Лечение сдвг у детей препараты: Медикаментозное лечение сдвг у детей – Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка :: Polismed.com

Содержание

Медикаментозное лечение сдвг у детей

В последнее время у детей все чаще диагностируется гиперактивность. Это одна из разновидностей заболеваний нервной системы, которое в большинстве случаев проходит самостоятельно. Однако родителям не стоит оставлять его без внимания. Для лечения гиперактивности используются различные методы: медикаментозная терапия, народные средства, упражнения, воздействие психолога и прочее.

Экседрин

Одним из препаратов, используемых при лечении гиперактивности, является экседрин. Его не назначают детям в возрасте до 15 лет. Препарат относится к группе психостимуляторов, имеет много противопоказаний.

Кроме экседрина, применяют и другие лекарственные средства для лечения гиперактивности.

Что такое гиперактивность?

СДВГ (гиперактивность) – синдром повышенной умственной и физической активности, при котором возбуждение преобладает над торможением. Заболевание связано с нарушением работы ЦНС.

Гиперактивные дети слишком подвижны, им трудно долгое время сидеть на одном месте. Они невнимательные, имеют проблемы с обучением и памятью. Для головного мозга детей с СДВГ обработка информации дается с трудом.

Симптомы гиперактивности у детей:

  • эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • неусидчивость;
  • беспокойство;
  • проблемы со сном;
  • плохое поведение;
  • задержка речи и другие.

Официальные статистические данные указывают на то, что СДВГ диагностирован у 4−18% детей в России. Редко гиперактивность наблюдается у взрослых, что является следствием сохранения симптомов с детского возраста. У девочек заболевание встречается в 3 раза реже, чем у мальчиков.

Как лечить гиперактивность у детей?

Начать борьбу с гиперактивностью стоит с посещения врачей. Прежде всего, нужно обратиться к педиатру, который после осмотра ребенка даст направление к требуемым специалистам.

Лечение СДВГ должно быть комплексным, включать не только медикаментозную терапию, но и другие методы воздействия. Важное место занимает психологическая и педагогическая коррекция, правильное питание.

Препараты

Лечение гиперактивности у детей лекарственными препаратами должно проводиться под контролем специалистов. Только врач может подобрать точные дозировки, определить длительность и эффективность терапии.

Для лечения СДВГ используются лекарства следующих групп:

  • психостимуляторы;
  • успокоительные средства;
  • ноотропы;
  • норадреналивовый препарат.

Также важно принимать витамины.

Медикаменты от СДВГ позволяют добиться следующих эффектов:

  • снизить импульсивность и уменьшить возбудимость;
  • улучшить умственную деятельность, что проявляется в повышении способности к обучению;
  • улучшить работоспособность;
  • развить новые навыки;
  • улучшить поведение;
  • повысить способность к контролю собственных эмоций;
  • развить мелкую моторику.

Лекарство при гиперактивности у детей подбирается в зависимости от преобладающих симптомов.

Психостимуляторы

При лечении СДВГ у детей лекарственными препаратами активно используются психостимуляторы:

  • Риталин – медикаментозное средство, способствующее снижению гиперактивности и импульсивности, улучшению сосредоточенности и общего качества жизни ребенка;
  • Экседрин – основой лекарственного средства являются психолептики и ацетилсалициловая кислота, имеет много противопоказаний (глаукома, авитаминоз и другие), предназначен для подростков с 15 лет и старше.

Дозировка психостимуляторов устанавливается строго врачом. В противном случае могут возникнуть побочные эффекты: головокружение, головные боли, появление нервных тиков.

Витамины

Витаминные комплексы обязательно нужно принимать вместе с лекарствами от СДВГ. Они укрепляют иммунную систему ребенка и помогают ему бороться с болезнью.

Актуально применение следующих видов витаминов:

  • витамины группы В (тиамина хлорид, В1) – синтетический препарат, растворимый в воде, принимает участие в улучшении деятельности головного мозга и восстановлении работы ЦНС;
  • витамин А – жирорастворимое вещество, используемое не только при гиперактивности, но и других нарушениях работы нервной системы.

Несмотря на кажущуюся безопасность витаминов, важно принимать их в определенной дозировке. В противном случае можно столкнуться с гиповитаминозом, который чреват нежелательными последствиями.

Успокоительные средства

Среди успокоительных препаратов для лечения СДВГ у детей часто используют следующие средства:

  • Магне В6 – комплексный витамин, обогащает организм магнием и улучшает умственную деятельность;
  • Персен – таблетки обладают мягким воздействием на детскую нервную систему;
  • Глицин – аминокислота, помогающая обеспечить эмоциональную разгрузку, успокоить и нормализовать сон, улучшить мозговую деятельность;
  • Цитраль – антисептик, обладает противовоспалительным и анальгезирующим действием, разрешен для лечения дошкольников, выпущен в форме суспензии;
  • Пантогам – обладает успокоительным эффектом, избавляет от судорог, используется для лечения гиперактивности у детей исключительно в крайних случаях.

Ноотропы

Нейрометаболические стимуляторы восстанавливают обменные процессы в нервных клетках и улучшают работу мозга. Из ноотропов для лечения гиперактивности у детей используются:

  • Пирацетам – усиливает синтез дофамина в головном мозге, способствует улучшению обменных процессов в нем, выпускается в виде капсул;
  • Глиатилин – ноотропное лекарственное средство, улучшающее внимание, память и мышление, что происходит за счет восстановления кровообращения в головном мозге, для лечения детей лучше использовать уколы;
  • Кортексин – оказывает антиоксидантное воздействие на организм ребенка, обеспечивает защиту клеткам от свободных радикалов, выпускается в виде уколов;
  • Ноопепт – отличается нейропротективным действием, улучшает память, повышает способность к обучению, выпускается в виде таблеток;
  • Фенотропил – ноотроп, который выделяется психостимулирующими и успокаивающими свойствами, представлен в виде таблеток.

Перечень ноотропных препаратов достаточно широк. Конкретный медикамент и его дозировку должен подобрать лечащий врач.

Норадреналиновый препарат

Одним из главных представителей норадреналиновых препаратов является Дигиталис. Его редко используют для лечения детей до года. Препарат состоит из трав, поэтому практически не имеет противопоказаний. Запрещено его использовать только при аллергии на один из компонентов средства.

Дигиталис – гомеостатический препарат, который в больших дозировках является ядовитым.

Это далеко не весь перечень препаратов, которые используются для лечения гиперактивности у детей. Зачастую применяются Неулептил, Мексидол и даже БАДы.

Народные методы

Наряду с медикаментозным лечением, избавиться от гиперактивности у детей помогают народные средства. Как именно их использовать – отдельно или в дополнение к традиционной терапии – решает врач. Лечение гиперактивности у детей народными средствами предполагает прием травяных настоев и отваров внутрь, а также применение в виде ванночек.

Травы

Известно несколько рецептов приготовления отваров и настоев из трав, которые помогают сгладить симптомы гиперактивности у детей:

  • сушеные корневища дягиля (10 г) залить кипятком (0,5 л) и настаивать 6 часов, замотав емкость теплым полотенцем или одеялом, пить по 1 ч. л. трижды в день;
  • несколько столовых ложек шишек хмеля залить 300 мл воды, поставить на огонь и варить около 1 минуты после закипания, затем настаивать полчаса, пить 3 раза в день по 10 мл;
  • приготовить отвар зверобоя: залить измельченное сухое сырье (15 г) небольшим количеством кипятка, чтобы он покрыл траву, отварить в течение 15 минут, а затем пить охлажденным по 2 ч. л. дважды в день;
  • заварить 10 г цветков лаванды в 300 мл кипятка и настоять полчаса, принимать по 15 мл 2 раза в день.

Важно помнить о том, что травы также имеют противопоказания и побочные эффекты, поэтому перед их использованием лучше проконсультироваться с врачом.

Травяные ванны

Расслабляют тело и нервную систему травяные ванны. Для приготовления одной из таких необходимо смешать 50 г сухого корневища аира, 20 г плодов можжевельника и 20 г ивовой коры. Залить полученную смесь 3 л воды и поставить на огонь. Томить после закипания примерно 15 минут, а потом еще настоять полчаса. Вылить свежеприготовленный отвар в ванну с водой и выполнить процедуру в течение 20 минут.

Принимать такую ванну не обязательно ежедневно, достаточно готовить ее через день на протяжении 1,5 месяцев.

Коррекция образа жизни

Гиперактивный ребенок должен жить по расписанию, а также придерживаться следующих правил:

  • вовремя ложиться спать и просыпаться по утрам;
  • полноценно питаться;
  • чаще совершать прогулки перед сном;
  • делать зарядку по утрам и в целом вести активный образ жизни.

Если ребенок увлечется каким-либо видом спорта, не стоит препятствовать этому. Подойдет легкая атлетика, плавание, гимнастика и прочее.

Питание и диета

В меню гиперактивного ребенка следует ввести много продуктов, содержащих сложные углеводы (фасоль, крупы, крахмалистые овощи). Учеными доказано, что такая пища повышает уровень серотонина в крови, которого как раз и не хватает при гиперактивности.

Важно исключить из рациона больного простые сахара. Они способствуют мгновенному всплеску энергии, а в норме она должна вырабатываться постепенно. Продукты с содержанием простых сахаров − это кондитерские изделия, сладкие фрукты, белых хлеб и другие. Также желательно избегать употребления красителей, консервантов и других вредных веществ.

Кроме сложных углеводов, в рационе должно присутствовать много белка, который способствует концентрации внимания и в целом участвует в важных процессах в организме. Чтобы достичь желаемого эффекта, нужно включить в меню ребенка с гиперактивностью больше мяса, орехов, рыбы.

Результаты последних исследований доказали пользу цинка при СДВГ. Поэтому в меню ребенка нужно включить морепродукты, злаковые блюда. Стоит обогатить рацион продуктами, повышающими содержание Омега-3 в крови, такими как авокадо, мясо лосося и другие.

Упражнения

Для устранения симптомов при гиперактивности у детей рекомендуют следующие виды упражнений:

  • развитие мелкой моторики – быстро и поочередно перебирать пальцы рук, совмещая их с большим, смыкая и размыкая кольцо;
  • на ровной поверхности рука поочередно выполняет три положения, которые последовательно сменяют друг друга: ладонь на плоскости, сжать в кулак, поставить ребром;
  • сесть на пол, закрыть глаза и внимательно прислушаться к окружающим звукам.

Первые два упражнения – своеобразный массаж для развития мелкой моторики, а последнее помогает развить внимательность.

Социализация

Чтобы гиперактивный ребенок чувствовал себя комфортно в детском саду или школе, а также во избежание конфликтов с другими детьми, педагоги должны придерживаться следующих правил:

  • гиперактивных детей всегда держать в поле зрения;
  • сажать не дальше второй парты;
  • не указывать ребенку, что его поведение отличается от сверстников;
  • всегда хвалить за заслуги, но не закрывать глаза на недочеты;
  • поручать мелкие задания, связанные с физической активностью;
  • не наказывать в присутствии других детей.

Не обязательно искать дошкольное или школьное учреждение, специализирующееся на обучении гиперактивных детей. Хороший педагог, который способен дать правильное воспитание, может работать и в обычной школе или в детском саду.

Работа с психологом и психотерапевтом

Параллельно с лечением медикаментами, при гиперактивности ребенка следует показать психологу и психотерапевту. У профессионалов разработаны специальные методики, которые помогут скорректировать поведение малыша. Помимо упражнений и творческих заданий, специалисты используют релаксационные методы.

Если причина гиперактивности у ребенка состоит в родовых травмах, дополнительную помощь сможет оказать остеопат. Если наблюдаются дефекты речи, понадобится консультация логопеда.

Памятка для родителей

Родители должны всегда поддерживать свое чадо, поощрять за хорошие поступки, а также наказывать за плохое поведение. Правильное воспитание детей при СДВГ сводится к следующему:

  • повышение самооценки – оказывать эмоциональную поддержку и хвалить за хорошие поступки;
  • выстроить личностные границы – воспитывать в строгости, но быть справедливым к ребенку;
  • давать небольшие задания – убрать в доме, помыть посуду, сходить в магазин;
  • не заставлять запоминать больше, чем способен ребенок – для гиперактивных детей нагрузки должны быть небольшими, умственная деятельность чередуется с физической активностью;
  • заинтересовать музыкой, рисованием или найти другое занятие по интересам;
  • обсуждать в домашней обстановки причины конфликтных ситуаций, которые постоянно создают дети с СДВГ, а также обговаривать способы выхода из них.

Результаты

При адекватном лечении и соблюдении всех рекомендаций специалистов через определенный период времени можно наблюдать изменения в поведении гиперактивного ребенка. Он становится более усидчивым, внимательным, лучше идет на контакт. У школьников повышаются оценки в школе. В целом, малыш перестает выделяться среди сверстников чрезмерной активностью, симптомы болезни полностью исчезают.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является нейродегенеративным заболеванием, которое требует комплексного подхода к лечению. В данном случае необходима не только поведенческая терапия, но и прием лекарств. Медикаментозное лечение позволяет не только избавиться от признаков патологии, но и побороть ее полностью.

Успокоительные средства

При гиперактивности ребенка наиболее эффективными являются медикаменты, обладающие успокоительным действием. В большинстве случаев детям делают следующие назначения.

Глицин

Это аминокислота, с помощью которой обеспечивается эмоциональная разгрузка. В период приема медикамента гиперактивный ребенок становится более спокойным. Благодаря Глицину нормализуется сон маленького пациента, а также улучшается работа головного мозга.

Применение медикамента рекомендуется при недостаточной социальной адаптации, низкой умственной работоспособности, агрессивности, вегетососудистый расстройствах.

Неоспоримым преимуществом лекарства является минимальное количество противопоказаний. Его запрещается принимать только при индивидуальной непереносимости.

медикаментозное лечение сдвг у детей

Цитраль

Препарат имеет антисептическое, противовоспалительное и анальгезирующее действие. Его рекомендуется применять для лечения заболевания у детей дошкольного возраста. Производство лекарства осуществляется в виде суспензии, что дает возможность его применения в детском возрасте. Применение лекарства категорически запрещается при гиперчувствительности.

Пантогам

Относится к категории ноотропных седативных препаратов, которые имеют противосудорожный эффект. Именно поэтому с его помощью проводится лечение гиперактивности в особо сложных случаях.

В период приема медикамента обеспечивается активизация умственной деятельности и физической работоспособности. Препарат применяется при СДВГ, а также для борьбы с гиперкинетическими расстройствами. Таблетки необходимо принимать детям 1-6 месяцев. Дозировка определяется доктором в соответствии с возрастными особенностями. При индивидуальной непереносимости успокоительное принимать строго запрещено.

Успокоительные средства назначают маленьким детям при повышенной возбудимости. Они используются не только для успокоения ребёнка, но и для того чтобы устранить симптомы заболевания.

медикаментозное лечение сдвг у детей

Психостимуляторы

Для того чтобы лечить заболевание у малышей, рекомендовано применение психостимуляторов. Риталин

Это неамфитаминовый психотропный препарат, который предназначается для лечения гиперактивности у детей.

Действие лекарства направлено на снижение гиперактивности, а также импульсивности. В период приема медикамента ребенок становится более сосредоточенным. С помощью лекарства обеспечивается улучшение поведения, а также общего качества жизни малыша. Недостатком медикамента является то, что его необходимо принимать в строгом соответствии с установленной доктором дозировкой. В противном случае будут наблюдаться нежелательные эффекты.

Экседрин

Препарат разработан на основе ацетилсалициловой кислоты и психолептиков. Именно поэтому лекарство достаточно хорошо переносится детьми. Недостатком препарата является наличие большого количества противопоказаний в виде гиперчувствительности, авитаминоза, глаукомы, ишемической болезни сердца и т.д. Препарат разрешается принимать только в подростковом возрасте, если ребенку исполнилось 15 лет.

Для лечения СДВГ часто применяются психостимуляторы. С помощью этих медикаментов стабилизируется состояние маленького пациента, а также активизируется его мозговая и физическая деятельность.

медикаментозное лечение сдвг у детей

Ноотропы

Если диагностируется гиперактивность у детей, то им рекомендуется прием медикаментов, которые обладают ноотропным действием. Доктора рекомендуют прием:

Пирацетам

Препарат рекомендуется при гиперактивности, так как с его помощью обеспечивается усиление синтеза дофамина в мозге. Медикамент положительно влияет на обменные процессы в мозге.

Если ребенок склонен к аллергическим реакциям, то использовать лекарство не рекомендуется. Также медикамент противопоказан при сахарном диабете и почечной недостаточности. Медикамент имеет недостатки в виде побочных эффектов – диареи, запоров, тошноты, рвоты, судорог и т.д.

медикаментозное лечение сдвг у детей

Ноопепт

Широко применяется от синдрома дефицита внимания, так как характеризуется наличием нейропротективного действия. С помощью медикамента обеспечивается улучшение памяти, а также способности к обучению.

Во время применения медикамента улучшается устойчивость тканей мозга к разнообразным воздействиям негативного характера. Преимуществом медикамента является отсутствие синдрома отмены. Применение лекарства разрешается с 18-летнего возраста. Если имеются соответствующие показания, то доктор может назначить медикамент в более раннем возрасте.

медикаментозное лечение сдвг у детей

Фенотропил

Относится к категории ноотропов, которые обладают психостимулирующими свойствами. Благодаря лекарству обеспечивается полноценная интерактивная деятельность головного мозга. Также медикамент имеет успокаивающие свойства.

Единственным противопоказанием к применению средства является индивидуальная непереносимость. Так как влияние медикамента на детский организм не определено, то его использовать не рекомендуется. Лечение препаратом разрешается только после консультации с врачом.

Список ноотропных лекарств является достаточно большим. Пациентам рекомендуют применение Семакса, Билобила, Церебролизина и т.д. Выбор определенного лекарства осуществляется только доктором.

медикаментозное лечение сдвг у детей

Витамины

Существуют разнообразные препараты для лечения СДВГ. Достаточно часто пациентам делают назначение витаминных комплексов, с помощью которых обеспечивается укрепление иммунной системы и стабилизация поведения ребенка.

Тиамина Хлорид-Дарница

Это водорастворимый препарат синтетического происхождения. Медикамент характеризуется хорошей адсорбцией. Предназначается для лечения дефицита витаминов, а также нарушений мозговой и нервной деятельности. Лекарство не рекомендуется принимать при заболеваниях аллергической природы, авитаминозе, гиперчувствительности к компонентам.

медикаментозное лечение сдвг у детей

Витамин А

Это жирорастворимый витамин, который рекомендуется использовать для лечения СДВГ, авитаминозов, заболеваний нервной системы и т.д. Лечение препаратом должно проводиться только после предварительной консультации с доктором. В противном случае может наблюдаться возникновение нежелательных эффектов в виде гипервитаминоза.

Витаминотерапия является достаточно эффективной для лечения СДВГ. Препараты должны назначаться только доктором после проведения соответствующих обследований и определения дефицита витаминов.

медикаментозное лечение сдвг у детей

Норадреналиновый препарат

Для терапии патологического процесса часто используются норадреналиновые медикаменты. Норадреналина гидротартат

Применение препарата рекомендуется детям в крайне редких случаях. С его помощью активизируется работа сердца, головного мозга, а также нервной системы. Недостатком лекарства является возможность развития нежелательных эффектов в виде головной боли, тошноты, рвоты, озноба, тахикардии. Такое нежелательное воздействие диагностируется только при чрезмерно быстром введении медикамента.

Дигиталис

В грудном возрасте препарат может не принести желаемого результата, поэтому используется в крайне редких случаях. Если у ребенка диагностируется лабильный уровень сывороточного кальция, то применять медикамент рекомендовано максимально осторожно.

СДВГ является сложным диагнозом, который требует грамотного подхода к лечению. Для терапии патологии можно использовать медикаменты. Выбор определенных лекарств осуществляется доктором только после проведения соответствующей диагностики и консультации с доктором, что устранит возможность развития нежелательных эффектов.

медикаментозное лечение сдвг у детей

Слишком активный ребенок может стать для своей семьи настоящей проблемой.

Маленьких непосед сложно укладывать спать, заставлять делать уроки или выполнять скучную работу по дому. Поэтому родителям нередко приходится выбирать успокоительное для гиперактивных детей.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Гиперактивностью — называют состояние неадекватной возбудимости и неуместных движений сверх нормы.

У детей это может проявляться:

медикаментозное лечение сдвг у детей

  • суетой;
  • болтливостью;
  • хаотичными движениями без необходимости.

Родителям, имеющих гиперактивных детей, необходимо:

  • придерживаться четкого распорядка дня;
  • не перевозбуждать ребенка большим количеством занятий и событий;
  • следить за питанием, снизить потребление сахара;
  • не выяснять отношения при ребенке;
  • придерживаться позитивной модели общения;
  • выяснить, что интересно сыну или дочери и найти подходящее хобби;
  • научить ребенка расслабляться физически и эмоционально.

Избавиться от гиперактивности помогут успокоительные ванны с экстрактами хвойных деревьев и шишек хмеля. Они успокаивают нервную систему и помогают быстрее заснуть, поэтому принимать их рекомендуется вечером.

Прежде чем начинать такого рода лечение, следует проконсультироваться с педиатром. После ванны ребенка укладывают на кровать, читают ему сказку или включают спокойную музыку. Чтобы малыш скорее заснул, можно сделать расслабляющий массаж.

Гиперактивность считается симптомом неуравновешенной нервной системы.

Какие препараты можно использовать?

медикаментозное лечение сдвг у детейЕсли другие методы не помогают, решить проблему поможет успокоительное для гиперактивных детей.

Оно способствует нормализации сна, уменьшению тревожности, снижению раздражительности, улучшению концентрации внимания и способности к обучению. Назначать курс лечения должен врач после комплексного обследования ребенка. Существует несколько групп препаратов, используемых при гиперактивности у детей.

Успокоительные средства

Чаще всего детям назначают лекарства с седативным (успокаивающим) действием, к ним относятся следующие препараты:

  1. Магне B6. Комбинированное средство, содержащее магний и витамин B6. Улучшает умственную деятельность, поэтому часто назначается школьникам. Одним из противопоказаний является возраст до 6 лет;
  2. Глицин. Аминокислота, которую можно давать детям любого возраста (в т. ч. грудничкам). Помогает при гиперактивности, агрессивности, психоэмоциональном напряжении, нарушениях сна, низкой умственной работоспособности, недостаточной социальной адаптации, перепадах настроения;
  3. Персен. Растительный препарат, оказывающий мягкое воздействие на детскую нервную систему. Назначается при повышенной нервной возбудимости, раздражительности, бессоннице. Применяется начиная с 12 лет;
  4. Бэби Формула Мишки Спокойствие. Выпускается в форме жевательных пластинок, которые очень нравятся детям. Производится на основе глицина, магния, экстрактов мяты и мелиссы. Противопоказание – возраст младше 3 лет;
  5. Тенотен детский. Оказывает седативное и противотревожное действие. Назначается при невротических и неврозоподобных расстройствах, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Используется для лечения детей старше 3 лет.

Психостимуляторы

В редких случаях детям назначают психостимуляторы, наиболее известными являются следующие лекарственные средства:

медикаментозное лечение сдвг у детей

  1. Риталин. Назначается при СДВГ. Делает ребенка менее импульсивным и более сосредоточенным, повышает общее качество жизни. В России препарат не продается, т. к. может вызывать зависимость и серьезные побочные эффекты;
  2. Экседрин. Производится на основе ацетилсалициловой кислоты и психолептиков. Имеет множество противопоказаний, назначается подросткам от 15 лет и старше. Дозировку должен подбирать врач. Несоблюдение этого требования чревато развитием побочных реакций: головной боли, нервного тика, головокружения и т. д.;
  3. Аддеролл. Комбинированное средство, содержащее 4 соли амфетамина. Использовать препарат можно только под присмотром врача, т. к. передозировка чревата гипертермией и острым некрозом скелетных мышц. На территории РФ Аддеролл запрещен.

Ноотропы

Если основная проблема заключается в рассеянном внимании, ребенку назначаются ноотропные препараты. Нейрометаболические стимуляторы улучшают работу головного мозга и восстанавливают обменные процессы в нервных клетках.

Ноотропы, часто назначаемые детям при гиперактивности:

медикаментозное лечение сдвг у детей

  1. Пирацетам. Выпускается в капсулах, используется для лечения детей старше 3 лет. Стимулирует синтез дофамина и улучшает обменные процессы в головном мозге. Повышает концентрацию внимания, улучшает когнитивные функции. Не оказывает психостимулирующего или седативного действия;
  2. Глиатилин. Продается в форме капсул, раствора для в/в и в/м введения. Восстанавливает нормальное кровообращение в головном мозге, что ведет к улучшению памяти, внимания и мышления. Для лечения детей рекомендуется использовать раствор;
  3. Кортексин. Является инновационным нейропротекторным препаратом без побочных эффектов, что позволяет использовать его с 0 лет. Продается в виде порошка, из которого готовится раствор для в/м введения. Лекарство оказывает антиоксидантное действие, защищает клетки от свободных радикалов;
  4. Ноопепт. Выпускается в таблетках, обладает нейропротективными и ноотропными свойствами. Улучшает память и стимулирует способность к обучению. Подросткам препарат назначают редко, т. к. возраст до 18 лет является противопоказанием.

Другие лекарства

медикаментозное лечение сдвг у детейДетям с гиперактивностью могут назначаться норадреналиновые препараты, такие как Дигиталис. Гомеопатическое многокомпонентное средство редко используется в детском возрасте.

Обычно врачи отдают предпочтение перечисленным выше седативным и ноотропным препаратам. Также возможно использование биологически активных добавок.

Главное – помнить о том, что прием любых препаратов (в т. ч. тех, которые продаются без рецепта) должен быть согласован с врачом.

Если ребенок перевозбудился, нужно сменить обстановку на более спокойную, например, отвести его в другую комнату. Если малыш расстроен, можно обнять его и погладить по голове.

Успокоительный сбор для детей

Если верить отзывам, травы хорошо помогают при синдроме гиперактивности. Детям до 12 месяцев можно давать однокомпонентные отвары, приготовленные из ромашки, валерианы, мелиссы, фенхеля. Они являются наиболее безопасными, т. к. редко вызывают аллергические реакции.

Чтобы заварить траву, нужно ознакомиться с инструкцией на упаковке. Детям от 1 года до 3 лет можно давать “Успокоительный сбор для детей”, продающийся в аптеках. Препарат содержит пустырник, валериану, чабрец и курильский чай.

Чтобы приготовить напиток, необходимо:

  1. залить 1 ст. л. сбора стаканом кипятка;
  2. поставить на водяную баню на 20 минут;
  3. настаивать в течение получаса;
  4. процедить.

Отвар дают ребенку 1 раз в день по 1/3 стакана. Делать это желательно перед сном. Также можно купить “Детский успокаивающий чай” в пакетиках, который удобно заваривать.

Сбор содержит 9 лекарственных растений, в т. ч. ромашку, мяту, зверобой и валериану. Употреблять такой напиток можно не более 3 раз в сутки.

Видео по теме

Какие успокоительные можно давать детям? Ответы в видеоролике:

Лечение гиперактивности лучше доверить врачу. Самостоятельно предпринимать какие-либо действия не только бессмысленно, но и опасно: неправильный выбор препарата может привести к развитию осложнений и побочных эффектов.

при диагнозе СДВГ детям в США сразу назначают лекарства. Лечение СДВГ

Содержание:

Реклама

Чем выше конкуренция в образовании, чем сложнее становятся школьные программы, тем больше детей получают диагноз СДВГ и начинают принимать лекарства — как правило, всем известный риталин. В США его выписывают даже детям ясельного возраста. Хорошо это или плохо?

СДВГ: дети не справляются с жизнью?

Употребление рецептурных лекарственных средств резко возрастает в одной из групп американского населения — среди детей. Наверное, это положительное явление, поскольку так подрастающему поколению легче справиться с вызовами современного мира. Но тренд требует пристального наблюдения — нельзя позволить ему выйти из-под контроля и нанести вред детям.

По мере развития системы медицинского страхования детям все чаще ставили диагнозы, при которых помогает медикаментозное лечение. За последние 20 лет частота выявления СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) у детей подскочила с 3-5 до почти 15%.

Некоторые считают, что этот рост связан с доступностью для американцев психиатрической и психологической помощи — действительно, во многих школах сейчас есть штатные психологи, к которым учащиеся могут обращаться еженедельно. Другие говорят о том, что требования, предъявляемые в наши дни к детям, так высоки, что помощь, позволяющая выдержать бесконечные часы корпения над математическими задачами, потребуется еще очень и очень многим.

В любом случае отклонения все чаще диагностируются в раннем детстве, и их лечение обычно продолжается и в юности.

В Америке рецептурные лекарства, как правило, назначаются сразу же, а не в крайних случаях. В результате в наши дни американские дети принимают столько же таблеток, сколько и их родители. По данным центров контроля и профилактики заболеваний, число американских детишек, которым назначается медикаментозное лечение в связи с СДВГ, резко возрастает: в 2003 г. такой диагноз был поставлен 7,8% детей, а в 2015 г. его получили уже 11% детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет.

Реклама

СДВГ: дети не справляются с жизнью?

В 1978 г. СДВГ определяли как «синдром детской гиперактивности», характерный в основном для маленьких детей и встречающийся только у одного ребенка из тысячи. С тех пор произошел чуть ли не стократный рост заболеваемости. Одни врачи считают, что виной этому факторы внешней среды, другие связывают его с генетикой. Одни говорят, что главная причина в растущих нагрузках, другие — что в недостатке сна. А есть те, кто возлагает ответственность на воспитание в семье, указывая, что работающие родители просто не замечают изменений в поведении детей.

Сегодня в Америке больше детей работающих родителей, чем когда-либо прежде. А в детских дошкольных учреждениях не очень хотят разбираться с плохим поведением детей, которые портят настроение всем остальным в группе. Вместо того чтобы потратить время на обследование ребенка, провести соответствующее тестирование, опросить педагогов и сотрудников детского сада, родители и врачи принимают простое и быстрое решение: посадить ребенка на лекарства, хотя бы временно. Лучше поскорее успокоить его, чем рисковать отказом детского учреждения принимать ребенка. Но временное часто становится постоянным.

Свою роль играет и одержимость американцев образованием. В нашем обществе у любого ребенка есть все возможности получить как минимум четырехлетнее университетское образование. Погоня за успехом начинается с трехлетнего возраста. Ваш ребенок не знает алфавит? Похоже, у него проблемы. Существуют летние лагеря, в которых детсадовцев учат чтению, восьмиклассники овладевают высшей математикой, а школьников-спортсменов готовят к поступлению в университеты. Отставать нельзя.

Средняя численность детей в школьном классе не снижается, а возрастает, и часто среди них есть дети с особенностями развития. В 1991 г. в американское законодательство об образовании были внесены изменения, учитывающие потребности детей с СДВ и СДВГ. Наличие специальных образовательных услуг сделало постановку диагноза проблемным детям привлекательной и для родителей, и для учителей. Учителя перегружены, им мало платят, и эмоциональные вспышки учеников им совершенно ни к чему. Медикаментозное лечение помогает исправить ситуацию.

Кто и почему сажает детей на таблетки?

Кто и почему сажает детей на таблетки?

Изначально я предполагал, что сажают детей на таблетки преимущественно в состоятельных семьях. Исследовав вопрос, мы обнаружили, что на самом деле нынешний тренд деток на таблетках затрагивает в основном детишек из менее зажиточных слоев населения и из сельской местности, получающих медикаментозное лечение рецептурными препаратами. За период между 1998 и 2013 гг. количество диагнозов «СДВГ» среди детей бедноты возросло на 73%, тогда как рост аналогичного показателя среди детей из семей, не относящихся к бедным, составил лишь 35%.

Лекарства используются в качестве первого средства против поведенческих проблем как из-за низкой доступности когнитивно-поведенческой терапии (которая недостаточно широко распространена, затратна и требует много времени), так и из-за страха исключения из школы. Ряд школ придерживается принципа нулевой терпимости по отношению к вызывающему поведению или скандалам, и для детей из бедных семей, не принимающих таблетки, угроза исключения вполне реальна.

Рост распространенности медикаментозного лечения затрагивает все возрастные группы. Рецептурные лекарства в связи с эмоциональными или поведенческими нарушениями прописывают более чем 9% юных американцев в возрасте от 6 до 17 лет. Такие же лекарственные средства прописывают более чем 7% черных американских детишек и 4,5% испаноязычных. Это очень высокие показатели — почти каждый десятый белый американский ребенок принимает рецептурные лекарства.

В основном американских подростков лечат от какого-то одного из двух основных заболеваний: депрессии или проблем с концентрацией внимания. По данным центров контроля и профилактики заболеваний, психотропные средства принимают примерно 6% населения страны в возрасте от 12 до 19 лет, а более 3% всех подростков лечится от синдрома дефицита внимания. Американские подростки-мальчики с большей вероятностью сидят на лекарствах в связи с СДВГ, чем подростки-девочки, — 4,2 и 3,2% соответственно. Лишь немногим более половины (53,3%) этих тинейджеров посещали за последний год специалистов по психическому здоровью. Тренд состоит в том, чтобы полностью полагаться на лекарства.

Лекарствами пичкают также младенцев и детишек ясельного возраста, хотя для них, как и для детей постарше, нет стандартных процедур оценки состояния. Согласно данным центров контроля и профилактики заболеваний, «не менее 10 000 детей ясельного возраста получают психостимуляторы, например метилфенидат (риталин)», а число американцев моложе 18, регулярно принимающих психостимуляторы, возросло пятикратно. В самом разгаре очередная лекарственная эпидемия.

Еще большее беспокойство вызывают нейролептические средства, прием которых за тот же период увеличился в шесть раз, о чем сообщает Национальный центр медицинской статистики. Цифры растут с пугающей скоростью: по данным компании IMS Health, в 2014 г. детям не старше двух лет было выписано почти 20 000 рецептов на рисперидон (известный как риспердал), кветиапин (сероквель) и прочие нейролептики, что на 50% больше, чем за предыдущий аналогичный период. Всего за один год для этой возрастной группы было выписано на 23% больше рецептов на антидепрессант флуоксетин (прозак) — примерно 83 000.

Кроме того, огромное число американских деток на таблетках злоупотребляет этими лекарствами. По данным факультета здравоохранения Университета Джонса Хопкинса, «резко возросло» количество обращений в отделения экстренной медицинской помощи в связи с передозировкой популярного стимулирующего средства (применяемого при СДВГ) риталина. Его употребляют, чтобы взбодриться и справиться с учебными нагрузками. Чем доступнее рецепты и слабее контроль, тем больше может стать несчастных случаев, связанных со злоупотреблением лекарствами подобного рода.

Реклама

Детки на таблетках: хорошо или плохо?

В том, что касается американской семьи, феномен деток на таблетках влияет на отношения детей и родителей, причем, судя по всему, и в положительном, и в отрицательном смысле. С одной стороны, эти лекарства порой помогают детям с поведенческими проблемами лучше, чем традиционная психотерапия или обычные воспитательные меры, снижая уровень стресса и тревожности и возвращая покой родителям. Однако они способны также порождать зависимость, а готовность родителей сразу начать медикаментозное лечение (или последовать указаниям сделать это) не дает им изучить альтернативные методы.

Происходящее в большой степени связано с расширением страхового покрытия, предоставляемого системой здравоохранения: психиатрическая помощь стала доступной большему количеству семей, и детей посадили на лекарства, без которых они вполне могли бы прожить. А это, в свою очередь, открыло фармацевтическим компаниям новые рынки продаж.

Есть как минимум одна область, в которой тренд «детки на таблетках» способствовал улучшению жизни американцев, — дестигматизация психических расстройств. Когда детки на таблетках и их друзья без предрассудков относятся к антидепрессантам или откровенно обсуждают свои проблемы, постепенно исчезает ощущение изоляции, страха и неуверенности, сопутствующее многим психическим заболеваниям.

Рост числа деток на таблетках говорит очень многое о традиционной американской вере в чудодейственность лекарств. Она передалась и американской молодежи, и, хотя лечение некоторыми из этих препаратов идет обществу на пользу, оно может привести к и появлению нового поколения зависимых, даже при том что средства, применяемые при СДВГ, не вызывают зависимости. Остается надеяться, что психиатры не ошибаются.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Лечение детей с СДВГ

Лечение СДВГ – это не только прием лекарств. Есть много других эффективных методов, которые помогают детям с СДВГ улучшить внимание, контролировать импульсивное поведение, обуздать гиперактивность.

Питательные блюда, игры, упражнения, а также обучение лучшим социальным навыкам – часть сбалансированного плана лечения, который улучшает школьное образование, отношения с другими людьми, уменьшает стресс, разочарование.

Таблетки – не единственный вариант

Стимуляторы, такие как Риталин и Аддерелл, часто назначаются при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (ADHD, ADD), но они не лучший вариант – и, конечно, не единственное лечение.

Лекарства от СДВГ помогают ребенку лучше сконцентрироваться, усидеть на месте, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Но на сегодняшний день мало доказательств того, что они улучшают успеваемость в школе, отношения или поведенческие проблемы в долгосрочной перспективе.

Даже краткосрочно, лекарство не решит всех проблем, не устранит полностью симптомы СДВГ.

сдвг

Кроме того, есть опасения по поводу воздействия этих мощных препаратов на развивающийся мозг.

Побочные эффекты, такие как раздражительность, потеря аппетита, бессонница, могут стать проблемой.

Итог: таблетки – это инструмент, а не лекарство. Они наиболее эффективны в сочетании с другими видами лечения, которые решают эмоциональные и поведенческие проблемы.

Что нужно знать о лекарствах от СДВГ

Каждый реагирует по-разному.  Некоторые дети испытывают улучшение, другие незначительное облегчение. Побочные эффекты различаются от человека к человеку, для некоторых намного перевешивают преимущества. Поскольку каждый реагирует по-разному, поиск правильного препарата и дозы требует времени.

Таблетки более эффективны в сочетании с другими видами лечения.  Вы получите гораздо больший эффект, если будете использовать другие способы, которые дают навыки преодоления.

СДВГ-препараты следует всегда тщательно контролировать.  Лекарственная терапия включает не только прием таблетки и забывание об этом. Врачу необходимо будет следить за побочными эффектами, за тем, как ребенок чувствует себя, и корректировать дозировку. Когда препарат не подвергается тщательному контролю, он менее эффективен, более рискован.

Принимать таблетки не значит, оставаться с ними навсегда.  Хотя небезопасно менять препараты многократно, можете спокойно отказаться от лечения при помощи лекарств, если все будет не так хорошо. Если хотите, прекратить принимать лекарства, обязательно сообщите об этом врачу, проработайте с ним медленную отмену.

Лечение начинается дома

Как родитель, вы имеете огромное влияние на лечение ребенка. Употребление здоровой пищи, умеренная физическая нагрузка, спорт помогают справиться с симптомами СДВГ. Это означает, что ребенок может начать лечение СДВГ прямо сегодня – дома.

Преимущества спорта, прогулок

Исследования показывают, что время, проведенное на природе, уменьшает симптомы СДВГ у детей. Поощряйте его играть на улице не менее 30 минут каждый день.

детский спорт

Спорт является одним из самых простых и эффективных способов избавиться от проблем. Физическая активность немедленно повышает уровень дофамина, норадреналина, серотонина головного мозга – все это влияет на концентрацию и внимание.

Спорт и лекарства от СДВГ, такие как Риталин, Аддерелл, работают одинаково. Но, в отличие от препаратов, упражнения не требуют рецепта, у них нет побочных эффектов.

Занятия, требующие пристального внимания к движениям тела, такие как танец, гимнастика, боевые искусства, скейтбординг, особенно хороши для гиперактивных детей. Командные виды спорта также будут хорошим выбором. Социальный элемент делает их интересными.

Важность сна

Регулярный качественный сон приводит к значительному улучшению ситуации. Однако у многих детей есть проблемы с тем, чтобы спать по ночам. Иногда проблемы со сном возникают из-за стимуляторов, снижение дозы или прекращение приема препарата полностью решает проблему.

Тем не менее, большой процент детей с СДВГ, которые не принимают стимуляторов, также испытывают трудности со сном. Если ваш ребенок является одним из них, могут помочь следующие советы.

  • Установите регулярное время сна (обеспечьте его соблюдение).
  • Если фоновый шум успокаивает, попробуйте включить специальную музыку или вентилятор.
  • Отключите всю электронику (телевизор, компьютер, видеоигры, iPhone) не менее чем за час до сна.
  • Ограничьте физическую активность вечером.

Хорошее питание

Исследования показывают, что время приема и качество пищи имеет огромное значение.

Создайте режим питания и перекусов с промежутком не более трех часов. Это поможет сохранить уровень сахара в крови, свести к минимуму раздражительность, поддерживать концентрацию внимания.

Включите немного белка и сложных углеводов в каждый прием пищи или закуски. Эти продукты помогут ребенку чувствовать себя более уверенно, уменьшая гиперактивность.

Проверьте уровень цинка, железа, магния. Многие дети с СДВГ страдают от недостатка этих важных минералов. Повышение уровня их помогает контролировать симптомы СДВГ. Увеличение железа особенно полезно. В одном исследовании было обнаружено, что добавка железа улучшает симптомы почти так же, как при приеме стимулирующих препаратов.

Добавьте омега-3 в рацион. Исследования показывают, что омега-3 устраняет гиперактивность, импульсивность, улучшает концентрацию у детей (и взрослых) при СДВГ. Омега-3 содержится в лососе, тунце, сардинах, обогащенных яйцах, молочных продуктах. Самый простой способ увеличить потребление – это добавка рыбьего жира.

Профессиональное лечение

Есть много способов помочь ребенку с СДВГ дома, но можно обратиться за профессиональной помощью. Специалисты разработают эффективный план лечения. Поскольку лучше всего работает сочетание методов и стратегий, рекомендуется консультирование нескольких специалистов.

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия, очень успешна при лечении СДВГ. Особенно полезна для людей, принимающих стимулирующие препараты, может даже позволить снизить дозировку.

Она предполагает усиление желаемого поведения путем вознаграждения и похвалы. Коррекцию проблемного поведения путем установления пределов и последствий.

По данным академии педиатрии, к любому поведенческому подходу относятся три основных принципа:

  1. Задайте конкретные цели.  Задайте четкие цели, например, сосредоточьтесь на домашней работе в течение определенного времени.
  2. Поощряйте и наказывайте.  Предоставьте вознаграждение (положительное подкрепление), когда проявит желаемое поведение.
  3. Продолжайте использовать поощрение и наказание.  Использование вознаграждений и последствий последовательно в течение длительного времени влияет на поведение положительным образом.

Как родитель вы можете модифицировать индивидуальную программу с помощью специалиста, такого как клинический психолог. Когнитивно-поведенческий специалист фокусируется на практических решениях повседневных проблем. Этот психолог создаст поведенческую программу для дома, школы, поддержит вас в формировании позитивного поведения.

Терпение является ключевым в поведенческой терапии. В один день ребенок поведет себя красиво, а в следующий раз вернется к старым проблемам. Иногда может показаться, что тренировка не работает. Однако со временем результат становится очевидным.

Обучение социальным навыкам

Поскольку у детей с синдромом дефицита внимания часто возникают трудности с простыми социальными взаимодействиями, борьбой с низкой самооценкой, тип лечения, который помогает, – это обучение социальным навыкам.

Обычно проводится в групповой обстановке, обучение осуществляется терапевтом. Группа обучения социальным навыкам учит, как «читать» реакции других, как вести себя более приемлемо. Группа работает над переносом этих новых моделей поведения в реальный мир.

Советы по поддержке лечения ADHD

У детей с СДВГ часто возникают проблемы с переводом того, что они узнали из одной установки в другую. Например, они, возможно, узнали, как контролировать импульсивные вспышки в школе, но нетерпеливо прерывают других дома.

Концентрация является ключевой

Чтобы стимулировать позитивные изменения во всех ситуациях, дети с СДВГ нуждаются в согласованности. Важно, чтобы родители научились применять методы поведенческой терапии дома.

Дети с СДВГ с большей вероятностью преуспеют в выполнении задач, когда задачи возникают в предсказуемых моделях и в предсказуемых местах, чтобы они знали, чего ожидать и что должны делать.

Следуйте обычному режиму.  Важно установить время и место для всего, чтобы помочь ребенку с СДВГ понять и оправдать ожидания. Установите простые, предсказуемые ритуалы для приема пищи, домашнего задания, игры, сна.

Используйте часы и таймеры.  Подумайте о размещении часов по всему дому, с большими в спальне ребенка. Дайте достаточно времени на домашнее задание, сборы утром.

Упростите расписание.  Избегать простоя – хорошая идея, но ребенок с СДВГ может стать еще более отвлеченным и «ранимым», если у него слишком много занятий после школы.

Создайте тихое место.  Удостоверьтесь, что у ребенка есть тихое личное пространство. Гостиная или спальня подойдут – пока это не то же самое место, куда его отправляют на тайм-аут.

Покажите пример хорошей организации.  Организуйте пространство дома. Убедитесь, что ребенок знает, что все имеет свое место. Покажите пример порядка, опрятности, чистоты в максимально возможной степени.

Важность похвалы

Поскольку вы устанавливаете согласованную структуру и расписание, имейте в виду, что детей с СДВГ часто критикуют. Чаще хвалите его. Похвала особенно важна, потому что они, как правило, получают ее мало. Улыбка, положительный комментарий или другая награда улучшают внимание, концентрацию, контроль импульсов.

похвала

Приложите все усилия, чтобы сосредоточиться на позитивной похвале за соответствующее поведение, завершение задачи, при этом предоставляя как можно меньше отрицательных ответов на неподходящее поведение или невысокую производительность при выполнении задачи.

Награждайте даже за небольшие достижения – это приведет к большим успехам в будущем.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью — Клиника «Кордия»

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности, порок нейропсихического развития. В международной классификации болезней считался эмоциональным и поведенческим расстройством, в новой редакции МКБ-11 относится к нарушениям развития нервной системы.

Согласно полученным цифрам, сложности у гиперактивных личностей при отсутствии должного лечения сохраняются во взрослой жизни . Ранее считалось, что симптомы проявляются в основном у детей.

В результате исследований ученых из Дании установлено, что риск ранней смерти у лиц с СДВГ в 1,93- 3,01 раза выше, чем у здоровых ровесников. У девушек с таким диагнозом в три раза чаще случается беременность в подростковом возрасте. Результаты связывают с дефицитом внимания , склонностью к необдуманным решениям, рискованному сексуальному поведению молодых людей при отсутствии терапии в детстве.

Заболевание характеризуется патологическими чертами в трех категориях:

  • Недостаточность концентрации
  • Повышенная двигательная активность
  • Импульсивность (сложности с контролем поступков, эмоций)

Данные стран мира о частоте распространения синдрома дефицита внимания — от 5 до 20%. Сведения говорят о том, что у мальчиков он встречается чаще, чем у девочек. Соотношения зависят от критериев, методов и групп анализа.

Причины СДВГ

В озникновение болезни обусловлено дисбалансом обменных процессов в коре, теменной и лобной долей головного мозга. При данном дефекте трансмиттеры — вещества , передающие сигналы нервным клеткам, дают сбой. В этой химической структуре врачами выделяются дофамин и норэпинефрин. Эффективность нейромедиаторов в значительной мере отвечает за когнитивные и моторные функции тела.

Нейронные связи рецепторов дофамина ассоциируются со следующими способностями человека:

  • Спокойный сон
  • Сосредоточение
  • Самоконтроль
  • Удовольствие
  • Мотивация
  • Целеустремленность

Неправильная работа структур, отвечающих за выработку норадреналина, вызывает агрессию, тревогу, повышенную активность, забывчивость, нелогичное поведение .

Происхождение

Предпосылки до конца не изучены. В ходе крупнейших международных исследований установлено, что предрасположенность к формированию у детей СДВГ на 75-80% обусловлена генетически . Ученые выявили 12 участков генома, вариации в независимых локусах, которые повышают риск появления синдрома дефицита внимания . Мутации MAP1A увеличивают вероятность появления у потомства гиперактивности или аутизма в 15 раз.

Кроме наследственности, основы этих расстройств :

  • Стресс матери во время беременности
  • Ухудшение экологической ситуации
  • Гипоксия, плохое мозговое кровообращение как следствие тяжелых родов
  • Воздействие лекарств, например , противоэпилептических вальпроатов
  • Прием беременной алкоголя, наркотиков, курения
  • Травмы головы, мозговые кровоизлияния
  • Родовые осложнения

Существенный фактор — негативная домашняя обстановка. Под этим понимается недостаточное материальное обеспечение, несбалансированный рацион, токсичные отношения, ссоры и конфликты, неблагоприятный микроклимат в семье, алкоголизм, гиперопека, чрезмерная требовательность, тревожность родителей.

В целом причина патологии обусловлена сочетанием как органических, генетических, экологических, так и социально-психологических факторов.

По наблюдениям российских и зарубежных ученых во многих семьях синдром есть у отцов, матерей, братьев или сестер обследуемых. Не больше 30% людей компенсируют нездоровые черты к зрелости без необходимой медицинской помощи. Большое заблуждение родителей выражается в том, что имея схожую историю детства, они уверены, что сын или дочь «перерастет». Бездействовать — значит подвергать ребенка риску не справиться и получить на выходе большой букет сопутствующих психических проблем. Можно облегчить самочувствие больного, обеспечив успешную, здоровую жизнь в будущем.

Лечение СДВГ

Эффективное лечение требует тщательного обследования пациента . Из-за сложности постановки диагноза иногда врачи придерживаются размытых формулировок, когда речь идет о раннем детстве. Невроподобный, психоподобный синдромы, ЗПР, ЗППР, минимальная мозговая дисфункция — это только часть того, что близкие получают в качестве оценки состояния ребенка.

Диагностика должна включать в себя наблюдение психиатра, психолога и невролога, сбор сведений путем лабораторных анализов, изучение анамнеза, проведение тестов, использование классификаций, оценочных шкал. Для дифференциации других заболеваний со схожими симптомами может потребоваться ЭЭГ мониторинг с грамотной расшифровкой. В клинике душевного здоровья Кордия вы можете пройти комплексное обследование. Центр работает с функциональными расстройствами у детей от 1 года.

В лечении СДВГ важен системный подход. Эффективное восстановление возможно с помощью медицинских препаратов, педагогических методов, психологической, поведенческой терапии , других видов реабилитации. Необходима программа воздействия, которая учитывает конкретные характеристики больного.

Члены семей , в которых есть близкие со сложным заболеванием, нуждаются в поддержке и консультациях психологов. Родные играют важную роль в процессе реабилитации, становления личности индивидуума. Иногда близким требуется психологическая помощь, так как в этой ситуации любой человек испытывает сильный стресс. У отцов и матерей «сложных» детей встречаются серьезные депрессии, высокая тревожность, глубокое чувство вины, страхи.

СДВГ — симптомы, характерное восприятие, реакции

Симптомы имеют различную степень интенсивности. Это зависит от возраста, структуры личности, выраженности заболевания. Синдром дефицита внимания и гиперактивности бывает:

  • С недостатком концентрации
  • С преимуществом гиперактивности, импульсивности
  • Смешанного типа

СДВГ в раннем возрасте

До 3 лет отличить типичные капризы от реакций, которые выходят за пределы нормы, достаточно трудно. Есть некоторые признаки, которые должны насторожить родителей. В разных регионах имеют место как факты гипердиагностики, так и трудности с ранней постановкой диагноза. Ситуации, когда он ставился до 3-5 лет, крайне редки. В клинике Кордия вы можете продиагностировать и составить программу реабилитации для ребенка от года.

Первые признаки в детстве:

  • Частые истерики, возбудимость
  • Задержка речи
  • Постоянное переключение интереса с предмета на предмет
  • Плохие навыки имитации
  • Непоследовательные действия с объектами
  • Отсутствие длительного интереса к чему-либо
  • Некачественное восприятие обращенной речи
  • Нетерпеливость, раздражительность
  • Частая смена настроения
  • Быстрая, громкая, неразборчивая речь
  • Импульсивные действия, пренебрежение опасностью
  • Проблемы со сном
  • Чрезмерная активность, бессистемность движений
  • Быстрое или медленное развитие в сравнении со сверстниками

Основанием для беспокойства становятся пункты из списка, которые повторяются в разной обстановке и условиях не менее 6 месяцев.

СДВГ в дошкольном возрасте

По мере роста личности отклонения от нормы становятся все заметнее. Дошкольник активен, постоянно в движении, бегает, прыгает, ломает игрушки. Во время самостоятельной деятельности неоднократно отвлекается, постоянно переходит от одной игры к другой. Забывает о повседневных обязанностях чистить зубы, убирать вещи за собой, выкидывать мусор в ведро.

Кажется, что ребенок игнорирует просьбы и призывы. Он забывает выполнять обещания. Невнимателен к инструкциям, начинает нарушать правила. Наказания, угрозы обычно не приводят к положительным сдвигам в воспитании.

Дошкольник испытывает сложности на занятиях , требующих усидчивости. Невнимателен к деталям, ему сложно выполнить задание до конца . Дошкольнику нравится играть , он легко идет на контакт. Но проявления недостатка концентрации не позволяют ему усвоить правила игры до конца . Он реагирует чрезвычайно бурно, импульсивно. Малыш вспыльчивый и неуравновешенный. В играх он проявляет нетерпимость, стремится руководить, периодически демонстрирует агрессию. Подобные отрицательные моменты приводят к ссорам и конфликтам. Это сказывается на отношении воспитателей, других родителей к дошкольнику. В таких обстоятельствах его описывают как «невоспитанного», «грубого», «неуправляемого».

Ребенок врывается в разговоры, не дослушивает вопрос до конца, пристает, мешает другим, не может спокойно сидеть в транспорте, стоять в очереди. Он подвижен, болтлив, нетерпелив и беспокоен.

Также наблюдаются несовершенность координации, существует слабость моторики. Дошкольник с трудом учится завязывать шнурки, делать аппликации, ездить на велосипеде, бросать мяч в корзину, выбивать кегли, давать меткий пас другим участникам командной игры.

К сожалению, такое положение вещей сказывается на эмоциональном фоне субъекта не лучшим образом. Страдает самооценка и уверенность в себе. Зачастую появляется тревожность. Малыш может замкнуться, стать настороженным.

Часто появляются сопутствующие диспраксия, тикозные расстройства, энурез, онихофагия.

СДВГ в школьные годы

Школа требует освоения навыков, которые вызывают наибольшие сложности у ребят с СДВГ. Для обучения чтению, счету, письму им требуется сосредоточение, самоконтроль и усидчивость. На уроках крайне сложно слушать, понимать объяснения учителя. Успеваемость плохая. В организации учебного процесса от учащегося требуется соблюдение дисциплины. Гиперактивный юнец выкрикивает с места, крутится, шумит. Ему трудно усидеть на месте, сосредоточиться. Школьная программа сложна, задания многоступенчатые, а молодой человек в силу своего восприятия испытывает большие трудности с выполнением инструкций . Интеллект нередко остается высоким или выше среднего, но возбудимость и слабость концентрации мешают прогрессу. Становление когнитивных, исполнительных функций замедляется.

Забывчивость, неорганизованность, рассеянность присущи таким детям. Они забывают вещи, форму. Путаются в условиях задания, не доделывая его до конца.

У школьников в подобном положении есть все шансы остаться на второй год . Обычно учитель считает такого ученика способным, но ленивым, безответственным, рассеянным. Иногда приходится менять класс или школу, но это редко положительно влияет на отпрыска. В тяжелых случаях единственным возможным вариантом для школьника становится уход на семейное или домашнее обучение.

В большинстве случаев диагностируются такие специфические осложнения обучения как дисграфия, дислексия, дискалькулия. Нередко возникают головные боль, мигрени, неустойчивость сна и настроения.

СДВГ у подростков

На первый план выходят взаимоотношения с окружающими. Подростку с СДВГ трудно найти друзей, влиться в коллектив. Характерны истеричность, агрессивность, вызывающая манера. Недооцененными, одинокими, непонятыми чувствуют себя такие личности в отрочестве. Молодые люди склонны к риску, различным зависимостям, нарушению закона.

Если по каким-то причинам медикаментозная помощь не оказывалась, к этому моменту у подростков зачастую появляются другие психические осложнения дополнительно к данной патологии. Например, тревожное или биполярное расстройства, неврозы, депрессивные состояния и др.

Юноши и девушки несамостоятельны, им трудно организовывать выполнение поручений, продумывать собственную систему действий. Для них характерна безответственность, неоправданные риск, бунт против правил, провокативность. Такие подростки нередко попадают в плохие компании, криминальные истории, неоднократно получают травмы.

СДВГ у взрослых

Сбой естественных функций нервной системы осложняет жизнь людей и после совершеннолетия. Содержание гиперактивности сглаживается, но все остальные слабые места остаются. Лица, имеющие водительские права , чаще попадают в аварии. Вспыльчивость, импульсивность, сумасбродство осложняют взаимодействие с социумом. Неустойчивость настроения, склонность к стрессам, раздражительность, нетерпеливость, неумение слушать собеседника приводят к неустроенности личной жизни.

Сложности в работе выражаются в рассеянности, игнорировании деталей и дезорганизации. Им трудно сосредоточиться, выполнять несколько задач одновременно. Они плохо ориентируются во времени, не умеют гармонично распределять силы.

У таких людей выше вероятность возникновения зависимостей от лекарств, азартных игр, алкоголя, наркотических веществ. Чаще появляются фобии, различные страхи. Возникают трудности с законом. Дополнительным осложнением является склонность к поиску острых ощущений, экстремальному спорту.

Препараты от СДВГ

Все врачи признают действенность комплексного подхода. В детском возрасте используют фармакологическую продукцию в разрешенных минимальных дозах, только в случае необходимости. Показания к использованию лекарств индивидуальны, часто без них не обойтись. Многие реакции нервной системы отличаются чрезмерной интенсивностью или недостаточностью проявлений. Это мешает усвоению информации, развитию исполнительных функций и высших психических реакций организма. При этом ЦНС активно развивается, сложности наслаиваются как снежный ком, одни процессы влекут за собой череду других негативных последствий. По этой причине грамотное медицинское вмешательство существенно облегчает реабилитацию клиента, помогает добиться улучшения реакций, компенсации отставания навыков.

В нашем центре главным является принцип «не навреди». Медикаменты назначаются строго по показаниям. Лекарства принимаются в течение определенного периода. Это может быть начальный или переходный этапы, фаза обострения или кризиса. Постепенно акцент смещается на формирование навыков самоконтроля, работу с дефектологами, психологами, другие способы вмешательства.

Лекарственные средства, используемые в нашей стране для регулирования дефектов ЦНС, можно разделить по направленности воздействия:

  • Ноотропы. Большая неоднородная категория веществ , суть действия которых сводится к улучшению функций головного мозга, а также нейронных процессов.
  • Атомоксетин (Страттера). Не относится к стимуляторам ЦНС. Увеличивает концентрацию дофамина, норадреналина в префронтальной коре.
  • Стимуляторы слабого действия.
  • Нейролептики. Оказывают антипсихотическое, седативное, противотревожное действие. Влияют на дофаминовые рецепторы, метаболизм серотонина и других трансмиттеров. Медикаменты этого вида отличаются по механизму воздействия. Они подбираются индивидуально, назначаются строго по показаниям.
  • Антидепрессанты. Назначаются в случае коморбидных состояний, таких как депрессия, ОКР.
  • Витаминно-минеральные комплексы, пищевые добавки, аминокислоты, соли лития

Во многих странах используют препарат метилфенидат (Риталин). Он включен в группу веществ второго списка наравне с кокаином, морфином, амфетамином. По эффективности, токсичности и необходимости данного вещества ведутся споры на государственном уровне многих стран. В России он запрещен, поэтому не используется.

Выбор пути решения

В зависимости от тяжести симптомов коррекция проводится амбулаторно, в условиях дневного пребывания или комплексно в стационаре. Для хорошего результата необходима тщательная диагностика, консультация врачей разного профиля, хорошо составленная программа вмешательства.

Все это вы можете получить в клинике душевного здоровья Кордия. В числе наших сотрудников —доктора наук, профессора, врачи высшей категории. Все решения взвешиваются, благодаря использованию телемедицины проводятся коллективные консультации для выбора наилучшей стратегии работы.

В нашем центре есть возможность сдать все необходимые лабораторные анализы, провести подробные обследования на современном оборудовании. В медицинском центре практикуются уникальные методы диагностики и программы ухода за пациентами, В разделе нашего сайта представлены все обязательные лицензии, а также разрешительные документы. Мы работаем с детьми от года.

В нашем стационаре уютная обстановка и комфортные условия. Есть возможность находиться вместе с сыном или дочкой. Мы предлагаем сбалансированное шестиразовое питание, круглосуточную заботу и уход.

Реабилитация детей и взрослых с СДВГ представлена такими направлениями, как:

  • Поведенческие методы
  • Психотерапия
  • Нейропсихологическая коррекция
  • Гештальт-терапия.
  • Просветительская работа с семьей
  • Тренинги социальных навыков
  • Психолого-педагогический подход
  • Комплексное использование медикаментозных инструментов, немедикаментозных приемов.

Системный подход очень важен. Без воздействия лекарств педагогические методы, психологический подход бывают неэффективны. Ребенок просто не готов физически усвоить материал в силу сильнейшей возбудимости и импульсивности. Одновременно с этим, необдуманное назначение медикаментов имеет негативные последствия для растущего организма: дозировка, состав подбирается исходя из степени выраженности симптомов после глубокого обследования. Это нужно учесть при выборе медицинского учреждения.

В основе гештальт методики лежит осознанное управление эмоциями. Терапевт предлагает в качестве площадки рисунок, скульптуру, игру, сенсорику. С помощью этих ресурсов дети учатся контролировать проявления чувств. Символическая проекция направлена на проработку жизненных ситуаций. При выборе метода психолог учитывает возраст ребенка. Подростки примеряют на себя различные социальные роли в драматических импровизациях. Это помогает наладить контакт с миром, избавляет детей от комплексов, они чувствуют себя увереннее.

Психотерапевты работают с родственниками, чтобы исключить такие явления, как:

  • Гиперопека
  • Созависимость
  • Психологическое давление на сиблингов
  • Перекладывание ответственности
  • Отрицание и задержка в достижении стадии принятия
  • Хронический стресс
  • Вспышки гнева
  • Подкрепление нежелательного поведения

Время работает против нас. Это значит, что чем раньше обнаружить проблему, принять меры, тем выше шанс избежать трудностей . Бывает так, что медикам не хватает ресурсов, они страшатся ответственности за неправильный диагноз, перекладывают ее друг на друга, используют обтекаемые формулировки, назначают «пустышки» до тех пор, пока отличия от сверстников не станут очевидными даже обычному человеку. К сожалению, время бывает упущено. Укоренившиеся отклонения труднее поддаются изменениям. Не ждите возраста 3-5 лет , в центр душевного здоровья вы можете обратиться с ребенком от года и старше.

Заметив настораживающие признаки у своего малыша, не закрывайте на это глаза, не бойтесь ярлыков. Наша организация гарантирует полную анонимность. Игнорирование положения вещей не принесет ничего хорошего в будущем ни вам, ни вашему ребенку. Задача наших специалистов не выставить ограничения, «клеймо на всю жизнь» в качестве диагноза. Главная цель всего персонала — помочь пациенту и его родным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *