Физическое развитие и здоровье подростка. Здоровье школьника
В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.
Отрочество. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16 — 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность груди на 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.
Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не «срабатывают» отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.
Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный «скачок роста», т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок роста» предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 — 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.
У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.
Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек — несколько раньше.
У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.
Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.
Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.
Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.
В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.
Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.
Родители должны также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное — систематическими занятиями физической культурой и спортом.
На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых). Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них 7-8 — часовой рабочий день слишком большая нагрузка.
По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности
Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув, и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4 процента учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8 процента — более 4 часов, а 4,4 процента — даже более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов.
Что же делают старшеклассники в оставшееся время? Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизионные передачи. Причем 37,3 процента из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 процента — 2 часа, 7,2 процента — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию.
Один из узловых вопросов современного поколения — ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации. Термин «акселерация», обозначающий ускорение роста и развития детей и подростков но сравнению с предыдущими поколениями, относительно недавно — меньше десяти лет назад — «шагнул» из специальных книг и журналов на страницы популярных изданий.
По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.
Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные московские мальчики 14 лет «подросли» по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранний возраст и половое созревание.
Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.
Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 — 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. «Ножницы» между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно- или двухдетной семьи.
С акселерацией связывают и определенный «конфликт поколений», когда современные родители не хотят, а порой и не могут понять своих выросших детей. Подростков же раздражает мелочная опека родителей; они считают, что с ними обращаются как с маленькими, их не понимают, ущемляют их достоинство. Со свойственным юности максимализмом они утверждают, что интеллектуальный мир взрослых весьма скуден и поэтому ни о чем серьезном с ними нельзя разговаривать. Однако «интеллектуализм» современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими.
При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и «идеально» подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И «легкость», с которой юные справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.
Статья предоставлена сайтом для детей и родителей «Здоровый образ жизни»
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Психология мальчиков-подростков в 14 лет
У мальчика в 14 лет начинается этап превращения во взрослого мужчину. В это время период биологического созревания совпадает с появлением новых интересов и разочарованием в прежних привычках и увлечениях. Подросток старше 13 лет расстается с детством, не понимает, что с ним будет дальше и ощущает пока лишь дискомфорт.
Что творится в душе подростка
В период подросткового кризиса у мальчишек происходит переосмысление личности. Все эмоции и ощущения 14- летнего мальчика усиливаются во много раз. Он становится раздражительным, рассеянным, сердится без видимой причины.
В это время из-за изменения во внешности и физиологии у него появляется множество комплексов. Всем своим поведением стремиться доказать, что он уже не маленький, а «реальный пацан». Но за всем этим чаще всего прячется неуверенность в себе, страх и депрессия, потому что желание быть взрослым есть, а как показать свою взрослость подросток еще не знает. У него возникают тревожные ощущения. Часто, кажется, что взрослые его совсем не понимают. Стремление доказать свою значимость часто толкает мальчиков на необдуманные поступки, чреватые серьезными последствиями.
Влияние окружения и школы
К сожалению, для родителей в это время начинаются проблемы во взаимопонимании с мальчишками. Подростки больше прислушиваются к советам сверстников. Именно их одобрение хочется заслужить. Они же друзья, значит, свое мнение в отличие от родителей навязывать не станут. У них схожие проблемы, подростка там понимают.
В дворовой или школьной компании каждый чувствует себя защищенным, уверенным в себе. Нормы и правила здесь понятны и непоколебимы. Попробовать спиртное, сигареты и наркотики он может начать, потому что это принято в его компании, а не потому, что хочется.
Ему обязательно нужно завоевать авторитет в своей компании, он старается понравиться девочкам. Самый простой способ для этого – нагрубить учителю или высмеять одноклассника, чтобы хоть чем-то выделиться. Конфликты в школе приводят к тому, что полностью пропадает стимул к учебе. Школа становится местом, куда подросток ходит только для общения с друзьями. Как правило, такие подростки образуют группы, которые противопоставляют себя остальной части учеников и становятся мучителями учителей.
Очень часто мальчики, глядя на мир взрослых не видят стимула к своему развитию в будущем. Они испытывают разочарование в действительности, которая их окружает. Поэтому его не оторвать от компьютера. Там он в своем мире, там можно показать, на что ты способен, выплеснуть подростковую жажду славы и геройства.
Проблемы подростков чаще всего связаны с проблемами в семье и школе. Если в младших классах он все принимал на веру, то теперь к рассказам учителя предъявляются более высокие требования по содержательности, доказательности и убедительности.
Школьные психологи, работающие с подростками обязательно должны знать, какого рода ситуации в семье влияют на обучение и отношения с учителями и сверстниками. Главная установка воспитания в школе — донести до подростка, что он несет ответственность за свои поступки и выбор.
Поиск авторитета
Во все времена четырнадцатилетние парни старались найти пример для подражания. В это время ему очень важно разобраться, правы или нет родители, можно ли доверять их утверждениям и истинам, которые внушались ему с детства. Подросток сам выбирает авторитет. Чтобы быть похожим на своего кумира подростки меняют не только стиль одежды, но и все свое поведение. В это время родителям очень важно ненавязчиво подтолкнуть его к правильному выбору. Сделать это надо так, чтобы подросток не догадывался, кто способствовал нужному ему знакомству. Мальчик должен сам почувствовать необходимость такого общения. Он не может брать пример с тех, кто не нравиться, к кому он не чувствует дружеского расположения и доверия.
Важность мужского воспитания
Чтобы мальчик рос настоящим мужчиной, отец должен проявлять искренний интерес к переживаниям, увлечениям и мнению сына. Мальчик должен быть уверен, что отец сможет оценить проблему и разобраться в ней именно с мужской точки зрения. С раннего детства между ними должно быть взаимное доверие. Только при этом условии мальчик будет обсуждать с отцом сугубо мужские темы.
Отсутствие доверия со стороны родителей приводит к привычке во взрослой жизни перекладывать ответственность на других, несамостоятельности и мужскому инфантилизму. Отец, как бы ни было ему трудно, должен позволить своему сыну самостоятельно принимать решения и даже право на ошибки. При общении с сыном отец должен сознавать, что тот стал взрослым и нуждается не в опеке и контроле, а в дружеских отношениях.
Отдельно надо сказать о воспитании детей до 14 лет в семьях военнослужащих. Большинство подростков в таких семьях гораздо дисциплинированнее, выдержаннее и выносливее своих сверстников. Однако здесь иногда возникает большая проблема. Жесткое, суровое обращение с детьми в результате переноса армейских отношений обязательно приведет к психологическим срывам у подростка.
Что делать, если нет отца
В подростковом периоде обостряются проблемы детей, которые растут без отца. Особенно это касается воспитания мальчиков.
В неполной семье часто две крайности. Мама или полностью зацикливается на своем ребенке или, наоборот срывает на нем свою злость за неудавшуюся личную жизнь. Чрезмерная опека матери делают его инфантильным и несамостоятельным. Часто он становится объектом насмешек, а иногда травли одноклассниками. Такие ребята являются беспомощными, не умеют за себя постоять.
Раздражительная, вечно уставшая мама вызывает у сына чувство вины за то, что он является обузой. Если родители в разводе, отношения между ними не должны влиять на сына. Даже если мама обижена на отца, никогда нельзя говорить о нем плохо, потому что, если мальчик любит отца, такое поведение только оттолкнет его.
Общаться с подростком нужно как с равным. Но нельзя совмещать в себе материнскую нежность и суровость отца. В этом случае ему будет трудно понять, каким должен быть мужчина и настоящая женщина.
Нельзя забывать, что при отсутствии отца пример мужского поведения у мальчика все же должен быть. Выбирать таких людей из своего окружения нужно так, как если бы это была возможность выбрать отца своему сыну из всех известных вам мужчин.
В погоне за физической формой
В период взросления юноши относятся очень внимательно к физическому развитию. В 14 лет мальчики-подростки активно начинают заниматься теми видами спорта, которые накачивают мускулатуру, формируют фигуру, занимаются силовыми видами спорта. При этом не учитывают величину нагрузки. Чтобы достигнуть максимального эффекта от занятий спортом принимают анаболики и стероиды. Все это негативно сказывается на физиологических процессах еще не сформированного организма подростка.
В это время происходит слишком интенсивный рост костей и мышц, а рост внутренних органов отстает. Вследствие такого дисбаланса в организме при повышенных нагрузках могут возникнуть большие проблемы со здоровьем. Хорошим родителям обязательно нужно со вниманием отнестись к спортивным занятиям ребенка.
Советы по воспитанию подростков
Основные советы психологов как воспитывать мальчиков в 14 лет правильно сводятся к следующему:
- стараться помочь разобраться с проблемами;
- дать больше самостоятельности;
- стараться контролировать ребенка незаметно для него;
- никогда не обманывать;
- советоваться по поводу семейного бюджета;
- следить за здоровьем;
- хвалить даже за небольшие достижения;
- никогда не критиковать в присутствии друзей;
- внимательно выслушивать его мнение;
- интересоваться успехами;
- доверять;
- любить всей душой.
Мальчики 14 лет, выделяющиеся своей красотой
У мальчиков с четырнадцати лет начинает просыпаться интерес к своей внешности. Наблюдая за взрослыми, они начинают понимать, что красивые люди больше преуспевают в жизни. Им постоянно достается приз зрительских симпатий.
Некоторые парни не сразу могут понять, достоинства и недостатки своей внешности. Поэтому они помещают свои фотографии на страницах в интернете. Чаше всего именно там они становятся популярными. У них появляется множество поклонниц. Знакомство по переписке в сети может перерасти в первую любовь. Иногда их приглашают на съемки в модельные агентства. Родителям надо обязательно помочь своему ребенку советами, как стать привлекательным и как поступать со своей красивой внешностью.
дочь 13 лет, влечение к мальчикам
Ой да не придумывайте. От таких горе-психологов одни проблемы. Зареклась обращаться, год расхл*мат* не можем советы психологов.Нельзя с пятилетним ребенком советоваться хочет он или не хочет. Не хочет. Вернее хочет один месяц, а потом нет. Например, спорт — это огромный труд.
>Ну, что б можно сесть в семейный круг, друзей, знакомых и похвастаться какая молодец мама и папа, что ребенка >воткнули везде, где ИМ хотелось.
Мне, например, уже много лет, чтобы хвастаться перед знакомыми достижениями своего ребенка. Для меня главное, чтобы у ребенка была любимая работа с достойной зарплатой и в личной жизни все сложилось хорошо. В силу своего большого жизненного опыта, наличием трех высших образований, я могу направить своего ребенка в правильное русло.
А что касается подростков, то как правило, большинство из них ничего не хотят как в случае с девочкой автора. Многие подростки бросают спорт, музыку, рисование.. Если идти на поводу у таких детей, то они ничем не будут заниматься. И учиться будут спустя рукава. А дальше что? Маникюршей работать или продавщицей? Конкуренция огромная в вузы, если запустить учебу. то не поступишь. И не надо расказывать про мотивацию — таких детей в 13 лет единицы.
Автор, у Вас просто темпераментная девочка, которая рано созрела. Я представляю как Вам трудно. У меня две дочери. Одной 34, другой 14. Старшую в 13 лет я увлекла современными танцами, практически каждый день были занятия, выступления и т.п. У нее просто сил не хватало на все остальное. Но в ее 16 я прям почувствовала, что она ищет себе партнера, да и дочь со мной делилась своими переживаниями. Все хорошо у нее сложилось, начала встречаться с мальчиком из параллельного класса, в дальнейшем он стал ее мужем, двое детей у них.
Младшая дочь всегда была мотивированная, раннее развитие, спортсменка, отличница, языки. И не надо психологу рассказывать, что это амбиции родителей. Да, родители направляли и ребенок это воспринимал как должное. Сейчас спасибо говорит, что знает два языка и имеет черный пояс. Так вот в 13 лет как подменили ребенка, я поняла что она влюбилась, все остальное стало безразлично. Почти год мы воевали, я пыталась убедить ее, были и репрессии с моей стороны. Все бесполезно. После очередного скандала и ее истерики, мы сели и откровенно поговорили с ней. Я на выбор предложила три варианта решения проблемы: смену школы, экстернат, к бабушке в другой город. Дочь взяла таймаут на 2 месяца на исправление учебы. Стала много заниматься, иногда ходит на тренировки, удалила аккаунты вконтакте. А я со своей стороны перестала остро реагировать на вещи, которые мне не нравятся. В таком режиме живем больше месяца. Тьфу тьфу тьфу, пока полет нормальный.
Многие мои подруги сталкивались с проблемами у 13-летних дочерей. В большинстве случаев, к 14-15 все налаживалось. Терпения Вам, автор.
Особенности воспитания мальчиков-подростков в 14 лет
Воспитание мальчика – сложный процесс, который требует от родителей проявления такта, заботы и строгости одновременно. Дети растут быстро, и вчерашний малыш, который с радостью рассказывал маме о своих увлечениях и победах, вдруг незаметно для взрослых превращается в замкнутого, грубоватого подростка со своими интересами и пристрастиями.
Как воспитывать мальчика-подростка в 14 лет, чтобы он вырос настоящим мужчиной, способным отдавать отчет своим действиям и отвечать за свои поступки? Как остаться непререкаемым авторитетом в глазах ребенка и одновременно стать его лучшим другом? Как много этих «как», на которые родители не всегда могут найти ответ и в отчаянии бросаются из крайности в крайность, наказывая или позволяя сыну все!
Давайте попробуем разобраться во всех тонкостях психологии и физиологии мальчиков в этот непростой период, чтобы максимально безболезненно и достойно пережить его вместе со своим ребенком.
Важные изменения
Чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика-подростка, необходимо знать, какие изменения происходят в физиологическом и психологическом плане с детьми в этом возрасте.
К 14 годам у мальчиков заканчивается формирование вторичных половых признаков. У них все чаще начинает возникать поллюции. Голос грубеет, начинают расти волосы на теле, у некоторых ребят появляется растительность на лице. Количество тестостерона достигает максимальной отметки: оно увеличивается на 700-900%!
При таких физических изменениях вполне естественным явлением становятся проявления психологических перемен. Мальчики становятся тревожными, раздраженными и рассеянными. Процессы, которые происходят в организме, не всегда понятны ребенку и беспокоят его. Изменения во внешности чаще воспринимаются отрицательно и приносят множество комплексов.
В то же время мальчик начинает чувствовать себя взрослым. Что это такое и что с этим делать, он еще не понимает совершенно, но ощущение, что пришло время что-то менять, не покидает его. Агрессия при отстаивании своей точки зрения как раз-таки и является стремлением доказать, что он уже не маленький, а взрослый человек, с мнением которого нужно считаться.
Чем меньше была степень доверия и понимания между родителями и мальчиком до подросткового возраста, тем больше вероятность того, что он начнет искать поддержку в компании сверстников в четырнадцать лет.
Ощущение безысходности и непонимания со стороны взрослых, попытки доказать значимость самому себе и другим часто толкают мальчика на необдуманные поступки, которые чреваты серьезными последствиями.
Семья и отношения в ней
В это сложное время только от родителей зависит, как подросток сможет адаптироваться к новому состоянию, пережить изменения и вступить на новый уровень развития. При этом важно понимать, что те методы, которыми пользовались взрослые для воспитания маленького ребёнка, совершенно не подходят для подростка. Родителям нужно вовремя перестроиться и научиться слышать и понимать своего сына.
К тому же характер четырнадцатилетнего мальчика уже практически сформирован под воздействием школы, друзей, социального окружения и, конечно, родителей.
Даже если отношения в семье были хорошими, мальчику в этом возрасте все равно необходимо утвердиться среди сверстников. В это время ему как никогда необходима поддержка отца.
Взрослые мужчины часто допускают ошибку, стремясь навязывать сыну свое видение мира.
Приведем пример.
Отец считает, что мальчик должен быть мужественным и сильным, его должны не только уважать ровесники, но и побаиваться. А вот сын у него мягкий, ему совершенно не хочется отстаивать свою правоту кулаками, да и танцы ему больше по душе, чем секция бокса.
Отец уверен, что вырастил «слабака», и при каждом удачном случае напоминает сыну, что он о нем думает. Несмотря на собственные пристрастия, мальчику очень хочется заслужить одобрения папы, и к подростковому возрасту он начинает неосознанно искать компанию сверстников, которая поможет ему стать тем, кем хочет его видеть отец. Правонарушения, агрессия, вредные привычки – станут обязательными спутниками этого периода. Ведь сын не знает, как можно по-другому стать взрослым и мужественным, таким, каким хочет видеть его папа.
Другая крайность в неправильном воспитании мальчиков этого возраста заключается в полном безразличии родителей к судьбе сына и вседозволенности. Мальчик чувствует себя одиноким, никому не нужным. Он либо замыкается в себе, либо проявляет агрессию, пытаясь привлечь к себе внимание.
Поэтому родителям очень важно в это время выбрать правильную позицию, основанную на доверии и поддержке взрослеющего сына. Пришло время признать его право на собственное мнение и осознанные поступки, а также заменить слово «воспитание» на «сотрудничество».
Общение со сверстниками
Подростка-мальчика все больше тянет к сверстникам. Он видит возможность самоутвердиться только в компании друзей. Для него сейчас важно все: как о нем подумают, что скажут и как отнесутся к его поступкам друзья. Более того, он чувствует себя уверенно среди «равных»: у друзей такие же проблемы и, главное, подростка там понимают. Во всяком случае, так считает он.
Родителям очень важно ненавязчиво контролировать, с кем и когда общается их сын. При этом ни в коем случае нельзя негативно отзываться при ребенке о друзьях: это приведет только к тому, что подросток замкнется в себе и перестанет рассказывать о своей компании.
Контроль и доверие – сложное сочетание, но оно необходимо в процессе воспитания мальчика. Дело в том, что для подростка, как мы уже говорили, очень важно мнение сверстников. Поэтому он будет всячески пытаться завоевать авторитет в их глазах. Хорошо, если парень обладает своим мнением и способен проявить его в компании. Но чаще всего мальчик будет подстраиваться под правила своего сообщества, стараясь выглядеть взрослым.
Пробовать сигареты, спиртное, наркотики подросток может начать не потому, что ему хочется ярких ощущений, а потому, что друзья считают, что это «круто».
К тому же в таких подростковых группировках есть четкое разделение ролей. Хорошо, если ваш сын находится в числе «уважаемых и авторитетных парней». Если же мальчику не повезло, и его считают в компании «шестеркой» и оттачивают на нем свое остроумие, а часто и силовые приемы, очень важно поддержать сына, помочь и направить по нужному пути. Мало того, что он всеми силами будет пытаться завоевать авторитет (а так как обычными способами у него это не получилось, в ход могут пойти криминальные «подвиги»), взрослым необходимо по возможности оградить мальчика от издевательств и насмешек.
Сделать это можно только тогда, когда сын настолько доверяет взрослым, что способен поделиться с ними этой серьезной проблемой. Но, к сожалению, родители не только не помогают взрослеющим парням, но еще часто оказываются вообще не в курсе того, что происходит в их жизни.
Поиск авторитета
Любой мальчик в возрасте четырнадцати лет будет искать человека, на которого ему захочется равняться. Может показаться странным, но родители могут выбрать такого человека для сына сами. Причем при правильном подходе подросток даже не догадается, кто способствовал такому нужному для него знакомству.
Тренер по футболу, инструктор в тренажерном зале, руководитель туристического кружка, близкий знакомый семьи, который смог самостоятельно добиться успеха в бизнесе, – этот список можно перечислять бесконечно. Поверьте, ваш сын с трепетом будет слушать советы этих людей, если они будут даваться на дружеской ноте.
Конечно, это не значит, что вам достаточно ткнуть пальцем в нужного человека и сообщить сыну, что с этого дня он должен подражать ему. Знакомство с авторитетным человеком должно начинаться постепенно, с рассказов о достоинствах и заслугах мужчины. Важно, чтобы мальчик сам почувствовал необходимость общения, потянулся к взрослому. И тогда можно быть уверенным, что жизненные ценности взрослого станут постепенно переходить к подростку.
Может показаться странным, что поиск авторитета нужно искать на стороне. Ведь во многих семьях отцы искренне хотят принимать участие в процессе воспитания и волнуются за сына не меньше, чем мать. Однако специфика возраста требует подтверждения истинам, которые внушались парню с детства. Ему важно разобраться, правильны ли были утверждения родителей, можно ли их использовать в собственной жизни.
Вашему сыну нужен друг, взрослый товарищ, который не считает его ребенком и способен говорить с ним на равных.
Важные рекомендации родителям
Конечно, дать однозначные рекомендации, как воспитать подростка правильно, не может дать никто. Ни один самый титулованный профессор педагогики и психологии не сможет ответить вам на волнующие вопросы взросления парня. Не сможет по одной причине: это ваш сын, и только вы, люди, которые подарили ему жизнь, знаете все достоинства и недостатки мальчика. Основываясь на особенностях характера и темперамента сына, вы должны использовать общие рекомендации не в «чистом» виде, как они представлены в источниках, а в том, в каком они приемлемы для вашего ребенка.
- Воспитание начинается с раннего детства, а не с четырнадцати лет: к этому времени характер парня практически сформирован;
- Готовьте мальчика к переменам, которые произойдут в его организме заранее: ведите доверительные беседы на тему полового созревания и общения со сверстниками;
- Показывайте на собственном примере семейной жизни, какими должны быть взаимоотношения мужчины и женщины;
- Не «душите» сына излишней опекой, дайте ему возможность самостоятельно принимать решения:
- Уважайте его выбор, будь это прическа, товарищ или хобби;
- Позвольте мальчику чувствовать себя мужчиной: доверяйте ему ответственную работу по дому, советуйтесь по важным семейным вопросам;
- Найдите для сына достойный пример, которому он сможет подражать;
- Гордитесь достижениями парня, поддерживайте во время неудач;
- Станьте для мальчика другом: пусть он чувствует, что родители рядом в любой ситуации;
- Никогда не оскорбляйте сына! Унижение приведет только к отчуждению и растущей пропасти непонимания;
- Любите взрослеющего мужчину так, как это умеют делать только родители: искренне и бескорыстно;
- Не забывайте говорить сыну о своей любви. Поверьте, ваш колючий «ежик» все еще очень хочет слышать слова нежности и чувствовать ваши объятия.
Воспитывать подростка правильно непросто. Но с этой задачей успешно справились тысячи семей. И у вас это тоже получится. Запаситесь терпением, демонстрируйте любовь и понимание, и через несколько лет вы с гордостью будете смотреть на своего сына, который обязательно станет настоящим мужчиной.
самое спокойное время в жизни мальчика. Воспитание мальчика
Содержание:
Вашему сыну 11-12 лет? Цените это золотое время — именно сейчас закладываются его будущие отношения с вами, родителями, его успешность в выбранной области и даже будущая профессия! Что происходит с мальчиками с 6-7 до 12-13 лет и как правильно прожить с ними этот период, рассказывает психотерапевт Александр Полеев.
В жизни мальчиков есть такой период, когда сексуальность во всех ее аспектах — от мыслей и эмоций до поступков — является латентной, то есть скрытой. Этот период длится в лучшем случае 7 лет — с 6 до 13, в худшем — всего 5 — с 7 до 12. На всем его протяжении инфантильная сексуальность (переполнявшая ребенка между 3 и 6 годами) уходит, эротическое начало дремлет, и внимание мальчика сосредотачивается на развитии интересов и навыков, на контактах со сверстниками своего пола.
К содержанию
Приобретения латентного периода
В эти годы мальчик активно включается в жизнь социума, и — одновременно — начинается процесс деидеализации родителей, эмоционального и практического отхода от них. В латентный период процесс этот (абсолютно закономерный и необходимый) происходит медленно, бесконфликтно, без резких сцен и обидных слов. К этому моменту ценности, установки, стереотипы поведения родителей стали частью личности мальчика, он воспринимает их как свои собственные.
Обычно мальчики в эти годы успешно учатся и — самое главное — чем-либо активно интересуются. Это время занятий в кружках, секциях, спортивных клубах. Резко расширяется сфера общения, у мальчика появляются друзья в классе, в кружке, в спортивной секции, и эти друзья ходят к нему домой, а он — к ним. Но дети еще собираются в группы в соответствии с полом: девочки с девочками, мальчики с мальчиками.
В 11–12 лет формируется потребность и способность доводить начатое дело до конца. Потом, в подростковые годы, эти способности тоже могут на время существенно уменьшиться или исчезнуть. Но если латентный и предподростковый этапы пройдены «правильно», по истечении подросткового возраста к молодому человеку возвращаются и уважение к родителям, и мотивация к обучению, и способность доводить дела до конца, и многие другие очень полезные качества характера.
К содержанию
Только мальчики
Пиком латентного периода мы, специалисты, считаем ситуацию «половой гомогенизации»: мальчик общается только с друзьями своего пола. С девочками он не только общается лишь по крайней необходимости — он о них практически не говорит ни со сверстниками, ни с родителями, просто не упоминает. И в семье мальчик больше обращается к отцу, внимательнее прислушивается к его замечаниям, хотя раньше больше общался с матерью.
Такую мощную «половую гомогенизацию», такое полное игнорирование психологи объясняют тем, что существует период (не дольше года — полутора!), когда вес мальчиков увеличивается, а количество полового гормона, андростенолона, вырабатываемого в это время надпочечниками и яичками, не увеличивается ни на миллиграмм. Таким образом, на единицу веса ребенка приходится абсолютно минимальное количество полового гормона, к тому же очень слабого. А сильный, тестостерон, в этот период секретируется в мизерных количествах — меньших, чем в первый год жизни ребенка.
К содержанию
Препубертат — задел на будущее
Последние один-два года латентного периода мы, врачи-психотерапевты и сексологи, выделяем в некий отдельный этап, отдельный период: предподростковый. И внутренний мир, и переживания мальчика, и его интересы, и поведение, и биофизиологические процессы, лежащие в основе всего перечисленного выше, существенно отличаются и от латентного периода, и от пубертата.
Первый признак препубертата: интересы, которые появляются у мальчика в эти один-два года (а иногда и раньше, в латентном периоде), очень устойчивы, в большинстве случаев они сохраняются на всю жизнь и часто определяют выбор профессии. Этой своей стойкостью они отличаются от интересов, возникающих в подростковом возрасте, — последние чаще всего в этом же возрасте и заканчиваются.
На первый взгляд кажется странным, что формирование интересов, будь то любовь к чтению, поездкам и путешествиям, стремление мастерить что-то своими руками или что-либо изучать вне школьной программы происходит так рано: в 11–13, а не в 17–18 лет. Но это только на первый взгляд: интересы, наклонности, увлечения «препубертатного» мальчика — они его собственные, они закономерно порождены его характером, его личностными особенностями. Более поздние, подростковые интересы порождены, а часто навязаны подростковой группой, ее ценностями, ее требованиями.
Многочисленные многолетние исследования показывают, что 62–63% мальчиков выбирают профессию, о которой подробно говорили с родителями в возрасте 11–13 лет; потом, в подростковом возрасте, они обсуждали и другие профессии, но, миновав пубертат, возвращались к прежним интересам. Так что мы советуем родителям быть особенно внимательными к интересам мальчика в этом возрасте, почаще и поподробнее обсуждать с ним, чем бы он хотел заниматься профессионально, а что существовало бы только как увлечение — пусть в 12 лет столь серьезные разговоры могут показаться смешными.
В этом возрасте он делает какие-то поделки (модели машин, к примеру), какие-то рисунки, что-то собирает, коллекционирует. Через пару лет, в подростковом возрасте, он обо всем этом чаще всего забудет. Но задача родителей — все это полностью сохранить, чтобы мальчик смог на все это посмотреть, ко всему этому вернуться. Величайший знаток пубертата, американский врач-психотерапевт Дебора Таннен подчеркивает: «Увлечения и интересы 10—12-летнего мальчика идут из глубины его души, они порождены его сокровенными интересами и способностями. Все более поздние интересы навязаны ему микросоциумом, за ними стоит желание понравиться «ближнему кругу».
К содержанию
Еще два признака препубертата
Вторым признаком наступления препубертата нам представляется существенное увеличение двигательной активности: согласно современным видеонаблюдениям, в день 11—12-летние проходят — точнее, пробегают — расстояние в полтора раза большее, чем за 6 месяцев до этого. Другими словами, начиная с 10,5–11 лет расстояние, которое они преодолевают в течение дня, удваивается. И средняя скорость их передвижения также возрастает в два раза!
Третий важный признак — усиление любознательности вкупе с повышенным вниманием к разговорам взрослых: мальчик внимательно слушает беседы взрослых, особенно если их, взрослых, несколько, чего раньше вы не наблюдали. Он понимает далеко не все, но пристально наблюдает за общением, задает много вопросов, не всегда удобных и уместных, подсматривает за родителями и гостями. А вот свое мнение он высказывает крайне редко. Как правило, особое внимание он проявляет к приходам маминых подруг или подруг сестры, словом, к общению женщин между собою: у него уже есть интерес к противоположному полу.
Поразительно, что уже через год-два, а то и просто через несколько месяцев, с наступлением настоящего пубертата и повышением тестостерона до уровня 18 нмоль/л и выше, разговоры взрослых между собою, разговоры взрослых с ним самим перестают быть сколь-нибудь интересными. Интересными становятся только разговоры со сверстниками, участниками его «референтной группы»: они могут продолжаться часами, при этом даже квалифицированным психологам они кажутся «разговорами ни о чем».
К содержанию
Тело и гормоны
За тремя этими явлениями, тремя новыми феноменами в поведении мальчика стоят важные биологические изменения. До сих пор его рост и развитие определяли, конечно же, мужские половые гормоны. Главным среди них был андростенолон, вырабатываемый корой надпочечников и яичками, — гормон слабый, на собственно сексуальную сферу не влияющий. Но постепенно гипофиз начинает секретировать очень малые дозы гонадостимулирующего гормона (ГСГ), в яичках мальчика вырастают клетки Лейдига, а они вырабатывают «настоящий» половой гормон — тестостерон.
При этом яички увеличиваются в объеме, затем кожа мошонки темнеет и становится складчатой, затем в паху, вокруг гениталий и в подмышечных впадинах начинают расти волосы. Истинным началом пубертата специалисты считают увеличение яичек в объеме. Изменения мошонки, рост волос, огрубение голоса происходят только после роста яичек. В яичках, в надпочечниках, в костно-мышечной ткани, в сердечно-сосудистой системе начинаются важные, часто болезненные, перемены.
Рост костей начинает опережать рост мышц, и через год-два, в пубертате, это опережение часто сопровождается неприятными ощущениями напряжения и раздражения, отвлекающими от учебы, а у некоторых подростков порождающими настоящую дисфорию: депрессию с оттенками раздражения и злобы.
Рост сердца опережает рост сосудов, вызывая тахикардию и повышение артериального давления. Все эти процессы в организме начинаются еще в препубертате, но на уровень субъективно переживаемых симптомов выходят только в настоящем пубертатном периоде.
В эти один-два года эндокринная система мальчика вырабатывает эстроген (женский гормон) в количестве чуть большем, чем мужские — андростенолон и тестостерон. Эстрогены же, как известно, воздействуют на мозг как вещества, уменьшающие напряжение, тревогу, раздражительность. Они делают мальчика более мягким, общительным, готовым впитывать информацию и рекомендации. Именно в эти годы совершенно необходимо приучить ребенка к общению с родителями, привить навык информирования их о своих делах и проблемах, навык спокойного обсуждения своих проблем с родителями.
К содержанию
Золотое время для родителей
В этом возрасте интеллектуальное и социальное развитие мальчика уже достаточны для содержательного общения, усвоения им информации, в том числе и сексуального характера. В то же время еще не развились присущие пубертату реакции оппозиции и протеста против всего «взрослого», немотивированного негативизма, девальвации родительского мнения. Установка «все, что говорят предки, — полный отстой» сформируется только через год-два.
В период препубертата родители должны стремиться «ввести» подростка в какую-либо положительную группу сверстников (спортивную секцию, художественную студию), а со своей стороны — познакомиться с друзьями и приятелями сына. В настоящем пубертатном периоде это «окно», созданное эстрогенами, существенно сузится или практически закроется. Так что тем родителям, кто не воспользовался периодом препубертата для формирования доверительных отношений с сыном, в дальнейшем придется трудно.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]