Логопедические упражнения на звук с з ц: ЛОГОПЕД ДОМА — Звук «С», «З», «Ц» – Комплект занятий по постановке свистящих звуков С, З, Ц

Содержание

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, З, Ц в картинках

Свистящие звуки [С], [З], [Ц] ребенок в норме начинает произносить четко к 3-4 годам. На практике у 40-50% дошкольников этот навык самостоятельно не формируется. Детям необходимы занятия с логопедом, тренировка мышц речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Проблемы

Дефектное звукопроизношение свистящих имеет несколько форм:

  1. Ребенок заменяет [С], [З], [Ц] на более легкие [Д], [Т]. Собака – табака.
  2. Фыркает. Произношение получается губно-зубное: зубы – фубы.
  3. Заменяет [С] на шипящие. Звук получается мягкий: сон-щён.
  4. Хлюпает. У ребенка получается сложный звук [ЛЬХЬ].
  5. Носовое произношение. Слова со свистящими произносятся гнусаво.

Эти проблемы считаются нормальными и типичными для детсадовцев до 4 лет. Исправить недостаток возможно на логопедических занятиях или самостоятельно дома, пользуясь приемами артикуляционной гимнастики для постановки звуков [С], [З], [Ц].

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом

Общие рекомендации

Избавляться от сигматизма через применение артикуляционной гимнастики для звуков [З], [С], [Ц] нужно, соблюдая простые правила:

  1. Зарядку начинайте с разминки. Шлепайте языком, растягивайте губы, щеки.
  2. Начинайте с простых упражнений, заканчивайте  трудными.
  3. Используйте забавные стихотворения, заучивайте тексты с детьми наизусть.
  4. Помогайте языку принять нужное положение пальцами, карандашом, лопаткой.
  5.  Проводите артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

Правильная артикуляция звуков

Для правильной артикуляции и автоматизации произношения свистящих фонем речевые органы должны занять следующие позиции:

ЗвукПравильное положение
[С]Губы улыбаются, кончик язычка находится на нижнем небе, упирается в зубы. Спинка языка при произношении звука приподнимается, образу горку. Между зубами образуется просвет, воздушная струя идет по спинке языка свободно и сильно. Звук образуется без голоса.
[Сь]Улыбка будет немного больше, язык с прямой спинкой фиксируется над нижним небом, посередине, напряженный кончик упирается в нижнюю челюсть. Воздух идет резкой струей.
[З]Образуется как [С], но с голосом.
[Зь]
Производится по принципу артикуляции [Сь], но есть вибрация связок.
[Ц]Губы улыбаются, язычок упирается кончиком в нижнюю челюсть, спинка изогнута, поэтому между альвеолами и телом языка есть смычка. Подается отрывистая воздушная струя, замкнутое звено разрывается, голос в образование фонемы почти не участвует.

Мальчик выполняет упражнения

Комплекс упражнений на свистящие звуки

Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким  послушным.

Заборчик

Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.

Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.

Месим тесто

Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.

Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.

Заб орчик
Покусываем язык или месим тесто

Блинчики

Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.

Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.

Трубочка

Цель: расслабить мышцы лица, губ.

Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.

Жуем блинчик
Трубочка

Почистим зубы

Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.

Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.

Маляр

Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.

Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.

Чистим зубы
Маляр

Качели

Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.

Техника: распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.

Маятник

Цель: развиваем умение контролировать язычок.

Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.

Качели
Маятник

Хомяк

Цель: расслабление мышц щек.

Техника: рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.

Вкусное варенье

Цель: отработка движений язычком по кругу.

Техника: приоткрыть рот, вынуть тело языка и облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Напрягать язычка нужно максимально, челюсть остается пассивной.

Хомяк
Варенье

Горка

Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.

Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.

Ветерок дует с горки

Цель: научить пропускать вдоль язычка воздушную струю.

Техника: язык в виде горки, кончик уперт в нижние зубы. Ротик приоткрыт, пропускаем воздух наружу так, чтобы струя была холодной. Губы при выдохе немного сжимаются.

Горка
Ветерок дует с горки

Читайте также: Дифференциация звуков [С] – [Ш] речевой материал

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков делает постановку звуков игрой. Дети с удовольствием качают язык на качелях, облизывают губки после вкусного варенья, рассказывают стишки. Урок будет гораздо эффективнее, если пользоваться картинками артикуляционной гимнастикой на звук [с] в картинках и демонстрировать, как выполнять упражнения.

Игры для постановки звуков З-С-Ц

Нередко постановка звуков З-С-Ц является большой проблемой у детей и требует кропотливых занятий. В первую очередь необходимо научить малыша произносить отдельно каждый звук.

Приёмы, которые помогут отработать произношение данных звуков:

  • подражание взрослому;
  • упражнения для артикуляции;
  • механическая постановка языка логопедом.

Правильной будет следующая очередность постановки звуков: С-З-Ц.
Когда звуки поставлены, можно начинать заниматься логопедическими играми.

Логопедические игры для постановки звуков З-С-Ц

Игра «Ане снится сон»

На столе – картинка-карточка с изображением спящей девочки, вокруг которой выложены карточки с рисунками «снов».

Ребенку предлагается брать карточки, изображения на которых начинаются на букву «С». Малыш находит и произносит нужное слово. Например, на столе картинке со спящей девочкой, вокруг карточки. Ребенок выбирает изображение карточку с изображением слона.

Игра «День рождения кота Леопольда»

Приготовить изображение кота Леопольда, карточки в виде подарка с одной стороны, и, различных предметов – с другой.

Ребёнок переворачивает подарок и ищет картинки, названия которых начинается на звук «С», «З», или «Ц».

Игра «Ленточки»

Для игры необходимо приготовить ленточки длиной около 1 м. На ленте нужно нарисовать изображения предметов, названия которых начинаются с букв «С», «З», «Ц».

Попросить ребёнка смотать ленту в рулон, называя все изображённые предметы.

Игра «Сундук с сокровищами»

В коробочку или шкатулку положить множество различных предметов. Обозначить малышу непростую задачу: найти и произнести названия всех «сокровищ», в словах которых есть звуки «С», «З» или «Ц».

Игра «Дорисуй рисунок»

Сделать заготовку к занятию – нарисовать в произвольном порядке кружки или овалы. Попросить ребёнка из заготовки дорисовать такие картинки, в названиях которых бы присутствовали нужные звуки.

Например, из кружочка ребенок рисует цыпленка, из овала – свинью.

Игра «Наряжаем ёлку»

Для игры готовим изображение ёлки и игрушки-карточки, в том числе с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки «С», «З» или «Ц».

Предлагаем ребёнку нарядить ёлку игрушками на букву «З». Малыш берёт карточку, произносит название предмета, если звук произнёс правильно – «игрушка» отправляется на ёлку. Нет – карточку отдает взрослому.

Игра «Чашечки»

Готовим картинки-пазлы чашечки. Одна чашечка серебряного цвета, вторая – золотого. На оборотной стороне серебряных пазлов – слова на букву «С», золотых – слова на букву «З».

Предлагаем малышу сначала выбрать все слова на букву «С», затем на букву «З». Если ребёнок выполнит задание правильно, одна чашечка будет серебряного цвета, вторая – золотого.

Игра «Домики»

Для игры необходимы картинки трех домиков и карточки «предметы». К каждому домику прилагается звуковая схема с изображением положения звука в слове. Ребёнку предлагается «поселить» нужную картинку в домики. Карточки должны быть как с изучаемым звуком, так и без.

Например, малыш берет карточку с изображением ананаса. Искомый звук «С» находится в конце слова. Соответственно, картинку прилагает к тому домику, на котором обозначен звук в конце слова.

Игра «Подбери слово»

Взрослый начинает предложение, например: «На полянке растут ____». Задача ребёнка подобрать слово с нужным звуком, например «Ц» – цветы.

Игра «Вагоновожатый»

На столе – картинка с изображением поезда с вагонами и карточки-пассажиры. Ребёнку предлагается играть роль вагоновожатого – «садить» в поезд тех «пассажиров», у которых в слове есть нужный звук, например «З».

Например, малыш берёт карточку с изображением змеи, «садит» в вагон. Берёт карточку с изображением лошади, убирает в сторону.

Дальше логопедические игры для постановки звуков З С Ц будут добавляться. Следите за обновлениями на сайте.

https://youtu.be/nS0s2iaubvU

Комплекс упражнений для формирования правильного произношения свистящих звуков С, З, Ц.

Комплекс упражнений для формирования свистящих звуков С, З, Ц

«Загнать мяч в ворота»

Цель: выработать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?»

Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

«Почистим зубы»

Цель: учить удерживать кончик языка за нижними резцами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «по-чистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из сторо-ны в сторону, потом снизу вверх.

«Фокус»

Цель: учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа или на чёлочку.

Автоматизация произношения звука С

са – со -су — сы

со – су – са — сы

су –сы –со — са

са

Сани, сабля, салат, салют, сатин, сапог, сахар, сайка, сам, сад, оса,

Коса, лиса, роса, досада, писать, краса, колбаса, гусак.

со

Соня, соль, сок, сон, сотня, сокол, совы.

Песок, кусок, голосок, колосок, осока, колесо, фасоль, рассол, носок, лесок, босой, высокий.

су

Сумка, сук, суп, сурок, суд, сухо.

Рисую, несут, пасу, посуда, колбасу, вынесу.

сы

Сын, сыт, сыпь, сынок, сырок, сыпать, сыч.

Носы, весы, косы, кассы, лисы, усы, босые, посыпка, посылка, волосы, полосы.

Звук С в сочетании с согласными звуками

Сварить, свалить, сваи, сварка, свадьба, свой, свод, небосвод, освободить, сводный.

ска, ско, ску

Скала, скатерть, скалка, скакать, скамейка, сколько, скоро, сковородки, скупить, скулить.

сла, сло, слу, слы

Слава, сладко, славно, слабый, слово, слон, слух, слушать, случай, слыть, слышать.

смо, сму, смы, сна, сно, сны

Смог, смотр, смолы, смуглый, снаряд, снова, сны

спа, спо, спу

Спартак, спать, спор, спорт, спокойно, спутник, спугнуть

ста, сто, сту, сты

Стая, сталь, стакан, старик, стол, стоя, сто, стойка, стужа, студить, ступеньки, стынуть.

В предложениях:

Собака ест мясо. Днём совы спят.

Наступила осень. В огороде растёт подсолнух.

На суку сидит сорока. Высоко в небе летит самолёт.

Мама сварила суп. Самосвал свалил песок.

Совята

Взгляни на маленьких совят,

Малютки рядышком сидят,

Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

Яблоко

Что за яблоко! Оно соку спелого полно.

Так румяно, золотисто, так свежо и так душисто,

Будто мёдом налилось, видно семечки насквозь.

Автоматизация мягкого звука Сь

ся –сё — сю си – се — сю

сю – ся — сё се – си — сю

ся – си — се си – сё — си

С ударением и без ударения на слоги, ся:

Сядь, гусята, косяк, лисята, висят, поросята, десяток.

Ася, Вася, Люся, десять, месяц, косят, бросят, носят.

сё, сю

Сёма, села, сёдла, весёлый, гусёнок, лисёнок, поросёнок, посёлок, тесёмка, Асю, Васю, сюда.

си

Сима, сила, сито, ситец, сильный, синька, осина, косилка, висит, лисичка, укусил, керосин, погасил, сидеть, сигнал, сироп, носит

се

Сено, сел, семь, серый, серьги, семечки, кисель, висел, осенний, весенний, восемь, село, седой, секрет, семена, серебро, секунда

сь

Ось, весь, брысь, гусь, лось, рысь, моська, письмо, восьмой, тесьма

Слова со стечением гласных

сва, све, сви

Свет, сверху, свежий, светлый, свечи, сверчок, свёкла, свёрток

сле, сли, слё, сля

След, слива, слёт, сливки, слить, слякоть

сме, сми, смя, сне, сни, сня

Смех, смелый, смена, сметана, смирный, снег, смять, снежок, снегирь, снимок, снять

спе, спи, спя, сте, сти, стё

Спеть, испечь, спелый, спица, спинка, спячка, степь. Стены, стих. Стирка, стёкла, стена

два звука Сь

Свист, смесь, снести, спросить, сесть, сестра, сеанс, сосиски

В предложениях:

В сеть попался седьмой карась. Сеня косит сено.

У Васи синий костюм. Началась осень.

Настя остановила такси. Гусь моет спину.

Из леса вышел лось. Сёма сидит в седле.

Вместе с мамой я встаю,

Сам свою постель стелю,

Одеваюсь, умываюсь,

В детский сад сам собираюсь…

Дождь в лесу как сетка серая висит,

А на каждой ветке песенка сидит.

На сегодня песенки приумокли,

Потому что песенки под дождём промокли.

Автоматизация твёрдого звука З

за- зо- зу- зы

зо-зу-за-зы

зу-за-зы-зо

С ударением на слоги:

за

Зал, замок, запах, завтра, зайчик, коза, базар, фазан, гроза, сазан, показать, указать

зо

Зона, золото, Зоя, зов, узор, газон, дозор, зонтик, горизонт

зу, зы

Зубры, везу, козу, внизу, грозу, ползу, мазут, разумный, язык, тазы

зы

Грозы, козы, вазы, газы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк,

Пузырёк, называть, показывать.

Со стечением согласных

Знамя, значок, звать, злая, звонок, злой, звук, здание, здоровье, взор, взрослый.

В предложениях:

За селом затихла гроза. Коза пасётся на зелёной траве.

Занятия спортом -залог здоровья. Нужно знать, что где сказать.

В зале играет музыка. За белыми берёзами соловей.

У Лизы болят зубы. Все с базара, А Захар на базар.

Зоя забыла зонтик у Лизы. Грузовик привёз арбузы.

Автоматизация мягкого звука Зь

зя –зё -зю зве –звя -зви

зё –зи -зе зле –зли -злю

зе –зю -зи зре –зри -зря

зде –зди -здя

зме –зми -змя

за, зя

Зяблик, зябь, нельзя, озяб, хозяин, грозят, тормозят, изящный, возят, лазят, изюм.

зё, зе

Зёрна, зелень, зеркало, озёра, козёл, везёт, позёмка, зёрнышко, ползёт, газета, музей, зебра, позёмка.

зи, зь

Зина, зимы, зимний, резина, озимая, низина, бензин, магазин, возить, грузить, лазить, бузина, зимовка, морозить, корзина, Кузьма, полозья, гроздья, возьми, друзья, резьба.

зве, звя, зли, змее, зря, зре

Звезда, звено, зверёк, звякать, здесь, злиться, змей, зреть, зря

В предложениях:

У Зины зелёный зонтик. Знакомых много, друзей мало.

Зина смотрит в зеркало. На берёзе зазеленели листочки.

На стекле зимние узоры. Гнездо зяблика похоже на корзину.

В кузов грузят зерно. У Зои зелёные глаза.

Лиза и Зоя были в музее. У Лизы в корзинке земляника.

Автоматизация звука Ц

ац –оц –уц — ыц

яц — ёц — юц — иц

ац – яц – оц – ёц

ац, ёц, иц, яц

Матрац, заяц, клёцки, шпиц, шприц

ец

Молодец, огурец, конец, борец, удалец, боец, отец, гонец, жилец, рубец, глупец, китаец, кузнец, беглец, леденец, наконец, продавец

Без ударения на слоге:

Братец, танец, ранец, колодец, мизинец, перец, палец, заяц, горец

Звук Ц в прямых слогах

ца – цо — цу – це

цо – цы — це – цу

ца — це – цы – цо

ца, цо

Цапля, овца, пыльца, мерцать, цокать, цоколь, яйцо, лицо, кольцо, крыльцо, деревцо, пунцовый.

цы, ци

Цыган, цып-цып, огурцы, борцы, концы, певцы, отцы, жильцы, пловцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, циркуль, цифра, цинк, цирк.

Без ударения на слоге:

ца

Певица, кузница, мельница, лестница, водица, улица, рукавица, курица, больница, пшеница, граница, теплица, кашица, кожица, кольца, пятница, умница, лукавица, царапина.

цы, ци

Улицы, больницы, овцы, зайцы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, цыплёнок, цилиндр, цыганка, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция, акция

В предложениях:

Курица снесла яйцо. Лисица крадётся к зайцу.

Кузнец ковал цепь. Бабушка вяжет рукавицу.

Я потерял пуговицу. Синица схватила гусеницу.

На грядке огурцы. Козы пасутся на лугу.

Цапля важная носатая, целый день стоит, как статуя.

Любовалась цыплятами курица, что ни цыплёнок, то умница.

Забрели к нам в детский сад,

Десять крошечных цыплят.

Завела их с улицы

Пёстренькая курица,

Миленькая курица,

Ты ошиблась улицей,

Это детский сад,

Но не для цыплят!

Дифференциация звуков Ц -С

ца — са цо — со цу –су цы — сы

са — ца со – цо су – цу сы — цы

аца — аса ацо — ассо ацу — асу асы — ацы

ац – ас оц – ос уц – ус ыц – ыс

яц – яс иц – ис ец – ес ас – ац

ис – иц ес –ец ыс – ыц яс – яц

слов со звуками Ц и С

Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, писцы, скворцы, ресницы, солнце, песцовый

овца -оса пыльца -полоса цапля -сабля кольцо -колесо

цип -сыпь овцы -косы цыкать -сыпать концы -носы

В предложениях:

Целый стакан. Трусливый заяц.

Сломанное деревце. Сильные кузнецы.

Пёстрая курица. У лисицы лисята.

На сосне дворец, во дворце певец, а зовут его…(скворец).

Привела я солнце,

На своё оконце,

К потолку повесила-

Стало дома весело. ( лампа).

-Зиме, конец! -летит скворец и звонко напевает:

«Идёт, весна, идёт красна, смотрите, как всё тает!!!»

Статья по логопедии (старшая группа) по теме: Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих звуков С, З, Ц)

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для группы свистящих звуков (С, З, Ц).

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Правильная артикуляция  звуков «С», «З»:

— зубы в улыбке

— губы сближены

— кончик языка упирается в нижние зубы

— воздушная струя холодная, направлена посередине языка

— звук «С» произносится без голоса – глухой

— звук «З» произносится с голосом – звонкий

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» — « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево — вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

«Трубочка» из языка.

«Волшебная палочка»

Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку)  и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 17 «Искорка»

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

(комплекс для свистящих звуков С, З, Ц)

                        Южноуральск, 2012

Конспекты логопедических занятий «ЗВУК З» (постановка, автоматизация, дифференциация)

Звук З

(постановка)

Занятие № 1

 

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнение « Улыбка»

Упражнение « Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение « Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы

— Я произнесу слова, а ты послушай и скажи – какой общий звук в этих словах?

ЗАМОК               ЗЕБРА           ЗОНТИК

  1. Анализ артикуляции
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Постановка звука

— Произнеси звук С.  Положи руку на горлышко, добавь голос.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

— Как звенит комар?

(З-З-З)

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

Р  Л  Д  З  Ж  Т  Б   В  С  З  Ц  Р   З

  • Опознание из слогов

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

СА  ЗА  РА  ТО  ЗО  БО   ЛО  ЗЮ  ДЮ  ЕН  ЕС  УЗ  РИ  ЗИ

  • Опознание из слов

Игра «Поймай звук»

Замок

Топор

Дорога

Зебра

Тумба

Роза

Мимоза

Книга

Дыня

Зонтик

Узор

Мышка

Закладка

Мозаика

  • Опознание из предложений

— Запомни слова, в которых есть звук З:

Золушка опоздала на бал.

Зина несла корзину с мимозой.

Козленок гулял по зеленому саду.

  • Опознание из текста

— Сколько раз услышишь звук З:

Прозвенел звонок и ребята отправились на урок.

Учительница Зинаида Ивановна познакомила ребят с новым звуком.

  1. Закрепление звука в слогах

— Проговаривай четко:

ЗА-ЗУ-ЗЫ

ЗО-ЗА-ЗУ

ЗА-ЗО-ЗЫ

ЗУ-ЗО-ЗЫ-ЗА

АЗА – ОЗО —  ЗУ-ЗЫ

УЗЫ-АЗЫ-ОЗЫ-ЗУ

ЗЫ-ЗУ-АЗУ-ОЗУ

 

9.Закрепление звука в словах

-Произноси вслед за мной:

забег

забота

забыть

завод

загар

завтрак

задача

закат

зал

замок

запах

зоб

зонт

зов

золото

Золушка

Зоопарк

Зорька

Зуб

Зубец

Зубр

Зубрить

Зыбкий

Зыбь

мимоза

коза 

мозаика

вокзал

ваза

фазан

10.Закрепление звука в предложении

— Проговори предложения:

Зоя – зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка

11.Итог

-Какой звук отрабатывали на занятии?

  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговори четко:

Зайчик в маленькой корзине нес зефир зайчихе Зине.

12.Домашнее задание

  • Придумать слова на  ЗА…ЗО…ЗУ…
  • Проговаривать чистоговорки:

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – музы, грозы и тазы.

ЗО-ЗО-ЗО – зонтик, золото, газон.

ЗА-ЗА-ЗА – замок, запах и вокзал.

ЗУ-ЗУ-ЗУ – зуб, мазут, везу, ползу.

 

 

 Звук З

(постановка)

Занятие № 2

 

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнение « Улыбка»

Упражнение « Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение « Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы

— Как называется предмет, которым закрывают дом?  

         ЗАМОК          

-Какой звук первый в слове ЗАМОК?

  1. Анализ артикуляции
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Постановка звука

— Произнеси звук С.  Положи руку на горлышко, добавь голос.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

— Как звенит комар?

(З-З-З)

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

П  Р  З  Ж  Б  Д  Т  С  З  Х  Г  Т  З  А  Н  З

  • Опознание из слогов

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

СА  ЗА  РА  ТО  ЗО  БО   ЛО  ЗЮ  ДЮ  ЕН  ЕС  УЗ  РИ  ЗИ

  • Опознание из слов

Игра «Поймай звук»

Гроза

Ваза

Карандаш

Часы

Козырек

Роза

Знамя

Больница

Здоровье 

корзина

Капуста

Зоопарк

 

  • Опознание из предложений

— Запомни слова, в которых есть звук З:

Засверкал огонь зарницы,

На гнезде умолкли птицы.

  • Опознание из текста

— Сколько раз услышишь звук З:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

(В Жуковский)

  1. Закрепление звука в слогах

— Проговаривай четко:

ЗНА-ЗЛО-ЗМУ-ЗНЫ

ВЗО-ЗВУ-ЗНО-ЗМА

ЗВА-ЗДО-ВЗЫ-ЗЛЫ

9.Закрепление звука в словах

-Произноси вслед за мной:

незабудки

наказать

газон

горизонт

узор

дозор

кузовок

разумный

лозунг

мазут

призывать

козырек

морозы

пузырек

арбузы

грозы

называть

знать

звать

знамя

звонить

здоровье

зло

знание

здание

звук

вздор

вокзал

взрослый

10.Закрепление звука в предложении

— Проговори предложения:

За зеленой рощей

Соловей звенит.

Лиза забыла у Зои зонтик.

Зоя на озере ловила стрекозу.

11.Итог

-Какой звук отрабатывали на занятии?

  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговори четко:

Зоя купила в магазине зонтик.

12.Домашнее задание

  • Выучи наизусть и проговаривай четко:

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

 

  • Придумать слова на слоги: ЗА…ЗО… ЗУ…

 

 

  

Звук З

(автоматизация)

Занятие № 3

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение « Улыбка»

Упражнение « Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение « Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы
  • Отгадай загадку:

Зимой белый, а летом – серый. Кто это?

(ЗАЯЦ)

  1. Произношение изолированного звука

— Позвени как звенит комар – З-З-З

  1. Анализ артикуляции по плану
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Характеристика звука

— Звук З – согласный, звонкий, твердый.

— Какие еще звонкие звуки ты знаешь?

  1. Связь звука с буквой

— Посмотри на букву З. На что она похожа?

— Напиши букву З в воздухе.

— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву З. в какую сторону ты будешь писать?

— Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.

  1. Развитие фонематического слуха

— Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

заяц

зебра

сапоги

зонт

замок

лиса

сумка

зубы

изба

базар

стол

костер

роза

газета

книга

магазин

 

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

— Произнеси за мной слоги:

АЗА-АЗМА-УЗНА-ОЗНО

ИЗМА-УЗЫ-УЗДА-ЯЗМА

УЗНА-ЯЗВА-ЕЗЛЫ-УЗЛЫ

-Составь схему слога АЗА.

— Кого так могут звать? (девочку)

  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

Азбука

Гнезда

Грозный

Поздно

Воздух

Изъян

Изморось

Озеро

Язва

Бездна

Указать

Опаздывать

Грязный

морозный

изобразить

Поездка

Озорство

Узлы

Размер

Озарение

Название

Изба

Гнездо

Белизна

Борозда

Разбег

 

 11.Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.

— Повторяй предложения:

Гвоздика розовая.

Зеркало запотело.

Магазин закрыт.

В вазе розовая роза.

Зина взяла корзину.

— Сколько слов в последнем предложении?

— Составь схему этого предложения.

  1. Закрепление звука в тексте.

— Произнеси вслед за мной по строчке:

Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печке лежит.

Знайка все с полуслова понимает, а Незнайка на все только рот разевает.

  1. Итог занятия.

 — Какой звук сегодня закрепляли?

— Какой это звук?

 — С какой буквой познакомились?

— На какую цифру похожа эта буква? В какую сторону она «смотрит»?

  1. Домашнее задание.
  • Со словами ЗАНОЗА   ЗИНА   придумать предложение и зарисовать его схему, четко уметь проговаривать.
  • Игра «Снежный ком» — продолжить предложение,  добавляя по одному слову (нужно как можно больше слов добавить) по смыслу: ЛИЗА ЧИТАЕТ …..
  • Четко проговаривать пословицы. Объяснить смысл (с помощью родителей).

Мал золотник, да дорог.

Назад только раки ползают.

Лентяй за едой здоров, за работой болен.

Здоровье дороже богатства.

 

  

Звук З

(автоматизация)

Занятие № 4

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение « Улыбка»

Упражнение « Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение « Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы
  • Назови, кто нарисован на картинке? (Золушка)
  • Какой первый звук в слове Золушка?
  1. Произношение изолированного звука

— Позвени как звенит комар – З-З-З

  1. Анализ артикуляции по плану
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Характеристика звука

— Звук З – согласный, звонкий, твердый.

— Какие еще звонкие звуки ты знаешь?

— Придумай слова, начинающиеся на звук З. Четко их произнеси.

  1. Связь звука с буквой

— Посмотри на букву З. На что она похожа?

— Напиши букву З в воздухе.

— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву З. в какую сторону ты будешь писать?

— Обведи на доске  в кружок только правильно написанные буквы З.

  1. Развитие фонематического слуха

— Сосчитай, сколько раз ты услышишь звук З в каждом предложении:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Дом закрыт на замок.

Дрозды около дома свили гнездо.

В окно залетел зяблик. Он замерз.

 

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

— Произнеси за мной слоги:

ЗНА- ЗНА – ЗНО — ЗНУ

ЗДА – ЗДО – ЗДЫ — ЗДУ

ЗВА – ЗВО – ЗВУ — ЗВЫ

-Составь схему слога ЗВО.

— Придумай слова, начинающиеся на этот слог.

  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

Газета

Знать

Звать

Знамя

Знак

Звонить

Здоровье

Зло

Знание

Здание

Звук

Вздор

Вокзал

Взрослый грузди

Вазелин

 

  1. Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.

— Отвечай на вопрос полным предложением:

 

Кто зимой белый, а летом серый?

Что дети делают по утрам?

Волк, медведь, лиса – это кто?

Что наступает после осени?

— Сколько слов в последнем предложении?

— Составь схему этого предложения.

  1. Закрепление звука в тексте.

— Произнеси вслед за мной по строчке:

Зайчишка-трусишка по полю бежал,

В огород забежал, капустку нашел.

Капустку нашел, сидит грызет.

Иди прочь – хозяин идет!

— О ком это стихотворение?

— Что зайчик нашел в огороде?

  1. Итог занятия.

 — Какой звук сегодня закрепляли?

— Какой это звук?

 — С какой буквой познакомились?

— На какую цифру похожа эта буква? В какую сторону она «смотрит»?

  1. Домашнее задание.
  • Четко проговаривать предложения. Составить схему одного из них.

Тетя Зина работает на заводе.

На газоне расцвела гвоздика.

В зимний морозный день на окнах узоры.

В вазе лежит сладкий зефир.

По газонам ходить нельзя.

 

  • Выучи стихотворение. Четко произносите звук З:

Зу-зу-зу- болели зубы

У козленка Гены.

-Чисти зубы, дорогой, —

сказала зебра Лена.

Здоровы будут зубы двести лет.

Не забудь, козленок, полезный совет.

  • Нарисуй несколько предметов, названия которых начинаются на звук З

 

 

Звук ЗЬ

(постановка)

Занятие № 5

 

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнение « Улыбка»

Упражнение « Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение « Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы

— Как называются полосатые лошадки?  

         ЗЕБРА          

-Какой звук первый в слове ЗЕБРА?

  1. Анализ артикуляции
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Постановка звука

— Произнеси звук З.  Растяни губы в улыбке.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

— Как звенит большой комар? (З-З-З)

— А как звенит маленький комарик? (З/ //)

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

П  Р  З  Ж З/  Д  Т  С  З  Х  Г  З/ Т  З  А  Н  З

  • Опознание из слогов

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З/:

СА  ЗЯ  РА  ТО  ЗО  ЗЕ  БО   ЛО  ЗЮ  ДЮ  ЕН  ЕС  УЗ  РИ  ЗИ

  • Опознание из слов

Игра «Поймай звук»

Мази

Ваза

Карандаш

Зяблик

Часы

Газета

Роза

Зима

Больница

Корзина

Капуста

Тазик  

 

  • Опознание из предложений

— Запомни слова, в которых есть звук З/:

Зина забыла в магазине газету.

Овощи перевозили в корзине.

  • Опознание из текста

— Сколько раз услышишь звук З/:

Зелень, зелень,

Всюду зелень!

Побежишь по мураве –

От зеленой карусели

Шум зеленый в голове.          

             ( В. Приходько)

— Что означает слово МУРАВА?

  1. Закрепление звука в слогах

— Проговаривай четко:

ЗЯ-ЗИ-ЗЮ-ЗЕ

ЗЕ- ЗИ-ЗЮ-ЗЯ

ЗЛЮ-ЗДЕ-ЗЛИ-ЗМЯ

9.Закрепление звука в словах

-Произноси вслед за мной:

 зяблик

зима

зелень

зерна

зеркало

озера

хозяин

газета

вазелин

бензин

козел

земля

зимовка

зябнуть

зебра

земляника

обезьяна

музей

тазик

изюм

поземка

корзина

 

  1. Закрепление звука в предложении

— Проговори предложения:

 

Ползет по земле зеленая змея.

Зина забыла в магазине газету.

Гвозди забивают в забор.

Обезьяна забавляется с зеркалом.

11.Итог

-Какой звук отрабатывали на занятии?

  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговори четко:

Зайчик в маленькой корзине нес зефир зайчихе Зине.

12.Домашнее задание

 

  • Выучи наизусть и проговаривай четко:

Если ждут друзей друзья,

Время зря терять нельзя!

На земле и под землей

Выручай в беде друзей.

 

 

 Звук ЗЬ

(автоматизация)

Занятие № 6

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение « Улыбка»

Упражнение « Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение « Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы
  • Что наступает после осени? (ЗИМА)
  • Какой первый звук в слове ЗИМА?
  1. Произношение изолированного звука

— Позвени как звенит маленький комарик – З/ —

  1. Анализ артикуляции по плану
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Характеристика звука

— Звук З/ – согласный, звонкий, мягкий.

— Какие еще звонкие мягкие звуки ты знаешь?

— Придумай слова, начинающиеся на звук З/. Четко их произнеси.

  1. Связь звука с буквой

— Звук З/ обозначает такая же буква как и звук З – буква З

— Посмотри на букву З. На что она похожа?

— Напиши букву З в воздухе.

— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву З. в какую сторону ты будешь писать?

— Обведи на доске  в кружок только правильно написанные буквы З.

  1. Развитие фонематического слуха

— Сосчитай, сколько раз ты услышишь звук З/ в каждом предложении:

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

— Какое незнакомое слово вы услышали?

— Что означает слово БИРЮЗА?

 

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

— Произнеси за мной слоги:

ЗЛЕ-ЗЛЮ-ЗЛИ

ЗМЕ-ЗМЮ-ЗМИ

ЗВЕ-ЗВЮ-ЗВИ

-Составь схему слова ЗЛИ.

— Придумай предложение с этим словом.

  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

звезда

змей

гвозди

зверек

гвоздика

зреть

злиться

взвесить

узел

грузди

резьба

полозья

бульдозер

резина

озера

ползет

— Сколько слогов в слове РЕЗИНА?

-Сколько звуков в слове РЕЗИНА?

— Составьте схему слова РЕЗИНА.

  1. Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.

— Отвечай на вопрос полным предложением:

Озера – как зеркала из зеленого стекла.

На поляне зреет земляника.

Везде зеленеет трава.

— Сколько слов в последнем предложении?

— Составь схему этого предложения.

  1. Закрепление звука в тексте.

— Произнеси вслед за мной по строчке:

Зина ногу занозила,

По заборам лазила.

Доктор ногу осмотрела

 И зеленкой смазала.

— О ком это стихотворение?

— Что случилось с Зиной?

  1. Итог занятия.

 — Какой звук сегодня закрепляли?

— Какой это звук?

 — С какой буквой познакомились?

— На какую цифру похожа эта буква? В какую сторону она «смотрит»?

  1. Домашнее задание.
  • Выучи стихотворение. Четко произносите звук З:

Звенят, звенят колокола

Звонкие, веселые.

Звон плывет над всей землей,

Над городами, селами.

  • Нарисуй несколько предметов, названия которых начинаются на звук З/

 

 

  

  З -С

(дифференциация)

Занятие № 7

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

 

Для звук З

Упражнение « Улыбка»

Упражнение « Почистим зубки»

Упражнение «Горка»

Упражнение «Волна»

Упражнение « Часики»

 

Для звука С

Упражнения «Лопатка»

Упражнение «Накажем непослушный язычок» — ПЯ-ПЯ-ПЯ

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

 

Для звук З

Упражнение «Подуй на снежинку»

Упражнение «Проложи канавку» .

Упражнение «Задуй свечку»

 

 

Для звука С

— Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух (С-С-С)

-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)

  1. Объявление темы

-Какой первый звук в слове ЗУБ?

— А какой первый звук в слове СУП?

  1. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются

— Как свистит чайник, когда кипит?

( С – С – С)

— А как звенит комар ?

(З –З –З)

  1. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции

— Чем в произношении различаются звуки З и С?

( когда произносим звук С – голос не участвует,

а когда произносим звук З – голос участвует)

  1. Характеристика звуков

Звук З – согласный, звонкий.

Звук С – согласный, глухой.

  1. Связь звуков и букв

 — Посмотри внимательно – чем похожи и чем различаются буквы З и С?

(Обе буквы состоят из элемента – полуовал или закругление,

но у буквы С – одно закругление, а у буквы З – два закругления,

буква С «смотрит « вправо, а буква З «смотрит» влево).

— Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – З  С  З  С…

  1. Развитие фонематического слуха

— Когда услышишь звук З– подними букву З,  когда услышишь звук С – подними букву с.

 

коса — коза

замок — сапог

Лиза – лиса

Ваза — вакса

Роза – роса

Зуб – суп

Усы – узы

Колосок — кузовок

Арбузы – матросы

 

Придумайте предложение с последней парой слов.

 

  1. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

 

— Повторяй за мной четко:

ЗА-СА

ЗИ-СИ

ЗУ-СУ

СЫ-ЗЫ

 

— Составь схему слога  ЗА и СА.

— Почему эти две схемы получились     одинаковые?

 

  1. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.

— Повторяй за мной слова:

гости- грозди

злой – слой

значок – сачок

звать – сватать

гнездо- постройка

гвоздь – гость

бусина – бузина

зерно – седло

серый – зеленый

визит – висит

зебра – сера

осина — озимый

 

—  Объясни смысл пары слов: ЗЛОЙ – СЛОЙ

— Сколько слогов в слове ЗЛОЙ

— Сколько звуков в слове ЗЛОЙ

— Дай характеристику каждому звуку.

— Составь схему слова ЗЛОЙ

— Напиши слово ЗЛОЙ.  Напиши слово СЛОЙ.

— Подчеркни буквы, которые разные в этих словах.

  1. Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):

 

У Шуры болит…(ЗУБ).

 Женя сварила … ( СУП).

 

— Какие слова по звучанию?

— Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?

— Что означают эти слова?

— Составь схему второго предложения.

  1. Дифференциация звуков в тексте.

— Поднимай соответствующие буквы:

 

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

— Не скули, — сказал я псу, —

прогони скорей осу.

 

-А теперь повтори это стихотворение сам.

  1. Итог занятия.

— Какие звуки мы учились различать?

— В чем различие этих звуков?

  1. Домашнее задание.
  • В  тексте обведи в кружок букву З и  в квадратик букву С:

У зимы иные краски.

Снегом замело дворы.

Сани, санки и салазки

С белой катятся горы.


межзубный, боковой и другие виды, коррекция

Нарушения в речи встречаются у детей в последние десятилетия все чаще и чаще. Сигматизмы шипящих и свистящих фонем занимают первое место среди часто встречающихся дефектов. По мнению практикующих логопедов, это связано с недостатком внимания со стороны взрослых к качеству речи детей, отсутствием коррекционной работы. Разберемся вместе, что такое сигматизм, каковы его причины и каким образом исправить дефект.

Что это

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Это фонетическое нарушение.

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

Буква С на кубике

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Прибегать к обследованиям мозга необходимо только в крайне сложных ситуациях. Как правило, логопед, дефектолог способен зрительно определить параличи, недоразвитие праксисов и устранить нарушения в работе артикуляционного аппарата без сложного медицинского обследования.

Ребенок на обследовании

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

  • С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза – произносится как кодза, коса – котса, собака – табака, живут – дивут и т.д.

  • Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

  • Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

  • Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

  • Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука “С”. Он произносится как английский “t”. Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

Межзубный вариант 1

Межзубный вариант 2

  • Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень – фирень, зайка – вфайка.

Губно-зубной

  • Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик – донтик.

Призубный

  • Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка – щумка, сад – щад, соль – жоль, зима – жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

Шипящий

  • Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С – хьль, льхь. Суп – хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

  • Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Носовой

Виды сигматизма могут перекрещиваться друг с другом, образую целый комплекс дефектов речи. Исправить нарушения возможно. Необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога. В особо сложных случаях аппаратное исследование.

Коррекция

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Занятие с логопедом

Артикуляционная гимнастика

Рекомендованы следующие артикуляционные упражнения:

Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

  • Надуваем шарики

Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.

  • Прокати карандаш

Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.

  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.

Массаж

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.

Точечный массаж артикуляционных мышц

  • Массаж мягкого неба

Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения на укрепление языка:

Облизывание рта широкими круговыми движениями.

Ритмичные шлепки языком по губам.

  • Покусывания кончика, спинки, боков языка.

Упражнения на распластывание языка:

  • Печем пирожки

Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.

  • Саночки
  • Железная дорога

Постановка звуков

Постановка звуков

В ходе логопедических занятий по постановке звука [С] используется метод подражания, работа с зеркалом, и механический способ.

Автоматизация звуков

  • В прямых открытых слогах

Произносим ша, са, шу, су …

  • В обратных слогах

Уч, ус, уз, цш …

  • Со стечением согласных

Шус, мышь, час..

  • В начале слова

Сова, щука…

Укус, груз..

Колесо, тяжело..

  • В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.

Ста- сто – сту
Сна – сну -сны

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!

  • Пересказ текст
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам

Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *