Дизартрия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.
Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя у некоторых больных может быть наиболее заметным проявлением поражения нервной системы. Наблюдается при травмах и опухолях нервной системы, нарушениях мозгового кровообращения, нейроинфекциях, демиелинизирующих заболеваниях и др. У детей дизартрия часто сочетается с другими проявлениями дизонтогенеза, вызванного действием пре- и перинатальных факторов, входит в структуру нарушений при детских церебральных параличах.
Значительное нарушение звукопроизношения легко распознаётся, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком («Говорит, как с кашей во рту»). Лёгкие нарушения артикуляции выявляются при специальном логопедическом обследовании.
Форма дизартрии зависит от места поражения нервной системы. Предложены разные классификации дизартрий, однако основной и наиболее распространённой в мире является клинико-неврологическая классификация, предполагающая выделение 6 форм (и одной смешанной):
- вялая — обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и/или их ядер, а также нарушения нервно-мышечной передачи. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одной из составляющих бульбарного синдрома;
- спастическая — обусловлена двусторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей. Является одной из составляющих псевдобульбарного синдрома;
- односторонняя верхнемотонейронная — обусловлена преимущественно односторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие одностороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей;
- атактическая — обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
- гиперкинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Является одним из вариантов гиперкинезов, часто сочетается с гиперкинезами другой локализации. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
- гипокинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Чаще всего наблюдается при паркинсонизме, характеризуется замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса;
- смешанная — часто наблюдается при травмах нервной системы, диффузном и многоочаговом её поражении, когда имеет место сочетание разных механизмов дизартрии.
Диагноз дизартрии (МКБ-10: R47.1) устанавливается врачом (как правило, невропатологом). При этом учитывается заключение логопеда. Логопед, в свою очередь, исследует не только особенности и характеристики нарушения звукопроизношения, но и все другие стороны речи.
Поскольку дизартрия не является самостоятельным заболеванием и может наблюдаться при многих расстройствах нервной системы, содержание и очерёдность лечебных мероприятий определяются врачом после установления клинического диагноза, с учётом возраста и состояния больного. Во многих случаях требуется комплексное (лечебное и логопедическое) воздействие.
В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. В некоторых случаях целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада.
Прогноз зависит от основного заболевания. Целью работы логопеда является достижение понятной окружающим речи.
Причины дизартрии, ее виды и характеристика, этиология и патогеренз
Дизартрия – это нарушение речи, которое развивается в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи. Этиология дизартрии рассматривается как симптом сложного поражения мозга мозжечкового, бульбарного и псевдобульбарного вида. Дизартрия развивается при поражении нервной системы, занимается изучением дизартрии неврология. Для изучения нарушения пользуются двумя основными подходами: неврологическим и нейрофонетическим. Дизартрия нарушение неврологическое, чем обусловлены методы ее лечения. В некоторых случаях требуется безотлагательное вмешательство при прогрессирующих и тяжелых расстройствах нервной системы.
В Юсуповской больнице, в отделении неврологии занимаются лечением неврологических заболеваний и различных нарушений, возникших в результате неврологического заболевания. Специалисты больницы применяют современные методики лечения и реабилитации неврологических больных, занимаются восстановлением речи и утерянных способностей. С больными ведет занятия логопед, психотерапевт, специалисты по лечебной физкультуре. В реабилитационном отделении можно пройти курсы лечебного массажа, врач-логопед занимается с пациентами артикуляционной гимнастикой, обучает самомассажу лица.
Спастико-паретическая дизартрия
Заболевание диагностируется с псевдобульбарной дизартрией, у больного наблюдаются нарушения в формировании произвольной моторики, нарушения дифференцированных и сложных артикуляций. Дизартрия может проявляться различными синдромами: гиперкинетическим, паретическим, спастическим. Спастический синдром проявляется высоким тонусом мышц, гиперкинетический синдром характеризуется наличием насильственных движений (тремора), высоким тонусом мышц, паретический проявляется низким тонусом отдельных мышц речевого аппарата в сочетании с высоким тонусом остальных мышц.
При спастическом типе нарушается произношение переднеязычных звуков, которые заменяются щелевыми. Голос больного гнусавый, речь становится невнятной, монотонной, замедленной. У ребенка наблюдается аритмичное поверхностное дыхание, которое не синхронизируется с речью. При разговоре у ребенка резко возрастает тонус мышц артикуляционного аппарата, верхних и нижних конечностей. Подвижность языка ограничена, ребенок с трудом сглатывает слюну, при разговоре наблюдается слюнотечение. Дети со спастической дизартрией с трудом жуют и откусывают. Различают три степени нарушения: легкая, средняя и тяжелая.
При легкой степени ребенок произносит нечетко только некоторые звуки, устная речь довольно внятная. Средняя степень нарушения отличается неспособностью ребенка произносить большую часть звуков. Тяжелая степень нарушения характеризуется неспособностью произносить большую часть звуков, речь невнятная, возникают непроизвольные содружественные движения, которые сопровождаются выполнением активных движений мышц лица и конечностей. Паретический тип расстройства характеризуется снижением тонуса отдельных мышц речевого аппарата, мышцы языка напряжены в корне, кончике и боковых отделах органа. Паретический тип имеет смешанный характер, наблюдается при псевдобульбарной дизартрии.
У ребенка меняется звукопроизношение, мягкое нёбо нередко провисает, что приводит к развитию речи в нос. Нарушается произношение звуков «л», «у», «и», «ы». В результате расстройств речевого аппарата (вялого паралича губ) нарушается произношение звуков «м», «п», «б». У ребенка отмечается гипомимия лица и постоянное слюнотечение. Наиболее часто встречается гиперкинетический вариант расстройства. У детей нарушается темпоритмические организационные движения, автоматизация звуков, может наблюдаться потеря речи. Наиболее часто спастико-паретическая дизартрия наблюдается у детей с ДЦП.
Спастический парез у таких детей связан с ослаблением иннервации черепно-мозговых нервов (ЧМН). Дизартрия этой формы может сопровождаться общим или избирательным поражением центральных нейронов V, VII, IX, X, XI, XII пар ЧМН. Формируется различная степень участия мышц речевого аппарата в разговорной речи. Голос у таких больных не звонкий, не громкий, речь замедлена, вдох неглубокий. Чем громче голос, тем выше разборчивость речи у больного. У детей после шести лет жизни редко встречаются грубые лексико-грамматические нарушения, наблюдается легкая смазанность речи при произношении всех звуков, больше нарушено произношение сонорных и щелевых звуков.
Логопедия: дизартрия и способы лечения
Для лечения дизартрии разработаны методы лечения в зависимости от сложности поражения мозга. Первые проявления дизартрии появляются в раннем детстве. Ограниченная подвижность органов артикуляции возникает при поражении заднелобного и подкоркового отдела головного мозга. Дизартрия имеет три степени тяжести:
- Стертая дизартрия – дети не отличаются от сверстников, наблюдаются расстройства речи при произношении шипящих и свистящих звуков. Ребенок со стертой дизартрией быстрее устает во время любых физических нагрузок.
- Типичная дизартрия – выраженные расстройства речи.
- Анартрия – тяжелая степень дизартрии. Отсутствует нормальная речь.
Лечение дизартрии начинают после полного обследования ребенка. Обследование проводят невролог и логопед. Определяется форма заболевания и степень развития дизартрии. Выявление заболевания в раннем возрасте увеличивает шансы на выздоровление. Врач-логопед разрабатывает индивидуальную программу лечения для пациента. Разрабатывается грамматический строй, фонетический слух, врач помогает развивать навыки разговорной речи, использует методы коррекции речи для устранения дефектов в произношении звуков.
Проводится специальная артикуляционная гимнастика, которая помогает снять повышенный тонус мышц органов артикуляции, укрепить лицевые мышцы. Врач-логопед проводит логопедический и точечный массаж, проводит занятия по улучшению мелкой моторики. Помимо логопедических приемов, лечебной физкультуры, ребенок получает медикаментозное лечение. Чаще всего детям с дизартрией назначают препараты ноотропы, влияющие на улучшение мозговой деятельности. При развитии необратимых процессов в организме ребенка основным направлением лечения будет формирование речи и адаптация больного в социуме.
Дизартрия возникает при поражении пары черепных нервов
Угрожающий жизни бульбарный синдром возникает при поражении девятой, десятой и двенадцатой пары черепных нервов. Поражение черепных нервов происходит при полинейропатии всех видов, инсультах, опухолях, травмах головного мозга и абсцессах, менингитах, энцефалитах.
Структура речевого дефекта при дизартрии
Структура дефекта при дизартрии – это нарушение звукопроизношения в результате изменения тонуса мышц, участвующих в артикуляции, гиперкинезов губ и языка, нарушения дыхания, различных синкинезий. Речь больного невнятная и смазанная. Технология формирования голоса при дизартрии проходит в несколько этапов:
- Подготовительный этап.
- Постановка точных движений артикуляционных органов.
- Формирование воздушной струи.
- Развитие мелкой моторики.
- Работа с фонематическими процессами.
- Постановка опорных звуков.
- Этап формирования умений и навыков речи.
- Формирование коммуникативных навыков у ребенка.
Формирование движения артикуляционных органов проводится с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Развитие мелкой моторики проводится с помощью массажа рук, пальчиковой гимнастики, ребенка обучают самомассажу пальцев рук. Ребенок играет с конструктором, нанизывает на нитку бусы, завязывает шнурки, выполняет другие упражнения. На этапе формирования навыков и умения правильно говорить проводится постановка звука, отработка артикуляции, создание воздушной струи и постановка голоса для произношения звонких и сонорных звуков. А также постановка изолированного звука, автоматизация и дифференциация звуков. Дифференциация звуков проходит с использованием нескольких приемов:
- Демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков.
- Фонематический анализ, синтез, фонематические представления звука.
- Связь буквы и звука.
Постановка звука проходит тремя способами:
- По подражанию.
- Механическим способом.
- Смешанным способом.
Стертая дизартрия наиболее распространенная форма нарушения, сложно поддается коррекции. Механизмы невнятной речи при стертой дизартрии связаны с нарушением организации деятельности мозга, нарушением иннервации артикуляторных органов. Стертая дизартрия характеризуется нечеткой артикуляцией звуков сразу нескольких фонетических групп, у ребенка возникают сложности с автоматизацией звуков, речь становится маловыразительной. Наиболее трудным считается добиться нормализации просодики и автоматизации звуков. Ребенок со стертой дизартрией проходит одновременное лечение у логопеда и невролога. Причиной развития стертой дизартрии является неполноценность иннервации органов артикуляции – языка, губ, мягкого нёба. Органическое поражение нервной системы происходит во время внутриутробного развития, во время родов или в раннем постнатальном периоде.
Характер поражения мозга – кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Причины постцентральной корковой дизартрии – это поражение нижних отделов постцентральных полей коры мозга, в большинстве случаев левого полушария. При таком типе нарушения голос, тембр речи не нарушен, ребенок хорошо слышит ошибки в произношении звуков, старается исправить – это отражается на плавности речи и приводит к ее замедлению. Характер поражения мозга – кинетическая премоторная корковая дизартрия. Развивается в результате поражения премоторных полей коры мозга, чаще всего левого полушария. У больного не нарушен тембр голоса, голос звучный, ребенок заменяет щелевые звуки смычными.
Напряженность артикуляции вызывает усиление громкости голоса, оглушению некоторых смычных и редко щелевых согласных. Подкорковая дизартрия относится к экстрапирамидным дизартриям. Расстройства речи разнообразные: голос переходит от резкого и хриплого к шепоту, колеблется в громкости и тембре. Часто артикуляция гласных нарушается больше, чем согласных звуков. Больной слышит нарушение артикуляции, отдельные звуки произносит четко и правильно. При возникновении патологических непроизвольных движений речь становится невнятной, звуки искажаются.
Псевдобульбарная дизартрия развивается при двустороннем поражении центральных двигательных кортикобульбарных нервов. Она характеризуется повышенным тонусом мышц, пирамидными спастическими параличами артикуляционных мышц. Нарушены произвольные движения, тонкие движения языка. Смычные звуки, вибрант «р» ребенок заменяет щелевыми звуками, сложно щелевые заменяет плоскощелевыми звуками, больше нарушена артикуляция твердых согласных. Ребенок хорошо слышит нарушения речи и пытается их исправлять – это чаще всего приводит к повышению тонуса парализованных групп мышц, усилению нарушения артикуляции.
Псевдобульбарная дизартрия обусловлена спастическим параличом артикуляционных мышц, высоким тонусом мышц. Характеризуются паретический и спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка и других структур мозга. Характеризуется нарушением дыхания, артикуляции и фонации. Речь ребенка скандированная, замедленная, больной с трудом артикулирует из-за гипотонии мышц.
Нарушены переднеязычные, смычные звуки, аффрикаты. Выражены просодические нарушения, речь гнусавая. Бульбарная дизартрия развивается при одностороннем или двустороннем поражении двигательных периферических нервов. Характеризуется сниженными или полностью отсутствующими нижнечелюстными и глоточными рефлексами, расстройствами произвольных и непроизвольных движений, вялыми параличами артикуляционных мышц, атрофией мышц артикуляционного аппарата. Речь больного замедлена, в речи преобладают глухие плоскощелевые звуки, гласные и звонкие согласные звучат глухо. Тембр речи изменен, речь гнусавая, голос слабый.
Психолингвистические аспекты дизартрии
Структура дефекта речи больного определяется с помощью знаний психолингвистики о развитии речевого процесса. При дизартрии проявляются голосовые, артикуляционно-фонетические, просодические и темпоритмические нарушения речи. Ребенок с дизартрией из-за нарушений мозговой деятельности не может сформировать высказывания, правильно подобрать и произнести слова. Дизартрия затрудняет общение ребенка со сверстниками, характеризуется семантическими нарушениями.
Дизартрия при ДЦП
Детский церебральный паралич развивается при поражении двигательных путей и зон головного мозга. Центральная нервная система перестает контролировать двигательную активность мышц, развивается поражение двигательной функции. Поражение двигательной функции может быть легким или тяжелым. При тяжелом поражении ребенок не может передвигаться, но сохраняются движения, в легких случаях возникает нарушение тонуса мышц, развивается дипраксия. У детей с ДЦП сложности возникают на всех стадиях физического развития – им трудно удерживать и поднимать голову, они поздно встают на ноги, с трудом сидят, развиваются проблемы с речью.
Дизартрия у детей с ДЦП связана с высоким тонусом мышц, ребенок прилагает большие усилия для совершения движения — это становится причиной нарастания тонуса артикуляционных мышц и мышц конечностей. Отставание в развитии речи происходит из-за позднего формирования речевых отделов в коре головного мозга. Из-за болезни ребенок меньше общается со сверстниками, постоянно пребывает в ограниченном пространстве — это сказывается на его психологическом состоянии и общем развитии. У детей с тяжелой формой ДЦП нередко речь отсутствует полностью.
Дизартрия при инсульте
Дизартрия после инсульта нередко проявляется в виде отклонений в произношении звуков. Нередко восстановление речи занимает более длительный период, чем работа над восстановлением двигательной функции. При дизартрии после инсульта больной хорошо понимает чужую речь, но не может правильно говорить, часто не может писать и читать.
Дизартрия глазами нейропсихолога
Дизартрия – это неврологическое заболевание, симптомы дизартрии относятся к неврологическим симптомам. Этиология дизартрии – это локальные поражения ЦНС, поражение головного мозга. Неврологи создавали классификации заболевания. Впервые дизартрию разделили на церебральную и бульбарную форму заболевания в начале 19 века. В середине 20 века была предложена систематизация форм дизартрии в зависимости от локализации поражения мозга и вызвавшего дизартрию заболевания. Ученые, которые изучали дизартрию, установили, что на развитие речи большое влияние оказывает двигательная активность.
В начале двадцатого века невролог Бехтеров с помощью опытов доказал, что развитию речи помогает мимика, хорошо развитая мелкая моторика. Область, отвечающая за развитие речи, расположена в коре головного мозга рядом с областью, отвечающей за двигательные мышцы. В настоящее время дизартрию изучает неврологи (нейропсихологи), лечение заболевания проводят неврологи (нейропсихологи) и логопеды. Нейропсихолог проверяет развитие речи, мышления, внимания, моторики и памяти у ребенка, первым обнаруживает нарушения в развитии речи, симптомы поражения нервной системы.
Дизартрия у взрослых: причины
У взрослых также может развиться дизартрия, причины возникновения различные:
- Травма мозга.
- Инсульт геморрагический или ишемический
- Нейроинфекции.
- Опухоли головного мозга.
- Демиелизирующие заболевания.
- Сосудистая недостаточность.
В отличие от детей взрослые не теряют способность понимать чужую речь. В результате развития различных заболеваний или травмы у больного нарушается слаженная и одновременная работа нейромышечных систем. Развивается дизартрия. В результате нарушения работы дыхательной системы происходит затихание голоса, нарушение артикуляции приводит к неразборчивости речи, поражение ЦНС нарушает двигательную активность различных групп мышц, в том числе артикуляционного аппарата. В Юсуповской больнице лечение больных с нарушением речи проводят с помощью медикаментозной терапии, занятий ЛФК, занятий с логопедом, различных физиотерапевтических процедур. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.
Автор
Владимир Владимирович КвасовкаЗаместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- «Диагностика». — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
- «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
- Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .
Наши специалисты
Заместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук
Врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наук
Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики
Врач-эндоуролог высшей категории
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
причины возникновения, лечение в домашних условиях
Когда малыш только осваивает речь, ошибки и неправильное произношение звуков естественны.
Но со временем некоторые дети так и могут научиться разговаривать чётко и правильно, глотают слоги и коверкают слова постоянно.
Их речь нарушена не частично, а в целом. В таком случае врачи ставят диагноз «дизартрия».
Заболевание обычно выявляют не ранее 5 лет.
Дизартрия у детей: проявления патологии и причины возникновения
Дизартрия — это болезнь неврологического вида. Её появление связано с нарушениями развития речевого аппарата и центральной нервной системы в целом.
Помимо неправильной и затруднённой речи у детей, страдающих данной патологией, отмечают также скованность лицевых мышц и атрофию мимики. Ребёнок может произносить слова очень тихо, а может периодически срываться на крик, интонация при этом тоже нарушена.
Зачастую таким детям трудно выполнять простые действия: пользоваться ложкой, застёгивать пуговицы или завязывать шнурки.
Основные причины, которые могут вызвать дизартрию, заключаются в проблемах при беременности у матери и нарушениях внутриутробного развития:
- перенесённые токсикозы с осложнениями
- внутриутробная гипоксия
- нарушенное функционирование плаценты
- заболевание матери вирусными инфекциями при беременности
- затяжные роды (чреваты острой нехваткой кислорода для младенца)
- стремительные роды (у ребёнка может произойти мозговое кровоизлияние)
Какой бывает дизартрия?
Симптомы дизартрии могут проявлять себя в большей или меньшей мере, в зависимости от степени тяжести заболевания. Всего специалисты выделяют три степени заболевания.
При лёгкой, или стёртой, форме дизартрии ребёнок обучается совместно с остальными детьми, и патология несложно поддаётся корректировке. А болезнь в средней и тяжёлой степени требует обучения в специализированных учреждениях.
Сильно выраженная дизартрия нередко развивается на фоне других заболеваний, например, детского церебрального паралича. В некоторых случаях речь практически невозможна, и дизартрия сопровождается глубокой умственной отсталостью. К счастью, такая форма заболевания наблюдается редко.
Обсуждаем сыпь на лице у новорожденного ребенка, как боросться? Узнаем причины появления.Обсуждаем анализ копрограмма у детей, узнаем о нормах и расшифорвке результатов.
Если у ребенка сотрясения, читайте о первых его симптомы в нашей статье.
Стёртая дизартрия у детей
Относительно распространённым речевым дефектом у детей является дизартрия в стёртой форме. Впервые родители отводят ребёнка к логопеду с жалобами на плохую дикцию, невнятную речь, замену звуков и слогов в словах. Лёгкая форма дизартрии не всегда сопровождается мозговыми нарушениями у ребёнка, и может развиться при уже установленной дисплазии.
При стёртой дизартрии речь ребёнка невнятная, но в целом понятная, замена звуков и слогов в слове происходит периодически. Малыш осознаёт свои недостатки и сильно переживает из-за этого; ему хочется научиться говорить правильно, чтобы не иметь проблем с общением со сверстниками и родными. И для быстрой и успешной коррекции патологии, необходимо выявить дизартрию у ребёнка как можно раньше.
Стёртая дизартрия диагностируется логопедом в поликлинике после разговора с родителями ребёнка по следующим симптомам:
Нарушение общей моторики: неловкость, ограниченный спектр активных движений, сильное утомление при умеренных физических нагрузках.
Недостаточные навыки самообслуживания: у детей со стёртой дизартрией нарушена мелкая моторика рук, поэтому простые действия, наподобие завязывания шарфа, вызывают у малыша затруднения.
Также ребёнок не может рисовать или лепить из пластилина, а также не в состоянии повторить движения за другими.
Нарушенное функционирование артикулярного аппарата: мышцы лица вялые и недостаточно подвижные, из-за этого детям трудно держать рот закрытым. Мускулатура языка также недостаточно развита, и ребёнку физически сложно нормально произносить слова.
Лечение дизартрии у детей. Как помочь ребёнку справиться с болезнью в домашних условиях?
Специальных медикаментов для лечения дизартрии ещё не изобретено. Специалист может подобрать препараты, направленные на укрепление речевого аппарата, различные в зависимости от каждого конкретного случая стёртой дизартрии.
В целом терапия дизартрии у детей нацелена на развитие мелкой и общей моторики, приобретение чёткой дикции и точности в движениях и представляет собой обширный комплекс мер.
Для формирования правильной и выразительной речи необходимы занятия с логопедом. Их всегда назначают после постановки диагноза. Однако, лечебные методики дадут ощутимый результат, если их проводить также в домашних условиях и обязательно регулярно.
Итак, ежедневно следует осуществлять массаж лицевых мышц, заключающийся в пощипывании и поглаживании щёк, губ, нижней челюсти. Губы ребёнка нужно разминать в разных направлениях.
Хороший эффект будет, если научить малыша самостоятельно массировать свои части лица перед зеркалом. Также он заметит расположение своих губ при разговоре и постарается придать им нужную форму, как при правильной речи, заимствованной у взрослых.
Разрабатывание речевого аппарата — тоже важный аспект в лечении дизартрии. Упражнения заключаются в попеременном закрывании и открывании рта, удержании челюсти в фиксированном положении — с открытым и полуоткрытым ртом. Для развития пластичности губ ребёнку нужно изображать зубной оскал, вытягивание в трубочку губ.
Чтобы малышу было интересно делать это упражнение, можно использовать леденец на палочке. Ребёнку следует удерживать сладость во рту, а родитель пытается её вытянуть.
Это на первый взгляд несерьёзное действие активно способствует укреплению мышц губ и челюсти, тем более, что с уменьшением размера леденца, удерживать его будет всё труднее.
Для разрабатывания мускулатуры языка леденцы тоже могут пригодиться. Для этого стоит попеременно прикладывать сладость к правому и левому уголку губ ребёнка, а он будет пытаться достать до неё языком.
Постановку произношения конкретных звуков наилучшим образом может провести только логопед. Конечно, дома тоже можно учить ребёнка верно выговаривать звуки.
Процесс этот достаточно длительный, ведь сонорные звуки, например, с трудом поддаются усваиванию.
На занятиях логопед всегда закрепляет с ребёнком изученные звуки и постепенно показывает произношение новых.
Развитие моторики у ребёнка удобно осуществлять дома. Для этого стоит проводить пальчиковую гимнастику, попросить ребёнка перебирать руками мелкие предметы — бусинки, горошины, пуговицы и т. п. Чтобы малыш делал упражнения охотней, можно представить эти действия перед ним в виде игры.
Для улучшения общих движений ребёнка и придания им точности, малыша следует записать на лечебную физкультуру. Занятия дадут навыки управления собственным телом, и в целом улучшат самочувствие ребёнка, в том числе придадут ему уверенности в себе.
Дизартрия в раннем возрасте не является приговором. Патология при своевременном выявлении подлежит эффективному устранению и не накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь ребёнка.