Конспект постановка л: План-конспект по логопедии на тему: Конспект индивидуального занятия постановка звука [Л] – План-конспект занятия по логопедии по теме: Индивидуальное логопедическое занятие: Постановка звука «Л»

Постановка звука «Л» (1 класс)

План-конспект индивидуального логопедического занятия

Дата :__________________________

Ф. И. ребенка:_________________________________________________

Тема: Постановка звука «Л»

Цель: Постановка звука «Л»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Формировать правильное произношения звука [л] в изолированной позиции.

Коррекционно-развивающие:

-Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

-Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитание усидчивости.

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии;

  2. Развивающие технологии.

Ход занятия

I. Оргмомент

Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку:
Сидит дед, во сто шуб одет, 

Кто его раздевает, тот слезы проливает.
— Что это за овощ? Покажи на картинке.
Ребенок находит картинку с изображением лука.
Л.: Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?
Р.: Звук [л]. 
Л.: Так гудит корабль. Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.

II. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].

III. Развитие фонематических процессов

Л.: Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка. 
Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л].
Л.: Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.

Ребенок выбирает нужные картинки.
Л.: Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата. 
Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.
Л.: Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).
Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине — в средний вагон (во второй), если в конце – в третий.

IV. Артикуляционная гимнастика

Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».

V. Уточнение артикуляции звука [л]

Л.: Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).
Где находится кончик языка?
Р.: кончик языка вверху.
Зубы сомкнуты или раскрыты?
Р.: Раскрыты.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?
Р.: Нет
Л.: Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).

VI. Постановка звука [л]

Логопед использует три способа постановки.

1. (По подражанию)
Л.: Погуди как корабль (л-л-л-л-л)
2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)
Л.: Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка.
3. (От межзубного звука [ы]) 
Л.: Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] – получается твердый звук [л].
После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.

VII. Подведение итогов занятия

— Какой звук мы учились произносить?

— Звук [л].
— Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

План-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме: Конспект индивидуального занятия. Тема: «Постановка и автоматизация звука «л»

Конспект индивидуального занятия по коррекции произношения

Тема: Постановка и автоматизация звука «Л»

Цели:

  1.   выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука «л» в полном объёме;
  2. формировать направленную воздушную струю;
  3. учить правильно произносить звук «л» с опорой на зрительный и слуховой контроль;
  4.  учить выделять звук из потока других звуков, слогов, слов;
  5. автоматизация звука «л» в обратных слогах, словах, предложениях;
  6. развивать зрительно-двигательную координацию, чувство ритма;
  7. развивать внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: зеркало, картинки для упражнения «Пароход», игрушка, корабль из лего, предметные картинки

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Сядь удобно, выпрями спину, ноги поставь ровно на  пол, руки положи на стол.

  1. Основная часть
  1. Артикуляционная гимнастика

Хоботок                                                Лягушка

Подражаю я слону.                    Очень нравится лягушкам,

Губы хоботком тяну.                 Тянем губы прямо к ушкам.

Лягушка – хоботок                                Лопатка

Свои губы прямо к ушкам         Язык лопаткой положи,

Растяну я, как лягушка.              И под счёт его держи.

А теперь слонёнок я,                   1, 2, 3, 4, 5!

Хоботок есть у меня.                   Язык надо расслаблять.

Вкусное варенье                                     Индюк

Как будто варенье                        Широко открыт мой рот,

На верхней губе –                        Язычок  — назад – вперёд

Слижу язычком                             Лижет верхнюю губу

 его в ротик себе.                           И «болбочет» на бегу.

  1. Упражнение на дыхание

— Сегодня  мы отправимся в путешествие. А поможет нам отважный капитан. Только сначала давай починим его пароход (лего).

— Можем подавать сигнал к отплытию. Улыбнулись, набрали носом воздух, и подули на широкий кончик языка – фффф, щёк не раздувать.

 — А теперь погудим как пароход. Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык положила на зубы и прижала.

 —  Давай погудим вместе: л- л-  л.

 —  Мы отправляемся в путь. Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке и погуди: Л – Л – Л…(картинка)

3) Упражнение «Острова» — произношение звука «л» в обратных слогах

Наш пароход плавает по морю и вот подплывает к острову, на котором живёт звук «а». «А» обрадовался и пропел а-а-а – значит «здравствуй», пароход в ответ погудел: л-л-л. Потом пароход подплывает к острову, на котором живёт звук «о» и т.д.

4) Пальчиковая гимнастика

   Встанем, повторяй за мной – поочерёдно прижимаем пальцы к большому пальцу – ал, ол, ул, ил. Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе.

5) Развитие фонематического слуха

Присесть, если услышишь звук «л»:

м, п, л, к, л, ла, лу, мы, ло, ол, лапа, труба, лось.

6) Автоматизация звука «л» в словах

Капитан   хочет поиграть с тобой, он принёс картинки. Помоги ему вспомнить названия слов.

зал, пол, мел, вол, узел, пенал, факел

Игра «Посмотри и назови» —  голосом выделяй звук «Л»

Упражнение «Эхо» – послушай слова, запомни и назови в том же порядке вместе с капитаном (игрушку поставь на картинку)

Игра «Отгадай, что  задумал капитан»

Крепкий, можно завязать на верёвке, канате – это…

Жёлтый, деревянный, для карандашей и ручек – это…

Мы ходим по нему, подметаем, моем – это…

Разноцветный, можно писать на доске  —  это…

В нём горит огонь и освещает путь – это…

Просторный, светлый, большой – это…

Это животное с сильными, острыми рогами – это…

7) Автоматизация звука «л» в предложениях

— Капитан предлагает тебе выучить считалку:

Раз – мама моет дома пол,

Два – на горе пасётся вол,

Три – покупает папа мел,

Четыре – и пенал купить успел,

Пять – пора нам отплывать.

3. Итог занятия

—  С каким звуком мы произносили слова?

—  Тебе понравилось путешествие? Скажем капитану спасибо и пожелаем доброго пути.

План-конспект по логопедии на тему: Конспект группового занятия по постановке звука Л

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

(МАОУ «СОШ №2»)

Занятие по постановке звука [Л].

Учитель-логопед Некрасова Кира Александровна

Заводоуковск

2017 г.

Ведущий. Ребята, когда я сегодня пришла на работу под дверью кабинета нашла записку. Слушайте:

« Ребята, вы все где-то потеряли звук Л. Я предлагаю вам поиграть и найти этот звук. Двигайтесь по стрелкам и выполните все задания. И, надеюсь, к концу игры  вы все найдёте пропажу и научитесь правильно произносить звук Л. Гномик Лукашка»

Ну что, ребята, поиграем? Итак в путь! Первая стрелка нас привела на остановку «Весёлый Язычок». Как вы думаете, что мы будем здесь делать?

1 станция «Весёлый Язычок»

Ведущий проводит артикуляционную гимнастику в форме сказки:

Здравствуйте, ребята! Вы прибыли на станцию «Весёлый Язычок». Чтобы ваш язык мог чётко и легко произносить звук Л, его нужно подготовить. Я расскажу вам сказку, а вы повторяйте за мной движения.

Жил да был Язычок. (Показать язык и попросить ребят показать свой язычок).

Однажды утром он проснулся и выглянул в окошко, увидел Гонщика и стал с ним играть в прятки (Упражнение «Прятки»).

Наигравшись, он вспомнил, что ещё не почистил зубы (Упражнение «Почисть верхние зубки»).

Затем он снова выглянул в окно, посмотрел налево – направо, на солнышко – на травку.  (Упражнения «Часики», «Солнышко – травка»).

Никого нет. Сел Язычок на лошадку и поскакал. (Упражнение «Лошадка»).

Доскакал до тренировочной базы щенячьего патруля, побегал с Шерифом по пожарной лестнице верх — вниз. (Упражнение «Качели»).

А на поляне перед базой Роки и Крепыш играли в футбол. Язычок поиграл с ними. (Упражнение «Футбол»). Наигравшись, друзья расстались.

И Язычок поскакал дальше. (Упражнение «Лошадка»).

Встретил он Скай, ремонтирующую гостиную. Язычок ей помог – побелил потолок. (Упражнение «Маляр»). За помощь Скай угостила товарища вкусной сгущёнкой. Наелся Язычок и облизнулся! (Упражнение «Вкусное варенье»).

Посмотрел Язычок на небо. В синеве появились первые звёздочки. Понял Язычок, что ему пора домой. Интересный был день, но пора спать.

Понравилась вам сказка?  Я хочу каждому из вас подарить такую сказку, чтобы вы дома могли в неё поиграть. Мне было с вами очень интересно, но вам пора отправляться дальше по стрелкам.

2 станция «Гуделки»

Ребята, Лукошка оставил нам сказку. Рассаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно.

Ведущий проводит постановку звука [Л] в форме сказки:

Жил да был Ветерок. Летал на просторе, забавлялся с пушинками и листочками. И однажды Ветерку дорогу преградил стражник Язык. Он очень зол на Ветерка, за его постоянные шутки. От злости Язык напрягся, сжался, стал узким. (Рот широко открыт. Язык узкий, напряжённый).

Язык прижался к верхним Зубам и ждёт, что же сделает Ветерок.

Но хитрый Ветерок не боится злого стражника, он движется по бокам Языка с двух сторон и гудит от радости. (Отчётливо, длительно произнести звук [Л].

А теперь превращаемся все в гуделок, помним, где находится наш язычок. И погудели протяжно. Ну-ка, кто сможет дольше вех погудеть.

Теперь мы  все самолёты: Л Л Л Л Л Л

Полетели самолёты до следующей станции!

3 станция «Повторялки»

Вы прибыли на станцию «Повторялки». А кто такие повторялки? Чтобы закрепить нам звук [Л] в речи, нужно часто его повторять, проговаривать:

АЛ-АЛ-АЛ

ОЛ-ОЛ-ОЛ

УЛ-УЛ-УЛ

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

ЭЛ-ЭЛ-ЭЛ

ЛА-ЛА-ЛА

ЛО-ЛО-ЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ

Вспомните слова, где есть эти слоги. (Дети называют слова с данными выше слогами). Много слов вы назвали со звуком [Л]. И вас ждёт следующая станция.

4 станция «Топни – хлопни»

Ребята, вы умеете топать? Потопайте. А вы умеете хлопать? Похлопайте.

Я буду называть вам звуки. Когда услышите [Л] – хлопните в ладоши, а когда я произнесу другой звук – потопайте ногами. Л М Н Л Р Л Л ЛЬ Д РЬ Л. А сейчас слоги: ЛО НУ ЛЫ МА ЛЯ УЛ АН ИР ИЛ. Замечательно, вы справились с заданием. Но попробуйте услышать звук [Л] в словах: лампа, магазин, луна, ручка, лицо, волк, стол, ноги, голова, глаза.

Спасибо за игру. Отправляйтесь до следующей станции.

5 станция «Угадалкино»

Вы прибыли на станцию «Угадалкино». Как вы думаете, что мы будем делать? (Отгадывать загадки). Правильно. Во всех отгадках есть звук [Л]. Нужно не только отгадать загадку, но и объяснить, где находится звук [Л] в слове-отгадке.

Он живет в своей фольге,

Быстро тает он в руке.

Очень вкусен, очень сладок,

Мажет мордочки ребяток.

(Шоколад)

С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт.

(Козёл)

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

 (Волк)

Острый нос, стальное ушко,

В ушке — ниточка-подружка.

Сшить обновки помогла

Нашей бабушке… (игла)

Он на кухне иль в столовой,

Скатертью застелен новой.

Ножками уперся в пол.

Догадались? Это… (стол)

На ночь два оконца сами закрываются,

а с восходом солнца сами открываются.

(Глаза)

От воды оно, смотри,

Превратилось в пузыри!

Ручки нам с тобой отмыло.

Что за чудо? — Это… (мыло)

Есть у папы в мастерской

Друг с железною щекой.

Гвозди нам забить помог

Чудо-мастер… (молоток)

6 станция «Сочинялкино»

Ребята, вы умеете сочинять стихи? А хотите, я вас научу? Тогда послушайте окончания слов. Подберите названия картинок так, чтобы получилась короткая рифмовка.

ЛАТ-ЛАТ-ЛАТ, назову …(халат).

УЛА-УЛА-УЛА, назову … (акула).

ОЛК-ОЛК-ОЛК, это слово … (волк).

ЛАВКА-ЛАВКА-ЛАВКА, назову … (булавка).

ПЛО-ПЛО-ПЛО, назову … (дупло).

УЛ-УЛ-УЛ, называю … (стул).

ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ, называю … (мел).

ОЛ-ОЛ-ОЛ, называю … (стол).

7 станция «Картинконо»

Ребята, посмотрите. Перед нами картинки. Давайте их назовём и выберем те картинки, где есть звук Л. Давайте произнесём их правильно. Молодцы, ребята! Можно двигаться дальше.

8 станция «Зоопарк»

Ребята, животные из одного зоопарка решили навестить своих друзей из другого зоопарка. Но им нужно правильно сесть в вагоны. Животные, в названии которых 1 слог садятся в первый вагон, животные, в названии которых 2 слога – во второй вагон и т.д. давайте найдём слону его вагон – прохлопаем это слово по слогам (слон – хлопок). Сколько слогов в этом слове? (Один). Правильно. Садим его … ( в первый вагон)…

Ребята, животные говорят вам спасибо, а вы отправляйтесь дальше.

9 станция «Четвёртый лишний»

Каждому из вас даны карточки с четырьмя картинками. Чётка проговорите каждое слово и выберите лишнюю картинку. … Почему вы выбрали эту картинку?…

Вы все справились с заданием. Можете двигаться дальше по красным стрелкам.

10 станция «Чистоговоркино»

Здесь сказано, чтобы двинуться дальше, нужно повторить чистоговорки:

Клава села у стола,          ла-ла-ла, ла-ла-ла.

Клаву отведу к столу,     лу-лу-лу, лу-лу-лу.

Клаве за столом светло, ло-ло-ло, ло-ло-ло.

Вместе сядем за столы,  лы-лы-лы, лы-лы-лы.

Клава сделала салат,       лат-лат-лат, лат-лат-лат.

У камина нам тепло,       пло-пло-пло, пло-пло-пло.

Вам в подарок я хочу подарить чистоговорки с этими слогами, чтобы дома можно было их закреплять.

Кабинет логопеда

Ребята, здесь письмо!

«Ну вот вы и нашли звук Л, я вам всем дарю букву, обозначающую это звук. Не теряйте его больше! Гном Лукашка.»

Приложение.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил да был Язычок. (Показать язык). 

Однажды утром он проснулся и выглянул в окошко, увидел Гонщика и стал с ним играть в прятки (Упражнение «Прятки»: узкий язык высунуть и убрать.). 

Наигравшись, он вспомнил, что ещё не почистил зубы (Упражнение «Почисть верхние зубки»: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык).

Затем он снова выглянул в окно, посмотрел налево – направо, на солнышко – на травку.  (Упражнения «Часики»: Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта., «Солнышко – травка»).

Никого нет. Сел Язычок на лошадку и поскакал. (Упражнение «Лошадка»: Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.).

Доскакал до тренировочной базы щенячьего патруля, побегал с Шерифом по пожарной лестнице верх — вниз (Упражнение «Качели»: Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.).

А на поляне перед базой Роки и Крепыш играли в футбол. Язычок поиграл с ними. (Упражнение «Футбол»: Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики). Наигравшись, друзья расстались.

И Язычок поскакал дальше. (Упражнение «Лошадка»).

Встретил он Скай, ремонтирующую гостиную. Язычок ей помог – побелил потолок. (Упражнение «Маляр»: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.). За помощь Скай угостила товарища вкусной сгущёнкой. Наелся Язычок и облизнулся! (Упражнение «Вкусное варенье»: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким).

Посмотрел Язычок на небо. В синеве появились первые звёздочки. Понял Язычок, что ему пора домой. Интересный был день, но пора спать.

Презентация с конспектом «Логопедическое занятие по постановке звука «Л»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА «Л»

ТЕМА: ЗВУК «Л»

Автор: Баклыкова Татьяна Александровна, учитель-логопед

Контактная информация:

МДОУ № 6

г. Красновишерск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети, посещающие массовые детские сады, имеют различные логопедические заключения: ФНР, ФФНР, ОНР, среди них мало детей с дислалией. Многие дети имеют заключение: дизартрия или стертая форма дизартрии, то есть отмечается нарушение свистящих, шипящих и сонорных звуков, обилие искажений по сравнению с малым числом замен.

Такое нарушение как «ламбдацизм» — частая проблема всех детей. «Ламбдацизм» обозначает недостатки (искажение, пропуск) звуков «Л», «Л’».

Нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха и фонематического восприятия. Кроме этого наблюдаются общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи.

Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Логопедическое занятие проводится с подгруппой детей (5-6 человек). Если на подгрупповом занятии не удалось поставить звук какому-либо ребенку, то с этим ребенком проводится индивидуальное занятие.

ЦЕЛИ:

  1. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

  2. Вырабатывать артикуляционный уклад звука Л.

  3. Поставить звук Л.

  4. Развивать фонематический слух.

  5. Обогащать речь новыми названиями животных.

  6. Закреплять обобщающее понятие «животные», «детёныши животных».

  7. Закреплять названия детенышей животных.

  8. Учить составлять предложения с заданными словами, контролируя произношение нового звука.

ОБОРУДОВАНИЕ: Коллективное зеркало, индивидуальные зеркала, профили артикуляции, условные обозначения, картинка «пароход» на каждого ребенка, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент и объявление темы через выделение звука в речевом материале (слайд 2).

Ребята, посмотрите на слайд. Как много здесь изображено разных предметов. Послушайте про эти предметы стихотворение очень внимательно (в речевом материале выделять звук Л).

(щелчок) Лапа, лодка, колобок,

Балалайка и клубок,

Палка, полка, лапти, лак,

Голова, халат, кулак,

Молоток, пила, пилот –

Какой здесь звук в словах живет?

Правильно, в этих словах живет звук «Л». Так гудит пароход (слайд 3), послушайте: л-л-л… Звук громкий, звонкий. Как вы думаете, этот звук можно тянуть или нельзя? Конечно можно, звук протяжный.

Вот этот звук мы будем учиться говорить и слушать в разных словах. А для этого выполним гимнастику для язычка.

  1. Артикуляционная гимнастика (слайд 4-9).

«Блинчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Парус». Каждое упражнение выполняется (с индивидуальными зеркалами) многократно с удержанием позы (посчитать, полюбоваться, сравнить с языком логопеда, с картинкой, изобразить рукой для усиления кинестетического ощущения).

  1. Постановка звука (перед зеркалом).

Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка поднимается вверх, прижимается к «бугоркам» (альвеолам) за верхними зубами, произносим л-л-л.

Используются последовательно все приемы, добиваясь постановки звука у всех детей.

  1. Анализ артикуляции звука (Используются профили артикуляции, условных обозначений или пиктограммы (слайд 10

    )).

Посмотрите на слайд, как мы сейчас говорили звук «Л». Скажите, куда смотрит язычок – вверх или вниз? – Правильно, вверх (щелчокпоявляется на слайде стрелка). Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и погудите как пароход: л-л-л. Этот звук звонкий или глухой? – Звонкий (щелчок — появляется «звоночек»). «Л-л-л» — что так гудит? – Пароход (щелчок — появляется картинка парохода).

  1. Развитие фонематического слуха.

Давайте подумаем, что может еще так гудеть «л-л-л»? (Возможные ответы детей: самолет, корабль, катер, пароход, моторная лодка

(слайд 10)).

Погудим как катер: л-л-л… Погудим как пароход: л-л-л… (закрепление поставленного изолированного звука)

Возьмите картинку с пароходом, поднимите картинку, если услышите, как гудит пароход: д – л – т – б – ж – л – з – л – г и т.д.

(не должно быть оппозиционных звуков).

Я буду говорить слоги. Поднимите картинку, если услышите звук «Л»:

жа – ло – бу – зу – ла – гы – лу – ду – лы и т.д.

Я буду говорить разные слова. Поднимите картинку, если услышите звук «Л» в слове: щенок, лосёнок, ежонок, слонёнок, медвежонок, волчонок.

А теперь посмотрите на слайд (слайд 12), вот щенок, лосёнок, ежонок, слонёнок, медвежонок, волчонок. Назовите их, одним словом. (Возможный ответ детей: — Животные.) Это взрослые животные? — Нет. Значит это кто? — Детёныши животных.

  1. Автоматизация звука.

Давайте познакомимся с буквой, обозначающей звук «Л» (слайд 13). Буква «Л» похожа на слона (щелчок): Дети, видите слона? Хобот есть, нога видна.

Произнесем правильно звук «Л», погудим как пароход: л-л-л… (следить за правильной артикуляцией детей).

(слайд 14): ал (щелчок), ол (щелчок), ул (щелчок), ил (щелчок).

(слайд 15): ла (щелчок), ло (щелчок), лу (щелчок), лы (щелчок).

Ал (щелчок) – шакал, ол (щелчок) – козёл, ол (щелчок) – вол, ил (щелчок) – крокодил. Кто это одним словом? (животные). Ребята, а вы знаете, кто такой шакал? Вол?

Уточнить или объяснить значение новых (незнакомых) слов:

Шакал — внешне очень похож на маленького волка. Шакал стройнее и легче волка, хитрее лисицы, однако шакал слишком труслив, поэтому первым не нападает на человека.

Вол — бык с очень большими рогами, выращивают для мяса и для работы – вспашки земли.

ла (щелчок) – лань, ла (щелчок) – лама, ла (щелчок) – ласка, ло (щелчок) – лось, ло (щелчок) – лошадь. Кто это одним словом? (животные). Вы знаете, кто такая лань? Лама? Ласка?

Уточнить или объяснить значение новых (незнакомых) слов:

Лань — олень средней величины. У лани широкие рога, особенно у взрослых самцов, а также пятнистая летняя окраска.

Лама — животное из семейства верблюдовых, используется для перевозки тяжёлых грузов в горной местности. Если груз слишком тяжел, лама останавливается и садится, никакое наказание не заставит её надрываться, назойливому погонщику она просто плюнет в лицо зловонной жвачкой.

Ласка — самый маленький хищный зверек, похож на горностая, хорька. Тело ласки тонкое и длинное, с коротенькими лапками и острыми когтями. Ловит мышей и мелких птиц.

Назовите взрослых животных, которых видите на слайде, четко проговаривая звук «Л» (лось, волк, слон).

Назовите детенышей, не забывайте про звук «Л». У лося кто? – Лосенок (щелчок). У волка кто? – Волчонок (щелчок). У слона кто? – Слоненок (щелчок).

Повторите чистоговорки, четко и правильно выделяя звук «Л» в словах:

Ал – ал – ал, в лесу живет шакал.

Ол – ол – ол, землю пашет вол.

Ол – ол – ол, ходит по двору козёл.

Ил – ил – ил, лежит зелёный крокодил.

Повтори предложения (слайд 20), четко и правильно выделяя звук «Л» в словах:

Бежит пятнистая лань (щелчок). Несёт тяжелые грузы лама (щелчок). Ловит мышей ласка (щелчок). Скачет быстрая лошадь (щелчок). По лесу ходит лось (щелчок).

Посмотрите на слайд (слайд 21) и ответьте на вопрос полным предложением: Кто ходит по лесу? Кто быстро скачет? Кто пашет землю? Кто ловит мышей? Кто детеныш у слона? Кто живет в реке? Кто похож на волка?

И т.д. (На один вопрос может быть несколько ответов).

  1. Итог занятия.

Дети, какой звук учились говорить? Куда смотрит язычок, когда мы говорим звук «Л». Этот звук звонкий или глухой? Каждый назовите слово со звуком «Л».

Положительно оценивается деятельность детей, даже если ничего не получилось.

Перспектива на следующие занятия на закрепление звука «Л» на том же речевом материале:

упражнять детей в выделении слов с заданным звуком из предложений и текста;

уточнять знания детей в классификации животных на диких и домашних;

упражнять детей в образовании существительных – названий животных женского рода с помощью суффиксов (волк – волчица, слон – слониха, лось – лосиха и т.д.), в образовании притяжательных прилагательных (чьи рога – лосинные, чей хвост – волчий, чьи уши – слоновьи и т.д.), множественного числа названий детенышей (волчонок – волчата, лосенок – лосята и т.д.).

План-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему: Постановка звука «Л»

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребёнка – детский сад «Алёнушка».

________________________________________________________________

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [л].

                                     Подготовила учитель – логопед

                                   Евстафьева Оксана Сергеевна

г.Заводоуковск 2013 г.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]».

Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции.

Задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  2. Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.
  3. Воспитание усидчивости.

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии;
  2. Развивающие технологии.

Ход занятия:

I. Орг. момент

Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
— Что это за овощ? Покажи на картинке.
Ребенок находит картинку с изображением лука.
Логопед: Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?
Ребёнок: Звук [л].
Логопед: Так гудит корабль. Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.

II. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].

III. Развитие фонематических процессов

Логопед: Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.
Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л].
Логопед: Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.
Ребенок выбирает нужные картинки.
Логопед: Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.
Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.
Логопед: Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).
Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине — в средний вагон (во второй), если в конце – в третий.

IV. Артикуляционная гимнастика

Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».

V. Уточнение артикуляции звука [л]

Логопед: Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).
Где находится кончик языка?
Ребёнок: кончик языка вверху.
Зубы сомкнуты или раскрыты?
Ребёнок: Раскрыты.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?
Ребёнок: Нет
Логопед: Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).

VI. Постановка звука [л]

Логопед использует три способа постановки.
1. (По подражанию)
Логопед: Погуди как корабль (л-л-л-л-л)
2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)
Логопед: Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка.
3. (От межзубного звука [ы])
Логопед: Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] – получается твердый звук [л].
После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.

VII. Подведение итогов занятия

— Какой звук мы учились произносить?
— Звук [л].
— Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Л в слогах и словах».

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия по звукопроизношению

 Автоматизация

звука  Л  в слогах  и

в   словах

                                                                                         

Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах и словах.

Задачи:

обучающие:

  1. Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л;
  2. Формировать навыки образования глаголов прошедшего времени;
  3. Закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.

коррекционные:

  1. Автоматизировать звук Л  в слогах и словах.

развивающие:

  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
  3. Развивать внимание, память, мышление.

воспитательные:

  1. Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь

    логопеда.

Методические приемы:

  1. игровая мотивация;
  2. подражательно-исполнительские и речевые упражнения;
  3. игры;
  4. поощрения.

Материалы и оборудование:

Кукла Мила, мяч, карточки для определения позиции звука Л в слове,

предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, вилка, чашка, карандаш.

Предварительная работа:

  1. Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произнесения звука Л.
  2. Отработка упражнений мелкой моторики.
  3. Отработка опорных звуков.
  4. Постановка звука Л.

Последующая работа:

Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, в связной речи.

Ход  занятия

     I. Организационный момент.

Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

     II. Основная часть.

     1. Артикуляционная гимнастика.

    Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

     Повторение артикуляционных упражнений:

для губ: чередование «Заборчик» — «Трубочка»;

для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит».

Ребенок делает упражнения по инструкции логопеда.

     2. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Без ошибок выполняй, что такое называй.

Ножки, спинки и сиденье –            Левая ладонь вертикально вверх.

Вот вам стул на удивленье.            К её нижней части приставляется кулачок.

У стола четыре ножки,                    Левая рука в кулачок, сверху на кулачок

Сверху крышка, как ладошка.        опускается ладошка.

     3. Сообщение цели занятия.

     Логопед: К нам на занятие пришла кукла Мила. Сегодня вместе с ней мы будем повторять слоги и слова со звуком Л.

     4. Акустико-артикуляционный образ звука.

 Логопед: Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

— Улыбаются.

Логопед: Что делает язычок?

— Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция). Или:

— Кончик языка зажат между зубов.

Логопед:  Дадим характеристику звука Л.

— Звук Л согласный, звонкий, твердый.

    5. Слоговая гимнастика.

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

ал- ол                   ял -ел                 ал-ол-ул-ил

ол- ул                   ел-юл                ул- ил-ал-ол

ул -ил                   юл-ёл                ил-ул-ол-ал

     6. Проговаривание слов за логопедом.

     Бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, козёл, бил, пил, вил, бокал, пенал, укол,  футбол.

     7. Игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед:  Подними  флажок, если услышишь в слове звук Л.

Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы,   шило,  

             метла, кисть.

      8. Подбор картинок на заданный звук.

     Игра «Подбери и назови».

Логопед:  Мила пошла в магазин. Помоги Миле купить вещи, в названии которых есть звук Л.

Предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул.

Логопед: Молодец, ты правильно выбрал. Мила довольна.

     9. Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

     Подобранные в предыдущей игре картинки выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

Логопед:  Посмотри, чего нет?

Ребенок: Нет …   (сущ. в форме родительного падежа).

     10. Физкультминутка.

Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.

Логопед:                   Ребенок:

 Я встаю.                   Я встал.

Я ставлю стул.          Я поставил стул.

Я поднимаю руку.    Я поднял руку.

Я прыгаю.                 Я прыгал.

Я сажусь на стул.     Я сел на стул.

Я беру ручку.            Я взял ручку.

Я пишу.                      Я писал.

    11. Игра «Много – один» (с мячом).

Логопед: Измени слово, помни о звуке Л в конце слова.

Логопед:       Ребенок:

столы      —       стол

укол        —       уколы

полы       —       пол

залы        —      зал

пеналы    —      пенал

голы        —      гол

бокалы    —      бокал

дятлы      —      дятел

    12.  Определение положения звука Л в слове.

Логопед:  Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова). Работа со звуковой линейкой.

Слова: зал, лампа, малыш, лавочка, полка, укол.

    III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Логопед:  Наше занятие закончено. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Ты сегодня хорошо занимался. Миле тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *