материала использовали местную красную глину экчавата, высаженную недалеко от села. Во второй половине XIX века десятки семей занимались производством игрушек, которые вывозились в соседние провинции, в города Поволжья и даже в Сибирь.
Но дымковские игрушки не были имитацией фарфора, а стимулировали их эволюцию; все еще уходя корнями в древние традиции, они превратились в оригинальное искусство, живое и всегда актуальное.Постепенно фигурки утратили следы своего ритуального значения и стали отдельной отраслью народного искусства, малой скульптурой с подчеркнутой декоративностью лепки и колористической схемой. Используя свои идиосинкразические приемы лепки и орнамента, художники Дымково смогли создать оригинальные композиции с фигурами анфас или в профиль, лаконичные и обобщенные по пластическому качеству, зафиксированные в своеобразном «статичном движении», и добиться хорошей: сбалансированная типизация, в которой поэтическая фантазия сочетается с реальным опытом.Наряду с монолитными фигурами на одном фундаменте размещены группы персонажей.
История дымковской игрушки дает беспрецедентную возможность проследить ее развитие на протяжении полутора веков и определить роль в нем коллективных и индивидуальных элементов. Анализ индивидуальных стилей женщин-художников, работающих в традициях разных семей, выявляет нововведения, которые вносила каждая из них, и показывает, что искусство как коллективное явление остается основой этих нововведений.Появились не только новые темы и композиции, но и новый подход к традиционным образам, экспериментирование с пластическими и колористическими вариациями, создание новых типов персонажей.
Среди женщин, работающих в Дымково, яркой личностью является Анна Мезрина, искусство которой было связующим звеном между старой и новой формами игрушек. Работы Анны Мезриной характеризуются гармонией лепки и цвета, гротескными изображениями, разнообразием тем и мотивов. Она увеличила интенсивность цвета в декоре.Именно ее деятельность во многом определила пути дымковского искусства.
Единообразное по стилю и художественному образу, Дымковское игрушечное искусство демонстрирует два направления, более традиционное, более близкое к каноническому, представленное Анной Мезриной, Елизаветой Кошкиной и другими; и направление, позволяющее более естественно и спонтанно интерпретировать каноны, что ближе к наивности первобытного искусства. Главные выразители тренда — Елизавета и Зоя Пенкина.
Транк к заботе и вниманию государства и общественности Дымковское искусство оказалось в очень стимулирующей атмосфере; игрушки стали самыми популярными среди произведений народных артистов.С давних времен здесь существует система наследования профессиональных навыков или передачи, буквально «из рук в руки», от старших мастеров к более молодым девушкам. Несколько поколений дымковских художников воспитали Ольга Коновалова, Зоя Пенкина, Евдокия Кошкина, Екатерина Кос-Деншина. Они первыми из народных артистов удостоились в 1967 году Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина. Работы этих женщин — классические образцы дымковского искусства, которые до сих пор ценятся и следуют молодежи.Особый интерес представляет художественное наследие Екатерины Кос. Она доказала, что человек, не связанный семейными отношениями с Дымково, может освоить систему местного искусства.
Нужны только талант и вдохновение, знание истории искусства и глубокое понимание традиций.
Дымковские игрушки стали незаменимыми для современного советского искусства и культуры. В центре Кирова возведено новое здание для мастерских; Здесь работают пятьдесят девять девушек и женщин, большинству из них более 25 лет.Хотя искусство, как всегда, декоративно, теперь оно имеет тенденцию повышать значимость сюжета игрушек. Эта тенденция проявляется в интересе к тематическим композициям, как однофигурным, так и многофигурным. Сохраняя общие принципы традиционного искусства, художники развивают в нем различные направления. Одни склонны к тематическому разнообразию, другие особенно чувствительны к пластической красоте, третьи — к декоративным возможностям окраски.