Ментальная таблица – Ментальная арифметика – что это такое? Как научиться ментальной арифметике в домашних условиях?

Содержание

Диаграмма связей — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2019; проверки требует 1 правка.
Эта статья о способе представления знаний.
Запрос «Карты памяти» перенаправляется сюда. О картах флэш-памяти см. Карта памяти.
Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы FreeMind

Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы[1].

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями (англ.)русск., для которого достаточно карандаша и бумаги

[1].

На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления».

Методика разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов[2].

Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.

Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса, он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.

Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз, — неверно, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве подтверждения того, что диаграммы связей — эффективный способ конспектирования информации.

Диаграммы связей используются в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концептуальными картами (англ.)русск., которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х, структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова.

Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях[1].

К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии[1].

См. под списком примечаний. А также обзоры программ в списке ссылок.

  • Дэвид Сиббет.
    Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы = Visual Meetings/ How Graphics, Sticky Notes & Idea Mapping Can Transform Group Productivity. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 280 с. — ISBN 978-5-9614-4393-6.
  • Сергей Бехтерев. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 312. — ISBN 978-5-9614-1474-5.
  • Джейми Наст. Эффект визуализации = Idea Mapping: How to Access Your Hidden Brain Power, Learn Faster, Remember More and Achieve Success in Business. — М.: Эксмо, 2008. — С. 256. — ISBN 978-5-699-27544-1.
  • Эли Шрагенхайм. Управленческие дилеммы: Теория ограничений в действии = Management Dilemmas. The Theory of Constraints Approach to Problem Indentification and Solutions. —
    М.
    : «Альпина Паблишер», 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-9614-0665-8.
  • Тони и Барри Бьюзен. Супермышление = The Mind Map Book. — М.: Попурри, 2007. — С. 320. — ISBN 978-985-15-0017-4.
  • Тони Бьюзен. Суперинтеллект = Head First. — М.: Попурри, 2005. — С. 412. — ISBN 985-483-157-4.
  • Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления = Mind Map Mastery. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 208 с. — ISBN 978-5-00117-678-7.
  • Tony Buzan, Mind Maps at Work: How to Be the Best at Your Job and Still Have Time to Play, ISBN 0-452-28682-4
  • Jörg Rech; Björn Decker; Eric Ras. STATE OF THE ART IN «CLASSIC» PKM APPROACHES AND THEIR PROBLEMS // Emerging Technologies for Semantic Work Environments: Techniques, Methods, and Applications. — Publisher: IGI Global, 2008. — 372 p. — ISBN 978-1-59904-877-2.

Как составить ментальная карта | Как навести порядок в голове

Ментальные карты или майнд карт уже давно и успешно используются для систематизации мыслей и большого объема информации. Особенно ими любят пользоваться руководители крупных компаний и различные обучающие организации. Давайте попробуем разобраться в чем основные плюсы и секреты таких карт?

Представьте, что вам предстоит подготовиться к какому-то важному событию в вашей жизни или проекту. И при этом нужно удержать в голове множество мыслей, деталей и важной информации. На первый взгляд, кажется, что это просто невозможно  и обязательно что-нибудь забудется. Но на самом деле для этих целей люди давно научились такому интересному способу, как составление метальных карт. Когда вся нужная информация располагается не просто на листочке в блокноте, а на большом листе с обозначением главных групп и множеством подвидов, чтобы не забыть и не упустить любую мелочь из виду.

Представляете как удобно, например, готовясь к свадьбе расписать сначала все необходимые детали в виде графического изображения или таблицы, а затем просто вычеркивать ненужные детали, по мере их выполнения. Когда мы наглядно видим весь объем предстоящих работ, складывается цельная картина о предстоящей работе, которую нужно проделать. Возможно, что начертив все на листе бумаги окажется, что сделать на самом деле необходимо не так уж много.

Метод метальных карт придумал психолог и писатель Тони Бьюзен.  Он успешно совместил в этом методе психологию, мнемонику и нейролингвистику. И изначально ими пользовались только руководители крупных бизнес компаний, преподаватели и журналисты. Но со временем подобным методом начали пользоваться люди и в обычной жизни, благодаря их удобству и наглядности.

Как составить ментальную карту?

что такое ментальная картаМентальные карты — это визуализация мыслей и идей. Составление ментальных карт немного походит на рисование дерева с ответвлениями. Для начала нужно нарисовать основу нашей карты по центру страницы. Лучше взять для этого цветной карандаш или маркер. Далее делаем самые важные «ответвления» или подтипы по своей теме. Над каждым ответвлением делаем надпись. Важно, чтобы надписи были крупными и понятным почерком, желательно печатными буквами.

Основные детали для составления удобной и понятной ментальной карты:

  • Для удобства визуализации своих мыслей и для лучшего восприятия карты, ответвления должны быть примерно одной длины
  • Надписи на ответвлениях не должны быть слишком длинными. Достаточно будет нескольких коротких слов, передающих смысл. Если необходимо записать важную информацию, которая занимает много места, то распишите данный подтип в блокноте или на обратной стороне листа ментальной карты.
  • Используйте несколько ярких цветов. Наше восприятие устроено так, что сначала мы видим и запоминаем картинку, а потом уже информацию, содержащуюся в ней.
  • Сопровождайте свои надписи иллюстрациями и изображениями. Таким образом активизируется восприятие и память. Надписи должны быть печатными буквами. Это нужно для максимального удобства чтения
  • Главная тема ментальной карты располагается по центру и должна быть больше остальных
  • Лист всегда располагается горизонтально. Так сознанию легче воспринимать информацию. Вспомните, например, школьную доску или телевизор.

В составлении ментальной карты проявите творческий подход, делайте небольшие рисунки рядом с нужными ключевыми словами, используйте много цветов.  Составляйте карту как вам удобно, для кого-то удобней начертить таблицу, а для кого-то нарисовать карту в виде солнышка или дерева. Если вам сложно составить ментальную карту или таблицу по своей теме самостоятельно, воспользуйтесь электронным составителем. Их легко найти и скачать из интернета. Самые популярные из них:

  1. «Mindomo». Доступная и понятная для составления майнд карт программа. Существует бесплатная и более расширенная платная версия этой программы.
  2. «Maomyself». Дает возможность для работы только одного пользователя.
  3. «MindMeister». Позволяет работать совместно в режиме онлайн. Простой интерфейс с приложениями для AndroidиiOS. Платная программа, но существует бесплатная пробная версия.программа для составления ментальной карты
  4. «Mind42». Довольно упрощенная версия. Но в ней нет возможности добавления файлов.
  5. «WiseMapping». Основной плюс программы в возможности работы над картой в режиме онлайн, без скачивания. Позволяет трансформировать свой проект в другой формат, вставлять на страничку любого сайта, сделать презентацию и мн.др.
  6. «Freemind». Бесплатное приложение, полностью адаптируется к любой платформе.
  7. «BubblUs». Бесплатная программа, работающая в режиме онлайн. Создает интересные и понятные интеллект-карты
  8. «Mapul». Отличается от всех остальных оригинальным оформлением. Удобна для создания рукописных карт. Программа платная, работающая на ежемесячной подписке.
  9. «Coggle». Программа с довольно простым интерфейсом и множеством функций. Позволяет загружать дополнительные файлы одним движением, перетаскивая их в программу с рабочего стола.
  10. «iMindMap». Очень удобная и эффектная карта. Но она имеет достаточно большую стоимость, поэтому покупать ее стоит, если собираетесь пользоваться майн картами постоянно

В каких случаях полезно использовать ментальные карты?

как помогает составление ментальных картУдобство применения ментальных карт в том, что они легко применимы как для рабочих или учебных проектов, так и для повседневной жизни. Так, к примеру, удобно готовиться к важным событиям в жизни, будь то свадьба, поступление в институт или подготовка ребенка к школе. В основном такие карты используют в следующих случаях:

  • Для самообучения. Чтобы ускорить процесс запоминания нового материала, зафиксируйте свои главные мысли в виде ментальной карты.
  • Презентация товара или услуги. С помощью майнд карт у вас есть возможность более выгодно, полномерно и наглядно презентовать любой вид предлагаемого на продажу объекта или услуги.
  • Для фиксирования большого количества информации. Чтобы не упустить все нюансы, представьте их в сжатой форме на одном листа майнд карты.
  • Для генерации новых идей. Если вам не хватает вдохновения и вы не знаете где черпать новую информацию для своего проекта, ментальная карта тоже с легкостью поможет в этом.

Метальные карты очень полезны для четкого и конструктивного представления информации более понятным способом. За счет четкости и краткости, а так же ассоциативных обозначений в виде рисунков, все воспринимается гораздо проще и быстрей. Таким образом, есть возможность запомнить большой объём информации, подготовиться к важному проекту или даже составить план для будущего отпуска.

Примеры ментальных карт

ментальная карта ментальная карта 2 ментальная карта расходов ментальная карта развития ментальная карта бюджета ментальная карта зароботка ментальная карта творчества

Ментальные карты | Блог 4brain

Ментальные карты на 4brain

Перед вами образец простейшей ментальной карты, созданной с помощью бесплатной программы FreeMind. На нём представлена изначальная структура нескольких первых тренингов, подготовленных проектом 4brain. Её можно использовать, к примеру, во время презентации, поскольку такая карта является отличным решением для визуальной подачи информации, альтернативным способом записи (в противоположность линейной). Но нас они гораздо больше интересуют как метод организации системного мышления, поиска идей на основе ассоциаций. О таких диаграммах связей мы уже вкратце упоминали в уроке, посвящённом теориям креативности. Сегодня представляем вашему вниманию более детальный материал с описанием преимуществ mindmaps для каждого, указанием их отличий от других способов визуализации и конкретными примерами употребления.

Суть и история появления ментальных карт

Сразу оговоримся о значении термина. Понятие «ментальная карта» в научной литературе чаще встречается в психологии и связано с поведением человека. Касательно предмета нашей статьи этот термин не совсем удачный, поскольку не отображает сути английского «mindmap», от которого и происходит. Тем не менее, название «ментальные карты» широко употребляется, наравне с более правильными с филологической точки зрения категориями «диаграммы связей», «интеллект-карты», «карты мыслей». Поэтому условимся, что для большего удобства будем их использовать как синонимы.

Ментальные карты или диаграммы связей – эффективная техника альтернативной записи и визуализации. Современное представление о них было заложено в 70-е гг. прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. Он интересовался проблемами развития интеллектуальных способностей, памяти, креативности, скорости чтения. Добился незаурядных результатов – в 1997 г. в прямом эфире установил рекорд в запоминании многозначных чисел.

В ходе своих исследований Т. Бьюзен пришёл к выводу, что общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. Из критики «неудобств» линейного восприятия  позже и появились ментальные карты как приём организации информации и альтернативный способ записи. Что значительно важнее, работа в направлении совершенствования концепции интеллектуальных карт показала возможность их применения как инструмента в технике «мозгового штурма» (хотя это и не стало открытием – прообразом пользовались и до этого), для поиска и генерации новых идей, запоминания, структурирования.

Метод Бьюзена начал широко применяться практически сразу после того, как был представлен широкой аудитории с помощью телепередачи «Думай головой» на канале ВВС, которую сам автор и вёл. Позже он написал ещё несколько книг о своей технике, ставших бестселлерами. Но изобретателем теории его можно назвать лишь с натяжкой. Подобные методы применялись уже мудрецами Древней Греции и Рима (Порфирий, Аристотель и др.), инженерами Нового времени. Безусловно, Бьюзен обозначил границы современного подхода, не скрывая, что опирался на труды предшественников.

Для завершения представления о сути ментальных карт отметим, в чём их отличие от других способов визуализации. От стандартных диаграмм и графиков диаграмму связей отличает отсутствие строгости. Вы создаёте свою древовидную схему так, как того требует задание, или как вам удобнее. Не нужно заботиться об иконографии, сухих числах или процентах. График чаще всего строится, чтобы показать какое-либо измеримое отношение, но принцип построения ментальной карты абсолютно другой – показать связь (часто неочевидную) какой её видит автор.

Последнее время приобретает популярность использование, в первую очередь дизайнерами и инженерами,  концепт карт – графического инструмента, призванного показать отношение между понятиями. Но их главное отличие от майнд мэпов в том, что они создаются для одновременной работы сразу с несколькими идеями, а не одной, и описанием отношений между ними.

Применение диаграмм связей

Насколько эффективно применение ментальных карт? Была проведена серия исследований с участием студентов американских университетов. В результате выяснилось следующее:

  • 80% студентов уверены, что интеллект-карты помогают лучше понимать научные концепции и идеи;
  • Ментальные карты способствуют лучшему запоминанию материала;
  • Студенты с низким уровнем способностей лучше усваивают знания, добытые с помощью диаграмм связей.

Итак, области, в которых можно применить карты мысли с пользой:

Презентация

80% людей на планете – визуалы. Это значит, что они лучше воспринимают то, что можно увидеть. Памятуя об этом, следует готовить своё выступление-презентацию. Используйте иллюстрации, схемы, графики, в том числе и ментальные карты. Комбинированное использование различных способов подачи информации послужит удержанию внимания и лучшему усвоению материала.

Активизация творческого мышления. Мозговой штурм

Креативный процесс зачастую тесно связан с ассоциативным мышлением. Т. Бьюзен предложил использовать ментальные карты для его активизации: для этого в центре листа следует записать ключевое понятие или идею, а все ассоциации отмечать или рисовать на ветвях, идущих от главного понятия. В дальнейшем уже они обрастают новыми ассоциациями. Это позволяет не только расширить набор связей уже готовой идеи, но и сгенерировать новую, отыскать неочевидное.

Диаграммы связей пригодятся также для решения творческих задач, создания алгоритма поиска ответа. Запишите интересующий вас вопрос на листе в верхнем левом углу, а идеальное решение – справа внизу. Постройте цепочку с промежуточными действиями, которая позволит пройти путь от проблемы до идеального результата. Изучите и проанализируйте этот путь, найдите необязательные звенья, или те, которые можно объединить. Всё это кажется довольно простым, но порой именно понятной визуализации и не достаёт для того, чтобы найти необходимое заключение.

Обучение

Как говорилось выше, схематическое изображение материала способствует его лучшему усвоению. Попробуйте, обучаясь чему-либо, использовать не только учебники, но и таблицы, интеллект-карты, диаграммы. Создавать их можно даже самому – это и удобный способ конспектирования, и техника запоминания (смотрите ниже).

2. Опорный конспект по истории

Развитие памяти

Ментальные карты можно применять как мнемоническую технику. Записанная таким образом информация лучше запоминается, структурирует знания, позволяет выделять главное и удобно работать с большими объёмами данных.

Менеджмент (управление)

Диаграммы связей также используются в планировании и разработке проектов, построении органограмм. Они являются отличным решением для команд, где существует необходимость разделения областей ответственности.

Кроме того, ментальные карты пригодятся в деле проведения тренингов, при составлении списков задач, развитии интеллектуальных способностей.

Главные принципы техники построения диаграмм связи

Т. Бьюзен выделяет 10 таких рекомендаций:

1. Начните с центра листа, написав или нарисовав, по меньшей мере, тремя разными цветами, ваше ключевое слово.

2. Смело используйте изображения, символы, коды разных размеров для вашей карты.

3. Записывайте ключевые слова, используя и заглавные буквы, и буквы нижнего регистра.

4. Каждому слову или изображению должна соответствовать одна ветвь (линия).

5. Линии одной ветви должны быть соединены и становиться тоньше по мере отдаления от центра.

6. Длина линии должна соотноситься с длиной записанных на ней слов или нарисованных объектов.

7. Применяйте разные цвета для разных ветвей и групп ключевых слов.

8. Развивайте ваш собственный стиль создания ментальных карт.

9. Используйте ассоциации.

10. Чётко стройте свою карту на основе радикальной иерархии или контуров.

Отзывы и комментарии

Оцените полезность такого инструмента как ментальные карты, поделитесь опытом их использования – оставьте комментарий ниже.

Ментальные карты

Ментальные карты

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Традиционная система записи

В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему?

  • Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.

  • В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

  • Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Ментальные карты

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

  1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

  2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

  3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Пример

Эту карту я нарисовал, работая над идеями для дизайна настенных календарей на 2005 год. Чтобы посмотреть большую картинку, перейдите по ссылке, нажмите кнопку All Sizes (над картинкой) и выберите самый большой из доступных размеров.

 

Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт

Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил.

  1. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

  2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

  3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.

  4. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.

  5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

  6. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

  7. Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков 🙂

  8. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

  9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

  10. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Философия

Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет. Это выводит нас к вопросу о понимании, которое все-таки происходит в наших головах, а не в книгах и учебниках. И здесь очень к месту слова Мераба Мамардашвили:

«Мы попытаемся подойти к материалу так, чтобы в нем почувствовать те живые вещи, которые стоят за текстом и из-за которых собственно, он и возникает. Эти вещи обычно умирают в тексте, плохо через него проглядывают, но тем не менее, они есть. И читать тексты и рассуждать о них имеет смысл тогда, когда ты не догматической ученостью себя наполняешь, а восстанавливаешь именно живую сторону мысли, из-за которой они создавались. […] Лишь в этом случае, когда мы встречаемся с текстом через две тысячи лет после его создания, он оказывается для нас не элементом книжной учености, а, скорее, конструкцией, проникнув в которую, мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся за текстом и возникли в людях посредством этого текста.»

Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность — в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.

Особое изящество идее придают параллели между организацией мышления посредством ментальных карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-майндмэп (ядро с ответвлениями), во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

Как я уже сказал вначале, сфера эффективного применения майндмэппинга чрезвычайно широка. Это и планирование (например, дня, встречи, статьи, проекта), и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в семейном кругу (Бьюзен очень интересно об этом рассказывает). Майндмэппинг — это в каком-то смысле искусство, поэтому требуется практика для того, чтобы научиться рисовать красивые майндмэпы. Но это искусство естественно для нашего мышления и доступно каждому. И оно помогает жить

Источник: MindTools

Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Как нарисовать ментальную карту: инструкция

  1. Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.

  2. От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.

  3. Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Правила работы с ментальными картами

Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.

  • Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты. Это сначала кажется непривычным, — у вас может возникнуть опасение, что вы забудете остальные слова. На самом деле не забудете, если выберете в качестве ключевых слов наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «цепляющие» слова.

  • Располагайте лист горизонтально — такую карту будет удобнее читать.

  • Пишите ключевые слова печатными буквами, черным цветом, как можно яснее и четче.

  • Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.

  • Длина линии должна быть равна длине слова — не делайте линии длиннее слов. Не прерывайте линий.

  • Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.

  • Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.

  • Располагайте ветви равномерно — не оставляте пустого места и не размещать ветви слишком плотно.

  • Используйте рисунки и символы (как минимум — для центральной темы, лучше — для всех основных ветвей).

  • Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организация и читаемость карты.

Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам (например, «деревьям» или диаграммам связей). Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Когда использовать ментальные карты?

  1. В самообучении. Изучение любого материала может идти быстрее, если фиксировать основные мысли в форме ментальной карты. Даже если вы просто читаете книгу, сделайте ментальную карту и вы увидите, насколько это удобный способ осмыслить прочитанное (не говоря уже о том, что эта карта может вам очень пригодиться, если вы впоследствии захотите быстро освежить в памяти содержание книги).

  2. Для создания идей. Напишите задачу в центре и располагайте на ветках идеи или ассоциации, от них — следующие ассоциации, все время задавая себе вопрос, как это может решить вашу задачу.

  3. Чтобы разобраться в новой области. Бывают ситуации, когда вы чувствуете, что тема ускользает от понимания. Напишите ее в середине и располагайте на исходящих из центра ветвях все, что к ней относится. Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных.

  4. Чтобы представить большое количество информации в емкой форме. Вы можете делать это для большей наглядности, например в ходе презентаций, или для себя самого (например, чтобы не забыть что-то важное во время выступления).

Рекомендации

Старайтесь получать удовольствие от самого процесса рисования ментальной карты. Сделайте свою карту красивой, ведь для этого ведь нужно совсем немного — аккуратный текст печатными буквами, ровные линии той же длины, что и ключевые слова, разные цвета для ветвей, чтобы они не путались между собой, самые простые рисунки-символы, обозначающие важные для вас моменты… Разумеетс, степень «красоты» может варьироваться в зависимости от задачи, однако не жалейте времени, особенно в начале освоения техники. После определенной практики его будет уходить совсем немного.

Интересный момент в ментальных картах — то, что они являются не только средством наглядного представления процесса нашего мышления, но и одновременно его диагностикой. Сама форма карты, то, как она визульно выглядит, многое говорит о вашем отношении к теме, о том, насколько понятны вам ее отдельные аспекты (представленные основными ветвями), о вашем способе восприятия этой информации.

Очень рекомендуем начать с рисования ментальных карт руками. Для начинающих кажется быстрее и легче воспользоваться компьютерными программами, но это не дает ни навыков самого майндмэппинга, ни полезного эффекта организации собственного мышления в процессе этого. Программа для построения ментальных карт никогда не позволит вам нарисовать неправильно закомпонованную карту, и это на самом деле проблема, потому что, думая за вас, она лишает вас возможности диагностировать свое мышление. Дело в том, что благодаря рисованию руками Вы можете наглядно увидеть, как и насколько эффективно организовано Ваше мышление по какой-то теме.

Принципы

Если обобщить приведенные выше рекомендации и правила, то в их основе лежат несколько принципов:

  • Ментальная карта должна активировать восприятие и память.

  • Стремление к большей четкости и удобочитаемости карты дает больше осознанности в мышлении.

  • Анализ уже нарисованной вами карты дает подсказки к «устройству» вашего мышления по теме.

Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления при помощи ментальной карты и устройством человеческого мозга: во-первых, ментальная карта имеет, как и нейрон, радиальную структуру, а во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

Ссылки по теме

  • Mind Map Inspiration — блог Пола Формана о ментальных картах с великолепными примерами автора

  • Mind42 — онлайн-сервис для создания ментальных карт

  • MindMeister — онлайн-сервис для создания ментальных карт (в бесплатной версии только 6 карт)

  • Freemind — бесплатная программа для создания ментальных карт

  • WikiMindMap — интерфейс к Википедии, который превращает статью Википедии в ментальную карту.

Книги по теме

Примеры

Приведенные ниже примеры, возможно, выглядят слишком профессионально, но их главная задача — продемонстрировать саму идею ментальных карт, а не художественное мастерство автора.

Законы майндмэппинга

Три метода майндмэппинга (Paul Forman)

50 вдохновляющих идей (Paul Forman)

Выбор пути из противоположностей (Paul Forman)

Тайм-менеджмент (Mindtools)

За пределами зоны комфорта (Paul Forman)

Что такое «Ментальная Карта»?

мозгЧто такое ментальная карта? Зачем использовать ментальные карты?
Традиционно запись заметки была строго текстовой. Благодаря ментальному картированию, совместное использование и мозговой штурм упрощаются из-за использования визуальных средств.
Сложные идеи легче понять, удержание памяти улучшено, а решение проблем становится второй натурой.
Ментальная карта — это тип графического представления ваших мыслей. Когда вы визуально представляете информацию, вы можете лучше понимать понятия, чем использовать традиционные методы заметок.

По сути, основная идея разделяется на конкретные темы, где контент структурирован таким же образом, как и ваш процесс мышления.

КАК СДЕЛАТЬ ВАШУ МЕНТАЛЬНУЮ КАРТУ?

1.  Придумайте центральную идею о том, что вы хотите углубиться в глубь.
2. Из этой центральной идеи создаются ветви, которые приводят к более конкретным темам.

Например:

3. В каждом из ваших филиалов должно быть указано собственное ключевое слово, которое соединяет идеи.
4. Используйте несколько цветов, чтобы помочь вашему мозгу связать изображения с деталями и концепциями.
5. Включите изображения на всей карте, чтобы лучше понять идеи и сформировать лучшее понимание.

 

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Ментальная карта — научный подход к исполнению желаний!

Эту технику называют по-разному: интеллект-карта, ментальная карта, карта желаний, карта ценностей. Почему ментальная карта способна исполнять желания?

Технику исполнения желаний «Ментальная карта» разработал Тони Бъюзен. Сначала ее применяли для понимания и быстрого запоминания новой информации. Различные лекции, книги, статьи усваивались довольно быстро, если в конспектах были схемы с рисунками, отображающими основные понятия или утверждения.

Затем такие радиальные схемы стали использовать и в других областях.

Ментальная карта предоставляет возможность увидеть перспективы, удачи и неудачи каждого участка проекта.

Она давала возможность понять, что стоит применять, а что нет.

Какое отношение ментальная карта имеет к исполнению желаний?

На сегодняшний день этот метод используют для осуществления желаний, потому что он позволяет… Но обо всем по порядку!

Чтобы создать ментальную карту, вам понадобится:

  • лист ватмана любого размера;
  • несколько журналов;
  • фломастеры или карандаши;
  • ножницы;
  • клей;
  • немного свободного времени.

Загадайте желание!

Теперь подумайте о том, чего бы вам хотелось. Важно, чтобы ваши желания касались только вас и не имели отношения к другим людям. Ваши желания осуществятся самым естественным путем, вам нужно только идти им на встречу.

Любая магическая практика или ритуал¹ полны скрытого смысла, поэтому будет очень хорошо, если вы будете создавать свою ментальную карту в группе единомышленников, которые наполнят процесс создания позитивом.

Ментальную карту можно составить к какому-то важному для вас дню, это может быть день вашего рождения, начало отпуска или новый год, который является началом нового временного периода. Ментальная карта очень индивидуальна, она только для вас несет смысловую и символическую нагрузку.

Как создавать ментальную карту?

Как основу карты используйте сетку ба-гуа² из Фэн-шуй³. Не нужно показывать вашу карту тому, кто может ее раскритиковать.

Обсуждать вашу ментальную карту желаний можно лишь с теми, кто разделяет ваши взгляды и поддерживает ваши начинания.

Ваша ментальная карта должна получать позитивные энергии, благодаря которым она будет набирать силу.

Ментальную карту можно создавать в любом порядке. Условно расчертите лист бумаги на девять частей, не обязательно одинакового размера. По центру нужно разместить вашу фотографию или написать фразу, которая имеет к вам непосредственно отношение.

Остальные восемь секторов оформите согласно сетке ба-гуа:

Доход, прибыль, заработок Признание, успех, цели  общественного значения и реализуемые в обществе Брак, партнерские отношения, знакомства для брака
Семья, дом, достаток в доме, само здание Центр, главная идея, образ, здоровье, ваша энергия Творчество, идеи и проекты на будущее, реализация талантов
Обучение, учителя, наставники, книги, дипломы, экзамены Карьера, усилия в достижении желаемого Путешествия и помощь со стороны

Желательно заполнить все секторы, чтобы у вас не было перекоса в той или иной области жизни.

Все рисунки, картинки и фотографии должны быть подписаны, а любая фраза должна подкрепляться рисунком. Каждое желание в ментальной карте должно начинаться со слов «Я/у меня …» Желание формулируется в настоящем времени⁴.

 Примерно ментальная карта на этом этапе выглядит так:

Теперь подумайте и определите, насколько осуществление ваших желаний зависит от вас, и что вам нужно сделать для их исполнения. Придумайте максимальное количество способов осуществления для каждого вашего желания. Сложное или большое желание разбейте на части и распишите способы осуществления каждой части.

Например, вот мини-карта одного события:

После работы по анализу каждого желания ваша карта выглядит так:

Теперь хорошо изучите свою ментальную карту и выясните, как ваши желания зависят друг от друга. Найдите самое главное желание, от которого зависят остальные. Покажите зависимость желаний на карте стрелками:

Разместите ментальную карту в своей комнате так, чтобы вы могли видеть ее перед сном и после пробуждения.

Итак, почему ментальная карта позволяет исполнять желания?

Потому что вы подходите к этому процессу с разных сторон.

Вы задействуете свои возможности, определяете главные желания, расставляете приоритеты.

Такой широкий и системный подход обязательно приведет вас к успеху, главное — замечать возможности, которые будут перед вами появляться, и использовать их!

«А если мои желания изменились?»

В случае, если ваши намерения изменились, карту можно пересмотреть и записать новые желания. Также можно заменять исполнившиеся желания другими.

Здесь >>> вы можете сделать ментальную карту online, а затем распечатать ее или установить на рабочий стол компьютера.

 


Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Ритуал — совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал (Википедия).

Магические ритуалы на исполнение желаний здесь >>>

² Гуа – особый графический символ. В зависимости от количества черт, входящих в символ, различают два вида гуа: триграмму и гексаграмму. Триграмма состоит из трех черт, их чередование образует восемь возможных комбинаций – ба-гуа (Википедия).

³ Фэншуй, или фэн-шуй — даосская практика символического освоения (организации) пространства (Википедия).

 

Как выучить таблицу умножения

Как легко выучить таблицу умножения

Почему таблицу умножения так трудно учить?

Помните, как вы в начальных классах впервые столкнулись с таблицей умножения? Трудно или легко вам было выучить ее наизусть? Помните ли вы ее сегодня? Несмотря на годы учения, многие люди с трудом оперируют таблицей умножения. Обычный человек дает примерно 10 процентов ошибочных ответов по таблице умножения. Даже умножение однозначных чисел, например, 8×7 или 9×7, может занять до двух секунд, при этом количество ошибок возрастает до 25 процентов. На выполнение операций с числами влияют несколько факторов.

Факторы

К ним относятся:

распознавание образов

ассоциативная память,

речь

Это три самых мощных и самых полезных особенностей человеческого мозга.

Таблица умножения легко.

До конца 70-х годов прошлого века психо- логи думали, что простые задачи на сложение и умножение решаются с помощью процесса счета непосредственно в оперативной памяти. В 1978 г. М. Эшкрафт и его коллеги начали серию экспериментов с молодыми людьми, чтобы проверить правильность этой идеи. Они обнаружили, что взрослые тратят одинаковое количество времени на сложение и умножение двух чисел. С ростом значения чисел время, необходимое для выполнения этих операций, тоже начинает расти, но остается одинаковым и для сложения, и для умножения. На получение результата сложения 2 + 3 или умножения 2×3 требуется менее секунды, но, чтобы сложить 8 + 7 или умножить 7×8, требуется уже примерно 1,3 секунды. Если умножение осуществляется в оперативной памяти, то разумно предположить, что на умножение двух чисел потребуется больше времени, чем на их сложение, поскольку при умножении счет удлиняется. После множества экспериментов Эшкрафт сделал вывод, единственно правильно согласующийся с экспериментальными данными: решения вычислительных задач отыскивались в однажды запомненной таблице, которая хранится в долговременной памяти. В оперативной памяти ни счета, ни обработки не происходит.

Оперативная память

Как выучить таблицу умножения

рубик кубикЭтому не следует удивляться по трем причинам. Во-первых, что точность нашего ментального представления множественности быстро падает с ростом величины числа. Во-вторых, имеет значение порядок, в котором мы обретаем арифметические навыки, поскольку мы лучше запоминаем то, с чего начинается обучение. Арифметику мы начинаем осваивать с простейших задач с небольшими числами, а сложные задачи с большими числами возни- кают в нашей практике позднее. В-третьих, поскольку маленькие числа встречаются в задачах чаще, чем большие, то наш опыт решения задач на умножение больших чисел очень незначителен.

Теперь вы можете спросить: «Ну и что? Мы сегодня пользуемся тем, что изучали в младших классах. Что же здесь необычного?» Может быть, это и не удивительно, но такой порядок совершенно не естественен. Дети в дошкольном возрасте используют свои врожденные представления о множественности для развития интуитивных стратегий счета, которые впоследствии помогают им осмыслить и измерить величины большего порядка.

Однако, поступая в первый класс, дети переживают неожиданный переход от интуитивного понимания числовых величин и стратегий счета к зубрежке арифметики. Неожиданно «освоение счета» теперь означает сбор и сохранение в памяти большой базы данных числовых знаний, которые необязательно могут иметь смысл. Дети к тому же обнаруживают, что некоторые слова, которые они используют в разговоре, в арифметике могут приобретать совершенно другое значение. Дети стараются одолеть эти трудности, связанные с перестройкой их ментальных арифметических и языковых систем.

Как легко запомнить таблицу умножения

тайны желанийК сожалению, многие из них в этом процессе лишаются интуитивных представлений об арифметике. Можно ли назвать интуитивно понятным наше преподавание таблицы умножения? По сути дела, нельзя. Многие часы занятий дети тратят огромное количество нервной энергии на то, чтобы запомнить таблицу умножения, совершая при этом множество ошибок и нелепостей. Нужно отметить, что это происходит в то же самое время, когда им почти без труда удается запоминать произношение, значение и написание Им нет необходимости повторять весь свой словарный запас на манер того, как они повторяют таблицу умножения. Более того, они запоминают имена своих друзей, адреса, номера телефонов и названия книг без каких-либо заметных проблем. Ясно, что их память отлично работает, пока речь не заходит о таблице умножения. Почему же ее так трудно запомнить и взрослым, и детям?

Одной из причин может являться то, что обучение таблице умножения противоречит нашим интуитивным представлениям. Обычно мы начинаем с умножения единицы и заканчиваем умножением 10. Если таблицу заучивать именно таким способом, то придется выучить 100 (10×10) отдельных случаев. Дети легко запоминают таблицы умножения на один и десять, поскольку они больше соответствуют их интуитивному пониманию числовых схем и десятипальцевой стратегии манипуляции с числами. За вычетом этих двух таблиц остается 64 отдельных случая (умножение каждого из чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). В самом начале этой главы мы отметили, что дети распознают коммутативность сложения к пятилетнему возрасту. Показав им коммутативность умножения (3×8 то же самое, что и 8×3), можно уменьшить 64 до всего лишь 36 (количество четырех пар идентичных чисел, например, 2×2 или 5×5, сократить не удается). Хотя полученное число случаев уже меньше, но оно все равно не решает проблемы.

Память мозга

Распознавание образов

вселенная и мозгЧеловеческий мозг великолепно распознает образы. В нашем сознании воспоминания возникают по ассоциации, то есть одна мысль заставляет вспомнить другую, хранящую- ся в долговременной памяти. Кто-то упоминает слона, и ассоциативные поля височных долей мозга порождают в вашем сознании соответствующий образ. Активируются различные места в долговременной памяти, и вы вспоминаете, как мама впервые повела вас в зоопарк. Лимбическая доля мозга сопровождает ваши воспоминания эмоциями. В зоопарке вас многое поражало, ибо вы не знали, что слоны такие большие, а жирафы такие высокие. Устанавливаются дополнительные связи, и вы живо представляете, как радовались ваши дети при первом посещении зоопарка. Способность мозга распознавать образы и мыслить ассоциативно — это одна из его наиболее сильных сторон, которая часто называется ассоциативной памятью. По сути, люди могут узнавать друг друга, даже не разглядывая лиц. С помощью ассоциативной памяти они могут быстро и точно узнавать известных им людей еще издалека по походке, силуэту, голосу и позам.

Виды памяти

мысль и полетАссоциативная память — это мощный инструмент, который позволяет нам устанавливать связи между фрагментарными данными. Она позволяет успешно пользоваться аналогиями и знаниями, обретенными в одной жизненной ситуации, применительно к совершенно новой обстановке. К сожалению, ассоциативная память перестает быть помощником тогда, когда дело касается таких вещей, как таблица умножения.

Это происходит потому, что мы запоминаем таблицу речевым способом, и речевые элементы привносят некоторую путаницу. У компьютера нет проблем с определением того, что 6×9 = 54, 7×8 = 56, а 8×8 = 64, поскольку каждое такое выражение является отдельным и четко определенным. В человеческом мозге все происходит иначе — сильно развитая способность мозга отыскивать во всем образы при произнесении таблицы вслух обнаруживает некий общий ритмический рисунок, мешая рассматривать эти три выражения независимо друг от друга. В результате образ 6×9 может активировать ряд других образов, включая 445, 54, 56 и 58, и ввести их в нашу оперативную память, затрудняя тем самым выбор правильного ответа.

Смешение образов

дым из ущейСмешение образов мешает нашей памяти отдельно запоминать результаты сложения и умножения. Например, нам труднее понять, что 2×3 = 5 является ложным утверждением, чем найти ошибку в том, что 2×3 = 7, поскольку первый результат является правильным, если производить не умножение, а сложение. Еще в 1990 г. К. Миллеру удалось экспериментально доказать, что освоению умножения мешает сложение. Он обнаружил, что ученики третьего класса, выучив таблицу умножения, начинают дольше задумываться над примерами на сложение, у них появляются ошибки типа 2 + 3 = 6. Последующие исследования подтвердили, что правильное запоминание фактов сложения и умножения в долговременной памяти для большинства детей остается проблемой.

Многие миллионы лет наш мозг развивался так, чтобы обеспечить нас всеми необходимыми для выживания способностями. К ним относятся распознавание образов, установление значимых связей и быстрая выработка суждений и заключений даже на основе незначительного объема информации. Нам легко осуществлять рудиментарный счет, благодаря нашим способностям использовать речь и устанавливать взаимно-однозначное соответствие между счетом и манипулированием пальцами.

Мозговая активность

загадка на стенеОднако наш мозг не приспособлен к тому, чтобы оперировать арифметическими фактами, необходимыми для осуществления точных вычислений, например, умножения, поскольку такие операции не входили в перечень средств, необходимых нашему виду для выживания. Исследования мозга показывают, что умножение требует координированной работы нескольких нейронных зон, то есть одновременного выполнения многих когнитивных операций. Следовательно, для выполнения умножения и точных вычислений нам необходимо подключать ментальные цепи, которые возникли для совершенно иных целей.

Речь.

Влияние языка на изучение умножения

желание в школеЕсли запоминать арифметические таблицы так трудно, то как нашему мозгу удается с этим все-таки справиться? Столкнувшись с трудностью запоминания арифметических фактов, наш мозг решил эту задачу с по- мощью вербальной памяти, которая представляет собой значительную и надежную часть системы обработки речи. Многие из нас продолжают хранить в вербальной памяти различную информацию, например, стихи и песни, которые мы заучивали много лет назад.

Практика

просмотр желанийУчителя давно признают великую силу языка и вербальной памяти. Они рекомендуют школьникам запоминать таблицу умножения как стихи, декламируя вслух. В результате вычисление оказывается связанным с языком, на котором оно изучается. Эта связь настолько сильна, что люди, знающие несколько языков, при выполнении арифметических действий думают на том языке, который для них является родным: переключаться на родной язык проще, чем учить арифметику заново.

Если вы хотите получить более подробное представление об этой связи между языком и точными арифметическими вычислениями, попытайтесь умножить пару двухзначных чисел, произнося при этом вслух алфавит. Вы обнаружите, что это довольно трудная зада- ча, поскольку проговаривание нуждается в тех же языковых зонах, которые необходимы для ментальных вычислений и размышлений.

Выводы.

веревка желанийОднако, несмотря на это кажущееся взаимодействие зон мозга, отвечающих за языковое и математическое мышление, нужно помнить, что эти две церебральные зоны анатомически никак не связаны и представляют собой отдельные образования. Их раздельное функционирование подтверждается также исследованиями, которые показали, что одна из зон может функционировать нормально даже в тех случаях, когда вторая повреждена. Поэтому учителям не следует думать, что ученики, у которых есть проблемы с обработкой речевой информации, обязательно будут испытывать трудности при выполнении арифметических операций, или наоборот.

Таблица умножения видео

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *