Логопедическая гимнастика слова л – ЛОГОПЕД.РУ: Индивидуальные логопедические занятия со старшими дошкольниками (методическое пособие). Постановка и автоматизация звука [л].

Логопедическая гимнастика слова л — Все о детях

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Наказать непослушный язычок.
Цель.
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье. (Чашечка)
Цель.
Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит.
Цель.
Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк.
Цель.
Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится

бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели.
Цель.
Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка. (Пощелкаем язычком)
Цель.
Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Лошадка едет тихо.
Цель.
Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2.Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Дует ветерок.
Цель.
Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Желаю удачи!



Source: www.logoped.ru

Читайте также

Картотека по логопедии по теме: Логопедическая гимнастика

Картотека логопедической гимнастики

Логопедическая гимнастика

1. Губы вытянуть вперед, не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5—10 с. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

2. Улыбнуться, открывая зубы. Удерживать губы в таком положении 5—10 с. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы, укрепляет мышцы губ, способствует их подвижности.

3. Рот закрыть. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек» за щекой. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

4.  «Чередование». Дети повторяют движения губ за педагогом. Взрослый выполняет движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а»), удерживая губы в каждой позиции 3—5 с, а дети повторяют. Упражнение укрепляет мышцы губ, тренирует их подвижность путем переключения позиций губ, развивает произвольное внимание.

5. «Любопытный язычок». Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и двигать языком вперед-назад. Язык кладут на нижнюю губу, потом убирают его в рот. Повторить 8—10 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает их подвижность.

6. Вытянуть губы «трубочкой» и вдыхать, как бы «втягивая» в себя воздух. Упражнение вырабатывает движение губ вперед.

7. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были
видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в
таком положении под счет от «1» до «5—10». Упражнение укрепляет мышцы губ, вырабатывает умение держать их в улыбке.

8. «Трубочка». Вянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от «1» до «5—10». Упражнение развивает подвижность мышц губ, вырабатывает движение губ вперед.

9. «Домик открывается». Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука [а]), подержать рот открытым 5—10 с, медленно закрыть. Упражнение прививает умение спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка, учит удерживать губы и язык в заданном положении.

10. «Жнем колоски». Быстро облизать языком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение отрабатывает произвольные движения языка, развивает координацию движений, укрепляет мускулатуру языка.

11. «Молотьба». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]. Упражнение отрабатывает подвижность языка, подготавливает его к вибрации, укрепляет мышцы кончика языка.

12. «Веем зерно». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Упражнение вырабатывает умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

13.        «Горка». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от «1» до «5—10». Упражнение развивает мускулатуру языка, укрепляет
кончик языка.

Улыбаюсь, рот открыт —

Там язык лежит свернувшись.

В зубки нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

14. «Ветерок дует с горки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», затем плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Для контроля воздушной струи можно дуть на палец. Упражнение укрепляет мышцы языка, способствует привитию умения дуть посередине языка плавно и длительно.

С горки дует ветерок

И несет он холодок.

15.  «Мостик построим, мостик разрушим». Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение «горки», затем расслабить его. Удерживать язык в напряженном и расслабленном состоянии по 3—5 с. Упражнение учит попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Ставлю я язык «дугой»

 И кладу — даю покой.

16.  «Лиса заметает след хвостом». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой, левая щека — под нижней). Затем язык движется в обратном направлении. Повторить 45 раз. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет его мускулатуру, способствует подвижности языка.

17. «Птицы ходят по снегу». Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, потом на нижнюю. Удерживать в каждой позиции 3—5 с. Упражнение отрабатывает движение языка вверх и вниз, разбивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки — уздечки.

18. «Животные жуют сено». Выполнять круговое движение нижней челюстью при закрытом рте (рисовать подбородком букву «о»). Упражнение стимулирует движение нижней челюсти.

19. «Пьют воду». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык до середины нёба. Нижняя челюсть и губы должны быть неподвижными. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной уздечки.

20. «Покажи язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот и широкий язык дотянуть вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Повторить 5—6 раз. Упражнение отрабатывает движения языка вниз, развивает его подвижность, укрепляет мышцы языка, способствует растяжке подъязычной связки — уздечки (при ее укорочении).

21. «Маятник». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык:как можно дальше и производить им плавные движения одного уголка рта к другому. Повторить 8—10 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка, отрабатывает его подвижность:

22.        «Лопаточка». Улыбнуться. Приоткрыть рот, положить широкий, передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от «1» до «5—10». Упражнение вырабатывает умение удерживать язык в расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

23. Поворачивают голову в стороны. И.п. — сидя, спина и шея прямые. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом. Упражнение укрепляет мышцы шеи.

24. Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук [ы]. Упражнение отрабатывает положение языка, необходимое при постановке звука [л].

25. «Греем руки». Вытянуть губы вперед «трубочкой» и продолжительно дуть на ладони. Упражнение прививает навык выпускать длительную направленную воздушную струю.

26. «Греем нос». Губы в улыбке. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Упражнение учит направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

27. «Греем щеки». Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. Упражнение укрепляет мускулатуру щек, развивает координацию движений и умение переключаться.

28. «Киска умывается». Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык соответственно к верхней и нижней губе. Упражнение развивает подвижность языка.

29. «Киска лакает молоко». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными. Упражнение укрепляет мышцы языка, отрабатывает движение языка вверх.

30.  «Киска жмурится». Медленно прищуривать глаза, сначала сразу оба, потом по очереди правый и левый. Упражнение развивает мимическую мускулатуру, активизирует движения нижних век.

31. «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 5 с. Упражнение отрабатывает движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений, укрепляет мышцы языка.

32. «Бульдог». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении 5 с. Упражнение тренирует подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений.

33. «Чередование». Выполнять попеременно упражнения «Обезьянка» и «Бульдог» в спокойном темпе. Упражнение укрепляет мышцы языка и губ, развивает подвижность языка, тренирует способность к переключению с одной позиции на другую (низ — верх).

34. Приложить ладони к ушам и выполнять наклоны головы в стороны с сопротивлением рук. Упражнение укрепляет мышцы шеи.

35. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрыть, при опускании — глаза почти закрываются. Упражнение развивает мимическую мускулатуру.

36. Откидывать челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звука [э] на твердой атаке. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

Логопедическая гимнастика «Орешек»

Молоточек возьмем             Максимально откинуть челюсть резко закрыть рот.

И орешек разобьем.

За щеками покатаем,           Надавливать языком на внутреннюю сторону правой щеки, потом левой.

Ядрышко потолкаем,

Вот какое маленькое,               «Погладить» языком внутреннюю сторону щеки,                  

Вкусненькое, сладенькое,    сначала     правой, потом левой.
Вновь орешек мы возьмем  Проводить нижними зубами по верхней губе, затем И словно белочки.                 верхними — по нижней губе.

Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти

1. Откидывать челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звука [а] на твердой атаке.

2. Откидывать челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звука [э] на твердой атаке.

3. Произносить гласные звуки [а-э-и-о-у].

Логопедическая гимнастика на отработку

подъема языка и подготовки его

к выработке вибрации

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и щелкать кончиком языка за верхними зубами сначала медленно, затем быстрее.

                        Логопедическая гимнастика на укрепление мышц языка

О. Крупенчук, Т. Воробьевой

Скачет, скачет взад-вперед         Язык перешагивает через зубы.

Любопытный зверь енот.

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.          Показать «зайчика», «лягушку».

А в траве грустит подружка,                  

Пучеглазая лягушка:

Промочила в луже брюшко.

Сверху белка прискакала,          Язык здоровается с  верхней губой                                     

Лягушка «здравствуй!» ей сказала.

Посмотрела, а потом           Язык здоровается с подбородком.

Поздоровалась с кротом.

Логопедическая гимнастика на развитие мимической   мускулатуры

1. Двигать ноздрями (одновременно и поочередно).

2. Сжать зубы и губы. Одновременно опускать углы рта. Дышать через нос.

3. Зубы и губы сомкнуть. Поочередно опускать левый и правый углы рта. Дышать через нос.


учим ребенка выговаривать букву Л

Что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома: логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и трудных словах, закрепление звука «Л» в речи ребенка.

Если малышу пока не дается звук «Л», вы вполне сможете помочь ему, занимаясь с ним дома. Уделите достаточно внимания артикуляционной гимнастике, описанной ниже, и использованию звука Л в речи ребенка.

Как произносить звук Л: упражнния с логопедом (видео)

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развиваем речь ребенка: веселые скороговорки для детей 6-7 лет

Правильное положение органов артикуляции для произнесения звука Л

  • Губы слегка растянуты в улыбке.
  • Кончик языка на десне, за верхними зубами.
  • Боковые края языка подняты вверх, но не касаются зубов.
  • Струя воздуха проходит между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки дрожат, в результате чего образуется звонкий звук – л.

Постановка звука Л. Как научить ребёнка произносить звук Л (видео)

Как перавильно произносить звук Л в речи ребенка

  1. Выполнить упражнение «язык-иголочка». Узкий язык выдвигается вперед изо рта.
  2. Покусывать узкий кончик языка.
  3. Поднимать узкий кончик языка за верхние зубы, прикоснуться к десне и опустить язык.
  4. Произносить длительно звук – а-а-а и в это время прикоснуться узким кончиком языка к десне за верхними зубами. Слышится слог – ал.
  5. Произносить длительно звук – а-а-а и несколько раз прикусить узкий кончик языка. Слышится слог – а-ла-ла-ла.
  6. Произносить длительно звук – ы-ы-ы и в это время протолкнуть узкий кончик языка между зубами. Слышится слог – ыл.

Следить, чтобы губы не смыкались, а были растянуты в улыбке. Если звук получился в межзубном положении языка, то его можно начать закреплять в словах. Постепенно нужно будет перевести язык за верхние зубы.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок

постановка звука л, постановка твердого звука л, логопедические упражнения звук л, постановка звука л механическим способом, постановка звука л у взрослых, как выговаривать букву л твердую, звук л автоматизация

Закрепление звука Л в речи ребенка

постановка звука л, постановка твердого звука л, логопедические упражнения звук л, постановка звука л механическим способом, постановка звука л у взрослых, как выговаривать букву л твердую, звук л автоматизация
  • Закрепление звука Л в закрытых слогах:
Мал был палка мылся
Бал мыл балка бился
Дал выл галка пилка
Зал жил жалко
Спал пил скалка
Упал бил
фиалка
Копал мил скакалка
  • Закрепление звука Л в предложениях

Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол.
Дятел искал жуков.
Отец поехал на вокзал.

  • Закрепление звука Л в стихах

Ал-ал-ал – я купил пенал.
Ол-ол-ол – я гонял в футбол.
Ил-ил-ил – пять мячей забил.
Ел-ел-ел – песенку запел.

У ежа и елки иголки очень колки.

Спал я спал, спать устал. Взял да встал, постоял-постоял, снова устал и опять поспал.

Солдатик оловянный жил, он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как научить ребенка правильно выговаривать звук С

постановка звука л, постановка твердого звука л, логопедические упражнения звук л, постановка звука л механическим способом, постановка звука л у взрослых, как выговаривать букву л твердую, звук л автоматизация

Закрепление звука Л в открытых слогах

Лак лоб лук лижи
Лапа лось луч лысый
Лампа лото лужа лыко
Лапша ложка луна лыжник
Ландыш ложка луковица ломтик
Ласточка локоть лужайка лазить
Ладошка лошадь лукошко ломать
Мала болото тулуп малыш
Пила калоши шалун столы
Дала колодец голубь улыбка
Кулак Володя желудь смелый
Калач холодный палуба спелый
Халат голодный получать каникулы
Cалат поломка
  • Закрепление звука Л в предложениях

Мила ела салат.
Мама готовит молочную лапшу.
Мила вымыла ладошки.
В колодце холодная вода.
Закончилась холодная зима.

  • Закрепление звука Л в стихах

Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки!

Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не любила.

Мышка весело жила,
на пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
но все мышке было мало.

постановка звука л, постановка твердого звука л, логопедические упражнения звук л, постановка звука л механическим способом, постановка звука л у взрослых, как выговаривать букву л твердую, звук л автоматизация

Закрепление звука Л в стечении с согласными

Глаза пламя клоун блузка
Класс плавать клочок каблук
Кладовая платок глобус клумба
Гладкий слабый слово клубок
Клавиши флакон хлопать слушать
  • Закрепление звука Л в предложениях

Мила видела слона.
Слава идет в кладовую.
На яблоне висят сладкие яблоки.
Володя – смелый пловец.
Клава надела белый платок.
Слава плывет на лодке.

  • Закрепление звука Л в стихах

Головой кивает слон,
он слонихе шлет поклон.

Съел Слава сало,
да сала было мало.

Божья коровка
– глупая головка:
села на подсолнушек,
думала, что солнышко.

Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.

постановка звука л, постановка твердого звука л, логопедические упражнения звук л, постановка звука л механическим способом, постановка звука л у взрослых, как выговаривать букву л твердую, звук л автоматизация

Закрепление звука Л в трудных словах:

Лаял — лаяла лакал – лакала ловил — …
Плыл – плыла лазил — … ломал — …
Колол – колола плавал — … глотал — …
Делал – делала гладил — … положил — …
  • Закрепление звука Л предложениях

Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Кот ловил мышку.
Володя положил пенал на стол.
Михаил погладил носовые платки.

  • Закрепление звука Л в стихах

Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила.

Белый снег, белый мел,
белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
белой даже не была.

Солнечный лучик упал на волну,
солнечный лучик попал в глубину,
Плавал он, плавал в глубокой волне
и вспоминал он о солнечном дне.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Речевое развитие ребёнка, 7 год (1 часть)

постановка звука л, постановка твердого звука л, логопедические упражнения звук л, постановка звука л механическим способом, постановка звука л у взрослых, как выговаривать букву л твердую, звук л автоматизация

Закрепление звука Л в текстах

Прослушать текст, который читает взрослый. Пересказать с помощью вопросов, а потом самостоятельно.

  • Михаил взял лукошко и пошел за ягодами. Михаил набрал много ягод и устал. Сел Михаил под елку. Где-то дятел долбил кору, он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Отдохнул Михаил, и пошел домой. По дороге увидел на елке белку. Белка испугалась и убежала.
  • Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где водится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась мелкая и крупная. Володя наловил много рыбы. Он толкнул лодку и поплыл домой.

Развитие фонематического слуха у ребенка

  1. Хлопнуть в ладоши, услышав звук – л – среди других звуков: л, м, н, б, д, л, к, л, х, в, п, л.
  2. Отложить фишку, услышав слово со звуком – л: мама, лапа, дом, лом, сам, лак, кот, лодка, дуб, луна ….
  3. Из предложенных картинок или игрушек отобрать те, в названиях которых есть звук – л.
  4. Самостоятельно найти слова со звуком – л среди игрушек, домашних вещей: лампа, полка, стол, платье, булка, блокнот, колбаса, сало, масло, блузка, и т. д.
  5. Заменить первый звук в слове на звук – л и назвать новое слово:

Мак – лак, шапка – лапка
Сом – лом, чайка – лайка
Папа – лапа, ножка – ложка
Мама – лама, маска – ласка
ватка – латка

Закрепление звука – л в спонтанной речи

Ребенок называет по памяти слова со звуком – л и составляет с ними предложения. Взрослые следят, чтобы малыш постоянно пользовался правильным звуком в речи.

Теперь вы знаете, что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома. Если пра5ктиковать логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и тружных словах, то вскоре речь ребенка улучшится.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Логопедическая группа в детском саду: в чем отличие

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Учим ребенка выговаривать Ш: советы логопеда

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Если ребенок плохо говорит: причины и рекомендации

Загрузка…

Логопедическое занятие «Автоматизация звука Л в словах»

Конспект индивидуального логопедического занятия, проведённого учителем-логопедом Пушненковой А.В. в старшей группе СПб ГБСУСО Центра № 29 Пушкинского района

hello_html_5a951413.png

Тема: звук [л].

Цели:

автоматизация произношения звука [л].

Задачи:

  1. автоматизация звука [л] в словах;

  2. совершенствование мелодической стороны речи;

  3. активизация мыслительной деятельности на материале загадок;

  4. развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

  5. создание игровой мотивации

  6. развитие мышления

  7. развитие активного и пассивного словаря

  8. воспитание усидчивости

  9. развитие мелкой моторики

Оборудование:

Герои: кот Лунтик.

Изображение самолёта с дорожками.

Изображение рыбок и озера, удочка.

Предметные картинки: лошадь, лось, ландыш, ёлка, стол, стул, вилка, балалайка, полка, платок, палатка, колобок; клубника, голубика, булка, баклажан, свёкла, лук, яблоко, масло, колбаса, молоко.

Зеркало.

Речевой материал: слова.

План занятия:

  1. Оргмомент.

  2. Уточнение артикуляции правильного произнесения звука [л].

  3. Артикуляционная гимнастика.

  4. Пальчиковая гимнастика.

  5. Автоматизация звука [л] в словах.

  6. Игра «Наловим рыбки»

  7. Физкультминутка

  8. Разгадывание загадок.

  9. Итог занятия

  10. Домашнее задание.

Ход занятия

1 Оргмомент.

Л.: Саша, сегодня к нам в гости пришёл кот Лунтик. Он очень любит хороших девочек, которые хорошо учатся. Вот он и пришёл к нам в гости, посмотреть на тебя.. Также Лунтик любит слушать и произносить звук [л]. Саша, покажи нашему гостю как хорошо ты занимаешься.

Р.: хорошо!

2 Уточнение артикуляции правильного произнесения звука [л].

Л.: Саша, а для того чтобы тебя проверить, Лунтик просит тебя показать, какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [л]?

Р.: губы растянуты, зубы обнажены и разомкнуты.

Л.: а где находится кончик языка? (кончик языка за верхними зубами — в форме седла, средняя часть языка опущена, задняя часть – приподнята)

Л.: боковые края языка подняты (Ребёнок перед зеркалом повторяет.)

Л.: молодец, а ты помнишь, как гудит самолёт?

Р.: [л – л – л].

Л.: Саша, а вот и наш самолёт, за штурвалом уже сидит Лунтик, полетели!

Р.: [л – л – л] .

3 Артикуляционная гимнастика.

Л.: Саша, а теперь наш гость просит тебя сделать гимнастику для губ и язычка. Постарайся, пожалуйста.

Р.: хорошо!

Л.: «улыбка», «лопатка», «чашечка», «барабан», «накажем непослушный язычок», «охотник идёт по болоту», «почистим зубки», «вкусное варенье», «грибок», «кролик», «заборчик», «оскал».

Л.: молодец Саша, Лунтику понравилось, как ты работаешь с язычком и губками.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Л.: Саша, кот Лунтик, предлагает тебе размять свои пальчики для следующего задания.

Р.: « Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец – самый меткий, он сбивает сливы с ветки..

Безымянный – собирает, а мизинчик – господинчик

В землю косточки бросает.»

  1. Автоматизация звука [л] в словах.

Л.: Саша, Лунтик предлагает поиграть тебе в игру. Он будет показывать тебе картинки, а ты будешь называть их и определять место положения звука [л] в слове.( в начале, середине, конце)

Р.: клубника, голубика, булка, баклажан, свёкла, лук, яблоко, масло, колбаса, молоко.

Л.: молодец, ты справилась с этим заданием. А теперь Лунтик хочет поиграть с тобой в другую игру. Он будет начинать предложение, а ты должна будешь его закончить, выбрав нужную картинку и назвав её.

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка…

Р.: свёкла.

Л.: помогает деду внук – собирает с грядок…

Р.: лук.

Л.: вот красавец-великан тёмно-синий…

Р.: баклажан.

  1. Игра «Наловим рыбки».

Л.: Саша, давай мы порадуем нашего Лунтика и наловим ему рыбки. Вытягивая рыбку, называй то, что на ней изображено.

Р.: лошадь, лось, ландыш, ёлка, стол, стул, вилка, балалайка, полка, платок, палатка, колобок.

  1. Физкультминутка

Л.: Саша, ты, наверное, устала рыбу ловить, давай немножко отдохнем.

Р.: «Левой ручкой – по плечу,

Правой ручкой покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.»

  1. Разгадывание загадок.

Л.: Саша, Лунтик загадал тебе загадки. Попробуй их разгадать.

От дождя спасает, а сам намокает.

Хотя намокает, но не промокает.

Р.: зонт.

Л.: Рогатая, а не олень.

Даёт молоко, а не корова.

Р.: коза.

  1. Итог занятия

Л.: Саша, скажи, пожалуйста, над каким звуком мы с тобой и Лунтиком работали?

Р.: мы работали над звуком [л].

10 Домашнее задание

Л.: Саша, кот Лунтик передаёт тебе подарок. Это рисунок, который он тебе нарисовал и написал стишок.

Р.: спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *